Архимандрит Епифаний (Феодоропулос) о правильном отношении к Таинству Покаяния
«Исповедь есть Таинство Покаяния. Это значит, что тот, кто приступает к нему, считает себя достойным смерти, и он с радостью готов принять строгие слова и наставления духовника. Если же кто-либо не осознает, что значит Таинство, и полагает, что Исповедь – это возможность обсудить с духовником свои трудности, рассказать о своей боли, чтобы услышать слова утешения, или же что исповедь есть нечто подобное встрече с психологом, – тогда все меняется, потому что такой человек не понимает настоящей цели и настоящего смысла этого Таинства» (Заветы жизни).
Действительно, если мы посмотрим на чинопоследование исповеди, там есть место только для исповедания грехов и наложении соответствующей епитимии в качества духовного лекарства. Никаких дополнительных диалогов не предумотрено.
#духовнаяжизнь #дисциплина
«Исповедь есть Таинство Покаяния. Это значит, что тот, кто приступает к нему, считает себя достойным смерти, и он с радостью готов принять строгие слова и наставления духовника. Если же кто-либо не осознает, что значит Таинство, и полагает, что Исповедь – это возможность обсудить с духовником свои трудности, рассказать о своей боли, чтобы услышать слова утешения, или же что исповедь есть нечто подобное встрече с психологом, – тогда все меняется, потому что такой человек не понимает настоящей цели и настоящего смысла этого Таинства» (Заветы жизни).
Действительно, если мы посмотрим на чинопоследование исповеди, там есть место только для исповедания грехов и наложении соответствующей епитимии в качества духовного лекарства. Никаких дополнительных диалогов не предумотрено.
#духовнаяжизнь #дисциплина
Telegram
чтец Сергий Федоров
Порядок исповеди согласно Требнику (богослужебной книге для совершения треб)
Исповедь совершается индивидуально, после прочтения вступительных молитв. Священник обязан:
1) спросить человека о его вере и проверить знание догматов (Символ веры);
2) допросить…
Исповедь совершается индивидуально, после прочтения вступительных молитв. Священник обязан:
1) спросить человека о его вере и проверить знание догматов (Символ веры);
2) допросить…
❤13
О смертных и несмертных грехах
Всякий грех является беззаконием (1Ин. 3:4). Однако между грехами существует определенное отличие по степени тяжести, основание для чего мы находим в Священном Писании (1Ин. 5:16). Есть смертные (тяжкие) и несмертные (простительные, обыденные) грехи.
☠️Человек совершает смертный грех, если:
• грешит против определенной Божественной заповеди в нарушение любви к Богу и ближнему;
• совершает его сознательно, зная, что это преступление (мнимое незнание не освобождает от ответственности);
• его согласие совершить грех достаточно свободное, чтобы стать личным выбором.
Через такой грех мы теряем благодать Божию, полученную в Святом Крещении, и Царство Небесное, и если умрем не покаявшись, уйдем в ад навечно. Явным признаком нахождения в смертном грехе является потеря ревности к исполнению заповедей Божиих. Когда мы находимся в таком состоянии, у нас не получается обращаться к Богу в молитвах со смелостью Его детей – «в нашу совесть входят стыд и страх» (Православное исповедание. Ч. 1, вопр. 114). Такие грехи очищаются по вере в Господа Иисуса Христа в Таинстве Покаяния. Через Покаяние нам возвращается потерянная благодать, «мир и такая смелость, какую имеют дети по отношению к своим родителям» (Православное исповедание. Ч. 1, вопр. 114).
Грехи несмертные мы совершаем стабильно и регулярно. Мы не можем избежать их в целом, но можем избегать их совершения по отдельности. Об этом в Писании сказано: "Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас" (1Ин. 1:8). Хотя определить какие именно это грехи непросто, однако признаком несмертности для нас может быть то, что они не погашают у нас духовной жизни, не отдаляют от Бога, и мы ощущаем смелость в молитве и можем искренне общаться с Богом.
Мы совершаем обыденный грех, когда наши действия привносят некоторую неупорядоченность в духовную жизнь, однако при этом не противны любви к Богу и ближнему (например, через празднословие, неумеренный смех, неумышленный перебор в употреблении алкоголя и т.п.), или же, когда не подчиняемся прямым предписаниям закона Божия, но не совсем сознательно или без полного согласия. Однако пренебрегать ими нельзя, потому что если они «не очищаются покаянием, то открывают вход смертным грехам и производят в человеке холодность, нерадение и небрежение к исполнению заповедей Божиих» (Православное исповедание. Ч. 3, вопр. 43). Нам следует приносить в них покаяние Богу ежедневно, каждый раз, когда мы замечаем их за собой, и особенно – после отхода ко сну, «во время ночи размышлять о них, и вместе с другими грехами оплакать их перед Богом.. и просить прощения молитвами Богородицы и всех святых» (Православное исповедание. Ч. 3, вопр. 43).
Это различение грехов полезно помнить, конечно, вовсе не для того, чтобы позволять себе грешить. По словам свт. Феофана Затворника, знать это «не бесполезно для нравственного внутреннего порядка, для изощрения нравственного чувства, особенно для избежания смятений совести или уврачевания этой ее болезни. Ибо иной на каждом почти шагу думает, что он тяжко согрешил. Такого решительное, мирное, численное определение тяжести грехов очень вразумит. Но и для беспечного это может быть спасительно, чтобы потрясти и устрашить, если по самозабвению слишком легкомысленно думает о своем грехе и порочном поведении» (О нашем спасении. Собрание творений. М., 2003. С. 157).
#мораль #духовнаяжизнь #библия #феофанзатворник
Всякий грех является беззаконием (1Ин. 3:4). Однако между грехами существует определенное отличие по степени тяжести, основание для чего мы находим в Священном Писании (1Ин. 5:16). Есть смертные (тяжкие) и несмертные (простительные, обыденные) грехи.
☠️Человек совершает смертный грех, если:
• грешит против определенной Божественной заповеди в нарушение любви к Богу и ближнему;
• совершает его сознательно, зная, что это преступление (мнимое незнание не освобождает от ответственности);
• его согласие совершить грех достаточно свободное, чтобы стать личным выбором.
Через такой грех мы теряем благодать Божию, полученную в Святом Крещении, и Царство Небесное, и если умрем не покаявшись, уйдем в ад навечно. Явным признаком нахождения в смертном грехе является потеря ревности к исполнению заповедей Божиих. Когда мы находимся в таком состоянии, у нас не получается обращаться к Богу в молитвах со смелостью Его детей – «в нашу совесть входят стыд и страх» (Православное исповедание. Ч. 1, вопр. 114). Такие грехи очищаются по вере в Господа Иисуса Христа в Таинстве Покаяния. Через Покаяние нам возвращается потерянная благодать, «мир и такая смелость, какую имеют дети по отношению к своим родителям» (Православное исповедание. Ч. 1, вопр. 114).
Грехи несмертные мы совершаем стабильно и регулярно. Мы не можем избежать их в целом, но можем избегать их совершения по отдельности. Об этом в Писании сказано: "Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас" (1Ин. 1:8). Хотя определить какие именно это грехи непросто, однако признаком несмертности для нас может быть то, что они не погашают у нас духовной жизни, не отдаляют от Бога, и мы ощущаем смелость в молитве и можем искренне общаться с Богом.
Мы совершаем обыденный грех, когда наши действия привносят некоторую неупорядоченность в духовную жизнь, однако при этом не противны любви к Богу и ближнему (например, через празднословие, неумеренный смех, неумышленный перебор в употреблении алкоголя и т.п.), или же, когда не подчиняемся прямым предписаниям закона Божия, но не совсем сознательно или без полного согласия. Однако пренебрегать ими нельзя, потому что если они «не очищаются покаянием, то открывают вход смертным грехам и производят в человеке холодность, нерадение и небрежение к исполнению заповедей Божиих» (Православное исповедание. Ч. 3, вопр. 43). Нам следует приносить в них покаяние Богу ежедневно, каждый раз, когда мы замечаем их за собой, и особенно – после отхода ко сну, «во время ночи размышлять о них, и вместе с другими грехами оплакать их перед Богом.. и просить прощения молитвами Богородицы и всех святых» (Православное исповедание. Ч. 3, вопр. 43).
