Запомнилась мысль православного профессора М. А. Олесницкого (1848-1905) о семейной жизни:
«Супруги должны иметь доверие друг к другу, но также не быть равнодушными и слишком уверенными в том, что они неразрывно связаны; они должны стараться вновь и вновь приобретать друг у друга любовь и уважение».
#брак #отношения #мораль
«Супруги должны иметь доверие друг к другу, но также не быть равнодушными и слишком уверенными в том, что они неразрывно связаны; они должны стараться вновь и вновь приобретать друг у друга любовь и уважение».
#брак #отношения #мораль
🔥5❤2
Свт. Иоанн Златоуст о превосходстве христиан над ничтожеством-дьяволом
«Господь сделал его прахом, попираемым ногами нашими, стоит нам только захотеть. Взгляни теперь – какое нам посмешище, какое унижение – того, кого получили власть попирать, видеть нависающим над головами нашими? Если нам угодно – он велик, если мы захотим – делается малым: если мы блюдем себя и остаемся со своим Царем, он сжимается, и в бою ничем не превосходит малого ребенка; а если мы отступим от Царя Нашего, то тот, обнаружив нас лишенными этой великой защиты, сильно раздувается и рычит, скрежещет зубами» (Беседы на послание к Филиппийцам, 6).
#духовнаяжизнь #иоаннзлатоуст
«Господь сделал его прахом, попираемым ногами нашими, стоит нам только захотеть. Взгляни теперь – какое нам посмешище, какое унижение – того, кого получили власть попирать, видеть нависающим над головами нашими? Если нам угодно – он велик, если мы захотим – делается малым: если мы блюдем себя и остаемся со своим Царем, он сжимается, и в бою ничем не превосходит малого ребенка; а если мы отступим от Царя Нашего, то тот, обнаружив нас лишенными этой великой защиты, сильно раздувается и рычит, скрежещет зубами» (Беседы на послание к Филиппийцам, 6).
#духовнаяжизнь #иоаннзлатоуст
👍6
Свт. Феофан Затворник о том, что спасение не зависит от места или образа жизни:
«Спастися везде можно, и спасение – не от места и не от внешней обстановки, а от внутреннего настроения. Если вера жива, если нет грехов, разлучающих с Богом и благодать Божию погашающих (смертных грехов - С.Ф.), если общение с святой Церковию и исполнение всего церковного прочны, и верны, и усердны, то состояние ваше спасенное, остается вам только блюстись и хранить себя в сем чине жизни, пребывая в памяти о Боге и смерти и держа в душе всегда сокрушенное и смиренное чувство. С таким настроением и в монастыре, и без монастыря спасетесь».
#мораль #духовнаяжизнь #феофанзатворник
«Спастися везде можно, и спасение – не от места и не от внешней обстановки, а от внутреннего настроения. Если вера жива, если нет грехов, разлучающих с Богом и благодать Божию погашающих (смертных грехов - С.Ф.), если общение с святой Церковию и исполнение всего церковного прочны, и верны, и усердны, то состояние ваше спасенное, остается вам только блюстись и хранить себя в сем чине жизни, пребывая в памяти о Боге и смерти и держа в душе всегда сокрушенное и смиренное чувство. С таким настроением и в монастыре, и без монастыря спасетесь».
#мораль #духовнаяжизнь #феофанзатворник
❤5🥰1
В "Письмах Баламута" у К. С. Льюиса есть эпизод, где бес даёт такой совет другому бесу, как запутать человека:
«Ты должен скрыть от пациента истинную цель смирения. Пусть он под смирением подразумевает особое (а именно плохое) мнение о своих способностях и своем характере. Не сомневаюсь, что определенные способности у него действительно есть. Укрепи его в мысли, что смирение состоит в том, чтобы ставить эти способности как можно ниже. Конечно, они и в самом деле менее ценны, чем он думает. Но не в этом дело. Самое главное — чтобы он ценил свое мнение больше, чем истинность, и вносил тем самым хоть крупицу нечестности и надуманной веры в самый центр того, что в ином случае угрожает стать добродетелью. При помощи этого метода мы заставили тысячи людей думать, что для красивой женщины смиренно считать себя уродом, для умного мужчины — считать себя дураком. А поскольку то, во что они старались верить, — явная ерунда, им эта вера не дается, и мы можем до бесконечности вращать их мысли вокруг них самих, ибо они стараются достичь невозможного».
