чтец Сергий Федоров – Telegram
чтец Сергий Федоров
758 subscribers
378 photos
7 videos
29 files
456 links
Магистр богословия / Катехизатор / Религиовед / Клирик Русской Православной Церкви (МП)

Для тех, кто хочет быть православным и не отключать голову

Задать мне вопрос https://news.1rj.ru/str/lector_sergey_bot

Поддержать меня 5469 4000 4166 2961 (сбер)
Download Telegram
Всякий грех является беззаконием (1Ин. 3:4). Однако между грехами существует определенное отличие по степени тяжести, основание для чего мы находим в Священном Писании (1Ин. 5:16). Есть смертные (тяжкие) и несмертные (простительные, обыденные) грехи.

Мы совершаем смертный грех, если:

• находимся в зрелом (совершенном) возрасте;
• грешим против определенной Божественной заповеди в нарушение любви к Богу и ближнему (то есть этот грех всегда против какой-то конкретной заповеди из Библии);
• совершаем его по собственному желанию и намерению (см. Православное исповедание. Ч. 3, вопр. 21).

Через такой грех мы теряем благодать Божию, полученную в Святом Крещении, и Царство Небесное, и если умрем не покаявшись, уйдем в ад навечно. Явным признаком нахождения в смертном грехе является потеря ревности к исполнению заповедей Божиих. Когда мы находимся в таком состоянии, у нас не получается обращаться к Богу в молитвах со смелостью Его детей – «в нашу совесть входят стыд и страх» (Православное исповедание. Ч. 1, вопр. 114). Такие грехи очищаются по вере в Господа Иисуса Христа в Таинстве Покаяния. Через Покаяние нам возвращается потерянная благодать, «мир и такая смелость, какую имеют дети по отношению к своим родителям» (Православное исповедание. Ч. 1, вопр. 114).

Грехи несмертные мы совершаем стабильно и регулярно. Мы не можем избежать их в целом, но можем избегать их совершения по отдельности. Об этом в Писании сказано: "Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас" (1Ин. 1:8). Они не лишают нас благодати Божией и не подвергают нас вечному наказанию. Хотя определить какие именно это грехи непросто, однако признаком несмертности для нас может быть то, что они не погашают у нас духовной жизни, не отдаляют от Бога, и мы ощущаем смелость в молитве и можем искренне общаться с Богом. Если мы нарушаем заповедь Божию, но не совсем сознательно или без полного согласия, значит, этот грех не является смертным. Если мы превышаем меру в дозволенном (например, в пище), то обычно такие грехи также не являются смертными. Однако пренебрегать ими нельзя, потому что если они «не очищаются покаянием, то открывают вход смертным грехам и производят в человеке холодность, нерадение и небрежение к исполнению заповедей Божиих» (Православное исповедание. Ч. 3, вопр. 43). Нам следует приносить в них покаяние Богу ежедневно, каждый раз, когда мы замечаем их за собой, и особенно – после отхода ко сну, «во время ночи размышлять о них, и вместе с другими грехами оплакать их перед Богом.. и просить прощения молитвами Богородицы и всех святых» (Православное исповедание. Ч. 3, вопр. 43).

Это различение грехов полезно помнить, конечно, вовсе не для того, чтобы позволять себе грешить. По словам свт. Феофана Затворника, знать это «не бесполезно для нравственного внутреннего порядка, для изощрения нравственного чувства, особенно для избежания смятений совести или уврачевания этой ее болезни. Ибо иной на каждом почти шагу думает, что он тяжко согрешил. Такого решительное, мирное, численное определение тяжести грехов очень вразумит. Но и для беспечного это может быть спасительно, чтобы потрясти и устрашить, если по самозабвению слишком легкомысленно думает о своем грехе и порочном поведении» (О нашем спасении. Собрание творений. М., 2003. С. 157).
#мораль #учениецеркви #духовнаяжизнь
4👍4
Епископ Троицкий Панкратий, на мой взгляд, хорошо выразил отношение к покаянию и исповеди, которое согласуется с церковным учением, изложенным в записи выше:

