Чем отличается подзаконность человека в Ветхом и Новом Завете?
От верующих людей можно часто слышать, что раз христиане уже не находятся под законом, но под благодатью Христа, то стремление поставить их в рамки определенной дисциплины (богослужебной, канонической и т.п.) противоречит духу Нового Завета. Свт. Феофан Затворник в свое время отвечал на этот протестантский тезис следующее: «Свобода от подзаконности иудейской, дарованная нам о Христе Иисусе, не есть поставление нас вне всякой законности, а есть вывод из подзаконности иудейской, чтоб поставить под законность христианскую, не во внутренней только духовной жизни, но и во внешних порядках религиозной жизни». Никакому сообществу, объединенному одной целью, невозможно обойтись без определенных законов. Наличие таких универсальных законов – это и есть подзаконность христианская, а их адаптация к определенным условиям места, времени и лица – это пространство христианской свободы. Если в Ветхом Завете все законы были детально прописаны для всех одинаково, то в Новом Завете есть общее законодательство возможность его частного приложения к конкретным обстоятельствам. В Ветхом Завете было представлено руководство от внешнего к внутреннему, а в Новом – от внутреннего к внешнему. Примеры общих неизменных законов Церкви: универсальные нормы нравственности, апостольское преемство, Таинства, практика поста, молитвы, чтения Св. Писания. Примеры частного изменяемого приложения этих законов: разнообразные богослужебные чины, количество, продолжительность постов, разнообразные молитвенные правила и способы благотворительности.
Выстраивается такая схема – божественные законы (обязательны для всех и навсегда) – общецерковные дисциплинарные постановления (пространство свободы для церковного сообщества, но не для отдельного христианина; обязательны для всех до их отмены Вселенским собором) – местные церковные постановления (пространство свободы для церковного сообщества, но не для отдельного христианина; обязательны для верующих определенной территории до их отмены местным собором епископов) – личное благочестие, не регламентированное канонами (пространство свободы для христианина, единственным условием которого является деятельность в духе Евангелия).
#ответынавопросы #мораль #дисциплина #феофанзатворник
От верующих людей можно часто слышать, что раз христиане уже не находятся под законом, но под благодатью Христа, то стремление поставить их в рамки определенной дисциплины (богослужебной, канонической и т.п.) противоречит духу Нового Завета. Свт. Феофан Затворник в свое время отвечал на этот протестантский тезис следующее: «Свобода от подзаконности иудейской, дарованная нам о Христе Иисусе, не есть поставление нас вне всякой законности, а есть вывод из подзаконности иудейской, чтоб поставить под законность христианскую, не во внутренней только духовной жизни, но и во внешних порядках религиозной жизни». Никакому сообществу, объединенному одной целью, невозможно обойтись без определенных законов. Наличие таких универсальных законов – это и есть подзаконность христианская, а их адаптация к определенным условиям места, времени и лица – это пространство христианской свободы. Если в Ветхом Завете все законы были детально прописаны для всех одинаково, то в Новом Завете есть общее законодательство возможность его частного приложения к конкретным обстоятельствам. В Ветхом Завете было представлено руководство от внешнего к внутреннему, а в Новом – от внутреннего к внешнему. Примеры общих неизменных законов Церкви: универсальные нормы нравственности, апостольское преемство, Таинства, практика поста, молитвы, чтения Св. Писания. Примеры частного изменяемого приложения этих законов: разнообразные богослужебные чины, количество, продолжительность постов, разнообразные молитвенные правила и способы благотворительности.
Выстраивается такая схема – божественные законы (обязательны для всех и навсегда) – общецерковные дисциплинарные постановления (пространство свободы для церковного сообщества, но не для отдельного христианина; обязательны для всех до их отмены Вселенским собором) – местные церковные постановления (пространство свободы для церковного сообщества, но не для отдельного христианина; обязательны для верующих определенной территории до их отмены местным собором епископов) – личное благочестие, не регламентированное канонами (пространство свободы для христианина, единственным условием которого является деятельность в духе Евангелия).
#ответынавопросы #мораль #дисциплина #феофанзатворник
❤8
Свт. Феофан Затворник о том, что значит преданным Богу
«Преданный Богу не так говорит: что будет, то будет, решаясь на неверное, ничего не обещающее (в чем видится искушение Бога); но ясно сознает сообразность средств с целями или прозревает некоторым образом порядок своей жизни при всей неутомимой, трезвенной, зрелой и разумной деятельности, не присвояя себе знания всего, чем кончатся его жизнь и дела, к чему приведут они – к благу или злу для него самого и для других; а, желая только одного блага и славы Божией, молитвенно отдает Богу и себя, и свои силы, и свои дела, чтобы Он по мудрому, и благому, и праведному Своему совету благоустроил их, как хочет, иное отсекая, иное прибавляя, иное изменяя в ходе и направлении. Преданность в волю Божию не есть недеятельность. Она совмещает и усиленную деятельность, только без пристрастия к ней, без настойчивости, чтобы именно было по моей воле. Не есть она и пренебрежение своих дел, но радеет о них, только не ради их и себя. Преданный Богу во всем говорит: воля Господня да будет, по уверенности, что она будет ко благу. Ибо один Бог знает все и один Он может отвратить злое, если восхощет.
Следствием сего, самым близким и естественным, бывает успокоение в Боге. Сие успокоение не есть разлив блажности с разленением, какие бывают во плоти от полного удовлетворения ее нужд, но есть покой духа, истекающий из совершенной уверенности в том, что Бог, Коему он предал труды свои и дела, все благоустроит наилучшим образом к истинному и вечному благу. Это есть отсечение злой и съедающей душу и тело многозаботливости, которая не дает покоя человеку, коль скоро он берет свою участь на свое попечение, мятет его то сомнениями, то страхом и опасениями. Успокоенный в Боге не мятется так, ибо отсек сию злую страсть тем, что не сам собой правит своей участью, а предал себя Богу» (Начертание христианского нравоучения).
Дай, Боже, нам всем такое доверие и преданность Тебе!