#мораль #духовнаяжизнь
«Ты должен скрыть от пациента истинную цель смирения. Пусть он под смирением подразумевает особое (а именно плохое) мнение о своих способностях и своем характере. Не сомневаюсь, что определенные способности у него действительно есть. Укрепи его в мысли, что смирение состоит в том, чтобы ставить эти способности как можно ниже. Конечно, они и в самом деле менее ценны, чем он думает. Но не в этом дело. Самое главное — чтобы он ценил свое мнение больше, чем истинность, и вносил тем самым хоть крупицу нечестности и надуманной веры в самый центр того, что в ином случае угрожает стать добродетелью. При помощи этого метода мы заставили тысячи людей думать, что для красивой женщины смиренно считать себя уродом, для умного мужчины — считать себя дураком. А поскольку то, во что они старались верить, — явная ерунда, им эта вера не дается, и мы можем до бесконечности вращать их мысли вокруг них самих, ибо они стараются достичь невозможного».
#мораль #духовнаяжизнь
❤9👍1
Епископ Василий (Преображенский) о духовной жизни:
«Духовная жизнь движется постоянно: или вверх, или вниз, или к добру, или ко злу, но стоять она не может. Это похоже на плавание в лодке вверх по реке. Вы двигаетесь вперед, лишь пока гребете. Как только вы сложили весла, вас сейчас же начинает сносить назад.
Но если вы добросовестно работаете над собой, стараясь жить по заповедям Божиим, и, пользуясь евангельским светом, пытаетесь исправить свои недостатки, то незаметно для вас в вашей душе растет Царство Божие, то есть то высшее состояние нравственного совершенства, когда Господь начинает безраздельно царствовать в душе над вашими мыслями, желаниями и чувствами. Как растет это семя Царства Божия, по каким законам, – человек этого не знает и часто даже не замечает, пока не определится результат роста и семя не превратится в полновесный колос. Но когда вырастает семя, оно заполняет всю душу, вытесняя все лишнее, ненужное. Так зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков (Мк.4:31–32)» (Беседы на Евангелие от Марка, 4).
#духовнаяжизнь
«Духовная жизнь движется постоянно: или вверх, или вниз, или к добру, или ко злу, но стоять она не может. Это похоже на плавание в лодке вверх по реке. Вы двигаетесь вперед, лишь пока гребете. Как только вы сложили весла, вас сейчас же начинает сносить назад.
Но если вы добросовестно работаете над собой, стараясь жить по заповедям Божиим, и, пользуясь евангельским светом, пытаетесь исправить свои недостатки, то незаметно для вас в вашей душе растет Царство Божие, то есть то высшее состояние нравственного совершенства, когда Господь начинает безраздельно царствовать в душе над вашими мыслями, желаниями и чувствами. Как растет это семя Царства Божия, по каким законам, – человек этого не знает и часто даже не замечает, пока не определится результат роста и семя не превратится в полновесный колос. Но когда вырастает семя, оно заполняет всю душу, вытесняя все лишнее, ненужное. Так зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков (Мк.4:31–32)» (Беседы на Евангелие от Марка, 4).
#духовнаяжизнь
👍7
💪Духовная мотивация от свт. Иоанна Златоуста:
«Я не предлагаю вам ничего неудобоисполнимого; не говорю: не женись; не говорю: оставь город и устранись от дел общественных; но увещеваю, чтобы ты, оставаясь при них, украшался добродетелью. Я желал бы даже, чтобы живущие в городах больше отличались доброй жизнью, нежели удалившиеся в горы. Почему? Потому что из этого произошла бы весьма великая польза. Никто не зажигает светильника, и ставит его под спудом (Матф. 5:15). Поэтому-то желал бы я, чтобы все светильники поставлены были на подсвечниках, чтобы разливался от них великий свет. Возожжем же огонь этого света и сделаем то, чтобы сидящие во тьме избавились от заблуждения.
Не говори мне: я имею жену и детей, управляю домом, и не могу этого исполнить. Если б ты ничего этого не имел, но оставался беспечным, то никакой не получил бы от этого пользы; а если и при всем этом будешь тщателен, то обогатишься добродетелью. Требуется лишь одно – утверждение духа в добрых расположениях: тогда ни возраст, ни бедность, ни богатство, ни множество дел и ничто другое не может быть нам препятствием. Ведь и старики, и юноши, и женатые, и обязанные воспитывать детей, и ремесленники, и воины успевали исполнять все повеленное. Даниил был юноша, Иосиф был рабом, Акила был ремесленником, порфиропродательница управляла целым заведением; иной был стражем темничным, иной сотником, как Корнилий, иной имел слабое здоровье, как Тимофей, иной даже бежал от господина, как Онисим: и, однако же, никто из них не был удержан никаким препятствием, но все они вели достославную жизнь, и мужи, и жены, и юноши, и старцы, и рабы, и свободные, и воины, и простолюдины. Итак, не будем прикрываться бесполезными и пустыми извинениями, но утвердим в себе доброе намерение» (Беседы на Евангелие от Матфея, 43).
