чтец Сергий Федоров – Telegram
чтец Сергий Федоров
757 subscribers
378 photos
7 videos
29 files
456 links
Магистр богословия / Катехизатор / Религиовед / Клирик Русской Православной Церкви (МП)

Для тех, кто хочет быть православным и не отключать голову

Задать мне вопрос https://news.1rj.ru/str/lector_sergey_bot

Поддержать меня 5469 4000 4166 2961 (сбер)
Download Telegram
Апостольские наставления из сегодняшнего рядового чтения (Рим.12:15-21)

1. Радоваться с радующимися и плакать с плачущими, то есть сострадать и сорадоваться ближним без всякой зависти.

2. Быть единомысленными, то есть не противопоставлять себя другим по каким-то признакам (социальное положение, доход и т.п.).

3. Избегать высокоумия, из-за которого другие люди начинают презираться. Не зазнаваться, думая, что ты не нуждаешься ни в чьей помощи и совете.

4. Заботиться о том, какое добро сделать другим людям. У окружающих не должно быть повода укорять христиан в недостойном поведении.

5. Иметь, насколько это возможно с нашей стороны, мир со всеми людьми. Не подавать со своей стороны повода к вражде.

6. Не мстить за себя, предоставляя все на суд Божий (таким судом на земле также является законный суд человеческий, так как судья сидит на месте Бога).

7. Не воздавать злом за зло. Апостол вспоминает древнее поучение из ветхозаветной книги Притч: «Если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья».
#библия #мораль
9👍1🤔1
Зачем исповедоваться перед священником, если можно напрямую перед Богом?

Такой вопрос мне в последнее время задают часто. Здесь можно привести несколько доводов.

1) Действительно не все грехи требуют обязательной исповеди как Таинства. Для прощения несмертных (обыденных) грехов достаточно исповедоваться перед Богом, как мы и призваны делать это каждый вечер. Но если человек совершил смертный грех, он тотчас духовно убил свою душу, лишившись освящающей благодати. Чтобы ее вернуть, нужно примириться с Богом в Таинстве. Тоже самое можно видеть и на примере с телесными повреждениями: какие-то из них можно исцелить в домашних условиях, а какие-то требуют обязательного оперативного вмешательства. Таинство Покаяния необходимо человеку: «Как через грех мы теряем ту невинность, которую получили в Святом Крещении, так опять приближаемся к ней через Покаяние. И как через грех мы лишаемся благодати Божией, так через Покаяние мы вновь ее обретаем. И как через грех мы попадаем в плен к дьяволу, так через Покаяние освобождаемся из него. И как через грех в совесть нашу входят стыд и страх, так через Покаяние к нам возвращается мир и такая смелость, какую имеют дети по отношению к своим родителям» (Православное исповедание, Ч.1, вопрос 114).

2) Человеку, который услышал объявление о Божьем прощении его грехов на исповеди от священника, легче поверить, что он прощен. Свт. Феофан Затворник говорит об этом так: «Богу угодно было небесное разрешение – небесное изглажение из списка осужденных поставить в зависимость от разрешения связанных грехами на земле. Итак, прими Таинство покаяния, чтобы сподобиться всестороннего разрешения и открыть в себя вход духу благодати. Совесть, теперь возочищенная, возвратившая нежность и чутье к нравственному порядку, не даст покоя, пока решительно не уверимся в прощении. Такова она в обыкновенном порядке нашей жизни: не дает она нам и на глаза показаться к тому, кого оскорбили, пока не уверимся, что он простил нас. В отношении же к Богу она еще разборчивее. Хотя в то время, когда человек возвышается до решительного обета, сходит на него некоторое уверение, что он теперь не противен Богу; но эта уверенность – своя и прочна быть не может, ее скоро поколеблет сомнение: Да так ли, да не самообольщение ли это, а сомнение внесет тревогу внутрь, от тревоги же – расслабление. При этом жизнь не будет иметь ни твердости, ни стройности. Итак, надобно человеку услышать всепрощение от лица Божия, чтобы, окончательно успокоившись уверенностью в милости Божией, действовать потом решительнее и тверже в этой уверенности. Поди же исповедуйся – и получишь от Бога объявление о прощении» (Путь ко спасению).