#духовнаяжизнь #промысл #феофанзатворник
«Преданный Богу не так говорит: что будет, то будет, решаясь на неверное, ничего не обещающее (в чем видится искушение Бога); но ясно сознает сообразность средств с целями или прозревает некоторым образом порядок своей жизни при всей неутомимой, трезвенной, зрелой и разумной деятельности, не присвояя себе знания всего, чем кончатся его жизнь и дела, к чему приведут они – к благу или злу для него самого и для других; а, желая только одного блага и славы Божией, молитвенно отдает Богу и себя, и свои силы, и свои дела, чтобы Он по мудрому, и благому, и праведному Своему совету благоустроил их, как хочет, иное отсекая, иное прибавляя, иное изменяя в ходе и направлении. Преданность в волю Божию не есть недеятельность. Она совмещает и усиленную деятельность, только без пристрастия к ней, без настойчивости, чтобы именно было по моей воле. Не есть она и пренебрежение своих дел, но радеет о них, только не ради их и себя. Преданный Богу во всем говорит: воля Господня да будет, по уверенности, что она будет ко благу. Ибо один Бог знает все и один Он может отвратить злое, если восхощет.
Следствием сего, самым близким и естественным, бывает успокоение в Боге. Сие успокоение не есть разлив блажности с разленением, какие бывают во плоти от полного удовлетворения ее нужд, но есть покой духа, истекающий из совершенной уверенности в том, что Бог, Коему он предал труды свои и дела, все благоустроит наилучшим образом к истинному и вечному благу. Это есть отсечение злой и съедающей душу и тело многозаботливости, которая не дает покоя человеку, коль скоро он берет свою участь на свое попечение, мятет его то сомнениями, то страхом и опасениями. Успокоенный в Боге не мятется так, ибо отсек сию злую страсть тем, что не сам собой правит своей участью, а предал себя Богу» (Начертание христианского нравоучения).
Дай, Боже, нам всем такое доверие и преданность Тебе!
#духовнаяжизнь #промысл #феофанзатворник
❤8🔥1
Про два жизненных призвания
В Священном Писании Нового Завета описано два варианта жизненного призвания для христианина: безбрачие и брак. Упоминается ещё вдовство, но оно близко к безбрачию (просто наступает уже после освобождения от уз брака).
1) Безбрачие. Апостол Павел называет этот вариант предпочтительным для христианина: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1Кор.7:8). Почему же? Потому что неженатый может более полноценно посвятить свою жизнь Господу, не связывая себя заботами о семье: «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене» (1Кор.7:32-33). Ценность безбрачия для него, прежде всего, в свободе для служения Богу и людям. И это вовсе необязательно жизнь в монастыре (хотя и монашеская по духу).
Можно обратить внимание на то, что святой Павел не предусматривает безбрачия ради построения карьеры или чтобы «жить для себя», тем более, никаких свободных отношений. Безбрачную жизнь по эгоистическим мотивам он порицает, говоря о молодых вдовах, которые ни в брак не вступают, ни Богу не служат: «Они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно» (1Тим.5:13) и «сластолюбивая заживо умерла» (1Тим.5:6).
2) Брак. Путь брака предлагается апостолом для тех, кто не готов принять на себя подвиг безбрачия. Это также путь деятельной любви к Богу и ближнему, хотя и не такой непосредственный и свободный как безбрачие. Апостол описывает норму христианской жизни для молодой вдовы, которая может относиться и к любой замужней женщине: «Я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию» (1Тим.5:14).
Вывод: жизнь христианина не вполне ему принадлежит, она либо посвящается Богу и ближним (в том или ином статусе), либо душа гибнет в служении собственным страстям.
#мысли #библия #мораль #брак
В Священном Писании Нового Завета описано два варианта жизненного призвания для христианина: безбрачие и брак. Упоминается ещё вдовство, но оно близко к безбрачию (просто наступает уже после освобождения от уз брака).
1) Безбрачие. Апостол Павел называет этот вариант предпочтительным для христианина: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1Кор.7:8). Почему же? Потому что неженатый может более полноценно посвятить свою жизнь Господу, не связывая себя заботами о семье: «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене» (1Кор.7:32-33). Ценность безбрачия для него, прежде всего, в свободе для служения Богу и людям. И это вовсе необязательно жизнь в монастыре (хотя и монашеская по духу).
Можно обратить внимание на то, что святой Павел не предусматривает безбрачия ради построения карьеры или чтобы «жить для себя», тем более, никаких свободных отношений. Безбрачную жизнь по эгоистическим мотивам он порицает, говоря о молодых вдовах, которые ни в брак не вступают, ни Богу не служат: «Они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно» (1Тим.5:13) и «сластолюбивая заживо умерла» (1Тим.5:6).
2) Брак. Путь брака предлагается апостолом для тех, кто не готов принять на себя подвиг безбрачия. Это также путь деятельной любви к Богу и ближнему, хотя и не такой непосредственный и свободный как безбрачие. Апостол описывает норму христианской жизни для молодой вдовы, которая может относиться и к любой замужней женщине: «Я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию» (1Тим.5:14).
Вывод: жизнь христианина не вполне ему принадлежит, она либо посвящается Богу и ближним (в том или ином статусе), либо душа гибнет в служении собственным страстям.
#мысли #библия #мораль #брак
❤17👍2🔥1
Что значит (не) любить мир?
«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1Ин.2:15). «Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак.4:4). О чем идёт речь?
Слово Божие призывает верующих жить новой жизнью по духу. Она предполагает полную преданность Богу и последовательное соблюдение всех Его заповедей. Все, что несовместимо с этим образом жизни, должно быть исключено. Термином мир здесь называется не совокупность созданных Богом вещей, а все то, что противостоит Богу в нашем окружении - сами порочные люди и все то, что служит греховным страстям. Как пишет епископ Михаил (Лузин), «если нет в человеке греховной привязанности к миру, то он может пользоваться и утешаться всеми дарами его; но, как скоро он прилепляется к нему и начинает любить его, он становится для него грешным, злым, его не нужно любить, как грех, как зло. То же самое относится и ко всему, что есть в мире, и ко всем предметам мира, и ко всем людям, и ко всем животным, и вообще ко всем тварям: кто любит что-либо или кого-либо более, чем Бога, тот недостоин Бога и любви Его». Таким образом, грехом может стать не только употребление чего-то запретного, но и злоупотребление дозволенным.
👉Что значит жить в миру, но не по-мирски?
#ответынавопросы #библия #мораль #духовнаяжизнь
«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1Ин.2:15). «Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак.4:4). О чем идёт речь?
