О нечистоте
Свт. Иоанн Златоуст: «Бог не сотворил ничего нечистого; и нет ничего нечистого, кроме одного греха, потому что он касается души и ее оскверняет; остальное – человеческий предрассудок» (Беседы на послание к Титу, 3).
Свт. Афанасий Великий: «Все творения Божии добры и чисты, потому что Божие Слово не сотворило ничего неполезного или нечистого.. Если мы верим, что человек, согласно Божественному Писанию, – это дело рук Божиих, то как могло от Силы чистой произойти дело скверное? И если мы – род Божий, по божественным Деяниям апостольским (Деян.17:28), то нет в нас ничего нечистого. Тогда только мы оскверняемся, когда творим злосмраднейший грех. А когда не по нашей воле случается какое-нибудь естественное истечение, тогда мы претерпеваем это по естественному закону» (Послание к монаху Аммуну).
#иоаннзлатоуст #мораль
Свт. Иоанн Златоуст: «Бог не сотворил ничего нечистого; и нет ничего нечистого, кроме одного греха, потому что он касается души и ее оскверняет; остальное – человеческий предрассудок» (Беседы на послание к Титу, 3).
Свт. Афанасий Великий: «Все творения Божии добры и чисты, потому что Божие Слово не сотворило ничего неполезного или нечистого.. Если мы верим, что человек, согласно Божественному Писанию, – это дело рук Божиих, то как могло от Силы чистой произойти дело скверное? И если мы – род Божий, по божественным Деяниям апостольским (Деян.17:28), то нет в нас ничего нечистого. Тогда только мы оскверняемся, когда творим злосмраднейший грех. А когда не по нашей воле случается какое-нибудь естественное истечение, тогда мы претерпеваем это по естественному закону» (Послание к монаху Аммуну).
#иоаннзлатоуст #мораль
👍6
Прп. Никодим Святогорец о том, что исправляющие своих братьев расширяют Царство Христово и сокращают владения дьявола:
«Кто борется и старается поднять впавшего в грех брата, исправить его и сделать послушным и повинующимся Христовым наставлениям и вывести его на путь добродетели и Царства Небесного, тот, повторяю, подобно святым апостолам, сокращает и разрушает власть дьявола, расширяя, взращивая и возвеличивая пределы царства и власти Иисуса Христа. Ибо своими трудами он и его братья делают так, чтобы Христос царствовал среди людей и господствовал над ними, и народы повиновались Ему и соблюдали Его заповеди. Следовательно, тем самым они дают Владыке и Царю Христу великую славу и великую честь. Ибо слава Царя Христа проявляется, когда Он владеет множеством народов и многие подчиняются Ему».
#мораль #духовнаяжизнь
«Кто борется и старается поднять впавшего в грех брата, исправить его и сделать послушным и повинующимся Христовым наставлениям и вывести его на путь добродетели и Царства Небесного, тот, повторяю, подобно святым апостолам, сокращает и разрушает власть дьявола, расширяя, взращивая и возвеличивая пределы царства и власти Иисуса Христа. Ибо своими трудами он и его братья делают так, чтобы Христос царствовал среди людей и господствовал над ними, и народы повиновались Ему и соблюдали Его заповеди. Следовательно, тем самым они дают Владыке и Царю Христу великую славу и великую честь. Ибо слава Царя Христа проявляется, когда Он владеет множеством народов и многие подчиняются Ему».
#мораль #духовнаяжизнь
👍9
Свт. Иоанн Златоуст напоминает о том, что любящему Бога не могут повредить никакие скорбные обстоятельства жизни:
«Что, скажешь, если скорбь преодолеет и погубит? Нет, не скорбь делает это, а наша леность. Как так? Если мы будем бодрствовать, если будем молить Бога, чтобы Он не попустил нам быть искушаемыми сверх сил (1Кор.10:13), если всегда будем преданы Ему, то мы устоим мужественно и выдержим борьбу. Пока мы будем иметь Его своим помощником, до тех пор хотя бы искушения сильнее всяких бурь нападали на нас, они будут для нас сеном и листьями, легко уносимыми (ветром). Послушай Павла, который говорит: Все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас (Рим.8:37); и еще: Думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас (Рим.8:18); и еще: Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу (2Кор.4:17)».
#мораль #духовнаяжизнь #иоаннзлатоуст
«Что, скажешь, если скорбь преодолеет и погубит? Нет, не скорбь делает это, а наша леность. Как так? Если мы будем бодрствовать, если будем молить Бога, чтобы Он не попустил нам быть искушаемыми сверх сил (1Кор.10:13), если всегда будем преданы Ему, то мы устоим мужественно и выдержим борьбу. Пока мы будем иметь Его своим помощником, до тех пор хотя бы искушения сильнее всяких бурь нападали на нас, они будут для нас сеном и листьями, легко уносимыми (ветром). Послушай Павла, который говорит: Все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас (Рим.8:37); и еще: Думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас (Рим.8:18); и еще: Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу (2Кор.4:17)».
#мораль #духовнаяжизнь #иоаннзлатоуст
👍11❤1
Религиозность, в которой Бог позволяет все, не существует вечного ада и бесплотных духов зла, где человек сам конструирует себе вероучение по своему представлению, привлекательна и популярна до серьезного внутреннего кризиса, до столкновения с тяжёлой бедой или явной бесовщиной, когда человек с трепетом бежит за помощью к живому Богу, в ту Церковь, которую до этого мог считать устаревшей, а ее учение - нелепым.
