чтец Сергий Федоров – Telegram
чтец Сергий Федоров
755 subscribers
378 photos
7 videos
29 files
455 links
Магистр богословия / Катехизатор / Религиовед / Клирик Русской Православной Церкви (МП)

Для тех, кто хочет быть православным и не отключать голову

Задать мне вопрос https://news.1rj.ru/str/lector_sergey_bot

Поддержать меня 5469 4000 4166 2961 (сбер)
Download Telegram
🕺О значении удовольствий в жизни христианина:

«Как существенно необходим человеку сон, отдых и покой, точно также естественно, даже необходимо, человеку время от времени испытывать и некоторые удовольствия и наслаждения в этой жизни. Такими удовольствиями обыкновенно признают балы, театры, разного рода игры, танцы, развлечения, прогулки, пикники и т.п. Но в пользовании всеми этими удовольствиями христианин должен наблюдать следующие условия, при наличности которых они только и могут быть признаны позволительными и законными:

1. Необходима нравственная законность повода, причины удовольствия, особая милость Божия к нам, личные заслуги, важные события и факты в жизни семейной, общественной и государственной. Устраивать же пиршества и развлечения единственно из-за пристрастия к ним или же для того, чтобы заполнить пустоту свободного, по видимому, времени, не только не достойно христианина, но и нравственно вредно;

2. Необходимо наблюдать меру, по апостолу, благообразие и чин (1Кор.14:40) в наслаждении удовольствиями. "Невинно вино", т.е., употребление вина в должной мере, "укоризненно же пьянство" (Прем.20:1), сказал премудрый.

3. Самое наслаждение должно быть видом благодарности нашей Богу, Подателю всех благ: "аще ясте, аще ли пиете, аще ли ино что творите, вся во славу Божию творите" (1Кор.10:31), говорит ап. Павел.

4. В выборе тех или иных удовольствий нужно сообразоваться с индивидуальными особенностями личности, жизненными условиями и общественным положением. "Вся ми леть суть, - говорит о себе ап. Павел, - но не вся на пользу: вся ми леть суть, но не вся назидают" (1Кор.10:23): "вся ми леть суть, но не аз обладан буду от чего" (1Кор.6:12).

Только физически, нравственно и духовно полезное, – то, что освежает и возвышаете наш дух, нравственно ободряет нас, укрепляет наши силы и энергию к исполнению обязанностей и к перенесению труда, – это только и может доставлять нам истинное удовольствие.

Если удовольствие назидательно может служить уроком для нравственного совершенства человека, оно позволительно; а если оно только портит человека, сбивает его с истинного пути, нравственно развращает, что особенно можно сказать об азартных играх, театре, маскараде, то его должно избегать.

Наконец, можно испытывать всякого рода нравственно дозволенные удовольствия, но не следует делаться рабом их, не следует доходить до той крайности, чтобы они возобладали над нами.

Вообще все то, относительно чего нет прямого запрещения в законе Божием, что согласно со славою имени Божия и требованиями нравственного закона и совести, – все это может быть предметом наслаждения и удовольствия для человека-христианина» (священник Иннокентий Бобровницкий. Существенные черты православного нравоучения).

#дисциплина #мораль
👍94
Митрополит Афанасий (Николау) о принятии ответственности за свои решения

«Знание Бога о том, что мы совершим, не определяет наших поступков. Господь знает потому, что именно мы принимаем такое решение. Господь ничего не предопределяет в нашей жизни.

Когда, например, вы смотрите на человека, и вам надо решить, будет ли он вашим супругом, конечно, прежде всего, необходимо помолиться Богу, чтобы не совершить ошибку. Однако когда вы будете принимать решение, не нужно задаваться вопросом: хочет ли этого Бог, или этот ли человек мне уготовлен в супруги?

