чтец Сергий Федоров – Telegram
чтец Сергий Федоров
756 subscribers
378 photos
7 videos
29 files
455 links
Магистр богословия / Катехизатор / Религиовед / Клирик Русской Православной Церкви (МП)

Для тех, кто хочет быть православным и не отключать голову

Задать мне вопрос https://news.1rj.ru/str/lector_sergey_bot

Поддержать меня 5469 4000 4166 2961 (сбер)
Download Telegram
💞В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» отмечается особое значение, которое придает Церковь телесным отношениям супругов в христианском браке: «Осуждая порнографию и блуд, Церковь отнюдь не призывает гнушаться телом или половой близостью как таковыми, ибо телесные отношения мужчины и женщины благословлены Богом в браке, где они становятся источником продолжения человеческого рода и выражают целомудренную любовь, полную общность, "единомыслие душ и телес супругов", о котором Церковь молится в чине брачного венчания» (Х.6).

Регулярные сексуальные отношения в браке служат предохранением от искушений блуда (1Кор.7:3-5). Согласно библейскому учению, близость супругов также является источником утешения и наслаждения, которые благословляет Бог: «Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно» (Притч.5:18-19). Слова апостола Павла: «Муж пусть исполняет супружеский долг в отношении жены; а также и жена в отношении мужа» (1Кор.7:3), очевидным образом свидетельствуют о том, что супругам следует взаимно удовлетворять сексуальные потребности друг друга.

Научные исследования подтверждают, что здоровые интимные отношения уменьшают стресс, снижают кровяное давление, повышают настроение и улучшают общее самочувствие. Физическая близость высвобождает окситоцин - “гормон привязанности”, помогающий парам испытывать взаимную привязанность.

Церковь не регламентирует эти отношения за исключением канонического правила о воздержании накануне причащения Святых Тайн (см.: 5-й канонический ответ Тимофея Александрийского). В этом вопросе супругам следует руководствоваться мудрым наставлением апостола Павла: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения [в посте] и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1Кор.7:5). Временное воздержание является делом полезным, однако оно должно быть только по взаимному согласию. Считаю, что навык воздержания очень важен, особенно для мужчин, поскольку и без какой-либо канонической регламентации в семейной жизни достаточно периодов, когда хочешь или не хочешь, а воздерживаться надо ради общего блага (например, в послеродовой период).

Как акт любви и взаимной отдачи себя друг другу, супружеский акт не может быть навязан другому силой, угрозами, равно как и не может служить поводом для манипуляций в отношении супруга. При подобном отношении он теряет свое значение и не служит благой цели. Вместе с тем, супругам необходимо помнить о том, что неоправданный отказ в супружеской близости является грехом несправедливости, поскольку «жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» (1Кор.7:4). Иными словами, муж, например, не может заставить жену, если она не может или не хочет, потому что это не по любви, но и отказывать просто так, из вредности, тоже неправильно, потому что это не по любви.

👩‍❤️‍👨Основные принципы морали супружеских отношений
#мораль #библия #брак #отношения
15👎2
📖В сегодняшнем рядовом апостольском чтении св. Петр предупреждает о появлении лжеучителей, сомневающихся в реальности грядущего Второго пришествия Господа Иисуса Христа и приоткрывает тайну будущего глобального преобразования нашего мира.

Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, всё остается так же. Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков. Одно то́ не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. Если так всё это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают? Впрочем, мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда (2Пет.3:3-13).

#библия #конецмира
10
📖В сегодняшнем апостольском чтении св. Иоанн говорит о возможности прощения любых грехов, благодаря жертве Господа Иисуса Христа и о жизни по заповедям Христовым. Апостол подчеркивает, что последователи Христа должны поступать так, как поступал Он Сам.

Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и сло́ва Его нет в нас. Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира. А что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: "я познал Его", но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаём, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал (1Ин.1:8-10; 2:1-6).

