чтец Сергий Федоров – Telegram
чтец Сергий Федоров
758 subscribers
378 photos
7 videos
29 files
456 links
Магистр богословия / Катехизатор / Религиовед / Клирик Русской Православной Церкви (МП)

Для тех, кто хочет быть православным и не отключать голову

Задать мне вопрос https://news.1rj.ru/str/lector_sergey_bot

Поддержать меня 5469 4000 4166 2961 (сбер)
Download Telegram
Свт. Феофан Затворник о заблуждениях Л. Н. Толстого

«На днях один помещик рязанский, знакомый лишь письменно, – учь большая, временно живет в С.-Петербурге, прислал мне рукопись Льва Толстого башибузука. Врага Божия и слуги диавола. Заглавие: в чем моя вера? – 35 л., говорит, был я безбожником. Теперь принял учение Христа. Но и Христос у него не наш, – и учение не нашего Христа Бога.

Он осчастливить хочет человечество. Вот проект счастливой жизни: 1) не противься злу, пусть бьют, режут, грабят, – терпи, но молчи, не защищайся. 2) Суды не нужны, ни полиция, ни войско. 3) Присяга – преступна; 4) Воевать богопротивно. 5) Разводить не следует, даже и при прелюбодеянии супругов. Доказывает, криво толкуя слова Господа в нагорной беседе, – Матф. 5:21–48, с большими натяжками.

В тоне речи – непрестанно изрыгаются хулы на церковь, которая у него иначе не называется, как извратительницею учения Христова. <…> Надо что-нибудь предпринять против. Зло разрушительное» (Собрание писем, вып. 7, п. 1169).
#мораль #феофанзатворник
12
👩‍❤️‍👨В продолжение темы актуализации церковного учения в современных официальных документах интересно обратить внимание на переосмысление значения человеческой сексуальности. Как я уже писал, христианским богословам прошлого была свойственна биологизация этой сферы (интимные отношения как способ зачать ребенка и погасить вспышки «внутреннего огня»). В христианском мейнстриме близость супругов не ассоциировалась с любовью, разве что с постыдной страстью. В XX веке произошли серьезные культурные изменения в этой сфере. Появились различные исследования и теории, описывающие роль сексуальности в жизни человека. Произошла сексуальная революция, секс стал рассматриваться отдельно от его репродуктивной функции (распространение доступных средств контрацепции и «права на аборт»), как «личное дело каждого», появилось представление о существовании разных «сексуальных ориентаций». В общем, много чего произошло. И христианскому сообществу нужно было на это реагировать, сформулировать церковное учение о сексуальности.

Сначала процесс переосмысления и актуализации произошел в Римо-Католической Церкви, вслед за этим подобные процессы начались и в Православии. С учетом открытий, исследований, культурных изменений, в конце XX - начале XXI столетия Церковь сформулировала свое социальное учение, впервые подчеркнув значимость супружеского акта как средства выражения целомудренной любви, полной общности, «единомыслия душ и телес» супругов (см.: Основы социальной концепции РПЦ. Х.6), и как блага, «которое служит углублению взаимной любви супругов и их преданности совместной жизни» (За жизнь мира. На пути к социальному этосу Православной Церкви, §24. Документ Константинопольского Патриархата). Короче говоря, была признана ценность этих отношений, как союза двух любящих друг друга личностей. При этом, Церковь продолжает отстаивать богооткровенные истины о браке, как союзе мужчины и женщины, о рождении и воспитании детей как одной из важных целей брака, об аморальности гомосексуальных актов и т. п.

Понятие похоти, в данной парадигме, не отождествляется с сексуальным желанием как таковым, но только с таким, которое эгоистично и извращено. Это уточнение позволяет понять, в каком смысле «сексуальная любовь в браке должна быть целомудренной и чистой, лишенной похотливости (lewdness), разврата (lechery), насилия и самоудовлетворения» (Суждения Священного Синода Православной Церкви в Америке о браке, семье, сексуальности и святости жизни). Сексуальная объективация объявлена грехом. Какое-либо насильственное принуждение к близости со стороны одного из супругов также несовместимо с супружеской любовью.

