В месяцеслове Русской Церкви сегодня перечисляются поименно семь архангелов. Кроме известных из Священного Писания Михаила, Гавриила и Рафаила, упомянуты Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил и Иеремиил. Однако мало кто задумывается о том, откуда они вообще взялись. Ни у кого из древних отцов Церкви мы не находим этих имен. Древняя Церковь чтила поименно только первых трех архангелов. Римский собор 745 года (под председательством свт. Захарии, папы римского) определил: «Но мы, как нас учит святое апостольское служение и дает Божественная власть, не знаем более чем трех имен ангелов, то есть Михаил, Гавриил, Рафаил: иначе тайна бытия имен ангелов и демонов была бы открыта» (Concilium Romanum 745, actio tertia // Mansi JD — Sacrorum Conciliorum Nova Amplissima Collectio. Vol. 12. Сol. 384).
❤2👍2
Откуда же взялись остальные? Популярные и даже научные православные справочники дают смутную ссылку на некое церковное предание (которое не было известно древним отцам, странно, не правда ли?), а также на полуапокрифическую «Третью книгу Ездры», где действительно упоминаются Уриил, Салафиил и Иеремиил. На самом же деле, Варахиил упоминается в апокрифической «Третьей книге Еноха», а имя Иегудиила (как сообщает Википедия) известно только из откровения католического монаха Амадея Португальского (XV в.). Культ Иегудиила получил распространение на Западе с XV века, откуда его почитание было перенесено в «Жития святых» св. Димитрием Ростовским в самом конце XVII века. Смею предположить, что имена этих лжеархангелов были некритично восприняты только на славянской почве, вроде бы у греков они не почитаются. В службе Небесным силам бесплотным этих имен мы также не найдем.
👍7🔥2❤1
10 фактов об Ангелах
1. Ангелы – второй вид разумных существ во вселенной, кроме человека.
2. Ангелы находятся на небе и имеют одно занятие: воспевать хвалы Богу и служить Его Божественной воле.
3. Ангелы не способны к раскаянию, потому что не обладают телесностью.
4. Часть ангелов отпала от Бога, став бесами или демонами. Их точное количество неизвестно.
5. Особое служение ангелов – это хранение людей и мест. Ангелы-хранители есть не только у отдельных людей, но и у целых народов, городов, стран, церквей, домов и т. п.
6. Ангелы не имеют нужды в языке и слухе, они без слов сообщают друг другу собственные мысли и решения.
7. Они ограничены, так что когда они находятся на небе, их нет на земле, и наоборот. Но при этом, они не ограничиваются материальными преградами, как человек или животное.
8. У ангелов, в действительности, нет крыльев, они не обладают полом и не выглядят как юноши. Однако они могут принимать тот или иной облик при явлении людям, в зависимости от того, как могут воспринимать их смотрящие.
9. Появляясь перед людьми в человеческом образе, ангелы временно воспринимают воздушные тела и даже делают вид, что разговаривают и едят, как люди (Тов.12:19).
10. Нам известно только девять ангельских чинов, однако, по мнению некоторых отцов Церкви, их гораздо больше.
#богословие
1. Ангелы – второй вид разумных существ во вселенной, кроме человека.
2. Ангелы находятся на небе и имеют одно занятие: воспевать хвалы Богу и служить Его Божественной воле.
3. Ангелы не способны к раскаянию, потому что не обладают телесностью.
4. Часть ангелов отпала от Бога, став бесами или демонами. Их точное количество неизвестно.
5. Особое служение ангелов – это хранение людей и мест. Ангелы-хранители есть не только у отдельных людей, но и у целых народов, городов, стран, церквей, домов и т. п.
6. Ангелы не имеют нужды в языке и слухе, они без слов сообщают друг другу собственные мысли и решения.
7. Они ограничены, так что когда они находятся на небе, их нет на земле, и наоборот. Но при этом, они не ограничиваются материальными преградами, как человек или животное.
8. У ангелов, в действительности, нет крыльев, они не обладают полом и не выглядят как юноши. Однако они могут принимать тот или иной облик при явлении людям, в зависимости от того, как могут воспринимать их смотрящие.
9. Появляясь перед людьми в человеческом образе, ангелы временно воспринимают воздушные тела и даже делают вид, что разговаривают и едят, как люди (Тов.12:19).
10. Нам известно только девять ангельских чинов, однако, по мнению некоторых отцов Церкви, их гораздо больше.
#богословие
❤7👍4
Не ведет ли смирение к постоянному чувству вины и депрессии?
При правильном понимании смирения, приобретение этой добродетели не ведет человека к губительным состояниям, а наоборот, освобождает от них.
Во-первых, смиренномудрие как дар Божий не является искусственным «накручиванием» себя на греховность, а обнаруживает для человека объективную истину о самом себе. Игумен Петр (Мещеринов) пишет: «Безусловно, христианин должен свои грехи видеть и в них не оправдываться. Но христианство, помимо самоукорения, требует правды и трезвости. Нужно видеть именно свои грехи, а не выдавленную из себя почти патологическую “ко всем грехам причастность”. Если я никого не убил, и мыслей у меня таких не было, если я не угонял самолёты, не брал заложников, не грабил банки и т. д. – я совершенно не должен видеть свою причастность к этим грехам, и убеждать себя в таковой. А если я всё же буду этим заниматься, то я вместо христианства окажусь (в пределе) в психиатрической больнице. […] Видение своего падения – это вовсе не вменение себе в грех того, чего я не делал и не мыслил, не “накручивание” себя на некую “всегреховность”. Как я уже говорил, видеть своё падение – совместное дело человека и Бога: только в свете благодати Святого Духа, пришедшей в душу, человек может увидеть и почувствовать правду о себе и о роде человеческом. И в этом же свете человек начинает точно видеть и свои действительные грехи».
