чтец Сергий Федоров – Telegram
чтец Сергий Федоров
757 subscribers
378 photos
7 videos
29 files
456 links
Магистр богословия / Катехизатор / Религиовед / Клирик Русской Православной Церкви (МП)

Для тех, кто хочет быть православным и не отключать голову

Задать мне вопрос https://news.1rj.ru/str/lector_sergey_bot

Поддержать меня 5469 4000 4166 2961 (сбер)
Download Telegram
22 канон Седьмого Вселенского собора о благопристойности при употреблении пищи

Все приносить Богу и не быть рабом собственных пожеланий есть великое дело. Божественный апостол говорит: «Едите ли, пьете ли, все делайте в славу Божию» (1Кор. 10:31). Поэтому Христос Бог наш в Своих Евангелиях повелел отсекать начала грехов. Ибо Он не только прелюбодеяние наказывает, но и движение помысла к совершению прелюбодеяния осуждает, так как говорит: «Кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5:28). Отсюда научившись, мы обязаны очищать помыслы. Ведь хотя «все мне позволительно, но не все полезно» (1Кор. 10:23), – научаемся мы от апостольского слова.

Всякому человеку, для того чтобы жить, необходимо есть; и для тех, кто живет в браке, имеет детей и находится в положении мирян, непредосудительно есть вместе мужчинам и женщинам, только Дающему пищу да воздают благодарение. И пусть едят без всяких театральных представлений, или сатанинских песен, кифар и блудных напевов, против чего обращено пророческое проклятие, говорящее так: «Горе пьющим вино с цитрой и гуслями, на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют» (Ис. 5:12). И если когда-либо будут такие среди христиан, да исправляются, а если не исправляются, против них да вступают в силу канонические предписания наших предшественников
.

Надо заметить, что речь идет не о всякой музыке и песнях, а только о развращающем творчестве, так как в Писании сказано: Если поставили тебя старшим на пиру, не возносись; будь между другими как один из них: позаботься о них и потом садись. И когда всё твое дело исполнишь, тогда займи твое место, чтобы порадоваться на них и за хорошее распоряжение получить венок. Разговор веди ты, старший, — ибо это прилично тебе, — с основательным знанием, и не возбраняй музыки. Когда слушают, не размножай разговора и безвременно не мудрствуй. Что рубиновая печать в золотом украшении, то благозвучие музыки в пиру за вином; что смарагдовая печать в золотой оправе, то приятность песней за вкусным вином (Сир.32:1-8).
#мораль #дисциплина #учениецеркви #библия
10👍1
Христианам не стоит бояться конфликтов, как чего-то неприемлемого. Только всегда прежде нужно задаться вопросом: а стоит ли оно того в данном случае? Если это житейский вопрос, то во многих случаях, бывает разумнее просто уступить. Если же речь идёт о чем-то принципиально важном, об исполнении заповеди Божией, то конфликт бывает неизбежен. И будет плохо, если мы уступим здесь, испугавшись ссоры, осуждения, разрыва отношений. «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим.12:18). Потому что не всегда возможно быть со всеми в мире.
#мораль #библия
6👍3
Свт. Иоанн Златоуст о христианах, следующих языческим суевериям и обращающихся к бабкам:

А что сказать о тех, которые увлекаются заклинаниями и амулетами и привязывают к своим головам и ногам медные монеты Александра Македонского? Таковы ли, скажи мне, наши надежды, чтобы после Креста и смерти Владыки нам иметь надежды на спасение в изображении эллинского царя? Неужели ты не знаешь, что совершил Крест? Он разрушил смерть, обуздал грех, упразднил ад, сокрушил силу дьявола, и неужели он не достоин веры в отношении телесного здоровья? Он восстановил целую вселенную, и ты не доверяешься ему? Чего же, скажи мне, ты достоин? И ты употребляешь у себя не только амулеты, но и заклинания, вводя в дом свой пьяных и из ума выживших старух, и не стыдишься и не краснеешь после такого любомудрия увлекаться такими делами?

