6 способов соучастия в чужих грехах (согласно прп. Никодиму Святогорцу)
1. Прямое участие и помощь в совершении греха.
2. Согласие и одобрение греха.
3. Бездействие и молчание при совершении греха.
4. Приказ или побуждение к совершению греха.
5. Поддержка, покрывательство и защита тех, кто совершает грех.
6. Поддержание дружеского общения с нераскаянными грешниками, которые считают себя христианами.
#мораль #дисциплина
1. Прямое участие и помощь в совершении греха.
2. Согласие и одобрение греха.
3. Бездействие и молчание при совершении греха.
4. Приказ или побуждение к совершению греха.
5. Поддержка, покрывательство и защита тех, кто совершает грех.
6. Поддержание дружеского общения с нераскаянными грешниками, которые считают себя христианами.
#мораль #дисциплина
🔥6👍3
Опубликован мой прошлогодний доклад "Аспекты супружеской близости в проповеди свт. Иоанна Златоуста".
В статье рассматривается взгляд свт. Иоанна Златоуста на человеческую сексуальность и ее реализацию в законном браке. Затрагиваются частные вопросы семейной жизни в ее интимной сфере. В отличии от многих других христианских авторов своего времени, константинопольский архипастырь отмечает, что репродуктивная функция супружеских отношений не является главной. Кроме того, они необходимы не только как «предохранение от распутства», но имеют и позитивное духовное измерение. Рассуждения и советы святителя деликатны, нестандартны, глубоки и по прежнему востребованы.
#брак #отношения #иоаннзлатоуст #мораль #моиработы
В статье рассматривается взгляд свт. Иоанна Златоуста на человеческую сексуальность и ее реализацию в законном браке. Затрагиваются частные вопросы семейной жизни в ее интимной сфере. В отличии от многих других христианских авторов своего времени, константинопольский архипастырь отмечает, что репродуктивная функция супружеских отношений не является главной. Кроме того, они необходимы не только как «предохранение от распутства», но имеют и позитивное духовное измерение. Рассуждения и советы святителя деликатны, нестандартны, глубоки и по прежнему востребованы.
#брак #отношения #иоаннзлатоуст #мораль #моиработы
Азбука супружества
Аспекты супружеской близости в проповеди свт. Иоанна Златоуста - Азбука супружества
В статье рассматривается взгляд свт. Иоанна Златоуста на человеческую сексуальность и ее реализацию в законном браке. Затрагиваются частные вопросы семейной жизни в ее интимной сфере.
Свт. Афанасий Великий о способах очищения забытых грехов, совершенных в прошлом:
«Иные, исследуя сказанное, что хулящему Духа не отпустится ни в сем веке, ни в будущем, говорят, что четыре есть способа, которыми совершается отпущение грехов, и два из них имеют место здесь, а два – в будущем веке.
Поскольку память наша не в состоянии упомнить все прегрешения целой жизни, чтобы человеку покаяться в них здесь; то человеколюбивый Господь наш для непокаявшихся, как говорят они, предуготовил два способа покаяния в будущем веке. Когда делал кто добро без различия, или подвигнутый милосердием и состраданием к ближнему, или по другим каким человеколюбивым побуждениям; тогда в будущем веке, во время суда, будет это взвешено, и если окажется в этом какой перевес, то будет ему прощение. И это – первый способ.
А второй есть следующий: когда кто, одержимый грехами, слыша, что говорит Господь: не судите, да не судими будете и убоявшись, никого не осуждает за житие его; то как хранитель заповеди, он не осудится, потому что Всенеложный не забывает Своей заповеди.
Другие же два способа прощения имеют место здесь. Когда кто, будучи во грехах, по смотрению Промысла Божия подвергается несчастиям, нуждам, болезням, – ибо через это Бог, неизвестным нам образом, очищает его, – и если искушаемый благодарит, то за благодарность приемлет награду. Если же не благодарит, то осуждается и за те грехи, за которые терпит он наказание, и сверх того, подвергнется ответственности за неблагодарность. Поэтому, кто грешит в чем-либо пред людьми, тот имеет много случаев к получению прощения. Ибо, кто грешит против одного человека и делает добро другому человеку, тот оправдывается тем же самым естеством, против которого согрешил. Но хула на Духа есть неверие, и нет другого случая к получению прощения, как только сделаться верным; и грех безбожия и неверия не отпустится ни здесь, ни в будущем веке».
#духовнаяжизнь #мораль
«Иные, исследуя сказанное, что хулящему Духа не отпустится ни в сем веке, ни в будущем, говорят, что четыре есть способа, которыми совершается отпущение грехов, и два из них имеют место здесь, а два – в будущем веке.
Поскольку память наша не в состоянии упомнить все прегрешения целой жизни, чтобы человеку покаяться в них здесь; то человеколюбивый Господь наш для непокаявшихся, как говорят они, предуготовил два способа покаяния в будущем веке. Когда делал кто добро без различия, или подвигнутый милосердием и состраданием к ближнему, или по другим каким человеколюбивым побуждениям; тогда в будущем веке, во время суда, будет это взвешено, и если окажется в этом какой перевес, то будет ему прощение. И это – первый способ.
А второй есть следующий: когда кто, одержимый грехами, слыша, что говорит Господь: не судите, да не судими будете и убоявшись, никого не осуждает за житие его; то как хранитель заповеди, он не осудится, потому что Всенеложный не забывает Своей заповеди.
Другие же два способа прощения имеют место здесь. Когда кто, будучи во грехах, по смотрению Промысла Божия подвергается несчастиям, нуждам, болезням, – ибо через это Бог, неизвестным нам образом, очищает его, – и если искушаемый благодарит, то за благодарность приемлет награду. Если же не благодарит, то осуждается и за те грехи, за которые терпит он наказание, и сверх того, подвергнется ответственности за неблагодарность. Поэтому, кто грешит в чем-либо пред людьми, тот имеет много случаев к получению прощения. Ибо, кто грешит против одного человека и делает добро другому человеку, тот оправдывается тем же самым естеством, против которого согрешил. Но хула на Духа есть неверие, и нет другого случая к получению прощения, как только сделаться верным; и грех безбожия и неверия не отпустится ни здесь, ни в будущем веке».
