чтец Сергий Федоров – Telegram
чтец Сергий Федоров
757 subscribers
378 photos
7 videos
29 files
455 links
Магистр богословия / Катехизатор / Религиовед / Клирик Русской Православной Церкви (МП)

Для тех, кто хочет быть православным и не отключать голову

Задать мне вопрос https://news.1rj.ru/str/lector_sergey_bot

Поддержать меня 5469 4000 4166 2961 (сбер)
Download Telegram
Свт. Феофан Затворник о христианской радости

«Всегда радуйтесь» (1Фес.5:16)

«Человек создан на радость — на жизнь райскую; потерял ее чрез грехопадение; теперь в Господе Иисусе Христе благодатию Святого Духа опять восстановляется он в первый свой чин. Хоть внешно он еще не в раю, но внутри уже получает райский строй. Оттого и радуется. В житейском быту люди находятся в веселом расположении духа, когда нужды не тяготят, отношения с другими мирны, дела текут исправно и впереди не грозит никакая беда. У христиан грехи прощены, нравственные силы восстановлены благодатию, мир с Богом водворен, совесть блюдется чистою ко всем и ко всему, уверенность, что Господь хранит и сохранит его до конца непорочным, непоколебима, упование блаженства вечной жизни глубоко. В такой обрадовающей атмосфере живя, он не может не быть в постоянно отрадном состоянии духа. Но существенная основа радости христианина — обновление падшего естества. В возрождении полагается семя новой жизни, по образу воскресшего Господа (Рим. 6:4). Начав с сего момента ходить в обновленной жизни, он более и более высвобождается из уз растления греховного и преисполняется чувством здравия Духовного. Это чувство почти то же, что чувство воскресения. Отсюда всегдашняя радость жизни о Господе. Из всего сказанного видно, что радость христианина есть отражение его духовного состояния и есть потому не произвольное чувство.

Как же она предписывается? И предписывается держать себя в таком же состоянии Духовном, которое приносит непрестанную радость, окружать себя такими убеждениями, которые навевают отраду в душу, не лишать себя вкушения предлагаемых всех духовных благ о Господе, которые не могут не веселить сердца, не чуждаться никогда трудов и подвигов, которые, хотя узким путем, но ведут в живот. Апостол не того хочет, чтоб христианин мечтами какими развивал в себе радость, а чтоб — делом, вступив в обрадовающую область света и живота. И сколько последняя неизбежна для истинного христианина, столько же радость неразлучна с истинным христианством. Почему она многократно и предписывается в Слове Божием (Флп. 3:1; 4:4; Рим. 12:12; 2Кор. 6:10; Рим. 14:17; Иак. 1:2). Когда внутри мир и радость, тогда внешние беды и скорби не влияют на христианина, так что он другими только может почитаться скорбящим, сам же в себе присно радуется (2Кор. 6:10)» (Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам).
#библия #мораль #толкование #феофанзатворник
9👍2🥰1
Свт. Иоанн Златоуст об участии христиан в воскресном богослужении

«Как не скорбеть о тех, которые не часто обращаются и приходят к общей матери всех – церкви? Какое бы ты представил мне занятие необходимее сего? Какое собрание полезнее? Или что тебе препятствует это делать? В недели семь дней; и эти семь дней Бог разделил с нами не так, чтобы себе взял более, а нам дал менее; Он разделил их даже и не пополам: не три взял и не три дал, но тебе отделил шесть дней, а себе оставил один. А ты даже и в этот весь день не хочешь воздержаться от дел житейских; но, что делают святотатцы, на то дерзаешь и ты по отношению к сему дню, похищая и употребляя его на житейские заботы, тогда как он освящен и назначен для слушания духовных учений. И что говорить о целом дне? Что сделала вдовица по отношению к милостыне (Мк.12:41–44), то делай и ты по отношению ко времени дня. Та положила две лепты, и заслужила великое благоволение у Бога: и ты употреби для Бога два часа, и внесешь в дом твой добычу бесчисленных дней. А если не хочешь, то смотри, чтобы тебе не погубить трудов целых лет за то, что не хочешь на малую часть дня воздержаться от земных попечений!

