Адвокат тяжко грешит, если защищает явного преступника на суде:
«"Следовало ли тебе помогать нечестивцу...? За это на тебя гнев от лица Господня!" (2Пар. 19, 2). Но когда защитник защищает неправосудное дело, он этим помогает нечестивцу. Следовательно, он грешит и заслуживает гнева Господня.
Любое сообщничество в злом деянии, будь то совет, помощь или какое-либо согласие, незаконно, поскольку советовать или оказывать помощь в делании есть тоже своего рода делание, по каковой причине апостол говорит, что "они знают, ...что делающие такие дела достойны смерти, – однако не только их делают, но и делающих одобряют" (Рим. 1, 32). <...> Но очевидно, что защитник предоставляет помощь и совет той стороне, которую он защищает в суде. Поэтому если он осознанно защищает неправосудное дело, то, несомненно, он совершает тяжкий грех и обязан возместить тот убыток, который неправосудно понесен другой стороной вследствие предоставленных им услуг. Однако если он защищает неправосудное дело неосознанно, полагая, что оно правосудно, то тогда его следует извинить в той мере, в какой простительно неведенье» (Фома Аквинский. Сумма теологии. Т. 8).
#мораль
«"Следовало ли тебе помогать нечестивцу...? За это на тебя гнев от лица Господня!" (2Пар. 19, 2). Но когда защитник защищает неправосудное дело, он этим помогает нечестивцу. Следовательно, он грешит и заслуживает гнева Господня.
Любое сообщничество в злом деянии, будь то совет, помощь или какое-либо согласие, незаконно, поскольку советовать или оказывать помощь в делании есть тоже своего рода делание, по каковой причине апостол говорит, что "они знают, ...что делающие такие дела достойны смерти, – однако не только их делают, но и делающих одобряют" (Рим. 1, 32). <...> Но очевидно, что защитник предоставляет помощь и совет той стороне, которую он защищает в суде. Поэтому если он осознанно защищает неправосудное дело, то, несомненно, он совершает тяжкий грех и обязан возместить тот убыток, который неправосудно понесен другой стороной вследствие предоставленных им услуг. Однако если он защищает неправосудное дело неосознанно, полагая, что оно правосудно, то тогда его следует извинить в той мере, в какой простительно неведенье» (Фома Аквинский. Сумма теологии. Т. 8).
#мораль
❤1👍1
7 богословских утверждений о растениях и животных, о которых вы могли не знать
1. Животные и растения созданы для людей, поэтому их разумное использование (включая, употребление в пищу и изготовление одежды) благословлено Богом. Прп. Иоанн Дамаскин пишет: «Нет ни одного живого существа, ни растения, в которое не вложил бы Творец какой-либо силы, годной для человеческого употребления».
2. По всей видимости, животные были сотворены изначально смертными и пригодными в пищу друг для друга. Только человек был создан для бессмертия.
3. Ветхозаветное деление животных на «чистых» и «нечистых» имело временное прообразовательное значение, в действительности Бог не сотворил ничего нечистого. Христиане могут употреблять в пищу мясо любых животных, насекомых, рыб и птиц.
4. Души животных смертны; вопреки ошибочному мнению, душа животного не находится в крови, иначе бы пролитие крови животного становилось бы утечкой его души, что абсурдно.
Продолжение в следующем сообщении
#подборки
1. Животные и растения созданы для людей, поэтому их разумное использование (включая, употребление в пищу и изготовление одежды) благословлено Богом. Прп. Иоанн Дамаскин пишет: «Нет ни одного живого существа, ни растения, в которое не вложил бы Творец какой-либо силы, годной для человеческого употребления».
2. По всей видимости, животные были сотворены изначально смертными и пригодными в пищу друг для друга. Только человек был создан для бессмертия.
3. Ветхозаветное деление животных на «чистых» и «нечистых» имело временное прообразовательное значение, в действительности Бог не сотворил ничего нечистого. Христиане могут употреблять в пищу мясо любых животных, насекомых, рыб и птиц.
4. Души животных смертны; вопреки ошибочному мнению, душа животного не находится в крови, иначе бы пролитие крови животного становилось бы утечкой его души, что абсурдно.
Продолжение в следующем сообщении
#подборки
👍10❤3👎1
5. Так как животное не нуждается в покаянии, не имеет смысла продлевать его жизнь в случае смертельной болезни. Жизнь животного ценна не сама по себе, а по отношению к человеческой пользе.
6. Поскольку животные не обладают духом и бессмертной душой, они не предназначены к тому, чтобы как люди, получить в день всеобщего воскресения нетленные тела. Животные не воскреснут из мертвых.
7. В силу того, что существование растений и животных напрямую связано с человеческой пользой, оно принадлежит лишь нынешней земной жизни. В жизни будущего века после всеобщего воскресения не будет ни растений, ни животных.
#подборки
6. Поскольку животные не обладают духом и бессмертной душой, они не предназначены к тому, чтобы как люди, получить в день всеобщего воскресения нетленные тела. Животные не воскреснут из мертвых.
7. В силу того, что существование растений и животных напрямую связано с человеческой пользой, оно принадлежит лишь нынешней земной жизни. В жизни будущего века после всеобщего воскресения не будет ни растений, ни животных.
#подборки
❤2👍1
Очень важно, чтобы мужчина был духовным лидером своей семьи. Чтобы умел принимать полезные для всей семьи решения в свете Слова Божия. А для этого он должен быть замотивирован изучать Священное Писание, знать как его практически применить в своей сфере ответственности. Подавать пример молитвы и доброго христианского поведения для своей жены и детей. Исправлять с любовью членов своей семьи, если они согрешили, и употреблять все старания, чтобы до этого не доходило. Позор тем православным мужчинам, в семье которых пребывание в тяжких грехах остаётся в порядке вещей! Именно так, а не наоборот. Муж ведёт, а не его ведут. Поэтому нужно изначально думать головой, с кем создавать семью.
#семья #мораль #мысли
#семья #мораль #мысли
🔥12👍4❤3
10 фактов об Ангелах
1. Ангелы – второй вид разумных существ во вселенной, кроме человека.
2. Ангелы находятся на небе и имеют одно занятие: воспевать хвалы Богу и служить Его Божественной воле.
3. Ангелы не способны к раскаянию, потому что не обладают телесностью.
4. Часть ангелов отпала от Бога до начала человеческой истории, став бесами или демонами. Их точное количество неизвестно.
5. Особое служение ангелов – это хранение людей и мест. Ангелы-хранители есть не только у отдельных людей, но и у целых народов, городов, стран, церквей, домов и т. п.
