чтец Сергий Федоров – Telegram
чтец Сергий Федоров
759 subscribers
378 photos
7 videos
29 files
455 links
Магистр богословия / Катехизатор / Религиовед / Клирик Русской Православной Церкви (МП)

Для тех, кто хочет быть православным и не отключать голову

Задать мне вопрос https://news.1rj.ru/str/lector_sergey_bot

Поддержать меня 5469 4000 4166 2961 (сбер)
Download Telegram
Вчерашнее и сегодняшнее рядовое чтение из Библии говорит о супружеской верности и семейном счастье:

«Не внимай льстивой женщине; ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый; ноги ее нисходят к смерти, стопы ее достигают преисподней. Если бы ты захотел постигнуть стезю жизни ее, то пути ее непостоянны, и ты не узнаешь их. Итак, дети, слушайте меня и не отступайте от слов уст моих. Держи дальше от нее путь твой и не подходи близко к дверям дома ее, чтобы здоровья твоего не отдать другим и лет твоих мучителю; чтобы не насыщались силою твоею чужие, и труды твои не были для чужого дома. И ты будешь стонать после, когда плоть твоя и тело твое будут истощены,- и скажешь: "зачем я ненавидел наставление, и сердце мое пренебрегало обличением, и я не слушал голоса учителей моих, не приклонял уха моего к наставникам моим: едва не впал я во всякое зло среди собрания и общества!" Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя. Пусть [не] разливаются источники твои по улице, потоки вод - по площадям; пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою. Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно. И для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди чужой? Ибо пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его».

📖Книга притчей, глава 5, стихи 2-21.
👍2
Миф#5: христианин не может применять физическую силу, если его здоровью и жизни угрожает опасность.

В словах: «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5:39), Христос заповедал нам терпеливо переносить обиды и не воздавать злом за зло, останавливать распространение зла на самих себе.

Здесь вовсе нет запрета на защиту другого человека от нападения, равно как и запрета на самооборону. Однако и в таком случае, чтобы избежать греха, необходимо соблюдение некоторых условий:

а) главный мотив применения силы - забота о душе обижающего, а не себялюбие;
б) меры терпения и уступчивости оказались недействительными, только тогда уместно применить силу (здесь надо действовать по ситуации);
в) наше намерение пресечь зло, но не мстить.

Надо полагать, что та же логика может быть применена и к иным формам насилия, включая травлю в коллективе. Не воздавать злом за зло, проявлять христианское смирение – не означает бездействовать.
#тыжхристианин #мораль
👍2
Можно ли христианам создавать семью с иноверцами или неверующими?

Слово Божие заповедует вступать в брак «только в Господе» (1Кор. 7:39), то есть с настоящими христианами. Согласно священным канонам, такой «брак нужно считать недействительным и беззаконное сожительство расторгать, ибо не следует смешивать несмешиваемое и сочетать волка с овцой и жребий грешников с частью Христовой. Если кто-нибудь преступит определенное нами, да будет отлучен» (72 канон Трулльского собора). Христианин не должен вступать в брак с лицом, с которым не сможет венчаться в Церкви, будь то иноверец или безбожник.

Архиерейский собор 2000 года объясняет этот канонический запрет так:

«Общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Только единая в вере семья может стать "домашней Церковью" (Рим. 16. 5; Флм. 1. 2), в которой муж и жена совместно с детьми возрастают в духовном совершенствовании и познании Бога. Отсутствие единомыслия представляет серьезную угрозу целостности супружеского союза. Именно поэтому Церковь считает своим долгом призывать верующих вступать в брак "только в Господе" (1Кор. 7. 39), то есть с теми, кто разделяет их христианские убеждения» (Основы социальной концепции РПЦ. Х.2).
#брак #отношения #мораль #учениецеркви #ответынавопросы
3
Количество разводов, происходящих ежегодно в нашей стране, является катастрофическим. Разводы в семьях православных христиан и даже священнослужителей – сегодня уже обычное явление. В оправдание своего поступка и последующего вступления в новый брак многие верующие указывают на существование официального церковного разрешения, в ряде случаев, разводиться и вступать в новый христианский брак. Наличие авторитетного разрешения — это для многих достаточный довод, чтобы оправдаться и успокоиться. Но многие ли задумываются над тем, насколько такое разрешение законно перед Богом, чем оно обосновано и насколько соответствует Слову Божию? Данная статья является моим личным размышлением, и, возможно, она будет полезна тем, кому вместе со мной хочется разобраться в этой теме.
https://pravblog.ru/pravoslavie/tserkovnyj-razvod-snishozhdenie-k-lyudyam-ili-potvorstvo-grehu/
#брак #отношения #мораль #моиработы
1🤔1
Завтра родительская суббота, первая из трёх великопостных. В связи с этим напомню православное учение о поминовении усопших.

