чтец Сергий Федоров – Telegram
чтец Сергий Федоров
756 subscribers
378 photos
7 videos
29 files
455 links
Магистр богословия / Катехизатор / Религиовед / Клирик Русской Православной Церкви (МП)

Для тех, кто хочет быть православным и не отключать голову

Задать мне вопрос https://news.1rj.ru/str/lector_sergey_bot

Поддержать меня 5469 4000 4166 2961 (сбер)
Download Telegram
Channel name was changed to «чтец Сергий Федоров»
В связи с наступлением времени поста хотелось бы напомнить правила техники безопасности в этой области. Одно из главных правил формулирует свт. Феофан Затворник:

«Последний предел воздержания есть — не заходить за ту черту, за которой воздержание начинает расстраивать здоровье тела, и еще — не простирать воздержания до изнеможения, лишающего сил исполнять лежащие на ком обязанности. Соблюдая эту меру, воздержание может являться в очень сильной степени и не быть укорным. Укорным здесь может быть только то, если кто обратит в неотложный закон для всех одну меру воздержания; потому что по разной крепости телесной у людей это определение может оказаться для иных разрушительным. Почему оно оставлялось и оставляется всегда на свободу».
#пост #духовнаяжизнь #феофанзатворник
👍3
Миф#1: Христианин должен игнорировать причиненные ему обиды и нанесенные оскорбления.

Есть христиане, которые думают что правильно всегда терпеть нанесенные обиды (настоящие, а не надуманные) молча, однако Спаситель заповедал иное. Вместо того чтобы держать все в себе, нужно первому сделать шаг для конструктивного разрешения конфликта. Напомню это полезное евангельское наставление: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь» (Мф. 18:15-17). Речь здесь, конечно, идет об отношениях между христианами, которые знают Евангелие и, так сказать, играют по одним правилам.

Продолжение в следующем сообщении. #тыжхристианин #мораль
👍4
«Когда дело касалось одних внешних, - замечает св. Иоанн Златоуст, - то Он там ничего такого не заповедовал, а говорил: "Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую" (Мф. 5:39), а здесь не так».

Предпринятое действие нужно обоим: как обиженному, так и обидчику. Последнему даже больше, ведь грех губит несчастного, и помочь ему освободиться от этого бремени будет проявлением любви. Игнорирование его дурного поступка, в данном случае, будет молчаливым покрыванием греха.

А что если и после всех увещеваний человек не захочет признавать своей вины и просить прощения? Тогда прекрати с ним общение, держи дистанцию, по словам блаженного Августина, «не считай теперь его одним из братьев твоих. Но и не отрицай его возможность спасения. Вот и язычников мы не считаем нашими братьями, но всегда молимся об их спасении». #тыжхристианин #мораль
👍6
О ловушке свободных отношений. Написано ещё в начале прошлого века, но по прежнему актуально.

«Женщина, требующая свободной любви, в сущности, играет на руку тому же своему поработителю – мужчине. Отбросив свой лучший щит и оборону – христианство и данную ей природой скромность, и сорвав с себя покрывало женской застенчивости и стыдливости, она легко может сделаться добычей таких нападений со стороны мужчины, которые лежат совершенно за пределами её соображений. Мужчина, искусно завлекши такую женщину в свои любовные сети (ведь и эмансипированная женщина в этом отношении не перестает быть женщиной), взявши от нее все, что только она может дать, теперь в низкой неверности оставляет её на произвол судьбы, и она не вправе жаловаться на нарушенную верность в любви и этим самым, в действительности, апеллировать к браку, потому что сама же издевалась над ним как над условностью» (протоиерей Николай Стеллецкий. Опыт нравственного православного богословия в апологетическом освещении).
#отношения #брак #мораль
👍6
Очень часто в различных православных диалогах, статьях и книгах, звучат утверждения - "Это учение Церкви", "Церковь приняла это", "Позиция Церкви такова". При этом, если начнешь разбирать защищаемый тезис, часто оказывается, что это не более чем мнение отдельного авторитетного лица или группы лиц (а иногда и просто бред, озвучивающего тезис).

Итак, церковным учением или позицией, можно считать только то, что письменно выражено в источнике, об авторитетности которого засвидетельствовано церковной властью Поместной церкви или всей Церкви в целом (наличие грифа церковной цензуры или благословение отдельного епископа, не считается здесь достаточным). И это совершенно естественно, так как в таком случае мы видим ясное свидетельство общецерковного признания некоего положения. Альтернативным способом определения церковного учения еще можно считать "согласие отцов" - это когда большинство авторитетных в Церкви лиц (святых отцов) независимо друг от друга свидетельствуют о некоем учении, как о принятом от Господа Иисуса Христа.

