О жесткой связи исповеди с причастием. Митрополит Иларион (Алфеев):
«С тех пор, как причащение мирян за каждой Литургией перестало быть нормой и сменилось практикой редкого или ежегодного причащения, таинство исповеди, естественно, стало предварять причащение. В Русской Церкви этот обычай постепенно привел к возникновению теории, согласно которой причастие мирян в отличие от духовенства вообще невозможно без исповеди. На практике это приводит к тому, что по большим праздникам в очередь на исповедь выстраиваются сотни людей, желающих причаститься, а сама исповедь сводится к трем фразам, сказанным в спешке, или только к чтению разрешительной молитвы, которая воспринимается как «допуск» к причастию».
👉Решение проблемы см. https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/62
#дисциплина #духовнаяжизнь
«С тех пор, как причащение мирян за каждой Литургией перестало быть нормой и сменилось практикой редкого или ежегодного причащения, таинство исповеди, естественно, стало предварять причащение. В Русской Церкви этот обычай постепенно привел к возникновению теории, согласно которой причастие мирян в отличие от духовенства вообще невозможно без исповеди. На практике это приводит к тому, что по большим праздникам в очередь на исповедь выстраиваются сотни людей, желающих причаститься, а сама исповедь сводится к трем фразам, сказанным в спешке, или только к чтению разрешительной молитвы, которая воспринимается как «допуск» к причастию».
👉Решение проблемы см. https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/62
#дисциплина #духовнаяжизнь
Telegram
чтец Сергий Федоров
Епископ Троицкий Панкратий, на мой взгляд, хорошо выразил отношение к покаянию и исповеди, которое согласуется с церковным учением, изложенным в записи выше:
«На мой взгляд, если человек не чувствует каких-то тяжелых грехов, которые бы его вынуждали искать…
«На мой взгляд, если человек не чувствует каких-то тяжелых грехов, которые бы его вынуждали искать…
❤1
Прп. Анастасий Синаит полагает, что представление о болезнях и страданиях верующих, как наказаниях Божиих Своим детям, не может служит универсальным объяснением:
«Некоторые считают, что поскольку Бог любит нас, постольку Он и попускает случаться с нами таковым страданиям. Однако подобное объяснение разделяется не всеми. Что же касается меня, то я полагаю, что [эти болезни иногда передаются] от предков, [иногда зависят от] воздуха, [а иногда происходят) от [излишне] многообразной и изобилующей водой пищи, а также от неумеренного употребления вина и многоядения.
О том, что воздух [является причиной болезней], свидетельствуют илиоты у которых никогда не бывает подагры. А о том, что [неправильная] диета в отношении как еды, так и пития производит болезни, свидетельствует род иудеев. Ибо они, когда роскошествуют в своем образе питания, в обилии употребляя мясо и похлебку, а также упиваясь вином, страдают наподобие нас (и даже более чем мы) проказой, подагрой и беснованием. Что же касается арабов, то они, придерживаясь более сухой диеты, а также от рождения [проводя жизнь на свежем] воздухе, в пустыне и сухом [климате], не являются столь немощными, и среди них не очень много страдающих подагрой, болезнями ног и беснованием. И множество других народов, поклоняющихся идолам, не имеют таковых болезней благодаря большой сухости своего питания, а также вследствие чистоты и мягкости воздуха» (Вопросы и ответы, 26).
👉См. также https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/300
#анастасийсинаит #промысл
«Некоторые считают, что поскольку Бог любит нас, постольку Он и попускает случаться с нами таковым страданиям. Однако подобное объяснение разделяется не всеми. Что же касается меня, то я полагаю, что [эти болезни иногда передаются] от предков, [иногда зависят от] воздуха, [а иногда происходят) от [излишне] многообразной и изобилующей водой пищи, а также от неумеренного употребления вина и многоядения.
О том, что воздух [является причиной болезней], свидетельствуют илиоты у которых никогда не бывает подагры. А о том, что [неправильная] диета в отношении как еды, так и пития производит болезни, свидетельствует род иудеев. Ибо они, когда роскошествуют в своем образе питания, в обилии употребляя мясо и похлебку, а также упиваясь вином, страдают наподобие нас (и даже более чем мы) проказой, подагрой и беснованием. Что же касается арабов, то они, придерживаясь более сухой диеты, а также от рождения [проводя жизнь на свежем] воздухе, в пустыне и сухом [климате], не являются столь немощными, и среди них не очень много страдающих подагрой, болезнями ног и беснованием. И множество других народов, поклоняющихся идолам, не имеют таковых болезней благодаря большой сухости своего питания, а также вследствие чистоты и мягкости воздуха» (Вопросы и ответы, 26).
👉См. также https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/300
#анастасийсинаит #промысл
Telegram
чтец Сергий Федоров
Суждение прп. Анастасия Синаита о соотношении Промысла Божия и естественного хода вещей:
«Сам Творец и Промыслитель всяческих, Который управляет и руководит всем посредством мановения силы Своей, устроил человека как изначала двойственное существо – я имею…
«Сам Творец и Промыслитель всяческих, Который управляет и руководит всем посредством мановения силы Своей, устроил человека как изначала двойственное существо – я имею…
❤2👍1
Forwarded from Павел Островский
Стал замечать в комментариях под своими постами неких святош, которые любят раздавать советы, совершенно не понимая, что они могут принести существенный вред новоначальным и интересующимся церковной жизнью.
Все эти рекомендации, что всегда можно найти время для чтения 3 канонов и последование ко Причастию, что всегда можно договориться с родными о постной еде, что нет никаких проблем в изучении церковнославянского языка… - ужас! Все это полностью оторвано от реальности, в которой существуют далёкие от Церкви люди.
В подавляющем большинстве случаев данные наставления могут воспитать в людях формализм и нехристианский подход к духовной жизни.
Задача научить молиться, а не читать молитвы.
Задача полюбить воздержание, а не соблюдать постную диету.
Задача раскрыть глубину Библии, а не заставить исполнить ежедневный долг по чтению малопонятного текста.
Ну и самое главное: задача показать пример доброты, а не жестокосердного высокомерия, которое отталкивает от Церкви на несколько лет.
Все эти рекомендации, что всегда можно найти время для чтения 3 канонов и последование ко Причастию, что всегда можно договориться с родными о постной еде, что нет никаких проблем в изучении церковнославянского языка… - ужас! Все это полностью оторвано от реальности, в которой существуют далёкие от Церкви люди.
В подавляющем большинстве случаев данные наставления могут воспитать в людях формализм и нехристианский подход к духовной жизни.
Задача научить молиться, а не читать молитвы.
Задача полюбить воздержание, а не соблюдать постную диету.
Задача раскрыть глубину Библии, а не заставить исполнить ежедневный долг по чтению малопонятного текста.
Ну и самое главное: задача показать пример доброты, а не жестокосердного высокомерия, которое отталкивает от Церкви на несколько лет.
❤22👍2
5 сфер, которые не регламентируются правилами Церкви
В представлении некоторых верующих и неверующих людей, жизнь православного христианина буквально скована большим количеством предписаний и запретов («что не сделай, везде грех» - распространенное представление), не оставляющих человеку разумного пространства для свободы. В этом материале я покажу на примере пяти важных жизненных сфер, что у православного человека достаточно свободы, а попытка жесткой регламентации и контроля здесь с чьей-либо стороны, может служить признаком некомпетентности и/или превышения полномочий.
1. Домашняя молитва и практики духовной жизни.