#библия #духовнаяжизнь
7
Для меня любовь к близкому человеку (второй половине) связана с добровольной ответственностью и пожизненно взятыми обязательствами перед ним. Любовь – это сознательный ежедневный выбор. Почему взаимные чувства, называемые любовью, не могут оправдывать добрачные интимные отношения? Да потому что люди играют словами, а связать себя раз и навсегда ответственностью и выбрать любить – не могут или не хотят. Пока парень просто говорит девушке «я тебя люблю», за этим еще не стоит ничего серьезного, кроме игры гормонов. Но когда он вступает в брак с осознанием всех последствий этого решения, о которых говорит Слово Божие, то уже демонстрирует нечто иное – «я сделал выбор любить тебя всегда и обратной дороги нет». Только в контексте такого выбора я вижу возможным приобщение ко всем бонусам брака: «Я буду не только гулять с тобой и весело проводить время, когда мне захочется, но и останусь рядом, когда тебе будет грустно и плохо. Мы будем наслаждаться телами друг друга, но также вместе будем решать бытовые проблемы, воспитывать детей, молиться вместе и т.п. Я выбрал любить тебя не только здоровой и красивой, но и в иных положениях, которые могут наступать в этой жизни». Вот про это настоящая любовь, и если люди не имеют намерения так воспринимать свои отношения, то им не нужно быть вместе.
#мысли #брак #отношения
24👍6👎1🥰1👏1
Сегодня Церковь чтит память мучениц Перпетуи и Фелицитаты и мучеников Сатира, Ревоката, Саторнила, Секунда

«Страсти Перпетуи и Фелицитаты» являются уникальным памятником древней христианской письменности. Это своеобразное сочетание автобиографических заметок (часть которых принадлежит Перпетуе), описаний мистического опыта (видений) от первого лица и комментариев неизвестного редактора, составляющих основу рассказа. Текст повествует о событиях, произошедших в Карфагене в 203 году.

Текст «Страстей» рассказывает о том, как молодые катехумены (люди, готовящиеся к Крещению) – 22-летняя знатная Перпетуя, мать грудного младенца, рабыня Фелицитата на восьмом месяце беременности (она переживала, что ее казнь отложат из-за ее положения, однако она успела родить дочь в тюрьме), раб Ревокат и свободный гражданин Секундул были арестованы и уже в заключении приняли крещение. Считается, что по своей воле к ним присоединился их катехизатор Сатур. Все они были приговорены к публичной казни. Несмотря на уговоры отца, в том числе давление на ее любовь к ребенку, Перпетуя не отказалась от Христа. Фелицитата успела в тюрьме родить дочь, прежде чем всех их растерзали на арене цирка дикие звери.

Историк А. Д. Пантелеев дает такой комментарий: «В тексте от лица Перпетуи мы встречаем настолько личные переживания, что их невозможно подделать. "Страсти Перпетуи и Фелицитаты" сохраняют взгляд на мир женщины того времени, а до нас дошло очень мало свидетельств такого рода. Мы знакомимся с переживаниями Перпетуи – молодой женщины, только что принявшей крещение и недавно ставшей матерью, боящейся и переживающей за своего ребенка; дочери уважаемого в городе человека, которая очень любит своего отца, но не отступится от христианства, даже если он будет биться перед ней головой о землю; наконец, "жены Христа и возлюбленной Бога".

С текстом «Страстей» можно познакомиться здесь. Еще есть мультфильм «История Перпетуи».

🙏Святые мученики, молите Бога о нас!
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
14👍1
🕊 Поздравляю вас с праздником Сретения Господня, братья и сестры!
17
👨‍💼🙎‍♀Сегодня отмечается день православной молодежи. Решил вспомнить какие библейские тексты адресованы конкретно молодым людям.

В Ветхом Завете это, конечно, полностью книга Притчей и книга Иисуса, сына Сирахова. Псалмопевец говорит: «Как юноше содержать в чистоте путь свой? – Хранением себя по слову Твоему» (Пс.118:9).

«Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд. И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего, потому что детство и юность – суета. И помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: "нет мне удовольствия в них"» (Еккл.11:9-10, 12:1).

В Новом Завете есть несколько мест, обращённых непосредственно к молодым людям (и к детям).

«Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца. Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого. Не люби́те мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1Ин.2:13-16).

Апостол Павел пишет молодому епископу Тимофею: «Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1Тим. 4:12).

«Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца» (2Тим.2:22).

«Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего [требует] справедливость» (Еф.6:1).

«Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу» (Кол.3:20).
#библия #мораль
11
📣Слово на воскресное апостольское чтение (1Кор.6:12-20). О разумном пользовании земными благами и о блудном грехе.
#библия #аудио
5
Что такое умерщвление плоти в христианском понимании?

