О земных благах: взгляд стоика и взгляд христианина
«По взгляду строгих и последовательных стоиков, все так называемые внешние блага не суть блага. Благо в собственном смысле имеет существенные отличительные признаки, по которым его никогда нельзя смешивать со злом: первое всегда прекрасно, второе всегда безобразно. Указанные же блага ни прекрасны, ни безобразны. Они не могут сделать человека ни счастливым, если он сам не имеет добродетели, ни несчастливым, если он добродетелен. Они вполне индифферентны, или безразличны.
Но такого взгляда на внешние блага мы, христиане, не можем разделять, потому что если эти блага считать даже безусловно безразличными для вечного назначения человека, то они вовсе не безразличны для Божественного Провидения, без которого и волос с головы нашей не упадет (Лк. 21:18) и в которое стоики-пантеисты, конечно, не верили. Внешние блага, если смотреть на них с точки зрения христианской веры в Провидение, суть дары Божии и в то же время имеют значение особых средств для достижения известных целей в воспитательных путях Промышления Божия относительно того или другого человека в отдельности... Для христианина нет земных благ совершенно безразличных, но если бы он и считал их таковыми, то не мог бы ни благодарить Бога за Его временные благодеяния, ни просить Его о своих временных нуждах, а это все, однако же, неотделимо от понятия христианской жизни. По учению Самого Иисуса Христа, внешние блага не суть что-либо безразличное для Его последователей. Ищите прежде Царства Божия и правды Его, – говорит Он, – и это все приложится вам (Мф. 6:33). Этим уже высказывается, что и этого всего (т.е. и всего прочего, необходимого для полного человеческого существования на земле) можно христианину искать, но лишь не прежде и не больше всего» (протоиерей Николай Стеллецкий. Опыт нравственного православного богословия в апологетическом освещении).
#мораль
«По взгляду строгих и последовательных стоиков, все так называемые внешние блага не суть блага. Благо в собственном смысле имеет существенные отличительные признаки, по которым его никогда нельзя смешивать со злом: первое всегда прекрасно, второе всегда безобразно. Указанные же блага ни прекрасны, ни безобразны. Они не могут сделать человека ни счастливым, если он сам не имеет добродетели, ни несчастливым, если он добродетелен. Они вполне индифферентны, или безразличны.
Но такого взгляда на внешние блага мы, христиане, не можем разделять, потому что если эти блага считать даже безусловно безразличными для вечного назначения человека, то они вовсе не безразличны для Божественного Провидения, без которого и волос с головы нашей не упадет (Лк. 21:18) и в которое стоики-пантеисты, конечно, не верили. Внешние блага, если смотреть на них с точки зрения христианской веры в Провидение, суть дары Божии и в то же время имеют значение особых средств для достижения известных целей в воспитательных путях Промышления Божия относительно того или другого человека в отдельности... Для христианина нет земных благ совершенно безразличных, но если бы он и считал их таковыми, то не мог бы ни благодарить Бога за Его временные благодеяния, ни просить Его о своих временных нуждах, а это все, однако же, неотделимо от понятия христианской жизни. По учению Самого Иисуса Христа, внешние блага не суть что-либо безразличное для Его последователей. Ищите прежде Царства Божия и правды Его, – говорит Он, – и это все приложится вам (Мф. 6:33). Этим уже высказывается, что и этого всего (т.е. и всего прочего, необходимого для полного человеческого существования на земле) можно христианину искать, но лишь не прежде и не больше всего» (протоиерей Николай Стеллецкий. Опыт нравственного православного богословия в апологетическом освещении).
#мораль
❤1
Об отношении к церковной традиции
В церковной среде, в популярной литературе, часто можно услышать о некоторых обычаях, установлениях, представлениях, подобные утверждения: «Как установила наша заботливая Матерь-Церковь», «как предали нам богоносные отцы», и даже: «как устроил Святой Дух». Наверное, будет справедливо говорить подобное о содержании Библии или определениях Вселенских (и других общепризнанных) соборов, у этих источников действительно есть Божественный авторитет, хотя и здесь не все так просто. Но представлять себе абсолютно всю церковную традицию, как нечто незыблемое, получившее утверждение от Святого Духа, и непременно душеполезное, это взгляд наивный и неверный. В традиции Церкви было и остаётся много человеческого, много того, что появилось не сразу, а формировалось веками и менялось не один раз, много того, происхождению чего не следует придавать какого-то особого мистического смысла, что утверждалось и опровергалось ссылками на одни и те же священные тексты. Это не затрагивает, по моему убеждению, сути нашей веры, которая не подлежит изменению, но учитывать эти факты стоит. Чтобы отделять главное от второстепенного, чтобы не отключать голову и не терять веру от того, что нечто написанное церковным шрифтом, оказалось глупостью.
#проблемыцерковнойжизни #мысли
В церковной среде, в популярной литературе, часто можно услышать о некоторых обычаях, установлениях, представлениях, подобные утверждения: «Как установила наша заботливая Матерь-Церковь», «как предали нам богоносные отцы», и даже: «как устроил Святой Дух». Наверное, будет справедливо говорить подобное о содержании Библии или определениях Вселенских (и других общепризнанных) соборов, у этих источников действительно есть Божественный авторитет, хотя и здесь не все так просто. Но представлять себе абсолютно всю церковную традицию, как нечто незыблемое, получившее утверждение от Святого Духа, и непременно душеполезное, это взгляд наивный и неверный. В традиции Церкви было и остаётся много человеческого, много того, что появилось не сразу, а формировалось веками и менялось не один раз, много того, происхождению чего не следует придавать какого-то особого мистического смысла, что утверждалось и опровергалось ссылками на одни и те же священные тексты. Это не затрагивает, по моему убеждению, сути нашей веры, которая не подлежит изменению, но учитывать эти факты стоит. Чтобы отделять главное от второстепенного, чтобы не отключать голову и не терять веру от того, что нечто написанное церковным шрифтом, оказалось глупостью.
