Из сегодняшнего рядового чтения за богослужением:
«Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества. Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа» (Рим. 7:2-3).
#библия #мораль
«Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества. Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа» (Рим. 7:2-3).
#библия #мораль
👍5
Много недопониманий между людьми, в том числе очень близкими друг другу, происходит из-за того, что некоторые из них не умеют говорить прямо о своих нуждах, претензиях, пожеланиях. Прп. авва Исаия напоминает простую мудрость: «Если имеешь в чем нужду, а брат не догадывается дать тебе это, не скорби на него, говоря: «почему он сам не догадался дать». Скажи ему с доверчивою простотою: «окажи любовь, дай мне то или то, потому что я имею в том нужду». Такова святая искренность сердца. Если же не скажешь, но будешь роптать и укорять брата в сердце твоем, то подвергнешься осуждению».
#отношения
#отношения
❤11👍8
Библейский текст без смягчения
Из книги П. Бегичева «Современное христианское мифотворчество и разрушение мифов»:
«Переводчики, давшие нам так называемый «Синодальный перевод Библии», были на редкость деликатными и тактичными людьми.
Как иначе объяснить намеренное смягчение при переводе некоторых слов и выражений? Понятно, что с точки зрения современных кисейно-елейных христиан, апостолы просто не могли выражаться грубо. Поэтому в синодальном тексте серьёзные и экспрессивные мужчины частенько разговаривают как выпускницы института благородных девиц.
Приведу только несколько таких примеров:
1. О, если бы удалены были возмущающие вас! (Гал. 5:12).
На самом деле Апостол Павел говорит о лжеучителях, проповедующих обрезание, дословно следующее: «О, если бы оскопили себя возмущающие вас!»
На современном разговорном русском языке мысль этой фразы можно выразить так: «Они хотят, чтобы вы обрезывались! Да хоть бы они сами себе там всё поотрезали!»
2. Но, как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих (Откр. 3:16).
— Извергну из уст! — Разве это хотел сказать Христос? Конечно же, там говорится о том, что Христу настолько противна теплохладность Лаодикии, что Его скоро стошнит, вырвет, вывернет наизнанку!
Тем более странно, что переводчики постеснялись употребить здесь глагол «блевать», хотя в других текстах они без стеснения его используют, равно как и существительное «блевотина» (Прит. 25:16; Ис. 19:14; Ис. 28:8; Иер. 48:26; 2 Пет. 2:22).
3. Отсюда произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом… (Деян. 15:39).
Читая этот стих, мы можем подумать, что Павел и Варнава, не поняв друг друга, прослезились от горечи, кривя рот и покусывая губы, а затем сжали зубы и молча разошлись в разные стороны.
Но Лука не случайно употребляет тут существительное παροξυσμός — раздражение, озлобление, ожесточение. Лука не скрывает, что грех между Павлом и Варнавой был очень серьёзен. Это был не вздох огорчения. Возможно, апостолы орали друг на друга, доказывая свою правоту. Да, скорее всего, позже они помирились, но в тот момент между ними было не мягкое огорчение, но самая настоящая, серьёзная ссора, даже, можно сказать, свара.
4. Всё почитаю за сор, чтобы приобрести Христа (Фил. 3:8).
Слово «сор», конечно же, несёт идею малой ценности всех жизненных достижений апостола Павла. Но всё же апостол выразился гораздо крепче. Греческое σκύβᾰλον словарь Вейсмана переводит, как «помёт, кал, испражнение, дрянь», а G. Abbott-Smith толкуя его именно в Фил. 3:8 пишет о «refuse, especially dung». Не знаю, можно ли перевести «скубалон», словом «говно» (вполне, кстати, литературным, хотя и содержащим в словаре Ожегова пометку «груб.»), но уж слово «дерьмо» вполне можно употребить… Павел действительно все свои достижения вне Христа ценил, мягко говоря, весьма невысоко. И уж если Дух Святой вдохновил Павла на использование такого слова, то почему мы должны смягчать это выражение?
5. Вся праведность наша — как запачканная одежда (Ис. 64:6).
Вряд ли мы особо ужаснёмся грехам нашим, прочитав такой перевод. Ну запачкали одежду, прислонившись к свежепобелённой стене!
Но евреи, читая этот стих, должны содрогнуться от отвращения. Ведь здесь употреблено слово, означающее тряпку, которую использовали женщины во время менструации. Штейнберг переводит этот текст как "временный наряд, надеваемый женщинами во время очищения"».
#библия
Из книги П. Бегичева «Современное христианское мифотворчество и разрушение мифов»:
«Переводчики, давшие нам так называемый «Синодальный перевод Библии», были на редкость деликатными и тактичными людьми.
Как иначе объяснить намеренное смягчение при переводе некоторых слов и выражений? Понятно, что с точки зрения современных кисейно-елейных христиан, апостолы просто не могли выражаться грубо. Поэтому в синодальном тексте серьёзные и экспрессивные мужчины частенько разговаривают как выпускницы института благородных девиц.
Приведу только несколько таких примеров:
1. О, если бы удалены были возмущающие вас! (Гал. 5:12).
На самом деле Апостол Павел говорит о лжеучителях, проповедующих обрезание, дословно следующее: «О, если бы оскопили себя возмущающие вас!»
На современном разговорном русском языке мысль этой фразы можно выразить так: «Они хотят, чтобы вы обрезывались! Да хоть бы они сами себе там всё поотрезали!»
2. Но, как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих (Откр. 3:16).
— Извергну из уст! — Разве это хотел сказать Христос? Конечно же, там говорится о том, что Христу настолько противна теплохладность Лаодикии, что Его скоро стошнит, вырвет, вывернет наизнанку!
Тем более странно, что переводчики постеснялись употребить здесь глагол «блевать», хотя в других текстах они без стеснения его используют, равно как и существительное «блевотина» (Прит. 25:16; Ис. 19:14; Ис. 28:8; Иер. 48:26; 2 Пет. 2:22).
3. Отсюда произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом… (Деян. 15:39).
Читая этот стих, мы можем подумать, что Павел и Варнава, не поняв друг друга, прослезились от горечи, кривя рот и покусывая губы, а затем сжали зубы и молча разошлись в разные стороны.
Но Лука не случайно употребляет тут существительное παροξυσμός — раздражение, озлобление, ожесточение. Лука не скрывает, что грех между Павлом и Варнавой был очень серьёзен. Это был не вздох огорчения. Возможно, апостолы орали друг на друга, доказывая свою правоту. Да, скорее всего, позже они помирились, но в тот момент между ними было не мягкое огорчение, но самая настоящая, серьёзная ссора, даже, можно сказать, свара.
4. Всё почитаю за сор, чтобы приобрести Христа (Фил. 3:8).
Слово «сор», конечно же, несёт идею малой ценности всех жизненных достижений апостола Павла. Но всё же апостол выразился гораздо крепче. Греческое σκύβᾰλον словарь Вейсмана переводит, как «помёт, кал, испражнение, дрянь», а G. Abbott-Smith толкуя его именно в Фил. 3:8 пишет о «refuse, especially dung». Не знаю, можно ли перевести «скубалон», словом «говно» (вполне, кстати, литературным, хотя и содержащим в словаре Ожегова пометку «груб.»), но уж слово «дерьмо» вполне можно употребить… Павел действительно все свои достижения вне Христа ценил, мягко говоря, весьма невысоко. И уж если Дух Святой вдохновил Павла на использование такого слова, то почему мы должны смягчать это выражение?
