чтец Сергий Федоров – Telegram
чтец Сергий Федоров
757 subscribers
378 photos
7 videos
29 files
456 links
Магистр богословия / Катехизатор / Религиовед / Клирик Русской Православной Церкви (МП)

Для тех, кто хочет быть православным и не отключать голову

Задать мне вопрос https://news.1rj.ru/str/lector_sergey_bot

Поддержать меня 5469 4000 4166 2961 (сбер)
Download Telegram
🔎Правда ли, что блудные помыслы вылечиваются постом?

🍲Если рассматривать этот вопрос физиологически, то наше питание действительно влияет на уровень тестостерона и половое влечение. Однако здесь нет единой схемы или волшебного рецепта, который бы подходил всем. Один из специалистов пишет: общий принцип заключается в том, что либидо поднимает гормон тестостерон, который есть и у мужчин, и у женщин. Поэтому нужно выяснить, какие продукты конкретно у вас будут его поднимать. Для этого необходимо сдать анализы и узнать, в каком состоянии у вас сейчас гормональный фон.

Но нужно задать себе вопрос: чего именно я хочу? Если убить под корень половое влечение, то не получится. Если временно снизить уровень тестостерона, то можете идти сдавать анализы, только имея в виду, что это ненормально для организма, особенно если вы планируете жениться или состоите в браке. Диетические эксперименты могут закончиться печально.

На мой взгляд, нужно работать над мыслями сознательно, путем самоконтроля своих чувств, а не через сомнительные диеты (например, не смотреть порнографию, осознавая, что это угробит не только вечную жизнь, но и интимные отношения в законном браке). А общий совет на эту тему дает апостол Павел, он очень простой: [Во избежание] блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа (1Кор.7:2).

Самый безопасный для здоровья совет, который дается в самой Библии, это вступить в брак и реализовать там свое половое влечение, а не пытаться его «вылечить».

Приведу еще совет прп. Порфирия Кавсокаливита: Когда приходят чувственные искушения, не пытайтесь изгнать их силой, потому что это сатане только на руку. Он будет представлять их вам еще более привлекательными и тем самым наносить вам все большее и большее повреждение. Лучше встречайте их спокойно и обращайте из греховных — в чистые. Скажите себе: «Можно жениться и наслаждаться радостями семейной жизни; и это угодно Господу».
#духовнаяжизнь #ответынавопросы
👍8
83. Пост не по Типикону

...я не могу представить, что кто-либо из вас упускает возможность во весь период Пятидесятницы по понедельникам, средам и пятницам до 9-го часа (т.е. до обеда) снедати по ДВЕ ОНГИИ ЧИСТЫ ПАКСИМАДЫ, которые предписываются Типиконом!..
«Не говори: "я грешил, и что мне было?", ибо Господь долготерпелив. При мысли об умилостивлении не будь бесстрашен, чтобы прилагать грех ко грехам и не говори: "милосердие Его велико, Он простит множество грехов моих"; ибо милосердие и гнев у Него, и на грешниках пребывает ярость Его. Не медли обратиться к Господу и не откладывай со дня на день: ибо внезапно найдет гнев Господа, и ты погибнешь во время отмщения» (Сир. 5:4-9).
#библия #мораль
🔥2
Лайфхак для прихожан от свт. Афанасия (Сахарова):

«Поминовение при богослужении одинаково полезно и плодотворно, произносит ли имена священник, читают ли поминовения прислуживающие в алтаре, или сами богомольцы про себя поминают своих усопших, каждый стоя на своем месте. Все молитвовословия, даже и тайно приносимые в храме во время богослужения, возносятся к престолу Божию чрез священнодействующего предстоятеля: эта истина громогласно возвещается при архиерейском богослужении, когда протодиакон, на так называемой «выкличке» по освящении Св. Даров, во время тайного поминовения живых и усопших, возглашает: «...преосвященного... приносящего Святыя Дары сия ...о оставлении грехов... зде предстоящих и о нихже кийждо во уме своем поминание творит», то есть о всех тех, кого каждый из молящихся мысленно, про себя помянул в течение литургии и поминает в данный момент.. В благоустроенных обителях братия сами читают во время проскомидии свои монастырские помянники, не входя в алтарь, каждый стоя на своем месте. Поминовение родственников,— пишет святитель Игнатий (Брянчанинов),— одинаково слышит Бог как из алтаря, так и с того места, где ты стоишь. Богу приятнее будет молитва твоя из церкви, когда по причине благоговения к Нему ты устраняешься входа в алтарь, нежели когда ты вошел в него без должного благоговения, нарушив преподанное тебе правило.