#духовнаяжизнь #мораль
👍4❤3
Свт. Иоанн Златоуст о том, что закрывать глаза на пороки близких людей - это пофигизм, а не дружелюбие:
«Ничто в такой мере не является доказательством дружбы, как то, чтобы не закрывать глаза на грехи твоих друзей и братьев. Увидел, что они враждуют? Примири! Увидел, что они излишествуют? Удержи! Увидел, что они притесняемы? Защити! Этим ты в первую очередь угождаешь не им, а самому себе: на то мы и друзья, чтобы помогать друг другу. Одно дело – услышать нечто от друга, другое – от случайного человека. Случайным человеком скорее пренебрегут, даже и учителем, другом – нет».
#иоаннзлатоуст #мораль
«Ничто в такой мере не является доказательством дружбы, как то, чтобы не закрывать глаза на грехи твоих друзей и братьев. Увидел, что они враждуют? Примири! Увидел, что они излишествуют? Удержи! Увидел, что они притесняемы? Защити! Этим ты в первую очередь угождаешь не им, а самому себе: на то мы и друзья, чтобы помогать друг другу. Одно дело – услышать нечто от друга, другое – от случайного человека. Случайным человеком скорее пренебрегут, даже и учителем, другом – нет».
#иоаннзлатоуст #мораль
❤9
Forwarded from Индиктион
В преддверии Святой Четыредесятницы (в литургике это обозначается как
«подготовительный период к Великому посту») церковный устав предписывает совершать несколько не вполне обычных служб. Для того, чтобы разобраться в причинах их появления, следует сначала поговорить о самом посте.
Сколько длится Великий пост? Казалось бы, это нетрудно сосчитать: шесть полных недель (седмиц) и одна — Страстная — без последнего воскресенья, Пасхи; итого 48 дней. Однако такой расчет не соответствует ни древнему пониманию слова «пост», ни самому названию «Четыредесятница», то есть «Сорок [дней]»: 40 ≠ 48.
В раннехристианские времена «постом» называли отнюдь не предпочтение одной пищи другой. «Пост» в современном смысле слова — в смысле воздержания от скоромной, но дозволенности растительной пищи — вообще в ту эпоху и не был бы «подвигом». В первоначальной Церкви достаточно многие христиане в принципе не ели мяса, так что апостолу Павлу даже понадобилось давать специальные разъяснения о допустимости вкушать мясо, а позднее на соборах даже пришлось (причём неоднократно) принимать каноны, запрещающие «гнушение мясом». Да и вообще, обычной ежедневной пищей рядовых жителей Римской империи был просто-напросто хлеб, так что никакого различия между «постным» (в современном смысле слова) и непостным днём они бы просто не заметили.
Поэтому в ранней Церкви понятие «пост» подразумевало не диету без продуктов животного происхождения, а полное воздержание от пищи как таковой — проще говоря, голодовку. Кстати, такой пост у нас вполне сохранился и сейчас — как пост перед Причащением Святых Таин.
Пост в смысле воздержания от пищи до самого вечера в ранней Церкви был установлен на среды и пятницы, а также на день иудейской Пасхи, поскольку в тот день распяли Христа. С повсеместным распространением обычая праздновать христианскую Пасху строго в воскресный день и понимать ее как праздник Воскресения Христова, пост во время иудейского праздника перешёл на Великую субботу (как символ иудейского Песаха перед христианской Пасхой), а чуть позднее — ещё и на Великую пятницу, как на день Распятия, то есть стал двухдневным.
К концу III века некоторые благочестивые христиане ещё более увеличили этот предпасхальный пост — до четырех-пяти дней, затем и до целых сорока. В сорока днях голодания они видели подражание законодавцу Моисею, пророку Илии, а главное — Господу Иисусу Христу, поскольку в Священном Писании о каждом из них сказано, что они постились (в первоначальном смысле слова, т. е. ничего не ели!) по сорок дней.
Возможно, на такое удлинение поста повлияло ещё и появление в Александрийской Церкви, а затем — широкое распространение по всему христианскому Востоку, праздника Богоявления: ведь Господь постился сорок дней как раз после своего Крещения. Во всяком случае, сорокадневный пост зафиксирован впервые именно у христиан Египта.
Конечно, на подвиг полного воздержания от пищи в течение 40 дней мало кто был способен, хотя люди в ту эпоху и были гораздо привычнее к голоданию, чем наши современники. Вместо этого пост исполнялся отрезками: несколько дней голодовки, затем вкушение пищи — и снова голодовка; либо же на протяжении сорока дней пищу принимали лишь вечером. Также отмечалась некоторая амбивалентность в отношении собственно предпасхального поста Великих пятницы и субботы (либо их расширенной версии, начинающейся с Великого вторника): считать его частью сорокадневия или нет?
Только теперь, с учётом всех этих данных, и можно ответить на вопрос, сколько длится Великий пост по мысли составителей церковного устава и зачем он имеет подготовительный период. Об этом — в следующей заметке.
«подготовительный период к Великому посту») церковный устав предписывает совершать несколько не вполне обычных служб. Для того, чтобы разобраться в причинах их появления, следует сначала поговорить о самом посте.
Сколько длится Великий пост? Казалось бы, это нетрудно сосчитать: шесть полных недель (седмиц) и одна — Страстная — без последнего воскресенья, Пасхи; итого 48 дней. Однако такой расчет не соответствует ни древнему пониманию слова «пост», ни самому названию «Четыредесятница», то есть «Сорок [дней]»: 40 ≠ 48.
В раннехристианские времена «постом» называли отнюдь не предпочтение одной пищи другой. «Пост» в современном смысле слова — в смысле воздержания от скоромной, но дозволенности растительной пищи — вообще в ту эпоху и не был бы «подвигом». В первоначальной Церкви достаточно многие христиане в принципе не ели мяса, так что апостолу Павлу даже понадобилось давать специальные разъяснения о допустимости вкушать мясо, а позднее на соборах даже пришлось (причём неоднократно) принимать каноны, запрещающие «гнушение мясом». Да и вообще, обычной ежедневной пищей рядовых жителей Римской империи был просто-напросто хлеб, так что никакого различия между «постным» (в современном смысле слова) и непостным днём они бы просто не заметили.