Лучше спросите себя: хочу ли я сам, чтобы этот человек стал моим супругом, подходит ли он мне. И если вы почувствуете, что да, это подходящий для вас человек, то смело идите вперед. Но будьте осторожны, чтобы не перекладывать свою ответственность на Бога! Потому что решить, станет ли этот человек вашим супругом, необходимо именно вам.

Поэтому, если завтра или послезавтра мы совершим ошибку в своем выборе или вообще никого не выберем, то не будем перекладывать ответственность на Бога: «Господи, Ты виноват, что заставил меня выбрать этого человека, и что теперь я страдаю рядом с ним», или «что я не могу никого встретить» и т.д. и т.п.

Это я сам выбрал этого человека, эту работу, такой образ жизни, и я сам несу за все это ответственность. Если все пойдет хорошо, то я восхвалю и поблагодарю Господа. Если же все пойдет не очень хорошо, то и тогда не нужно отчаиваться, но надо посмотреть: вот эта моя неудача, например, в браке, или какая-либо другая трудность, – как она может послужить на пользу моей духовной жизни?

Поймите, важно только то, насколько духовно мы проживаем нашу жизнь. Т.е. какие бы ни были обстоятельства моей жизни, то ли счастье, то ли несчастье, – важно лишь одно: употребляю ли я эту ситуацию на пользу для своей души».

https://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Nikolau/prinjat-otvetstvennost-za-svoyu-zhizn/

Мне кажется, этого понимания часто недостаёт верующим людям, которые привыкли все свои проблемы объяснять волей Божией. Если у Вас есть трудности в личной жизни, в работе, у Вас постоянно какие-то проблемы по жизни, то прежде чем переносить ответственность на Бога, следует задать себе вопрос: может я сам что-то делаю не так? И что именно? Думаю, что многие люди сами себя лишают позитивных возможностей и перспектив, потому что проще «свалить» на Бога, чем трудиться самому для достижения целей (с помощью Божией, конечно).
#мысли #промысл
9👍3
О достойном проведении воскресного дня

«Мы, прежде всего, должны освящать этот день общественною молитвою, как известно, совершаемою во храмах Божиих и в известной степени приноровленною к воспоминаемым в нем событиям и лицам. Участвуя в праздничном Богослужении, доставляющем нам богатый запас духовного удовольствия и освежения душа наша очищается от той суеты, какая приражается к ней в течение будничных дней и через это возвышается в область вечного своего назначения. Соответственно светло-радостному характеру праздничных дней, должна устрояться и вся жизнь наша в эти дни. Изливши свою любовь пред Богом в храме, православный христианин спешит излить ее и пред своими ближними в кругу собственной семьи. Члены семьи, разъединенные обыкновенно в будничные дни каждый своим делом, в праздники собираются вместе, и, под влиянием Церкви, более и более укрепляется их семейный союз любви. Дома православный христианин, не занимаясь в праздничные дни обычными житейскими делами, направленными к снисканию материального пропитания, проводит свободное от общественной молитвы время в чтении слова Божия, особенно тех мест его, которые относятся к празднику, в душеспасительном чтении других книг религиозно-нравственного содержания, полезных «светских» книг, в приличествующих празднику беседах и разговорах, – и семья невольно проникается тем духом, какой дышит в песнопениях церковных, положенных в праздничные дни. Посещая в праздники родных и знакомых, православный христианин желает разделить с ними радость праздничного дня, и если принимает в их домах, или в собственном доме участие в каких-либо невинных развлечениях и увеселениях, то он помнит, что все должно совершаться «благопристойно и чинно» (1Кор. 14, 40. Ср. 7, 31). Праздничная радость христианина должна быть полная. Притом же жизнерадостное настроение в праздничные дни способно действовать на нас освежающим образом, давая нам возможность с новым запасом сил и с большею охотою на следующий день снова приняться за свои обычные занятия. По той же причине празднику свойственна лучшая пища и лучшая одежда, и мы, позволяя себе это, не должны забывать, что все делаем «в славу Божию» (1Кор. 10, 31).

