Великая среда – воспоминание покаяния блудной женщины и предательства Иуды https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/1295
Telegram
чтец Сергий Федоров
Великая среда – воспоминание покаяния блудной женщины и предательства Иуды
О покаянии блудницы, ее чувствах, поэтически рассказывает одна из стихир на вечерне, написанная единственной женщиной гимнографом – прп. Кассией Константинопольской (IX в.).
Господи!…
О покаянии блудницы, ее чувствах, поэтически рассказывает одна из стихир на вечерне, написанная единственной женщиной гимнографом – прп. Кассией Константинопольской (IX в.).
Господи!…
❤9👍2
«Проводя дни спасительного Страдания в посте, молитве и сокрушении сердца, верные должны оканчивать пост около средних часов ночи после Великой субботы, потому что божественные евангелисты Матфей и Лука, первый изречением пo прошествии субботы, а второй – очень рано, указывают нам на глубокую ночь».
📖89 правило Трулльского собора
#дисциплина
📖89 правило Трулльского собора
#дисциплина
❤9
В богослужебной книге, называемой Цветная Триодь, после чина благословения на Святую Пасху принесенных снедей, находится следующее обращение к чадам церковным: «Вестно же буди, яко сицевых принесенных брашен, и сыра и набелы принос, несть пасха, ниже агнец, якоже неции глаголют и приемлют, и ему со всяким говением, якоже некоей святыни причащаются, но простое приношение. Не аки бо сие в жертву Богу приноситися имать, но токмо да начинающим по посте брашно и сыр ясти от иерея предложенными и молитвами в снедь благословенно будет. Пасха бо Сам Христос есть и Агнец вземляи грехи мира на олтари в безкровней Жертве в пречистых тайнах честнаго Тела и животворящей Крове Своея от иерея Богу и Отцу приносимыи, и Тому достойно причащающиися, истинную ядят Пасху. И сего ради оныя приносы, яко не суть Пасха, во олтарь или в церковь не достоит вносити, но вне церкве или в претворе молитвою благословити» (Цветная Триодь. М., 1648. Л. 217 об. – 218).
Таким образом, «Церковь наша не придаёт никакого священного значения "пасхам" и "куличам". Они освящаются в день Пасхи не потому, чтобы за ними признавалось какое-либо таинственное или символическое значение, а просто в знак благословенья, которое даёт Церковь верующим на вкушение скоромной пищи после поста» (архиеп. Аверкий (Таушев). Вопросы и ответы в изъяснение церковного благочестия и душепопечения, вопрос 5). Благословляемые продукты не являются церковной святыней, но совершенно обычной едой. Их свойства не меняются от соприкосновения со святой водой, поэтому к этим продуктам не должно быть какого-то особого отношения, тем более религиозного почитания. Их остатки (в том числе скорлупа от яиц) не требуют особой утилизации.
#пасха #ответынавопросы
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍11👏2
Два Иисуса
Интересно, что в некоторых греческих рукописях Евангелия от Матфея разбойник Варавва назван Иисусом Вараввой (то есть Иисусом, сыном Аввы). Ориген отмечает, что в его время (ок. 240 г. по Р. Х.) большинство рукописей содержали именно такую форму имени. В таком случае, евангелист подчеркивает разницу между двумя Иисусами: один невинный Праведник, другой - разбойник и убийца. Пилат спрашивает народ, кого им отпустить из заключения в честь празднования Пасхи. Между двумя Иисусами люди, по наущению первосвященников и старейшин, выбирают отпустить убийцу, а Праведника требуют предать смерти. Многие современные исследователи считают, что такая форма имени была позднее намеренно заменена переписчиками на более краткую (осталось то, что мы называем сейчас отчеством - сын Аввы), чтобы не прилагать личного имени Иисуса Христа к разбойнику.
#библия
Интересно, что в некоторых греческих рукописях Евангелия от Матфея разбойник Варавва назван Иисусом Вараввой (то есть Иисусом, сыном Аввы). Ориген отмечает, что в его время (ок. 240 г. по Р. Х.) большинство рукописей содержали именно такую форму имени. В таком случае, евангелист подчеркивает разницу между двумя Иисусами: один невинный Праведник, другой - разбойник и убийца. Пилат спрашивает народ, кого им отпустить из заключения в честь празднования Пасхи. Между двумя Иисусами люди, по наущению первосвященников и старейшин, выбирают отпустить убийцу, а Праведника требуют предать смерти. Многие современные исследователи считают, что такая форма имени была позднее намеренно заменена переписчиками на более краткую (осталось то, что мы называем сейчас отчеством - сын Аввы), чтобы не прилагать личного имени Иисуса Христа к разбойнику.
#библия
👍13❤1👏1
Читали сейчас канон на плач Богородицы, и пришли на ум такие мысли. Мы не можем любить Бога, быть привязанными к Нему, также как к человеку. Потому что мы не видим Его и не общаемся с Ним также, как с близкими людьми. Однако был в истории человек, который мог так. Это Дева Мария. Поскольку Сын Божий это ещё и Ее Сын, для Нее любить Бога и человека было неразрывно связано. Сегодня Она рыдает над бездыханным телом Бога, потому что это Ее Сын. Она испытывает к Нему материнские чувства, человеческую привязанность, Ее сердце разбито Его мучительной смертью. Она была с Ним с самого детства. Ей было дано любить Бога по-человечески и этот Ее опыт уникален. А Христос в свою очередь любил Ее, в том числе, как Сын. Богочеловек тоже приобрел особый опыт человеческих взаимоотношений.
#мысли
#мысли
❤19
В этом году в МДА был издан сборник паремий Постной и Цветной Триоди в русском переводе с греческой Библии. Можно завтра утром будет следить по тексту во время чтения 15 паремий https://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_Bogosluzhenie/polnyj-parimijnik-v-russkom-perevode-s-grecheskogo-teksta-septuaginty-chast-1-parimii-postnoj-i-tsvetnoj-triodi
azbyka.ru
Полный паримийник в русском переводе с греческого текста Септуагинты. Часть 1: Паримии Постной и Цветной Триоди - читать, скачать
Труд «Полный паримийник в русском переводе с греческого текста Септуагинты. Часть 1: Паримии Постной и Цветной Триоди». Большинство произведений библиотеки можно скачать в форматах EPUB, PDF.