3) Духовник-священник – это духовный врач. Человеку, который только начинает свой путь ко спасению, трудно, если не невозможно, определить ту грань, за которой начинаются грехи немощи, но в более тяжкой форме или грехи смертные, но в более слабом своем проявлении. Поставить верный диагноз и дать добрый совет обязуется духовник, который должен обладать необходимыми знаниями и опытом.

4) Совершенные грехи вносят определенный нравственный беспорядок, который кающийся должен исправить. Для этого существуют епитимьи или удовлетворения, которые духовник должен назначать тому, кто приходит на исповедь (по крайней мере, со смертными грехами). В интересах человека получить и исполнить это епитимью при жизни на земле, чтобы не нести временное наказание после смерти.

5) Исповедь перед священником также нужна для поддержания церковной дисциплины. Священник, который преподает Таинства, должен быть в курсе кому можно их преподавать, а кому нет. Так как он может не знать, что за человек желает получить Таинство (например, причаститься Св. Тайн Христовых), то необходима предварительная исповедь, где человек должен честно все рассказать сам.
#ответынавопросы #духовнаяжизнь
9👍2
Совет прп. Варсонофия Великого о сознании своей греховности и покаянии

«Мы должны всегда иметь такую уверенность, что согрешаем во всем – и в слове, и в деле, и в помышлении, а говорить при всяком случае: «я согрешил», не можем. Это внушают демоны, которые хотят повергнуть нас в уныние. Они же внушают нам, будто, если не говорим таким образом о каждом своем деле, то считаем себя не согрешившими. Но вспомним Екклезиаста, который говорит: Время глаголати и время молчати (Еккл.3:7). И поутру за прошедшую ночь, и ввечеру за день, скажем с умилением в молитве нашей ко Владыке Богу: Владыко! Прости мне все имени ради Твоего Святого и исцели душу мою, яко согреших Тебе (Пс.40:5). И достаточно тебе сего, подобно тому, как если кто-либо, имея постоянного заимодавца, берет у него (деньги) разновременно и, не будучи в состоянии каждый раз рассчитываться с ним в точности, расплачивается вдруг, так и здесь» (Преп. Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни. Отв. 439).
#мораль #духовнаяжизнь
10
Нравственные наставления из раннехристианского памятника «Дидахе» («Учение двенадцати апостолов»)

1. Чадо мое! Бегай всякого зла и всего подобного ему.
2. Не будь ни гневливым, ибо гнев ведет к убийству, ни ревнивым, ни сварливым, ни запальчивым, ибо от всего этого рождаются убийства.
3.Чадо мое! Не будь ни похотником, ибо похоть ведет к блуду, ни срамословом, ни бесстыжеглазым, ибо от всего этого рождаются прелюбодеяния.
4. Чадо мое! Не будь ни птицегадателем, поскольку (птицегадание) ведет к идолослужению, ни заклинателем, ни астрологом, ни чародеем, не желай смотреть на это, ибо от всего этого рождается идолослужение.
5. Чадо мое! Не будь ни лживым, поскольку ложь доводит до воровства, ни сребролюбцем, ни тщеславным, ибо от всего этого рождаются татьбы.
6. Чадо мое! Не будь ни ропотником, поскольку ропот доводит до богохульства, ни своенравным, ни лукавомыслящим, ибо от всего этого рождаются богохульства.
7. Но будь кротким, поскольку кроткие наследуют землю.
8. Будь долготерпеливым, и милостивым, и незлобивым, и смиренным, и благим, и всегда трепещущим словес, которые услышал.
9. Не превозносись и не допускай в душе своей дерзости. Да не прилепится душа твоя к гордым, но обращайся с праведными и смиренными.
10. Случающиеся с тобой тяжелые обстоятельства принимай, как благо, зная, что без Бога ничего не бывает.
#мораль
15👍1
На Азбуке супружества опубликована моя подробная статья о трансформации значения венчания в Русской Православной Церкви (как протестантское учение повлияло на официальную позицию Московского Патриархата). Эту тему мы недавно обсуждали здесь. Статья прошла строгую цензуру и была сочтена полезной.
#брак #мораль #дисциплина #моиработы
👍106
Могут ли святые на небесах согрешить и лишиться Царства Божия?

