чтец Сергий Федоров – Telegram
чтец Сергий Федоров
757 subscribers
378 photos
7 videos
29 files
455 links
Магистр богословия / Катехизатор / Религиовед / Клирик Русской Православной Церкви (МП)

Для тех, кто хочет быть православным и не отключать голову

Задать мне вопрос https://news.1rj.ru/str/lector_sergey_bot

Поддержать меня 5469 4000 4166 2961 (сбер)
Download Telegram
Молитва Господня («Отче наш..») дана нам Самим Господом Иисусом Христом в качестве образца всех наших молитв. Св. Августин писал: «Если вы прочтете все слова святых молитв, то, я думаю, не найдете ничего, что нельзя было бы охватить и обобщить в прошениях Молитвы Господней. Поэтому, молясь, мы вольны использовать разные слова сколько пожелаем, но мы должны просить об одном и том же. В этом отношении у нас нет выбора».

Итак, что же мы просим у Бога, когда произносим слова молитвы Господней?

📕Обращаясь к Небесному Отцу мы просим о том, чтобы:

☀️1) Его имя святилось в людях, чтобы Бог прославлялся в мыслях, словах и делах людей;
👑2) Он царствовал внутри нас, и, чтобы наступило Царство Славы (конец этого мира, Второе пришествие Христа и жизнь будущего века);
🙏3) всё, что мы делаем и что с нами случается, происходило не по нашему своеволию, а так, как угодно Богу (поэтому глупо и непоследовательно потом роптать и обижаться, если что-то происходит не по нашему, сами ведь просили об исполнении воли Божией);
🍞4) сегодня нам был дан «насущный хлеб», то есть то, что нам действительно необходимо для жизни и благополучия тела и души;
🫂5) наши грехи были прощены также, как мы прощаем других людей (так что бесполезно молить Бога о прощении, если сам не желаешь простить);
🛡6) Он не допустил нас до искушения или, если нужно нам быть испытанными и очищенными посредством искушения, не допустил нас до греховного падения;
😈7) Он избавил нас от всякого зла, особенно же лукавых козней диавола.

В конечном славословии мы прославляем Бога, от Которого надеемся получить блага.
#молитва #духовнаяжизнь #мораль
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
18👍1
Прочитал беседу сщмч. Неофита Любимова (1846-1918) на тему христианского сопротивления злу. Она мне показалась интересной и полезной. Отметил несколько пунктов.

1. Учение Иисуса Христа о непротивлении злу не следует понимать безусловно. «Христос не требовал от людей совершенного непротивления злому человеку во всех случаях жизни, ибо с таким учением находится в противоречии нравственное чувство, правда и истина, законы божеские и человеческие».

2. Чувство самосохранения естественным образом требует от нас избегать злых людей, которые могут нанести нам физический или моральный вред. «Если бы все злое, причиняемое нам нашими ближними, мы переносили беспрекословно, не проявляя ко врагу никакого противодействия, тогда зло распространилось бы на земле до такой степени, что доброе было бы совершенно подавлено и уничтожено, тогда все низкое, алчное и дикое, все злодеи и нравственные уроды, все грязные подонки человеческого общества всплыли бы вверх и положили на земле начало новой жизни, цель которой была бы усовершение зла во всех его проявлениях». Не сопротивляться злым людям, которых пассивность и уступчивость лишь раззадоривает ещё больше, неправильно.

3. Полная пассивность перед злодеями это признак человека нравственно обнищавшего, которому безразлично добро и зло. «Цель нашей жизни вовсе не та, чтобы нам быть подавленными злыми людьми, а чтобы противиться им, бороться с ними, побеждать их, а чрез это уничтожать ложь, неправду, злобу, коварство; а на их место водворять истину, справедливость, любовь и мир». Спаситель и апостолы смело сопротивлялись злу.

4. Сопротивление злу - долг любви и правды. В противном случае человек лишь потворствует злу и губит злодея. «Нам невозможно позволять злым людям издеваться над нами сколько им вздумается и как только могут они; тогда мы будем содействовать развращению нашего врага, а не воспитанию его в нравственно-добрых делах и намерениях».

