чтец Сергий Федоров – Telegram
чтец Сергий Федоров
757 subscribers
378 photos
7 videos
29 files
455 links
Магистр богословия / Катехизатор / Религиовед / Клирик Русской Православной Церкви (МП)

Для тех, кто хочет быть православным и не отключать голову

Задать мне вопрос https://news.1rj.ru/str/lector_sergey_bot

Поддержать меня 5469 4000 4166 2961 (сбер)
Download Telegram
Интересное суждение блж. Августина о соотношении авторитета Священного Писания и сочинений церковных толкователей/отцов Церкви как пособий для личного размышления над библейским текстом:

«Только к тем книгам Писания, которые уже называются каноническими, я научился относиться с таким уважением и таким благоговением, что твердо верую: ни один из авторов этих книг, когда писал их, ни в чем не ошибся. И если мне вдруг повстречается в этих книгах нечто, что покажется противным истине, я без всяких сомнений прибегну к одному из следующих объяснений: либо рукопись испорчена, либо переводчик не понял того, что было сказано, либо сам я плохо понял текст.

Всех же прочих писателей, сколь великими и выдающимися не были бы их святость и ученость, я читаю так: я не признаю написанное ими истинным только по причине того, что они так думали, но признаю это истинным в том случае, если они смогли убедить меня, используя для этого либо канонических авторов, либо обладающее доказательной силой разумное рассуждение» (Epistle 82. 3).

Совсем непохоже на то, что написал некогда диак. А. Кураев: «Как плод духовного опыта подвижника, святоотеческий теологумен нельзя отвергать во имя моего частного богословского мнения, моих личных философских пристрастий или предпочтений. Теологумен может быть сопоставлен только с теологуменом же – то есть с суждением другого Отца по тому же духовному вопросу».

Из другого письма, о сочинениях отцов:

«Сочинения этого рода надлежит отличать от авторитета канона [Библии]. Ведь эти сочинения не следует читать с целью привести из них некое свидетельство, вопреки которому нельзя нечто утверждать, причем даже тогда, когда, возможно, их авторы думали иначе, чем того требует истина» (Epistle 93. 35).

Кстати говоря, сам Августин составил учебник по самостоятельному толкованию Писания для христиан. Рискнёт ли кто-нибудь обвинить его в протестантизме?

У нас же зачастую принято рассматривать святоотеческие сочинения чуть ли не на одном уровне с Писанием, как универсальный ключ к нему.
#августин #библия #богословие
👍8
В качестве дополнения к предыдущей записи со словами св. Августина, приведу похожее рассуждение русского патролога Н. И. Сагарды (его лекции одобрены Учебным комитетом Русской Церкви в качестве основного пособия по патрологии в духовных учебных заведениях):

«Отцов Церкви можно рассматривать или отдельно каждого, или всех вместе; в том и другом случае необходимо принимать во внимание частнейшие, но весьма важные соображения. Иногда мы видим, что отдельный отец Церкви на вопросы, поставленные его любознательным и проницательным умом, дает робкие, малоуверенные ответы. Таких решений, конечно, нельзя приравнивать к ясным и твердым суждениям, которые вытекают из всего учения этого же отца. Но и в последнем случае, когда язык отца не представляет ни неуверенности, ни возможных при ней вариаций, необходимо исследовать вопрос, на который простирается его утверждение, мотивы, на которых это утверждение основывается.

Если отец высказывает то, чему он учит, как слово Спасителя, как Откровенное учение, дошедшее до него путем непрерывного предания; если он говорит: «мы веруем», «исповедуем», «мы научены», «апостолы предали», «Церковь соблюдает»; если, наконец, мы не имеем никаких основательных данных сомневаться в правдивости этого утверждения, – то мы должны смотреть на него как на свидетеля, и его свидетельство, даже рассматриваемое отдельно, имеет высокое значение; сила этого свидетельства тем больше, чем ближе этот отец стоит к источнику апостольского Предания, чем определеннее он указывает и защищает в каком–нибудь положении учение Христа и апостолов или общий голос всех верующих или всех Церквей, иногда в противоположность к новшествам еретиков, следовательно, на основании специального исследования вопроса. Если же оказывается, что отец формулирует свое собственное мнение, излагает, как он сам понимает тот или другой догмат, словом, раскрывает свое личное богословие, тогда воззрения этого отца имеют силу постольку, поскольку убедительна его аргументация. Он – апологет, богослов, мыслитель, но не свидетель».