Умерщвление плоти – это аскетические труды и сознательное самоограничение для достижения духовных целей, один из аскетических методов. Это понятие восходит к призыву апостола Павла умертвить земные члены (Кол.3:5), дела плотские (Рим.8:13), к его словам о распятии плоти со страстями и похотями (Гал.5:24). Господь Иисус Христос говорит: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24). По словам свт. Иннокентия Пензенского, «умерщвление плоти совершается через непрерывное упражнение души в вещах и делах духовных, каковы чтение Слова Божия и размышление о нем, молитвы, любовь ко всем человекам, уничижение себя и прочее; через занятия тела полезными и усиленными трудами, через пост, бодрствование, коленопреклонение и распростирание по земле, обуздание чувств, уединение и прочее» (Богословие деятельное). То есть оно всегда связано с переживанием трудностей, которое должно послужить духовной цели. Оно не является выражением ненависти к телу или членовредительством, что было бы противно христианскому учению. Умерщвление плоти бывает внешним и внутренним. Можно выделить несколько основных духовных целей, которые достигаются через умерщвление плоти.

1. Преодоление греховных страстей и подчинение плоти духу. Поскольку христианин и после принятия Крещения чувствует побуждения к греху и действие греховных страстей, ему необходимо проявлять немало усилий, чтобы не впадать в грехи и поступать по заповедям Божьим. Христианин преодолевает искушения к греху, побуждая волю принять любые трудности, только бы не поддаться греховному искушению. Для этого он должен ограничивать себя и отказывать себе в исполнении желаний, если они греховны, должен подчинять свою волю воле Божией. Этому способствуют молитва, пост, чтение душеполезной литературы и другие аскетические упражнения. Такой вид умерщвления плоти обязателен для каждого христианина, желающего войти в Царство Божие. Остановка в духовной борьбе будет равна поражению.

Однако некоторые подвижники не останавливаются на этом и стремятся подавить, насколько это возможно в этой жизни, тот бунт плоти против духа, который является внутренним побуждением к греху. Они стремятся к полному контролю над страстями. Для этого они ограничивают себя не только в явно греховных желаниях, но и в том, что дозволено Богом к разумному употреблению (прежде всего, речь идет о всяких удобствах и удовольствиях). Много примеров таких суровых ограничений и подвигов можно найти в аскетической литературе и житиях подвижников.

🏋️Наиболее близкой аналогией здесь является профессиональный спорт (еще апостол Павел сравнивал христианского подвижника и спортсмена в 1Кор.9:25) в котором присутствуют жесткие ограничения и тяжелые упражнения. Разница в том, что спортсмен упражняется для достижения временных целей, а христианский подвижник – для духовных.
#ответынавопросы #духовнаяжизнь #библия #мораль
7🔥1
2. Искупление грехов. Покаяние в совершенных грехах предполагает не только сокрушение и исповедь, но и удовлетворение за них, что выражается в покаянных трудах (исполнение епитимии). Свт. Димитрий Ростовский писал: «Истинное покаяние заключается в том, чтобы не только исповедать поистине грехи свои, но и не возвращаться также на прежние злые дела, но проводить жизнь свою в непрерывном ее исправлении; не только не возвращаться к прежнему, но и с сокрушением сердечным жалеть о преждесодеянном; не только же жалеть, но и дать удовлетворение за содеянные грехи немалыми трудами покаяния, которые не только сравнялись бы с содеянными грехами, но и превзошли бы их. Суетно покаяние того, кто недолгим от брашен воздержанием и единодневным пощением хочет многократное объедение и пьянства покрыть. Тщетно покаяние того, кто каким-либо кратким и легким умерщвлением своего тела думает очистить себя от долговременных и тяжких смертных грехов. Неправедно покаяние того, кто немногими воздыханиями и биениями в перси надеется оправдаться от многих неправд как убийства, хищения, грабления, братоозлобления и тому подобных прегрешений. Сомнительно прощение грехов того, кто малыми только слезами (кроме других, истинному покаянию подобающих подвигов и трудов) великие скверны и беззакония чает смыть и избавиться от вечных мучений» (Келейный летописец).

Показательным библейским примером покаяния, соединенного с умерщвлением плоти, является покаяние жителей Ниневии, которые «объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого» (Ион.3:5), чем умилостивили Бога и получили прощение.