Когда мы приходим в храм на общее богослужение, то здесь мы подчиняемся общим правилам (хотя, если ты стоишь себе спокойно и ведешь себя прилично, то, по идее, никто и не должен тебе делать какие-либо замечания). При этом дома, во всем, что касается молитвы, чтения, благочестивого размышления и т.п., нет и не может быть универсальных правил. Никто не заставляет тебя читать утреннее или вечернее молитвенное правило в полном объеме, напечатанного в молитвослове. Или в том порядке, в котором напечатано. Или на церковнославянском языке. Наличие молитвенных текстов в молитвослове также не означает невозможности альтернативных правил или какой-либо содержательной адаптации конкретных текстов. Это только один из возможных вариантов, но ты можешь выбрать свой. В общем, как говорил свт. Феофан Затворник: «Молитвы и песни в Церкви читаются и поются для всех, – и мы обязаны тогда объединяться в духе со всеми. Но в домашней молитве ты совершенно свободен. Для этого составлены молитвенники; но образ употребления их тебе предоставлен. Установлены посты, указаны и способы подвижничества – бдение, уединение, труд. А образ исполнения сего оставлен на свободу, приложен только совет: с советом все твори. В образе благотворения еще более простора и свободы. Таким образом в нашей церковной жизни дивным образом сочетана свобода с законностию, то и другое быв направлено к преспеянию во внутренней жизни».
2. Интимная жизнь в браке.
Вопреки распространенным представлениям, эта сфера очень мало регламентирована в Православии (напомню, что речь идет о канонических правилах, а не мнениях отдельных священников). По сути все, что на эту тему сказано, выражено в Новом Завете: «Муж пусть исполняет супружеский долг в отношении жены; а также и жена в отношении мужа. Жена не властна над своим телом, но муж; также и муж не властен над своим телом, но жена. Не лишайте себя друг друга, разве только по соглашению, на время, чтобы отдаться молитве и снова быть вместе, дабы не искушал вас сатана через невоздержание ваше» (1Кор. 7:3-5, перевод под ред. еп. Кассиана (Безобразова)). На основании этого, церковное правило предписывает воздержание от полового контакта накануне причащения кого-либо из супругов. Вот собственно и вся регламентация. Все остальное решается добровольно между супругами в духе любви и никто не вправе сюда вмешиваться с какими-либо предписаниями (при условии, что супруги соблюдают моральную норму - не предотвращать искусственно зачатие). Священный Синод Русской Церкви в определении от 28 декабря 1998 года указал священникам, несущим духовническое служение, на «недопустимость принуждения или склонения пасомых, вопреки их воле, к… отказу от супружеской жизни в браке», а также напомнил пастырям о необходимости «соблюдения особого целомудрия и особой пастырской осторожности при обсуждении с пасомыми вопросов, связанных с теми или иными аспектами их семейной жизни».
3. Досуг.
Нет какого-то единственно «правильного» или «благочестивого» отдыха от трудов праведных. Люди отдыхают очень по-разному и это необязательно должно быть чем-то специфически религиозным (например, непременно ехать в отпуск в паломничество или трудиться в монастырь). Однако не следует выбирать в качестве отдыха что-то аморальное и вообще все то, что может расстроить внутреннюю духовную гармонию. Отдых должен служить восстановлению душевных и физических сил, а не наоборот.
#мысли #дисциплина
В представлении некоторых верующих и неверующих людей, жизнь православного христианина буквально скована большим количеством предписаний и запретов («что не сделай, везде грех» - распространенное представление), не оставляющих человеку разумного пространства для свободы. В этом материале я покажу на примере пяти важных жизненных сфер, что у православного человека достаточно свободы, а попытка жесткой регламентации и контроля здесь с чьей-либо стороны, может служить признаком некомпетентности и/или превышения полномочий.
1. Домашняя молитва и практики духовной жизни.
Когда мы приходим в храм на общее богослужение, то здесь мы подчиняемся общим правилам (хотя, если ты стоишь себе спокойно и ведешь себя прилично, то, по идее, никто и не должен тебе делать какие-либо замечания). При этом дома, во всем, что касается молитвы, чтения, благочестивого размышления и т.п., нет и не может быть универсальных правил. Никто не заставляет тебя читать утреннее или вечернее молитвенное правило в полном объеме, напечатанного в молитвослове. Или в том порядке, в котором напечатано. Или на церковнославянском языке. Наличие молитвенных текстов в молитвослове также не означает невозможности альтернативных правил или какой-либо содержательной адаптации конкретных текстов. Это только один из возможных вариантов, но ты можешь выбрать свой. В общем, как говорил свт. Феофан Затворник: «Молитвы и песни в Церкви читаются и поются для всех, – и мы обязаны тогда объединяться в духе со всеми. Но в домашней молитве ты совершенно свободен. Для этого составлены молитвенники; но образ употребления их тебе предоставлен. Установлены посты, указаны и способы подвижничества – бдение, уединение, труд. А образ исполнения сего оставлен на свободу, приложен только совет: с советом все твори. В образе благотворения еще более простора и свободы. Таким образом в нашей церковной жизни дивным образом сочетана свобода с законностию, то и другое быв направлено к преспеянию во внутренней жизни».
2. Интимная жизнь в браке.
Вопреки распространенным представлениям, эта сфера очень мало регламентирована в Православии (напомню, что речь идет о канонических правилах, а не мнениях отдельных священников). По сути все, что на эту тему сказано, выражено в Новом Завете: «Муж пусть исполняет супружеский долг в отношении жены; а также и жена в отношении мужа. Жена не властна над своим телом, но муж; также и муж не властен над своим телом, но жена. Не лишайте себя друг друга, разве только по соглашению, на время, чтобы отдаться молитве и снова быть вместе, дабы не искушал вас сатана через невоздержание ваше» (1Кор. 7:3-5, перевод под ред. еп. Кассиана (Безобразова)). На основании этого, церковное правило предписывает воздержание от полового контакта накануне причащения кого-либо из супругов. Вот собственно и вся регламентация. Все остальное решается добровольно между супругами в духе любви и никто не вправе сюда вмешиваться с какими-либо предписаниями (при условии, что супруги соблюдают моральную норму - не предотвращать искусственно зачатие). Священный Синод Русской Церкви в определении от 28 декабря 1998 года указал священникам, несущим духовническое служение, на «недопустимость принуждения или склонения пасомых, вопреки их воле, к… отказу от супружеской жизни в браке», а также напомнил пастырям о необходимости «соблюдения особого целомудрия и особой пастырской осторожности при обсуждении с пасомыми вопросов, связанных с теми или иными аспектами их семейной жизни».
3. Досуг.
Нет какого-то единственно «правильного» или «благочестивого» отдыха от трудов праведных. Люди отдыхают очень по-разному и это необязательно должно быть чем-то специфически религиозным (например, непременно ехать в отпуск в паломничество или трудиться в монастырь). Однако не следует выбирать в качестве отдыха что-то аморальное и вообще все то, что может расстроить внутреннюю духовную гармонию. Отдых должен служить восстановлению душевных и физических сил, а не наоборот.
#мысли #дисциплина
🔥9❤2👍2
4. Сфера финансов.
Эту тему очень любят затрагивать в соцсетях, однако Церковь не регламентирует куда и сколько денег должны тратить или жертвовать верующие. Да, есть общее предписание о том, чтобы помогать нуждающимся и содержать духовенство прихода, который посещает прихожанин, однако это сложно назвать жесткой регламентацией (никаких определенных сумм и контроля за взносами не предусмотрено). То, что человек покупает свечи или вносит какое-либо пожертвование, является исключительно его добровольным действием, а его отсутствие/ «недостаточность» не должны способствовать ущемлению общих прав верного христианина в Церкви.