Слово Божие призывает верующих жить новой жизнью по духу. Она предполагает полную преданность Богу и последовательное соблюдение всех Его заповедей. Все, что несовместимо с этим образом жизни, должно быть исключено. Термином мир здесь называется не совокупность созданных Богом вещей, а все то, что противостоит Богу в нашем окружении - сами порочные люди и все то, что служит греховным страстям. Как пишет епископ Михаил (Лузин), «если нет в человеке греховной привязанности к миру, то он может пользоваться и утешаться всеми дарами его; но, как скоро он прилепляется к нему и начинает любить его, он становится для него грешным, злым, его не нужно любить, как грех, как зло. То же самое относится и ко всему, что есть в мире, и ко всем предметам мира, и ко всем людям, и ко всем животным, и вообще ко всем тварям: кто любит что-либо или кого-либо более, чем Бога, тот недостоин Бога и любви Его». Таким образом, грехом может стать не только употребление чего-то запретного, но и злоупотребление дозволенным.
👉Что значит жить в миру, но не по-мирски?
#ответынавопросы #библия #мораль #духовнаяжизнь
Telegram
чтец Сергий Федоров
Свт. Феофан Затворник о жизни христиан в миру
«Мнение, будто в мире нельзя спастись, верно, если жить по-мирски.
Но если в мире не жить по-мирски, то для спасения от сего беды нет. Сколько есть и было спасающихся в мире?! От чего и вам не вступить в число…
«Мнение, будто в мире нельзя спастись, верно, если жить по-мирски.
Но если в мире не жить по-мирски, то для спасения от сего беды нет. Сколько есть и было спасающихся в мире?! От чего и вам не вступить в число…
❤5👍3
👫В чем состоит супружеское целомудрие?
Целомудрие - внутренняя чистота, цельность помыслов и поступков. «Девство и брак — не для всех, а целомудрие — для всех», - говорит свт. Филарет Московский. В браке есть свои особенности соблюдения целомудрия, без которых не будет ни святости брака, ни семейного счастья.
1. Всецелая верность друг другу. Вступая в брак, супруги обещают хранить пожизненную верность друг другу. Но искушения никуда не исчезают и им нужно противостоять. Важно хранить верность не только в делах, но и в словах и в мыслях. Не позволять себе каких-либо мечтаний в отношении других лиц, флирта, и тем более, не осквернять свой ум порнографией. Свт. Иоанн Златоуст буквально рекомендовал мужчине считать всех женщин, кроме жены, каменными статуями, напоминая о том, что его тело больше не принадлежит ему в сексуальном аспекте.
2. Любовь вместо похоти. Как мы уже говорили, позитивный взгляд на телесные отношения разделяет в них любовь и похоть, то есть жажду обладания и использования человека ради самоудовлетворения. Супруги должны быть целомудренными и в этом, их близость должна выражать, углублять их любовь и преданность, а не быть средством эгоистического самоудовлетворения. Вопреки ошибочному мнению, мораль супружеских отношений существует, эта область жизни не исключена из под действия закона Божия. Поэтому сексуальные извращения (то есть то, что не соединяет двоих буквально в одну плоть) не являются правом супругов, но опошляют их отношения и делают их блудными.
3. Самообладание. Ещё до брака важно научиться самообладанию, контролю над своими желаниями. В браке это очень пригодится. Не всегда уместно и своевременно вступать в интимные отношения, поэтому любовь и целомудрие должны проявляться и в том, чтобы уметь ограничивать себя (но не другого человека!) ради общего блага. Человек, который не умеет этого, не сможет любить и быть целомудренным.
Как и любая добродетель, целомудрие даётся Богом, поэтому нужно молиться об этом.
#ответынавопросы #отношения #мораль #брак
Целомудрие - внутренняя чистота, цельность помыслов и поступков. «Девство и брак — не для всех, а целомудрие — для всех», - говорит свт. Филарет Московский. В браке есть свои особенности соблюдения целомудрия, без которых не будет ни святости брака, ни семейного счастья.
1. Всецелая верность друг другу. Вступая в брак, супруги обещают хранить пожизненную верность друг другу. Но искушения никуда не исчезают и им нужно противостоять. Важно хранить верность не только в делах, но и в словах и в мыслях. Не позволять себе каких-либо мечтаний в отношении других лиц, флирта, и тем более, не осквернять свой ум порнографией. Свт. Иоанн Златоуст буквально рекомендовал мужчине считать всех женщин, кроме жены, каменными статуями, напоминая о том, что его тело больше не принадлежит ему в сексуальном аспекте.
2. Любовь вместо похоти. Как мы уже говорили, позитивный взгляд на телесные отношения разделяет в них любовь и похоть, то есть жажду обладания и использования человека ради самоудовлетворения. Супруги должны быть целомудренными и в этом, их близость должна выражать, углублять их любовь и преданность, а не быть средством эгоистического самоудовлетворения. Вопреки ошибочному мнению, мораль супружеских отношений существует, эта область жизни не исключена из под действия закона Божия. Поэтому сексуальные извращения (то есть то, что не соединяет двоих буквально в одну плоть) не являются правом супругов, но опошляют их отношения и делают их блудными.
3. Самообладание. Ещё до брака важно научиться самообладанию, контролю над своими желаниями. В браке это очень пригодится. Не всегда уместно и своевременно вступать в интимные отношения, поэтому любовь и целомудрие должны проявляться и в том, чтобы уметь ограничивать себя (но не другого человека!) ради общего блага. Человек, который не умеет этого, не сможет любить и быть целомудренным.
Как и любая добродетель, целомудрие даётся Богом, поэтому нужно молиться об этом.
#ответынавопросы #отношения #мораль #брак
Telegram
чтец Сергий Федоров
👩❤️👨В продолжение темы актуализации церковного учения в современных официальных документах интересно обратить внимание на переосмысление значения человеческой сексуальности. Как я уже писал, христианским богословам прошлого была свойственна биологизация…
❤14
📿Церковь предписывает православным христианам молиться утром и вечером. Зачем это и насколько это важно?