#мораль #духовнаяжизнь #иоаннзлатоуст
«Я не предлагаю вам ничего неудобоисполнимого; не говорю: не женись; не говорю: оставь город и устранись от дел общественных; но увещеваю, чтобы ты, оставаясь при них, украшался добродетелью. Я желал бы даже, чтобы живущие в городах больше отличались доброй жизнью, нежели удалившиеся в горы. Почему? Потому что из этого произошла бы весьма великая польза. Никто не зажигает светильника, и ставит его под спудом (Матф. 5:15). Поэтому-то желал бы я, чтобы все светильники поставлены были на подсвечниках, чтобы разливался от них великий свет. Возожжем же огонь этого света и сделаем то, чтобы сидящие во тьме избавились от заблуждения.
Не говори мне: я имею жену и детей, управляю домом, и не могу этого исполнить. Если б ты ничего этого не имел, но оставался беспечным, то никакой не получил бы от этого пользы; а если и при всем этом будешь тщателен, то обогатишься добродетелью. Требуется лишь одно – утверждение духа в добрых расположениях: тогда ни возраст, ни бедность, ни богатство, ни множество дел и ничто другое не может быть нам препятствием. Ведь и старики, и юноши, и женатые, и обязанные воспитывать детей, и ремесленники, и воины успевали исполнять все повеленное. Даниил был юноша, Иосиф был рабом, Акила был ремесленником, порфиропродательница управляла целым заведением; иной был стражем темничным, иной сотником, как Корнилий, иной имел слабое здоровье, как Тимофей, иной даже бежал от господина, как Онисим: и, однако же, никто из них не был удержан никаким препятствием, но все они вели достославную жизнь, и мужи, и жены, и юноши, и старцы, и рабы, и свободные, и воины, и простолюдины. Итак, не будем прикрываться бесполезными и пустыми извинениями, но утвердим в себе доброе намерение» (Беседы на Евангелие от Матфея, 43).
#мораль #духовнаяжизнь #иоаннзлатоуст
👏13👍2❤1
Forwarded from Азбука веры
Сегодня Церковь чтит память свт. Патрикия, просветителя Ирландии. Основное сочинение святого - его «Исповедь», автобиография, которую он составил незадолго до смерти. Ее незатейливый слог поможет нам по-настоящему узнать святого Патрика и, по его собственным словам, «понять желание его сердца». https://azbyka.ru/otechnik/Patrik_Irlandskij/ispoved/
azbyka.ru
Исповедь - святитель Патрик Ирландский - читать, скачать
Труд «Исповедь» святителя Патрика Ирландского. Большинство произведений библиотеки можно скачать в форматах EPUB, PDF.
👍4🤔1
💪Порция духовной мотивации от святителя Иоанна Златоуста:
«Скажи мне: во всех искусствах, когда мы хотим заняться ими, довольствуемся ли мы одним хотением, или принимаемся и за дело? Например: кто хочет сделаться кормчим, тот не говорит только: хочу, и этим довольствуется, но принимается и за дело. Кто хочет сделаться торговцем, тот не говорит только: хочу, но принимается и за дело. Кто хочет путешествовать, тот не говорит только: хочу, но принимается и за дело. Так и во всём: недостаточно одного только хотения, но нужно присоединять и дело. А ты, желая взойти на небо, только говоришь: хочу? Но как же, возразишь, ты сам сказал, что достаточно одного хотения? Хотения вместе с делами, принимающегося за дело, деятельного. Нам содействует и помогает Бог; только мы должны решиться, только должны приступить к тому на деле, только должны приложить старание, только должны иметь душевное расположение, – и всё будет».
