ТРИ МИФА О ПРАЗДНИКЕ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
1. Событие праздника Покрова Богородицы связано со спасением Константинополя от нашествия захватчиков (сарацин или славян)
На самом деле - нет, исторические источники ничего об этом не говорят. Богослужебные тексты также не дают ни намека. Единственный источник, который рассказывает о празднуемом событии - житие блаженного Андрея Юродивого. Согласно житию, в ночь на субботу, во время праздничного богослужения во Влахернской церкви Константинополя, блаженный Андрей и его товарищ Епифаний увидели Пресвятую Богородицу в сопровождении святых, которая простирала свой омофор над молящимися. Эта история - одно из многих видений, описанных в житии.
2. События происходили в IX веке.
Это точно неизвестно и, скорее всего, это не так. Согласно житию, святой жил во времена «христолюбивого царя Льва Великого» и прп. Даниила Столпника († 493). Однако ряд анахронизмов в тексте и его сходство с житиями других юродивых, заставили первого его издателя болландиста К. Яннинга отнести время жизни св. Андрея к правлению императора Льва VI (886-912), а создание жития - к X веку. Однако высказывались версии о создании жития в VI, VII и X веках. Так что точно установить даже век, в котором произошло событие - затруднительно.
3. Греки не празднуют Покров Богородицы.
Да, этот праздник появился у греков поздно, но появился. В 1869 г. появилось богослужебное последование праздника. После второй мировой войны была написана новая служба, связанная с чудесными явлениями во время боевых действий. Праздник был назначен на 28 октября.
#мифы #подборки
1. Событие праздника Покрова Богородицы связано со спасением Константинополя от нашествия захватчиков (сарацин или славян)
На самом деле - нет, исторические источники ничего об этом не говорят. Богослужебные тексты также не дают ни намека. Единственный источник, который рассказывает о празднуемом событии - житие блаженного Андрея Юродивого. Согласно житию, в ночь на субботу, во время праздничного богослужения во Влахернской церкви Константинополя, блаженный Андрей и его товарищ Епифаний увидели Пресвятую Богородицу в сопровождении святых, которая простирала свой омофор над молящимися. Эта история - одно из многих видений, описанных в житии.
2. События происходили в IX веке.
Это точно неизвестно и, скорее всего, это не так. Согласно житию, святой жил во времена «христолюбивого царя Льва Великого» и прп. Даниила Столпника († 493). Однако ряд анахронизмов в тексте и его сходство с житиями других юродивых, заставили первого его издателя болландиста К. Яннинга отнести время жизни св. Андрея к правлению императора Льва VI (886-912), а создание жития - к X веку. Однако высказывались версии о создании жития в VI, VII и X веках. Так что точно установить даже век, в котором произошло событие - затруднительно.
3. Греки не празднуют Покров Богородицы.
Да, этот праздник появился у греков поздно, но появился. В 1869 г. появилось богослужебное последование праздника. После второй мировой войны была написана новая служба, связанная с чудесными явлениями во время боевых действий. Праздник был назначен на 28 октября.
#мифы #подборки
👍4
«Христианская теория справедливой войны, в отличие от милитаристских и радикально пацифистских взглядов, не говорит, что христианин обязан действовать строго в соответствии с одной «линией партии»: обязан воевать или обязан даже не прикасаться к оружию. Концепция справедливой войны говорит о том, что позволительно делать отдельному христианину или христианскому сообществу. В случае крайней необходимости и при наличии достаточной причины (угроза жизни, угроза существованию страны, где ты живёшь, угроза порядку и безопасности общества и пр.) можно браться за оружие, применять насилие и, если так случится, наносить травмы и убивать. Если к идеям II–XVI вв. добавить появившееся несколько позднее евангельское и баптистское убеждение в свободе совести, то получится законченная и совершенная адекватная мысль: христианин может участвовать в военных действиях, если ему это позволяет совесть, и может отказаться от подобного участия, если совесть говорит ему «нет». Идеи Августина, Франсиско де Витории и других допустимо трактовать в таком ключе» (Р. Ткаченко. Bellum justum или война ради мира: христианская теория справедливой войны от древности до современности). Полный текст статьи http://almanah.bogomysliye.com/article/view/261170/257631
См. также https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/12
#мораль #война
См. также https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/12
#мораль #война
👍4
Православная традиция или историческое наследие, будучи единым в базовых истинах, разнообразно в восприятии многих явлений нашей жизни. В силу этого, разные люди, оставаясь православными, могут выбрать для себя тот подход к жизни (назовем это так), который им ближе и понятнее, при условии, что он не расходится с основополагающими истинами веры и морали. Один православный выбирает себе в духовное руководство жесткого противника всего мирского (духовника, книги, ресурсы в интернете и т.п.), который будет говорить ему, что грешно смеяться, есть сладости, вступать в интимные отношения в законном браке ради удовольствия, смотреть кино и ходить в театр и т.д и т.п. Другой же выберет для себя иной подход к жизни, в котором все это будет умеренно присутствовать и он с благодарностью к Богу будет этим использоваться. И нельзя сказать, что один из них более православный, а другой менее. Просто каждый выбрал свой подход к жизни, оставаясь православным, со всеми плюсами и минусами этого подхода для души и тела. «Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает» (Рим.14:22). Ошибкой было бы навязать какой-либо из подходов в качестве единственно правильного, сослаться на какого-то святого отца и сказать, что если не будешь делать как говорит он, то пойдешь в муку вечную. Подчеркну, что я говорю о тех вопросах, которые не определены ясно в Св. Писании и Церковью на соборах.
