Прп. Анастасий Синаит о естественных причинах наличия определенного темперамента у человека и предрасположенности к различным страстям:
«Не Бог делает какого-либо одного человека от рождения целомудренным, а другого – блудником, одного вспыльчивым, а другого – долготерпеливым, но [причинами подобных различий являются] особенности рода и места [рождения], а также [неодинаковые] смешения областей, стихий и воздухов, перемены и чередования времен года. Наконец, и естественные причины следуют за стихиями тела. И если при зачатии ребенка обнаружится (благодаря тем или иным причинам, различным местам, смешениям и временам года) прилив теплой стихии, то рождается [человек от природы] горячего темперамента, щедрый и жизнелюбивый. А если зачатие происходит при движении холодной стихии, то рожденный обнаруживает более прохладный [темперамент] и более чистый нрав. Кроме того, [следует сказать] и относительно двух других стихий: сухое порождает гневливого, сурового, трезвого и грозного человека, а влажное – ленивого, медлительного, прожорливого и нечистого человека.
Если же мы скажем, что благодаря повелению Божию один человек, рождаясь, бывает целомудренным, а другой – распутным, проворным [на блуд] или гневливым, то Бог окажется причиной страстей, а также лицеприятным, поскольку Он одного человека творит добрым, а другого лукавым. И не только. [Ведь в таком случае] целомудренный окажется недостойным награды [на небесах], поскольку Бог создал его добрым по природе; также и блудник или скорый на гнев человек не будет достоин наказания, ибо от Бога он является таковым.
Поэтому подобные [свойства личности, полученные] от природы, как, например, кротость, рассудительность или целомудрие, которые эллинские глупые мудрецы и астрологи считают возникшими в людях вследствие [различного] движения звезд, признаются святыми отцами не добродетелями, а естественными преимуществами и превосходствами» (Вопросы и ответы, 27).
Не берусь судить об адекватности изложения всех причинно-следственных связей в этом рассуждении в свете данных современной науки, однако сам посыл о естественности причин и закономерностей, здесь наиболее интересен.
#анастасийсинаит #промысл
«Не Бог делает какого-либо одного человека от рождения целомудренным, а другого – блудником, одного вспыльчивым, а другого – долготерпеливым, но [причинами подобных различий являются] особенности рода и места [рождения], а также [неодинаковые] смешения областей, стихий и воздухов, перемены и чередования времен года. Наконец, и естественные причины следуют за стихиями тела. И если при зачатии ребенка обнаружится (благодаря тем или иным причинам, различным местам, смешениям и временам года) прилив теплой стихии, то рождается [человек от природы] горячего темперамента, щедрый и жизнелюбивый. А если зачатие происходит при движении холодной стихии, то рожденный обнаруживает более прохладный [темперамент] и более чистый нрав. Кроме того, [следует сказать] и относительно двух других стихий: сухое порождает гневливого, сурового, трезвого и грозного человека, а влажное – ленивого, медлительного, прожорливого и нечистого человека.
Если же мы скажем, что благодаря повелению Божию один человек, рождаясь, бывает целомудренным, а другой – распутным, проворным [на блуд] или гневливым, то Бог окажется причиной страстей, а также лицеприятным, поскольку Он одного человека творит добрым, а другого лукавым. И не только. [Ведь в таком случае] целомудренный окажется недостойным награды [на небесах], поскольку Бог создал его добрым по природе; также и блудник или скорый на гнев человек не будет достоин наказания, ибо от Бога он является таковым.
Поэтому подобные [свойства личности, полученные] от природы, как, например, кротость, рассудительность или целомудрие, которые эллинские глупые мудрецы и астрологи считают возникшими в людях вследствие [различного] движения звезд, признаются святыми отцами не добродетелями, а естественными преимуществами и превосходствами» (Вопросы и ответы, 27).
Не берусь судить об адекватности изложения всех причинно-следственных связей в этом рассуждении в свете данных современной науки, однако сам посыл о естественности причин и закономерностей, здесь наиболее интересен.
#анастасийсинаит #промысл
Мнение блаженного Августина о моральной ответственности военнослужащего во время боевых действий (Contra Faustum manichaeum. XXII, 75):
«Итак, когда некий праведный муж несет воинскую службу под властью какого-то даже и нечестивого человека, он может по приказу этого человека вести войну, соблюдая порядок гражданского мира, если в отношении того, что ему повелевается, он либо уверен, что это не противоречит установлению Бога, либо не уверен в том, противоречит или нет, так что [в последнем случае] несправедливость приказа, возможно, сделает виновным правителя, однако соблюдение порядка службы засвидетельствует о невиновности воина».
#мораль #война #августин
«Итак, когда некий праведный муж несет воинскую службу под властью какого-то даже и нечестивого человека, он может по приказу этого человека вести войну, соблюдая порядок гражданского мира, если в отношении того, что ему повелевается, он либо уверен, что это не противоречит установлению Бога, либо не уверен в том, противоречит или нет, так что [в последнем случае] несправедливость приказа, возможно, сделает виновным правителя, однако соблюдение порядка службы засвидетельствует о невиновности воина».