Поэтому в ранней Церкви понятие «пост» подразумевало не диету без продуктов животного происхождения, а полное воздержание от пищи как таковой — проще говоря, голодовку. Кстати, такой пост у нас вполне сохранился и сейчас — как пост перед Причащением Святых Таин.
Пост в смысле воздержания от пищи до самого вечера в ранней Церкви был установлен на среды и пятницы, а также на день иудейской Пасхи, поскольку в тот день распяли Христа. С повсеместным распространением обычая праздновать христианскую Пасху строго в воскресный день и понимать ее как праздник Воскресения Христова, пост во время иудейского праздника перешёл на Великую субботу (как символ иудейского Песаха перед христианской Пасхой), а чуть позднее — ещё и на Великую пятницу, как на день Распятия, то есть стал двухдневным.
К концу III века некоторые благочестивые христиане ещё более увеличили этот предпасхальный пост — до четырех-пяти дней, затем и до целых сорока. В сорока днях голодания они видели подражание законодавцу Моисею, пророку Илии, а главное — Господу Иисусу Христу, поскольку в Священном Писании о каждом из них сказано, что они постились (в первоначальном смысле слова, т. е. ничего не ели!) по сорок дней.
Возможно, на такое удлинение поста повлияло ещё и появление в Александрийской Церкви, а затем — широкое распространение по всему христианскому Востоку, праздника Богоявления: ведь Господь постился сорок дней как раз после своего Крещения. Во всяком случае, сорокадневный пост зафиксирован впервые именно у христиан Египта.
Конечно, на подвиг полного воздержания от пищи в течение 40 дней мало кто был способен, хотя люди в ту эпоху и были гораздо привычнее к голоданию, чем наши современники. Вместо этого пост исполнялся отрезками: несколько дней голодовки, затем вкушение пищи — и снова голодовка; либо же на протяжении сорока дней пищу принимали лишь вечером. Также отмечалась некоторая амбивалентность в отношении собственно предпасхального поста Великих пятницы и субботы (либо их расширенной версии, начинающейся с Великого вторника): считать его частью сорокадневия или нет?
Только теперь, с учётом всех этих данных, и можно ответить на вопрос, сколько длится Великий пост по мысли составителей церковного устава и зачем он имеет подготовительный период. Об этом — в следующей заметке.
👍8🔥2
Есть одна наблюдаемая тенденция взаимосвязи представлений о Боге и правил морали среди определенных групп верующих. Хотя большинство верующих согласны, что нужно подражать Богу, само это подражание сильно зависит от того, как люди представляют себе Божий характер и Его действия. Я заметил, что те, у кого "Бог не наказывает и не судит", любят призывать к отказу от осуждения греховных поступков и от применения правосудных наказаний в обществе (например, осуждают применение смертной казни, как аморальной). Напротив, у кого преобладает представление о правосудии Божьем в ущерб Его милосердию, чаще всего проявляется полная нетерпимость к инакомыслию и они громче всех требуют кары тем, кто, по их мнению, ее заслуживает. Бог в нашей голове может быть проекцией наших представлений в области морали и, наоборот, наши представления о морали могут создавать образ Бога в нашей голове.
#мысли #мораль
#мысли #мораль
👍9
Горькие, но верные слова свт. Иоанна Златоуста:
«Один сетует и плачет о заключенных в темнице, другой об изгнанных из отечества и отправленных в ссылку, иной о лишенных свободы, другой о похищенных врагами и взятых в плен, иной о потонувшем или сгоревшем, другой о задавленном обрушившимся зданием. А никто не плачет о живущих нечестиво, но, что всего хуже, часто даже называют их счастливыми; это бывает причиной всех зол».
Заболел или умер человек - жалко, а если грешит "в свое удовольствие" - всем либо плевать, либо ещё и похвалят.
#иоаннзлатоуст #мораль
«Один сетует и плачет о заключенных в темнице, другой об изгнанных из отечества и отправленных в ссылку, иной о лишенных свободы, другой о похищенных врагами и взятых в плен, иной о потонувшем или сгоревшем, другой о задавленном обрушившимся зданием. А никто не плачет о живущих нечестиво, но, что всего хуже, часто даже называют их счастливыми; это бывает причиной всех зол».
Заболел или умер человек - жалко, а если грешит "в свое удовольствие" - всем либо плевать, либо ещё и похвалят.
#иоаннзлатоуст #мораль
👍11🔥3
«Зрелище становится греховным тогда, когда оно через посредство представляемых им вещей склоняет человека к порокам похоти и жестокости. Поэтому Златоуст говорит, что такие зрелища превращают людей в блудников и похабников» (Фома Аквинский. Сумма теологии. Т. 9).
См. https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/345
#мораль #иоаннзлатоуст
См. https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/345
#мораль #иоаннзлатоуст
👍6🔥1
Как вести себя при систематических оскорблениях и унижениях?
В двух словах не дашь инструкцию на все случаи жизни, но есть некоторые универсальные библейские принципы, которыми нужно руководствоваться христианину.
1. Не отвечать злом на зло и не пускать злобу в свое сердце.
Зачастую принцип терпения извращённо толкуется, как полная пассивность жертвы, которой очень плохо, но ничего поделать нельзя, «смиряйся». Не такой пример нам оставил Христос: «Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (1Пет.2:23). Спаситель сознавал свою невиновность и достоинство, но не был в психологической позиции безвольной жертвы. Он сознавал, что никто не сможет Его оскорбить и унизить, поэтому не имел обиды или злобы на преступников, но спокойно предоставлял все Праведному Судье. Все его ответы произнесены уверенно и с достоинством. В большинстве случаев мы сами «задеваемся», поэтому люди и имеют возможность нанести нам существенный вред. Если бы мы представляли себе, что за каждое спокойно перенесенное злое слово или несправедливость получим бесценную награду, то совсем иначе бы относились к происходящему.