На мой взгляд, только с таким подходом и нужно изучать святоотеческие творения, чтобы это было рассудительно и с пользой.
#богословие
👍2
Поэтому неправильно говорить о том, что святоотеческие творения составляют собой Св. Предание. Нет, они могут включать в себя некоторую часть того, что является Св. Преданием (как и богослужебные тексты, иконография, источники по церковной истории), но ни в коем случае, не тождественны ему. Это приходилось разъяснять ещё в XIX веке нашему русскому патрологу свт. Филарету Черниговскому:

«Отцы Церкви держались Предания, где было нужно, точно так же, как благоговейно описывали деяния Церкви и частных лиц. Но они же размышляли о слове Божием, о предметах веры, о правилах жизни, они спорили и ораторствовали, философствовали и были филологами и при этом даже ошибались; потому говорить, что учение об Отцах Церкви то же, что учение о Предании, значит не понимать Отцов Церкви или, намеренно закрыв глаза для предмета, толковать о нем по своему произволу. Если хотите, можете извлекать из учения Отцов Церкви учение Предания, но это будет особая работа, но не учение об Отцах» (Цит. по: Глубоковский Н.Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии).
#богословие
чтец Сергий Федоров pinned «Вы можете задать любой вопрос о православной вере и традиции на сайте https://azbyka.ru/vopros/ Я и другие участники постараемся Вам подсказать что-то.»
Многие верующие считают центральным моментом всенощного бдения - помазание елеем. Они стремятся обязательно дождаться этого момента на службе, поучаствовать, после чего могут уйти домой. Но многие ли задумывались, что это за действие, откуда оно в нашем богослужении и является ли действительно его центром?

Елеопомазание (так это называть более правильно) связано с распространением в Восточной Церкви Иерусалимского устава. В лавре прп. Саввы Освященного с V века существовал обычай совершать помазание братии елеем из лампады, горящей у могилы прп. Саввы, что символизировало благословение святого, невидимо преподаваемое братии. С распространением Иерусалимского устава сначала в Малой Азии, а затем и повсеместно в Восточной Церкви помазание елеем стало совершаться в дни памяти и др. почитаемых святых. 

Так местный обычай одного палестинского монастыря, стал повсеместным в византийской традиции. В древнерусской практике использовался елей из лампады, горящей во время службы перед праздничной иконой, в современной практике используется елей, благословленный на литии вместе с хлебами, пшеницей и вином.
👍9
О мифе относительно способности мученика Уара "вымаливать" умерших некрещеных

1. А правда, что мч. Уар имеет особую благодать вымаливать некрещёных?
— Нет, неправда. Нет никаких церковных подтверждений такому мнению.

2. А откуда же тогда идёт такое поверье?
— В том виде, в каком мы его знаем, оно идёт из старообрядческой среды (судя по всему, беспоповской), но имеет основание в некоторых славянских книжных памятниках.

3. Что именно послужило появлению идеи, что мч. Уар может вымаливать некрещёных?
— Слова мч. Уара к Клеопатре (когда он является ей в видении), находящиеся в самом древнем русском стишном Прологе 1429 года, идентичном ему Прологе 1370 года, первом печатном славянском Прологе 1641 года и в Четьих Минеях митр. Макария.

4. Какие это слова?
— «Первое убо умолих Бога о роде твоем поганом сущем». «Поганом» — значит нечестивом, некрещёном.

5. Но ведь это древние Прологи. Почему они не могут быть авторитетным подтверждением церковности этого верования?
— Во-первых, потому, что есть и другие редакции жития мч. Уара того же времени, и в них нет упоминания о «поганости» рода Клеопатры.
Во-вторых, потому, что ни в одном из доступных греческих синаксарей нет такой характеристики клеопатриных родителей: ни в Синаксаре иером. Макария Симонопетрского (XX в.), ни в синаксарях прп. Никодима Святогорца и К. Дукакиса (XIX в.), ни в переводах Метафрастова жития (XVII и XIX вв.). Только в дометафрастовом житии (Acta sanctorum, Oct. VIII, p. 434C (§ 47)) есть похожее место, но оно выглядит так: «[Разве] я не знал, что ты положила меня близ родителей, которые [теперь] с нами, которых я освободил от многих грехов ради тебя, умолив Владыку Христа дать им оставление?»
В-третьих, уже во втором печатном издании того же Пролога 1659 года упоминание о «поганости» родителей Клеопатры вырезано справщиками, нет его и в редакции свт. Димитрия Ростовского.