#мораль #война #августин
Тезис из социального учения Константинопольского патриархата о войне («За жизнь мира», V):
«Никто – даже если он призван на военную службу, – с нравственной точки зрения не обязан участвовать в действиях, которые, по его убеждению, противоречат правде и заповедям Евангелия. Христианская совесть всегда должна господствовать над императивами национальных интересов».
Отсюда следует, что христианину в подобных ситуациях следует руководствоваться не неким чувством долга перед страной, а голосом совести и церковным учением, определяющим критерии допустимости участия верующих в боевых действиях.
#война #мораль #учениецеркви
«Никто – даже если он призван на военную службу, – с нравственной точки зрения не обязан участвовать в действиях, которые, по его убеждению, противоречат правде и заповедям Евангелия. Христианская совесть всегда должна господствовать над императивами национальных интересов».
Отсюда следует, что христианину в подобных ситуациях следует руководствоваться не неким чувством долга перед страной, а голосом совести и церковным учением, определяющим критерии допустимости участия верующих в боевых действиях.
#война #мораль #учениецеркви
👍4
О противлении злу силой:
«Во всех жизненных ситуациях, связанных с необходимостью применения силы, сердце человека не должно оказываться во власти недобрых чувств, роднящих его с нечистыми духами и уподобляющих им. Лишь победа над злом в своей душе открывает человеку возможность справедливого применения силы. Такой взгляд, утверждая в отношениях между людьми главенство любви, решительно отвергает идею непротивления злу силою.
Нравственный христианский закон осуждает не борьбу со злом, не применение силы по отношению к его носителю и даже не лишение жизни в качестве последней меры, но злобу сердца человеческого, желание унижения и погибели кому бы то ни было» (Основы социальной концепции РПЦ. VIII.4).
#война #мораль #учениецеркви
«Во всех жизненных ситуациях, связанных с необходимостью применения силы, сердце человека не должно оказываться во власти недобрых чувств, роднящих его с нечистыми духами и уподобляющих им. Лишь победа над злом в своей душе открывает человеку возможность справедливого применения силы. Такой взгляд, утверждая в отношениях между людьми главенство любви, решительно отвергает идею непротивления злу силою.
Нравственный христианский закон осуждает не борьбу со злом, не применение силы по отношению к его носителю и даже не лишение жизни в качестве последней меры, но злобу сердца человеческого, желание унижения и погибели кому бы то ни было» (Основы социальной концепции РПЦ. VIII.4).
#война #мораль #учениецеркви
❤3
С праздником Воздвижения Креста Господня!
Обретение Креста Господня имело место в царствование равноап. императора Константина Великого. По сообщениям церковных историков IV века, мать Константина, равноапостольная Елена, отправилась по просьбе сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также св. Крест, чудесное явление которого стало для Константина знаком победы над противником.
Сохранились три различные версии предания об обретении св. Креста. Согласно наиболее древней, св. Крест находился под языческим святилищем Афродиты. Когда святилище было разрушено, обнаружили три креста, а также табличка с Креста Спасителя и гвозди. Для того чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на котором был распят Господь, иерусалимский епископ Макарий предложил приложить поочередно каждый из крестов к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Древа Креста Господня, и св. Крест был поднят епископом Макарием для всеобщего обозрения.
2-я версия предания, возникшая в конце IV - начале V века, сообщает, что св. Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев, и в конце концов один престарелый еврей по имени Иуда, сначала не хотевший говорить, после истязаний указал место - храм Венеры. Св. Елена повелела разрушить храм и раскопать это место. Там были найдены три креста; явить Крест Христов помогло чудо - воскрешение через прикосновение к нему мертвеца, которого проносили мимо. Об Иуде сообщается, что тот впоследствии принял христианство с именем Кириак и стал епископом Иерусалима.
3-я версия предания об обретении св. Креста, возникшая в Сирии в 1-й половине V века, относит это событие не к IV, а к I веку и говорит о том, что Крест был найден Протоникой (или Петроникой), женой императора Клавдия I, а впоследствии был скрыт и вновь найден уже в IV веке.
Несмотря на древность 1-й версии предания об обретении св. Креста, а также на то, что именно этой версии следуют наиболее авторитетные византийские историки, в поздневизантскую эпоху более распространенной стала 2-я версия; в частности, на ней основано проложное сказание, предназначенное для чтения на праздник Воздвижения согласно современным богослужебным книгам Православной Церкви.
📚По материалам статьи «Воздвижение Креста Господня» в Православной энциклопедии.
Согласно версии, озвученной свт. Амвросием Медиоланским, не было никакого «эксперимента» с больной или покойником, истинный крест был найден Еленой по табличке: «Уточняет по Евангелию и находит, что на среднем кресте сделана была надпись "Иисус Назорей, Царь Иудейский" (Ин. 19:19). По этой надписи нашла она спасительный крест. Пилат на требование иудеев ответил: "Что я написал, то написал" (Ин. 19:22), то есть я писал не то, что вам нравится, но что могли бы познать и времена будущие, писал я не для вас, но для потомственных веков и словно бы так сказал: чтобы Елена, читая это, познала крест Господень» (Слово на смерть Феодосия Великого).