#мысли
#мысли
👍16❤4🔥3
Forwarded from Иерей Георгий Максимов
Наверняка вы слышали, что масленица дескать заимствована из язычества. Так вот, это неправда. Это изначально христианский обычай, хотя и очень сильно искаженный в советское время, когда и произошла "стандартизация" празднования масленицы в том виде, как это совершается сейчас. Подробнее: https://www.youtube.com/watch?v=qQ7764FQgvk
YouTube
Масленица НЕ взята из язычества!
Дополнительные материалы по теме:
https://www.youtube.com/watch?v=Fr6Pnoiv0ZU
https://youtu.be/4KUDnmMS57k
https://youtu.be/cZ4CUtyDbuo
https://vk.com/rodnoverie_vs_pravoslavie?w=wall-34168719_4339
https://www.youtube.com/watch?v=MKzZseOtAVo
https://www.youtube.com/watch?v=Fr6Pnoiv0ZU
https://youtu.be/4KUDnmMS57k
https://youtu.be/cZ4CUtyDbuo
https://vk.com/rodnoverie_vs_pravoslavie?w=wall-34168719_4339
https://www.youtube.com/watch?v=MKzZseOtAVo
Существует представление о том, что в некоторых случаях исполнение закона Божия является необязательным и даже неполезным, что иногда нужно нарушить одну заповедь, чтобы исполнить другую, буква противопоставляется духу. Что якобы даже Христос иногда нарушал закон. Все это вредное заблуждение, которое не имеет никакого отношения к Евангелию. Исполнение закона Божия - это обязательное условие спасения, чему всегда противоположно беззаконие - грех. Если христианин верно понимает смысл заповедей и готов соблюдать их без лукавства, то он всегда сможет избежать этих ложных противопоставлений. Свт. Феофан Затворник пишет: «Несомненно, что представляющаяся несовместность [нравственных] обязанностей есть только мнимая. Ибо делать всегда должно одно. Надобно только угадать, что именно».
#мысли #мораль #духовнаяжизнь
#мысли #мораль #духовнаяжизнь
👍2
Прп. Паисий Святогорец о разнообразии в Церкви и о вредных разделениях:
«Я хотел бы также сказать, что существует ещё одна, третья группа, в нашей Церкви. Это братья, которые остаются в Церкви как ее чада, но не имеют духовного согласия между собой. Они тратят свое время на то, чтобы критиковать друг друга, а не на то, чтобы вместе трудиться ради общего блага. Один следит за другим (больше, чем за самим собою), чтобы узнать, что тот скажет или напишет, и тут же пригвоздить его. Однако если бы сам он сказал или написал то же самое, то, несомненно, изыскал бы в свою поддержку множество цитат из Священного Писания и отцов.
Огромный вред происходит от этого, ибо, в то время как один задевает своего соседа, другой бьет его в ответ на глазах у всех верующих. И очень часто от этого неверие поселяется в душах слабых, ибо их возмущают такие люди. К сожалению, некоторые из нас предъявляют бессмысленные претензии к другим. Мы хотим, чтобы они соответствовали нашему духовному устроению. Иными словами, когда кто-то не совпадает с нами по характеру, кажется нам слишком мягким или слишком строгим, то мы немедленно приходим к выводу, что он не является духовным человеком.
Мы все необходимы для Церкви. Все святые отцы, как мягкие, так и строгие, служили ей. Подобно тому, как для человеческого тела нужно и сладкое, и солёное, и горькое и кислое, то же самое и для Церкви. Все необходимы. Один духовно дополняет другого, и все мы обязаны терпеть не только особенности духовного склада, но и человеческие слабости каждого из нас».
#проблемыцерковнойжизни
«Я хотел бы также сказать, что существует ещё одна, третья группа, в нашей Церкви. Это братья, которые остаются в Церкви как ее чада, но не имеют духовного согласия между собой. Они тратят свое время на то, чтобы критиковать друг друга, а не на то, чтобы вместе трудиться ради общего блага. Один следит за другим (больше, чем за самим собою), чтобы узнать, что тот скажет или напишет, и тут же пригвоздить его. Однако если бы сам он сказал или написал то же самое, то, несомненно, изыскал бы в свою поддержку множество цитат из Священного Писания и отцов.
Огромный вред происходит от этого, ибо, в то время как один задевает своего соседа, другой бьет его в ответ на глазах у всех верующих. И очень часто от этого неверие поселяется в душах слабых, ибо их возмущают такие люди. К сожалению, некоторые из нас предъявляют бессмысленные претензии к другим. Мы хотим, чтобы они соответствовали нашему духовному устроению. Иными словами, когда кто-то не совпадает с нами по характеру, кажется нам слишком мягким или слишком строгим, то мы немедленно приходим к выводу, что он не является духовным человеком.
Мы все необходимы для Церкви. Все святые отцы, как мягкие, так и строгие, служили ей. Подобно тому, как для человеческого тела нужно и сладкое, и солёное, и горькое и кислое, то же самое и для Церкви. Все необходимы. Один духовно дополняет другого, и все мы обязаны терпеть не только особенности духовного склада, но и человеческие слабости каждого из нас».
