чтец Сергий Федоров – Telegram
чтец Сергий Федоров
758 subscribers
378 photos
7 videos
29 files
456 links
Магистр богословия / Катехизатор / Религиовед / Клирик Русской Православной Церкви (МП)

Для тех, кто хочет быть православным и не отключать голову

Задать мне вопрос https://news.1rj.ru/str/lector_sergey_bot

Поддержать меня 5469 4000 4166 2961 (сбер)
Download Telegram
чтец Сергий Федоров pinned «📚Продаю христианскую литературу, многие из этих книг уже трудно найти в продаже 1. Н. Сухинина. Где живут счастливые? (сборник очерков и рассказов). Яхрома, 2006. - 400 руб. 2. свт. Григорий Турский. Житие отцов (о православных святых Запада). М., 2005.…»
📖Комментарий к рядовому апостольскому чтению (Иак.1:19-27)

1. Апостол Иаков призывает христиан быть открытыми к слушанию Слова Божия и душеполезных поучений и, напротив, не спешить учить других и вообще избегать пустого многословия. Особенно опасен гнев, который легко возникает во время душевного беспокойствия и споров.

2. Слово истины нужно не только слушать, но и исполнять в своей жизни, без чего все бессмысленно. Об этом же напоминает апостол Павел. Св. Иаков называет евангельский закон - законом совершенной свободы, поскольку благодать освобождает верующего от греховного рабства.

3. Важно научиться обуздывать свой язык: «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие» (1:26).

4. Чистое и непорочное благочестие перед Богом, согласно апостолу Иакову, состоит в двух вещах: 1) забота о нуждающихся (вдовы и сироты), то есть деятельное проявление любви к ближним; 2) хранение себя неоскверненными от мира (нравственная чистота), в чем деятельно проявляется любовь к Богу.
#библия #толкование #мораль #духовнаяжизнь
12
📖В сегодняшнем апостольском чтении св. Иаков обличает лицеприятие, которое имеет место в церковных общинах. Апостол не превозносит здесь всех бедных и не ругает всех богатых, а обличает сам грех лицеприятия - несправедливого отношения к человеку из-за его экономического положения в обществе.

Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица. Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, – то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями? Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь? Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, – хорошо делаете. Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками (Иак.2:1-9).

#библия #толкование #мораль
🔥10👍2
📖В сегодняшнем апостольском чтении св. Иаков говорит о важности добрых дел, благодаря которым вера человека является живой. Без добрых дел вера человека остается на уровне веры бесов, которые признают единого истинного Бога, но не исполняют Его волю.

Что́ пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут (Иак.2:14-18).

#библия #толкование #мораль
👍121
В сегодняшнем апостольском чтении св. Иаков говорит о совершении грехов в словах и о важности обуздания своего языка.

Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело. Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их. Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий; так и язык – небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны. Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть (Иак.3:1-10).

#библия #толкование #мораль
11
📖В сегодняшнем рядовом апостольском и евангельском чтении перечислены ключевые условия успеха в просительной молитве.

1. Нужно просить с верой (Мк.11:24)

2. Нужно быть в мире с ближними (Мк.11:25-26)

3. Нужно просить на добро, а не для удовлетворения греховных страстей (Иак.4:3)

🙏4 правила блаженного Августина относительно молитвы о житейских благах
#библия #мораль #духовнаяжизнь #молитва
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
14
📖В сегодняшнем апостольском чтении из послания апостола Иакова содержится ряд важных истин и наставлений.

1. Покорность, смирение перед Богом и противостояние дьяволу приведет христианина к духовной победе и заставит дьявола бежать от него. С Богом христианин непобедим и не должен бояться дьявола.

2. Перемена мыслей и дел (покаяние) приблизит человека к Богу, а Бога к человеку.

3. Апостол призывает не осуждать и не злословить ближних: «Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья» (4:11). То, что не всякое осуждение запрещено, а только несправедливое и страстное, об этом я писал здесь

4. Людям не нужно быть самонадеянными в своих планах, напротив, нужно планировать свои дела в преданности воле Божией: «Теперь послушайте вы, говорящие: "сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль"; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: "если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое", - вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло» (4:13-16).