Это различение грехов полезно помнить, конечно, вовсе не для того, чтобы позволять себе грешить. По словам свт. Феофана Затворника, знать это «не бесполезно для нравственного внутреннего порядка, для изощрения нравственного чувства, особенно для избежания смятений совести или уврачевания этой ее болезни. Ибо иной на каждом почти шагу думает, что он тяжко согрешил. Такого решительное, мирное, численное определение тяжести грехов очень вразумит. Но и для беспечного это может быть спасительно, чтобы потрясти и устрашить, если по самозабвению слишком легкомысленно думает о своем грехе и порочном поведении» (О нашем спасении. Собрание творений. М., 2003. С. 157).
#мораль #духовнаяжизнь #библия #феофанзатворник
Telegram
чтец Сергий Федоров
Свт. Феофан Затворник об условиях нравственного вменения греха, совершенного по неведению
«Кто живет в простоте сердца, стараясь по возможности и узнавать, и исполнять узнанное, а между тем сделает что незаконное, не подозревая греха, с чистой совестью,…
«Кто живет в простоте сердца, стараясь по возможности и узнавать, и исполнять узнанное, а между тем сделает что незаконное, не подозревая греха, с чистой совестью,…
❤17👍4
Митрополит Стефан (Яворский) о субъективном вменении греха
«Если кто верит, что совершаемое им запрещено [Богом], то это так и есть, ибо все, что мы делаем, хотя бы и было добром, но если мы верим, что это зло и совесть нас обличает в этом, то это грех.
Если же верим, что это не зло, и совесть нас в этом не обличает, то, если бы это и было зло само по себе, то это не грех. Ибо совесть для человека естественный закон, с помощью которого он управляет свои дела» (Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви).
👉Об извинительном и греховном незнании моральных норм
#мораль
«Если кто верит, что совершаемое им запрещено [Богом], то это так и есть, ибо все, что мы делаем, хотя бы и было добром, но если мы верим, что это зло и совесть нас обличает в этом, то это грех.
Если же верим, что это не зло, и совесть нас в этом не обличает, то, если бы это и было зло само по себе, то это не грех. Ибо совесть для человека естественный закон, с помощью которого он управляет свои дела» (Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви).
👉Об извинительном и греховном незнании моральных норм
#мораль
Telegram
чтец Сергий Федоров
Свт. Феофан Затворник об условиях нравственного вменения греха, совершенного по неведению
«Кто живет в простоте сердца, стараясь по возможности и узнавать, и исполнять узнанное, а между тем сделает что незаконное, не подозревая греха, с чистой совестью,…
«Кто живет в простоте сердца, стараясь по возможности и узнавать, и исполнять узнанное, а между тем сделает что незаконное, не подозревая греха, с чистой совестью,…
❤6👍1🤔1
Свт. Иннокентий Херсонский о возможности спасения нехристиан, не имеющих возможности видимым образом присоединиться к Церкви Христовой на земле
«Могут ли получить озарение от Святаго Духа и язычники, или только получают его христиане? Что христиане озаряются Святым Духом, в том нет сомнения; на это есть много указаний в апостольских Посланиях. Но озаряются ли таким образом, как христиане, и язычники – на это нет прямого указания в Писании. Оно не говорит, чтобы это было, но и не говорит, чтобы не было. Итак, это известно одному Иисусу Христу, верховному Пастырю. Может быть, оно и есть, но Писание не открыло, потому что нет нужды: это нужно разве при рассматривании судьбы прочих нехристианских народов. Здесь благочестивое сердце может пожалеть об участи сих народов; но в сем случае можно успокоиться на тех общих истинах Священного Писания, что у Бога нет лицеприятия; что Он одних будет судить по закону писаному, а других – по закону внутреннему, неписаному, что делающий правду во всяком языке приятен Богу, и прочее. Основываясь на сих местах, христианин не может сожалеть о прочих народах, живущих вне Церкви; а как доставлены будут им сии блага – это известно одному Богу, и наше любопытство здесь не у места» (Иисус Христос – Искупитель человеческого рода).
Данное суждение святителя, хорошо знакомого с учением Церкви и умевшего отделять непреложные откровенные истины от тайн Промысла, интересно тем, что показывает более широкий спектр допустимых мнений в православном богословии по этому непростому вопросу. Оно согласуется с учением об универсальности призывающей благодати и даровании благодати оправдания тем, кто откликается на Божий призыв.
Похожее суждение находим и у свт. Афанасия, епископа Ковровского, исповедника: «Для меня дороже всего Православие. Я не могу его и сравнивать с каким-либо другим исповеданием, с какой-либо другой верой. Но я не дерзаю сказать, что все неправославные погибли безнадежно. У Господа многая милость, и многое у Него избавление. Кто может воспротивиться Ему, когда Он восхощет кого-либо спасти? А Господь всем хощет спастися и в разум истины прийти. Он не возможет спасти только тех, кои сами не желают спасения, кои упорно противятся Его спасающей деснице» (Письмо о поминовении неправославных).
Можно также вспомнить свидетельство св. Николая Кавасилы об экстраординарных формах Крещения: «Случалось, что получали совершенство и в сем лике (т.е. в лике мучеников) многие еще не омывшиеся, которых, когда они еще не были крещены водою, крестил Сам Жених Церкви. Многим посылал Он облако с небеси и воду из земли сверх ожидания и, таким образом крестил их, а большую часть воссоздал сокровенно» (Семь слов о жизни во Христе).
Важно то, что все кто спасаются, спасаются исключительно по благодати Христа, а не по своим заслугам. Не благодаря своим заблуждениям, а вопреки им.
#богословие
«Могут ли получить озарение от Святаго Духа и язычники, или только получают его христиане? Что христиане озаряются Святым Духом, в том нет сомнения; на это есть много указаний в апостольских Посланиях. Но озаряются ли таким образом, как христиане, и язычники – на это нет прямого указания в Писании. Оно не говорит, чтобы это было, но и не говорит, чтобы не было. Итак, это известно одному Иисусу Христу, верховному Пастырю. Может быть, оно и есть, но Писание не открыло, потому что нет нужды: это нужно разве при рассматривании судьбы прочих нехристианских народов. Здесь благочестивое сердце может пожалеть об участи сих народов; но в сем случае можно успокоиться на тех общих истинах Священного Писания, что у Бога нет лицеприятия; что Он одних будет судить по закону писаному, а других – по закону внутреннему, неписаному, что делающий правду во всяком языке приятен Богу, и прочее. Основываясь на сих местах, христианин не может сожалеть о прочих народах, живущих вне Церкви; а как доставлены будут им сии блага – это известно одному Богу, и наше любопытство здесь не у места» (Иисус Христос – Искупитель человеческого рода).
Данное суждение святителя, хорошо знакомого с учением Церкви и умевшего отделять непреложные откровенные истины от тайн Промысла, интересно тем, что показывает более широкий спектр допустимых мнений в православном богословии по этому непростому вопросу. Оно согласуется с учением об универсальности призывающей благодати и даровании благодати оправдания тем, кто откликается на Божий призыв.
Похожее суждение находим и у свт. Афанасия, епископа Ковровского, исповедника: «Для меня дороже всего Православие. Я не могу его и сравнивать с каким-либо другим исповеданием, с какой-либо другой верой. Но я не дерзаю сказать, что все неправославные погибли безнадежно. У Господа многая милость, и многое у Него избавление. Кто может воспротивиться Ему, когда Он восхощет кого-либо спасти? А Господь всем хощет спастися и в разум истины прийти. Он не возможет спасти только тех, кои сами не желают спасения, кои упорно противятся Его спасающей деснице» (Письмо о поминовении неправославных).
Можно также вспомнить свидетельство св. Николая Кавасилы об экстраординарных формах Крещения: «Случалось, что получали совершенство и в сем лике (т.е. в лике мучеников) многие еще не омывшиеся, которых, когда они еще не были крещены водою, крестил Сам Жених Церкви. Многим посылал Он облако с небеси и воду из земли сверх ожидания и, таким образом крестил их, а большую часть воссоздал сокровенно» (Семь слов о жизни во Христе).