🔥6❤3
Forwarded from Religio studium
Сошествие Иисуса Христа в ад
Тема сошествия Христа в ад занимает важное место в христианском богословии, как и другие христианские доктрины, она имела свое развитие. В корпусе новозаветных книг нет подробных сведений о том как и для чего Иисус Христос спускался после Своей смерти в ад. Есть несколько мест, которые довольно смутно намекают на это. В частности, в 1-м послании Петра говорится о том, что Христос «быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды» (1Пет.3:18-20; ср.1Пет.4:6).
Подробнее, чем в текстах, вошедших в новозаветный канон, тема сошествия Христа в ад раскрывается в раннехристианской апокрифической литературе (христианская версия «Вознесения Исаии», греческая версия «Завещания двенадцати патриархов», «Евангелие Петра», «Послание апостолов» и др.). Наиболее развернутое повествование о сошествии Христа во ад содержится в «Евангелии от Никодима» (наиболее ранняя сохранившаяся рукопись датируется V в.), оказавшем решающее влияние на формирование этой доктрины, а также на византийскую иконографию. Ад изображен в этом апокрифе и как место, где находятся души умерших, и как его персонифицированный владыка. Под возгласы ликования пророков и других святых, Христос сходит в ад, разрушая его запоры и врата. Держа за правую руку Адама, Он выводит вместе с ним всех святых из темницы преисподней и вводит их в рай. Сатана схвачен и закован в аду до Второго пришествия.
Из раннехристианских авторов (II-III в.) о сошествии Христа в ад упоминают Мелитон Сардийский, Поликарп Смирнский, Ерм, Иустин Философ, Мелитон Сардийский, Ипполит Римский, Ириней Лионский, Тертуллиан, Климент Александрийский и Ориген. Сочинения этих писателей включает в себя упоминания о проповеди Иоанна Предтечи в аду перед сошествием туда Христа; о том, что Христос, сойдя в ад, вывел оттуда первозданного Адама; о том, что благодаря сошествию Христа в ад и воскресению в рай вошел благоразумный разбойник; о победе Христа над дьяволом, адом и смертью. Мнения относительно категорий спасенных из ада были разными: одни авторы говорили о спасении праведников Ветхого Завета, другие – о спасении всех уверовавших в аду.
Восточные отцы эпохи Вселенских соборов (IV-VIII в.) также касались этой темы и по-разному решали вопросы, связанные с ней. О сошествии Христа в ад с разной степенью подробностей упоминают Афанасий Александрийский, Кирилл Иерусалимский, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Амфилохий Антиохийский, Кирилл Александрийский, Ефрем Сирин, Максим Исповедник и др. Особняком стоит Иоанн Златоуст, который хотя и говорил о сошествии Христа в ад, победе над адом и смертью, по всей видимости, не считал, что кто-то из обитателей ада был освобожден. Он особо оговаривает, что спасение грешников из ада невозможно, так как после смерти нет покаяния. Ветхозаветные праведники, по мнению Иоанна Златоуста, попадали после смерти сразу на небеса, так как в то время «можно было спастись и не исповедуя Христа». Максим Исповедник, напротив, считал, что для грешников, наказанных Богом при жизни на земле, Христос открыл возможность спасения при Своем сошествии в ад. В «Слове в Великую субботу» Псевдо-Епифания Кипрского автор рисует картину сошествия Христа во ад и приводит оригинальную деталь: одни обитатели ада при встрече Христа признают Его Царем и Богом, а другие – бегут от Него вглубь ада. Иоанн Дамаскин в «Точном изложении православной веры» подводит краткий итог предшествующим суждениям на эту тему: Христос сходил в ад для проповеди, чтобы спасти уверовавших и обличить неверующих. В византийской церковной гимнографии теме сошествия в ад уделяется много внимания. В общем виде, учение, выраженное в этих текстах можно передать таким образом: Христос победил смерть и ад и освободил содержавшихся там узников (в некоторых текстах уточняется, что это были верующие и праведные люди, в других – говорится более обобщенно).
#христианство
Тема сошествия Христа в ад занимает важное место в христианском богословии, как и другие христианские доктрины, она имела свое развитие. В корпусе новозаветных книг нет подробных сведений о том как и для чего Иисус Христос спускался после Своей смерти в ад. Есть несколько мест, которые довольно смутно намекают на это. В частности, в 1-м послании Петра говорится о том, что Христос «быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды» (1Пет.3:18-20; ср.1Пет.4:6).
Подробнее, чем в текстах, вошедших в новозаветный канон, тема сошествия Христа в ад раскрывается в раннехристианской апокрифической литературе (христианская версия «Вознесения Исаии», греческая версия «Завещания двенадцати патриархов», «Евангелие Петра», «Послание апостолов» и др.). Наиболее развернутое повествование о сошествии Христа во ад содержится в «Евангелии от Никодима» (наиболее ранняя сохранившаяся рукопись датируется V в.), оказавшем решающее влияние на формирование этой доктрины, а также на византийскую иконографию. Ад изображен в этом апокрифе и как место, где находятся души умерших, и как его персонифицированный владыка. Под возгласы ликования пророков и других святых, Христос сходит в ад, разрушая его запоры и врата. Держа за правую руку Адама, Он выводит вместе с ним всех святых из темницы преисподней и вводит их в рай. Сатана схвачен и закован в аду до Второго пришествия.
Из раннехристианских авторов (II-III в.) о сошествии Христа в ад упоминают Мелитон Сардийский, Поликарп Смирнский, Ерм, Иустин Философ, Мелитон Сардийский, Ипполит Римский, Ириней Лионский, Тертуллиан, Климент Александрийский и Ориген. Сочинения этих писателей включает в себя упоминания о проповеди Иоанна Предтечи в аду перед сошествием туда Христа; о том, что Христос, сойдя в ад, вывел оттуда первозданного Адама; о том, что благодаря сошествию Христа в ад и воскресению в рай вошел благоразумный разбойник; о победе Христа над дьяволом, адом и смертью. Мнения относительно категорий спасенных из ада были разными: одни авторы говорили о спасении праведников Ветхого Завета, другие – о спасении всех уверовавших в аду.