Именно поэтому, Священный Синод нашей Церкви строго запретил всем священникам «вводить в духовническую практику какие-либо нравственные и иные требования, выходящие за рамки предписанного означенными [каноническими – С. Ф.] установлениями, и по слову Спасителя, «возлагать на людей бремена неудобоносимые» (Лк.11:46)» (определение от 28 декабря 1998 г.). Следовательно, вы должны понимать, что если отказываетесь от чего-либо, не запрещенного прямо Богом и Его Церковью (или исполняете что-то, не предписанное Богом и церковными канонами), то делаете это добровольно, а не потому что от Вас этого требует Бог или Церковь. Вы сами выбираете как прожить свою жизнь в рамках Православия. К сожалению, церковные люди, включая священнослужителей, нередко злоупотребляют, выдавая свое неприятие или симпатии к чему-то за волю Бога. Чтобы узнать для себя основополагающие истины, Вы можете прочитать Пространный христианский катихизис, официальные церковные документы, присоединиться к катехизическим курсам в храме вашего района. А вообще, в таких случаях, нужен адекватный духовник, который тактично подскажет и направит.
#мысли #мораль #дисциплина
Именно поэтому, Священный Синод нашей Церкви строго запретил всем священникам «вводить в духовническую практику какие-либо нравственные и иные требования, выходящие за рамки предписанного означенными [каноническими – С. Ф.] установлениями, и по слову Спасителя, «возлагать на людей бремена неудобоносимые» (Лк.11:46)» (определение от 28 декабря 1998 г.). Следовательно, вы должны понимать, что если отказываетесь от чего-либо, не запрещенного прямо Богом и Его Церковью (или исполняете что-то, не предписанное Богом и церковными канонами), то делаете это добровольно, а не потому что от Вас этого требует Бог или Церковь. Вы сами выбираете как прожить свою жизнь в рамках Православия. К сожалению, церковные люди, включая священнослужителей, нередко злоупотребляют, выдавая свое неприятие или симпатии к чему-то за волю Бога. Чтобы узнать для себя основополагающие истины, Вы можете прочитать Пространный христианский катихизис, официальные церковные документы, присоединиться к катехизическим курсам в храме вашего района. А вообще, в таких случаях, нужен адекватный духовник, который тактично подскажет и направит.
#мысли #мораль #дисциплина
👍5🔥2
Блж. Августин: Заповеди «не убивай» отнюдь не преступают те, которые ведут войны по велению Божию или, будучи в силу Его законов, т. е. в силу самого разумного и справедливого распоряжения, представителями общественной власти, наказывают злодеев смертью.. За исключением тех, кому повелевает убивать или правосудный закон, или непосредственно сам Бог, источник правосудия, всякий, кто убивает себя ли самого, или кого иного, становится повинным в человекоубийстве (О граде Божьем, кн. 1, гл. 21).
Важно отметить, что по мысли св. Августина, только отнятие жизни по правосудию не является беззаконным.
См. также https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/401
#война #мораль #августин
Важно отметить, что по мысли св. Августина, только отнятие жизни по правосудию не является беззаконным.
См. также https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/401
#война #мораль #августин
Telegram
чтец Сергий Федоров
Мнение блаженного Августина о моральной ответственности военнослужащего во время боевых действий (Contra Faustum manichaeum. XXII, 75):
«Итак, когда некий праведный муж несет воинскую службу под властью какого-то даже и нечестивого человека, он может по…
«Итак, когда некий праведный муж несет воинскую службу под властью какого-то даже и нечестивого человека, он может по…
👍3❤2
Сегодня задумался над тем, насколько справедливо относить фразу Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13), ко всем, кто умирает на фронте и при исполнении иных служебных обязанностей. В контексте главы, эту фразу Христос относит к Самому Себе, говоря о предстоящей крестной жертве. Однако и в приложении к другим людям, как подражателям Христа, эта фраза не должна применяться безоговорочно. Жертва Христа была добровольной, и данные слова также говорят о добровольном подвиге человека во имя любви к ближним, в ее высшем проявлении. Прилагать ее ко всем профессиональным военным, пожарным, полицейским, которые получают за свою службу жалованье и несут соответствующие обязательства, не всегда будет корректно.
#война #мораль #библия
#война #мораль #библия
👍4👎2
Forwarded from Священник Альвиан
[Не]ведомому Богу
Древние греки старались понаставить как можно больше святилищ разным языческим богам, чтобы добиться их благорасположения. Притом, не только греческим. В эллинистический мир стали проникать всевозможные восточные культы. И импортным богам тоже ставили святилища. Но в какой-то момент поняли, что богов слишком много. И тогда, чтобы никто не обижался, поставили жертвенник "неведомому богу". На всякий случай. Чтобы никому из богов не обидно было.
Святой Иероним Стридонский говорит, что это был жертвенник "богам Азии, Европы и Африки, богам неведомым и чужим".
Когда апостол Павел пришёл в Афины, в Ареопаге он произнёс:
"Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны.
Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам".
Надо отметить дипломатичность апостола, который о себе также говорил, что для эллинов он был эллином, для иудеев иудеем.
Также нужно отметить дипломатичность греков, которые его не просто послали; а сказали "Послушаем тебя. Но в другой раз".
