чтец Сергий Федоров – Telegram
чтец Сергий Федоров
758 subscribers
378 photos
7 videos
29 files
456 links
Магистр богословия / Катехизатор / Религиовед / Клирик Русской Православной Церкви (МП)

Для тех, кто хочет быть православным и не отключать голову

Задать мне вопрос https://news.1rj.ru/str/lector_sergey_bot

Поддержать меня 5469 4000 4166 2961 (сбер)
Download Telegram
Прочитал у свт. Иннокентия Херсонского интересное рассуждение на тему того, почему порой праведники находятся в более скорбном положении по жизни, чем грешные люди. Помимо возможных духовных причин, святитель делает интересное наблюдение:

«Многие праведники или от природы, или от воспитания не получили способности наслаждаться настоящими благами и приобретать их; равно как многие грешники имеют все способы быть счастливыми. И потому доставлять первым счастье и лишить последних оного не иначе можно, как посредством чуда; но чудес Бог не творит напрасно» (О Боге вообще – как Учредителе Царства Небесного).

Действительно, человек по жизни может просто уметь или не уметь пользоваться благами, которые присутствуют в земной жизни. И это не связано с праведностью или греховностью. Просто кто-то воспользовался возможностями, а кто-то нет. И было бы странно ждать от Бога, что Он каждый раз будет чудесным образом устранять все препятствия или доставлять людям житейские блага, там где нужно потрудиться самому.
#мысли
👍82
Бог постоянно подстраховывает нас

В последнее время думаю о присутствии Бога в мире и жизни каждого человека. С одной стороны жизнь - это не игра и все имеет серьезные последствия. С другой стороны, Бог является Вседержителем, Ему подвластно все в этом мире и все под Его полным контролем. А ещё Он благ. И нашу жизнь можно действительно воспринимать как испытание, где все серьезно, но одновременно везде присутствует подстраховка. Бог не просто наблюдатель, Он Промыслитель, Он живой и все понимающий, любящий и справедливый. Многие люди забывают об этом, но все действительно в руках Господа. Все что происходит, происходит по Его благой воле, и нет обстоятельств Ему не подвластных. И нет обстоятельств, в которых можно было бы сказать: человеку не повезло, он был изначально поставлен в условия, где было нереально ни жить праведно, ни Бога знать, так что ждёт его вечное наказание за это. Нет, Бог ведёт каждого и учитывает все условия до мелочей. Никакие злые люди или демоны не способны повредить человеку более, чем Бог попустит. И окончательный суд над человеком будет тоже максимально индивидуальным, без всякого формализма. Правила, которыми мы связаны, важны для нас, но Он ими не связан, так как Он их автор. И чужие ошибки не могут погубить нашу душу сами по себе. Потому что Господь всегда готов подстраховать и восполнить человеческие недостатки. Вот такие мысли.
#мысли
27
5 вариантов вопросов человеку, который утверждает, что "Бог у меня в душе, все остальное не нужно, чтобы быть верующим"

1. Если говорите, что Бог у вас в душе, то как именно и когда Он туда попал?

2. Чем это отличается от жизни любого неверующего человека, который старается жить по совести? Чем это отличается от веры бесов, которые веруют, что Бог есть и трепещут (Иак.2:19)?

3. Вы считаете, что Церковь не нужна для того, чтобы строить отношения с Богом. А вы пытались узнать, что Бог Сам об этом говорит в Своем Слове (Библии)? Каковы Его собственные условия общения с нами и спасения?

4. В Библии перечисляется 9 плодов Святого Духа (Гал.5:22-23), что является верным признаком, что Бог точно живет в вашей душе. Сколько из них у вас точно есть и в чем они проявляются?

5. Почему вы абсолютно все практикуете в конкретных действиях (работаете, учитесь, едите, пьете, моетесь, строите отношения с людьми, ведете общественную деятельность и т.д.) и только отношения с Богом - это что-то настолько неконкретное, что вы сами не можете сказать, в чем они заключаются в повседневной жизни?
🔥11👍5👏1🤔1
⛪️«Послушание Матери Церкви» – что это?