Восточные отцы эпохи Вселенских соборов (IV-VIII в.) также касались этой темы и по-разному решали вопросы, связанные с ней. О сошествии Христа в ад с разной степенью подробностей упоминают Афанасий Александрийский, Кирилл Иерусалимский, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Амфилохий Антиохийский, Кирилл Александрийский, Ефрем Сирин, Максим Исповедник и др. Особняком стоит Иоанн Златоуст, который хотя и говорил о сошествии Христа в ад, победе над адом и смертью, по всей видимости, не считал, что кто-то из обитателей ада был освобожден. Он особо оговаривает, что спасение грешников из ада невозможно, так как после смерти нет покаяния. Ветхозаветные праведники, по мнению Иоанна Златоуста, попадали после смерти сразу на небеса, так как в то время «можно было спастись и не исповедуя Христа». Максим Исповедник, напротив, считал, что для грешников, наказанных Богом при жизни на земле, Христос открыл возможность спасения при Своем сошествии в ад. В «Слове в Великую субботу» Псевдо-Епифания Кипрского автор рисует картину сошествия Христа во ад и приводит оригинальную деталь: одни обитатели ада при встрече Христа признают Его Царем и Богом, а другие – бегут от Него вглубь ада. Иоанн Дамаскин в «Точном изложении православной веры» подводит краткий итог предшествующим суждениям на эту тему: Христос сходил в ад для проповеди, чтобы спасти уверовавших и обличить неверующих. В византийской церковной гимнографии теме сошествия в ад уделяется много внимания. В общем виде, учение, выраженное в этих текстах можно передать таким образом: Христос победил смерть и ад и освободил содержавшихся там узников (в некоторых текстах уточняется, что это были верующие и праведные люди, в других – говорится более обобщенно).
#христианство
❤5
Forwarded from Religio studium
Латинские отцы IV-VII в. также говорят о сошествии Христа в ад. Среди них можно назвать Илария Пиктавийского, Амвросия, Зенона Веронского, Иеронима, Августина, Григория Великого. Для двух последних характерен особый акцент на спасении Христом только ветхозаветных праведников, мнение о спасении неверующих и нераскаянных грешников признается ими ересью. Младенцы, умершие в первородном грехе, также были оставлены в аду. В Римской Церкви эта трактовка сошествия в ад стала официальной частью вероучения. В середине VIII в. папа Бонифаций обвинил в ереси ирландского миссионера Климента, утверждавшего, что Христос, сойдя во ад, освободил оттуда всех — верующих и неверующих, почитателей истинного Бога и язычников. Римский собор 745 года осудил Климента и признал, что Иисус Христос сошел в ад не для того, чтобы освободить из него проклятых или разрушить ад осуждения, но чтобы освободить праведников, которые Ему предшествовали.
Окончательную форму латинскому учению о сошествии Христа во ад придал Фома Аквинский (XIII в.). В своей «Сумме теологии» он разделяет ад на четыре части: 1) чистилище (purgatorium), в котором грешники претерпевают очистительные наказания; 2) ад патриархов (infernum patrum), в котором ветхозаветные праведники находились до пришествия Христа; 3) ад некрещеных младенцев (infernum puerorum); 4) ад осужденных (infernum damnatorum). Отвечая на вопрос о том, в какой именно ад сошел Христос, Фома Аквинский допускает две возможности: Христос сошел либо во все части ада, либо только туда, где содержались праведники, которых Он должен был вывести оттуда. Спасены из ада были только ветхозаветные праведники.
Классические протестанты также признают сошествие Христа в ад.
🖼На картинке: Ян Брейгель Старший "Сошествие Христа в лимб"
#христианство
Окончательную форму латинскому учению о сошествии Христа во ад придал Фома Аквинский (XIII в.). В своей «Сумме теологии» он разделяет ад на четыре части: 1) чистилище (purgatorium), в котором грешники претерпевают очистительные наказания; 2) ад патриархов (infernum patrum), в котором ветхозаветные праведники находились до пришествия Христа; 3) ад некрещеных младенцев (infernum puerorum); 4) ад осужденных (infernum damnatorum). Отвечая на вопрос о том, в какой именно ад сошел Христос, Фома Аквинский допускает две возможности: Христос сошел либо во все части ада, либо только туда, где содержались праведники, которых Он должен был вывести оттуда. Спасены из ада были только ветхозаветные праведники.
Классические протестанты также признают сошествие Христа в ад.
🖼На картинке: Ян Брейгель Старший "Сошествие Христа в лимб"
#христианство
❤2👍1🔥1
Памятка для тех, кто будет причащаться в пасхальный период
📄Из документа «Об участии верных в Евхаристии» (утвержден Архиерейским Собором 2016 года)
1. «Особый случай в отношении практики подготовки ко святому причащению составляет Светлая седмица — неделя после праздника Пасхи Христовой. Древняя каноническая норма об обязательном участии всех верных в воскресной Евхаристии в VII веке была распространена и на Божественные литургии всех дней Светлой седмицы: «От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до Недели Новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Таинами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся» (66-е правило Трулльского Собора). Из этого правила ясно следует, что миряне призываются причащаться на литургиях Светлой седмицы».
2. «Имея в виду, что на Светлой седмице Устав не предусматривает поста и что Светлой седмице предшествуют семь недель подвига Великого поста и Страстной седмицы, — следует признать соответствующей каноническому преданию сложившуюся во многих приходах Русской Православной Церкви практику, когда соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко святому причащению, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи.. Готовящимся ко причащению в эти дни следует с особым вниманием блюсти себя от неумеренного потребления пищи и пития».
3. «В соответствии с постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 ноября 1968 года, "при совершении Божественной литургии Преждеосвященных Даров в вечерние часы воздержание для причащающихся от принятия пищи и пития должно быть не менее 6 часов, однако воздержание перед причащением с полуночи от начала данных суток весьма похвально и его могут держаться имеющие физическую крепость". На не менее чем шестичасовую норму воздержания следует также ориентироваться при подготовке к причащению за Божественной литургией, совершаемой ночью (к примеру, в праздники Святой Пасхи и Рождества Христова)».
4. «Во время Светлой седмицы молитвенное правило состоит из Пасхального канона, а также канона и молитв ко святому причащению. Личное молитвенное правило должно совершаться вне богослужений, которые всегда предполагают соборную молитву».
Добавлю от себя, что если вы присутствуете перед причастием на утрене и слушаете за богослужением пасхальный канон, то отдельно его можно не читать.
📄Из документа «Об участии верных в Евхаристии» (утвержден Архиерейским Собором 2016 года)
1. «Особый случай в отношении практики подготовки ко святому причащению составляет Светлая седмица — неделя после праздника Пасхи Христовой. Древняя каноническая норма об обязательном участии всех верных в воскресной Евхаристии в VII веке была распространена и на Божественные литургии всех дней Светлой седмицы: «От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до Недели Новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Таинами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся» (66-е правило Трулльского Собора). Из этого правила ясно следует, что миряне призываются причащаться на литургиях Светлой седмицы».