Единственный, кто из Ареопага последовал за апостолом, это святой Дионисий Ареопагит. А значит, миссия и дипломатия были не напрасны. Сегодня день святого Дионисия Ареопагита.
Как аллюзия на речь ап. Павла в Ареопаге, у входа в Успенский Собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры написано "Ведомому Богу", т.к. в отличие от афинян, мы знаем, Кому молимся.
Древние греки старались понаставить как можно больше святилищ разным языческим богам, чтобы добиться их благорасположения. Притом, не только греческим. В эллинистический мир стали проникать всевозможные восточные культы. И импортным богам тоже ставили святилища. Но в какой-то момент поняли, что богов слишком много. И тогда, чтобы никто не обижался, поставили жертвенник "неведомому богу". На всякий случай. Чтобы никому из богов не обидно было.
Святой Иероним Стридонский говорит, что это был жертвенник "богам Азии, Европы и Африки, богам неведомым и чужим".
Когда апостол Павел пришёл в Афины, в Ареопаге он произнёс:
"Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны.
Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам".
Надо отметить дипломатичность апостола, который о себе также говорил, что для эллинов он был эллином, для иудеев иудеем.
Также нужно отметить дипломатичность греков, которые его не просто послали; а сказали "Послушаем тебя. Но в другой раз".
Единственный, кто из Ареопага последовал за апостолом, это святой Дионисий Ареопагит. А значит, миссия и дипломатия были не напрасны. Сегодня день святого Дионисия Ареопагита.
Как аллюзия на речь ап. Павла в Ареопаге, у входа в Успенский Собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры написано "Ведомому Богу", т.к. в отличие от афинян, мы знаем, Кому молимся.
❤7👍1
Поговорим о христианской справедливости. Принцип христианской справедливости состоит в том, чтобы воздавать каждому то, что следует (Рим. 13:7-8). Напротив, всякая несправедливость, даже незначительная, является грехом перед Богом. Если мы совершили некую несправедливость или присвоили себе то, что принадлежит другим, мы обязаны, насколько возможно, исправить последствия несправедливости и возместить сполна нанесенный ущерб. Надо понимать, что без возмещения, такой грех не будет прощен. Как говорит св. Августин, «если чужая вещь, которая может быть возвращена, не возвращается, то покаяние недействительно».
Надо хорошо понять для себя и усвоить, что, присваивая себе каким-то образом чужое, мы не получаем реальной выгоды от этого, а приносим проклятье в свой дом. Свт. Тихон Задонский предупреждает: «Похищенное чужое добро, как огонь, внесенный в дом, все прочее имение уничтожает, ибо где неправда, там и клятва Божия; где же клятва Божия, там никакого добра не будет, но всякое злополучие последует.. Похищай и хватай, человек, похищай, как хочешь и что хочешь, однако же, знай, что все из рук твоих вытечет и твое собственное неправда как огонь потребит». Всякая нечестность и несправедливость, от неоплаченного билета в транспорте и подворовывания на работе до грабежа на государственном уровне и приобретения крупного имущества нечестным путем, вернется к человеку и будет уже совсем невесело.
Поэтому любую несправедливость нужно исправить и возместить, таков духовный закон. Даже если человек наворовал миллионы и ему придется возмещать их всю оставшуюся жизнь. Потому что, если не возместит, долг перейдет к его наследникам и потомкам, придется выплачивать им. Порядок возмещения такой: прежде всего, возмещать ущерб пострадавшим, либо их представителям/наследникам; если нет никакой возможности возместить им, то помогать иным нуждающимся людям.
Что касается действий духовника на исповеди, то архиепископ Платон (Фивейский) в своем пособии для пастырей поясняет: «Если сам кающийся, прежде нежели приступил к Таинству Покаяния, исполнил обязанность вознаграждения, или, если он не знал этой обязанности, но после вразумления от духовника, решился охотно исполнить оную, в таком случае духовник должен разрешить его. Разрешение того, который имел возможность сделать вознаграждение и не сделал под разными предлогами, должно отложить до тех пор, когда он сделает вознаграждение. Тот же, который упорно отказывается сделать вознаграждение, или даже продолжает по прежнему нарушать права ближнего, и не хочет примириться с ним, недостоин разрешения».
#мораль #мысли
Надо хорошо понять для себя и усвоить, что, присваивая себе каким-то образом чужое, мы не получаем реальной выгоды от этого, а приносим проклятье в свой дом. Свт. Тихон Задонский предупреждает: «Похищенное чужое добро, как огонь, внесенный в дом, все прочее имение уничтожает, ибо где неправда, там и клятва Божия; где же клятва Божия, там никакого добра не будет, но всякое злополучие последует.. Похищай и хватай, человек, похищай, как хочешь и что хочешь, однако же, знай, что все из рук твоих вытечет и твое собственное неправда как огонь потребит». Всякая нечестность и несправедливость, от неоплаченного билета в транспорте и подворовывания на работе до грабежа на государственном уровне и приобретения крупного имущества нечестным путем, вернется к человеку и будет уже совсем невесело.
Поэтому любую несправедливость нужно исправить и возместить, таков духовный закон. Даже если человек наворовал миллионы и ему придется возмещать их всю оставшуюся жизнь. Потому что, если не возместит, долг перейдет к его наследникам и потомкам, придется выплачивать им. Порядок возмещения такой: прежде всего, возмещать ущерб пострадавшим, либо их представителям/наследникам; если нет никакой возможности возместить им, то помогать иным нуждающимся людям.