В связи с признанием такого значения супружеской близости, на мой взгляд, нуждаются в переосмыслении и другие частные вопросы. Если она не рассматривается как «терпимое зло», но как благо, то и вопрос о частоте контактов/воздержании должен рассматриваться как законное проявление взаимной любви/добровольное обоюдное ограничение в качестве дара Богу.

Разумеется, что этот позитивный взгляд не учтен в репринтных изданиях книг на тему христианского брака, да и во многих современных изданиях. И этот конфликт парадигм (постыдная страсть vs. богодарованный способ выразить любовь и единение супругов) будет еще долго путать чад церковных. Достаточно посмотреть комментарии на эту тему в любом православном паблике, чтобы увидеть взаимоисключающие точки зрения.

👉🏼Что говорят современные церковные документы о человеческой сексуальности?
#брак #отношения #мораль #учениецеркви #мысли
6👍1🤔1
💦 Популярные вопросы о крещенской воде

👉Крещение Господне – что это за праздник?

Крещение Господне (Богоявление) – один из 12-ти великих праздников. В этот день вспоминается событие крещения Господа Иисуса Христа от Иоанна Крестителя перед выходом на общественное служение. Рассказ о крещении содержится в Евангелии.

👉Что такое крещенская вода?

Крещенская вода (агиасма) – вода, освященная великим чином в праздник Богоявления. Освящение воды свидетельствует об обновлении и восстановлении через Христа всего творения, пораженного грехом, и служит к прославлению Бога.

👉Правда ли, что вся вода на земле становится святой в ночь праздника?

Нет, только та, которую освятили. Для освящения воды существует специальный церковный чин с призыванием благодати Святого Духа.

👉Отличается ли вода, освященная накануне праздника, от той что освящается в сам праздник?

Не отличается ничем, для освящения используется один и тот же чин. Происхождение обычая освящать воду дважды не ясно, однако он давно является общепринятым.

👉Нужно ли окунаться в проруби?

Традиция погружаться в ледяную воду не имеет к церковным обычаям никакого отношения. Она ровным счетом ничего не дает для души человека, не очищает грехи, а вот переохлаждение можно заработать.

👉Как использовать святую воду?

Ее принято с благоговением пить, окроплять людей, предметы, помещения (включая сараи и туалет), а также помазываться. Чудесные свойства воды упоминаются в молитве на освящение: дар освящения, очищение обыденных грехов, исцеление от болезней и страстей, защита от демонов. Однако следует помнить, что святыня не действует магическим образом и может быть полезной только тому, кто верит в Господа и исполняет Его заповеди. 

👉Можно ли пить ее после приема пищи?

Можно, церковный Устав дает об этом специальное указание: «Знай, что не от принятия пищи в нас нечистота, но от наших дурных дел. А будучи очищенными от них, мы можем без сомнения пить эту святую воду».

👉Нужно ли набирать святую воду в большом количестве на год?

В этом нет никакой необходимости. Достаточно набрать небольшой сосуд и, при нужде, разбавлять из него обычную воду в течении года.
👍17
Если вам полезны и интересны мои материалы, и у вас есть желание поддержать меня как автора канала, можно сделать это по номеру карты 5469 4000 4166 2961 (сбер) Я буду благодарен.
10👍2
🤝Какие обязанности по отношению к ближним есть у христианина?

В общем виде обязанность христианина по отношению к каждому человеку заключается в том, чтобы любить его ради Бога (то есть желать ему спасения). Более конкретно это означает делать добро ближнему и не делать ему зла.

В зависимости от положения и ситуации, обязанности по отношению к ближним могут быть конкретизированы. Можно сформулировать это в виде общего правила: каждый должен делать то, к чему его обязывает Божий закон в его индивидуальных обстоятельствах. Никто не обязывается к тому, чтобы поступать во вред себе при исполнении обязанностей по отношению к ближним, если только он сам добровольно не принял на себя особые обязательства (например, военные или полицейские, в некоторых случаях обязаны отдать свою жизнь ради ближнего, поскольку заранее подписали соответствующий контракт).