Если ты приходишь сюда в год раз или два, то скажи мне, чему необходимому мы можем научить тебя, касательно души, тела, бессмертия, Царства Небесного, муки, геенны, долготерпения Божия, прощения, покаяния, крещения, оставления грехов, твари горней и дольней, природы человеческой, ангелов, коварства демонов, ухищрений диавола, нравов, догматов, правой веры, нечестивых ересей? Все это, и еще гораздо больше этого, христианин должен знать и во всем этом давать ответ, когда его спросят. А вы из этого и самой малой части узнать не можете, собираясь сюда однажды, и то мимоходом, и то по случаю праздника, а не по благочестивому душевному расположению» (Слово о святом спасительном Крещении Спасителя).
#мораль #дисциплина #иоаннзлатоуст
👍97
Планирую провести стрим по какой-нибудь интересной теме и пообщаться с вами в таком формате. В связи с этим провожу опрос в обсуждениях https://news.1rj.ru/str/c/1692836130/7473
6
О тяжбах между христианами

В сегодняшнем апостольском чтении св. Павел порицает тяжбы между христианами и осуждает суд между ними у нехристианских судей: «Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские? А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви. К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? Но брат с братом судится, и притом перед неверными. И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения? Но вы сами обижаете и отнимаете, и притом у братьев. Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют?» (1Кор.6:1-9). Какие выводы можно сделать из этого наставления?

1. Устраивать тяжбы христианам по житейским делам между собой плохо и грешно. Обидчик теряет Царство Божие, совершив смертный грех, а обижаемый совершает грех простительный, если будет с ним судиться, что ему по снисхождению дозволено делать только при наличии судьи-христианина (толкование св. Августина). Предпочтительнее уступить обидчику в житейском, чем поссориться с братом или сестрой во Христе (напоминание наставлений Христа о подставлении щеки оскорбителю). К тяжким уголовным преступлениям это наставление, по-видимому, отношения не имеет.

2. Несправедливости по отношению к единоверцам отягчают преступление. Свт. Иоанн Златоуст говорит: «Здесь два преступления, или лучше, три и даже четыре. Одно то, что не сносят обиды; другое, что сами обижают; третье, что ищут суда у неправедных; четвертое, что поступают так с братом» (Гомилия 16 на 1-е послание к Коринфянам).

3. Судиться с христианами у нехристиан – бесчестье и преступление. Христиане должны решать свои споры внутри общины. Для апостола Павла члены Церкви обязаны быть святыми, всех нераскаянных грешников он отлучает от Церкви.

👉🏼Кто не войдёт в Царство Божие
#библия #мораль #толкование #августин #иоаннзлатоуст
7👍2
Совет схиархим. Кирика (Максимова), когда не хочется молиться

«Когда нападает на нас уныние или ожесточение сердца, не допускающее до молитвы, тогда, чтобы прогнать такое бесовское искушение, надо сказать себе: "Господи, нет у меня ни умиления, ни усердия, ни сокрушения, чтобы молиться Тебе достодолжно!" После такого сердечного сокрушения Бог даст богоугодную и спасительную молитву, так как сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит, т.е. не оставит без помощи» (Царский путь ко спасению).
#молитва #духовнаяжизнь
14🔥2
Сщмч. Неофит Любимов о том, что Христос благословил невинные человеческие радости

«История первого евангельского чуда научает нас и тому, что радоваться и веселиться при известных обстоятельствах жизни, в особенных случаях, нисколько не противно Богу, но даже позволительно и законно, как выражение дружелюбия и гостеприимства к известным лицам или уважения к какой-либо радости семейной и общественной. Сам Спаситель не отвергал угощений, которые предлагались Ему по чувству искреннего расположения и уважения к Нему. Так Он принимаем был в доме Лазаря, которого называл другом Своим; присутствовал на вечере, устроенной собственно для Него у Левия по обращении его ко Господу.