#духовнаяжизнь #иоаннзлатоуст
«Скажи мне: во всех искусствах, когда мы хотим заняться ими, довольствуемся ли мы одним хотением, или принимаемся и за дело? Например: кто хочет сделаться кормчим, тот не говорит только: хочу, и этим довольствуется, но принимается и за дело. Кто хочет сделаться торговцем, тот не говорит только: хочу, но принимается и за дело. Кто хочет путешествовать, тот не говорит только: хочу, но принимается и за дело. Так и во всём: недостаточно одного только хотения, но нужно присоединять и дело. А ты, желая взойти на небо, только говоришь: хочу? Но как же, возразишь, ты сам сказал, что достаточно одного хотения? Хотения вместе с делами, принимающегося за дело, деятельного. Нам содействует и помогает Бог; только мы должны решиться, только должны приступить к тому на деле, только должны приложить старание, только должны иметь душевное расположение, – и всё будет».
#духовнаяжизнь #иоаннзлатоуст
👍10❤1
В ветхозаветной книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, есть такие слова: «Давай благочестивому, и не помогай грешнику. Делай добро смиренному, и не давай нечестивому: запирай от него хлеб и не давай ему, чтобы он чрез то не превозмог тебя; ибо ты получил бы сугубое зло за все добро, которое сделал бы ему; ибо и Всевышний ненавидит грешников и нечестивым воздает отмщением. Давай доброму, и не помогай грешнику» (Сир.12:4-7). Однако в Евангелии сказано: «Всякому, просящему у тебя, давай» (Лк.6:30).
В этих предписаниях нет противоречия. В первом случае Св. Писание предостерегает нас от того, чтобы мы не помогали коварным людям, которые заведомо злоупотребляют нашей помощью, с тем, чтобы при случае навредить нам. Во втором случае, Христос заповедует нам помогать всегда тому, кто действительно нуждается в нашей помощи. Однако эта помощь может заключаться не только в том, чтобы дать нуждающемуся просимое им (иногда это будет вредно для него), но и в том, чтобы дать нечто иное. Св. Августин, поясняя это место, пишет: «Должно давать так, чтобы не причинить вред ни себе, ни другому, но если другому отказывается в его просьбе, то при этом нельзя упускать из виду требование правосудности и отсылать его ни с чем. В самом деле, просьбы подчас бывают неправедными, и в таких случаях, осудив просящего, нужно дать ему то, что лучше, а не то, что он просит».
#библия #мораль #толкование
В этих предписаниях нет противоречия. В первом случае Св. Писание предостерегает нас от того, чтобы мы не помогали коварным людям, которые заведомо злоупотребляют нашей помощью, с тем, чтобы при случае навредить нам. Во втором случае, Христос заповедует нам помогать всегда тому, кто действительно нуждается в нашей помощи. Однако эта помощь может заключаться не только в том, чтобы дать нуждающемуся просимое им (иногда это будет вредно для него), но и в том, чтобы дать нечто иное. Св. Августин, поясняя это место, пишет: «Должно давать так, чтобы не причинить вред ни себе, ни другому, но если другому отказывается в его просьбе, то при этом нельзя упускать из виду требование правосудности и отсылать его ни с чем. В самом деле, просьбы подчас бывают неправедными, и в таких случаях, осудив просящего, нужно дать ему то, что лучше, а не то, что он просит».
#библия #мораль #толкование
👍8
🔎Нужно ли пытаться вразумить человека, который грешит? Это ведь его выбор и он не считает, что делает что-то плохое.
Прежде всего, надо различать людей неверующих (внешних) и православных христиан. «Внешних же судит Бог» (1Кор.5:13), поэтому с ними нет смысла вести диалог об этом. Что касается наших братьев и сестер по вере, то по отношению к ним не должно быть равнодушия, если они грешат.
Ваша ошибка в том, что Вы по-видимому считаете, что любой выбор, даже греховный, имеет право на существование и, возможно, даже заслуживает уважения. Никто не имеет права совершать преступления, никому не позволено грешить. Однако это не означает, что кого-то нужно презирать или делать им гадости.
Не считает что делает зло. Вопрос: почему не считает? Варианты: 1) не является христианином; 2) считает себя верующим, но с законом Божьим считаться не желает, отвергает его. Во втором случае, диалог имеет смысл, чтобы показать человеку непоследовательность и пагубность его позиции.