Особые обязательства есть у тех людей, под ответственностью которых находятся другие. Это относится к правителям, командирам, начальникам, священнослужителям, главам семейств. Свои обязанности есть и у людей семейных. Подробное рассмотрение всех этих обязанностей см. в Начертании христианского нравоучения.

По отношению к умершим есть свои особые обязанности:

а) способствовать похоронить, если есть нужда;

б) приносить за них молитвы, жертвы и милостыни;

в) никак не злословить и не осуждать;

г) исполнять их последнюю добрую волю;

д) с благодарностью вспоминать об их добре и стараться подражать их назидательным обычаям и поддерживать их;

е) если это прославленные святые, следует почитать их, молиться им и подражать их жизни в вере.
#мораль #ответынавопросы
👍63
Поздравляю вас с праздником Крещения Господня!

Сегодняшний праздник - хороший повод задуматься о том, зачем когда-то мы сами приняли Крещение и какие плоды оно дало для нас к сегодняшнему дню. Действительно ли мы родились заново и стали новыми людьми с иными мышлением и поведением или ничего принципиально не меняется? Как вера влияет на нашу повседневную жизнь: отношения с Богом, другими людьми и с самим собой? Сегодняшнее апостольское чтение за богослужением напоминает о программе нашей жизни на земле: «Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит.2:11-13).

👉🏼От чего мы отреклись в Крещении?
6👍1
Обязан ли христианин любить ближнего более, чем себя?

Спаситель говорит о правильной любви к себе, как об образце любви к ближнему: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:39). В том, что касается души, христианину следует любить себя более, чем ближнего. Следует предпочитать личное духовное благо благу ближнего. Так, если христианин оказался в ситуации, где совершив грех, он может спасти ближнего, он не должен спасать его, нанося вред своей души. Однако в том, что касается временных благ, христианин должен быть готов, при необходимости, пожертвовать ими ради блага ближнего.
#мораль #ответынавопросы
10🔥2👍1
🧎Необходимые условия успеха в молитве: что говорит Библия?

1. Нужно просить с верой: «Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, - будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, - и будет вам» (Мк.11:23-24). «Да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» (Иак.1:6-7).

2. Нужно просить с твердостью и постоянством: «Просите, и дано будет вам, ищите и найдете, толкайте, и открыто будет вам. Ибо всякий, кто просит, получает, и кто ищет, находит, и стучащему отворят» (Мф.7:7-8).

3. Нужно самому быть слушателем и исполнителем закона Божия: «Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва – мерзость» (Притч.28:9). «Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит» (Притч.15:29). Исключение: покаянная молитва. Молитва грешного мытаря была принята Богом.

4. Нужно быть в мире с ближними, без гнева и обиды: «Когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших» (Мк.11:25-26). «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф.5:23-24). «Прости ближнему твоему обиду, и тогда по молитве твоей отпустятся грехи твои» (Сир.28:2).

5. Нужно просить на добро, а не для удовлетворения греховных страстей: «Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак.4:3).

6. Молитва не должна быть многословной: «Молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны. Не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф.6:7-8). О разнице между многословием и продолжительностью в молитве.

7. Во время молитвы следует удалить от себя все другие заботы, чтобы молитва наша была чистая и приятная Богу, и чтобы Он не сказал и о нас то же, что о лицемерах: «Люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мк.7:6).

👉🏼Зачем молиться, если Бог и так все знает и желает нам блага?
#библия #молитва #духовнаяжизнь
10👍1
Чем отличается подзаконность человека в Ветхом и Новом Завете?