1. Освободить из ада не может никто, кроме Господа, Который имеет «ключи ада и смерти» (Откр. 1:18). Сама же душа умершего «не может освободиться или покаяться, и ничего совершить такого, благодаря чему она могла бы быть освобождена от оков ада» (Православное исповедание, Ч. 1, вопр. 64).

2. Неверно считать, что любой грешник может быть освобожден после смерти из ада и войти в рай. Это противоречило бы Слову Божию (Мф. 16:27; 1Ин. 5:16). Православная Церковь учит, что «доставляют утешение и облегчение в страданиях и страхе тем, кто скончался в покаянии, но без совершенства, совершаемые за них добрые дела, священные молитвы, а особенно — Бескровные Жертвы, приносимые за них Богу; но только при условии (!), что они преставились в правой вере и в конце жизни покаялись» («Исповедание веры» Константинопольского собора 1727 года).

Таким образом, не идет речи о том, что человек может жить как хочет, а его «вымолят» родственники после смерти. Это заблуждение. Напротив, молясь за умерших в несовершенстве, живущие на земле помогают взрастить и развить в душе умершего только то, что он посеял на земле сам, еще до своей смерти.

3. Это изменение участи возможно лишь до Последнего Суда, приговор которого будет окончательным, а воздаяние после него - полноценным.

4. Мы не знаем каким именно образом молитвы за умерших помогают им. Однако мы не знаем и механизма действия молитв живых друг за друга, что не мешает нам это делать.

Вера православных христиан в возможность изменения участи некоторых умерших по молитвам и делам живых, основана на Священном Апостольском Предании, не зафиксированном в библейских книгах: «Не напрасно узаконено апостолами творить пред страшными тайнами поминовение об усопших: они знали, что великая бывает от сего польза для усопших, великое благодеяние» (свт. Иоанн Златоуст. Беседы на послание к Филиппийцам, 3).
#молитва #богослужение #учениецеркви
Прп. Паисий Святогорец сравнивает смерть с временной разлукой близких людей, проживающих в разных странах:

«Мы должны понять, что в действительности человек не умирает. Смерть — это просто переселение из одной жизни в другую. Это разлука на недолгое время. К примеру, если человек уезжает на год за границу, то его родные расстраиваются, потому что они разлучатся на один год, или, если он уезжает на десять лет, они расстраиваются из-за этой десятилетней разлуки. Подобно этому люди должны смотреть и на ту разлуку с любимыми людьми, которую приносит смерть. К примеру, если у пожилых людей умирает близкий человек, то они должны сказать: "Лет через пятнадцать мы опять встретимся". Если люди, у которых умер близкий, ещё молоды, то пусть они скажут: "Мы снова встретимся лет через пятьдесят". Конечно, человек испытывает боль из-за смерти родного ему человека, однако к смерти надо относиться духовно. Помните, что говорит апостол Павел? "Да не скорбите́ я́коже и про́чие не иму́щие упова́ния" . К примеру, как часто я видел бы своего умершего родственника, если бы он остался жив? Раз в месяц? Так надо подумать о том, что там, в жизни вечной, я буду видеть его постоянно. Наша тревога оправдана только в том случае, если человек, который умер, жил плохо. К примеру, если он был человеком жестоким, то нам надо за него много молиться — если мы его действительно любим и хотим встретиться с ним в жизни иной».
#смерть
👍6
В церковной среде распространено представление о том, что священник, духовник, старец, может благословить/не благословить какие-то действия в личной жизни своих прихожан, благословить что-то делать или не делать. Так вот, это неправда, нет у священника таких полномочий «раздавать благословения» (в смысле - приказы, которые надлежит беспрекословно и непременно выполнить).