Если в праздничные дни должно уклоняться от обычных мирских дел, невинных и полезных для земной жизни, то тем более не должно омрачать святость этих дней грубыми забавами и порочными удовольствиями, лишающими христианина того благодатного ободрения и утешения, какие получены им в храме при праздничном Богослужении. Наконец, истинный христианин считает своим долгом освящать праздники добрыми делами в пользу нуждающихся ближних. Бедные люди ждут с нетерпением этих светло-радостных дней, надеясь, что их вспомнит участие христианской любви» (протоиерей Николай Стеллецкий. Опыт нравственного православного богословия в апологетическом освещении. Т. 2).
#мораль #дисциплина #духовнаяжизнь
👍10
Сегодня день памяти прп. Александра Пересвета и Андрея Осляби в месяцеслове.

Многие знают сказание о двух иноках, отправленных сражаться на Куликовскую битву прп. Сергием Радонежским, а также историю про поединок Пересвета с Челубеем. Но что мы в действительности знаем об этих людях из исторических источников?

Александр Пересвет – согласно «Задонщине» (памятник древнерусской литературы конца XIV в.), родной брат Осляби. В 1369–70 участвовал в восстании в Брянском княжестве против власти литовского кн. Ольгерда. В 1370 г. перешёл на службу к великому кн. владимирскому Дмитрию Ивановичу (Донскому). Воевода одного из воинских отрядов в Куликовской битве 1380 г., погиб в ней. Согласно «Задонщине», перед Куликовской битвой Ослябя предсказал гибель своему брату Пересвету и сыну Якову. В общем-то это все, что известно об их роли в знаменитой битве.

А откуда известно про иночество и поединок? Есть такое «Сказание о Мамаевом побоище» – литературное произведение XV или XVI века об исторических событиях Куликовской битвы. Тут и превращается боярин Пересвет в инока, отправленного прп. Сергием вместе с Ослябей (в поздних редакциях), а также появляется поединок с неприятелем (причем в разных редакциях памятника Пересвет бьётся то с «печенегом», то с татарином Темиром, а в «Синопсисе» архим. Иннокентия (Гизеля) – с Челубеем).

В начале XVIII в. появилась легенда, что Пересвет принял постриг в Богородице-Рождественском монастыре на Старом Симонове, близ Москвы, где были обнаружены каменные саркофаги, приписанные Пересвету и Ослябе. В связи с этим в первоначальный текст списка синодика обители (1662) была внесена неудачная вставка о Пересвете и Ослябе, в которой они упоминались как схимонахи. Канонизированы общецерковно Архиерейским собором в 2016 году.

Перед нами один из примеров того, как краткие сведения о людях, не представляющие особого интереса, со временем превращаются в эпичные сказания, о которых знает практически каждый еще со школы. Как вы понимаете, история про то, что о поединке Пересвета якобы до сих пор помнят в Тибете (тиражируемая бездумно в соцсетях) является просто вымыслом.
#мифы
👍5
Об апокрифических сказаниях, связанных с земной жизнью и кончиной Спасителя и Богородицы:

«Религиозное чувство верующих, не довольствуясь теми рамками, в кои заключено было историческое содержание христианства в канонических Евангелиях, стремилось само выяснить те личности и события из земной жизни Иисуса Христа, которые имеют в ней второстепенное значение, но которые имеют высокий интерес для христианского чувства, благоговейно обращающегося ко всему, что окружало колыбель христианства, что выражало величие и славу пострадавшего за нас Богочеловека. И вот, от исторических событий, описанных в канонических Евангелиях, оно обращалось к сведениям, известным из устного предания; а фантазия, не всегда управляемая чистым разумением истины, примешивала к ним свои благочестивые гадания, развивала в ряд живых чувствований и картин обставляла занимательными подробностями, разукрашивала разнообразными чудесами. Так возникли сказания – о рождении послужившей таинству нашего спасения Богоматери, о св. ее обручнике Иосифе, о детстве Христа Спасителя, о Его неправедном осуждении на смерть и проч. Сказания эти, первоначально обращавшиеся в частном, домашнем кругу, мало-по-малу из уст в уста распространяясь в народных массах, дополняясь, исправляясь, и вообще видоизменяясь, доколе наконец тот или другой собиратель благочестивых сказаний придал им литературную форму, запечатленную более или менее характером его личности, времени и места его жизни, выдавал их под именем святых Апостолов (Иакова, Фомы) или других известных лиц в священной истории (Никодима).