6. Ангелы не имеют нужды в языке и слухе, они без слов сообщают друг другу собственные мысли и решения.
7. Они ограничены, так что когда они находятся на небе, их нет на земле, и наоборот. Но при этом, они не ограничиваются материальными преградами, как человек или животное.
8. У ангелов, в действительности, нет крыльев, они не обладают полом и не выглядят как юноши. Однако они могут принимать тот или иной облик при явлении людям, в зависимости от того, как могут воспринимать их смотрящие.
9. Появляясь перед людьми в человеческом образе, ангелы временно воспринимают воздушные тела и даже делают вид, что разговаривают и едят, как люди (Тов.12:19).
10. Нам известно только девять ангельских чинов, однако, по мнению некоторых отцов Церкви, их гораздо больше.
#богословие
1. Ангелы – второй вид разумных существ во вселенной, кроме человека.
2. Ангелы находятся на небе и имеют одно занятие: воспевать хвалы Богу и служить Его Божественной воле.
3. Ангелы не способны к раскаянию, потому что не обладают телесностью.
4. Часть ангелов отпала от Бога до начала человеческой истории, став бесами или демонами. Их точное количество неизвестно.
5. Особое служение ангелов – это хранение людей и мест. Ангелы-хранители есть не только у отдельных людей, но и у целых народов, городов, стран, церквей, домов и т. п.
6. Ангелы не имеют нужды в языке и слухе, они без слов сообщают друг другу собственные мысли и решения.
7. Они ограничены, так что когда они находятся на небе, их нет на земле, и наоборот. Но при этом, они не ограничиваются материальными преградами, как человек или животное.
8. У ангелов, в действительности, нет крыльев, они не обладают полом и не выглядят как юноши. Однако они могут принимать тот или иной облик при явлении людям, в зависимости от того, как могут воспринимать их смотрящие.
9. Появляясь перед людьми в человеческом образе, ангелы временно воспринимают воздушные тела и даже делают вид, что разговаривают и едят, как люди (Тов.12:19).
10. Нам известно только девять ангельских чинов, однако, по мнению некоторых отцов Церкви, их гораздо больше.
#богословие
👍8❤1
В наше время огромное количество разводов, обусловленных, в числе прочего, несерьёзным отношением к созданию семьи. Многие вступают в брак без особой заботы о том, с каким человеком они отправляются в этот путь и зачем. «Не заладятся отношения, разведемся и построим новые», - думают люди, не понимая всей гибельности этой мысли для их союза и души каждого из супругов. Свт. Иоанн Златоуст ещё в древности отговаривал христиан от вступления в брак, описывая реальные последствия этого шага, которых они не могут избежать, если не хотят погубить душу. Сегодня это звучит особенно жёстко, но христианские принципы по прежнему высоки и неисполнимы без помощи Божией и работы над отношениями:
«Если мы, намереваясь купить дома или рабов, исследуем и разведываем и о продавцах, и о прежних владельцах, также и касательно самих продаваемых – об устройстве одних, о телесном состоянии и душевном настроении других; то гораздо больше намеревающимся выбрать жен должно иметь такую же и еще большую осмотрительность. Ведь худой дом можно опять продать, и раба, оказавшегося негодным, можно опять отдать продавшему, а взявшему жену нельзя опять отдать ее давшим, но совершенно необходимо иметь ее при себе до конца, или, отвергнув ее за пороки, сделаться виновным в прелюбодеянии по законам Божиим. «...»
Как ноги беглецов, быв связаны и сами по себе, и еще привязаны одни к другим какою-нибудь небольшою цепью, прикрепленною обоими концами к оковам, не могут ступать свободно, потому что каждый из них принужден следовать за другим; так и души супругов, имея и свои особые заботы, имеют и другое стеснение, происходящее от союза друг с другом, сдерживающее их хуже всякой цепи и отнимающее свободу у обоих тем, что не предоставляет начальство кому-нибудь одному из них, но разделяет власть между обоими. <...> Только вступать, или не вступать в брак зависит от нас; а то, что последует за браком, уже не в нашей власти, но волею или неволею нужно переносить рабство. Почему? Потому, что мы не по неведению избираем это подчинение, но, очень хорошо зная его права и законы, добровольно подвергаем себя этому игу».
#брак #отношения #мораль #мысли #иоаннзлатоуст
«Если мы, намереваясь купить дома или рабов, исследуем и разведываем и о продавцах, и о прежних владельцах, также и касательно самих продаваемых – об устройстве одних, о телесном состоянии и душевном настроении других; то гораздо больше намеревающимся выбрать жен должно иметь такую же и еще большую осмотрительность. Ведь худой дом можно опять продать, и раба, оказавшегося негодным, можно опять отдать продавшему, а взявшему жену нельзя опять отдать ее давшим, но совершенно необходимо иметь ее при себе до конца, или, отвергнув ее за пороки, сделаться виновным в прелюбодеянии по законам Божиим. «...»
Как ноги беглецов, быв связаны и сами по себе, и еще привязаны одни к другим какою-нибудь небольшою цепью, прикрепленною обоими концами к оковам, не могут ступать свободно, потому что каждый из них принужден следовать за другим; так и души супругов, имея и свои особые заботы, имеют и другое стеснение, происходящее от союза друг с другом, сдерживающее их хуже всякой цепи и отнимающее свободу у обоих тем, что не предоставляет начальство кому-нибудь одному из них, но разделяет власть между обоими. <...> Только вступать, или не вступать в брак зависит от нас; а то, что последует за браком, уже не в нашей власти, но волею или неволею нужно переносить рабство. Почему? Потому, что мы не по неведению избираем это подчинение, но, очень хорошо зная его права и законы, добровольно подвергаем себя этому игу».
#брак #отношения #мораль #мысли #иоаннзлатоуст
👍7❤1
Свт. Афанасий Ковровский рассуждает о правильном соотношении служения духовенства и их материального содержания народом. Убеждён, что именно это является верным подходом, требовать же деньги за совершение Таинств и треб - это преступление, которое не может иметь оправдания.