#проблемыцерковнойжизни #мысли
❤2
Размышление о супружеской близости
«Не является ли удовольствие, получаемое от интимного общения супругов, если не греховным, то духовно неполноценным в силу того, что оно связано со сладострастием? Если это так, тогда нужно было бы честно, ясно и откровенно говорить состоящим в браке людям, что самое главное в их брачных отношениях — деторождение, а интимный контакт как таковой в глазах Церкви в лучшем случае ценности не имеет, в худшем же случае — греховен. Если мы будем настаивать на последнем, то тогда нужно будет ясно сказать всем христианским супругам и о том, что идеал брака — воздержание от близости. Нужно было бы сказать еще и о том, что принципиальная ценность интимных отношений укоренена в “естественности”, то есть в сходстве с миром животных, единственная цель половых контактов которых — зачатие и рождение потомства, и что исполнение супругами “семейного долга” роднит их с обезьянами, собаками и мышами.
Стремление к получению сексуального удовлетворения в церковном браке не рассматривается Церковью как порочное, ибо будь оно таковым, это было бы отражено в канонах. Нравственная ценность полового акта в контексте освященного Церковью брака не может рассматриваться как единственно направленная к продолжению рода. Очевидно, что сексуальное удовлетворение де-факто не может быть редуцировано к прокреации, не может быть обосновано ей и де-юре является (по крайней мере при условии непрепятствования возможности зачатия) законной и одной из важнейших ценностей и целей брака. Сексуальное удовлетворение в браке — законно как элемент разумного, открытого, честного, нравственного построения брачных отношений и совершенствования любви. Но законно оно не само по себе, а лишь тогда, когда оно является не целью, а средством к упрочению и развитию любви» (Священник Владимир Шмалий. Проблематика пола в свете христианской антропологии).
Освещение этой темы в документах церковного учительства см.: https://azbyka.ru/semya/tema-seksualnyh-otnoshenij-v-dokumentah-uchitelstva-cerkvi/
#мораль #брак #отношения
«Не является ли удовольствие, получаемое от интимного общения супругов, если не греховным, то духовно неполноценным в силу того, что оно связано со сладострастием? Если это так, тогда нужно было бы честно, ясно и откровенно говорить состоящим в браке людям, что самое главное в их брачных отношениях — деторождение, а интимный контакт как таковой в глазах Церкви в лучшем случае ценности не имеет, в худшем же случае — греховен. Если мы будем настаивать на последнем, то тогда нужно будет ясно сказать всем христианским супругам и о том, что идеал брака — воздержание от близости. Нужно было бы сказать еще и о том, что принципиальная ценность интимных отношений укоренена в “естественности”, то есть в сходстве с миром животных, единственная цель половых контактов которых — зачатие и рождение потомства, и что исполнение супругами “семейного долга” роднит их с обезьянами, собаками и мышами.
Стремление к получению сексуального удовлетворения в церковном браке не рассматривается Церковью как порочное, ибо будь оно таковым, это было бы отражено в канонах. Нравственная ценность полового акта в контексте освященного Церковью брака не может рассматриваться как единственно направленная к продолжению рода. Очевидно, что сексуальное удовлетворение де-факто не может быть редуцировано к прокреации, не может быть обосновано ей и де-юре является (по крайней мере при условии непрепятствования возможности зачатия) законной и одной из важнейших ценностей и целей брака. Сексуальное удовлетворение в браке — законно как элемент разумного, открытого, честного, нравственного построения брачных отношений и совершенствования любви. Но законно оно не само по себе, а лишь тогда, когда оно является не целью, а средством к упрочению и развитию любви» (Священник Владимир Шмалий. Проблематика пола в свете христианской антропологии).
Освещение этой темы в документах церковного учительства см.: https://azbyka.ru/semya/tema-seksualnyh-otnoshenij-v-dokumentah-uchitelstva-cerkvi/
#мораль #брак #отношения
❤3
Forwarded from Иерей Георгий Максимов
В сегодняшнем апостольском чтении мы слышали призыв апостола Павла: "познавайте, что́ есть воля Божия" (Еф. 5:17).
Почему это так важно?
Собственно, суть духовной жизни можно определить как согласование нашей воли с волей Божией. Наша воля поражена грехом и нуждается в исцелении. Очень часто, когда мы считаем, что делаем то, что хотим или что кажется необходимым, мы на самом деле выполняем волю бесов. Но и без них наша воля сама по себе нас из греха не вытянет и к святости не приведет. Для спасения человеку необходимо отучиться от пагубного своеволия и подчинить свою волю воле Божией, что и составляет акт веры, которым человек признает, что доверяет Богу больше, чем себе, и вверяет себя Ему. Как говорил преподобный Ефрем Сирин, «в какой мере кто отсекает и смиряет свою волю, в такой же мере он идет к успеху. А чем упорнее держится собственной воли, тем более наносит себе вреда».
Вспомним, как молился Господь Иисус Христос: “Не Моя воля, но Твоя да будет” (Лк. 22:42). Если Он, будучи безгрешен и совершенен, говорил так, не тем ли более мы, грешные и несовершенные, нуждаемся в том, чтобы строить жизнь по этому принципу? Да, это легко сказать, а сделать тяжело. Гордому человеку тяжело отказаться от убеждения: "Я знаю лучше", "Мое мнение или хотение - самое важное". Бывает так, что даже воцерковленные христиане сознательно не хотят узнавать волю Божию, говоря: "А вдруг мне не захочется ее исполнять?" Что ж, хорошо, если так окажется - вот тебе место для подвига, вот возможность преодолеть себя, показать доверие и любовь ко Христу, а без этого как можно называться христианином?
Апостол говорит, что нужно узнавать, в чем воля Божия, и, конечно, узнавать не для того, чтобы просто принять к сведению, а чтобы исполнить ее. Многие спрашивают: а как узнать волю Божию? Прежде всего в Писании. Это самый первый источник для нас. В нем Бог прямо и подробно говорит, что Он от нас хочет, что Ему угодно. Пренебрегающий Писанием воли Божией не познает. Но, допустим, человек знает Писание, однако в конкретной ситуации не может сам по нему определить, в чем воля Божия. Здесь поможет второй источник - духовная беседа со священником. Когда идете на исповедь с важным вопросом, помолитесь Богу, чтобы Он открыл вам через священника Свою волю, и Господь не посрамит Вашего упования.
А что если понять нужно скоро, и со священником нет возможности поговорить? Святой Николай Японский в таких случаях советовал от души помолиться Богу о вразумлении и следовать первой мысли, которая придет после молитвы. Но, конечно, это действует лишь тогда, когда человек искренне стремится узнать волю Божию, чтобы последовать ей. Если человек молится с лукавством, мол, если воля Божия будет согласна с моей, я ее выполню, а если нет, то не буду - такой не достоин ответа от Бога.