2. «Имея в виду, что на Светлой седмице Устав не предусматривает поста и что Светлой седмице предшествуют семь недель подвига Великого поста и Страстной седмицы, — следует признать соответствующей каноническому преданию сложившуюся во многих приходах Русской Православной Церкви практику, когда соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко святому причащению, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи.. Готовящимся ко причащению в эти дни следует с особым вниманием блюсти себя от неумеренного потребления пищи и пития».
3. «В соответствии с постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 ноября 1968 года, "при совершении Божественной литургии Преждеосвященных Даров в вечерние часы воздержание для причащающихся от принятия пищи и пития должно быть не менее 6 часов, однако воздержание перед причащением с полуночи от начала данных суток весьма похвально и его могут держаться имеющие физическую крепость". На не менее чем шестичасовую норму воздержания следует также ориентироваться при подготовке к причащению за Божественной литургией, совершаемой ночью (к примеру, в праздники Святой Пасхи и Рождества Христова)».
4. «Во время Светлой седмицы молитвенное правило состоит из Пасхального канона, а также канона и молитв ко святому причащению. Личное молитвенное правило должно совершаться вне богослужений, которые всегда предполагают соборную молитву».
Добавлю от себя, что если вы присутствуете перед причастием на утрене и слушаете за богослужением пасхальный канон, то отдельно его можно не читать.
❤18👍1
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤50🔥13
📖В Евангелии от Матфея есть загадочная деталь о воскресении многих умерших святых после смерти Господа Иисуса Христа, которые вошли в Иерусалим и явились многим из живых (Мф.27:52-53). Никаких пояснений в библейском тексте этому эпизоду не дается, что привело к появлению разных вопросов и предположений.
1. Кто воскрес? Воскресли какие-то святые. Одни из древних толкователей полагали, что в это время воскресли многие патриархи и пророки (Авраам, Давид, Мелхиседек, Иов и др.). Другие, имея в виду, что давно умершим трудно быть узнанными, считали, что это были недавно почившие праведники (Симеон Богоприимец, Анна пророчица, Иосиф Обручник и др.). Судя по всему, воскресли только те, кто был похоронен в окрестностях Иерусалима.
2. Когда произошло воскресение? Некоторые считали, что это событие совпадает с сошествием Спасителя в ад, из которого и были выведены эти святые. Большая часть отцов Церкви полагала, что воскресение святых последовало непосредственно за смертью Иисуса Христа. Св. Иероним Стридонский, писал, что после смерти Спасителя открылись погребальные склепы, а само воскресение людей произошло позже, когда воскрес Сам Христос.
3. Зачем произошло это воскресение и кому явились воскресшие? Это неизвестно, поэтому можно только предполагать. Это точно не были апостолы из числа 11-ти, это могли быть другие последователи Господа Иисуса, а также некоторые из неверующих в Него. Вероятно это явление было альтернативой явления воскресшего Христа для этих людей. В Пространном христианском катехизисе дается такой комментарий: «Поскольку такое значительное чудо не могло совершиться без высокой цели, то следует полагать, что воскресшие святые явились для того, чтобы возвестить о сошествии Иисуса Христа в ад и о победоносном воскресении Его, и этой проповедью содействовать переходу в открывавшуюся тогда новозаветную Церковь тем, кто родился в ветхозаветной Церкви».
4. Что произошло с воскресшими святыми дальше? К сожалению, не существует никаких библейских или внебиблейских свидетельств, которые бы дали ясный ответ на этот интересный вопрос. Свт. Иннокентий Херсонский ссылаясь на неких святых отцов (точную ссылку он не дает) полагал, что это воскресение было предвосхищением будущего общего воскресения, так что «воскресшие святые не умирали уже снова, а сопровождали невидимо Господа на небо, при Его вознесении, составив из себя вокруг Его начатки обновленного человечества, к которому потом присоединилась в свое время Матерь Божия, взятая с телом на небо, и, может быть, присоединяются по временам другие святые» (Слово в Пяток Светлой Седмицы).
#библия #толкование
1. Кто воскрес? Воскресли какие-то святые. Одни из древних толкователей полагали, что в это время воскресли многие патриархи и пророки (Авраам, Давид, Мелхиседек, Иов и др.). Другие, имея в виду, что давно умершим трудно быть узнанными, считали, что это были недавно почившие праведники (Симеон Богоприимец, Анна пророчица, Иосиф Обручник и др.). Судя по всему, воскресли только те, кто был похоронен в окрестностях Иерусалима.
2. Когда произошло воскресение? Некоторые считали, что это событие совпадает с сошествием Спасителя в ад, из которого и были выведены эти святые. Большая часть отцов Церкви полагала, что воскресение святых последовало непосредственно за смертью Иисуса Христа. Св. Иероним Стридонский, писал, что после смерти Спасителя открылись погребальные склепы, а само воскресение людей произошло позже, когда воскрес Сам Христос.
3. Зачем произошло это воскресение и кому явились воскресшие? Это неизвестно, поэтому можно только предполагать. Это точно не были апостолы из числа 11-ти, это могли быть другие последователи Господа Иисуса, а также некоторые из неверующих в Него. Вероятно это явление было альтернативой явления воскресшего Христа для этих людей. В Пространном христианском катехизисе дается такой комментарий: «Поскольку такое значительное чудо не могло совершиться без высокой цели, то следует полагать, что воскресшие святые явились для того, чтобы возвестить о сошествии Иисуса Христа в ад и о победоносном воскресении Его, и этой проповедью содействовать переходу в открывавшуюся тогда новозаветную Церковь тем, кто родился в ветхозаветной Церкви».
4. Что произошло с воскресшими святыми дальше? К сожалению, не существует никаких библейских или внебиблейских свидетельств, которые бы дали ясный ответ на этот интересный вопрос. Свт. Иннокентий Херсонский ссылаясь на неких святых отцов (точную ссылку он не дает) полагал, что это воскресение было предвосхищением будущего общего воскресения, так что «воскресшие святые не умирали уже снова, а сопровождали невидимо Господа на небо, при Его вознесении, составив из себя вокруг Его начатки обновленного человечества, к которому потом присоединилась в свое время Матерь Божия, взятая с телом на небо, и, может быть, присоединяются по временам другие святые» (Слово в Пяток Светлой Седмицы).