«Для духовенства вопрос о поминовении у нас стоит в тесной связи с вопросом о содержании. Но ведь надо же их разделить!... Надо же знать и священнослужителям и мирянам, что долг первых — молиться о вторых и что этот долг они неленостно и неустанно должны исполнять без всякой мысли о вознаграждении. Миряне же должны знать, что они должники священнослужителей и свой долг должны уплачивать в первую очередь молитвою же о пастырях духовных. А так как постоянное, почти непрерывное, каким должно быть у священнослужителей занятие молитвою, лишает их возможности заниматься другим трудом, то долг верующих заботиться о том, чтобы для священнослужителей была обеспечена возможность не отрываться от своего главнейшего дела,— молиться о всех и за вся. Делатель достоин мзды своей, а молитва дело, и дело нелегкое, требующее большого душевного и физического напряжения. Это во-первых. А во-вторых, необходимо же и священнослужителю, и мирянам проникнуться тою мыслью, что подача денег с поминаниями или при совершении треб не есть плата за прочтение поминаний, или за совершение треб.
Труд молитвы — неоплаченный труд и во всяком случае не может быть оплачен каким-либо вещественным предметом. То, что приносится священнослужителям при совершении богослужений и треб,— это милостыня, подаваемая молящимся ради Христа за своих сродников и друзей, живых и усопших. Принимать милостыню во имя Христа — не должно быть стыдно или унизительно для служителя Христа. Наоборот, питаться именем Христа — это великая честь для них, а подавать обильную милостыню во имя Христа должно быть вожделеннейшим делом для всех носящих имя христиан. Если в таких мыслях утвердятся и священнослужители и миряне, тогда вопрос о содержании духовенства легко и к общей пользе будет отделен от вопросов о поминовении и о плате за требы».
#проблемыцерковнойжизни #мораль
«Для духовенства вопрос о поминовении у нас стоит в тесной связи с вопросом о содержании. Но ведь надо же их разделить!... Надо же знать и священнослужителям и мирянам, что долг первых — молиться о вторых и что этот долг они неленостно и неустанно должны исполнять без всякой мысли о вознаграждении. Миряне же должны знать, что они должники священнослужителей и свой долг должны уплачивать в первую очередь молитвою же о пастырях духовных. А так как постоянное, почти непрерывное, каким должно быть у священнослужителей занятие молитвою, лишает их возможности заниматься другим трудом, то долг верующих заботиться о том, чтобы для священнослужителей была обеспечена возможность не отрываться от своего главнейшего дела,— молиться о всех и за вся. Делатель достоин мзды своей, а молитва дело, и дело нелегкое, требующее большого душевного и физического напряжения. Это во-первых. А во-вторых, необходимо же и священнослужителю, и мирянам проникнуться тою мыслью, что подача денег с поминаниями или при совершении треб не есть плата за прочтение поминаний, или за совершение треб.
Труд молитвы — неоплаченный труд и во всяком случае не может быть оплачен каким-либо вещественным предметом. То, что приносится священнослужителям при совершении богослужений и треб,— это милостыня, подаваемая молящимся ради Христа за своих сродников и друзей, живых и усопших. Принимать милостыню во имя Христа — не должно быть стыдно или унизительно для служителя Христа. Наоборот, питаться именем Христа — это великая честь для них, а подавать обильную милостыню во имя Христа должно быть вожделеннейшим делом для всех носящих имя христиан. Если в таких мыслях утвердятся и священнослужители и миряне, тогда вопрос о содержании духовенства легко и к общей пользе будет отделен от вопросов о поминовении и о плате за требы».
#проблемыцерковнойжизни #мораль
❤4👍3
В месяцеслове Русской Церкви сегодня перечисляются поименно семь архангелов. Кроме известных из Священного Писания Михаила, Гавриила и Рафаила, упомянуты Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил и Иеремиил. Однако мало кто задумывается о том, откуда они вообще взялись. Ни у кого из древних отцов Церкви мы не находим этих имен. Древняя Церковь чтила поименно только первых трех архангелов. Римский собор 745 года (под председательством свт. Захарии, папы римского) определил: «Но мы, как нас учит святое апостольское служение и дает Божественная власть, не знаем более чем трех имен ангелов, то есть Михаил, Гавриил, Рафаил: иначе тайна бытия имен ангелов и демонов была бы открыта» (Concilium Romanum 745, actio tertia // Mansi JD — Sacrorum Conciliorum Nova Amplissima Collectio. Vol. 12. Сol. 384).
👍6❤1🔥1
Откуда же взялись остальные? Популярные и даже научные православные источники дают смутную ссылку на некое церковное предание (которое не было известно древним отцам, странно, не правда ли?), а также на полуапокрифическую «Третью книгу Ездры», где действительно упоминаются Уриил, Салафиил и Иеремиил. На самом же деле, Варахиил упоминается в апокрифической «Третьей книге Еноха», а имя Иегудиила (как сообщает Википедия) известно только из откровения католического монаха Амадея Португальского (XV в.). Культ Иегудиила получил распространение на Западе с XV века, откуда его почитание было перенесено в «Жития святых» св. Димитрием Ростовским в самом конце XVII века. Смею предположить, что имена этих лжеархангелов были некритично восприняты только на славянской почве, вроде бы у греков они не почитаются. В службе Небесным силам бесплотным этих имен мы также не найдем.
👍4❤1🤔1
Свт. Василий Великий объясняет как правильно понимать и применять в жизни заповедь о неосуждении:
"Поскольку Господь иногда говорит: «не судите по наружности», а иногда повелевает: «но судите судом праведным» (Ин. 7, 24), то не вовсе запрещается нам судить, а показывает различие суда. А за что следует судить и за что нет, ясно предал нам апостол, когда, в рассуждении того, что предоставлено произволению каждого и не определено в Писании, говорит: «А ты что осуждаешь брата твоего?» (Рим.14, 10); и еще: «Не станем же более судить друг друга» (Рим.14 13); а в рассуждении того, что не угодно Богу, обличает не осуждающих и сам от себя произносит суд, говоря: «А я, отсутствуя телом, но присутствуя (у вас) духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело, в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (1Кор.5,3–5).
Поэтому если что зависит от нашего произволения, иногда даже бывает и неизвестным, за то не надобно осуждать брата, по сказанному у апостола о неведомом: «Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения» (1Кор. 4, 5). Но защищать суды Божьи – непререкаемая необходимость, чтобы умалчивающему самому не вкусить гнева Божия, разве кто, делая то же, что и обвиняемый, не посмеет осудить брата, слыша Господа, Который говорит: «вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7, 5)".
У нас чаще бывает наоборот: то, что кажется некоторой части людей дурным поведением (в действительности же - безразличное) или просто слухом - осуждается, а действительно злые дела - замалчиваются и не обличаются по-евангельски.