5. Вся праведность наша — как запачканная одежда (Ис. 64:6).
Вряд ли мы особо ужаснёмся грехам нашим, прочитав такой перевод. Ну запачкали одежду, прислонившись к свежепобелённой стене!
Но евреи, читая этот стих, должны содрогнуться от отвращения. Ведь здесь употреблено слово, означающее тряпку, которую использовали женщины во время менструации. Штейнберг переводит этот текст как "временный наряд, надеваемый женщинами во время очищения"».
#библия
👍15🤔1
Мое пособие для подготовки к исповеди доступно на Азбуке веры (для чтения онлайн и скачивания)
#мораль #моиработы
#мораль #моиработы
👍17
☠Как без труда определить, когда в употреблении естественных вещей (например, еда, хобби, накопление материальных средств и т.п.) мы зашли за крайнюю грань и совершили уже тяжкий грех, изгоняющий из нас Св. Духа и лишающий Царства Небесного?
🎯Когда вещь из средства стала целью и мы поставили ее на главное место в своей жизни, которое предназначено для Бога, так что без проблем можем позволить себе сознательно нарушить заповедь Божию, чтобы получить желаемое (например, пойти на преступление, чтобы получить какую-то вещь).
Такой грех требует серьезного осознания, исповеди и понесения исправительного наказания, то есть всего того, что называется деятельным покаянием.
#мораль
🎯Когда вещь из средства стала целью и мы поставили ее на главное место в своей жизни, которое предназначено для Бога, так что без проблем можем позволить себе сознательно нарушить заповедь Божию, чтобы получить желаемое (например, пойти на преступление, чтобы получить какую-то вещь).
Такой грех требует серьезного осознания, исповеди и понесения исправительного наказания, то есть всего того, что называется деятельным покаянием.
#мораль
❤1👍1
Друзья, если у вас есть предложение затронуть какую-то конкретную тему или вопрос, напишите, пожалуйста, в комментариях.
Следует различать три совершенно разных понятия, которые часто путают, даже в умных книжках.
Священное (Апостольское) Предание - незафиксированная в библейском тексте часть апостольского учения и установлений. Именно оно является непререкаемым авторитетом в Православии и римо-католицизме, наряду со Священным Писанием.
Предание Церкви (церковное наследие, традиция) - совокупность всего позитивного опыта Церкви. Это очень сложное и неоднородное понятие. На основании этого богатого наследия, сегодняшняя Церковь формулирует ту или иную позицию.
Церковные предания - различные сказания и легенды о жизни святых и истории Церкви. Они достоверны постольку, поскольку упоминаются в аутентичных источниках и к авторитету церковного учительства не имеют отношения.
#богословие
Священное (Апостольское) Предание - незафиксированная в библейском тексте часть апостольского учения и установлений. Именно оно является непререкаемым авторитетом в Православии и римо-католицизме, наряду со Священным Писанием.
Предание Церкви (церковное наследие, традиция) - совокупность всего позитивного опыта Церкви. Это очень сложное и неоднородное понятие. На основании этого богатого наследия, сегодняшняя Церковь формулирует ту или иную позицию.
Церковные предания - различные сказания и легенды о жизни святых и истории Церкви. Они достоверны постольку, поскольку упоминаются в аутентичных источниках и к авторитету церковного учительства не имеют отношения.
#богословие
👍5❤1
На беседах перед крещением я обычно говорю родителям, что детское крещение имеет смысл только в двух случаях: 1) смертельная опасность, 2) твердое и сознательное решение воспитать ребенка христианином.
Такое крещение будет плодотворным только в том случае, если родители так устроят его воспитание и образование, чтобы он, по выражению свт. Феофана Затворника, достигнув переходного возраста, «нашел себя христианином». Чтобы понимал для себя, зачем его крестили и как жить в соответствии с этим высоким званием. Он должен как бы вновь пережить духовное рождение, которое произошло уже однажды бессознательно. Священноисповедник Сергий Правдолюбов пишет об этом: «Мы родились во второй раз от воды и Духа, но бессознательно – по причине своего младенчества. А потому обязаны по вступлении в сознательный возраст вновь пережить свое рождение, принять уже сознательно это твердое решение – отречься от сатаны и сочетаться Христу. Переживал ли ты этот нравственный переворот? Если нет, то нужно его перечувствовать и пережить! Надо сказать Христу: "Я по вере родителей и восприемников некогда в младенчестве отрекался от сатаны и сочетался с Тобою – теперь же я сознательно отрекаюсь, уже сам, от сатаны и сочетаюсь на всю жизнь с Тобою, моим Спасителем и Господом!"».
#духовнаяжизнь #дети
Такое крещение будет плодотворным только в том случае, если родители так устроят его воспитание и образование, чтобы он, по выражению свт. Феофана Затворника, достигнув переходного возраста, «нашел себя христианином». Чтобы понимал для себя, зачем его крестили и как жить в соответствии с этим высоким званием. Он должен как бы вновь пережить духовное рождение, которое произошло уже однажды бессознательно. Священноисповедник Сергий Правдолюбов пишет об этом: «Мы родились во второй раз от воды и Духа, но бессознательно – по причине своего младенчества. А потому обязаны по вступлении в сознательный возраст вновь пережить свое рождение, принять уже сознательно это твердое решение – отречься от сатаны и сочетаться Христу. Переживал ли ты этот нравственный переворот? Если нет, то нужно его перечувствовать и пережить! Надо сказать Христу: "Я по вере родителей и восприемников некогда в младенчестве отрекался от сатаны и сочетался с Тобою – теперь же я сознательно отрекаюсь, уже сам, от сатаны и сочетаюсь на всю жизнь с Тобою, моим Спасителем и Господом!"».
#духовнаяжизнь #дети
👍16👏2❤1🤔1
🔎Почему Церковь не разрешает венчание в некоторые дни и периоды года?
👩❤️👨Это никак не связано с интимными отношениями супругов.
🥂По объяснению сербского канониста свт. Никодима (Милаша), этот запрет связан с тем, что «венчание вообще всегда сопровождается веселием и пиром. Это празднество было бы совсем противно духу христианской Церкви, если бы происходило во дни, определенные Церковью для умерщвления плоти и размышления о грехах, как бывает во дни поста, а также и в те дни, когда христиане должны оставлять все земные дела и проводить время в духовном праздновании и веселии, как во дни некоторых больших церковных праздников. В виду этого, церковным законодательством точно определено, в какие дни не должны происходить такие пиршества и, следовательно, когда не должно совершать венчания. <...> Впрочем, если венчание совершено в запрещенный Церковью день, то брак остается в силе и не теряет своего законного значения, если ни в чем другом не идет в разрез с существующими законами о браке» (Православное церковное право. СПб., 1897. С. 584-585).