Во-вторых, смирение позволяет человеку освободиться от постоянной фальши, лжи себе и другим, что само по себе позволяет человеку находиться в согласии с Богом и самим собой. Это не препятствует ему ценить те Божьи дары, которые он находит в себе, использовать их на благо и благодарить за них. Христианское смирение не имеет ничего общего с лестью и пресмыкательством перед людьми, напротив, оно освобождает от страха человеческого. Свт. Иоанн Златоуст дает пояснение: «Что такое лесть, низость и пресмыкательство? Сива безвременно льстил Давиду, и оклеветал господина своего; еще более Ахитофел льстил Авессалому (2Цар. 16). Но Давид был не таков, а смиренномудр. Льстецы бывают лукавы. Так, например, волхвы некогда говорили: "Царь! вовеки живи!" (Дан.2:4). О Павле же в Деяниях Апостольских найдем много такого, когда он, беседуя с иудеями, не льстил, но смиренномудрствовал, потому что умел говорить и с дерзновением. Так, он говорил: "Мужи братия! не сделав ничего против народа или отеческих обычаев, я в узах из Иерусалима предан" (Деян.28:17). А что слова эти происходили от смиренномудрия, то слушай, как он упрекает их далее, говоря: "Хорошо Дух Святой сказал... слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите" (Деян.28:26)».
В-третьих, смирение предохраняет человека от чрезмерной печали, вызванной совершенными грехами. Прп. Никодим Святогорец объясняет это: «Погрешают те, которые почитают добродетелью чрезмерную печаль, бывающую у них после учинения греха, не разумея, что это происходит у них от гордости и самомнения, утверждающихся в том, что они слишком много надеются на себя и на силы свои. Ибо, думая о себе, что они суть нечто не малое, они взяли на себя многое, надеясь сами справиться с тем. Видя же теперь из опыта своего падения, что в них нет никакой силы, они изумляются, как встречающие нечто неожиданное, мятутся и малодушествуют, ибо видят падшим и простертым на земле тот самый истукан, т. е. себя самих, на который возлагали все свои чаяния и надежды. Но этого не бывает со смиренным, который на Единого Бога уповает, ничего решительно доброго не чая от себя самого. Посему и когда впадает в какое бы то ни было прегрешение, хотя чувствует тяготу этого и печалится, однако ж не мятется и не колеблется недоумениями, ибо знает, что это случилось с ним от его собственного бессилия, опыт которого в падении для него не неожиданная новость».
#мораль #духовнаяжизнь #ответынавопросы
При правильном понимании смирения, приобретение этой добродетели не ведет человека к губительным состояниям, а наоборот, освобождает от них.
Во-первых, смиренномудрие как дар Божий не является искусственным «накручиванием» себя на греховность, а обнаруживает для человека объективную истину о самом себе. Игумен Петр (Мещеринов) пишет: «Безусловно, христианин должен свои грехи видеть и в них не оправдываться. Но христианство, помимо самоукорения, требует правды и трезвости. Нужно видеть именно свои грехи, а не выдавленную из себя почти патологическую “ко всем грехам причастность”. Если я никого не убил, и мыслей у меня таких не было, если я не угонял самолёты, не брал заложников, не грабил банки и т. д. – я совершенно не должен видеть свою причастность к этим грехам, и убеждать себя в таковой. А если я всё же буду этим заниматься, то я вместо христианства окажусь (в пределе) в психиатрической больнице. […] Видение своего падения – это вовсе не вменение себе в грех того, чего я не делал и не мыслил, не “накручивание” себя на некую “всегреховность”. Как я уже говорил, видеть своё падение – совместное дело человека и Бога: только в свете благодати Святого Духа, пришедшей в душу, человек может увидеть и почувствовать правду о себе и о роде человеческом. И в этом же свете человек начинает точно видеть и свои действительные грехи».
Во-вторых, смирение позволяет человеку освободиться от постоянной фальши, лжи себе и другим, что само по себе позволяет человеку находиться в согласии с Богом и самим собой. Это не препятствует ему ценить те Божьи дары, которые он находит в себе, использовать их на благо и благодарить за них. Христианское смирение не имеет ничего общего с лестью и пресмыкательством перед людьми, напротив, оно освобождает от страха человеческого. Свт. Иоанн Златоуст дает пояснение: «Что такое лесть, низость и пресмыкательство? Сива безвременно льстил Давиду, и оклеветал господина своего; еще более Ахитофел льстил Авессалому (2Цар. 16). Но Давид был не таков, а смиренномудр. Льстецы бывают лукавы. Так, например, волхвы некогда говорили: "Царь! вовеки живи!" (Дан.2:4). О Павле же в Деяниях Апостольских найдем много такого, когда он, беседуя с иудеями, не льстил, но смиренномудрствовал, потому что умел говорить и с дерзновением. Так, он говорил: "Мужи братия! не сделав ничего против народа или отеческих обычаев, я в узах из Иерусалима предан" (Деян.28:17). А что слова эти происходили от смиренномудрия, то слушай, как он упрекает их далее, говоря: "Хорошо Дух Святой сказал... слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите" (Деян.28:26)».
В-третьих, смирение предохраняет человека от чрезмерной печали, вызванной совершенными грехами. Прп. Никодим Святогорец объясняет это: «Погрешают те, которые почитают добродетелью чрезмерную печаль, бывающую у них после учинения греха, не разумея, что это происходит у них от гордости и самомнения, утверждающихся в том, что они слишком много надеются на себя и на силы свои. Ибо, думая о себе, что они суть нечто не малое, они взяли на себя многое, надеясь сами справиться с тем. Видя же теперь из опыта своего падения, что в них нет никакой силы, они изумляются, как встречающие нечто неожиданное, мятутся и малодушествуют, ибо видят падшим и простертым на земле тот самый истукан, т. е. себя самих, на который возлагали все свои чаяния и надежды. Но этого не бывает со смиренным, который на Единого Бога уповает, ничего решительно доброго не чая от себя самого. Посему и когда впадает в какое бы то ни было прегрешение, хотя чувствует тяготу этого и печалится, однако ж не мятется и не колеблется недоумениями, ибо знает, что это случилось с ним от его собственного бессилия, опыт которого в падении для него не неожиданная новость».
