Об отношении православных христиан к инакомыслящим
«Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2Тим. 2:24-25).
«Каждый человек любой религии, расы, национальности или моральных убеждений должен быть уважаем и ценим как творение Божье, обладающее потенциальной возможностью вечной жизни в грядущем Царстве Божьем. Ни с одним человеком, независимо от его религии, расы, национальности или моральных убеждений, нельзя обращаться дурно, зло или несправедливо.
Православные христиане должны "совершать молитвы, прошения, моления, благодарения (лит. eucharists) за всех людей". Это, согласно [словам] Христа и святых, включает в себя врагов, проклинающих и оскорбляющих, а также гонителей Церкви, язычников и еретиков (Лк. 6:27-49; 1Тим. 2:1-4; св. Иоанн Златоуст. На первое послание к Тимофею, гомилии 6 и 7; Св. Иоанн Кронштадтский, Моя жизнь во Христе)».
📖Суждения Священного Синода Православной Церкви в Америке о браке, семье, сексуальности и святости жизни (1992 г.).
«Отвергая ошибочные с точки зрения православного вероучения взгляды, православные призваны с христианской любовью относиться к людям, их исповедующим. Общаясь с инославными, православные свидетельствуют о Святыне Православия, о единстве Церкви. Свидетельствуя об Истине, православные должны быть достойны своего свидетельства. Недопустимы оскорбления в адрес инославных».
📖Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию. 7.1 (документ принят Архиерейским собором 2000 года).
#мораль #учениецеркви
«Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2Тим. 2:24-25).
«Каждый человек любой религии, расы, национальности или моральных убеждений должен быть уважаем и ценим как творение Божье, обладающее потенциальной возможностью вечной жизни в грядущем Царстве Божьем. Ни с одним человеком, независимо от его религии, расы, национальности или моральных убеждений, нельзя обращаться дурно, зло или несправедливо.
Православные христиане должны "совершать молитвы, прошения, моления, благодарения (лит. eucharists) за всех людей". Это, согласно [словам] Христа и святых, включает в себя врагов, проклинающих и оскорбляющих, а также гонителей Церкви, язычников и еретиков (Лк. 6:27-49; 1Тим. 2:1-4; св. Иоанн Златоуст. На первое послание к Тимофею, гомилии 6 и 7; Св. Иоанн Кронштадтский, Моя жизнь во Христе)».
📖Суждения Священного Синода Православной Церкви в Америке о браке, семье, сексуальности и святости жизни (1992 г.).
«Отвергая ошибочные с точки зрения православного вероучения взгляды, православные призваны с христианской любовью относиться к людям, их исповедующим. Общаясь с инославными, православные свидетельствуют о Святыне Православия, о единстве Церкви. Свидетельствуя об Истине, православные должны быть достойны своего свидетельства. Недопустимы оскорбления в адрес инославных».
📖Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию. 7.1 (документ принят Архиерейским собором 2000 года).
#мораль #учениецеркви
👍4
Отцы Церкви критически отзывались о народных представлениях относительно некоторых персонажей, считая эти воззрения мракобесными и держащими христиан в напрасных страхах.
1. Свт. Иоанн Златоуст:
«Хотя демон владеет искусством убеждать (людей), что он может вызывать души умерших, но мы утверждаем, что душа, по выходе из тела, вступает в некоторое жилище и пребывает там, – выйти оттуда она не может. Демон старается показать, что она не только обитает в костях (умерших людей), но ходит туда и сюда, блуждая понапрасну, что она не подчинена какой-либо власти, ни даже Божественному промышлению, и не будет подвержена какому-либо наказанию за содеянные преступления. Таким образом он делает то, что многие верят, будто после смерти души постоянно блуждают. Но это – басни детей и старух, и остерегайтесь верить им, когда вас привлекают такими вымыслами» (Толкование на пророка Исаию).
2. Прп. Иоанн Дамаскин:
«Так как некоторые измышляют, что драконы и принимают человеческий образ, и становятся змеями, иногда маленькими, иногда огромными, выделяющимися длиной и размерами тела, а иногда, как уже было сказано, сделавшись людьми, вступают с ними в общение, являются, похищают женщин и сожительствуют с ними, то мы спросим [рассказывающих все это]: сколько разумных природ сотворил Бог? И если они не знают, то скажем сами: две, – я имею в виду ангелов и людей. Ведь и диавол был одним из ангельских сил и ходит во тьме, после того как добровольно отпал от света. Итак, эти две разумные природы [Он] сотворил: но если дракон изменяет вид, общается с людьми и сожительствует с женщинами, становясь то змеей, то человеком, как бы одним из многих, то из этого со всей ясностью следует, что он является [существом] разумным и значительно превосходящим человека; а как раз этого и не было [никогда], и не будет» (О драконах и привидениях).