От верующих людей можно часто слышать, что раз христиане уже не находятся под законом, но под благодатью Христа, то стремление поставить их в рамки определенной дисциплины (богослужебной, канонической и т.п.) противоречит духу Нового Завета. Свт. Феофан Затворник в свое время отвечал на этот протестантский тезис следующее: «Свобода от подзаконности иудейской, дарованная нам о Христе Иисусе, не есть поставление нас вне всякой законности, а есть вывод из подзаконности иудейской, чтоб поставить под законность христианскую, не во внутренней только духовной жизни, но и во внешних порядках религиозной жизни». Никакому сообществу, объединенному одной целью, невозможно обойтись без определенных законов. Наличие таких универсальных законов – это и есть подзаконность христианская, а их адаптация к определенным условиям места, времени и лица – это пространство христианской свободы. Если в Ветхом Завете все законы были детально прописаны для всех одинаково, то в Новом Завете есть общее законодательство возможность его частного приложения к конкретным обстоятельствам. В Ветхом Завете было представлено руководство от внешнего к внутреннему, а в Новом – от внутреннего к внешнему. Примеры общих неизменных законов Церкви: универсальные нормы нравственности, апостольское преемство, Таинства, практика поста, молитвы, чтения Св. Писания. Примеры частного изменяемого приложения этих законов: разнообразные богослужебные чины, количество, продолжительность постов, разнообразные молитвенные правила и способы благотворительности.

Выстраивается такая схема – божественные законы (обязательны для всех и навсегда) – общецерковные дисциплинарные постановления (пространство свободы для церковного сообщества, но не для отдельного христианина; обязательны для всех до их отмены Вселенским собором) – местные церковные постановления (пространство свободы для церковного сообщества, но не для отдельного христианина; обязательны для верующих определенной территории до их отмены местным собором епископов) – личное благочестие, не регламентированное канонами (пространство свободы для христианина, единственным условием которого является деятельность в духе Евангелия).
#ответынавопросы #мораль #дисциплина #феофанзатворник
8
Свт. Феофан Затворник о том, что значит преданным Богу

«Преданный Богу не так говорит: что будет, то будет, решаясь на неверное, ничего не обещающее (в чем видится искушение Бога); но ясно сознает сообразность средств с целями или прозревает некоторым образом порядок своей жизни при всей неутомимой, трезвенной, зрелой и разумной деятельности, не присвояя себе знания всего, чем кончатся его жизнь и дела, к чему приведут они – к благу или злу для него самого и для других; а, желая только одного блага и славы Божией, молитвенно отдает Богу и себя, и свои силы, и свои дела, чтобы Он по мудрому, и благому, и праведному Своему совету благоустроил их, как хочет, иное отсекая, иное прибавляя, иное изменяя в ходе и направлении. Преданность в волю Божию не есть недеятельность. Она совмещает и усиленную деятельность, только без пристрастия к ней, без настойчивости, чтобы именно было по моей воле. Не есть она и пренебрежение своих дел, но радеет о них, только не ради их и себя. Преданный Богу во всем говорит: воля Господня да будет, по уверенности, что она будет ко благу. Ибо один Бог знает все и один Он может отвратить злое, если восхощет.

Следствием сего, самым близким и естественным, бывает успокоение в Боге. Сие успокоение не есть разлив блажности с разленением, какие бывают во плоти от полного удовлетворения ее нужд, но есть покой духа, истекающий из совершенной уверенности в том, что Бог, Коему он предал труды свои и дела, все благоустроит наилучшим образом к истинному и вечному благу. Это есть отсечение злой и съедающей душу и тело многозаботливости, которая не дает покоя человеку, коль скоро он берет свою участь на свое попечение, мятет его то сомнениями, то страхом и опасениями. Успокоенный в Боге не мятется так, ибо отсек сию злую страсть тем, что не сам собой правит своей участью, а предал себя Богу» (Начертание христианского нравоучения).

Дай, Боже, нам всем такое доверие и преданность Тебе!
#духовнаяжизнь #промысл #феофанзатворник
8🔥1
Про два жизненных призвания

В Священном Писании Нового Завета описано два варианта жизненного призвания для христианина: безбрачие и брак. Упоминается ещё вдовство, но оно близко к безбрачию (просто наступает уже после освобождения от уз брака).