Так как у православных христиан брак начинается именно с венчания, то и свадебное торжество неразрывно связано с днём венчания.
Кстати говоря, эти запретные дни отличаются в разных поместных церквах. Например, у греков не принято венчать по средам и пятницам, а у русских - накануне этих дней (так как церковный день начинается с вечера, это более логично).
#брак #дисциплина #ответынавопросы
👩❤️👨Это никак не связано с интимными отношениями супругов.
🥂По объяснению сербского канониста свт. Никодима (Милаша), этот запрет связан с тем, что «венчание вообще всегда сопровождается веселием и пиром. Это празднество было бы совсем противно духу христианской Церкви, если бы происходило во дни, определенные Церковью для умерщвления плоти и размышления о грехах, как бывает во дни поста, а также и в те дни, когда христиане должны оставлять все земные дела и проводить время в духовном праздновании и веселии, как во дни некоторых больших церковных праздников. В виду этого, церковным законодательством точно определено, в какие дни не должны происходить такие пиршества и, следовательно, когда не должно совершать венчания. <...> Впрочем, если венчание совершено в запрещенный Церковью день, то брак остается в силе и не теряет своего законного значения, если ни в чем другом не идет в разрез с существующими законами о браке» (Православное церковное право. СПб., 1897. С. 584-585).
Так как у православных христиан брак начинается именно с венчания, то и свадебное торжество неразрывно связано с днём венчания.
Кстати говоря, эти запретные дни отличаются в разных поместных церквах. Например, у греков не принято венчать по средам и пятницам, а у русских - накануне этих дней (так как церковный день начинается с вечера, это более логично).
#брак #дисциплина #ответынавопросы
🔍Возможно ли человеку исполнить все заповеди Божьи?
Слово Божие отвечает утвердительно на этот вопрос. Господь говорит в Евангелии: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин. 14:21), «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» (Мф. 19:7). Господь не даёт невыполнимых задач, однако нужно понимать, что это возможно лишь с Его помощью и Его силой.
Карфагенский собор определил: «Если кто скажет, что благодать оправдания нам дана ради того, чтобы возможное к исполнению по свободному произволению удобнее исполняли мы через благодать, словно бы и не приняв благодати Божией, мы хотя с неудобством, однако могли и без нее исполнить Божественные заповеди, таковой да будет анафема. Ибо о плодах заповедей не сказал Господь: "Без Меня неудобно можете творить", но сказал: "Без Меня ничего не можете творить" (Ин. 15:5)» (127 канон). Церковь учит, что «человек, повреждённый грехом, не может творить истинно добрых дел, если не получит через веру в Иисуса Христа духовной силы или благодати Божией» (Простр. христ. катехизис. О любви, о союзе между верой и любовью). Эта благодать даётся человеку именно в Церкви, через молитву и участие в церковных Таинствах (см. Простр. христ. катехизис. О вере, о восьмом члене Символа веры).
Свт. Иоанн Златоуст говорит: «Смотри, сколько таких людей, которые сделали больше, чем повелел Христос, а ты боишься не выполнить и меры повеленного. Итак, какое ты будешь иметь оправдание, когда ленишься совершить и законное, тогда как другие устремляются далее цели? Тебе мы советуем подавать милостыню от имений своих, а другой отвергся всего, ему принадлежавшего. Тебя мы умоляем целомудренно жить с женою, а иной не вступал и в брак. Тебя мы просим не быть завистливым, а иной самую душу полагает из любви к ближним. Тебя мы просим быть снисходительным и кротким к согрешающим против тебя, а иной, будучи ударяем по ланите, подставляет и другую. Что мы скажем, скажи мне? Как станем отвечать, не делая и того, в чем нас другие столько превосходят? Но они не превосходили бы, если бы дело не было весьма легким» (Беседы на Евангелие от Матфея, 39).
#богословие #мораль #ответынавопросы
Слово Божие отвечает утвердительно на этот вопрос. Господь говорит в Евангелии: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин. 14:21), «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» (Мф. 19:7). Господь не даёт невыполнимых задач, однако нужно понимать, что это возможно лишь с Его помощью и Его силой.
Карфагенский собор определил: «Если кто скажет, что благодать оправдания нам дана ради того, чтобы возможное к исполнению по свободному произволению удобнее исполняли мы через благодать, словно бы и не приняв благодати Божией, мы хотя с неудобством, однако могли и без нее исполнить Божественные заповеди, таковой да будет анафема. Ибо о плодах заповедей не сказал Господь: "Без Меня неудобно можете творить", но сказал: "Без Меня ничего не можете творить" (Ин. 15:5)» (127 канон). Церковь учит, что «человек, повреждённый грехом, не может творить истинно добрых дел, если не получит через веру в Иисуса Христа духовной силы или благодати Божией» (Простр. христ. катехизис. О любви, о союзе между верой и любовью). Эта благодать даётся человеку именно в Церкви, через молитву и участие в церковных Таинствах (см. Простр. христ. катехизис. О вере, о восьмом члене Символа веры).
Свт. Иоанн Златоуст говорит: «Смотри, сколько таких людей, которые сделали больше, чем повелел Христос, а ты боишься не выполнить и меры повеленного. Итак, какое ты будешь иметь оправдание, когда ленишься совершить и законное, тогда как другие устремляются далее цели? Тебе мы советуем подавать милостыню от имений своих, а другой отвергся всего, ему принадлежавшего. Тебя мы умоляем целомудренно жить с женою, а иной не вступал и в брак. Тебя мы просим не быть завистливым, а иной самую душу полагает из любви к ближним. Тебя мы просим быть снисходительным и кротким к согрешающим против тебя, а иной, будучи ударяем по ланите, подставляет и другую. Что мы скажем, скажи мне? Как станем отвечать, не делая и того, в чем нас другие столько превосходят? Но они не превосходили бы, если бы дело не было весьма легким» (Беседы на Евангелие от Матфея, 39).
#богословие #мораль #ответынавопросы
❤7🤔1
🔎Может ли один из супругов отказать другому в близости без согласия последнего?
Слово Божие учит, что в браке тела супругов принадлежат друг другу: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» (1Кор. 7:4). Супруги имеют друг перед другом обязательство в области их совместной интимной жизни (1Кор. 7:3). Они не могут уклоняться друг от друга, кроме как по взаимному согласию, за исключением случаев принуждения к греховным деяниям (например, близости во время месячных, см.: Иез. 18:6). Неслучайно церковные правила не регламентируют эту тонкую интимную сферу (за исключением воздержания супругов накануне Евхаристии).
Священный Синод Православной Церкви в Америке, в полном согласии с этим библейским принципом, предлагает верующим супругам следующую практическую рекомендацию: «Супружеским парам рекомендуется воздерживаться от полового соединения время от времени, чтобы отдаться молитве (как, например, накануне Евхаристии и во время Великого поста). Однако они должны делать это только "на время по соглашению", поскольку их тела не являются их собственными, но принадлежат друг другу; и они должны "снова быть вместе, чтобы сатана не искушал" их (ср. 1Кор. 7:2-7)» (Суждения Синода о браке, семье, сексуальности и святости жизни).