Есть и другие способы, как уразуметь, в чем воля Божия, но нет нужды их все перечислять, самое главное для нас - стремиться узнать ее с готовностью исполнить, и тогда Бог Сам вразумит и подскажет способы. Он рядом и всегда готов помочь. Так что, как советовал преподобный Серафим Вырецкий, "будем искать Божьего… Не как я хочу, а как Бог даст".
Почему это так важно?
Собственно, суть духовной жизни можно определить как согласование нашей воли с волей Божией. Наша воля поражена грехом и нуждается в исцелении. Очень часто, когда мы считаем, что делаем то, что хотим или что кажется необходимым, мы на самом деле выполняем волю бесов. Но и без них наша воля сама по себе нас из греха не вытянет и к святости не приведет. Для спасения человеку необходимо отучиться от пагубного своеволия и подчинить свою волю воле Божией, что и составляет акт веры, которым человек признает, что доверяет Богу больше, чем себе, и вверяет себя Ему. Как говорил преподобный Ефрем Сирин, «в какой мере кто отсекает и смиряет свою волю, в такой же мере он идет к успеху. А чем упорнее держится собственной воли, тем более наносит себе вреда».
Вспомним, как молился Господь Иисус Христос: “Не Моя воля, но Твоя да будет” (Лк. 22:42). Если Он, будучи безгрешен и совершенен, говорил так, не тем ли более мы, грешные и несовершенные, нуждаемся в том, чтобы строить жизнь по этому принципу? Да, это легко сказать, а сделать тяжело. Гордому человеку тяжело отказаться от убеждения: "Я знаю лучше", "Мое мнение или хотение - самое важное". Бывает так, что даже воцерковленные христиане сознательно не хотят узнавать волю Божию, говоря: "А вдруг мне не захочется ее исполнять?" Что ж, хорошо, если так окажется - вот тебе место для подвига, вот возможность преодолеть себя, показать доверие и любовь ко Христу, а без этого как можно называться христианином?
Апостол говорит, что нужно узнавать, в чем воля Божия, и, конечно, узнавать не для того, чтобы просто принять к сведению, а чтобы исполнить ее. Многие спрашивают: а как узнать волю Божию? Прежде всего в Писании. Это самый первый источник для нас. В нем Бог прямо и подробно говорит, что Он от нас хочет, что Ему угодно. Пренебрегающий Писанием воли Божией не познает. Но, допустим, человек знает Писание, однако в конкретной ситуации не может сам по нему определить, в чем воля Божия. Здесь поможет второй источник - духовная беседа со священником. Когда идете на исповедь с важным вопросом, помолитесь Богу, чтобы Он открыл вам через священника Свою волю, и Господь не посрамит Вашего упования.
А что если понять нужно скоро, и со священником нет возможности поговорить? Святой Николай Японский в таких случаях советовал от души помолиться Богу о вразумлении и следовать первой мысли, которая придет после молитвы. Но, конечно, это действует лишь тогда, когда человек искренне стремится узнать волю Божию, чтобы последовать ей. Если человек молится с лукавством, мол, если воля Божия будет согласна с моей, я ее выполню, а если нет, то не буду - такой не достоин ответа от Бога.
Есть и другие способы, как уразуметь, в чем воля Божия, но нет нужды их все перечислять, самое главное для нас - стремиться узнать ее с готовностью исполнить, и тогда Бог Сам вразумит и подскажет способы. Он рядом и всегда готов помочь. Так что, как советовал преподобный Серафим Вырецкий, "будем искать Божьего… Не как я хочу, а как Бог даст".
❤6👍3
Forwarded from Азбука веры
4 ошибочных представления о Ветхом и Новом Завете.
1. Ветхозаветный закон противоречит новозаветному и пересмотрен в Евангелии.
На самом деле: Христос сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф.5:17). Заповеди Нового Завета действительно являются более совершенными и восполненными по сравнению с древним законом, однако нет ни одного реального примера противоречий между ветхозаветным и новозаветным законодательством. Отменены были только обрядовые предписания Ветхого Завета в силу того, что они уже исполнили свое временное (в том числе прообразовательное) предназначение.
2. Характер и действия Бога сильно изменились в новозаветный период по сравнению с ветхозаветным.
На самом деле: такое впечатление бывает только от ложного восприятия библейских текстов. Бог неизменен по существу (Мал.3:6), и совершенно не зависит от условий времени. Что же касается Его действий по отношению к людям, они всегда направлены к их пользе. Как в дохристианские времена, так и в новозаветные Бог изливает благость на Свои творения, выражает неприятие ко злу.
3. Ветхий Завет и его нравственные примеры уже неактуальны для христиан.
На самом деле: апостол Павел пишет о людях Ветхого Завета: «Всё это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» (1Кор.10:11). Примеры ветхозаветных праведников остаются актуальными для подражания христианами.
4. Иисус Христос неоднократно нарушал ветхозаветный закон.
На самом деле: Христос в действительности ни разу не нарушил закон как таковой, однако и словами, и примерами неоднократно обличал тех, кто понимал закон превратно.
См. Заповеди Божии.
1. Ветхозаветный закон противоречит новозаветному и пересмотрен в Евангелии.
На самом деле: Христос сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф.5:17). Заповеди Нового Завета действительно являются более совершенными и восполненными по сравнению с древним законом, однако нет ни одного реального примера противоречий между ветхозаветным и новозаветным законодательством. Отменены были только обрядовые предписания Ветхого Завета в силу того, что они уже исполнили свое временное (в том числе прообразовательное) предназначение.
2. Характер и действия Бога сильно изменились в новозаветный период по сравнению с ветхозаветным.
На самом деле: такое впечатление бывает только от ложного восприятия библейских текстов. Бог неизменен по существу (Мал.3:6), и совершенно не зависит от условий времени. Что же касается Его действий по отношению к людям, они всегда направлены к их пользе. Как в дохристианские времена, так и в новозаветные Бог изливает благость на Свои творения, выражает неприятие ко злу.
3. Ветхий Завет и его нравственные примеры уже неактуальны для христиан.