#мораль #духовнаяжизнь #ответынавопросы
❤10🔥2
Почему без веры невозможно творить истинно добрых дел?
Для того, чтобы добрые дела имели ценность перед Богом они должны быть, во-первых, исполнением заповедей Божьих (то есть сознательным актом, направленным на угождение Богу), во-вторых, совершаться силой Божией (благодатью), а не нашими ограниченными силами.
Митрополит Стефан (Яворский) дает следующее объяснение: «Вечная жизнь, в которой возможно видение Лица Божия, является сверхъестественным делом, оставляющим позади всякое творение. Следовательно, должно быть сверхъестественными и делам, которыми заслуживается вечная жизнь, то есть они должны исходить от благодати Божией, а не от одного естества, чтобы существовало некое равенство и соответствие заслуг награде. Грешник же, пребывающий в грехах, поскольку не имеет Божией благодати, не может своими делами, исходящими не от благодати, но от одного естества, получить сверхъестественную награду. Всякое дело получает цену и достоинство от лица, его совершающего. Например, царское дело имеет большую цену и достоинство, чем если бы это же дело было сделано простым воином. Поэтому дела Христа имеют бесконечную цену и достоинство и дали так много для нашего избавления – Его дела исходили от Божественного Лица. Грешник же, пребывающий в грехах, не имеет Божией благодати, от которой его дела обретают цену и достоинство. Поэтому и дела его не имеют цены и достоинства у Бога. Как сам он ненавистен Богу, так и дела его, подобно жертве Каина, неприятны Богу». Кроме того, наличие некоторых добрых дел не решает вопроса о наличии злых дел: «Если бы грешник своими добрыми делами мог заслужить себе вечную жизнь, он был бы одновременно и сыном жизни, и сыном погибели, то есть из-за добрых дел был бы сыном жизни, а из-за грехов, в которых он пребывает, – сыном погибели. И как такая нелепость только может прийти в голову?».
Вера в Господа Иисуса Христа является необходимым условием получения благодати, без которой невозможно совершать дел веры, благодаря которым человек может спастись.
#богословие #мораль #ответынавопросы
Для того, чтобы добрые дела имели ценность перед Богом они должны быть, во-первых, исполнением заповедей Божьих (то есть сознательным актом, направленным на угождение Богу), во-вторых, совершаться силой Божией (благодатью), а не нашими ограниченными силами.
Митрополит Стефан (Яворский) дает следующее объяснение: «Вечная жизнь, в которой возможно видение Лица Божия, является сверхъестественным делом, оставляющим позади всякое творение. Следовательно, должно быть сверхъестественными и делам, которыми заслуживается вечная жизнь, то есть они должны исходить от благодати Божией, а не от одного естества, чтобы существовало некое равенство и соответствие заслуг награде. Грешник же, пребывающий в грехах, поскольку не имеет Божией благодати, не может своими делами, исходящими не от благодати, но от одного естества, получить сверхъестественную награду. Всякое дело получает цену и достоинство от лица, его совершающего. Например, царское дело имеет большую цену и достоинство, чем если бы это же дело было сделано простым воином. Поэтому дела Христа имеют бесконечную цену и достоинство и дали так много для нашего избавления – Его дела исходили от Божественного Лица. Грешник же, пребывающий в грехах, не имеет Божией благодати, от которой его дела обретают цену и достоинство. Поэтому и дела его не имеют цены и достоинства у Бога. Как сам он ненавистен Богу, так и дела его, подобно жертве Каина, неприятны Богу». Кроме того, наличие некоторых добрых дел не решает вопроса о наличии злых дел: «Если бы грешник своими добрыми делами мог заслужить себе вечную жизнь, он был бы одновременно и сыном жизни, и сыном погибели, то есть из-за добрых дел был бы сыном жизни, а из-за грехов, в которых он пребывает, – сыном погибели. И как такая нелепость только может прийти в голову?».
Вера в Господа Иисуса Христа является необходимым условием получения благодати, без которой невозможно совершать дел веры, благодаря которым человек может спастись.
#богословие #мораль #ответынавопросы
❤4👍1
Недавно услышал от одного христианина замечательную мысль, которая мне понравилась. Зачастую люди склонны понимать христианское учение о нравственности как набор правил, которые как бы нельзя нарушать, но хочется нащупать границу, в пределах которой можно чувствовать себя безопасно и не иметь угрызений совести. Но Евангелие говорит об изменении сердца человеческого, о перемене ума, когда человек не ищет лазейки, а с радостью стремиться к воплощению евангельских заповедей в своей жизни. Благодаря молитве, участию в Таинствах и постоянному исполнению этих заповедей, он находит удовольствие в Божьем законе и не мыслит своей жизни иначе. Именно к этому и нужно стремиться. Вместо низведения нравственного учения на свой уровень, просить Бога о том, чтобы полюбить Его закон и изменить свой ум так, чтобы не было жесткого внутреннего диссонанса. Это и есть свобода, которую пришел дать нам Христос.
#мораль #духовнаяжизнь #мысли
#мораль #духовнаяжизнь #мысли
❤21
Сегодня память вселенского учителя Церкви свт. Иоанна Златоуста (347-407). Человека, который беспощадно и бесстрашно обличал людские пороки (за что и пострадал) и чье сердце было наполнено любовью к людям.