И вот что всего тяжелее в этом обольщении: когда мы увещаем и отклоняем от него, думающие оправдываться говорят, что женщина, заговаривающая таким образом, есть христианка и ничего другого не произносит, кроме имени Божия. Потому-то я особенно и ненавижу ее, и отвращаюсь от нее, что она употребляет имя Божие в оскорбление Ему, что, называя себя христианкой, совершает языческие дела. И бесы произносили имя Божие, но оставались бесами, и они так говорили Христу: «Знаем Тебя, кто Ты, Святой Божий» (Мк.1:24), однако Он запретил им и изгнал их
.

Эх, порой очень не хватает таких Златоустов в наше время, называющих вещи своими именами, жестко, но с любовью к людям.
#мораль #иоаннзлатоуст
👍10
Сегодня Церковь отмечает память святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана.

Согласно чрезвычайно сложно формировавшемуся и противоречивому преданию, братья были врачами, лечившими людей бесплатно. Изначально единое почитание Космы и Дамиана разделилось на 3 традиции, в рамках которых почитаются 3 группы одноименных святых: Косма и Дамиан, преподобные Асийские (пам. 1 нояб.),- сыновья христианки Феодоты, умерли своей смертью и похоронены в местности Феремма (Фереман), к северу от г. Кирр (Сев. Сирия); Косма и Дамиан, мученики Римские (пам. 1 июля), убиты из зависти врачом-язычником при имп. Карине (283-285); Косма и Дамиан, мученики Аравийские (пам. 17 окт.), приняли мученическую кончину вместе с др. братьями, Леонтием, Анфимом и Евпрепием, в г. Эги (Киликия) в гонение имп. Диоклетиана (284-305).

В церковной традиции греческого Востока существует тенденция к признанию 3 групп этих одноименных святых. Однако при детальном исследовании комплекса агиографических текстов, посвященных святым, которое провел уже Р. Дениг (1660), возникла т. зр., что именно «асийская», самая распространенная версия является исходной. Восстановить, когда именно появилась «аравийская» версия, сложно; «римская» версия с большой вероятностью возникла в Cирии в IV-VI вв.

Различение 3 пар было впоследствии и в древнерусской традиции, в частности в иконописных подлинниках, где оно объясняется как общей консервативной установкой византинославянской традиции, ориентированной на фиксацию письменного предания, так и ограниченностью материала грекоязычных версий.

📖По материалам статьи «Косма и Дамиан» в Православной энциклопедии
#мифы
👍51
Свт. Феофан Затворник о ложно называющих себя христианами:

«Кто не верует во Святую Церковь как единую врачебницу, вмещающую в себе все восстановительные для нас силы, и святые таинства ее и освятительные средства считает простыми обрядами без внутренней силы, – тот не наш.

Кто мечтает получить освятительную силу Божией благодати каким-то сокровенным, невидимым способом, а не тем, какой предлагается Святою Церковию, – тот не наш.

Кто не признает нужным подвижничества и всяких дел самоотвержения, обольщая себя ложною надеждою совместить дух Христов с духом мира, – тот не наш.

Кто явно и тайно нарушает уставы Церкви Божией, не считает нужным соблюдать посты, исповедоваться и причащаться, кто не почитает святых праздников и дней воскресных или вместо должного их чествования предается безумным увеселениям и забавам, – тот не наш.

Кто с дерзким самооправданием не хранит чистоты до брака и верности супружеской по браке, измышляя вместо благословленного Богом иной какой-либо образ сожития, – тот не наш.