Это очень интересный и актуальный вопрос, потому что это словосочетание используется много кем в церковной среде и во многих ситуациях, и каждый понимает ее по-своему. Кто такая «Матерь Церковь»? В чем и зачем ее нужно слушаться? Много подобных вопросов возникает, если начать копать глубже. У меня нет единственно правильного толкования для вас, но я напишу, как я понимаю и почему.

Это понятие тесно связано с верой в Церковь, согласно 9-му члену Символа веры. Как разъясняется в Пространном катехизисе, «верить в Церковь – значит благоговейно чтить истинную Церковь Христову и повиноваться её учению и заповедям с уверенностью, что в ней присутствует, спасительно действует, учит и управляет благодать, исходящая от единой вечной главы её, Господа Иисуса Христа». Тут мы можем сразу отметить, что речь идет о Церкви Православной Кафолической, а не о поместной. Действительно, если непогрешима только вся Церковь, то и всецелое доверие и послушание православный христианин может и должен иметь только по отношению к ней (это не значит, что местное священноначалие не надо слушаться, вопрос лишь в степени).

Церковь Христова учащая – это не просто абстракция, а некий орган. В том же Пространном катехизисе читаем: «Священноначалием, которое может действовать от имени всей Кафолической Церкви, является Вселенский Собор». То есть не всякий собор может быть выразителем непогрешимого учительства Церкви. К сожалению, критерии Вселенского собора четко не определяются, поэтому вопрос о вселенском значении соборов после 7-ми общепризнанных, продолжает оставаться дискуссионным.

Итак, догматические и канонические решения Вселенских соборов, это, несомненно, то, что нужно принимать и чему следовать, чтобы быть православным христианином. В Уставе РПЦ, правда без подробностей, говорится, что «каждый прихожанин имеет своей обязанностью участвовать в богослужении, регулярно исповедоваться и причащаться, соблюдать каноны и церковные предписания, совершать дела веры, стремиться к религиозно-нравственному совершенствованию и содействовать благосостоянию прихода». Священнослужители также дают особую присягу перед рукоположением. Вот собственно и все, что мы можем найти по существу на эту тему в церковных документах.

Все остальное: богословские документы Архиерейских соборов и синодов, мнения патриархов, других епископов и священников по общественно-политическим и иным вопросам, документы и различные заявления богословских комиссий, церковных отделов, официальных спикеров, суждения отдельных священнослужителей и мирян, не являются, сами по себе, голосом Матери Церкви и православные христиане не имеют обязанности по умолчанию выражать свое согласие с ними, как с Церковью Христовой. Такой обязанности, собственно, нигде и не прописано, о чем я уже писал ранее.

Вот такие у меня соображения. А вы что думаете об этом? Сталкивались ли вы с манипуляциями на тему «послушания Матери Церкви» в своей среде?
#ответынавопросы #мысли #дисциплина
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍64🔥3
⛪️О таком разном Православии

Постоянное изучение различных богословских, канонических и иных вопросов показывает мне, как мало мы знаем о Православии (под этим словом я здесь понимаю не конкретно вероучение, а православную традицию в целом) в его многообразии. Большинство из нас, живущих в России и постсоветских государствах, знакомы с Православием в версии русского богословия, русского канонического права, русской литургики и т.д. Не только популярные материалы, но и даже такие серьезные научные, как Православная энциклопедия рассказывают о Православии преимущественно с позиций РПЦ. Между тем как Православие греческое, американское, не совсем такое как русское. И по атмосфере, и по церковному управлению, и по решению различных вопросов. Об этом еще епископ Порфирий (Успенский) в XIX веке писал: «У греков и у нас одни и те же догматы и правила святых Вселенских и Поместных Соборов, один и тот же устав богослужения и одни и те же начала церковного управления. Но сие тождество, кроме догматов, существует только в книгах и в воображении, а в действительности оно не цельно. Мы разнимся от греков во многом, повторяю – кроме догматов» (Книга бытия моего. Т. 6, XI). Это я не говорю еще о западном Православии первого тысячелетия, которое вообще непохоже на русское или греческое.