5. Молчаливое терпение, уступчивость, эффективны только в том случае, «когда обидчик обладает более или менее развитым нравственным чувством». Далеко не ко всякому человеку применим такой подход.

6. При сопротивлении злу христианин должен подражать Иисусу Христу. То есть не должен проявлять ненависть к злодею и желания мстить. «Даже там, где имеет место гнев праведный из-за несправедливости людской, должна всецело являться кротость, не позволяющая гневу выродиться в греховный гнев, в нечистую страсть, не знающую ни меры, ни цели». Нужно всегда помнить, что наш враг остаётся человеком, образом Божьим, который ещё может покаяться и наследовать спасение. Мы всегда должны быть готовы в случае нужды придти к нему на помощь, молиться за него.
#мораль
14👍3
✝️Поздравляю вас с окончанием Великого поста! Два дня на отдых и с новыми силами вступим в Страстную седмицу. Желаю провести ее с пользой для души!
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
30
Братья и сестры, поздравляю вас с праздником Входа Господня в Иерусалим!

✝️Господь грядет на вольную страсть.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
24🔥3
📣Слово на апостольское чтение (Флп. 4:4-9). О духовной радости и многозаботливости.
#библия #аудио
5
В первые дни Страстной седмицы на вечерне читаются фрагменты из книги Иова. О праведном человеке, на долю которого в один день свалилось столько бед (потеря имущества, слуг, гибель всех детей), что и представить себе трудно. Вскоре Иов сам тяжело заболел и был вынужден жить вне дома. Однако он не похулил Бога и с терпением достойно перенес все испытания, за что в итоге был щедро вознагражден.

В связи с этим, я хотел бы написать несколько мыслей. Очень часто в трагических обстоятельствах люди начинают роптать, хулить Бога и отчаиваться, потому что были уверены, что с ними этого скорее всего не произойдет. Никто из них не предполагал и не задумывался о том, что может в один день тяжело заболеть, потерять близкого любимого человека и т.п. И когда это случилось, возник мощный протест в душе. Мне кажется очень важным внутренне готовить себя к тому, что все это может произойти. Мы не какие то особенные, что нас непременно должны обойти тяжёлые беды и испытания. Как раз Св. Писание постоянно нам напоминает об обратном. Только эта подготовка должна заключаться не в невротическом накручивании себя на негатив, а в смиренной преданности воле Божией и молитве о том, чтобы получить силы ее принять и все перенести. Это не значит, что не будет сложно и мучительно больно (одна мысль о потере близких людей у меня уже вызывает желание плакать). Но в таком случае это уже не станет для нас совершенной неожиданностью и поводом для ропота. Потому что Бог заранее нас предупредил, что это может случиться. Как и пример других людей, которые живут вокруг нас. И Он обещает Свою поддержку и помощь, чтобы устоять в искушении. Наверное, праведный Иов приучил себя жить в такой преданности Богу, поэтому, с Божьей помощью, не согрешил, когда пришел час испытания.
#библия #мысли
24
Слова праведного Иова в страданиях

«Сам я нагим вышел из чрева матери моей, нагим и отойду туда, Господь дал, Господь взял, как Господу угодно, так и было, да будет благословенно имя Господне вовеки» (Иов.1:21).

«Если доброе мы получаем от руки Господа, то плохого не перенесём ли?» (Иов.2:10).
#библия
14👍1
Великая среда – воспоминание покаяния блудной женщины и предательства Иуды

О покаянии блудницы, ее чувствах, поэтически рассказывает одна из стихир на вечерне, написанная единственной женщиной гимнографом – прп. Кассией Константинопольской (IX в.).

Господи! Во многие грехи впавшая женщина,
Бога в Тебе ощутив,
мироносицей становится
и, рыдая, миро приносит Тебе прежде погребения,
– Увы мне! – говоря –
как ночь для меня – блудная неодолимая страсть,
темное, безлунное влечение к греху.
Прими же потоки слез моих,
Ты, из облаков изливающий воду морям!
Склонись к вздохам сердца моего,
Ты, склонивший небеса неизреченным Твоим обнищанием –
буду целовать пречистые ноги Твои,
утру их волосами моими:
шум их Ева, заслышав в раю пополудни,
спряталась в страхе.
Грехов моих множество, судов Твоих бездну кто исследует?
Души спаситель, Спаситель мой, не презирай меня, рабу Твою,
ибо милость Твоя безмерна (перевод О. Седаковой).