Важно то, что все кто спасаются, спасаются исключительно по благодати Христа, а не по своим заслугам. Не благодаря своим заблуждениям, а вопреки им.
#богословие
❤6👎1🔥1
О подборках цитат
В Православии большое значение имеет святоотеческое наследие. Поскольку оно огромно и не все могут прочитать и понять многие сочинения, с давних времён существуют и поныне создаются подборки цитат из сочинений авторитетных писателей (флорилегии). Как правило, они посвящены какой-то конкретной теме. Проблема в том, что эти подборки создают частные лица разной степени эрудированности, которые далеко не всегда объективны. На первый взгляд, подборка может убедительно демонстрировать полное единодушие авторитетов с выводами автора подборки по какой-то теме. Но при внимательном анализе может оказаться, что автор избирательно подходил к подбору авторитетов, мог подрезать цитаты, приводить их вне контекста (поскольку в контексте они имеют совсем другой смысл), игнорировать обстоятельства, аудиторию, к которой обращался писатель или проповедник, не принимать во внимание жанр сочинения, выдавать предположения писателя за ясное церковное учение и т.д. и т.п.
Вывод: лучше все перепроверять по первоисточникам, особенно, когда это касается подборок, составленных людьми, не имеющими богословского образования (хотя и это не гарантирует нам избежания ошибок и предвзятости). Если не разбираетесь сами, то лучше не лезть и быть максимально осторожными в суждениях. Вообще проявлять смирение и крайнюю осторожность в том, что касается сложных богословских вопросов, признавая ограниченность своих знаний, очень полезно.
#мысли #богословие
В Православии большое значение имеет святоотеческое наследие. Поскольку оно огромно и не все могут прочитать и понять многие сочинения, с давних времён существуют и поныне создаются подборки цитат из сочинений авторитетных писателей (флорилегии). Как правило, они посвящены какой-то конкретной теме. Проблема в том, что эти подборки создают частные лица разной степени эрудированности, которые далеко не всегда объективны. На первый взгляд, подборка может убедительно демонстрировать полное единодушие авторитетов с выводами автора подборки по какой-то теме. Но при внимательном анализе может оказаться, что автор избирательно подходил к подбору авторитетов, мог подрезать цитаты, приводить их вне контекста (поскольку в контексте они имеют совсем другой смысл), игнорировать обстоятельства, аудиторию, к которой обращался писатель или проповедник, не принимать во внимание жанр сочинения, выдавать предположения писателя за ясное церковное учение и т.д. и т.п.
Вывод: лучше все перепроверять по первоисточникам, особенно, когда это касается подборок, составленных людьми, не имеющими богословского образования (хотя и это не гарантирует нам избежания ошибок и предвзятости). Если не разбираетесь сами, то лучше не лезть и быть максимально осторожными в суждениях. Вообще проявлять смирение и крайнюю осторожность в том, что касается сложных богословских вопросов, признавая ограниченность своих знаний, очень полезно.
#мысли #богословие
👍11
Вчера Св. Синод утвердил (спустя четыре года) обновленный список тем, которые в Русской Православной Церкви будут обсуждаться в ближайшем будущем и планируется принять официальные документы. Среди этих тем я бы выделил те, которые мне показались самыми интересными и актуальными:
«Практика применения церковной епитимьи к мирянам в Русской Православной Церкви» (до сих пор нет внятных указаний для современной практики исповеди, хотя для духовной жизни и посмертной участи человека это важно)
«Причины для отказа совершения чина погребения крещенного человека в Русской Православной Церкви» (давно пора навести здесь порядок)
«Кодификация источников церковного права» (очень важная тема, так как актуальное церковное законодательство нужно, но ясности тут тоже до сих пор нет)
«Наставление восприемников в православной вере» (полезно подумать над его формами, потому что стандартных 2-3 огласительных бесед мало)
«Попечение Церкви о душевнобольных людях» (эта тема до сих пор не осмыслялась на общецерковном уровне, хотя таких верующих много)
«Повышение уровня знания Священного Писания среди мирян. Методы и инструменты работы» (тоже актуально)
http://www.patriarchia.ru/db/text/6133265.html
Надеюсь, что в ближайшее время увидим какие-то наработки и сможем внести свои предложения на сайте Межсоборного присутствия
«Практика применения церковной епитимьи к мирянам в Русской Православной Церкви» (до сих пор нет внятных указаний для современной практики исповеди, хотя для духовной жизни и посмертной участи человека это важно)
«Причины для отказа совершения чина погребения крещенного человека в Русской Православной Церкви» (давно пора навести здесь порядок)
«Кодификация источников церковного права» (очень важная тема, так как актуальное церковное законодательство нужно, но ясности тут тоже до сих пор нет)
«Наставление восприемников в православной вере» (полезно подумать над его формами, потому что стандартных 2-3 огласительных бесед мало)
«Попечение Церкви о душевнобольных людях» (эта тема до сих пор не осмыслялась на общецерковном уровне, хотя таких верующих много)
«Повышение уровня знания Священного Писания среди мирян. Методы и инструменты работы» (тоже актуально)
http://www.patriarchia.ru/db/text/6133265.html
Надеюсь, что в ближайшее время увидим какие-то наработки и сможем внести свои предложения на сайте Межсоборного присутствия
Патриархия.ru
Темы к рассмотрению комиссиями Межсоборного присутствия (от 30.05.2024) / Официальные документы / Патриархия.ru
Список тем утвержден решением Священного Синода от 30 мая 2024 года (журнал № 59).
👍19🔥3
Прочитал у свт. Иннокентия Херсонского интересное рассуждение на тему того, почему порой праведники находятся в более скорбном положении по жизни, чем грешные люди. Помимо возможных духовных причин, святитель делает интересное наблюдение:
«Многие праведники или от природы, или от воспитания не получили способности наслаждаться настоящими благами и приобретать их; равно как многие грешники имеют все способы быть счастливыми. И потому доставлять первым счастье и лишить последних оного не иначе можно, как посредством чуда; но чудес Бог не творит напрасно» (О Боге вообще – как Учредителе Царства Небесного).
Действительно, человек по жизни может просто уметь или не уметь пользоваться благами, которые присутствуют в земной жизни. И это не связано с праведностью или греховностью. Просто кто-то воспользовался возможностями, а кто-то нет. И было бы странно ждать от Бога, что Он каждый раз будет чудесным образом устранять все препятствия или доставлять людям житейские блага, там где нужно потрудиться самому.
#мысли
«Многие праведники или от природы, или от воспитания не получили способности наслаждаться настоящими благами и приобретать их; равно как многие грешники имеют все способы быть счастливыми. И потому доставлять первым счастье и лишить последних оного не иначе можно, как посредством чуда; но чудес Бог не творит напрасно» (О Боге вообще – как Учредителе Царства Небесного).
Действительно, человек по жизни может просто уметь или не уметь пользоваться благами, которые присутствуют в земной жизни. И это не связано с праведностью или греховностью. Просто кто-то воспользовался возможностями, а кто-то нет. И было бы странно ждать от Бога, что Он каждый раз будет чудесным образом устранять все препятствия или доставлять людям житейские блага, там где нужно потрудиться самому.
#мысли
👍8❤2
Бог постоянно подстраховывает нас
В последнее время думаю о присутствии Бога в мире и жизни каждого человека. С одной стороны жизнь - это не игра и все имеет серьезные последствия. С другой стороны, Бог является Вседержителем, Ему подвластно все в этом мире и все под Его полным контролем. А ещё Он благ. И нашу жизнь можно действительно воспринимать как испытание, где все серьезно, но одновременно везде присутствует подстраховка. Бог не просто наблюдатель, Он Промыслитель, Он живой и все понимающий, любящий и справедливый. Многие люди забывают об этом, но все действительно в руках Господа. Все что происходит, происходит по Его благой воле, и нет обстоятельств Ему не подвластных. И нет обстоятельств, в которых можно было бы сказать: человеку не повезло, он был изначально поставлен в условия, где было нереально ни жить праведно, ни Бога знать, так что ждёт его вечное наказание за это. Нет, Бог ведёт каждого и учитывает все условия до мелочей. Никакие злые люди или демоны не способны повредить человеку более, чем Бог попустит. И окончательный суд над человеком будет тоже максимально индивидуальным, без всякого формализма. Правила, которыми мы связаны, важны для нас, но Он ими не связан, так как Он их автор. И чужие ошибки не могут погубить нашу душу сами по себе. Потому что Господь всегда готов подстраховать и восполнить человеческие недостатки. Вот такие мысли.
