Поговорим о христианской справедливости. Принцип христианской справедливости состоит в том, чтобы воздавать каждому то, что следует (Рим. 13:7-8). Напротив, всякая несправедливость, даже незначительная, является грехом перед Богом. Если мы совершили некую несправедливость или присвоили себе то, что принадлежит другим, мы обязаны, насколько возможно, исправить последствия несправедливости и возместить сполна нанесенный ущерб. Надо понимать, что без возмещения, такой грех не будет прощен. Как говорит св. Августин, «если чужая вещь, которая может быть возвращена, не возвращается, то покаяние недействительно».
Надо хорошо понять для себя и усвоить, что, присваивая себе каким-то образом чужое, мы не получаем реальной выгоды от этого, а приносим проклятье в свой дом. Свт. Тихон Задонский предупреждает: «Похищенное чужое добро, как огонь, внесенный в дом, все прочее имение уничтожает, ибо где неправда, там и клятва Божия; где же клятва Божия, там никакого добра не будет, но всякое злополучие последует.. Похищай и хватай, человек, похищай, как хочешь и что хочешь, однако же, знай, что все из рук твоих вытечет и твое собственное неправда как огонь потребит». Всякая нечестность и несправедливость, от неоплаченного билета в транспорте и подворовывания на работе до грабежа на государственном уровне и приобретения крупного имущества нечестным путем, вернется к человеку и будет уже совсем невесело.
Поэтому любую несправедливость нужно исправить и возместить, таков духовный закон. Даже если человек наворовал миллионы и ему придется возмещать их всю оставшуюся жизнь. Потому что, если не возместит, долг перейдет к его наследникам и потомкам, придется выплачивать им. Порядок возмещения такой: прежде всего, возмещать ущерб пострадавшим, либо их представителям/наследникам; если нет никакой возможности возместить им, то помогать иным нуждающимся людям.
Что касается действий духовника на исповеди, то архиепископ Платон (Фивейский) в своем пособии для пастырей поясняет: «Если сам кающийся, прежде нежели приступил к Таинству Покаяния, исполнил обязанность вознаграждения, или, если он не знал этой обязанности, но после вразумления от духовника, решился охотно исполнить оную, в таком случае духовник должен разрешить его. Разрешение того, который имел возможность сделать вознаграждение и не сделал под разными предлогами, должно отложить до тех пор, когда он сделает вознаграждение. Тот же, который упорно отказывается сделать вознаграждение, или даже продолжает по прежнему нарушать права ближнего, и не хочет примириться с ним, недостоин разрешения».
#мораль #мысли
Надо хорошо понять для себя и усвоить, что, присваивая себе каким-то образом чужое, мы не получаем реальной выгоды от этого, а приносим проклятье в свой дом. Свт. Тихон Задонский предупреждает: «Похищенное чужое добро, как огонь, внесенный в дом, все прочее имение уничтожает, ибо где неправда, там и клятва Божия; где же клятва Божия, там никакого добра не будет, но всякое злополучие последует.. Похищай и хватай, человек, похищай, как хочешь и что хочешь, однако же, знай, что все из рук твоих вытечет и твое собственное неправда как огонь потребит». Всякая нечестность и несправедливость, от неоплаченного билета в транспорте и подворовывания на работе до грабежа на государственном уровне и приобретения крупного имущества нечестным путем, вернется к человеку и будет уже совсем невесело.
Поэтому любую несправедливость нужно исправить и возместить, таков духовный закон. Даже если человек наворовал миллионы и ему придется возмещать их всю оставшуюся жизнь. Потому что, если не возместит, долг перейдет к его наследникам и потомкам, придется выплачивать им. Порядок возмещения такой: прежде всего, возмещать ущерб пострадавшим, либо их представителям/наследникам; если нет никакой возможности возместить им, то помогать иным нуждающимся людям.
Что касается действий духовника на исповеди, то архиепископ Платон (Фивейский) в своем пособии для пастырей поясняет: «Если сам кающийся, прежде нежели приступил к Таинству Покаяния, исполнил обязанность вознаграждения, или, если он не знал этой обязанности, но после вразумления от духовника, решился охотно исполнить оную, в таком случае духовник должен разрешить его. Разрешение того, который имел возможность сделать вознаграждение и не сделал под разными предлогами, должно отложить до тех пор, когда он сделает вознаграждение. Тот же, который упорно отказывается сделать вознаграждение, или даже продолжает по прежнему нарушать права ближнего, и не хочет примириться с ним, недостоин разрешения».
#мораль #мысли
👍7
«Помышление о себе как о просто лучшем, чем предстоятель, свидетельствовало бы о самонадеянности гордыни. Однако в том, чтобы думать о себе как о лучшем в некотором отношении, нет никакого превозношения, поскольку в нынешней жизни никто не без греха» (Фома Аквинский. Сумма теологии. Т. 7).