Наряду с другими заповедями есть эта: «Непрестанно молитесь» (1Фес.5:17). Цель утреннего молитвословия (то есть особенного времени для совершения молитвенного правила), как пишет свт. Феофан Затворник, создание особенного молитвенного настроения на весь день – память о присутствии Бога в каждом моменте жизни и ревностное стремление исполнять Его волю. Не важно сколько молитв было произнесено, своими словами или по молитвослову, или это была одна молитва в течении какого-то периода времени, главное достигнуть обозначенной цели. Кроме того, мы благодарим Бога за прошедшую ночь, просим благословить все наши дела, сохранить нас от греха и от всех бед. Начало дня во многом определяет все его течение. Без этого просто невозможно исполнить заповедь о непрестанной молитве в течении дня, а значит и не получится вести духовную жизнь правильно. Пренебрежение к этому правилу неизбежно приведет к охлаждению веры и нерадению об исполнении остальных заповедей.
Но важно не только начать день с Богом, но и завершить. Вечером мы благодарим Его за прожитый день, просим прощения за совершенные грехи и о сохранении нас в течении ночи, когда мы беззащитны. Никто не знает проснется ли он утром, поэтому важно лечь спать с чистой совестью и под Божьим покровом.
👉🏼Св. Августин о значении ежедневного молитвенного правила
#ответынавопросы #мораль #молитва #духовнаяжизнь #библия
Наряду с другими заповедями есть эта: «Непрестанно молитесь» (1Фес.5:17). Цель утреннего молитвословия (то есть особенного времени для совершения молитвенного правила), как пишет свт. Феофан Затворник, создание особенного молитвенного настроения на весь день – память о присутствии Бога в каждом моменте жизни и ревностное стремление исполнять Его волю. Не важно сколько молитв было произнесено, своими словами или по молитвослову, или это была одна молитва в течении какого-то периода времени, главное достигнуть обозначенной цели. Кроме того, мы благодарим Бога за прошедшую ночь, просим благословить все наши дела, сохранить нас от греха и от всех бед. Начало дня во многом определяет все его течение. Без этого просто невозможно исполнить заповедь о непрестанной молитве в течении дня, а значит и не получится вести духовную жизнь правильно. Пренебрежение к этому правилу неизбежно приведет к охлаждению веры и нерадению об исполнении остальных заповедей.
Но важно не только начать день с Богом, но и завершить. Вечером мы благодарим Его за прожитый день, просим прощения за совершенные грехи и о сохранении нас в течении ночи, когда мы беззащитны. Никто не знает проснется ли он утром, поэтому важно лечь спать с чистой совестью и под Божьим покровом.
👉🏼Св. Августин о значении ежедневного молитвенного правила
#ответынавопросы #мораль #молитва #духовнаяжизнь #библия
Telegram
чтец Сергий Федоров
Программа молитвенного дела от свт. Феофана Затворника
«Правило молитвенное есть безопасная ограда молитвы. Молитва есть внутреннее дело, а правило молитвенное внешнее.
Но как без тела человек не полный человек, так и без правила молитвенного молитва…
«Правило молитвенное есть безопасная ограда молитвы. Молитва есть внутреннее дело, а правило молитвенное внешнее.
Но как без тела человек не полный человек, так и без правила молитвенного молитва…
❤13👍5
👨👩👦👦Общие обязанности членов семьи (по книге свт. Феофана Затворника «Начертание христианского нравоучения»)
"Под главой и все семейство – все члены его. Они прежде всего должны:
1) иметь у себя главу, не оставаться без нее, никак не позволять, чтобы их было две или больше того. Сего требует простое благоразумие и благо их же самих иначе невозможное.
2) Потом, когда есть глава, ей во всем повиноваться, не вносить своих распоряжений, своевольно не начинать ничего и не опускать приказанного.
3) Между собой жить в крепком мире и согласии, в союзе сердечном: разрозненность сил расслабляет и останавливает успех.
4) Из сего мира и взаимная помощь, и взаимносодействие: ты тому помоги, а тот тебе.
5) Наконец, выходя во вне, не должно выносить сора. Внешние пусть и знают только внешнее. Что бывает внутри, то должно быть священной для всего дома тайной. Надо и словом и делом защищать честь своего дома: сам не срами его делом худым, не говори худого; защити, когда слышишь что; Богом же благословенная честь дома – это благонравная, чистая и благочестная жизнь всех членов его, всем ведомая и всех с уважением и доверием обращающая к ним".
👉🏼Обязанности главы семейства
#мораль #брак #отношения
"Под главой и все семейство – все члены его. Они прежде всего должны:
1) иметь у себя главу, не оставаться без нее, никак не позволять, чтобы их было две или больше того. Сего требует простое благоразумие и благо их же самих иначе невозможное.
2) Потом, когда есть глава, ей во всем повиноваться, не вносить своих распоряжений, своевольно не начинать ничего и не опускать приказанного.
3) Между собой жить в крепком мире и согласии, в союзе сердечном: разрозненность сил расслабляет и останавливает успех.
4) Из сего мира и взаимная помощь, и взаимносодействие: ты тому помоги, а тот тебе.
5) Наконец, выходя во вне, не должно выносить сора. Внешние пусть и знают только внешнее. Что бывает внутри, то должно быть священной для всего дома тайной. Надо и словом и делом защищать честь своего дома: сам не срами его делом худым, не говори худого; защити, когда слышишь что; Богом же благословенная честь дома – это благонравная, чистая и благочестная жизнь всех членов его, всем ведомая и всех с уважением и доверием обращающая к ним".
👉🏼Обязанности главы семейства
#мораль #брак #отношения
Telegram
чтец Сергий Федоров
👨🦳Обязанности главы семейства (по книге свт. Феофана Затворника «Начертание христианского нравоучения»):
«Глава семейства, кто бы ни был ею, должен восприять на себя полную и всестороннюю заботу о всем доме, по всем частям, и иметь неусыпное попечение о…
«Глава семейства, кто бы ни был ею, должен восприять на себя полную и всестороннюю заботу о всем доме, по всем частям, и иметь неусыпное попечение о…
❤5👍3
Духовная мотивация от свт. Иоанна Златоуста:
«Разве ты не знаешь, что подобно тому, как мы, вверяя деньги своим слугам, требуем у них отчета в каждом оболе, – так и Бог потребует от нас отчета в днях нашей жизни, как мы прожили каждый день? Что же мы скажем? Чем же будем оправдываться, когда потребуют у нас отчета о том дне? Ради тебя воссияло солнце, луна осветила ночь, заблистал разнообразный сонм звезд; ради тебя подули ветры, потекли реки; ради тебя произрасли семена, поднялись растения, течение природы удержало свой порядок, явился день и прошла ночь; и все это сделано ради тебя; а ты, в то время как твари служат тебе, исполняешь волю диавола? Получив от Бога столь великий дом, т.е., этот мир, ты не отдал Ему своего долга?» (Беседа против оставивших церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища).