#мысли
В последнее время думаю о присутствии Бога в мире и жизни каждого человека. С одной стороны жизнь - это не игра и все имеет серьезные последствия. С другой стороны, Бог является Вседержителем, Ему подвластно все в этом мире и все под Его полным контролем. А ещё Он благ. И нашу жизнь можно действительно воспринимать как испытание, где все серьезно, но одновременно везде присутствует подстраховка. Бог не просто наблюдатель, Он Промыслитель, Он живой и все понимающий, любящий и справедливый. Многие люди забывают об этом, но все действительно в руках Господа. Все что происходит, происходит по Его благой воле, и нет обстоятельств Ему не подвластных. И нет обстоятельств, в которых можно было бы сказать: человеку не повезло, он был изначально поставлен в условия, где было нереально ни жить праведно, ни Бога знать, так что ждёт его вечное наказание за это. Нет, Бог ведёт каждого и учитывает все условия до мелочей. Никакие злые люди или демоны не способны повредить человеку более, чем Бог попустит. И окончательный суд над человеком будет тоже максимально индивидуальным, без всякого формализма. Правила, которыми мы связаны, важны для нас, но Он ими не связан, так как Он их автор. И чужие ошибки не могут погубить нашу душу сами по себе. Потому что Господь всегда готов подстраховать и восполнить человеческие недостатки. Вот такие мысли.
#мысли
❤27
5 вариантов вопросов человеку, который утверждает, что "Бог у меня в душе, все остальное не нужно, чтобы быть верующим"
1. Если говорите, что Бог у вас в душе, то как именно и когда Он туда попал?
2. Чем это отличается от жизни любого неверующего человека, который старается жить по совести? Чем это отличается от веры бесов, которые веруют, что Бог есть и трепещут (Иак.2:19)?
3. Вы считаете, что Церковь не нужна для того, чтобы строить отношения с Богом. А вы пытались узнать, что Бог Сам об этом говорит в Своем Слове (Библии)? Каковы Его собственные условия общения с нами и спасения?
4. В Библии перечисляется 9 плодов Святого Духа (Гал.5:22-23), что является верным признаком, что Бог точно живет в вашей душе. Сколько из них у вас точно есть и в чем они проявляются?
5. Почему вы абсолютно все практикуете в конкретных действиях (работаете, учитесь, едите, пьете, моетесь, строите отношения с людьми, ведете общественную деятельность и т.д.) и только отношения с Богом - это что-то настолько неконкретное, что вы сами не можете сказать, в чем они заключаются в повседневной жизни?
1. Если говорите, что Бог у вас в душе, то как именно и когда Он туда попал?
2. Чем это отличается от жизни любого неверующего человека, который старается жить по совести? Чем это отличается от веры бесов, которые веруют, что Бог есть и трепещут (Иак.2:19)?
3. Вы считаете, что Церковь не нужна для того, чтобы строить отношения с Богом. А вы пытались узнать, что Бог Сам об этом говорит в Своем Слове (Библии)? Каковы Его собственные условия общения с нами и спасения?
4. В Библии перечисляется 9 плодов Святого Духа (Гал.5:22-23), что является верным признаком, что Бог точно живет в вашей душе. Сколько из них у вас точно есть и в чем они проявляются?
5. Почему вы абсолютно все практикуете в конкретных действиях (работаете, учитесь, едите, пьете, моетесь, строите отношения с людьми, ведете общественную деятельность и т.д.) и только отношения с Богом - это что-то настолько неконкретное, что вы сами не можете сказать, в чем они заключаются в повседневной жизни?
🔥11👍5👏1🤔1
Это очень интересный и актуальный вопрос, потому что это словосочетание используется много кем в церковной среде и во многих ситуациях, и каждый понимает ее по-своему. Кто такая «Матерь Церковь»? В чем и зачем ее нужно слушаться? Много подобных вопросов возникает, если начать копать глубже. У меня нет единственно правильного толкования для вас, но я напишу, как я понимаю и почему.
Это понятие тесно связано с верой в Церковь, согласно 9-му члену Символа веры. Как разъясняется в Пространном катехизисе, «верить в Церковь – значит благоговейно чтить истинную Церковь Христову и повиноваться её учению и заповедям с уверенностью, что в ней присутствует, спасительно действует, учит и управляет благодать, исходящая от единой вечной главы её, Господа Иисуса Христа». Тут мы можем сразу отметить, что речь идет о Церкви Православной Кафолической, а не о поместной. Действительно, если непогрешима только вся Церковь, то и всецелое доверие и послушание православный христианин может и должен иметь только по отношению к ней (это не значит, что местное священноначалие не надо слушаться, вопрос лишь в степени).
Церковь Христова учащая – это не просто абстракция, а некий орган. В том же Пространном катехизисе читаем: «Священноначалием, которое может действовать от имени всей Кафолической Церкви, является Вселенский Собор». То есть не всякий собор может быть выразителем непогрешимого учительства Церкви. К сожалению, критерии Вселенского собора четко не определяются, поэтому вопрос о вселенском значении соборов после 7-ми общепризнанных, продолжает оставаться дискуссионным.
Итак, догматические и канонические решения Вселенских соборов, это, несомненно, то, что нужно принимать и чему следовать, чтобы быть православным христианином. В Уставе РПЦ, правда без подробностей, говорится, что «каждый прихожанин имеет своей обязанностью участвовать в богослужении, регулярно исповедоваться и причащаться, соблюдать каноны и церковные предписания, совершать дела веры, стремиться к религиозно-нравственному совершенствованию и содействовать благосостоянию прихода». Священнослужители также дают особую присягу перед рукоположением. Вот собственно и все, что мы можем найти по существу на эту тему в церковных документах.
Все остальное: богословские документы Архиерейских соборов и синодов, мнения патриархов, других епископов и священников по общественно-политическим и иным вопросам, документы и различные заявления богословских комиссий, церковных отделов, официальных спикеров, суждения отдельных священнослужителей и мирян, не являются, сами по себе, голосом Матери Церкви и православные христиане не имеют обязанности по умолчанию выражать свое согласие с ними, как с Церковью Христовой. Такой обязанности, собственно, нигде и не прописано, о чем я уже писал ранее.
#ответынавопросы #мысли #дисциплина
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Telegram
чтец Сергий Федоров
То, что в современных документах Русской Православной Церкви (или любой другой Поместной Церкви) могут встречаться серьезные ошибки, означает, что Церковь погрешила и отпала от истины?
Нет, не означает. Ни один из принятых в новейший период богословских…
Нет, не означает. Ни один из принятых в новейший период богословских…
👍6❤4🔥3
Постоянное изучение различных богословских, канонических и иных вопросов показывает мне, как мало мы знаем о Православии (под этим словом я здесь понимаю не конкретно вероучение, а православную традицию в целом) в его многообразии. Большинство из нас, живущих в России и постсоветских государствах, знакомы с Православием в версии русского богословия, русского канонического права, русской литургики и т.д. Не только популярные материалы, но и даже такие серьезные научные, как Православная энциклопедия рассказывают о Православии преимущественно с позиций РПЦ. Между тем как Православие греческое, американское, не совсем такое как русское. И по атмосфере, и по церковному управлению, и по решению различных вопросов. Об этом еще епископ Порфирий (Успенский) в XIX веке писал: «У греков и у нас одни и те же догматы и правила святых Вселенских и Поместных Соборов, один и тот же устав богослужения и одни и те же начала церковного управления. Но сие тождество, кроме догматов, существует только в книгах и в воображении, а в действительности оно не цельно. Мы разнимся от греков во многом, повторяю – кроме догматов» (Книга бытия моего. Т. 6, XI). Это я не говорю еще о западном Православии первого тысячелетия, которое вообще непохоже на русское или греческое.
