🔥В наше время в церковной среде считается нормой записывать тех или иных людей в еретики и выносить суждения об их вечной участи. Мне близко рассуждение профессора МДА М. С. Иванова, которое я приведу здесь:
«Признание кого-либо еретиком является актом исключительной ответственности для Церкви. Хотя в этом вопросе она всегда действует решительно и однозначно, однако тщательно избегает поспешных выводов и необдуманных решений. В сознании того, что ересь как грех существенно отличается от мн. др. грехов, Церковь далеко не за всякую ошибку, допущенную в области христ. вероучения, признает человека еретиком. Такая ошибка может быть не только результатом упорного противления истине, но и следствием недостаточного богословского образования, неполной осведомленности в вопросах вероучения, неадекватного понимания догматических проблем или чрезмерного доверия авторитетам в области богословия и безотчетного следования различным богословским школам и направлениям. Простым примером такой ошибки может служить ответ на экзамене по догматическому богословию студента духовной школы, не сумевшего освоить текущий материал. Вполне вероятно, что ответ такого студента будет содержать целый ряд догматических ошибок и некоторые по формальным признакам окажутся ересями. Вина такого студента заключается лишь в том, что он не разобрался в учебном курсе и не подготовился к экзамену. Однако в области глубокого изучения фундаментальных догматических проблем таких примеров не может быть.
К случаям, в которых вероучительные ошибки не становятся "диавольским" грехом, по-видимому, относится формальная принадлежность человека к тому или иному еретическому сообществу. Как тот, кто формально принял Православие, но не живет в соответствии с его нормами и требованиями, по существу не является православным христианином, так и тот, кто принимает еретическое исповедание не как осознанное убеждение, а лишь как дань национальной или культурно-исторической традиции, не является еретиком. Не все из последователей еретических учений заняли точно такую же мировоззренческую, богословскую и поведенческую позицию, какой придерживались их создатели. Нисколько не умаляя ошибочности усвоенного ими вероучения и ни в коей мере не снимая с них вины за то, что они поддались еретическому соблазну, нельзя не признать, что многие из них в своем исповедании веры не пошли путем подлогов, насилия, обмана и открытого противления истине, каким шли сами ересиархи и их фанатичные последователи, совершая тем самым не обычный, а "диавольский" грех. Т. о., не всякий, исповедующий ересь, автоматически становится еретиком».
👉Подробное рассмотрение этой проблемы см. в докладе прот. Л. Воронова https://spbda.ru/publications/prot-liveriy-voronov-konfessionalizm-i-ekumenizm-otnoshenie-pravoslaviya-k-inoslaviyu/
#вера #проблемыцерковнойжизни
«Признание кого-либо еретиком является актом исключительной ответственности для Церкви. Хотя в этом вопросе она всегда действует решительно и однозначно, однако тщательно избегает поспешных выводов и необдуманных решений. В сознании того, что ересь как грех существенно отличается от мн. др. грехов, Церковь далеко не за всякую ошибку, допущенную в области христ. вероучения, признает человека еретиком. Такая ошибка может быть не только результатом упорного противления истине, но и следствием недостаточного богословского образования, неполной осведомленности в вопросах вероучения, неадекватного понимания догматических проблем или чрезмерного доверия авторитетам в области богословия и безотчетного следования различным богословским школам и направлениям. Простым примером такой ошибки может служить ответ на экзамене по догматическому богословию студента духовной школы, не сумевшего освоить текущий материал. Вполне вероятно, что ответ такого студента будет содержать целый ряд догматических ошибок и некоторые по формальным признакам окажутся ересями. Вина такого студента заключается лишь в том, что он не разобрался в учебном курсе и не подготовился к экзамену. Однако в области глубокого изучения фундаментальных догматических проблем таких примеров не может быть.
К случаям, в которых вероучительные ошибки не становятся "диавольским" грехом, по-видимому, относится формальная принадлежность человека к тому или иному еретическому сообществу. Как тот, кто формально принял Православие, но не живет в соответствии с его нормами и требованиями, по существу не является православным христианином, так и тот, кто принимает еретическое исповедание не как осознанное убеждение, а лишь как дань национальной или культурно-исторической традиции, не является еретиком. Не все из последователей еретических учений заняли точно такую же мировоззренческую, богословскую и поведенческую позицию, какой придерживались их создатели. Нисколько не умаляя ошибочности усвоенного ими вероучения и ни в коей мере не снимая с них вины за то, что они поддались еретическому соблазну, нельзя не признать, что многие из них в своем исповедании веры не пошли путем подлогов, насилия, обмана и открытого противления истине, каким шли сами ересиархи и их фанатичные последователи, совершая тем самым не обычный, а "диавольский" грех. Т. о., не всякий, исповедующий ересь, автоматически становится еретиком».
👉Подробное рассмотрение этой проблемы см. в докладе прот. Л. Воронова https://spbda.ru/publications/prot-liveriy-voronov-konfessionalizm-i-ekumenizm-otnoshenie-pravoslaviya-k-inoslaviyu/
#вера #проблемыцерковнойжизни
spbda.ru
Прот. Ливерий Воронов. Конфессионализм и экуменизм. Отношение православия к инославию - Санкт-Петербургская Духовная Академия
Прот. Ливерий Воронов. Конфессионализм и экуменизм. Отношение православия к инославию - публикации - Санкт-Петербургская Духовная Академия
👍1
Замечательное церковное определение о различных путях богоугодной жизни, сформулированное ещё в IV веке:
«Мы и девством, соединенным со смиренномудрием, восхищаемся, и воздержание, соблюдаемое со святыней и благочестием, приемлем, и удаление от мирских попечений, совершаемое со смиренномудрием, одобряем, и честное супружество уважаем, и богатство, сопряженное со справедливостью и благотворительностью, не презираем, и скромность и простоту одежд, служащих лишь для попечения о теле, хвалим, от излишеств же и роскошества в одежде отвращаемся, и дома́ Божии почитаем, и в бывающих там собраниях, как святых и полезных, охотно участвуем, не потому, что заключаем благочестие в домах, но потому, что почитаем всякое место, устроенное во имя Божие, и собрание в Церкви Божией как служащее на общую пользу одобряем, и щедрые благодеяния братьев, которые они, согласно преданиям, оказывают нищим через Церковь, ублажаем, и, коротко сказать, желаем, чтобы в Церкви было все, преподанное Божественными Писаниями и апостольскими преданиями» (21 канон Гангрского собора).