#мораль #духовнаяжизнь
#мораль #духовнаяжизнь
Мысли свт. Феофана Затворника на сегодняшнее евангельское чтение:
«Не суди, отпускай, давай. . По-видимому, все трата одна, а прибыли никакой. А между тем вот что обещается: не будешь осуждать, и тебя не осудят; будешь отпускать, и тебе отпустят; будешь давать, и тебе дано будет. Теперь эта прибыль не видна; но она прибудет несомненно тому, кто от сердца сделает указанные затраты, - прибудет именно в ту пору, когда больше всего будет чувствоваться нужда в неосуждении и прощении. Как обрадуется тот, кто вдруг сподобится получить такие блага, как будто ни за что! И наоборот, как будет скорбеть и горевать тот, кто в свое время не умел прибыльно распорядиться своим достоянием! Все бы отпустил и все бы роздал, да поздно: всему время. Не все гоняться за такою прибылью, которая прямо идет в руки, почти вслед за тратою. Брось, по русскому присловью, хлеб-соль назади, - он очутится впереди. Образ действий в показанных случаях действительно похож на бросание; но только тут бросается не на попрание, а в руки Божии. В этих руках и хранение верно, и получение из них несомненно. Приложи только веру и упование».
#мораль #духовнаяжизнь
«Не суди, отпускай, давай. . По-видимому, все трата одна, а прибыли никакой. А между тем вот что обещается: не будешь осуждать, и тебя не осудят; будешь отпускать, и тебе отпустят; будешь давать, и тебе дано будет. Теперь эта прибыль не видна; но она прибудет несомненно тому, кто от сердца сделает указанные затраты, - прибудет именно в ту пору, когда больше всего будет чувствоваться нужда в неосуждении и прощении. Как обрадуется тот, кто вдруг сподобится получить такие блага, как будто ни за что! И наоборот, как будет скорбеть и горевать тот, кто в свое время не умел прибыльно распорядиться своим достоянием! Все бы отпустил и все бы роздал, да поздно: всему время. Не все гоняться за такою прибылью, которая прямо идет в руки, почти вслед за тратою. Брось, по русскому присловью, хлеб-соль назади, - он очутится впереди. Образ действий в показанных случаях действительно похож на бросание; но только тут бросается не на попрание, а в руки Божии. В этих руках и хранение верно, и получение из них несомненно. Приложи только веру и упование».
#мораль #духовнаяжизнь
👍6
Свт. Иоанн Златоуст обличает ложную кротость:
«Кроток тот, кто может переносить нанесенные ему самому оскорбления, но защищает несправедливо обижаемых и сильно восстает против обижающих; напротив, кто не таков, тот беспечен, сонлив, нисколько не лучше мертвого, а не кроток, не скромен. Не обращать внимания на обижаемых, не соболезновать несправедливо страждущим, не гневаться на обижающих — это не добродетель, а порок, не кротость, а беспечность» (Беседа на 131 псалом).
#мораль #иоаннзлатоуст
«Кроток тот, кто может переносить нанесенные ему самому оскорбления, но защищает несправедливо обижаемых и сильно восстает против обижающих; напротив, кто не таков, тот беспечен, сонлив, нисколько не лучше мертвого, а не кроток, не скромен. Не обращать внимания на обижаемых, не соболезновать несправедливо страждущим, не гневаться на обижающих — это не добродетель, а порок, не кротость, а беспечность» (Беседа на 131 псалом).
#мораль #иоаннзлатоуст
👍11
🔎Можно ли считать, что человек, который совершил греховное деяние по незнанию его преступности, свободен от ответственности за него?
«Если неведенье таково, что извиняет грех в целом, например, неведенье безумца или слабоумного, то тот, кто предается блуду в состоянии такого неведенья, не совершает никакого греха, ни смертного, ни простительного. Но если неведенье не является непреодолимым, то уже само такое неведенье – грех, который свидетельствует о недостаточности любви к Богу постольку, поскольку человек пренебрегает изучением тех вещей, посредством которых он может сохранить себя в любви к Богу» (Фома Аквинский. Сумма теологии. Т. 5).
Это к разговору о том, зачем изучать Библию и катихизис.
#мораль #духовнаяжизнь #ответынавопросы
«Если неведенье таково, что извиняет грех в целом, например, неведенье безумца или слабоумного, то тот, кто предается блуду в состоянии такого неведенья, не совершает никакого греха, ни смертного, ни простительного. Но если неведенье не является непреодолимым, то уже само такое неведенье – грех, который свидетельствует о недостаточности любви к Богу постольку, поскольку человек пренебрегает изучением тех вещей, посредством которых он может сохранить себя в любви к Богу» (Фома Аквинский. Сумма теологии. Т. 5).
Это к разговору о том, зачем изучать Библию и катихизис.
#мораль #духовнаяжизнь #ответынавопросы
👍10
Совершая тяжкие грехи, человек даёт диаволу права над собой, делает самого себя серьезно уязвимым, вплоть до возможности стать одержимым. Таковы законы духовного мира: человек свободно выбирает сторону Бога или сатаны, так что при выборе зла, даже всемогущий Господь не может вытащить человека без его желания. Это очень серьезные вещи, которые немногие воспринимают всерьез, пренебрегая соблюдением евангельских заповедей. Не стоит затем удивляться, откуда у человека и членов его семьи возникают рационально необъяснимые беды, болезни и страхования. Чтобы лишить дьявола права над собой, необходимо деятельное покаяние, серьезный пересмотр жизни и возвращение под Божью защиту через участие в Таинствах Церкви.
