чтец Сергий Федоров – Telegram
чтец Сергий Федоров
758 subscribers
378 photos
7 videos
29 files
456 links
Магистр богословия / Катехизатор / Религиовед / Клирик Русской Православной Церкви (МП)

Для тех, кто хочет быть православным и не отключать голову

Задать мне вопрос https://news.1rj.ru/str/lector_sergey_bot

Поддержать меня 5469 4000 4166 2961 (сбер)
Download Telegram
2. Причастность к воспоминаемым священным событиям и связь времен

Для православных христиан особенно ценно и принципиально важно принадлежать к исторической, истинной Церкви, к Церкви апостолов. Радостно осознавать, что каждый из нас продолжает творить ее историю и является членом единого организма. Совершая общее богослужение, участвуя в Евхаристии, проповедуя слово Божие мы продолжаем то же служение, ту же историю, что и описана в Новом Завете. Христиане всех времен совершают ту же вневременную Евхаристию и празднуют ту же самую Пасху Христову. Это единство и неподвластность времени особенно ощущается в дни великих праздников. Как писал священномученик Сергий (Мечев), «наше богослужение, наше празднование не есть только воспоминание, но самое действительное, подлинное, возможное только через богослужение участие в этих событиях. И не только мы принимаем участие в них, но богослужение имеет величайшее значение и для всего мира, для всей Вселенной... сколь дерзновенна Церковь; она не говорит: «Давайте вспомним, как это было — как родился Христос, как был крещен, как преобразился, распят, предан и погребен был Господь»... Церковь говорит иное: «Днесь благоволения Божия предображение…», «Днесь Дева вводится во храм»... Днесь, а не когда-то тогда, нет, в это время, в эту минуту, когда совершается богослужение. Это дерзновение Церковь имеет потому, что в самой себе она есть не временная, а вечная, она вне мира, выше его, она премирна». Каждое богослужение, пусть даже в самом глухом сельском храме, оживляет все эти события, и вот, ты уже стоишь на Фаворе, на Голгофе, у дверей Гроба Господня, созерцая вместе со святыми Иоанном Златоустом, Иоанном Дамаскиным, Иосифом Песнописцем и сонмом других великих мужей, великие и страшные явления домостроительства нашего спасения.

3. Участие в Таинствах

Самая существенная польза для христианина, участвующего в общественном богослужении – это участие в святых Таинствах, особенно в Евхаристии, без которой невозможно обрести спасение (Ин.6:53). Причащение соединяет верных со Христом и друг с другом. В то же время, по мысли свт. Феофана Затворника, даже простое благоговейное внимательное участие в Божественной литургии, соединенное с внутренним деланием до получения ощущения Богообщения, приносит человеку немалую пользу, делая его «непрестанным, каждодневным причастником».
#богослужение
6👍1
4. Единство и общение верных, умножение молитвы

Общественное богослужение демонстрирует видимое единство членов Церкви и выражает собой теснейшее общение Церкви со Христом. Вместе с тем оно способствует укреплению этого единства. Нежелание человека участвовать в общем богослужении, по мнению патриарха Феодора Вальсамона, показывает либо его нерадение об исполнении Божественных повелений, либо то, что он неверный. «Ибо, почему же он в течение двадцати дней не захотел быть в церкви с христианами и иметь общение с верным народом Божьим?»

Недостаточность «силы» молитвы одного здесь восполняется крепостью и совершенством молитвы всех. Христос Сам обещал быть с собранными во имя Его для молитвы (Мф.18:19-20). Свт. Иоанн Златоуст говорит: «Можно, конечно, молиться и дома; но ты не можешь молиться здесь так, как молишься в церкви, где собрано столько лиц, где возносится к Богу единодушный глас. Ты не так скоро будешь услышан, молясь Господу один, как молясь с братьями своими, ибо здесь есть нечто большее: единомыслие, согласие, союз любви, молитвы священников. Иереи для того и поставлены предстоять в собраниях, чтоб слабейшие сами по себе молитвы народа, быв подъяты их сильнейшими молитвами, вместе с ними восходили на небеса... Если сподобишься здесь отеческих (иереев) молитв, если причастишься силы общей (братий) молитвы, если послушаешь словес Божественных, если привлечешь Божию помощь, если такими огражденный оружиями, выйдешь отсюда; то сам диавол даже воззреть на тебе не возможет, а не только люди злые, у которых только и заботы, как бы кого искусить и оклеветать». «Старайтесь чаще собираться для Евхаристии и славословия Бога, – увещевает верных священномученик Игнатий Богоносец. «Ибо если вы часто собираетесь вместе, то низлагаются силы сатаны, и единомыслием вашей веры разрушаются гибельные его дела. Нет ничего лучше мира, ибо им уничтожается всякая брань небесных и земных духов».
#богослужение
9🔥1
Праведный Николай Кавасила о действии Таинства Миропомазания