#мораль #учениецеркви
«Мы и девством, соединенным со смиренномудрием, восхищаемся, и воздержание, соблюдаемое со святыней и благочестием, приемлем, и удаление от мирских попечений, совершаемое со смиренномудрием, одобряем, и честное супружество уважаем, и богатство, сопряженное со справедливостью и благотворительностью, не презираем, и скромность и простоту одежд, служащих лишь для попечения о теле, хвалим, от излишеств же и роскошества в одежде отвращаемся, и дома́ Божии почитаем, и в бывающих там собраниях, как святых и полезных, охотно участвуем, не потому, что заключаем благочестие в домах, но потому, что почитаем всякое место, устроенное во имя Божие, и собрание в Церкви Божией как служащее на общую пользу одобряем, и щедрые благодеяния братьев, которые они, согласно преданиям, оказывают нищим через Церковь, ублажаем, и, коротко сказать, желаем, чтобы в Церкви было все, преподанное Божественными Писаниями и апостольскими преданиями» (21 канон Гангрского собора).
#мораль #учениецеркви
❤4
Со временем я пришел для себя к тому, чтобы не воспринимать слишком серьезно слова людей из-за их возраста, опыта и статуса. Все люди, кем бы они ни были, остаются человеками, даже святые. Со своей ограниченностью, личными загонами, предпочтениями, багажом учтенных и неучтенных ошибок. На каждого опытного, найдется человек с другим опытом. Люди в возрасте могут придерживаться крайне противоположных взглядов на жизнь и частные ее явления. Человек с высоким статусом и в возрасте может оказаться невеждой и нести чушь, а молодой и без статуса может транслировать мудрые и рассудительные вещи. Поэтому я с юмором отношусь к людям, которые вещают мне что-то со словами: "а ты поживи с мое.." Все это условности, которые сами по себе, ничего не дают. Поэтому, делаю вывод я, стоит прислушиваться к разным людям, анализировать и поступать, как считаешь правильным, не озираясь постоянно на чей-то опыт, статус и мнение.
#мысли
#мысли
❤9🔥3👍2👎2
🔎Как совместить утверждения Библии, что Бог ненавидит всех, делающих беззаконие (Пс.5:6) и то, что Бог проявил к нам Свою любовь ещё тогда, когда мы были грешниками (Рим.5:8)?
Бог ненавидит неправедных постольку, поскольку объектом его ненависти является их неправедность. Как праведный, Господь ненавидит грешника со стороны его нераскаянной греховности, и одновременно, как милосердный, любит и милует грешника, как Свое творение. Не желая никому вечной погибели, Он отдал Свою человеческую жизнь, чтобы дать возможность каждому грешнику стать праведником и выйти из под правосудного гнева.
#ответынавопросы #мораль #библия
Бог ненавидит неправедных постольку, поскольку объектом его ненависти является их неправедность. Как праведный, Господь ненавидит грешника со стороны его нераскаянной греховности, и одновременно, как милосердный, любит и милует грешника, как Свое творение. Не желая никому вечной погибели, Он отдал Свою человеческую жизнь, чтобы дать возможность каждому грешнику стать праведником и выйти из под правосудного гнева.
#ответынавопросы #мораль #библия
👍7
Существует проблема смешения православного христианства и социально-культурных форм, в котором оно существовало веками. Отсюда все эти стереотипы о том, что, например, истинно христианская семейная жизнь – это жизнь по древнерусскому Домострою (хотя книжка неплохая, я с ней немного знаком). Или, что истинно православное богослужение – это поздневизантийский обряд. Отсюда все эти картиночки в православных книжках, где православный мужик нередко выглядит как старообрядец – с бородой и в косоворотке, а женщина – в платке под горло и в сарафане. Короче, вопиющий разрыв между современной реальностью и тем, как это презентуется в подобных публикациях. В действительности же, Православие не вписывается в универсальные культурные формы, хотя его носителями были долгие века наши предки.
Отличить эти формы от содержания Православия, нам помогает вдумчивое чтение Священного Писания (там изложены все основные универсальные нравственные принципы), а также суждения Церкви, выраженные в ее современных официальных документах (например, в Основах социальной концепции РПЦ), где нередко явно обозначается это различие между культурными пережитками и непреходящим учением нашей веры. Это не значит, что у нас есть исчерпывающий список ответов, но ориентиры имеются.
#проблемыцерковнойжизни #мысли
Отличить эти формы от содержания Православия, нам помогает вдумчивое чтение Священного Писания (там изложены все основные универсальные нравственные принципы), а также суждения Церкви, выраженные в ее современных официальных документах (например, в Основах социальной концепции РПЦ), где нередко явно обозначается это различие между культурными пережитками и непреходящим учением нашей веры. Это не значит, что у нас есть исчерпывающий список ответов, но ориентиры имеются.
#проблемыцерковнойжизни #мысли
👍6
❤️🔥Излишняя демонизация всего, что связано с сексуальной сферой (столь характерная для монашеской литературы, так как монаху в принципе противопоказано вспоминать о существовании лиц другого пола), для людей живущих в миру, собирающихся создать семью или находящихся в браке, на мой взгляд, является одним из сильных факторов искажения христианского учения об отношениях полов, а также тем, что приводит человека к реальным падениям. Вместо того, чтобы понять, что чувства и влечения естественны и созданы Богом, такой молодой человек или девушка начинают их демонизировать, пытаться искоренить и делать другие бесполезные глупости. А если не получается, то можно еще с досады плюнуть на все и начать безудержно грешить.
💘Таким ребятам я бы хотел напомнить, о том, что Слово Божие нигде не осуждает чувства, влечения и половые контакты, как таковые, а только их незаконное употребление. Поэтому если тебе нравится парень или девушка, или ты вдруг нечаянно испытал возбуждение, взглянув на кого-то, не нужно делать из этого трагедию. Поздравляю, ты живой здоровый человек и, если ты способен контролировать свои желания и мысли, а не пускать их в свободное плавание, значит все в пределах нормы.