Нет, не могут. Есть три разных состояния воли – «не могу не грешить», «могу не грешить», «не могу грешить». Православные христиане стремятся к третьему состоянию, когда под воздействием благодати, они, в конце концов, войдут в состояние такой свободы, которая всегда выбирает благо. Добрые ангелы вошли в такое состояние. Они выбрали служить Богу, и Бог наградил их тем блаженным состоянием, при котором они уже не способны пасть в грех. Тут можно задаться вопросом, как свобода совмещается с невозможностью согрешить? Очень просто. В земной жизни человек грешит, потому что полагает, что грех даст ему наслаждение, пусть и извращенное. Его желание получить удовольствие здесь и сейчас пересиливает веру в вечную и совершенную награду на небесах (если вообще такая вера у него есть). В будущем веке, когда человек достигнет Небесного Царства, он будет видеть Бога лицом к лицу, и поэтому уже не сможет грешить, так как никто никогда не захочет большему благу предпочесть благо меньшее. А поскольку Бог есть высочайшее Благо, которое удовлетворит все высшие потребности человека, он уже никогда не захочет выбрать грех.
#ответынавопросы #мораль
21👍1
Свт. Феофан Затворник о христианской радости

«Всегда радуйтесь» (1Фес.5:16)

«Человек создан на радость — на жизнь райскую; потерял ее чрез грехопадение; теперь в Господе Иисусе Христе благодатию Святого Духа опять восстановляется он в первый свой чин. Хоть внешно он еще не в раю, но внутри уже получает райский строй. Оттого и радуется. В житейском быту люди находятся в веселом расположении духа, когда нужды не тяготят, отношения с другими мирны, дела текут исправно и впереди не грозит никакая беда. У христиан грехи прощены, нравственные силы восстановлены благодатию, мир с Богом водворен, совесть блюдется чистою ко всем и ко всему, уверенность, что Господь хранит и сохранит его до конца непорочным, непоколебима, упование блаженства вечной жизни глубоко. В такой обрадовающей атмосфере живя, он не может не быть в постоянно отрадном состоянии духа. Но существенная основа радости христианина — обновление падшего естества. В возрождении полагается семя новой жизни, по образу воскресшего Господа (Рим. 6:4). Начав с сего момента ходить в обновленной жизни, он более и более высвобождается из уз растления греховного и преисполняется чувством здравия Духовного. Это чувство почти то же, что чувство воскресения. Отсюда всегдашняя радость жизни о Господе. Из всего сказанного видно, что радость христианина есть отражение его духовного состояния и есть потому не произвольное чувство.

Как же она предписывается? И предписывается держать себя в таком же состоянии Духовном, которое приносит непрестанную радость, окружать себя такими убеждениями, которые навевают отраду в душу, не лишать себя вкушения предлагаемых всех духовных благ о Господе, которые не могут не веселить сердца, не чуждаться никогда трудов и подвигов, которые, хотя узким путем, но ведут в живот. Апостол не того хочет, чтоб христианин мечтами какими развивал в себе радость, а чтоб — делом, вступив в обрадовающую область света и живота. И сколько последняя неизбежна для истинного христианина, столько же радость неразлучна с истинным христианством. Почему она многократно и предписывается в Слове Божием (Флп. 3:1; 4:4; Рим. 12:12; 2Кор. 6:10; Рим. 14:17; Иак. 1:2). Когда внутри мир и радость, тогда внешние беды и скорби не влияют на христианина, так что он другими только может почитаться скорбящим, сам же в себе присно радуется (2Кор. 6:10)» (Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам).
#библия #мораль #толкование #феофанзатворник
9👍2🥰1
Свт. Иоанн Златоуст об участии христиан в воскресном богослужении

«Как не скорбеть о тех, которые не часто обращаются и приходят к общей матери всех – церкви? Какое бы ты представил мне занятие необходимее сего? Какое собрание полезнее? Или что тебе препятствует это делать? В недели семь дней; и эти семь дней Бог разделил с нами не так, чтобы себе взял более, а нам дал менее; Он разделил их даже и не пополам: не три взял и не три дал, но тебе отделил шесть дней, а себе оставил один. А ты даже и в этот весь день не хочешь воздержаться от дел житейских; но, что делают святотатцы, на то дерзаешь и ты по отношению к сему дню, похищая и употребляя его на житейские заботы, тогда как он освящен и назначен для слушания духовных учений. И что говорить о целом дне? Что сделала вдовица по отношению к милостыне (Мк.12:41–44), то делай и ты по отношению ко времени дня. Та положила две лепты, и заслужила великое благоволение у Бога: и ты употреби для Бога два часа, и внесешь в дом твой добычу бесчисленных дней. А если не хочешь, то смотри, чтобы тебе не погубить трудов целых лет за то, что не хочешь на малую часть дня воздержаться от земных попечений!

