чтец Сергий Федоров – Telegram
чтец Сергий Федоров
757 subscribers
378 photos
7 videos
29 files
455 links
Магистр богословия / Катехизатор / Религиовед / Клирик Русской Православной Церкви (МП)

Для тех, кто хочет быть православным и не отключать голову

Задать мне вопрос https://news.1rj.ru/str/lector_sergey_bot

Поддержать меня 5469 4000 4166 2961 (сбер)
Download Telegram
Обнаружил среди советов свт. Иоанна Златоуста по воспитанию детей предостережение от того, чтобы рассказывать некоторые библейские рассказы ребенку, для сохранения его неокрепшей психики: «Расскажи ему, когда подрастёт, и более страшные рассказы. Ибо, когда рассудок ещё не прочен, не следует налагать такого бремени, чтобы не потрясти его. Когда же будет ему 15 лет или больше, пусть услышит о геенне; сверх того, когда будет ему 18 лет или меньше, пусть услышит о потопе, о том, что было с жителями Содома и Египтом – все, что исполнено наказаний, должно быть рассказано очень подробно. Когда будет ещё старше, пусть услышит и о Новом Завете, о благодати и о геенне. Всеми этими и тысячью других рассказов огради его слух, взяв примеры и из домашней жизни».

Помнится, что я узнал эти занимательные истории гораздо раньше. Примечательно, что и изучение Нового Завета, согласно подходу святителя, откладывается до совершеннолетия.Что не отменяет общего религиозного воспитания и изучения Ветхого Завета с раннего возраста.
👍3
Свт. Иоанн Златоуст о корнях нравственных проблем в обществе:

«Если зло становится трудом неискоренимым, то это потому, что никто не заботится о детях, никто не говорит им о девстве, о благоразумии, о презрении к богатствам и славе, о том, что возвещено в Писании. Итак, если начиная с первой поры детства дети будут лишены учителей, кем они станут? Ибо, если некоторые, с рождения своего из чрева выкармливаемые и до старости воспитываемые, не исправились, то тот, кто с начала жизни своей приучен к таким вещам, чего чудовищного он только не сотворит! Теперь же каждый прилагает все усилия к тому, чтобы выучить своих детей ремёслам, наукам и красноречию, и никто не заботится о том, чтобы украшать их душу» (О тщеславии и о том, как должно родителям воспитывать детей).
#мораль #иоаннзлатоуст #дети
👍32
📖Великая Пятница

Зачем умер Господь Иисус Христос?

Будучи совершенным Праведником, Богочеловеком, Иисус Христос умер ради искупления греха Адама и грехов каждого человека. Он пострадал и умер вместо нас, тем самым исполнив приговор Божественного правосудия, которому подлежит каждый грешник, и заслужил право, не нарушая правосудия, подавать нам прощение грехов и благодать для победы над грехом и смертью.

Какие богослужения будут проходить в этот день?

Накануне пятницы (вечером) во всех храмах совершается утреня с чтением 12-ти евангельских отрывков, повествующих о страданиях и смерти Спасителя. Утром в пятницу вместо литургии совершается богослужение царских часов.

Как провести этот день?

Этот день нужно постараться провести в максимальной тишине, в строгом посте, молитве и размышлении о спасительных страданиях Господа. Если позволяет здоровье – воздержаться от пищи до окончания вечерни (около 14.00).
Предлагаю вашему вниманию размышление прп. Никодима Святогорца о страданиях Господа Иисуса Христа:

«Задумаемся, братья мои, над тем, какие труды, страдания и смерть перенес Христос для того, чтобы спасти нас. И, сделав это, Он показал нам, что наше спасение для Него – самое драгоценное. Вместо того, чтобы наказать нас за наши грехи, за нашу дерзость, за то, что мы всегда противились Его благости, Он пострадал за нас – хулителей и отступников. А еще Он не пожалел дать нам для нашего спасения Свое Божество. В Себе Он соединил его с человеческой природой и принял такие страдания, что все Его Тело – от головы до ног – было сплошной раной, и Он испытал такие муки, каких не испытывал ни один человек, как и пророк Исайя говорит: «Муж скорбей и изведавший болезни» (Ис. 53:3).