#мораль #мысли
💘Таким ребятам я бы хотел напомнить, о том, что Слово Божие нигде не осуждает чувства, влечения и половые контакты, как таковые, а только их незаконное употребление. Поэтому если тебе нравится парень или девушка, или ты вдруг нечаянно испытал возбуждение, взглянув на кого-то, не нужно делать из этого трагедию. Поздравляю, ты живой здоровый человек и, если ты способен контролировать свои желания и мысли, а не пускать их в свободное плавание, значит все в пределах нормы.
#мораль #мысли
👍5
Forwarded from Elena Zhosul | Ценностный коучинг
В том числе умудрились поговорить на следующие темы:
🔺священник требует очень строго поститься: как быть?
🔺врач велел есть мясо в пост - но мне страшно…
🔺«священник - не эндокринолог»
🔺психологическое насилие священника по отношению к прихожанам: как реагировать?
🔺газлайтинг в храме
🔺кто становится жертвой авторитарного священника?
🔺интимные вопросы на исповеди
🔺Камасутра в церковной лавке 😳
🔺выстраивать личные границы - это по-христиански?
Ваши комментарии, лайки 👍, репосты 👉 очень важны для нас!
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
YouTube
Личные границы в общении со священником
Планировали поговорить с отцом Геннадием только про границы - а в итоге глубоко ушли в тему дисциплины поста. Но и границы тоже основательно отстроили :)
00:00 - старт.
1:02 - проблема границ в отношениях духовника и мирян
5:10 - священник требует очень строго…
00:00 - старт.
1:02 - проблема границ в отношениях духовника и мирян
5:10 - священник требует очень строго…
👍3
В своем поведении и мышлении мы призваны подражать Господу нашему Иисусу Христу. Это значит совмещать милосердную любовь к людям и бескомпромиссную ненависть ко греху. Это снисходить к немощным и быть строгим к наглецам и лицемерам. Великодушно прощать личные обиды, при условии покаяния человека. Быть в мире со всеми, если это возможно без компромисса с совестью. Уметь в нужное время с любовью утешить или обличить. Принимать с раскрытыми объятиями покаявшегося блудного сына и проливать слезы над теми, кто выбрал творить зло. Уметь видеть в каждом человеке образ Бога, как бы он сам его не испоганил. «В вас должны быть те же мысли, какие и во Христе Иисусе» (Флп.2:5).
#мысли #мораль
#мысли #мораль
👍3
О ХРИСТИАНСКОМ ПОНИМАНИИ ДОБРА И ЗЛА
Согласно христианскому учению, добром и злом в подлинном смысле является то, что соответственно согласно и несогласно воле Божией. Это очень точно выразил святитель Иоанн Златоуст, сказав, о том, что соответствующее «воле Божией.. хотя бы казалось и худым, лучше всего; а что противно и не угодно Богу, то, хотя бы и казалось самым лучшим, хуже и беззаконнее всего. <…> Дела бывают хорошими и худыми не сами по себе, но по Божию о них определению». Согласитесь, что такое понимание добра и зла весьма отличается от тех ответов, которые часто можно слышать от людей. В такой картине мира именно Бог, и никто другой, определяет то, что можно считать нравственным и похвальным, а что беззаконным. Это полезно помнить всякий раз, когда мы сталкиваемся с обвинениями критиков христианства, относительно действий Бога в истории. Обычно люди предлагает судить Бога (что само по себе нелепо) по каким-либо человеческим законам, как правило, согласно гуманистическим ценностям, что неприложимо к Тому, Кто Сам является высшим Законодателем.
Следование христианскому взгляду на мир означает, что всякий раз, когда человек делает нравственный выбор, чтобы поступить правильно, он должен соотносить его с заповедями Божьими. Здесь наиболее ярко проявляется глубокое противоречие мирского и евангельского взгляда на то, что нравственно и похвально, а что нет. В эпоху гонений, когда кровь мучеников лилась рекой, христианские матери увещали своих малолетних детей быть верными Христу, несмотря на угрозы пыток и смерти. Неверующий человек наверняка скажет, что предпочтение благополучия и жизни ребенка верности Богу является настоящим безумием и такие матери заслуживают осуждения. Однако Церковь почитает их и детей святыми, героями веры, которые не нарушили слова Спасителя: «Кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:37). Один этот пример показывает, какие приоритеты у верующего и неверующего человека, и что будет настоящим добром, а что – лишь кажущимся.
Христианское учение показывает, что вещи, поступки и поведение, оторванные от контекста и лишенные мотивов и меры не могут подлежать оценке сами по себе. Так, по словам преподобного Иоанна Дамаскина: «Блуд плох не из-за соединения, но из-за соединения с чужой женщиной. Тщеславие дурно не из-за любви к славе, но из-за любви к славе не от Бога. Ненависть и гнев хороши, когда они направлены против препятствующих спасению души и соединению ее с Богом через послушание, и против уводящих от Бога, то есть против диавола и прислужников его <…> Итак, дурно вожделеть захватить то, что не наше, но Божие. Осуждение есть зло — ибо только Богу принадлежит суд, и дурно присваивать Божеское достоинство тем, кому не дано от Бога судить. Тщеславие и гордость суть зло — ибо одному только Богу подобает превознесение и слава. Так что зло есть не что иное, как противоестественное и противозаконное употребление естественных возможностей, что не есть сущность, но наше поведение». Знание этого позволяет определить понимание добра и зла в христианском учении в отличие от остальных мировоззрений, а также не совершать смешения понятий.
#мораль #мысли
Согласно христианскому учению, добром и злом в подлинном смысле является то, что соответственно согласно и несогласно воле Божией. Это очень точно выразил святитель Иоанн Златоуст, сказав, о том, что соответствующее «воле Божией.. хотя бы казалось и худым, лучше всего; а что противно и не угодно Богу, то, хотя бы и казалось самым лучшим, хуже и беззаконнее всего. <…> Дела бывают хорошими и худыми не сами по себе, но по Божию о них определению». Согласитесь, что такое понимание добра и зла весьма отличается от тех ответов, которые часто можно слышать от людей. В такой картине мира именно Бог, и никто другой, определяет то, что можно считать нравственным и похвальным, а что беззаконным. Это полезно помнить всякий раз, когда мы сталкиваемся с обвинениями критиков христианства, относительно действий Бога в истории. Обычно люди предлагает судить Бога (что само по себе нелепо) по каким-либо человеческим законам, как правило, согласно гуманистическим ценностям, что неприложимо к Тому, Кто Сам является высшим Законодателем.