За свою не очень длинную жизнь (60 лет) святитель сказал много замечательных проповедей и уделил внимание теме христианской семьи. Ниже оставлю несколько ссылок на мои исследования некоторых вопросов этой темы в творчестве св. Иоанна Златоуста.
Учение о нерасторжимости христианского брака
Аспекты супружеской близости
О любви, семье и верности
#мораль #иоаннзлатоуст #моиработы
За свою не очень длинную жизнь (60 лет) святитель сказал много замечательных проповедей и уделил внимание теме христианской семьи. Ниже оставлю несколько ссылок на мои исследования некоторых вопросов этой темы в творчестве св. Иоанна Златоуста.
Учение о нерасторжимости христианского брака
Аспекты супружеской близости
О любви, семье и верности
#мораль #иоаннзлатоуст #моиработы
❤6👍3
❄️Вот и пришел Рождественский пост. Поделюсь некоторыми мыслями о посте, с которыми можно не соглашаться, это то, к чему я пришел для себя.
🎯1. Нужно определить индивидуальные цели поста для себя, для своей семьи. И делать то, чтобы достичь их. Даже если это не прописано в церковном уставе. Не стоит пытаться подражать подвижникам, у них были свои цели, которые отличаются от наших. Попытка внедрить их духовный и телесный пост в свою жизнь, скорее приведет к унынию, чем реально принесет пользу.
🏋️♂️2. Не стоит пытаться делать из своего поста подвиг. Так будет меньше поводов для тщеславия и для уныния, если что-то не будет получаться. Просто не теряй время и делай, что можешь.
🎁3. Рождественский пост - благоприятное время для благотворительности. В этот период сама предпраздничная атмосфера побуждает к тому, чтобы совершать дела милосердия и делать посильные подарки нуждающимся.
🍲4. Единого для всех устава пищевого поста не существует. Каждый поститься в соответствии с индивидуальными особенностями и обстоятельствами. Поэтому говорить о нарушении поста, на мой взгляд, можно только в смысле отступления от личного намеченного плана, а не какого-то обязательного церковного правила. Совсем не поститься в постные периоды, конечно, неправильно, но и загонять себя и других в жёсткие рамки в плане наполнения этих дней, тоже будет крайностью. Напоминаю, что согласно церковным канонам, субботы и воскресенья всего года (кроме Четыредесятницы) освобождены полностью от поста.
Желаю всем душеполезно провести это время!
#мысли #духовнаяжизнь
🎯1. Нужно определить индивидуальные цели поста для себя, для своей семьи. И делать то, чтобы достичь их. Даже если это не прописано в церковном уставе. Не стоит пытаться подражать подвижникам, у них были свои цели, которые отличаются от наших. Попытка внедрить их духовный и телесный пост в свою жизнь, скорее приведет к унынию, чем реально принесет пользу.
🏋️♂️2. Не стоит пытаться делать из своего поста подвиг. Так будет меньше поводов для тщеславия и для уныния, если что-то не будет получаться. Просто не теряй время и делай, что можешь.
🎁3. Рождественский пост - благоприятное время для благотворительности. В этот период сама предпраздничная атмосфера побуждает к тому, чтобы совершать дела милосердия и делать посильные подарки нуждающимся.
🍲4. Единого для всех устава пищевого поста не существует. Каждый поститься в соответствии с индивидуальными особенностями и обстоятельствами. Поэтому говорить о нарушении поста, на мой взгляд, можно только в смысле отступления от личного намеченного плана, а не какого-то обязательного церковного правила. Совсем не поститься в постные периоды, конечно, неправильно, но и загонять себя и других в жёсткие рамки в плане наполнения этих дней, тоже будет крайностью. Напоминаю, что согласно церковным канонам, субботы и воскресенья всего года (кроме Четыредесятницы) освобождены полностью от поста.
Желаю всем душеполезно провести это время!
#мысли #духовнаяжизнь
Telegram
чтец Сергий Федоров
🥘Слышал, что апостольские правила запрещают поститься по субботам, кроме Великой субботы. Каким образом это следует соблюдать сегодня?
🍽Прежде всего, необходимо разобраться, что Церковь называет постом. В «Православном исповедании Кафолической и Апостольской…
🍽Прежде всего, необходимо разобраться, что Церковь называет постом. В «Православном исповедании Кафолической и Апостольской…
👍12❤2🔥2
Каким будет Царство Небесное и жизнь будущего века?
Там будут находиться обоженные люди – святые, их «радостью и весельем будет не что иное, как созерцание Блаженной Троицы, и духовный хор вместе с Ангелами» (Православное исповедание, Ч. 1, вопрос 126). Их тела станут духовными, и не будут иметь нужды в пище и питье (1Кор.15:50). Там не будет семейных союзов и деторождения, так как «в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф.22:30). Однако подлинная любовь никогда не прекратится (1Кор.13:8). Небо и земля будут вновь воссозданы в совершенном состоянии (Откр.21:1), все станет другим (Откр.21:5). Движение небесных тел прекратится (см.: Ис.60:20), так как «времени уже не будет» (Откр.10:6). Небесный город не будет иметь «нужды ни в солнце, ни в луне» (Откр.21:23), при этом небесные светила увеличат свою яркость (см.: Ис.30:26). Все то, что было создано для служения человеку в его земной жизни (растения, животные), прекратит свое существование.
Но самое главное то, что «после искупления, в прославленном теле, в будущей и вечной жизни, после дня Последнего Суда, Бог сообщит нам свет, которым мы будем видеть свет Божий, как говорит Псалмопевец: Ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем узрим свет (35:10); который, когда будет увиден, успокоит всякое желание всякой мудрости и красоты. Ибо в созерцании Высочайшего Блага заключаются все прочие блага, и наслаждение Им – полнота всякой радости» (Православное исповедание, Ч.1, вопрос 126).