Прп. Паисий Святогорец говорил об этом: «Диавол не обладает никакой силой и властью над человеком верующим, ходящим в церковь, исповедующимся, причащающимся. Диавол только погавкивает на такого человека, все равно что беззубая собака. Однако он обладает большой властью над человеком неверующим, давшим ему права над собой. Такого человека диавол может и загрызть — в этом случае у него есть зубы и он терзает ими несчастного. Диавол обладает над душой властью в соответствии с тем, какие права она ему дает».
#мораль #духовнаяжизнь
Прп. Паисий Святогорец говорил об этом: «Диавол не обладает никакой силой и властью над человеком верующим, ходящим в церковь, исповедующимся, причащающимся. Диавол только погавкивает на такого человека, все равно что беззубая собака. Однако он обладает большой властью над человеком неверующим, давшим ему права над собой. Такого человека диавол может и загрызть — в этом случае у него есть зубы и он терзает ими несчастного. Диавол обладает над душой властью в соответствии с тем, какие права она ему дает».
#мораль #духовнаяжизнь
❤11👍6
🎃ПОЧЕМУ ХРИСТИАНИНУ НЕ СЛЕДУЕТ УЧАСТВОВАТЬ В ПРАЗДНОВАНИИ ХЭЛЛОУИНА (слабые и существенные доводы)
Начнем со слабых доводов.
🇺🇸1. Праздник чужой, не из нашей культуры.
Во-первых, это довод нерелигиозный. Во-вторых, в наш век глобализации неплохо заимствовать что-то (хорошее) из другой культуры. Празднование Нового года, напомню, тоже заимствовано у европейцев.
👺2. Праздник имеет языческое происхождение.
Это неправда, исторический Хэллоуин имеет христианское происхождение и не имеет никакого отношения к кельтскому Самайну (о праздновании которого мы на самом деле мало что знаем). Подробнее читайте в статье.
Теперь перейдем к доводам по существу.
💀3. Празднование Хэллоуина это не просто милая вечеринка, а поддержка большой культуры смерти, страха и зла (фильмы, музыка, картинки и т. д.). А христианину нельзя участвовать в бесплодных делах тьмы (Еф.5:11).
👹4. Христианин, который признает существование нечистой силы, не может примерять на себе ее образы, сохраняя внутренний или внешний нейтралитет. Почему демонстрация на себе фашистской атрибутики, даже для стеба - это преступление, а переодевание в бесовщину - безобидное веселье? По отношению к врагу рода человеческого и всего, что с ним связано, у христианина может быть только отвращение, верующий плюет на сатану перед Таинством Крещения, объявляя ему войну.
😬5. Христос призывает своих последователей: «Не бойтесь» (Мф.14:27), «приходите, Я успокою вас» (Мф. 11:28). Он пришел избавить нас от страхов. Возникает вопрос: на чьей стороне те, кто заведомо искусственно провоцируют людей бояться и трепетать?
👯♂️6. У свт. Луки Крымского есть фраза: «Дух творит себе формы». Каждая книга, картина, скульптура, фильм, музыка, выступление, любое сказанное или написанное слово - все несет отпечаток внутреннего мира своего творца и носителя, отпечаток его духа. «От избытка сердца говорят уста» (Мф. 12:34). Согласно православному учению, «Церковь благословляет творчество, открывающее новые горизонты для духовного возрастания человека и для познания сотворенного мира» (Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека. IV.5). Вопрос: что в творчестве, связанном с Хэллоуином, служит духовному развитию или познанию Божиего мира?
🚣7. В Библии сказано: «Все делайте во славу Божию» (1Кор.10:31). Отдыхать христианин тоже призван во славу Господа, для восстановления сил, чтобы продолжить служение Ему. Все, что не может быть совершено с такой мотивацией, не должно в принципе реализовываться христианином на деле.
☝️На мой взгляд, этих доводов достаточно, чтобы отказаться от какого-либо участия в праздновании и считать таковое греховным.
#мысли #мораль
Начнем со слабых доводов.
🇺🇸1. Праздник чужой, не из нашей культуры.
Во-первых, это довод нерелигиозный. Во-вторых, в наш век глобализации неплохо заимствовать что-то (хорошее) из другой культуры. Празднование Нового года, напомню, тоже заимствовано у европейцев.
👺2. Праздник имеет языческое происхождение.
Это неправда, исторический Хэллоуин имеет христианское происхождение и не имеет никакого отношения к кельтскому Самайну (о праздновании которого мы на самом деле мало что знаем). Подробнее читайте в статье.
Теперь перейдем к доводам по существу.
💀3. Празднование Хэллоуина это не просто милая вечеринка, а поддержка большой культуры смерти, страха и зла (фильмы, музыка, картинки и т. д.). А христианину нельзя участвовать в бесплодных делах тьмы (Еф.5:11).
👹4. Христианин, который признает существование нечистой силы, не может примерять на себе ее образы, сохраняя внутренний или внешний нейтралитет. Почему демонстрация на себе фашистской атрибутики, даже для стеба - это преступление, а переодевание в бесовщину - безобидное веселье? По отношению к врагу рода человеческого и всего, что с ним связано, у христианина может быть только отвращение, верующий плюет на сатану перед Таинством Крещения, объявляя ему войну.