И когда понемногу знакомишься со всем этим разнообразием в рамках Единой Святой Кафолической и Апостольской Церкви, понимаешь, что все гораздо сложнее и интереснее. Становишься терпимее к определенному разномыслию, смотришь шире и с грустью наблюдаешь, как некоторые неучи готовы анафематствовать любого, кто думает что-то вопреки его собственной версии Православия.
#мысли
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤20👍2👎1
📖Сегодняшнее апостольское чтение (Деян.15:1-34) рассказывает о первом в истории Церкви соборе. Он прошел в Иерусалиме ок. 50 г. при участии апостолов и пресвитеров (председатель – апостол Иаков, епископ Иерусалимский). На этом соборе обсуждалась первая важная проблема, возникшая в Церкви: нужно ли христианам из язычников соблюдать закон Моисея? В итоге решили, что не нужно. Постановление собора: «Угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы» (Деян.15:28-29).
Впоследствии и христиане из иудеев полностью отошли от соблюдения обрядов Моисеева закона (о ненужности которых много писал ап. Павел). Постановления апостольского собора после решения проблемы взаимоотношений между христианами из иудеев и из язычников, постепенно стали интерпретироваться различно в Восточной и Западной Церкви, что породило две традиции понимания этого запрета.
#библия #дисциплина
Впоследствии и христиане из иудеев полностью отошли от соблюдения обрядов Моисеева закона (о ненужности которых много писал ап. Павел). Постановления апостольского собора после решения проблемы взаимоотношений между христианами из иудеев и из язычников, постепенно стали интерпретироваться различно в Восточной и Западной Церкви, что породило две традиции понимания этого запрета.
#библия #дисциплина
Telegram
чтец Сергий Федоров
🩸О запрете вкушения удавленины и крови
На апостольском соборе в Иерусалиме был определён минимум, который из ветхозаветного Закона должны были соблюдать христиане из язычников: «Воздерживаться от удавленины, блуда и крови, и не делать другому, чего не желаешь…
На апостольском соборе в Иерусалиме был определён минимум, который из ветхозаветного Закона должны были соблюдать христиане из язычников: «Воздерживаться от удавленины, блуда и крови, и не делать другому, чего не желаешь…
Сегодня память свт. Иннокентия Херсонского (1800-1857) - просвещенного русского архипастыря, богослова, церковного историка.
Архиепископ Иннокентий отличался широким кругозором, универсальностью знаний и практическим умом. Хорошо разбирался в философии, естествознании, во всеобщей и в российской истории, в палеографии, археологии, географии, статистике, политической экономии, геологии, анатомии. Свободно владел французским, немецким, польским, древнегреческим, латинским, древнееврейским языками. Его библиотека насчитывавшая ок. 2 тыс. наименований (ок. половины на иностранных языках), в 1862 г. была передана в Херсонскую ДС и составила специальное, «Иннокентиевское» отделение. Святитель имел богатые ботаническую и минералогическую коллекции.
Он был «человек чувства и воображения, натура живая, подвижная и отзывчивая» (по отзыву Н. И. Барсова). Однажды, читая книгу по астрономии, святитель был так «поражен величием и устройством миров, что упал ниц», - вспоминает еп. Иеремия (Соловьёв). Обладал твердой волей, был общителен, умел располагать к себе людей и влиять на них, старался привлекать к своей деятельности всех, в ком видел проблески способностей и желание трудиться. М. П. Погодин называл его «великим гражданином земли Русской». Свт. Иннокентий, которого называли «русским Златоустом», особенно прославился своими проповедями.
Лекции профессора о. Иннокентия, часто импровизированные, «отличались смелостию, даже некоторою самонадеянностию теоретической мысли, новым оригинальным отношением к вопросам богословской науки и живым, часто поэтическим, изложением богословских трактатов, особенно заманчивым после сухого латинского изложения научных систем» (Певницкий В. Ф.). Их я и рекомендую к ознакомлению всем, кто интересуется богословскими вопросами.
📕Иисус Христос – Искупитель человеческого рода
📗О религии
📘Лекции
Архиепископ Иннокентий отличался широким кругозором, универсальностью знаний и практическим умом. Хорошо разбирался в философии, естествознании, во всеобщей и в российской истории, в палеографии, археологии, географии, статистике, политической экономии, геологии, анатомии. Свободно владел французским, немецким, польским, древнегреческим, латинским, древнееврейским языками. Его библиотека насчитывавшая ок. 2 тыс. наименований (ок. половины на иностранных языках), в 1862 г. была передана в Херсонскую ДС и составила специальное, «Иннокентиевское» отделение. Святитель имел богатые ботаническую и минералогическую коллекции.
Он был «человек чувства и воображения, натура живая, подвижная и отзывчивая» (по отзыву Н. И. Барсова). Однажды, читая книгу по астрономии, святитель был так «поражен величием и устройством миров, что упал ниц», - вспоминает еп. Иеремия (Соловьёв). Обладал твердой волей, был общителен, умел располагать к себе людей и влиять на них, старался привлекать к своей деятельности всех, в ком видел проблески способностей и желание трудиться. М. П. Погодин называл его «великим гражданином земли Русской». Свт. Иннокентий, которого называли «русским Златоустом», особенно прославился своими проповедями.
Лекции профессора о. Иннокентия, часто импровизированные, «отличались смелостию, даже некоторою самонадеянностию теоретической мысли, новым оригинальным отношением к вопросам богословской науки и живым, часто поэтическим, изложением богословских трактатов, особенно заманчивым после сухого латинского изложения научных систем» (Певницкий В. Ф.). Их я и рекомендую к ознакомлению всем, кто интересуется богословскими вопросами.
📕Иисус Христос – Искупитель человеческого рода
📗О религии
📘Лекции
👍13❤2
Как конфликтовать правильно: урок от апостолов
В сегодняшнем чтении на литургии из книги Деяний (15:36-41) рассказывается о том, как апостолы Павел и Варнава вступили в конфликт на почве своих планов по миссионерскому путешествию. Варнава хотел вновь взять с собой в спутники своего племянника Иоанна-Марка (будущего евангелиста), но Павел воспротивился этому, так как этот человек отстал от них в прошлом путешествии. Он посчитал неправильным брать с собой человека, который уже однажды проявил себя недолжным образом. Лука пишет, что между ними произошло παροξυσμός — раздражение, озлобление, ожесточение. В общем, острое несогласие. Свт. Иоанн Златоуст комментирует: «Многое они делали и по человеческому рассуждению: не были ведь они камнями или деревами». В итоге каждый остался при своем мнении, каждый выбрал своего спутника и маршрут путешествия. Возникает вопрос: согрешили ли они, вступив в острый конфликт? Свт. Иоанн Златоуст поясняет, что нет и показывает, что подобный конфликт иногда неизбежен и полезен.
1. Повод для их конфликта не был пустяковым.
2. Апостолы не искали личной выгоды в этом споре и не самоутверждались за счет ближнего.
3. У них не было цели нанести друг другу ущерб.
4. Апостол Павел уважал Варнаву, но не так, чтобы из-за этого пренебречь долгом.
5. Их конфликт не привел к взаимной вражде, но только к разделению путей, каждый предоставил другому поступить, как другой считал правильным (без ущерба для самих себя).
Это показывает, что христианам не стоит бояться конфликтов, если они оправданы и происходят в конструктивной манере.
#библия #мораль #иоаннзлатоуст
В сегодняшнем чтении на литургии из книги Деяний (15:36-41) рассказывается о том, как апостолы Павел и Варнава вступили в конфликт на почве своих планов по миссионерскому путешествию. Варнава хотел вновь взять с собой в спутники своего племянника Иоанна-Марка (будущего евангелиста), но Павел воспротивился этому, так как этот человек отстал от них в прошлом путешествии. Он посчитал неправильным брать с собой человека, который уже однажды проявил себя недолжным образом. Лука пишет, что между ними произошло παροξυσμός — раздражение, озлобление, ожесточение. В общем, острое несогласие. Свт. Иоанн Златоуст комментирует: «Многое они делали и по человеческому рассуждению: не были ведь они камнями или деревами». В итоге каждый остался при своем мнении, каждый выбрал своего спутника и маршрут путешествия. Возникает вопрос: согрешили ли они, вступив в острый конфликт? Свт. Иоанн Златоуст поясняет, что нет и показывает, что подобный конфликт иногда неизбежен и полезен.