Чтение помянников самими богомольцами было бы удобно и полезно еще и в таком отношении: некоторые из богомольцев любят вносить в свои помянники очень многие имена, не только своих ближайших родственников, но и знакомых, и почитаемых подвижников благочестия. Такое стремление поминать по именам очень многих усопших само по себе весьма похвально и заслуживает всякого поощрения. Но когда в храме подается много помянников, и если все они будут иметь помногу имен, создается большое затруднение с чтением помянников, которое и времени много занимает и тем затеняет собою основное богослужение, да и для читающих физически тяжело. При этом многие имена, например почитаемых старцев, повторяются неоднократно: вот тут-то и могло бы быть полезно чтение помянников самими богомольцами. Каждый для гласного чтения священнослужителями подал бы краткий помянник самых близких усопших, а другой, более пространный и не ограниченный в объеме был бы прочитан, и может быть неоднократно, каждым богомольцем, а имена подвижников благочестия и чтимых всеми молящимися усопших были бы прочитаны один раз священнослужителями по церковному синодику гласно,— и каждым почитающим сих усопших богомольцев тайно» (О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви).
#богослужение #дисциплина
Свт. Феофан Затворник об обязанностях мужа-христианина

🤵‍♂️«Муж – глава жене. Отсюда муж должен иметь и являть свое владычество над женою, не унижать себя, не продавать главенства по малодушию или страсти, ибо это срам для мужей. Только сия власть должна быть не деспотическая, а любовная. Имей жену подругою и сильною любовию заставляй ее быть себе покорною. Во всех делах должен считать ее первою, вернейшею и искреннейшею советницею, первою поверенною тайн. Должен смотреть за нею, заботиться о ее умственном и нравственном совершенстве, снисходительно и терпеливо отребляя недоброе и насаждая доброе, неисправимое же в теле или нраве снося благодушно и благочестно. Но уж никак не позволять себе развратить ее своим небрежением и вольностию. Муж – убийца, если смиренная, кроткая и благочестивая жена становится у него рассеянною, своенравною, Бога не боящеюся. Блюдение, однако ж, нравственности не препятствует удовлетворять ее желанию держать себя прилично и иметь общение со внешними, хотя не без соизволения его».
#брак #мораль #отношения
👍7
👰‍♀️Свт. Феофан Затворник об обязанностях жены-христианки

«Жена же со своей стороны должна во всем слушаться мужа, всячески нрав свой склонять к его нраву и быть ему всецело преданною, чтобы ни делом, ни мыслию даже не загадывать ничего без его воли. Потому верно исполнять все его распоряжения, советы, повеления, и в мысль не попуская того, чтобы когда-нибудь поставить на своем, вообще ни в чем не желать и не являть главенства. В случае несогласия быть уступчивою и терпеливо сносить все, что покажется не по нраву; иначе не сохранишь мира дорогого. Однако ж это не отнимает у нее обязанности заботиться о добронравии супруга. Своею мудростию и влиянием она может изменить его нрав, если он неисправен; по крайней мере, она не должна оставлять его в небрежении, но, сколько есть ума и сил, действовать на него и исхищать как из огня. Для сего саму себя украшать преимущественно добродетелями, другие же украшения иметь как нечто стороннее, средственное, от чего легко отказаться, особенно когда сего потребует необходимость поправить дела».
#мораль #брак #отношения
👍32
Вы можете задать любой вопрос о православной вере и традиции на сайте https://azbyka.ru/vopros/ Я и другие участники постараемся Вам подсказать что-то.
1
О самоуважении христианина

"Самоуважение основано на высоком положении, занимаемом человеком в мире. Премудрый призывает нас к самоуважению, когда говорит: «воздавай душе твоей честь по ее достоинству» (Сир. 10:31). Но с самоуважением должно быть соединено глубочайшее смирение, основанное на признании бесконечного превосходства Творца сравнительно с творением и на сознании человеческих слабостей и недостатков, воспитываемых благодатью. «Что ты имеешь, чего бы не получил?» – говорит ап. Павел, – «а если получил, что хвалишься, как будто не получал?» (1Кор. 4:7). Сам Господь говорит: «Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лук. 17:10).