Вообще, кто увлекается сам и увлекает других неукротимым своеволием в образе мыслей и правилах жизни – тот не наш».
#мораль #духовнаяжизнь
👍13
Свт. Феофан Затворник о соотношении закона справедливости и любви:

«Любовь всем законам и добродетелям не только Евангельским, но и человеческим – гражданским есть основа; следовательно всякое действие, согласное с законом, согласно и с любовью, и всякая оценка действия, сообразная с законом или правосудная, сообразна и с любовью. Но любовь выше и шире закона. Есть действия любви, не определяемые законом положительным, а они ни мало не противозаконны; но действия, определяемые законом и не исполняемые лицом подзаконным, суть беззаконны и любви противны, хотя бы они клонились к благу кого-либо. Особенно это имеет значение в смысле юридическом. Если судья оправдает виновного против закона или наградит недостойного награды, то хотя и доброе, по-видимому, окажет дело виновному и недостойному, но больше сделает зла, чем добра, нарушив любовь к общему благу, власти и правилам.

Хвалится, скажете, милость на суде. Так, похвально поступлю я, если сумею оказать милость, без нарушения правды суда; иначе милость мою стоит бить батогами. Милость должна сретаться с истиною. Словом: и основанием и побуждением и целью правосудия должна быть любовь. Не лучше ли всего решает этот спорный вопрос крест Христов? Какая бесконечно великая там любовь, а вместе какое бесконечно великое правосудие!»
#мораль
2
Свт. Василий Великий учит о том, как с рассудительностью помогать людям

«"Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся" (Мф.5:42). Слова эти зовут нас к общительности и дружелюбию, к тому, что согласно с природой. Человек – существо общественное и общежительное. А при общежитии и взаимном сопребывании необходима щедрость для поддержки нуждающегося.

"Просящему у тебя дай". Он хочет, чтобы ты по любви в простоте своей был открыт для просящих, разумом же судил о [степени] их нужды. Из книги Деяний, [на примере] людей, искусно достигавших цели благочестия, мы учимся, каким образом можно это исполнить. Все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду.

Многие, выходя за грань необходимого, попрошайничают ради торгашества или распутства, посему сбор денег должны были проводить те, кому доверялась забота о бедных, дабы средства распределялись умело и рачительно, сообразно нужде каждого. И больным часто бывает потребно вино, однако не всякий способен определить, когда его надо давать, в каком количестве и какого качества. Для того, чтобы назначить вино, нужен врач. Точно так же не все могут с пользой распределять средства для помощи нуждающимся. Щедрая благотворительность отнюдь не приносит пользу тем, кто сочиняет плаксивые песни для обмана женщин, кто выставляет телесные увечья и раны как повод для стяжательства. Потраченное на них пойдет им во зло.

Надо ничтожным даянием отражать их лай; являть же сочувствие и братолюбие должно к тем, кто научился терпеливо переносить нужду; о таковых сказано: "Алкал Я, и вы дали Мне есть" и так далее "и от хотящего занять у тебя не отвращайся"».
#мораль
👍82
О нравственно допустимых видах бизнеса/работы в нем. По моему очень актуальный в наше время вопрос.

"Если искусство связано с производством того, что люди не могут использовать без греха, то из этого следует, что производящий подобные вещи согрешает постольку, поскольку предоставляет другим возможность грешить, как, например, когда человек делает идолов или что-либо из того, что относится к идолопоклонству.

Но если искусство связано с производством того, что может использоваться человеком, как во благо, так и во зло, как-то мечи, стрелы и тому подобное, то такое искусство не греховно. Только оно, собственно, и вправе назваться искусством, в связи с чем Златоуст говорит: «Мастером до‌лжно называть только того, кто причастен к созданию необходимого для нынешней жизни и поддерживающего её».

Что же касается искусств, производящих такие вещи, которые люди используют в основном во зло, то хотя такие искусства сами по себе не являются незаконными, тем не менее, согласно учению Платона, государственным властям надлежит их искоренять.