И когда понемногу знакомишься со всем этим разнообразием в рамках Единой Святой Кафолической и Апостольской Церкви, понимаешь, что все гораздо сложнее и интереснее. Становишься терпимее к определенному разномыслию, смотришь шире и с грустью наблюдаешь, как некоторые неучи готовы анафематствовать любого, кто думает что-то вопреки его собственной версии Православия.
#мысли
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
20👍2👎1
📖Сегодняшнее апостольское чтение (Деян.15:1-34) рассказывает о первом в истории Церкви соборе. Он прошел в Иерусалиме ок. 50 г. при участии апостолов и пресвитеров (председатель – апостол Иаков, епископ Иерусалимский). На этом соборе обсуждалась первая важная проблема, возникшая в Церкви: нужно ли христианам из язычников соблюдать закон Моисея? В итоге решили, что не нужно. Постановление собора: «Угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы» (Деян.15:28-29).

Впоследствии и христиане из иудеев полностью отошли от соблюдения обрядов Моисеева закона (о ненужности которых много писал ап. Павел). Постановления апостольского собора после решения проблемы взаимоотношений между христианами из иудеев и из язычников, постепенно стали интерпретироваться различно в Восточной и Западной Церкви, что породило две традиции понимания этого запрета.
#библия #дисциплина
Сегодня память свт. Иннокентия Херсонского (1800-1857) - просвещенного русского архипастыря, богослова, церковного историка.

Архиепископ Иннокентий отличался широким кругозором, универсальностью знаний и практическим умом. Хорошо разбирался в философии, естествознании, во всеобщей и в российской истории, в палеографии, археологии, географии, статистике, политической экономии, геологии, анатомии. Свободно владел французским, немецким, польским, древнегреческим, латинским, древнееврейским языками. Его библиотека насчитывавшая ок. 2 тыс. наименований (ок. половины на иностранных языках), в 1862 г. была передана в Херсонскую ДС и составила специальное, «Иннокентиевское» отделение. Святитель имел богатые ботаническую и минералогическую коллекции.

Он был «человек чувства и воображения, натура живая, подвижная и отзывчивая» (по отзыву Н. И. Барсова). Однажды, читая книгу по астрономии, святитель был так «поражен величием и устройством миров, что упал ниц», - вспоминает еп. Иеремия (Соловьёв). Обладал твердой волей, был общителен, умел располагать к себе людей и влиять на них, старался привлекать к своей деятельности всех, в ком видел проблески способностей и желание трудиться. М. П. Погодин называл его «великим гражданином земли Русской». Свт. Иннокентий, которого называли «русским Златоустом», особенно прославился своими проповедями.

Лекции профессора о. Иннокентия, часто импровизированные, «отличались смелостию, даже некоторою самонадеянностию теоретической мысли, новым оригинальным отношением к вопросам богословской науки и живым, часто поэтическим, изложением богословских трактатов, особенно заманчивым после сухого латинского изложения научных систем» (Певницкий В. Ф.). Их я и рекомендую к ознакомлению всем, кто интересуется богословскими вопросами.

📕Иисус Христос – Искупитель человеческого рода

📗О религии

📘Лекции
👍132
Как конфликтовать правильно: урок от апостолов

В сегодняшнем чтении на литургии из книги Деяний (15:36-41) рассказывается о том, как апостолы Павел и Варнава вступили в конфликт на почве своих планов по миссионерскому путешествию. Варнава хотел вновь взять с собой в спутники своего племянника Иоанна-Марка (будущего евангелиста), но Павел воспротивился этому, так как этот человек отстал от них в прошлом путешествии. Он посчитал неправильным брать с собой человека, который уже однажды проявил себя недолжным образом. Лука пишет, что между ними произошло παροξυσμός — раздражение, озлобление, ожесточение. В общем, острое несогласие. Свт. Иоанн Златоуст комментирует: «Многое они делали и по человеческому рассуждению: не были ведь они камнями или деревами». В итоге каждый остался при своем мнении, каждый выбрал своего спутника и маршрут путешествия. Возникает вопрос: согрешили ли они, вступив в острый конфликт? Свт. Иоанн Златоуст поясняет, что нет и показывает, что подобный конфликт иногда неизбежен и полезен.

1.  Повод для их конфликта не был пустяковым.
2.  Апостолы не искали личной выгоды в этом споре и не самоутверждались за счет ближнего.
3.  У них не было цели нанести друг другу ущерб.
4.  Апостол Павел уважал Варнаву, но не так, чтобы из-за этого пренебречь долгом.
5.  Их конфликт не привел к взаимной вражде, но только к разделению путей, каждый предоставил другому поступить, как другой считал правильным (без ущерба для самих себя).