Свт. Иоанн Златоуст ещё в IV веке дал разумный ответ на поставленный вопрос: «Жена не должна, говорит, воздерживаться против воли мужа, и муж (не должен воздерживаться) против воли жены. Почему? Потому, что от такого воздержания происходит великое зло; от этого часто бывали прелюбодеяния, блудодеяния и домашнее расстройство. Ведь если иные, имея своих жен, предаются прелюбодеянию, то тем более (будут предаваться ему), когда лишены будут этого утешения. Хорошо сказал: "не лишайте себя"; то, что здесь назвал лишением, выше назвал долгом, чтобы показать, как велика их взаимная зависимость: воздерживаться одному против воли другого значит лишать, а по воле – нет. Так, если ты возьмешь у меня что-нибудь с моего согласия, это не будет для меня лишением; лишает тот, кто берет против воли и насильно. Это делают многие жены, совершая большой грех против справедливости и тем подавая мужьям повод к распутству и все приводя в расстройство.
Всему должно предпочитать единодушие; оно всего важнее. Если хочешь, докажем это опытом. Пусть будет жена и муж, и пусть жена воздерживается, тогда как муж этого не хочет. Что произойдет? Не станет ли он тогда предаваться прелюбодеянию, или, если не станет прелюбодействовать, не будет ли скорбеть, беспокоиться, разжигаться, ссориться и причинять жене множество неприятностей? Какая польза от поста и воздержания, когда нарушается любовь? Никакой. Сколько неизбежно произойдет отсюда огорчений, сколько хлопот, сколько раздоров! Если в доме муж и жена не согласны между собой, то их дом не лучше обуреваемого волнами корабля, на котором кормчий не согласен с рулевым» (Беседы на первое послание к Коринфянам, 19).
И ещё добавлю кратко от себя: все должно быть по любви и с пониманием к нуждам друг друга. Думаю, что адекватные любящие супруги это и так прекрасно понимают.
#мораль #дисциплина #отношения #брак #ответынавопросы
Слово Божие учит, что в браке тела супругов принадлежат друг другу: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» (1Кор. 7:4). Супруги имеют друг перед другом обязательство в области их совместной интимной жизни (1Кор. 7:3). Они не могут уклоняться друг от друга, кроме как по взаимному согласию, за исключением случаев принуждения к греховным деяниям (например, близости во время месячных, см.: Иез. 18:6). Неслучайно церковные правила не регламентируют эту тонкую интимную сферу (за исключением воздержания супругов накануне Евхаристии).
Священный Синод Православной Церкви в Америке, в полном согласии с этим библейским принципом, предлагает верующим супругам следующую практическую рекомендацию: «Супружеским парам рекомендуется воздерживаться от полового соединения время от времени, чтобы отдаться молитве (как, например, накануне Евхаристии и во время Великого поста). Однако они должны делать это только "на время по соглашению", поскольку их тела не являются их собственными, но принадлежат друг другу; и они должны "снова быть вместе, чтобы сатана не искушал" их (ср. 1Кор. 7:2-7)» (Суждения Синода о браке, семье, сексуальности и святости жизни).
Свт. Иоанн Златоуст ещё в IV веке дал разумный ответ на поставленный вопрос: «Жена не должна, говорит, воздерживаться против воли мужа, и муж (не должен воздерживаться) против воли жены. Почему? Потому, что от такого воздержания происходит великое зло; от этого часто бывали прелюбодеяния, блудодеяния и домашнее расстройство. Ведь если иные, имея своих жен, предаются прелюбодеянию, то тем более (будут предаваться ему), когда лишены будут этого утешения. Хорошо сказал: "не лишайте себя"; то, что здесь назвал лишением, выше назвал долгом, чтобы показать, как велика их взаимная зависимость: воздерживаться одному против воли другого значит лишать, а по воле – нет. Так, если ты возьмешь у меня что-нибудь с моего согласия, это не будет для меня лишением; лишает тот, кто берет против воли и насильно. Это делают многие жены, совершая большой грех против справедливости и тем подавая мужьям повод к распутству и все приводя в расстройство.
Всему должно предпочитать единодушие; оно всего важнее. Если хочешь, докажем это опытом. Пусть будет жена и муж, и пусть жена воздерживается, тогда как муж этого не хочет. Что произойдет? Не станет ли он тогда предаваться прелюбодеянию, или, если не станет прелюбодействовать, не будет ли скорбеть, беспокоиться, разжигаться, ссориться и причинять жене множество неприятностей? Какая польза от поста и воздержания, когда нарушается любовь? Никакой. Сколько неизбежно произойдет отсюда огорчений, сколько хлопот, сколько раздоров! Если в доме муж и жена не согласны между собой, то их дом не лучше обуреваемого волнами корабля, на котором кормчий не согласен с рулевым» (Беседы на первое послание к Коринфянам, 19).
И ещё добавлю кратко от себя: все должно быть по любви и с пониманием к нуждам друг друга. Думаю, что адекватные любящие супруги это и так прекрасно понимают.
#мораль #дисциплина #отношения #брак #ответынавопросы
❤8👍5
Forwarded from Азбука веры
10 ФАКТОВ ОБ АПОСТОЛАХ ПЕТРЕ И ПАВЛЕ
1. Своё новое имя – Петр (греч. «камень»), Симон получил от самого Господа Иисуса Христа (Мф.16:18). В Новом Завете встречается и иной вариант имени Петр – Кифа (Ин.1:42; 1Кор. 9:5).
2. Петр – единственный из 12-ти апостолов, о котором в Новом Завете сказано, что он был женат (Мк.1:30; 1Кор.9:5). Более позднее предание рассказывает о его детях.
3. Петр был одним из 3-х наиболее приближенных учеников Господа, который видел чудо воскрешение дочери Иаира, преображение Господне и был свидетелем последней гефсиманской молитвы Спасителя.
4. По всей видимости, Петр был первым из апостолов, который удостоился видеть воскресшего Господа (1Кор.15:5).
5. Будучи гражданином Tapса, Павел от рождения имел римское гражданство (Деян. 22:25). Он принадлежал к партии фарисеев и получил образование у знаменитого иудейского раввина Гамалиила (Деян. 22:3; 23:6).
6. Еврейское имя Павла при рождении – Савл (Саул, Шауль). Что касается его латинского имени Павел («маленький»), то существуют разные версии о его происхождении. Весьма распространенным является мнение о том, что после обращения в христианство Савл сменил имя на Павла. Более вероятны версии о двойном имени, как и у многих евреев диаспоры, или о том, что Павел – это прозвище, находящееся в составе его полного римского имени.
7. Хотя на основании слов самого ап. Павла (1Кор. 7:7-8) часто делается вывод о том, что он никогда не был женат, существует ряд свидетельств о том, что он состоял в браке (об этом сообщают Климент Александрийский, свт. Амвросий Медиоланский, блж. Иероним Стридонский).
8. Ап. Павел, миссионерским путешествиям которого посвящена большая часть книги Деяний, проделал грандиозный путь, неустанно проповедуя Благую Весть на значительной части Римской империи. Общая протяженность его путешествий, как по суше, так и по морю, составляет более 20 тысяч километров.