Своим участием на брачном торжестве в Кане, вместе со своей Матерью и пятью Апостолами, Спаситель благоволил показать Своё сочувствие к человеческим радостям, через что освятил и возвысил их, дал духовно-религиозный характер самым скромным обязанностям человеческой жизни, облагородил её, освятил самые простейшие её случаи. Он не видит греха и ничего непристойного, и неблагоприличного в веселии, изящной одежде, употреблении вина во время торжеств и пиршества, лишь бы все совершалось благовременно, благообразно и по чину, с соблюдением приличия в украшениях тела, благоповедении и без излишества в пище и напитках» (Беседа о первом чуде Христа Спасителя на браке в Кане Галилейской).
#библия #мораль
8👍5
📖Несколько утверждений из сегодняшнего апостольского чтения первого послания к Коринфянам (7:1-12).

1. Брак предохраняет человека от распутства.

2. В интимных отношениях супруги совершенно равны: жена имеет власть над телом мужа, муж имеет власть над телом жены.

3. Разлучаться друг от друга в интимном плане можно только временно, по взаимному согласию, ради усиленного пребывания в молитве. Свт. Иоанн Златоуст поясняет, что интим в браке не оскверняет, но только отвлекает от молитвенного подвига.

4. Статус безбрачного или вдовствующего предпочтительнее, так как открывает больше возможностей для того, чтобы служить Богу и не отвлекаться на семейные заботы. Однако не все готовы на это, поэтому «лучше вступить в брак, чем разжигаться».

5. Христианский брак безусловно нерасторжим (вопреки существующей практике разводов), это заповедь Самого Господа: «Вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разлучаться с мужем, - если же разлучится, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, - и мужу не оставлять жены» (1Кор.7:10-11). Те христиане, которые вступили в законный брак, не имеют права оставлять друг друга. Но если это случилось, то ни одна из сторон не имеет права вступать в новые отношения. В противном случае, это является прелюбодеянием.

6. Если один из супругов пришел к вере и крестился, а другой нет, то верующему супругу не стоит оставлять неверующего, при условии, что последний согласен жить с ним. В церковной практике эти слова апостола воспринимаются как совет, а не заповедь. В некоторых случаях такие отношения прекратить необходимо. Как говорит св. Иоанн Златоуст, «если он (неверующий – прим. мое) повелевает тебе приносить жертвы и участвовать в его нечестии по праву супружества, или уйти, то лучше оставить брак, нежели благочестие» (Гомилия 19 на 1-е послание к Коринфянам).
#библия #мораль #брак #отношения #иоаннзлатоуст #толкование
11
📖Из сегодняшнего чтения первого послания к Коринфянам (7:12-16):

«Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких [случаях] не связаны; к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?».

Речь здесь идёт, конечно, не о любых неверующих, а о лицах некрещеных, которые никогда не были христианами. Апостол говорит о браках, в которой одна из сторон пришла к христианской вере и крестилась, а вторая осталась в иноверии (неверии). В то время было немыслимо, чтобы человек принял крещение и не стал бы одновременно верующим и «воцерковленным». Такой брак освящается верой христианской стороны. Неправильно понимать это освящение в смысле какого-то личного благодатного воздействия на неверующего, что невозможно без его добровольного участия.

Развод с некрещеным, согласно каноническому праву, позволяет верующей стороне вступить в новый брак с лицом православного исповедания. Если же оба супруга придут к вере, то их брак станет Таинством в силу крещения каждого, без дополнительного благословения.
#библия #брак #отношения #мораль #толкование #дисциплина
👍7
📖В сегодняшнем апостольском чтении содержится учение о превосходстве и преимуществах посвященного Богу безбрачия над браком (1Кор.7:25-40).