2. Не озлобляясь на обидчика, помогать ему осознать грех.
Этот принцип работает, как правило, только в отношении верующих людей. Спаситель заповедал: «Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему» (Лк.17:3). Это необходимо делать в отношении любого христианина, неважно - родственника или просто знакомого. Но мы сможем так поступать только в том случае, когда предварительно изгнали злобу из сердца и имеем готовность обличить зло. Обличать из позиции трясущейся от гнева или снедаемой обидой жертвы, «сжав зубы», согласитесь, не получится. Христианин призван в такие моменты не зарываться в себя, а помочь своему обидчику осознать, что он согрешил и это плохо. Не можешь сам, поставь в известность других знакомых христиан (нормальных, разумеется, а не номинальных), пусть они растолкуют. Да, может случиться так, что человек не захочет ничего слушать. Но возобновлять общение как ни в чем не бывало, пока человек не попросит прощения - это не добродетель, а внутренняя несостоятельность и игнорирование заповеди о братском исправлении. Ни к чему хорошему это не ведёт, ни в духовном плане, ни в человеческих отношениях.
Вообще, чем более мы будем духовно и психологически состоятельны, тем спокойнее и эффективнее сможем переживать такие ситуации. Это особенно хорошо заметно в стрессовой обстановке, например, в воинской части. Пожалуй, это одно из тех мест, где можно постоянно упражняться в перенесении различных оскорблений и несправедливостей. Когда ты не имеешь злобы, спокоен, уверен, то все гораздо спокойнее проходит и ты не чувствуешь ущерба для себя. Но когда человека все задевает, он эмоционально нестабилен, злится, внутренне слаб, то он беззащитен, раздавить его ничего не стоит. Евангелие предлагает нам практические пути решения, быть уверенными и сильными людьми, вместе с Господом.
#духовнаяжизнь #мораль #мысли
В двух словах не дашь инструкцию на все случаи жизни, но есть некоторые универсальные библейские принципы, которыми нужно руководствоваться христианину.
1. Не отвечать злом на зло и не пускать злобу в свое сердце.
Зачастую принцип терпения извращённо толкуется, как полная пассивность жертвы, которой очень плохо, но ничего поделать нельзя, «смиряйся». Не такой пример нам оставил Христос: «Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (1Пет.2:23). Спаситель сознавал свою невиновность и достоинство, но не был в психологической позиции безвольной жертвы. Он сознавал, что никто не сможет Его оскорбить и унизить, поэтому не имел обиды или злобы на преступников, но спокойно предоставлял все Праведному Судье. Все его ответы произнесены уверенно и с достоинством. В большинстве случаев мы сами «задеваемся», поэтому люди и имеют возможность нанести нам существенный вред. Если бы мы представляли себе, что за каждое спокойно перенесенное злое слово или несправедливость получим бесценную награду, то совсем иначе бы относились к происходящему.
2. Не озлобляясь на обидчика, помогать ему осознать грех.
Этот принцип работает, как правило, только в отношении верующих людей. Спаситель заповедал: «Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему» (Лк.17:3). Это необходимо делать в отношении любого христианина, неважно - родственника или просто знакомого. Но мы сможем так поступать только в том случае, когда предварительно изгнали злобу из сердца и имеем готовность обличить зло. Обличать из позиции трясущейся от гнева или снедаемой обидой жертвы, «сжав зубы», согласитесь, не получится. Христианин призван в такие моменты не зарываться в себя, а помочь своему обидчику осознать, что он согрешил и это плохо. Не можешь сам, поставь в известность других знакомых христиан (нормальных, разумеется, а не номинальных), пусть они растолкуют. Да, может случиться так, что человек не захочет ничего слушать. Но возобновлять общение как ни в чем не бывало, пока человек не попросит прощения - это не добродетель, а внутренняя несостоятельность и игнорирование заповеди о братском исправлении. Ни к чему хорошему это не ведёт, ни в духовном плане, ни в человеческих отношениях.
Вообще, чем более мы будем духовно и психологически состоятельны, тем спокойнее и эффективнее сможем переживать такие ситуации. Это особенно хорошо заметно в стрессовой обстановке, например, в воинской части. Пожалуй, это одно из тех мест, где можно постоянно упражняться в перенесении различных оскорблений и несправедливостей. Когда ты не имеешь злобы, спокоен, уверен, то все гораздо спокойнее проходит и ты не чувствуешь ущерба для себя. Но когда человека все задевает, он эмоционально нестабилен, злится, внутренне слаб, то он беззащитен, раздавить его ничего не стоит. Евангелие предлагает нам практические пути решения, быть уверенными и сильными людьми, вместе с Господом.
#духовнаяжизнь #мораль #мысли
❤9👍5
О нечистоте
Свт. Иоанн Златоуст: «Бог не сотворил ничего нечистого; и нет ничего нечистого, кроме одного греха, потому что он касается души и ее оскверняет; остальное – человеческий предрассудок» (Беседы на послание к Титу, 3).
Свт. Афанасий Великий: «Все творения Божии добры и чисты, потому что Божие Слово не сотворило ничего неполезного или нечистого.. Если мы верим, что человек, согласно Божественному Писанию, – это дело рук Божиих, то как могло от Силы чистой произойти дело скверное? И если мы – род Божий, по божественным Деяниям апостольским (Деян.17:28), то нет в нас ничего нечистого. Тогда только мы оскверняемся, когда творим злосмраднейший грех. А когда не по нашей воле случается какое-нибудь естественное истечение, тогда мы претерпеваем это по естественному закону» (Послание к монаху Аммуну).
#иоаннзлатоуст #мораль
Свт. Иоанн Златоуст: «Бог не сотворил ничего нечистого; и нет ничего нечистого, кроме одного греха, потому что он касается души и ее оскверняет; остальное – человеческий предрассудок» (Беседы на послание к Титу, 3).