Что касается действий духовника на исповеди, то архиепископ Платон (Фивейский) в своем пособии для пастырей поясняет: «Если сам кающийся, прежде нежели приступил к Таинству Покаяния, исполнил обязанность вознаграждения, или, если он не знал этой обязанности, но после вразумления от духовника, решился охотно исполнить оную, в таком случае духовник должен разрешить его. Разрешение того, который имел возможность сделать вознаграждение и не сделал под разными предлогами, должно отложить до тех пор, когда он сделает вознаграждение. Тот же, который упорно отказывается сделать вознаграждение, или даже продолжает по прежнему нарушать права ближнего, и не хочет примириться с ним, недостоин разрешения».
#мораль #мысли
👍7
«Помышление о себе как о просто лучшем, чем предстоятель, свидетельствовало бы о самонадеянности гордыни. Однако в том, чтобы думать о себе как о лучшем в некотором отношении, нет никакого превозношения, поскольку в нынешней жизни никто не без греха» (Фома Аквинский. Сумма теологии. Т. 7).
#мораль #духовнаяжизнь
#мораль #духовнаяжизнь
Мысли свт. Феофана Затворника на сегодняшнее евангельское чтение:
«Не суди, отпускай, давай. . По-видимому, все трата одна, а прибыли никакой. А между тем вот что обещается: не будешь осуждать, и тебя не осудят; будешь отпускать, и тебе отпустят; будешь давать, и тебе дано будет. Теперь эта прибыль не видна; но она прибудет несомненно тому, кто от сердца сделает указанные затраты, - прибудет именно в ту пору, когда больше всего будет чувствоваться нужда в неосуждении и прощении. Как обрадуется тот, кто вдруг сподобится получить такие блага, как будто ни за что! И наоборот, как будет скорбеть и горевать тот, кто в свое время не умел прибыльно распорядиться своим достоянием! Все бы отпустил и все бы роздал, да поздно: всему время. Не все гоняться за такою прибылью, которая прямо идет в руки, почти вслед за тратою. Брось, по русскому присловью, хлеб-соль назади, - он очутится впереди. Образ действий в показанных случаях действительно похож на бросание; но только тут бросается не на попрание, а в руки Божии. В этих руках и хранение верно, и получение из них несомненно. Приложи только веру и упование».
#мораль #духовнаяжизнь
«Не суди, отпускай, давай. . По-видимому, все трата одна, а прибыли никакой. А между тем вот что обещается: не будешь осуждать, и тебя не осудят; будешь отпускать, и тебе отпустят; будешь давать, и тебе дано будет. Теперь эта прибыль не видна; но она прибудет несомненно тому, кто от сердца сделает указанные затраты, - прибудет именно в ту пору, когда больше всего будет чувствоваться нужда в неосуждении и прощении. Как обрадуется тот, кто вдруг сподобится получить такие блага, как будто ни за что! И наоборот, как будет скорбеть и горевать тот, кто в свое время не умел прибыльно распорядиться своим достоянием! Все бы отпустил и все бы роздал, да поздно: всему время. Не все гоняться за такою прибылью, которая прямо идет в руки, почти вслед за тратою. Брось, по русскому присловью, хлеб-соль назади, - он очутится впереди. Образ действий в показанных случаях действительно похож на бросание; но только тут бросается не на попрание, а в руки Божии. В этих руках и хранение верно, и получение из них несомненно. Приложи только веру и упование».
#мораль #духовнаяжизнь
👍6
Свт. Иоанн Златоуст обличает ложную кротость:
«Кроток тот, кто может переносить нанесенные ему самому оскорбления, но защищает несправедливо обижаемых и сильно восстает против обижающих; напротив, кто не таков, тот беспечен, сонлив, нисколько не лучше мертвого, а не кроток, не скромен. Не обращать внимания на обижаемых, не соболезновать несправедливо страждущим, не гневаться на обижающих — это не добродетель, а порок, не кротость, а беспечность» (Беседа на 131 псалом).
#мораль #иоаннзлатоуст
«Кроток тот, кто может переносить нанесенные ему самому оскорбления, но защищает несправедливо обижаемых и сильно восстает против обижающих; напротив, кто не таков, тот беспечен, сонлив, нисколько не лучше мертвого, а не кроток, не скромен. Не обращать внимания на обижаемых, не соболезновать несправедливо страждущим, не гневаться на обижающих — это не добродетель, а порок, не кротость, а беспечность» (Беседа на 131 псалом).
#мораль #иоаннзлатоуст
👍11
🔎Можно ли считать, что человек, который совершил греховное деяние по незнанию его преступности, свободен от ответственности за него?
«Если неведенье таково, что извиняет грех в целом, например, неведенье безумца или слабоумного, то тот, кто предается блуду в состоянии такого неведенья, не совершает никакого греха, ни смертного, ни простительного. Но если неведенье не является непреодолимым, то уже само такое неведенье – грех, который свидетельствует о недостаточности любви к Богу постольку, поскольку человек пренебрегает изучением тех вещей, посредством которых он может сохранить себя в любви к Богу» (Фома Аквинский. Сумма теологии. Т. 5).
Это к разговору о том, зачем изучать Библию и катихизис.