Когда мы видим, что человек физически наносит себе повреждения, болеет или находится в опасности умереть, мы стараемся не пройти мимо. А когда человек рискует остаться в грехе и уйти в муку вечную, разве это не более серьезно? Люди разные бывают и по разным причинам грешат. Поэтому если мы видим, что от наших увещаний человек становится еще хуже, то тогда не надо. Но если есть хоть малейшая возможность помочь образумиться, то нужно ее использовать. Однако делать это нужно правильно, с любовью. О чем подробно рассказывает прп. Никодим Святогорец https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjatogorets/blagonravie-hristian-ili-o-tom-kak-podobaet-i-kak-ne-podobaet-postupat-hristianam/11
#мораль #ответынавопросы
Прежде всего, надо различать людей неверующих (внешних) и православных христиан. «Внешних же судит Бог» (1Кор.5:13), поэтому с ними нет смысла вести диалог об этом. Что касается наших братьев и сестер по вере, то по отношению к ним не должно быть равнодушия, если они грешат.
Ваша ошибка в том, что Вы по-видимому считаете, что любой выбор, даже греховный, имеет право на существование и, возможно, даже заслуживает уважения. Никто не имеет права совершать преступления, никому не позволено грешить. Однако это не означает, что кого-то нужно презирать или делать им гадости.
Не считает что делает зло. Вопрос: почему не считает? Варианты: 1) не является христианином; 2) считает себя верующим, но с законом Божьим считаться не желает, отвергает его. Во втором случае, диалог имеет смысл, чтобы показать человеку непоследовательность и пагубность его позиции.
Когда мы видим, что человек физически наносит себе повреждения, болеет или находится в опасности умереть, мы стараемся не пройти мимо. А когда человек рискует остаться в грехе и уйти в муку вечную, разве это не более серьезно? Люди разные бывают и по разным причинам грешат. Поэтому если мы видим, что от наших увещаний человек становится еще хуже, то тогда не надо. Но если есть хоть малейшая возможность помочь образумиться, то нужно ее использовать. Однако делать это нужно правильно, с любовью. О чем подробно рассказывает прп. Никодим Святогорец https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjatogorets/blagonravie-hristian-ili-o-tom-kak-podobaet-i-kak-ne-podobaet-postupat-hristianam/11
#мораль #ответынавопросы
azbyka.ru
Слово XI, в котором содержится объяснение, как каждому христианину полагается помогать в исправлении и спасении брата своего, как…
Слово 11. Труд «Благонравие христиан или о том, как подобает и как не подобает поступать христианам» преподобного Никодима Святогорца (Калливурциса). Большинство произведений библиотеки можно скачать в форматах EPUB, PDF. | часть 11 из 15
👍2
Ложь в шутку - тоже ложь. «Не желай говорить какую бы то ни было ложь» - говорит Священное Писание (Сир. 7, 13).
#библия #мораль
#библия #мораль
🔥3❤1
Forwarded from Азбука веры
Не так давно появился термин расцерковление, пытающийся заслонить собой давно известное и не столь толерантное богоотступничество.
Как относиться к этому явлению?
Как относиться к этому явлению?
Православный портал «Азбука веры»
Расцерковление - православная энциклопедия «Азбука веры»
Расцерковле́ние — 1) процесс отступления верующего от общецерковной жизни, выражаемый: а) внутренне: в охлаждении интереса, желания жить такой жизнью; б)…
Из сегодняшнего чтения из Апостола:
«Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал.3:27).
Свт. Феофан Затворник: «Крещаемые, облекаясь во Христа, принимают обязательства и получают силы жить жизнию Христовою, мыслить Его мыслями, желать Его желаниями, чувствовать Его чувствами, действовать Его действиями, во всем проявлять в себе Христа».
#библия #толкование #мораль #духовнаяжизнь
«Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал.3:27).
Свт. Феофан Затворник: «Крещаемые, облекаясь во Христа, принимают обязательства и получают силы жить жизнию Христовою, мыслить Его мыслями, желать Его желаниями, чувствовать Его чувствами, действовать Его действиями, во всем проявлять в себе Христа».