#мораль #духовнаяжизнь
"Поскольку Господь иногда говорит: «не судите по наружности», а иногда повелевает: «но судите судом праведным» (Ин. 7, 24), то не вовсе запрещается нам судить, а показывает различие суда. А за что следует судить и за что нет, ясно предал нам апостол, когда, в рассуждении того, что предоставлено произволению каждого и не определено в Писании, говорит: «А ты что осуждаешь брата твоего?» (Рим.14, 10); и еще: «Не станем же более судить друг друга» (Рим.14 13); а в рассуждении того, что не угодно Богу, обличает не осуждающих и сам от себя произносит суд, говоря: «А я, отсутствуя телом, но присутствуя (у вас) духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело, в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (1Кор.5,3–5).
Поэтому если что зависит от нашего произволения, иногда даже бывает и неизвестным, за то не надобно осуждать брата, по сказанному у апостола о неведомом: «Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения» (1Кор. 4, 5). Но защищать суды Божьи – непререкаемая необходимость, чтобы умалчивающему самому не вкусить гнева Божия, разве кто, делая то же, что и обвиняемый, не посмеет осудить брата, слыша Господа, Который говорит: «вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7, 5)".
У нас чаще бывает наоборот: то, что кажется некоторой части людей дурным поведением (в действительности же - безразличное) или просто слухом - осуждается, а действительно злые дела - замалчиваются и не обличаются по-евангельски.
#мораль #духовнаяжизнь
❤3🔥1
Как-то я задался вопросом: в чем разница между законным и незаконным возмездием преступнику? Представьте, что Вас или Ваших близких ограбили, избили или сделали еще что-то ужасное. Как христианин, Вы знаете, что нельзя воздавать злом за зло, но и оставлять преступника безнаказанным тоже считаете неправильным. Как быть?
Нашел для себя внятный ответ у западного богослова и философа Фомы Аквинского:
«Возмездие заключается в причинении зла наказания тому кто согрешил. Поэтому, говоря о возмездии, мы должны принимать во внимание намерение мстителя. Так, если его намерение определено по преимуществу к причинению зла тому, кому он мстит, и в этом оно находит свое успокоение, то тогда возмездие в целом является незаконным, поскольку получать удовольствие от несчастья другого присуще ненависти, которая противна горней любви, посредством которой мы должны любить всех людей. И при этом то, что зло он предназначает тому, кто сам несправедливо причинил ему зло, не может служить ему оправданием, поскольку никто не вправе ненавидеть ненавидящего его. Действительно, человек не может грешить против другого только потому, что последний согрешил против него, поскольку это есть не что иное, как быть побежденным злом, что запрещено апостолом, который сказал: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12, 21).
Если же намерение мстителя определено по преимуществу к некоторому благу, которое может принести наказание согрешившего человека (например, что грешник исправится или, по крайней мере, будет обуздан и не сможет причинить вред другим, что восторжествует правосудие и будет прославлен Господь), то возмездие может являться законным при том условии, что будут учтены все прочие надлежащие обстоятельства» (Сумма теологии. Т. 8, вопр. 108).
Что касается вопроса о том, не является ли человеческое возмездие присваиванием Божественной прерогативы суда, Фома отвечает:
«Кто отмщает порочному в соответствии со своим положением и должностью, тот не усваивает себе того, что принадлежит Богу, но использует предоставленную ему Богом власть. В связи с этим о земном начальнике [Писание] говорит, что "он – Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое" (Рим. 13, 4). Но если возмездие человека выходит за пределы божественно установленного порядка, то тогда он усваивает себе Божие и потому грешит».
#мораль
Нашел для себя внятный ответ у западного богослова и философа Фомы Аквинского:
«Возмездие заключается в причинении зла наказания тому кто согрешил. Поэтому, говоря о возмездии, мы должны принимать во внимание намерение мстителя. Так, если его намерение определено по преимуществу к причинению зла тому, кому он мстит, и в этом оно находит свое успокоение, то тогда возмездие в целом является незаконным, поскольку получать удовольствие от несчастья другого присуще ненависти, которая противна горней любви, посредством которой мы должны любить всех людей. И при этом то, что зло он предназначает тому, кто сам несправедливо причинил ему зло, не может служить ему оправданием, поскольку никто не вправе ненавидеть ненавидящего его. Действительно, человек не может грешить против другого только потому, что последний согрешил против него, поскольку это есть не что иное, как быть побежденным злом, что запрещено апостолом, который сказал: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12, 21).
Если же намерение мстителя определено по преимуществу к некоторому благу, которое может принести наказание согрешившего человека (например, что грешник исправится или, по крайней мере, будет обуздан и не сможет причинить вред другим, что восторжествует правосудие и будет прославлен Господь), то возмездие может являться законным при том условии, что будут учтены все прочие надлежащие обстоятельства» (Сумма теологии. Т. 8, вопр. 108).
Что касается вопроса о том, не является ли человеческое возмездие присваиванием Божественной прерогативы суда, Фома отвечает:
«Кто отмщает порочному в соответствии со своим положением и должностью, тот не усваивает себе того, что принадлежит Богу, но использует предоставленную ему Богом власть. В связи с этим о земном начальнике [Писание] говорит, что "он – Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое" (Рим. 13, 4). Но если возмездие человека выходит за пределы божественно установленного порядка, то тогда он усваивает себе Божие и потому грешит».
#мораль
❤3👍1
Свт. Кесарий Арелатский напоминает о связи между уделением внимания изучения Слова Божия и эффективностью наших молитв:
«"Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва - мерзость" (Прит.28:9). Следует вначале выслушать Бога тому, кто желает, чтобы Бог его выслушал. Ведь с какой дерзостью хочет он, чтобы выслушал его Тот, Кого он настолько презирает, что пренебрегает чтением Его наставлений? И как, братья мои, оценим мы другое - что весьма многие христиане, а также, что гораздо хуже, часто даже и клирики, когда готовятся в путь, приказывают приготовить себе и хлеб, и вино, и масло, и предпринимают разнообразные на то расходы; и когда с таким тщанием всякий подготавливает себя к дороге на земле, дабы плоть его здравствовала, почему не хочет он читать одну единственную книгу, коей и в этом мире, и в том воздвигается душа его?»
#мораль #молитва #библия
«"Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва - мерзость" (Прит.28:9). Следует вначале выслушать Бога тому, кто желает, чтобы Бог его выслушал. Ведь с какой дерзостью хочет он, чтобы выслушал его Тот, Кого он настолько презирает, что пренебрегает чтением Его наставлений? И как, братья мои, оценим мы другое - что весьма многие христиане, а также, что гораздо хуже, часто даже и клирики, когда готовятся в путь, приказывают приготовить себе и хлеб, и вино, и масло, и предпринимают разнообразные на то расходы; и когда с таким тщанием всякий подготавливает себя к дороге на земле, дабы плоть его здравствовала, почему не хочет он читать одну единственную книгу, коей и в этом мире, и в том воздвигается душа его?»