Это показывает, что христианам не стоит бояться конфликтов, если они оправданы и происходят в конструктивной манере.
#библия #мораль #иоаннзлатоуст
🔥142👍1
📜Некоторые мысли о сегодняшнем рядовом чтении Писания (Деян. 16:16-34)

1.  Нечистый дух говорил правду об апостолах. Зачем говорил и почему Павел запретил ему? Свт. Иоанн Златоуст говорит: «Желая запутать порядок вещей и похитить честь апостолов и убедить многих внимать ему. Если бы это произошло, легко бы они явились достойными доверия и ввели бы свое учение. Чтобы этого не произошло и ложь не приобрела власти, он заставляет замолчать их, когда они говорят истину, так чтобы во лжи никто бы не внимал им, но совершенно отвратил свой слух от того, что говорится ими».

2.  Господа служанки, лишившись дохода, решили отомстить апостолам. Это показывает, что они находились во власти дьявола, так что они в своей заботе о материальном, находились в небрежении о своей душе. Поэтому вместо того, чтобы благодарить и слушать апостолов, возвещающих Благую весть о спасении, они разозлились и решили избавиться от них. Многие и сегодня отвергают Бога, когда Он как-то потревожил их сложившийся налаженный порядок жизни, показывая этим что для них более ценно.

3.  Бог спасает темничного стража, который чуть было не совершил самую страшную ошибку, лишив себя жизни. Он как бы мгновенно располагается к своим узникам. Что же побуждает его к этому? Иоанн Златоуст считает причиной такой поразительной перемены в стражнике, благородное поведение узников. Они не воспользовались землетрясением, чтобы убить стражника и сбежать, но первым делом успокоили его, спасли его от самоубийства. Из надзирателя он становится другом. Так что людей привлекают ко Христу не только чудеса, но и жизнь, поведение верующих.

4.  Человек задает самый главный вопрос: Что мне делать, чтобы спастись? Этот человек еще не крещен, ничего не знает о Христе. Апостолы отвечают ему: Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой. От человека, который только приходит к Христу в первый раз не требуются ни дела, ни подвиги, только вера в Господа и намерение изменить жизнь по воле Его. Именно верой он спасается от вечной гибели и становится спасенным, Божьим ребенком. Труды и дела требуются от него уже после крещения, чтобы устоять и утверждаться в своем спасении.

5.  Вера главы семейства способствовала спасению всего его дома, семьи и слуг. Поэтому так важно, чтобы глава семейства стремился сам к Богу и служил в этом примером остальным домашним.
#мысли #библия #толкование
👍7
Свт. Иннокентий Херсонский о значении Таинств Церкви

«Каким образом Таинства прилагают спасение? Поскольку все они преподаются верующим, знающим спасение, то цель их состоит не столько в объявлении, сколько во вспомоществовании; они суть средства более подкрепительные. Впрочем, вспомоществуя человеку, они и разъясняют ему многое, что он хочет и должен знать; они лучше всего объясняют нам приближение к Богу, и сверхчувственное доводят и, так сказать, обращают в видимое, чувственное. Так, например, в Евхаристии объявляется нам и делается ощутительным духовное соединение наше со Христом. Итак, главная и преимущественная цель их состоит в том, что они прилагают невидимое спасение через видимые вещи, сверхчувственное облекают в видимое, в чувственное. Следовательно, через Таинства и в Таинствах христианство ясно выразило и сделало то, чего человек желал достигнуть с помощью своих теургий (языческих обрядов); доставило, то есть, способ такого соединения с Богом, что человек может видеть Бога и наслаждаться Им, или же питаться так, как питается хлебом или же водой. В этом отношении Таинства делают то, чего не могут сделать ни Церковь, ни Писание. Ибо Церковь и Писание преподают нам блага духовные духовно, а Таинства те же блага сообщают ощутительно, так, как бы они были чувственные, видимые. В них мир невидимый делается видимым, Божество является человеку в знаках и символах, например, в воде, хлебе и прочем, а таких явлений человек всегда желал и желает. Следовательно, каждое Таинство представляет чрезвычайное откровение Божества, подводимое под чувства, сколько они вместить могут.