Сегодня многие христиане ошибочно полностью уравнивают эти два пути, вопреки учению Священного Писания. Логика апостола Павла для многих выглядит парадоксальной. Он считает, что любить Бога непосредственно и служить Богу без обременения себя семьей и отвлечения на житейские заботы, это более предпочтительный путь для христианина, хотя в чем-то это проще пути семейного: «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения» (точнее, «не отвлекаясь» - прим. мое) (7:32-35). Здесь нет порицания брака, нет и одобрения жизни только для себя. Апостол утверждает, что у безбрачного человека объективно больше времени и возможностей для безраздельного служения Богу, в том числе, через помощь нуждающимся.

Конечно, таких людей, сознательно посвятивших себя Богу, никогда не было много, однако, как мне кажется, в этом новозаветном учении дается важное понимание: человек безбрачный (мужчина или женщина) не может считаться ущербным по причине безбрачия; он нормальный и полноценный, несмотря на свой статус. Требовать от человека обязательного построения отношений и продолжения рода, чтобы он считался реализовавшимся и полноценным членом общества, неправильно. Посвященное Богу безбрачие – священно и достойно уважения. Однако все это не должно становиться поводом для злоупотреблений. Если свободный человек не может и не хочет жить в безбрачии как следует, ему нужно постараться создать семью и служить Богу, как семейный человек.

👉🏼Про два жизненных призвания
#библия #мораль
👍84
📖В сегодняшнем апостольском чтении подчеркивается реальность причащения Тела и Крови Христовых, что опровергает ложные протестантские и неопротестантские учения о Евхаристии:

🏆«Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1Кор.10:16-17).
#библия
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
15
📜Новые грехи в Новом Завете

Новозаветная нравственность является более строгой, по сравнению с ветхозаветной. Интересно рассмотреть некоторые конкретные примеры того, что стало считаться смертным грехом в христианстве, но не считалось таковым в Ветхом Завете. Напомню, что то, что мы называем смертными грехами, в Ветхом Завете наказывалось смертной казнью.

1. Напрасный гнев и словесные оскорбления. Как известно, Христос, в некотором смысле, приравнял пожелание человеку смерти в гневе, злопамятство, к реальному убийству, а за унизительные слова в адрес ближнего пригрозил геенной (Мф.5:21-22). В Ветхом Завете наказывалось смертью только злословие родителей и убийство в буквальном смысле.

2. Похотливые фантазии с готовностью их осуществления. Христос говорит, что тот, кто имеет похотливые фантазии о чужой жене, уже прелюбодействует с нею в сердце своем (Мф.5:28). Тем самым, он отнес к смертным грехам злые намерения, чего не было в Ветхом Завете.

3. Блуд. Хотя занятия проституцией и связи с проститутками порицались в Ветхом Завете, никакого наказания за это не было предусмотрено (исключение: дочь священника наказывалась смертью, если занималась чем-то подобным, см. Лев.21:9). Наложничество (продолжительные внебрачные связи) не считалось блудом и вообще грехом. Закон Моисея не знает запрета на добровольные интимные отношения вне (до) брака (при условии, что не нарушаются другие запреты). В Новом Завете категорически запрещены любые интимные отношения вне моногамного брака, заключаемого на всю жизнь (1Кор.7:2; 1Кор.6:9).

4. Развод. Христос категорически запретил развод в смысле полного расторжения брачного союза, напомнив об изначальном замысле Бога о семье (Мф.19:4-6). В Ветхом Завете мужчина мог развестись с женщиной, у последней такого права не было (Втор.24:1-4).

5. Повторный брак после развода. Запретив развод, Спаситель запретил и повторные браки после развода, приравняв их к прелюбодеянию (Лк.16:18; 1Кор.7:10-11).

6. Измена мужа жене. В Ветхом Завете под прелюбодеянием понимались только интимные отношения с замужней женщиной или обрученной девушкой (Лев.20:10; Втор.22:22-24). Наличие нескольких жён у мужчины не рассматривалось как прелюбодеяние (Втор.21:15). Христос уравнивает ответственность обоих полов: «Кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует» (Мк.10:11-12).

7. Пьянство. Пьянство в Новом Завете перечисляется в списке грехов, закрывающих Царство Божие (1Кор.6:10).