1. Повод для их конфликта не был пустяковым.
2. Апостолы не искали личной выгоды в этом споре и не самоутверждались за счет ближнего.
3. У них не было цели нанести друг другу ущерб.
4. Апостол Павел уважал Варнаву, но не так, чтобы из-за этого пренебречь долгом.
5. Их конфликт не привел к взаимной вражде, но только к разделению путей, каждый предоставил другому поступить, как другой считал правильным (без ущерба для самих себя).
Это показывает, что христианам не стоит бояться конфликтов, если они оправданы и происходят в конструктивной манере.
#библия #мораль #иоаннзлатоуст
🔥14❤2👍1
📜Некоторые мысли о сегодняшнем рядовом чтении Писания (Деян. 16:16-34)
1. Нечистый дух говорил правду об апостолах. Зачем говорил и почему Павел запретил ему? Свт. Иоанн Златоуст говорит: «Желая запутать порядок вещей и похитить честь апостолов и убедить многих внимать ему. Если бы это произошло, легко бы они явились достойными доверия и ввели бы свое учение. Чтобы этого не произошло и ложь не приобрела власти, он заставляет замолчать их, когда они говорят истину, так чтобы во лжи никто бы не внимал им, но совершенно отвратил свой слух от того, что говорится ими».
2. Господа служанки, лишившись дохода, решили отомстить апостолам. Это показывает, что они находились во власти дьявола, так что они в своей заботе о материальном, находились в небрежении о своей душе. Поэтому вместо того, чтобы благодарить и слушать апостолов, возвещающих Благую весть о спасении, они разозлились и решили избавиться от них. Многие и сегодня отвергают Бога, когда Он как-то потревожил их сложившийся налаженный порядок жизни, показывая этим что для них более ценно.
3. Бог спасает темничного стража, который чуть было не совершил самую страшную ошибку, лишив себя жизни. Он как бы мгновенно располагается к своим узникам. Что же побуждает его к этому? Иоанн Златоуст считает причиной такой поразительной перемены в стражнике, благородное поведение узников. Они не воспользовались землетрясением, чтобы убить стражника и сбежать, но первым делом успокоили его, спасли его от самоубийства. Из надзирателя он становится другом. Так что людей привлекают ко Христу не только чудеса, но и жизнь, поведение верующих.
4. Человек задает самый главный вопрос: Что мне делать, чтобы спастись? Этот человек еще не крещен, ничего не знает о Христе. Апостолы отвечают ему: Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой. От человека, который только приходит к Христу в первый раз не требуются ни дела, ни подвиги, только вера в Господа и намерение изменить жизнь по воле Его. Именно верой он спасается от вечной гибели и становится спасенным, Божьим ребенком. Труды и дела требуются от него уже после крещения, чтобы устоять и утверждаться в своем спасении.
5. Вера главы семейства способствовала спасению всего его дома, семьи и слуг. Поэтому так важно, чтобы глава семейства стремился сам к Богу и служил в этом примером остальным домашним.
#мысли #библия #толкование
1. Нечистый дух говорил правду об апостолах. Зачем говорил и почему Павел запретил ему? Свт. Иоанн Златоуст говорит: «Желая запутать порядок вещей и похитить честь апостолов и убедить многих внимать ему. Если бы это произошло, легко бы они явились достойными доверия и ввели бы свое учение. Чтобы этого не произошло и ложь не приобрела власти, он заставляет замолчать их, когда они говорят истину, так чтобы во лжи никто бы не внимал им, но совершенно отвратил свой слух от того, что говорится ими».
2. Господа служанки, лишившись дохода, решили отомстить апостолам. Это показывает, что они находились во власти дьявола, так что они в своей заботе о материальном, находились в небрежении о своей душе. Поэтому вместо того, чтобы благодарить и слушать апостолов, возвещающих Благую весть о спасении, они разозлились и решили избавиться от них. Многие и сегодня отвергают Бога, когда Он как-то потревожил их сложившийся налаженный порядок жизни, показывая этим что для них более ценно.
3. Бог спасает темничного стража, который чуть было не совершил самую страшную ошибку, лишив себя жизни. Он как бы мгновенно располагается к своим узникам. Что же побуждает его к этому? Иоанн Златоуст считает причиной такой поразительной перемены в стражнике, благородное поведение узников. Они не воспользовались землетрясением, чтобы убить стражника и сбежать, но первым делом успокоили его, спасли его от самоубийства. Из надзирателя он становится другом. Так что людей привлекают ко Христу не только чудеса, но и жизнь, поведение верующих.
4. Человек задает самый главный вопрос: Что мне делать, чтобы спастись? Этот человек еще не крещен, ничего не знает о Христе. Апостолы отвечают ему: Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой. От человека, который только приходит к Христу в первый раз не требуются ни дела, ни подвиги, только вера в Господа и намерение изменить жизнь по воле Его. Именно верой он спасается от вечной гибели и становится спасенным, Божьим ребенком. Труды и дела требуются от него уже после крещения, чтобы устоять и утверждаться в своем спасении.
5. Вера главы семейства способствовала спасению всего его дома, семьи и слуг. Поэтому так важно, чтобы глава семейства стремился сам к Богу и служил в этом примером остальным домашним.
#мысли #библия #толкование
👍7
Свт. Иннокентий Херсонский о значении Таинств Церкви
«Каким образом Таинства прилагают спасение? Поскольку все они преподаются верующим, знающим спасение, то цель их состоит не столько в объявлении, сколько во вспомоществовании; они суть средства более подкрепительные. Впрочем, вспомоществуя человеку, они и разъясняют ему многое, что он хочет и должен знать; они лучше всего объясняют нам приближение к Богу, и сверхчувственное доводят и, так сказать, обращают в видимое, чувственное. Так, например, в Евхаристии объявляется нам и делается ощутительным духовное соединение наше со Христом. Итак, главная и преимущественная цель их состоит в том, что они прилагают невидимое спасение через видимые вещи, сверхчувственное облекают в видимое, в чувственное. Следовательно, через Таинства и в Таинствах христианство ясно выразило и сделало то, чего человек желал достигнуть с помощью своих теургий (языческих обрядов); доставило, то есть, способ такого соединения с Богом, что человек может видеть Бога и наслаждаться Им, или же питаться так, как питается хлебом или же водой. В этом отношении Таинства делают то, чего не могут сделать ни Церковь, ни Писание. Ибо Церковь и Писание преподают нам блага духовные духовно, а Таинства те же блага сообщают ощутительно, так, как бы они были чувственные, видимые. В них мир невидимый делается видимым, Божество является человеку в знаках и символах, например, в воде, хлебе и прочем, а таких явлений человек всегда желал и желает. Следовательно, каждое Таинство представляет чрезвычайное откровение Божества, подводимое под чувства, сколько они вместить могут.
Бог, учреждая Таинства, как бы так говорил человеку: "Поскольку силы твои недостаточны и вера твоя слаба, то Я обещаюсь помогать тебе, восполнять твои недостатки. Но ты можешь не чувствовать Моих действий, можешь не ощущать подаваемой Мною помощи. Для сего вот тебе знаки – Таинства, и потому всякий раз, когда увидишь, что с тобою совершается, или что тебе преподается какое-либо из сих, установленных Мною, Таинств, знай, что Я невидимо касаюсь тебя"» (Иисус Христос - Искупитель человеческого рода).