Следование христианскому взгляду на мир означает, что всякий раз, когда человек делает нравственный выбор, чтобы поступить правильно, он должен соотносить его с заповедями Божьими. Здесь наиболее ярко проявляется глубокое противоречие мирского и евангельского взгляда на то, что нравственно и похвально, а что нет. В эпоху гонений, когда кровь мучеников лилась рекой, христианские матери увещали своих малолетних детей быть верными Христу, несмотря на угрозы пыток и смерти. Неверующий человек наверняка скажет, что предпочтение благополучия и жизни ребенка верности Богу является настоящим безумием и такие матери заслуживают осуждения. Однако Церковь почитает их и детей святыми, героями веры, которые не нарушили слова Спасителя: «Кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:37). Один этот пример показывает, какие приоритеты у верующего и неверующего человека, и что будет настоящим добром, а что – лишь кажущимся.
Христианское учение показывает, что вещи, поступки и поведение, оторванные от контекста и лишенные мотивов и меры не могут подлежать оценке сами по себе. Так, по словам преподобного Иоанна Дамаскина: «Блуд плох не из-за соединения, но из-за соединения с чужой женщиной. Тщеславие дурно не из-за любви к славе, но из-за любви к славе не от Бога. Ненависть и гнев хороши, когда они направлены против препятствующих спасению души и соединению ее с Богом через послушание, и против уводящих от Бога, то есть против диавола и прислужников его <…> Итак, дурно вожделеть захватить то, что не наше, но Божие. Осуждение есть зло — ибо только Богу принадлежит суд, и дурно присваивать Божеское достоинство тем, кому не дано от Бога судить. Тщеславие и гордость суть зло — ибо одному только Богу подобает превознесение и слава. Так что зло есть не что иное, как противоестественное и противозаконное употребление естественных возможностей, что не есть сущность, но наше поведение». Знание этого позволяет определить понимание добра и зла в христианском учении в отличие от остальных мировоззрений, а также не совершать смешения понятий.
#мораль #мысли
👍8
Есть у многих людей в Церкви такая проблема - несознательность. Это когда делаешь то, не знаю что, потому что кто-то авторитетный что-то такое сказал. А задать себе вопросы: Зачем я это делаю? Почему именно я это делаю?Какие есть разумные основания, чтобы делать это? А можно ли иначе? А я делаю это, потому что это реально работает или потому что все говорят, что у них это работает, а мне стыдно признаться что у меня никакого «духовного прогресса»? Почему, если я делаю все как положено, у меня все так хреново в жизни?
И можно годами ходить в церковь, делать все как научили и было прочитано в умных книжках. И так и не задать себе ни одного подобного вопроса..
#мысли
И можно годами ходить в церковь, делать все как научили и было прочитано в умных книжках. И так и не задать себе ни одного подобного вопроса..
#мысли
👍11
Поздравляю вас с днём памяти святителя Николая Чудотворца! Человека, о жизни которого мы мало, что достоверно знаем, но которого так любим. Известны тысячи свидетельств посмертных чудес этого святого. Очевидцы из разных стран рассказывают истории о том, как они попадали в беду и всякий раз благообразный старец вытаскивал их. Святителю отче Николае, моли Бога о нас!
❤15
Прп. Иоанн Кассиан развеивает миф об «универсальной» мере пищевого поста для всех.
«Итак, касательно образа поста не может удобно соблюдаться одно правило; поскольку не у всех тел одинакова крепость, и соблюдается пост не только силою души, как прочие добродетели. И потому, поскольку он состоит не в одном мужестве духа, а соразмеряется с силою тела, мы приняли такое определение, переданное нам, что различны должны быть время, способ и качество питания, именно по неодинаковому состоянию тела или по возрасту и полу; но у всех должно быть одно правило укрощения плоти для воздержания сердца и укрепления духа. Ибо не все могут соблюдать пост по неделям; некоторые не могут не принимать пищу более трех или двух дней, а иным по болезни или старости трудно пробыть без пищи до заката солнечного. Не для всех одинаково питательны овощи или сухой хлеб. Иному для насыщения нужно два фунта, а другой чувствует тягость, если съест фунт или полфунта; но все воздержники имеют одну цель, чтобы, принимая пищу по мере способности, не вдаваться в пресыщение».
А этот миф продолжает жить и формально перепечатываться в любом церковном календаре. Главное не воспринять эту формальность всерьез.
#дисциплина #духовнаяжизнь
«Итак, касательно образа поста не может удобно соблюдаться одно правило; поскольку не у всех тел одинакова крепость, и соблюдается пост не только силою души, как прочие добродетели. И потому, поскольку он состоит не в одном мужестве духа, а соразмеряется с силою тела, мы приняли такое определение, переданное нам, что различны должны быть время, способ и качество питания, именно по неодинаковому состоянию тела или по возрасту и полу; но у всех должно быть одно правило укрощения плоти для воздержания сердца и укрепления духа. Ибо не все могут соблюдать пост по неделям; некоторые не могут не принимать пищу более трех или двух дней, а иным по болезни или старости трудно пробыть без пищи до заката солнечного. Не для всех одинаково питательны овощи или сухой хлеб. Иному для насыщения нужно два фунта, а другой чувствует тягость, если съест фунт или полфунта; но все воздержники имеют одну цель, чтобы, принимая пищу по мере способности, не вдаваться в пресыщение».
А этот миф продолжает жить и формально перепечатываться в любом церковном календаре. Главное не воспринять эту формальность всерьез.
#дисциплина #духовнаяжизнь
🔥3❤1
Совет дня из Священного Писания:
«Гораздо лучше обличить, нежели сердиться тайно; и обличаемый наедине предостережется от вреда» (Сир.20:1).
#библия #мораль #духовнаяжизнь
«Гораздо лучше обличить, нежели сердиться тайно; и обличаемый наедине предостережется от вреда» (Сир.20:1).