5. Апостол излагает важный моральный принцип: «Кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (4:17). Если человек знает волю Божию и не исполняет, он несомненно совершает грех и подлежит ответственности.
#библия #толкование #мораль
5👍2
👨‍👩‍👧‍👧Радует, что в последние десятилетия в Православной Церкви появляется все больше официальных документов, посвященных осмыслению темы христианской семьи. В них представлен позитивный взгляд на семью как союз общения, любви и радости, признается ценность супружеских отношений, говорится о вызовах, которые стоят перед современной семьей и т.д. Можно увидеть определенный контраст с дореволюционной литературой и книжками из 90-х по теме брака. Думаю, что многим было бы интересно с ними познакомиться и взять за основу изложенные принципы для своей семейной жизни.

Кроме Основ социальной концепции РПЦ, хочу отметить:

🗒Пастырское послание «Семья – радость жизни» Священного Синода Антиохийского Патриархата (2019 г.)
🗒Суждения Священного Синода Православной Церкви в Америке о браке, семье, сексуальности и святости жизни (1992 г.)
#брак #отношения #мораль
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍7👏41
📖В сегодняшнем апостольском чтении св. Петр дает важные наставления семейным людям, а также всем христианам

Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной [красоте] кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы – дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха. Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах. Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение (1Пет.3:1-9).

#библия #мораль #брак #отношения
6👍2
Если епитимия является удовлетворением за грехи (средством искупления грехов), не противоречит ли это тому, что Искупитель – Христос и к Его искуплению мы ничего добавить не можем?

Противоречия не возникает, если мы правильно понимаем, как соотносится частное удовлетворение (искупление грехов) с искуплением Христовым. Искупления Христова вполне достаточно для прощения всех наших грехов и спасения. Однако для того, чтобы воспользоваться плодами искупления Христова человеку необходимо их принять и усвоить, что требует от него определенных действий (например, сокрушения о грехах, исповедания грехов, исполнения епитимьи). При этом вся сила этих действий зависит от спасительных заслуг Господа Иисуса Христа, поэтому не идет речи о замене искупления Христова собственными делами, которые бы имели значение для спасения сами по себе.

Митрополит Стефан (Яворский) дает такое объяснение: «Знаем и познаем самим опытом, что целебный пластырь и другие лекарства хотя и имеют большую силу для исцеления, но не приносят никакой пользы больного, если не приложатся к язвам и ранам. И сокровище, приготовленное для искупления пленников, не приносит пользу пленникам, если самим делом не будет использовано и употреблено для искупления. Так подобает понимать и об удовлетворении Христовом. Преизобильно удовлетворение Христово за грехи всего мира, но как драгоценнейший пластырь, имеющий великую силу для исцеления, если не приложишь его к твоим греховным язвам, никакой пользы не получишь. Но как прилагается сей пластырь, то есть как удовлетворение Христово приносит нам пользу? Приложением и употреблением этого неистощимого богатства. Образы же приложения и употребления таковы: взрослым людям на исцеление от смертного греха и на отмену вечной казни прилагается пластырь удовлетворения Христова Таинствами Крещения и Покаяния, не без веры, надежды, страха Божия и сокрушения сердечного... На отмену же наказания временного прилагается нашим удовлетворением, имеющим силу от заслуг и удовлетворения Христова. То же самое, что говорю, утверждает и апостол, говоря: наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться (Рим.8:17)» (Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви). Из слов апостола очевидно, что страдания Христовы не отменяют значения страданий христиан, которые духовно связаны с подвигом Спасителя, то же можно сказать и о значении епитимий. В качестве примера можно также привести совет пророка Даниила царю об искуплении его грехов: «Искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным» (Дан.4:24).

👉🏼Условия Таинства Покаяния
#ответынавопросы #богословие #дисциплина
7👍1
На каком основании Церковь заменила заповедь о соблюдении субботы на празднование воскресенья?