😬5. Христос призывает своих последователей: «Не бойтесь» (Мф.14:27), «приходите, Я успокою вас» (Мф. 11:28). Он пришел избавить нас от страхов. Возникает вопрос: на чьей стороне те, кто заведомо искусственно провоцируют людей бояться и трепетать?
👯♂️6. У свт. Луки Крымского есть фраза: «Дух творит себе формы». Каждая книга, картина, скульптура, фильм, музыка, выступление, любое сказанное или написанное слово - все несет отпечаток внутреннего мира своего творца и носителя, отпечаток его духа. «От избытка сердца говорят уста» (Мф. 12:34). Согласно православному учению, «Церковь благословляет творчество, открывающее новые горизонты для духовного возрастания человека и для познания сотворенного мира» (Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека. IV.5). Вопрос: что в творчестве, связанном с Хэллоуином, служит духовному развитию или познанию Божиего мира?
🚣7. В Библии сказано: «Все делайте во славу Божию» (1Кор.10:31). Отдыхать христианин тоже призван во славу Господа, для восстановления сил, чтобы продолжить служение Ему. Все, что не может быть совершено с такой мотивацией, не должно в принципе реализовываться христианином на деле.
☝️На мой взгляд, этих доводов достаточно, чтобы отказаться от какого-либо участия в праздновании и считать таковое греховным.
#мысли #мораль
Суевериям.нет
Хэллоуин - Суевериям.нет
В последнее время празднование Хэллоуина в ночь с 31 октября на 1 ноября всё основательнее закрепляется в списке ежегодных развлечений молодёжи на постсоветском пространстве.
👍52🔥5
🎃11 фактов о Хэллоуине, о которых вы не знали
1. Наиболее распространенная версия происхождения Хэллоуина усматривает его истоки в кельтском празднике Самайн, проводившемся 6 дней в году: три дня до ночи с 31 октября на 1 ноября и три дня после неё. В настоящее время учеными предлагается столь большое количество разных интерпретаций того, какое значение и смысл имел праздник Самайн для кельтов, что представляются несостоятельными любые отсылки на него в общественном дискурсе, безапелляционно придерживающиеся какой-то одной версии.
2. Кельты не верили, что души предков или демоны жили в каком-то паралелльном мире, из которого они могли бы войти через портал в наш мир в какую-то ночь в году. По их представлениям духи и демоны находились на дальних островах, до которых, тем не менее, мог добраться на лодке живой человек. Духов предков не только не боялись, но ждали в домах и накрывали для них стол с угощениями. Наконец слово «самайн» не являлось чьим-то именем и не имело отношения к загробным божествам.
3. В 610 году в западной Церкви появляется праздник под названием «День всех святых» (англ. All Hallows’Eve, позже трансформировалось в Halloween), установленный для поминовения всех святых, прославивших Бога. Изначально День всех святых был закреплен за 13 мая – днем освящения папой Бонифацием IV римского Пантеона в честь Богородицы и всех мучеников. В 837 г. папа римский Григорий IV переносит День всех святых с 13 мая на 1 ноября. Этот праздник до сих пор отмечается римо-католиками и православными на Западе.
4. Мнение некоторых исследователей о том, что это была попытка Церкви заместить языческий праздник Самайн является далеко не единственной версией такого переноса. Вполне возможно, что поводом для переноса стали как вполне прагматические причины (летний наплыв паломников или профилактика эпидемий), так и стремление нанести очередной удар по язычеству.
5. О возможной причастности Дня всех святых к Самайну никто не вспоминал на протяжении длительного периода времени. В литературных произведениях Великобритании XVIII века Хэллоуин представляется в качестве старого доброго праздника, традиционно отмечаемого христианами страны.
6. Возвращение к интерпретациям происхождения и природы Хэллоуина как языческого праздника, в том числе его связи с Самайном, происходит благодаря активному увлечению широких слов английского общества изучением культуры религии кельтов. «Археологические раскопки» фольклористов XIX века приводят к появлению нового витка версий о возможной взаимосвязи Самайна с Хэллоуином. Эти версии не имели сколько-нибудь серьезного фундамента и порождались в границах культовой среды общества. Они с радостью подхватывались населением и обрастали в общественном дискурсе множеством новых мифов и легенд о религиозно-мистическом значении Хэллоуина в связи с Самайном.
7. Основные элементы современного Хэллоуина формируются в ХХ веке. К их числу относится светильник Джека, традиция «сладость или гадость», костюмы.
8. «Сладость или гадость» или «Кошелёк или жизнь» (англ. trick-or-treat) традиция хождения по домам и выспрашивания сладостей зарождается только в 1920-х годах. Она была придумана и популяризирована, как противодействие молодежному пранкингу, который достиг разрушительных масштабов в 30-ые годы XX века. Постепенно пранкинг под контролем общественности трансформируется в традицию хождения от дома к дому и выспрашивания угощений. Повсеместно это обычай распространяется только к 1950‑м годам.
9. Традиция готовить костюмы на Хэллоуин появляется, по всей видимости, к началу XX века. Причем изначально костюмы не были демоническими, дети просто наряжались в различных популярных персонажей. Основная тема современных костюмов на Хэллоуин — это разная нечисть или сверхъестественные персонажи, однако популярны и костюмы на совершенно произвольную тематику, например, персонажей киноиндустрии.