Он был рожден в нищете, в пещере. Он не имел места, где главу подклонить. «Лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф. 8:20). В нищете Он и умер. Он претерпел тягчайшие хулы и окончил жизнь бесчестной смертью, «быв послушным даже до смерти, и смерти Крестной» (Флп. 2:8), принял Своей плотью невообразимые муки от жестоких мучителей до того, что Кровь Его ручьем стекала на землю. Он испытал такую скорбь и борьбу, которых никто никогда не испытывал: «душа Моя скорбит смертельно» (Мф. 26:38). И, говоря кратко, на Него излилась целая пучина мук для того, чтобы угасить пламя вечных мучений, которое мы зажгли своими грехами, а также для того, чтобы нам достичь Неба.

Итак, после того, как Бог избавил нас такой страшной смертью от нашего гибельного состояния и претерпел столько страданий, сколько не приходилось терпеть никому, познаем, насколько драгоценно наше спасение. И если не уразумеем этого, то какими безответными мы будем перед Ним!

После всего этого подумаем, братья мои, насколько удивительно вот что: Христос пролил Свою всесвятую Кровь для нашего спасения, а мы не желаем заботиться о своем же спасении так, как заповедал апостол Павел: «Итак, доколе есть время, будем делать добро» (Гал. 6:10). Если мы сейчас не убоимся своего нерадения, то непременно убоимся перед Престолом Праведного Судии – Христа, когда наши дела будут явлены такими, какими они были в действительности».
5
🔎Что значит: «мы своими грехами распинаем Христа»?

Это следует понимать в том смысле, что каждый раз, когда мы совершаем очередной грех, должны помнить, что в том числе за него Христос получил две тысячи лет назад удар, плевок, издевательство. Наши сегодняшние преступления - это причина Его ужасных страданий в прошлом. Память об этом отрезвляет. Однажды пострадав за нас, Христос, конечно, «уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти» (Рим.6:9).
#мораль #ответынавопросы
9👍1
Подумал сегодня о том, что ни одна последующая Страстная седмица не сравнится с первой в истории. Ученики Христа не просто переживали Его предательство, страдания и смерть, пребывая в диком стрессе, но и не знали, что Он воскреснет. А мы знаем эту историю до конца и поэтому при всем желании не сможем повторить их переживания. То, что для нас проходит в течении нескольких часов для них длилось целую вечность. Мы читаем Евангелие, как историю, которую слышали тысячу раз, а они были живыми участниками этой истории. Они не ждали никакого чудесного финала, поэтому их реакция была разной: радость, страх, недоверие. У нас нет этой палитры эмоций и это естественно. Не стоит пытаться повторить это, но поразмышлять над этим полезно.

На картинке: "Ученики Петр и Иоанн бегут ко Гробу в утро Воскресения". Э. Бурнан. 1898.
#мысли #пасха
9👍1
Являются ли куличи и яйца, которые верные приносят на Пасху в храм для благословения, святынями? Требуется ли сжигать их остатки?

В богослужебной книге, называемой Цветная Триодь, после чина благословения на Святую Пасху принесенных снедей, находится следующее обращение к чадам церковным: «Вестно же буди, яко сицевых принесенных брашен, и сыра и набелы принос, несть пасха, ниже агнец, якоже неции глаголют и приемлют, и ему со всяким говением, якоже некоей святыни причащаются, но простое приношение. Не аки бо сие в жертву Богу приноситися имать, но токмо да начинающим по посте брашно и сыр ясти от иерея предложенными и молитвами в снедь благословенно будет. Пасха бо Сам Христос есть и Агнец вземляи грехи мира на олтари в безкровней Жертве в пречистых тайнах честнаго Тела и животворящей Крове Своея от иерея Богу и Отцу приносимыи, и Тому достойно причащающиися, истинную ядят Пасху. И сего ради оныя приносы, яко не суть Пасха, во олтарь или в церковь не достоит вносити, но вне церкве или в претворе молитвою благословити» (Цветная Триодь. М., 1648. Л. 217 об. – 218).