#мораль #молитва #библия
👍6
Равноапостольный Николай Японский (кон. XIX века) об ожидании скорого конца мира
«Опечалился я очень, прочитавши теневую часть Вашего письма: „Грозные тучи ходят над бедною Россией. Не без причины многие думают, что близок конец мира“ и т. д. Но не устояла во всей силе печаль моя против дальнейших размышлений. В пылу битвы воин видит кровь, много крови; но не прав будет он, если скажет: „Вот только и есть кровь, нет больше мира, рушится мир!“ Вы в самом центре разгоревшейся битвы, и сами получаете раны. Как не страдать вам, не исходить кровью вашему сердцу и как удержаться от крика боли! Но окиньте взором пространство мировой истории от Адама доныне: когда же были времена вполне утешительные? Дохристианский мир задыхался в безпросветной атмосфере зла до того, что лучшие тогдашние люди прибегали, как к последнему утешению, к самоубийству. Лишь только блеснул на земле небесный свет и подана людям чаша утешения, люди, вошедшие в полосу этого света и принявшие чашу, тем не менее, видя окружавший их внешний мрак, страдали до того, что свое время считали концом мира. Вспомните, как апостол Павел убеждал Солунян о Пришествии Господа не спешить колебаться умом, что хотя тайна беззакония уже деется, но кончина не теперь. А когда? И проповестся сие Евангелие царствия по всей вселенней, во свидетельство всем языком: и тогда приидет кончина. На что яснее и вернее, а также и утешительнее сего указания! Еще большая половина языков вселенной не слышала Евангелия царствия. А и слышавшая разве достодолжно усвоила его? Разве у европейских народов Евангелие проникло до глубины сердца? Нет, оно еще на поверхности их душ. И это потому, что западные народы слушают Евангелие, затемненное извращениями католичества и протестантства; Россия слушает всесветлое Евангелие непросветленным еще, невежественным, неразвитым умом и неуглубленным сердцем. Разве для того Бог сходил на землю и Сам изрек людям учение, чтобы оно вскорости же явилось в потемненном виде католичества и протестантства, а там, где сияет полным своим светом, только немногие до дна их умов и сердец были просвещены и претворены им, – каков сонм святых Православной Церкви, масса же более по влечению сердца шла в сем свете, ясно не давая себе отчета, каким сокровищем она обладает?.. Жизнь и отдельного человека, тем более каждого народа и, несомненно, всего человечества проходит периоды, назначенные ей Творцом.
В каком же возрасте теперь человечество со времени рождения его в новую жизнь? О, конечно, еще в юном! Две тысячи лет для такого большого организма совсем небольшие годы. Пройдут еще многие тысячи лет, пока истинное Христово учение и оживотворяющая благодать Святого Духа проникнут во все члены этого организма, пока все народы и в них все отдельные личности усвоят Христово учение и подвергнутся благодатному действию его: правда Божия сего требует. Истина Христова и благодать Святого Духа всею своею силою должны войти в человечество и произвести полное свое действие. Тогда только настанет зрелый возраст человечества: этот великий организм станет во весь свой рост, и станет столько добра творить, насколько способна созданная Богом Творцом и оплодотворенная Богом Спасителем природа человеческая. Еще древние пророки провидели и в восхитительных чертах изображали это время, когда не будет пути нечистого я не заблудят люди, не будет льва и никакого зверя лютого, а волки и агнцы будут пастись вместе; тогда будет едино стадо и един пастырь, по вожделенному слову Самой воплощенной Истины. Далеко-далеко еще человечеству до этой вершины! А потом оно пойдет вниз и спустится до таких глубин зла, до которых и пред потопом не достигало; жизненные силы света и добра почти вконец иссякнут в одряхлевшем человечестве, – тогда-то, и не раньше как тогда, настанет конец мира».
#конецмира
«Опечалился я очень, прочитавши теневую часть Вашего письма: „Грозные тучи ходят над бедною Россией. Не без причины многие думают, что близок конец мира“ и т. д. Но не устояла во всей силе печаль моя против дальнейших размышлений. В пылу битвы воин видит кровь, много крови; но не прав будет он, если скажет: „Вот только и есть кровь, нет больше мира, рушится мир!“ Вы в самом центре разгоревшейся битвы, и сами получаете раны. Как не страдать вам, не исходить кровью вашему сердцу и как удержаться от крика боли! Но окиньте взором пространство мировой истории от Адама доныне: когда же были времена вполне утешительные? Дохристианский мир задыхался в безпросветной атмосфере зла до того, что лучшие тогдашние люди прибегали, как к последнему утешению, к самоубийству. Лишь только блеснул на земле небесный свет и подана людям чаша утешения, люди, вошедшие в полосу этого света и принявшие чашу, тем не менее, видя окружавший их внешний мрак, страдали до того, что свое время считали концом мира. Вспомните, как апостол Павел убеждал Солунян о Пришествии Господа не спешить колебаться умом, что хотя тайна беззакония уже деется, но кончина не теперь. А когда? И проповестся сие Евангелие царствия по всей вселенней, во свидетельство всем языком: и тогда приидет кончина. На что яснее и вернее, а также и утешительнее сего указания! Еще большая половина языков вселенной не слышала Евангелия царствия. А и слышавшая разве достодолжно усвоила его? Разве у европейских народов Евангелие проникло до глубины сердца? Нет, оно еще на поверхности их душ. И это потому, что западные народы слушают Евангелие, затемненное извращениями католичества и протестантства; Россия слушает всесветлое Евангелие непросветленным еще, невежественным, неразвитым умом и неуглубленным сердцем. Разве для того Бог сходил на землю и Сам изрек людям учение, чтобы оно вскорости же явилось в потемненном виде католичества и протестантства, а там, где сияет полным своим светом, только немногие до дна их умов и сердец были просвещены и претворены им, – каков сонм святых Православной Церкви, масса же более по влечению сердца шла в сем свете, ясно не давая себе отчета, каким сокровищем она обладает?.. Жизнь и отдельного человека, тем более каждого народа и, несомненно, всего человечества проходит периоды, назначенные ей Творцом.