8. Ложь. В Новом Завете к лжецам предельно строгое отношение: «Всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою» (Откр.21:8).
#библия #мораль
12👍3
🌏🍎4 мнения о первозданном мире и человеке, которые не имеют основания в тексте Священного Писания

В христианской богословской мысли получили распространения некоторые догадки, которые не имеют твердого основания в библейском тексте и никогда не были частью православного вероучения. Для многих верующих это неочевидно, но как писал русский патролог свт. Филарет (Гумилевский), «у знаменитых учителей Церкви встречаются такие мнения о вере, которые не основаны на точном смысле слова Божия и потому могут принимаемы и не принимаемы, или же должны быть и вовсе отвергнуты» (Православное догматическое богословие. Т. 1). Поэтому важно различать то, что высказано авторитетным писателем с доказательствами из Св. Писания, а что является его частным мнением, которое Писанием не подтверждается.

1. Человек был создан с каким-то другим телом, а после грехопадения оно кардинально изменилось, стало грубым. Сторонники этого мнения видят указание на изменения тела в аллегорическом толковании «кожаных риз», которые Господь сделал первым людям после грехопадения (Быт.3:21). Однако этот текст совсем не обязательно понимать иносказательно. Как замечает блж. Феодорит Кирский, «любители иносказаний кожами называют смертную плоть. Иные же утверждали, что эти ризы были приготовлены из древесной коры. А я не допускаю ни того ни другого; потому что одно толкование принужденно, а другое слишком баснословно… нужно довольствоваться написанным, знать, что Зиждителю всяческих ничто не трудно, и удивляться беспредельной Его благости, потому что Он печется и о преступивших заповедь, и не оставил нагими возымевших нужду в одежде» (Толкование на книгу Бытия, 40). Свт. Афанасий Великий также подробно рассуждает о том, что физиология человека является благим творением Бога, включая различные выделения: «Поистине, скажи мне, возлюбленный и благоговейнейший, какой грех или нечистота в естественном истечении? Это то же, что вменить в вину выделения из носа или слюну. Мы можем сказать и больше – об извержениях чрева, которые необходимы для жизни живого существа. Кроме того, если мы верим, что человек, согласно Божественному Писанию, – это дело рук Божиих, то как могло от Силы чистой произойти дело скверное? И если мы – род Божий, по божественным Деяниям апостольским (Деян.17:28), то нет в нас ничего нечистого. Тогда только мы оскверняемся, когда творим злосмраднейший грех» (Послание к Аммуну монаху). Так что и испражнения, и менструации - это естественная часть физиология человека, которая премудро устроена Богом.

2. Способ размножения изменился после грехопадения, а сексуальность – это результат грехопадения. Если читать библейские тексты внимательно и не вчитывать в них того, чего там нет, то мы не увидим в Ветхом Завете ни намека на то, что интимные отношения мужчины и женщины не были изначальным замыслом Бога. Заповедь «плодитесь и размножайтесь» (Быт.1:28) дается в раю, очевидно, что у прародителей были половые органы, которые не возникли внезапно после совершения греха (Быт.3:7), и нет никаких указаний, что их репродуктивная система как-то изменилась. Можно конечно рассуждать о том, как грехопадение отразилось на отношениях мужчины и женщины, но в целом, Священное Писание нормально относится к проявлениям человеческой сексуальности в законном браке и не видит в этом ничего греховного (Притч.5:18-19).

Продолжение следует
#библия #богословие
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
6👍4🔥2
3. Окружающая природа кардинально изменилась после грехопадения. В самом тексте Библии оснований для такого утверждения мы не находим. Напротив, как отмечает свт. Афанасий Великий, «ни солнце, ни луна, ни небо, ни звезды, ни вода, ни эфир не изменяли своего чина, а напротив того, зная Создателя своего и Царя — Слово, они пребывают, какими созданы; только люди уклонились от добра, вместо истины измыслили себе не сущее, и честь, подобающую Богу, также ведение о Нем, перенесли на бесов и на людей, изваянных из камней» («О воплощении Бога Слова», VII, 43). Разумеется, это не отменяет дурного влияния человека на окружающую природу, но вряд ли можно говорить об автоматической перемене в результате грехопадения.