Продолжение в следующем сообщении.
#религиоведение
1. Наиболее распространенная версия происхождения Хэллоуина усматривает его истоки в кельтском празднике Самайн, проводившемся 6 дней в году: три дня до ночи с 31 октября на 1 ноября и три дня после неё. В настоящее время учеными предлагается столь большое количество разных интерпретаций того, какое значение и смысл имел праздник Самайн для кельтов, что представляются несостоятельными любые отсылки на него в общественном дискурсе, безапелляционно придерживающиеся какой-то одной версии.
2. Кельты не верили, что души предков или демоны жили в каком-то паралелльном мире, из которого они могли бы войти через портал в наш мир в какую-то ночь в году. По их представлениям духи и демоны находились на дальних островах, до которых, тем не менее, мог добраться на лодке живой человек. Духов предков не только не боялись, но ждали в домах и накрывали для них стол с угощениями. Наконец слово «самайн» не являлось чьим-то именем и не имело отношения к загробным божествам.
3. В 610 году в западной Церкви появляется праздник под названием «День всех святых» (англ. All Hallows’Eve, позже трансформировалось в Halloween), установленный для поминовения всех святых, прославивших Бога. Изначально День всех святых был закреплен за 13 мая – днем освящения папой Бонифацием IV римского Пантеона в честь Богородицы и всех мучеников. В 837 г. папа римский Григорий IV переносит День всех святых с 13 мая на 1 ноября. Этот праздник до сих пор отмечается римо-католиками и православными на Западе.
4. Мнение некоторых исследователей о том, что это была попытка Церкви заместить языческий праздник Самайн является далеко не единственной версией такого переноса. Вполне возможно, что поводом для переноса стали как вполне прагматические причины (летний наплыв паломников или профилактика эпидемий), так и стремление нанести очередной удар по язычеству.
5. О возможной причастности Дня всех святых к Самайну никто не вспоминал на протяжении длительного периода времени. В литературных произведениях Великобритании XVIII века Хэллоуин представляется в качестве старого доброго праздника, традиционно отмечаемого христианами страны.
6. Возвращение к интерпретациям происхождения и природы Хэллоуина как языческого праздника, в том числе его связи с Самайном, происходит благодаря активному увлечению широких слов английского общества изучением культуры религии кельтов. «Археологические раскопки» фольклористов XIX века приводят к появлению нового витка версий о возможной взаимосвязи Самайна с Хэллоуином. Эти версии не имели сколько-нибудь серьезного фундамента и порождались в границах культовой среды общества. Они с радостью подхватывались населением и обрастали в общественном дискурсе множеством новых мифов и легенд о религиозно-мистическом значении Хэллоуина в связи с Самайном.
7. Основные элементы современного Хэллоуина формируются в ХХ веке. К их числу относится светильник Джека, традиция «сладость или гадость», костюмы.
8. «Сладость или гадость» или «Кошелёк или жизнь» (англ. trick-or-treat) традиция хождения по домам и выспрашивания сладостей зарождается только в 1920-х годах. Она была придумана и популяризирована, как противодействие молодежному пранкингу, который достиг разрушительных масштабов в 30-ые годы XX века. Постепенно пранкинг под контролем общественности трансформируется в традицию хождения от дома к дому и выспрашивания угощений. Повсеместно это обычай распространяется только к 1950‑м годам.
9. Традиция готовить костюмы на Хэллоуин появляется, по всей видимости, к началу XX века. Причем изначально костюмы не были демоническими, дети просто наряжались в различных популярных персонажей. Основная тема современных костюмов на Хэллоуин — это разная нечисть или сверхъестественные персонажи, однако популярны и костюмы на совершенно произвольную тематику, например, персонажей киноиндустрии.
Продолжение в следующем сообщении.
#религиоведение
👍2
10. С момента переноса Хэллоуина на американскую почву в XIX столетии и вплоть до начала 1990‑х годов праздник не являлся объектом пристального внимания и критики со стороны религиозных организаций США и иных стран мира. Лишь в 1990-е годы церкви Америки начали массово выпускать листовки с призывами не участвовать в «антихристианском празднике» Хэллоуин. Однако в целом отношение к Хэллоуину у разных религиозных организаций дифференцировано. В США англиканская церковь поддерживает Хэллоуин как неотъемлемую часть Дня Всех Святых. Лютеране достаточно спокойно относятся к Хэллоуину, отмечают его в школах, и даже переинтерпретируют смысл главных элементов Хэллоуина с точки зрения христианства. Так, например, говорят о светильнике Джека как о символе победы Христа над смертью и адом.
11. Различные сектанты, неоязычники и сатанисты считают этот праздник своим и утверждают идею его связи с древними языческими культами и празднованиями. Многие критики Хэллоуина сами того не понимая поддерживают язычников, ведьмовские культы и сатанистов, подтверждая их тезис о связи Хэллоуина с древним язычеством кельтов.
📄По материалам статьи из вестника Синодального центра сектоведения Белорусской Православной Церкви.
11. Различные сектанты, неоязычники и сатанисты считают этот праздник своим и утверждают идею его связи с древними языческими культами и празднованиями. Многие критики Хэллоуина сами того не понимая поддерживают язычников, ведьмовские культы и сатанистов, подтверждая их тезис о связи Хэллоуина с древним язычеством кельтов.