Обряды и празднования Ветхого Завета имели прообразовательное значение (Кол.2:16-17). Они исполнили свое предназначение, и поэтому Церковь не следует ветхозаветным предписаниям в их обрядовой части. В отличие от других заповедей декалога, которые являются нравственными предписаниями, неизменными во все времена, предписание о субботе является обрядовым. С отменой прочих обрядовых предписаний закона Моисеева, соблюдение субботы перестало быть обязательным для христиан. Однако обязанность особым образом посвящать некоторое время Богу, актуальна независимо от эпохи. Наиболее подходящим для этого временем является воскресный день, поскольку «в этот день Воскресением Иисуса Христа Господа нашего совершилось обновление всего мира, и освобождение рода человеческого от рабства диавольского» (Православное исповедание, Ч. 3, вопрос 60). Поэтому в Церкви с апостольского периода установился обычай богослужебного празднования воскресного дня, который также стал временем совершения добрых дел и отдыха.
#ответынавопросы #мораль #дисциплина
👍101
📖Библейский совет дня

«Не подчиняйся человеку глупому и не будь пристрастен к лицу сильного» (Сир.4:31).

#библия #мораль
👍15
Как следует понимать власть главы семьи и чем она ограничивается?

В христианском браке присутствует определенная иерархия: муж является главой жены и семьи в целом, а жена – его помощницей. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» утверждается правильное понимание семейной иерархии, а также то, что библейская модель семьи не зависит от культурно-исторического контекста: «Фундаментальное равенство достоинства полов не упраздняет их естественного различия и не означает тождества их призваний как в семье, так и в обществе. В частности, Церковь не может превратно толковать слова апостола Павла об особой ответственности мужа, который призван быть главою жены, любящим ее, как Христос любит Свою Церковь, а также о призвании жены повиноваться мужу, как Церковь повинуется Христу (Еф.5:22–23; Кол.3:18). В этих словах речь идет, конечно же, не о деспотизме мужа или закрепощении жены, но о первенстве в ответственности, заботе и любви; не следует также забывать, что все христиане призваны к взаимному повиновению друг другу в страхе Божием (Еф.5:21)» (Х.5).

Поскольку сфера действия любой богоугодной власти определяется общим благом, которому она служит, власть в семье распространяется только на решения, касающиеся действий, имеющих отношение к благу супружеского и семейного общения. В вопросах, не связанных с этим общим благом, обязанности повиноваться нет.
#ответынавопросы #мораль #брак
11👍1👎1
📖Наставление св. Петра из сегодняшнего апостольского чтения

Будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах. Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов. Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота. Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией. Говорит ли кто, [говори] как слова Божии; служит ли кто, [служи] по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь (1Пет.4:7-11).

#библия
👍135
Сегодня Церковь чтит память свт. Иоанна Златоуста (347-407), одного из самых известных и влиятельных христианских учителей в истории. Святитель оставил большое наследие в виде проповедей, в которых он всячески мотивировал свою паству в стремлении к жизни во Христе.

Св. Иоанн учит, как нам следует во всем подражать нашему Спасителю, вести себя, как Христос:

«Будем учиться говорить так, как привык слушать наш Царь; постараемся подражать Его языку. Постигнет ли тебя печаль, смотри, чтобы чрезмерное уныние не изменило твоих уст; но говори, как Христос. Ведь и он был в печали о Лазаре, и об Иуде. Нападет ли на тебя страх, – старайся опять так говорить, как Он. Ведь и Он был в страхе за тебя, когда устроял твое спасение. Говори и ты: Впрочем не как Я хочу, но как Ты (Мф. 26:39). Плачешь ли ты, – плачь умеренно, как и Он. Терпишь ли клевету и скорбь, – принимай все это подобно Христу. Ведь и Он был оклеветан, и Он скорбел, и говорил: Душа Моя скорбит смертельно (Мф. 26:38). И во всем вообще Христос показал тебе пример, чтобы ты соблюдал ту же умеренность, и не нарушал данных тебе правил.