На самом деле: апостол Павел пишет о людях Ветхого Завета: «Всё это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» (1Кор.10:11). Примеры ветхозаветных праведников остаются актуальными для подражания христианами.
4. Иисус Христос неоднократно нарушал ветхозаветный закон.
На самом деле: Христос в действительности ни разу не нарушил закон как таковой, однако и словами, и примерами неоднократно обличал тех, кто понимал закон превратно.
См. Заповеди Божии.
Православный портал «Азбука веры»
Заповеди Божии - православная энциклопедия «Азбука веры»
Внешний закон, данный Богом в дополнение к ослабевшему (вследствии греховной жизни) у человека внутреннему ориентиру – совести.
👏5
📖Из пастырского послания Антиохийского патриархата о семье:
«Муж и жена живут в отношениях общения, принимая каждое решение по взаимному согласию и осознавая подобие Христа в себе благодаря своим усилиям, по собственной воле, чтобы соединиться с Ним, «благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа» (Еф. 5:20), и в то же время, «повинуясь друг другу в страхе Божьем» (5:21). Поэтому они должны стремиться взращивать свою любовь, чтобы она могла со временем расти и осуществлять максимально возможную гармонию между разнообразием и единством, индивидуальной свободой и совместным принятием решений.
Супружеский союз становится совершенным, благодаря практике любви в послушании и послушания в любви. Благодаря взаимному послушанию каждый супруг выполняет свою роль и призвание в семье. Послушание – это не подчинение кому-то, кто сильнее или более властен, а самоотверженный дар, основанный на доверии Богу и внимательном слушании Его слов ушами и сердцем.
Слушание – это выражение любви, поскольку оно отражает внимание супруга к другому, инициативу в диалоге и радость в том, чтобы делиться. Выражение «муж есть глава жены» (Еф. 5:23), не предполагает более высокого ранга, поскольку Христос является главой Церкви и это не ставит Его в положение доминирования, а скорее в положение лидерства, в смысле служения через самоуничижение».
#учениецеркви #мораль #брак #отношения
«Муж и жена живут в отношениях общения, принимая каждое решение по взаимному согласию и осознавая подобие Христа в себе благодаря своим усилиям, по собственной воле, чтобы соединиться с Ним, «благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа» (Еф. 5:20), и в то же время, «повинуясь друг другу в страхе Божьем» (5:21). Поэтому они должны стремиться взращивать свою любовь, чтобы она могла со временем расти и осуществлять максимально возможную гармонию между разнообразием и единством, индивидуальной свободой и совместным принятием решений.
Супружеский союз становится совершенным, благодаря практике любви в послушании и послушания в любви. Благодаря взаимному послушанию каждый супруг выполняет свою роль и призвание в семье. Послушание – это не подчинение кому-то, кто сильнее или более властен, а самоотверженный дар, основанный на доверии Богу и внимательном слушании Его слов ушами и сердцем.
Слушание – это выражение любви, поскольку оно отражает внимание супруга к другому, инициативу в диалоге и радость в том, чтобы делиться. Выражение «муж есть глава жены» (Еф. 5:23), не предполагает более высокого ранга, поскольку Христос является главой Церкви и это не ставит Его в положение доминирования, а скорее в положение лидерства, в смысле служения через самоуничижение».
#учениецеркви #мораль #брак #отношения
❤3
📖Из пастырского послания Антиохийского патриархата о семье:
«Вся христианская жизнь основана на проживании любви с Богом, ближним, творением и, особенно, между мужем и женой. Супружеская жизнь - это лаборатория для практики такой любви, которая должна обладать чертами, описанными апостолом Павлом: терпением, верностью, отказом от зависти и превозношения, добротой, внутренним миром, прощением, жертвенностью, надеждой на Бога, взаимным доверием и стойкостью во всем (1Кор.13 гл.). Эта любовь возрастает благодаря духовным усилиям, сдерживанию воли, контролю страстей и непрерывным усилиям по освобождению "я" от матери всех пороков - себялюбия. Эта любовь также возрастает благодаря практике добродетелей, всего, "что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно" (Флп.4:8).
В этом контексте очевидно, что любая форма домашнего насилия неприемлема, поскольку она разрушает основу сбалансированных отношений».
#учениецеркви #мораль #брак #отношения
«Вся христианская жизнь основана на проживании любви с Богом, ближним, творением и, особенно, между мужем и женой. Супружеская жизнь - это лаборатория для практики такой любви, которая должна обладать чертами, описанными апостолом Павлом: терпением, верностью, отказом от зависти и превозношения, добротой, внутренним миром, прощением, жертвенностью, надеждой на Бога, взаимным доверием и стойкостью во всем (1Кор.13 гл.). Эта любовь возрастает благодаря духовным усилиям, сдерживанию воли, контролю страстей и непрерывным усилиям по освобождению "я" от матери всех пороков - себялюбия. Эта любовь также возрастает благодаря практике добродетелей, всего, "что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно" (Флп.4:8).
В этом контексте очевидно, что любая форма домашнего насилия неприемлема, поскольку она разрушает основу сбалансированных отношений».
#учениецеркви #мораль #брак #отношения
❤2👍1
🔎Говорят, что о своих грехах полезно всегда помнить. Но о каких именно нужно помнить, а какие надо забывать?
Отвечает прп. Пинуфий:
«Забывать нужно только смертные грехи; расположение к ним и покаяние за них прекращается добродетельной жизнью. Что же касается малозначительных грехов, в которые и праведник семь раз в день впадает (Притч.24:16), то покаяние за них никогда не должно прекращаться; ибо мы каждодневно волею или неволею делаем их то по неведению, то по забвению, в мысли и в слове, то по обольщению, то по неизбежному увлечению или по немощи плоти. О таких грехах говорит Давид, умоляя Господа очистить и простить: "Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня" (Пс.18:13)».
#духовнаяжизнь #мораль #ответынавопросы
Отвечает прп. Пинуфий:
«Забывать нужно только смертные грехи; расположение к ним и покаяние за них прекращается добродетельной жизнью. Что же касается малозначительных грехов, в которые и праведник семь раз в день впадает (Притч.24:16), то покаяние за них никогда не должно прекращаться; ибо мы каждодневно волею или неволею делаем их то по неведению, то по забвению, в мысли и в слове, то по обольщению, то по неизбежному увлечению или по немощи плоти. О таких грехах говорит Давид, умоляя Господа очистить и простить: "Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня" (Пс.18:13)».