#мораль #иоаннзлатоуст
«Разве ты не знаешь, что подобно тому, как мы, вверяя деньги своим слугам, требуем у них отчета в каждом оболе, – так и Бог потребует от нас отчета в днях нашей жизни, как мы прожили каждый день? Что же мы скажем? Чем же будем оправдываться, когда потребуют у нас отчета о том дне? Ради тебя воссияло солнце, луна осветила ночь, заблистал разнообразный сонм звезд; ради тебя подули ветры, потекли реки; ради тебя произрасли семена, поднялись растения, течение природы удержало свой порядок, явился день и прошла ночь; и все это сделано ради тебя; а ты, в то время как твари служат тебе, исполняешь волю диавола? Получив от Бога столь великий дом, т.е., этот мир, ты не отдал Ему своего долга?» (Беседа против оставивших церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища).
#мораль #иоаннзлатоуст
❤23
Задали вопрос относительно морали супружеских отношений. К сожалению, годной православной литературы на эту тему не могу посоветовать, ее просто нет. Зато есть хорошие материалы католических авторов, которые подробно и аргументировано поясняют эти вопросы, не впадая в крайности (то есть не ищут во всем грех, но и извращения не поощряют). Поскольку учение о браке у нас с ними одинаковое, то смело могу рекомендовать. Из англоязычного это сайт Catholic intimacy, который ведут специалисты по морали супружеских отношений, и глава из книги моралиста Ж. Гризе (1929-2018) «Путь Иисуса Христа» (все можно легко перевести в онлайн-переводчике). На русском языке это книга о. Ксаверия Кнотца «Секс: неизвестное об известном для христианских супругов» (есть в интернете) - подробно, с юмором и всерьез. В любом источнике можно найти недостатки и есть что критиковать, но я за то, чтобы брать все лучшее и думать при этом своей головой.
#мораль #брак #отношения
#мораль #брак #отношения
👍7👎5🔥4🤔1
О зрелищах
24-е правило Трулльского собора: «Никому из числящихся в священном чине или монахов да не будет позволено ходить на скачки или присутствовать на театральных игрищах. И даже если какого-либо клирика позовут на брак, то, как только начнутся вводящие в соблазн игрища, да восстанет и тотчас удалится, ибо так повелевает учение наших отцов. Если же кто-либо будет уличен в нарушении этого правила, пусть или перестанет, или будет извержен».
51-е правило Трулльского собора: «Святой Вселенский собор совершенно запрещает устраивать так называемые мимические представления, а кроме того, зрелища звериной травли и пляски на сцене. Если же кто-либо пренебрежет настоящим правилом и предастся чему-то из этого запрещенного, то если он клирик, да будет извержен, а если мирянин – отлучен». В толковании этого правила Иоанн Зонара пишет: «Строгость евангельской жизни требует, чтобы верные жили не распущено и рассеяно, но как прилично святым. Поэтому сие правило запретило все то, что не по необходимости вносит рассеянность в душу, ослабляет и расшатывает ее настроение, и возбуждает бурные взрывы смеха и хохот, как то представления смехотворцев».
В наше время многие верующие смотрят на эти вещи легкомысленно и не видят никакой проблемы. Хотя ничего принципиально не поменялось и нормы нравственности остаются прежними. Христианину не следует быть зрителем и участником зрелищ, провоцирующих жестокость (различные виды боев с нанесением тяжких увечий), похоть (порнографические, эротические представления, непристойные пляски), неумеренный и непристойный произвольный смех (юмористические передачи, цирк), рассеянность, азарт, тщеславие и алчность (зрелищно-коммерческий спорт).
#мораль #учениецеркви
24-е правило Трулльского собора: «Никому из числящихся в священном чине или монахов да не будет позволено ходить на скачки или присутствовать на театральных игрищах. И даже если какого-либо клирика позовут на брак, то, как только начнутся вводящие в соблазн игрища, да восстанет и тотчас удалится, ибо так повелевает учение наших отцов. Если же кто-либо будет уличен в нарушении этого правила, пусть или перестанет, или будет извержен».
51-е правило Трулльского собора: «Святой Вселенский собор совершенно запрещает устраивать так называемые мимические представления, а кроме того, зрелища звериной травли и пляски на сцене. Если же кто-либо пренебрежет настоящим правилом и предастся чему-то из этого запрещенного, то если он клирик, да будет извержен, а если мирянин – отлучен». В толковании этого правила Иоанн Зонара пишет: «Строгость евангельской жизни требует, чтобы верные жили не распущено и рассеяно, но как прилично святым. Поэтому сие правило запретило все то, что не по необходимости вносит рассеянность в душу, ослабляет и расшатывает ее настроение, и возбуждает бурные взрывы смеха и хохот, как то представления смехотворцев».
В наше время многие верующие смотрят на эти вещи легкомысленно и не видят никакой проблемы. Хотя ничего принципиально не поменялось и нормы нравственности остаются прежними. Христианину не следует быть зрителем и участником зрелищ, провоцирующих жестокость (различные виды боев с нанесением тяжких увечий), похоть (порнографические, эротические представления, непристойные пляски), неумеренный и непристойный произвольный смех (юмористические передачи, цирк), рассеянность, азарт, тщеславие и алчность (зрелищно-коммерческий спорт).
#мораль #учениецеркви
👍8❤1
Прп. Никодим Святогорец о духовной купле-продаже
«Наш мир, братья мои христиане, – это ярмарка, а время жизни каждого человека – благоприятная пора, чтобы накупить на этой ярмарке разных вещей, потом продать их, получить прибыль и стать крупным торговцем. Так наш Господь дал десять мин десяти Своим рабам и велел им пустить их в оборот и преумножить к Его Второму пришествию. Призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь (Лк.19:13).
Григорий Богослов разделяя слова Господа, тоже сравнивает нашу жизнь с ярмаркой и торговлей, из которой каждый во время своей жизни извлекает прибыль: Иди по жизни, будто бы по ярмарке. Торгуйся. Можно выгадать за малое – Великое и за пустое – вечное» (Благонравие христиан).