3. Прп. Никодим Святогорец:
«Умоляю вас, братья, ради любви к Богу не верьте в существование вурдалаков, в то, что мертвецы встают из могил (по ночам), бродят повсюду и пугают людей. Все это древние предрассудки, с помощью которых дьявол совращал многих людей, внушая им веру, что души умерших насильственной смертью или от других ужасных причин превращаются в бесов. Это побуждало многих чародеев и магов приносить в жертву множество юношей в надежде обратить их души в демонов и заставить служить им.. Из всех языческих народов только вы, христиане, верите в вурдалаков! Бесы потешаются над вами как над несмышлеными детьми и отщепенцами от веры Христовой! Премудрые отцы нашей Церкви говорят, что никто никогда не становился вампиром. Их вообще не существует. У давно умерших не может быть никакой крови. Они не в состоянии выходить из-под земли и являться вам. Но ваше собственное неверие, ваш собственный страх и предрассудок заставляют вас верить дьяволу и позволять ему показывать вашим глазам, как мертвецы, целехонькие и полнокровные, вылезают из могил» (Благонравие христиан).
#иоаннзлатоуст
1. Свт. Иоанн Златоуст:
«Хотя демон владеет искусством убеждать (людей), что он может вызывать души умерших, но мы утверждаем, что душа, по выходе из тела, вступает в некоторое жилище и пребывает там, – выйти оттуда она не может. Демон старается показать, что она не только обитает в костях (умерших людей), но ходит туда и сюда, блуждая понапрасну, что она не подчинена какой-либо власти, ни даже Божественному промышлению, и не будет подвержена какому-либо наказанию за содеянные преступления. Таким образом он делает то, что многие верят, будто после смерти души постоянно блуждают. Но это – басни детей и старух, и остерегайтесь верить им, когда вас привлекают такими вымыслами» (Толкование на пророка Исаию).
2. Прп. Иоанн Дамаскин:
«Так как некоторые измышляют, что драконы и принимают человеческий образ, и становятся змеями, иногда маленькими, иногда огромными, выделяющимися длиной и размерами тела, а иногда, как уже было сказано, сделавшись людьми, вступают с ними в общение, являются, похищают женщин и сожительствуют с ними, то мы спросим [рассказывающих все это]: сколько разумных природ сотворил Бог? И если они не знают, то скажем сами: две, – я имею в виду ангелов и людей. Ведь и диавол был одним из ангельских сил и ходит во тьме, после того как добровольно отпал от света. Итак, эти две разумные природы [Он] сотворил: но если дракон изменяет вид, общается с людьми и сожительствует с женщинами, становясь то змеей, то человеком, как бы одним из многих, то из этого со всей ясностью следует, что он является [существом] разумным и значительно превосходящим человека; а как раз этого и не было [никогда], и не будет» (О драконах и привидениях).
3. Прп. Никодим Святогорец:
«Умоляю вас, братья, ради любви к Богу не верьте в существование вурдалаков, в то, что мертвецы встают из могил (по ночам), бродят повсюду и пугают людей. Все это древние предрассудки, с помощью которых дьявол совращал многих людей, внушая им веру, что души умерших насильственной смертью или от других ужасных причин превращаются в бесов. Это побуждало многих чародеев и магов приносить в жертву множество юношей в надежде обратить их души в демонов и заставить служить им.. Из всех языческих народов только вы, христиане, верите в вурдалаков! Бесы потешаются над вами как над несмышлеными детьми и отщепенцами от веры Христовой! Премудрые отцы нашей Церкви говорят, что никто никогда не становился вампиром. Их вообще не существует. У давно умерших не может быть никакой крови. Они не в состоянии выходить из-под земли и являться вам. Но ваше собственное неверие, ваш собственный страх и предрассудок заставляют вас верить дьяволу и позволять ему показывать вашим глазам, как мертвецы, целехонькие и полнокровные, вылезают из могил» (Благонравие христиан).
#иоаннзлатоуст
👍4
🙅♀️Относительно понятия «женской нечистоты»
Всем известно, что православным христианкам не полагается причащаться во время месячных. Канонический запрет на это изложен во 2 правиле св. Дионисия Александрийского и 7 правиле Тимофея Александрийского, и подтвержден 2 каноном Трулльского собора. Св. Дионисий мотивирует это тем, что женщина в это время «не совсем чиста душой и телом». Основание, как можно заметить, так себе, и коренится в ветхозаветных представлениях, пересмотренных в Новом Завете.
Однако в западной православной традиции, хотя представление о ритуальной нечистоте женщин присутствовало в практике до конца VI - начала VII века, подобного канонического запрета не было. Св. папа Григорий Великий пишет св. Августину Кентерберийскому: «Предоставьте женщин собственному разумению, и если они во время месячных не осмелятся подходить к таинству плоти и крови Господних, следует похвалить их за благочестие. Если же они, привыкнув к благочестивой жизни, захотят принять это таинство, не следует, как мы уже сказали, им в этом препятствовать. Если в Ветхом Завете рассматриваются обстоятельства внешние, то в Новом Завете главное внимание уделяется не тому, что вовне, а тому, что внутри, и наказание за это налагается с большей осторожностью» (Цит. по: прп. Беда Достопочтенный. Церковная история народа Англов. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopochtennyj/tserkovnaja-istorija-naroda-anglov/1).