Обретение Креста Господня имело место в царствование равноап. императора Константина Великого. По сообщениям церковных историков IV века, мать Константина, равноапостольная Елена, отправилась по просьбе сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также св. Крест, чудесное явление которого стало для Константина знаком победы над противником.
Сохранились три различные версии предания об обретении св. Креста. Согласно наиболее древней, св. Крест находился под языческим святилищем Афродиты. Когда святилище было разрушено, обнаружили три креста, а также табличка с Креста Спасителя и гвозди. Для того чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на котором был распят Господь, иерусалимский епископ Макарий предложил приложить поочередно каждый из крестов к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Древа Креста Господня, и св. Крест был поднят епископом Макарием для всеобщего обозрения.
2-я версия предания, возникшая в конце IV - начале V века, сообщает, что св. Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев, и в конце концов один престарелый еврей по имени Иуда, сначала не хотевший говорить, после истязаний указал место - храм Венеры. Св. Елена повелела разрушить храм и раскопать это место. Там были найдены три креста; явить Крест Христов помогло чудо - воскрешение через прикосновение к нему мертвеца, которого проносили мимо. Об Иуде сообщается, что тот впоследствии принял христианство с именем Кириак и стал епископом Иерусалима.
3-я версия предания об обретении св. Креста, возникшая в Сирии в 1-й половине V века, относит это событие не к IV, а к I веку и говорит о том, что Крест был найден Протоникой (или Петроникой), женой императора Клавдия I, а впоследствии был скрыт и вновь найден уже в IV веке.
Несмотря на древность 1-й версии предания об обретении св. Креста, а также на то, что именно этой версии следуют наиболее авторитетные византийские историки, в поздневизантскую эпоху более распространенной стала 2-я версия; в частности, на ней основано проложное сказание, предназначенное для чтения на праздник Воздвижения согласно современным богослужебным книгам Православной Церкви.
📚По материалам статьи «Воздвижение Креста Господня» в Православной энциклопедии.
Согласно версии, озвученной свт. Амвросием Медиоланским, не было никакого «эксперимента» с больной или покойником, истинный крест был найден Еленой по табличке: «Уточняет по Евангелию и находит, что на среднем кресте сделана была надпись "Иисус Назорей, Царь Иудейский" (Ин. 19:19). По этой надписи нашла она спасительный крест. Пилат на требование иудеев ответил: "Что я написал, то написал" (Ин. 19:22), то есть я писал не то, что вам нравится, но что могли бы познать и времена будущие, писал я не для вас, но для потомственных веков и словно бы так сказал: чтобы Елена, читая это, познала крест Господень» (Слово на смерть Феодосия Великого).
👍9
«Не радуйся смерти человека, хотя бы он был самый враждебный тебе: помни, что все мы умрем», - говорит Священное Писание (Сир. 8:8)
#библия
#библия
❤5👍5
🔎Каким должен быть начальник-христианин?
Помимо общих обязанностей, у христианина, занимающего определенное положение в обществе, есть свои частные обязанности. Деятельность христианина, особенно начальника, должна быть направлена «на праведное и достойное устроение жизни, на свидетельство о своей вере делами, на помощь и служение ближнему — во исполнение заповеди Божией: "Возлюби ближнего твоего, как самого себя" (Мф. 22, 39)» (Общественная деятельность православных христиан, документ принят Архиерейским Собором 2011 года).
Начальник-христианин должен честно и добросовестно, в соответствии с заповедями Божиими, совершать свое служение «от души, как для Господа, а не для человеков» (Кол. 3:23). Он должен быть строгим и милостивым одновременно, заботится о подчиненных, как материально, так и духовно. Начальнику не следует склонять каким-либо образом подчиненных к греху, пользуясь своим положением. Заповеди о любви не противоречит некоторая резкость в словах, если это вызвано благочестивым намерением произносящего их: «Те, на ком лежит обязанность наставлять других, если от избытка сердечного чувства скажут какое-нибудь оскорбительное слово согрешившему, не в обиду или в унижение, а в духовное назидание ближнего.. не только не отлучают себя от.. блаженства, но еще исполняют долг свой» (Прав. исповедание, Ч. 2, вопр. 35). Начальник должен обращать внимание на усердие и труды своих подчиненных, быть беспристрастным, поощрять к большей, полезной для всех деятельности, и стараться быть для них примером. Важно не верить скоро доносителям и не принимать крутых решений, толком не разобравшись. Наконец, будучи поставленным выше других и пользуясь преимущественными перед ними правами, верующий начальник должен помнить наставление Спасителя: «Кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий» (Лк. 22:26), и поэтому важно, чтобы он отличался смирением и преимущественной перед другими ревностью к общему благу.