«На мой взгляд, если человек не чувствует каких-то тяжелых грехов, которые бы его вынуждали искать полноценной исповеди, ему не обязательно перед каждым причастием исповедоваться. Таинство Покаяния — это ведь важное самостоятельное таинство, «второе крещение» и недопустимо его сводить к некоему обязательному придатку к Евхаристии. Ведь исповедь часто становится формальной из-за того, что человек привыкает к мысли: исповедь — это то, что я назову перед батюшкой, покаяние-то, что я ему расскажу. Но это в лучшем случае можно назвать откровением помыслов. А часто это просто беседа. Горячего же, глубокого покаяния перед Богом нет, и человек, быть может, даже не обращает на него внимания.

Надо понимать, что покаяние происходит не только в момент исповеди. Покаяние — это состояние души, это решимость порвать с грехом и изменить свою жизнь. Оно может произойти в любой момент жизни. Часто спрашивают: что делать, если дома я каялся, плакал, а пришел на исповедь, и у меня в сердце ничего нет — я просто сухо поисповедовался? Ничего страшного. Слава Богу, что ты покаялся дома — Господь и это примет.

Если так понимать покаяние, то становится понятно, что не обязательно перед каждым Причастием идти на исповедь к батюшке. Ничего страшного, если вы, причащаясь три или четыре раза в месяц, исповедуетесь всего два раза».
#духовнаяжизнь #дисциплина #мораль
14
Миф#6: Христианин не может защищать свои законные права и реагировать на оскорбления.

Опровержение по ссылке
https://telegra.ph/Mif6-Hristianin-ne-mozhet-zashchishchat-svoi-zakonnye-prava-i-reagirovat-na-oskorbleniya-03-21
#мораль #духовнаяжизнь #тыжхристианин
👍4
О злословии, в каких случаях оно греховно:

«В строгом смысле слова злословить – значит дурно отзываться об отсутствующем человеке ради того, чтобы очернить его доброе имя. Но очернять доброе имя человека является весьма тяжким проступком. В самом деле, доброе имя представляется одной из наиценнейших преходящих вещей, поскольку его отсутствие препятствует человеку в делании им очень многого, в связи с чем [в Писании] сказано: «Заботься об имени, ибо оно пребудет с тобою долее, нежели многие тысячи золота» (Сир. 41, 15). Поэтому злословие в строгом смысле слова является смертным грехом. Однако подчас случается так, что человек произносит пятнающие чье-либо доброе имя слова не ради самого [пятнания], а ради чего-то еще. В таком случае это является злословием не строго и формально, а только, так сказать, материально и акцидентно. И если такие порочащие слова были произнесены ради некоторого необходимого блага и с должным вниманием к обстоятельствам, то это не является грехом и не может быть названо злословием. Если же они были произнесены по легкомыслию или ради чего-то необязательного, то тогда речь идет о простительном грехе, за исключением тех случаев, когда сказанное слово оказалось настолько весомым, что нанесло доброму имени человека ощутимый удар, особенно если ущерб был причинен его нравственной репутации, поскольку самая природа таких слов свидетельствует о смертном грехе. При этом каждый обязан восстанавливать доброе имя человека не в меньшей степени, чем воздавать за любую другую [неправосудно] отнятую у него вещь» (Фома Аквинский. Сумма теологии, Т. 8).
#мораль
УСЛОВИЯ ЛЕГИТИМНОСТИ ДИСЦИПЛИНАРНОГО ЦЕРКОВНОГО ЗАКОНА

согласно изложению епископа Никодима (Милаша)

1. Закон должен быть издан законной церковной властью.
2. Он не должен противоречить законам Вселенской Церкви.
3. Предмет закона должен быть церковного характера и касаться только внешних поступков христиан.
4. Закон должен быть обнародован надлежащим путем.
5. Закон должен содержать санкцию против его нарушителей.
6. Действие закона распространяется только на ту область, которая подвластна законодателю.