Свт. Афанасий Великий: «Все творения Божии добры и чисты, потому что Божие Слово не сотворило ничего неполезного или нечистого.. Если мы верим, что человек, согласно Божественному Писанию, – это дело рук Божиих, то как могло от Силы чистой произойти дело скверное? И если мы – род Божий, по божественным Деяниям апостольским (Деян.17:28), то нет в нас ничего нечистого. Тогда только мы оскверняемся, когда творим злосмраднейший грех. А когда не по нашей воле случается какое-нибудь естественное истечение, тогда мы претерпеваем это по естественному закону» (Послание к монаху Аммуну).
#иоаннзлатоуст #мораль
👍6
Прп. Никодим Святогорец о том, что исправляющие своих братьев расширяют Царство Христово и сокращают владения дьявола:
«Кто борется и старается поднять впавшего в грех брата, исправить его и сделать послушным и повинующимся Христовым наставлениям и вывести его на путь добродетели и Царства Небесного, тот, повторяю, подобно святым апостолам, сокращает и разрушает власть дьявола, расширяя, взращивая и возвеличивая пределы царства и власти Иисуса Христа. Ибо своими трудами он и его братья делают так, чтобы Христос царствовал среди людей и господствовал над ними, и народы повиновались Ему и соблюдали Его заповеди. Следовательно, тем самым они дают Владыке и Царю Христу великую славу и великую честь. Ибо слава Царя Христа проявляется, когда Он владеет множеством народов и многие подчиняются Ему».
#мораль #духовнаяжизнь
«Кто борется и старается поднять впавшего в грех брата, исправить его и сделать послушным и повинующимся Христовым наставлениям и вывести его на путь добродетели и Царства Небесного, тот, повторяю, подобно святым апостолам, сокращает и разрушает власть дьявола, расширяя, взращивая и возвеличивая пределы царства и власти Иисуса Христа. Ибо своими трудами он и его братья делают так, чтобы Христос царствовал среди людей и господствовал над ними, и народы повиновались Ему и соблюдали Его заповеди. Следовательно, тем самым они дают Владыке и Царю Христу великую славу и великую честь. Ибо слава Царя Христа проявляется, когда Он владеет множеством народов и многие подчиняются Ему».
#мораль #духовнаяжизнь
👍9
Свт. Иоанн Златоуст напоминает о том, что любящему Бога не могут повредить никакие скорбные обстоятельства жизни:
«Что, скажешь, если скорбь преодолеет и погубит? Нет, не скорбь делает это, а наша леность. Как так? Если мы будем бодрствовать, если будем молить Бога, чтобы Он не попустил нам быть искушаемыми сверх сил (1Кор.10:13), если всегда будем преданы Ему, то мы устоим мужественно и выдержим борьбу. Пока мы будем иметь Его своим помощником, до тех пор хотя бы искушения сильнее всяких бурь нападали на нас, они будут для нас сеном и листьями, легко уносимыми (ветром). Послушай Павла, который говорит: Все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас (Рим.8:37); и еще: Думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас (Рим.8:18); и еще: Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу (2Кор.4:17)».
#мораль #духовнаяжизнь #иоаннзлатоуст
«Что, скажешь, если скорбь преодолеет и погубит? Нет, не скорбь делает это, а наша леность. Как так? Если мы будем бодрствовать, если будем молить Бога, чтобы Он не попустил нам быть искушаемыми сверх сил (1Кор.10:13), если всегда будем преданы Ему, то мы устоим мужественно и выдержим борьбу. Пока мы будем иметь Его своим помощником, до тех пор хотя бы искушения сильнее всяких бурь нападали на нас, они будут для нас сеном и листьями, легко уносимыми (ветром). Послушай Павла, который говорит: Все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас (Рим.8:37); и еще: Думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас (Рим.8:18); и еще: Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу (2Кор.4:17)».
#мораль #духовнаяжизнь #иоаннзлатоуст
👍11❤1
Религиозность, в которой Бог позволяет все, не существует вечного ада и бесплотных духов зла, где человек сам конструирует себе вероучение по своему представлению, привлекательна и популярна до серьезного внутреннего кризиса, до столкновения с тяжёлой бедой или явной бесовщиной, когда человек с трепетом бежит за помощью к живому Богу, в ту Церковь, которую до этого мог считать устаревшей, а ее учение - нелепым.
#мысли
#мысли
👍16❤4🔥3
Forwarded from Иерей Георгий Максимов
Наверняка вы слышали, что масленица дескать заимствована из язычества. Так вот, это неправда. Это изначально христианский обычай, хотя и очень сильно искаженный в советское время, когда и произошла "стандартизация" празднования масленицы в том виде, как это совершается сейчас. Подробнее: https://www.youtube.com/watch?v=qQ7764FQgvk
YouTube
Масленица НЕ взята из язычества!
Дополнительные материалы по теме:
https://www.youtube.com/watch?v=Fr6Pnoiv0ZU
https://youtu.be/4KUDnmMS57k
https://youtu.be/cZ4CUtyDbuo
https://vk.com/rodnoverie_vs_pravoslavie?w=wall-34168719_4339
https://www.youtube.com/watch?v=MKzZseOtAVo
https://www.youtube.com/watch?v=Fr6Pnoiv0ZU
https://youtu.be/4KUDnmMS57k
https://youtu.be/cZ4CUtyDbuo
https://vk.com/rodnoverie_vs_pravoslavie?w=wall-34168719_4339
https://www.youtube.com/watch?v=MKzZseOtAVo
Существует представление о том, что в некоторых случаях исполнение закона Божия является необязательным и даже неполезным, что иногда нужно нарушить одну заповедь, чтобы исполнить другую, буква противопоставляется духу. Что якобы даже Христос иногда нарушал закон. Все это вредное заблуждение, которое не имеет никакого отношения к Евангелию. Исполнение закона Божия - это обязательное условие спасения, чему всегда противоположно беззаконие - грех. Если христианин верно понимает смысл заповедей и готов соблюдать их без лукавства, то он всегда сможет избежать этих ложных противопоставлений. Свт. Феофан Затворник пишет: «Несомненно, что представляющаяся несовместность [нравственных] обязанностей есть только мнимая. Ибо делать всегда должно одно. Надобно только угадать, что именно».