Таким образом, коль скоро женщины могут законно себя украшать – либо просто поддерживая своё [естественное] состояние, либо даже добавляя что-либо к нему – ради угождения своим мужьям, из этого следует, что создающие подобные украшения не совершают греха, если только не измышляют какие-то совсем уж причудливые и излишние средства. Поэтому Златоуст говорит, что «даже искусства сапожников и портных нуждаются в некотором ограничении, чтобы они не служили похоти, извращая потребности и обесценивая искусство искусством»" (Фома Аквинский. Сумма теологии. Т. 9).
#мораль #иоаннзлатоуст
2
Адвокат тяжко грешит, если защищает явного преступника на суде:

«"Следовало ли тебе помогать нечестивцу...? За это на тебя гнев от лица Господня!" (2Пар. 19, 2). Но когда защитник защищает неправосудное дело, он этим помогает нечестивцу. Следовательно, он грешит и заслуживает гнева Господня.

Любое сообщничество в злом деянии, будь то совет, помощь или какое-либо согласие, незаконно, поскольку советовать или оказывать помощь в делании есть тоже своего рода делание, по каковой причине апостол говорит, что "они знают, ...что делающие такие дела достойны смерти, – однако не только их делают, но и делающих одобряют" (Рим. 1, 32). <...> Но очевидно, что защитник предоставляет помощь и совет той стороне, которую он защищает в суде. Поэтому если он осознанно защищает неправосудное дело, то, несомненно, он совершает тяжкий грех и обязан возместить тот убыток, который неправосудно понесен другой стороной вследствие предоставленных им услуг. Однако если он защищает неправосудное дело неосознанно, полагая, что оно правосудно, то тогда его следует извинить в той мере, в какой простительно неведенье» (Фома Аквинский. Сумма теологии. Т. 8).
#мораль
1👍1
7 богословских утверждений о растениях и животных, о которых вы могли не знать

1. Животные и растения созданы для людей, поэтому их разумное использование (включая, употребление в пищу и изготовление одежды) благословлено Богом. Прп. Иоанн Дамаскин пишет: «Нет ни одного живого существа, ни растения, в которое не вложил бы Творец какой-либо силы, годной для человеческого употребления».

2. По всей видимости, животные были сотворены изначально смертными и пригодными в пищу друг для друга. Только человек был создан для бессмертия.

3. Ветхозаветное деление животных на «чистых» и «нечистых» имело временное прообразовательное значение, в действительности Бог не сотворил ничего нечистого. Христиане могут употреблять в пищу мясо любых животных, насекомых, рыб и птиц.

4. Души животных смертны; вопреки ошибочному мнению, душа животного не находится в крови, иначе бы пролитие крови животного становилось бы утечкой его души, что абсурдно.

Продолжение в следующем сообщении
#подборки
👍103👎1
5. Так как животное не нуждается в покаянии, не имеет смысла продлевать его жизнь в случае смертельной болезни. Жизнь животного ценна не сама по себе, а по отношению к человеческой пользе.

6. Поскольку животные не обладают духом и бессмертной душой, они не предназначены к тому, чтобы как люди, получить в день всеобщего воскресения нетленные тела. Животные не воскреснут из мертвых.

7. В силу того, что существование растений и животных напрямую связано с человеческой пользой, оно принадлежит лишь нынешней земной жизни. В жизни будущего века после всеобщего воскресения не будет ни растений, ни животных.
#подборки
2👍1
Очень важно, чтобы мужчина был духовным лидером своей семьи. Чтобы умел принимать полезные для всей семьи решения в свете Слова Божия. А для этого он должен быть замотивирован изучать Священное Писание, знать как его практически применить в своей сфере ответственности. Подавать пример молитвы и доброго христианского поведения для своей жены и детей. Исправлять с любовью членов своей семьи, если они согрешили, и употреблять все старания, чтобы до этого не доходило. Позор тем православным мужчинам, в семье которых пребывание в тяжких грехах остаётся в порядке вещей! Именно так, а не наоборот. Муж ведёт, а не его ведут. Поэтому нужно изначально думать головой, с кем создавать семью.
#семья #мораль #мысли
🔥12👍43
10 фактов об Ангелах