Таким образом, «Церковь наша не придаёт никакого священного значения "пасхам" и "куличам". Они освящаются в день Пасхи не потому, чтобы за ними признавалось какое-либо таинственное или символическое значение, а просто в знак благословенья, которое даёт Церковь верующим на вкушение скоромной пищи после поста» (архиеп. Аверкий (Таушев). Вопросы и ответы в изъяснение церковного благочестия и душепопечения, вопрос 5). Благословляемые продукты не являются церковной святыней, но совершенно обычной едой. Их свойства не меняются от соприкосновения со святой водой, поэтому к этим продуктам не должно быть какого-то особого отношения, тем более религиозного почитания. Их остатки не требуют особой утилизации.
#пасха #ответынавопросы
9👍2
Одно обыкновенное утро, одно старое событие, произошедшее в далекой древней Иудее, перевернуло ход всей человеческой истории и изменило наш мир навсегда. Гроб Того, Кто считался многими отверженным Богом преступником, опустел и остался видимым свидетельством Его Славного Воскресения. Вера в произошедшее чудо и укрепление свыше, произвели небывалые изменения в жизни простых учеников, еще совсем недавно скептически настроенных и подавленных, сделав их непоколебимыми свидетелями События, которое они бесстрашно возвещали миру, невзирая на лишения и даже смерть.

Любая история может служить уроком, назиданием для будущих поколений. Герои прошлого могут восхищать и располагать к подражанию им. Однако, евангельская история не исчерпывается воспоминанием и подражанием. Она в самом прямом смысле связана с настоящим лично каждого из нас. Иисус Христос, Бог во плоти пришел в этот мир две тысячи лет назад и пострадал, чтобы ты получил вечную радость, умер лично за тебя, чтобы ты не ушел в могилу навсегда, Он воскрес, для того, чтобы ты воскрес для будущей славы в Его нескончаемом царстве.

Вся жизнь и упование христианина строится на этой надежде: Иисус воскрес, поэтому и мы воскреснем. Только ради этой надежды мы живем, переносим страдания и неудобства, стремимся быть лучше и стараемся прилагать к этому все усилия. Этой надежды нет больше ни у кого в этом мире.

Воскресение для вечной блаженной жизни – это дар Божий Его народу, Новому Израилю, Святой Церкви. «Тем, кто принял Его, дал им власть стать детьми Божиими, верующим во имя Его» (Ин. 1:12).

Удел мира, противящегося Богу и не получившего оправдания через Иисуса Христа, совершенно иной, он есть результат бесплодных попыток грешного человека обрести спасение от вечной смерти своими силами. Дар остается даром и, до определенного Богом времени, ждет своих получателей, к числу которых может присоединиться каждый.

В этот радостный день, изменивший историю, как никакой другой, когда многие приходят в церковь, в надежде получить благословение неизменных атрибутов пасхального стола русского человека, полезно помнить о том, что «пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1Кор. 8:8), и знать, что Пасха – это не про куличи и яйца, а про Воскресение Иисуса Христа, победившего самого страшного врага –смерть, и восстановившего утраченные отношения Бога и человека. Он приготовил нам нечто несравненно большее, чем мы можем себе представить.

Мы не выбираем восстать ли нам в будущем из мертвых или остаться в могиле. Воскресение неизбежно, независимо от прожитой жизни. Но уже сегодня мы выбираем, как провести ближайшую вечность: принять верой Божий дар и, реализовав его в своей жизни, быть с Иисусом Христом сейчас и в вечности или отказаться от единственного шанса на блаженное бессмертие и обречь себя на вечное плачевное существование без Него. Выбор остается за нами и его цена очень высока.

Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом! (1Кор. 15:57)
#пасха #мысли
7🔥1
Христос воскресе! С Пасхой Господней!
31
Свт. Иоанн Златоуст рассказывает о том, как проводить время после постного периода:

«Прошел пост телесный, но не прошел пост духовный; этот лучше того, и тот установлен для этого. Как тогда, когда вы постились, я говорил вам, что, постясь, можно не поститься, – так и теперь говорю, что можно, не постясь, поститься. Может быть, эти слова кажутся загадкою, но я приведу и разрешение вопроса. Как можно, постясь, не поститься? Это бывает тогда, когда кто-нибудь воздерживается от явств, а не воздерживается от грехов.