«Это Таинство в прежние времена сообщало крещаемым дарования исцелений и пророчества и языков и тому подобное, что для всех людей служило ясным доказательством превосходящей силы Христовой. Ибо в них была нужда, когда утверждалось и установлялось благочестие. И ныне то же бывает с некоторыми, то же сказано и о прежнем и о будущем: и демонов изгоняли они и от болезни освобождали одною молитвою и не во время жизни только, но и умершие уже могли совершать подобное, поскольку духовная сила не оставляет и почивших блаженных. А что сообщает миро каждому из христиан и к чему удобно всякое время – это есть дар благочестия и молитвы и любви и целомудрия и иного, что благопотребно для приемлющих. Если же это чуждо многим из христиан и сокрыто от них, не знают они, есть ли Дух Святой, это оттого, что они получили Таинство в раннем возрасте и приняли дары его бессознательно и, когда пришли в возраст, обратились к чему не должно и ослепили око души. <…> Подобным образом и умеющие правильно говорить о будущем и без помощи искусства быть спасителями для развратившихся волей, и иначе немощствующих, и иное что-либо показывающие, все это имеют от Таинства. <…> Если можно найти в людях какую-либо духовную силу и что-либо из круга духовных дарований, это нужно относить к сим молитвам и священному помазанию» (Семь слов о жизни во Христе, 3).
#богословие #духовнаяжизнь
3👍1🔥1
Должен ли смиренный человек отрицать в себе физические, душевные и духовные дарования?

Нет, такое отрицание не будет показателем смирения. Если красивый человек будет считать себя некрасивым, талантливый – бесталанным – это будет ложью, а не смирением. Смирение не предполагает, что мы хуже других в плане человеческого достоинства или в отношении того доброго, что есть в нас от Бога. Св. Августин предупреждает, что «солгавший по причине смирения и не бывший до этой лжи грешником, становится таковым по причине лжи». Смиренный человек сопоставляет не свои недостатки с недостатками других и не свои достоинства с достоинствами других, а собственные недостатки с дарами Бога в других людях. Это устроение возможно безо лжи, при осознании того, что все, что есть доброго в человеке – то, от Бога. Если мы не приписываем ничего доброго самим себе, то не лжем, а говорим правду, так как Спаситель напоминает нам: «Без меня не можете делать ничего» (Ин.15:5). Это позволяло великому апостолу Павлу говорить о себе так: «Благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1Кор.15:10).

Отличительной чертой смиренного человека является отсутствие зацикленности на себе самом (как крайнее возвышение себя, так и крайнее уничижение, одинаково пагубны), он не будет стремиться к тому, чтобы обращать повышенное внимание на себя. Такого человека будет отличать радость, простота, открытость и большая любовь к другим. Если же человек стремится специально продемонстрировать, какой он смиренный, скорее всего, эта добродетель отсутствует у него.
#ответынавопросы #мораль #духовнаяжизнь #библия #августин
8👍5🤔1
Забавно и печально одновременно читать как сегодня неоязычники впаривают русским людям чушь про Велесову ночь, которую якобы отмечали наши предки в ночь на 1 ноября.

Славяне верили, что помимо нашего мира, мира Яви, существует и мир Нави – мир духов, злых и добрых. И в ночь перехода от осени к зиме, когда Белобог передает Коло (колесо) года своему брату Чернобогу, граница между мирами истончается и духи могут свободно гулять среди людей, а люди попасть в мир духов. Стражем же пути между Явью и Навью традиционно считался бог-чародей Велес, покровитель ворожбы и домашнего скота.