5. Политические взгляды.
Эта тема также вызывает множество споров, однако и здесь ответ будет таков: в своих официальных документах Церковь заявляет о том, что верующие «имеют свободу выбора и выражения своих политических убеждений, принятия решений и осуществления соответствующей деятельности» (Основы социальной концепции РПЦ. V.4). «Миряне могут и призваны, исполняя свой гражданский долг, участвовать в процессах, связанных с выборами властей всех уровней, и содействовать любым нравственно оправданным начинаниям государства» (Там же. V.3). Все это, разумеется, не должно вступать в прямое противоречие с заповедями Божиими.
Помимо перечисленных примеров, в 1998 году Св. Синод издал определение, в котором указал «священникам, несущим духовническое служение, на недопустимость принуждения или склонения пасомых, вопреки их воле, к следующим действиям и решениям: принятию монашества; несению какого-либо церковного послушания; внесению каких-либо пожертвований; вступлению в брак; разводу или отказу от вступления в брак, за исключением случаев, когда брак невозможен по каноническим причинам; отказу от супружеской жизни в браке; отказу от воинского служения; отказу от участия в выборах или от исполнения иных гражданских обязанностей; отказу от получения медицинской помощи; отказу от получения образования; трудоустройству или перемене места работы; изменению местожительства <...> Беспрекословное послушание, на котором основывается отношение послушника к старцу в монастырях, не может в полной мере применяться в приходской практике во взаимоотношениях между священником и его паствой. Особо указать на недопустимость для пастырей вмешиваться в вопросы, связанные с выбором жениха или невесты кем-либо из их пасомых, за исключением случаев, когда пасомые просят конкретного совета».
#мысли #дисциплина #учениецеркви
Эту тему очень любят затрагивать в соцсетях, однако Церковь не регламентирует куда и сколько денег должны тратить или жертвовать верующие. Да, есть общее предписание о том, чтобы помогать нуждающимся и содержать духовенство прихода, который посещает прихожанин, однако это сложно назвать жесткой регламентацией (никаких определенных сумм и контроля за взносами не предусмотрено). То, что человек покупает свечи или вносит какое-либо пожертвование, является исключительно его добровольным действием, а его отсутствие/ «недостаточность» не должны способствовать ущемлению общих прав верного христианина в Церкви.
5. Политические взгляды.
Эта тема также вызывает множество споров, однако и здесь ответ будет таков: в своих официальных документах Церковь заявляет о том, что верующие «имеют свободу выбора и выражения своих политических убеждений, принятия решений и осуществления соответствующей деятельности» (Основы социальной концепции РПЦ. V.4). «Миряне могут и призваны, исполняя свой гражданский долг, участвовать в процессах, связанных с выборами властей всех уровней, и содействовать любым нравственно оправданным начинаниям государства» (Там же. V.3). Все это, разумеется, не должно вступать в прямое противоречие с заповедями Божиими.
Помимо перечисленных примеров, в 1998 году Св. Синод издал определение, в котором указал «священникам, несущим духовническое служение, на недопустимость принуждения или склонения пасомых, вопреки их воле, к следующим действиям и решениям: принятию монашества; несению какого-либо церковного послушания; внесению каких-либо пожертвований; вступлению в брак; разводу или отказу от вступления в брак, за исключением случаев, когда брак невозможен по каноническим причинам; отказу от супружеской жизни в браке; отказу от воинского служения; отказу от участия в выборах или от исполнения иных гражданских обязанностей; отказу от получения медицинской помощи; отказу от получения образования; трудоустройству или перемене места работы; изменению местожительства <...> Беспрекословное послушание, на котором основывается отношение послушника к старцу в монастырях, не может в полной мере применяться в приходской практике во взаимоотношениях между священником и его паствой. Особо указать на недопустимость для пастырей вмешиваться в вопросы, связанные с выбором жениха или невесты кем-либо из их пасомых, за исключением случаев, когда пасомые просят конкретного совета».
#мысли #дисциплина #учениецеркви
❤8🔥4
Программа молитвенного дела от свт. Феофана Затворника
«Правило молитвенное есть безопасная ограда молитвы. Молитва есть внутреннее дело, а правило молитвенное внешнее.
Но как без тела человек не полный человек, так и без правила молитвенного молитва не полна. То и другое надо иметь и по силе исполнять. Неотложный закон – внутренне молиться, и молиться всегда и везде. Молитвословие же не может быть без определенного времени, места и меры. Определение сих трех составляет правило молитвенное. И тут руководитель – благоразумие; когда, где, сколько стоять на молитве, и какие употреблять молитвы, всякий может определять по своим обстоятельствам, – увеличать, умалять, передвигать время и место… все направлять к тому, чтобы внутренняя молитва совершаема была как следует. Относительно же внутренней молитвы одно правило: непрестанно молиться.
Что значит непрестанно молиться? Быть непрестанно в молитвенном настроении. Молитвенное настроение есть мысль о Боге и чувство к Богу совместно. Мысль о Боге – мысль о Его вездесущии, что Он везде есть, все видит и все содержит. Чувство к Богу – страх Божий, любовь к Богу, ревностное желание всем угождать Ему одному, с таким же желанием избегать всего Ему неугодного, и главное предание себя в Его святую волю беспрекословно, и принимание всего случающегося, как от руки Его непосредственно. Чувство к Богу может иметь место при всех наших делах, занятиях и обстоятельствах, если оно не ищется только, но уже водружено в сердце.
Мысль может быть отвлекаема разными предметами; но и тут возможен навык не отступать от Бога, а всем заниматься при свете памятования о Боге. Вот об этих двух – о мысли и чувстве к Богу – всю заботу и иметь надо. Когда они есть, есть молитва, хотя нет молитвенных слов.
Утреннее молитвословие на то и назначается, чтобы водрузить в сознании и сердце сии две вещи. И с ними потом выходить на дело свое и на делание. Если вы утром восставите сие в душе, то вы помолились, как следует, хоть и не все прочитаете молитвы…
Положим, что вы утром настроились так и вышли на дело. С первого шага начнутся впечатления от дел и вещей и лиц, отбивающие душу от Бога… Как быть? Надо поновлять мысль и чувство, внутренним к Богу обращением ума и сердца. А чтоб это удобнее было – надо навыкнуть какой-либо коротенькой молитовке, и повторять ее как только возможно чаще. Всякая коротенькая молитовка идет к сему. Но пригожее всех молитва ко Господу Спасителю: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя! Трудитесь навыкать ей, и не отставайте, пока навыкните... Она, укоренившись, будет непрестанным двигателем и предстояния Богу мыслью и чувством к Нему. Вот вам вся программа молитвенного дела!»
#молитва #духовнаяжизнь #феофанзатворник
«Правило молитвенное есть безопасная ограда молитвы. Молитва есть внутреннее дело, а правило молитвенное внешнее.
Но как без тела человек не полный человек, так и без правила молитвенного молитва не полна. То и другое надо иметь и по силе исполнять. Неотложный закон – внутренне молиться, и молиться всегда и везде. Молитвословие же не может быть без определенного времени, места и меры. Определение сих трех составляет правило молитвенное. И тут руководитель – благоразумие; когда, где, сколько стоять на молитве, и какие употреблять молитвы, всякий может определять по своим обстоятельствам, – увеличать, умалять, передвигать время и место… все направлять к тому, чтобы внутренняя молитва совершаема была как следует. Относительно же внутренней молитвы одно правило: непрестанно молиться.
