чтец Сергий Федоров – Telegram
чтец Сергий Федоров
756 subscribers
378 photos
7 videos
29 files
455 links
Магистр богословия / Катехизатор / Религиовед / Клирик Русской Православной Церкви (МП)

Для тех, кто хочет быть православным и не отключать голову

Задать мне вопрос https://news.1rj.ru/str/lector_sergey_bot

Поддержать меня 5469 4000 4166 2961 (сбер)
Download Telegram
👑Свт. Иоанн Златоуст о том, что мы во всем должны подражать нашему Спасителю, вести себя, как Христос:

«Будем учиться говорить так, как привык слушать наш Царь; постараемся подражать Его языку. Постигнет ли тебя печаль, смотри, чтобы чрезмерное уныние не изменило твоих уст; но говори, как Христос. Ведь и он был в печали о Лазаре, и об Иуде. Нападет ли на тебя страх, – старайся опять так говорить, как Он. Ведь и Он был в страхе за тебя, когда устроял твое спасение. Говори и ты: Впрочем не как Я хочу, но как Ты (Мф. 26:39). Плачешь ли ты, – плачь умеренно, как и Он. Терпишь ли клевету и скорбь, – принимай все это подобно Христу. Ведь и Он был оклеветан, и Он скорбел, и говорил: Душа Моя скорбит смертельно (Мф. 26:38). И во всем вообще Христос показал тебе пример, чтобы ты соблюдал ту же умеренность, и не нарушал данных тебе правил.

Таким образом, можешь иметь уста, подобные устам Христовым. Таким образом, находясь еще на земле, ты будешь иметь язык, подобный языку Седящего на небесах, – когда будешь наблюдать умеренность в унынии, в гневе, в печали, в скорби. Сколько из вас желали бы видеть Христа! И вот, если будем стараться, не только можем увидеть Его, но и быть подобными Ему» (Гомилии на Евангелие от Матфея, 78).
#духовнаяжизнь #мораль #иоаннзлатоуст
👍6
🔥Если Бог — есть любовь, тогда почему существуют вечные муки?

Бог является одновременно совершенной любовью и совершенным правосудием. По Своей любви Он сделал все, чтобы никто не ушел в ад навечно, вплоть до того, что отдал на смерть Сына Своего — Иисуса Христа, для искупления грехов человечества. Однако по Своему правосудию, Он желает, чтобы каждый получил то, что выбрал при жизни, тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, — ярость и гнев (Рим.2:7–8).

Подобно тому, как любящий родитель не хочет, чтобы его ребенок был наказан пожизненным заключением, но соглашается со справедливым приговором суда, в случае совершения им тяжких преступлений, также и Бог не желает погибели грешников, но правосудно определяет им наказание, если они выбирают попирать Его законы. Принцип остается тем же, с той лишь разницей, что пожизненное заключение не может продолжаться вечно в связи со смертью заключенного. Но если бы он не умирал, то продолжал бы сидеть в тюрьме неограниченный срок.
#ответынавопросы
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍72
🕊Поздравляю всех вас с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы и окончанием Великого поста!
10
Порция антидепрессивных советов от свт. Иоанна Златоуста (из его письма к Стагирию подвижнику, одержимому демоном)

«Хорошо стыдиться, но – тогда, когда мы делаем что-нибудь, навлекающее на нас наказание от Того, Кто будет некогда судить нас; а пока мы не знаем за собою ничего такого, зачем нам стыдиться?»

«Если бы тебе самому предстояло быть виновником горестей твоего отца, тогда действительно следовало бы тебе бояться и трепетать, как виновнику такого бедствия; но если он сам захочет подвергать себя крайним огорчениям, тебе нет до них никакого дела; остается только соболезновать отцу».

«Унывать и мучиться из-за того, что случится когда-нибудь после, а может быть, никогда не случится, весьма малодушно.. Терпеть верную муку ввиду неизвестного будущего – весьма безрассудно».

«Я верно знаю, и тебе желаю также убедиться в том, что все, что бы ни случилось, будет нам на пользу; и если ты будешь иметь такое убеждение, то скоро отгонишь от себя и то, что называешь верхом своих несчастий».

Написано 1500 лет назад, оцените насколько современно.
#иоаннзлатоуст #мораль #духовнаяжизнь
👍19
🌿С праздником Входа Господня в Иерусалим, братья и сестры!
16👍3
Сегодня за богослужением читалась притча о талантах. В связи с этим хочу поделиться некоторыми наблюдениями.