6. А откуда же тогда это словосочетание взялось в русском Прологе?
— По всей видимости, это или ошибка перевода (вариант: ошибка переписчика греческой рукописи-источника, с которого делался славянский перевод), или интерпретация жития древним славянским редактором Пролога. Второе вполне вероятно, учитывая, что безымянный редактор-славянин (по свидетельству дореволюционного исследователя архиеп. Сергия (Спасского)) довольно свободно обращался со сказаниями, выделял из житийных сказаний отдельные статьи (как, кстати, и обстоит дело с отдельным житием Клеопатры и ее сына Иоанна), удлинял их, дополнял сведениями из каких-то других источников, даже сочинял новые сказания для ошибочно «выделенных» святых (например, из Авраамия Арвильского он «сделал» двух святых)?

7. А откуда целая бденная служба мч. Уару с характерным названием, помещённая в Минеях XX века Издательства Московской Патриархии?
— Как показало исследование архива Миней, эта служба взята из рукописного богослужебного сборника (БАН) XVIII-XIX вв. старообрядческого беспоповского происхождения (вероятно, выго-лексинского). До XIX в. никаких специальных «функциональных» канонов, а тем более бденных служб, ни в Канонниках, ни в Псалтирях с восследованием не обретается (будь то рукописные или старопечатные дореформенные). Да и в печатных старообрядческих изданиях, наиболее известных и довольно доступных, нет ни канона, ни тем более службы. В старопечатных и в рукописных славянских Канонниках вообще не видно никакого выделенного почитания мч. Уара ни в какой связи. После этого исследования бденная служба с характерным названием была изъята из последнего издания Миней Московской Патриархии.

8. А как же тогда свт. Афанасий (Сахаров) ссылается на старинные Канонники и считает их авторитетом в этом вопросе?
— Свт. Афанасий, часто ссылаясь в своём труде на старые книги как на авторитет, при этом никак их не классифицирует. Они для него все «старинные», а значит авторитетные. От такого упрощения и происходят многочисленные ссылки на древние книги в дискуссиях об этой службе или каноне.

Продолжение дальше

#мифы
👍3
Но в наше время, когда огромное количество источников оцифровано и находится в мгновенном доступе через интернет, мы видим, что нужно очень внимательно разбираться, что за «старинный» канонник или сборник находится перед тобой. То, что это рукопись, еще ни о чём не говорит. В приведённых данных из архива зелёных Миней богослужебный сборник — тоже рукопись, но совсем не XIV или XVI вв. А рукопись XIX в. — это уже совсем не тот статус.

P.S. Кстати, специальному «функциональному» выделению мч. Уара (как и прп. Паисия для молитвы за умерших без покаяния) способствовали и очень странные верования старообрядцев. Например, у некрасовцев, как пишет исследователь старообрядческой иконописи и культуры Ю.Е.Горбунов, «обращаться с молитвой к Самому Христу за умерших "не по чину" (или "заложных покойников") считается за грех и великую дерзость». Что уж говорить про умерших некрещёных! Судя по всему, старообрядцы древнюю идею, порожденную славянским Прологом XIV в., развили в самоценное предание, которое глубоко укоренилось и утвердилось благодаря догматизации обрядовых правил, жесткой развёрнутой системе регламентации жизненных событий (правильно/неправильно, по чину/ не по чину), а также, не в последнюю очередь, из-за трагедии лишения иерархии и «соборней службы». А написать службу или канон — это уже вопрос желания, умения и запроса.

✒️священник Иоанн Нефёдов, член комиссии по богослужению и церковному искусству Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви
#мифы
👍6
Из сегодняшнего рядового чтения за богослужением:

«Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества. Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа» (Рим. 7:2-3).
#библия #мораль
👍5
Много недопониманий между людьми, в том числе очень близкими друг другу, происходит из-за того, что некоторые из них не умеют говорить прямо о своих нуждах, претензиях, пожеланиях. Прп. авва Исаия напоминает простую мудрость: «Если имеешь в чем нужду, а брат не догадывается дать тебе это, не скорби на него, говоря: «почему он сам не догадался дать». Скажи ему с доверчивою простотою: «окажи любовь, дай мне то или то, потому что я имею в том нужду». Такова святая искренность сердца. Если же не скажешь, но будешь роптать и укорять брата в сердце твоем, то подвергнешься осуждению».
#отношения
11👍8
Библейский текст без смягчения

Из книги П. Бегичева «Современное христианское мифотворчество и разрушение мифов»:

«Переводчики, давшие нам так называемый «Синодальный перевод Библии», были на редкость деликатными и тактичными людьми.