Что значит непрестанно молиться? Быть непрестанно в молитвенном настроении. Молитвенное настроение есть мысль о Боге и чувство к Богу совместно. Мысль о Боге – мысль о Его вездесущии, что Он везде есть, все видит и все содержит. Чувство к Богу – страх Божий, любовь к Богу, ревностное желание всем угождать Ему одному, с таким же желанием избегать всего Ему неугодного, и главное предание себя в Его святую волю беспрекословно, и принимание всего случающегося, как от руки Его непосредственно. Чувство к Богу может иметь место при всех наших делах, занятиях и обстоятельствах, если оно не ищется только, но уже водружено в сердце.
Мысль может быть отвлекаема разными предметами; но и тут возможен навык не отступать от Бога, а всем заниматься при свете памятования о Боге. Вот об этих двух – о мысли и чувстве к Богу – всю заботу и иметь надо. Когда они есть, есть молитва, хотя нет молитвенных слов.
Утреннее молитвословие на то и назначается, чтобы водрузить в сознании и сердце сии две вещи. И с ними потом выходить на дело свое и на делание. Если вы утром восставите сие в душе, то вы помолились, как следует, хоть и не все прочитаете молитвы…
Положим, что вы утром настроились так и вышли на дело. С первого шага начнутся впечатления от дел и вещей и лиц, отбивающие душу от Бога… Как быть? Надо поновлять мысль и чувство, внутренним к Богу обращением ума и сердца. А чтоб это удобнее было – надо навыкнуть какой-либо коротенькой молитовке, и повторять ее как только возможно чаще. Всякая коротенькая молитовка идет к сему. Но пригожее всех молитва ко Господу Спасителю: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя! Трудитесь навыкать ей, и не отставайте, пока навыкните... Она, укоренившись, будет непрестанным двигателем и предстояния Богу мыслью и чувством к Нему. Вот вам вся программа молитвенного дела!»
#молитва #духовнаяжизнь #феофанзатворник
👍12👏3
Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться (Иак. 5:16).
#библия #толкование #духовнаяжизнь #мораль
#библия #толкование #духовнаяжизнь #мораль
❤12
Познакомился с пастырской инструкцией, принятой в Греческой архиепископии Америки (Константинопольского патриархата). Отметил несколько интересных подробностей.
1. Венчать можно только при условии предоставления актуального свидетельства о том, что брачующиеся являются прихожанами какого-либо храма.
2. Православный христианин, брак которого не был благословлен Православной Церковью, не может принимать церковные таинства, в том числе Святое Причастие, а также выступать поручителем в таинствах Брака, Крещения или Миропомазания.
3. Крёстным должен быть православный христианин с хорошей репутацией, действительный прихожанин. Им не может быть как тот, чей брак не благословлен Церковью, так и если он развелся и его брак не был расторгнут в каноническом порядке, или если по какой-либо другой причине он не находится в общении с Православной Церковью.
4. Не получивший развод в каноническом порядке отлучается как от Причастия, так и от всех остальных таинств.
5. Таинство Крещения нельзя совершать с Рождества до праздника Богоявления, во время Страстной седмицы или в любой из Великих Господских праздников.
6. Отпевание разрешается совершать в любой день года, кроме воскресенья и Страстной пятницы, если только не будет получено разрешение архиепископа или митрополита.
7. Поминальные службы не могут совершаться с Лазаревой субботы по воскресенье Фомы, в любой Господский или Богородичный праздник.
Подробнее тут: http://stvasilios.org/orthodox_faith/pastoral_guidelines/pastoral_guidelines_weddings
#богослужение #дисциплина
1. Венчать можно только при условии предоставления актуального свидетельства о том, что брачующиеся являются прихожанами какого-либо храма.
2. Православный христианин, брак которого не был благословлен Православной Церковью, не может принимать церковные таинства, в том числе Святое Причастие, а также выступать поручителем в таинствах Брака, Крещения или Миропомазания.
3. Крёстным должен быть православный христианин с хорошей репутацией, действительный прихожанин. Им не может быть как тот, чей брак не благословлен Церковью, так и если он развелся и его брак не был расторгнут в каноническом порядке, или если по какой-либо другой причине он не находится в общении с Православной Церковью.
4. Не получивший развод в каноническом порядке отлучается как от Причастия, так и от всех остальных таинств.
5. Таинство Крещения нельзя совершать с Рождества до праздника Богоявления, во время Страстной седмицы или в любой из Великих Господских праздников.
6. Отпевание разрешается совершать в любой день года, кроме воскресенья и Страстной пятницы, если только не будет получено разрешение архиепископа или митрополита.
7. Поминальные службы не могут совершаться с Лазаревой субботы по воскресенье Фомы, в любой Господский или Богородичный праздник.
Подробнее тут: http://stvasilios.org/orthodox_faith/pastoral_guidelines/pastoral_guidelines_weddings
#богослужение #дисциплина
St Vasilios (Basil) the Great Greek Orthodox Church
Pastoral Guidelines: Weddings, Divorces, Baptisms, Funerals, and Memorials | St Vasilios (Basil) the Great Greek Orthodox Church
Source: The annual Yearbook of the Greek Orthodox Archdiocese of America Instructions for weddings, divorces, baptisms, funerals, and memorials in the Greek Orthodox Church. The Website of St Vasilios (Basil) the Great Greek Orthodox Church
❤3
Об отношении православных христиан к инакомыслящим
«Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2Тим. 2:24-25).
«Каждый человек любой религии, расы, национальности или моральных убеждений должен быть уважаем и ценим как творение Божье, обладающее потенциальной возможностью вечной жизни в грядущем Царстве Божьем. Ни с одним человеком, независимо от его религии, расы, национальности или моральных убеждений, нельзя обращаться дурно, зло или несправедливо.
Православные христиане должны "совершать молитвы, прошения, моления, благодарения (лит. eucharists) за всех людей". Это, согласно [словам] Христа и святых, включает в себя врагов, проклинающих и оскорбляющих, а также гонителей Церкви, язычников и еретиков (Лк. 6:27-49; 1Тим. 2:1-4; св. Иоанн Златоуст. На первое послание к Тимофею, гомилии 6 и 7; Св. Иоанн Кронштадтский, Моя жизнь во Христе)».
📖Суждения Священного Синода Православной Церкви в Америке о браке, семье, сексуальности и святости жизни (1992 г.).
«Отвергая ошибочные с точки зрения православного вероучения взгляды, православные призваны с христианской любовью относиться к людям, их исповедующим. Общаясь с инославными, православные свидетельствуют о Святыне Православия, о единстве Церкви. Свидетельствуя об Истине, православные должны быть достойны своего свидетельства. Недопустимы оскорбления в адрес инославных».
📖Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию. 7.1 (документ принят Архиерейским собором 2000 года).
#мораль #учениецеркви
«Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2Тим. 2:24-25).
«Каждый человек любой религии, расы, национальности или моральных убеждений должен быть уважаем и ценим как творение Божье, обладающее потенциальной возможностью вечной жизни в грядущем Царстве Божьем. Ни с одним человеком, независимо от его религии, расы, национальности или моральных убеждений, нельзя обращаться дурно, зло или несправедливо.