#проблемыцерковнойжизни
👍10
Библейское учение о прощении ближнего-христианина
«Иисус признавал, что существуют условия, которые должны быть выполнены, прежде чем может быть даровано прощение. Прощение - это часть взаимоотношений; другая часть - это раскаяние обидчика. Бог не прощает без покаяния, и от человека этого не требуется. Результатом прощения является восстановление прежнего состояния отношений, разрушенных грехом. Такое восстановление требует сотрудничества обеих сторон. Должно быть, как дарование, так и принятие прощения. Искренняя, глубоко прочувствованная скорбь о грехе, которая приводит к покаянию (2Кор.7:10), - это состояние ума, которое обеспечивает принятие прощения. Следовательно, Иисус повелевает простить, когда преступник снова обращается, говоря: «Я каюсь» (Лк. 17:3,1). Именно это душевное состояние заставило отца радостно приветствовать блудного сына еще до того, как он высказал свое новое намерение (Лк. 15:21).
Однако не следует думать, что отказ обидчика в покаянии освобождает обиженного от всякого обязательства по прощению. При отсутствии покаяния того, кто обидел его, он может иметь прощающее состояние ума. Этого требует Иисус, что подразумевается [в словах]: «Если не простите каждый брату своему от сердца вашего» (Мф. 18:35). Это также подразумевается прошедшим временем в молитве Господней: «Как и мы простили должников наших» (Мф. 6:12). Именно этот прощающий дух обусловливает Божье прощение наших грехов (Мк. 11:25; Мф 6:14-15). В таком случае непрощающий дух – это, по сути, нераскаяние ( Мф. 18: 23-35).
Обиженный должен пойти еще дальше и попытаться привести согрешившего к покаянию. Это цель выговора, о котором говорится в Лк. 17:3. Более конкретно Иисус говорит: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним» (Мф. 18:15-17). Он должен приложить все разумные усилия, чтобы приобрести обидчика, и только тогда, когда он исчерпает все усилия, он может отказаться от этого. Целью [его действий] является приобретение своего брата. Только тогда, когда это очевидно недостижимо, все усилия прекращаются».
📖из статьи «Прощение» в International Standard Bible Encyclopedia Online.
#мораль #библия #духовнаяжизнь
«Иисус признавал, что существуют условия, которые должны быть выполнены, прежде чем может быть даровано прощение. Прощение - это часть взаимоотношений; другая часть - это раскаяние обидчика. Бог не прощает без покаяния, и от человека этого не требуется. Результатом прощения является восстановление прежнего состояния отношений, разрушенных грехом. Такое восстановление требует сотрудничества обеих сторон. Должно быть, как дарование, так и принятие прощения. Искренняя, глубоко прочувствованная скорбь о грехе, которая приводит к покаянию (2Кор.7:10), - это состояние ума, которое обеспечивает принятие прощения. Следовательно, Иисус повелевает простить, когда преступник снова обращается, говоря: «Я каюсь» (Лк. 17:3,1). Именно это душевное состояние заставило отца радостно приветствовать блудного сына еще до того, как он высказал свое новое намерение (Лк. 15:21).
Однако не следует думать, что отказ обидчика в покаянии освобождает обиженного от всякого обязательства по прощению. При отсутствии покаяния того, кто обидел его, он может иметь прощающее состояние ума. Этого требует Иисус, что подразумевается [в словах]: «Если не простите каждый брату своему от сердца вашего» (Мф. 18:35). Это также подразумевается прошедшим временем в молитве Господней: «Как и мы простили должников наших» (Мф. 6:12). Именно этот прощающий дух обусловливает Божье прощение наших грехов (Мк. 11:25; Мф 6:14-15). В таком случае непрощающий дух – это, по сути, нераскаяние ( Мф. 18: 23-35).
Обиженный должен пойти еще дальше и попытаться привести согрешившего к покаянию. Это цель выговора, о котором говорится в Лк. 17:3. Более конкретно Иисус говорит: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним» (Мф. 18:15-17). Он должен приложить все разумные усилия, чтобы приобрести обидчика, и только тогда, когда он исчерпает все усилия, он может отказаться от этого. Целью [его действий] является приобретение своего брата. Только тогда, когда это очевидно недостижимо, все усилия прекращаются».
📖из статьи «Прощение» в International Standard Bible Encyclopedia Online.
#мораль #библия #духовнаяжизнь
👍6
🔎Что такое Великий пост?
Великий пост – главный пост церковного года, который предваряет собой праздник Пасхи. Он включает 6 недель, или 40 дней, поэтому называется также Святой Четыредесятницей. К ним прибавляется отдельный семидневный пост Страстной недели. По одной из версий Великий пост исторически сложился из соединения предпасхального поста и поста тех людей, которые готовились принять Крещение перед Пасхой.
🗓Почему принято поститься именно сорок дней?
Существует святоотеческое объяснение, согласно которому Четыредесятница является десятиной от всего года, которую верующие приносят Богу в виде жертвы для покаяния и очищения грехов всего года.
🍽Строго говоря, субботы и воскресенья этого периода не являются частью Великого поста. В эти дни ослабляется пост, меняется цвет богослужебных облачений и отмечаются особые празднования, которые не связаны с темой Великого поста.
👌Как поститься, чтобы этот период прошел с пользой?
Хотя любой пост прочно ассоциируется с ограничениями в пище, этот аспект его соблюдения не является основным. Что касается пищи, то здесь важно помнить, что ограничения не должны наносить ущерб здоровью и расход денег на продукты не должен становиться больше, чем вне поста. Поскольку пост – это время благотворительности нуждающимся, то было бы более правильным расходовать на еду меньше средств с целью их экономии для помощи ближним.