1) Безбрачие. Апостол Павел называет этот вариант предпочтительным для христианина: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1Кор.7:8). Почему же? Потому что неженатый может более полноценно посвятить свою жизнь Господу, не связывая себя заботами о семье: «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене» (1Кор.7:32-33). Ценность безбрачия для него, прежде всего, в свободе для служения Богу и людям. И это вовсе необязательно жизнь в монастыре (хотя и монашеская по духу).

Можно обратить внимание на то, что святой Павел не предусматривает безбрачия ради построения карьеры или чтобы «жить для себя», тем более, никаких свободных отношений. Безбрачную жизнь по эгоистическим мотивам он порицает, говоря о молодых вдовах, которые ни в брак не вступают, ни Богу не служат: «Они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно» (1Тим.5:13) и «сластолюбивая заживо умерла» (1Тим.5:6).

2) Брак. Путь брака предлагается апостолом для тех, кто не готов принять на себя подвиг безбрачия. Это также путь деятельной любви к Богу и ближнему, хотя и не такой непосредственный и свободный как безбрачие. Апостол описывает норму христианской жизни для молодой вдовы, которая может относиться и к любой замужней женщине: «Я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию» (1Тим.5:14).

Вывод: жизнь христианина не вполне ему принадлежит, она либо посвящается Богу и ближним (в том или ином статусе), либо душа гибнет в служении собственным страстям.
#мысли #библия #мораль #брак
17👍2🔥1
Что значит (не) любить мир?

«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1Ин.2:15). «Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак.4:4). О чем идёт речь?

Слово Божие призывает верующих жить новой жизнью по духу. Она предполагает полную преданность Богу и последовательное соблюдение всех Его заповедей. Все, что несовместимо с этим образом жизни, должно быть исключено. Термином мир здесь называется не совокупность созданных Богом вещей, а все то, что противостоит Богу в нашем окружении - сами порочные люди и все то, что служит греховным страстям. Как пишет епископ Михаил (Лузин), «если нет в человеке греховной привязанности к миру, то он может пользоваться и утешаться всеми дарами его; но, как скоро он прилепляется к нему и начинает любить его, он становится для него грешным, злым, его не нужно любить, как грех, как зло. То же самое относится и ко всему, что есть в мире, и ко всем предметам мира, и ко всем людям, и ко всем животным, и вообще ко всем тварям: кто любит что-либо или кого-либо более, чем Бога, тот недостоин Бога и любви Его». Таким образом, грехом может стать не только употребление чего-то запретного, но и злоупотребление дозволенным.

👉Что значит жить в миру, но не по-мирски?
#ответынавопросы #библия #мораль #духовнаяжизнь
5👍3
👫В чем состоит супружеское целомудрие?

Целомудрие - внутренняя чистота, цельность помыслов и поступков. «Девство и брак — не для всех, а целомудрие — для всех», - говорит свт. Филарет Московский. В браке есть свои особенности соблюдения целомудрия, без которых не будет ни святости брака, ни семейного счастья.

1. Всецелая верность друг другу. Вступая в брак, супруги обещают хранить пожизненную верность друг другу. Но искушения никуда не исчезают и им нужно противостоять. Важно хранить верность не только в делах, но и в словах и в мыслях. Не позволять себе каких-либо мечтаний в отношении других лиц, флирта, и тем более, не осквернять свой ум порнографией. Свт. Иоанн Златоуст буквально рекомендовал мужчине считать всех женщин, кроме жены, каменными статуями, напоминая о том, что его тело больше не принадлежит ему в сексуальном аспекте.

2. Любовь вместо похоти. Как мы уже говорили, позитивный взгляд на телесные отношения разделяет в них любовь и похоть, то есть жажду обладания и использования человека ради самоудовлетворения. Супруги должны быть целомудренными и в этом, их близость должна выражать, углублять их любовь и преданность, а не быть средством эгоистического самоудовлетворения. Вопреки ошибочному мнению, мораль супружеских отношений существует, эта область жизни не исключена из под действия закона Божия. Поэтому сексуальные извращения (то есть то, что не соединяет двоих буквально в одну плоть) не являются правом супругов, но опошляют их отношения и делают их блудными.