#библия #толкование
❤10🔥1
В чем разница между освященным предметом и святыней?
На этот вопрос нетрудно ответить, если мы вспомним библейское понимание святыни, как того, что выделено только для Бога, посвящено Богу. Такими святыми предметами являются только предметы для богослужебного использования. Также нужно иметь в виду то, что освящением часто неправильно называют благословение вещи. В отличие от освящения предметов для богослужебного использования, благословение не делает предмет святым (например, благословение пищи, жилища, автомобиля). В молитвах над предметами последнего рода священник просит о том, чтобы эта вещь послужила на пользу людям.
👉🏼Являются ли куличи и яйца, которые верные приносят на Пасху в храм для благословения, святынями?
#ответынавопросы
На этот вопрос нетрудно ответить, если мы вспомним библейское понимание святыни, как того, что выделено только для Бога, посвящено Богу. Такими святыми предметами являются только предметы для богослужебного использования. Также нужно иметь в виду то, что освящением часто неправильно называют благословение вещи. В отличие от освящения предметов для богослужебного использования, благословение не делает предмет святым (например, благословение пищи, жилища, автомобиля). В молитвах над предметами последнего рода священник просит о том, чтобы эта вещь послужила на пользу людям.
👉🏼Являются ли куличи и яйца, которые верные приносят на Пасху в храм для благословения, святынями?
#ответынавопросы
❤7👍4
Можно ли желать мирского благополучия и успеха, но быть истинным христианином?
У христианина, в отличие от человека неверующего, есть конечная цель - стать богоподобным, войти в Царство Божие. Поэтому все что он делает, к чему стремится, чем он обладает всегда должно соотносится с этой целью. Стремится к финансовому благополучию, успеху, общественному признанию ради них самих - это недостойно христианина, но к ним можно умеренно стремиться ради того, чтобы так или иначе послужить Богу, чтобы эти блага были не во зло и даже не только ради временного благополучия, а чтобы они способствовали исполнению воли Божией и наследованию Царства Божия.
Мы просим Бога о благополучии каждый день в молитве Господней, говоря: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Мы ведь не только одного хлеба просим, но и благополучия в целом. Причем просим не избытка, а достатка. Как говорит св. Августин,
Пример правильной молитвы о благополучии из Библии:
Успех и финансовое благосостояние может как отдалять человека от Бога, так и приближать к Нему. Один получит профессию и будет жить и тратиться только на себя, а другой будет помогать и через работу и через финансы другим людям, то есть делать добро. Один, получив финансовую свободу, будет находится постоянно в праздности и удовлетворять своим греховным страстям, а другой - будет умерен и использует свободное время для того, чтобы сделать больше добра. Это зависит от того, что выбирает человек. Здесь уместно вспомнить наставление прп. Никодима Святогорца:
Таким образом, один человек, например, может собрать много денег только для себя любимого и вся выгода от них, если и будет, то останется здесь на земле. А другой может "инвестировать в вечность" через добрые дела, так что, хотя деньги он на тот свет с собой не заберет, зато сможет воспользоваться плодами тех дел милосердия, которые он делал на земле, используя доступные ему средства, и получить за это вечную награду от Бога.
#ответынавопросы #мораль #августин
У христианина, в отличие от человека неверующего, есть конечная цель - стать богоподобным, войти в Царство Божие. Поэтому все что он делает, к чему стремится, чем он обладает всегда должно соотносится с этой целью. Стремится к финансовому благополучию, успеху, общественному признанию ради них самих - это недостойно христианина, но к ним можно умеренно стремиться ради того, чтобы так или иначе послужить Богу, чтобы эти блага были не во зло и даже не только ради временного благополучия, а чтобы они способствовали исполнению воли Божией и наследованию Царства Божия.
Мы просим Бога о благополучии каждый день в молитве Господней, говоря: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Мы ведь не только одного хлеба просим, но и благополучия в целом. Причем просим не избытка, а достатка. Как говорит св. Августин,
всякому позволительно желать то, что является достаточным для поддержания его жизни, но не более. В самом деле, при достаточности желаемого оно желается не ради его самого, а ради благополучия тела или ради того, чтобы одеваться так, как этого требует наше положение, и не выпадать из уклада тех людей, среди которых нам приходится жить. Поэтому мы вправе молиться о том, чтобы сохранить все это, если оно у нас есть, а если нет, то о том, чтобы его обрести.
Пример правильной молитвы о благополучии из Библии:
Нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся [Тебя] и не сказал: "кто Господь?" и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе (Притч.30:8-9).
Успех и финансовое благосостояние может как отдалять человека от Бога, так и приближать к Нему. Один получит профессию и будет жить и тратиться только на себя, а другой будет помогать и через работу и через финансы другим людям, то есть делать добро. Один, получив финансовую свободу, будет находится постоянно в праздности и удовлетворять своим греховным страстям, а другой - будет умерен и использует свободное время для того, чтобы сделать больше добра. Это зависит от того, что выбирает человек. Здесь уместно вспомнить наставление прп. Никодима Святогорца:
Наш мир, братья мои христиане, – это ярмарка, а время жизни каждого человека – благоприятная пора, чтобы накупить на этой ярмарке разных вещей, потом продать их, получить прибыль и стать крупным торговцем. Так наш Господь дал десять мин десяти Своим рабам и велел им пустить их в оборот и преумножить к Его Второму пришествию. "Призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь" (Лк.19:13). Григорий Богослов разделяя слова Господа, тоже сравнивает нашу жизнь с ярмаркой и торговлей, из которой каждый во время своей жизни извлекает прибыль: "Иди по жизни, будто бы по ярмарке. Торгуйся. Можно выгадать за малое – Великое и за пустое – вечное".
Таким образом, один человек, например, может собрать много денег только для себя любимого и вся выгода от них, если и будет, то останется здесь на земле. А другой может "инвестировать в вечность" через добрые дела, так что, хотя деньги он на тот свет с собой не заберет, зато сможет воспользоваться плодами тех дел милосердия, которые он делал на земле, используя доступные ему средства, и получить за это вечную награду от Бога.