9. Послания ап. Павла христианским общинам разных городов составляют значительную часть корпуса новозаветных книг.
10. Совместное почитание первоверховных апостолов в Риме возникло очень рано – вероятно, сразу же после их мученической кончины. И, несмотря на то что останки двух апостолов были погребены в разных местах, их память, насколько можно судить по имеющимся источникам, с самого начала совершалась в один день 29 июня (12 июля по н.ст.). Совместное литургическое почитание Петра и Павла за пределами Рима установилось не позднее IV века.
Подробнее см. в Календаре:
Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла (67)
1. Своё новое имя – Петр (греч. «камень»), Симон получил от самого Господа Иисуса Христа (Мф.16:18). В Новом Завете встречается и иной вариант имени Петр – Кифа (Ин.1:42; 1Кор. 9:5).
2. Петр – единственный из 12-ти апостолов, о котором в Новом Завете сказано, что он был женат (Мк.1:30; 1Кор.9:5). Более позднее предание рассказывает о его детях.
3. Петр был одним из 3-х наиболее приближенных учеников Господа, который видел чудо воскрешение дочери Иаира, преображение Господне и был свидетелем последней гефсиманской молитвы Спасителя.
4. По всей видимости, Петр был первым из апостолов, который удостоился видеть воскресшего Господа (1Кор.15:5).
5. Будучи гражданином Tapса, Павел от рождения имел римское гражданство (Деян. 22:25). Он принадлежал к партии фарисеев и получил образование у знаменитого иудейского раввина Гамалиила (Деян. 22:3; 23:6).
6. Еврейское имя Павла при рождении – Савл (Саул, Шауль). Что касается его латинского имени Павел («маленький»), то существуют разные версии о его происхождении. Весьма распространенным является мнение о том, что после обращения в христианство Савл сменил имя на Павла. Более вероятны версии о двойном имени, как и у многих евреев диаспоры, или о том, что Павел – это прозвище, находящееся в составе его полного римского имени.
7. Хотя на основании слов самого ап. Павла (1Кор. 7:7-8) часто делается вывод о том, что он никогда не был женат, существует ряд свидетельств о том, что он состоял в браке (об этом сообщают Климент Александрийский, свт. Амвросий Медиоланский, блж. Иероним Стридонский).
8. Ап. Павел, миссионерским путешествиям которого посвящена большая часть книги Деяний, проделал грандиозный путь, неустанно проповедуя Благую Весть на значительной части Римской империи. Общая протяженность его путешествий, как по суше, так и по морю, составляет более 20 тысяч километров.
9. Послания ап. Павла христианским общинам разных городов составляют значительную часть корпуса новозаветных книг.
10. Совместное почитание первоверховных апостолов в Риме возникло очень рано – вероятно, сразу же после их мученической кончины. И, несмотря на то что останки двух апостолов были погребены в разных местах, их память, насколько можно судить по имеющимся источникам, с самого начала совершалась в один день 29 июня (12 июля по н.ст.). Совместное литургическое почитание Петра и Павла за пределами Рима установилось не позднее IV века.
Подробнее см. в Календаре:
Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла (67)
Православный церковный календарь
Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла
Празднование дня святых первоверховных апостолов Петра и Павла совершается 29 июня (12 июля новый стиль)О праздновании памяти святых апостолов Петра и ПавлаПроповедь иерей Михаил НемноновСлово на день
❤10👍2
Поздравляю всех вас с днём памяти первоверховных апостолов Петра и Павла!
📖Думаю, что лучшим почитанием святых апостолов, будет знание и следование наставлениям, которые они нам оставили.
📖Думаю, что лучшим почитанием святых апостолов, будет знание и следование наставлениям, которые они нам оставили.
❤13🔥2👍1
Некоторые верующие склонны к поиску особенных молитв, посещению особенных мест, проведению особенных обрядов, отличающихся от общепринятых в Церкви. Думаю, что такие люди искаженно представляют себе то, как Бог действует в нашей жизни и вообще не склонны доверять Церкви. Вся эта магия с определенным количеством заказанных молебнов/сорокоустов, поиском особо сильных молитв и священных предметов не имеет отношения к общению с Живым Богом. Неужели вы думаете, что если бы существовали «особые» молитвы и практики для помощи живым и усопшим, Церковь злонамеренно бы скрывала их от своих детей? Если вы считаете себя православными, членами Церкви, то не нужно ничего выдумывать. Пользуйтесь тем каноническим наследием, которое есть в Церкви и помните, что Бог Живой. Он не компьютер и не джинн, которыми можно манипулировать.
#мысли
#мысли
👍17
🥊Может ли христианин участвовать или смотреть публичные бои, типа ММА?
Жизнь христианина соизмеряется с духом Евангелия и то, что ему не соответствует, мешает верующему становиться похожим на Христа, должно быть изгнано из этой жизни. Поэтому Святая Церковь, с самого начала стремилась оградить своих чад от следования похотям плоти, что было естественно для них в язычестве, и тех недопустимых развлечений, которые разрушают основу духовно-нравственной жизни. «Православные христиане, – гласит девятая церковная заповедь, – пусть не присутствуют на запрещенных играх и театральных представлениях, и не следуют нравам чужеземцев и варваров, но, насколько это возможно, пусть удерживают себя от них» (Православное исповедание. Ч. 1, вопр. 95). К сожалению, многие современные христиане забывают о том, что вещей, совершенно безразличных в духовном плане, не бывает, и то, что входит в душу через зрение, слух, ощущения, не может не оставлять в ней положительный или негативный след. Последствия, которые остаются после соприкосновения с тем или иным явлением, показывают, допустимо ли для христианина принимать в этом участие.
🤺Церковь выражает однозначно негативное отношение к публичным боям, связанным с неоправданным намеренным нанесением тяжких увечий ближнему, а также к крайним степеням коммерциализации спорта и возникновению связанного с ним культа гордыни (см. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. XI. 3). Разумеется, здесь не идет речи о защите жизни ближнего и получении навыков для этого, что нормально для христианина.
Тому, кто серьезно относится к делу своего спасения и стремиться строить свою жизнь в соответствии с духом Евангелия, следует избегать всего того, что вносит в душу разлад и способствует разжиганию греховных страстей.
#мораль #ответынавопросы
Жизнь христианина соизмеряется с духом Евангелия и то, что ему не соответствует, мешает верующему становиться похожим на Христа, должно быть изгнано из этой жизни. Поэтому Святая Церковь, с самого начала стремилась оградить своих чад от следования похотям плоти, что было естественно для них в язычестве, и тех недопустимых развлечений, которые разрушают основу духовно-нравственной жизни. «Православные христиане, – гласит девятая церковная заповедь, – пусть не присутствуют на запрещенных играх и театральных представлениях, и не следуют нравам чужеземцев и варваров, но, насколько это возможно, пусть удерживают себя от них» (Православное исповедание. Ч. 1, вопр. 95). К сожалению, многие современные христиане забывают о том, что вещей, совершенно безразличных в духовном плане, не бывает, и то, что входит в душу через зрение, слух, ощущения, не может не оставлять в ней положительный или негативный след. Последствия, которые остаются после соприкосновения с тем или иным явлением, показывают, допустимо ли для христианина принимать в этом участие.