Все, других способов не предусмотрено. Друзья, не ведитесь на голословные утверждения и не озвучивайте их сами!
👍7
Страх и раздражение от определенности церковного вероучения, досада от того, что туманное стало ясным и предпочтение ему собственных догадок, понятных и приятных, обнаруживает поистине человеческую глупость и гордыню.

Желание знать действительно правильные ответы на самые важные вопросы, иметь представление о том, как все работает на самом деле, какова бы ни была эта реальность, есть естественная потребность каждого честного человека. В море неизвестного, вероятного, субъективного, где относительно многих вещей у нас есть только попытки ограниченного человеческого разума разгадать неизведанное, существование Откровения и его Хранительницы-Церкви, дающей четкие и определенные ответы, есть настоящий подарок человечеству, жаждущему знать истину.

И только безумный и нечестный человек, даже исповедующий на словах веру в Церковь, предпочтет свои фантазии, не отражающие объективной реальности, но симпатичные ему, Божественному Откровению и Его Непогрешимой Истолковательнице.
Библейское обоснование некоторых пластических операций:

"До‌лжно иметь в виду, что одно дело подделывать красоту, которой нет, и совсем другое – скрывать вызванное болезнью или какой-либо иной причиной уродство. Последнее является совершенно законным, поскольку, по словам апостола, «которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечение» (1Кор. 12:23)" (Фома Аквинский. Сумма теологии. Т. 9).
#мораль
1
Про дорогие костюмы и облачения:

"Высокопоставленные особы и служители алтаря облачаются в более дорогие одежды, чем остальные, не ради собственной славы, а для того, чтобы обнаружить превосходство своего положения или служения, и потому это не вменяется им в грех. В связи с этим Августин говорит: «Всякий, кто при использовании внешних вещей выходит за пределы норм, соблюдаемых теми добродетельными людьми, с кем ему доводится жить, либо делает это ради того, чтобы этим что-либо обозначить, либо же виновен в грехе, поскольку пользуется этими вещами ради чувственного удовольствия или хвастовства»" (Фома Аквинский. Сумма теологии. Т. 9).
#мораль
👍2
🍾О различии в злоупотреблении алкоголем:

"Грех пьянства.. состоит в неумеренном вожделении и употреблении вина, что может происходить трояко.

Во-первых, так, что человек не знает о том, что пьёт неумеренно и от этого опьянеет; в таком случае.. пьянство может быть без греха.

Во-вторых, так, что он осознаёт, что пьёт неумеренно, но при этом не знает, что опьянеет; в таком случае пьянство может приводить к простительному греху.

В-третьих, так, что человек отдаёт себе отчёт в том, что пьёт неумеренно и опьянеет, и всё же предпочитает напиться, чем воздержаться от питья. Такой человек в прямом смысле слова является пьяницей, поскольку нрав получает свой вид не от происходящего акцидентно и непреднамеренно, а от непосредственно входящего в намерение.

В таком случае пьянство является смертным грехом, поскольку человек произвольно и осознанно лишает себя возможности использовать разум, с помощью которого он исполняет дела добродетели и избегает греха, то есть, подвергая себя опасности впасть в прегрешение, тем самым совершает смертный грех. Поэтому Амвросий [Медиоланский] говорит: «Нам заповедано остерегаться пьянства, которое препятствует нам избегать тягчайших грехов. Ведь то, чего мы избегаем, когда трезвы, мы неосознанно совершаем, когда пьяны». Следовательно, пьянство в строгом смысле этого слова является смертным грехом" (Фома Аквинский. Сумма теологии. Т. 9).
#мораль
👍1
Миф#2: Христианин должен быть со всеми в мире и согласии.

Бытует ошибочное представление, что если ты христианин, то просто обязан со всеми дружить, всем улыбаться, а если ты этого не делаешь, то в тебе нет любви. Действительно, мы знаем слова апостола Павла: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12:18). Но здесь важна оговорка «если возможно».

Продолжение в следующем сообщении.

#тыжхристианин #мораль
Потому что, как комментирует прп. Исидор Пелусиот, «иногда бывает это и невозможно, например, когда… идет речь о благочестии или когда надобно стоять за обиженных». Отсюда святой заключает, что есть «и брань святая, и мир, хуже всякой непримиримой брани. <...> Ибо и разбойники заключают между собою договоры, вооружаясь на не сделавших им никакой обиды; и волки собираются в стаю, когда жаждут крови; и прелюбодей с прелюбодейцей, и блудник с блудницею живут в мире. Посему, не полагай, что мир везде есть благо. Нередко бывает он хуже всякой войны. Когда мирится кто со злословящими Промысл и заключает договоры с людьми, негодными по жизни, которые строят козни и наносят вред общему житию, тогда поселяется он где-то вне и вдали от пределов мира».