📖О правильном соблюдении Великого поста рассказывается в одном из церковных песнопений: «Постимся благоприятным постом, угодным Господу: такой пост – избегание злобы, воздержание языка, устранение ярости, прекращение похоти, злословия, лжи и клятвопреступления. Выполнение всего этого и есть истинный пост».
#духовнаяжизнь
Великий пост – главный пост церковного года, который предваряет собой праздник Пасхи. Он включает 6 недель, или 40 дней, поэтому называется также Святой Четыредесятницей. К ним прибавляется отдельный семидневный пост Страстной недели. По одной из версий Великий пост исторически сложился из соединения предпасхального поста и поста тех людей, которые готовились принять Крещение перед Пасхой.
🗓Почему принято поститься именно сорок дней?
Существует святоотеческое объяснение, согласно которому Четыредесятница является десятиной от всего года, которую верующие приносят Богу в виде жертвы для покаяния и очищения грехов всего года.
🍽Строго говоря, субботы и воскресенья этого периода не являются частью Великого поста. В эти дни ослабляется пост, меняется цвет богослужебных облачений и отмечаются особые празднования, которые не связаны с темой Великого поста.
👌Как поститься, чтобы этот период прошел с пользой?
Хотя любой пост прочно ассоциируется с ограничениями в пище, этот аспект его соблюдения не является основным. Что касается пищи, то здесь важно помнить, что ограничения не должны наносить ущерб здоровью и расход денег на продукты не должен становиться больше, чем вне поста. Поскольку пост – это время благотворительности нуждающимся, то было бы более правильным расходовать на еду меньше средств с целью их экономии для помощи ближним.
📖О правильном соблюдении Великого поста рассказывается в одном из церковных песнопений: «Постимся благоприятным постом, угодным Господу: такой пост – избегание злобы, воздержание языка, устранение ярости, прекращение похоти, злословия, лжи и клятвопреступления. Выполнение всего этого и есть истинный пост».
#духовнаяжизнь
👍7❤6
О богатом убранстве храмов и облачений
🔎Задали вопрос: почему в церквах часто так богато/имитирует богатство?
Вы задали хороший вопрос и недоумение справедливо. Дело в том, что в Византии церковные облачения приобрели пышность и благолепие, заимствовав многие детали из придворного церемониала. Например, поручи и архиерейский саккос произошли от одежд императора. И только гораздо позже, когда эти элементы сложились, они были переосмыслены, как нечто духовно-символичное, о чем говорили выше. В свое время блаженный Иероним отвечал защитникам богатого убранства храмов, которые говорили тоже самое, что и сегодняшние:
Не возражайте мне, что в Иудее был богатый храм и в нем трапеза, светильники, кадильницы, блюда, чаши, ступы и прочие вещи, сделанные из золота (3Цар.6). Это было заповедано Господом тогда, когда священники приносили жертвы и кровь животных служила искуплением грехов. Но все это имело прообразовательное значение, а описано "в наставление нам, достигшим последних веков" (1 Кор.10:11). А ныне, когда обнищавший нас ради Господь освятил нищету дома Своего, будем помышлять о Кресте Его и считать богатство грязью.. Если же, сравнивая духовное с духовным.. все это будем понимать так, как Сам Господь понял и истолковал субботу, то или отвергнем золото вместе с прочими иудейскими предрассудками, или если нравится золото, то пусть нравятся и иудеи, которых вместе с золотом мы необходимо должны или одобрить или осудить (Письмо к Непоциану).
16 канон Никейского собора говорит только о повседневной одежде духовенства, так что вспоминать здесь его неуместно. Ответ будет таким: так исторически сложилось из-за с тесной связи Церкви и государства. Есть ли здесь контраст с примером Иисуса Христа и епископами Древней Церкви? Определенно есть. Плохо ли это? Я думаю, что в определенной степени это имеет негативные следствия, однако нельзя сказать что все кто носит дорогие облачение, грешат. Изменится ли что-то в будущем? Возможно, но в ближайшее время этого не произойдет, потому что вековые традиции в Церкви очень устойчивы.
#проблемыцерковнойжизни #ответынавопросы
🔎Задали вопрос: почему в церквах часто так богато/имитирует богатство?
Вы задали хороший вопрос и недоумение справедливо. Дело в том, что в Византии церковные облачения приобрели пышность и благолепие, заимствовав многие детали из придворного церемониала. Например, поручи и архиерейский саккос произошли от одежд императора. И только гораздо позже, когда эти элементы сложились, они были переосмыслены, как нечто духовно-символичное, о чем говорили выше. В свое время блаженный Иероним отвечал защитникам богатого убранства храмов, которые говорили тоже самое, что и сегодняшние:
Не возражайте мне, что в Иудее был богатый храм и в нем трапеза, светильники, кадильницы, блюда, чаши, ступы и прочие вещи, сделанные из золота (3Цар.6). Это было заповедано Господом тогда, когда священники приносили жертвы и кровь животных служила искуплением грехов. Но все это имело прообразовательное значение, а описано "в наставление нам, достигшим последних веков" (1 Кор.10:11). А ныне, когда обнищавший нас ради Господь освятил нищету дома Своего, будем помышлять о Кресте Его и считать богатство грязью.. Если же, сравнивая духовное с духовным.. все это будем понимать так, как Сам Господь понял и истолковал субботу, то или отвергнем золото вместе с прочими иудейскими предрассудками, или если нравится золото, то пусть нравятся и иудеи, которых вместе с золотом мы необходимо должны или одобрить или осудить (Письмо к Непоциану).