#мораль #духовнаяжизнь #ответынавопросы
«Если неведенье таково, что извиняет грех в целом, например, неведенье безумца или слабоумного, то тот, кто предается блуду в состоянии такого неведенья, не совершает никакого греха, ни смертного, ни простительного. Но если неведенье не является непреодолимым, то уже само такое неведенье – грех, который свидетельствует о недостаточности любви к Богу постольку, поскольку человек пренебрегает изучением тех вещей, посредством которых он может сохранить себя в любви к Богу» (Фома Аквинский. Сумма теологии. Т. 5).
Это к разговору о том, зачем изучать Библию и катихизис.
#мораль #духовнаяжизнь #ответынавопросы
👍10
Совершая тяжкие грехи, человек даёт диаволу права над собой, делает самого себя серьезно уязвимым, вплоть до возможности стать одержимым. Таковы законы духовного мира: человек свободно выбирает сторону Бога или сатаны, так что при выборе зла, даже всемогущий Господь не может вытащить человека без его желания. Это очень серьезные вещи, которые немногие воспринимают всерьез, пренебрегая соблюдением евангельских заповедей. Не стоит затем удивляться, откуда у человека и членов его семьи возникают рационально необъяснимые беды, болезни и страхования. Чтобы лишить дьявола права над собой, необходимо деятельное покаяние, серьезный пересмотр жизни и возвращение под Божью защиту через участие в Таинствах Церкви.
Прп. Паисий Святогорец говорил об этом: «Диавол не обладает никакой силой и властью над человеком верующим, ходящим в церковь, исповедующимся, причащающимся. Диавол только погавкивает на такого человека, все равно что беззубая собака. Однако он обладает большой властью над человеком неверующим, давшим ему права над собой. Такого человека диавол может и загрызть — в этом случае у него есть зубы и он терзает ими несчастного. Диавол обладает над душой властью в соответствии с тем, какие права она ему дает».
#мораль #духовнаяжизнь
Прп. Паисий Святогорец говорил об этом: «Диавол не обладает никакой силой и властью над человеком верующим, ходящим в церковь, исповедующимся, причащающимся. Диавол только погавкивает на такого человека, все равно что беззубая собака. Однако он обладает большой властью над человеком неверующим, давшим ему права над собой. Такого человека диавол может и загрызть — в этом случае у него есть зубы и он терзает ими несчастного. Диавол обладает над душой властью в соответствии с тем, какие права она ему дает».
#мораль #духовнаяжизнь
❤11👍6
🎃ПОЧЕМУ ХРИСТИАНИНУ НЕ СЛЕДУЕТ УЧАСТВОВАТЬ В ПРАЗДНОВАНИИ ХЭЛЛОУИНА (слабые и существенные доводы)
Начнем со слабых доводов.
🇺🇸1. Праздник чужой, не из нашей культуры.
Во-первых, это довод нерелигиозный. Во-вторых, в наш век глобализации неплохо заимствовать что-то (хорошее) из другой культуры. Празднование Нового года, напомню, тоже заимствовано у европейцев.
👺2. Праздник имеет языческое происхождение.
Это неправда, исторический Хэллоуин имеет христианское происхождение и не имеет никакого отношения к кельтскому Самайну (о праздновании которого мы на самом деле мало что знаем). Подробнее читайте в статье.
Теперь перейдем к доводам по существу.
💀3. Празднование Хэллоуина это не просто милая вечеринка, а поддержка большой культуры смерти, страха и зла (фильмы, музыка, картинки и т. д.). А христианину нельзя участвовать в бесплодных делах тьмы (Еф.5:11).
👹4. Христианин, который признает существование нечистой силы, не может примерять на себе ее образы, сохраняя внутренний или внешний нейтралитет. Почему демонстрация на себе фашистской атрибутики, даже для стеба - это преступление, а переодевание в бесовщину - безобидное веселье? По отношению к врагу рода человеческого и всего, что с ним связано, у христианина может быть только отвращение, верующий плюет на сатану перед Таинством Крещения, объявляя ему войну.
😬5. Христос призывает своих последователей: «Не бойтесь» (Мф.14:27), «приходите, Я успокою вас» (Мф. 11:28). Он пришел избавить нас от страхов. Возникает вопрос: на чьей стороне те, кто заведомо искусственно провоцируют людей бояться и трепетать?
👯♂️6. У свт. Луки Крымского есть фраза: «Дух творит себе формы». Каждая книга, картина, скульптура, фильм, музыка, выступление, любое сказанное или написанное слово - все несет отпечаток внутреннего мира своего творца и носителя, отпечаток его духа. «От избытка сердца говорят уста» (Мф. 12:34). Согласно православному учению, «Церковь благословляет творчество, открывающее новые горизонты для духовного возрастания человека и для познания сотворенного мира» (Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека. IV.5). Вопрос: что в творчестве, связанном с Хэллоуином, служит духовному развитию или познанию Божиего мира?
🚣7. В Библии сказано: «Все делайте во славу Божию» (1Кор.10:31). Отдыхать христианин тоже призван во славу Господа, для восстановления сил, чтобы продолжить служение Ему. Все, что не может быть совершено с такой мотивацией, не должно в принципе реализовываться христианином на деле.
☝️На мой взгляд, этих доводов достаточно, чтобы отказаться от какого-либо участия в праздновании и считать таковое греховным.
#мысли #мораль
Начнем со слабых доводов.
🇺🇸1. Праздник чужой, не из нашей культуры.
Во-первых, это довод нерелигиозный. Во-вторых, в наш век глобализации неплохо заимствовать что-то (хорошее) из другой культуры. Празднование Нового года, напомню, тоже заимствовано у европейцев.