Недавно Константинопольский патриархат признал неосновательность этого запрета, назвав его «суеверными предрассудками». В итоге: «Ни одной христианке, которая подготовилась к причастию молитвой и постом, не следует препятствовать подходить к Чаше» (За жизнь мира. §29. Документ принят Синодом в 2019 г.)
Священноначалие Русской Церкви, напротив, без комментариев подтвердило актуальность запрета (см.: Об участии верных в Евхаристии, IV).
Мои выводы: ввиду того, что в первом тысячелетии не было единого решения этого вопроса, следует констатировать, что данный запрет не может восприниматься как безусловный и богозаповеданный. Основания для него не выдерживают критики. То, что КП признал его ничтожным и отменил для своей паствы - вполне законное решение, не являющееся дурным посягательством на каноны. Что делать русским христианкам? Я бы ответил так: проявлять послушание дисциплине, установленной нашей церковной властью до ее пересмотра, хотя и сам запрет безосновательный.
👉См. также https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/241
#дисциплина
Всем известно, что православным христианкам не полагается причащаться во время месячных. Канонический запрет на это изложен во 2 правиле св. Дионисия Александрийского и 7 правиле Тимофея Александрийского, и подтвержден 2 каноном Трулльского собора. Св. Дионисий мотивирует это тем, что женщина в это время «не совсем чиста душой и телом». Основание, как можно заметить, так себе, и коренится в ветхозаветных представлениях, пересмотренных в Новом Завете.
Однако в западной православной традиции, хотя представление о ритуальной нечистоте женщин присутствовало в практике до конца VI - начала VII века, подобного канонического запрета не было. Св. папа Григорий Великий пишет св. Августину Кентерберийскому: «Предоставьте женщин собственному разумению, и если они во время месячных не осмелятся подходить к таинству плоти и крови Господних, следует похвалить их за благочестие. Если же они, привыкнув к благочестивой жизни, захотят принять это таинство, не следует, как мы уже сказали, им в этом препятствовать. Если в Ветхом Завете рассматриваются обстоятельства внешние, то в Новом Завете главное внимание уделяется не тому, что вовне, а тому, что внутри, и наказание за это налагается с большей осторожностью» (Цит. по: прп. Беда Достопочтенный. Церковная история народа Англов. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopochtennyj/tserkovnaja-istorija-naroda-anglov/1).
Недавно Константинопольский патриархат признал неосновательность этого запрета, назвав его «суеверными предрассудками». В итоге: «Ни одной христианке, которая подготовилась к причастию молитвой и постом, не следует препятствовать подходить к Чаше» (За жизнь мира. §29. Документ принят Синодом в 2019 г.)
Священноначалие Русской Церкви, напротив, без комментариев подтвердило актуальность запрета (см.: Об участии верных в Евхаристии, IV).
Мои выводы: ввиду того, что в первом тысячелетии не было единого решения этого вопроса, следует констатировать, что данный запрет не может восприниматься как безусловный и богозаповеданный. Основания для него не выдерживают критики. То, что КП признал его ничтожным и отменил для своей паствы - вполне законное решение, не являющееся дурным посягательством на каноны. Что делать русским христианкам? Я бы ответил так: проявлять послушание дисциплине, установленной нашей церковной властью до ее пересмотра, хотя и сам запрет безосновательный.
👉См. также https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/241
#дисциплина
👍15❤1
Слишком часто верующие люди «знают» и транслируют, что именно Бог хочет от человека, кому и для чего Он что-то послал или попустил. Вообще много «духовных» толкований каких-то событий или чьего-то жизненного пути. Это при том, что эти толкователи не находятся ежедневно с Богом «на связи», не получают от него никаких очевидных откровений. Просто став верующими и прочитав поверхностно несколько статей и книжек (а чаще, не прочитав, а что-то от кого-то услышав), они берутся толковать о том, о чем понятия не имеют, делая недопустимые обобщения, транслируя теоретические построения четких представлений о мире и человеке (одну из возможных теорий, с другими они, скорее всего, просто незнакомы) и т. п. Короче, выдают свои теории за незыблемую истину о Боге и Его взаимодействии с миром. В этом есть плюс – Бог и мир становятся более схематичными и понятными, из минусов – это просто неправда.
#мысли
#мысли
👍4❤3
Когда некоторые верующие цитируют слова святых отцов, они нередко упускают из вида важные детали. А именно то, что нередко отцы дают подсказку читателю, как следует относиться к их словам. Если святой открыто или имплицитно сообщает, что выражает свое мнение или мнение, бытующее в его кругу, то это значит, что нам и нужно относиться к этому, как к суждению, а не как к откровению от Бога или учению Церкви. Если святой использует для обоснования своего суждения какую-либо аргументацию, он, тем самым, автоматически открывает ее для критики (было бы странным, если бы человек, выдвигающий аргументы, запрещал спорить с собой), позволяя читателю оценить ее убедительность, прежде чем соглашаться с ним. Святой верит, что его читатель способен к здравому рассуждению. И когда тот, кто цитирует, относится к такому тексту, как к автоматически авторитетному, или механически подбирает цитаты, чтобы математическим расчётом выявить некую универсальную истину, полагаю, что он оскорбляет тем самым труд святого, обесценивая его рассуждения.