#библия #толкование #мораль #духовнаяжизнь
❤1
😠Свт. Иоанн Златоуст о том, что невозможно оскорбиться тому, кто сам этого не допустит:
«Разве ты не знаешь, что воздающий честь (другому) воздает честь самому себе? А мы бесчестим самих себя. Ты обвиняешь другого, что он оскорбил тебя; но для чего сам подпадаешь обвинению? Для чего сам наносишь себе рану? Будь бесстрастен, будь неуязвим, – желая уязвить другого, не причиняй зла самому себе. Не довольно нам других душевных тревог, возбуждающихся без всякой причины, как-то: неуместных пожеланий, огорчений, сетований и тому подобного; надобно еще умножить их новыми. Но как можно, скажешь, терпеть, когда меня оскорбляют? А как невозможно, скажи мне? Разве слова наносят нам раны? Или (делают) шрамы на теле? Какой же нам от них вред? Нет, если захотим, мы можем терпеть. Положим себе законом не оскорбляться, и перенесем. Скажем самим себе: это происходит не от вражды, а от слабости; и точно это происходит от слабости: когда нет мысли о вражде или злонамеренности, тогда оскорбляемый, хотя бы потерпел тысячи оскорблений, имеет желание удержаться. Если мы будем представлять только это, т.е. что это происходит от слабости, то перенесем все, оскорбителю простим и сами постараемся не предаваться тому же. <…>
Я многократно говорил, что это лишь мгновенный порыв: воздержимся немного, и пройдет все. Чем более кто оскорбляет, тем более он слаб. Знаешь ли, когда надобно оскорбляться? Когда оскорбляемый нами молчит; тогда он силен, а мы слабы. Если же бывает напротив, то нужно даже радоваться; тогда ты достоин венца, достоин провозглашения. Не выходя на место борьбы, не подвергаясь неприятным действиям солнца, жара и пыли, не сходясь и не схватываясь с противником, но только пожелав, сидя или стоя, ты можешь получить великий венец, и не просто великий, но гораздо больший, чем те (борцы): не все ведь равно – низвергнуть противоборствующего врага, или притупить стрелы гнева. Ты победил не схватываясь с противником, низложил возбуждавшуюся в тебе страсть, умертвив свирепого зверя, обуздал неистовый порыв, как доблестный пастырь, тогда как предстояла тебе внутренняя брань, домашняя война. Как враги, обложившие город и осаждающие его извне, когда возбуждают в нем междоусобную брань, тогда и одерживают победу. Так и оскорбляющий, если не возбудит в нас самих страсти, не в состоянии будет преодолеть нас; если мы сами не воспламенимся, то он не будет иметь никакой силы» (Гомилии на Деяния апостольские, 50).
#мораль #духовнаяжизнь #иоаннзлатоуст
«Разве ты не знаешь, что воздающий честь (другому) воздает честь самому себе? А мы бесчестим самих себя. Ты обвиняешь другого, что он оскорбил тебя; но для чего сам подпадаешь обвинению? Для чего сам наносишь себе рану? Будь бесстрастен, будь неуязвим, – желая уязвить другого, не причиняй зла самому себе. Не довольно нам других душевных тревог, возбуждающихся без всякой причины, как-то: неуместных пожеланий, огорчений, сетований и тому подобного; надобно еще умножить их новыми. Но как можно, скажешь, терпеть, когда меня оскорбляют? А как невозможно, скажи мне? Разве слова наносят нам раны? Или (делают) шрамы на теле? Какой же нам от них вред? Нет, если захотим, мы можем терпеть. Положим себе законом не оскорбляться, и перенесем. Скажем самим себе: это происходит не от вражды, а от слабости; и точно это происходит от слабости: когда нет мысли о вражде или злонамеренности, тогда оскорбляемый, хотя бы потерпел тысячи оскорблений, имеет желание удержаться. Если мы будем представлять только это, т.е. что это происходит от слабости, то перенесем все, оскорбителю простим и сами постараемся не предаваться тому же. <…>
Я многократно говорил, что это лишь мгновенный порыв: воздержимся немного, и пройдет все. Чем более кто оскорбляет, тем более он слаб. Знаешь ли, когда надобно оскорбляться? Когда оскорбляемый нами молчит; тогда он силен, а мы слабы. Если же бывает напротив, то нужно даже радоваться; тогда ты достоин венца, достоин провозглашения. Не выходя на место борьбы, не подвергаясь неприятным действиям солнца, жара и пыли, не сходясь и не схватываясь с противником, но только пожелав, сидя или стоя, ты можешь получить великий венец, и не просто великий, но гораздо больший, чем те (борцы): не все ведь равно – низвергнуть противоборствующего врага, или притупить стрелы гнева. Ты победил не схватываясь с противником, низложил возбуждавшуюся в тебе страсть, умертвив свирепого зверя, обуздал неистовый порыв, как доблестный пастырь, тогда как предстояла тебе внутренняя брань, домашняя война. Как враги, обложившие город и осаждающие его извне, когда возбуждают в нем междоусобную брань, тогда и одерживают победу. Так и оскорбляющий, если не возбудит в нас самих страсти, не в состоянии будет преодолеть нас; если мы сами не воспламенимся, то он не будет иметь никакой силы» (Гомилии на Деяния апостольские, 50).