#ответынавопросы #мораль #августин
❤18👍7🔥2🤔2
чтец Сергий Федоров
Об артосе
Напоминание об артосе
Telegram
чтец Сергий Федоров
Об артосе
В субботу Светлой седмицы совершается раздробление и раздача артоса. Артос - хлеб, который освящается в день Пасхи. Происхождение чина об артосе (совершается за трапезой в монастырях) тесно связано с происхождением чина о панагии (чина возвышения…
В субботу Светлой седмицы совершается раздробление и раздача артоса. Артос - хлеб, который освящается в день Пасхи. Происхождение чина об артосе (совершается за трапезой в монастырях) тесно связано с происхождением чина о панагии (чина возвышения…
👍9
📖В сегодняшнем евангельском чтении рассказывается об участии Иисуса Христа с учениками в праздновании свадьбы в Кане Галилейской, на которой Он совершил Свое первое чудо (Ин.2:1-11).
Прежде всего, нужно немного представить себе свадьбу, на которую был приглашен Господь. Согласно иудейской свадебной традиции, жениха встречали девушки с зажжёнными светильниками. Вместе с ними он направлялся на праздничный пир, куда заранее собирались гости. Как упоминается в Талмуде, центральным элементом церемонии были «Семь Благословений», первым из которых благословлялось вино: «Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь Мира, создавший плоды для виноградного вина».
Перед началом торжества жених в сопровождении друзей и факелоносцев шёл из своего дома к родителям невесты. Получив их благословение, он возвращался вместе с невестой в свой дом. Невеста была полностью скрыта под вуалью, так что её лица не было видно. Под звуки музыки, песни и танцы все гости входили на пир. Сначала заключался брачный договор, затем произносились благословения. В этот момент невеста наконец открывала лицо, и жених впервые за день видел её. Этот обряд символизировал завершение бракосочетания, после чего праздник продолжался. Свадебный пир продолжался семь дней.
Этот рассказ показывает нам непосредственное участие Бога в человеческих радостях. Ничего в нем не указывает на то, что Христос оставался в стороне от празднования или кого-то порицал за веселье. Вероятно, Он Сам искренне веселился и поддерживал общее веселье, участвовал в традиционных танцах, и вообще не выделялся необычным поведением. Сотворив чудо над водой, Он спас репутацию распорядителя пира (а заодно и хозяина), который отвечал за распределение вина, и, в целом, избавил всех участников от огорчения в связи с бытовой неприятностью. Это чудо выделяется среди других тем, что оно не спасает людей от болезни, страданий и смерти, оно делается просто для радости. Интересно поведение Матери Господа, Которая докладывает Ему о недостатке вина с явным ожиданием, что Он вмешается и решит проблему. Она не приходит к Нему с просьбой об исцелении или заступничестве, а просит решить бытовую проблему на свадьбе. Хотя до этого Он никогда не совершал чудес. И Христос исполняет Ее просьбу, превращая воду в вино. И это очень необычно.
Сщмч. Неофит Любимов делает такой нравственный вывод из этого эпизода: «История первого евангельского чуда научает нас и тому, что радоваться и веселиться при известных обстоятельствах жизни, в особенных случаях, нисколько не противно Богу, но даже позволительно и законно, как выражение дружелюбия и гостеприимства к известным лицам или уважения к какой-либо радости семейной и общественной… Своим участием на брачном торжестве в Кане, вместе со своей Матерью и пятью Апостолами, Спаситель благоволил показать Своё сочувствие к человеческим радостям, через что освятил и возвысил их, дал духовно-религиозный характер самым скромным обязанностям человеческой жизни, облагородил её, освятил самые простейшие её случаи. Он не видит греха и ничего непристойного, и неблагоприличного в веселии, изящной одежде, употреблении вина во время торжеств и пиршества, лишь бы все совершалось благовременно, благообразно и по чину, с соблюдением приличия в украшениях тела, благоповедении и без излишества в пище и напитках» (Беседа о первом чуде Христа Спасителя на браке в Кане Галилейской).
#библия #евангелие #брак #мысли #мораль
Прежде всего, нужно немного представить себе свадьбу, на которую был приглашен Господь. Согласно иудейской свадебной традиции, жениха встречали девушки с зажжёнными светильниками. Вместе с ними он направлялся на праздничный пир, куда заранее собирались гости. Как упоминается в Талмуде, центральным элементом церемонии были «Семь Благословений», первым из которых благословлялось вино: «Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь Мира, создавший плоды для виноградного вина».
Перед началом торжества жених в сопровождении друзей и факелоносцев шёл из своего дома к родителям невесты. Получив их благословение, он возвращался вместе с невестой в свой дом. Невеста была полностью скрыта под вуалью, так что её лица не было видно. Под звуки музыки, песни и танцы все гости входили на пир. Сначала заключался брачный договор, затем произносились благословения. В этот момент невеста наконец открывала лицо, и жених впервые за день видел её. Этот обряд символизировал завершение бракосочетания, после чего праздник продолжался. Свадебный пир продолжался семь дней.
Этот рассказ показывает нам непосредственное участие Бога в человеческих радостях. Ничего в нем не указывает на то, что Христос оставался в стороне от празднования или кого-то порицал за веселье. Вероятно, Он Сам искренне веселился и поддерживал общее веселье, участвовал в традиционных танцах, и вообще не выделялся необычным поведением. Сотворив чудо над водой, Он спас репутацию распорядителя пира (а заодно и хозяина), который отвечал за распределение вина, и, в целом, избавил всех участников от огорчения в связи с бытовой неприятностью. Это чудо выделяется среди других тем, что оно не спасает людей от болезни, страданий и смерти, оно делается просто для радости. Интересно поведение Матери Господа, Которая докладывает Ему о недостатке вина с явным ожиданием, что Он вмешается и решит проблему. Она не приходит к Нему с просьбой об исцелении или заступничестве, а просит решить бытовую проблему на свадьбе. Хотя до этого Он никогда не совершал чудес. И Христос исполняет Ее просьбу, превращая воду в вино. И это очень необычно.
Сщмч. Неофит Любимов делает такой нравственный вывод из этого эпизода: «История первого евангельского чуда научает нас и тому, что радоваться и веселиться при известных обстоятельствах жизни, в особенных случаях, нисколько не противно Богу, но даже позволительно и законно, как выражение дружелюбия и гостеприимства к известным лицам или уважения к какой-либо радости семейной и общественной… Своим участием на брачном торжестве в Кане, вместе со своей Матерью и пятью Апостолами, Спаситель благоволил показать Своё сочувствие к человеческим радостям, через что освятил и возвысил их, дал духовно-религиозный характер самым скромным обязанностям человеческой жизни, облагородил её, освятил самые простейшие её случаи. Он не видит греха и ничего непристойного, и неблагоприличного в веселии, изящной одежде, употреблении вина во время торжеств и пиршества, лишь бы все совершалось благовременно, благообразно и по чину, с соблюдением приличия в украшениях тела, благоповедении и без излишества в пище и напитках» (Беседа о первом чуде Христа Спасителя на браке в Кане Галилейской).
