чтец Сергий Федоров – Telegram
чтец Сергий Федоров
757 subscribers
378 photos
7 videos
29 files
456 links
Магистр богословия / Катехизатор / Религиовед / Клирик Русской Православной Церкви (МП)

Для тех, кто хочет быть православным и не отключать голову

Задать мне вопрос https://news.1rj.ru/str/lector_sergey_bot

Поддержать меня 5469 4000 4166 2961 (сбер)
Download Telegram
❄️Вот и пришел Рождественский пост. Поделюсь некоторыми мыслями о посте, с которыми можно не соглашаться, это то, к чему я пришел для себя.

🎯1. Нужно определить индивидуальные цели поста для себя, для своей семьи. И делать то, чтобы достичь их. Даже если это не прописано в церковном уставе. Не стоит пытаться подражать подвижникам, у них были свои цели, которые отличаются от наших. Попытка внедрить их духовный и телесный пост в свою жизнь, скорее приведет к унынию, чем реально принесет пользу.

🏋‍♂2. Не стоит пытаться делать из своего поста подвиг. Так будет меньше поводов для тщеславия и для уныния, если что-то не будет получаться. Просто не теряй время и делай, что можешь.

🍲3. Единого для всех устава пищевого поста не существует. Каждый поститься в соответствии с индивидуальными особенностями и обстоятельствами. Поэтому говорить о нарушении поста, на мой взгляд, можно только в смысле отступления от личного намеченного плана, а не какого-то обязательного церковного правила. Совсем не поститься в постные периоды, конечно, неправильно, но и загонять себя и других в жёсткие рамки в плане наполнения этих дней, тоже будет крайностью.

🎄4. Хотя в этом году Новый год выпадает на воскресенье, что предполагает по канонам, полное освобождение от поста (можно законно съесть оливьешку), стоит помнить о благопристойности и умеренности. Событие Нового года не освобождает нас от того, чтобы посетить воскресную литургию наутро. Об этом нужно подумать заранее.

Желаю всем душеполезно провести это время!
#мысли #духовнаяжизнь
👍19
85. Рекомендации к посту

Хоть я и дал вам необходимый объем знаний в отношении поста и его видов, доказав, что Церковь предоставляет вам полную свободу в выработке своих, подходящих только для вас правил пощения, однако, вы просите дать вам еще и какие-нибудь конкретные рекомендации или хотя бы обрисовать ориентировочный пищевой устав для мирян...
72. Пост или постное

...Получается, что можно или даже нужно выбрать такой род пищи, который будет постоянным и удобным ВО ВСЯКОЕ ВРЕМЯ и при этом вовсе не обязательно ограничиваться лишь постного рода едой! И заметьте, это говорю не я. Это сама жизнь подсказывает, и предание Церкви это подтверждает!..
🔎Почему священники носят длинные волосы?

Практика отращивания волос священниками очень поздняя, пришла она, вероятно, из Греции и произошло это не без влияния монашества. На древних иконах святых отцов Вы не увидите у них длинных волос (если это не пустынники). На Руси священники выстригали гуменцо - плешь на макушке. Но постепенно традиция изменилась. Сравнение духовных лиц с назореями, которые растили волосы в Ветхом Завете, неубедительно и отвергалось еще свт. Епифанием Кипрским. Так что ответ будет банальным: таков обычай, который в наши дни уже строго не соблюдается. Каждый священник стрижется или отращивает волосы, как считает нужным.
#ответынавопросы
👍8
🔎Правда ли, что блудные помыслы вылечиваются постом?

🍲Если рассматривать этот вопрос физиологически, то наше питание действительно влияет на уровень тестостерона и половое влечение. Однако здесь нет единой схемы или волшебного рецепта, который бы подходил всем. Один из специалистов пишет: общий принцип заключается в том, что либидо поднимает гормон тестостерон, который есть и у мужчин, и у женщин. Поэтому нужно выяснить, какие продукты конкретно у вас будут его поднимать. Для этого необходимо сдать анализы и узнать, в каком состоянии у вас сейчас гормональный фон.

Но нужно задать себе вопрос: чего именно я хочу? Если убить под корень половое влечение, то не получится. Если временно снизить уровень тестостерона, то можете идти сдавать анализы, только имея в виду, что это ненормально для организма, особенно если вы планируете жениться или состоите в браке. Диетические эксперименты могут закончиться печально.