#мысли
#мысли
👍10❤1
Часто слышу от верующих людей, что бывают ситуации, когда «грех бывает вынужденной мерой», что «из двух зол надо выбирать меньшее». Такое обычно говорят о войнах, разводах, повторных браках при живом супруге, «лжи во спасение» и т.п. Что можно сказать об этом?
Представление о том, что «грех может стать вынужденной мерой», глубоко ложно и опасно. Грех всегда противен Богу, это нарушение Его святого закона, нельзя сделать истинное добро, совершив что-то злое. Это исключено по определению. Другое дело, что бывают ситуации, когда-то, что в обычных обстоятельствах было бы грехом, в некоторых случаях и при определенных условиях - имеет только в видимость греха, но не является грехом по сути. Например, войны по справедливой причине при соблюдении ряда важных условий, не будут законопреступным убийством сами по себе, потому что не запрещены законом Божиим и ведутся для некоего блага, не противоречащего любви к Богу и ближнему (например, для восстановления порядка или для защиты ближних). Здесь можно говорить, что «из двух зол выбирается меньшее», но не в том смысле, что стоит выбор между грехом большим и грехом меньшим, а в том, что происходит выбор между преступным бездействием и законными, но тяжёлыми мерами, которые должно предотвратить худшие последствия. Таким образом, выбирается не меньшее моральное зло, а меньшее зло физическое. Например, убить преступника при задержании или самозащите это не преступление и сделать это иногда необходимо, однако это то, чего следовало бы избежать, если это возможно.
В тоже время, то, что однозначно запрещено законом Божиим, не может быть оправдано никоим образом. Например, сохранение жизни путем отречения от Бога во время гонений, не может считаться «вынужденной мерой», так как временная жизнь в относительной безопасности не стоит того, чтобы погубить вечную душу.
Хотя в нравственном богословии есть такое понятие как столкновение нравственных обязанностей, однако, как поясняет свт. Феофан Затворник, «кто хорошо понимает относительную важность обязанностей, тот не затруднится избрать должное. То несомненно, что представляющаяся несовместность обязанностей есть только мнимая. Ибо делать всегда должно одно. Надобно только угадать, что именно».
Таким образом, Церковь не может ни при каких условиях благословить совершение беззакония или проявить к этому снисхождение (потому что представление о «вынужденных грехах» ложно), но может благословить добро, которое внешне может быть неприятным, или проявить снисхождение к грешнику, если он покается в своем грехе, перестав себя оправдывать.
#мораль #мысли
Представление о том, что «грех может стать вынужденной мерой», глубоко ложно и опасно. Грех всегда противен Богу, это нарушение Его святого закона, нельзя сделать истинное добро, совершив что-то злое. Это исключено по определению. Другое дело, что бывают ситуации, когда-то, что в обычных обстоятельствах было бы грехом, в некоторых случаях и при определенных условиях - имеет только в видимость греха, но не является грехом по сути. Например, войны по справедливой причине при соблюдении ряда важных условий, не будут законопреступным убийством сами по себе, потому что не запрещены законом Божиим и ведутся для некоего блага, не противоречащего любви к Богу и ближнему (например, для восстановления порядка или для защиты ближних). Здесь можно говорить, что «из двух зол выбирается меньшее», но не в том смысле, что стоит выбор между грехом большим и грехом меньшим, а в том, что происходит выбор между преступным бездействием и законными, но тяжёлыми мерами, которые должно предотвратить худшие последствия. Таким образом, выбирается не меньшее моральное зло, а меньшее зло физическое. Например, убить преступника при задержании или самозащите это не преступление и сделать это иногда необходимо, однако это то, чего следовало бы избежать, если это возможно.
В тоже время, то, что однозначно запрещено законом Божиим, не может быть оправдано никоим образом. Например, сохранение жизни путем отречения от Бога во время гонений, не может считаться «вынужденной мерой», так как временная жизнь в относительной безопасности не стоит того, чтобы погубить вечную душу.
Хотя в нравственном богословии есть такое понятие как столкновение нравственных обязанностей, однако, как поясняет свт. Феофан Затворник, «кто хорошо понимает относительную важность обязанностей, тот не затруднится избрать должное. То несомненно, что представляющаяся несовместность обязанностей есть только мнимая. Ибо делать всегда должно одно. Надобно только угадать, что именно».