Если ты приходишь сюда в год раз или два, то скажи мне, чему необходимому мы можем научить тебя, касательно души, тела, бессмертия, Царства Небесного, муки, геенны, долготерпения Божия, прощения, покаяния, крещения, оставления грехов, твари горней и дольней, природы человеческой, ангелов, коварства демонов, ухищрений диавола, нравов, догматов, правой веры, нечестивых ересей? Все это, и еще гораздо больше этого, христианин должен знать и во всем этом давать ответ, когда его спросят. А вы из этого и самой малой части узнать не можете, собираясь сюда однажды, и то мимоходом, и то по случаю праздника, а не по благочестивому душевному расположению» (Слово о святом спасительном Крещении Спасителя).
#мораль #дисциплина #иоаннзлатоуст
👍97
Планирую провести стрим по какой-нибудь интересной теме и пообщаться с вами в таком формате. В связи с этим провожу опрос в обсуждениях https://news.1rj.ru/str/c/1692836130/7473
6
О тяжбах между христианами

В сегодняшнем апостольском чтении св. Павел порицает тяжбы между христианами и осуждает суд между ними у нехристианских судей: «Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские? А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви. К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? Но брат с братом судится, и притом перед неверными. И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения? Но вы сами обижаете и отнимаете, и притом у братьев. Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют?» (1Кор.6:1-9). Какие выводы можно сделать из этого наставления?

1. Устраивать тяжбы христианам по житейским делам между собой плохо и грешно. Обидчик теряет Царство Божие, совершив смертный грех, а обижаемый совершает грех простительный, если будет с ним судиться, что ему по снисхождению дозволено делать только при наличии судьи-христианина (толкование св. Августина). Предпочтительнее уступить обидчику в житейском, чем поссориться с братом или сестрой во Христе (напоминание наставлений Христа о подставлении щеки оскорбителю). К тяжким уголовным преступлениям это наставление, по-видимому, отношения не имеет.

2. Несправедливости по отношению к единоверцам отягчают преступление. Свт. Иоанн Златоуст говорит: «Здесь два преступления, или лучше, три и даже четыре. Одно то, что не сносят обиды; другое, что сами обижают; третье, что ищут суда у неправедных; четвертое, что поступают так с братом» (Гомилия 16 на 1-е послание к Коринфянам).

3. Судиться с христианами у нехристиан – бесчестье и преступление. Христиане должны решать свои споры внутри общины. Для апостола Павла члены Церкви обязаны быть святыми, всех нераскаянных грешников он отлучает от Церкви.

👉🏼Кто не войдёт в Царство Божие
#библия #мораль #толкование #августин #иоаннзлатоуст
7👍2
Совет схиархим. Кирика (Максимова), когда не хочется молиться

«Когда нападает на нас уныние или ожесточение сердца, не допускающее до молитвы, тогда, чтобы прогнать такое бесовское искушение, надо сказать себе: "Господи, нет у меня ни умиления, ни усердия, ни сокрушения, чтобы молиться Тебе достодолжно!" После такого сердечного сокрушения Бог даст богоугодную и спасительную молитву, так как сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит, т.е. не оставит без помощи» (Царский путь ко спасению).
#молитва #духовнаяжизнь
14🔥2
Сщмч. Неофит Любимов о том, что Христос благословил невинные человеческие радости

«История первого евангельского чуда научает нас и тому, что радоваться и веселиться при известных обстоятельствах жизни, в особенных случаях, нисколько не противно Богу, но даже позволительно и законно, как выражение дружелюбия и гостеприимства к известным лицам или уважения к какой-либо радости семейной и общественной. Сам Спаситель не отвергал угощений, которые предлагались Ему по чувству искреннего расположения и уважения к Нему. Так Он принимаем был в доме Лазаря, которого называл другом Своим; присутствовал на вечере, устроенной собственно для Него у Левия по обращении его ко Господу.