📘Епископ Никодим Милаш (+1915) - сербский архиерей, один из ведущих православных канонистов.

При существовании огромного количества всяких церковных предписаний различной значимости, на мой взгляд, хорошо руководствоваться этими критериями.
#дисциплина
👍1
🔎Всякое ли использование оскорбительных слов и выражений является грехом?

«Слова причиняют ущерб другим людям не как звуки, а как знаки, значение которых зависит от внутреннего намерения говорящего. Следовательно, в словесных грехах, похоже, мы должны принимать во внимание то, с каким намерением они были произнесены. В самом деле, если намерением говорящего является опозорить другого, то поносить или оскорблять, в сущности, означает бесчестить, что, собственно, и означает поношение и оскорбление. В таком случае это является смертным грехом не в меньшей степени, чем воровство или грабеж, поскольку человек любит свою честь не меньше, чем свое имущество. С другой стороны, если человек бранит другого или произносит оскорбляющее его слово, но при этом не с целью обесчестить его, но, пожалуй, скорее ради его исправления или чего-то подобного, то это поношение или оскорбление является таковым не формально и сущностно, а акцидентно и материально, поскольку говорящий, так сказать, говорит то, что могло бы быть поношением или оскорблением. Поэтому иногда это является простительным грехом, а иногда – не грехом вообще. Однако в таких случаях нужно проявлять осмотрительность и умеренность в использовании слов, поскольку поношение может оказаться настолько суровым, что, будучи произнесено необдуманно, может обесчестить того, против кого оно направлено, и если произойдет именно так, то человек может совершить смертный грех и без намерения кого-либо опозорить. Это подобно тому, как человек виновен тогда, когда, в шутку ударив другого, он по неосторожности увечит его.

Остроумие направлено на беззлобное высмеивание, но никак не на то, чтобы опозорить или причинить боль являющемуся его объектом человеку, поскольку его целью является доставить удовольствие и развлечь, и потому оно – при учете всех обстоятельств – не является грехом. С другой стороны, если человек, развлекая других, причиняет при этом боль объекту своего остроумного осмеяния, то это является грехом.

Подобно тому, как ради исправления человека можно его ударить или причинить какой-либо ущерб его имуществу, точно так же ради его исправления можно говорить ему колкости. Именно так и Господь назвал «несмысленными» учеников, и апостол – галатов. Однако, как говорит Августин, "браниться надлежит редко и только тогда, когда это крайне необходимо для того, чтобы побудить [человека] служить Богу, но никак не нам"» (Фома Аквинский. Сумма теологии. Т. 8).

Об этом же говорится в Православном исповедании: «Те, на ком лежит обязанность наставлять других, если от избытка сердечного чувства скажут какое-нибудь оскорбительное слово согрешившему, не в обиду или в унижение, а в духовное назидание ближнего; и таковые не только не отлучают себя от сего блаженства, но еще исполняют долг свой» (Ч. 2, вопрос 35).
#мораль #учениецеркви #отношения #ответынавопросы
3
Прп. авва Дорофей напоминает нам о важности хранения совести даже в отношении к бытовым вещам:

«Хранение совести в отношении к вещам состоит в том, чтобы не обращаться небрежно с какою-либо вещию, не допускать ей портиться и не бросать её как-нибудь, а если увидим что-либо брошенное, то не должно пренебрегать сим, хотя бы оно было и ничтожно, но поднять и положить на своё место».
#мораль #духовнаяжизнь
4
Практический совет, приписываемый прп. Макарию Египетскому, как достичь какого-то доброго навыка в духовной жизни:

«Приступающему ко Господу надлежит, таким образом, прежде всего, даже против воли сердца, принуждать себя к добру, всегда с несомненною верою ожидая милости Господней; надлежит принуждать себя к любви, если кто не имеет любви; принуждать себя к кротости, если кто не имеет кротости; принуждать себя к тому, чтобы милосердным быть и иметь милостивое сердце; принуждать себя к тому, чтобы терпеть пренебрежение, и, когда пренебрегают, быть великодушным, когда уничижают или бесчестят, не приходить в негодование, по сказанному: "не мстите за себя, возлюбленные" (Рим. 12, 19); надлежит принуждать себя к молитве, если не имеет кто духовной молитвы. В таком случае Бог, видя, что человек столько подвизается и против воли сердца с усилием обуздывает себя, даст ему истинную духовную молитву, даст истинную любовь, истинную кротость, утробы щедрот, истинную доброту и, одним словом исполнит его духовного плода».
#духовнаяжизнь
👍41
Полезный ресурс, где опытные священнослужители рассматривают различные вопросы и недоумения из пастырской практики.
Forwarded from ПАСТЫРЬ
Дорогой батюшка, приглашаю присоединиться к telegram-каналу портала для священнослужителей «Пастырь»: @priest_today

Обсуждение сложных вопросов пастырской практики, приходские ноу-хау, пастырские семинары и другие полезные и актуальные для духовенства публикации.

Председатель редакционного совета — епископ Верейский Пантелеимон (Шатов).
Миф#7: христианин не имеет права никого судить. https://telegra.ph/Mif7-hristianin-ne-imeet-prava-nikogo-sudit-03-23
#мораль #тыжхристианин
🔥1
О прихожанах и их обязанностях

«Прихожанами являются лица православного исповедания, сохраняющие живую связь со своим приходом. Каждый прихожанин имеет своей обязанностью участвовать в богослужении, регулярно исповедоваться и причащаться, соблюдать каноны и церковные предписания, совершать дела веры, стремиться к религиозно-нравственному совершенствованию и содействовать благосостоянию прихода. На обязанности прихожан лежит забота о материальном содержании причта и храма» (Устав Русской Православной Церкви. Глава XVII, 3).
#дисциплина
👍2
Единственная регламентация домашней молитвы в церковном законодательстве:

«Молиться следует обязательно каждый день утром и вечером, перед обедом и ужином и после них и, по возможности, в начале и по окончании всякого дела» (Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви).

Все остальное остаётся на духовную свободу каждой домашней церкви.
#дисциплина #духовнаяжизнь #учениецеркви
👍1
Forwarded from Патриархия.ru
Святейший Патриарх Кирилл призвал всех верных чад Русской Православной Церкви в дни Великого поста ежедневно читать канон Пресвятой Богородице
http://www.patriarchia.ru/db/text/5908981.html

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем обращении от 16 марта с.г. в связи с событиями на Украине призвал всех верных чад Русской Православной Церкви во время Великого поста ежедневно совершать чтение канона Пресвятой Богородице.
Свт. Иоанн Златоуст даёт поучение новоначальным христианам о том, как проводить свой рабочий день:

«С великим усердием приходите сюда (в церковь - С.Ф.) с рассветом воздавать Богу всяческих молитвы и исповедания, благодарить за уже дарованное и просить о том, чтобы удостоиться великой помощи в сохранении этого в будущем. Таким образом, по отшествии отсюда каждый да примется за надлежащие ему дела со всем благоговением. Один пусть поспешит к трудам своих рук, другой да поторопится в воинский строй, а третий к государственным делам. Но пусть каждый приступит к делам со страхом и трепетом и проводит дневное время [с мыслью] о том, что в вечернее время он снова должен прийти сюда, отдать Владыке отчет за весь день и попросить прощения за согрешения. Ибо невозможно, даже если мы тысячу раз будем остерегаться, не оказаться нам ответственными за многие и различные прегрешения: неуместное ли что сказали, или слушали пустые разговоры, или воздвигли в помышлении неподобающий помысел, или несдержанно взглянули, или понапрасну и впустую потратили время без всякого толка.