1. Ангелы – второй вид разумных существ во вселенной, кроме человека.
2. Ангелы находятся на небе и имеют одно занятие: воспевать хвалы Богу и служить Его Божественной воле.
3. Ангелы не способны к раскаянию, потому что не обладают телесностью.
4. Часть ангелов отпала от Бога до начала человеческой истории, став бесами или демонами. Их точное количество неизвестно.
5. Особое служение ангелов – это хранение людей и мест. Ангелы-хранители есть не только у отдельных людей, но и у целых народов, городов, стран, церквей, домов и т. п.
6. Ангелы не имеют нужды в языке и слухе, они без слов сообщают друг другу собственные мысли и решения.
7. Они ограничены, так что когда они находятся на небе, их нет на земле, и наоборот. Но при этом, они не ограничиваются материальными преградами, как человек или животное.
8. У ангелов, в действительности, нет крыльев, они не обладают полом и не выглядят как юноши. Однако они могут принимать тот или иной облик при явлении людям, в зависимости от того, как могут воспринимать их смотрящие.
9. Появляясь перед людьми в человеческом образе, ангелы временно воспринимают воздушные тела и даже делают вид, что разговаривают и едят, как люди (Тов.12:19).
10. Нам известно только девять ангельских чинов, однако, по мнению некоторых отцов Церкви, их гораздо больше.
#богословие
👍81
В наше время огромное количество разводов, обусловленных, в числе прочего, несерьёзным отношением к созданию семьи. Многие вступают в брак без особой заботы о том, с каким человеком они отправляются в этот путь и зачем. «Не заладятся отношения, разведемся и построим новые», - думают люди, не понимая всей гибельности этой мысли для их союза и души каждого из супругов. Свт. Иоанн Златоуст ещё в древности отговаривал христиан от вступления в брак, описывая реальные последствия этого шага, которых они не могут избежать, если не хотят погубить душу. Сегодня это звучит особенно жёстко, но христианские принципы по прежнему высоки и неисполнимы без помощи Божией и работы над отношениями:

«Если мы, намереваясь купить дома или рабов, исследуем и разведываем и о продавцах, и о прежних владельцах, также и касательно самих продаваемых – об устройстве одних, о телесном состоянии и душевном настроении других; то гораздо больше намеревающимся выбрать жен должно иметь такую же и еще большую осмотрительность. Ведь худой дом можно опять продать, и раба, оказавшегося негодным, можно опять отдать продавшему, а взявшему жену нельзя опять отдать ее давшим, но совершенно необходимо иметь ее при себе до конца, или, отвергнув ее за пороки, сделаться виновным в прелюбодеянии по законам Божиим. «...»

Как ноги беглецов, быв связаны и сами по себе, и еще привязаны одни к другим какою-нибудь небольшою цепью, прикрепленною обоими концами к оковам, не могут ступать свободно, потому что каждый из них принужден следовать за другим; так и души супругов, имея и свои особые заботы, имеют и другое стеснение, происходящее от союза друг с другом, сдерживающее их хуже всякой цепи и отнимающее свободу у обоих тем, что не предоставляет начальство кому-нибудь одному из них, но разделяет власть между обоими. <...> Только вступать, или не вступать в брак зависит от нас; а то, что последует за браком, уже не в нашей власти, но волею или неволею нужно переносить рабство. Почему? Потому, что мы не по неведению избираем это подчинение, но, очень хорошо зная его права и законы, добровольно подвергаем себя этому игу». 
#брак #отношения #мораль #мысли #иоаннзлатоуст
👍71
Свт. Афанасий Ковровский рассуждает о правильном соотношении служения духовенства и их материального содержания народом. Убеждён, что именно это является верным подходом, требовать же деньги за совершение Таинств и треб - это преступление, которое не может иметь оправдания.