Особенно важно помнить это, когда близкий тебе человек грешит сам и тянет в погибель тебя: например, через вовлечение в какой-либо порок или лжеучение. Тут уж нужно выбирать, кто тебе дороже, Христос или этот друг. В таких случаях не просто можно, а даже нужно бежать от такого человека и рвать с ним все отношения, потому что «если друг твой, который вредит тебе, будет совершенно неизлечим, то он, будучи от тебя отсечен, и тебя освободит от всякого вреда, и сам избавится от большого осуждения, поскольку он, помимо своих грехов, уже не будет подлежать ответственности и за твою погибель» (свт. Иоанн Златоуст).
#тыжхристианин #мораль
👍1
Миф#3: Христианину безусловно запрещено гневаться и негодовать.

Господь Иисус Христос: «Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» (Мф. 5:22). Еще в Ветхом Завете было заповедано: «Гневаясь, не согрешайте» (Пс. 4:5). Таким образом, мы можем видеть, что гнев и негодование не является чем-то греховным само по себе. Критериями похвального употребления гнева являются:

🎯1. Цель. Если ты гневаешься, чувствуя себя оскорбленным и желаешь причинить зло обидчику – это плохо. Если же твой гнев направлен на исправление человека, обуздание его дурного поведения, особенно когда речь идет о защите другого невинного человека, то это похвально и не будет грехом. Прп. Исидор Пелусиот пишет: «Слово Божие воспретило не просто гневаться, но гневаться напрасно. А иногда и гневаться бывает полезно, когда делается сие или за славу Божию, или за обижаемых, или к исправлению ближнего».

Продолжение в следующем сообщении.
#тыжхристианин #мораль
👍1
🤺2. Мера. Какой бы благородной не была цель негодования, все может испортить неумеренность. Ну и конечно, употребление силы в конфликтных ситуациях должно быть соразмерно пользе, происходящей от этого. Впрочем, об этом говорит и государственное законодательство.
#тыжхристианин #мораль
👍1
В умах многих людей и массовой культуре есть представление о конкретном времени и способе смерти, как о чем-то заранее предначертанном и неотвратимом. Вспомнить хотя бы ужастик «Пункт назначения», где ужасная смерть находила людей, как бы они от нее не убегали. Но такое представление чуждо христианскому мировоззрению.

Во-первых, мы в принципе не верим, что все в жизни предопределено. Все в руках Божиих, но это не означает детерминированности.

Во-вторых, Бог не предначертывает каждому время и способ смерти. Хотя многое здесь покрыто тайнами и ничего не происходит без попущения Божия, однако это не означает, что ничего невозможно здесь изменить.

Слово Божие свидетельствует, что человек сам может способствовать сокращению или увеличению сроков своей жизни. Грешник умирает не вовремя, потому что не хочет перестать грешить (Еккл.7:17). Убийцы лишают невинных жизни, нередко раньше положенного времени. Праведники же наоборот получают в награду долголетие (Пс.90:16), хотя и это не универсальный закон. Прп. Анастасий Синаит пишет: «Что же касается того, что для каждого из людей [заранее] определен способ смерти, день и час ее, а также каким образом каждый должен умереть, то отведи [нас, Господи, от всякой] бессмыслицы. Все это старушечьи басни! Если для каждого определен способ смерти и его нельзя никоим образом избежать, то почему мы, заболев, обращаемся за врачебной помощью и просим также помощи у Бога и святых [мужей]? Почему, отправившись в морское путешествие, мы ищем [безопасной] гавани и избегаем разбойничьих мест, а в сражениях с врагами мы соблюдаем бдительность? Если Авелю был предопределен таковой способ смерти, то почему осуждается Каин, к которому мы испытываем отвращение? Почему мы приговариваем к смерти убийц, если их жертвам надлежало быть убитыми? Почему мы молимся о долголетии и о том, чтобы не впасть в искушение (Мф. 6:13; Лк. 11:4)?» (О пределе жизни и смерти).

В общем, вопрос о смерти сложный, но во многом мы сами или другие люди, служат ускорению или откладыванию времени нашей смерти. Все это, конечно, каким-то образом включено в Промысл Божий, который нам не понять.
#смерть #промысл #анастасийсинаит
👍1
Миф#4: Христианин должен вступать в половые отношения только ради продолжения рода.