И потому каждый вечер нам подобает просить прощения у Владыки за все это и прибегать и взывать к Божиему человеколюбию. Проводя с трезвением ночное время, таким образом нам опять [надлежит] готовиться к утреннему исповеданию, чтобы каждый из нас, управляя своей жизнью, смог безопасно пересечь море настоящей жизни и удостоиться Владычнего человеколюбия. И когда призовет время собрания, следует всему предпочитать духовные [вещи] и присутствие в Церкви, чтобы мы безопасно управляли и тем, что в руках» (Огласительные гомилии).

Святитель описывает практику вечернего исповедания грехов перед Богом за повседневные грехи.
#духовнаяжизнь #мораль #иоаннзлатоуст
Иерусалимский патриарх Досифей II Нотара предостерегает от магического отношения к поминовению усопших:

"Относительно того, что и до общего Суда многие будут освобождены от уз, мы и это исповедуем по общему учению Кафолической Церкви. Относительно же времени такового избавления — этого мы никак и никоим образом не ведаем. Почему отвергаем мы и то, [когда говорят, будто известно], какими именно и сколькими Литургиями, молитвами, милостынями или отпущениями от того или иного архиерея или патриарха освобождается душа от содержащих ее скорбей. Что все это содействует избавлению тех, кто во аде, если совершается православными, мы исповедуем. Но что они имеют силу избавить в то или иное точное время — благородно отвергаем. Ибо одному Богу… принадлежит распределение избавления, Церкви же принадлежит только просить об усопших".
#молитва #смерть #дисциплина
чтец Сергий Федоров pinned «Иерусалимский патриарх Досифей II Нотара предостерегает от магического отношения к поминовению усопших: "Относительно того, что и до общего Суда многие будут освобождены от уз, мы и это исповедуем по общему учению Кафолической Церкви. Относительно же времени…»
Каждый христианин – это воин, которому ежедневно приходится выдерживать натиски врагов – злых духов, которые, как я убежден, реальны и очень злы. А что составляет значительную часть успеха бойца? Это его вооружение и защита.

И крест Иисуса Христа, крестное знамение, которое мы совершаем рукой, - это очень мощное оружие и защита, спасающая от опасности, в чем можно убедиться на опыте. Если мы с верой накладываем на себя знак креста, призываем Имя Господа, мы оказываемся под мощной духовной защитой.

Также я хотел бы обратиться сегодня к тем, кто носит на шее крест, но ведет себя недостойно звания христианина. Поймите, что вы носите не очередную прикольную фенечку или талисман. На кресте изображен умирающий Спаситель, Который раскинул руки, как бы показывая, насколько Он любит каждого и готов обнять, лишь бы человек отнесся к Его жертве всерьез и пошел к Нему навстречу. Я убежден, что носить крест и при этом не знать своей веры, не жить в соответствии с ней – это большая наглость, чем надеть генеральские погоны, будучи рядовым. Военнослужащие понимают, как это серьезно. Думаю, что это повод задуматься. 

- Из моей речи перед личным составом полка на Воздвижение Креста Господня (27.09.2020).

#мораль
👍2
Есть люди, которые беспокоятся, согласились ли они мысленно на грех или нет. Архиепископ Платон (Фивейский) в своем пособии по проведению исповеди, даёт следующие рекомендации исповедующему священнику:

«Тем кающимся, которые мучатся, не согласились ли они на какой-нибудь худой помысл и которые чрезмерно заботятся о чистоте совести, духовник должен показать, как велико различие между представлением образа греха и услаждением оным и между влечением ко греху и самым грехом.

Вообще когда предлагаются такого рода недоумения, то должно предположить, что нет согласия на грех, если а) сомневающийся ненавидит грех и постоянно старается удалиться от него, б) если худый помысл отвергнут им немедленно по приражении, в) если он тотчас удалился от греха, который легко мог сделать, г) также если сомневается, в бодрствовании ли, или во сне, он сделал грех. Конечно те, которые легко уступают искушению, подают основательное подозрение, что они сделали грех».
#мораль #духовнаяжизнь
👍1
🔎Бывает ли так, что наказание Божие падает на все общество, народ?