🤺Церковь выражает однозначно негативное отношение к публичным боям, связанным с неоправданным намеренным нанесением тяжких увечий ближнему, а также к крайним степеням коммерциализации спорта и возникновению связанного с ним культа гордыни (см. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. XI. 3). Разумеется, здесь не идет речи о защите жизни ближнего и получении навыков для этого, что нормально для христианина.
Тому, кто серьезно относится к делу своего спасения и стремиться строить свою жизнь в соответствии с духом Евангелия, следует избегать всего того, что вносит в душу разлад и способствует разжиганию греховных страстей.
#мораль #ответынавопросы
👍7
О любви к врагам
«Любить наших врагов в целом является предметом предписания, в то время как любить их по отдельности не является предметом предписания, за исключением готовности к этому ума, а именно, чтобы человек был готов полюбить своего врага как индивида и оказать ему помощь или в случае необходимости, или если его враг попросит у него прощения. А вот возлюбить врагов по отдельности в абсолютном смысле этого слова является актом совершенства.
И точно так же нам вменено в обязанность не исключать наших врагов из тех общих молитв, которыми мы молимся о других, тогда как то, молиться ли нам о них индивидуально, является – за исключением некоторых особых случаев – предметом не обязательства, а совершенства» (Фома Аквинский. Сумма теологии, Т. 8).
#мораль #молитва
«Любить наших врагов в целом является предметом предписания, в то время как любить их по отдельности не является предметом предписания, за исключением готовности к этому ума, а именно, чтобы человек был готов полюбить своего врага как индивида и оказать ему помощь или в случае необходимости, или если его враг попросит у него прощения. А вот возлюбить врагов по отдельности в абсолютном смысле этого слова является актом совершенства.
И точно так же нам вменено в обязанность не исключать наших врагов из тех общих молитв, которыми мы молимся о других, тогда как то, молиться ли нам о них индивидуально, является – за исключением некоторых особых случаев – предметом не обязательства, а совершенства» (Фома Аквинский. Сумма теологии, Т. 8).
#мораль #молитва
❤10👍2🤔1
О жесткой связи исповеди с причастием. Митрополит Иларион (Алфеев):
«С тех пор, как причащение мирян за каждой Литургией перестало быть нормой и сменилось практикой редкого или ежегодного причащения, таинство исповеди, естественно, стало предварять причащение. В Русской Церкви этот обычай постепенно привел к возникновению теории, согласно которой причастие мирян в отличие от духовенства вообще невозможно без исповеди. На практике это приводит к тому, что по большим праздникам в очередь на исповедь выстраиваются сотни людей, желающих причаститься, а сама исповедь сводится к трем фразам, сказанным в спешке, или только к чтению разрешительной молитвы, которая воспринимается как «допуск» к причастию».
👉Решение проблемы см. https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/62
#дисциплина #духовнаяжизнь
«С тех пор, как причащение мирян за каждой Литургией перестало быть нормой и сменилось практикой редкого или ежегодного причащения, таинство исповеди, естественно, стало предварять причащение. В Русской Церкви этот обычай постепенно привел к возникновению теории, согласно которой причастие мирян в отличие от духовенства вообще невозможно без исповеди. На практике это приводит к тому, что по большим праздникам в очередь на исповедь выстраиваются сотни людей, желающих причаститься, а сама исповедь сводится к трем фразам, сказанным в спешке, или только к чтению разрешительной молитвы, которая воспринимается как «допуск» к причастию».
👉Решение проблемы см. https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/62
#дисциплина #духовнаяжизнь
Telegram
чтец Сергий Федоров
Епископ Троицкий Панкратий, на мой взгляд, хорошо выразил отношение к покаянию и исповеди, которое согласуется с церковным учением, изложенным в записи выше:
«На мой взгляд, если человек не чувствует каких-то тяжелых грехов, которые бы его вынуждали искать…
«На мой взгляд, если человек не чувствует каких-то тяжелых грехов, которые бы его вынуждали искать…
❤1
Прп. Анастасий Синаит полагает, что представление о болезнях и страданиях верующих, как наказаниях Божиих Своим детям, не может служит универсальным объяснением:
«Некоторые считают, что поскольку Бог любит нас, постольку Он и попускает случаться с нами таковым страданиям. Однако подобное объяснение разделяется не всеми. Что же касается меня, то я полагаю, что [эти болезни иногда передаются] от предков, [иногда зависят от] воздуха, [а иногда происходят) от [излишне] многообразной и изобилующей водой пищи, а также от неумеренного употребления вина и многоядения.
О том, что воздух [является причиной болезней], свидетельствуют илиоты у которых никогда не бывает подагры. А о том, что [неправильная] диета в отношении как еды, так и пития производит болезни, свидетельствует род иудеев. Ибо они, когда роскошествуют в своем образе питания, в обилии употребляя мясо и похлебку, а также упиваясь вином, страдают наподобие нас (и даже более чем мы) проказой, подагрой и беснованием. Что же касается арабов, то они, придерживаясь более сухой диеты, а также от рождения [проводя жизнь на свежем] воздухе, в пустыне и сухом [климате], не являются столь немощными, и среди них не очень много страдающих подагрой, болезнями ног и беснованием. И множество других народов, поклоняющихся идолам, не имеют таковых болезней благодаря большой сухости своего питания, а также вследствие чистоты и мягкости воздуха» (Вопросы и ответы, 26).
👉См. также https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/300
#анастасийсинаит #промысл
«Некоторые считают, что поскольку Бог любит нас, постольку Он и попускает случаться с нами таковым страданиям. Однако подобное объяснение разделяется не всеми. Что же касается меня, то я полагаю, что [эти болезни иногда передаются] от предков, [иногда зависят от] воздуха, [а иногда происходят) от [излишне] многообразной и изобилующей водой пищи, а также от неумеренного употребления вина и многоядения.
О том, что воздух [является причиной болезней], свидетельствуют илиоты у которых никогда не бывает подагры. А о том, что [неправильная] диета в отношении как еды, так и пития производит болезни, свидетельствует род иудеев. Ибо они, когда роскошествуют в своем образе питания, в обилии употребляя мясо и похлебку, а также упиваясь вином, страдают наподобие нас (и даже более чем мы) проказой, подагрой и беснованием. Что же касается арабов, то они, придерживаясь более сухой диеты, а также от рождения [проводя жизнь на свежем] воздухе, в пустыне и сухом [климате], не являются столь немощными, и среди них не очень много страдающих подагрой, болезнями ног и беснованием. И множество других народов, поклоняющихся идолам, не имеют таковых болезней благодаря большой сухости своего питания, а также вследствие чистоты и мягкости воздуха» (Вопросы и ответы, 26).