В этот день славяне предпочитали не выходить из дома – они верили, что каждая дорога в Велесову ночь меняется и ведет неосторожного путника не туда, куда он направлялся, а в мир Нави. По этой же причине новое знакомство в такое время считалось дурной приметой. Встреченный в этот день человек не может принести в вашу жизнь ничего хорошего, зато с ним придут беды и несчастья.

Про славянское язычество ученым известно немногое, а про богов еще меньше. Неизвестно даже точно в каком статусе почитался Велес, на основе индоевропейских параллелей предполагают, что он был славянским богом загробного мира. Но современных адептов язычества это не устраивает и они изобретают свою мифологию, которую транслируют на полном серьезе и приглашают отмечать изобретенные ими языческие праздники. Вымысел от начала и до конца.

🎃11 фактов о Хэллоуине, о которых вы не знали
#религиоведение
👍10🔥3
Святые о самоуважении

Св. Иоанн Кронштадтский: «Уважай себя, как образ Божий; помни, что этот образ – духовный, и ревнуй об исполнении заповедей Божиих, восстановляющих в тебе подобие Божие. Крайне остерегайся нарушать малейшую заповедь Божию; это нарушение разрушает в нас подобие Божие и приближает нас к подобию диавола».

Свт. Гавриил, епископ Имеретинский: «Если уважаешь себя и желаешь заслужить уважение других, то, прежде всего, должен блюсти свою порядочность. Для христианина наиболее ценным сокровищем являются его честь и достоинство, потому лишиться их смерти подобно. Если желаешь называться человеком, храни честь и достоинство, поступая порядочно».

Мученик Иоанн Попов: «Отношение человека к себе самому и отношение его к другим – две стороны одного и того же целого. Человек, которому не за что уважать себя, обыкновенно не уважает других и не верит в чистоту их побуждений».

Свт. Иоанн Златоуст: «Уважай сам себя, и никто не нанесет тебе бесчестия; но когда ты сам себя бесчестишь, то хотя все будут чтить тебя, ты останешься бесчестным. Подобно тому, как, если мы сами себя не расстроим, то никто другой нас не расстроит, точно также, если мы сами не будем бесчестить себя, то никто другой нас не осрамит. Представим себе человека великого и достойного славы; и пусть все стали бы называть его прелюбодеем, вором, разбойником: если он ничем этим не раздражается, ни на что не досадует и ничего такого не сознает в себе, то какое он от того терпит бесчестие? – Никакого. Что же, скажешь, если многие имеют о нем такое мнение? И в таком случае он не обесчещен, а обесчестили себя те, потому что не считают его таковым, каков он есть. Скажи мне: если бы кто стал считать солнце темным, то солнце ли, или себя он обесчестил бы? Конечно, себя самого, навлекая на себя подозрение, что он или слеп, или не в уме. Так и те, которые считают добрых худыми, срамят себя самих. Правда, надлежит прилагать большое старание о том, чтобы сохранить совесть свою чистой и не подать никакого случая к подозрению на нас. Но, если и при таком нашем поведении другие хотят неистовствовать, то не нужно заботиться или скорбеть об этом. Если кто добр в себе, а его считают худым, то он ничего от того не теряет, оставаясь таким, каким он есть; напротив, кто питает безрассудные, пустые подозрения, подпадает крайней гибели».

👉🏼Православное учение о самоуважении и чести
#мораль #иоаннзлатоуст
👍19
📣Слово на воскресное апостольское чтение (2Кор.12:7-9). О том как молитва апостола Павла была услышана не так, как он хотел.
#библия #аудио
3
О грехах делом, словом и мыслью

Я уже ранее объяснял разницу между смертными и несмертными (обыденными) грехами. Внесу дополнение.

Смертный грех - это осознанное нарушение заповеди Божией, которое лишает человека освящающей благодати и подвергает его вечной погибели. Прп. Никодим Святогорец со ссылкой на патриарха Геннадия Схолария, приводит такое объяснение:

💭«Всякий грех, относящийся к уму и по виду являющийся смертным, тогда становится смертным, когда вырастает и достигает в этом виде совершенной степени, то есть доходит не только до степени нападения, беседы или борьбы (о которых смотри 2-е, 3-е и 4-е правила Постника), но и совершенного согласия (таковы гордость, памятозлобие, ересь и другие).