#мораль #духовнаяжизнь #библия
«Наш мир, братья мои христиане, – это ярмарка, а время жизни каждого человека – благоприятная пора, чтобы накупить на этой ярмарке разных вещей, потом продать их, получить прибыль и стать крупным торговцем. Так наш Господь дал десять мин десяти Своим рабам и велел им пустить их в оборот и преумножить к Его Второму пришествию. Призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь (Лк.19:13).
Григорий Богослов разделяя слова Господа, тоже сравнивает нашу жизнь с ярмаркой и торговлей, из которой каждый во время своей жизни извлекает прибыль: Иди по жизни, будто бы по ярмарке. Торгуйся. Можно выгадать за малое – Великое и за пустое – вечное» (Благонравие христиан).
#мораль #духовнаяжизнь #библия
❤13
Свт. Николай Сербский о грехах против второй заповеди
«Мы сами грешим против веры в единого Бога и поступаем, как язычники, когда объедаемся и опиваемся, так что желудок становимся нашим богом. Или когда мы начинаем обожествлять деньги, имущество, превозносить свою личность, или государство, или народ, или цивилизацию» (Катехизис Восточной Православной Церкви).
#мораль
«Мы сами грешим против веры в единого Бога и поступаем, как язычники, когда объедаемся и опиваемся, так что желудок становимся нашим богом. Или когда мы начинаем обожествлять деньги, имущество, превозносить свою личность, или государство, или народ, или цивилизацию» (Катехизис Восточной Православной Церкви).
#мораль
❤15👍4🔥1
Свт. Тихон Задонский об общественных бедствиях как проявлении гнева Божия
«Когда неприятель поднимает оружие и наступает на наше отечество, это означает не что иное, как гнев Божий, грехами нашими возгоревшийся. Также, когда нивы наши не приносят нам плода, или бывают частые пожары, или расширяется моровая язва, или иное какое бедствие на нас находит, – Бог наказывает нас общим бедствием, чтобы мы в чувство пришли и покаялись.
Этот праведный Божий гнев воздвигают хотя и всякие грехи, но особенно неправедные суды, мздоимства, клятвопреступления, обиды и зло по отношению к вдовам, сиротам и прочим бедным, проливание неповинных слез, взаимная неправда в торговле, взаимное похищение, воровство, взаимная лесть, лукавство, ложь и обман, когда друг друга остерегаются и друг другу ни в чем не верят. Сюда надлежит мерзкая нечистота, когда люди не ужасаются осквернять ложа ближних своих и прочие нечистоты совершать, за которые первый мир потопом, а Содом и Гоморра – огнем и серой, – праведным Божиим гневом погублены.
Тот же праведный гнев Божий действует и в той стране, в которой то пожары, от которых города и веси пустеют, то оскудения хлеба и голод, то слышится о падении многих тысяч людей от военного оружия, от чего все отечество в беду впадает: люди нищают, общая казна истощается и исчезает, жалостно возносится плач, рыдание и вопль осиротевших детей, вдовствующих жен, матерей, лишившихся своих сынов, павших на брани, всех сынов отечества объемлет печаль и скорбь, смущает страх и ужас отчаяния неблагополучного конца войны.
В таких бедственных обстоятельствах, когда люди карающей Божией руки не чувствуют, и не только от грехов не отстают и не каются, но и грехи ко грехам прилагают, должно непременно ожидать еще большего общего бедствия.
Поэтому как и всегда, а особенно в таких случаях, должно всем вместе, познав и признав свои грехи и беззакония, единодушно из глубины сердца возвысить глас: Господи Боже сил! обрати ны, и просвети лице Твое, и спасемся (Пс. 79, 8), и… молитвы к Богу проливать. Ибо общие грехи наказываются общим наказанием, а потому должно общим и покаянием умилостивлять Бога. А беззаконных клятвопреступников, хищников, мздоимцев, слезы бедных проливающих, неповинно осуждающих и прочих беззаконников, как общую язву отечества, кому от Бога меч правосудия предан, должно смирять и судом праведным всякому воздавать по делам его, да и сами судьи земные не будут посечены мечом праведного суда Божьего, и жребий с неверными не воспримут. Худо и беззаконно там снисхождение являть, где должно употреблять строгость и правосудие. Снисхождение там нужно, где от немощи грехи делаются, чему и всякий добрый подвержен. А бесстрашие и безбожие должно строго наказывать, как общую моровую язву, чтобы и прочие имели страх и не заразились».
#мораль
«Когда неприятель поднимает оружие и наступает на наше отечество, это означает не что иное, как гнев Божий, грехами нашими возгоревшийся. Также, когда нивы наши не приносят нам плода, или бывают частые пожары, или расширяется моровая язва, или иное какое бедствие на нас находит, – Бог наказывает нас общим бедствием, чтобы мы в чувство пришли и покаялись.
Этот праведный Божий гнев воздвигают хотя и всякие грехи, но особенно неправедные суды, мздоимства, клятвопреступления, обиды и зло по отношению к вдовам, сиротам и прочим бедным, проливание неповинных слез, взаимная неправда в торговле, взаимное похищение, воровство, взаимная лесть, лукавство, ложь и обман, когда друг друга остерегаются и друг другу ни в чем не верят. Сюда надлежит мерзкая нечистота, когда люди не ужасаются осквернять ложа ближних своих и прочие нечистоты совершать, за которые первый мир потопом, а Содом и Гоморра – огнем и серой, – праведным Божиим гневом погублены.
Тот же праведный гнев Божий действует и в той стране, в которой то пожары, от которых города и веси пустеют, то оскудения хлеба и голод, то слышится о падении многих тысяч людей от военного оружия, от чего все отечество в беду впадает: люди нищают, общая казна истощается и исчезает, жалостно возносится плач, рыдание и вопль осиротевших детей, вдовствующих жен, матерей, лишившихся своих сынов, павших на брани, всех сынов отечества объемлет печаль и скорбь, смущает страх и ужас отчаяния неблагополучного конца войны.
В таких бедственных обстоятельствах, когда люди карающей Божией руки не чувствуют, и не только от грехов не отстают и не каются, но и грехи ко грехам прилагают, должно непременно ожидать еще большего общего бедствия.