#духовнаяжизнь #мораль #ответынавопросы
👍4
В Церкви не должно быть что-то запрещено или предписано, просто потому что «так надо» или «святые отцы рекоша». У любого душеполезного правила существует свое разумное обоснование, а также благая цель, которую оно подразумевает. Поэтому негоже разумным людям бездумно выполнять церковные правила или распространять в массы предписания и запреты, которые не имеют строгого библейского или канонического основания. Отцов это тоже касается.
#дисциплина #проблемыцерковнойжизни #мысли
#дисциплина #проблемыцерковнойжизни #мысли
👍9❤1👎1
🔥В наше время в церковной среде считается нормой записывать тех или иных людей в еретики и выносить суждения об их вечной участи. Мне близко рассуждение профессора МДА М. С. Иванова, которое я приведу здесь:
«Признание кого-либо еретиком является актом исключительной ответственности для Церкви. Хотя в этом вопросе она всегда действует решительно и однозначно, однако тщательно избегает поспешных выводов и необдуманных решений. В сознании того, что ересь как грех существенно отличается от мн. др. грехов, Церковь далеко не за всякую ошибку, допущенную в области христ. вероучения, признает человека еретиком. Такая ошибка может быть не только результатом упорного противления истине, но и следствием недостаточного богословского образования, неполной осведомленности в вопросах вероучения, неадекватного понимания догматических проблем или чрезмерного доверия авторитетам в области богословия и безотчетного следования различным богословским школам и направлениям. Простым примером такой ошибки может служить ответ на экзамене по догматическому богословию студента духовной школы, не сумевшего освоить текущий материал. Вполне вероятно, что ответ такого студента будет содержать целый ряд догматических ошибок и некоторые по формальным признакам окажутся ересями. Вина такого студента заключается лишь в том, что он не разобрался в учебном курсе и не подготовился к экзамену. Однако в области глубокого изучения фундаментальных догматических проблем таких примеров не может быть.
К случаям, в которых вероучительные ошибки не становятся "диавольским" грехом, по-видимому, относится формальная принадлежность человека к тому или иному еретическому сообществу. Как тот, кто формально принял Православие, но не живет в соответствии с его нормами и требованиями, по существу не является православным христианином, так и тот, кто принимает еретическое исповедание не как осознанное убеждение, а лишь как дань национальной или культурно-исторической традиции, не является еретиком. Не все из последователей еретических учений заняли точно такую же мировоззренческую, богословскую и поведенческую позицию, какой придерживались их создатели. Нисколько не умаляя ошибочности усвоенного ими вероучения и ни в коей мере не снимая с них вины за то, что они поддались еретическому соблазну, нельзя не признать, что многие из них в своем исповедании веры не пошли путем подлогов, насилия, обмана и открытого противления истине, каким шли сами ересиархи и их фанатичные последователи, совершая тем самым не обычный, а "диавольский" грех. Т. о., не всякий, исповедующий ересь, автоматически становится еретиком».
👉Подробное рассмотрение этой проблемы см. в докладе прот. Л. Воронова https://spbda.ru/publications/prot-liveriy-voronov-konfessionalizm-i-ekumenizm-otnoshenie-pravoslaviya-k-inoslaviyu/
#вера #проблемыцерковнойжизни
«Признание кого-либо еретиком является актом исключительной ответственности для Церкви. Хотя в этом вопросе она всегда действует решительно и однозначно, однако тщательно избегает поспешных выводов и необдуманных решений. В сознании того, что ересь как грех существенно отличается от мн. др. грехов, Церковь далеко не за всякую ошибку, допущенную в области христ. вероучения, признает человека еретиком. Такая ошибка может быть не только результатом упорного противления истине, но и следствием недостаточного богословского образования, неполной осведомленности в вопросах вероучения, неадекватного понимания догматических проблем или чрезмерного доверия авторитетам в области богословия и безотчетного следования различным богословским школам и направлениям. Простым примером такой ошибки может служить ответ на экзамене по догматическому богословию студента духовной школы, не сумевшего освоить текущий материал. Вполне вероятно, что ответ такого студента будет содержать целый ряд догматических ошибок и некоторые по формальным признакам окажутся ересями. Вина такого студента заключается лишь в том, что он не разобрался в учебном курсе и не подготовился к экзамену. Однако в области глубокого изучения фундаментальных догматических проблем таких примеров не может быть.
К случаям, в которых вероучительные ошибки не становятся "диавольским" грехом, по-видимому, относится формальная принадлежность человека к тому или иному еретическому сообществу. Как тот, кто формально принял Православие, но не живет в соответствии с его нормами и требованиями, по существу не является православным христианином, так и тот, кто принимает еретическое исповедание не как осознанное убеждение, а лишь как дань национальной или культурно-исторической традиции, не является еретиком. Не все из последователей еретических учений заняли точно такую же мировоззренческую, богословскую и поведенческую позицию, какой придерживались их создатели. Нисколько не умаляя ошибочности усвоенного ими вероучения и ни в коей мере не снимая с них вины за то, что они поддались еретическому соблазну, нельзя не признать, что многие из них в своем исповедании веры не пошли путем подлогов, насилия, обмана и открытого противления истине, каким шли сами ересиархи и их фанатичные последователи, совершая тем самым не обычный, а "диавольский" грех. Т. о., не всякий, исповедующий ересь, автоматически становится еретиком».