На мой взгляд, нужно работать над мыслями сознательно, путем самоконтроля своих чувств, а не через сомнительные диеты (например, не смотреть порнографию, осознавая, что это угробит не только вечную жизнь, но и интимные отношения в законном браке). А общий совет на эту тему дает апостол Павел, он очень простой: [Во избежание] блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа (1Кор.7:2).

Самый безопасный для здоровья совет, который дается в самой Библии, это вступить в брак и реализовать там свое половое влечение, а не пытаться его «вылечить».

Приведу еще совет прп. Порфирия Кавсокаливита: Когда приходят чувственные искушения, не пытайтесь изгнать их силой, потому что это сатане только на руку. Он будет представлять их вам еще более привлекательными и тем самым наносить вам все большее и большее повреждение. Лучше встречайте их спокойно и обращайте из греховных — в чистые. Скажите себе: «Можно жениться и наслаждаться радостями семейной жизни; и это угодно Господу».
#духовнаяжизнь #ответынавопросы
👍8
83. Пост не по Типикону

...я не могу представить, что кто-либо из вас упускает возможность во весь период Пятидесятницы по понедельникам, средам и пятницам до 9-го часа (т.е. до обеда) снедати по ДВЕ ОНГИИ ЧИСТЫ ПАКСИМАДЫ, которые предписываются Типиконом!..
«Не говори: "я грешил, и что мне было?", ибо Господь долготерпелив. При мысли об умилостивлении не будь бесстрашен, чтобы прилагать грех ко грехам и не говори: "милосердие Его велико, Он простит множество грехов моих"; ибо милосердие и гнев у Него, и на грешниках пребывает ярость Его. Не медли обратиться к Господу и не откладывай со дня на день: ибо внезапно найдет гнев Господа, и ты погибнешь во время отмщения» (Сир. 5:4-9).
#библия #мораль
🔥2
Лайфхак для прихожан от свт. Афанасия (Сахарова):

«Поминовение при богослужении одинаково полезно и плодотворно, произносит ли имена священник, читают ли поминовения прислуживающие в алтаре, или сами богомольцы про себя поминают своих усопших, каждый стоя на своем месте. Все молитвовословия, даже и тайно приносимые в храме во время богослужения, возносятся к престолу Божию чрез священнодействующего предстоятеля: эта истина громогласно возвещается при архиерейском богослужении, когда протодиакон, на так называемой «выкличке» по освящении Св. Даров, во время тайного поминовения живых и усопших, возглашает: «...преосвященного... приносящего Святыя Дары сия ...о оставлении грехов... зде предстоящих и о нихже кийждо во уме своем поминание творит», то есть о всех тех, кого каждый из молящихся мысленно, про себя помянул в течение литургии и поминает в данный момент.. В благоустроенных обителях братия сами читают во время проскомидии свои монастырские помянники, не входя в алтарь, каждый стоя на своем месте. Поминовение родственников,— пишет святитель Игнатий (Брянчанинов),— одинаково слышит Бог как из алтаря, так и с того места, где ты стоишь. Богу приятнее будет молитва твоя из церкви, когда по причине благоговения к Нему ты устраняешься входа в алтарь, нежели когда ты вошел в него без должного благоговения, нарушив преподанное тебе правило.

Чтение помянников самими богомольцами было бы удобно и полезно еще и в таком отношении: некоторые из богомольцев любят вносить в свои помянники очень многие имена, не только своих ближайших родственников, но и знакомых, и почитаемых подвижников благочестия. Такое стремление поминать по именам очень многих усопших само по себе весьма похвально и заслуживает всякого поощрения. Но когда в храме подается много помянников, и если все они будут иметь помногу имен, создается большое затруднение с чтением помянников, которое и времени много занимает и тем затеняет собою основное богослужение, да и для читающих физически тяжело. При этом многие имена, например почитаемых старцев, повторяются неоднократно: вот тут-то и могло бы быть полезно чтение помянников самими богомольцами. Каждый для гласного чтения священнослужителями подал бы краткий помянник самых близких усопших, а другой, более пространный и не ограниченный в объеме был бы прочитан, и может быть неоднократно, каждым богомольцем, а имена подвижников благочестия и чтимых всеми молящимися усопших были бы прочитаны один раз священнослужителями по церковному синодику гласно,— и каждым почитающим сих усопших богомольцев тайно» (О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви).
#богослужение #дисциплина
Свт. Феофан Затворник об обязанностях мужа-христианина