Обычно таланты принято понимать, как естественные способности, присущие разным людям (склонность петь, рисовать, быстро решать сложные задачи по математике и т.п.). Что это и есть таланты, которые необходимо развивать. Все же, вряд ли об этом говорил Христос. Свт. Иоанн Златоуст предлагает понимать таланты в широком смысле, как любые возможности для служения Богу и людям, которые даются всем верующим: «Под талантами здесь разумеется то, что находится во власти каждого, – или покровительство, или имение, или научение, или что-нибудь подобное. Поэтому никто не должен говорить: я имею один талант, и ничего не могу сделать. Можешь и с одним заслужить одобрение.. Подлинно, ничто так не любезно Богу, как полезная для всех жизнь. Потому-то Бог дал нам и дар слова, и руки, и ноги, и крепость телесную, и ум, и разумение, чтобы все это употребляли мы для собственного нашего спасения и для пользы ближнего» (Гомилия 78 на Евангелие от Матфея).

Здесь явно подчеркивается, что не любое использование талантов, но лишь ради Бога, заслуживает вечной награды. Поэтому мотивы их употребления здесь принципиально важны. «Зарыть талант» - это вовсе не про отказ от мечты или творческой карьеры, это про нежелание служить Богу. Это про отказ от извлечения духовной прибыли из обыденных житейских возможностей. Также и умножение таланта – это не про тренировки и оттачивание мастерства, это про совершение добрых дел во славу Христа. Как будет грустно, когда человек, используя все свои способности и возможности, получая славу и восхищение миллионов людей, после смерти обнаружит, что все было напрасно.

Кроме того, эта притча напоминает нам о том, что мало не делать другим зла. Бездействие и неупотребление возможностей для добрых дел – это тоже грех, за который можно получить вечное осуждение.
#библия #мысли #иоаннзлатоуст #мораль #духовнаяжизнь
👍6
Обнаружил среди советов свт. Иоанна Златоуста по воспитанию детей предостережение от того, чтобы рассказывать некоторые библейские рассказы ребенку, для сохранения его неокрепшей психики: «Расскажи ему, когда подрастёт, и более страшные рассказы. Ибо, когда рассудок ещё не прочен, не следует налагать такого бремени, чтобы не потрясти его. Когда же будет ему 15 лет или больше, пусть услышит о геенне; сверх того, когда будет ему 18 лет или меньше, пусть услышит о потопе, о том, что было с жителями Содома и Египтом – все, что исполнено наказаний, должно быть рассказано очень подробно. Когда будет ещё старше, пусть услышит и о Новом Завете, о благодати и о геенне. Всеми этими и тысячью других рассказов огради его слух, взяв примеры и из домашней жизни».

Помнится, что я узнал эти занимательные истории гораздо раньше. Примечательно, что и изучение Нового Завета, согласно подходу святителя, откладывается до совершеннолетия.Что не отменяет общего религиозного воспитания и изучения Ветхого Завета с раннего возраста.
👍3
Свт. Иоанн Златоуст о корнях нравственных проблем в обществе:

«Если зло становится трудом неискоренимым, то это потому, что никто не заботится о детях, никто не говорит им о девстве, о благоразумии, о презрении к богатствам и славе, о том, что возвещено в Писании. Итак, если начиная с первой поры детства дети будут лишены учителей, кем они станут? Ибо, если некоторые, с рождения своего из чрева выкармливаемые и до старости воспитываемые, не исправились, то тот, кто с начала жизни своей приучен к таким вещам, чего чудовищного он только не сотворит! Теперь же каждый прилагает все усилия к тому, чтобы выучить своих детей ремёслам, наукам и красноречию, и никто не заботится о том, чтобы украшать их душу» (О тщеславии и о том, как должно родителям воспитывать детей).
#мораль #иоаннзлатоуст #дети
👍32
📖Великая Пятница

Зачем умер Господь Иисус Христос?

Будучи совершенным Праведником, Богочеловеком, Иисус Христос умер ради искупления греха Адама и грехов каждого человека. Он пострадал и умер вместо нас, тем самым исполнив приговор Божественного правосудия, которому подлежит каждый грешник, и заслужил право, не нарушая правосудия, подавать нам прощение грехов и благодать для победы над грехом и смертью.

Какие богослужения будут проходить в этот день?

Накануне пятницы (вечером) во всех храмах совершается утреня с чтением 12-ти евангельских отрывков, повествующих о страданиях и смерти Спасителя. Утром в пятницу вместо литургии совершается богослужение царских часов.