«Для духовенства вопрос о поминовении у нас стоит в тесной связи с вопросом о содержании. Но ведь надо же их разделить!... Надо же знать и священнослужителям и мирянам, что долг первых — молиться о вторых и что этот долг они неленостно и неустанно должны исполнять без всякой мысли о вознаграждении. Миряне же должны знать, что они должники священнослужителей и свой долг должны уплачивать в первую очередь молитвою же о пастырях духовных. А так как постоянное, почти непрерывное, каким должно быть у священнослужителей занятие молитвою, лишает их возможности заниматься другим трудом, то долг верующих заботиться о том, чтобы для священнослужителей была обеспечена возможность не отрываться от своего главнейшего дела,— молиться о всех и за вся. Делатель достоин мзды своей, а молитва дело, и дело нелегкое, требующее большого душевного и физического напряжения. Это во-первых. А во-вторых, необходимо же и священнослужителю, и мирянам проникнуться тою мыслью, что подача денег с поминаниями или при совершении треб не есть плата за прочтение поминаний, или за совершение треб.

Труд молитвы — неоплаченный труд и во всяком случае не может быть оплачен каким-либо вещественным предметом. То, что приносится священнослужителям при совершении богослужений и треб,— это милостыня, подаваемая молящимся ради Христа за своих сродников и друзей, живых и усопших. Принимать милостыню во имя Христа — не должно быть стыдно или унизительно для служителя Христа. Наоборот, питаться именем Христа — это великая честь для них, а подавать обильную милостыню во имя Христа должно быть вожделеннейшим делом для всех носящих имя христиан. Если в таких мыслях утвердятся и священнослужители и миряне, тогда вопрос о содержании духовенства легко и к общей пользе будет отделен от вопросов о поминовении и о плате за требы».
#проблемыцерковнойжизни #мораль
4👍3
В месяцеслове Русской Церкви сегодня перечисляются поименно семь архангелов. Кроме известных из Священного Писания Михаила, Гавриила и Рафаила, упомянуты Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил и Иеремиил. Однако мало кто задумывается о том, откуда они вообще взялись. Ни у кого из древних отцов Церкви мы не находим этих имен. Древняя Церковь чтила поименно только первых трех архангелов. Римский собор 745 года (под председательством свт. Захарии, папы римского) определил: «Но мы, как нас учит святое апостольское служение и дает Божественная власть, не знаем более чем трех имен ангелов, то есть Михаил, Гавриил, Рафаил: иначе тайна бытия имен ангелов и демонов была бы открыта» (Concilium Romanum 745, actio tertia // Mansi JD — Sacrorum Conciliorum Nova Amplissima Collectio. Vol. 12. Сol. 384).
👍61🔥1
Откуда же взялись остальные? Популярные и даже научные православные источники дают смутную ссылку на некое церковное предание (которое не было известно древним отцам, странно, не правда ли?), а также на полуапокрифическую «Третью книгу Ездры», где действительно упоминаются Уриил, Салафиил и Иеремиил. На самом же деле, Варахиил упоминается в апокрифической «Третьей книге Еноха», а имя Иегудиила (как сообщает Википедия) известно только из откровения католического монаха Амадея Португальского (XV в.). Культ Иегудиила получил распространение на Западе с XV века, откуда его почитание было перенесено в «Жития святых» св. Димитрием Ростовским в самом конце XVII века. Смею предположить, что имена этих лжеархангелов были некритично восприняты только на славянской почве, вроде бы у греков они не почитаются. В службе Небесным силам бесплотным этих имен мы также не найдем.
👍41🤔1
Свт. Василий Великий объясняет как правильно понимать и применять в жизни заповедь о неосуждении:

"Поскольку Господь иногда говорит: «не судите по наружности», а иногда повелевает: «но судите судом праведным» (Ин. 7, 24), то не вовсе запрещается нам судить, а показывает различие суда. А за что следует судить и за что нет, ясно предал нам апостол, когда, в рассуждении того, что предоставлено произволению каждого и не определено в Писании, говорит: «А ты что осуждаешь брата твоего?» (Рим.14, 10); и еще: «Не станем же более судить друг друга» (Рим.14 13); а в рассуждении того, что не угодно Богу, обличает не осуждающих и сам от себя произносит суд, говоря: «А я, отсутствуя телом, но присутствуя (у вас) духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело, в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (1Кор.5,3–5).