#ответынавопросы #библия
Там будут находиться обоженные люди – святые, их «радостью и весельем будет не что иное, как созерцание Блаженной Троицы, и духовный хор вместе с Ангелами» (Православное исповедание, Ч. 1, вопрос 126). Их тела станут духовными, и не будут иметь нужды в пище и питье (1Кор.15:50). Там не будет семейных союзов и деторождения, так как «в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф.22:30). Однако подлинная любовь никогда не прекратится (1Кор.13:8). Небо и земля будут вновь воссозданы в совершенном состоянии (Откр.21:1), все станет другим (Откр.21:5). Движение небесных тел прекратится (см.: Ис.60:20), так как «времени уже не будет» (Откр.10:6). Небесный город не будет иметь «нужды ни в солнце, ни в луне» (Откр.21:23), при этом небесные светила увеличат свою яркость (см.: Ис.30:26). Все то, что было создано для служения человеку в его земной жизни (растения, животные), прекратит свое существование.
Но самое главное то, что «после искупления, в прославленном теле, в будущей и вечной жизни, после дня Последнего Суда, Бог сообщит нам свет, которым мы будем видеть свет Божий, как говорит Псалмопевец: Ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем узрим свет (35:10); который, когда будет увиден, успокоит всякое желание всякой мудрости и красоты. Ибо в созерцании Высочайшего Блага заключаются все прочие блага, и наслаждение Им – полнота всякой радости» (Православное исповедание, Ч.1, вопрос 126).
#ответынавопросы #библия
❤9👍1
📖Апостол Павел пишет: «…жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем, спасется через чадородие» (1Тим.2:14-15).
Было бы неверно понимать эти слова как а) обязательное условие для спасения всех женщин; б) то, что естественный процесс родов как-то приближает женщину к спасению. В данном случае, речь идет о том, что основным средством для спасения верующей женщины (если она находится в браке) служит труд материнства, предполагающий не только рождение, но и христианское воспитание детей. Поэтому эта фраза завершается так: «…если они пребудут в вере и любви и в святости с целомудрием».
Свт. Иоанн Златоуст поясняет эту мысль: «Бог дал ей немалое утешение, именно – рождение детей. Но это есть (дело) природы, – скажешь ты. И то (произошло от влияния) природы; ей даровано не только то (что зависит от природы), но и то, что относится к воспитанию детей. “Если пребудут в вере и любви и в святости с целомудрием”, то есть, если после рождения сохранят себя в любви и чистоте. В том не малая, но весьма великая будет состоять для них награда, что они воспитали ратоборцев Христу. Святынею он называет праведную жизнь, а целомудрием пристойность».
👨👩👧👦12 советов свт. Иоанна Златоуста по воспитанию детей
#библия #толкование #мораль #иоаннзлатоуст
Было бы неверно понимать эти слова как а) обязательное условие для спасения всех женщин; б) то, что естественный процесс родов как-то приближает женщину к спасению. В данном случае, речь идет о том, что основным средством для спасения верующей женщины (если она находится в браке) служит труд материнства, предполагающий не только рождение, но и христианское воспитание детей. Поэтому эта фраза завершается так: «…если они пребудут в вере и любви и в святости с целомудрием».
Свт. Иоанн Златоуст поясняет эту мысль: «Бог дал ей немалое утешение, именно – рождение детей. Но это есть (дело) природы, – скажешь ты. И то (произошло от влияния) природы; ей даровано не только то (что зависит от природы), но и то, что относится к воспитанию детей. “Если пребудут в вере и любви и в святости с целомудрием”, то есть, если после рождения сохранят себя в любви и чистоте. В том не малая, но весьма великая будет состоять для них награда, что они воспитали ратоборцев Христу. Святынею он называет праведную жизнь, а целомудрием пристойность».
👨👩👧👦12 советов свт. Иоанна Златоуста по воспитанию детей
#библия #толкование #мораль #иоаннзлатоуст
Telegram
чтец Сергий Федоров
👨👩👧👦12 советов свт. Иоанна Златоуста по воспитанию детей
«Если зло становится трудом неискоренимым, то это потому, что никто не заботится о детях, никто не говорит им о девстве, о благоразумии, о презрении к богатствам и славе, о том, что возвещено в…
«Если зло становится трудом неискоренимым, то это потому, что никто не заботится о детях, никто не говорит им о девстве, о благоразумии, о презрении к богатствам и славе, о том, что возвещено в…
❤6🔥1
Отказ от каких продуктов в пост вы считаете оправданным в современных условиях?
Anonymous Poll
57%
От мясных и молочных (по формальному признаку скоромного)
17%
От дорогих, чтобы сэкономить деньги для благотворительности (не ориентируясь на "скоромность")
2%
От высококалорийных
55%
От наиболее вкусных/любимых
3%
Поделюсь своим вариантом отдельно в комментариях
👍7🔥2
Библия о христианской семье
Мало кто из вступающих в брак (или состоящих в браке), собирающихся венчаться, знает, каковы отличительные черты христианского брака, в чем разница между мирскими представлениями о браке и Божественными установлениями. Между тем как, Священное Писание содержит конкретные принципы, без которых нельзя представить полноценный христианский брак.
1. Христианский брак – это пожизненный союз одного мужчины и одной женщины, который невозможно расторгнуть человеческим решением (Мф.19:4-6). Как писал св. Иоанн Златоуст, от нас зависит только свободное согласие на вступление в брак, а что будет после этого, уже не в нашей власти. Это впрочем не означает, что кто-либо обязан подвергать свое здоровье и жизнь неоправданной опасности в случае семейного насилия.