Совместимость смирения с сознанием своего достоинства (как общечеловеческого, так и личного) можем видеть на примере ап. Павла, который сознавал, что он «апостол» (1Кор. 9:1), «видевший Господа Иисуса» (там же), «более всех потрудившийся» (1Кор. 15:10, 2Кор. 11 и т. д.), но в то же время называвший себя «первым из грешников» (1Тим. 1:15). Мы приобретем в себе сочетание смирения и сознания своего достоинства, если при этом будем в то же время сознавать свою полную зависимость от Бога и не будем иметь намерение выставлять перед людьми свое достоинство и хвалиться им" (проф. М. А. Олесницкий. Нравственное богословие).
#мораль
4👍3
Настоящей любви не может быть без негодования на зло

Любить людей значит желать, чтобы они жили сообразно с требованиями нравственного закона. Но одним из действительных средств к обличению порочности их жизни и к нравственному исправлению их является прямое выражение нашего негодования на безнравственные поступки ближних. Отсюда, если в нас нет любви к людям, то не может быть в нас и негодования на то, что безнравственного делается ими. Напротив, чем больше мы любим ближних, тем более возмущаемся их худым поведением. При этом мы должны помнить слова ап. Павла о порочном человеке: «Силен Бог восставить его» (Рим. 14, 4); любовь «всему верит, всего надеется» (1Кор. 13, 7) (протоиерей Николай Стеллецкий. Опыт нравственного православного богословия в апологетическом освещении).
#мораль
8👍2
👰🏻‍♀️Советы свт. Иоанна Златоуста мужу-христианину об отношении к жене

«Показывай, что ты дорого ценишь ее общество и предпочитаешь быть для нее дома, а не на площади; предпочитай также ее всем друзьям и детям, родившимся от нее: и их люби ради нее. Если она сделает что-нибудь хорошо, хвали и удивляйся; если же – что-нибудь неуместное и свойственное молодости, убеждай и увещевай. Всячески нападай на богатство и расточительность; указывай ей украшение в скромности и честности, и постоянно учи тому, что полезно.

Молитвы у вас пусть будут общие; каждый пусть ходит в церковь, и пусть муж дома спрашивает у жены, а она спрашивает у мужа, что там было сказано и прочитано. Когда постигнет бедность, припомни святых мужей – Павла, Петра, которые прославились более всех царей и богачей, а жили как? В голоде и жажде. Учи свою жену, что в жизни ничего не следует бояться, кроме как оскорбить Бога. Если кто-нибудь женится таким образом, с такими взглядами [на жизнь], он будет лишь немногим ниже монахов, и женившийся – не женившихся.

Если же хочешь сделать обед или устроить угощение, пусть там не будет ничего бесстыдного, ничего неприличного. Если ты найдешь какого-нибудь святого бедняка, который может благословить дом ваш, может, ступя к вам ногой, принести всякое благословение Божье, пригласи его.

Так как увещание к добродетели само по себе заключает много тягостного, особенно для нежной и молодой девушки, то, когда будут разговоры о любомудрии, старайся чтобы твой образ действий был наполнен милосердием и добротой.

И прежде всего, изгони из ее души эту мысль про «мое» и «твое». Если она скажет: «мое», то скажи ей: «Что ты называешь своим? Я не знаю, я не имею ничего своего. Как ты говоришь – "мое", когда все твое?» Приласкай ее этими словами. Не видишь ли, что мы так поступаем в отношении к детям? Когда ребенок схватит что-нибудь, что мы держим, и захочет еще взять что-нибудь другое, мы ему уступаем и говорим: «Да, и это твое, и то твое». То же самое сделаем и с женой, ибо нрав у нее более или менее как у ребенка, и если она говорит «мой», то скажи: «Все твое, и я твой». Эти слова – слова не лести, но великого благоразумия. Этим ты можешь угасить ее гнев и потушить досаду. Лесть состоит в том, когда кто поступает неблагородно по злому расположению; а это – величайшее любомудрие. Итак, говори: «И я твой, дитя мое». В этом меня убедил Павел, который сказал: «Муж не властен над своим телом, но жена» (1Кор. 7:4). Если же я не имею власти над моим телом, а ты имеешь, то тем более – над имуществом моим. Говоря так, ты успокоишь ее, угасишь огонь, посрамишь дьявола, сделаешь ее рабой, покорной более, чем купленная за деньги; этими словами свяжешь ее. Таким образом, посредством того, что ты говоришь, научи ее никогда не говорить ни о «моем», ни о «твоем».

И не просто зови ее по имени, но с лаской, с честью, с большой любовью. Уважай ее, и она не будет нуждаться в уважении от других, не будет нуждаться в одобрении других, если будет пользоваться тем, что исходит от тебя. Предпочитай ее всем, во всех отношениях, как за ее красоту, так и за ее проницательность, и хвали ее. Таким образом, ты убедишь ее не внимать никому постороннему, но пренебрегать всем миром, кроме тебя.