Вселенская церковь, одушевляемая вечно живущим в ней Духом истины, не признавая их подлинности, не приписывая им полной исторической достоверности, поэтому не включила их в канон боговдохновенных книг, и никогда не ставила их наряду с каноническими Евангелиями. Действительно. Не говорим о том, что по самому времени своего происхождения, они далеко отстоят от канонических писаний; только три греческих апокрифа (приписываемые Иакову, Фоме и Никодиму) восходят к последней половине II-го или началу III века христианства. Не говорим о том, что о них, сравнительно с облаком свидетелей о канонических Писаниях Нового Завета, имеется весьма мало показаний древнейших отцов и учителей церкви. По самому содержанию своему, наполненному не всегда соответственными характеру Божественного Откровения подробностями и чудесами, и по изложению, довольно искусственному и витиеватому, они бесконечно отстоят от величественной, поистине божественной простоты и чистоты канонических Евангелий; их стремление подражать библейским сказаниям в образе представлении событий и в самых выражениях, равно как неспособность отделить существенное и важное от мелочного и несообразного с духом Вечной Истины, носит на себе ясный для внимательного читателя отпечаток их не подлинности, их происхождения не от Святого Духа, глаголавшего устами Пророков и Апостолов» (продолжение следует).
«Но с другой стороны Церковь, принимая в уважение сохранившиеся в апокрифах остатки древнейших священных преданий, щадя в них невинные выражения религиозного чувства, простодушные создания человеческой фантазии не восставала против них, не запрещала верующим пользоваться ими для назидательного чтения. Поэтому не удивительно, что в продолжение средних веков истории они вошли во всеобщее употребление: часто переписывались и переводились на разные языки, и на наш церковнославянский язык, – читались не только в домах, но и в храмах в праздничные дни, посвященные воспоминанию великих событий из жизни Христа Спасителя и Богоматери. Некоторые предания древности, в них заключающиеся, вошли в сказания церковных писателей, в священные песнопения творцов церковных песней и канонов; различные обстоятельства, описанные в апокрифах, послужили основанием для определенного изображения некоторых лиц и предметов на святых иконах и в произведениях религиозной живописи» (протоиерей Петр Преображенский. Апокрифические сказания о жизни Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери. https://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazhenskij/apokrificheskie-skazanija-o-zhizni-gospoda-iisusa-hrista-i-ego-prechistoj-materi/#0_1).
👍4
Прп. Анастасий Синаит на основании свидетельств своих мудрых учителей рассуждает о том, что в самом общем виде существует два вида причинности, постигающих людей бедствий (несчастных случаев). Это либо наказание Божие, либо природная причина (например, плохая экология). То, что целые народы вымирают или сохраняются от природных бедствий, может быть объяснено естественными причинами и не имеет прямой связи с греховностью или праведностью. При этом и природные бедствия, и смерти, не происходят помимо Бога. Святой заключает: «Как я полагаю, можно, если есть на то Божия воля, избегать гибели, которую несут тлетворные [движения] воздухов, [и уходить] из одного места, [перебираясь] в другие местности с целебным воздухом. Что же касается пагубы, настигающей нас по причине угрозы Божией, то избегающему [ее], когда он зачислен [Богом в списки] тех, которые должны умереть, невозможно не умереть, куда бы он ни убежал, а с другой стороны, если смерть не назначена ему ныне [Богом], то он и не умрет».