Как иначе объяснить намеренное смягчение при переводе некоторых слов и выражений? Понятно, что с точки зрения современных кисейно-елейных христиан, апостолы просто не могли выражаться грубо. Поэтому в синодальном тексте серьёзные и экспрессивные мужчины частенько разговаривают как выпускницы института благородных девиц.

Приведу только несколько таких примеров:
 
1. О, если бы удалены были возмущающие вас! (Гал. 5:12).

На самом деле Апостол Павел говорит о лжеучителях, проповедующих обрезание, дословно следующее: «О, если бы оскопили себя возмущающие вас!»

На современном разговорном русском языке мысль этой фразы можно выразить так: «Они хотят, чтобы вы обрезывались! Да хоть бы они сами себе там всё поотрезали!»
 
2. Но, как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих (Откр. 3:16).

— Извергну из уст! — Разве это хотел сказать Христос? Конечно же, там говорится о том, что Христу настолько противна теплохладность Лаодикии, что Его скоро стошнит, вырвет, вывернет наизнанку!

Тем более странно, что переводчики постеснялись употребить здесь глагол «блевать», хотя в других текстах они без стеснения его используют, равно как и существительное «блевотина» (Прит. 25:16; Ис. 19:14; Ис. 28:8; Иер. 48:26; 2 Пет. 2:22).
 
3. Отсюда произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом… (Деян. 15:39).
 
Читая этот стих, мы можем подумать, что Павел и Варнава, не поняв друг друга, прослезились от горечи, кривя рот и покусывая губы, а затем сжали зубы и молча разошлись в разные стороны.

Но Лука не случайно употребляет тут существительное παροξυσμός — раздражение, озлобление, ожесточение. Лука не скрывает, что грех между Павлом и Варнавой был очень серьёзен. Это был не вздох огорчения. Возможно, апостолы орали друг на друга, доказывая свою правоту. Да, скорее всего, позже они помирились, но в тот момент между ними было не мягкое огорчение, но самая настоящая, серьёзная ссора, даже, можно сказать, свара.
 
 4. Всё почитаю за сор, чтобы приобрести Христа (Фил. 3:8).

Слово «сор», конечно же, несёт идею малой ценности всех жизненных достижений апостола Павла. Но всё же апостол выразился гораздо крепче. Греческое σκύβᾰλον словарь Вейсмана переводит, как «помёт, кал, испражнение, дрянь», а G. Abbott-Smith толкуя его именно в Фил. 3:8 пишет о «refuse, especially dung». Не знаю, можно ли перевести «скубалон», словом «говно» (вполне, кстати, литературным, хотя и содержащим в словаре Ожегова пометку «груб.»), но уж слово «дерьмо» вполне можно употребить… Павел действительно все свои достижения вне Христа ценил, мягко говоря, весьма невысоко. И уж если Дух Святой вдохновил Павла на использование такого слова, то почему мы должны смягчать это выражение?

5. Вся праведность наша — как запачканная одежда (Ис. 64:6).
 
Вряд ли мы особо ужаснёмся грехам нашим, прочитав такой перевод. Ну запачкали одежду, прислонившись к свежепобелённой стене!

Но евреи, читая этот стих, должны содрогнуться от отвращения. Ведь здесь употреблено слово, означающее тряпку, которую использовали женщины во время менструации. Штейнберг переводит этот текст как "временный наряд, надеваемый женщинами во время очищения"».
#библия
👍15🤔1
Мое пособие для подготовки к исповеди доступно на Азбуке веры (для чтения онлайн и скачивания)
#мораль #моиработы
👍17
Как без труда определить, когда в употреблении естественных вещей (например, еда, хобби, накопление материальных средств и т.п.) мы зашли за крайнюю грань и совершили уже тяжкий грех, изгоняющий из нас Св. Духа и лишающий Царства Небесного?