Бог, учреждая Таинства, как бы так говорил человеку: "Поскольку силы твои недостаточны и вера твоя слаба, то Я обещаюсь помогать тебе, восполнять твои недостатки. Но ты можешь не чувствовать Моих действий, можешь не ощущать подаваемой Мною помощи. Для сего вот тебе знаки – Таинства, и потому всякий раз, когда увидишь, что с тобою совершается, или что тебе преподается какое-либо из сих, установленных Мною, Таинств, знай, что Я невидимо касаюсь тебя"» (Иисус Христос - Искупитель человеческого рода).
#богословие
👍113
Митрополит Стефан (Яворский) о желании Крещения и Евхаристии, которые в некоторых случаях заменяют сами Таинства

«Желание крещения, в некоторых случаях и при необходимости, вменяется вместо самого крещения, то есть если кто-нибудь, пребывая некрещеным водой и Духом, страдает и умирает за Христа, или, и помимо страдания, если кто-нибудь, умирая, и сильно желая креститься, не имеет крещающего или времени для крещения.

В таких случаях желание Евхаристии вменяется вместо самой Евхаристической пищи, то есть когда человек, умирая и горячо желая этой Божественной пищи, помимо других причин, не имеет возле себя священослужителя, причащающего Божиих Таин. Тогда Тайноположник Христос, венчающий и благие намерения, в случаях, когда без вины человека возникает безвыходная ситуация, наполняет его скудость Своими щедротами, и дарует умирающему благодеяние Евхаристии. И о таковом можно сказать, что он ядит Тело Христово без Евхаристии, одним горячим желанием, верой и любовью» (Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви).

В первом тысячелетии о "крещении желанием" писали св. Августин (до принятия им концепции безусловного предопределения) и св. Амвросий Медиоланский. Подчеркну, что это не является догматическим учением Церкви, а только мнением некоторых авторитетных богословов, которое не противоречит учению Церкви. Существует и противоположное мнение (св. Иоанн Златоуст, св. Григорий Богослов, св. Кирилл Иерусалимский и др.).
#богословие
👍11🔥3🤔1
Священное Писание о дружбе

1. Необходимо тщательно выбирать себе друзей и быть осмотрительным с ними: «Если хочешь приобрести друга, приобретай его по испытании и не скоро вверяйся ему. Бывает друг в нужное для него время, и не останется с тобой в день скорби твоей; и бывает друг, который превращается во врага и откроет ссору к поношению твоему. Бывает другом участник в трапезе, и не останется с тобою в день скорби твоей. В имении твоем он будет как ты, и дерзко будет обращаться с домочадцами твоими; но если ты будешь унижен, он будет против тебя и скроется от лица твоего. Отдаляйся от врагов твоих и будь осмотрителен с друзьями твоими. Верный друг — крепкая защита: кто нашел его, нашел сокровище. Верному другу нет цены, и нет меры доброте его. Верный друг — врачевство для жизни, и боящиеся Господа найдут его» (Сир.6:7-16).

2. Отличие настоящего друга: «Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья» (Притч.17:17).

3. Важно самому быть дружелюбным: «Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат» (Притч.18:25).

4. В общении с другом важна умеренность и тактичность: «Не учащай входить в дом друга твоего, чтобы он не наскучил тобою и не возненавидел тебя» (Притч.25:17).

5. Ласковое обращение и добрая речь помогают жить в мире и располагать к себе людей: «Сладкие уста умножат друзей, и доброречивый язык умножит приязнь» (Сир.6:5).

6. Старый друг лучше нового: «Не оставляй старого друга, ибо новый не может сравниться с ним; друг новый – то же, что вино новое: когда оно сделается старым, с удовольствием будешь пить его» (Сир.9:12-13).

7. Во многих случаях возможно примириться с другом: «Если ты на друга извлек меч, не отчаивайся, ибо возможно возвращение дружбы. Если ты открыл уста против друга, не бойся, ибо возможно примирение. Только поношение, гордость, обнаружение тайны и коварное злодейство могут отогнать всякого друга» (Сир.22:23-25).