#учениецеркви #мораль #ответынавопросы
Помимо общих обязанностей, у христианина, занимающего определенное положение в обществе, есть свои частные обязанности. Деятельность христианина, особенно начальника, должна быть направлена «на праведное и достойное устроение жизни, на свидетельство о своей вере делами, на помощь и служение ближнему — во исполнение заповеди Божией: "Возлюби ближнего твоего, как самого себя" (Мф. 22, 39)» (Общественная деятельность православных христиан, документ принят Архиерейским Собором 2011 года).
Начальник-христианин должен честно и добросовестно, в соответствии с заповедями Божиими, совершать свое служение «от души, как для Господа, а не для человеков» (Кол. 3:23). Он должен быть строгим и милостивым одновременно, заботится о подчиненных, как материально, так и духовно. Начальнику не следует склонять каким-либо образом подчиненных к греху, пользуясь своим положением. Заповеди о любви не противоречит некоторая резкость в словах, если это вызвано благочестивым намерением произносящего их: «Те, на ком лежит обязанность наставлять других, если от избытка сердечного чувства скажут какое-нибудь оскорбительное слово согрешившему, не в обиду или в унижение, а в духовное назидание ближнего.. не только не отлучают себя от.. блаженства, но еще исполняют долг свой» (Прав. исповедание, Ч. 2, вопр. 35). Начальник должен обращать внимание на усердие и труды своих подчиненных, быть беспристрастным, поощрять к большей, полезной для всех деятельности, и стараться быть для них примером. Важно не верить скоро доносителям и не принимать крутых решений, толком не разобравшись. Наконец, будучи поставленным выше других и пользуясь преимущественными перед ними правами, верующий начальник должен помнить наставление Спасителя: «Кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий» (Лк. 22:26), и поэтому важно, чтобы он отличался смирением и преимущественной перед другими ревностью к общему благу.
#учениецеркви #мораль #ответынавопросы
👍8
Тема сексуальных отношений, их значения и места в жизни человека является актуальной в современном обществе. Как в светской, так и в церковной среде встречается широкий разброс мнений по общим и частным вопросам, связанным с этой темой. В виду ее большой неоднозначности среди православных христиан, я бы хотел весьма осторожно осветить ее, изложив нравственное и социальное учение Церкви, выраженное в официальных документах различных Поместных Православных Церквей.
https://azbyka.ru/semya/tema-seksualnyh-otnoshenij-v-dokumentah-uchitelstva-cerkvi/
#учениецеркви #мораль #брак #отношения
https://azbyka.ru/semya/tema-seksualnyh-otnoshenij-v-dokumentah-uchitelstva-cerkvi/
#учениецеркви #мораль #брак #отношения
Азбука супружества
Тема сексуальных отношений в официальных документах Церкви - Азбука супружества
Тема сексуальных отношений, их значения и места в жизни человека является актуальной в современном обществе. Как в светской, так и в церковной среде встречается...
К. С. Льюис однажды написал о нездоровом патриотизме:
«Третья разновидность патриотизма - уже не чувство, а вера; твердая, даже грубая вера в то, что твоя страна или твой народ действительно лучше всех. <...> В самой крайней, безумной форме такой патриотизм становится тем расизмом толпы, который одинаково противен и христианству, и науке. Тут мы подходим к четвертой разновидности. Если наша нация настолько лучше всех, не обязана ли она всеми править? В XIX в. англичане очень остро ощущали этот долг, «бремя белых». Мы были не то добровольными стражниками, не то добровольными няньками. Не надо думать, что это — чистое лицемерие. Какое-то добро мы «диким» делали. Но мир тошнило от наших заверений, что мы только ради этого добра завели огромную империю. Когда есть это ощущение превосходства, вывести из него можно многое. Можно подчеркивать не долг, а право. Можно считать, что одни народы, совсем уж никуда не годные, необходимо уничтожить, а другие, чуть получше, обязаны служить избранному народу. Конечно, ощущение долга лучше, чем ощущение права. Но ни то, ни другое к добру не приведет. У обоих есть верный признак зла: они перестают быть смешными только тогда, когда станут ужасными. Если бы на свете не было обмана индейцев, уничтожения тасманцев, газовых камер, апартеида, напыщенность такого патриотизма казалась бы грубым фарсом» (Любовь).
#мораль
«Третья разновидность патриотизма - уже не чувство, а вера; твердая, даже грубая вера в то, что твоя страна или твой народ действительно лучше всех. <...> В самой крайней, безумной форме такой патриотизм становится тем расизмом толпы, который одинаково противен и христианству, и науке. Тут мы подходим к четвертой разновидности. Если наша нация настолько лучше всех, не обязана ли она всеми править? В XIX в. англичане очень остро ощущали этот долг, «бремя белых». Мы были не то добровольными стражниками, не то добровольными няньками. Не надо думать, что это — чистое лицемерие. Какое-то добро мы «диким» делали. Но мир тошнило от наших заверений, что мы только ради этого добра завели огромную империю. Когда есть это ощущение превосходства, вывести из него можно многое. Можно подчеркивать не долг, а право. Можно считать, что одни народы, совсем уж никуда не годные, необходимо уничтожить, а другие, чуть получше, обязаны служить избранному народу. Конечно, ощущение долга лучше, чем ощущение права. Но ни то, ни другое к добру не приведет. У обоих есть верный признак зла: они перестают быть смешными только тогда, когда станут ужасными. Если бы на свете не было обмана индейцев, уничтожения тасманцев, газовых камер, апартеида, напыщенность такого патриотизма казалась бы грубым фарсом» (Любовь).