Своим участием на брачном торжестве в Кане, вместе со своей Матерью и пятью Апостолами, Спаситель благоволил показать Своё сочувствие к человеческим радостям, через что освятил и возвысил их, дал духовно-религиозный характер самым скромным обязанностям человеческой жизни, облагородил её, освятил самые простейшие её случаи. Он не видит греха и ничего непристойного, и неблагоприличного в веселии, изящной одежде, употреблении вина во время торжеств и пиршества, лишь бы все совершалось благовременно, благообразно и по чину, с соблюдением приличия в украшениях тела, благоповедении и без излишества в пище и напитках» (Беседа о первом чуде Христа Спасителя на браке в Кане Галилейской).
#библия #мораль
8👍5
📖Несколько утверждений из сегодняшнего апостольского чтения первого послания к Коринфянам (7:1-12).

1. Брак предохраняет человека от распутства.

2. В интимных отношениях супруги совершенно равны: жена имеет власть над телом мужа, муж имеет власть над телом жены.

3. Разлучаться друг от друга в интимном плане можно только временно, по взаимному согласию, ради усиленного пребывания в молитве. Свт. Иоанн Златоуст поясняет, что интим в браке не оскверняет, но только отвлекает от молитвенного подвига.

4. Статус безбрачного или вдовствующего предпочтительнее, так как открывает больше возможностей для того, чтобы служить Богу и не отвлекаться на семейные заботы. Однако не все готовы на это, поэтому «лучше вступить в брак, чем разжигаться».

5. Христианский брак безусловно нерасторжим (вопреки существующей практике разводов), это заповедь Самого Господа: «Вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разлучаться с мужем, - если же разлучится, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, - и мужу не оставлять жены» (1Кор.7:10-11). Те христиане, которые вступили в законный брак, не имеют права оставлять друг друга. Но если это случилось, то ни одна из сторон не имеет права вступать в новые отношения. В противном случае, это является прелюбодеянием.

6. Если один из супругов пришел к вере и крестился, а другой нет, то верующему супругу не стоит оставлять неверующего, при условии, что последний согласен жить с ним. В церковной практике эти слова апостола воспринимаются как совет, а не заповедь. В некоторых случаях такие отношения прекратить необходимо. Как говорит св. Иоанн Златоуст, «если он (неверующий – прим. мое) повелевает тебе приносить жертвы и участвовать в его нечестии по праву супружества, или уйти, то лучше оставить брак, нежели благочестие» (Гомилия 19 на 1-е послание к Коринфянам).
#библия #мораль #брак #отношения #иоаннзлатоуст #толкование
11
📖Из сегодняшнего чтения первого послания к Коринфянам (7:12-16):

«Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких [случаях] не связаны; к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?».

Речь здесь идёт, конечно, не о любых неверующих, а о лицах некрещеных, которые никогда не были христианами. Апостол говорит о браках, в которой одна из сторон пришла к христианской вере и крестилась, а вторая осталась в иноверии (неверии). В то время было немыслимо, чтобы человек принял крещение и не стал бы одновременно верующим и «воцерковленным». Такой брак освящается верой христианской стороны. Неправильно понимать это освящение в смысле какого-то личного благодатного воздействия на неверующего, что невозможно без его добровольного участия.

Развод с некрещеным, согласно каноническому праву, позволяет верующей стороне вступить в новый брак с лицом православного исповедания. Если же оба супруга придут к вере, то их брак станет Таинством в силу крещения каждого, без дополнительного благословения.
#библия #брак #отношения #мораль #толкование #дисциплина
👍7
📖В сегодняшнем апостольском чтении содержится учение о превосходстве и преимуществах посвященного Богу безбрачия над браком (1Кор.7:25-40).

Сегодня многие христиане ошибочно полностью уравнивают эти два пути, вопреки учению Священного Писания. Логика апостола Павла для многих выглядит парадоксальной. Он считает, что любить Бога непосредственно и служить Богу без обременения себя семьей и отвлечения на житейские заботы, это более предпочтительный путь для христианина, хотя в чем-то это проще пути семейного: «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения» (точнее, «не отвлекаясь» - прим. мое) (7:32-35). Здесь нет порицания брака, нет и одобрения жизни только для себя. Апостол утверждает, что у безбрачного человека объективно больше времени и возможностей для безраздельного служения Богу, в том числе, через помощь нуждающимся.