4. Животные изначально были бессмертны и не были предназначены в пищу друг другу. Это мнение также очень распространено и предполагает, что смерть вошла через грех не только для человека, но и для всех живых существ. Твердых оснований в библейском тексте это не имеет, тем более утверждения о том, что хищные звери и птицы якобы должны были питаться растениями, а потом их физиология чудесным образом изменилась. Более подробно об этом я писал здесь.
#библия #богословие
4👍4🤔3
Посмотрел интересный выпуск, где говорится о проблемах, которые церковное руководство предпочитает не замечать.

Некоторые выводы:

1. Церкви нужны люди, которые способны дать православный ответ на современные вызовы на достойном уровне. У думающих людей в Церкви есть на это запрос.
2. Эта необходимость должна быть осознана на уровне священноначалия и духовных учебных заведений.
3. В церковной среде должно быть больше любви. Ее отсутствие больше всего отталкивает людей от Церкви.
👍16🔥3
Forwarded from Теоэстетика
Христианство сегодня: причины выгорания и расцерковления (Артем Григорян)

Смотреть и слушать: YouTube, Яндекс Музыка, Apple Podcasts, ВКонтакте, другие площадки

Наше приложение для Android: Rustore, Huawei

Гость: Артем Григорян, религиовед

00:00 введение
00:37 о проекте «Метапозиция»
06:03 первая причина конверсии: проблема зла
10:56 вторая причина конверсии: научная картина мира
18:42 третья причина конверсии: историко-критическое прочтение Священного Писания
24:53 четвертая причина конверсии: академическая патристика
34:50 пятая причина конверсии: церковное выгорание
48:30 шестая причина конверсии: забвение любви
1:04:40 личный опыт Григоряна
1:09:21 демоническая атака
1:14:51 личный опыт Гагинского
1:18:14 нужно ли менять язык богословия?
1:31:34 забвение проблемы спасения
1:37:44 психологизация языка
1:44:00 что такое первородный грех с научной точки зрения?

Если вам интересно то, что мы делаем, просим поддерживать нас донатами и/или репостом. Теоэстетика 2.0 существует только благодаря вам.

Поддержать Теоэстетику вы можете здесь | Эксклюзивный контент на Бусти
👍7
☀️С праздником Преображения Господня, братья и сестры!

Преображение ждёт и нас с вами: «Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф.13:43).
23
Свт. Иоанн Златоуст о достойном перенесении обид от людей, как способе подражания Богу

«Если и любомудрый человек часто может совсем не чувствовать оскорбления, то тем более Бог, Существо бессмертное и неизменяемое, слава непреходящая и неподвижная. Ведь и люди уподобляются Богу в этом отношении тогда, когда они нисколько не чувствуют обиды от тех, которые желают вредить им, когда они не оскорбляются наносимыми им обидами, не чувствуют ударов, когда их бьют, и насмешек, когда другие смеются над ними. Но возможно ли это? – спросит кто-нибудь. Возможно, даже весьма возможно всякий раз, как ты не скорбишь по поводу случившегося. И как возможно, спросят, не скорбеть? А я спрашиваю: как можно скорбеть? Скажи мне? Если бы тебя оскорбило собственное твое дитя, то неужели ты эту обиду счел бы за действительную обиду? Неужели ты стал бы скорбеть? Нет. А если бы ты стал обижаться, то не смешон ли ты тогда будешь? Будем и мы таким же образом относиться к ближнему, и тогда не потерпим ничего неприятного (ведь обижающие другого неразумнее детей); не будем требовать, чтобы нас не обижали, но, будучи обижены, перенесем обиду великодушно, так как в этом и состоит истинная честь» (Беседы на послание к Римлянам, 3).
#мораль #иоаннзлатоуст
12
Как планирование сочетается с упованием на Бога, Его заботу?