Хотя такое представление широко распространено и находит поддержку у немалого количества церковных учителей и отцов Церкви, его нельзя признать состоятельным. В Библии половые отношения супругов упоминаются всего один раз в связи с целью продолжения рода (Быт. 1:28). В других местах Слово Божие поощряет к наслаждению телесной близостью с супругой (Прит. 5:18), а также рассматривает половые отношения, как знак проявления взаимной принадлежности супругов, и как средство против половой распущенности (1Кор. 7:2-5).

Продолжение в следующем сообщении.
#брак #отношения #тыжхристианин #мораль #учениецеркви
👍2
В «Основах социальной концепции РПЦ» сказано следующее: «Осуждая порнографию и блуд, Церковь отнюдь не призывает гнушаться телом или половой близостью как таковыми, ибо телесные отношения мужчины и женщины благословлены Богом в браке, где они становятся источником продолжения человеческого рода и выражают целомудренную любовь, полную общность, "единомыслие душ и телес" супругов, о котором Церковь молится в чине брачного венчания. Напротив, осуждения заслуживает превращение этих чистых и достойных по замыслу Божию отношений, а также самого человеческого тела в предмет унизительной эксплуатации и торговли, предназначенный для извлечения эгоистического, безличного, безлюбовного и извращенного удовлетворения».
#брак #отношения #тыжхристианин #мораль #учениецеркви
👍1
Вчерашнее и сегодняшнее рядовое чтение из Библии говорит о супружеской верности и семейном счастье:

«Не внимай льстивой женщине; ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый; ноги ее нисходят к смерти, стопы ее достигают преисподней. Если бы ты захотел постигнуть стезю жизни ее, то пути ее непостоянны, и ты не узнаешь их. Итак, дети, слушайте меня и не отступайте от слов уст моих. Держи дальше от нее путь твой и не подходи близко к дверям дома ее, чтобы здоровья твоего не отдать другим и лет твоих мучителю; чтобы не насыщались силою твоею чужие, и труды твои не были для чужого дома. И ты будешь стонать после, когда плоть твоя и тело твое будут истощены,- и скажешь: "зачем я ненавидел наставление, и сердце мое пренебрегало обличением, и я не слушал голоса учителей моих, не приклонял уха моего к наставникам моим: едва не впал я во всякое зло среди собрания и общества!" Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя. Пусть [не] разливаются источники твои по улице, потоки вод - по площадям; пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою. Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно. И для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди чужой? Ибо пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его».

📖Книга притчей, глава 5, стихи 2-21.
👍2
Миф#5: христианин не может применять физическую силу, если его здоровью и жизни угрожает опасность.

В словах: «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5:39), Христос заповедал нам терпеливо переносить обиды и не воздавать злом за зло, останавливать распространение зла на самих себе.

Здесь вовсе нет запрета на защиту другого человека от нападения, равно как и запрета на самооборону. Однако и в таком случае, чтобы избежать греха, необходимо соблюдение некоторых условий:

а) главный мотив применения силы - забота о душе обижающего, а не себялюбие;
б) меры терпения и уступчивости оказались недействительными, только тогда уместно применить силу (здесь надо действовать по ситуации);
в) наше намерение пресечь зло, но не мстить.

Надо полагать, что та же логика может быть применена и к иным формам насилия, включая травлю в коллективе. Не воздавать злом за зло, проявлять христианское смирение – не означает бездействовать.
#тыжхристианин #мораль
👍2
Можно ли христианам создавать семью с иноверцами или неверующими?

Слово Божие заповедует вступать в брак «только в Господе» (1Кор. 7:39), то есть с настоящими христианами. Согласно священным канонам, такой «брак нужно считать недействительным и беззаконное сожительство расторгать, ибо не следует смешивать несмешиваемое и сочетать волка с овцой и жребий грешников с частью Христовой. Если кто-нибудь преступит определенное нами, да будет отлучен» (72 канон Трулльского собора). Христианин не должен вступать в брак с лицом, с которым не сможет венчаться в Церкви, будь то иноверец или безбожник.

Архиерейский собор 2000 года объясняет этот канонический запрет так:

«Общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Только единая в вере семья может стать "домашней Церковью" (Рим. 16. 5; Флм. 1. 2), в которой муж и жена совместно с детьми возрастают в духовном совершенствовании и познании Бога. Отсутствие единомыслия представляет серьезную угрозу целостности супружеского союза. Именно поэтому Церковь считает своим долгом призывать верующих вступать в брак "только в Господе" (1Кор. 7. 39), то есть с теми, кто разделяет их христианские убеждения» (Основы социальной концепции РПЦ. Х.2).
#брак #отношения #мораль #учениецеркви #ответынавопросы
3