Таким образом, Церковь не может ни при каких условиях благословить совершение беззакония или проявить к этому снисхождение (потому что представление о «вынужденных грехах» ложно), но может благословить добро, которое внешне может быть неприятным, или проявить снисхождение к грешнику, если он покается в своем грехе, перестав себя оправдывать.
#мораль #мысли
👍36❤1👎1
С течением времени и с получением образования понял для себя, что не люблю популярную церковную литературу и публикации: исторические и апологетические, прежде всего. За счёт сильных упрощений, там либо частично, либо все неправда. Кому-то нормально, но для меня, как для человека, который любит докапываться до сути и хочет знать «как на самом деле» или хотя бы несколько версий, а не только одну мейнстримную, это неинтересно по умолчанию. Ответ «было все сложно» и «есть несколько возможных объяснений данного вопроса» кому-то может показаться слишком сложным, а для меня наоборот это более интересно и правдоподобно.
#мысли
#мысли
👏8👍5
Forwarded from Азбука веры
Квиз на знание основ православного вероучения:
Насколько ты православный.
Насколько ты православный.
👍3
О проблеме вставок (интерполяций) в библейский текст
Хорошо известно, что мы не имеем оригинального текста, вышедшего из под пера священных писателей. Кроме того, в ряде фрагментов присутствуют вставленные слова и выражения, происхождение которых различно. Бытует два противоположных представления: 1) настоящим библейским текстом нужно считать только тот, в котором отсутствуют какие-либо вставки; 2) то, что в тексте присутствуют вставки, это не так важно, поскольку Церковь использует интерполированный вариант текста в своем богослужении, значит так и надо, текст со вставками не менее авторитетен, чем текст без них. Поделюсь некоторыми мыслями по теме.
Если мы посмотрим на то, как библейский текст обычно использовался святыми отцами при толковании, то можем увидеть, что они а) комментировали тот вариант текста, который был у них перед глазами (что приводило иногда к противоречиям в толкованиях разных писателей); б) при возможности, старались выбрать и толковать тот вариант текста, который был максимально приближен к предполагаемому оригиналу. Приведу несколько примеров.
Свт. Дионисий Александрийский: «Достаточными судьями для самих себя должны быть и вступившие в брак. Ибо о том, что подобает воздерживаться друг от друга по согласию, на время, дабы упражняться в молитве, и потом снова быть вместе, они слышали из писаний Павла (1Кор.7:5)» (3 канон, утвержден 2 каноном Трулльского собора). Вставка «в посте и молитве» отсутствует.
Прп. Иоанн Кассиан: «Следует знать, что в некоторых экземплярах читается: всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду (Мф 5: 22). Здесь слово напрасно — лишнее, без причины прибавлено теми, которые не думали, что нужно подавлять гнев, возбуждающийся и по справедливым причинам. Между тем даже тот, кто рассердился без основания, не станет говорить, что он разгневался без причины. Поэтому видно, что слово прибавлено теми, которые не поняли намерения Св. Писания, желающего всячески истребить корень гнева и не оставить никакого повода к негодованию. Ибо цель терпения состоит не в том, чтобы гневаться только справедливо, а в том, чтобы вовсе не гневаться. Хотя некоторые, как я знаю, это выражение напрасно или без причины толкуют так, что будто без причины гневается тот, кому непозволительно желать мщения тому, на кого рассердился; однако лучше держаться того, как написано во многих новых и всех древних экземплярах» (Послание к Кастору, епископу Аптскому, кн. 8, гл. 1).
Здесь святой явно строит свою аргументацию на том, что важно узнать оригинальное прочтение, чтобы понять мысль Спасителя. Того же мнения придерживался здесь блж. Иероним. Кстати, св. Иоанн Златоуст читал текст со вставкой «напрасно», допуская возможность и даже необходимость справедливого гнева (См.: Беседы на Евангелие от Матфея, 16).
Блж. Августин разбирает слова Господа: «Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе [явно]» (Мф. 6:4). По этому поводу он замечает: «Поскольку в греческих [списках], которые предшествуют [латинским], мы не нашли слово явно, нам не показалось, что по этому поводу необходимо продолжать какое-то обсуждение» (О Нагорной проповеди Господа, кн. 2, 2.9).
Какие выводы я могу сделать?
1. В Православной Церкви никогда не было единого каноничного текста Библии, так что ничего удивительного, что имеется определенная вариативность.
2. Тем не менее, для отцов Церкви было важно излагать и комментировать Слово Божие в максимально аутентичном варианте (хотя они использовали иногда и текст со вставками, вероятно не зная об этом). Некоторые из библейских отрывков цитируются в канонах Церкви без более поздних интерполяций.
3. На основании этого, я полагаю малообоснованным утверждение о том, что поздние интерполяции являются органической частью богодухновенного Слова Божия в силу их существования в церковной традиции.