В каком же возрасте теперь человечество со времени рождения его в новую жизнь? О, конечно, еще в юном! Две тысячи лет для такого большого организма совсем небольшие годы. Пройдут еще многие тысячи лет, пока истинное Христово учение и оживотворяющая благодать Святого Духа проникнут во все члены этого организма, пока все народы и в них все отдельные личности усвоят Христово учение и подвергнутся благодатному действию его: правда Божия сего требует. Истина Христова и благодать Святого Духа всею своею силою должны войти в человечество и произвести полное свое действие. Тогда только настанет зрелый возраст человечества: этот великий организм станет во весь свой рост, и станет столько добра творить, насколько способна созданная Богом Творцом и оплодотворенная Богом Спасителем природа человеческая. Еще древние пророки провидели и в восхитительных чертах изображали это время, когда не будет пути нечистого я не заблудят люди, не будет льва и никакого зверя лютого, а волки и агнцы будут пастись вместе; тогда будет едино стадо и един пастырь, по вожделенному слову Самой воплощенной Истины. Далеко-далеко еще человечеству до этой вершины! А потом оно пойдет вниз и спустится до таких глубин зла, до которых и пред потопом не достигало; жизненные силы света и добра почти вконец иссякнут в одряхлевшем человечестве, – тогда-то, и не раньше как тогда, настанет конец мира».
#конецмира
👍10❤2🔥1
Митрополит Стефан (Яворский) рассуждает, можно ли христианину полагать надежду на свои добрые дела?
«По немощи человеческого естества, склонного к гордости, и из-за того, что человеку неизвестно, насколько на самом деле добры его дела, и из-за страха тщеславия, лучше и надежнее все упование возлагать на одно Божие милосердие и на Его благость <...> В первую очередь должно уповать на Бога, но добрые дела также имеют значение для спасения.. Поэтому хорошо и правильно иметь некую надежду и на свои добрые дела, но со смирением, а не с гордостью. Мы видим это в Священном Писании, когда говорится о многих святых, что они прежде всего уповали на Бога, а потом уже на свои добрые дела. Никто не дерзнет назвать этих святых мужей фарисеями. Фарисей говорил о своих делах с гордостью, унижая мытаря, а святые упоминали о своих добрых делах со смирением, приписывая все свои добрые дела Богу и Его благодати, как, например, ясно говорит Апостол Павел: Я более всех их (Апостолов) потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною (1Кор. 15, 10). К этому же относятся и эти слова: Хвалящийся хвались Господом (1Кор. 1, 31)» (Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви).
#мораль #духовнаяжизнь
«По немощи человеческого естества, склонного к гордости, и из-за того, что человеку неизвестно, насколько на самом деле добры его дела, и из-за страха тщеславия, лучше и надежнее все упование возлагать на одно Божие милосердие и на Его благость <...> В первую очередь должно уповать на Бога, но добрые дела также имеют значение для спасения.. Поэтому хорошо и правильно иметь некую надежду и на свои добрые дела, но со смирением, а не с гордостью. Мы видим это в Священном Писании, когда говорится о многих святых, что они прежде всего уповали на Бога, а потом уже на свои добрые дела. Никто не дерзнет назвать этих святых мужей фарисеями. Фарисей говорил о своих делах с гордостью, унижая мытаря, а святые упоминали о своих добрых делах со смирением, приписывая все свои добрые дела Богу и Его благодати, как, например, ясно говорит Апостол Павел: Я более всех их (Апостолов) потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною (1Кор. 15, 10). К этому же относятся и эти слова: Хвалящийся хвались Господом (1Кор. 1, 31)» (Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви).
#мораль #духовнаяжизнь
👍4
Библейские принципы пользования житейскими благами:
• их следует приобретать только честным трудом (2Фес. 3, 10);
• не следует искать их для цели суетной, чувственной и земной (Лк. 12:19; 1Тим. 6, 9);
• не следует пристращаться к ним своим сердцем (Пс. 61, 11) и слишком полагаться на них (1Тим. 6, 17);
• не следует смотреть на них как на свою неотъемлемую собственность, нужно всегда быть готовым жертвовать ими для целей высших, духовных (1Тим. 6, 18; Евр. 13, 16);
• нужно быть готовым спокойно к тому, чтобы перенести их непроизвольное лишение, если бы оно случилось (Мф. 24, 13; Лк. 21, 19; 1Петр. 2, 19);
• следует заблаговременно приучить себя довольствоваться малым (1Тим. 6, 7–8).
#библия #мораль #духовнаяжизнь
• их следует приобретать только честным трудом (2Фес. 3, 10);
• не следует искать их для цели суетной, чувственной и земной (Лк. 12:19; 1Тим. 6, 9);
• не следует пристращаться к ним своим сердцем (Пс. 61, 11) и слишком полагаться на них (1Тим. 6, 17);
• не следует смотреть на них как на свою неотъемлемую собственность, нужно всегда быть готовым жертвовать ими для целей высших, духовных (1Тим. 6, 18; Евр. 13, 16);
• нужно быть готовым спокойно к тому, чтобы перенести их непроизвольное лишение, если бы оно случилось (Мф. 24, 13; Лк. 21, 19; 1Петр. 2, 19);
• следует заблаговременно приучить себя довольствоваться малым (1Тим. 6, 7–8).
#библия #мораль #духовнаяжизнь
🔥6❤3
🔎Существуют ли противоречия между ветхозаветным законом и Новым Заветом?
Новозаветный закон соотносится с ветхозаветным как совершенное с несовершенным. Можно сказать, что первый включает в себя все моральные предписания последнего и превосходит их. Церковь учит нас, что «те заповеди Ветхого Завета, которые касались обрядов и таинств, и прообразовали дела Христовы, все кончились. Как тень проходит при появлении истины, так равным образом и они прошли, и христиане не обязываются их исполнять. Но те заповеди, которые предписывают сохранять любовь к Богу и ближнему, христиане не только обязаны соблюдать, но гораздо с большей точностью и с большей полнотой, нежели как их соблюдали ветхозаветные израильтяне; так как мы получили гораздо большие благодеяния от Бога, и с несравненным преимуществом перед ними приняли благодать Святого Духа через Господа нашего Иисуса Христа» (Православное исповедание. Ч. 3, вопрос 47).
Вопреки ошибочному представлению, в Новом Завете нимало не изменился характер Бога, а новозаветные нормы не вступают в противоречие с ветхозаветными.