#мораль #духовнаяжизнь #иоаннзлатоуст
👍5
😥Свт. Иоанн Златоуст рассказывает о том, как правильно предаваться печали (адресовано человеку, который был одержим демоном и находился в подавленном состоянии из-за этого):
«Бог вложил печаль (ἀθυμίαν) в нашу природу не для того, чтобы мы предавались ей неразумно, неблаговременно и при всяких обстоятельствах, и не для того, чтобы губили самих себя, но чтобы получали от нее величайшую пользу. Как же мы можем получить от нее пользу? Если будем предаваться ей в надлежащее время; а время печали не то, когда мы терпим зло, но когда делаем зло. Мы же извратили порядок и перемешали времена; делая множество зла, мы не сокрушаемся и на короткое время, а если от кого-либо потерпим хоть малое зло, падаем духом, безумствуем, спешим отказаться и избавиться от жизни. Поэтому такое состояние и кажется нам несносным и тяжким, равно как и гнев и похоть, на которые также жаловались те, кто пользовались ими не хорошо и не надлежащим образом» (К Стагирию подвижнику).
Вообще полезное чтение для тех, кто думает, как у них все плохо в жизни https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/stagiriu
#духовнаяжизнь #мораль #иоаннзлатоуст
«Бог вложил печаль (ἀθυμίαν) в нашу природу не для того, чтобы мы предавались ей неразумно, неблаговременно и при всяких обстоятельствах, и не для того, чтобы губили самих себя, но чтобы получали от нее величайшую пользу. Как же мы можем получить от нее пользу? Если будем предаваться ей в надлежащее время; а время печали не то, когда мы терпим зло, но когда делаем зло. Мы же извратили порядок и перемешали времена; делая множество зла, мы не сокрушаемся и на короткое время, а если от кого-либо потерпим хоть малое зло, падаем духом, безумствуем, спешим отказаться и избавиться от жизни. Поэтому такое состояние и кажется нам несносным и тяжким, равно как и гнев и похоть, на которые также жаловались те, кто пользовались ими не хорошо и не надлежащим образом» (К Стагирию подвижнику).
Вообще полезное чтение для тех, кто думает, как у них все плохо в жизни https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/stagiriu
#духовнаяжизнь #мораль #иоаннзлатоуст
azbyka.ru
К Стагирию подвижнику - святитель Иоанн Златоуст - читать, скачать
Труд «К Стагирию подвижнику» святителя Иоанна Златоуста. Большинство произведений библиотеки можно скачать в форматах EPUB, PDF.
👍4
👑Свт. Иоанн Златоуст о том, что мы во всем должны подражать нашему Спасителю, вести себя, как Христос:
«Будем учиться говорить так, как привык слушать наш Царь; постараемся подражать Его языку. Постигнет ли тебя печаль, смотри, чтобы чрезмерное уныние не изменило твоих уст; но говори, как Христос. Ведь и он был в печали о Лазаре, и об Иуде. Нападет ли на тебя страх, – старайся опять так говорить, как Он. Ведь и Он был в страхе за тебя, когда устроял твое спасение. Говори и ты: Впрочем не как Я хочу, но как Ты (Мф. 26:39). Плачешь ли ты, – плачь умеренно, как и Он. Терпишь ли клевету и скорбь, – принимай все это подобно Христу. Ведь и Он был оклеветан, и Он скорбел, и говорил: Душа Моя скорбит смертельно (Мф. 26:38). И во всем вообще Христос показал тебе пример, чтобы ты соблюдал ту же умеренность, и не нарушал данных тебе правил.
Таким образом, можешь иметь уста, подобные устам Христовым. Таким образом, находясь еще на земле, ты будешь иметь язык, подобный языку Седящего на небесах, – когда будешь наблюдать умеренность в унынии, в гневе, в печали, в скорби. Сколько из вас желали бы видеть Христа! И вот, если будем стараться, не только можем увидеть Его, но и быть подобными Ему» (Гомилии на Евангелие от Матфея, 78).