Для себя я решаю этот вопрос таким образом: 1) не возлагать все надежды на себя и другие человеческие средства, как будто бы все зависит от нас; 2) не пытаться перестраховываться и переживать относительно того, что потенциально когда-нибудь может произойти, а может и не произойти.

У свт. Феофана Затворника есть такие слова: «Преданный Богу не так говорит: что будет, то будет, решаясь на неверное, ничего не обещающее (в чем видится искушение Бога); но ясно сознает сообразность средств с целями или прозревает некоторым образом порядок своей жизни при всей неутомимой, трезвенной, зрелой и разумной деятельности, не присвояя себе знания всего, чем кончатся его жизнь и дела» (Начертание христианского нравоучения). На мой взгляд, здесь довольно ясно дан ответ на поставленный вопрос. Человек в данный момент времени находится в конкретных обстоятельствах и имеет конкретные возможности. Он планирует что-то, исходя из разумных прогнозов своей деятельности и сообразности средств с целями (например, если я куплю сейчас эту дорогую вещь, оправданы ли будут эти расходы, не будет ли это ощутимым ущербом для семьи и т.п.). О таком разумном планировании говорит Христос в Евангелии: «Кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не мог окончить? Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире» (Лк.14:28-32). При этом человек не пытается загадывать относительно далекого будущего или неразумно перестраховываться «на всякий случай», без разумного основания. Все это, в сочетании с молитвой о вразумлении и предоставлением Богу иначе повернуть все планы и обстоятельства, не противоречит доверию Богу своей жизни.
#ответынавопросы #духовнаяжизнь #мораль #феофанзатворник
👍201
Священное Писание о домашних развлечениях и благодарении Богу

Иисус, сын Сирахов дает совет человеку не злоупотреблять гостеприимством (не засиживаться за чужим столом), веселье лучше продолжить дома: «Вставай вовремя и не будь последним; поспешай домой и не останавливайся. Там забавляйся (от παίζω – играть, резвиться, забавляться) и делай, что тебе нравится; но не согрешай гордым словом. И за это благословляй Сотворившего тебя и Насыщающего тебя Своими благами» (Сир.32:13-15).

Вообще Св. Писанию чуждо резкое противопоставление житейских удовольствий и духовных благ, ибо все от Бога.
#библия #мораль
👍142🤔2
📖В сегодняшнем апостольском чтении содержится знаменитый «гимн любви» апостола Павла: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, — нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине: Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1Кор.13:1-8). Здесь даны конкретные признаки подлинной христианской любви, без которой невозможно спасение.

Любовь долготерпит – с благодушием переносит все неприятности, не мстит за причиненное зло.

Любовь милосердствует – проявляет милосердие к людям, сострадает.

Любовь не завидует – умеет радоваться благополучию другого, как своему собственному.

Любовь не превозносится, не гордится – не поступает легкомысленно, с уважением относится к людям и перед всеми смиряется.

Любовь не бесчинствует – не гнушается ничем, если того требует благо ближнего (в том числе самим ближним), не считает для себя этого унизительным.

Любовь не ищет своего – делает добро другому без выгоды для себя, умеет жертвенно благотворить. Согласно св. Августину, это означает, что любовь предпочитает общее благо частному.

Любовь не раздражается – не впадает в гнев, даже когда ему причиняют зло.

Любовь не мыслит зла – возможны два толкования: 1) не запоминает зло, причиненное другими; 2) не замышляет ничего злого по отношению к другим.

Любовь не радуется неправде, радуется же о истине
– не радуется злу, а радуется добру.

Любовь все покрывает – не стремится делать явными недостатки и грехи ближнего.

Любовь всему верит – доверяет людям, не относится к ним с предубеждением.

Любовь всего надеется – не теряет надежды, что человек может стать лучше, наследовать спасение.

Любовь все переносит – преодолевает все препятствия в совершении добра.

Любовь никогда не перестает – истинная любовь вечна.
#библия #толкование #мораль #духовнаяжизнь
28