#мораль
👍8👎1
Forwarded from Домашняя церковь (Вадим Коржевский)
«Да испытывает себя человек". Слышите?! Не священник и не кто-либо со стороны, а сам причастник да испытывает себя "и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет от чаши сей" (1Кор.11:28). https://youtu.be/4XYF6Ztfsh4
YouTube
136.Исповедь перед Причащением
Профанация Таинства
Forwarded from Азбука веры
6 МАЛОИЗВЕСТНЫХ ФАКТОВ ОБ АПОСТОЛЕ и ЕВАНГЕЛИСТЕ ИОАННЕ БОГОСЛОВЕ
1. Согласно сообщению блж. Иеронима, апостол Иоанн дожил в Эфесе до глубокой старости и мог ходить в церковь лишь с помощью учеников. Будучи уже не в состоянии внятно говорить, он повторял: «Деточки, любите друг друга».
2. Традиционным символом ап. Иоанна – автора четвертого Евангелия, стал орел. Однако некоторые древние авторы (например, сщмч. Ириней Лионский), считали символом Иоанна льва.
3. На некоторых западноевропейских картинах ап. Иоанн изображается с чашей, из которой поднимается змея. Это связано с легендой, согласно которой, святому Иоанну была вручена чаша с отравленным вином, из которой по его благословению поднялся яд в виде змеи.
4. В отличие от мощей других апостолов, мощи Иоанна Богослова неизвестны в христианском мире. Согласно апокрифическому сказанию («Деяния Иоанна», написаны вскоре после 150 г.), когда апостол преставился, на небо была взята не только его душа, но и тело.
5. Помимо канонического «Откровения Иоанна Богослова» существует и апокрифическое Откровение, приписываемое тому же автору. Впрочем, по содержанию между каноническим писанием и апокрифом очень мало общего. Этот апокриф появился на греческом языке в средневековой Византии и является попыткой неизвестного автора раскрыть некоторые подробности будущей мировой истории, о которых в Св. Писании сказано кратко.
6. Память ап. Иоанна, отмечаемая 8 (21) мая связана с исхождением от его гробницы в Эфесе некоего целебного праха, о котором упоминают византийские и латинские источники. По свидетельству Минология Василия II и Синаксаря Константинопольской церкви, жители Эфеса получали этот прах, называемый ими «манна», и использовали «во здравие душ и телес».
1. Согласно сообщению блж. Иеронима, апостол Иоанн дожил в Эфесе до глубокой старости и мог ходить в церковь лишь с помощью учеников. Будучи уже не в состоянии внятно говорить, он повторял: «Деточки, любите друг друга».
2. Традиционным символом ап. Иоанна – автора четвертого Евангелия, стал орел. Однако некоторые древние авторы (например, сщмч. Ириней Лионский), считали символом Иоанна льва.
3. На некоторых западноевропейских картинах ап. Иоанн изображается с чашей, из которой поднимается змея. Это связано с легендой, согласно которой, святому Иоанну была вручена чаша с отравленным вином, из которой по его благословению поднялся яд в виде змеи.
4. В отличие от мощей других апостолов, мощи Иоанна Богослова неизвестны в христианском мире. Согласно апокрифическому сказанию («Деяния Иоанна», написаны вскоре после 150 г.), когда апостол преставился, на небо была взята не только его душа, но и тело.
5. Помимо канонического «Откровения Иоанна Богослова» существует и апокрифическое Откровение, приписываемое тому же автору. Впрочем, по содержанию между каноническим писанием и апокрифом очень мало общего. Этот апокриф появился на греческом языке в средневековой Византии и является попыткой неизвестного автора раскрыть некоторые подробности будущей мировой истории, о которых в Св. Писании сказано кратко.
6. Память ап. Иоанна, отмечаемая 8 (21) мая связана с исхождением от его гробницы в Эфесе некоего целебного праха, о котором упоминают византийские и латинские источники. По свидетельству Минология Василия II и Синаксаря Константинопольской церкви, жители Эфеса получали этот прах, называемый ими «манна», и использовали «во здравие душ и телес».
Православный церковный календарь
Иоанн Богослов: житие, иконы, день памяти
Жизнь и труды апостолов – Святой апостол и евангелист Иоанн БогословКроссворд «Апостол и евангелист Иоанн Богослов»Кроссворд «Апостол и евангелист Иоанн Богослов» № 2Краткое житие апостола и евангелиста Иоа́нн Богослов
👍5❤3
🔎Является ли ненависть к врагам Отечества законной и правомерной для христианина?