#библия #мораль #духовнаяжизнь
❤1
Свт. Григорий Богослов о смехе как средстве обезоруживания провокатора
«Смотрел ты иногда на кулачных бойцов? Прежде всего оспаривают они друг у друга выгодное место, того и домогаются, чтобы одному стать выше другого, потому что это немало содействует одержанию победы. Так и ты старайся занять выгоднейшее положение; а это значит, пришедшего в ярость старайся низложить шутками. Смех – самое сильное оружие к препобеждению гнева. Как в кулачных боях, кто в сильной стремительности и ярости попусту сыплет удары, тот скорее утомляется, нежели принимающий на себя эти удары, истощение же сил – неискусный в бою прием; так и тому, кто оскорбляет человека, который не сердится на его нападение, но смеется над ним, всего более бывает это огорчительно; напротив, если встречает он себе сопротивление, это приносит ему некоторое удовольствие, потому что доставляется новая пища гневу, а гнев ему весьма приятен и ненасытим».
#мораль #духовнаяжизнь
«Смотрел ты иногда на кулачных бойцов? Прежде всего оспаривают они друг у друга выгодное место, того и домогаются, чтобы одному стать выше другого, потому что это немало содействует одержанию победы. Так и ты старайся занять выгоднейшее положение; а это значит, пришедшего в ярость старайся низложить шутками. Смех – самое сильное оружие к препобеждению гнева. Как в кулачных боях, кто в сильной стремительности и ярости попусту сыплет удары, тот скорее утомляется, нежели принимающий на себя эти удары, истощение же сил – неискусный в бою прием; так и тому, кто оскорбляет человека, который не сердится на его нападение, но смеется над ним, всего более бывает это огорчительно; напротив, если встречает он себе сопротивление, это приносит ему некоторое удовольствие, потому что доставляется новая пища гневу, а гнев ему весьма приятен и ненасытим».
#мораль #духовнаяжизнь
👍9
Заметил, что многим людям в Церкви тяжко и страшно, когда отсутствует строгая регламентация в какой-то сфере духовной жизни. Люди очень желают и прямо требуют инструкций. Видимо потому, что так проще переложить ответственность за свою жизнь на кого-то еще и можно себя успокоить тем, что «я все делаю как положено, следовательно у меня будет необходимый результат» (даже если его нет). Такие люди не желают свободы и разнообразия подходов, это их страшно пугает.
#мысли #духовнаяжизнь
#мысли #духовнаяжизнь
👍6🤔1
Для многих наших соотечественников Новый год - главный семейный праздник, когда многие ожидают какого-то чуда, загадывают желания и чего-то напряжённо ждут, стимулируя себя соответствующей обстановкой и атрибутикой. Но наступает заветная полночь, пробивают куранты, звучат поздравления, звон бокалов и.. пустота. Чуда опять не случилось, просто перевернулась страница календаря, ещё день-два и очередное празднование уходит до следующего года.
Но ведь это ожидание чуда, чего-то доброго и необычного у людей есть, и я думаю, оно неслучайно, оно присуще нам. Как пишет христианский писатель П. Крифт, мы твердим: «И это все?» — словно дети, перебирающие рождественские подарки. «Ну что за жадность, что за неблагодарность!» — думаем мы, и притворяемся, что довольны; но ненадолго. Рано или поздно приходится спросить соловья: «Чего же ты хочешь?» В конце концов от правды не уйдешь, от нее можно уйти лишь в начале. <...> Ребенок в нас жаден — ему обещали совсем другой подарок, живой, вроде щенка или котенка, а в каждом пакете неживые вещи, механические игрушки. Обезьяний корм. Кто же внушил такую мысль? Кто обещал щенка, кто сказал о небе? Когда это было? Почему мы поняли? Мы узнаем это, вспоминаем; когда же мы это знали и видели, когда забыли? С нами этого не было, мы только чувствуем, что этого нет, и ничто не заполнит дыру в сердце. Но мы узнаем это по самым слабым намекам, в тысячах едва заметных подобий. Мы знаем неведомое не хуже, чем утраченного друга (Небеса, по которым мы так тоскуем).
Рождество Христово - это то событие, то празднование, которое наполнено смыслом и чудом, которого мы не получаем на Новый год. Благая Весть о рождении великого Царя и Спасителя мира - это не старая легенда, а реальность, изменившая мир и имеющая прямое отношение к каждому из нас. Поэтому наши ожидания и внутренняя тоска по чуду - это не детская блажь, а закономерное явление, потребность, которая может наполниться реальностью воплощения Бога, с Ним можно войти в общение и стать Его ребенком. Так что я жду Рождество, праздник со смыслом.
#мысли
Но ведь это ожидание чуда, чего-то доброго и необычного у людей есть, и я думаю, оно неслучайно, оно присуще нам. Как пишет христианский писатель П. Крифт, мы твердим: «И это все?» — словно дети, перебирающие рождественские подарки. «Ну что за жадность, что за неблагодарность!» — думаем мы, и притворяемся, что довольны; но ненадолго. Рано или поздно приходится спросить соловья: «Чего же ты хочешь?» В конце концов от правды не уйдешь, от нее можно уйти лишь в начале. <...> Ребенок в нас жаден — ему обещали совсем другой подарок, живой, вроде щенка или котенка, а в каждом пакете неживые вещи, механические игрушки. Обезьяний корм. Кто же внушил такую мысль? Кто обещал щенка, кто сказал о небе? Когда это было? Почему мы поняли? Мы узнаем это, вспоминаем; когда же мы это знали и видели, когда забыли? С нами этого не было, мы только чувствуем, что этого нет, и ничто не заполнит дыру в сердце. Но мы узнаем это по самым слабым намекам, в тысячах едва заметных подобий. Мы знаем неведомое не хуже, чем утраченного друга (Небеса, по которым мы так тоскуем).
Рождество Христово - это то событие, то празднование, которое наполнено смыслом и чудом, которого мы не получаем на Новый год. Благая Весть о рождении великого Царя и Спасителя мира - это не старая легенда, а реальность, изменившая мир и имеющая прямое отношение к каждому из нас. Поэтому наши ожидания и внутренняя тоска по чуду - это не детская блажь, а закономерное явление, потребность, которая может наполниться реальностью воплощения Бога, с Ним можно войти в общение и стать Его ребенком. Так что я жду Рождество, праздник со смыслом.