#мысли #библия #августин
Хорошо известно, что мы не имеем оригинального текста, вышедшего из под пера священных писателей. Кроме того, в ряде фрагментов присутствуют вставленные слова и выражения, происхождение которых различно. Бытует два противоположных представления: 1) настоящим библейским текстом нужно считать только тот, в котором отсутствуют какие-либо вставки; 2) то, что в тексте присутствуют вставки, это не так важно, поскольку Церковь использует интерполированный вариант текста в своем богослужении, значит так и надо, текст со вставками не менее авторитетен, чем текст без них. Поделюсь некоторыми мыслями по теме.
Если мы посмотрим на то, как библейский текст обычно использовался святыми отцами при толковании, то можем увидеть, что они а) комментировали тот вариант текста, который был у них перед глазами (что приводило иногда к противоречиям в толкованиях разных писателей); б) при возможности, старались выбрать и толковать тот вариант текста, который был максимально приближен к предполагаемому оригиналу. Приведу несколько примеров.
Свт. Дионисий Александрийский: «Достаточными судьями для самих себя должны быть и вступившие в брак. Ибо о том, что подобает воздерживаться друг от друга по согласию, на время, дабы упражняться в молитве, и потом снова быть вместе, они слышали из писаний Павла (1Кор.7:5)» (3 канон, утвержден 2 каноном Трулльского собора). Вставка «в посте и молитве» отсутствует.
Прп. Иоанн Кассиан: «Следует знать, что в некоторых экземплярах читается: всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду (Мф 5: 22). Здесь слово напрасно — лишнее, без причины прибавлено теми, которые не думали, что нужно подавлять гнев, возбуждающийся и по справедливым причинам. Между тем даже тот, кто рассердился без основания, не станет говорить, что он разгневался без причины. Поэтому видно, что слово прибавлено теми, которые не поняли намерения Св. Писания, желающего всячески истребить корень гнева и не оставить никакого повода к негодованию. Ибо цель терпения состоит не в том, чтобы гневаться только справедливо, а в том, чтобы вовсе не гневаться. Хотя некоторые, как я знаю, это выражение напрасно или без причины толкуют так, что будто без причины гневается тот, кому непозволительно желать мщения тому, на кого рассердился; однако лучше держаться того, как написано во многих новых и всех древних экземплярах» (Послание к Кастору, епископу Аптскому, кн. 8, гл. 1).
Здесь святой явно строит свою аргументацию на том, что важно узнать оригинальное прочтение, чтобы понять мысль Спасителя. Того же мнения придерживался здесь блж. Иероним. Кстати, св. Иоанн Златоуст читал текст со вставкой «напрасно», допуская возможность и даже необходимость справедливого гнева (См.: Беседы на Евангелие от Матфея, 16).
Блж. Августин разбирает слова Господа: «Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе [явно]» (Мф. 6:4). По этому поводу он замечает: «Поскольку в греческих [списках], которые предшествуют [латинским], мы не нашли слово явно, нам не показалось, что по этому поводу необходимо продолжать какое-то обсуждение» (О Нагорной проповеди Господа, кн. 2, 2.9).
Какие выводы я могу сделать?
1. В Православной Церкви никогда не было единого каноничного текста Библии, так что ничего удивительного, что имеется определенная вариативность.
2. Тем не менее, для отцов Церкви было важно излагать и комментировать Слово Божие в максимально аутентичном варианте (хотя они использовали иногда и текст со вставками, вероятно не зная об этом). Некоторые из библейских отрывков цитируются в канонах Церкви без более поздних интерполяций.
3. На основании этого, я полагаю малообоснованным утверждение о том, что поздние интерполяции являются органической частью богодухновенного Слова Божия в силу их существования в церковной традиции.
#мысли #библия #августин
❤5👍1
Очень важно, начиная свой день, обратиться к Господу и посвятить ему в молитве все свои дела и отдых во исполнение заповеди: «Все делайте в славу Божию» (1Кор.10:31). И на протяжении дня напоминать себе о присутствии Бога в каждом занятии. Если же мы этого не делаем, то необязательно даже совершать других грехов, так как для верующего делать что-то не во славу Господа - уже грех и потеря времени.
#мысли #духовнаяжизнь #мораль #молитва
#мысли #духовнаяжизнь #мораль #молитва
🔥7❤3
Завтра (9.08) в 19.00 планируется стрим-лекция о каноническом законодательстве Восточной и Западной Церкви в первом тысячелетии.
Мы поговорим о том, как формировалось и развивалось это законодательство, о главных различиях восточной и западной традиции, развеем некоторые устойчивые мифы на эту тему (например, о существовании единого богодухновенного канонического корпуса Православной Кафолической Церкви, о «католических-еретических» обычаях). После стрима отвечу на ваши вопросы. Присоединяйтесь! Ссылка на лекцию находится в комментариях.
Мы поговорим о том, как формировалось и развивалось это законодательство, о главных различиях восточной и западной традиции, развеем некоторые устойчивые мифы на эту тему (например, о существовании единого богодухновенного канонического корпуса Православной Кафолической Церкви, о «католических-еретических» обычаях). После стрима отвечу на ваши вопросы. Присоединяйтесь! Ссылка на лекцию находится в комментариях.