Нет, любить надо всех. В Евангелии сказано: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя», что по объяснению блаженного Августина, «надо понимать так, что мы должны в каждом человеке видеть своего ближнего». Наша обязанность состоит в том, чтобы ненавидеть злые дела и вообще зло, которое совершает человек, но при этом любить самого человека, желать ему покаяния и спасения. Любви к врагу не противоречит применение к нему силы: ради защиты, пресечения зла или законного воздаяния, если это необходимо. Как отмечается в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, "даже защищаясь от нападения, можно одновременно творить всяческое зло и в силу этого по своему духовному и моральному состоянию оказаться не выше захватчика. Война должна вестись с гневом праведным, но не со злобою, алчностью, похотью (1Ин.2:16) и прочими порождениями ада. Наиболее правильную оценку войны как подвига или, напротив, разбоя можно сделать, лишь исходя из анализа нравственного состояния воюющих. «Не радуйся смерти человека, хотя бы он был самый враждебный тебе: помни, что все мы умрем», – говорит Священное Писание (Сир.8:8)".
#война #мораль #ответынавопросы
Нет, любить надо всех. В Евангелии сказано: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя», что по объяснению блаженного Августина, «надо понимать так, что мы должны в каждом человеке видеть своего ближнего». Наша обязанность состоит в том, чтобы ненавидеть злые дела и вообще зло, которое совершает человек, но при этом любить самого человека, желать ему покаяния и спасения. Любви к врагу не противоречит применение к нему силы: ради защиты, пресечения зла или законного воздаяния, если это необходимо. Как отмечается в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, "даже защищаясь от нападения, можно одновременно творить всяческое зло и в силу этого по своему духовному и моральному состоянию оказаться не выше захватчика. Война должна вестись с гневом праведным, но не со злобою, алчностью, похотью (1Ин.2:16) и прочими порождениями ада. Наиболее правильную оценку войны как подвига или, напротив, разбоя можно сделать, лишь исходя из анализа нравственного состояния воюющих. «Не радуйся смерти человека, хотя бы он был самый враждебный тебе: помни, что все мы умрем», – говорит Священное Писание (Сир.8:8)".
#война #мораль #ответынавопросы
👍11
«В случае крайней необходимости все вещи [можно считать] общей собственностью. Поэтому если находящийся в чрезвычайно большой нужде не может найти того, кто пожелал бы ему помочь, то он ради собственного спасения вправе воспользоваться чужими благами. По той же самой причине человек может удержать или – если иначе помочь нуждающемуся невозможно – даже отнять принадлежащее другому и подать это в качестве милостыни. Однако при наличии малейшей возможности он должен вначале заручиться согласием владельца и только потом помочь тому бедняку, который находится в крайней нужде» (Фома Аквинский. Сумма теологии. Т. 7).
#мораль
#мораль
👍7
ТРИ МИФА О ПРАЗДНИКЕ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
1. Событие праздника Покрова Богородицы связано со спасением Константинополя от нашествия захватчиков (сарацин или славян)
На самом деле - нет, исторические источники ничего об этом не говорят. Богослужебные тексты также не дают ни намека. Единственный источник, который рассказывает о празднуемом событии - житие блаженного Андрея Юродивого. Согласно житию, в ночь на субботу, во время праздничного богослужения во Влахернской церкви Константинополя, блаженный Андрей и его товарищ Епифаний увидели Пресвятую Богородицу в сопровождении святых, которая простирала свой омофор над молящимися. Эта история - одно из многих видений, описанных в житии.
2. События происходили в IX веке.
Это точно неизвестно и, скорее всего, это не так. Согласно житию, святой жил во времена «христолюбивого царя Льва Великого» и прп. Даниила Столпника († 493). Однако ряд анахронизмов в тексте и его сходство с житиями других юродивых, заставили первого его издателя болландиста К. Яннинга отнести время жизни св. Андрея к правлению императора Льва VI (886-912), а создание жития - к X веку. Однако высказывались версии о создании жития в VI, VII и X веках. Так что точно установить даже век, в котором произошло событие - затруднительно.
3. Греки не празднуют Покров Богородицы.
Да, этот праздник появился у греков поздно, но появился. В 1869 г. появилось богослужебное последование праздника. После второй мировой войны была написана новая служба, связанная с чудесными явлениями во время боевых действий. Праздник был назначен на 28 октября.
#мифы #подборки
1. Событие праздника Покрова Богородицы связано со спасением Константинополя от нашествия захватчиков (сарацин или славян)
На самом деле - нет, исторические источники ничего об этом не говорят. Богослужебные тексты также не дают ни намека. Единственный источник, который рассказывает о празднуемом событии - житие блаженного Андрея Юродивого. Согласно житию, в ночь на субботу, во время праздничного богослужения во Влахернской церкви Константинополя, блаженный Андрей и его товарищ Епифаний увидели Пресвятую Богородицу в сопровождении святых, которая простирала свой омофор над молящимися. Эта история - одно из многих видений, описанных в житии.
2. События происходили в IX веке.