Напомню определение Священного Синода от 28.12. 1998 года по этому вопросу, который указал «священникам, несущим духовническое служение, на недопустимость принуждения или склонения пасомых, вопреки их воле, к следующим действиям и решениям: принятию монашества; несению какого-либо церковного послушания; внесению каких-либо пожертвований; вступлению в брак; разводу или отказу от вступления в брак, за исключением случаев, когда брак невозможен по каноническим причинам; отказу от супружеской жизни в браке; отказу от воинского служения; отказу от участия в выборах или от исполнения иных гражданских обязанностей; отказу от получения медицинской помощи; отказу от получения образования; трудоустройству или перемене места работы; изменению местожительства <...>

[Следует] подчеркнуть, что беспрекословное послушание, на котором основывается отношение послушника к старцу в монастырях, не может в полной мере применяться в приходской практике во взаимоотношениях между священником и его паствой. Особо указать на недопустимость для пастырей вмешиваться в вопросы, связанные с выбором жениха или невесты кем-либо из их пасомых, за исключением случаев, когда пасомые просят конкретного совета.

[Священный Синод призывает] верующих Православной Церкви обращаться к своему правящему архиерею во всех случаях, когда пастырь-духовник превысил данную ему Богом власть вязать и решить. [А также постановил] напомнить православной пастве о том, что советы духовника не должны противоречить Священному Писанию, Священному Преданию, учению святых отцов и каноническим установлениям Православной Церкви; в случае же расхождения таковых советов с указанными установлениями предпочтение должно отдаваться последним».
#дисциплина
2
У протоиерея Николая Стеллецкого есть такие слова про отношение к обидчикам, которые мне запомнились:

«Христианин с твердостью переносит личные обиды и оскорбления в ожидании лучших отношений к себе со стороны своих ближних, сознавая вместе с тем, что эти обиды и оскорбления совершенно не унижают его нравственного достоинства, так как это последнее измеряется не изменчивым и ненадежным мнением о нем людей, а вечной правдой Божией».

Не потому я терплю обиды, что всякий раз считаю себя достойным унижения и оскорбления (что по-моему, больше служит к оправданию злых поступков ближнего), что «так мне и надо», а «в ожидании лучших отношений к себе со стороны своих ближних, сознавая вместе с тем, что эти обиды и оскорбления совершенно не унижают моего нравственного достоинства». При таком отношении, я не оправдываю обидчика, не унижаю себя, но и не превозношусь над ним. Да, он может быть неправ, но если оскорбляет несправедливо, то тем более, это никак не может унизить меня. Если он христианин, то в серьезных случаях, следует осторожно указать ему на его грех против меня, как учил наш Спаситель.
#мораль #отношения
👍5
Сегодня на занятии воскресной школы был задан вопрос о возможности самому на себя накладывать епитимии после совершения тяжких грехов. Нашел у свт. Иоанна Златоуста прямой ответ:

«Если же и по истечении десяти дней мы будем замечены в клятве, то наложим на себя наказание и назначим величайшую кару и пеню за преступление. Какое же будет наказание? Уже не я определяю его, но отдаю это право в ваше распоряжение. Если мы так будем поступать с собой, не только в отношении клятв, но и в отношении других прегрешений, назначая срок и осуждая себя на суровые наказания, когда впадем в эти прегрешения, то отойдем чистыми к нашему Владыке, избавимся от геенны огненной и с дерзновением предстанем перед судом Христовым» (Огласительные гомилии, оглашение первое).

Вообще это очень хороший цикл бесед свт. Иоанна, обращённый к готовящимся принять Крещение. Разбор самых базовых положений христианства в приложении к жизни. Рекомендую к прочтению: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/oglasitelnye-gomilii/
#мораль #дисциплина #иоаннзлатоуст
👍1
Всякий грех является беззаконием (1Ин. 3:4). Однако между грехами существует определенное отличие по степени тяжести, основание для чего мы находим в Священном Писании (1Ин. 5:16). Есть смертные (тяжкие) и несмертные (простительные, обыденные) грехи.