#богословие
«Каким образом Таинства прилагают спасение? Поскольку все они преподаются верующим, знающим спасение, то цель их состоит не столько в объявлении, сколько во вспомоществовании; они суть средства более подкрепительные. Впрочем, вспомоществуя человеку, они и разъясняют ему многое, что он хочет и должен знать; они лучше всего объясняют нам приближение к Богу, и сверхчувственное доводят и, так сказать, обращают в видимое, чувственное. Так, например, в Евхаристии объявляется нам и делается ощутительным духовное соединение наше со Христом. Итак, главная и преимущественная цель их состоит в том, что они прилагают невидимое спасение через видимые вещи, сверхчувственное облекают в видимое, в чувственное. Следовательно, через Таинства и в Таинствах христианство ясно выразило и сделало то, чего человек желал достигнуть с помощью своих теургий (языческих обрядов); доставило, то есть, способ такого соединения с Богом, что человек может видеть Бога и наслаждаться Им, или же питаться так, как питается хлебом или же водой. В этом отношении Таинства делают то, чего не могут сделать ни Церковь, ни Писание. Ибо Церковь и Писание преподают нам блага духовные духовно, а Таинства те же блага сообщают ощутительно, так, как бы они были чувственные, видимые. В них мир невидимый делается видимым, Божество является человеку в знаках и символах, например, в воде, хлебе и прочем, а таких явлений человек всегда желал и желает. Следовательно, каждое Таинство представляет чрезвычайное откровение Божества, подводимое под чувства, сколько они вместить могут.
Бог, учреждая Таинства, как бы так говорил человеку: "Поскольку силы твои недостаточны и вера твоя слаба, то Я обещаюсь помогать тебе, восполнять твои недостатки. Но ты можешь не чувствовать Моих действий, можешь не ощущать подаваемой Мною помощи. Для сего вот тебе знаки – Таинства, и потому всякий раз, когда увидишь, что с тобою совершается, или что тебе преподается какое-либо из сих, установленных Мною, Таинств, знай, что Я невидимо касаюсь тебя"» (Иисус Христос - Искупитель человеческого рода).
#богословие
👍11❤3
Митрополит Стефан (Яворский) о желании Крещения и Евхаристии, которые в некоторых случаях заменяют сами Таинства
«Желание крещения, в некоторых случаях и при необходимости, вменяется вместо самого крещения, то есть если кто-нибудь, пребывая некрещеным водой и Духом, страдает и умирает за Христа, или, и помимо страдания, если кто-нибудь, умирая, и сильно желая креститься, не имеет крещающего или времени для крещения.
В таких случаях желание Евхаристии вменяется вместо самой Евхаристической пищи, то есть когда человек, умирая и горячо желая этой Божественной пищи, помимо других причин, не имеет возле себя священослужителя, причащающего Божиих Таин. Тогда Тайноположник Христос, венчающий и благие намерения, в случаях, когда без вины человека возникает безвыходная ситуация, наполняет его скудость Своими щедротами, и дарует умирающему благодеяние Евхаристии. И о таковом можно сказать, что он ядит Тело Христово без Евхаристии, одним горячим желанием, верой и любовью» (Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви).
В первом тысячелетии о "крещении желанием" писали св. Августин (до принятия им концепции безусловного предопределения) и св. Амвросий Медиоланский. Подчеркну, что это не является догматическим учением Церкви, а только мнением некоторых авторитетных богословов, которое не противоречит учению Церкви. Существует и противоположное мнение (св. Иоанн Златоуст, св. Григорий Богослов, св. Кирилл Иерусалимский и др.).
#богословие
«Желание крещения, в некоторых случаях и при необходимости, вменяется вместо самого крещения, то есть если кто-нибудь, пребывая некрещеным водой и Духом, страдает и умирает за Христа, или, и помимо страдания, если кто-нибудь, умирая, и сильно желая креститься, не имеет крещающего или времени для крещения.
В таких случаях желание Евхаристии вменяется вместо самой Евхаристической пищи, то есть когда человек, умирая и горячо желая этой Божественной пищи, помимо других причин, не имеет возле себя священослужителя, причащающего Божиих Таин. Тогда Тайноположник Христос, венчающий и благие намерения, в случаях, когда без вины человека возникает безвыходная ситуация, наполняет его скудость Своими щедротами, и дарует умирающему благодеяние Евхаристии. И о таковом можно сказать, что он ядит Тело Христово без Евхаристии, одним горячим желанием, верой и любовью» (Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви).
В первом тысячелетии о "крещении желанием" писали св. Августин (до принятия им концепции безусловного предопределения) и св. Амвросий Медиоланский. Подчеркну, что это не является догматическим учением Церкви, а только мнением некоторых авторитетных богословов, которое не противоречит учению Церкви. Существует и противоположное мнение (св. Иоанн Златоуст, св. Григорий Богослов, св. Кирилл Иерусалимский и др.).
#богословие
👍11🔥3🤔1
Священное Писание о дружбе
1. Необходимо тщательно выбирать себе друзей и быть осмотрительным с ними: «Если хочешь приобрести друга, приобретай его по испытании и не скоро вверяйся ему. Бывает друг в нужное для него время, и не останется с тобой в день скорби твоей; и бывает друг, который превращается во врага и откроет ссору к поношению твоему. Бывает другом участник в трапезе, и не останется с тобою в день скорби твоей. В имении твоем он будет как ты, и дерзко будет обращаться с домочадцами твоими; но если ты будешь унижен, он будет против тебя и скроется от лица твоего. Отдаляйся от врагов твоих и будь осмотрителен с друзьями твоими. Верный друг — крепкая защита: кто нашел его, нашел сокровище. Верному другу нет цены, и нет меры доброте его. Верный друг — врачевство для жизни, и боящиеся Господа найдут его» (Сир.6:7-16).
2. Отличие настоящего друга: «Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья» (Притч.17:17).
3. Важно самому быть дружелюбным: «Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат» (Притч.18:25).
4. В общении с другом важна умеренность и тактичность: «Не учащай входить в дом друга твоего, чтобы он не наскучил тобою и не возненавидел тебя» (Притч.25:17).
5. Ласковое обращение и добрая речь помогают жить в мире и располагать к себе людей: «Сладкие уста умножат друзей, и доброречивый язык умножит приязнь» (Сир.6:5).
6. Старый друг лучше нового: «Не оставляй старого друга, ибо новый не может сравниться с ним; друг новый – то же, что вино новое: когда оно сделается старым, с удовольствием будешь пить его» (Сир.9:12-13).
7. Во многих случаях возможно примириться с другом: «Если ты на друга извлек меч, не отчаивайся, ибо возможно возвращение дружбы. Если ты открыл уста против друга, не бойся, ибо возможно примирение. Только поношение, гордость, обнаружение тайны и коварное злодейство могут отогнать всякого друга» (Сир.22:23-25).
8. Важно хранить тайны, вверенные другом: «Открывающий тайны потерял доверие и не найдет друга по душе своей. Люби друга и будь верен ему; а если откроешь тайны его, не гонись больше за ним: ибо как человек убивает своего врага, так ты убил дружбу ближнего; и как ты выпустил бы из рук своих птицу, так ты упустил друга и не поймаешь его; не гонись за ним, ибо он далеко ушел и убежал, как серна из сети» (Сир.27:16-21).
#библия #мораль
1. Необходимо тщательно выбирать себе друзей и быть осмотрительным с ними: «Если хочешь приобрести друга, приобретай его по испытании и не скоро вверяйся ему. Бывает друг в нужное для него время, и не останется с тобой в день скорби твоей; и бывает друг, который превращается во врага и откроет ссору к поношению твоему. Бывает другом участник в трапезе, и не останется с тобою в день скорби твоей. В имении твоем он будет как ты, и дерзко будет обращаться с домочадцами твоими; но если ты будешь унижен, он будет против тебя и скроется от лица твоего. Отдаляйся от врагов твоих и будь осмотрителен с друзьями твоими. Верный друг — крепкая защита: кто нашел его, нашел сокровище. Верному другу нет цены, и нет меры доброте его. Верный друг — врачевство для жизни, и боящиеся Господа найдут его» (Сир.6:7-16).
2. Отличие настоящего друга: «Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья» (Притч.17:17).
3. Важно самому быть дружелюбным: «Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат» (Притч.18:25).
4. В общении с другом важна умеренность и тактичность: «Не учащай входить в дом друга твоего, чтобы он не наскучил тобою и не возненавидел тебя» (Притч.25:17).