Это точно неизвестно и, скорее всего, это не так. Согласно житию, святой жил во времена «христолюбивого царя Льва Великого» и прп. Даниила Столпника († 493). Однако ряд анахронизмов в тексте и его сходство с житиями других юродивых, заставили первого его издателя болландиста К. Яннинга отнести время жизни св. Андрея к правлению императора Льва VI (886-912), а создание жития - к X веку. Однако высказывались версии о создании жития в VI, VII и X веках. Так что точно установить даже век, в котором произошло событие - затруднительно.
3. Греки не празднуют Покров Богородицы.
Да, этот праздник появился у греков поздно, но появился. В 1869 г. появилось богослужебное последование праздника. После второй мировой войны была написана новая служба, связанная с чудесными явлениями во время боевых действий. Праздник был назначен на 28 октября.
#мифы #подборки
👍4
«Христианская теория справедливой войны, в отличие от милитаристских и радикально пацифистских взглядов, не говорит, что христианин обязан действовать строго в соответствии с одной «линией партии»: обязан воевать или обязан даже не прикасаться к оружию. Концепция справедливой войны говорит о том, что позволительно делать отдельному христианину или христианскому сообществу. В случае крайней необходимости и при наличии достаточной причины (угроза жизни, угроза существованию страны, где ты живёшь, угроза порядку и безопасности общества и пр.) можно браться за оружие, применять насилие и, если так случится, наносить травмы и убивать. Если к идеям II–XVI вв. добавить появившееся несколько позднее евангельское и баптистское убеждение в свободе совести, то получится законченная и совершенная адекватная мысль: христианин может участвовать в военных действиях, если ему это позволяет совесть, и может отказаться от подобного участия, если совесть говорит ему «нет». Идеи Августина, Франсиско де Витории и других допустимо трактовать в таком ключе» (Р. Ткаченко. Bellum justum или война ради мира: христианская теория справедливой войны от древности до современности). Полный текст статьи http://almanah.bogomysliye.com/article/view/261170/257631
См. также https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/12
#мораль #война
См. также https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/12
#мораль #война
👍4
Православная традиция или историческое наследие, будучи единым в базовых истинах, разнообразно в восприятии многих явлений нашей жизни. В силу этого, разные люди, оставаясь православными, могут выбрать для себя тот подход к жизни (назовем это так), который им ближе и понятнее, при условии, что он не расходится с основополагающими истинами веры и морали. Один православный выбирает себе в духовное руководство жесткого противника всего мирского (духовника, книги, ресурсы в интернете и т.п.), который будет говорить ему, что грешно смеяться, есть сладости, вступать в интимные отношения в законном браке ради удовольствия, смотреть кино и ходить в театр и т.д и т.п. Другой же выберет для себя иной подход к жизни, в котором все это будет умеренно присутствовать и он с благодарностью к Богу будет этим использоваться. И нельзя сказать, что один из них более православный, а другой менее. Просто каждый выбрал свой подход к жизни, оставаясь православным, со всеми плюсами и минусами этого подхода для души и тела. «Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает» (Рим.14:22). Ошибкой было бы навязать какой-либо из подходов в качестве единственно правильного, сослаться на какого-то святого отца и сказать, что если не будешь делать как говорит он, то пойдешь в муку вечную. Подчеркну, что я говорю о тех вопросах, которые не определены ясно в Св. Писании и Церковью на соборах.
Именно поэтому, Священный Синод нашей Церкви строго запретил всем священникам «вводить в духовническую практику какие-либо нравственные и иные требования, выходящие за рамки предписанного означенными [каноническими – С. Ф.] установлениями, и по слову Спасителя, «возлагать на людей бремена неудобоносимые» (Лк.11:46)» (определение от 28 декабря 1998 г.). Следовательно, вы должны понимать, что если отказываетесь от чего-либо, не запрещенного прямо Богом и Его Церковью (или исполняете что-то, не предписанное Богом и церковными канонами), то делаете это добровольно, а не потому что от Вас этого требует Бог или Церковь. Вы сами выбираете как прожить свою жизнь в рамках Православия. К сожалению, церковные люди, включая священнослужителей, нередко злоупотребляют, выдавая свое неприятие или симпатии к чему-то за волю Бога. Чтобы узнать для себя основополагающие истины, Вы можете прочитать Пространный христианский катихизис, официальные церковные документы, присоединиться к катехизическим курсам в храме вашего района. А вообще, в таких случаях, нужен адекватный духовник, который тактично подскажет и направит.
#мысли #мораль #дисциплина
Именно поэтому, Священный Синод нашей Церкви строго запретил всем священникам «вводить в духовническую практику какие-либо нравственные и иные требования, выходящие за рамки предписанного означенными [каноническими – С. Ф.] установлениями, и по слову Спасителя, «возлагать на людей бремена неудобоносимые» (Лк.11:46)» (определение от 28 декабря 1998 г.). Следовательно, вы должны понимать, что если отказываетесь от чего-либо, не запрещенного прямо Богом и Его Церковью (или исполняете что-то, не предписанное Богом и церковными канонами), то делаете это добровольно, а не потому что от Вас этого требует Бог или Церковь. Вы сами выбираете как прожить свою жизнь в рамках Православия. К сожалению, церковные люди, включая священнослужителей, нередко злоупотребляют, выдавая свое неприятие или симпатии к чему-то за волю Бога. Чтобы узнать для себя основополагающие истины, Вы можете прочитать Пространный христианский катихизис, официальные церковные документы, присоединиться к катехизическим курсам в храме вашего района. А вообще, в таких случаях, нужен адекватный духовник, который тактично подскажет и направит.