Таким образом, утверждение о том, что все бедствия, болезни и смерти обязательно определены Богом для каждого человека, не является единственной из возможных богословских интерпретаций. Можно представить себе ситуацию, когда человек заболевает и/или умирает от природного бедствия/эпидемии, не потому что Бог так определил, но потому что он сам не избежал этой опасности и подверг ей свою жизнь.
#смерть #промысл #анастасийсинаит
🤔6👍3👎1
Прп. Анастасий Синаит о естественных причинах наличия определенного темперамента у человека и предрасположенности к различным страстям:

«Не Бог делает какого-либо одного человека от рождения целомудренным, а другого – блудником, одного вспыльчивым, а другого – долготерпеливым, но [причинами подобных различий являются] особенности рода и места [рождения], а также [неодинаковые] смешения областей, стихий и воздухов, перемены и чередования времен года. Наконец, и естественные причины следуют за стихиями тела. И если при зачатии ребенка обнаружится (благодаря тем или иным причинам, различным местам, смешениям и временам года) прилив теплой стихии, то рождается [человек от природы] горячего темперамента, щедрый и жизнелюбивый. А если зачатие происходит при движении холодной стихии, то рожденный обнаруживает более прохладный [темперамент] и более чистый нрав. Кроме того, [следует сказать] и относительно двух других стихий: сухое порождает гневливого, сурового, трезвого и грозного человека, а влажное – ленивого, медлительного, прожорливого и нечистого человека.

Если же мы скажем, что благодаря повелению Божию один человек, рождаясь, бывает целомудренным, а другой – распутным, проворным [на блуд] или гневливым, то Бог окажется причиной страстей, а также лицеприятным, поскольку Он одного человека творит добрым, а другого лукавым. И не только. [Ведь в таком случае] целомудренный окажется недостойным награды [на небесах], поскольку Бог создал его добрым по природе; также и блудник или скорый на гнев человек не будет достоин наказания, ибо от Бога он является таковым.

Поэтому подобные [свойства личности, полученные] от природы, как, например, кротость, рассудительность или целомудрие, которые эллинские глупые мудрецы и астрологи считают возникшими в людях вследствие [различного] движения звезд, признаются святыми отцами не добродетелями, а естественными преимуществами и превосходствами» (Вопросы и ответы, 27).

Не берусь судить об адекватности изложения всех причинно-следственных связей в этом рассуждении в свете данных современной науки, однако сам посыл о естественности причин и закономерностей, здесь наиболее интересен.
#анастасийсинаит #промысл
Мнение блаженного Августина о моральной ответственности военнослужащего во время боевых действий (Contra Faustum manichaeum. XXII, 75):

«Итак, когда некий праведный муж несет воинскую службу под властью какого-то даже и нечестивого человека, он может по приказу этого человека вести войну, соблюдая порядок гражданского мира, если в отношении того, что ему повелевается, он либо уверен, что это не противоречит установлению Бога, либо не уверен в том, противоречит или нет, так что [в последнем случае] несправедливость приказа, возможно, сделает виновным правителя, однако соблюдение порядка службы засвидетельствует о невиновности воина».
#мораль #война #августин
Тезис из социального учения Константинопольского патриархата о войне («За жизнь мира», V):

«Никто – даже если он призван на военную службу, – с нравственной точки зрения не обязан участвовать в действиях, которые, по его убеждению, противоречат правде и заповедям Евангелия. Христианская совесть всегда должна господствовать над императивами национальных интересов».