🗣Подобным образом всякий грех, относящийся к языку и по виду являющийся смертным, тогда становится смертным, когда достигнет в этом виде совершенной степени (каковы хула, ложная клятва, лжесвидетельство и тому подобное).

👊Также и всякий грех, относящийся к телу и по виду являющийся смертным, тогда становится смертным, когда достигнет в этом виде совершенной степени (таковы блуд, прелюбодеяние, убийство и т. д.). Простительными же относящиеся к телу смертные грехи бывают тогда, когда доходят только до степени помышления и слова. Например, смертный грех блуда, будучи только зачат в похоти и помышлении* или же проявившись в сквернословии, является простительным. Поэтому и брат Божий сказал: "Похоть же, зачав, рождает грех", то есть – грех простительный, ибо после этих слов он добавляет: "...сделанный грех (то есть совершённый телом и делом) рождает смерть" (Иак.1:15). Подобным образом и относящийся к слову смертный грех, будучи совершён только умом, является простительным. Например, смертный грех богохульства, будучи совершён только умом невольно, является простительным. И попросту говоря, смертными являются грехи, имеющие более высокую и тяжёлую степень, а простительными – имеющие более низкую и лёгкую степень» (Книга об исповеди).

*Внесу уточнение: если у человека есть твердое намерение осуществить грех блуда на деле, то это уже можно считать смертным грехом.

Это рассуждение показывает, что далеко не всякий грех заслуживает вечного наказания и чтобы попасть в геенну нужно ещё очень постараться, совершив с полным осознанием явное преступление заповеди. Это не повод легкомысленно относиться к обыденным грехам, но возможно кого-то это утешит и внесёт некоторый порядок в духовной жизни.

📔Увидеть конкретные примеры грехов с облегчающими или отягчающими условиями можно увидеть в моем пособии для исповеди
#мораль #духовнаяжизнь
13👍2
📖В сегодняшнем евангельском чтении находятся слова Спасителя: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него» (Лк.11:0-13).

Господь поощряет молитвенную настойчивость человека, и, вместе с тем, показывает, что просимое должно быть полезно человеку. Если бы человек знал, к каким житейским и духовным проблемам может привести буквальное исполнение некоторых его желаний, он бы, вполне вероятно, просил бы Бога не исполнять их. Поэтому слова «всякий просящий получает» нужно понимать в контексте всего наставления: Бог желает Своим детям добра и это с необходимостью предполагает, что некоторые желания людей не должны быть исполнены.

👉🏼Мы не знаем, о чем следует молиться
🙏🏼Нужно ли непременно верить, что получишь от Бога просимое, если не знаешь, полезно ли оно тебе?
#библия #толкование #духовнаяжизнь #молитва
9👍2
Сегодня Церковь чтит память св. Дорки, более известной нам как Тавифа. Христианка из Иоппии в Иудее, известная своей благотворительностью (Деян 9:36-41).

В Деян 9:36 она названа «ученицей», и это единственный случай употребления формы женского рода этого слова в греческом тексте Нового Завета. Неизвестно, кто она была по национальности, потому что Дорка, ее греческое имя, было распространено и среди иудеев, и среди греков. Арамейский эквивалент этого имени, «Тавифа», переводится как «серна». Когда Дорка умерла, апостол Петр находился недалеко, в Лидде. Услышав о его служении исцеления там, к Петру пришли два человека из Иоппии. Когда он прибыл, тело, помещенное в верхней комнате, было уже готово к погребению. Петр попросил плакальщиц выйти, помолился и воскресил Дорку. Ее воскресение было одним из первых чудес, совершенных апостолом.

В IV—VII веках в городах Восточной Римской империи в честь неё создавались благотворительные общества, состоявшие из женщин-христианок, которые собирали поношенную одежду, которую, выстирав и починив, раздавали беднякам.

Примечательно, что день ее памяти в месяцеслове Русской Церкви появился только в 1957 году.

📚По материалам статьи о Дорке в Большом Библейском Словаре.
12👍2
🏆Ошибочные представления о Таинствах

1. Крещение - дань народному русскому обычаю. В действительности, Крещение - это духовное рождение человека, начало его жизни с Богом.