#библия #евангелие #брак #мысли #мораль
❤20👍3
Является ли день жен-мироносиц православным женским днем?
В России действительно в последние годы появилась практика поздравлять в этот день православных женщин и называть этот день православным аналогом международного женского дня. Однако это празднование не является официальным, оно не установлено Церковью и не имеет исторических оснований. Стоит заметить, что в 3-е воскресенье по Пасхе наряду с женами-мироносицами Церковь вспоминает праведных Иосифа и Никодима, что не позволяет рассматривать это празднование, как посвященное только святым женщинам. В Православной Церкви в принципе нет праздников, посвященных отдельно мужчинам и отдельно женщинам.
#ответынавопросы
В России действительно в последние годы появилась практика поздравлять в этот день православных женщин и называть этот день православным аналогом международного женского дня. Однако это празднование не является официальным, оно не установлено Церковью и не имеет исторических оснований. Стоит заметить, что в 3-е воскресенье по Пасхе наряду с женами-мироносицами Церковь вспоминает праведных Иосифа и Никодима, что не позволяет рассматривать это празднование, как посвященное только святым женщинам. В Православной Церкви в принципе нет праздников, посвященных отдельно мужчинам и отдельно женщинам.
#ответынавопросы
👍24❤15👎2
Сегодня на литургии было чтение из книги Деяний о посвящении 7 служителей
Среди толкователей нет единого мнения о церковном статусе этих служителей (были ли они просто социальными церковными служителями или диаконами-священнослужителями). В некоторых местах (например, в Риме) даже возникло представление о том, что раз их было 7, значит и диаконов в городе должно быть 7. На Востоке, в итоге толкование Иоанна Златоуста, который отрицал священный сан у семи служителей из книги Деяний, стало самым авторитетным и преобладающим.
16-й канон Трулльского собора посвящен этой теме:
«Поскольку книга Деяний передает, что апостолы поставили семь диаконов, и поскольку отцы Неокесарийского собора в изложенных ими правилах определенно сказали, что «по правилу должно быть семь диаконов, хотя бы город был очень большим, а убедишься ты в этом из книги Деяний», то мы, сопоставив с изречением апостолов мысль отцов, нашли, что у них речь шла не о мужах, служащих таинствам, но о служении нуждам столов. В книге Деяний написано так:
"В тe дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед Апостолами" (см. Деян. 6:1–6).
Изъясняя это, учитель Церкви Иоанн Златоуст рассуждает так: "Удивительно, как не разделился народ при избрании тех мужей и как не были унижены перед ними апостолы! Но необходимо понять, какое именно достоинство они имели и какое получили рукоположение. Может быть, диаконское? Однако этого достоинства не было в церквах. Тогда служение пресвитеров? Но в то время еще не было ни одного епископа, а только апостолы. Потому, я думаю, ясно и очевидно, что это имя не означало ни диаконов, ни пресвитеров".
На основании этого и мы возвещаем, что вышеуказанных семерых диаконов не должно принимать за служителей таинств, по изложенному учению, но они суть те, кому было поручено распоряжение общими нуждами собиравшихся в то время, и в этом они стали для нас образцом человеколюбия и попечения о нуждающихся».
Одним из семи поставленных апостолами мужей был первомученик Стефан. Хотя его позднее стали называть архидиаконом и изображать в диаконском облачении, по всей видимости, он не был носителем священного сана. Скорее его можно называть посвященнным на социальное служение в Иерусалимской Церкви.
#библия #толкование
Среди толкователей нет единого мнения о церковном статусе этих служителей (были ли они просто социальными церковными служителями или диаконами-священнослужителями). В некоторых местах (например, в Риме) даже возникло представление о том, что раз их было 7, значит и диаконов в городе должно быть 7. На Востоке, в итоге толкование Иоанна Златоуста, который отрицал священный сан у семи служителей из книги Деяний, стало самым авторитетным и преобладающим.
16-й канон Трулльского собора посвящен этой теме:
«Поскольку книга Деяний передает, что апостолы поставили семь диаконов, и поскольку отцы Неокесарийского собора в изложенных ими правилах определенно сказали, что «по правилу должно быть семь диаконов, хотя бы город был очень большим, а убедишься ты в этом из книги Деяний», то мы, сопоставив с изречением апостолов мысль отцов, нашли, что у них речь шла не о мужах, служащих таинствам, но о служении нуждам столов. В книге Деяний написано так:
"В тe дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед Апостолами" (см. Деян. 6:1–6).
Изъясняя это, учитель Церкви Иоанн Златоуст рассуждает так: "Удивительно, как не разделился народ при избрании тех мужей и как не были унижены перед ними апостолы! Но необходимо понять, какое именно достоинство они имели и какое получили рукоположение. Может быть, диаконское? Однако этого достоинства не было в церквах. Тогда служение пресвитеров? Но в то время еще не было ни одного епископа, а только апостолы. Потому, я думаю, ясно и очевидно, что это имя не означало ни диаконов, ни пресвитеров".
На основании этого и мы возвещаем, что вышеуказанных семерых диаконов не должно принимать за служителей таинств, по изложенному учению, но они суть те, кому было поручено распоряжение общими нуждами собиравшихся в то время, и в этом они стали для нас образцом человеколюбия и попечения о нуждающихся».
Одним из семи поставленных апостолами мужей был первомученик Стефан. Хотя его позднее стали называть архидиаконом и изображать в диаконском облачении, по всей видимости, он не был носителем священного сана. Скорее его можно называть посвященнным на социальное служение в Иерусалимской Церкви.
#библия #толкование
❤6👍3
Написал для Азбуки веры статью о проблеме порнозависимости. В статье рассказывается, почему увлечение порнографией греховно, какие у этого есть последствия и даются практические рекомендации по преодолению проблемы.
#мораль #моиработы
#мораль #моиработы
Православный портал «Азбука веры»
Порнозависимость: что это, симптомы и последствия - как избавиться от зависимости от порнографии
Порнозависимость - зависимость от визуальных изображений, направленных на возбуждение и удовлетворение полового влечения, похоти, половых страстей. Расскажем о симптомах, причинах и как избавиться от порнозависимости.