👉Подробное рассмотрение этой проблемы см. в докладе прот. Л. Воронова https://spbda.ru/publications/prot-liveriy-voronov-konfessionalizm-i-ekumenizm-otnoshenie-pravoslaviya-k-inoslaviyu/
#вера #проблемыцерковнойжизни
spbda.ru
Прот. Ливерий Воронов. Конфессионализм и экуменизм. Отношение православия к инославию - Санкт-Петербургская Духовная Академия
Прот. Ливерий Воронов. Конфессионализм и экуменизм. Отношение православия к инославию - публикации - Санкт-Петербургская Духовная Академия
👍1
Замечательное церковное определение о различных путях богоугодной жизни, сформулированное ещё в IV веке:
«Мы и девством, соединенным со смиренномудрием, восхищаемся, и воздержание, соблюдаемое со святыней и благочестием, приемлем, и удаление от мирских попечений, совершаемое со смиренномудрием, одобряем, и честное супружество уважаем, и богатство, сопряженное со справедливостью и благотворительностью, не презираем, и скромность и простоту одежд, служащих лишь для попечения о теле, хвалим, от излишеств же и роскошества в одежде отвращаемся, и дома́ Божии почитаем, и в бывающих там собраниях, как святых и полезных, охотно участвуем, не потому, что заключаем благочестие в домах, но потому, что почитаем всякое место, устроенное во имя Божие, и собрание в Церкви Божией как служащее на общую пользу одобряем, и щедрые благодеяния братьев, которые они, согласно преданиям, оказывают нищим через Церковь, ублажаем, и, коротко сказать, желаем, чтобы в Церкви было все, преподанное Божественными Писаниями и апостольскими преданиями» (21 канон Гангрского собора).
#мораль #учениецеркви
«Мы и девством, соединенным со смиренномудрием, восхищаемся, и воздержание, соблюдаемое со святыней и благочестием, приемлем, и удаление от мирских попечений, совершаемое со смиренномудрием, одобряем, и честное супружество уважаем, и богатство, сопряженное со справедливостью и благотворительностью, не презираем, и скромность и простоту одежд, служащих лишь для попечения о теле, хвалим, от излишеств же и роскошества в одежде отвращаемся, и дома́ Божии почитаем, и в бывающих там собраниях, как святых и полезных, охотно участвуем, не потому, что заключаем благочестие в домах, но потому, что почитаем всякое место, устроенное во имя Божие, и собрание в Церкви Божией как служащее на общую пользу одобряем, и щедрые благодеяния братьев, которые они, согласно преданиям, оказывают нищим через Церковь, ублажаем, и, коротко сказать, желаем, чтобы в Церкви было все, преподанное Божественными Писаниями и апостольскими преданиями» (21 канон Гангрского собора).
#мораль #учениецеркви
❤4
Со временем я пришел для себя к тому, чтобы не воспринимать слишком серьезно слова людей из-за их возраста, опыта и статуса. Все люди, кем бы они ни были, остаются человеками, даже святые. Со своей ограниченностью, личными загонами, предпочтениями, багажом учтенных и неучтенных ошибок. На каждого опытного, найдется человек с другим опытом. Люди в возрасте могут придерживаться крайне противоположных взглядов на жизнь и частные ее явления. Человек с высоким статусом и в возрасте может оказаться невеждой и нести чушь, а молодой и без статуса может транслировать мудрые и рассудительные вещи. Поэтому я с юмором отношусь к людям, которые вещают мне что-то со словами: "а ты поживи с мое.." Все это условности, которые сами по себе, ничего не дают. Поэтому, делаю вывод я, стоит прислушиваться к разным людям, анализировать и поступать, как считаешь правильным, не озираясь постоянно на чей-то опыт, статус и мнение.
#мысли
#мысли
❤9🔥3👍2👎2
🔎Как совместить утверждения Библии, что Бог ненавидит всех, делающих беззаконие (Пс.5:6) и то, что Бог проявил к нам Свою любовь ещё тогда, когда мы были грешниками (Рим.5:8)?
Бог ненавидит неправедных постольку, поскольку объектом его ненависти является их неправедность. Как праведный, Господь ненавидит грешника со стороны его нераскаянной греховности, и одновременно, как милосердный, любит и милует грешника, как Свое творение. Не желая никому вечной погибели, Он отдал Свою человеческую жизнь, чтобы дать возможность каждому грешнику стать праведником и выйти из под правосудного гнева.
#ответынавопросы #мораль #библия
Бог ненавидит неправедных постольку, поскольку объектом его ненависти является их неправедность. Как праведный, Господь ненавидит грешника со стороны его нераскаянной греховности, и одновременно, как милосердный, любит и милует грешника, как Свое творение. Не желая никому вечной погибели, Он отдал Свою человеческую жизнь, чтобы дать возможность каждому грешнику стать праведником и выйти из под правосудного гнева.
#ответынавопросы #мораль #библия
👍7
Существует проблема смешения православного христианства и социально-культурных форм, в котором оно существовало веками. Отсюда все эти стереотипы о том, что, например, истинно христианская семейная жизнь – это жизнь по древнерусскому Домострою (хотя книжка неплохая, я с ней немного знаком). Или, что истинно православное богослужение – это поздневизантийский обряд. Отсюда все эти картиночки в православных книжках, где православный мужик нередко выглядит как старообрядец – с бородой и в косоворотке, а женщина – в платке под горло и в сарафане. Короче, вопиющий разрыв между современной реальностью и тем, как это презентуется в подобных публикациях. В действительности же, Православие не вписывается в универсальные культурные формы, хотя его носителями были долгие века наши предки.
Отличить эти формы от содержания Православия, нам помогает вдумчивое чтение Священного Писания (там изложены все основные универсальные нравственные принципы), а также суждения Церкви, выраженные в ее современных официальных документах (например, в Основах социальной концепции РПЦ), где нередко явно обозначается это различие между культурными пережитками и непреходящим учением нашей веры. Это не значит, что у нас есть исчерпывающий список ответов, но ориентиры имеются.
#проблемыцерковнойжизни #мысли
Отличить эти формы от содержания Православия, нам помогает вдумчивое чтение Священного Писания (там изложены все основные универсальные нравственные принципы), а также суждения Церкви, выраженные в ее современных официальных документах (например, в Основах социальной концепции РПЦ), где нередко явно обозначается это различие между культурными пережитками и непреходящим учением нашей веры. Это не значит, что у нас есть исчерпывающий список ответов, но ориентиры имеются.
#проблемыцерковнойжизни #мысли
👍6
❤️🔥Излишняя демонизация всего, что связано с сексуальной сферой (столь характерная для монашеской литературы, так как монаху в принципе противопоказано вспоминать о существовании лиц другого пола), для людей живущих в миру, собирающихся создать семью или находящихся в браке, на мой взгляд, является одним из сильных факторов искажения христианского учения об отношениях полов, а также тем, что приводит человека к реальным падениям. Вместо того, чтобы понять, что чувства и влечения естественны и созданы Богом, такой молодой человек или девушка начинают их демонизировать, пытаться искоренить и делать другие бесполезные глупости. А если не получается, то можно еще с досады плюнуть на все и начать безудержно грешить.