#мысли #мораль #духовнаяжизнь
#мысли #мораль #духовнаяжизнь
👍2
Прп. Паисий Святогорец о разнообразии в Церкви и о вредных разделениях:
«Я хотел бы также сказать, что существует ещё одна, третья группа, в нашей Церкви. Это братья, которые остаются в Церкви как ее чада, но не имеют духовного согласия между собой. Они тратят свое время на то, чтобы критиковать друг друга, а не на то, чтобы вместе трудиться ради общего блага. Один следит за другим (больше, чем за самим собою), чтобы узнать, что тот скажет или напишет, и тут же пригвоздить его. Однако если бы сам он сказал или написал то же самое, то, несомненно, изыскал бы в свою поддержку множество цитат из Священного Писания и отцов.
Огромный вред происходит от этого, ибо, в то время как один задевает своего соседа, другой бьет его в ответ на глазах у всех верующих. И очень часто от этого неверие поселяется в душах слабых, ибо их возмущают такие люди. К сожалению, некоторые из нас предъявляют бессмысленные претензии к другим. Мы хотим, чтобы они соответствовали нашему духовному устроению. Иными словами, когда кто-то не совпадает с нами по характеру, кажется нам слишком мягким или слишком строгим, то мы немедленно приходим к выводу, что он не является духовным человеком.
Мы все необходимы для Церкви. Все святые отцы, как мягкие, так и строгие, служили ей. Подобно тому, как для человеческого тела нужно и сладкое, и солёное, и горькое и кислое, то же самое и для Церкви. Все необходимы. Один духовно дополняет другого, и все мы обязаны терпеть не только особенности духовного склада, но и человеческие слабости каждого из нас».
#проблемыцерковнойжизни
«Я хотел бы также сказать, что существует ещё одна, третья группа, в нашей Церкви. Это братья, которые остаются в Церкви как ее чада, но не имеют духовного согласия между собой. Они тратят свое время на то, чтобы критиковать друг друга, а не на то, чтобы вместе трудиться ради общего блага. Один следит за другим (больше, чем за самим собою), чтобы узнать, что тот скажет или напишет, и тут же пригвоздить его. Однако если бы сам он сказал или написал то же самое, то, несомненно, изыскал бы в свою поддержку множество цитат из Священного Писания и отцов.
Огромный вред происходит от этого, ибо, в то время как один задевает своего соседа, другой бьет его в ответ на глазах у всех верующих. И очень часто от этого неверие поселяется в душах слабых, ибо их возмущают такие люди. К сожалению, некоторые из нас предъявляют бессмысленные претензии к другим. Мы хотим, чтобы они соответствовали нашему духовному устроению. Иными словами, когда кто-то не совпадает с нами по характеру, кажется нам слишком мягким или слишком строгим, то мы немедленно приходим к выводу, что он не является духовным человеком.
Мы все необходимы для Церкви. Все святые отцы, как мягкие, так и строгие, служили ей. Подобно тому, как для человеческого тела нужно и сладкое, и солёное, и горькое и кислое, то же самое и для Церкви. Все необходимы. Один духовно дополняет другого, и все мы обязаны терпеть не только особенности духовного склада, но и человеческие слабости каждого из нас».
#проблемыцерковнойжизни
👍10
Библейское учение о прощении ближнего-христианина
«Иисус признавал, что существуют условия, которые должны быть выполнены, прежде чем может быть даровано прощение. Прощение - это часть взаимоотношений; другая часть - это раскаяние обидчика. Бог не прощает без покаяния, и от человека этого не требуется. Результатом прощения является восстановление прежнего состояния отношений, разрушенных грехом. Такое восстановление требует сотрудничества обеих сторон. Должно быть, как дарование, так и принятие прощения. Искренняя, глубоко прочувствованная скорбь о грехе, которая приводит к покаянию (2Кор.7:10), - это состояние ума, которое обеспечивает принятие прощения. Следовательно, Иисус повелевает простить, когда преступник снова обращается, говоря: «Я каюсь» (Лк. 17:3,1). Именно это душевное состояние заставило отца радостно приветствовать блудного сына еще до того, как он высказал свое новое намерение (Лк. 15:21).
Однако не следует думать, что отказ обидчика в покаянии освобождает обиженного от всякого обязательства по прощению. При отсутствии покаяния того, кто обидел его, он может иметь прощающее состояние ума. Этого требует Иисус, что подразумевается [в словах]: «Если не простите каждый брату своему от сердца вашего» (Мф. 18:35). Это также подразумевается прошедшим временем в молитве Господней: «Как и мы простили должников наших» (Мф. 6:12). Именно этот прощающий дух обусловливает Божье прощение наших грехов (Мк. 11:25; Мф 6:14-15). В таком случае непрощающий дух – это, по сути, нераскаяние ( Мф. 18: 23-35).
Обиженный должен пойти еще дальше и попытаться привести согрешившего к покаянию. Это цель выговора, о котором говорится в Лк. 17:3. Более конкретно Иисус говорит: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним» (Мф. 18:15-17). Он должен приложить все разумные усилия, чтобы приобрести обидчика, и только тогда, когда он исчерпает все усилия, он может отказаться от этого. Целью [его действий] является приобретение своего брата. Только тогда, когда это очевидно недостижимо, все усилия прекращаются».
📖из статьи «Прощение» в International Standard Bible Encyclopedia Online.
#мораль #библия #духовнаяжизнь
«Иисус признавал, что существуют условия, которые должны быть выполнены, прежде чем может быть даровано прощение. Прощение - это часть взаимоотношений; другая часть - это раскаяние обидчика. Бог не прощает без покаяния, и от человека этого не требуется. Результатом прощения является восстановление прежнего состояния отношений, разрушенных грехом. Такое восстановление требует сотрудничества обеих сторон. Должно быть, как дарование, так и принятие прощения. Искренняя, глубоко прочувствованная скорбь о грехе, которая приводит к покаянию (2Кор.7:10), - это состояние ума, которое обеспечивает принятие прощения. Следовательно, Иисус повелевает простить, когда преступник снова обращается, говоря: «Я каюсь» (Лк. 17:3,1). Именно это душевное состояние заставило отца радостно приветствовать блудного сына еще до того, как он высказал свое новое намерение (Лк. 15:21).