2. Смысл Крещения - попасть под защиту Ангела-хранителя. В действительности, Крещение освобождает человека от власти сатаны и вводит в завет с Богом, человек становится частью Божьего народа. Защита Ангела-хранителя здесь далеко не на первом месте и человек может выйти из под нее, начав тяжело грешить в сознательном возрасте.

3. В Таинстве Покаяния (исповедь) прощаются только названные грехи. В действительности, прощаются все грехи, при условии, что человек имеет намерение раскаяться во всех грехах и не утаивает сознательно совершенные им смертные грехи. Исповедание обыденных грехов полезно и желательно, но не является обязательным.

4. Епитимия в Таинстве Покаяния не является обязательным элементом. В действительности, священник должен накладывать епитимии на кающихся в качестве временного наказания за исповеданные грехи, как это и предписано в чине исповеди и в «Православном исповедании» (Ч.1, вопр. 113). Неисполнение временного наказания добровольно при жизни оставляет долг наказания после смерти, не позволяющий человеку войти сразу в Царство Божие.

5. Причащение Святых Тайн - средство от всех проблем. Нередко это великое Таинство низводится до уровня универсального средства решения бытовых, физических, психических, семейных проблем. Но оно так не работает и не должно. В действительности, Таинство Причащения соединяет верующих с Богом самым тесным образом из возможных на земле, но для решения конкретной житейской проблемы необходимо с каждой из них разбираться отдельно, серьезно и поэтапно.

6. Обязательными условиями участия в Таинстве Причащения являются пост, чтение молитвенного правила и исповедь. В действительности, следует различать обязательные условия и средства, которые могут помочь приобрести должный настрой. Такими условиями в Библии называются испытание совести и осознание того, что человек вкушает Тело и Кровь Господню, а не обычную пищу (1Кор.11:28-29). К причастию нельзя приступать в состоянии смертного греха, в запрещении от духовника или епископа, в состоянии озлобленности, при наличии непрощённых обид. Все остальное является пособиями, которые могут варьироваться и отменяться в зависимости от ситуации.

7. В Таинстве Елеосвящения (Соборования) нужно непременно участвовать людям, не имеющим тяжёлых заболеваний. В действительности, собороваться можно и нужно тяжело больным людям, как об этом говорят апостол Иаков (Иак.5:14-15) и тексты молитв самого чинопоследования. Ни старость, ни сильная скорбь, ни предстоящие опасности, ни эпидемия, ни опасное путешествие и война, не являются уважительными причинами для участия в этом Таинстве.

8. Таинство Брака освящает уже существующий брак. В действительности, это неправославное понимание Таинства Брака. В Таинстве Брака семейный союз православных христиан не только освящается, но и начинает существовать. Между крещеными людьми не может быть действительного брака, который бы при этом не был Таинством. Чин обручения и венчания - это обычная форма заключения брака в Церкви, в чем нетрудно убедиться, ознакомившись с текстами чинопоследования. Кстати, поэтому совершенно необоснованны опасения некоторых людей, что с момента венчания у них начнутся проблемы, поскольку их союз будет повышен в статусе.

Какие еще ошибочные представления о Таинствах вы знаете?
#богословие #дисциплина
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥7👍6
Сегодня день памяти вмч. Димитрия Солунского, одного из наиболее чтимых святых в православном мире. Примечательно, что его житие претерпело несколько редакций, так что образ святого претерпел эволюционное развитие из ревностного учителя христианской веры г. Фессалоники в христианского правителя и военачальника. Несмотря на отсутствие у Димитрия опыта службы в армии, военный культ расцвел после того, как ему приписали спасение своего города от разрушения во время нашествий в начале VII века.

👉🏼Почему св. Димитрий Солунский изображается, подобно св. Георгию, на коне с копьем и поражает им человека?
4
Наставление св. Августина оглашенным о прощении грехов после принятия Крещения

«Когда вы будете крещены, твердо придерживайтесь праведной жизни в соответствии с заповедями Божьими, чтобы вы могли соблюдать свое Крещение до конца. Я не говорю вам, что вы будете жить здесь без греха; но они простительны, без них эта жизнь невозможна. Ради всех грехов дано Крещение; ради легких грехов, без которых мы не можем существовать, была дана молитва.