3. Подражание Христу и участие в Его страданиях. В апостольских посланиях часто прослеживается мысль об участии христиан в Христовых страданиях. Прежде всего, это выражалось в подвиге мученичества за имя Христово. Апостол Павел пишет: «Мы – дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим.8:16-17; ср. 1Пет.4:12-16). Страдания членов Церкви продолжают и дополняют страдания ее Главы: «Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь» (Кол.1:24). Многие святые желали разделить с Христом Его страдания, что выражалось не только в подвигах мученичества и страстотерпчества, но и в добровольном принятии на себя различных скорбей и страданий.
#ответынавопросы #духовнаяжизнь #библия #мораль
10👍1
Принимаются ли Богом добрые дела человека, которые он совершил до того, как впал в смертный грех?

Священное Писание свидетельствует о том, что если человек остается в смертных грехах, все заслуги совершенных добрых дел «сгорают»: «Праведник, если отступит от правды своей и будет поступать неправедно, будет делать все те мерзости, какие делает беззаконник, будет ли он жив? Все добрые дела его, какие он делал, не припомнятся; за беззаконие свое, какое делает, и за грехи свои, в каких грешен, он умрет» (Иез.18:24). Прежнее добро, конечно, не превратится в зло, однако ожидать за него вечной награды в таком случае уже нельзя. Тоже самое касается и всех добрых дел, которые совершены в состоянии нераскаянного смертного греха, поскольку такой человек – духовный мертвец и дела его не оживотворены благодатью, которую он утратил.

Однако если человек приносит искреннее покаяние, получает прощение грехов в Таинстве Покаяния, то все его прежнее добро (то есть совершенные им в состоянии благодати добрые дела) перед Богом как бы оживает, поскольку устраняется препятствие в виде грехов, и он снова имеет возможность получить за него вечную награду.

🖼Картина Яна ван ’т Хоффа к евангельской притче о блудном сыне
#ответынавопросы #библия #мораль
11🔥1
📖В сегодняшнем апостольском чтении св. Иоанн Богослов напоминает нам:
Возлюбленные! Если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним. А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам (1Ин.3:21-23).

Чистая совесть, соблюдение заповедей Божьих, дает верующим такое дерзновение перед Небесным Отцом, что Он слышит и исполняет любые их прошения. Однако они не настаивают на том, чтобы исполнилась их воля, но чтобы все исполнилось так, как угодно Богу. В связи с этим св. Августин говорит: «Святые всегда бывают услышаны во спасение свое, всегда бывают услышаны для вечного спасения, именно его они жаждут, а потому сообразно ему они бывают услышаны... Бог, даже если не дает того, что отвечает нашему желанию, дает то, что отвечает спасению» (Толкование на послание Иоанна к Парфянам). Поэтому они имеют доверие к Богу, Который знает, как и когда лучше исполнить их прошение, чтобы это было полезно для них.
#библия #толкование #молитва #августин
6
Наблюдение, сделанное св. Августином: «Люди не так ищут то, что может служить к подражанию, как то, на что могли бы излить лицемерное негодование, и не находят добрых, будучи сами дурны, или боясь найти таковых, желая навсегда остаться злыми» (Проповедь 351, о пользе покаяния).
#августин
👍42🤔1
📖В сегодняшнем апостольском чтении св. Иоанн Богослов говорит: «Что мы любим детей Божиих, узнаём из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его» (1Ин.5:2).

Здесь можно обратить внимание на то, что апостол пишет о любви к Божьим детям – христианам, видимо по той причине, что дети диавола ненавистны Богу и им приготовлен огонь геенны. Однако, пока человек жив, даже если он неверующий, мы не знаем, покается ли он и спасется или останется в грехе и погибнет. У св. Августина есть интересная мысль о том, что мы должны любить всех живых людей, поскольку актуально или потенциально каждый из них может быть Божьим ребенком и нашим братом во Христе. Даже если человек не принадлежит сейчас к Церкви, наша любовь может сделать его членом народа Божьего в будущем. Святитель пишет:

Любите всех людей, даже врагов ваших, не потому что они братья ваши, но ради того, чтобы они стали братьями; горите огнем братской любви к тому, кто уже стал братом, и к врагу, чтобы посредством любви он стал братом. Всегда, когда вы любите брата, вы любите друга. Он уже с тобой, он уже связан с тобой кафолическим единством. Если ты живешь правильно, то любишь брата, ставшего братом из недруга. Если же ты любишь человека, который еще не уверовал во Христа, или, если уверовал во Христа, верит в Него, как бесы верят, то упрекаете тщетность его. Люби, люби его братской любовью; он еще не стал братом, но для того ты его любишь, чтобы он братом стал. Поэтому вся наша любовь – это братская любовь к христианам, ко всем членам Его [тела] (Толкование на послание Иоанна к Парфянам, 10).