8. Важно хранить тайны, вверенные другом: «Открывающий тайны потерял доверие и не найдет друга по душе своей. Люби друга и будь верен ему; а если откроешь тайны его, не гонись больше за ним: ибо как человек убивает своего врага, так ты убил дружбу ближнего; и как ты выпустил бы из рук своих птицу, так ты упустил друга и не поймаешь его; не гонись за ним, ибо он далеко ушел и убежал, как серна из сети» (Сир.27:16-21).
#библия #мораль
11
☁️ Братья и сестры, поздравляю вас с праздником Вознесения Господня! Это событие говорит нам о том, как высоко вознесен Богом Человек, так как представитель нашей человеческой семьи прямо сейчас находится внутри жизни Святой Троицы. Также и всем людям предстоит в будущем воскреснуть, но только нам, христианам, надлежит еще вознестись в воздух, чтобы встретиться с Грядущим Господом! (1Фес.4:17).
14🤔1
В это воскресенье отмечается память Первого Вселенского собора (325 г.), который в церковном месяцеслове называется собором 318 богоносных отцов.

В действительности, точное количество участников этого собора неизвестно. 318 - это скорее символическое число, именно столько слуг праведного Авраама упоминается в паремийном чтении на богослужении этого дня. Далеко не все из них святые отцы. Небольшой процент участников собора - защитники арианской ереси. Церковный историк проф. В. В. Болотов выделяет 4 партии епископов на Первом Вселенском соборе:

1) ариане – партия немногочисленная и несогласная между собою; 2) строгие противники ариан, умевшие оспаривать и самые исходные пункты арианского учения; 3) партия богословски образованных епископов, но придерживавшихся старых воззрений субординационизма, которым были неприятны воззрения ариан за выводы, но нравились их посылки; и, наконец, 4) многочисленная партия простых епископов без образования, которые интуитивно не поддерживали арианство.

Вот такая интересная картина участников, очень разных. Собор известен тем, что осудил арианскую ересь, отрицающую Божество Иисуса Христа, и утвердил первую часть главного христианского вероучительного текста - Никейского Символа веры (которая оканчивалась словами «..и в Духа Святого»). Собор также принял 20 канонических правил, которые вошли в православный канонический кодекс.
10👍2
Свт. Феофан Затворник рассуждает о том, каким становится разум человека под воздействием благодати

«Благодать, пришедши, не приносит с собою много сведений, но научает человека вниманию и как бы обязывает к точному рассмотрению вещей; она не истолковывает ему законов мышления, но вливает любовь к истине, которая не позволяет уклоняться от путей правых и слишком полагаться на отвлеченности, следовательно, поставляет его на истинную средину и утверждает в ней, чего он сам собою сделать никак не может. От сего нередко и не посвящавший себя наукам человек становится рассудительным и здравомыслящим и долгими опытами жизни наконец приобретает истинную, достаточную не на его одного долю мудрость. У человека же научного образуется особый метод исследования, особое чутье к открытию истины и истинного пути к ней, а это при помощи добродетелей рассудочных, которые теперь вместе с другими возвращаются в сердце, как то: при труде и умении трудиться, добросовестности, осмотрительности, смиренном доверии, особенно же при Божием благословении – сообщает его умственным трудам особенные свойства: успешность, прочность, плодотворность» (Начертание христианского нравоучения).

Здесь важно отметить, что благодать не даёт человеку много информации, хотя и вливает любовь к истине, исцеляет некоторые немощи. Это необходимо помнить при чтении творений святых, особенно когда они затрагивают вопросы, не связанные с духовной жизнью. Святой - это не «оракул Святого Духа» и не эксперт по всем возможным вопросам. Это человек, следующий за Христом, который, как и любой человек, обладает некоторыми знаниями, которым он от кого-то научился (частные откровения от Бога происходят редко и обычно обозначаются святым ясно, когда он говорит о них). В каких-то житейских вопросах разумнее доверять не святому старцу, а специалисту в конкретной области (например, в области медицины).

👉Вопросы святым об их сочинениях
#феофанзатворник
7👍2
Кто не войдёт в Царство Божие

В послании апостола Павла к Коринфянам есть известный список смертных грехов, препятствующих вхождению человека в Царство Божие: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют» (1Кор.6:9-10). Кто есть кто?

Неправедные - те, кто сознательно обижают людей, подают повод судиться с ними.

Блудники - свободные от брака, которые вступают в естественную интимную связь с лицами противоположного пола.