Существуют различные области знания, в которых возможно манипулировать людьми-неспециалистами (медицина, например). Но наверное самая большая сфера для манипуляций - это религия. Невежественным или слабо религиозно образованным человеком очень легко манипулировать, ничего не стоит внушить ему какую-нибудь дичь, которая вызовет у него панический страх, ненависть к инакомыслящим, разрушит его личную жизнь и т.п. А этого ОЧЕНЬ много в церковной среде, в том числе со стороны священников.
Поэтому, как говорил один богослов, в наше время поговорку «где просто, там ангелов со ста» надо перефразировать в «где просто, там ересей со ста». Те, кто считает, что им не надо образовываться и достаточно оставаться на том уровне знаний о православии (весь круг дисциплин, связанных с ним), с которого они начали, сами не понимают, что находятся в зоне риска.
Я убежден, что качественное образование в области христианства и религии в целом, само по себе не приводит человека к неверию или к лжеучениям, а наоборот спасает от них, защищает от опасных манипуляций и позволяет расширить мышление, делая его из черно-белого, более сложным и красочным.
#мысли
Поэтому, как говорил один богослов, в наше время поговорку «где просто, там ангелов со ста» надо перефразировать в «где просто, там ересей со ста». Те, кто считает, что им не надо образовываться и достаточно оставаться на том уровне знаний о православии (весь круг дисциплин, связанных с ним), с которого они начали, сами не понимают, что находятся в зоне риска.
Я убежден, что качественное образование в области христианства и религии в целом, само по себе не приводит человека к неверию или к лжеучениям, а наоборот спасает от них, защищает от опасных манипуляций и позволяет расширить мышление, делая его из черно-белого, более сложным и красочным.
#мысли
👍10
В очередной встретил псевдонаучный бред на тему «ученые замерили Божественную энергию». Все, что написано и снято о том, что якобы наука подтверждает нечто сверхъестественное (вес души, энергию от нетленных мощей, энергетическое воздействие ругательств или молитвы и т.п.) - это полнейший оккультный бред, не имеющий к науке и православию никакого отношения! И православные паблики это уверенно распространяют, думая послужить этим делу торжества Православия. А по факту, это приводит только к насмешкам безбожников над нами. Пожалуйста, не распространяйте подобную информацию.
#мысли
#мысли
👍15
В наше время существует тенденция к тому, чтобы считать себя экспертом в различных сферах. Многие считают необходимым выражать свое «экспертное» мнение в вопросах науки, медицины, политики, истории и т.д. Но мне, как человеку, имеющему профессиональное отношение к богословским дисциплинам, особенно обидно за эту важную область. Люди, которые ещё совсем недавно сами переступили порог Церкви, заделываются специалистами в богословии, церковной истории, каноническом праве. Не имея систематического образования, они считают для себя достаточным прочитать пару популярных книг или статей, чтобы публично настойчиво выражать свои умозаключения и дискутировать с теми, кто потратил на обучение годы. Глупая самоуверенность. Если вы недавно в Церкви и вам кажется, что вы уже все знаете и можете дискутировать, учить других, то я вам отвечу: вы ещё ничего не поняли и не знаете. Без должной систематической подготовки и внутренней зрелости, вы выглядите нелепо и больше вредите делу Православия, чем помогаете.
#мысли
#мысли
👍16🔥6👎1
Сегодня Церковь вспоминает «семь отроков Эфесских». Считается, что семь христианских воинов при языческом императоре Децие (сер. III в.) за веру во Христа были замурованы в пещере, где заснули и чудесным образом проспали до V столетия, оказавшись в христианской эпохе. Интересно, что это сказание повторяется в Коране в суре Аль-Кахф (Пещера). См.: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%81%D1%85%D0%B0%D0%B1_%D0%B0%D0%BB%D1%8C-%D0%9A%D0%B0%D1%85%D1%84
👍3
Отцы, братья и сестры, поздравляю вас с праздником Преображения Господня! Да сподобимся и мы просиять, как солнце в Царстве нашего Небесного Отца!
❤10👍10
🪄Какое творчество приемлемо для христианина: учение Церкви.
Согласно социальному учению Церкви, «творческие способности суть проявление образа Божия в человеке. Церковь благословляет творчество, открывающее новые горизонты для духовного возрастания человека и для познания сотворенного мира. Призванное способствовать раскрытию потенциала личности, творчество не должно оправдывать нигилистического отношения к культуре, религии и нравственности. Право на самовыражение отдельной личности или групп людей не должно осуществляться в формах, оскорбительных для убеждений и образа жизни других членов общества. При этом должен соблюдаться один из основных принципов общежития — взаимное уважение различных мировоззренческих групп» (Основы учения РПЦ о достоинстве, свободе и правах человека. IV.5).
«Если творчество способствует нравственному и духовному преображению личности, Церковь благословляет его» (Основы социальной концепции РПЦ. XIV.2). Таким образом, не бывает нейтральных плодов какого-либо творчества, они либо служат созиданию, либо деградации человека.