О чем эта молитва? “Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим”. Раз и навсегда мы совершаем омовение в Крещении, каждый день мы совершаем омовение в молитве. Только не совершайте того, ради чего вы должны быть отлучены от тела Христова: это должно быть далеко от вас! Ибо те, кого вы видели совершающими покаяние, совершили отвратительные поступки, будь то прелюбодеяния или какие-то тяжкие преступления: за них они несут покаяние. Потому что, если бы у них были легкие грехи, было бы достаточно изгладить их ежедневной молитвой» (Из проповеди катехуменам).
#мораль #духовнаяжизнь #молитва #августин
12
Сегодня память мученика Нестора Солунского

Этот святой совершил свой известный подвиг на ринге, одолев кровожадного великана по имени Лий, убивавшего на забаву публике невинных людей. Пример того, как правильно следует применять силу, защищая слабых. Его подвиг напоминает поступок библейского героя, будущего царя Давида, поразившего богохульника великана Голиафа в неравном бою. Затем он был схвачен и убит как христианин.

В связи с этим можно вспомнить следующее наставление свт. Иоанна Златоуста: «Поражать еще не значит быть суровым, и щадить не значит быть кротким; кроток тот, кто и может переносить нанесенные ему самому оскорбления, и защищает несправедливо обижаемых и сильно восстает против обижающих; напротив, кто же таков, тот беспечен, сонлив, нисколько не лучше мертвого, а не кроток, не скромен. Не обращать внимания на обижаемых, не соболез­новать несправедливо страждущим, не гневаться на обижаю­щих, – это не добродетель, а порок, не кротость, а беспеч­ность» (Беседа на псалом 131).
#мораль #иоаннзлатоуст
👍86
💀Самым ярким библейским образом человеческой смертности является метафорическое описание физиологических симптомов старения в последней главе книги Екклесиаста:

«Помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: "нет мне удовольствия в них!" доколе не померкли солнце и свет и луна и звезды, и не нашли новые тучи вслед за дождем. В тот день, когда задрожат стерегущие дом и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно; и запираться будут двери на улицу; когда замолкнет звук жернова, и будет вставать человек по крику петуха и замолкнут дщери пения; и высоты будут им страшны, и на дороге ужасы; и зацветет миндаль, и отяжелеет кузнечик, и рассыплется каперс. Ибо отходит человек в вечный дом свой, и готовы окружить его по улице плакальщицы; – доколе не порвалась серебряная цепочка, и не разорвалась золотая повязка, и не разбился кувшин у источника, и не обрушилось колесо над колодезем. И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл.12:1-7).

Красиво и одновременно грустно это звучит.
#библия #мораль
16🔥4
Почему антиюридизм вреден в православном богословии?

В православной богословской мысли (особенно в популярных книгах, лекциях и проповедях) очень часто критикуются юридические аспекты Божественного Откровения, точнее они отрицаются и перетолковываются (например утверждается, что Бог не наказывает, а только сам человек себя наказывает; что все библейские кары грешникам - это следствия неких духовных законов, а не суда Божия над ними; что Господь Иисус Христос не приносил себя в жертву за нас ради удовлетворения правосудия Божия; что Бог никого не отправляет в ад, а якобы грешники сами туда рвутся; что мучения грешников в аду вызваны исключительно их внутренним состоянием и действием неуврачеванных страстей). Короче, везде присутствует прямая или подспудная мысль, отрицающая то, что Бог может быть и является Праведным Судией. Что в этом плохого? Я вижу здесь, прежде всего, две основных проблемы.

1) Антиюридические представления о Боге и Его отношении к миру противоречат всему тому, о чем мы можем прочитать в Библии. В Библии множество раз указывается, что Бог наказывает грешников, действуя прямо или через кого-то (2Пет.2:4-9; Рим.2:6-8), что Христос принес себя в жертву Богу (1Ин.2:2; Евр.9:28), что Христос отправит нераскаянных грешников в огонь вечный, который был приготовлен изначально для дьявола и его ангелов (Мф.25:41; 2Фес.1:6-9). Если читать все эти тексты непредвзято, обращаясь к святоотеческим толкованиям, то мы увидим, что хотя Откровение о Боге далеко не исчерпывается юридической стороной, она занимает в нем существенное место.