#мысли
👍7❤5
Свт. Феофан Затворник о свободе и подзаконности в духовной жизни:
«Наш долг повиноваться Церкви, как мы и исповедуем в Символе веры словами: “Верую во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь”. Все, что есть и установлено в Церкви, есть закон для каждого из нас, пока оно есть и держится в Церкви.
Но и мы не закованы в сие, как в оковы. Когда мы обще со всеми действуем, обязаны действовать по общему уставу; а когда делаем что дома, одни, то тут и нам оставлена свобода. Молитвы и песни в Церкви читаются и поются для всех, – и мы обязаны тогда объединяться в духе со всеми. Но в домашней молитве ты совершенно свободен. Для этого составлены молитвенники; но образ употребления их тебе предоставлен. Установлены посты, указаны и способы подвижничества – бдение, уединение, труд. А образ исполнения сего оставлен на свободу, приложен только совет: с советом все твори. В образе благотворения еще более простора и свободы. Таким образом в нашей церковной жизни дивным образом сочетана свобода с законностию, то и другое быв направлено к преспеянию во внутренней жизни».
#дисциплина #духовнаяжизнь
«Наш долг повиноваться Церкви, как мы и исповедуем в Символе веры словами: “Верую во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь”. Все, что есть и установлено в Церкви, есть закон для каждого из нас, пока оно есть и держится в Церкви.
Но и мы не закованы в сие, как в оковы. Когда мы обще со всеми действуем, обязаны действовать по общему уставу; а когда делаем что дома, одни, то тут и нам оставлена свобода. Молитвы и песни в Церкви читаются и поются для всех, – и мы обязаны тогда объединяться в духе со всеми. Но в домашней молитве ты совершенно свободен. Для этого составлены молитвенники; но образ употребления их тебе предоставлен. Установлены посты, указаны и способы подвижничества – бдение, уединение, труд. А образ исполнения сего оставлен на свободу, приложен только совет: с советом все твори. В образе благотворения еще более простора и свободы. Таким образом в нашей церковной жизни дивным образом сочетана свобода с законностию, то и другое быв направлено к преспеянию во внутренней жизни».
#дисциплина #духовнаяжизнь
❤3
Вопросы святым об их сочинениях
Святоотеческое наследие является существенной частью православной традиции. Отдельные верующие относятся к нему с разной степенью рассудительности. Нередко привлечение материала из святоотеческих сочинений сопровождается крайностями: от пренебрежительного отношения до преклонения перед ними. Я полагаю, что это происходит, в том числе, из-за отсутствия элементарных основ методологии работы с подобным материалом, которые предлагаются нам самими отцами Церкви. Поэтому сегодня я задам важные вопросы самим отцам Церкви, чтобы выяснить, как же все-таки, по их собственному мнению, следует относиться к их сочинениям с рассуждением.
– Святые люди знают все обо всем?
– О том, как соприкасается ум с телом, о том, где размещены воображательная и мнительная части души, какое место получила память, какая часть нашего существа самая подвижная и как бы ведущая за собой остальные, где зарождается кровь, беспримесны ли влажные телесные составы и какой из внутренних органов служит им сосудом, – обо всем этом каждому можно говорить что кому нравится, потому что все люди держатся здесь вероятия, как и в отношении неподвижности созвездий и подвижности планет, величины и природы небесных тел и вообще всего того, чего не открыл нам с очевидностью Дух, он один знает в точности истину о вселенной (свт. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих, II.2.30).
– Почему святые иногда ошибались в существенных вопросах?
– Святые, сделавшись учителями, или сами собою, или принуждаемые к тому другими людьми, весьма преуспели, превзошли своих учителей и, получив утверждение свыше, изложили новое учение, но вместе с тем сохранили и то, что приняли от прежних учителей своих, т. е. учение неправое. Преуспев впоследствии и сделавшись учителями духовными, они не помолились Богу, чтобы Он открыл им относительно первых их учителей: Духом ли Святым внушено было то, что они им преподали, но, почитая их премудрыми и разумными, не исследовали их слов; и таким образом мнения учителей их перемешались с их собственным учением, и святые сии говорили иногда то, чему научились от своих учителей, иногда же то, что здраво постигали собственным умом; впоследствии же и те и другие слова приписаны были им. Принимая от других, преуспев и сделавшись лучшими, (святые) Духом Святым говорили то, что вверялось им с утверждением от Него; говорили и то, что им было преподано прежними учителями их, не исследывая слов их, тогда как им должно было (исследовать) оные, и чрез молитву к Богу и вопрошения (просвещенных Духом) удостовериться, справедливы ли они. Таким образом перемешались учения, и все, что говорили сии святые мужи, их имени приписывалось (прп. Варсонофий Великий. Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников, 610).
– Святоотеческое наследие входит в понятие Священного Предания, как источника православного вероучения?
– Отцы Церкви держались Предания, где было нужно, точно так же, как благоговейно описывали деяния Церкви и частных лиц. Но они же размышляли о слове Божием, о предметах веры, о правилах жизни, они спорили и ораторствовали, философствовали и были филологами и при этом даже ошибались; потому говорить, что учение об Отцах Церкви то же, что учение о Предании, значит не понимать Отцов Церкви или, намеренно закрыв глаза для предмета, толковать о нем по своему произволу. Если хотите, можете извлекать из учения Отцов Церкви учение Предания, но это будет особая работа, но не учение об Отцах (свт. Филарет Черниговский, русский патролог. Цит. по: Глубоковский Н.Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии // Азбука веры. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubokovskij/russkaja-bogoslovskaja-nauka-v-ee-istoricheskom-razvitii-i-novejshem-sostojanii/#0_12).
#богословие
Святоотеческое наследие является существенной частью православной традиции. Отдельные верующие относятся к нему с разной степенью рассудительности. Нередко привлечение материала из святоотеческих сочинений сопровождается крайностями: от пренебрежительного отношения до преклонения перед ними. Я полагаю, что это происходит, в том числе, из-за отсутствия элементарных основ методологии работы с подобным материалом, которые предлагаются нам самими отцами Церкви. Поэтому сегодня я задам важные вопросы самим отцам Церкви, чтобы выяснить, как же все-таки, по их собственному мнению, следует относиться к их сочинениям с рассуждением.