❤13👍11
О святой Дорке (Тавифе), чью память сегодня совершаем
Telegram
чтец Сергий Федоров
Сегодня Церковь чтит память св. Дорки, более известной нам как Тавифа. Христианка из Иоппии в Иудее, известная своей благотворительностью (Деян 9:36-41).
В Деян 9:36 она названа «ученицей», и это единственный случай употребления формы женского рода этого…
В Деян 9:36 она названа «ученицей», и это единственный случай употребления формы женского рода этого…
❤5
О «родовых грехах»
О том, что в православном богословии не существует понятия «родовых грехов», которые ложатся на потомков и нуждаются в «отмаливании», я уже писал. Однако в православной среде сейчас распространяется (в том числе, православными профессорами духовной академии) представление о том, якобы существуют «родовые грехи» не как наследственная вина, а в смысле последствий грехов предков, которые переносятся каким-то «духовно-генетическим» образом на потомков из их рода в виде болезненности духовно-телесной природы. Так, проф. МДА М. С. Иванов пишет, что
Не знаю точно откуда профессор взял эту теорию про «родовые грехи» (такие же воззрения развивает проф. А. И. Осипов), но ни в Библии, ни у отцов Церкви нет учения о том, что в отдельных родах накапливаются и передаются из поколения в поколение какие-то духовно негативные влияния. В православном нравственном богословии вообще нет такого понятия как «родовой грех», это новодел. Несомненно, что дурной пример предка может оказать негативное влияние на потомка, но не автоматически, а по подражанию. Но никакой передачи греховных страстей и наследственной склонности к добру или ко злу не происходит. Свт. Иоанн Златоуст полемизировал с подобными взглядами в свое время:
Любую информацию богословского характера надо проверять, звание лектора не гарантирует того, что он не введет вас в заблуждение своими фантазиями.
Для тех, у кого возникли возражения по поводу написанного мной, хочу внести ясность. Я не отрицаю возможность существования генетических предрасположенностей к определенным зависимостям (это не тоже самое, что утверждать наследование страстей), но во-первых, это является не духовным явлением, а биологическим, во-вторых, это ничего не предопределяет в жизни человека, в-третьих, это касается только отдельных явлений, связанных с психофизиологией человека (не существует "гена блуда", "гена гордыни" или "гена зависти"). При желании можно найти какие угодно причинно-следственные связи, но к науке и богословию это не имеет отношения, с учетом сказанного выше.
#мораль #иоаннзлатоуст
О том, что в православном богословии не существует понятия «родовых грехов», которые ложатся на потомков и нуждаются в «отмаливании», я уже писал. Однако в православной среде сейчас распространяется (в том числе, православными профессорами духовной академии) представление о том, якобы существуют «родовые грехи» не как наследственная вина, а в смысле последствий грехов предков, которые переносятся каким-то «духовно-генетическим» образом на потомков из их рода в виде болезненности духовно-телесной природы. Так, проф. МДА М. С. Иванов пишет, что
в отличие от всего человеческого рода, на котором лежит печать греха Адама и Евы, на роде «строптивом и развращенном» (Втор.32:5) лежит «двойной» грех: помимо греха первородного он становится наследником и греха его предков. Члены рода оказываются, т. о., в двойной зависимости от греха: их собственная преступность коренится не только в первородном, но и в родовом грехе. Однако греховный детерминизм рода не является безусловным.
Не знаю точно откуда профессор взял эту теорию про «родовые грехи» (такие же воззрения развивает проф. А. И. Осипов), но ни в Библии, ни у отцов Церкви нет учения о том, что в отдельных родах накапливаются и передаются из поколения в поколение какие-то духовно негативные влияния. В православном нравственном богословии вообще нет такого понятия как «родовой грех», это новодел. Несомненно, что дурной пример предка может оказать негативное влияние на потомка, но не автоматически, а по подражанию. Но никакой передачи греховных страстей и наследственной склонности к добру или ко злу не происходит. Свт. Иоанн Златоуст полемизировал с подобными взглядами в свое время:
Заметь здесь, между прочим, что нечестие предков не расстраивает вовсе нашу природу. Вот эти ниневитяне, которые своим покаянием заслужили милосердие Божие и отклонили (произнесенный на них) приговор Господа, имели прародителем сперва Хама, этого оскорбителя своего отца, а потом Неврода, человека жестокого и гордого, от которого произошел Ассур. Может быть, между ними были и другие, изнеженные и сластолюбивые люди, проводившие жизнь порочную и невоздержную, и преданные пьянству, смехотворству, шуткам и насмешкам. Но так как ниневитяне захотели показать искреннее раскаяние, то нечестие предков и не повредило им; напротив, они приобрели такое благоволение свыше, что даже до ныне прославляются за свой подвиг покаяния. Итак, им-то будем и мы подражать, и зная, что ни пороки предков не повредят нам, если только сами захотим быть внимательны, ни добродетели предков не принесут нам никакой пользы, если сами мы будем беспечны (Беседы на книгу Бытия, 29).
Любую информацию богословского характера надо проверять, звание лектора не гарантирует того, что он не введет вас в заблуждение своими фантазиями.
Для тех, у кого возникли возражения по поводу написанного мной, хочу внести ясность. Я не отрицаю возможность существования генетических предрасположенностей к определенным зависимостям (это не тоже самое, что утверждать наследование страстей), но во-первых, это является не духовным явлением, а биологическим, во-вторых, это ничего не предопределяет в жизни человека, в-третьих, это касается только отдельных явлений, связанных с психофизиологией человека (не существует "гена блуда", "гена гордыни" или "гена зависти"). При желании можно найти какие угодно причинно-следственные связи, но к науке и богословию это не имеет отношения, с учетом сказанного выше.
#мораль #иоаннзлатоуст
Telegram
чтец Сергий Федоров
Об «отмаливании рода»
Недавно попалась в интернете очередная страшилка на тему родовых грехов, которая набрала огромное количество просмотров и реакций: «Грехи воровства, убийства, блуда и супружеской неверности страшным проклятием ложатся на потомков до…
Недавно попалась в интернете очередная страшилка на тему родовых грехов, которая набрала огромное количество просмотров и реакций: «Грехи воровства, убийства, блуда и супружеской неверности страшным проклятием ложатся на потомков до…
👍14🔥4👎2