🎯Когда вещь из средства стала целью и мы поставили ее на главное место в своей жизни, которое предназначено для Бога, так что без проблем можем позволить себе сознательно нарушить заповедь Божию, чтобы получить желаемое (например, пойти на преступление, чтобы получить какую-то вещь).

Такой грех требует серьезного осознания, исповеди и понесения исправительного наказания, то есть всего того, что называется деятельным покаянием.
#мораль
1👍1
Друзья, если у вас есть предложение затронуть какую-то конкретную тему или вопрос, напишите, пожалуйста, в комментариях.
Следует различать три совершенно разных понятия, которые часто путают, даже в умных книжках.

Священное (Апостольское) Предание - незафиксированная в библейском тексте часть апостольского учения и установлений. Именно оно является непререкаемым авторитетом в Православии и римо-католицизме, наряду со Священным Писанием.

Предание Церкви (церковное наследие, традиция) - совокупность всего позитивного опыта Церкви. Это очень сложное и неоднородное понятие. На основании этого богатого наследия, сегодняшняя Церковь формулирует ту или иную позицию.

Церковные предания - различные сказания и легенды о жизни святых и истории Церкви. Они достоверны постольку, поскольку упоминаются в аутентичных источниках и к авторитету церковного учительства не имеют отношения.
#богословие
👍51
На беседах перед крещением я обычно говорю родителям, что детское крещение имеет смысл только в двух случаях: 1) смертельная опасность, 2) твердое и сознательное решение воспитать ребенка христианином.

Такое крещение будет плодотворным только в том случае, если родители так устроят его воспитание и образование, чтобы он, по выражению свт. Феофана Затворника, достигнув переходного возраста, «нашел себя христианином». Чтобы понимал для себя, зачем его крестили и как жить в соответствии с этим высоким званием. Он должен как бы вновь пережить духовное рождение, которое произошло уже однажды бессознательно. Священноисповедник Сергий Правдолюбов пишет об этом: «Мы родились во второй раз от воды и Духа, но бессознательно – по причине своего младенчества. А потому обязаны по вступлении в сознательный возраст вновь пережить свое рождение, принять уже сознательно это твердое решение – отречься от сатаны и сочетаться Христу. Переживал ли ты этот нравственный переворот? Если нет, то нужно его перечувствовать и пережить! Надо сказать Христу: "Я по вере родителей и восприемников некогда в младенчестве отрекался от сатаны и сочетался с Тобою – теперь же я сознательно отрекаюсь, уже сам, от сатаны и сочетаюсь на всю жизнь с Тобою, моим Спасителем и Господом!"».
#духовнаяжизнь #дети
👍16👏21🤔1
🔎Почему Церковь не разрешает венчание в некоторые дни и периоды года?

👩‍❤️‍👨Это никак не связано с интимными отношениями супругов.

🥂По объяснению сербского канониста свт. Никодима (Милаша), этот запрет связан с тем, что «венчание вообще всегда сопровождается веселием и пиром. Это празднество было бы совсем противно духу христианской Церкви, если бы происходило во дни, определенные Церковью для умерщвления плоти и размышления о грехах, как бывает во дни поста, а также и в те дни, когда христиане должны оставлять все земные дела и проводить время в духовном праздновании и веселии, как во дни некоторых больших церковных праздников. В виду этого, церковным законодательством точно определено, в какие дни не должны происходить такие пиршества и, следовательно, когда не должно совершать венчания. <...> Впрочем, если венчание совершено в запрещенный Церковью день, то брак остается в силе и не теряет своего законного значения, если ни в чем другом не идет в разрез с существующими законами о браке» (Православное церковное право. СПб., 1897. С. 584-585).

Так как у православных христиан брак начинается именно с венчания, то и свадебное торжество неразрывно связано с днём венчания.

Кстати говоря, эти запретные дни отличаются в разных поместных церквах. Например, у греков не принято венчать по средам и пятницам, а у русских - накануне этих дней (так как церковный день начинается с вечера, это более логично).
#брак #дисциплина #ответынавопросы
🔍Возможно ли человеку исполнить все заповеди Божьи?

Слово Божие отвечает утвердительно на этот вопрос. Господь говорит в Евангелии: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин. 14:21), «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» (Мф. 19:7). Господь не даёт невыполнимых задач, однако нужно понимать, что это возможно лишь с Его помощью и Его силой.