Поэтому как и всегда, а особенно в таких случаях, должно всем вместе, познав и признав свои грехи и беззакония, единодушно из глубины сердца возвысить глас: Господи Боже сил! обрати ны, и просвети лице Твое, и спасемся (Пс. 79, 8), и… молитвы к Богу проливать. Ибо общие грехи наказываются общим наказанием, а потому должно общим и покаянием умилостивлять Бога. А беззаконных клятвопреступников, хищников, мздоимцев, слезы бедных проливающих, неповинно осуждающих и прочих беззаконников, как общую язву отечества, кому от Бога меч правосудия предан, должно смирять и судом праведным всякому воздавать по делам его, да и сами судьи земные не будут посечены мечом праведного суда Божьего, и жребий с неверными не воспримут. Худо и беззаконно там снисхождение являть, где должно употреблять строгость и правосудие. Снисхождение там нужно, где от немощи грехи делаются, чему и всякий добрый подвержен. А бесстрашие и безбожие должно строго наказывать, как общую моровую язву, чтобы и прочие имели страх и не заразились».
#мораль
❤7👍1
О свободе
«Свобода есть одно из проявлений образа Божия в человеческой природе. По словам святого Григория Нисского, человек стал боговидным и блаженным, будучи почтен свободой (Слово об усопших). На этом основании в своей пастырской и духовнической практике Церковь бережно относится к внутреннему миру человека и его свободе выбора. Подчинение воли человека с помощью манипуляций или насилия некоему внешнему авторитету рассматривается как нарушение порядка, установленного Богом» (Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека).
👉🏼Не является ли понуждение человека к сохранению православной веры и повиновению Церкви нарушением его свободы?
#мораль #учениецеркви
«Свобода есть одно из проявлений образа Божия в человеческой природе. По словам святого Григория Нисского, человек стал боговидным и блаженным, будучи почтен свободой (Слово об усопших). На этом основании в своей пастырской и духовнической практике Церковь бережно относится к внутреннему миру человека и его свободе выбора. Подчинение воли человека с помощью манипуляций или насилия некоему внешнему авторитету рассматривается как нарушение порядка, установленного Богом» (Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека).
👉🏼Не является ли понуждение человека к сохранению православной веры и повиновению Церкви нарушением его свободы?
#мораль #учениецеркви
Telegram
чтец Сергий Федоров
🔎Не является ли понуждение человека к сохранению православной веры и повиновению Церкви нарушением его свободы?
Следует различать людей некрещеных (внешних) и крещеных. Св. Никодим (Милаш) пишет: «Принудительность, к которой прибегает Церковь нисколько не…
Следует различать людей некрещеных (внешних) и крещеных. Св. Никодим (Милаш) пишет: «Принудительность, к которой прибегает Церковь нисколько не…
👍7🔥4
Свт. Иоанн Тобольский о происходящих с христианином бедах от других людей
«Твердо запечатлей в душе своей, что никогда Бог не попустит, чтобы чужая злая воля могла причинить тебе какое бы то ни было зло, которое не послужило бы тебе в пользу, если только ты сам себе самому не повредишь. И кто может сделать нам зло, если мы будем ревнителями всего доброго?» (Илиотропион).
#промысл #мораль
«Твердо запечатлей в душе своей, что никогда Бог не попустит, чтобы чужая злая воля могла причинить тебе какое бы то ни было зло, которое не послужило бы тебе в пользу, если только ты сам себе самому не повредишь. И кто может сделать нам зло, если мы будем ревнителями всего доброго?» (Илиотропион).
#промысл #мораль
❤16
Церковь об отдыхе и удовольствиях жизни
«Наша Святая Церковь не препятствует участию в радостях и удовольствиях жизни. Напротив, она считает их необходимыми для здоровья и благополучия верующих. Однако требуется, чтобы они не были вредны ни для тела, ни для души, не отнимали время для труда и были умеренны.
Удовольствия разнообразны: одни для отдыха тела, а другие – для отдыха души. Таким образом, те, кто занят умственным трудом, находят отдых и удовольствие в физических упражнениях, а те, кто работает руками – в занятиях ума, с тем, чтобы поддерживать правильный баланс между телесными и духовными силами.
Каждый может извлечь пользу из физических упражнений, прогулок и любования красотой природы, прослушивания музыки, походов в театр и кино с нравственным и здоровым содержанием и, без сомнения, из чтения плодотворных книг о духовной жизни.
Хороший отдых приносит человеку удовлетворение и придает ему новых сил для возвращения к обычной работе. Но плохой отдых приводит к унынию и отвращению к работе».
📖 Учение православной христианской веры - катехизис Румынской Православной Церкви, Ч. 3, п. 193 (Învăţătură de credinţă creştină ortodoxă).
#мораль #учениецеркви
«Наша Святая Церковь не препятствует участию в радостях и удовольствиях жизни. Напротив, она считает их необходимыми для здоровья и благополучия верующих. Однако требуется, чтобы они не были вредны ни для тела, ни для души, не отнимали время для труда и были умеренны.
Удовольствия разнообразны: одни для отдыха тела, а другие – для отдыха души. Таким образом, те, кто занят умственным трудом, находят отдых и удовольствие в физических упражнениях, а те, кто работает руками – в занятиях ума, с тем, чтобы поддерживать правильный баланс между телесными и духовными силами.
Каждый может извлечь пользу из физических упражнений, прогулок и любования красотой природы, прослушивания музыки, походов в театр и кино с нравственным и здоровым содержанием и, без сомнения, из чтения плодотворных книг о духовной жизни.
Хороший отдых приносит человеку удовлетворение и придает ему новых сил для возвращения к обычной работе. Но плохой отдых приводит к унынию и отвращению к работе».
📖 Учение православной христианской веры - катехизис Румынской Православной Церкви, Ч. 3, п. 193 (Învăţătură de credinţă creştină ortodoxă).