#мысли #мораль #дисциплина
👍5🔥2
Блж. Августин: Заповеди «не убивай» отнюдь не преступают те, которые ведут войны по велению Божию или, будучи в силу Его законов, т. е. в силу самого разумного и справедливого распоряжения, представителями общественной власти, наказывают злодеев смертью.. За исключением тех, кому повелевает убивать или правосудный закон, или непосредственно сам Бог, источник правосудия, всякий, кто убивает себя ли самого, или кого иного, становится повинным в человекоубийстве (О граде Божьем, кн. 1, гл. 21).
Важно отметить, что по мысли св. Августина, только отнятие жизни по правосудию не является беззаконным.
См. также https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/401
#война #мораль #августин
Важно отметить, что по мысли св. Августина, только отнятие жизни по правосудию не является беззаконным.
См. также https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/401
#война #мораль #августин
Telegram
чтец Сергий Федоров
Мнение блаженного Августина о моральной ответственности военнослужащего во время боевых действий (Contra Faustum manichaeum. XXII, 75):
«Итак, когда некий праведный муж несет воинскую службу под властью какого-то даже и нечестивого человека, он может по…
«Итак, когда некий праведный муж несет воинскую службу под властью какого-то даже и нечестивого человека, он может по…
👍3❤2
Сегодня задумался над тем, насколько справедливо относить фразу Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13), ко всем, кто умирает на фронте и при исполнении иных служебных обязанностей. В контексте главы, эту фразу Христос относит к Самому Себе, говоря о предстоящей крестной жертве. Однако и в приложении к другим людям, как подражателям Христа, эта фраза не должна применяться безоговорочно. Жертва Христа была добровольной, и данные слова также говорят о добровольном подвиге человека во имя любви к ближним, в ее высшем проявлении. Прилагать ее ко всем профессиональным военным, пожарным, полицейским, которые получают за свою службу жалованье и несут соответствующие обязательства, не всегда будет корректно.
#война #мораль #библия
#война #мораль #библия
👍4👎2
Forwarded from Священник Альвиан
[Не]ведомому Богу
Древние греки старались понаставить как можно больше святилищ разным языческим богам, чтобы добиться их благорасположения. Притом, не только греческим. В эллинистический мир стали проникать всевозможные восточные культы. И импортным богам тоже ставили святилища. Но в какой-то момент поняли, что богов слишком много. И тогда, чтобы никто не обижался, поставили жертвенник "неведомому богу". На всякий случай. Чтобы никому из богов не обидно было.
Святой Иероним Стридонский говорит, что это был жертвенник "богам Азии, Европы и Африки, богам неведомым и чужим".
Когда апостол Павел пришёл в Афины, в Ареопаге он произнёс:
"Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны.
Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам".
Надо отметить дипломатичность апостола, который о себе также говорил, что для эллинов он был эллином, для иудеев иудеем.
Также нужно отметить дипломатичность греков, которые его не просто послали; а сказали "Послушаем тебя. Но в другой раз".
Единственный, кто из Ареопага последовал за апостолом, это святой Дионисий Ареопагит. А значит, миссия и дипломатия были не напрасны. Сегодня день святого Дионисия Ареопагита.
Как аллюзия на речь ап. Павла в Ареопаге, у входа в Успенский Собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры написано "Ведомому Богу", т.к. в отличие от афинян, мы знаем, Кому молимся.
Древние греки старались понаставить как можно больше святилищ разным языческим богам, чтобы добиться их благорасположения. Притом, не только греческим. В эллинистический мир стали проникать всевозможные восточные культы. И импортным богам тоже ставили святилища. Но в какой-то момент поняли, что богов слишком много. И тогда, чтобы никто не обижался, поставили жертвенник "неведомому богу". На всякий случай. Чтобы никому из богов не обидно было.
Святой Иероним Стридонский говорит, что это был жертвенник "богам Азии, Европы и Африки, богам неведомым и чужим".
Когда апостол Павел пришёл в Афины, в Ареопаге он произнёс:
"Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны.
Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам".
Надо отметить дипломатичность апостола, который о себе также говорил, что для эллинов он был эллином, для иудеев иудеем.
Также нужно отметить дипломатичность греков, которые его не просто послали; а сказали "Послушаем тебя. Но в другой раз".
Единственный, кто из Ареопага последовал за апостолом, это святой Дионисий Ареопагит. А значит, миссия и дипломатия были не напрасны. Сегодня день святого Дионисия Ареопагита.
Как аллюзия на речь ап. Павла в Ареопаге, у входа в Успенский Собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры написано "Ведомому Богу", т.к. в отличие от афинян, мы знаем, Кому молимся.
❤7👍1