💘Таким ребятам я бы хотел напомнить, о том, что Слово Божие нигде не осуждает чувства, влечения и половые контакты, как таковые, а только их незаконное употребление. Поэтому если тебе нравится парень или девушка, или ты вдруг нечаянно испытал возбуждение, взглянув на кого-то, не нужно делать из этого трагедию. Поздравляю, ты живой здоровый человек и, если ты способен контролировать свои желания и мысли, а не пускать их в свободное плавание, значит все в пределах нормы.
#мораль #мысли
💘Таким ребятам я бы хотел напомнить, о том, что Слово Божие нигде не осуждает чувства, влечения и половые контакты, как таковые, а только их незаконное употребление. Поэтому если тебе нравится парень или девушка, или ты вдруг нечаянно испытал возбуждение, взглянув на кого-то, не нужно делать из этого трагедию. Поздравляю, ты живой здоровый человек и, если ты способен контролировать свои желания и мысли, а не пускать их в свободное плавание, значит все в пределах нормы.
#мораль #мысли
👍5
Forwarded from Elena Zhosul | Ценностный коучинг
В том числе умудрились поговорить на следующие темы:
🔺священник требует очень строго поститься: как быть?
🔺врач велел есть мясо в пост - но мне страшно…
🔺«священник - не эндокринолог»
🔺психологическое насилие священника по отношению к прихожанам: как реагировать?
🔺газлайтинг в храме
🔺кто становится жертвой авторитарного священника?
🔺интимные вопросы на исповеди
🔺Камасутра в церковной лавке 😳
🔺выстраивать личные границы - это по-христиански?
Ваши комментарии, лайки 👍, репосты 👉 очень важны для нас!
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
YouTube
Личные границы в общении со священником
Планировали поговорить с отцом Геннадием только про границы - а в итоге глубоко ушли в тему дисциплины поста. Но и границы тоже основательно отстроили :)
00:00 - старт.
1:02 - проблема границ в отношениях духовника и мирян
5:10 - священник требует очень строго…
00:00 - старт.
1:02 - проблема границ в отношениях духовника и мирян
5:10 - священник требует очень строго…
👍3
В своем поведении и мышлении мы призваны подражать Господу нашему Иисусу Христу. Это значит совмещать милосердную любовь к людям и бескомпромиссную ненависть ко греху. Это снисходить к немощным и быть строгим к наглецам и лицемерам. Великодушно прощать личные обиды, при условии покаяния человека. Быть в мире со всеми, если это возможно без компромисса с совестью. Уметь в нужное время с любовью утешить или обличить. Принимать с раскрытыми объятиями покаявшегося блудного сына и проливать слезы над теми, кто выбрал творить зло. Уметь видеть в каждом человеке образ Бога, как бы он сам его не испоганил. «В вас должны быть те же мысли, какие и во Христе Иисусе» (Флп.2:5).
#мысли #мораль
#мысли #мораль
👍3
О ХРИСТИАНСКОМ ПОНИМАНИИ ДОБРА И ЗЛА
Согласно христианскому учению, добром и злом в подлинном смысле является то, что соответственно согласно и несогласно воле Божией. Это очень точно выразил святитель Иоанн Златоуст, сказав, о том, что соответствующее «воле Божией.. хотя бы казалось и худым, лучше всего; а что противно и не угодно Богу, то, хотя бы и казалось самым лучшим, хуже и беззаконнее всего. <…> Дела бывают хорошими и худыми не сами по себе, но по Божию о них определению». Согласитесь, что такое понимание добра и зла весьма отличается от тех ответов, которые часто можно слышать от людей. В такой картине мира именно Бог, и никто другой, определяет то, что можно считать нравственным и похвальным, а что беззаконным. Это полезно помнить всякий раз, когда мы сталкиваемся с обвинениями критиков христианства, относительно действий Бога в истории. Обычно люди предлагает судить Бога (что само по себе нелепо) по каким-либо человеческим законам, как правило, согласно гуманистическим ценностям, что неприложимо к Тому, Кто Сам является высшим Законодателем.
Следование христианскому взгляду на мир означает, что всякий раз, когда человек делает нравственный выбор, чтобы поступить правильно, он должен соотносить его с заповедями Божьими. Здесь наиболее ярко проявляется глубокое противоречие мирского и евангельского взгляда на то, что нравственно и похвально, а что нет. В эпоху гонений, когда кровь мучеников лилась рекой, христианские матери увещали своих малолетних детей быть верными Христу, несмотря на угрозы пыток и смерти. Неверующий человек наверняка скажет, что предпочтение благополучия и жизни ребенка верности Богу является настоящим безумием и такие матери заслуживают осуждения. Однако Церковь почитает их и детей святыми, героями веры, которые не нарушили слова Спасителя: «Кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:37). Один этот пример показывает, какие приоритеты у верующего и неверующего человека, и что будет настоящим добром, а что – лишь кажущимся.
Христианское учение показывает, что вещи, поступки и поведение, оторванные от контекста и лишенные мотивов и меры не могут подлежать оценке сами по себе. Так, по словам преподобного Иоанна Дамаскина: «Блуд плох не из-за соединения, но из-за соединения с чужой женщиной. Тщеславие дурно не из-за любви к славе, но из-за любви к славе не от Бога. Ненависть и гнев хороши, когда они направлены против препятствующих спасению души и соединению ее с Богом через послушание, и против уводящих от Бога, то есть против диавола и прислужников его <…> Итак, дурно вожделеть захватить то, что не наше, но Божие. Осуждение есть зло — ибо только Богу принадлежит суд, и дурно присваивать Божеское достоинство тем, кому не дано от Бога судить. Тщеславие и гордость суть зло — ибо одному только Богу подобает превознесение и слава. Так что зло есть не что иное, как противоестественное и противозаконное употребление естественных возможностей, что не есть сущность, но наше поведение». Знание этого позволяет определить понимание добра и зла в христианском учении в отличие от остальных мировоззрений, а также не совершать смешения понятий.