🖼Картина А. Миронова «Христос и грешница» (2011)
13
Юридический взгляд на судебный процесс над Иисусом Христом

В истории несколько раз предпринимались попытки проанализировать суд над Христом, исходя из евангельских описаний. На основании проведенных исследований можно выделить следующие злоупотребления и нарушения.

1. Судьи вынесли приговор до начала судебного процесса (Ин.11:53). Более того, на момент вынесения приговора не был даже определен состав преступления.
2. Враги Христа ранее неоднократно провоцировали Его, пытаясь вынудить Его дать ответ, который окажется возможным использовать в качестве основы для какого-либо подходящего к случаю обвинения.
3. Судьи не могли возбуждать следствие без предварительного доноса со стороны достойных внимания свидетелей и конкретного обвинения.
4. В иудейском законодательстве арест был предусмотрен только, когда нарушитель закона реально мог скрыться или мог совершить новое преступление. На незаконность происходящего задержания указывает пришедшим сам Иисус: «Как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня» (Мф.26:55).
5. Заседания судов по важным уголовным делам, грозящим смертными приговорами, в ночное время были запрещены иудейским законодательством.
6. Иисусу Христу не было предоставлено законное право вызвать свидетелей для защиты.
7. Анна, будучи первосвященником «на покое», не имел юридических полномочий для проведения следствия или суда.
8. В суде над Иисусом изначально не было зачитано обвинение, не выступали свидетели, и, по всей видимости, отсутствовали какие-либо судьи, кроме самого Анны.
9. Анна искал обвинения в свидетельстве Самого Иисуса, на что Он справедливо предложил спросить свидетелей Его проповеди, но в ответ получил удар по лицу от слуги первосвященника.
10. Никто не имел права бить подсудимого, на что впоследствии указывал апостол Павел (Деян.23:2-3).
11. Все члены Синедриона выступили в роли обвинителей, демонстрируя предвзятость суда. Евангелист Матфей сообщает о намеренном поиске лжесвидетелей судьями (Мф.26:59). Свидетели защиты приглашены не были.
12. Никто из свидетелей не смог представить убедительных обвинений, что по нормам иудейского права должно было привести к прекращению дела и освобождению обвиняемого. Этот принцип не был соблюден.
13. Каиафа принудил Иисуса клятвой ответить на вопрос, который и послужил основанием для вынесения приговора. Так было делать нельзя. Подсудимый имел право по своему выбору отвечать или не отвечать на вопросы. Средневековый иудейский авторитет Моисей Маймонид писал: «Наш закон никого не осуждает на смерть на основании его собственного признания».
14. Судьи не стали исследовать правомерность признания Иисуса, что Он Мессия и Сын Божий. Они сразу же обвинили Его в богохульстве и признали Его повинным смерти. Притом, что одно заявление прав на достоинство Мессии еще не было преступлением.
15. Приговор был постановлен, как видно из Евангелия, единогласно. Некоторые исследователи иудейского права считают, что это само по себе должно было привести к его отмене, поскольку явно свидетельствовало о заведомой предвзятости судей.
16. Любой смертный приговор должен был быть утвержден еще раз не ранее, чем на следующий день после вынесения, чего сделано не было, судьи в спешке фактически ограничились лишь оглашением приговора утром этого же дня.
17. Суд Синедриона был нелегитимен в связи с многочисленными нарушениями, названными выше.
18. Участь Иисуса решали не только члены Синедриона, хотя закон только им давал такое право (Мк.15:1).
19. Пилат вынес Иисусу смертный приговор под давлением толпы, поскольку были затронуты его личные интересы. До этого он несколько раз публично заявил о невиновности подсудимого.
#библия
🔥82
🏆Сегодня Великий Четверг – день установления Таинства Святой Евхаристии (Причащения)

В Таинстве Причащения наиболее очевидно проявляется наша христианская вера в Воплощение Бога. Мы созерцаем верой Бога в Святых Дарах, покланяемся перед Чашей непосредственно Богу, пребывающему в ней телесным образом (в отличии от поклонения другим святыням), кушаем Бога, принимая Его в себя телесным образом («ядущий Меня жить будет Мною» (Ин.6:57)). Это Таинство, которое вводит в замешательство неверующих и вызывает благоговейный восторг у верующих.