2. Попытка создать семью с разведенным человеком (при жизни его первого законного супруга) является прелюбодеянием, по словам Господа (Лк.16:18; Мк.10:11-12). Сколько бы ни было вокруг таких примеров. Единственное исключение – развод с некрещеной стороной по инициативе последней (1Кор.7:15). Это дает право уверовавшей стороне создать новый союз с верующим человеком.
3. Создавать союз нужно «только в Господе» (1Кор.7:39), с человеком единых христианских убеждений, который будет принимать в браке те же «правила игры». Союз с неверующим становится поводом ко многим конфликтам на почве веры и нравственности.
4. В христианской семье нет равноправия. Муж – глава, жена – помощница (1Кор.11:3). При этом муж должен любить жену и заботиться о ней, как о самом себе (Еф.5:25-28), не быть с ней суровым, не огорчать ее (Кол.3:19), а жена должна во всем (кроме греха) повиноваться мужу и уважительно относиться к нему (Еф.5:22,33). Неисполнение одной из сторон своих обязанностей, не освобождает от них автоматически другую сторону.
5. Обязанность воспитывать детей в соответствии с христианской нравственностью лежит как на муже (Еф.6:4), так и на жене (1Тим.5:10). Для замужней женщины христианское воспитание детей (а не что-либо другое) является основным средством к достижению спасения (1Тим.2:15).
6. Муж – духовный лидер своей семьи, который должен уметь доступно передать то, чему учат в церкви (1Кор.14:35).
7. В интимной жизни супруги абсолютно равны и должны взаимно удовлетворять половые потребности друг друга (1Кор.7:3-5). Однако им не позволено извращать супружеский акт, каким бы то ни было образом, искусственно препятствуя его естественным последствиям (Быт.38:9-10; Рим.1:26). Соответственно, один супруг не обязан вступать в противоестественные отношения по требованию другого супруга.
#брак #библия #мораль #отношения
Мало кто из вступающих в брак (или состоящих в браке), собирающихся венчаться, знает, каковы отличительные черты христианского брака, в чем разница между мирскими представлениями о браке и Божественными установлениями. Между тем как, Священное Писание содержит конкретные принципы, без которых нельзя представить полноценный христианский брак.
1. Христианский брак – это пожизненный союз одного мужчины и одной женщины, который невозможно расторгнуть человеческим решением (Мф.19:4-6). Как писал св. Иоанн Златоуст, от нас зависит только свободное согласие на вступление в брак, а что будет после этого, уже не в нашей власти. Это впрочем не означает, что кто-либо обязан подвергать свое здоровье и жизнь неоправданной опасности в случае семейного насилия.
2. Попытка создать семью с разведенным человеком (при жизни его первого законного супруга) является прелюбодеянием, по словам Господа (Лк.16:18; Мк.10:11-12). Сколько бы ни было вокруг таких примеров. Единственное исключение – развод с некрещеной стороной по инициативе последней (1Кор.7:15). Это дает право уверовавшей стороне создать новый союз с верующим человеком.
3. Создавать союз нужно «только в Господе» (1Кор.7:39), с человеком единых христианских убеждений, который будет принимать в браке те же «правила игры». Союз с неверующим становится поводом ко многим конфликтам на почве веры и нравственности.
4. В христианской семье нет равноправия. Муж – глава, жена – помощница (1Кор.11:3). При этом муж должен любить жену и заботиться о ней, как о самом себе (Еф.5:25-28), не быть с ней суровым, не огорчать ее (Кол.3:19), а жена должна во всем (кроме греха) повиноваться мужу и уважительно относиться к нему (Еф.5:22,33). Неисполнение одной из сторон своих обязанностей, не освобождает от них автоматически другую сторону.
5. Обязанность воспитывать детей в соответствии с христианской нравственностью лежит как на муже (Еф.6:4), так и на жене (1Тим.5:10). Для замужней женщины христианское воспитание детей (а не что-либо другое) является основным средством к достижению спасения (1Тим.2:15).
6. Муж – духовный лидер своей семьи, который должен уметь доступно передать то, чему учат в церкви (1Кор.14:35).
7. В интимной жизни супруги абсолютно равны и должны взаимно удовлетворять половые потребности друг друга (1Кор.7:3-5). Однако им не позволено извращать супружеский акт, каким бы то ни было образом, искусственно препятствуя его естественным последствиям (Быт.38:9-10; Рим.1:26). Соответственно, один супруг не обязан вступать в противоестественные отношения по требованию другого супруга.
#брак #библия #мораль #отношения
👍14👎4🤔3
Сегодня был день памяти апостола Филимона и его семьи. В свое время я писал диссертацию по посланию апостола Павла к Филимону. Трогательная история отношений двух христиан - хозяина и раба, реконструируется исследователями по этому короткому посланию, я описал ее в этой небольшой статье https://pravblog.ru/zhitiya-svyatyh/onisim-beglyj-rab-stavshij-svyatym-episkopom/
#моиработы #библия
#моиработы #библия
Православный блог
Онисим: беглый раб, ставший святым епископом | Православный блог
О жизни Церкви апостольского периода нам известно немногое. Поэтому, те небольшие сведения, которые мы находим на страницах Нового Завета необычайно важны для нас. Среди них трогательная и поучительная история беглого раба Онисима.
❤12👍1
📖Актуальные во все времена слова апостола Павла из сегодняшнего рядового чтения:
«Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения» (1Тим.6:3-4).
#библия #мораль #проблемыцерковнойжизни
«Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения» (1Тим.6:3-4).