Карфагенский собор определил: «Если кто скажет, что благодать оправдания нам дана ради того, чтобы возможное к исполнению по свободному произволению удобнее исполняли мы через благодать, словно бы и не приняв благодати Божией, мы хотя с неудобством, однако могли и без нее исполнить Божественные заповеди, таковой да будет анафема. Ибо о плодах заповедей не сказал Господь: "Без Меня неудобно можете творить", но сказал: "Без Меня ничего не можете творить" (Ин. 15:5)» (127 канон). Церковь учит, что «человек, повреждённый грехом, не может творить истинно добрых дел, если не получит через веру в Иисуса Христа духовной силы или благодати Божией» (Простр. христ. катехизис. О любви, о союзе между верой и любовью). Эта благодать даётся человеку именно в Церкви, через молитву и участие в церковных Таинствах (см. Простр. христ. катехизис. О вере, о восьмом члене Символа веры).

Свт. Иоанн Златоуст говорит: «Смотри, сколько таких людей, которые сделали больше, чем повелел Христос, а ты боишься не выполнить и меры повеленного. Итак, какое ты будешь иметь оправдание, когда ленишься совершить и закон­ное, тогда как другие устремляются далее цели? Тебе мы советуем подавать милостыню от имений своих, а другой отвергся всего, ему принадлежавшего. Тебя мы умоляем целомуд­ренно жить с женою, а иной не вступал и в брак. Тебя мы просим не быть завистливым, а иной самую душу полагает из любви к ближним. Тебя мы просим быть снисходительным и кротким к согрешающим против тебя, а иной, будучи ударяем по ланите, подставляет и другую. Что мы скажем, скажи мне? Как станем отвечать, не делая и того, в чем нас другие столько превосходят? Но они не превосходили бы, если бы дело не было весьма легким» (Беседы на Евангелие от Матфея, 39).
#богословие #мораль #ответынавопросы
7🤔1
🔎Может ли один из супругов отказать другому в близости без согласия последнего?

Слово Божие учит, что в браке тела супругов принадлежат друг другу: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» (1Кор. 7:4). Супруги имеют друг перед другом обязательство в области их совместной интимной жизни (1Кор. 7:3). Они не могут уклоняться друг от друга, кроме как по взаимному согласию, за исключением случаев принуждения к греховным деяниям (например, близости во время месячных, см.: Иез. 18:6). Неслучайно церковные правила не регламентируют эту тонкую интимную сферу (за исключением воздержания супругов накануне Евхаристии).

Священный Синод Православной Церкви в Америке, в полном согласии с этим библейским принципом, предлагает верующим супругам следующую практическую рекомендацию: «Супружеским парам рекомендуется воздерживаться от полового соединения время от времени, чтобы отдаться молитве (как, например, накануне Евхаристии и во время Великого поста). Однако они должны делать это только "на время по соглашению", поскольку их тела не являются их собственными, но принадлежат друг другу; и они должны "снова быть вместе, чтобы сатана не искушал" их (ср. 1Кор. 7:2-7)» (Суждения Синода о браке, семье, сексуальности и святости жизни).

Свт. Иоанн Златоуст ещё в IV веке дал разумный ответ на поставленный вопрос: «Жена не должна, говорит, воздерживаться против воли мужа, и муж (не должен воздерживаться) против воли жены. Почему? Потому, что от такого воздержания происходит великое зло; от этого часто бывали прелюбодеяния, блудодеяния и домашнее расстройство. Ведь если иные, имея своих жен, предаются прелюбодеянию, то тем более (будут предаваться ему), когда лишены будут этого утешения. Хорошо сказал: "не лишайте себя"; то, что здесь назвал лишением, выше назвал долгом, чтобы показать, как велика их взаимная зависимость: воздерживаться одному против воли другого значит лишать, а по воле – нет. Так, если ты возьмешь у меня что-нибудь с моего согласия, это не будет для меня лишением; лишает тот, кто берет против воли и насильно. Это делают многие жены, совершая большой грех против справедливости и тем подавая мужьям повод к распутству и все приводя в расстройство.

Всему должно предпочитать единодушие; оно всего важнее. Если хочешь, докажем это опытом. Пусть будет жена и муж, и пусть жена воздерживается, тогда как муж этого не хочет. Что произойдет? Не станет ли он тогда предаваться прелюбодеянию, или, если не станет прелюбодействовать, не будет ли скорбеть, беспокоиться, разжигаться, ссориться и причинять жене множество неприятностей? Какая польза от поста и воздержания, когда нарушается любовь? Никакой. Сколько неизбежно произойдет отсюда огорчений, сколько хлопот, сколько раздоров! Если в доме муж и жена не согласны между собой, то их дом не лучше обуреваемого волнами корабля, на котором кормчий не согласен с рулевым» (Беседы на первое послание к Коринфянам, 19).