Приведу замечательное красочное описание Евхаристии у свт. Иоанна Златоуста:

«Чтобы не любовью только, но и самым делом быть нам членами плоти Христовой, будем причащаться этой плоти. А это бывает через пищу, которую Христос даровал, чтобы выразить Свою великую любовь к нам. Для того Он смешал самого Себя с нами и растворил тело Свое в нас, чтобы мы составили нечто единое, как тело, соединенное с головою. И это знак самой сильной любви. На это указывал и Иов, когда говорил о своих домочадцах, которые так сильно любили его, что желали срастись с его плотью: Кто бы дал нам насытиться плотью его? (Иов.31:31). Так говорили они, желая выразить свою великую любовь к нему. С этой же целью так поступил и Христос: чтобы ввести нас в большее содружество с Собою и показать Свою любовь к нам, Он дал желающим не только видеть Его, но и осязать, и есть, и касаться зубами плоти Его, и соединяться с Ним, и насыщать Им всякое желание. Будем же отходить от этой трапезы, как львы, дышащие огнем, страшные для диавола, помышляя о нашей Главе и о той любви, какую Он показал к нам. Часто родители отдают детей своих на вскормление другим; а Я, говорит (Спаситель), не так, но питаю вас Своей плотью, самого Себя предлагаю вам, желая, чтобы все вы были благородны, и подавая вам благие надежды на будущее. Кто отдал вам самого себя здесь, то тем более (сделает для вас) там. Я восхотел быть вашим братом; Я ради вас приобщился плоти и крови; и эту плоть и кровь, через которые Я сроднился с вами, Я опять преподаю вам.

Эта кровь придает нам вид цветущий и царский; рождает красоту неизобразимую; не дает увядать благородству души, непрестанно напояя ее и питая. Наша кровь, образующаяся из пищи, не вдруг становится кровью, но (сначала) бывает чем-то другим; а эта кровь не так, но тотчас же напаяет душу и сообщает ей некую великую силу. Эта кровь, достойно принимаемая, отстраняет и далеко прогоняет от нас демонов, призывает же к нам ангелов и Владыку ангелов. Демоны бегут оттуда, где видят Владычную кровь, а ангелы туда стекаются. Пролитая (на кресте), эта кровь омыла всю вселенную. Много об этой крови любомудрствовал и блаженный Павел в послании к Евреям. Эта кровь очистила место недоступное и святое святых. Если же ее образ имел такую силу и в храме еврейском, и в Египте, когда кровью были помазаны дверные косяки, то гораздо более – сама истина. Эта кровь освятила золотой жертвенник. Без нее архиерей не дерзал входить в место недоступное. Эта кровь поставляла во священника. Она в образах омывала грехи. Если же в образах она имела такую силу; если смерть так страшилась тени, – то может ли, скажи мне, не убояться самой истины? Эта кровь – спасение душ наших. Ею душа омывается; ею украшается; ею воспламеняется. Она делает нашу душу чище золота. Эта кровь излилась, – и соделала небо для нас доступным» (Беседы на Евангелие от Иоанна, 46).
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍94
✝️«Богомысленное размышление о пресвятых страданиях Господа нашего Иисуса Христа» свт. Димитрия Ростовского – пример использования визуализации в православной традиции. Обычно за такое принято ругать католиков, которые якобы вводят себя в состояние прелести через воображение. Но грамотные люди знают, что такая благочестивая практика есть и в Православии, хотя и не так распространена.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍8
✝️В сей день повешен на Древе / на водах землю повесивший; / венцом из терний венчается / Ангелов Царь; / в ложную багряницу облекается / Покрывающий небо облаками; / принял по лицу удар / в Иордане освободивший Адама; / гвоздями был пригвожден Жених Церкви; / копьем был пронзен Сын Девы. / Поклоняемся страданиям Твоим, Христе. / Поклоняемся страданиям Твоим, Христе. / Поклоняемся страданиям Твоим, Христе. / Покажи нам и славное Твое воскресение!