#библия #мораль #проблемыцерковнойжизни
🤔3👍2❤1
Свт. Иоанн Златоуст объясняет, что незнание не освобождает человека от ответственности за преступления закона Божия:
«Настоящая жизнь есть поприще; на всяком шагу нужно иметь множество глаз, — и не должно думать, что для оправдания достаточно неведения. Будешь, непременно будешь наказан и за неведение, если оно не простительно. И иудеи были в неведении, однако ж их незнание не поставлено им в извинение. И язычники были в неведении, однако же не имеют оправдания. Когда не знаешь того, что знать невозможно, ты не будешь виновен. А когда того не знаешь, что можно и удобно познать, понесешь крайнее наказание. Притом же ежели не будем слишком беспечны, но употребим все возможные меры, Бог подаст нам руку и в неизвестном. Так Павел говорил филиппийцам: если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет (Фил.3:15). Когда же мы не хотим совершить того, что в нашей власти, то лишимся и этого содействия <...> Куда бы кто ни направился, удобно достигнет своего спасения, если захочет быть внимательным и не будет считать спасения делом маловажным» (Беседы на послание к Римлянам).
Последняя мысль особенно важна: кто будет по настоящему желать угодить Богу, того Он не оставит.
#мораль #духовнаяжизнь #иоаннзлатоуст
«Настоящая жизнь есть поприще; на всяком шагу нужно иметь множество глаз, — и не должно думать, что для оправдания достаточно неведения. Будешь, непременно будешь наказан и за неведение, если оно не простительно. И иудеи были в неведении, однако ж их незнание не поставлено им в извинение. И язычники были в неведении, однако же не имеют оправдания. Когда не знаешь того, что знать невозможно, ты не будешь виновен. А когда того не знаешь, что можно и удобно познать, понесешь крайнее наказание. Притом же ежели не будем слишком беспечны, но употребим все возможные меры, Бог подаст нам руку и в неизвестном. Так Павел говорил филиппийцам: если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет (Фил.3:15). Когда же мы не хотим совершить того, что в нашей власти, то лишимся и этого содействия <...> Куда бы кто ни направился, удобно достигнет своего спасения, если захочет быть внимательным и не будет считать спасения делом маловажным» (Беседы на послание к Римлянам).
Последняя мысль особенно важна: кто будет по настоящему желать угодить Богу, того Он не оставит.
#мораль #духовнаяжизнь #иоаннзлатоуст
❤11👍1
Протоиерей Николай Стеллецкий поясняет, что не всякое сожаление о содеянном следует считать сознанием греховности:
«В свободе, возвращаемой грешнику благодатным возбуждением, ему даруется некоторая независимость, конечно, для того, чтобы он решился идти по новому пути жизни. Но прежде этого решения он входит в себя, всматривается в свои силы, деяния, цели жизни – словом, в то состояние, в котором очутился и из которого желает освободиться теперь. Этим и полагается начало сознанию своей греховности. Его прежде всего надобно строго отличать от простого недовольства собственной жизнью или от сознания противоречия между врожденными нам склонностями и нашей случайной деятельностью под влиянием мимолетных аффектов и ложных мотивов. Часто случается, что человек, не узнавши своего индивидуального характера, увлекаемый случайными аффектами и ложными мотивами, решается на такой поступок, в котором сам же потом раскаивается. Точное познание сил, свойств и направлений нашего индивидуального характера и возникшее сознание несоответствия с ним наших постоянных или случайных действий и есть то, что натуралисты или вообще детерминисты хотели бы считать сознанием собственной виновности или греховности. Но такое сознание виновности, очевидно, не имеет нравственного значения или достоинства, его можно назвать сознанием ошибки, безрасчетливости, увлечения ложными мотивами или случайными аффектами, но никак не сознанием греховности в христианском смысле. При натуралистической или детерминистической точке зрения, собственно, и не может быть понятия греховности. Христианскому понятию греховности предшествует познание Бога и Его святой воли» (Опыт нравственного православного богословия в апологетическом освещении. Т. 1).
Очень интересное замечание. Можно очень жалеть о каком-то поступке, винить себя много лет, но так и не сознать себя грешником, не покаяться и не получить прощения у Бога. Поэтому абсурдно говорить о спасении неверующих, которые могут себя винить, но они в принципе не способны к сознанию своей греховности и покаянию.
#мораль #духовнаяжизнь
«В свободе, возвращаемой грешнику благодатным возбуждением, ему даруется некоторая независимость, конечно, для того, чтобы он решился идти по новому пути жизни. Но прежде этого решения он входит в себя, всматривается в свои силы, деяния, цели жизни – словом, в то состояние, в котором очутился и из которого желает освободиться теперь. Этим и полагается начало сознанию своей греховности. Его прежде всего надобно строго отличать от простого недовольства собственной жизнью или от сознания противоречия между врожденными нам склонностями и нашей случайной деятельностью под влиянием мимолетных аффектов и ложных мотивов. Часто случается, что человек, не узнавши своего индивидуального характера, увлекаемый случайными аффектами и ложными мотивами, решается на такой поступок, в котором сам же потом раскаивается. Точное познание сил, свойств и направлений нашего индивидуального характера и возникшее сознание несоответствия с ним наших постоянных или случайных действий и есть то, что натуралисты или вообще детерминисты хотели бы считать сознанием собственной виновности или греховности. Но такое сознание виновности, очевидно, не имеет нравственного значения или достоинства, его можно назвать сознанием ошибки, безрасчетливости, увлечения ложными мотивами или случайными аффектами, но никак не сознанием греховности в христианском смысле. При натуралистической или детерминистической точке зрения, собственно, и не может быть понятия греховности. Христианскому понятию греховности предшествует познание Бога и Его святой воли» (Опыт нравственного православного богословия в апологетическом освещении. Т. 1).
Очень интересное замечание. Можно очень жалеть о каком-то поступке, винить себя много лет, но так и не сознать себя грешником, не покаяться и не получить прощения у Бога. Поэтому абсурдно говорить о спасении неверующих, которые могут себя винить, но они в принципе не способны к сознанию своей греховности и покаянию.