#библия #мораль #августин
6
Несколько ложных (а)моральных принципов, которыми руководствуются люди

К сожалению, эти взгляды присутствуют и в среде современных христиан.

1. Добрая цель может оправдать даже аморальные средства. Некоторые люди ошибочно полагают, что иногда можно совершить аморальный поступок ради какого-то блага («ложь во благо», применение мастурбации и последующей искусственной инсеминации с целью зачать ребенка, отречение от веры ради спасения жизни близких людей, самоубийство ради избежания общественного позора или пыток и т.п.). На самом деле, греховный по роду поступок никогда не может превратиться в добродетель, даже если будет достигнуто какое-то благо.

2. Иногда правильно из двух видов морального зла выбрать меньшее. Действительно существует моральный принцип «из двух зол выбирай меньшее», однако нужно различать зло физическое и зло моральное. Действительно иногда зло физическое является единственно правильным решением (например, выбить дверь, чтобы спасти людей из горящего дома или удалить какой-то орган в теле, чтобы человек не умер). Однако если мы признаем, что иногда правильно выбирать меньшее моральное зло, это будет означать, что иногда можно грешить, и Бог ставит людей в такие ситуации, где грех неизбежен (притом, что Он ненавидит любые грехи). На самом деле, как поясняет свт. Феофан Затворник, «кто хорошо понимает относительную важность [нравственных] обязанностей, тот не затруднится избрать должное. То несомненно, что представляющаяся несовместность обязанностей есть только мнимая. Ибо делать всегда должно одно. Надобно только угадать, что именно». Нужно вспомнить, что убийство Иисуса Христа было мотивировано именно таким ложным моральным принципом: «Лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» (Ин.11:50).

3. Моральный принцип определяется его практической житейской пользой (утилитаризм). Многие люди, даже среди христиан, считают, что право на счастье может оправдать, к примеру, разрушение семьи с нелюбимым человеком ради создания отношений с любимым. При таком подходе, не жизнь подстраивается под моральные принципы, а сами принципы считаются правильными, если только соответствуют представлениям человека о земном счастье. Однако это в корне неправильно, потому что верующий человек должен определять свои моральные ориентиры не как ему выгодно, а в соответствии с Божьими заповедями, даже если это тяжело.

4. Общие моральные принципы могут быть со временем пересмотрены. Такой взгляд тоже встречается, когда моральные принципы объявляются пережитками прошлого и взамен придумываются новые, которые обычно удобны и по своему выгодны. Главный недостаток этого представления в том, что источником морали считается не Бог, а сами люди, которые свободны пересмотреть моральные нормы, как пересматриваются разные государственные законы.

Знаете ли вы ещё примеры ложных моральных принципов?
#мораль
8👍4👎1
Зачем Церковь молится об умерших? (к мясопустной родительской субботе)

В «Исповедании веры Восточной Церкви», одобренном Иерусалимским собором 1672 г. учение по этому вопросу изложено в 18-м определении:

«Те, кто впали в смертные грехи, но скончались не в отчаянии, а покаялись, еще пребывая в телесной жизни, хотя и не принесли никакого плода покаяния проливанием слез, коленопреклоненным бодрствованием в молитвах, сокрушением, утешением бедных и вообще выражением в делах любви к Богу и ближнему – тем, что Кафолическая Церковь с самого начала верно называла удовлетворением, – их души отходят в ад и претерпевают там воздаяние за те грехи, которые они совершили. Но они знают о своем будущем освобождении оттуда и бывают избавлены Высшей Благостью, благодаря молитвам священников и добрым делам, которые родственники каждого из них совершают для своих усопших; особенно же великую силу имеет бескровная Жертва, которую каждый совершает отдельно за своих почивших родственников, а Кафолическая и Апостольская Церковь – ежедневно за всех вообще. Следует, впрочем, подразумевать, что мы не знаем времени [их] освобождения. Ибо мы знаем и веруем, что таковые будут освобождены от [этого] страшного положения до общего Воскресения и Суда, но когда, мы не знаем».