Мы совершаем смертный грех, если:

• находимся в зрелом (совершенном) возрасте;
• грешим против определенной Божественной заповеди в нарушение любви к Богу и ближнему (то есть этот грех всегда против какой-то конкретной заповеди из Библии);
• совершаем его по собственному желанию и намерению (см. Православное исповедание. Ч. 3, вопр. 21).

Через такой грех мы теряем благодать Божию, полученную в Святом Крещении, и Царство Небесное, и если умрем не покаявшись, уйдем в ад навечно. Явным признаком нахождения в смертном грехе является потеря ревности к исполнению заповедей Божиих. Когда мы находимся в таком состоянии, у нас не получается обращаться к Богу в молитвах со смелостью Его детей – «в нашу совесть входят стыд и страх» (Православное исповедание. Ч. 1, вопр. 114). Такие грехи очищаются по вере в Господа Иисуса Христа в Таинстве Покаяния. Через Покаяние нам возвращается потерянная благодать, «мир и такая смелость, какую имеют дети по отношению к своим родителям» (Православное исповедание. Ч. 1, вопр. 114).

Грехи несмертные мы совершаем стабильно и регулярно. Мы не можем избежать их в целом, но можем избегать их совершения по отдельности. Об этом в Писании сказано: "Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас" (1Ин. 1:8). Они не лишают нас благодати Божией и не подвергают нас вечному наказанию. Хотя определить какие именно это грехи непросто, однако признаком несмертности для нас может быть то, что они не погашают у нас духовной жизни, не отдаляют от Бога, и мы ощущаем смелость в молитве и можем искренне общаться с Богом. Если мы нарушаем заповедь Божию, но не совсем сознательно или без полного согласия, значит, этот грех не является смертным. Если мы превышаем меру в дозволенном (например, в пище), то обычно такие грехи также не являются смертными. Однако пренебрегать ими нельзя, потому что если они «не очищаются покаянием, то открывают вход смертным грехам и производят в человеке холодность, нерадение и небрежение к исполнению заповедей Божиих» (Православное исповедание. Ч. 3, вопр. 43). Нам следует приносить в них покаяние Богу ежедневно, каждый раз, когда мы замечаем их за собой, и особенно – после отхода ко сну, «во время ночи размышлять о них, и вместе с другими грехами оплакать их перед Богом.. и просить прощения молитвами Богородицы и всех святых» (Православное исповедание. Ч. 3, вопр. 43).

Это различение грехов полезно помнить, конечно, вовсе не для того, чтобы позволять себе грешить. По словам свт. Феофана Затворника, знать это «не бесполезно для нравственного внутреннего порядка, для изощрения нравственного чувства, особенно для избежания смятений совести или уврачевания этой ее болезни. Ибо иной на каждом почти шагу думает, что он тяжко согрешил. Такого решительное, мирное, численное определение тяжести грехов очень вразумит. Но и для беспечного это может быть спасительно, чтобы потрясти и устрашить, если по самозабвению слишком легкомысленно думает о своем грехе и порочном поведении» (О нашем спасении. Собрание творений. М., 2003. С. 157).
#мораль #учениецеркви #духовнаяжизнь
4👍4
Епископ Троицкий Панкратий, на мой взгляд, хорошо выразил отношение к покаянию и исповеди, которое согласуется с церковным учением, изложенным в записи выше:

«На мой взгляд, если человек не чувствует каких-то тяжелых грехов, которые бы его вынуждали искать полноценной исповеди, ему не обязательно перед каждым причастием исповедоваться. Таинство Покаяния — это ведь важное самостоятельное таинство, «второе крещение» и недопустимо его сводить к некоему обязательному придатку к Евхаристии. Ведь исповедь часто становится формальной из-за того, что человек привыкает к мысли: исповедь — это то, что я назову перед батюшкой, покаяние-то, что я ему расскажу. Но это в лучшем случае можно назвать откровением помыслов. А часто это просто беседа. Горячего же, глубокого покаяния перед Богом нет, и человек, быть может, даже не обращает на него внимания.