Таким образом, можешь иметь уста, подобные устам Христовым. Таким образом, находясь еще на земле, ты будешь иметь язык, подобный языку Седящего на небесах, – когда будешь наблюдать умеренность в унынии, в гневе, в печали, в скорби. Сколько из вас желали бы видеть Христа! И вот, если будем стараться, не только можем увидеть Его, но и быть подобными Ему» (Гомилии на Евангелие от Матфея, 78).
#духовнаяжизнь #мораль #иоаннзлатоуст
15
💞В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» отмечается особое значение, которое придает Церковь телесным отношениям супругов в христианском браке: «Осуждая порнографию и блуд, Церковь отнюдь не призывает гнушаться телом или половой близостью как таковыми, ибо телесные отношения мужчины и женщины благословлены Богом в браке, где они становятся источником продолжения человеческого рода и выражают целомудренную любовь, полную общность, "единомыслие душ и телес супругов", о котором Церковь молится в чине брачного венчания» (Х.6).

Регулярные сексуальные отношения в браке служат предохранением от искушений блуда (1Кор.7:3-5). Согласно библейскому учению, близость супругов также является источником утешения и наслаждения, которые благословляет Бог: «Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно» (Притч.5:18-19). Слова апостола Павла: «Муж пусть исполняет супружеский долг в отношении жены; а также и жена в отношении мужа» (1Кор.7:3), очевидным образом свидетельствуют о том, что супругам следует взаимно удовлетворять сексуальные потребности друг друга.

Научные исследования подтверждают, что здоровые интимные отношения уменьшают стресс, снижают кровяное давление, повышают настроение и улучшают общее самочувствие. Физическая близость высвобождает окситоцин - “гормон привязанности”, помогающий парам испытывать взаимную привязанность.

Церковь не регламентирует эти отношения за исключением канонического правила о воздержании накануне причащения Святых Тайн (см.: 5-й канонический ответ Тимофея Александрийского). В этом вопросе супругам следует руководствоваться мудрым наставлением апостола Павла: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения [в посте] и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1Кор.7:5). Временное воздержание является делом полезным, однако оно должно быть только по взаимному согласию. Считаю, что навык воздержания очень важен, особенно для мужчин, поскольку и без какой-либо канонической регламентации в семейной жизни достаточно периодов, когда хочешь или не хочешь, а воздерживаться надо ради общего блага (например, в послеродовой период).

Как акт любви и взаимной отдачи себя друг другу, супружеский акт не может быть навязан другому силой, угрозами, равно как и не может служить поводом для манипуляций в отношении супруга. При подобном отношении он теряет свое значение и не служит благой цели. Вместе с тем, супругам необходимо помнить о том, что неоправданный отказ в супружеской близости является грехом несправедливости, поскольку «жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» (1Кор.7:4). Иными словами, муж, например, не может заставить жену, если она не может или не хочет, потому что это не по любви, но и отказывать просто так, из вредности, тоже неправильно, потому что это не по любви.

👩‍❤️‍👨Основные принципы морали супружеских отношений
#мораль #библия #брак #отношения
15👎2
📖В сегодняшнем рядовом апостольском чтении св. Петр предупреждает о появлении лжеучителей, сомневающихся в реальности грядущего Второго пришествия Господа Иисуса Христа и приоткрывает тайну будущего глобального преобразования нашего мира.

Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, всё остается так же. Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков. Одно то́ не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. Если так всё это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают? Впрочем, мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда (2Пет.3:3-13).

#библия #конецмира
10
📖В сегодняшнем апостольском чтении св. Иоанн говорит о возможности прощения любых грехов, благодаря жертве Господа Иисуса Христа и о жизни по заповедям Христовым. Апостол подчеркивает, что последователи Христа должны поступать так, как поступал Он Сам.

Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и сло́ва Его нет в нас. Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира. А что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: "я познал Его", но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаём, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал (1Ин.1:8-10; 2:1-6).

#библия #духовнаяжизнь
7