Как провести этот день?

Этот день нужно постараться провести в максимальной тишине, в строгом посте, молитве и размышлении о спасительных страданиях Господа. Если позволяет здоровье – воздержаться от пищи до окончания вечерни (около 14.00).
Предлагаю вашему вниманию размышление прп. Никодима Святогорца о страданиях Господа Иисуса Христа:

«Задумаемся, братья мои, над тем, какие труды, страдания и смерть перенес Христос для того, чтобы спасти нас. И, сделав это, Он показал нам, что наше спасение для Него – самое драгоценное. Вместо того, чтобы наказать нас за наши грехи, за нашу дерзость, за то, что мы всегда противились Его благости, Он пострадал за нас – хулителей и отступников. А еще Он не пожалел дать нам для нашего спасения Свое Божество. В Себе Он соединил его с человеческой природой и принял такие страдания, что все Его Тело – от головы до ног – было сплошной раной, и Он испытал такие муки, каких не испытывал ни один человек, как и пророк Исайя говорит: «Муж скорбей и изведавший болезни» (Ис. 53:3).

Он был рожден в нищете, в пещере. Он не имел места, где главу подклонить. «Лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф. 8:20). В нищете Он и умер. Он претерпел тягчайшие хулы и окончил жизнь бесчестной смертью, «быв послушным даже до смерти, и смерти Крестной» (Флп. 2:8), принял Своей плотью невообразимые муки от жестоких мучителей до того, что Кровь Его ручьем стекала на землю. Он испытал такую скорбь и борьбу, которых никто никогда не испытывал: «душа Моя скорбит смертельно» (Мф. 26:38). И, говоря кратко, на Него излилась целая пучина мук для того, чтобы угасить пламя вечных мучений, которое мы зажгли своими грехами, а также для того, чтобы нам достичь Неба.

Итак, после того, как Бог избавил нас такой страшной смертью от нашего гибельного состояния и претерпел столько страданий, сколько не приходилось терпеть никому, познаем, насколько драгоценно наше спасение. И если не уразумеем этого, то какими безответными мы будем перед Ним!

После всего этого подумаем, братья мои, насколько удивительно вот что: Христос пролил Свою всесвятую Кровь для нашего спасения, а мы не желаем заботиться о своем же спасении так, как заповедал апостол Павел: «Итак, доколе есть время, будем делать добро» (Гал. 6:10). Если мы сейчас не убоимся своего нерадения, то непременно убоимся перед Престолом Праведного Судии – Христа, когда наши дела будут явлены такими, какими они были в действительности».
5
🔎Что значит: «мы своими грехами распинаем Христа»?

Это следует понимать в том смысле, что каждый раз, когда мы совершаем очередной грех, должны помнить, что в том числе за него Христос получил две тысячи лет назад удар, плевок, издевательство. Наши сегодняшние преступления - это причина Его ужасных страданий в прошлом. Память об этом отрезвляет. Однажды пострадав за нас, Христос, конечно, «уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти» (Рим.6:9).
#мораль #ответынавопросы
9👍1
Подумал сегодня о том, что ни одна последующая Страстная седмица не сравнится с первой в истории. Ученики Христа не просто переживали Его предательство, страдания и смерть, пребывая в диком стрессе, но и не знали, что Он воскреснет. А мы знаем эту историю до конца и поэтому при всем желании не сможем повторить их переживания. То, что для нас проходит в течении нескольких часов для них длилось целую вечность. Мы читаем Евангелие, как историю, которую слышали тысячу раз, а они были живыми участниками этой истории. Они не ждали никакого чудесного финала, поэтому их реакция была разной: радость, страх, недоверие. У нас нет этой палитры эмоций и это естественно. Не стоит пытаться повторить это, но поразмышлять над этим полезно.

На картинке: "Ученики Петр и Иоанн бегут ко Гробу в утро Воскресения". Э. Бурнан. 1898.
#мысли #пасха
9👍1
Являются ли куличи и яйца, которые верные приносят на Пасху в храм для благословения, святынями? Требуется ли сжигать их остатки?