16 канон Никейского собора говорит только о повседневной одежде духовенства, так что вспоминать здесь его неуместно. Ответ будет таким: так исторически сложилось из-за с тесной связи Церкви и государства. Есть ли здесь контраст с примером Иисуса Христа и епископами Древней Церкви? Определенно есть. Плохо ли это? Я думаю, что в определенной степени это имеет негативные следствия, однако нельзя сказать что все кто носит дорогие облачение, грешат. Изменится ли что-то в будущем? Возможно, но в ближайшее время этого не произойдет, потому что вековые традиции в Церкви очень устойчивы.
#проблемыцерковнойжизни #ответынавопросы
👍9
🔎Поступил вопрос: Не является ли соблазном для ближнего соблюдение заповеди подставь другую щёку?
То, как Вы ставите вопрос, показывает, что Вы неверно воспринимаете наставления Спасителя из Нагорной проповеди: Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку (Лк.6:29).
Это наставление вовсе не призывает к пассивному претерпеванию причиняемого нам ущерба. Оно говорит лишь о том, чтобы мы отказались от мести и были готовы, при необходимости, поступиться своими правами, если так будет лучше для ближнего. Сам Спаситель оставил нам пример понимания своих же слов, когда слуга первосвященника ударил его по лицу. Разве он обратил к нему другую? Нет, он спокойно и без злобы возразил обидчику: Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня? (Ин.18:23). А как надо реагировать, если тебе сделал зло верующий? Может быть надо пассивно все претерпевать и утверждать обидчика в его правоте? Не это нам заповедал Христос: Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему (Лк.17:3). То есть позаботься о вразумлении человека, чтобы он не развратился. Но не мсти.
#мораль #духовнаяжизнь #ответынавопросы
То, как Вы ставите вопрос, показывает, что Вы неверно воспринимаете наставления Спасителя из Нагорной проповеди: Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку (Лк.6:29).
Это наставление вовсе не призывает к пассивному претерпеванию причиняемого нам ущерба. Оно говорит лишь о том, чтобы мы отказались от мести и были готовы, при необходимости, поступиться своими правами, если так будет лучше для ближнего. Сам Спаситель оставил нам пример понимания своих же слов, когда слуга первосвященника ударил его по лицу. Разве он обратил к нему другую? Нет, он спокойно и без злобы возразил обидчику: Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня? (Ин.18:23). А как надо реагировать, если тебе сделал зло верующий? Может быть надо пассивно все претерпевать и утверждать обидчика в его правоте? Не это нам заповедал Христос: Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему (Лк.17:3). То есть позаботься о вразумлении человека, чтобы он не развратился. Но не мсти.
#мораль #духовнаяжизнь #ответынавопросы
❤7
Профессор М. А. Олесницкий о двух видах сомнений в вере:
«Надо различать сомнение теоретическое, или рассудка, и сомнение практическое, или сердца. Первое неизбежно соединяется по временам с мыслительной работой, с исканием истины, и потому само по себе оно не представляет греха. Грех начинается тогда, когда к сомнению рассудка присоединяется сомнение сердца. В этом состоянии человек не истину ищет, а возлюбил тьму, по слову Господа Спасителя, потому что дела его злы (Ин. 3:19). Сомнение в вере есть, следовательно, следствие нравственного упадка человеческой души».
#мораль #духовнаяжизнь
«Надо различать сомнение теоретическое, или рассудка, и сомнение практическое, или сердца. Первое неизбежно соединяется по временам с мыслительной работой, с исканием истины, и потому само по себе оно не представляет греха. Грех начинается тогда, когда к сомнению рассудка присоединяется сомнение сердца. В этом состоянии человек не истину ищет, а возлюбил тьму, по слову Господа Спасителя, потому что дела его злы (Ин. 3:19). Сомнение в вере есть, следовательно, следствие нравственного упадка человеческой души».
#мораль #духовнаяжизнь
👍7
Бывает ли допустимая ложь во благо?
Ложь – намеренный обман ближнего в словах или иных внешних действиях, является грехом по роду, то есть злым актом по самой своей сути. Заповедь Божия запрещает всякую ложь, даже такую «при которой нет намерения вредить ближнему» (Простр. христ. катихизис. О любви, о девятой заповеди). В Священном Писании находится предостережение: «Не желай говорить какую бы то ни было ложь» (Сир. 7:13). Причиной ее аморальности является то, что «всякая ложь противоречит любви и уважению к ближнему и недостойна человека, тем более христианина, созданного для истины и любви» (Простр. христ. катихизис. О любви, о девятой заповеди). Прп. Никодим Святогорец предостерегает: «Всякая ложь, какой бы она ни была, как бы она ни говорилась, является грехом и пагубой, и христианам совсем не к лицу лгать, ибо это становится дурной привычкой».
Вместе с тем, степень тяжести греха отличается в зависимости от намерений и обстоятельств. Так, обмануть ближнего с целью навредить ему – будет тяжким грехом, а обман с целью доставить удовольствие, помочь кому-либо или спасти жизнь – простительный грех. Притворство (когда внешнее поведение намеренно не соответствует тому, что человек задумал) также является разновидностью лжи. Благоразумное утаивание правды, напротив, не является ложью.