И ещё добавлю кратко от себя: все должно быть по любви и с пониманием к нуждам друг друга. Думаю, что адекватные любящие супруги это и так прекрасно понимают.
#мораль #дисциплина #отношения #брак #ответынавопросы
8👍5
Forwarded from Азбука веры
10 ФАКТОВ ОБ АПОСТОЛАХ ПЕТРЕ И ПАВЛЕ

1. Своё новое имя – Петр (греч. «камень»), Симон получил от самого Господа Иисуса Христа (Мф.16:18). В Новом Завете встречается и иной вариант имени Петр – Кифа (Ин.1:42; 1Кор. 9:5).

2. Петр – единственный из 12-ти апостолов, о котором в Новом Завете сказано, что он был женат (Мк.1:30; 1Кор.9:5). Более позднее предание рассказывает о его детях.

3. Петр был одним из 3-х наиболее приближенных учеников Господа, который видел чудо воскрешение дочери Иаира, преображение Господне и был свидетелем последней гефсиманской молитвы Спасителя.

4. По всей видимости, Петр был первым из апостолов, который удостоился видеть воскресшего Господа (1Кор.15:5).

5. Будучи гражданином Tapса, Павел от рождения имел римское гражданство (Деян. 22:25). Он принадлежал к партии фарисеев и получил образование у знаменитого иудейского раввина Гамалиила (Деян. 22:3; 23:6).

6. Еврейское имя Павла при рождении – Савл (Саул, Шауль). Что касается его латинского имени Павел («маленький»), то существуют разные версии о его происхождении. Весьма распространенным является мнение о том, что после обращения в христианство Савл сменил имя на Павла. Более вероятны версии о двойном имени, как и у многих евреев диаспоры, или о том, что Павел – это прозвище, находящееся в составе его полного римского имени.

7. Хотя на основании слов самого ап. Павла (1Кор. 7:7-8) часто делается вывод о том, что он никогда не был женат, существует ряд свидетельств о том, что он состоял в браке (об этом сообщают Климент Александрийский, свт. Амвросий Медиоланский, блж. Иероним Стридонский).

8. Ап. Павел, миссионерским путешествиям которого посвящена большая часть книги Деяний, проделал грандиозный путь, неустанно проповедуя Благую Весть на значительной части Римской империи. Общая протяженность его путешествий, как по суше, так и по морю, составляет более 20 тысяч километров.

9. Послания ап. Павла христианским общинам разных городов составляют значительную часть корпуса новозаветных книг.

10. Совместное почитание первоверховных апостолов в Риме возникло очень рано – вероятно, сразу же после их мученической кончины. И, несмотря на то что останки двух апостолов были погребены в разных местах, их память, насколько можно судить по имеющимся источникам, с самого начала совершалась в один день 29 июня (12 июля по н.ст.). Совместное литургическое почитание Петра и Павла за пределами Рима установилось не позднее IV века.

Подробнее см. в Календаре:
Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла (67)
10👍2
Поздравляю всех вас с днём памяти первоверховных апостолов Петра и Павла!

📖Думаю, что лучшим почитанием святых апостолов, будет знание и следование наставлениям, которые они нам оставили.
13🔥2👍1
Некоторые верующие склонны к поиску особенных молитв, посещению особенных мест, проведению особенных обрядов, отличающихся от общепринятых в Церкви. Думаю, что такие люди искаженно представляют себе то, как Бог действует в нашей жизни и вообще не склонны доверять Церкви. Вся эта магия с определенным количеством заказанных молебнов/сорокоустов, поиском особо сильных молитв и священных предметов не имеет отношения к общению с Живым Богом. Неужели вы думаете, что если бы существовали «особые» молитвы и практики для помощи живым и усопшим, Церковь злонамеренно бы скрывала их от своих детей? Если вы считаете себя православными, членами Церкви, то не нужно ничего выдумывать. Пользуйтесь тем каноническим наследием, которое есть в Церкви и помните, что Бог Живой. Он не компьютер и не джинн, которыми можно манипулировать.
#мысли
👍17