👺2. Праздник имеет языческое происхождение.
Это неправда, исторический Хэллоуин имеет христианское происхождение и не имеет никакого отношения к кельтскому Самайну (о праздновании которого мы на самом деле мало что знаем). Подробнее читайте в статье.
Теперь перейдем к доводам по существу.
💀3. Празднование Хэллоуина это не просто милая вечеринка, а поддержка большой культуры смерти, страха и зла (фильмы, музыка, картинки и т. д.). А христианину нельзя участвовать в бесплодных делах тьмы (Еф.5:11).
👹4. Христианин, который признает существование нечистой силы, не может примерять на себе ее образы, сохраняя внутренний или внешний нейтралитет. Почему демонстрация на себе фашистской атрибутики, даже для стеба - это преступление, а переодевание в бесовщину - безобидное веселье? По отношению к врагу рода человеческого и всего, что с ним связано, у христианина может быть только отвращение, верующий плюет на сатану перед Таинством Крещения, объявляя ему войну.
😬5. Христос призывает своих последователей: «Не бойтесь» (Мф.14:27), «приходите, Я успокою вас» (Мф. 11:28). Он пришел избавить нас от страхов. Возникает вопрос: на чьей стороне те, кто заведомо искусственно провоцируют людей бояться и трепетать?
👯♂️6. У свт. Луки Крымского есть фраза: «Дух творит себе формы». Каждая книга, картина, скульптура, фильм, музыка, выступление, любое сказанное или написанное слово - все несет отпечаток внутреннего мира своего творца и носителя, отпечаток его духа. «От избытка сердца говорят уста» (Мф. 12:34). Согласно православному учению, «Церковь благословляет творчество, открывающее новые горизонты для духовного возрастания человека и для познания сотворенного мира» (Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека. IV.5). Вопрос: что в творчестве, связанном с Хэллоуином, служит духовному развитию или познанию Божиего мира?
🚣7. В Библии сказано: «Все делайте во славу Божию» (1Кор.10:31). Отдыхать христианин тоже призван во славу Господа, для восстановления сил, чтобы продолжить служение Ему. Все, что не может быть совершено с такой мотивацией, не должно в принципе реализовываться христианином на деле.
☝️На мой взгляд, этих доводов достаточно, чтобы отказаться от какого-либо участия в праздновании и считать таковое греховным.
#мысли #мораль
Суевериям.нет
Хэллоуин - Суевериям.нет
В последнее время празднование Хэллоуина в ночь с 31 октября на 1 ноября всё основательнее закрепляется в списке ежегодных развлечений молодёжи на постсоветском пространстве.
👍52🔥5
🎃11 фактов о Хэллоуине, о которых вы не знали
1. Наиболее распространенная версия происхождения Хэллоуина усматривает его истоки в кельтском празднике Самайн, проводившемся 6 дней в году: три дня до ночи с 31 октября на 1 ноября и три дня после неё. В настоящее время учеными предлагается столь большое количество разных интерпретаций того, какое значение и смысл имел праздник Самайн для кельтов, что представляются несостоятельными любые отсылки на него в общественном дискурсе, безапелляционно придерживающиеся какой-то одной версии.
2. Кельты не верили, что души предков или демоны жили в каком-то паралелльном мире, из которого они могли бы войти через портал в наш мир в какую-то ночь в году. По их представлениям духи и демоны находились на дальних островах, до которых, тем не менее, мог добраться на лодке живой человек. Духов предков не только не боялись, но ждали в домах и накрывали для них стол с угощениями. Наконец слово «самайн» не являлось чьим-то именем и не имело отношения к загробным божествам.
3. В 610 году в западной Церкви появляется праздник под названием «День всех святых» (англ. All Hallows’Eve, позже трансформировалось в Halloween), установленный для поминовения всех святых, прославивших Бога. Изначально День всех святых был закреплен за 13 мая – днем освящения папой Бонифацием IV римского Пантеона в честь Богородицы и всех мучеников. В 837 г. папа римский Григорий IV переносит День всех святых с 13 мая на 1 ноября. Этот праздник до сих пор отмечается римо-католиками и православными на Западе.
4. Мнение некоторых исследователей о том, что это была попытка Церкви заместить языческий праздник Самайн является далеко не единственной версией такого переноса. Вполне возможно, что поводом для переноса стали как вполне прагматические причины (летний наплыв паломников или профилактика эпидемий), так и стремление нанести очередной удар по язычеству.
5. О возможной причастности Дня всех святых к Самайну никто не вспоминал на протяжении длительного периода времени. В литературных произведениях Великобритании XVIII века Хэллоуин представляется в качестве старого доброго праздника, традиционно отмечаемого христианами страны.
6. Возвращение к интерпретациям происхождения и природы Хэллоуина как языческого праздника, в том числе его связи с Самайном, происходит благодаря активному увлечению широких слов английского общества изучением культуры религии кельтов. «Археологические раскопки» фольклористов XIX века приводят к появлению нового витка версий о возможной взаимосвязи Самайна с Хэллоуином. Эти версии не имели сколько-нибудь серьезного фундамента и порождались в границах культовой среды общества. Они с радостью подхватывались населением и обрастали в общественном дискурсе множеством новых мифов и легенд о религиозно-мистическом значении Хэллоуина в связи с Самайном.
7. Основные элементы современного Хэллоуина формируются в ХХ веке. К их числу относится светильник Джека, традиция «сладость или гадость», костюмы.