Митрополит Стефан (Яворский) даёт такое объяснение учения о молитве за умерших. Каждый смертный грех имеет своим следствием вечное + временное наказание. Когда человек приносит покаяние, получает разрешение грехов от священника, по милости Божией он избавляется от вечного наказания в аду. Однако долг временного наказания остаётся. На это мы имеем примеры из Св. Писания (Давиду прощается грех прелюбодеяния и убийства, но в наказание умирает его ребенок; Давиду прощается другой его грех, но в наказание в его стране распространяется на 3 дня моровая язва; Моисею и Аарону прощается грех неверия, но в наказание они не могут войти в землю обетованную).

Для избавления от него служат епитимьи, которые должен назначать исповедующий священник, а также благодушное терпение скорбей земной жизни. Если человек умирает, не успев принести удовлетворение за грехи (через исполнение епитимьи или терпение скорбей), он оказывается в аду, где претерпевает временное наказание. Поэтому Церковь с древнейших времён молится и приносит Бескровную Жертву за таких умерших христиан в надежде на их спасение. Мы не знаем механизма действия этих ходатайств, но верим, что Господь их принимает. Патриарх Иерусалимский Досифей Нотара писал в связи с этим: «Что все это содействует избавлению тех, кто во аде, если совершается православными, мы исповедуем. Но что они имеют силу избавить в то или иное точное время — благородно отвергаем. Ибо одному Богу… принадлежит распределение избавления, Церкви же принадлежит только просить об усопших».
#ответынавопросы #молитва #смерть
👍43
В рассказе о Последнем Суде примечательно то, что перед престолом Судьи предстанут все когда-либо жившие люди и все будут равны перед ним. Каким бы крутым и могущественным человек не был в земной жизни, ему не избежать Божьего Суда. Императоры и короли, президенты и шахи, министры и другие чиновники, судьи, которые выносили приговоры другим, палачи и их жертвы, властные господа и рабы, патриархи и епископы, священники, монахи и миряне, богатые и бедные, знатные и простые, старики и молодые, христиане и иноверцы, бывшие атеисты и скептики - все преклонят колена перед Богочеловеком Христом и дадут Ему отчёт за прожитую жизнь. Причем, как считает св. Августин, не будет судебного процесса, люди одновременно узнают и признают приговор Праведного Судьи. Эта мысль вызывает благоговейное восхищение.
#мысли #конецмира
👏103🔥3
Из канона богослужения в Неделю о Страшном Суде

Настал день, бодрствуй, душа, / уже при дверях суд, / где вместе цари и князья, / богатые и бедные собираются, / и получит по достоинству им соделанного / каждый из людей.

В звании своем монашествующий и иерарх, / старец и юный, раб и владыка / будут испытаны; / вдовица и дева дадут отчет; / и горе тогда всем, / не имевшим жизни безупречной.

Неподкупен Твой суд, / не утаятся в Твоем судилище ни ухищрения, / ни ораторов доводы, истину скрывающие, / ни свидетелей показания, / правосудие обманывающие; / ибо Тебе, Богу, сокровенные деяния всех предстоят.

Ничто там помочь не может, / где Бог является Судией: / ни старание, ни хитрость, ни слава, ни дружба, / если не будет от дел твоих крепость твоя, / о душа моя!

Там вместе будут князь и вождь, / бедный и богатый, о душа; / ни отец тогда не сможет, ни мать помочь, / не избавит брат от осуждения.

Да не приду я в землю плача, / да не увижу места тьмы, Христе мой, / да не буду по рукам и ногам моим связан, Слово, / и из чертога Твоего извержен, несчастнейший, / как имеющий на себе оскверненной / одежду нетления.
#богослужение #конецмира
👍83
Пояснение священномученика Горазда (Павлика) об ограничениях труда в воскресные и праздничные дни

«Работа бывает физическая и умственная. Обе одинаково нужны и заслуживают уважения. Из физических работ в воскресенье и праздники разрешены лишь те работы, которые необходимо нужны для жизни, в том числе и для питания, или для предотвращения больших потерь. Это, например, приведение в порядок жилища, приготовление пищи, обслуживание домашних животных; отвоз сжатого хлеба с поля в сараи при угрожающих ливнях; спасательные работы при пожарах или наводнениях; работы на электрических станциях и у водопроводов; помощь больным и иные тому подобные работы. В воскресенье и в праздничные дни умственный труд разрешен лишь после выполнения богослужебных обязанностей» (Православный катехизис).

📚В 29-м каноне Лаодикийского собора говорится, что христиане должны в воскресенье оставлять труды, «если только могут».

👉Как следует по-христиански проводить воскресные и праздничные дни
#мораль
9👍2