Надо понимать, что покаяние происходит не только в момент исповеди. Покаяние — это состояние души, это решимость порвать с грехом и изменить свою жизнь. Оно может произойти в любой момент жизни. Часто спрашивают: что делать, если дома я каялся, плакал, а пришел на исповедь, и у меня в сердце ничего нет — я просто сухо поисповедовался? Ничего страшного. Слава Богу, что ты покаялся дома — Господь и это примет.

Если так понимать покаяние, то становится понятно, что не обязательно перед каждым Причастием идти на исповедь к батюшке. Ничего страшного, если вы, причащаясь три или четыре раза в месяц, исповедуетесь всего два раза».
#духовнаяжизнь #дисциплина #мораль
14
Миф#6: Христианин не может защищать свои законные права и реагировать на оскорбления.

Опровержение по ссылке
https://telegra.ph/Mif6-Hristianin-ne-mozhet-zashchishchat-svoi-zakonnye-prava-i-reagirovat-na-oskorbleniya-03-21
#мораль #духовнаяжизнь #тыжхристианин
👍4
О злословии, в каких случаях оно греховно:

«В строгом смысле слова злословить – значит дурно отзываться об отсутствующем человеке ради того, чтобы очернить его доброе имя. Но очернять доброе имя человека является весьма тяжким проступком. В самом деле, доброе имя представляется одной из наиценнейших преходящих вещей, поскольку его отсутствие препятствует человеку в делании им очень многого, в связи с чем [в Писании] сказано: «Заботься об имени, ибо оно пребудет с тобою долее, нежели многие тысячи золота» (Сир. 41, 15). Поэтому злословие в строгом смысле слова является смертным грехом. Однако подчас случается так, что человек произносит пятнающие чье-либо доброе имя слова не ради самого [пятнания], а ради чего-то еще. В таком случае это является злословием не строго и формально, а только, так сказать, материально и акцидентно. И если такие порочащие слова были произнесены ради некоторого необходимого блага и с должным вниманием к обстоятельствам, то это не является грехом и не может быть названо злословием. Если же они были произнесены по легкомыслию или ради чего-то необязательного, то тогда речь идет о простительном грехе, за исключением тех случаев, когда сказанное слово оказалось настолько весомым, что нанесло доброму имени человека ощутимый удар, особенно если ущерб был причинен его нравственной репутации, поскольку самая природа таких слов свидетельствует о смертном грехе. При этом каждый обязан восстанавливать доброе имя человека не в меньшей степени, чем воздавать за любую другую [неправосудно] отнятую у него вещь» (Фома Аквинский. Сумма теологии, Т. 8).
#мораль
УСЛОВИЯ ЛЕГИТИМНОСТИ ДИСЦИПЛИНАРНОГО ЦЕРКОВНОГО ЗАКОНА

согласно изложению епископа Никодима (Милаша)

1. Закон должен быть издан законной церковной властью.
2. Он не должен противоречить законам Вселенской Церкви.
3. Предмет закона должен быть церковного характера и касаться только внешних поступков христиан.
4. Закон должен быть обнародован надлежащим путем.
5. Закон должен содержать санкцию против его нарушителей.
6. Действие закона распространяется только на ту область, которая подвластна законодателю.

📘Епископ Никодим Милаш (+1915) - сербский архиерей, один из ведущих православных канонистов.

При существовании огромного количества всяких церковных предписаний различной значимости, на мой взгляд, хорошо руководствоваться этими критериями.
#дисциплина
👍1
🔎Всякое ли использование оскорбительных слов и выражений является грехом?

«Слова причиняют ущерб другим людям не как звуки, а как знаки, значение которых зависит от внутреннего намерения говорящего. Следовательно, в словесных грехах, похоже, мы должны принимать во внимание то, с каким намерением они были произнесены. В самом деле, если намерением говорящего является опозорить другого, то поносить или оскорблять, в сущности, означает бесчестить, что, собственно, и означает поношение и оскорбление. В таком случае это является смертным грехом не в меньшей степени, чем воровство или грабеж, поскольку человек любит свою честь не меньше, чем свое имущество. С другой стороны, если человек бранит другого или произносит оскорбляющее его слово, но при этом не с целью обесчестить его, но, пожалуй, скорее ради его исправления или чего-то подобного, то это поношение или оскорбление является таковым не формально и сущностно, а акцидентно и материально, поскольку говорящий, так сказать, говорит то, что могло бы быть поношением или оскорблением. Поэтому иногда это является простительным грехом, а иногда – не грехом вообще. Однако в таких случаях нужно проявлять осмотрительность и умеренность в использовании слов, поскольку поношение может оказаться настолько суровым, что, будучи произнесено необдуманно, может обесчестить того, против кого оно направлено, и если произойдет именно так, то человек может совершить смертный грех и без намерения кого-либо опозорить. Это подобно тому, как человек виновен тогда, когда, в шутку ударив другого, он по неосторожности увечит его.