– Святые люди знают все обо всем?
– О том, как соприкасается ум с телом, о том, где размещены воображательная и мнительная части души, какое место получила память, какая часть нашего существа самая подвижная и как бы ведущая за собой остальные, где зарождается кровь, беспримесны ли влажные телесные составы и какой из внутренних органов служит им сосудом, – обо всем этом каждому можно говорить что кому нравится, потому что все люди держатся здесь вероятия, как и в отношении неподвижности созвездий и подвижности планет, величины и природы небесных тел и вообще всего того, чего не открыл нам с очевидностью Дух, он один знает в точности истину о вселенной (свт. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих, II.2.30).
– Почему святые иногда ошибались в существенных вопросах?
– Святые, сделавшись учителями, или сами собою, или принуждаемые к тому другими людьми, весьма преуспели, превзошли своих учителей и, получив утверждение свыше, изложили новое учение, но вместе с тем сохранили и то, что приняли от прежних учителей своих, т. е. учение неправое. Преуспев впоследствии и сделавшись учителями духовными, они не помолились Богу, чтобы Он открыл им относительно первых их учителей: Духом ли Святым внушено было то, что они им преподали, но, почитая их премудрыми и разумными, не исследовали их слов; и таким образом мнения учителей их перемешались с их собственным учением, и святые сии говорили иногда то, чему научились от своих учителей, иногда же то, что здраво постигали собственным умом; впоследствии же и те и другие слова приписаны были им. Принимая от других, преуспев и сделавшись лучшими, (святые) Духом Святым говорили то, что вверялось им с утверждением от Него; говорили и то, что им было преподано прежними учителями их, не исследывая слов их, тогда как им должно было (исследовать) оные, и чрез молитву к Богу и вопрошения (просвещенных Духом) удостовериться, справедливы ли они. Таким образом перемешались учения, и все, что говорили сии святые мужи, их имени приписывалось (прп. Варсонофий Великий. Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников, 610).
– Святоотеческое наследие входит в понятие Священного Предания, как источника православного вероучения?
– Отцы Церкви держались Предания, где было нужно, точно так же, как благоговейно описывали деяния Церкви и частных лиц. Но они же размышляли о слове Божием, о предметах веры, о правилах жизни, они спорили и ораторствовали, философствовали и были филологами и при этом даже ошибались; потому говорить, что учение об Отцах Церкви то же, что учение о Предании, значит не понимать Отцов Церкви или, намеренно закрыв глаза для предмета, толковать о нем по своему произволу. Если хотите, можете извлекать из учения Отцов Церкви учение Предания, но это будет особая работа, но не учение об Отцах (свт. Филарет Черниговский, русский патролог. Цит. по: Глубоковский Н.Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии // Азбука веры. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubokovskij/russkaja-bogoslovskaja-nauka-v-ee-istoricheskom-razvitii-i-novejshem-sostojanii/#0_12).
#богословие
– Если отец Церкви рассуждает о богословии (в широком смысле) или толкует Священное Писание в согласии с церковным учением, обязывает ли это нас принимать все его утверждения (толкования), как заведомо авторитетные и истинные?
– Только к тем книгам Писания, которые уже называются каноническими, я научился относиться с таким уважением и таким благоговением, что твердо верую: ни один из авторов этих книг, когда писал их, ни в чем не ошибся. <…> Всех же прочих писателей, сколь великими и выдающимися не были бы их святость и ученость, я читаю так: я не признаю написанное ими истинным только по причине того, что они так думали, но признаю это истинным в том случае, если они смогли убедить меня, используя для этого, либо канонических авторов, либо обладающее доказательной силой разумное рассуждение (блж. Августин. Epistle 82.3).
– Корректно ли приводить некоторое недогматическое утверждение из сочинений отца Церкви так, что оно не подлежит никакому критическому осмыслению?
– Сочинения этого рода надлежит отличать от авторитета канона [Библии]. Ведь эти сочинения не следует читать с целью привести из них некое свидетельство, вопреки которому нельзя нечто утверждать, причем даже тогда, когда, возможно, их авторы думали иначе, чем того требует истина (блж. Августин. Epistle 93.35).
– Всегда ли суждения отцов и учителей Церкви основаны на точном смысле библейского текста?
– У знаменитых учителей Церкви встречаются такие мнения о вере, которые не основаны на точном смысле слова Божия и потому могут принимаемы и не принимаемы, или же должны быть и вовсе отвергнуты. (свт. Филарет Черниговский. Православное догматическое богословие. Т. 1. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Chernigovskij/pravoslavnoe-dogmaticheskoe-bogoslovie-tom-1/1_2).
– Как следует относиться к мнениям, которые разногласят с согласным учением отцов?
– Мысли должно сносить только тех отцов, которые живя, уча и пребывая в вере и в кафолическом общении свято, мудро, постоянно, сподобились или с верою почить о Христе, или блаженно умереть за Христа. А верить им должно по такому правилу: что только или все они, или большинство их единомышленников принимали, содержали, передавали открыто, часто, непоколебимо, как будто по какому предварительному согласию между собою учителей, то почитать несомненным, верным и непререкаемым; а о чем мыслил кто, святой ли он или ученый, исповедник ли и мученик, несогласно со всеми или даже противореча всем, то относить к мнениям личным, сокровенным, частным, и отличать от авторитета общего, открытого и всенародного верования, дабы, оставив древнюю истину всеобщего учения, по нечестивому обычаю еретиков и раскольников, с величайшей опасностью относительно вечного спасения, не последовать нам новому заблуждению одного человека (прп. Викентий Лиринский. Памятные записки Перегрина о древности и всеобщности кафолической веры против непотребных новизн всех еретиков. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Vikentij_Lirinskij/pelegrin/).
– Любое ли «согласие отцов» является безусловной истиной для православного христианина?
– Древнее согласие святых отцов нам следует с великим усердием изыскивать, чтобы затем следовать ему, не в каждом мелочном вопросе Божественного закона, но в первую очередь, разумеется, только относительно правила веры (прп. Викентий Лиринский. Communitorium, 1.28.1).