Конечно, таких людей, сознательно посвятивших себя Богу, никогда не было много, однако, как мне кажется, в этом новозаветном учении дается важное понимание: человек безбрачный (мужчина или женщина) не может считаться ущербным по причине безбрачия; он нормальный и полноценный, несмотря на свой статус. Требовать от человека обязательного построения отношений и продолжения рода, чтобы он считался реализовавшимся и полноценным членом общества, неправильно. Посвященное Богу безбрачие – священно и достойно уважения. Однако все это не должно становиться поводом для злоупотреблений. Если свободный человек не может и не хочет жить в безбрачии как следует, ему нужно постараться создать семью и служить Богу, как семейный человек.

👉🏼Про два жизненных призвания
#библия #мораль
👍84
📖В сегодняшнем апостольском чтении подчеркивается реальность причащения Тела и Крови Христовых, что опровергает ложные протестантские и неопротестантские учения о Евхаристии:

🏆«Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1Кор.10:16-17).
#библия
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
15
📜Новые грехи в Новом Завете

Новозаветная нравственность является более строгой, по сравнению с ветхозаветной. Интересно рассмотреть некоторые конкретные примеры того, что стало считаться смертным грехом в христианстве, но не считалось таковым в Ветхом Завете. Напомню, что то, что мы называем смертными грехами, в Ветхом Завете наказывалось смертной казнью.

1. Напрасный гнев и словесные оскорбления. Как известно, Христос, в некотором смысле, приравнял пожелание человеку смерти в гневе, злопамятство, к реальному убийству, а за унизительные слова в адрес ближнего пригрозил геенной (Мф.5:21-22). В Ветхом Завете наказывалось смертью только злословие родителей и убийство в буквальном смысле.

2. Похотливые фантазии с готовностью их осуществления. Христос говорит, что тот, кто имеет похотливые фантазии о чужой жене, уже прелюбодействует с нею в сердце своем (Мф.5:28). Тем самым, он отнес к смертным грехам злые намерения, чего не было в Ветхом Завете.

3. Блуд. Хотя занятия проституцией и связи с проститутками порицались в Ветхом Завете, никакого наказания за это не было предусмотрено (исключение: дочь священника наказывалась смертью, если занималась чем-то подобным, см. Лев.21:9). Наложничество (продолжительные внебрачные связи) не считалось блудом и вообще грехом. Закон Моисея не знает запрета на добровольные интимные отношения вне (до) брака (при условии, что не нарушаются другие запреты). В Новом Завете категорически запрещены любые интимные отношения вне моногамного брака, заключаемого на всю жизнь (1Кор.7:2; 1Кор.6:9).

4. Развод. Христос категорически запретил развод в смысле полного расторжения брачного союза, напомнив об изначальном замысле Бога о семье (Мф.19:4-6). В Ветхом Завете мужчина мог развестись с женщиной, у последней такого права не было (Втор.24:1-4).

5. Повторный брак после развода. Запретив развод, Спаситель запретил и повторные браки после развода, приравняв их к прелюбодеянию (Лк.16:18; 1Кор.7:10-11).

6. Измена мужа жене. В Ветхом Завете под прелюбодеянием понимались только интимные отношения с замужней женщиной или обрученной девушкой (Лев.20:10; Втор.22:22-24). Наличие нескольких жён у мужчины не рассматривалось как прелюбодеяние (Втор.21:15). Христос уравнивает ответственность обоих полов: «Кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует» (Мк.10:11-12).

7. Пьянство. Пьянство в Новом Завете перечисляется в списке грехов, закрывающих Царство Божие (1Кор.6:10).