#библия #мораль #ответынавопросы
Новозаветный закон соотносится с ветхозаветным как совершенное с несовершенным. Можно сказать, что первый включает в себя все моральные предписания последнего и превосходит их. Церковь учит нас, что «те заповеди Ветхого Завета, которые касались обрядов и таинств, и прообразовали дела Христовы, все кончились. Как тень проходит при появлении истины, так равным образом и они прошли, и христиане не обязываются их исполнять. Но те заповеди, которые предписывают сохранять любовь к Богу и ближнему, христиане не только обязаны соблюдать, но гораздо с большей точностью и с большей полнотой, нежели как их соблюдали ветхозаветные израильтяне; так как мы получили гораздо большие благодеяния от Бога, и с несравненным преимуществом перед ними приняли благодать Святого Духа через Господа нашего Иисуса Христа» (Православное исповедание. Ч. 3, вопрос 47).
Вопреки ошибочному представлению, в Новом Завете нимало не изменился характер Бога, а новозаветные нормы не вступают в противоречие с ветхозаветными.
#библия #мораль #ответынавопросы
❤2
Христианский взгляд на проблему страданий
«Никогда не следует думать, что христианство требует страданий и всякого рода отречения от благ мира сего ради самих страданий. Призыв Христа к страданиям есть не столько требование, сколько предсказание. Зная, что зло мира сего в нем неуничтожимо, Господь предрекал страдания как нечто неизбежное. Но это неизбежное никогда нельзя превращать в нечто нужное и желательное. Страдание есть всегда следствие зла, и принципиально проповедовать страдание значило бы принципиально служить злу» (протоиерей Николай Стеллецкий. Опыт нравственного православного богословия в апологетическом освещении. Том II).
Это рассуждение давно было у меня в голове, а здесь оно прекрасно сформулировано. Все служение Христа направлено на облегчение человеческих страданий, а не на их усугубление.
#мораль
«Никогда не следует думать, что христианство требует страданий и всякого рода отречения от благ мира сего ради самих страданий. Призыв Христа к страданиям есть не столько требование, сколько предсказание. Зная, что зло мира сего в нем неуничтожимо, Господь предрекал страдания как нечто неизбежное. Но это неизбежное никогда нельзя превращать в нечто нужное и желательное. Страдание есть всегда следствие зла, и принципиально проповедовать страдание значило бы принципиально служить злу» (протоиерей Николай Стеллецкий. Опыт нравственного православного богословия в апологетическом освещении. Том II).
Это рассуждение давно было у меня в голове, а здесь оно прекрасно сформулировано. Все служение Христа направлено на облегчение человеческих страданий, а не на их усугубление.
#мораль
👍7❤3
Сегодня день памяти вселенского учителя свт. Иоанна Златоуста (+407) - настоящего христианина и доброго пастыря, чьи поучения звучат живо и современно и в наши дни. Святитель всегда подчеркивал, что добродетель и святость - это норма жизни для каждого христианина, а не исключение. Вспомним его практический совет о достижении результатов на этом пути, можно поставить это себе задачей на предстоящий пост:
«Подражайте в этом случае хотя прилежанию малых детей. Они прежде всего заучивают начертание букв, потом стараются узнать их в сложении, и наконец таким путем доходят и до чтения. Будем и мы поступать так же. Разделив добродетель на части, прежде всего научимся не клясться, не преступать клятвы, не злословить; потом, переходя к другой букве, научимся не завидовать, не любить плоти, не угождать чреву, не упиваться, не быть жестокими и нерадивыми; от этих добродетелей опять перейдем к духовным, и будем стараться о воздержании и презрении чрева, о целомудрии, правде, презрении славы, о кротости и сердечном сокрушении, – все это совокупим вместе и напишем в душе нашей. И во всем этом мы можем упражняться дома со своими друзьями, с женою, с детьми» (Беседы на Евангелие от Матфея, 11).
#пост #мораль #иоаннзлатоуст
«Подражайте в этом случае хотя прилежанию малых детей. Они прежде всего заучивают начертание букв, потом стараются узнать их в сложении, и наконец таким путем доходят и до чтения. Будем и мы поступать так же. Разделив добродетель на части, прежде всего научимся не клясться, не преступать клятвы, не злословить; потом, переходя к другой букве, научимся не завидовать, не любить плоти, не угождать чреву, не упиваться, не быть жестокими и нерадивыми; от этих добродетелей опять перейдем к духовным, и будем стараться о воздержании и презрении чрева, о целомудрии, правде, презрении славы, о кротости и сердечном сокрушении, – все это совокупим вместе и напишем в душе нашей. И во всем этом мы можем упражняться дома со своими друзьями, с женою, с детьми» (Беседы на Евангелие от Матфея, 11).
#пост #мораль #иоаннзлатоуст
👍9❤1
Forwarded from Азбука веры
Предлагаем вашему вниманию книгу доктора богословия прот. Николая Стеллецкого (1862-1919) «Опыт нравственного православного богословия в апологетическом освещении».
Это фундаментальный курс по нравственному богословию.
В 1-м томе разбираются общие теоретические вопросы морали, во 2-м - как жить и развиваться христианину как отдельной личности, в 3-м - как быть христианином в семье, на работе, в обществе.
Такие книги помогают мирянину лучше понять, как применять Евангелие к своей жизни, чем чтение специфически монашеских книг.
Вот некоторые темы:
- любовь к Богу, ближнему и самому себе, о дружбе;
- понятие о справедливости (вопросы о противлении злу, защите ближнего, самообороне, войне и наказании преступников, вопрос о допустимости лжи в некоторых ситуациях);
- о молитве, проведении воскресных дней и праздников, о посте и вегетарианстве;
- вопрос о клятвах и их допустимости;
- о саморазвитии христианина, отношении к телу и заботе о нем;
- отношение к болезням и смерти, о самоубийстве и самопожертвовании;
- проведение досуга, отношение к удовольствиям жизни, развлечениям и играм (светская музыка, танцы, игральные карты, балы и др.)
- скорби и страдания жизни;
- о милосердии и благотворительности;
- отношение к животным;
- о браке и его целях, об интимных отношениях и их значении в жизни семьи, о разводах и второбрачии;
- об отношениях в семье;
- о христианском государстве.
Это фундаментальный курс по нравственному богословию.
В 1-м томе разбираются общие теоретические вопросы морали, во 2-м - как жить и развиваться христианину как отдельной личности, в 3-м - как быть христианином в семье, на работе, в обществе.
Такие книги помогают мирянину лучше понять, как применять Евангелие к своей жизни, чем чтение специфически монашеских книг.