В богослужебной книге, называемой Цветная Триодь, после чина благословения на Святую Пасху принесенных снедей, находится следующее обращение к чадам церковным: «Вестно же буди, яко сицевых принесенных брашен, и сыра и набелы принос, несть пасха, ниже агнец, якоже неции глаголют и приемлют, и ему со всяким говением, якоже некоей святыни причащаются, но простое приношение. Не аки бо сие в жертву Богу приноситися имать, но токмо да начинающим по посте брашно и сыр ясти от иерея предложенными и молитвами в снедь благословенно будет. Пасха бо Сам Христос есть и Агнец вземляи грехи мира на олтари в безкровней Жертве в пречистых тайнах честнаго Тела и животворящей Крове Своея от иерея Богу и Отцу приносимыи, и Тому достойно причащающиися, истинную ядят Пасху. И сего ради оныя приносы, яко не суть Пасха, во олтарь или в церковь не достоит вносити, но вне церкве или в претворе молитвою благословити» (Цветная Триодь. М., 1648. Л. 217 об. – 218).

Таким образом, «Церковь наша не придаёт никакого священного значения "пасхам" и "куличам". Они освящаются в день Пасхи не потому, чтобы за ними признавалось какое-либо таинственное или символическое значение, а просто в знак благословенья, которое даёт Церковь верующим на вкушение скоромной пищи после поста» (архиеп. Аверкий (Таушев). Вопросы и ответы в изъяснение церковного благочестия и душепопечения, вопрос 5). Благословляемые продукты не являются церковной святыней, но совершенно обычной едой. Их свойства не меняются от соприкосновения со святой водой, поэтому к этим продуктам не должно быть какого-то особого отношения, тем более религиозного почитания. Их остатки не требуют особой утилизации.
#пасха #ответынавопросы
9👍2
Одно обыкновенное утро, одно старое событие, произошедшее в далекой древней Иудее, перевернуло ход всей человеческой истории и изменило наш мир навсегда. Гроб Того, Кто считался многими отверженным Богом преступником, опустел и остался видимым свидетельством Его Славного Воскресения. Вера в произошедшее чудо и укрепление свыше, произвели небывалые изменения в жизни простых учеников, еще совсем недавно скептически настроенных и подавленных, сделав их непоколебимыми свидетелями События, которое они бесстрашно возвещали миру, невзирая на лишения и даже смерть.

Любая история может служить уроком, назиданием для будущих поколений. Герои прошлого могут восхищать и располагать к подражанию им. Однако, евангельская история не исчерпывается воспоминанием и подражанием. Она в самом прямом смысле связана с настоящим лично каждого из нас. Иисус Христос, Бог во плоти пришел в этот мир две тысячи лет назад и пострадал, чтобы ты получил вечную радость, умер лично за тебя, чтобы ты не ушел в могилу навсегда, Он воскрес, для того, чтобы ты воскрес для будущей славы в Его нескончаемом царстве.

Вся жизнь и упование христианина строится на этой надежде: Иисус воскрес, поэтому и мы воскреснем. Только ради этой надежды мы живем, переносим страдания и неудобства, стремимся быть лучше и стараемся прилагать к этому все усилия. Этой надежды нет больше ни у кого в этом мире.

Воскресение для вечной блаженной жизни – это дар Божий Его народу, Новому Израилю, Святой Церкви. «Тем, кто принял Его, дал им власть стать детьми Божиими, верующим во имя Его» (Ин. 1:12).

Удел мира, противящегося Богу и не получившего оправдания через Иисуса Христа, совершенно иной, он есть результат бесплодных попыток грешного человека обрести спасение от вечной смерти своими силами. Дар остается даром и, до определенного Богом времени, ждет своих получателей, к числу которых может присоединиться каждый.

В этот радостный день, изменивший историю, как никакой другой, когда многие приходят в церковь, в надежде получить благословение неизменных атрибутов пасхального стола русского человека, полезно помнить о том, что «пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1Кор. 8:8), и знать, что Пасха – это не про куличи и яйца, а про Воскресение Иисуса Христа, победившего самого страшного врага –смерть, и восстановившего утраченные отношения Бога и человека. Он приготовил нам нечто несравненно большее, чем мы можем себе представить.

Мы не выбираем восстать ли нам в будущем из мертвых или остаться в могиле. Воскресение неизбежно, независимо от прожитой жизни. Но уже сегодня мы выбираем, как провести ближайшую вечность: принять верой Божий дар и, реализовав его в своей жизни, быть с Иисусом Христом сейчас и в вечности или отказаться от единственного шанса на блаженное бессмертие и обречь себя на вечное плачевное существование без Него. Выбор остается за нами и его цена очень высока.

Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом! (1Кор. 15:57)
#пасха #мысли
7🔥1
Христос воскресе! С Пасхой Господней!
31
Свт. Иоанн Златоуст рассказывает о том, как проводить время после постного периода:

«Прошел пост телесный, но не прошел пост духовный; этот лучше того, и тот установлен для этого. Как тогда, когда вы постились, я говорил вам, что, постясь, можно не поститься, – так и теперь говорю, что можно, не постясь, поститься. Может быть, эти слова кажутся загадкою, но я приведу и разрешение вопроса. Как можно, постясь, не поститься? Это бывает тогда, когда кто-нибудь воздерживается от явств, а не воздерживается от грехов.

Как можно, не постясь, поститься? Это бывает тогда, когда кто-нибудь вкушает пищу, но не услаждается грехом. Этот пост лучше того, и не только лучше, но и легче; во время того поста многие ссылались на свою телесную слабость, на жестокий зуд: я весь в чесотке, говорили они, не могу выносить неомовения; питье воды мне вредно; я не могу употреблять в пищу овощей. Много такого слышал я тогда от многих, а при этом посте нельзя сказать ничего подобного. Пользуйся омовениями, участвуй в трапезе, употребляй вино умеренно, и если хочешь вкушать мясо, никто не препятствует; пользуйся всем, но только воздержись от греха. Видишь ли, как этот пост легок для всех? При нем нельзя ссылаться на слабость телесную; это – чистое дело души» (Слово против упивающихся и о воскресении, сказанное во святую и великую неделю Пасхи).
#иоаннзлатоуст #мораль #духовнаяжизнь #пасха
👍41
🔎Что такое рождение свыше?

Рождение свыше и рождение от воды и Духа – это тождественные понятия (Ин. 3:5,7), которые описывают Таинство Крещения (и его предварительные условия). В догматическом определении Константинопольского собора 1672 года указывается, что «тот, кто не рожден свыше, никак не может сподобиться Небесного Царствия» (Καρμίρης Ἰ. Δογματικὰ καὶ συμβολικὰ μνημεῖα τῆς Ὀρθοδόξου Καθολικὴς Ἐκκλησίας. Graz, 1968. T. 2. Σ. 690). Это духовное возрождение происходит в Таинстве Крещения как с детьми, так и со взрослыми, с той лишь разницей, что «благодать нисходит на младенческую душу и производит в ней все одна, так как бы при сем участвовала и свобода, на том единственно основании, что в будущем сей, не сознающий себя и не действующий лично, младенец, когда придет в сознание, сам охотно посвятит себя Богу, желательно восприимет благодать, нашедши в себе ее действия, рад будет, что она есть, возблагодарит, что так сделано для него, и исповедует, что, если бы в минуту крещения даны были ему смысл и свобода, он не иначе поступил бы, как поступлено, и не захотел бы иного <…> Жизнь духовная, зарожденная благодатию крещения в младенце, станет собственною человеку, явится в полном своем виде, сообразною не только с благодатию, но и с свойством разумной твари с того времени, когда он, возникши к сознанию, свободным произволением посвятит себя Богу и желательным, радостным и благодарным восприятием усвоит себе обретенную в себе благодатную силу. И до сего времени в нем действует жизнь истинно христианская, но как бы без его ведома, действует в нем, а есть еще как бы не его; с минуты же сознания и избрания она становится его собственною, не благодатною только, но и свободною» (свт. Феофан Затворник. Путь ко спасению. М., 2009. С. 26-27).

Православная Церковь учит, что духовное рождение может произойти лишь однажды в жизни, но и рожденный свыше «может после получения оправдания отпасть от благодати из-за неверия или иного смертного греха, приложиться к сатане и сделаться чадом диавола» (определение Константинопольского собора 1672 года). В таком случае, грешнику требуется не новое рождение, а возобновление или восстановление духовной жизни, которое происходит в Таинстве Покаяния (см.: Посл. восточ. патриархов, чл. 16).
#ответынавопросы #вера #духовнаяжизнь #учениецеркви
👍6
Со своими знакомыми преподавателями ПСТГУ записали подкаст «Почитай отца» о красоте, супружеской близости и любви. По-моему, получился интересный выпуск, делюсь с вами

Ссылка на первоначальную статью по теме
#брак #отношения #иоаннзлатоуст #моиработы
5👍1
Мудрый библейский совет:

«Не предавайся печали душею твоею и не мучь себя своею мнительностью; веселье сердца — жизнь человека, и радость мужа — долгоденствие; люби душу твою и утешай сердце твое и удаляй от себя печаль, ибо печаль многих убила, а пользы в ней нет» (Сир.30:22-25).
#библия #мораль #духовнаяжизнь
👍3🔥2