3. Самообладание. Ещё до брака важно научиться самообладанию, контролю над своими желаниями. В браке это очень пригодится. Не всегда уместно и своевременно вступать в интимные отношения, поэтому любовь и целомудрие должны проявляться и в том, чтобы уметь ограничивать себя (но не другого человека!) ради общего блага. Человек, который не умеет этого, не сможет любить и быть целомудренным.

Как и любая добродетель, целомудрие даётся Богом, поэтому нужно молиться об этом.
#ответынавопросы #отношения #мораль #брак
14
📿Церковь предписывает православным христианам молиться утром и вечером. Зачем это и насколько это важно?

Наряду с другими заповедями есть эта: «Непрестанно молитесь» (1Фес.5:17). Цель утреннего молитвословия (то есть особенного времени для совершения молитвенного правила), как пишет свт. Феофан Затворник, создание особенного молитвенного настроения на весь день – память о присутствии Бога в каждом моменте жизни и ревностное стремление исполнять Его волю. Не важно сколько молитв было произнесено, своими словами или по молитвослову, или это была одна молитва в течении какого-то периода времени, главное достигнуть обозначенной цели. Кроме того, мы благодарим Бога за прошедшую ночь, просим благословить все наши дела, сохранить нас от греха и от всех бед. Начало дня во многом определяет все его течение. Без этого просто невозможно исполнить заповедь о непрестанной молитве в течении дня, а значит и не получится вести духовную жизнь правильно. Пренебрежение к этому правилу неизбежно приведет к охлаждению веры и нерадению об исполнении остальных заповедей.

Но важно не только начать день с Богом, но и завершить. Вечером мы благодарим Его за прожитый день, просим прощения за совершенные грехи и о сохранении нас в течении ночи, когда мы беззащитны. Никто не знает проснется ли он утром, поэтому важно лечь спать с чистой совестью и под Божьим покровом.

👉🏼Св. Августин о значении ежедневного молитвенного правила
#ответынавопросы #мораль #молитва #духовнаяжизнь #библия
13👍5
👨‍👩‍👦‍👦Общие обязанности членов семьи (по книге свт. Феофана Затворника «Начертание христианского нравоучения»)

"Под главой и все семейство – все члены его. Они прежде всего должны:

1) иметь у себя главу, не оставаться без нее, никак не позволять, чтобы их было две или больше того. Сего требует простое благоразумие и благо их же самих иначе невозможное.

2) Потом, когда есть глава, ей во всем повиноваться, не вносить своих распоряжений, своевольно не начинать ничего и не опускать приказанного.

3) Между собой жить в крепком мире и согласии, в союзе сердечном: разрозненность сил расслабляет и останавливает успех.

4) Из сего мира и взаимная помощь, и взаимносодействие: ты тому помоги, а тот тебе.

5) Наконец, выходя во вне, не должно выносить сора. Внешние пусть и знают только внешнее. Что бывает внутри, то должно быть священной для всего дома тайной. Надо и словом и делом защищать честь своего дома: сам не срами его делом худым, не говори худого; защити, когда слышишь что; Богом же благословенная честь дома – это благонравная, чистая и благочестная жизнь всех членов его, всем ведомая и всех с уважением и доверием обращающая к ним".

👉🏼Обязанности главы семейства
#мораль #брак #отношения
5👍3
Духовная мотивация от свт. Иоанна Златоуста:

«Разве ты не знаешь, что подобно тому, как мы, вверяя деньги своим слугам, требуем у них отчета в каждом оболе, – так и Бог потребует от нас отчета в днях нашей жизни, как мы прожили каждый день? Что же мы скажем? Чем же будем оправдываться, когда потребуют у нас отчета о том дне? Ради тебя воссияло солнце, луна осветила ночь, заблистал разнообразный сонм звезд; ради тебя подули ветры, потекли реки; ради тебя произрасли семена, поднялись растения, течение природы удержало свой порядок, явился день и прошла ночь; и все это сделано ради тебя; а ты, в то время как твари служат тебе, исполняешь волю диавола? Получив от Бога столь великий дом, т.е., этот мир, ты не отдал Ему своего долга?» (Беседа против оставивших церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища).
#мораль #иоаннзлатоуст
23
Задали вопрос относительно морали супружеских отношений. К сожалению, годной православной литературы на эту тему не могу посоветовать, ее просто нет. Зато есть хорошие материалы католических авторов, которые подробно и аргументировано поясняют эти вопросы, не впадая в крайности (то есть не ищут во всем грех, но и извращения не поощряют). Поскольку учение о браке у нас с ними одинаковое, то смело могу рекомендовать. Из англоязычного это сайт Catholic intimacy, который ведут специалисты по морали супружеских отношений, и глава из книги моралиста Ж. Гризе (1929-2018) «Путь Иисуса Христа» (все можно легко перевести в онлайн-переводчике). На русском языке это книга о. Ксаверия Кнотца «Секс: неизвестное об известном для христианских супругов» (есть в интернете) - подробно, с юмором и всерьез. В любом источнике можно найти недостатки и есть что критиковать, но я за то, чтобы брать все лучшее и думать при этом своей головой.
#мораль #брак #отношения
👍7👎5🔥4🤔1
О зрелищах

24-е правило Трулльского собора: «Никому из числящихся в священном чине или монахов да не будет позволено ходить на скачки или присутствовать на театральных игрищах. И даже если какого-либо клирика позовут на брак, то, как только начнутся вводящие в соблазн игрища, да восстанет и тотчас удалится, ибо так повелевает учение наших отцов. Если же кто-либо будет уличен в нарушении этого правила, пусть или перестанет, или будет извержен».

51-е правило Трулльского собора: «Святой Вселенский собор совершенно запрещает устраивать так называемые мимические представления, а кроме того, зрелища звериной травли и пляски на сцене. Если же кто-либо пренебрежет настоящим правилом и предастся чему-то из этого запрещенного, то если он клирик, да будет извержен, а если мирянин – отлучен». В толковании этого правила Иоанн Зонара пишет: «Строгость евангельской жизни требует, чтобы верные жили не распущено и рассеяно, но как прилично святым. Поэтому сие правило запретило все то, что не по необходимости вносит рассеянность в душу, ослабляет и расшатывает ее настроение, и возбуждает бурные взрывы смеха и хохот, как то представления смехотворцев».

В наше время многие верующие смотрят на эти вещи легкомысленно и не видят никакой проблемы. Хотя ничего принципиально не поменялось и нормы нравственности остаются прежними. Христианину не следует быть зрителем и участником зрелищ, провоцирующих жестокость (различные виды боев с нанесением тяжких увечий), похоть (порнографические, эротические представления, непристойные пляски), неумеренный и непристойный произвольный смех (юмористические передачи, цирк), рассеянность, азарт, тщеславие и алчность (зрелищно-коммерческий спорт).
#мораль #учениецеркви
👍81
Прп. Никодим Святогорец о духовной купле-продаже

«Наш мир, братья мои христиане, – это ярмарка, а время жизни каждого человека – благоприятная пора, чтобы накупить на этой ярмарке разных вещей, потом продать их, получить прибыль и стать крупным торговцем. Так наш Господь дал десять мин десяти Своим рабам и велел им пустить их в оборот и преумножить к Его Второму пришествию. Призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь (Лк.19:13).

Григорий Богослов разделяя слова Господа, тоже сравнивает нашу жизнь с ярмаркой и торговлей, из которой каждый во время своей жизни извлекает прибыль: Иди по жизни, будто бы по ярмарке. Торгуйся. Можно выгадать за малое – Великое и за пустое – вечное» (Благонравие христиан).
#мораль #духовнаяжизнь #библия
13
Свт. Николай Сербский о грехах против второй заповеди

«Мы сами грешим против веры в единого Бога и поступаем, как язычники, когда объедаемся и опиваемся, так что желудок становимся нашим богом. Или когда мы начинаем обожествлять деньги, имущество, превозносить свою личность, или государство, или народ, или цивилизацию» (Катехизис Восточной Православной Церкви).
#мораль
15👍4🔥1