Православные христиане должны "совершать молитвы, прошения, моления, благодарения (лит. eucharists) за всех людей". Это, согласно [словам] Христа и святых, включает в себя врагов, проклинающих и оскорбляющих, а также гонителей Церкви, язычников и еретиков (Лк. 6:27-49; 1Тим. 2:1-4; св. Иоанн Златоуст. На первое послание к Тимофею, гомилии 6 и 7; Св. Иоанн Кронштадтский, Моя жизнь во Христе)».
📖Суждения Священного Синода Православной Церкви в Америке о браке, семье, сексуальности и святости жизни (1992 г.).
«Отвергая ошибочные с точки зрения православного вероучения взгляды, православные призваны с христианской любовью относиться к людям, их исповедующим. Общаясь с инославными, православные свидетельствуют о Святыне Православия, о единстве Церкви. Свидетельствуя об Истине, православные должны быть достойны своего свидетельства. Недопустимы оскорбления в адрес инославных».
📖Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию. 7.1 (документ принят Архиерейским собором 2000 года).
#мораль #учениецеркви
👍4
Отцы Церкви критически отзывались о народных представлениях относительно некоторых персонажей, считая эти воззрения мракобесными и держащими христиан в напрасных страхах.
1. Свт. Иоанн Златоуст:
«Хотя демон владеет искусством убеждать (людей), что он может вызывать души умерших, но мы утверждаем, что душа, по выходе из тела, вступает в некоторое жилище и пребывает там, – выйти оттуда она не может. Демон старается показать, что она не только обитает в костях (умерших людей), но ходит туда и сюда, блуждая понапрасну, что она не подчинена какой-либо власти, ни даже Божественному промышлению, и не будет подвержена какому-либо наказанию за содеянные преступления. Таким образом он делает то, что многие верят, будто после смерти души постоянно блуждают. Но это – басни детей и старух, и остерегайтесь верить им, когда вас привлекают такими вымыслами» (Толкование на пророка Исаию).
2. Прп. Иоанн Дамаскин:
«Так как некоторые измышляют, что драконы и принимают человеческий образ, и становятся змеями, иногда маленькими, иногда огромными, выделяющимися длиной и размерами тела, а иногда, как уже было сказано, сделавшись людьми, вступают с ними в общение, являются, похищают женщин и сожительствуют с ними, то мы спросим [рассказывающих все это]: сколько разумных природ сотворил Бог? И если они не знают, то скажем сами: две, – я имею в виду ангелов и людей. Ведь и диавол был одним из ангельских сил и ходит во тьме, после того как добровольно отпал от света. Итак, эти две разумные природы [Он] сотворил: но если дракон изменяет вид, общается с людьми и сожительствует с женщинами, становясь то змеей, то человеком, как бы одним из многих, то из этого со всей ясностью следует, что он является [существом] разумным и значительно превосходящим человека; а как раз этого и не было [никогда], и не будет» (О драконах и привидениях).
3. Прп. Никодим Святогорец:
«Умоляю вас, братья, ради любви к Богу не верьте в существование вурдалаков, в то, что мертвецы встают из могил (по ночам), бродят повсюду и пугают людей. Все это древние предрассудки, с помощью которых дьявол совращал многих людей, внушая им веру, что души умерших насильственной смертью или от других ужасных причин превращаются в бесов. Это побуждало многих чародеев и магов приносить в жертву множество юношей в надежде обратить их души в демонов и заставить служить им.. Из всех языческих народов только вы, христиане, верите в вурдалаков! Бесы потешаются над вами как над несмышлеными детьми и отщепенцами от веры Христовой! Премудрые отцы нашей Церкви говорят, что никто никогда не становился вампиром. Их вообще не существует. У давно умерших не может быть никакой крови. Они не в состоянии выходить из-под земли и являться вам. Но ваше собственное неверие, ваш собственный страх и предрассудок заставляют вас верить дьяволу и позволять ему показывать вашим глазам, как мертвецы, целехонькие и полнокровные, вылезают из могил» (Благонравие христиан).
#иоаннзлатоуст
1. Свт. Иоанн Златоуст:
«Хотя демон владеет искусством убеждать (людей), что он может вызывать души умерших, но мы утверждаем, что душа, по выходе из тела, вступает в некоторое жилище и пребывает там, – выйти оттуда она не может. Демон старается показать, что она не только обитает в костях (умерших людей), но ходит туда и сюда, блуждая понапрасну, что она не подчинена какой-либо власти, ни даже Божественному промышлению, и не будет подвержена какому-либо наказанию за содеянные преступления. Таким образом он делает то, что многие верят, будто после смерти души постоянно блуждают. Но это – басни детей и старух, и остерегайтесь верить им, когда вас привлекают такими вымыслами» (Толкование на пророка Исаию).
2. Прп. Иоанн Дамаскин:
«Так как некоторые измышляют, что драконы и принимают человеческий образ, и становятся змеями, иногда маленькими, иногда огромными, выделяющимися длиной и размерами тела, а иногда, как уже было сказано, сделавшись людьми, вступают с ними в общение, являются, похищают женщин и сожительствуют с ними, то мы спросим [рассказывающих все это]: сколько разумных природ сотворил Бог? И если они не знают, то скажем сами: две, – я имею в виду ангелов и людей. Ведь и диавол был одним из ангельских сил и ходит во тьме, после того как добровольно отпал от света. Итак, эти две разумные природы [Он] сотворил: но если дракон изменяет вид, общается с людьми и сожительствует с женщинами, становясь то змеей, то человеком, как бы одним из многих, то из этого со всей ясностью следует, что он является [существом] разумным и значительно превосходящим человека; а как раз этого и не было [никогда], и не будет» (О драконах и привидениях).
3. Прп. Никодим Святогорец:
«Умоляю вас, братья, ради любви к Богу не верьте в существование вурдалаков, в то, что мертвецы встают из могил (по ночам), бродят повсюду и пугают людей. Все это древние предрассудки, с помощью которых дьявол совращал многих людей, внушая им веру, что души умерших насильственной смертью или от других ужасных причин превращаются в бесов. Это побуждало многих чародеев и магов приносить в жертву множество юношей в надежде обратить их души в демонов и заставить служить им.. Из всех языческих народов только вы, христиане, верите в вурдалаков! Бесы потешаются над вами как над несмышлеными детьми и отщепенцами от веры Христовой! Премудрые отцы нашей Церкви говорят, что никто никогда не становился вампиром. Их вообще не существует. У давно умерших не может быть никакой крови. Они не в состоянии выходить из-под земли и являться вам. Но ваше собственное неверие, ваш собственный страх и предрассудок заставляют вас верить дьяволу и позволять ему показывать вашим глазам, как мертвецы, целехонькие и полнокровные, вылезают из могил» (Благонравие христиан).
#иоаннзлатоуст
👍4
🙅♀️Относительно понятия «женской нечистоты»
Всем известно, что православным христианкам не полагается причащаться во время месячных. Канонический запрет на это изложен во 2 правиле св. Дионисия Александрийского и 7 правиле Тимофея Александрийского, и подтвержден 2 каноном Трулльского собора. Св. Дионисий мотивирует это тем, что женщина в это время «не совсем чиста душой и телом». Основание, как можно заметить, так себе, и коренится в ветхозаветных представлениях, пересмотренных в Новом Завете.