📜15-й антифон утрени Великой Пятницы
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
13
🪦Можно ли на Пасху ходить на кладбище?

Можно, только не для того, чтобы грустить, но чтобы поздравить умерших в христианской вере сродников со Светлым Праздником.

Священноисповедник Афанасий Ковровский пишет об этом: «Не встречает также препятствий и естественное желание навестить родную могилку, похристосоваться с дорогими почившими. В вере усопшие, оставаясь такими же членами Церкви Христовой, как и живые, слышат обращение к ним живых и ответствуют на них, чаще всего незаметно для наших чувств, а иногда и весьма громогласно, как в 1463 году чудотворцы Печерские на пасхальное приветствие преподобного Дионисия, яко живи суще... и по смерти... от среды гробов отвечали: Воистину воскресе. Но христосование с усопшими должно быть действительно радостным христосованием, а не заупокойным молением, всегда настраивающим нас на грустный лад. Церковные люди скажут на дорогой могилке: Христос воскресе!, положат на могилку красное яичко, может быть, и слезу прольют, но совершать заупокойную службу не дерзнут. От грусти на могилке для нас, людей, и в Пасху трудно удержаться совсем, но не надо еще более увеличивать эту естественную, неосудительную и на Пасхе грусть грустными заупокойными песнопениями, которые по Церковным Уставам на эту седмицу совсем устраняются из обихода, даже и из келейного, домашнего правила» (О поминовении усопших по уставу Православной Церкви).
#ответынавопросы #пасха #смерть #дисциплина
👍12
66-й канон Трулльского собора о праздновании пасхальной седмицы

«От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до Недели Новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Таинами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом вместе воскреснем, и вознесемся».
#дисциплина #пасха
10
«Иисус Христос терпит то, что нам нужно было претерпеть, а мы получаем то, что Он должен был получить.. Он есть страдалец, претерпевший для нас и отдавший нам все Свои награды; есть ходатай, искупивший нас от рабства, греха и смерти».

🪶свт. Иннокентий Херсонский
#пасха
15
☦️Христос воскресе, братья и сестры!

«Вы, которые ищете бессмертия, всю жизнь гоняетесь за славой, если хотите бессмертия истинного, славы неувядаемой, то не ищите их нигде, кроме гроба Христова: здесь источник жизни и нетления! Воскресший Спаситель сделает вас бессмертными не по имени только, как делает мир и история, а даст всему существу вашему жизнь вечную.

О, братие, как блага и утешительна вера наша! Какое великое счастье быть христианином! Где столько света и жизни, как в Евангелии? Где столько упования и утешений, как у Креста? Где Спаситель, подобный нашему? Одни мы, христиане, носим крест, одни мы празднуем и воскресение!»

🪶свт. Иннокентий Херсонский
#пасха
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
22👍1
Свт. Феофан Затворник об условиях нравственного вменения греха, совершенного по неведению

«Кто живет в простоте сердца, стараясь по возможности и узнавать, и исполнять узнанное, а между тем сделает что незаконное, не подозревая греха, с чистой совестью, без всякого сомнения и колебания, того, собственно, один грех и есть грех неведения, то есть такое худое дело, которое человеком творится, но ему в полную вину не вменяется.

Всякий человек, к себе и своему долгу невнимательный, живущий в беспечности и равнодушии к своему спасению, не извиняется, когда делает что худое по неведению. Ибо так как у него нет любви к добру, то он хотя бы и узнал его, вероятно, не сделал бы; он и не узнает его по сей нелюбви или постоянному нехотению добродетели. Такой в два раза грешит: и в том, что не знает и не узнает, и в тех делах, кои творит по сему незнанию. В нехотении узнать долг лежит тайное хотение противного» (Начертание христианского нравоучения).