2) Антиюридисты по-видимому считают, что отказ от понятия о Боге как Праведном Судие и Мздовоздаятеле, возвысит наши понятия о Боге и снимет с Него ответственность за действия, которые их очень смущают и пугают. Например, если сказать, что не Бог Своим праведным приговором отправляет грешника в ад и накладывает на него определенное наказание, а все это зависит от самого грешника, то это сделает образ Бога более "гуманным" и побудит человека к более серьезному отношению к своей жизни. Проблема здесь не только в том, что такой взгляд не находит подтверждения в Св. Писании (во многих притчах Христа показано, что Бог закрывает двери перед нераскаянными грешниками и даёт приказ выбросить их во тьму внешнюю), но и в том, что это представление как раз наоборот очень жестокое и негуманное. Задумаемся всерьез над представлением о том, что неуврачеванные страсти являются источником мучений грешника в аду. Вот не избавился он от них при жизни, и страдает теперь, потому что «хочет, но не может». Но если это представление верно, то у многих из нас нет шансов не страдать после смерти, в каждом действуют страсти в той или иной степени (а для некоторых грехов, таких как раскол или ересь, и вовсе непонятно как воздаяние может зависеть от одного состояния души). Если воздаяние приходит автоматически и определяется состоянием грешника на момент смерти, то здесь уже никого не интересуют подробности жизни человека, как он был воспитан, какие у него были смягчающие и отягчающие обстоятельства. Для того, чтобы все это учитывать, нужен личностный Сердцеведец-Судия, Который учтет все это и установит меру наказания индивидуально, с учётом всех факторов жизни. Собственно об этом и говорил Христос: «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк.12:47-48). Достаточно вспомнить эти слова, а также известный рассказ прп. аввы Дорофея про двух девочек-рабынь, которых Господь будет судить по разному, чтобы понять насколько антиюридический взгляд далёк от истины и справедливости. Автоматическое воздаяние, когда «грешник сам себя наказывает» - самое жестокое и несправедливое, потому что оно не учитывает ничего, кроме актуального состояния самого грешника, а кем он был по жизни и в каких обстоятельствах стал таким, никого не интересует.
#богословие #библия
👍17👎1
К счастью, всех нас (включая антиюридистов), будет судить справедливый и милосердный Господь, а не мы сами.
17
Правда ли, что за некоторых людей нельзя молиться?

Нужно провести различие между живыми и умершими, между молитвой на литургии и любой другой. Если в случае с умершими, учение Церкви говорит о пользе молитв за тех, кто ушел в покаянии и православной вере, то в случае с живыми, таких ограничений нет. Да, не всех положено поминать на литургии (только православных христиан, которые не коснеют в смертных грехах), но вне контекста литургии можно молиться за любого живого человека.

Господь Иисус Христос призывает молиться за обидчиков и гонителей (Мф.5:44). В «Православном исповедании Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» сказано: «Мы должны молиться за всех отошедших отсюда в православной вере; также и за еретиков и раскольников, чтобы они обратились к православной вере до своего последнего дня» (Ч. 1, вопрос 92). Архиерейский собор 1994 года обращается к православным: «Мы призываем всех членов Церкви молиться о просвещении одержимых ложными учениями и твердо хранить переданное нам, отвращаясь негодного пустословия и прекословии лжеименного знания (1Тим. 6,20)» (Определение Архиерейского Собора «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме»). В последнем случае, речь идет о сектантах, астрологах, язычниках, оккультистах, включая бывших членов Церкви.

Опасения получить из-за этого духовные нападки от бесов беспочвенны. В молитве мы просто обращаемся к Богу с просьбой обратить того или иного заблудшего к Нему, зная о том, что Он Сам «хочет, чтобы все люди спаслись и пришли в познание истины» (1Тим. 2:4). Молитва за ближнего – это дело любви, поэтому оно угодно Господу. Мнение о том, что молитва это обмен энергиями с тем, за кого ты молишься или, что молящийся берет на себя грехи тех, за кого молится, или получает предназначенные им скорби, основано на оккультном мировоззрении и не имеет отношения к православному пониманию молитвы.
#ответынавопросы #молитва #библия
👍121