Что касается того возражения, которое предлагает выбирать из двух зол меньшее, то здесь нужно вспомнить об одном из важнейших принципов христианской нравственности: незаконно достигать добрых целей безнравственными средствами. Святой Августин, написавший два трактата против лжи, показывает, к чему приводит логика тех, кто защищает употребление лжи в некоторых случаях: «Есть дела, которые сами по себе суть грехи, как-то воровство, любодеяние, богохульство и прочие подобные: кто же осмелиться сказать, что их должно делать для добрых целей, так что эти грехи уже не будут грехами, или, что еще нелепее, будут добрыми грехами? Если мы допустим такое правило, т. е. что в каждом худом деле надобно иметь в виду не то, что делается, а то, для чего делается, тогда почему не делать всякого худого дела ради ожидаемого добра, если ради этого добра и худые дела уже не будут худыми? Тогда можно будет рассуждать так: будем воровать у богатых, чтобы иметь, что дать бедным; будем за деньги давать ложные свидетельства, особенно если от этого невинные не потерпят вреда, а виновные освободятся от суда, и таким образом получится двойная польза, ― и деньги приобретутся, на которые можно будет питать бедных, и вследствие того, что мы обманем судью, виновный избегнет наказания. Отчего также нам не уничтожат подлинных завещаний и не заменят их подложными, чтобы имение досталось не недостойным людям, которые на полученные средства не сделают ничего доброго, но таким, которые будут питать голодных, одевать нагих, принимать странников, строить церкви? Или, если можно ожидать, что какая-нибудь богатая, развратная женщина щедро наградит того, кто удовлетворит ее страсти, отчего не воспользоваться этим человеку сострадательному для доброй цели, именно, чтобы иметь средство помогать нуждающимся, вопреки слову Апостола, который говорит: "Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся" (Еф.4:28). Но рассуждать так не значит ли ниспровергать основы всякого порядка в делах человеческих, все законы и нравы? <…> Апостол говорит: "Не предавайте членов ваших греху в орудия неправды" (Рим.6:13). Итак, если ни руки, ни другие члены мы не должны употреблять для постыдных дел, то почему же язык, уста, орган голоса, мы решимся сделать орудием греховной лжи?» (вольный пересказ цит. по: прот. В. Сперанский. Мысли блаженного Августина о лжи // Душеполезное чтение. 1876. Ч. 2. № 8. С. 491-492).
#ответынавопросы #мораль
Ложь – намеренный обман ближнего в словах или иных внешних действиях, является грехом по роду, то есть злым актом по самой своей сути. Заповедь Божия запрещает всякую ложь, даже такую «при которой нет намерения вредить ближнему» (Простр. христ. катихизис. О любви, о девятой заповеди). В Священном Писании находится предостережение: «Не желай говорить какую бы то ни было ложь» (Сир. 7:13). Причиной ее аморальности является то, что «всякая ложь противоречит любви и уважению к ближнему и недостойна человека, тем более христианина, созданного для истины и любви» (Простр. христ. катихизис. О любви, о девятой заповеди). Прп. Никодим Святогорец предостерегает: «Всякая ложь, какой бы она ни была, как бы она ни говорилась, является грехом и пагубой, и христианам совсем не к лицу лгать, ибо это становится дурной привычкой».
Вместе с тем, степень тяжести греха отличается в зависимости от намерений и обстоятельств. Так, обмануть ближнего с целью навредить ему – будет тяжким грехом, а обман с целью доставить удовольствие, помочь кому-либо или спасти жизнь – простительный грех. Притворство (когда внешнее поведение намеренно не соответствует тому, что человек задумал) также является разновидностью лжи. Благоразумное утаивание правды, напротив, не является ложью.
Что касается того возражения, которое предлагает выбирать из двух зол меньшее, то здесь нужно вспомнить об одном из важнейших принципов христианской нравственности: незаконно достигать добрых целей безнравственными средствами. Святой Августин, написавший два трактата против лжи, показывает, к чему приводит логика тех, кто защищает употребление лжи в некоторых случаях: «Есть дела, которые сами по себе суть грехи, как-то воровство, любодеяние, богохульство и прочие подобные: кто же осмелиться сказать, что их должно делать для добрых целей, так что эти грехи уже не будут грехами, или, что еще нелепее, будут добрыми грехами? Если мы допустим такое правило, т. е. что в каждом худом деле надобно иметь в виду не то, что делается, а то, для чего делается, тогда почему не делать всякого худого дела ради ожидаемого добра, если ради этого добра и худые дела уже не будут худыми? Тогда можно будет рассуждать так: будем воровать у богатых, чтобы иметь, что дать бедным; будем за деньги давать ложные свидетельства, особенно если от этого невинные не потерпят вреда, а виновные освободятся от суда, и таким образом получится двойная польза, ― и деньги приобретутся, на которые можно будет питать бедных, и вследствие того, что мы обманем судью, виновный избегнет наказания. Отчего также нам не уничтожат подлинных завещаний и не заменят их подложными, чтобы имение досталось не недостойным людям, которые на полученные средства не сделают ничего доброго, но таким, которые будут питать голодных, одевать нагих, принимать странников, строить церкви? Или, если можно ожидать, что какая-нибудь богатая, развратная женщина щедро наградит того, кто удовлетворит ее страсти, отчего не воспользоваться этим человеку сострадательному для доброй цели, именно, чтобы иметь средство помогать нуждающимся, вопреки слову Апостола, который говорит: "Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся" (Еф.4:28). Но рассуждать так не значит ли ниспровергать основы всякого порядка в делах человеческих, все законы и нравы? <…> Апостол говорит: "Не предавайте членов ваших греху в орудия неправды" (Рим.6:13). Итак, если ни руки, ни другие члены мы не должны употреблять для постыдных дел, то почему же язык, уста, орган голоса, мы решимся сделать орудием греховной лжи?» (вольный пересказ цит. по: прот. В. Сперанский. Мысли блаженного Августина о лжи // Душеполезное чтение. 1876. Ч. 2. № 8. С. 491-492).