Отсюда следует, что христианину в подобных ситуациях следует руководствоваться не неким чувством долга перед страной, а голосом совести и церковным учением, определяющим критерии допустимости участия верующих в боевых действиях.
#война #мораль #учениецеркви
👍4
О противлении злу силой:

«Во всех жизненных ситуациях, связанных с необходимостью применения силы, сердце человека не должно оказываться во власти недобрых чувств, роднящих его с нечистыми духами и уподобляющих им. Лишь победа над злом в своей душе открывает человеку возможность справедливого применения силы. Такой взгляд, утверждая в отношениях между людьми главенство любви, решительно отвергает идею непротивления злу силою.

Нравственный христианский закон осуждает не борьбу со злом, не применение силы по отношению к его носителю и даже не лишение жизни в качестве последней меры, но злобу сердца человеческого, желание унижения и погибели кому бы то ни было» (Основы социальной концепции РПЦ. VIII.4).
#война #мораль #учениецеркви
3
С праздником Воздвижения Креста Господня!

Обретение Креста Господня имело место в царствование равноап. императора Константина Великого. По сообщениям церковных историков IV века, мать Константина, равноапостольная Елена, отправилась по просьбе сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также св. Крест, чудесное явление которого стало для Константина знаком победы над противником.

Сохранились три различные версии предания об обретении св. Креста. Согласно наиболее древней, св. Крест находился под языческим святилищем Афродиты. Когда святилище было разрушено, обнаружили три креста, а также табличка с Креста Спасителя и гвозди. Для того чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на котором был распят Господь, иерусалимский епископ Макарий предложил приложить поочередно каждый из крестов к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Древа Креста Господня, и св. Крест был поднят епископом Макарием для всеобщего обозрения.

2-я версия предания, возникшая в конце IV - начале V века, сообщает, что св. Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев, и в конце концов один престарелый еврей по имени Иуда, сначала не хотевший говорить, после истязаний указал место - храм Венеры. Св. Елена повелела разрушить храм и раскопать это место. Там были найдены три креста; явить Крест Христов помогло чудо - воскрешение через прикосновение к нему мертвеца, которого проносили мимо. Об Иуде сообщается, что тот впоследствии принял христианство с именем Кириак и стал епископом Иерусалима.

3-я версия предания об обретении св. Креста, возникшая в Сирии в 1-й половине V века, относит это событие не к IV, а к I веку и говорит о том, что Крест был найден Протоникой (или Петроникой), женой императора Клавдия I, а впоследствии был скрыт и вновь найден уже в IV веке.

Несмотря на древность 1-й версии предания об обретении св. Креста, а также на то, что именно этой версии следуют наиболее авторитетные византийские историки, в поздневизантскую эпоху более распространенной стала 2-я версия; в частности, на ней основано проложное сказание, предназначенное для чтения на праздник Воздвижения согласно современным богослужебным книгам Православной Церкви.

📚По материалам статьи «Воздвижение Креста Господня» в Православной энциклопедии.

Согласно версии, озвученной свт. Амвросием Медиоланским, не было никакого «эксперимента» с больной или покойником, истинный крест был найден Еленой по табличке: «Уточняет по Евангелию и находит, что на среднем кресте сделана была надпись "Иисус Назорей, Царь Иудейский" (Ин. 19:19). По этой надписи нашла она спасительный крест. Пилат на требование иудеев ответил: "Что я написал, то написал" (Ин. 19:22), то есть я писал не то, что вам нравится, но что могли бы познать и времена будущие, писал я не для вас, но для потомственных веков и словно бы так сказал: чтобы Елена, читая это, познала крест Господень» (Слово на смерть Феодосия Великого).
👍9
«Не радуйся смерти человека, хотя бы он был самый враждебный тебе: помни, что все мы умрем», - говорит Священное Писание (Сир. 8:8)
#библия
5👍5
🔎Каким должен быть начальник-христианин?