Как можно видеть, вменение греха понятие субъективное. Два человека могут делать один и тот же грех, но одному он вменяется, а другому нет или частично.
#мораль #феофанзатворник
👍64
Сегодня Церковь чтит память вмч. Георгия Победоносца

Все, что мы достоверно знаем об этом свидетеле веры, это то, что он пострадал за Христа в доконстантиновскую эпоху, и, вероятно, был воином. Возможно о нем писал Евсевий Кесарийский: «Сразу же, как только в Никомидии был обнародован указ о Церквах, некий человек, не безызвестный, но самого высокого, по мирским представлениям, звания, движимый горячей ревностью по Боге и побуждаемый верой, схватил указ, прибитый на виду в общественном месте, и разорвал его на куски, как безбожный и нечестивейший. В городе находилось два властителя: один – самый старший и другой, занимавший после него четвертую ступень в управлении. Тот же человек, местный житель, прославившийся таким образом, выдержал всё, что полагалось за такую дерзость, сохраняя до последнего вздоха ясный ум и спокойствие».

Впоследствии власть имущие в Византии раскрутят его культ в роли покровителя армии в борьбе с неверными. Подобная участь постигнет и некоторых других древних мучеников. В общем-то, в такой мифологизированной форме они и станут всемирно известными. Но для меня св. Георгий, прежде всего, герой веры, как и тысячи подобных ему мучеников Древней Церкви. Пусть он и не побеждал материальных драконов, но был и остается победоносцем в духовной битве с древним драконом-сатаной (это и является первоначальной причиной его прозвища в Церкви). В этом он является нам примером и молитвенником о душах наших.
11👍4👎4
Есть такая группа людей в Церкви, которые очень пессимистично смотрят на жизнь и спасение в миру. Говорят, что все настолько ужасно, кругом одни соблазны, разве что монастырь - единственное пристанище спасающихся. Я вижу в этом одно из проявлений «невротической религиозности», которая, в данном случае, выражается в тотальном страхе перед «враждебным миром». Чаще всего, таким людям внушили этот страх и гнушение их духовные наставники, такие же запуганные. Конечно это субъективное восприятие мира (когда человек видит все вокруг себя сквозь «черные очки», так что сосредоточивается на негативном), которое не свойственно новозаветным текстам и мировоззрению многих святых пастырей Церкви. Отдавая предпочтение безбрачному или даже монастырскому образу жизни, они все же постоянно подчеркивают, что спасение возможно и достижимо в любом положении, ведь оно зависит не от места, а от благочестивого настроя души. Конечно это не означает, что человек, который сам рад окружить себя соблазнами, молодец. Но в современном мире, по моему убеждению, у нас настолько много позитивных возможностей, что только тот, кто сам не хочет жить благочестиво и противостоять соблазнам, тот рискует погибнуть, независимо от места. В нравственном отношении ничего принципиально не изменилось: искушения те же, грехи те же, заповеди те же, укрепляющая благодать та же, «Иисус Христос вчера и сегодня, и вовеки Тот же» (Евр.13:8).

👉🏼Свт. Феофан Затворник о жизни христиан в миру
#мысли #невротическаярелигиозность
9👍9
Об артосе

В субботу Светлой седмицы совершается раздробление и раздача артоса. Артос - хлеб, который освящается в день Пасхи. Происхождение чина об артосе (совершается за трапезой в монастырях) тесно связано с происхождением чина о панагии (чина возвышения просфоры в честь Богородицы за трапезами в течение всего остального года). В молитве на раздробление артоса священник просит «да вси вкушающии от него телеснаго и душевнаго благословения и здравия сподобятся благодатию и щедротами Твоего человеколюбия». Богослужебный Устав (Типикон) не знает практики хранения артоса после субботы Светлой седмицы. Здесь предписывается раздавать и съедать св. хлеб на трапезе в тот же день.

Свт. Иннокентий Херсонский (19 век) в слове перед раздачей артоса сказал: «Его должно употреблять с благоговением как святыню, но не следует придавать ему какое-нибудь большее значение. Некоторые думают, будто этот хлеб может заменять божественное Причащение Святых Христовых Тайн. Такое мнение – грешное, христианин должен знать и помнить, что ничто, никакая святыня не может заменить Пречистого Тела и Крови Господа нашего Иисусa Христа. Поэтому нет никакой надобности хранить целый год этот хлеб, как делают сие некоторые, приписывая артосу значение, какого он не имеет».
#пасха
20👍3