#ответынавопросы #мораль
👍6👎1
К. С. Льюис о правильном отношении христианина к своим талантам и способностям:
«(Бог) хочет привести человека в такое состояние, когда он мог бы спроектировать лучший в мире собор, знать, что этот собор хорош, и радоваться тому, но не больше и не меньше, чем если бы его спроектировал кто-нибудь другой. В сущности, (Бог) хочет, чтобы человек был совершенно свободен от предубеждений в свою пользу и мог радоваться своим способностям так же искренне и благодарно, как и способностям ближнего, восходу солнца, слону или водопаду. Он хочет, чтобы каждый человек в мире увидел, что все существа (в том числе и он сам) великолепны и прекрасны. Он хочет по возможности скорее разрушить в человеке животное самообожание, но.. конечная Его цель — в том, чтобы восстановить в нем благожелательность и милосердие ко всякому творению, включая себя самого. Когда он действительно научится любить ближнего, как самого себя, ему будет дано любить себя, как ближнего».
Кто ещё не читал замечательные «Письма Баламута», самое время это сделать в Великий пост https://azbyka.ru/fiction/pisma-balamuta/
#духовнаяжизнь #мораль
«(Бог) хочет привести человека в такое состояние, когда он мог бы спроектировать лучший в мире собор, знать, что этот собор хорош, и радоваться тому, но не больше и не меньше, чем если бы его спроектировал кто-нибудь другой. В сущности, (Бог) хочет, чтобы человек был совершенно свободен от предубеждений в свою пользу и мог радоваться своим способностям так же искренне и благодарно, как и способностям ближнего, восходу солнца, слону или водопаду. Он хочет, чтобы каждый человек в мире увидел, что все существа (в том числе и он сам) великолепны и прекрасны. Он хочет по возможности скорее разрушить в человеке животное самообожание, но.. конечная Его цель — в том, чтобы восстановить в нем благожелательность и милосердие ко всякому творению, включая себя самого. Когда он действительно научится любить ближнего, как самого себя, ему будет дано любить себя, как ближнего».
Кто ещё не читал замечательные «Письма Баламута», самое время это сделать в Великий пост https://azbyka.ru/fiction/pisma-balamuta/
#духовнаяжизнь #мораль
Художественная литература
Письма Баламута - Клайв Стейплз Льюис
"Письма Баламута", Клайв Стейплз Льюис. Читать онлайн, скачать в форматах pdf, epub, mobi, fb2
❤4
Forwarded from Азбука веры
Представляем наш новый проект с полным перечнем церковных канонов: Церковное право.
Сайт в процессе развития, но все каноны с толкованиями уже размещены.
Каноны стандартно разделены на 4 группы:
Апостольские, Вселенских соборов, Поместных соборов и Святых отцов.
Будем благодарны за предложения по развитию и замечания.
Сайт в процессе развития, но все каноны с толкованиями уже размещены.
Каноны стандартно разделены на 4 группы:
Апостольские, Вселенских соборов, Поместных соборов и Святых отцов.
Будем благодарны за предложения по развитию и замечания.
Азбука канонов
Канонический Кодекс Православной Церкви - Церковное право
Церковные каноны – это основные церковные правила, определяющие порядок жизни Православной Церкви (её внутреннее устройство, дисциплину, частные аспекты жизни
👍8
🔎Не является ли понуждение человека к сохранению православной веры и повиновению Церкви нарушением его свободы?
Следует различать людей некрещеных (внешних) и крещеных. Св. Никодим (Милаш) пишет: «Принудительность, к которой прибегает Церковь нисколько не противоречит основным христианским догматам о свободе воли. Церковь никого насильно не принуждает вступить с нею в союз, но раз кто-либо уже вошёл в нее и принадлежит к ней, если только желает пользоваться благами, предлагаемыми ему Церковью, обязан повиноваться ее законам, которые зиждутся на божественной воле» (Православное церковное право. СПб., 1897. С. 6).
Определяющим моментом здесь является принесение крещальных обетов или торжественных обещаний при присоединении к Церкви из еретического или схизматического сообщества. Данные обеты, принесенные самим человеком или его восприемником за него, являются непреложными и пожизненными. Подобно тому, как человек, который принес присягу, несет определенные обязательства и может быть принужден к ее исполнению, каждый крещеный человек, добровольно обещавший Богу и Церкви верность и послушание, обязывается соблюдать их до конца своих дней, вне зависимости от своей осведомленности и нынешнего желания. Их нарушение является преступлением и «если бы верные, но живущие во грехе, не были бы членами Церкви, то не подлежали бы ее суду» (Посл. восточ. патриархов, чл. 11). Церковь имеет права применять духовные наказания к своим членам, целью которых является, как соблюдение внутренней дисциплины, так и вразумление согрешившего.
#ответынавопросы #дисциплина #учениецеркви #вера
Следует различать людей некрещеных (внешних) и крещеных. Св. Никодим (Милаш) пишет: «Принудительность, к которой прибегает Церковь нисколько не противоречит основным христианским догматам о свободе воли. Церковь никого насильно не принуждает вступить с нею в союз, но раз кто-либо уже вошёл в нее и принадлежит к ней, если только желает пользоваться благами, предлагаемыми ему Церковью, обязан повиноваться ее законам, которые зиждутся на божественной воле» (Православное церковное право. СПб., 1897. С. 6).