📄По материалам статьи из вестника Синодального центра сектоведения Белорусской Православной Церкви.
Суевериям.нет
Хэллоуин - Суевериям.нет
В последнее время празднование Хэллоуина в ночь с 31 октября на 1 ноября всё основательнее закрепляется в списке ежегодных развлечений молодёжи на постсоветском пространстве.
👍10🤔1
К. С. Льюис писал о популярном и в наше время представлении о любви Бога:
"В наши дни под благостью Божией мы понимаем прежде всего Его любовь к нам, и в этом мы отчасти правы. Но под любовью почти все мы понимаем доброту, незлобивость, мягкость — желание, чтобы мы были счастливы любой ценой. Нам бы хотелось, чтобы мы делали что угодно, а Он говорил: «Да ладно, пусть развлекаются». Нам нужен, в сущности, не Отец, а небесный дедушка, добродушный старичок, который бы радовался, что «молодёжь веселится», и создал мир лишь для того, чтобы нас побаловать. Конечно, многие не осмелятся воплотить это в богословские формулы, но чувствуют именно так. И я так чувствую, и я бы не прочь пожить в таком мире. Но совершенно ясно, что я в нем не живу, а Бог тем не менее — Любовь; значит, мое представление о любви не совсем верно" (Страдание).
"В наши дни под благостью Божией мы понимаем прежде всего Его любовь к нам, и в этом мы отчасти правы. Но под любовью почти все мы понимаем доброту, незлобивость, мягкость — желание, чтобы мы были счастливы любой ценой. Нам бы хотелось, чтобы мы делали что угодно, а Он говорил: «Да ладно, пусть развлекаются». Нам нужен, в сущности, не Отец, а небесный дедушка, добродушный старичок, который бы радовался, что «молодёжь веселится», и создал мир лишь для того, чтобы нас побаловать. Конечно, многие не осмелятся воплотить это в богословские формулы, но чувствуют именно так. И я так чувствую, и я бы не прочь пожить в таком мире. Но совершенно ясно, что я в нем не живу, а Бог тем не менее — Любовь; значит, мое представление о любви не совсем верно" (Страдание).
👍10👏2
«Предоставляемые нам Богом временные блага являются нашими в смысле обладания, но в смысле пользования они принадлежат не одним только нам, но и тем другим, которым мы можем помочь из того, что мы имеем сверх наших потребностей. В связи с этим Василий [Великий] говорит: Если вы сознаете, что они, то есть временные блага, даны вам Богом, то неужто думаете, что Он, неравномерно распределив их, несправедлив? Для чего вы богаты, а другой – беден, как не для того, чтобы вам заслужить награду за доброе пользование, а ему – за смирение? Не съеденный вами хлеб – это пища голодного; хранящийся про запас плащ – это одежда нагого; изгнившие без дела сандалии – это обувь босого, хранящиеся в сундуке ценности – это деньги нищего. Это вы несправедливы в той мере, в какой могли бы помочь» (Фома Аквинский. Сумма теологии. Т. 7).
Поэтому преступлением было бы отказать нуждающемуся в жизненно необходимом, если у нас есть что-то лишнее. Эта вещь принадлежит по праву иному человеку.
#мораль
Поэтому преступлением было бы отказать нуждающемуся в жизненно необходимом, если у нас есть что-то лишнее. Эта вещь принадлежит по праву иному человеку.
#мораль
👍10
Свт. Тихон Задонский писал: «Поп, венчавший беззаконный брак, как преступник святых правил, и людей в грехи тяжкие приводящий, и потому к их грехам приобщающийся, Страшного Суда Божия не избежит. От беззаконных же браков грехи последуют такие: когда муж от живой жены, а жена от живого мужа венчана, то бывает прелюбодеяние; когда родственники венчаются, то последует кровосмешение» (Инструкция о совершении браков).
📖Мои размышления о беззаконных браках см. https://pravblog.ru/pravoslavie/tserkovnyj-razvod-snishozhdenie-k-lyudyam-ili-potvorstvo-grehu/
#мораль #брак #моиработы
📖Мои размышления о беззаконных браках см. https://pravblog.ru/pravoslavie/tserkovnyj-razvod-snishozhdenie-k-lyudyam-ili-potvorstvo-grehu/
#мораль #брак #моиработы
👍5
Стоит ли бояться незаслуженного пожелания зла или проклятья? Священное Писание говорит о том, что у верующих нет повода для беспокойства:
«Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так незаслуженное проклятие не сбудется».
(Притч.26:2).
#библия
«Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так незаслуженное проклятие не сбудется».
(Притч.26:2).
#библия
👍4
О Лонгине сотнике, чья память завтра отмечается в церковном календаре
В Евангелии сообщается, что после смерти Христа, «центурион и его воины, охранявшие Иисуса, увидев землетрясение и прочие события, очень испугались. "Этот человек был воистину Сыном Бога", — говорили они» (Мф. 27:54). Древние источники и раннехристианские авторы ничего не говорят об обращении ко Христу кого-либо из римской стражи. Свт. Иоанн Златоуст в IV веке кратко сообщает: «Некоторые говорят, что этот сотник, укрепившись после того в вере, совершил мученический подвиг». О его настоящем имени ничего не известно.