#мораль #мысли
Согласно христианскому учению, добром и злом в подлинном смысле является то, что соответственно согласно и несогласно воле Божией. Это очень точно выразил святитель Иоанн Златоуст, сказав, о том, что соответствующее «воле Божией.. хотя бы казалось и худым, лучше всего; а что противно и не угодно Богу, то, хотя бы и казалось самым лучшим, хуже и беззаконнее всего. <…> Дела бывают хорошими и худыми не сами по себе, но по Божию о них определению». Согласитесь, что такое понимание добра и зла весьма отличается от тех ответов, которые часто можно слышать от людей. В такой картине мира именно Бог, и никто другой, определяет то, что можно считать нравственным и похвальным, а что беззаконным. Это полезно помнить всякий раз, когда мы сталкиваемся с обвинениями критиков христианства, относительно действий Бога в истории. Обычно люди предлагает судить Бога (что само по себе нелепо) по каким-либо человеческим законам, как правило, согласно гуманистическим ценностям, что неприложимо к Тому, Кто Сам является высшим Законодателем.
Следование христианскому взгляду на мир означает, что всякий раз, когда человек делает нравственный выбор, чтобы поступить правильно, он должен соотносить его с заповедями Божьими. Здесь наиболее ярко проявляется глубокое противоречие мирского и евангельского взгляда на то, что нравственно и похвально, а что нет. В эпоху гонений, когда кровь мучеников лилась рекой, христианские матери увещали своих малолетних детей быть верными Христу, несмотря на угрозы пыток и смерти. Неверующий человек наверняка скажет, что предпочтение благополучия и жизни ребенка верности Богу является настоящим безумием и такие матери заслуживают осуждения. Однако Церковь почитает их и детей святыми, героями веры, которые не нарушили слова Спасителя: «Кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:37). Один этот пример показывает, какие приоритеты у верующего и неверующего человека, и что будет настоящим добром, а что – лишь кажущимся.
Христианское учение показывает, что вещи, поступки и поведение, оторванные от контекста и лишенные мотивов и меры не могут подлежать оценке сами по себе. Так, по словам преподобного Иоанна Дамаскина: «Блуд плох не из-за соединения, но из-за соединения с чужой женщиной. Тщеславие дурно не из-за любви к славе, но из-за любви к славе не от Бога. Ненависть и гнев хороши, когда они направлены против препятствующих спасению души и соединению ее с Богом через послушание, и против уводящих от Бога, то есть против диавола и прислужников его <…> Итак, дурно вожделеть захватить то, что не наше, но Божие. Осуждение есть зло — ибо только Богу принадлежит суд, и дурно присваивать Божеское достоинство тем, кому не дано от Бога судить. Тщеславие и гордость суть зло — ибо одному только Богу подобает превознесение и слава. Так что зло есть не что иное, как противоестественное и противозаконное употребление естественных возможностей, что не есть сущность, но наше поведение». Знание этого позволяет определить понимание добра и зла в христианском учении в отличие от остальных мировоззрений, а также не совершать смешения понятий.
#мораль #мысли
👍8
Есть у многих людей в Церкви такая проблема - несознательность. Это когда делаешь то, не знаю что, потому что кто-то авторитетный что-то такое сказал. А задать себе вопросы: Зачем я это делаю? Почему именно я это делаю?Какие есть разумные основания, чтобы делать это? А можно ли иначе? А я делаю это, потому что это реально работает или потому что все говорят, что у них это работает, а мне стыдно признаться что у меня никакого «духовного прогресса»? Почему, если я делаю все как положено, у меня все так хреново в жизни?
И можно годами ходить в церковь, делать все как научили и было прочитано в умных книжках. И так и не задать себе ни одного подобного вопроса..
#мысли
И можно годами ходить в церковь, делать все как научили и было прочитано в умных книжках. И так и не задать себе ни одного подобного вопроса..
#мысли
👍11
Поздравляю вас с днём памяти святителя Николая Чудотворца! Человека, о жизни которого мы мало, что достоверно знаем, но которого так любим. Известны тысячи свидетельств посмертных чудес этого святого. Очевидцы из разных стран рассказывают истории о том, как они попадали в беду и всякий раз благообразный старец вытаскивал их. Святителю отче Николае, моли Бога о нас!
❤15
Прп. Иоанн Кассиан развеивает миф об «универсальной» мере пищевого поста для всех.
«Итак, касательно образа поста не может удобно соблюдаться одно правило; поскольку не у всех тел одинакова крепость, и соблюдается пост не только силою души, как прочие добродетели. И потому, поскольку он состоит не в одном мужестве духа, а соразмеряется с силою тела, мы приняли такое определение, переданное нам, что различны должны быть время, способ и качество питания, именно по неодинаковому состоянию тела или по возрасту и полу; но у всех должно быть одно правило укрощения плоти для воздержания сердца и укрепления духа. Ибо не все могут соблюдать пост по неделям; некоторые не могут не принимать пищу более трех или двух дней, а иным по болезни или старости трудно пробыть без пищи до заката солнечного. Не для всех одинаково питательны овощи или сухой хлеб. Иному для насыщения нужно два фунта, а другой чувствует тягость, если съест фунт или полфунта; но все воздержники имеют одну цель, чтобы, принимая пищу по мере способности, не вдаваться в пресыщение».
А этот миф продолжает жить и формально перепечатываться в любом церковном календаре. Главное не воспринять эту формальность всерьез.
#дисциплина #духовнаяжизнь
«Итак, касательно образа поста не может удобно соблюдаться одно правило; поскольку не у всех тел одинакова крепость, и соблюдается пост не только силою души, как прочие добродетели. И потому, поскольку он состоит не в одном мужестве духа, а соразмеряется с силою тела, мы приняли такое определение, переданное нам, что различны должны быть время, способ и качество питания, именно по неодинаковому состоянию тела или по возрасту и полу; но у всех должно быть одно правило укрощения плоти для воздержания сердца и укрепления духа. Ибо не все могут соблюдать пост по неделям; некоторые не могут не принимать пищу более трех или двух дней, а иным по болезни или старости трудно пробыть без пищи до заката солнечного. Не для всех одинаково питательны овощи или сухой хлеб. Иному для насыщения нужно два фунта, а другой чувствует тягость, если съест фунт или полфунта; но все воздержники имеют одну цель, чтобы, принимая пищу по мере способности, не вдаваться в пресыщение».
А этот миф продолжает жить и формально перепечатываться в любом церковном календаре. Главное не воспринять эту формальность всерьез.
#дисциплина #духовнаяжизнь
🔥3❤1