Как можно, не постясь, поститься? Это бывает тогда, когда кто-нибудь вкушает пищу, но не услаждается грехом. Этот пост лучше того, и не только лучше, но и легче; во время того поста многие ссылались на свою телесную слабость, на жестокий зуд: я весь в чесотке, говорили они, не могу выносить неомовения; питье воды мне вредно; я не могу употреблять в пищу овощей. Много такого слышал я тогда от многих, а при этом посте нельзя сказать ничего подобного. Пользуйся омовениями, участвуй в трапезе, употребляй вино умеренно, и если хочешь вкушать мясо, никто не препятствует; пользуйся всем, но только воздержись от греха. Видишь ли, как этот пост легок для всех? При нем нельзя ссылаться на слабость телесную; это – чистое дело души» (Слово против упивающихся и о воскресении, сказанное во святую и великую неделю Пасхи).
#иоаннзлатоуст #мораль #духовнаяжизнь #пасха
👍41
🔎Что такое рождение свыше?

Рождение свыше и рождение от воды и Духа – это тождественные понятия (Ин. 3:5,7), которые описывают Таинство Крещения (и его предварительные условия). В догматическом определении Константинопольского собора 1672 года указывается, что «тот, кто не рожден свыше, никак не может сподобиться Небесного Царствия» (Καρμίρης Ἰ. Δογματικὰ καὶ συμβολικὰ μνημεῖα τῆς Ὀρθοδόξου Καθολικὴς Ἐκκλησίας. Graz, 1968. T. 2. Σ. 690). Это духовное возрождение происходит в Таинстве Крещения как с детьми, так и со взрослыми, с той лишь разницей, что «благодать нисходит на младенческую душу и производит в ней все одна, так как бы при сем участвовала и свобода, на том единственно основании, что в будущем сей, не сознающий себя и не действующий лично, младенец, когда придет в сознание, сам охотно посвятит себя Богу, желательно восприимет благодать, нашедши в себе ее действия, рад будет, что она есть, возблагодарит, что так сделано для него, и исповедует, что, если бы в минуту крещения даны были ему смысл и свобода, он не иначе поступил бы, как поступлено, и не захотел бы иного <…> Жизнь духовная, зарожденная благодатию крещения в младенце, станет собственною человеку, явится в полном своем виде, сообразною не только с благодатию, но и с свойством разумной твари с того времени, когда он, возникши к сознанию, свободным произволением посвятит себя Богу и желательным, радостным и благодарным восприятием усвоит себе обретенную в себе благодатную силу. И до сего времени в нем действует жизнь истинно христианская, но как бы без его ведома, действует в нем, а есть еще как бы не его; с минуты же сознания и избрания она становится его собственною, не благодатною только, но и свободною» (свт. Феофан Затворник. Путь ко спасению. М., 2009. С. 26-27).

Православная Церковь учит, что духовное рождение может произойти лишь однажды в жизни, но и рожденный свыше «может после получения оправдания отпасть от благодати из-за неверия или иного смертного греха, приложиться к сатане и сделаться чадом диавола» (определение Константинопольского собора 1672 года). В таком случае, грешнику требуется не новое рождение, а возобновление или восстановление духовной жизни, которое происходит в Таинстве Покаяния (см.: Посл. восточ. патриархов, чл. 16).
#ответынавопросы #вера #духовнаяжизнь #учениецеркви
👍6
Со своими знакомыми преподавателями ПСТГУ записали подкаст «Почитай отца» о красоте, супружеской близости и любви. По-моему, получился интересный выпуск, делюсь с вами

Ссылка на первоначальную статью по теме
#брак #отношения #иоаннзлатоуст #моиработы
5👍1
Мудрый библейский совет:

«Не предавайся печали душею твоею и не мучь себя своею мнительностью; веселье сердца — жизнь человека, и радость мужа — долгоденствие; люби душу твою и утешай сердце твое и удаляй от себя печаль, ибо печаль многих убила, а пользы в ней нет» (Сир.30:22-25).
#библия #мораль #духовнаяжизнь
👍3🔥2
🔎Как быть, если я воспринимаю Православие как систему запретов, везде вижу грех и это вводит меня в состояние уныния?