#духовнаяжизнь #мораль #иоаннзлатоуст
«Будем учиться говорить так, как привык слушать наш Царь; постараемся подражать Его языку. Постигнет ли тебя печаль, смотри, чтобы чрезмерное уныние не изменило твоих уст; но говори, как Христос. Ведь и он был в печали о Лазаре, и об Иуде. Нападет ли на тебя страх, – старайся опять так говорить, как Он. Ведь и Он был в страхе за тебя, когда устроял твое спасение. Говори и ты: Впрочем не как Я хочу, но как Ты (Мф. 26:39). Плачешь ли ты, – плачь умеренно, как и Он. Терпишь ли клевету и скорбь, – принимай все это подобно Христу. Ведь и Он был оклеветан, и Он скорбел, и говорил: Душа Моя скорбит смертельно (Мф. 26:38). И во всем вообще Христос показал тебе пример, чтобы ты соблюдал ту же умеренность, и не нарушал данных тебе правил.
Таким образом, можешь иметь уста, подобные устам Христовым. Таким образом, находясь еще на земле, ты будешь иметь язык, подобный языку Седящего на небесах, – когда будешь наблюдать умеренность в унынии, в гневе, в печали, в скорби. Сколько из вас желали бы видеть Христа! И вот, если будем стараться, не только можем увидеть Его, но и быть подобными Ему» (Гомилии на Евангелие от Матфея, 78).
#духовнаяжизнь #мораль #иоаннзлатоуст
👍6
Бог является одновременно совершенной любовью и совершенным правосудием. По Своей любви Он сделал все, чтобы никто не ушел в ад навечно, вплоть до того, что отдал на смерть Сына Своего — Иисуса Христа, для искупления грехов человечества. Однако по Своему правосудию, Он желает, чтобы каждый получил то, что выбрал при жизни, тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, — ярость и гнев (Рим.2:7–8).
Подобно тому, как любящий родитель не хочет, чтобы его ребенок был наказан пожизненным заключением, но соглашается со справедливым приговором суда, в случае совершения им тяжких преступлений, также и Бог не желает погибели грешников, но правосудно определяет им наказание, если они выбирают попирать Его законы. Принцип остается тем же, с той лишь разницей, что пожизненное заключение не может продолжаться вечно в связи со смертью заключенного. Но если бы он не умирал, то продолжал бы сидеть в тюрьме неограниченный срок.
#ответынавопросы
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍7❤2
🕊Поздравляю всех вас с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы и окончанием Великого поста!
❤10
Порция антидепрессивных советов от свт. Иоанна Златоуста (из его письма к Стагирию подвижнику, одержимому демоном)
«Хорошо стыдиться, но – тогда, когда мы делаем что-нибудь, навлекающее на нас наказание от Того, Кто будет некогда судить нас; а пока мы не знаем за собою ничего такого, зачем нам стыдиться?»
«Если бы тебе самому предстояло быть виновником горестей твоего отца, тогда действительно следовало бы тебе бояться и трепетать, как виновнику такого бедствия; но если он сам захочет подвергать себя крайним огорчениям, тебе нет до них никакого дела; остается только соболезновать отцу».
«Унывать и мучиться из-за того, что случится когда-нибудь после, а может быть, никогда не случится, весьма малодушно.. Терпеть верную муку ввиду неизвестного будущего – весьма безрассудно».
«Я верно знаю, и тебе желаю также убедиться в том, что все, что бы ни случилось, будет нам на пользу; и если ты будешь иметь такое убеждение, то скоро отгонишь от себя и то, что называешь верхом своих несчастий».
Написано 1500 лет назад, оцените насколько современно.
#иоаннзлатоуст #мораль #духовнаяжизнь
«Хорошо стыдиться, но – тогда, когда мы делаем что-нибудь, навлекающее на нас наказание от Того, Кто будет некогда судить нас; а пока мы не знаем за собою ничего такого, зачем нам стыдиться?»
«Если бы тебе самому предстояло быть виновником горестей твоего отца, тогда действительно следовало бы тебе бояться и трепетать, как виновнику такого бедствия; но если он сам захочет подвергать себя крайним огорчениям, тебе нет до них никакого дела; остается только соболезновать отцу».
«Унывать и мучиться из-за того, что случится когда-нибудь после, а может быть, никогда не случится, весьма малодушно.. Терпеть верную муку ввиду неизвестного будущего – весьма безрассудно».
«Я верно знаю, и тебе желаю также убедиться в том, что все, что бы ни случилось, будет нам на пользу; и если ты будешь иметь такое убеждение, то скоро отгонишь от себя и то, что называешь верхом своих несчастий».
Написано 1500 лет назад, оцените насколько современно.
#иоаннзлатоуст #мораль #духовнаяжизнь
👍19