Идолослужители - те, кто служат ложным богам.

Прелюбодеи - нарушители супружеской верности.

Малакии и мужеложники - лица, практикующие анальное сношение.

Лихоимцы - те, кто имеют страсть к постоянному накоплению материальных ресурсов.

Воры - те, кто крадут тайно.

Пьяницы - любители попоек и все кто злоупотребляют алкоголем.

Злоречивые (досадители) - те, кто издеваются над людьми и унижают их.

Хищники - грабители.

Апостол далее пишет, что каковой бы ни была жизнь человека в прошлом, он может получить оправдание через Иисуса Христа: «Такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1Кор.6:11).

☠️О делах плоти
#библия #толкование #мораль
12👍3
🔞О естественном и противоестественном грехе

В обсуждении прошлого поста была затронута тема мужеложства и прочих противоестественных блудных грехов. В связи с этим я хотел бы напомнить, что ни в Библии, ни у святых отцов, ни в епитимийных сборниках блудные грехи не различаются по признаку пола, а только со стороны их естественного или противоестественного характера. То есть неважно с кем, важно - как. Соответственно, различались генитальные акты и все остальные. Представление о том, что блудные грехи следует определять в соответствии с полом партнёра, возникло совсем недавно и оно чуждо христианской традиции Востока и Запада.

Приведу только одну цитату св. Иоанна Златоуста, которая показывает, что христианские богословы (начиная с ап. Павла) видели этическую проблему гомосексуальных актов только в невозможности естественного совокупления, как оно задумано Творцом:

«Никто не может, сказать, говорит он (апостол Павел - прим. мое), что они дошли до этого, будучи лишены обыкновенного способа соития, и что предались столь необычайному неистовству потому, что не могли удовлетворить своей похоти, так как изменять возможно только то, что имеют <...> И у женщин, и у мужчин он равно отнимает возможность извинения, обвиняя их не только в том, что они имели наслаждение и, оставив то, что имели, обратились к иному, но и в том, что, презрев способ естественный, прибегли к противоестественному. Но противоестественное и более неудобно, и более неприятно, так что не может быть и названо удовольствием. Ведь истинное удовольствие сообразно с природой, а когда Бог оставляет, тогда все приходит в беспорядок» (Беседы на послание к Римлянам, 4).
#мораль #иоаннзлатоуст
10👍2
Зачем Церковь молится об умерших? (к Троицкой родительской субботе)

В «Исповедании веры Восточной Церкви», одобренном Иерусалимским собором 1672 г. учение по этому вопросу изложено в 18-м определении:

«Те, кто впали в смертные грехи, но скончались не в отчаянии, а покаялись, еще пребывая в телесной жизни, хотя и не принесли никакого плода покаяния проливанием слез, коленопреклоненным бодрствованием в молитвах, сокрушением, утешением бедных и вообще выражением в делах любви к Богу и ближнему – тем, что Кафолическая Церковь с самого начала верно называла удовлетворением, – их души отходят в ад и претерпевают там воздаяние за те грехи, которые они совершили. Но они знают о своем будущем освобождении оттуда и бывают избавлены Высшей Благостью, благодаря молитвам священников и добрым делам, которые родственники каждого из них совершают для своих усопших; особенно же великую силу имеет бескровная Жертва, которую каждый совершает отдельно за своих почивших родственников, а Кафолическая и Апостольская Церковь – ежедневно за всех вообще. Следует, впрочем, подразумевать, что мы не знаем времени [их] освобождения. Ибо мы знаем и веруем, что таковые будут освобождены от [этого] страшного положения до общего Воскресения и Суда, но когда, мы не знаем».

Митрополит Стефан (Яворский) даёт такое объяснение учения о молитве за умерших. Каждый смертный грех имеет своим следствием вечное + временное наказание. Когда человек приносит покаяние, получает разрешение грехов от священника, по милости Божией он избавляется от вечного наказания в аду. Однако долг временного наказания остаётся. На это мы имеем примеры из Св. Писания (Давиду прощается грех прелюбодеяния и убийства, но в наказание умирает его ребенок; Давиду прощается другой его грех, но в наказание в его стране распространяется на 3 дня моровая язва; Моисею и Аарону прощается грех неверия, но в наказание они не могут войти в землю обетованную).