То, что Вы описываете не редкость, тем не менее, само Ваше ощущение, симптомы переживания Православия показывают, что это ненормально. Евангелие открывает путь примирения с Богом и более полноценного проживания жизни в свободе от греха. И это совсем непохоже на то, что Вы описываете. Да, в Православии есть понятие о греховности человека, о пагубности его положения без Бога, но если на этом все останавливается, то это путь к отчаянию. Свт. Феофан Затворник писал об этом:

«Одно познание своего окаянства и бессилия, с ответственностью и страхом за жизнь и судьбу вечную, безотрадно. Оно приносит только скорбь и тоску, которые, если не растворяются другими утешительными чувствами, расслабляют, а не оживляют, и, что недалеко, оно может ввергнуть в отчаяние неисходное. Кто на этом одном останавливается, тот останавливается как бы на половине дела и, следовательно, не делает ничего. Истины нет здесь, ибо на самом деле не беден только есть человек и погибающ, но есть и обогащаем, и спасаем; есть такое устроение от Господа и Бога нашего, по которому над человеком гибнущим простерто Божественное осенение благодати».

Да, мы грешники, и было бы ошибкой пытаться рассчитаться с Богом, чтобы заслуженно получить Царство Небесное. Никто его не заслуживает, Христос заслужил нам его. И эта вера и надежда на Спасителя должна мотивировать нас жить по закону Божию, а не погружать в безнадежность. Помните, что Бог ищет малейшую возможность спасти человека и Он вовсе не заинтересован, чтобы губить кого-то! При всех возможностях и заботе, которыми Он окружил верующих, погибнуть можно только тому, кто не пытается ничего делать и не стремится к Богу.

«Монахи вообще говорят, что нужно идти в монастырь, потому, что в миру очень сложно спастись».

Ну это они сгущают краски. Приведу слова монаха и подвижника свт. Феофана Затворника:

«Спастися везде можно, и спасение – не от места и не от внешней обстановки, а от внутреннего настроения. Если вера жива, если нет грехов, разлучающих с Богом и благодать Божию погашающих (смертных грехов - С.Ф.), если общение с святой Церковию и исполнение всего церковного прочны, и верны, и усердны, то состояние ваше спасенное, остается вам только блюстись и хранить себя в сем чине жизни, пребывая в памяти о Боге и смерти и держа в душе всегда сокрушенное и смиренное чувство. С таким настроением и в монастыре, и без монастыря спасетесь».

Тут в кратком виде указано все необходимое, что не представляет в действительности большой сложности.

«Возможно у меня какое то извращенное понимание христианства, но для меня христианство — это жизнь в страхе, как бы не согрешить, чтобы в ад не попасть. Постоянное копание в себе, выискивание грехов, очень часто надуманных».

Да, я думаю, что здесь наложилось несколько факторов: собственная мнительность, чтение определенной литературы, отсутствие адекватного церковного окружения и рассудительного духовника. Духовник Вам определенно нужен, который бы направлял и выровнял те искажения, которые Вы уже усвоили для себя.

«Как не сделай — грех. И все это крутится и крутится в голове, и конца краю нет».

На самом деле, нет такого. Это как раз проблема Вашей мнительной совести. Тяжких грехов не так много и без них можно полноценно жить жизнь и радоваться. А если придумывать себе сложности или слушать людей, которые не ссылаются на ясные библейские предписания, а сочиняют нравственные запреты от себя, то действительно можно подумать, что живешь в тюрьме. Да, такого хватает в нашей среде, поэтому нужно максимально сознательно и критически относится к тому, что говорят люди без серьезного обоснования.

Православное наследие гораздо глубже и мудрее тех поверхностных знаний, которые Вы имеете о нем. У Вас много запутанности в голове. Поэтому Вам нужно пройти полноценный курс катехизации (изучения основ веры и нравственности) у себя в районе или онлайн, а также найти духовника, который бы помог на этом пути.
6👍3
Нормы евангельской морали абсолютно практичны и жизненны. Они ведут к созиданию, а не к разрушению человека. Если следование христианским нормам приводит Вас только к унынию и нежеланию жить, значит Вы определенно столкнулись с ложным восприятием Евангелия и делаете что-то не то.
#духовнаяжизнь #проблемыцерковнойжизни
3👍1
📖Каноны Церкви о невозможности повторного брака при жизни супруга.

48 апостольское правило: «Если который мирянин, изгнав свою жену, возьмет другую, или другим отвергнутую: да будет отлучен».

113 правило Карфагенского собора: «Угодно было, чтобы согласно с евангельским и апостольским учением ни муж, оставленный женой, ни жена, покинутая мужем, не вступали в брак с другим лицом, но либо оставались так, либо примирялись между собой. Если они пренебрегут этим, пусть их принудят к покаянию».