Учи ее страху Божию, и все блага потекут из нее, как из источника, и дом твой будет наполнен многочисленными благами. Если станем искать нетленного, то придет и это тленное: "Ищите же, – сказано, – прежде Его Царства, и это все приложится вам" (Мф. 6:33)» (Беседа 20 на послание к Ефесянам).
#мораль #брак #отношения
12
Поздравляю вас с праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы!🕊

Пресвятая Богородице, помогай нам!
13👍4
Об услужливости

«Услужливость есть охотная и бескорыстная готовность помочь другим имеющимися в нашем распоряжении средствами, нужными им для достижения своих личных целей. Услужлив тот, кто, например, выручит другого из денежного затруднения льготной ссудой, или кто одолжит ему необходимую для какой-нибудь научной работы книгу, которую трудно было бы достать помимо нашей услуги, или кто, жертвуя своим временем, безмездно выполняет какое-либо дело за него.

Эта добродетель занимает более или менее второстепенное место в ряду обнаружений христианской любви. Так как услужливость сама по себе имеет значение лишь средства для цели ближнего, то поэтому бывает услужливость и для достижения безнравственных целей. Надобно, чтобы она проистекала всегда из чистых побуждений, никогда не должно угождать другим в их греховных желаниях (Деян. 12, 3). Мы не должны изменять истине, добру и правде, как бы ни казались великими выгоды, приобретаемые преступными услугами (1Кор. 7, 23; Гал. 1, 10). Бывает также услужливость и навязчивая, назойливая – для достижения нравственных целей. Не следует навязывать другим своих услуг, когда они не хотят принимать их, или в них не нуждаются, или не умеют правильно ими пользоваться. Вообще, услужливость должна быть благоразумной. Мы поступили бы вопреки благоразумию, если бы стали услуживать другим к их вреду, или к вреду собственному. Пример предосторожности в таких случаях можно видеть из притчи о десяти девах. Когда неразумные из них просили у мудрых масла, потому что светильники их гаснут, последние отвечали: "Чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим, и купите себе" (Мф. 25, 8,9)» (протоиерей Николай Стеллецкий. Опыт нравственного православного богословия в апологетическом освещении).
#мораль
🔎Может ли совесть человека ошибаться и давать неправильные ориентиры?

Да, может. Дело в том, что совесть не дается нам в качестве готового организованного закона, она нуждается в образовании и воспитании, а в своем развитии находится в связи с развитием ума и сердца и подвержена всему тому, чему подвержена деятельность этих последних. Если в этом развитии что-то идет не так, то и совесть может давать сбои. Неправильное обнаружение совести может, например, произойти от дурного воспитания или получения неверной и пагубной информации.

Если сказать кратко, все что дает совесть «по умолчанию», это понимание того, что есть хорошо и что есть плохо. А вот в приложении общих принципов к конкретным ситуациям, может быть все сложно и запутанно, во многом из-за превратного воспитания или дурных наклонностей. Например, два человека из разных стран могут согласиться что убивать невинных плохо и преступно. Но если им внушить ненависть к какой-то категории людей путем злонамеренной пропаганды, то они могут без зазрения совести пойти их убивать. И совесть их тут вряд ли будет мучить, если они свято уверены, что их жертвы достойны смерти. Однако преступлением их поступок быть не перестанет. Так что для различения добра и зла, одного следования совести будет явно мало.
#мораль #ответынавопросы
👍6
Есть верующие люди, которые имеют, так называемую мнительную совесть. Им все время кажется, что они грешат на каждом шагу (хотя на самом деле не совершают тяжких грехов), постоянно себя винят и чувствуют себя из-за этого ужасно. Архиепископ Платон (Фивейский) в своем пастырском руководстве по исповеди описывает это распространенное явление и даёт практические советы священнику при обращении к нему таких лиц. Среди причин, провоцирующих мнительность в духовной жизни, он перечисляет следующие:

а) Меланхолический темперамент.
б) Врожденная боязливость и воспитание, стесняющее дух.
в) Тело непрестанно больное, слабые и расстроенные нервы.
г) Строгий пост и непрестанное бдение.
д) Частое размышление и чрезмерное напряжение ума на предметы духовные.
е) Преобладающее воображение.
ж) Упрямый и привязанный к своим мнениям дух.
з) Чрезмерная заботливость об избежании и вида греха и о приобретении совершенной уверенности, что то или это не грех.
и) Ошибочные понятия о Боге, об истинном свойстве обязанностей, о согласии на грех и т. п.
и) Чтение аскетических книг, которых практическое применение не легко, и чтение других книг, возбуждающих страх или чрезмерно воспламеняющих воображение и наполняющих его ужасными образами.
к) Обращение с людьми печальными и огорченными.
л) Искушение сатаны.
#духовнаяжизнь #патологии
👍13
🔎Каково отношение Церкви к равноправию полов?