Для избавления от него служат епитимьи, которые должен назначать исповедующий священник, а также благодушное терпение скорбей земной жизни. Если человек умирает, не успев принести удовлетворение за грехи (через исполнение епитимьи или терпение скорбей), он оказывается в аду, где претерпевает временное наказание. Поэтому Церковь с древнейших времён молится и приносит Бескровную Жертву за таких умерших христиан в надежде на их спасение. Мы не знаем механизма действия этих ходатайств, но верим, что Господь их принимает. Патриарх Иерусалимский Досифей Нотара писал в связи с этим: «Что все это содействует избавлению тех, кто во аде, если совершается православными, мы исповедуем. Но что они имеют силу избавить в то или иное точное время — благородно отвергаем. Ибо одному Богу… принадлежит распределение избавления, Церкви же принадлежит только просить об усопших».
#ответынавопросы #молитва #смерть
10🤔2👍1
Свт. Игнатий (Брянчанинов) о духовном и языческом отношении к исцелению и другим чудесам

«Воззрение духовного разума на телесные недуги и на чудесные исцеления их совершенно иное, нежели воззрение плотского мудрования. Плотское мудрование признает недуги бедствием, а исцеление от них, особливо чудесное, величайшим благополучием, мало заботясь о том, сопряжено ли исцеление с пользою для души или с вредом для нее. Духовный разум видит и в недугах, посылаемых промыслом Божиим, и в исцелениях, даруемых Божественною Благодатию, милость Божию к человеку. Озаряемый светом слова Божия, духовный разум научает Богоугодному и душеспасительному поведению в обоих случаях. Он научает, что позволительно искать и просить у Бога исцеления недугу при твердом намерении употребить возвращенное здравие и силы в служение Богу, отнюдь не в служение суетности и греху. В противном случае чудесное исцеление послужит только к большему осуждению, привлечет большее наказание во времени и в вечности. Это засвидетельствовал Господь, исцелив расслабленного, Он сказал ему: Се, здрав еси: ктому не согрешай, да не горше ти что будет (Ин.5:14). <...>

С постепенным ослаблением христианства человеки жаждут чудес более, нежели когда-либо. Человеки в упоении самомнением, самонадеянностью, невежеством, стремятся безразборчиво, опрометчиво, смело ко всему чудесному, не отказываются сами быть участниками в совершении чудес, решаются на это, нисколько не задумываясь. Такое направление опасно более, нежели когда-либо. Мы приближаемся постепенно к тому времени, в которое должно открыться обширное позорище многочисленных и поразительных ложных чудес, увлечь в погибель тех несчастных питомцев плотского мудрования, которые будут обольщены и обмануты этими чудесами» (Беседа о чудесах и знамениях).
#мораль
7👍1
6 святых мирян XX века

1. Св. Евгений Боткин (†1918) – страстотерпец, лейб-медик императора Николая II. Был убит вместе с последней царской семьей. Архиерейским собором РПЦ (2016 г.) было принято решение об общецерковном прославлении.
2. Св. Илия Чавчавадзе (†1907) – праведный, грузинский писатель, общественный деятель. Был прославлен Грузинской Церковью в 1987 году.
3. Св. Тиуне Сугихара (†1986) – праведный, японский дипломат. Известен тем, что помог более чем шести тысячам польских и литовских евреев, бежавших от преследования нацистов, покинуть страну. Местночтимый святой Японской Церкви.
4. Св. Александр Шморель (†1943) – мученик, участник антифашистского движения Сопротивления в Германии. Был казнён 13 июля 1943 года в Мюнхене на гильотине. Местночтимый святой Берлинско-Германской епархии РПЦЗ.
5. Св. Ольга О’Майкл (†1979) – праведная, жена священника, многодетная мать. Уроженка Аляски юпикского происхождения. Была прославлена Священным Синодом Православной Церкви в Америке в 2023 году.
6. Св. Евфимий Такаишвили (†1953) - праведный, историк, филолог, археолог, основоположник музейного дела в Грузии, общественный деятель. Был прославлен Грузинской Церковью в 2002 году.

👉🏼Если знаете других современных святых мирян (помимо новомучеников), напишите в комментариях
9
Братья и сестры, поздравляю вас с праздником Святой Троицы! С днём рождения, Церковь!
35