Однако не следует думать, что отказ обидчика в покаянии освобождает обиженного от всякого обязательства по прощению. При отсутствии покаяния того, кто обидел его, он может иметь прощающее состояние ума. Этого требует Иисус, что подразумевается [в словах]: «Если не простите каждый брату своему от сердца вашего» (Мф. 18:35). Это также подразумевается прошедшим временем в молитве Господней: «Как и мы простили должников наших» (Мф. 6:12). Именно этот прощающий дух обусловливает Божье прощение наших грехов (Мк. 11:25; Мф 6:14-15). В таком случае непрощающий дух – это, по сути, нераскаяние ( Мф. 18: 23-35).
Обиженный должен пойти еще дальше и попытаться привести согрешившего к покаянию. Это цель выговора, о котором говорится в Лк. 17:3. Более конкретно Иисус говорит: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним» (Мф. 18:15-17). Он должен приложить все разумные усилия, чтобы приобрести обидчика, и только тогда, когда он исчерпает все усилия, он может отказаться от этого. Целью [его действий] является приобретение своего брата. Только тогда, когда это очевидно недостижимо, все усилия прекращаются».
📖из статьи «Прощение» в International Standard Bible Encyclopedia Online.
#мораль #библия #духовнаяжизнь
👍6
🔎Что такое Великий пост?
Великий пост – главный пост церковного года, который предваряет собой праздник Пасхи. Он включает 6 недель, или 40 дней, поэтому называется также Святой Четыредесятницей. К ним прибавляется отдельный семидневный пост Страстной недели. По одной из версий Великий пост исторически сложился из соединения предпасхального поста и поста тех людей, которые готовились принять Крещение перед Пасхой.
🗓Почему принято поститься именно сорок дней?
Существует святоотеческое объяснение, согласно которому Четыредесятница является десятиной от всего года, которую верующие приносят Богу в виде жертвы для покаяния и очищения грехов всего года.
🍽Строго говоря, субботы и воскресенья этого периода не являются частью Великого поста. В эти дни ослабляется пост, меняется цвет богослужебных облачений и отмечаются особые празднования, которые не связаны с темой Великого поста.
👌Как поститься, чтобы этот период прошел с пользой?
Хотя любой пост прочно ассоциируется с ограничениями в пище, этот аспект его соблюдения не является основным. Что касается пищи, то здесь важно помнить, что ограничения не должны наносить ущерб здоровью и расход денег на продукты не должен становиться больше, чем вне поста. Поскольку пост – это время благотворительности нуждающимся, то было бы более правильным расходовать на еду меньше средств с целью их экономии для помощи ближним.
📖О правильном соблюдении Великого поста рассказывается в одном из церковных песнопений: «Постимся благоприятным постом, угодным Господу: такой пост – избегание злобы, воздержание языка, устранение ярости, прекращение похоти, злословия, лжи и клятвопреступления. Выполнение всего этого и есть истинный пост».
#духовнаяжизнь
Великий пост – главный пост церковного года, который предваряет собой праздник Пасхи. Он включает 6 недель, или 40 дней, поэтому называется также Святой Четыредесятницей. К ним прибавляется отдельный семидневный пост Страстной недели. По одной из версий Великий пост исторически сложился из соединения предпасхального поста и поста тех людей, которые готовились принять Крещение перед Пасхой.
🗓Почему принято поститься именно сорок дней?
Существует святоотеческое объяснение, согласно которому Четыредесятница является десятиной от всего года, которую верующие приносят Богу в виде жертвы для покаяния и очищения грехов всего года.
🍽Строго говоря, субботы и воскресенья этого периода не являются частью Великого поста. В эти дни ослабляется пост, меняется цвет богослужебных облачений и отмечаются особые празднования, которые не связаны с темой Великого поста.
👌Как поститься, чтобы этот период прошел с пользой?
Хотя любой пост прочно ассоциируется с ограничениями в пище, этот аспект его соблюдения не является основным. Что касается пищи, то здесь важно помнить, что ограничения не должны наносить ущерб здоровью и расход денег на продукты не должен становиться больше, чем вне поста. Поскольку пост – это время благотворительности нуждающимся, то было бы более правильным расходовать на еду меньше средств с целью их экономии для помощи ближним.
📖О правильном соблюдении Великого поста рассказывается в одном из церковных песнопений: «Постимся благоприятным постом, угодным Господу: такой пост – избегание злобы, воздержание языка, устранение ярости, прекращение похоти, злословия, лжи и клятвопреступления. Выполнение всего этого и есть истинный пост».
#духовнаяжизнь
👍7❤6
О богатом убранстве храмов и облачений
🔎Задали вопрос: почему в церквах часто так богато/имитирует богатство?
Вы задали хороший вопрос и недоумение справедливо. Дело в том, что в Византии церковные облачения приобрели пышность и благолепие, заимствовав многие детали из придворного церемониала. Например, поручи и архиерейский саккос произошли от одежд императора. И только гораздо позже, когда эти элементы сложились, они были переосмыслены, как нечто духовно-символичное, о чем говорили выше. В свое время блаженный Иероним отвечал защитникам богатого убранства храмов, которые говорили тоже самое, что и сегодняшние:
Не возражайте мне, что в Иудее был богатый храм и в нем трапеза, светильники, кадильницы, блюда, чаши, ступы и прочие вещи, сделанные из золота (3Цар.6). Это было заповедано Господом тогда, когда священники приносили жертвы и кровь животных служила искуплением грехов. Но все это имело прообразовательное значение, а описано "в наставление нам, достигшим последних веков" (1 Кор.10:11). А ныне, когда обнищавший нас ради Господь освятил нищету дома Своего, будем помышлять о Кресте Его и считать богатство грязью.. Если же, сравнивая духовное с духовным.. все это будем понимать так, как Сам Господь понял и истолковал субботу, то или отвергнем золото вместе с прочими иудейскими предрассудками, или если нравится золото, то пусть нравятся и иудеи, которых вместе с золотом мы необходимо должны или одобрить или осудить (Письмо к Непоциану).