Помимо общих обязанностей, у христианина, занимающего определенное положение в обществе, есть свои частные обязанности. Деятельность христианина, особенно начальника, должна быть направлена «на праведное и достойное устроение жизни, на свидетельство о своей вере делами, на помощь и служение ближнему — во исполнение заповеди Божией: "Возлюби ближнего твоего, как самого себя" (Мф. 22, 39)» (Общественная деятельность православных христиан, документ принят Архиерейским Собором 2011 года).

Начальник-христианин должен честно и добросовестно, в соответствии с заповедями Божиими, совершать свое служение «от души, как для Господа, а не для человеков» (Кол. 3:23). Он должен быть строгим и милостивым одновременно, заботится о подчиненных, как материально, так и духовно. Начальнику не следует склонять каким-либо образом подчиненных к греху, пользуясь своим положением. Заповеди о любви не противоречит некоторая резкость в словах, если это вызвано благочестивым намерением произносящего их: «Те, на ком лежит обязанность наставлять других, если от избытка сердечного чувства скажут какое-нибудь оскорбительное слово согрешившему, не в обиду или в унижение, а в духовное назидание ближнего.. не только не отлучают себя от.. блаженства, но еще исполняют долг свой» (Прав. исповедание, Ч. 2, вопр. 35). Начальник должен обращать внимание на усердие и труды своих подчиненных, быть беспристрастным, поощрять к большей, полезной для всех деятельности, и стараться быть для них примером. Важно не верить скоро доносителям и не принимать крутых решений, толком не разобравшись. Наконец, будучи поставленным выше других и пользуясь преимущественными перед ними правами, верующий начальник должен помнить наставление Спасителя: «Кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий» (Лк. 22:26), и поэтому важно, чтобы он отличался смирением и преимущественной перед другими ревностью к общему благу.
#учениецеркви #мораль #ответынавопросы
👍8
Тема сексуальных отношений, их значения и места в жизни человека является актуальной в современном обществе. Как в светской, так и в церковной среде встречается широкий разброс мнений по общим и частным вопросам, связанным с этой темой. В виду ее большой неоднозначности среди православных христиан, я бы хотел весьма осторожно осветить ее, изложив нравственное и социальное учение Церкви, выраженное в официальных документах различных Поместных Православных Церквей.
https://azbyka.ru/semya/tema-seksualnyh-otnoshenij-v-dokumentah-uchitelstva-cerkvi/
#учениецеркви #мораль #брак #отношения
К. С. Льюис однажды написал о нездоровом патриотизме:

«Третья разновидность патриотизма - уже не чувство, а вера; твердая, даже грубая вера в то, что твоя страна или твой народ действительно лучше всех. <...> В самой крайней, безумной форме такой патриотизм становится тем расизмом толпы, который одинаково противен и христианству, и науке. Тут мы подходим к четвертой разновидности. Если наша нация настолько лучше всех, не обязана ли она всеми править? В XIX в. англичане очень остро ощущали этот долг, «бремя белых». Мы были не то добровольными стражниками, не то добровольными няньками. Не надо думать, что это — чистое лицемерие. Какое-то добро мы «диким» делали. Но мир тошнило от наших заверений, что мы только ради этого добра завели огромную империю. Когда есть это ощущение превосходства, вывести из него можно многое. Можно подчеркивать не долг, а право. Можно считать, что одни народы, совсем уж никуда не годные, необходимо уничтожить, а другие, чуть получше, обязаны служить избранному народу. Конечно, ощущение долга лучше, чем ощущение права. Но ни то, ни другое к добру не приведет. У обоих есть верный признак зла: они перестают быть смешными только тогда, когда станут ужасными. Если бы на свете не было обмана индейцев, уничтожения тасманцев, газовых камер, апартеида, напыщенность такого патриотизма казалась бы грубым фарсом» (Любовь).
#мораль
👍8👎1
Forwarded from Домашняя церковь (Вадим Коржевский)
«Да испытывает себя человек". Слышите?! Не священник и не кто-либо со стороны, а сам причастник да испытывает себя "и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет от чаши сей" (1Кор.11:28). https://youtu.be/4XYF6Ztfsh4
Forwarded from Азбука веры
6 МАЛОИЗВЕСТНЫХ ФАКТОВ ОБ АПОСТОЛЕ и ЕВАНГЕЛИСТЕ ИОАННЕ БОГОСЛОВЕ