👉См. также https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/300
#анастасийсинаит #промысл
Telegram
чтец Сергий Федоров
Суждение прп. Анастасия Синаита о соотношении Промысла Божия и естественного хода вещей:
«Сам Творец и Промыслитель всяческих, Который управляет и руководит всем посредством мановения силы Своей, устроил человека как изначала двойственное существо – я имею…
«Сам Творец и Промыслитель всяческих, Который управляет и руководит всем посредством мановения силы Своей, устроил человека как изначала двойственное существо – я имею…
❤2👍1
Forwarded from Павел Островский
Стал замечать в комментариях под своими постами неких святош, которые любят раздавать советы, совершенно не понимая, что они могут принести существенный вред новоначальным и интересующимся церковной жизнью.
Все эти рекомендации, что всегда можно найти время для чтения 3 канонов и последование ко Причастию, что всегда можно договориться с родными о постной еде, что нет никаких проблем в изучении церковнославянского языка… - ужас! Все это полностью оторвано от реальности, в которой существуют далёкие от Церкви люди.
В подавляющем большинстве случаев данные наставления могут воспитать в людях формализм и нехристианский подход к духовной жизни.
Задача научить молиться, а не читать молитвы.
Задача полюбить воздержание, а не соблюдать постную диету.
Задача раскрыть глубину Библии, а не заставить исполнить ежедневный долг по чтению малопонятного текста.
Ну и самое главное: задача показать пример доброты, а не жестокосердного высокомерия, которое отталкивает от Церкви на несколько лет.
Все эти рекомендации, что всегда можно найти время для чтения 3 канонов и последование ко Причастию, что всегда можно договориться с родными о постной еде, что нет никаких проблем в изучении церковнославянского языка… - ужас! Все это полностью оторвано от реальности, в которой существуют далёкие от Церкви люди.
В подавляющем большинстве случаев данные наставления могут воспитать в людях формализм и нехристианский подход к духовной жизни.
Задача научить молиться, а не читать молитвы.
Задача полюбить воздержание, а не соблюдать постную диету.
Задача раскрыть глубину Библии, а не заставить исполнить ежедневный долг по чтению малопонятного текста.
Ну и самое главное: задача показать пример доброты, а не жестокосердного высокомерия, которое отталкивает от Церкви на несколько лет.
❤22👍2
5 сфер, которые не регламентируются правилами Церкви
В представлении некоторых верующих и неверующих людей, жизнь православного христианина буквально скована большим количеством предписаний и запретов («что не сделай, везде грех» - распространенное представление), не оставляющих человеку разумного пространства для свободы. В этом материале я покажу на примере пяти важных жизненных сфер, что у православного человека достаточно свободы, а попытка жесткой регламентации и контроля здесь с чьей-либо стороны, может служить признаком некомпетентности и/или превышения полномочий.
1. Домашняя молитва и практики духовной жизни.
Когда мы приходим в храм на общее богослужение, то здесь мы подчиняемся общим правилам (хотя, если ты стоишь себе спокойно и ведешь себя прилично, то, по идее, никто и не должен тебе делать какие-либо замечания). При этом дома, во всем, что касается молитвы, чтения, благочестивого размышления и т.п., нет и не может быть универсальных правил. Никто не заставляет тебя читать утреннее или вечернее молитвенное правило в полном объеме, напечатанного в молитвослове. Или в том порядке, в котором напечатано. Или на церковнославянском языке. Наличие молитвенных текстов в молитвослове также не означает невозможности альтернативных правил или какой-либо содержательной адаптации конкретных текстов. Это только один из возможных вариантов, но ты можешь выбрать свой. В общем, как говорил свт. Феофан Затворник: «Молитвы и песни в Церкви читаются и поются для всех, – и мы обязаны тогда объединяться в духе со всеми. Но в домашней молитве ты совершенно свободен. Для этого составлены молитвенники; но образ употребления их тебе предоставлен. Установлены посты, указаны и способы подвижничества – бдение, уединение, труд. А образ исполнения сего оставлен на свободу, приложен только совет: с советом все твори. В образе благотворения еще более простора и свободы. Таким образом в нашей церковной жизни дивным образом сочетана свобода с законностию, то и другое быв направлено к преспеянию во внутренней жизни».
2. Интимная жизнь в браке.
Вопреки распространенным представлениям, эта сфера очень мало регламентирована в Православии (напомню, что речь идет о канонических правилах, а не мнениях отдельных священников). По сути все, что на эту тему сказано, выражено в Новом Завете: «Муж пусть исполняет супружеский долг в отношении жены; а также и жена в отношении мужа. Жена не властна над своим телом, но муж; также и муж не властен над своим телом, но жена. Не лишайте себя друг друга, разве только по соглашению, на время, чтобы отдаться молитве и снова быть вместе, дабы не искушал вас сатана через невоздержание ваше» (1Кор. 7:3-5, перевод под ред. еп. Кассиана (Безобразова)). На основании этого, церковное правило предписывает воздержание от полового контакта накануне причащения кого-либо из супругов. Вот собственно и вся регламентация. Все остальное решается добровольно между супругами в духе любви и никто не вправе сюда вмешиваться с какими-либо предписаниями (при условии, что супруги соблюдают моральную норму - не предотвращать искусственно зачатие). Священный Синод Русской Церкви в определении от 28 декабря 1998 года указал священникам, несущим духовническое служение, на «недопустимость принуждения или склонения пасомых, вопреки их воле, к… отказу от супружеской жизни в браке», а также напомнил пастырям о необходимости «соблюдения особого целомудрия и особой пастырской осторожности при обсуждении с пасомыми вопросов, связанных с теми или иными аспектами их семейной жизни».
3. Досуг.
Нет какого-то единственно «правильного» или «благочестивого» отдыха от трудов праведных. Люди отдыхают очень по-разному и это необязательно должно быть чем-то специфически религиозным (например, непременно ехать в отпуск в паломничество или трудиться в монастырь). Однако не следует выбирать в качестве отдыха что-то аморальное и вообще все то, что может расстроить внутреннюю духовную гармонию. Отдых должен служить восстановлению душевных и физических сил, а не наоборот.
#мысли #дисциплина
В представлении некоторых верующих и неверующих людей, жизнь православного христианина буквально скована большим количеством предписаний и запретов («что не сделай, везде грех» - распространенное представление), не оставляющих человеку разумного пространства для свободы. В этом материале я покажу на примере пяти важных жизненных сфер, что у православного человека достаточно свободы, а попытка жесткой регламентации и контроля здесь с чьей-либо стороны, может служить признаком некомпетентности и/или превышения полномочий.
1. Домашняя молитва и практики духовной жизни.
Когда мы приходим в храм на общее богослужение, то здесь мы подчиняемся общим правилам (хотя, если ты стоишь себе спокойно и ведешь себя прилично, то, по идее, никто и не должен тебе делать какие-либо замечания). При этом дома, во всем, что касается молитвы, чтения, благочестивого размышления и т.п., нет и не может быть универсальных правил. Никто не заставляет тебя читать утреннее или вечернее молитвенное правило в полном объеме, напечатанного в молитвослове. Или в том порядке, в котором напечатано. Или на церковнославянском языке. Наличие молитвенных текстов в молитвослове также не означает невозможности альтернативных правил или какой-либо содержательной адаптации конкретных текстов. Это только один из возможных вариантов, но ты можешь выбрать свой. В общем, как говорил свт. Феофан Затворник: «Молитвы и песни в Церкви читаются и поются для всех, – и мы обязаны тогда объединяться в духе со всеми. Но в домашней молитве ты совершенно свободен. Для этого составлены молитвенники; но образ употребления их тебе предоставлен. Установлены посты, указаны и способы подвижничества – бдение, уединение, труд. А образ исполнения сего оставлен на свободу, приложен только совет: с советом все твори. В образе благотворения еще более простора и свободы. Таким образом в нашей церковной жизни дивным образом сочетана свобода с законностию, то и другое быв направлено к преспеянию во внутренней жизни».