48 правило свт. Василия Великого: «Покинутая своим мужем, по моему мнению, должна оставаться так. Ибо Господь сказал: Если кто-то покидает свою жену не из-за вины блуда, тот подает ей повод прелюбодействовать (см. Мф.5:32) – и тем, что назвал ее прелюбодейкой, Он запретил ей сожитие с другим. Возможно ли, чтобы муж подлежал ответственности как виновник прелюбодеяния, а жена, которую Господь назвал прелюбодейкой за сожитие с другим мужем, была безупречна?».

👉Учение Евангелия см. https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/602
#брак #мораль #отношения #учениецеркви
3
Условия выхода из депрессии

«Выход из депрессии, подталкивающей человека к [пагубной] зависимости, заключается в том, чтобы активизировать благодать Крещения, вернувшись к приверженности жизни в Церкви и привязанности ко всему доброму, помимо необходимого медицинского лечения. Бог всегда открывает дверь покаяния, и начало покаяния заключается в том, чтобы человек осознал, что он любим Богом, а затем изменился».

📖Пастырское послание «Семья, радость жизни» (принято Священным Синодом Антиохийского патриархата). URL: https://antiochpatriarchate.org/en/page/2460/
#учениецеркви #духовнаяжизнь
👍2
чтец Сергий Федоров pinned «Тезис из социального учения Константинопольского патриархата о войне («За жизнь мира», V): «Никто – даже если он призван на военную службу, – с нравственной точки зрения не обязан участвовать в действиях, которые, по его убеждению, противоречат правде и заповедям…»
Если мы посмотрим на евангельские заповеди, то увидим, что они не предписывают делать нечто позитивное, но что и так делают обычные люди, даже нерелигиозные. Господь не заповедует матери любить своего ребенка, а ребенку любить свою мать, мужу пылать страстью к жене, приглашать друзей на день рождения, радоваться простым житейским приятностям и т. п. Даже то, что считается нейтральным у людей неверующих, в Евангелии предписывается делать с особой евангельской мотивацией – ради любви к Богу и ближнему. Всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу (Кол.3:23-24). Каждая заповедь предполагает, что истинно доброе дело, которое заслуживает вечной награды от Господа, всегда связано с определенным усилием и/или мотивацией делать это ради Бога. То, что происходит естественно, без особого напряга, то и не имеет особой заслуги, не является добродетелью, как бы оно ни выглядело прекрасным. Даже любовь мужа к жене, которая естественна, заповедана в Новом Завете в особом смысле - как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (Еф.5:25).

Люди часто путают естественные позитивные проявления (включая человеческую любовь) с добродетелями. Но как хорошо сказал один из персонажей К. С. Льюиса, в естественной любви есть то, что ведет в вечность, в естественном обжорстве этого нет. Но в естественной любви есть и то, из-за чего ее можно принять за любовь небесную, и на этом успокоиться. Медь легче принять за золото, чем глину. Если же любовь не преобразить, она загниет, и гниение ее хуже, чем гниение мелких страстей.. Есть только одно благо – Бог. Все остальное – благо, когда смотрит на Него, и зло, когда от Него отвернется (Расторжение брака). Поэтому ничто естественное, если оно не преобразится, не имеет ни заслуги, ни места в Царствии Небесном.
#мораль #духовнаяжизнь #библия #мысли
8👍1
Поэтому когда люди говорят про любовь, то хочется уточнить: о чем именно вы говорите? Если только о чувствах, о влечении, то это замечательно, но это не та любовь, которую можно считать добродетелью и приписывать ей какую-то заслугу или особую ценность. Для меня любовь к близкому человеку (второй половине) связана с добровольной ответственностью и пожизненно взятыми обязательствами перед ним. Любовь – это сознательный ежедневный выбор. Почему взаимные чувства, называемые любовью, не могут оправдывать добрачные интимные отношения? Да потому что люди играют словами, а связать себя раз и навсегда ответственностью и выбрать любить – не могут или не хотят. Пока парень просто говорит девушке «я тебя люблю», за этим еще не стоит ничего серьезного, кроме игры гормонов. Но когда он вступает в брак с осознанием всех последствий этого решения, о которых говорит Слово Божие, то уже демонстрирует нечто иное – «я сделал выбор любить тебя всегда и обратной дороги нет». Только в контексте такого выбора я вижу возможным приобщение ко всем бонусам брака: «Я буду не только гулять с тобой и весело проводить время, когда мне захочется, но и останусь рядом, когда тебе будет грустно и плохо. Мы будем наслаждаться телами друг друга, но также вместе будем решать бытовые проблемы, воспитывать детей, молиться вместе и т.п. Я выбрал любить тебя не только здоровой и красивой, но и в иных положениях, которые могут наступать в этой жизни». Вот про это настоящая любовь, и если люди не имеют намерения так воспринимать свои отношения, то им не нужно быть вместе.
#мысли #брак #отношения
8👍2
Из документа «Пастырское попечение в Русской Православной Церкви о психически больных» (документ комиссии Межсоборного Присутствия, 2020 год):