Однако в западной православной традиции, хотя представление о ритуальной нечистоте женщин присутствовало в практике до конца VI - начала VII века, подобного канонического запрета не было. Св. папа Григорий Великий пишет св. Августину Кентерберийскому: «Предоставьте женщин собственному разумению, и если они во время месячных не осмелятся подходить к таинству плоти и крови Господних, следует похвалить их за благочестие. Если же они, привыкнув к благочестивой жизни, захотят принять это таинство, не следует, как мы уже сказали, им в этом препятствовать. Если в Ветхом Завете рассматриваются обстоятельства внешние, то в Новом Завете главное внимание уделяется не тому, что вовне, а тому, что внутри, и наказание за это налагается с большей осторожностью» (Цит. по: прп. Беда Достопочтенный. Церковная история народа Англов. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopochtennyj/tserkovnaja-istorija-naroda-anglov/1).
Недавно Константинопольский патриархат признал неосновательность этого запрета, назвав его «суеверными предрассудками». В итоге: «Ни одной христианке, которая подготовилась к причастию молитвой и постом, не следует препятствовать подходить к Чаше» (За жизнь мира. §29. Документ принят Синодом в 2019 г.)
Священноначалие Русской Церкви, напротив, без комментариев подтвердило актуальность запрета (см.: Об участии верных в Евхаристии, IV).
Мои выводы: ввиду того, что в первом тысячелетии не было единого решения этого вопроса, следует констатировать, что данный запрет не может восприниматься как безусловный и богозаповеданный. Основания для него не выдерживают критики. То, что КП признал его ничтожным и отменил для своей паствы - вполне законное решение, не являющееся дурным посягательством на каноны. Что делать русским христианкам? Я бы ответил так: проявлять послушание дисциплине, установленной нашей церковной властью до ее пересмотра, хотя и сам запрет безосновательный.
👉См. также https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/241
#дисциплина
Всем известно, что православным христианкам не полагается причащаться во время месячных. Канонический запрет на это изложен во 2 правиле св. Дионисия Александрийского и 7 правиле Тимофея Александрийского, и подтвержден 2 каноном Трулльского собора. Св. Дионисий мотивирует это тем, что женщина в это время «не совсем чиста душой и телом». Основание, как можно заметить, так себе, и коренится в ветхозаветных представлениях, пересмотренных в Новом Завете.
Однако в западной православной традиции, хотя представление о ритуальной нечистоте женщин присутствовало в практике до конца VI - начала VII века, подобного канонического запрета не было. Св. папа Григорий Великий пишет св. Августину Кентерберийскому: «Предоставьте женщин собственному разумению, и если они во время месячных не осмелятся подходить к таинству плоти и крови Господних, следует похвалить их за благочестие. Если же они, привыкнув к благочестивой жизни, захотят принять это таинство, не следует, как мы уже сказали, им в этом препятствовать. Если в Ветхом Завете рассматриваются обстоятельства внешние, то в Новом Завете главное внимание уделяется не тому, что вовне, а тому, что внутри, и наказание за это налагается с большей осторожностью» (Цит. по: прп. Беда Достопочтенный. Церковная история народа Англов. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopochtennyj/tserkovnaja-istorija-naroda-anglov/1).
Недавно Константинопольский патриархат признал неосновательность этого запрета, назвав его «суеверными предрассудками». В итоге: «Ни одной христианке, которая подготовилась к причастию молитвой и постом, не следует препятствовать подходить к Чаше» (За жизнь мира. §29. Документ принят Синодом в 2019 г.)
Священноначалие Русской Церкви, напротив, без комментариев подтвердило актуальность запрета (см.: Об участии верных в Евхаристии, IV).
Мои выводы: ввиду того, что в первом тысячелетии не было единого решения этого вопроса, следует констатировать, что данный запрет не может восприниматься как безусловный и богозаповеданный. Основания для него не выдерживают критики. То, что КП признал его ничтожным и отменил для своей паствы - вполне законное решение, не являющееся дурным посягательством на каноны. Что делать русским христианкам? Я бы ответил так: проявлять послушание дисциплине, установленной нашей церковной властью до ее пересмотра, хотя и сам запрет безосновательный.
👉См. также https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/241
#дисциплина
👍15❤1
Слишком часто верующие люди «знают» и транслируют, что именно Бог хочет от человека, кому и для чего Он что-то послал или попустил. Вообще много «духовных» толкований каких-то событий или чьего-то жизненного пути. Это при том, что эти толкователи не находятся ежедневно с Богом «на связи», не получают от него никаких очевидных откровений. Просто став верующими и прочитав поверхностно несколько статей и книжек (а чаще, не прочитав, а что-то от кого-то услышав), они берутся толковать о том, о чем понятия не имеют, делая недопустимые обобщения, транслируя теоретические построения четких представлений о мире и человеке (одну из возможных теорий, с другими они, скорее всего, просто незнакомы) и т. п. Короче, выдают свои теории за незыблемую истину о Боге и Его взаимодействии с миром. В этом есть плюс – Бог и мир становятся более схематичными и понятными, из минусов – это просто неправда.
#мысли
#мысли
👍4❤3
Когда некоторые верующие цитируют слова святых отцов, они нередко упускают из вида важные детали. А именно то, что нередко отцы дают подсказку читателю, как следует относиться к их словам. Если святой открыто или имплицитно сообщает, что выражает свое мнение или мнение, бытующее в его кругу, то это значит, что нам и нужно относиться к этому, как к суждению, а не как к откровению от Бога или учению Церкви. Если святой использует для обоснования своего суждения какую-либо аргументацию, он, тем самым, автоматически открывает ее для критики (было бы странным, если бы человек, выдвигающий аргументы, запрещал спорить с собой), позволяя читателю оценить ее убедительность, прежде чем соглашаться с ним. Святой верит, что его читатель способен к здравому рассуждению. И когда тот, кто цитирует, относится к такому тексту, как к автоматически авторитетному, или механически подбирает цитаты, чтобы математическим расчётом выявить некую универсальную истину, полагаю, что он оскорбляет тем самым труд святого, обесценивая его рассуждения.
#мысли
#мысли
👍10❤1
Часто слышу от верующих людей, что бывают ситуации, когда «грех бывает вынужденной мерой», что «из двух зол надо выбирать меньшее». Такое обычно говорят о войнах, разводах, повторных браках при живом супруге, «лжи во спасение» и т.п. Что можно сказать об этом?
Представление о том, что «грех может стать вынужденной мерой», глубоко ложно и опасно. Грех всегда противен Богу, это нарушение Его святого закона, нельзя сделать истинное добро, совершив что-то злое. Это исключено по определению. Другое дело, что бывают ситуации, когда-то, что в обычных обстоятельствах было бы грехом, в некоторых случаях и при определенных условиях - имеет только в видимость греха, но не является грехом по сути. Например, войны по справедливой причине при соблюдении ряда важных условий, не будут законопреступным убийством сами по себе, потому что не запрещены законом Божиим и ведутся для некоего блага, не противоречащего любви к Богу и ближнему (например, для восстановления порядка или для защиты ближних). Здесь можно говорить, что «из двух зол выбирается меньшее», но не в том смысле, что стоит выбор между грехом большим и грехом меньшим, а в том, что происходит выбор между преступным бездействием и законными, но тяжёлыми мерами, которые должно предотвратить худшие последствия. Таким образом, выбирается не меньшее моральное зло, а меньшее зло физическое. Например, убить преступника при задержании или самозащите это не преступление и сделать это иногда необходимо, однако это то, чего следовало бы избежать, если это возможно.