2. Интимная жизнь в браке.
Вопреки распространенным представлениям, эта сфера очень мало регламентирована в Православии (напомню, что речь идет о канонических правилах, а не мнениях отдельных священников). По сути все, что на эту тему сказано, выражено в Новом Завете: «Муж пусть исполняет супружеский долг в отношении жены; а также и жена в отношении мужа. Жена не властна над своим телом, но муж; также и муж не властен над своим телом, но жена. Не лишайте себя друг друга, разве только по соглашению, на время, чтобы отдаться молитве и снова быть вместе, дабы не искушал вас сатана через невоздержание ваше» (1Кор. 7:3-5, перевод под ред. еп. Кассиана (Безобразова)). На основании этого, церковное правило предписывает воздержание от полового контакта накануне причащения кого-либо из супругов. Вот собственно и вся регламентация. Все остальное решается добровольно между супругами в духе любви и никто не вправе сюда вмешиваться с какими-либо предписаниями (при условии, что супруги соблюдают моральную норму - не предотвращать искусственно зачатие). Священный Синод Русской Церкви в определении от 28 декабря 1998 года указал священникам, несущим духовническое служение, на «недопустимость принуждения или склонения пасомых, вопреки их воле, к… отказу от супружеской жизни в браке», а также напомнил пастырям о необходимости «соблюдения особого целомудрия и особой пастырской осторожности при обсуждении с пасомыми вопросов, связанных с теми или иными аспектами их семейной жизни».
3. Досуг.
Нет какого-то единственно «правильного» или «благочестивого» отдыха от трудов праведных. Люди отдыхают очень по-разному и это необязательно должно быть чем-то специфически религиозным (например, непременно ехать в отпуск в паломничество или трудиться в монастырь). Однако не следует выбирать в качестве отдыха что-то аморальное и вообще все то, что может расстроить внутреннюю духовную гармонию. Отдых должен служить восстановлению душевных и физических сил, а не наоборот.
#мысли #дисциплина
🔥9❤2👍2
4. Сфера финансов.
Эту тему очень любят затрагивать в соцсетях, однако Церковь не регламентирует куда и сколько денег должны тратить или жертвовать верующие. Да, есть общее предписание о том, чтобы помогать нуждающимся и содержать духовенство прихода, который посещает прихожанин, однако это сложно назвать жесткой регламентацией (никаких определенных сумм и контроля за взносами не предусмотрено). То, что человек покупает свечи или вносит какое-либо пожертвование, является исключительно его добровольным действием, а его отсутствие/ «недостаточность» не должны способствовать ущемлению общих прав верного христианина в Церкви.
5. Политические взгляды.
Эта тема также вызывает множество споров, однако и здесь ответ будет таков: в своих официальных документах Церковь заявляет о том, что верующие «имеют свободу выбора и выражения своих политических убеждений, принятия решений и осуществления соответствующей деятельности» (Основы социальной концепции РПЦ. V.4). «Миряне могут и призваны, исполняя свой гражданский долг, участвовать в процессах, связанных с выборами властей всех уровней, и содействовать любым нравственно оправданным начинаниям государства» (Там же. V.3). Все это, разумеется, не должно вступать в прямое противоречие с заповедями Божиими.
Помимо перечисленных примеров, в 1998 году Св. Синод издал определение, в котором указал «священникам, несущим духовническое служение, на недопустимость принуждения или склонения пасомых, вопреки их воле, к следующим действиям и решениям: принятию монашества; несению какого-либо церковного послушания; внесению каких-либо пожертвований; вступлению в брак; разводу или отказу от вступления в брак, за исключением случаев, когда брак невозможен по каноническим причинам; отказу от супружеской жизни в браке; отказу от воинского служения; отказу от участия в выборах или от исполнения иных гражданских обязанностей; отказу от получения медицинской помощи; отказу от получения образования; трудоустройству или перемене места работы; изменению местожительства <...> Беспрекословное послушание, на котором основывается отношение послушника к старцу в монастырях, не может в полной мере применяться в приходской практике во взаимоотношениях между священником и его паствой. Особо указать на недопустимость для пастырей вмешиваться в вопросы, связанные с выбором жениха или невесты кем-либо из их пасомых, за исключением случаев, когда пасомые просят конкретного совета».
#мысли #дисциплина #учениецеркви
Эту тему очень любят затрагивать в соцсетях, однако Церковь не регламентирует куда и сколько денег должны тратить или жертвовать верующие. Да, есть общее предписание о том, чтобы помогать нуждающимся и содержать духовенство прихода, который посещает прихожанин, однако это сложно назвать жесткой регламентацией (никаких определенных сумм и контроля за взносами не предусмотрено). То, что человек покупает свечи или вносит какое-либо пожертвование, является исключительно его добровольным действием, а его отсутствие/ «недостаточность» не должны способствовать ущемлению общих прав верного христианина в Церкви.
5. Политические взгляды.
Эта тема также вызывает множество споров, однако и здесь ответ будет таков: в своих официальных документах Церковь заявляет о том, что верующие «имеют свободу выбора и выражения своих политических убеждений, принятия решений и осуществления соответствующей деятельности» (Основы социальной концепции РПЦ. V.4). «Миряне могут и призваны, исполняя свой гражданский долг, участвовать в процессах, связанных с выборами властей всех уровней, и содействовать любым нравственно оправданным начинаниям государства» (Там же. V.3). Все это, разумеется, не должно вступать в прямое противоречие с заповедями Божиими.
Помимо перечисленных примеров, в 1998 году Св. Синод издал определение, в котором указал «священникам, несущим духовническое служение, на недопустимость принуждения или склонения пасомых, вопреки их воле, к следующим действиям и решениям: принятию монашества; несению какого-либо церковного послушания; внесению каких-либо пожертвований; вступлению в брак; разводу или отказу от вступления в брак, за исключением случаев, когда брак невозможен по каноническим причинам; отказу от супружеской жизни в браке; отказу от воинского служения; отказу от участия в выборах или от исполнения иных гражданских обязанностей; отказу от получения медицинской помощи; отказу от получения образования; трудоустройству или перемене места работы; изменению местожительства <...> Беспрекословное послушание, на котором основывается отношение послушника к старцу в монастырях, не может в полной мере применяться в приходской практике во взаимоотношениях между священником и его паствой. Особо указать на недопустимость для пастырей вмешиваться в вопросы, связанные с выбором жениха или невесты кем-либо из их пасомых, за исключением случаев, когда пасомые просят конкретного совета».
#мысли #дисциплина #учениецеркви
❤8🔥4