8. Ложь. В Новом Завете к лжецам предельно строгое отношение: «Всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою» (Откр.21:8).
#библия #мораль
12👍3
🌏🍎4 мнения о первозданном мире и человеке, которые не имеют основания в тексте Священного Писания

В христианской богословской мысли получили распространения некоторые догадки, которые не имеют твердого основания в библейском тексте и никогда не были частью православного вероучения. Для многих верующих это неочевидно, но как писал русский патролог свт. Филарет (Гумилевский), «у знаменитых учителей Церкви встречаются такие мнения о вере, которые не основаны на точном смысле слова Божия и потому могут принимаемы и не принимаемы, или же должны быть и вовсе отвергнуты» (Православное догматическое богословие. Т. 1). Поэтому важно различать то, что высказано авторитетным писателем с доказательствами из Св. Писания, а что является его частным мнением, которое Писанием не подтверждается.

1. Человек был создан с каким-то другим телом, а после грехопадения оно кардинально изменилось, стало грубым. Сторонники этого мнения видят указание на изменения тела в аллегорическом толковании «кожаных риз», которые Господь сделал первым людям после грехопадения (Быт.3:21). Однако этот текст совсем не обязательно понимать иносказательно. Как замечает блж. Феодорит Кирский, «любители иносказаний кожами называют смертную плоть. Иные же утверждали, что эти ризы были приготовлены из древесной коры. А я не допускаю ни того ни другого; потому что одно толкование принужденно, а другое слишком баснословно… нужно довольствоваться написанным, знать, что Зиждителю всяческих ничто не трудно, и удивляться беспредельной Его благости, потому что Он печется и о преступивших заповедь, и не оставил нагими возымевших нужду в одежде» (Толкование на книгу Бытия, 40). Свт. Афанасий Великий также подробно рассуждает о том, что физиология человека является благим творением Бога, включая различные выделения: «Поистине, скажи мне, возлюбленный и благоговейнейший, какой грех или нечистота в естественном истечении? Это то же, что вменить в вину выделения из носа или слюну. Мы можем сказать и больше – об извержениях чрева, которые необходимы для жизни живого существа. Кроме того, если мы верим, что человек, согласно Божественному Писанию, – это дело рук Божиих, то как могло от Силы чистой произойти дело скверное? И если мы – род Божий, по божественным Деяниям апостольским (Деян.17:28), то нет в нас ничего нечистого. Тогда только мы оскверняемся, когда творим злосмраднейший грех» (Послание к Аммуну монаху). Так что и испражнения, и менструации - это естественная часть физиология человека, которая премудро устроена Богом.

2. Способ размножения изменился после грехопадения, а сексуальность – это результат грехопадения. Если читать библейские тексты внимательно и не вчитывать в них того, чего там нет, то мы не увидим в Ветхом Завете ни намека на то, что интимные отношения мужчины и женщины не были изначальным замыслом Бога. Заповедь «плодитесь и размножайтесь» (Быт.1:28) дается в раю, очевидно, что у прародителей были половые органы, которые не возникли внезапно после совершения греха (Быт.3:7), и нет никаких указаний, что их репродуктивная система как-то изменилась. Можно конечно рассуждать о том, как грехопадение отразилось на отношениях мужчины и женщины, но в целом, Священное Писание нормально относится к проявлениям человеческой сексуальности в законном браке и не видит в этом ничего греховного (Притч.5:18-19).

Продолжение следует
#библия #богословие
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
6👍4🔥2
3. Окружающая природа кардинально изменилась после грехопадения. В самом тексте Библии оснований для такого утверждения мы не находим. Напротив, как отмечает свт. Афанасий Великий, «ни солнце, ни луна, ни небо, ни звезды, ни вода, ни эфир не изменяли своего чина, а напротив того, зная Создателя своего и Царя — Слово, они пребывают, какими созданы; только люди уклонились от добра, вместо истины измыслили себе не сущее, и честь, подобающую Богу, также ведение о Нем, перенесли на бесов и на людей, изваянных из камней» («О воплощении Бога Слова», VII, 43). Разумеется, это не отменяет дурного влияния человека на окружающую природу, но вряд ли можно говорить об автоматической перемене в результате грехопадения.

4. Животные изначально были бессмертны и не были предназначены в пищу друг другу. Это мнение также очень распространено и предполагает, что смерть вошла через грех не только для человека, но и для всех живых существ. Твердых оснований в библейском тексте это не имеет, тем более утверждения о том, что хищные звери и птицы якобы должны были питаться растениями, а потом их физиология чудесным образом изменилась. Более подробно об этом я писал здесь.
#библия #богословие
4👍4🤔3