16 канон Никейского собора говорит только о повседневной одежде духовенства, так что вспоминать здесь его неуместно. Ответ будет таким: так исторически сложилось из-за с тесной связи Церкви и государства. Есть ли здесь контраст с примером Иисуса Христа и епископами Древней Церкви? Определенно есть. Плохо ли это? Я думаю, что в определенной степени это имеет негативные следствия, однако нельзя сказать что все кто носит дорогие облачение, грешат. Изменится ли что-то в будущем? Возможно, но в ближайшее время этого не произойдет, потому что вековые традиции в Церкви очень устойчивы.
#проблемыцерковнойжизни #ответынавопросы
🔎Задали вопрос: почему в церквах часто так богато/имитирует богатство?
Вы задали хороший вопрос и недоумение справедливо. Дело в том, что в Византии церковные облачения приобрели пышность и благолепие, заимствовав многие детали из придворного церемониала. Например, поручи и архиерейский саккос произошли от одежд императора. И только гораздо позже, когда эти элементы сложились, они были переосмыслены, как нечто духовно-символичное, о чем говорили выше. В свое время блаженный Иероним отвечал защитникам богатого убранства храмов, которые говорили тоже самое, что и сегодняшние:
Не возражайте мне, что в Иудее был богатый храм и в нем трапеза, светильники, кадильницы, блюда, чаши, ступы и прочие вещи, сделанные из золота (3Цар.6). Это было заповедано Господом тогда, когда священники приносили жертвы и кровь животных служила искуплением грехов. Но все это имело прообразовательное значение, а описано "в наставление нам, достигшим последних веков" (1 Кор.10:11). А ныне, когда обнищавший нас ради Господь освятил нищету дома Своего, будем помышлять о Кресте Его и считать богатство грязью.. Если же, сравнивая духовное с духовным.. все это будем понимать так, как Сам Господь понял и истолковал субботу, то или отвергнем золото вместе с прочими иудейскими предрассудками, или если нравится золото, то пусть нравятся и иудеи, которых вместе с золотом мы необходимо должны или одобрить или осудить (Письмо к Непоциану).
16 канон Никейского собора говорит только о повседневной одежде духовенства, так что вспоминать здесь его неуместно. Ответ будет таким: так исторически сложилось из-за с тесной связи Церкви и государства. Есть ли здесь контраст с примером Иисуса Христа и епископами Древней Церкви? Определенно есть. Плохо ли это? Я думаю, что в определенной степени это имеет негативные следствия, однако нельзя сказать что все кто носит дорогие облачение, грешат. Изменится ли что-то в будущем? Возможно, но в ближайшее время этого не произойдет, потому что вековые традиции в Церкви очень устойчивы.
#проблемыцерковнойжизни #ответынавопросы
👍9
🔎Поступил вопрос: Не является ли соблазном для ближнего соблюдение заповеди подставь другую щёку?
То, как Вы ставите вопрос, показывает, что Вы неверно воспринимаете наставления Спасителя из Нагорной проповеди: Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку (Лк.6:29).
Это наставление вовсе не призывает к пассивному претерпеванию причиняемого нам ущерба. Оно говорит лишь о том, чтобы мы отказались от мести и были готовы, при необходимости, поступиться своими правами, если так будет лучше для ближнего. Сам Спаситель оставил нам пример понимания своих же слов, когда слуга первосвященника ударил его по лицу. Разве он обратил к нему другую? Нет, он спокойно и без злобы возразил обидчику: Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня? (Ин.18:23). А как надо реагировать, если тебе сделал зло верующий? Может быть надо пассивно все претерпевать и утверждать обидчика в его правоте? Не это нам заповедал Христос: Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему (Лк.17:3). То есть позаботься о вразумлении человека, чтобы он не развратился. Но не мсти.
#мораль #духовнаяжизнь #ответынавопросы
То, как Вы ставите вопрос, показывает, что Вы неверно воспринимаете наставления Спасителя из Нагорной проповеди: Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку (Лк.6:29).
Это наставление вовсе не призывает к пассивному претерпеванию причиняемого нам ущерба. Оно говорит лишь о том, чтобы мы отказались от мести и были готовы, при необходимости, поступиться своими правами, если так будет лучше для ближнего. Сам Спаситель оставил нам пример понимания своих же слов, когда слуга первосвященника ударил его по лицу. Разве он обратил к нему другую? Нет, он спокойно и без злобы возразил обидчику: Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня? (Ин.18:23). А как надо реагировать, если тебе сделал зло верующий? Может быть надо пассивно все претерпевать и утверждать обидчика в его правоте? Не это нам заповедал Христос: Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему (Лк.17:3). То есть позаботься о вразумлении человека, чтобы он не развратился. Но не мсти.
#мораль #духовнаяжизнь #ответынавопросы
❤7
Профессор М. А. Олесницкий о двух видах сомнений в вере:
«Надо различать сомнение теоретическое, или рассудка, и сомнение практическое, или сердца. Первое неизбежно соединяется по временам с мыслительной работой, с исканием истины, и потому само по себе оно не представляет греха. Грех начинается тогда, когда к сомнению рассудка присоединяется сомнение сердца. В этом состоянии человек не истину ищет, а возлюбил тьму, по слову Господа Спасителя, потому что дела его злы (Ин. 3:19). Сомнение в вере есть, следовательно, следствие нравственного упадка человеческой души».
#мораль #духовнаяжизнь
«Надо различать сомнение теоретическое, или рассудка, и сомнение практическое, или сердца. Первое неизбежно соединяется по временам с мыслительной работой, с исканием истины, и потому само по себе оно не представляет греха. Грех начинается тогда, когда к сомнению рассудка присоединяется сомнение сердца. В этом состоянии человек не истину ищет, а возлюбил тьму, по слову Господа Спасителя, потому что дела его злы (Ин. 3:19). Сомнение в вере есть, следовательно, следствие нравственного упадка человеческой души».
#мораль #духовнаяжизнь
👍7