🤵‍♂️«Муж – глава жене. Отсюда муж должен иметь и являть свое владычество над женою, не унижать себя, не продавать главенства по малодушию или страсти, ибо это срам для мужей. Только сия власть должна быть не деспотическая, а любовная. Имей жену подругою и сильною любовию заставляй ее быть себе покорною. Во всех делах должен считать ее первою, вернейшею и искреннейшею советницею, первою поверенною тайн. Должен смотреть за нею, заботиться о ее умственном и нравственном совершенстве, снисходительно и терпеливо отребляя недоброе и насаждая доброе, неисправимое же в теле или нраве снося благодушно и благочестно. Но уж никак не позволять себе развратить ее своим небрежением и вольностию. Муж – убийца, если смиренная, кроткая и благочестивая жена становится у него рассеянною, своенравною, Бога не боящеюся. Блюдение, однако ж, нравственности не препятствует удовлетворять ее желанию держать себя прилично и иметь общение со внешними, хотя не без соизволения его».
#брак #мораль #отношения
👍7
👰‍♀️Свт. Феофан Затворник об обязанностях жены-христианки

«Жена же со своей стороны должна во всем слушаться мужа, всячески нрав свой склонять к его нраву и быть ему всецело преданною, чтобы ни делом, ни мыслию даже не загадывать ничего без его воли. Потому верно исполнять все его распоряжения, советы, повеления, и в мысль не попуская того, чтобы когда-нибудь поставить на своем, вообще ни в чем не желать и не являть главенства. В случае несогласия быть уступчивою и терпеливо сносить все, что покажется не по нраву; иначе не сохранишь мира дорогого. Однако ж это не отнимает у нее обязанности заботиться о добронравии супруга. Своею мудростию и влиянием она может изменить его нрав, если он неисправен; по крайней мере, она не должна оставлять его в небрежении, но, сколько есть ума и сил, действовать на него и исхищать как из огня. Для сего саму себя украшать преимущественно добродетелями, другие же украшения иметь как нечто стороннее, средственное, от чего легко отказаться, особенно когда сего потребует необходимость поправить дела».
#мораль #брак #отношения
👍32
Вы можете задать любой вопрос о православной вере и традиции на сайте https://azbyka.ru/vopros/ Я и другие участники постараемся Вам подсказать что-то.
1
О самоуважении христианина

"Самоуважение основано на высоком положении, занимаемом человеком в мире. Премудрый призывает нас к самоуважению, когда говорит: «воздавай душе твоей честь по ее достоинству» (Сир. 10:31). Но с самоуважением должно быть соединено глубочайшее смирение, основанное на признании бесконечного превосходства Творца сравнительно с творением и на сознании человеческих слабостей и недостатков, воспитываемых благодатью. «Что ты имеешь, чего бы не получил?» – говорит ап. Павел, – «а если получил, что хвалишься, как будто не получал?» (1Кор. 4:7). Сам Господь говорит: «Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лук. 17:10).

Совместимость смирения с сознанием своего достоинства (как общечеловеческого, так и личного) можем видеть на примере ап. Павла, который сознавал, что он «апостол» (1Кор. 9:1), «видевший Господа Иисуса» (там же), «более всех потрудившийся» (1Кор. 15:10, 2Кор. 11 и т. д.), но в то же время называвший себя «первым из грешников» (1Тим. 1:15). Мы приобретем в себе сочетание смирения и сознания своего достоинства, если при этом будем в то же время сознавать свою полную зависимость от Бога и не будем иметь намерение выставлять перед людьми свое достоинство и хвалиться им" (проф. М. А. Олесницкий. Нравственное богословие).
#мораль
4👍3
Настоящей любви не может быть без негодования на зло