Следует различает два аспекта этого вопроса: общественный и семейный. «Высоко оценивая общественную роль женщин и приветствуя их политическое, культурное и социальное равноправие с мужчинами, Церковь одновременно противостоит тенденции к умалению роли женщины как супруги и матери.

👫Фундаментальное равенство достоинства полов не упраздняет их естественного различия и не означает тождества их призваний как в семье, так и в обществе. В частности, Церковь не может превратно толковать слова апостола Павла об особой ответственности мужа, который призван быть "главою жены", любящим ее, как Христос любит Свою Церковь, а также о призвании жены повиноваться мужу, как Церковь повинуется Христу (Еф. 5:22-23; Кол. 3:18). В этих словах речь идет, конечно же, не о деспотизме мужа или закрепощении жены, но о первенстве в ответственности, заботе и любви; не следует также забывать, что все христиане призваны к взаимному "повиновению друг другу в страхе Божием" (Еф. 5:21). Поэтому "ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо, как жена от мужа, так и муж через жену; все же — от Бога" (1Кор. 11:11-12)» (Основы социальной концепции РПЦ. Х.5).

👩‍⚖Вместе с тем, «представители некоторых общественных течений склонны принижать, а иногда и вовсе отрицать значение брака и института семьи, уделяя главное внимание общественно значимой деятельности женщин, в том числе несовместимой или мало совместимой с женской природой (например, работы, связанной с тяжелым физическим трудом). Нередки призывы к искусственному уравнению участия женщин и мужчин в каждой сфере человеческой деятельности.

Церковь же усматривает назначение женщины не в простом подражании мужчине и не в соревновании с ним, а в развитии всех дарованных ей от Господа способностей, в том числе присущих только ее естеству. Не делая акцент лишь на системе распределения общественных функций, христианская антропология отводит женщине гораздо более высокое место, чем современные безрелигиозные представления. Стремление уничтожить или свести к минимуму естественные разделения в общественной сфере не свойственно церковному разуму.

Половые различия, подобно различиям социальным и этническим, не затрудняют доступа ко спасению, которое Христос принес для всех людей: "Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе" (Гал. 3. 28). Однако это сотериологическое утверждение не означает искусственного обеднения человеческого разнообразия и не должно быть механически переносимо на любые общественные отношения» (Там же).
#ответынавопросы #учениецеркви
👍2🔥1
🔎Актуальна ли для христиан заповедь об обязательном принесении десятины?

В Ветхом Завете десятины приносились ради обеспечения служителей Бога необходимым для жизни (Чис. 18:21). В Новом Завете предписание об обеспечении проповедников и клира всем необходимым для жизни, сохраняет свою актуальность (Лк.10:7;1Кор.9:14;1Тим.5:17-18). Однако установление конкретного размера пожертвования подлежит ведению церковной власти. 4 канон святых апостолов упоминает начатки плодов, приносимых для клира, без фиксированного количества и качества. В дальнейшем в истории существовали различные обычаи и законы, регулировавшие исполнение этого предписания. В настоящее время в Русской Церкви имеет силу общее предписание: «На обязанности прихожан лежит забота о материальном содержании причта и храма» (Устав РПЦ. Глава XVII, 3).
#дисциплина #ответынавопросы
👍4
Тезис из социального учения Константинопольского патриархата об отношениях христиан с государством («За жизнь мира»):

«Христиане могут и часто обязаны участвовать в политической жизни обществ, в которых они живут, но всегда делать это как служители правды и милости Царства Божия. Таково было предписание самых ранних христианских времен: Ибо нас учили начальникам и властям, поставленным от Бога, воздавать приличную и безвредную для нас честь (Мученичество Поликарпа, 10). Иногда такое участие может проявляться не в абсолютном повиновении, а в гражданском неповиновении и даже восстании – в силу гражданства более высокого порядка. Христианин должен быть верен в первую и последнюю очередь Царствию Божию, тогда как верность чему–либо другому является не более чем временной, преходящей, частичной и случайной».
#учениецеркви
1