В тоже время, то, что однозначно запрещено законом Божиим, не может быть оправдано никоим образом. Например, сохранение жизни путем отречения от Бога во время гонений, не может считаться «вынужденной мерой», так как временная жизнь в относительной безопасности не стоит того, чтобы погубить вечную душу.
Хотя в нравственном богословии есть такое понятие как столкновение нравственных обязанностей, однако, как поясняет свт. Феофан Затворник, «кто хорошо понимает относительную важность обязанностей, тот не затруднится избрать должное. То несомненно, что представляющаяся несовместность обязанностей есть только мнимая. Ибо делать всегда должно одно. Надобно только угадать, что именно».
Таким образом, Церковь не может ни при каких условиях благословить совершение беззакония или проявить к этому снисхождение (потому что представление о «вынужденных грехах» ложно), но может благословить добро, которое внешне может быть неприятным, или проявить снисхождение к грешнику, если он покается в своем грехе, перестав себя оправдывать.
#мораль #мысли
Представление о том, что «грех может стать вынужденной мерой», глубоко ложно и опасно. Грех всегда противен Богу, это нарушение Его святого закона, нельзя сделать истинное добро, совершив что-то злое. Это исключено по определению. Другое дело, что бывают ситуации, когда-то, что в обычных обстоятельствах было бы грехом, в некоторых случаях и при определенных условиях - имеет только в видимость греха, но не является грехом по сути. Например, войны по справедливой причине при соблюдении ряда важных условий, не будут законопреступным убийством сами по себе, потому что не запрещены законом Божиим и ведутся для некоего блага, не противоречащего любви к Богу и ближнему (например, для восстановления порядка или для защиты ближних). Здесь можно говорить, что «из двух зол выбирается меньшее», но не в том смысле, что стоит выбор между грехом большим и грехом меньшим, а в том, что происходит выбор между преступным бездействием и законными, но тяжёлыми мерами, которые должно предотвратить худшие последствия. Таким образом, выбирается не меньшее моральное зло, а меньшее зло физическое. Например, убить преступника при задержании или самозащите это не преступление и сделать это иногда необходимо, однако это то, чего следовало бы избежать, если это возможно.
В тоже время, то, что однозначно запрещено законом Божиим, не может быть оправдано никоим образом. Например, сохранение жизни путем отречения от Бога во время гонений, не может считаться «вынужденной мерой», так как временная жизнь в относительной безопасности не стоит того, чтобы погубить вечную душу.
Хотя в нравственном богословии есть такое понятие как столкновение нравственных обязанностей, однако, как поясняет свт. Феофан Затворник, «кто хорошо понимает относительную важность обязанностей, тот не затруднится избрать должное. То несомненно, что представляющаяся несовместность обязанностей есть только мнимая. Ибо делать всегда должно одно. Надобно только угадать, что именно».
Таким образом, Церковь не может ни при каких условиях благословить совершение беззакония или проявить к этому снисхождение (потому что представление о «вынужденных грехах» ложно), но может благословить добро, которое внешне может быть неприятным, или проявить снисхождение к грешнику, если он покается в своем грехе, перестав себя оправдывать.
#мораль #мысли
👍36❤1👎1
С течением времени и с получением образования понял для себя, что не люблю популярную церковную литературу и публикации: исторические и апологетические, прежде всего. За счёт сильных упрощений, там либо частично, либо все неправда. Кому-то нормально, но для меня, как для человека, который любит докапываться до сути и хочет знать «как на самом деле» или хотя бы несколько версий, а не только одну мейнстримную, это неинтересно по умолчанию. Ответ «было все сложно» и «есть несколько возможных объяснений данного вопроса» кому-то может показаться слишком сложным, а для меня наоборот это более интересно и правдоподобно.
#мысли
#мысли
👏8👍5
Forwarded from Азбука веры
Квиз на знание основ православного вероучения:
Насколько ты православный.
Насколько ты православный.
👍3
О проблеме вставок (интерполяций) в библейский текст
Хорошо известно, что мы не имеем оригинального текста, вышедшего из под пера священных писателей. Кроме того, в ряде фрагментов присутствуют вставленные слова и выражения, происхождение которых различно. Бытует два противоположных представления: 1) настоящим библейским текстом нужно считать только тот, в котором отсутствуют какие-либо вставки; 2) то, что в тексте присутствуют вставки, это не так важно, поскольку Церковь использует интерполированный вариант текста в своем богослужении, значит так и надо, текст со вставками не менее авторитетен, чем текст без них. Поделюсь некоторыми мыслями по теме.
Если мы посмотрим на то, как библейский текст обычно использовался святыми отцами при толковании, то можем увидеть, что они а) комментировали тот вариант текста, который был у них перед глазами (что приводило иногда к противоречиям в толкованиях разных писателей); б) при возможности, старались выбрать и толковать тот вариант текста, который был максимально приближен к предполагаемому оригиналу. Приведу несколько примеров.
Свт. Дионисий Александрийский: «Достаточными судьями для самих себя должны быть и вступившие в брак. Ибо о том, что подобает воздерживаться друг от друга по согласию, на время, дабы упражняться в молитве, и потом снова быть вместе, они слышали из писаний Павла (1Кор.7:5)» (3 канон, утвержден 2 каноном Трулльского собора). Вставка «в посте и молитве» отсутствует.
Прп. Иоанн Кассиан: «Следует знать, что в некоторых экземплярах читается: всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду (Мф 5: 22). Здесь слово напрасно — лишнее, без причины прибавлено теми, которые не думали, что нужно подавлять гнев, возбуждающийся и по справедливым причинам. Между тем даже тот, кто рассердился без основания, не станет говорить, что он разгневался без причины. Поэтому видно, что слово прибавлено теми, которые не поняли намерения Св. Писания, желающего всячески истребить корень гнева и не оставить никакого повода к негодованию. Ибо цель терпения состоит не в том, чтобы гневаться только справедливо, а в том, чтобы вовсе не гневаться. Хотя некоторые, как я знаю, это выражение напрасно или без причины толкуют так, что будто без причины гневается тот, кому непозволительно желать мщения тому, на кого рассердился; однако лучше держаться того, как написано во многих новых и всех древних экземплярах» (Послание к Кастору, епископу Аптскому, кн. 8, гл. 1).
Здесь святой явно строит свою аргументацию на том, что важно узнать оригинальное прочтение, чтобы понять мысль Спасителя. Того же мнения придерживался здесь блж. Иероним. Кстати, св. Иоанн Златоуст читал текст со вставкой «напрасно», допуская возможность и даже необходимость справедливого гнева (См.: Беседы на Евангелие от Матфея, 16).
Блж. Августин разбирает слова Господа: «Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе [явно]» (Мф. 6:4). По этому поводу он замечает: «Поскольку в греческих [списках], которые предшествуют [латинским], мы не нашли слово явно, нам не показалось, что по этому поводу необходимо продолжать какое-то обсуждение» (О Нагорной проповеди Господа, кн. 2, 2.9).
Какие выводы я могу сделать?
1. В Православной Церкви никогда не было единого каноничного текста Библии, так что ничего удивительного, что имеется определенная вариативность.
2. Тем не менее, для отцов Церкви было важно излагать и комментировать Слово Божие в максимально аутентичном варианте (хотя они использовали иногда и текст со вставками, вероятно не зная об этом). Некоторые из библейских отрывков цитируются в канонах Церкви без более поздних интерполяций.
3. На основании этого, я полагаю малообоснованным утверждение о том, что поздние интерполяции являются органической частью богодухновенного Слова Божия в силу их существования в церковной традиции.