Любить людей значит желать, чтобы они жили сообразно с требованиями нравственного закона. Но одним из действительных средств к обличению порочности их жизни и к нравственному исправлению их является прямое выражение нашего негодования на безнравственные поступки ближних. Отсюда, если в нас нет любви к людям, то не может быть в нас и негодования на то, что безнравственного делается ими. Напротив, чем больше мы любим ближних, тем более возмущаемся их худым поведением. При этом мы должны помнить слова ап. Павла о порочном человеке: «Силен Бог восставить его» (Рим. 14, 4); любовь «всему верит, всего надеется» (1Кор. 13, 7) (протоиерей Николай Стеллецкий. Опыт нравственного православного богословия в апологетическом освещении).
#мораль
8👍2
👰🏻‍♀️Советы свт. Иоанна Златоуста мужу-христианину об отношении к жене

«Показывай, что ты дорого ценишь ее общество и предпочитаешь быть для нее дома, а не на площади; предпочитай также ее всем друзьям и детям, родившимся от нее: и их люби ради нее. Если она сделает что-нибудь хорошо, хвали и удивляйся; если же – что-нибудь неуместное и свойственное молодости, убеждай и увещевай. Всячески нападай на богатство и расточительность; указывай ей украшение в скромности и честности, и постоянно учи тому, что полезно.

Молитвы у вас пусть будут общие; каждый пусть ходит в церковь, и пусть муж дома спрашивает у жены, а она спрашивает у мужа, что там было сказано и прочитано. Когда постигнет бедность, припомни святых мужей – Павла, Петра, которые прославились более всех царей и богачей, а жили как? В голоде и жажде. Учи свою жену, что в жизни ничего не следует бояться, кроме как оскорбить Бога. Если кто-нибудь женится таким образом, с такими взглядами [на жизнь], он будет лишь немногим ниже монахов, и женившийся – не женившихся.

Если же хочешь сделать обед или устроить угощение, пусть там не будет ничего бесстыдного, ничего неприличного. Если ты найдешь какого-нибудь святого бедняка, который может благословить дом ваш, может, ступя к вам ногой, принести всякое благословение Божье, пригласи его.

Так как увещание к добродетели само по себе заключает много тягостного, особенно для нежной и молодой девушки, то, когда будут разговоры о любомудрии, старайся чтобы твой образ действий был наполнен милосердием и добротой.

И прежде всего, изгони из ее души эту мысль про «мое» и «твое». Если она скажет: «мое», то скажи ей: «Что ты называешь своим? Я не знаю, я не имею ничего своего. Как ты говоришь – "мое", когда все твое?» Приласкай ее этими словами. Не видишь ли, что мы так поступаем в отношении к детям? Когда ребенок схватит что-нибудь, что мы держим, и захочет еще взять что-нибудь другое, мы ему уступаем и говорим: «Да, и это твое, и то твое». То же самое сделаем и с женой, ибо нрав у нее более или менее как у ребенка, и если она говорит «мой», то скажи: «Все твое, и я твой». Эти слова – слова не лести, но великого благоразумия. Этим ты можешь угасить ее гнев и потушить досаду. Лесть состоит в том, когда кто поступает неблагородно по злому расположению; а это – величайшее любомудрие. Итак, говори: «И я твой, дитя мое». В этом меня убедил Павел, который сказал: «Муж не властен над своим телом, но жена» (1Кор. 7:4). Если же я не имею власти над моим телом, а ты имеешь, то тем более – над имуществом моим. Говоря так, ты успокоишь ее, угасишь огонь, посрамишь дьявола, сделаешь ее рабой, покорной более, чем купленная за деньги; этими словами свяжешь ее. Таким образом, посредством того, что ты говоришь, научи ее никогда не говорить ни о «моем», ни о «твоем».

И не просто зови ее по имени, но с лаской, с честью, с большой любовью. Уважай ее, и она не будет нуждаться в уважении от других, не будет нуждаться в одобрении других, если будет пользоваться тем, что исходит от тебя. Предпочитай ее всем, во всех отношениях, как за ее красоту, так и за ее проницательность, и хвали ее. Таким образом, ты убедишь ее не внимать никому постороннему, но пренебрегать всем миром, кроме тебя.

Учи ее страху Божию, и все блага потекут из нее, как из источника, и дом твой будет наполнен многочисленными благами. Если станем искать нетленного, то придет и это тленное: "Ищите же, – сказано, – прежде Его Царства, и это все приложится вам" (Мф. 6:33)» (Беседа 20 на послание к Ефесянам).
#мораль #брак #отношения
12
Поздравляю вас с праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы!🕊

Пресвятая Богородице, помогай нам!
13👍4
Об услужливости

«Услужливость есть охотная и бескорыстная готовность помочь другим имеющимися в нашем распоряжении средствами, нужными им для достижения своих личных целей. Услужлив тот, кто, например, выручит другого из денежного затруднения льготной ссудой, или кто одолжит ему необходимую для какой-нибудь научной работы книгу, которую трудно было бы достать помимо нашей услуги, или кто, жертвуя своим временем, безмездно выполняет какое-либо дело за него.