#мораль #учениецеркви
👍14❤1👏1
В связи с днём памяти свт. Иоанна Златоуста публикую его поучение новоначальным христианам о том, как проводить свой рабочий день:
«С великим усердием приходите сюда (в церковь - С.Ф.) с рассветом воздавать Богу всяческих молитвы и исповедания, благодарить за уже дарованное и просить о том, чтобы удостоиться великой помощи в сохранении этого в будущем. Таким образом, по отшествии отсюда каждый да примется за надлежащие ему дела со всем благоговением. Один пусть поспешит к трудам своих рук, другой да поторопится в воинский строй, а третий к государственным делам. Но пусть каждый приступит к делам со страхом и трепетом и проводит дневное время [с мыслью] о том, что в вечернее время он снова должен прийти сюда, отдать Владыке отчет за весь день и попросить прощения за согрешения. Ибо невозможно, даже если мы тысячу раз будем остерегаться, не оказаться нам ответственными за многие и различные прегрешения: неуместное ли что сказали, или слушали пустые разговоры, или воздвигли в помышлении неподобающий помысел, или несдержанно взглянули, или понапрасну и впустую потратили время без всякого толка.
И потому каждый вечер нам подобает просить прощения у Владыки за все это и прибегать и взывать к Божиему человеколюбию. Проводя с трезвением ночное время, таким образом нам опять [надлежит] готовиться к утреннему исповеданию, чтобы каждый из нас, управляя своей жизнью, смог безопасно пересечь море настоящей жизни и удостоиться Владычнего человеколюбия. И когда призовет время собрания, следует всему предпочитать духовные [вещи] и присутствие в Церкви, чтобы мы безопасно управляли и тем, что в руках» (Огласительные гомилии).
Святитель описывает практику вечернего исповедания грехов перед Богом за повседневные грехи.
#духовнаяжизнь #мораль #иоаннзлатоуст
«С великим усердием приходите сюда (в церковь - С.Ф.) с рассветом воздавать Богу всяческих молитвы и исповедания, благодарить за уже дарованное и просить о том, чтобы удостоиться великой помощи в сохранении этого в будущем. Таким образом, по отшествии отсюда каждый да примется за надлежащие ему дела со всем благоговением. Один пусть поспешит к трудам своих рук, другой да поторопится в воинский строй, а третий к государственным делам. Но пусть каждый приступит к делам со страхом и трепетом и проводит дневное время [с мыслью] о том, что в вечернее время он снова должен прийти сюда, отдать Владыке отчет за весь день и попросить прощения за согрешения. Ибо невозможно, даже если мы тысячу раз будем остерегаться, не оказаться нам ответственными за многие и различные прегрешения: неуместное ли что сказали, или слушали пустые разговоры, или воздвигли в помышлении неподобающий помысел, или несдержанно взглянули, или понапрасну и впустую потратили время без всякого толка.
И потому каждый вечер нам подобает просить прощения у Владыки за все это и прибегать и взывать к Божиему человеколюбию. Проводя с трезвением ночное время, таким образом нам опять [надлежит] готовиться к утреннему исповеданию, чтобы каждый из нас, управляя своей жизнью, смог безопасно пересечь море настоящей жизни и удостоиться Владычнего человеколюбия. И когда призовет время собрания, следует всему предпочитать духовные [вещи] и присутствие в Церкви, чтобы мы безопасно управляли и тем, что в руках» (Огласительные гомилии).
Святитель описывает практику вечернего исповедания грехов перед Богом за повседневные грехи.
#духовнаяжизнь #мораль #иоаннзлатоуст
❤16👍4
Прп. Иоанн Дамаскин о том, что сейчас делает Иисус Христос на небесах
«После же воскресения из мертвых Христос устранил от Себя все страсти; разумею: тление, как голод, так и жажду, сон и утомление и подобное. Ибо, хотя Он и после воскресения вкусил пищу (см. Лк. 24:43), но не в силу закона естества, ибо Он не взалкал; а в силу цели Домостроительства, давая уверение в истинности Своего воскресения, [утверждая] что это плоть, пострадавшая и воскресшая; из частей же естества Он не устранил от Себя никакой: ни тела, ни души, но имеет и тело, и душу, одаренную как разумом, так и умом, как способностью желания, так и способностью действования, и таким образом сидит одесную Отца, и Божески, и человечески желая нашего спасения и совершая, Божески – как промышление о всех вещах, так и сохранение, и управление, человечески же – помня о Своих занятиях, бывших на земле, и видя, и зная, что Ему поклоняется всякая разумная тварь. Ибо святая Его душа знает, что она и ипостасно соединена с Богом Словом и что она вместе с Ним встречает поклонение, как душа Бога, а не как просто душа» (Точное изложение православной веры).
#богословие
«После же воскресения из мертвых Христос устранил от Себя все страсти; разумею: тление, как голод, так и жажду, сон и утомление и подобное. Ибо, хотя Он и после воскресения вкусил пищу (см. Лк. 24:43), но не в силу закона естества, ибо Он не взалкал; а в силу цели Домостроительства, давая уверение в истинности Своего воскресения, [утверждая] что это плоть, пострадавшая и воскресшая; из частей же естества Он не устранил от Себя никакой: ни тела, ни души, но имеет и тело, и душу, одаренную как разумом, так и умом, как способностью желания, так и способностью действования, и таким образом сидит одесную Отца, и Божески, и человечески желая нашего спасения и совершая, Божески – как промышление о всех вещах, так и сохранение, и управление, человечески же – помня о Своих занятиях, бывших на земле, и видя, и зная, что Ему поклоняется всякая разумная тварь. Ибо святая Его душа знает, что она и ипостасно соединена с Богом Словом и что она вместе с Ним встречает поклонение, как душа Бога, а не как просто душа» (Точное изложение православной веры).
#богословие
👍10❤2
Свт. Иоанн Златоуст о том, почему Господь попустил экономическое неравенство
«Чтобы нам можно было жить безопасно, для этого общим у нас сделано все, от чего зависит наша жизнь; а чтобы нам иметь случай заслужить венцы и похвалы, для этого деньги не сделаны общими, – дабы мы, отвращаясь любостяжания и любя правду, и раздавая свое имение нуждающимся, могли таким способом получать некоторое облегчение в своих грехах» (Беседы о статуях, 2)
#мораль #иоаннзлатоуст
«Чтобы нам можно было жить безопасно, для этого общим у нас сделано все, от чего зависит наша жизнь; а чтобы нам иметь случай заслужить венцы и похвалы, для этого деньги не сделаны общими, – дабы мы, отвращаясь любостяжания и любя правду, и раздавая свое имение нуждающимся, могли таким способом получать некоторое облегчение в своих грехах» (Беседы о статуях, 2)
#мораль #иоаннзлатоуст
❤13👍1