Впервые имя Лонгин появляется в апокрифических Актах Пилата (V в.). Причем этим именем назван воин, который пронзил Спасителя копьём.
В апокрифах и агиографической литературе имя Лонгин приписывается трем разным персонажам: сотнику при кресте, воину, пронзившему ребро копьём, сотнику, возглавлявшему стражу у гроба.
С именем Лонгина также связывается реликвия - «святое копье», которое по легенде было найдено св. царицей Еленой в начале IV века.
#мифы
В Евангелии сообщается, что после смерти Христа, «центурион и его воины, охранявшие Иисуса, увидев землетрясение и прочие события, очень испугались. "Этот человек был воистину Сыном Бога", — говорили они» (Мф. 27:54). Древние источники и раннехристианские авторы ничего не говорят об обращении ко Христу кого-либо из римской стражи. Свт. Иоанн Златоуст в IV веке кратко сообщает: «Некоторые говорят, что этот сотник, укрепившись после того в вере, совершил мученический подвиг». О его настоящем имени ничего не известно.
Впервые имя Лонгин появляется в апокрифических Актах Пилата (V в.). Причем этим именем назван воин, который пронзил Спасителя копьём.
В апокрифах и агиографической литературе имя Лонгин приписывается трем разным персонажам: сотнику при кресте, воину, пронзившему ребро копьём, сотнику, возглавлявшему стражу у гроба.
С именем Лонгина также связывается реликвия - «святое копье», которое по легенде было найдено св. царицей Еленой в начале IV века.
#мифы
👍4
5 наиболее тяжких грехов, за которые жёстко прилетит в жизни тем, кто совершил их и не принес покаяние
В Библии упоминаются преступления, которые особенно привлекают небесное возмездие на человека уже в этой жизни.
1) Незаконное лишение жизни человека
2) Противоестественный блуд (содомия)
3) Притеснение беспомощных: бедных, вдов и сирот
4) Незаконный отказ в оплате честного труда
5) Злословие и рукоприкладство в отношении родителей
«Если что-то противоречащее заповедям Евангелия становится государственным законом, то гнев Божий приходит на весь народ – для того чтобы его воспитать», – свидетельствует прп. Паисий Святогорец. Наш народ в зоне риска.
#мораль #библия
В Библии упоминаются преступления, которые особенно привлекают небесное возмездие на человека уже в этой жизни.
1) Незаконное лишение жизни человека
2) Противоестественный блуд (содомия)
3) Притеснение беспомощных: бедных, вдов и сирот
4) Незаконный отказ в оплате честного труда
5) Злословие и рукоприкладство в отношении родителей
«Если что-то противоречащее заповедям Евангелия становится государственным законом, то гнев Божий приходит на весь народ – для того чтобы его воспитать», – свидетельствует прп. Паисий Святогорец. Наш народ в зоне риска.
#мораль #библия
👍31
Прп. Анастасий Синаит о естественных причинах бесплодия и многодетности, жизни и смерти
«Если же ты, возражающий мне, спросишь: Ну и что? А разве не помимо Бога происходит многочадие, а также жизнь и смерть человека? – то на это я отвечу тебе, что все случающееся естественным образом вследствие [действий] тварей, стихий, воздухов, [различных] соков, [их] смешений, [многообразных сочетаний] воздухов и молока происходит не вне Бога. Ибо все твари Его изначала воспринимают от Него свои сущностные и естественные энергии, [осуществляя их] по Воле и Промыслу Его. Иначе откуда, скажи мне, василиску свойственна пагубная сила, а ехидне присущ смертоносный яд? Откуда [некоему] насекомому свойственно исцелять [укусы] смертоносных [тварей]? Почему одни растения являются пагубными [для людей], а другие – безвредными и исцеляющими [раны]?
Вследствие чего [некоторые мужи], добросовестно и при научении от Бога исследующие такие и подобные им [явления], когда видят обращающихся к ним женщин, которые кормят грудью первого, второго и третьего своего ребенка, а затем хоронят этих младенцев, то [эти мужи] советуют таким женщинам больше не кормить грудью своих чад. Впрочем, в отношении всего [происходящего в мире] хорошо говорить: Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростью сотворил еси (Пс. 103:24)» (Вопросы и ответы, 81)
👉См. также https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/300
#промысл #анастасийсинаит
«Если же ты, возражающий мне, спросишь: Ну и что? А разве не помимо Бога происходит многочадие, а также жизнь и смерть человека? – то на это я отвечу тебе, что все случающееся естественным образом вследствие [действий] тварей, стихий, воздухов, [различных] соков, [их] смешений, [многообразных сочетаний] воздухов и молока происходит не вне Бога. Ибо все твари Его изначала воспринимают от Него свои сущностные и естественные энергии, [осуществляя их] по Воле и Промыслу Его. Иначе откуда, скажи мне, василиску свойственна пагубная сила, а ехидне присущ смертоносный яд? Откуда [некоему] насекомому свойственно исцелять [укусы] смертоносных [тварей]? Почему одни растения являются пагубными [для людей], а другие – безвредными и исцеляющими [раны]?