Определяющим моментом здесь является принесение крещальных обетов или торжественных обещаний при присоединении к Церкви из еретического или схизматического сообщества. Данные обеты, принесенные самим человеком или его восприемником за него, являются непреложными и пожизненными. Подобно тому, как человек, который принес присягу, несет определенные обязательства и может быть принужден к ее исполнению, каждый крещеный человек, добровольно обещавший Богу и Церкви верность и послушание, обязывается соблюдать их до конца своих дней, вне зависимости от своей осведомленности и нынешнего желания. Их нарушение является преступлением и «если бы верные, но живущие во грехе, не были бы членами Церкви, то не подлежали бы ее суду» (Посл. восточ. патриархов, чл. 11). Церковь имеет права применять духовные наказания к своим членам, целью которых является, как соблюдение внутренней дисциплины, так и вразумление согрешившего.
#ответынавопросы #дисциплина #учениецеркви #вера
👍5
Свт. Феофан Затворник замечательно выразил мысль о сознательном и качественном усвоении норм Православия человеком, как необходимом условии добродетельной жизни:
«Человек становится вполне человеком, когда приходит к самопознанию и разумной самостоятельности, когда становится полным владыкою и распорядителем своих мыслей и дел, держится каких-либо мыслей не потому, что другие ему передали их, а потому, что он сам находит их верными. Человек и в христианстве остается человеком. Потому ему и здесь должно быть разумным, только сию разумность он должен обратить в пользу святой веры. Пусть разумно убедится, что исповедуемая им святая вера есть единственно верный путь спасения и что все другие пути, не согласные с ним, ведут в пагубу. Не слепым исповедником быть есть честь человеку, а сознающим, что, поступая так, он действует, как должно. Все это он и сделает, когда сознательно наложит на себя благое иго Христово (Путь ко спасению)».
#мораль #духовнаяжизнь #вера
«Человек становится вполне человеком, когда приходит к самопознанию и разумной самостоятельности, когда становится полным владыкою и распорядителем своих мыслей и дел, держится каких-либо мыслей не потому, что другие ему передали их, а потому, что он сам находит их верными. Человек и в христианстве остается человеком. Потому ему и здесь должно быть разумным, только сию разумность он должен обратить в пользу святой веры. Пусть разумно убедится, что исповедуемая им святая вера есть единственно верный путь спасения и что все другие пути, не согласные с ним, ведут в пагубу. Не слепым исповедником быть есть честь человеку, а сознающим, что, поступая так, он действует, как должно. Все это он и сделает, когда сознательно наложит на себя благое иго Христово (Путь ко спасению)».
#мораль #духовнаяжизнь #вера
❤3
Причиной утраты веры и благодати крещеными в детстве свт. Феофан Затворник называет неправильное воспитание. И перечисляет следующие фатальные ошибки:
1. Отдаление от Церкви и ее благодатных средств. Когда родители не придают значения необходимости благодатного поддержания духовной жизни ребенка посредством Таинства Причащения и других церковных установлений.
2. Невнимание к отправлениям телесным. Когда родители думают, что тело может всячески развиться без вреда для души. И это пренебрежение воспитанием со стороны тела способствует развитию страстей: чревоугодие, сластолюбие, саможаление и т.п.
3. Безразборное, не направленное к одной цели развитие сил души. Когда в приоритете воспитания не цель богоугождения и спасения, а какие-то земные вещи, типа образования или карьеры. Развитие пытливости, своеволия и жажды наслаждений.
4. Совершенное забвение о духе. Когда воспитание ограничивается внешней порядочностью и приличиями, а заботы о внутреннем устроении, о чистоте совести практически нет.
5. Во время обучения – закрытие главнейшего дела побочными. Опять же, когда образование рассматривается как нечто ценное само по себе, а не как средство служения Богу и людям.
6. Вступление в юность без предварительного положения добрых начал и решимости жить по-христиански.
По книге «Путь ко спасению». Хорошее чтение на пост, рекомендую https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/put-ko-spaseniju/1
#мораль #духовнаяжизнь #вера #дети
1. Отдаление от Церкви и ее благодатных средств. Когда родители не придают значения необходимости благодатного поддержания духовной жизни ребенка посредством Таинства Причащения и других церковных установлений.
2. Невнимание к отправлениям телесным. Когда родители думают, что тело может всячески развиться без вреда для души. И это пренебрежение воспитанием со стороны тела способствует развитию страстей: чревоугодие, сластолюбие, саможаление и т.п.
3. Безразборное, не направленное к одной цели развитие сил души. Когда в приоритете воспитания не цель богоугождения и спасения, а какие-то земные вещи, типа образования или карьеры. Развитие пытливости, своеволия и жажды наслаждений.
4. Совершенное забвение о духе. Когда воспитание ограничивается внешней порядочностью и приличиями, а заботы о внутреннем устроении, о чистоте совести практически нет.
5. Во время обучения – закрытие главнейшего дела побочными. Опять же, когда образование рассматривается как нечто ценное само по себе, а не как средство служения Богу и людям.
6. Вступление в юность без предварительного положения добрых начал и решимости жить по-христиански.
По книге «Путь ко спасению». Хорошее чтение на пост, рекомендую https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/put-ko-spaseniju/1
#мораль #духовнаяжизнь #вера #дети
👍8