8. «Сладость или гадость» или «Кошелёк или жизнь» (англ. trick-or-treat) традиция хождения по домам и выспрашивания сладостей зарождается только в 1920-х годах. Она была придумана и популяризирована, как противодействие молодежному пранкингу, который достиг разрушительных масштабов в 30-ые годы XX века. Постепенно пранкинг под контролем общественности трансформируется в традицию хождения от дома к дому и выспрашивания угощений. Повсеместно это обычай распространяется только к 1950‑м годам.
9. Традиция готовить костюмы на Хэллоуин появляется, по всей видимости, к началу XX века. Причем изначально костюмы не были демоническими, дети просто наряжались в различных популярных персонажей. Основная тема современных костюмов на Хэллоуин — это разная нечисть или сверхъестественные персонажи, однако популярны и костюмы на совершенно произвольную тематику, например, персонажей киноиндустрии.
Продолжение в следующем сообщении.
#религиоведение
1. Наиболее распространенная версия происхождения Хэллоуина усматривает его истоки в кельтском празднике Самайн, проводившемся 6 дней в году: три дня до ночи с 31 октября на 1 ноября и три дня после неё. В настоящее время учеными предлагается столь большое количество разных интерпретаций того, какое значение и смысл имел праздник Самайн для кельтов, что представляются несостоятельными любые отсылки на него в общественном дискурсе, безапелляционно придерживающиеся какой-то одной версии.
2. Кельты не верили, что души предков или демоны жили в каком-то паралелльном мире, из которого они могли бы войти через портал в наш мир в какую-то ночь в году. По их представлениям духи и демоны находились на дальних островах, до которых, тем не менее, мог добраться на лодке живой человек. Духов предков не только не боялись, но ждали в домах и накрывали для них стол с угощениями. Наконец слово «самайн» не являлось чьим-то именем и не имело отношения к загробным божествам.
3. В 610 году в западной Церкви появляется праздник под названием «День всех святых» (англ. All Hallows’Eve, позже трансформировалось в Halloween), установленный для поминовения всех святых, прославивших Бога. Изначально День всех святых был закреплен за 13 мая – днем освящения папой Бонифацием IV римского Пантеона в честь Богородицы и всех мучеников. В 837 г. папа римский Григорий IV переносит День всех святых с 13 мая на 1 ноября. Этот праздник до сих пор отмечается римо-католиками и православными на Западе.
4. Мнение некоторых исследователей о том, что это была попытка Церкви заместить языческий праздник Самайн является далеко не единственной версией такого переноса. Вполне возможно, что поводом для переноса стали как вполне прагматические причины (летний наплыв паломников или профилактика эпидемий), так и стремление нанести очередной удар по язычеству.
5. О возможной причастности Дня всех святых к Самайну никто не вспоминал на протяжении длительного периода времени. В литературных произведениях Великобритании XVIII века Хэллоуин представляется в качестве старого доброго праздника, традиционно отмечаемого христианами страны.
6. Возвращение к интерпретациям происхождения и природы Хэллоуина как языческого праздника, в том числе его связи с Самайном, происходит благодаря активному увлечению широких слов английского общества изучением культуры религии кельтов. «Археологические раскопки» фольклористов XIX века приводят к появлению нового витка версий о возможной взаимосвязи Самайна с Хэллоуином. Эти версии не имели сколько-нибудь серьезного фундамента и порождались в границах культовой среды общества. Они с радостью подхватывались населением и обрастали в общественном дискурсе множеством новых мифов и легенд о религиозно-мистическом значении Хэллоуина в связи с Самайном.
7. Основные элементы современного Хэллоуина формируются в ХХ веке. К их числу относится светильник Джека, традиция «сладость или гадость», костюмы.
8. «Сладость или гадость» или «Кошелёк или жизнь» (англ. trick-or-treat) традиция хождения по домам и выспрашивания сладостей зарождается только в 1920-х годах. Она была придумана и популяризирована, как противодействие молодежному пранкингу, который достиг разрушительных масштабов в 30-ые годы XX века. Постепенно пранкинг под контролем общественности трансформируется в традицию хождения от дома к дому и выспрашивания угощений. Повсеместно это обычай распространяется только к 1950‑м годам.
9. Традиция готовить костюмы на Хэллоуин появляется, по всей видимости, к началу XX века. Причем изначально костюмы не были демоническими, дети просто наряжались в различных популярных персонажей. Основная тема современных костюмов на Хэллоуин — это разная нечисть или сверхъестественные персонажи, однако популярны и костюмы на совершенно произвольную тематику, например, персонажей киноиндустрии.
Продолжение в следующем сообщении.
#религиоведение
👍2
10. С момента переноса Хэллоуина на американскую почву в XIX столетии и вплоть до начала 1990‑х годов праздник не являлся объектом пристального внимания и критики со стороны религиозных организаций США и иных стран мира. Лишь в 1990-е годы церкви Америки начали массово выпускать листовки с призывами не участвовать в «антихристианском празднике» Хэллоуин. Однако в целом отношение к Хэллоуину у разных религиозных организаций дифференцировано. В США англиканская церковь поддерживает Хэллоуин как неотъемлемую часть Дня Всех Святых. Лютеране достаточно спокойно относятся к Хэллоуину, отмечают его в школах, и даже переинтерпретируют смысл главных элементов Хэллоуина с точки зрения христианства. Так, например, говорят о светильнике Джека как о символе победы Христа над смертью и адом.