#богословие
– Только к тем книгам Писания, которые уже называются каноническими, я научился относиться с таким уважением и таким благоговением, что твердо верую: ни один из авторов этих книг, когда писал их, ни в чем не ошибся. <…> Всех же прочих писателей, сколь великими и выдающимися не были бы их святость и ученость, я читаю так: я не признаю написанное ими истинным только по причине того, что они так думали, но признаю это истинным в том случае, если они смогли убедить меня, используя для этого, либо канонических авторов, либо обладающее доказательной силой разумное рассуждение (блж. Августин. Epistle 82.3).
– Корректно ли приводить некоторое недогматическое утверждение из сочинений отца Церкви так, что оно не подлежит никакому критическому осмыслению?
– Сочинения этого рода надлежит отличать от авторитета канона [Библии]. Ведь эти сочинения не следует читать с целью привести из них некое свидетельство, вопреки которому нельзя нечто утверждать, причем даже тогда, когда, возможно, их авторы думали иначе, чем того требует истина (блж. Августин. Epistle 93.35).
– Всегда ли суждения отцов и учителей Церкви основаны на точном смысле библейского текста?
– У знаменитых учителей Церкви встречаются такие мнения о вере, которые не основаны на точном смысле слова Божия и потому могут принимаемы и не принимаемы, или же должны быть и вовсе отвергнуты. (свт. Филарет Черниговский. Православное догматическое богословие. Т. 1. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Chernigovskij/pravoslavnoe-dogmaticheskoe-bogoslovie-tom-1/1_2).
– Как следует относиться к мнениям, которые разногласят с согласным учением отцов?
– Мысли должно сносить только тех отцов, которые живя, уча и пребывая в вере и в кафолическом общении свято, мудро, постоянно, сподобились или с верою почить о Христе, или блаженно умереть за Христа. А верить им должно по такому правилу: что только или все они, или большинство их единомышленников принимали, содержали, передавали открыто, часто, непоколебимо, как будто по какому предварительному согласию между собою учителей, то почитать несомненным, верным и непререкаемым; а о чем мыслил кто, святой ли он или ученый, исповедник ли и мученик, несогласно со всеми или даже противореча всем, то относить к мнениям личным, сокровенным, частным, и отличать от авторитета общего, открытого и всенародного верования, дабы, оставив древнюю истину всеобщего учения, по нечестивому обычаю еретиков и раскольников, с величайшей опасностью относительно вечного спасения, не последовать нам новому заблуждению одного человека (прп. Викентий Лиринский. Памятные записки Перегрина о древности и всеобщности кафолической веры против непотребных новизн всех еретиков. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Vikentij_Lirinskij/pelegrin/).
– Любое ли «согласие отцов» является безусловной истиной для православного христианина?
– Древнее согласие святых отцов нам следует с великим усердием изыскивать, чтобы затем следовать ему, не в каждом мелочном вопросе Божественного закона, но в первую очередь, разумеется, только относительно правила веры (прп. Викентий Лиринский. Communitorium, 1.28.1).
#богословие
👍1
– По всякому ли вопросу, вызванному чтением Священного Писания, следует искать универсальное церковное толкование?
– Необходимо сводить понимание небесного Писания к единому правилу церковного разумения — в первую очередь только в отношении тех вопросов, на которых утверждены основания всего кафолического догмата (прп. Викентий Лиринский. Communitorium, 2.29.2).
– В каких случаях нам следует безусловно доверять свидетельству святого по частному недогматическому вопросу?
– Когда слышишь, что кто-либо из них говорит о себе, что он от Духа Святого слышанное поведает, то сие несомненно, и мы должны тому верить. Если же (святой муж) и говорит.. но не найдешь, чтобы он подтверждал слова свои, как бы имел утверждение свыше, то они проистекли из учения прежних его учителей, и он, доверяя знанию и премудрости их, не вопрошал Бога, истинно ли сие (прп. Варсонофий Великий. Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников, 610).
#богословие
– Необходимо сводить понимание небесного Писания к единому правилу церковного разумения — в первую очередь только в отношении тех вопросов, на которых утверждены основания всего кафолического догмата (прп. Викентий Лиринский. Communitorium, 2.29.2).
– В каких случаях нам следует безусловно доверять свидетельству святого по частному недогматическому вопросу?
– Когда слышишь, что кто-либо из них говорит о себе, что он от Духа Святого слышанное поведает, то сие несомненно, и мы должны тому верить. Если же (святой муж) и говорит.. но не найдешь, чтобы он подтверждал слова свои, как бы имел утверждение свыше, то они проистекли из учения прежних его учителей, и он, доверяя знанию и премудрости их, не вопрошал Бога, истинно ли сие (прп. Варсонофий Великий. Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников, 610).
#богословие
👍3
Из богословского материала, изложенного у св. отцов, выстраивается такая иерархия.
1. Догматическое учение, "правило веры" - обязательно для принятия каждым христианином.
2. Частные откровения святым - не имеют обязывающего характера для спасения, как догматы, но достойны полного доверия.
3. Богословские мнения, согласные со Словом Божиим - это область вероятной истины, к ним нужно относится с большим рассуждением, как правило, они обосновываются святыми рационально, имеют аргументацию, поэтому их нужно оценивать, соответственно, по убедительности этой аргументации, сохраняя уважение к св. отцу.
4. Ложные богословские мнения, не согласные со Словом Божиим - их нельзя придерживаться, кто бы их ни высказывал, но их мало, практически все из них хорошо известны.
#богословие
1. Догматическое учение, "правило веры" - обязательно для принятия каждым христианином.
2. Частные откровения святым - не имеют обязывающего характера для спасения, как догматы, но достойны полного доверия.
3. Богословские мнения, согласные со Словом Божиим - это область вероятной истины, к ним нужно относится с большим рассуждением, как правило, они обосновываются святыми рационально, имеют аргументацию, поэтому их нужно оценивать, соответственно, по убедительности этой аргументации, сохраняя уважение к св. отцу.
4. Ложные богословские мнения, не согласные со Словом Божиим - их нельзя придерживаться, кто бы их ни высказывал, но их мало, практически все из них хорошо известны.
#богословие
👍2