Поэтому если что зависит от нашего произволения, иногда даже бывает и неизвестным, за то не надобно осуждать брата, по сказанному у апостола о неведомом: «Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения» (1Кор. 4, 5). Но защищать суды Божьи – непререкаемая необходимость, чтобы умалчивающему самому не вкусить гнева Божия, разве кто, делая то же, что и обвиняемый, не посмеет осудить брата, слыша Господа, Который говорит: «вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7, 5)".

У нас чаще бывает наоборот: то, что кажется некоторой части людей дурным поведением (в действительности же - безразличное) или просто слухом - осуждается, а действительно злые дела - замалчиваются и не обличаются по-евангельски.
#мораль #духовнаяжизнь
3🔥1
Как-то я задался вопросом: в чем разница между законным и незаконным возмездием преступнику? Представьте, что Вас или Ваших близких ограбили, избили или сделали еще что-то ужасное. Как христианин, Вы знаете, что нельзя воздавать злом за зло, но и оставлять преступника безнаказанным тоже считаете неправильным. Как быть?

Нашел для себя внятный ответ у западного богослова и философа Фомы Аквинского:

«Возмездие заключается в причинении зла наказания тому кто согрешил. Поэтому, говоря о возмездии, мы должны принимать во внимание намерение мстителя. Так, если его намерение определено по преимуществу к причинению зла тому, кому он мстит, и в этом оно находит свое успокоение, то тогда возмездие в целом является незаконным, поскольку получать удовольствие от несчастья другого присуще ненависти, которая противна горней любви, посредством которой мы должны любить всех людей. И при этом то, что зло он предназначает тому, кто сам несправедливо причинил ему зло, не может служить ему оправданием, поскольку никто не вправе ненавидеть ненавидящего его. Действительно, человек не может грешить против другого только потому, что последний согрешил против него, поскольку это есть не что иное, как быть побежденным злом, что запрещено апостолом, который сказал: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12, 21).

Если же намерение мстителя определено по преимуществу к некоторому благу, которое может принести наказание согрешившего человека (например, что грешник исправится или, по крайней мере, будет обуздан и не сможет причинить вред другим, что восторжествует правосудие и будет прославлен Господь), то возмездие может являться законным при том условии, что будут учтены все прочие надлежащие обстоятельства» (Сумма теологии. Т. 8, вопр. 108).

Что касается вопроса о том, не является ли человеческое возмездие присваиванием Божественной прерогативы суда, Фома отвечает:

«Кто отмщает порочному в соответствии со своим положением и должностью, тот не усваивает себе того, что принадлежит Богу, но использует предоставленную ему Богом власть. В связи с этим о земном начальнике [Писание] говорит, что "он – Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое" (Рим. 13, 4). Но если возмездие человека выходит за пределы божественно установленного порядка, то тогда он усваивает себе Божие и потому грешит».
#мораль
3👍1
Свт. Кесарий Арелатский напоминает о связи между уделением внимания изучения Слова Божия и эффективностью наших молитв:

«"Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва - мерзость" (Прит.28:9). Следует вначале выслушать Бога тому, кто желает, чтобы Бог его выслушал. Ведь с какой дерзостью хочет он, чтобы выслушал его Тот, Кого он настолько презирает, что пренебрегает чтением Его наставлений? И как, братья мои, оценим мы другое - что весьма многие христиане, а также, что гораздо хуже, часто даже и клирики, когда готовятся в путь, приказывают приготовить себе и хлеб, и вино, и масло, и предпринимают разнообразные на то расходы; и когда с таким тщанием всякий подготавливает себя к дороге на земле, дабы плоть его здравствовала, почему не хочет он читать одну единственную книгу, коей и в этом мире, и в том воздвигается душа его?»
#мораль #молитва #библия
👍6