5. Ласковое обращение и добрая речь помогают жить в мире и располагать к себе людей: «Сладкие уста умножат друзей, и доброречивый язык умножит приязнь» (Сир.6:5).
6. Старый друг лучше нового: «Не оставляй старого друга, ибо новый не может сравниться с ним; друг новый – то же, что вино новое: когда оно сделается старым, с удовольствием будешь пить его» (Сир.9:12-13).
7. Во многих случаях возможно примириться с другом: «Если ты на друга извлек меч, не отчаивайся, ибо возможно возвращение дружбы. Если ты открыл уста против друга, не бойся, ибо возможно примирение. Только поношение, гордость, обнаружение тайны и коварное злодейство могут отогнать всякого друга» (Сир.22:23-25).
8. Важно хранить тайны, вверенные другом: «Открывающий тайны потерял доверие и не найдет друга по душе своей. Люби друга и будь верен ему; а если откроешь тайны его, не гонись больше за ним: ибо как человек убивает своего врага, так ты убил дружбу ближнего; и как ты выпустил бы из рук своих птицу, так ты упустил друга и не поймаешь его; не гонись за ним, ибо он далеко ушел и убежал, как серна из сети» (Сир.27:16-21).
#библия #мораль
❤11
☁️ Братья и сестры, поздравляю вас с праздником Вознесения Господня! Это событие говорит нам о том, как высоко вознесен Богом Человек, так как представитель нашей человеческой семьи прямо сейчас находится внутри жизни Святой Троицы. Также и всем людям предстоит в будущем воскреснуть, но только нам, христианам, надлежит еще вознестись в воздух, чтобы встретиться с Грядущим Господом! (1Фес.4:17).
❤14🤔1
В это воскресенье отмечается память Первого Вселенского собора (325 г.), который в церковном месяцеслове называется собором 318 богоносных отцов.
В действительности, точное количество участников этого собора неизвестно. 318 - это скорее символическое число, именно столько слуг праведного Авраама упоминается в паремийном чтении на богослужении этого дня. Далеко не все из них святые отцы. Небольшой процент участников собора - защитники арианской ереси. Церковный историк проф. В. В. Болотов выделяет 4 партии епископов на Первом Вселенском соборе:
1) ариане – партия немногочисленная и несогласная между собою; 2) строгие противники ариан, умевшие оспаривать и самые исходные пункты арианского учения; 3) партия богословски образованных епископов, но придерживавшихся старых воззрений субординационизма, которым были неприятны воззрения ариан за выводы, но нравились их посылки; и, наконец, 4) многочисленная партия простых епископов без образования, которые интуитивно не поддерживали арианство.
Вот такая интересная картина участников, очень разных. Собор известен тем, что осудил арианскую ересь, отрицающую Божество Иисуса Христа, и утвердил первую часть главного христианского вероучительного текста - Никейского Символа веры (которая оканчивалась словами «..и в Духа Святого»). Собор также принял 20 канонических правил, которые вошли в православный канонический кодекс.
В действительности, точное количество участников этого собора неизвестно. 318 - это скорее символическое число, именно столько слуг праведного Авраама упоминается в паремийном чтении на богослужении этого дня. Далеко не все из них святые отцы. Небольшой процент участников собора - защитники арианской ереси. Церковный историк проф. В. В. Болотов выделяет 4 партии епископов на Первом Вселенском соборе:
1) ариане – партия немногочисленная и несогласная между собою; 2) строгие противники ариан, умевшие оспаривать и самые исходные пункты арианского учения; 3) партия богословски образованных епископов, но придерживавшихся старых воззрений субординационизма, которым были неприятны воззрения ариан за выводы, но нравились их посылки; и, наконец, 4) многочисленная партия простых епископов без образования, которые интуитивно не поддерживали арианство.
Вот такая интересная картина участников, очень разных. Собор известен тем, что осудил арианскую ересь, отрицающую Божество Иисуса Христа, и утвердил первую часть главного христианского вероучительного текста - Никейского Символа веры (которая оканчивалась словами «..и в Духа Святого»). Собор также принял 20 канонических правил, которые вошли в православный канонический кодекс.
❤10👍2
Свт. Феофан Затворник рассуждает о том, каким становится разум человека под воздействием благодати
«Благодать, пришедши, не приносит с собою много сведений, но научает человека вниманию и как бы обязывает к точному рассмотрению вещей; она не истолковывает ему законов мышления, но вливает любовь к истине, которая не позволяет уклоняться от путей правых и слишком полагаться на отвлеченности, следовательно, поставляет его на истинную средину и утверждает в ней, чего он сам собою сделать никак не может. От сего нередко и не посвящавший себя наукам человек становится рассудительным и здравомыслящим и долгими опытами жизни наконец приобретает истинную, достаточную не на его одного долю мудрость. У человека же научного образуется особый метод исследования, особое чутье к открытию истины и истинного пути к ней, а это при помощи добродетелей рассудочных, которые теперь вместе с другими возвращаются в сердце, как то: при труде и умении трудиться, добросовестности, осмотрительности, смиренном доверии, особенно же при Божием благословении – сообщает его умственным трудам особенные свойства: успешность, прочность, плодотворность» (Начертание христианского нравоучения).
Здесь важно отметить, что благодать не даёт человеку много информации, хотя и вливает любовь к истине, исцеляет некоторые немощи. Это необходимо помнить при чтении творений святых, особенно когда они затрагивают вопросы, не связанные с духовной жизнью. Святой - это не «оракул Святого Духа» и не эксперт по всем возможным вопросам. Это человек, следующий за Христом, который, как и любой человек, обладает некоторыми знаниями, которым он от кого-то научился (частные откровения от Бога происходят редко и обычно обозначаются святым ясно, когда он говорит о них). В каких-то житейских вопросах разумнее доверять не святому старцу, а специалисту в конкретной области (например, в области медицины).
👉Вопросы святым об их сочинениях
#феофанзатворник
«Благодать, пришедши, не приносит с собою много сведений, но научает человека вниманию и как бы обязывает к точному рассмотрению вещей; она не истолковывает ему законов мышления, но вливает любовь к истине, которая не позволяет уклоняться от путей правых и слишком полагаться на отвлеченности, следовательно, поставляет его на истинную средину и утверждает в ней, чего он сам собою сделать никак не может. От сего нередко и не посвящавший себя наукам человек становится рассудительным и здравомыслящим и долгими опытами жизни наконец приобретает истинную, достаточную не на его одного долю мудрость. У человека же научного образуется особый метод исследования, особое чутье к открытию истины и истинного пути к ней, а это при помощи добродетелей рассудочных, которые теперь вместе с другими возвращаются в сердце, как то: при труде и умении трудиться, добросовестности, осмотрительности, смиренном доверии, особенно же при Божием благословении – сообщает его умственным трудам особенные свойства: успешность, прочность, плодотворность» (Начертание христианского нравоучения).
Здесь важно отметить, что благодать не даёт человеку много информации, хотя и вливает любовь к истине, исцеляет некоторые немощи. Это необходимо помнить при чтении творений святых, особенно когда они затрагивают вопросы, не связанные с духовной жизнью. Святой - это не «оракул Святого Духа» и не эксперт по всем возможным вопросам. Это человек, следующий за Христом, который, как и любой человек, обладает некоторыми знаниями, которым он от кого-то научился (частные откровения от Бога происходят редко и обычно обозначаются святым ясно, когда он говорит о них). В каких-то житейских вопросах разумнее доверять не святому старцу, а специалисту в конкретной области (например, в области медицины).
👉Вопросы святым об их сочинениях
#феофанзатворник
Telegram
чтец Сергий Федоров
ВОПРОСЫ СВЯТЫМ ОБ ИХ СОЧИНЕНИЯХ
Святоотеческое наследие является существенной частью православной традиции. Отдельные верующие относятся к нему с разной степенью рассудительности. Нередко привлечение материала из святоотеческих сочинений сопровождается крайностями:…
Святоотеческое наследие является существенной частью православной традиции. Отдельные верующие относятся к нему с разной степенью рассудительности. Нередко привлечение материала из святоотеческих сочинений сопровождается крайностями:…
❤7👍2