1. Согласно сообщению блж. Иеронима, апостол Иоанн дожил в Эфесе до глубокой старости и мог ходить в церковь лишь с помощью учеников. Будучи уже не в состоянии внятно говорить, он повторял: «Деточки, любите друг друга».

2. Традиционным символом ап. Иоанна – автора четвертого Евангелия, стал орел. Однако некоторые древние авторы (например, сщмч. Ириней Лионский), считали символом Иоанна льва.

3. На некоторых западноевропейских картинах ап. Иоанн изображается с чашей, из которой поднимается змея. Это связано с легендой, согласно которой, святому Иоанну была вручена чаша с отравленным вином, из которой по его благословению поднялся яд в виде змеи.

4. В отличие от мощей других апостолов, мощи Иоанна Богослова неизвестны в христианском мире. Согласно апокрифическому сказанию («Деяния Иоанна», написаны вскоре после 150 г.), когда апостол преставился, на небо была взята не только его душа, но и тело.

5. Помимо канонического «Откровения Иоанна Богослова» существует и апокрифическое Откровение, приписываемое тому же автору. Впрочем, по содержанию между каноническим писанием и апокрифом очень мало общего. Этот апокриф появился на греческом языке в средневековой Византии и является попыткой неизвестного автора раскрыть некоторые подробности будущей мировой истории, о которых в Св. Писании сказано кратко.

6. Память ап. Иоанна, отмечаемая 8 (21) мая связана с исхождением от его гробницы в Эфесе некоего целебного праха, о котором упоминают византийские и латинские источники. По свидетельству Минология Василия II и Синаксаря Константинопольской церкви, жители Эфеса получали этот прах, называемый ими «манна», и использовали «во здравие душ и телес».
👍53
🔎Является ли ненависть к врагам Отечества законной и правомерной для христианина?

Нет, любить надо всех. В Евангелии сказано: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя», что по объяснению блаженного Августина, «надо понимать так, что мы должны в каждом человеке видеть своего ближнего». Наша обязанность состоит в том, чтобы ненавидеть злые дела и вообще зло, которое совершает человек, но при этом любить самого человека, желать ему покаяния и спасения. Любви к врагу не противоречит применение к нему силы: ради защиты, пресечения зла или законного воздаяния, если это необходимо. Как отмечается в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, "даже защищаясь от нападения, можно одновременно творить всяческое зло и в силу этого по своему духовному и моральному состоянию оказаться не выше захватчика. Война должна вестись с гневом праведным, но не со злобою, алчностью, похотью (1Ин.2:16) и прочими порождениями ада. Наиболее правильную оценку войны как подвига или, напротив, разбоя можно сделать, лишь исходя из анализа нравственного состояния воюющих. «Не радуйся смерти человека, хотя бы он был самый враждебный тебе: помни, что все мы умрем», – говорит Священное Писание (Сир.8:8)".
#война #мораль #ответынавопросы
👍11
«В случае крайней необходимости все вещи [можно считать] общей собственностью. Поэтому если находящийся в чрезвычайно большой нужде не может найти того, кто пожелал бы ему помочь, то он ради собственного спасения вправе воспользоваться чужими благами. По той же самой причине человек может удержать или – если иначе помочь нуждающемуся невозможно – даже отнять принадлежащее другому и подать это в качестве милостыни. Однако при наличии малейшей возможности он должен вначале заручиться согласием владельца и только потом помочь тому бедняку, который находится в крайней нужде» (Фома Аквинский. Сумма теологии. Т. 7).
#мораль
👍7