Социальное учение Церкви указывает, что «люди в религиозно целостном обществе рассматриваются в двух планах: и как уникальные личности, пред Богом стоящие или падающие (Рим.14:4), а потому не судимые другими людьми; и как члены единого общественного тела, в котором болезнь одного органа приводит к недомоганию, а то и к смерти всего организма. В последнем случае каждый человек может и должен быть судим общиной, миром, поскольку действия одного влияют на многих. Стяжание мирного духа одним праведником, по слову преподобного Серафима Саровского, приводит к спасению тысяч людей вокруг, а совершение греха одним беззаконником влечет гибель многих. Такое отношение к греховным и преступным проявлениям имеет твердое основание в Священном Писании и Предании Церкви. "Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается" (Притч.11:11). Святитель Василий Великий поучал страдавших от жажды и голода жителей Кесарии Каппадокийской: "И за немногих приходят бедствия на целый народ, и за злодеяния одного вкушают плоды его многие. Ахар учинил святотатство, и побит был весь полк; еще Замврий блудодействовал с мадианитянкою, и Израиль понес наказание". О том же пишет святитель Московский Киприан: "Не весте ли, яко грех людьский на князи и княжеский грех на люди нападает?"» (Основы социальной концепции РПЦ. IV.3).

С личными грехами, вызывающими наказание Божие на общество, тесно связаны общественные грехи, т.е. социальное зло, порождаемое группой лиц или целым обществом. Такие грехи зарождаются и вырастают на базе личных грехов, представляя собой их социальное проявление. Связь, которая существует между этими видами греха, указывает на то, что каждый член общества более или менее ответственен за грехи, проникающие и закрепляющиеся в общественном устройстве. Эта ответственность напрямую связана с положением, занимаемым данным человеком в обществе. Повышение социального или иерархического статуса повышает ответственность не только за общественные или церковные деяния, но и за личное поведение. Общественные грехи также вызывают гнев Божий:

«Если что-то противоречащее заповедям Евангелия становится государственным законом, то гнев Божий приходит на весь народ – для того чтобы его воспитать», – свидетельствует прп. Паисий Святогорец.

Началом покаяния и преодоления личного или общественного греха является его осознание, с той только разницей, что личный грех осознается на уровне личности, а общественный – на уровне общества.
#учениецеркви #мораль #ответынавопросы
Свт. Василий Великий объясняет как правильно понимать и применять в жизни заповедь о неосуждении:

"Поскольку Господь иногда говорит: «не судите по наружности», а иногда повелевает: «но судите судом праведным» (Ин. 7, 24), то не вовсе запрещается нам судить, а показывает различие суда. А за что следует судить и за что нет, ясно предал нам апостол, когда, в рассуждении того, что предоставлено произволению каждого и не определено в Писании, говорит: «А ты что осуждаешь брата твоего?» (Рим.14, 10); и еще: «Не станем же более судить друг друга» (Рим.14 13); а в рассуждении того, что не угодно Богу, обличает не осуждающих и сам от себя произносит суд, говоря: «А я, отсутствуя телом, но присутствуя (у вас) духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело, в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (1Кор.5,3–5).

Поэтому если что зависит от нашего произволения, иногда даже бывает и неизвестным, за то не надобно осуждать брата, по сказанному у апостола о неведомом: «Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения» (1Кор. 4, 5). Но защищать суды Божий – непререкаемая необходимость, чтобы умалчивающему самому не вкусить гнева Божия, разве кто, делая то же, что и обвиняемый, не посмеет осудить брата, слыша Господа, Который говорит: «вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7, 5)".
#мораль #духовнаяжизнь
👍1