#мораль #духовнаяжизнь
🔥4❤2🤔2
Свт. Иоанн Златоуст говорит о том, что каждому христианину необходимо знать и уметь защищать свою веру:
«Когда предстоит речь в защиту христианства, все потупляют глаза в землю, почесываются, зевают и осмеянные отступают. Какого негодования заслуживает это, когда у вас Христос представляется ниже плясуна, когда вы собираете тысячи доводов в защиту того, что делают для плясуна, не смотрят на то, что они люди самые презренные, а в защиту Христовых чудес, привлекших всю вселенную, не хотите даже ничего подумать, или сколько-нибудь позаботиться? Мы веруем в Отца и Сына и Святого Духа, в воскресение тел, в жизнь вечную. Теперь, если кто-нибудь из язычников спросит: кто этот Отец, кто Сын, кто Дух Святой? или: как-де вы сами, признавая трех богов, обвиняете нас в многобожии? – что вы скажете, что будете отвечать? Как отразите такое возражение? А что, если вы будете молчать, а вам предложат другой вопрос: какое это воскресение? В этом ли теле мы снова восстанем, или в другом? Если в этом, то зачем же оно должно разрушиться? Что вы на это скажете? А если еще спросят: для чего Христос пришел ныне, а не прежде? Или Он ныне только восхотел промышлять о людях, а во все прочее время не имел попечения о нас? Если станут допытываться, кроме этого, и еще о многом другом? Но нам нет нужды предлагать дальнейшие вопросы и оставлять их не решенными, чтобы не повредить через то более простым людям. А сказанного нами достаточно, чтобы отогнать от вас сон» (Беседы на Евангелие от Иоанна, 17).
XXI век на дворе, а большинство православных, как не знали и не хотели знать во что они верят, так и не знают.
#иоаннзлатоуст #вера
«Когда предстоит речь в защиту христианства, все потупляют глаза в землю, почесываются, зевают и осмеянные отступают. Какого негодования заслуживает это, когда у вас Христос представляется ниже плясуна, когда вы собираете тысячи доводов в защиту того, что делают для плясуна, не смотрят на то, что они люди самые презренные, а в защиту Христовых чудес, привлекших всю вселенную, не хотите даже ничего подумать, или сколько-нибудь позаботиться? Мы веруем в Отца и Сына и Святого Духа, в воскресение тел, в жизнь вечную. Теперь, если кто-нибудь из язычников спросит: кто этот Отец, кто Сын, кто Дух Святой? или: как-де вы сами, признавая трех богов, обвиняете нас в многобожии? – что вы скажете, что будете отвечать? Как отразите такое возражение? А что, если вы будете молчать, а вам предложат другой вопрос: какое это воскресение? В этом ли теле мы снова восстанем, или в другом? Если в этом, то зачем же оно должно разрушиться? Что вы на это скажете? А если еще спросят: для чего Христос пришел ныне, а не прежде? Или Он ныне только восхотел промышлять о людях, а во все прочее время не имел попечения о нас? Если станут допытываться, кроме этого, и еще о многом другом? Но нам нет нужды предлагать дальнейшие вопросы и оставлять их не решенными, чтобы не повредить через то более простым людям. А сказанного нами достаточно, чтобы отогнать от вас сон» (Беседы на Евангелие от Иоанна, 17).
XXI век на дворе, а большинство православных, как не знали и не хотели знать во что они верят, так и не знают.
#иоаннзлатоуст #вера
❤11🔥2👍1
✝️Сегодня память святого Климента, папы римского
Родился в I столетии по Рождестве Христовом. В древней Церкви он почитался как один из наиболее значимых и выдающихся христианских святых, был учеником апостолов Петра и Павла. Возможно, именно он упомянут в послании к Филиппийцам апостола Павла (Флп.4:3).
Некоторые авторы (Тертуллиан, блж. Иероним Стридонский и свт. Епифаний Кипрский) утверждают, что Климент был посвящен в сан епископа апостолом Петром. Никаких достоверных сведений о его служении и смерти не сохранилось. Так, в 80-х или 90-х гг. II века сщмч. Ириней Лионский утверждал, что из Римских епископов мученическую смерть принял только св. Телесфор (127/8-137/8). Однако начиная с IV века, Климент стал героем многочисленных легенд. С VI века широко известны сказания о его мученической кончине в Херсоне (Крым), благодаря чему почитание святого впоследствии распространилось в России.
На сегодняшний день одним из ярчайших бесспорных свидетельств о его личности и служении является дошедшее до нас (в списках) послание к Коринфской общине, написанное святым Климентом в связи произошедшим там возмущением местных христиан. Помимо авторитета автора послание обнаруживает его ревность, любовь и духовную мудрость.
Родился в I столетии по Рождестве Христовом. В древней Церкви он почитался как один из наиболее значимых и выдающихся христианских святых, был учеником апостолов Петра и Павла. Возможно, именно он упомянут в послании к Филиппийцам апостола Павла (Флп.4:3).
Некоторые авторы (Тертуллиан, блж. Иероним Стридонский и свт. Епифаний Кипрский) утверждают, что Климент был посвящен в сан епископа апостолом Петром. Никаких достоверных сведений о его служении и смерти не сохранилось. Так, в 80-х или 90-х гг. II века сщмч. Ириней Лионский утверждал, что из Римских епископов мученическую смерть принял только св. Телесфор (127/8-137/8). Однако начиная с IV века, Климент стал героем многочисленных легенд. С VI века широко известны сказания о его мученической кончине в Херсоне (Крым), благодаря чему почитание святого впоследствии распространилось в России.
На сегодняшний день одним из ярчайших бесспорных свидетельств о его личности и служении является дошедшее до нас (в списках) послание к Коринфской общине, написанное святым Климентом в связи произошедшим там возмущением местных христиан. Помимо авторитета автора послание обнаруживает его ревность, любовь и духовную мудрость.
❤7👍1