Вот некоторые темы:
- любовь к Богу, ближнему и самому себе, о дружбе;
- понятие о справедливости (вопросы о противлении злу, защите ближнего, самообороне, войне и наказании преступников, вопрос о допустимости лжи в некоторых ситуациях);
- о молитве, проведении воскресных дней и праздников, о посте и вегетарианстве;
- вопрос о клятвах и их допустимости;
- о саморазвитии христианина, отношении к телу и заботе о нем;
- отношение к болезням и смерти, о самоубийстве и самопожертвовании;
- проведение досуга, отношение к удовольствиям жизни, развлечениям и играм (светская музыка, танцы, игральные карты, балы и др.)
- скорби и страдания жизни;
- о милосердии и благотворительности;
- отношение к животным;
- о браке и его целях, об интимных отношениях и их значении в жизни семьи, о разводах и второбрачии;
- об отношениях в семье;
- о христианском государстве.
azbyka.ru
Опыт нравственного православного богословия в апологетическом освещении. Том I - протоиерей Николай Стеллецкий - читать, скачать
Труд «Опыт нравственного православного богословия в апологетическом освещении. Том I» протоиерея Николая Стеллецкого. Большинство произведений библиотеки можно скачать в форматах EPUB, PDF.
Недавно задали вопрос об актуальности для христиан Псалтири, в частности об отношении к врагам, которое присутствует у псалмопевца.
Поскольку Псалтирь является богодухновенной частью Священного Писания, то мы исходим из того, что все воззвания псалмопевца вдохновлены Господом. Соответственно, в них нет ничего недостойного и бесполезного для нас. В псалмах нередко говорится о личных врагах псалмопевца и о врагах Божьих (нераскаянных грешниках). Он ненавидел неправедных постольку поскольку объектом его ненависти была их неправедность, которая была их злом. Такая ненависть совершенна, о чем он сам говорит так: Полною ненавистью ненавижу их (Пс. 138, 22). Святой Августин поясняет: «Совершенная ненависть бывает тогда, когда кто ненавидит зло и любит природу и кто, ненавидя зло, не питает ненависти к природе, т. е. человеческой, производящей зло, и наоборот, любя природу, или человека, не любит вместе с ним и зла его, но любит одну только природу и ненавидит одно только зло».
Таким же образом и мы, христиане, должны любить врагов и, одновременно, ненавидеть их злые поступки. Отношение к врагам в Псалтири, в полной мере соответствует новозаветному.
#библия #мораль #ответынавопросы
Поскольку Псалтирь является богодухновенной частью Священного Писания, то мы исходим из того, что все воззвания псалмопевца вдохновлены Господом. Соответственно, в них нет ничего недостойного и бесполезного для нас. В псалмах нередко говорится о личных врагах псалмопевца и о врагах Божьих (нераскаянных грешниках). Он ненавидел неправедных постольку поскольку объектом его ненависти была их неправедность, которая была их злом. Такая ненависть совершенна, о чем он сам говорит так: Полною ненавистью ненавижу их (Пс. 138, 22). Святой Августин поясняет: «Совершенная ненависть бывает тогда, когда кто ненавидит зло и любит природу и кто, ненавидя зло, не питает ненависти к природе, т. е. человеческой, производящей зло, и наоборот, любя природу, или человека, не любит вместе с ним и зла его, но любит одну только природу и ненавидит одно только зло».
Таким же образом и мы, христиане, должны любить врагов и, одновременно, ненавидеть их злые поступки. Отношение к врагам в Псалтири, в полной мере соответствует новозаветному.
#библия #мораль #ответынавопросы
❄️Вот и пришел Рождественский пост. Поделюсь некоторыми мыслями о посте, с которыми можно не соглашаться, это то, к чему я пришел для себя.
🎯1. Нужно определить индивидуальные цели поста для себя, для своей семьи. И делать то, чтобы достичь их. Даже если это не прописано в церковном уставе. Не стоит пытаться подражать подвижникам, у них были свои цели, которые отличаются от наших. Попытка внедрить их духовный и телесный пост в свою жизнь, скорее приведет к унынию, чем реально принесет пользу.
🏋♂2. Не стоит пытаться делать из своего поста подвиг. Так будет меньше поводов для тщеславия и для уныния, если что-то не будет получаться. Просто не теряй время и делай, что можешь.
🍲3. Единого для всех устава пищевого поста не существует. Каждый поститься в соответствии с индивидуальными особенностями и обстоятельствами. Поэтому говорить о нарушении поста, на мой взгляд, можно только в смысле отступления от личного намеченного плана, а не какого-то обязательного церковного правила. Совсем не поститься в постные периоды, конечно, неправильно, но и загонять себя и других в жёсткие рамки в плане наполнения этих дней, тоже будет крайностью.
🎄4. Хотя в этом году Новый год выпадает на воскресенье, что предполагает по канонам, полное освобождение от поста (можно законно съесть оливьешку), стоит помнить о благопристойности и умеренности. Событие Нового года не освобождает нас от того, чтобы посетить воскресную литургию наутро. Об этом нужно подумать заранее.
Желаю всем душеполезно провести это время!
#мысли #духовнаяжизнь
🎯1. Нужно определить индивидуальные цели поста для себя, для своей семьи. И делать то, чтобы достичь их. Даже если это не прописано в церковном уставе. Не стоит пытаться подражать подвижникам, у них были свои цели, которые отличаются от наших. Попытка внедрить их духовный и телесный пост в свою жизнь, скорее приведет к унынию, чем реально принесет пользу.
🏋♂2. Не стоит пытаться делать из своего поста подвиг. Так будет меньше поводов для тщеславия и для уныния, если что-то не будет получаться. Просто не теряй время и делай, что можешь.
🍲3. Единого для всех устава пищевого поста не существует. Каждый поститься в соответствии с индивидуальными особенностями и обстоятельствами. Поэтому говорить о нарушении поста, на мой взгляд, можно только в смысле отступления от личного намеченного плана, а не какого-то обязательного церковного правила. Совсем не поститься в постные периоды, конечно, неправильно, но и загонять себя и других в жёсткие рамки в плане наполнения этих дней, тоже будет крайностью.
🎄4. Хотя в этом году Новый год выпадает на воскресенье, что предполагает по канонам, полное освобождение от поста (можно законно съесть оливьешку), стоит помнить о благопристойности и умеренности. Событие Нового года не освобождает нас от того, чтобы посетить воскресную литургию наутро. Об этом нужно подумать заранее.
Желаю всем душеполезно провести это время!
#мысли #духовнаяжизнь
👍19