Вследствие чего [некоторые мужи], добросовестно и при научении от Бога исследующие такие и подобные им [явления], когда видят обращающихся к ним женщин, которые кормят грудью первого, второго и третьего своего ребенка, а затем хоронят этих младенцев, то [эти мужи] советуют таким женщинам больше не кормить грудью своих чад. Впрочем, в отношении всего [происходящего в мире] хорошо говорить: Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростью сотворил еси (Пс. 103:24)» (Вопросы и ответы, 81)
👉См. также https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/300
#промысл #анастасийсинаит
👍1
Наблюдение блаженного Августина:
«Есть немало таких, которые, раскаиваясь в совершенных грехах, делают исключение для того, что доставляет им удовольствие; они забывают, что Господь избавил от дьявола человека, который был одновременно и глух, и нем, чем показал нам, что исцелиться можно только от всех грехов».
#мораль #духовнаяжизнь #августин
«Есть немало таких, которые, раскаиваясь в совершенных грехах, делают исключение для того, что доставляет им удовольствие; они забывают, что Господь избавил от дьявола человека, который был одновременно и глух, и нем, чем показал нам, что исцелиться можно только от всех грехов».
#мораль #духовнаяжизнь #августин
Нашел хорошие слова блаженного Августина на тему внешних украшений себя, когда они греховны, а когда нет:
«Не стоит спешить с тем, чтобы запрещать носить украшенные золотом или драгоценностями одежды. Ибо те, которые не состоят в браке и не желают в него вступать (!), должны заботиться о том, как угодить Господу, тогда как другим дозволено заботиться о мирском: мужу – как угодить жене, а жене – как угодить мужу» (Epistle 245, ad Possidius).
#мораль #отношения #брак #августин
«Не стоит спешить с тем, чтобы запрещать носить украшенные золотом или драгоценностями одежды. Ибо те, которые не состоят в браке и не желают в него вступать (!), должны заботиться о том, как угодить Господу, тогда как другим дозволено заботиться о мирском: мужу – как угодить жене, а жене – как угодить мужу» (Epistle 245, ad Possidius).
#мораль #отношения #брак #августин
👍7❤1
Об отсутствии безусловной связи между страданиями и личной греховностью
«Страдания являются следствием греховности человека и попускаются Богом, но они не обязательны для достижения спасения, ибо грех преодолевается покаянием и исполнением заповедей Божиих.
Святые отцы не считают возможным установить однозначную связь болезни с тем или иным личным грехом человека. Так, преподобный Марк Подвижник говорит: Не думай, что всякая скорбь находит на людей за грехи. Предостерегает от поспешных выводов о причинах болезней и святитель Иоанн Златоуст: Есть много людей неразумных, которые из несчастий другого обыкновенно выводят дурное заключение о его жизни. Так было и с Иовом. Не зная за ним ничего худого, говорили ему: по грехам твоим ты еще мало наказан (Иов. 33. 27). Такова же позиция в этом вопросе и святителя Филарета Московского: Кто может измерить глубину, исследовать пути Божиих судеб? Кто решится каждого больного признать осужденным и всякую болезнь вывеской виновности?» (Концепция участия Русской Православной Церкви в борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа и работе с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом. Документ одобрен Священным Синодом 1 октября 2004 года).
#мораль #учениецеркви
«Страдания являются следствием греховности человека и попускаются Богом, но они не обязательны для достижения спасения, ибо грех преодолевается покаянием и исполнением заповедей Божиих.
Святые отцы не считают возможным установить однозначную связь болезни с тем или иным личным грехом человека. Так, преподобный Марк Подвижник говорит: Не думай, что всякая скорбь находит на людей за грехи. Предостерегает от поспешных выводов о причинах болезней и святитель Иоанн Златоуст: Есть много людей неразумных, которые из несчастий другого обыкновенно выводят дурное заключение о его жизни. Так было и с Иовом. Не зная за ним ничего худого, говорили ему: по грехам твоим ты еще мало наказан (Иов. 33. 27). Такова же позиция в этом вопросе и святителя Филарета Московского: Кто может измерить глубину, исследовать пути Божиих судеб? Кто решится каждого больного признать осужденным и всякую болезнь вывеской виновности?» (Концепция участия Русской Православной Церкви в борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа и работе с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом. Документ одобрен Священным Синодом 1 октября 2004 года).
#мораль #учениецеркви
❤1
Forwarded from ПАСТЫРЬ
Выше поста и молитвы: о послушании духовнику в приходской практике
Вправе ли священник, служащий на приходе, требовать от прихожан послушания себе как духовнику — подобно тому, как это устроено в монашеской общине? Или мирянам достаточно только учитывать мнение священника, а решение они могут принимать сами? И что значит «учитывать мнение»?
Собрать авторитетные мнения по этим вопросам мы попробовали в рамках совместного проекта с ЖМП – читайте в октябрьском номере (pdf) и на сайте Пастырь
Вправе ли священник, служащий на приходе, требовать от прихожан послушания себе как духовнику — подобно тому, как это устроено в монашеской общине? Или мирянам достаточно только учитывать мнение священника, а решение они могут принимать сами? И что значит «учитывать мнение»?
Собрать авторитетные мнения по этим вопросам мы попробовали в рамках совместного проекта с ЖМП – читайте в октябрьском номере (pdf) и на сайте Пастырь