«Священники, монашествующие, социальные работники приходских общин при общении с психически нездоровыми людьми должны обращать внимание на следующие признаки психического расстройства, при которых необходимо настойчиво рекомендовать обратиться за консультацией к врачам-психиатрам:

1)                состояния с неумеренным ограничением приема пищи и воды, в том числе под видом поста, высказывание идей особой греховности с наложением на себя особых молитвенных правил, с утратой послушания священнику в отношении духовной жизни, уверенностью в своей особой правоте;
2)                депрессивные состояния с выраженным чувством тоски, безысходности, отчаянием, утратой жизненной перспективы, с идеями самообвинения и уничижения, малоценности, чрезмерной греховности;
3)                депрессивные состояния с размышлениями о бессмысленности и бесцельности жизни, антивитальными размышлениями, суицидальными мыслями и намерениями;
4)                депрессивные состояния с чувством богооставленности, утратой смысла в жизни и надежды на милосердие Божие, «окамененное бесчувствие»;
5)                упоминание о наличии «голосов» внутри головы или извне оскорбляющего, комментирующего или приказывающего характера;
6)                состояния резкой заторможенности, «сна наяву», при которых человек не реагирует на окружающих людей и попытки привлечь его внимание, длительное застывание в одном положении, отказ от пищи и воды, немота;
7)                идеи своей особой избранности, мессианского или пророческого служения, сопровождающиеся приливом сил, энергии, сокращением ночного сна;
8)                состояния беспричинной веселости с беспорядочной повышенной активностью, неконтролируемым наплывом мыслей и переоценкой своих возможностей, с неадекватными идеями общественного или церковного переустройства;
9)                эпизоды немотивированной агрессии по отношению к окружающим, ранее не свойственные человеку рискованные и антиобщественные поступки, грубые расстройства влечений (воровство, бродяжничество, сексуальные перверсии, наркомания, алкоголизм);
10)           высказывание необоснованных идей преследования, воздействия (гипнозом, радиоволнами, излучениями и т. д.), управления, угрозы жизни (особенно опасны при наличии активного поведения в соответствии с содержанием идей, поиска конкретных виновников преследования, высказываний о желании контакта с ними);
11)           ощущение нереальности и «подстроенности» окружающей обстановки, ощущение себя в центре борьбы сил добра и зла, яркие и повторяющиеся состояния «озарения», «прозрения», видения, идеи бесоодержимости с чувством овладения движениями, мыслями и поступками;
12)           появление навязчивых идей загрязнения, многократного мытья рук, длительных перепроверок, навязчивые ритуальные действия, наличие навязчивых идей хульного содержания;
13)           нарастающее падение работоспособности, чрезмерная утомляемость, не адекватная нагрузке, прогрессирующее снижение памяти и интеллектуальных способностей, утрата навыков самообслуживания (пожилой и старческий возраст);
14)           патологическая уверенность в своей избыточной полноте, сознательное ограничение в еде с целью похудания, приводящее к нарастающему физическому истощению и появлению суицидальных тенденций (особенно в молодом возрасте);
15)           отставание в развитии речи, интеллектуальном развитии и нарушение поведения в раннем детском возрасте, несвоевременное формирование навыков самообслуживания, неадекватное поведение в детском саду и школе, хроническая неуспеваемость в школе».
https://www.diaconia.ru/pastyrskoe-popechenie-o-psikhicheski-bolnykh
#проблемыцерковнойжизни