Эта добродетель занимает более или менее второстепенное место в ряду обнаружений христианской любви. Так как услужливость сама по себе имеет значение лишь средства для цели ближнего, то поэтому бывает услужливость и для достижения безнравственных целей. Надобно, чтобы она проистекала всегда из чистых побуждений, никогда не должно угождать другим в их греховных желаниях (Деян. 12, 3). Мы не должны изменять истине, добру и правде, как бы ни казались великими выгоды, приобретаемые преступными услугами (1Кор. 7, 23; Гал. 1, 10). Бывает также услужливость и навязчивая, назойливая – для достижения нравственных целей. Не следует навязывать другим своих услуг, когда они не хотят принимать их, или в них не нуждаются, или не умеют правильно ими пользоваться. Вообще, услужливость должна быть благоразумной. Мы поступили бы вопреки благоразумию, если бы стали услуживать другим к их вреду, или к вреду собственному. Пример предосторожности в таких случаях можно видеть из притчи о десяти девах. Когда неразумные из них просили у мудрых масла, потому что светильники их гаснут, последние отвечали: "Чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим, и купите себе" (Мф. 25, 8,9)» (протоиерей Николай Стеллецкий. Опыт нравственного православного богословия в апологетическом освещении).
#мораль
🔎Может ли совесть человека ошибаться и давать неправильные ориентиры?

Да, может. Дело в том, что совесть не дается нам в качестве готового организованного закона, она нуждается в образовании и воспитании, а в своем развитии находится в связи с развитием ума и сердца и подвержена всему тому, чему подвержена деятельность этих последних. Если в этом развитии что-то идет не так, то и совесть может давать сбои. Неправильное обнаружение совести может, например, произойти от дурного воспитания или получения неверной и пагубной информации.

Если сказать кратко, все что дает совесть «по умолчанию», это понимание того, что есть хорошо и что есть плохо. А вот в приложении общих принципов к конкретным ситуациям, может быть все сложно и запутанно, во многом из-за превратного воспитания или дурных наклонностей. Например, два человека из разных стран могут согласиться что убивать невинных плохо и преступно. Но если им внушить ненависть к какой-то категории людей путем злонамеренной пропаганды, то они могут без зазрения совести пойти их убивать. И совесть их тут вряд ли будет мучить, если они свято уверены, что их жертвы достойны смерти. Однако преступлением их поступок быть не перестанет. Так что для различения добра и зла, одного следования совести будет явно мало.
#мораль #ответынавопросы
👍6
Есть верующие люди, которые имеют, так называемую мнительную совесть. Им все время кажется, что они грешат на каждом шагу (хотя на самом деле не совершают тяжких грехов), постоянно себя винят и чувствуют себя из-за этого ужасно. Архиепископ Платон (Фивейский) в своем пастырском руководстве по исповеди описывает это распространенное явление и даёт практические советы священнику при обращении к нему таких лиц. Среди причин, провоцирующих мнительность в духовной жизни, он перечисляет следующие:

а) Меланхолический темперамент.
б) Врожденная боязливость и воспитание, стесняющее дух.
в) Тело непрестанно больное, слабые и расстроенные нервы.
г) Строгий пост и непрестанное бдение.
д) Частое размышление и чрезмерное напряжение ума на предметы духовные.
е) Преобладающее воображение.
ж) Упрямый и привязанный к своим мнениям дух.
з) Чрезмерная заботливость об избежании и вида греха и о приобретении совершенной уверенности, что то или это не грех.
и) Ошибочные понятия о Боге, об истинном свойстве обязанностей, о согласии на грех и т. п.
и) Чтение аскетических книг, которых практическое применение не легко, и чтение других книг, возбуждающих страх или чрезмерно воспламеняющих воображение и наполняющих его ужасными образами.
к) Обращение с людьми печальными и огорченными.
л) Искушение сатаны.
#духовнаяжизнь #патологии
👍13