#мысли #библия #августин
Хорошо известно, что мы не имеем оригинального текста, вышедшего из под пера священных писателей. Кроме того, в ряде фрагментов присутствуют вставленные слова и выражения, происхождение которых различно. Бытует два противоположных представления: 1) настоящим библейским текстом нужно считать только тот, в котором отсутствуют какие-либо вставки; 2) то, что в тексте присутствуют вставки, это не так важно, поскольку Церковь использует интерполированный вариант текста в своем богослужении, значит так и надо, текст со вставками не менее авторитетен, чем текст без них. Поделюсь некоторыми мыслями по теме.
Если мы посмотрим на то, как библейский текст обычно использовался святыми отцами при толковании, то можем увидеть, что они а) комментировали тот вариант текста, который был у них перед глазами (что приводило иногда к противоречиям в толкованиях разных писателей); б) при возможности, старались выбрать и толковать тот вариант текста, который был максимально приближен к предполагаемому оригиналу. Приведу несколько примеров.
Свт. Дионисий Александрийский: «Достаточными судьями для самих себя должны быть и вступившие в брак. Ибо о том, что подобает воздерживаться друг от друга по согласию, на время, дабы упражняться в молитве, и потом снова быть вместе, они слышали из писаний Павла (1Кор.7:5)» (3 канон, утвержден 2 каноном Трулльского собора). Вставка «в посте и молитве» отсутствует.
Прп. Иоанн Кассиан: «Следует знать, что в некоторых экземплярах читается: всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду (Мф 5: 22). Здесь слово напрасно — лишнее, без причины прибавлено теми, которые не думали, что нужно подавлять гнев, возбуждающийся и по справедливым причинам. Между тем даже тот, кто рассердился без основания, не станет говорить, что он разгневался без причины. Поэтому видно, что слово прибавлено теми, которые не поняли намерения Св. Писания, желающего всячески истребить корень гнева и не оставить никакого повода к негодованию. Ибо цель терпения состоит не в том, чтобы гневаться только справедливо, а в том, чтобы вовсе не гневаться. Хотя некоторые, как я знаю, это выражение напрасно или без причины толкуют так, что будто без причины гневается тот, кому непозволительно желать мщения тому, на кого рассердился; однако лучше держаться того, как написано во многих новых и всех древних экземплярах» (Послание к Кастору, епископу Аптскому, кн. 8, гл. 1).
Здесь святой явно строит свою аргументацию на том, что важно узнать оригинальное прочтение, чтобы понять мысль Спасителя. Того же мнения придерживался здесь блж. Иероним. Кстати, св. Иоанн Златоуст читал текст со вставкой «напрасно», допуская возможность и даже необходимость справедливого гнева (См.: Беседы на Евангелие от Матфея, 16).
Блж. Августин разбирает слова Господа: «Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе [явно]» (Мф. 6:4). По этому поводу он замечает: «Поскольку в греческих [списках], которые предшествуют [латинским], мы не нашли слово явно, нам не показалось, что по этому поводу необходимо продолжать какое-то обсуждение» (О Нагорной проповеди Господа, кн. 2, 2.9).
Какие выводы я могу сделать?
1. В Православной Церкви никогда не было единого каноничного текста Библии, так что ничего удивительного, что имеется определенная вариативность.
2. Тем не менее, для отцов Церкви было важно излагать и комментировать Слово Божие в максимально аутентичном варианте (хотя они использовали иногда и текст со вставками, вероятно не зная об этом). Некоторые из библейских отрывков цитируются в канонах Церкви без более поздних интерполяций.
3. На основании этого, я полагаю малообоснованным утверждение о том, что поздние интерполяции являются органической частью богодухновенного Слова Божия в силу их существования в церковной традиции.
#мысли #библия #августин
❤5👍1
Очень важно, начиная свой день, обратиться к Господу и посвятить ему в молитве все свои дела и отдых во исполнение заповеди: «Все делайте в славу Божию» (1Кор.10:31). И на протяжении дня напоминать себе о присутствии Бога в каждом занятии. Если же мы этого не делаем, то необязательно даже совершать других грехов, так как для верующего делать что-то не во славу Господа - уже грех и потеря времени.
#мысли #духовнаяжизнь #мораль #молитва
#мысли #духовнаяжизнь #мораль #молитва
🔥7❤3
Завтра (9.08) в 19.00 планируется стрим-лекция о каноническом законодательстве Восточной и Западной Церкви в первом тысячелетии.
Мы поговорим о том, как формировалось и развивалось это законодательство, о главных различиях восточной и западной традиции, развеем некоторые устойчивые мифы на эту тему (например, о существовании единого богодухновенного канонического корпуса Православной Кафолической Церкви, о «католических-еретических» обычаях). После стрима отвечу на ваши вопросы. Присоединяйтесь! Ссылка на лекцию находится в комментариях.
Мы поговорим о том, как формировалось и развивалось это законодательство, о главных различиях восточной и западной традиции, развеем некоторые устойчивые мифы на эту тему (например, о существовании единого богодухновенного канонического корпуса Православной Кафолической Церкви, о «католических-еретических» обычаях). После стрима отвечу на ваши вопросы. Присоединяйтесь! Ссылка на лекцию находится в комментариях.
Существуют различные области знания, в которых возможно манипулировать людьми-неспециалистами (медицина, например). Но наверное самая большая сфера для манипуляций - это религия. Невежественным или слабо религиозно образованным человеком очень легко манипулировать, ничего не стоит внушить ему какую-нибудь дичь, которая вызовет у него панический страх, ненависть к инакомыслящим, разрушит его личную жизнь и т.п. А этого ОЧЕНЬ много в церковной среде, в том числе со стороны священников.
Поэтому, как говорил один богослов, в наше время поговорку «где просто, там ангелов со ста» надо перефразировать в «где просто, там ересей со ста». Те, кто считает, что им не надо образовываться и достаточно оставаться на том уровне знаний о православии (весь круг дисциплин, связанных с ним), с которого они начали, сами не понимают, что находятся в зоне риска.
Я убежден, что качественное образование в области христианства и религии в целом, само по себе не приводит человека к неверию или к лжеучениям, а наоборот спасает от них, защищает от опасных манипуляций и позволяет расширить мышление, делая его из черно-белого, более сложным и красочным.
#мысли
Поэтому, как говорил один богослов, в наше время поговорку «где просто, там ангелов со ста» надо перефразировать в «где просто, там ересей со ста». Те, кто считает, что им не надо образовываться и достаточно оставаться на том уровне знаний о православии (весь круг дисциплин, связанных с ним), с которого они начали, сами не понимают, что находятся в зоне риска.
Я убежден, что качественное образование в области христианства и религии в целом, само по себе не приводит человека к неверию или к лжеучениям, а наоборот спасает от них, защищает от опасных манипуляций и позволяет расширить мышление, делая его из черно-белого, более сложным и красочным.
#мысли
👍10
В очередной встретил псевдонаучный бред на тему «ученые замерили Божественную энергию». Все, что написано и снято о том, что якобы наука подтверждает нечто сверхъестественное (вес души, энергию от нетленных мощей, энергетическое воздействие ругательств или молитвы и т.п.) - это полнейший оккультный бред, не имеющий к науке и православию никакого отношения! И православные паблики это уверенно распространяют, думая послужить этим делу торжества Православия. А по факту, это приводит только к насмешкам безбожников над нами. Пожалуйста, не распространяйте подобную информацию.
#мысли
#мысли
👍15