11. Различные сектанты, неоязычники и сатанисты считают этот праздник своим и утверждают идею его связи с древними языческими культами и празднованиями. Многие критики Хэллоуина сами того не понимая поддерживают язычников, ведьмовские культы и сатанистов, подтверждая их тезис о связи Хэллоуина с древним язычеством кельтов.
📄По материалам статьи из вестника Синодального центра сектоведения Белорусской Православной Церкви.
11. Различные сектанты, неоязычники и сатанисты считают этот праздник своим и утверждают идею его связи с древними языческими культами и празднованиями. Многие критики Хэллоуина сами того не понимая поддерживают язычников, ведьмовские культы и сатанистов, подтверждая их тезис о связи Хэллоуина с древним язычеством кельтов.
📄По материалам статьи из вестника Синодального центра сектоведения Белорусской Православной Церкви.
Суевериям.нет
Хэллоуин - Суевериям.нет
В последнее время празднование Хэллоуина в ночь с 31 октября на 1 ноября всё основательнее закрепляется в списке ежегодных развлечений молодёжи на постсоветском пространстве.
👍10🤔1
К. С. Льюис писал о популярном и в наше время представлении о любви Бога:
"В наши дни под благостью Божией мы понимаем прежде всего Его любовь к нам, и в этом мы отчасти правы. Но под любовью почти все мы понимаем доброту, незлобивость, мягкость — желание, чтобы мы были счастливы любой ценой. Нам бы хотелось, чтобы мы делали что угодно, а Он говорил: «Да ладно, пусть развлекаются». Нам нужен, в сущности, не Отец, а небесный дедушка, добродушный старичок, который бы радовался, что «молодёжь веселится», и создал мир лишь для того, чтобы нас побаловать. Конечно, многие не осмелятся воплотить это в богословские формулы, но чувствуют именно так. И я так чувствую, и я бы не прочь пожить в таком мире. Но совершенно ясно, что я в нем не живу, а Бог тем не менее — Любовь; значит, мое представление о любви не совсем верно" (Страдание).
"В наши дни под благостью Божией мы понимаем прежде всего Его любовь к нам, и в этом мы отчасти правы. Но под любовью почти все мы понимаем доброту, незлобивость, мягкость — желание, чтобы мы были счастливы любой ценой. Нам бы хотелось, чтобы мы делали что угодно, а Он говорил: «Да ладно, пусть развлекаются». Нам нужен, в сущности, не Отец, а небесный дедушка, добродушный старичок, который бы радовался, что «молодёжь веселится», и создал мир лишь для того, чтобы нас побаловать. Конечно, многие не осмелятся воплотить это в богословские формулы, но чувствуют именно так. И я так чувствую, и я бы не прочь пожить в таком мире. Но совершенно ясно, что я в нем не живу, а Бог тем не менее — Любовь; значит, мое представление о любви не совсем верно" (Страдание).
👍10👏2
«Предоставляемые нам Богом временные блага являются нашими в смысле обладания, но в смысле пользования они принадлежат не одним только нам, но и тем другим, которым мы можем помочь из того, что мы имеем сверх наших потребностей. В связи с этим Василий [Великий] говорит: Если вы сознаете, что они, то есть временные блага, даны вам Богом, то неужто думаете, что Он, неравномерно распределив их, несправедлив? Для чего вы богаты, а другой – беден, как не для того, чтобы вам заслужить награду за доброе пользование, а ему – за смирение? Не съеденный вами хлеб – это пища голодного; хранящийся про запас плащ – это одежда нагого; изгнившие без дела сандалии – это обувь босого, хранящиеся в сундуке ценности – это деньги нищего. Это вы несправедливы в той мере, в какой могли бы помочь» (Фома Аквинский. Сумма теологии. Т. 7).
Поэтому преступлением было бы отказать нуждающемуся в жизненно необходимом, если у нас есть что-то лишнее. Эта вещь принадлежит по праву иному человеку.
#мораль
Поэтому преступлением было бы отказать нуждающемуся в жизненно необходимом, если у нас есть что-то лишнее. Эта вещь принадлежит по праву иному человеку.
#мораль
👍10
Свт. Тихон Задонский писал: «Поп, венчавший беззаконный брак, как преступник святых правил, и людей в грехи тяжкие приводящий, и потому к их грехам приобщающийся, Страшного Суда Божия не избежит. От беззаконных же браков грехи последуют такие: когда муж от живой жены, а жена от живого мужа венчана, то бывает прелюбодеяние; когда родственники венчаются, то последует кровосмешение» (Инструкция о совершении браков).
📖Мои размышления о беззаконных браках см. https://pravblog.ru/pravoslavie/tserkovnyj-razvod-snishozhdenie-k-lyudyam-ili-potvorstvo-grehu/
#мораль #брак #моиработы
📖Мои размышления о беззаконных браках см. https://pravblog.ru/pravoslavie/tserkovnyj-razvod-snishozhdenie-k-lyudyam-ili-potvorstvo-grehu/
#мораль #брак #моиработы
👍5
Стоит ли бояться незаслуженного пожелания зла или проклятья? Священное Писание говорит о том, что у верующих нет повода для беспокойства:
«Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так незаслуженное проклятие не сбудется».
(Притч.26:2).
#библия
«Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так незаслуженное проклятие не сбудется».
(Притч.26:2).
#библия
👍4