Итак, если следовать учению Церкви, то любое богоугодное творчество должно обязательно соответствовать одному из этих пунктов:
- открывать новые горизонты для духовного возрастания человека;
- способствовать нравственному и духовному преображению личности;
- способствовать познанию сотворенного мира.
На мой взгляд, это достаточно внятные маркеры, которыми христианин может руководствоваться при выборе того или иного творческого направления/создании того или иного произведения искусства в работе/хобби. Это же относится и к потреблению того или иного контента. При выборе очередного фильма/книги/занятия на вечер, полезно предварительно проанализировать тот или иной плод творчества по этим маркерам, чтобы не повредить душе и не потерять время впустую.
#мораль #учениецеркви
Согласно социальному учению Церкви, «творческие способности суть проявление образа Божия в человеке. Церковь благословляет творчество, открывающее новые горизонты для духовного возрастания человека и для познания сотворенного мира. Призванное способствовать раскрытию потенциала личности, творчество не должно оправдывать нигилистического отношения к культуре, религии и нравственности. Право на самовыражение отдельной личности или групп людей не должно осуществляться в формах, оскорбительных для убеждений и образа жизни других членов общества. При этом должен соблюдаться один из основных принципов общежития — взаимное уважение различных мировоззренческих групп» (Основы учения РПЦ о достоинстве, свободе и правах человека. IV.5).
«Если творчество способствует нравственному и духовному преображению личности, Церковь благословляет его» (Основы социальной концепции РПЦ. XIV.2). Таким образом, не бывает нейтральных плодов какого-либо творчества, они либо служат созиданию, либо деградации человека.
Итак, если следовать учению Церкви, то любое богоугодное творчество должно обязательно соответствовать одному из этих пунктов:
- открывать новые горизонты для духовного возрастания человека;
- способствовать нравственному и духовному преображению личности;
- способствовать познанию сотворенного мира.
На мой взгляд, это достаточно внятные маркеры, которыми христианин может руководствоваться при выборе того или иного творческого направления/создании того или иного произведения искусства в работе/хобби. Это же относится и к потреблению того или иного контента. При выборе очередного фильма/книги/занятия на вечер, полезно предварительно проанализировать тот или иной плод творчества по этим маркерам, чтобы не повредить душе и не потерять время впустую.
#мораль #учениецеркви
👍5
О праве судить
Христианин имеет право судить поступки других людей и целых сообществ. По объяснению свт. Иоанна Златоуста, суждение законно при следующих условиях:
- он не должен быть сам виновен в таких же или больших грехах, чем его ближний (что прямо следует из Мф. 7:4-5);
- предметом суда должны быть явные и тяжёлые грехи, а не просто какие-то немощи и недостатки;
- он не должен выносить суда, не убедившись, что преступление действительно имеет место, чтобы это не стало клеветой;
- мотивами суда должно быть не желание навредить, опозорить ближнего или самоутвердиться за счёт этого, а обличение и исправление зла (но и с благими мотивами нужно действовать весьма рассудительно);
- при всем этом, христианин должен помнить, что каким судом он будет судить других, таким и сам будет судим Богом.
В Священном Писании достаточно предписаний, которые невозможно исполнить не вынеся некоторого суждения над ближним (например, Мф.18:15-17 и 1Кор. 5:9-13).
#библия #мораль #иоаннзлатоуст
Христианин имеет право судить поступки других людей и целых сообществ. По объяснению свт. Иоанна Златоуста, суждение законно при следующих условиях:
- он не должен быть сам виновен в таких же или больших грехах, чем его ближний (что прямо следует из Мф. 7:4-5);
- предметом суда должны быть явные и тяжёлые грехи, а не просто какие-то немощи и недостатки;
- он не должен выносить суда, не убедившись, что преступление действительно имеет место, чтобы это не стало клеветой;
- мотивами суда должно быть не желание навредить, опозорить ближнего или самоутвердиться за счёт этого, а обличение и исправление зла (но и с благими мотивами нужно действовать весьма рассудительно);
- при всем этом, христианин должен помнить, что каким судом он будет судить других, таким и сам будет судим Богом.
В Священном Писании достаточно предписаний, которые невозможно исполнить не вынеся некоторого суждения над ближним (например, Мф.18:15-17 и 1Кор. 5:9-13).
#библия #мораль #иоаннзлатоуст
❤12
Ссылка на запись лекции о каноническом законодательстве Восточной и Западной Церкви в I тысячелетии
#дисциплина #видео
#дисциплина #видео
YouTube
Учительство Церкви. О каноническом законодательстве Восточной и Западной Церкви в I тысячелетии
В своей лекции основатель сообщества "Учительство Православной Церкви" (https://vk.com/didascalia), магистр богословия, катехизатор, клирик Русской Православной Церкви (МП) Сергей Фёдоров расскажет том, как формировалось и развивалось это законодательство…