Остроумие направлено на беззлобное высмеивание, но никак не на то, чтобы опозорить или причинить боль являющемуся его объектом человеку, поскольку его целью является доставить удовольствие и развлечь, и потому оно – при учете всех обстоятельств – не является грехом. С другой стороны, если человек, развлекая других, причиняет при этом боль объекту своего остроумного осмеяния, то это является грехом.

Подобно тому, как ради исправления человека можно его ударить или причинить какой-либо ущерб его имуществу, точно так же ради его исправления можно говорить ему колкости. Именно так и Господь назвал «несмысленными» учеников, и апостол – галатов. Однако, как говорит Августин, "браниться надлежит редко и только тогда, когда это крайне необходимо для того, чтобы побудить [человека] служить Богу, но никак не нам"» (Фома Аквинский. Сумма теологии. Т. 8).

Об этом же говорится в Православном исповедании: «Те, на ком лежит обязанность наставлять других, если от избытка сердечного чувства скажут какое-нибудь оскорбительное слово согрешившему, не в обиду или в унижение, а в духовное назидание ближнего; и таковые не только не отлучают себя от сего блаженства, но еще исполняют долг свой» (Ч. 2, вопрос 35).
#мораль #учениецеркви #отношения #ответынавопросы
3
Прп. авва Дорофей напоминает нам о важности хранения совести даже в отношении к бытовым вещам:

«Хранение совести в отношении к вещам состоит в том, чтобы не обращаться небрежно с какою-либо вещию, не допускать ей портиться и не бросать её как-нибудь, а если увидим что-либо брошенное, то не должно пренебрегать сим, хотя бы оно было и ничтожно, но поднять и положить на своё место».
#мораль #духовнаяжизнь
4
Практический совет, приписываемый прп. Макарию Египетскому, как достичь какого-то доброго навыка в духовной жизни:

«Приступающему ко Господу надлежит, таким образом, прежде всего, даже против воли сердца, принуждать себя к добру, всегда с несомненною верою ожидая милости Господней; надлежит принуждать себя к любви, если кто не имеет любви; принуждать себя к кротости, если кто не имеет кротости; принуждать себя к тому, чтобы милосердным быть и иметь милостивое сердце; принуждать себя к тому, чтобы терпеть пренебрежение, и, когда пренебрегают, быть великодушным, когда уничижают или бесчестят, не приходить в негодование, по сказанному: "не мстите за себя, возлюбленные" (Рим. 12, 19); надлежит принуждать себя к молитве, если не имеет кто духовной молитвы. В таком случае Бог, видя, что человек столько подвизается и против воли сердца с усилием обуздывает себя, даст ему истинную духовную молитву, даст истинную любовь, истинную кротость, утробы щедрот, истинную доброту и, одним словом исполнит его духовного плода».
#духовнаяжизнь
👍41
Полезный ресурс, где опытные священнослужители рассматривают различные вопросы и недоумения из пастырской практики.
Forwarded from ПАСТЫРЬ
Дорогой батюшка, приглашаю присоединиться к telegram-каналу портала для священнослужителей «Пастырь»: @priest_today

Обсуждение сложных вопросов пастырской практики, приходские ноу-хау, пастырские семинары и другие полезные и актуальные для духовенства публикации.

Председатель редакционного совета — епископ Верейский Пантелеимон (Шатов).
Миф#7: христианин не имеет права никого судить. https://telegra.ph/Mif7-hristianin-ne-imeet-prava-nikogo-sudit-03-23
#мораль #тыжхристианин
🔥1