чтец Сергий Федоров – Telegram
чтец Сергий Федоров
756 subscribers
378 photos
7 videos
29 files
455 links
Магистр богословия / Катехизатор / Религиовед / Клирик Русской Православной Церкви (МП)

Для тех, кто хочет быть православным и не отключать голову

Задать мне вопрос https://news.1rj.ru/str/lector_sergey_bot

Поддержать меня 5469 4000 4166 2961 (сбер)
Download Telegram
Со своими знакомыми преподавателями ПСТГУ записали подкаст «Почитай отца» о красоте, супружеской близости и любви. По-моему, получился интересный выпуск, делюсь с вами

Ссылка на первоначальную статью по теме
#брак #отношения #иоаннзлатоуст #моиработы
5👍1
Мудрый библейский совет:

«Не предавайся печали душею твоею и не мучь себя своею мнительностью; веселье сердца — жизнь человека, и радость мужа — долгоденствие; люби душу твою и утешай сердце твое и удаляй от себя печаль, ибо печаль многих убила, а пользы в ней нет» (Сир.30:22-25).
#библия #мораль #духовнаяжизнь
👍3🔥2
🔎Как быть, если я воспринимаю Православие как систему запретов, везде вижу грех и это вводит меня в состояние уныния?

То, что Вы описываете не редкость, тем не менее, само Ваше ощущение, симптомы переживания Православия показывают, что это ненормально. Евангелие открывает путь примирения с Богом и более полноценного проживания жизни в свободе от греха. И это совсем непохоже на то, что Вы описываете. Да, в Православии есть понятие о греховности человека, о пагубности его положения без Бога, но если на этом все останавливается, то это путь к отчаянию. Свт. Феофан Затворник писал об этом:

«Одно познание своего окаянства и бессилия, с ответственностью и страхом за жизнь и судьбу вечную, безотрадно. Оно приносит только скорбь и тоску, которые, если не растворяются другими утешительными чувствами, расслабляют, а не оживляют, и, что недалеко, оно может ввергнуть в отчаяние неисходное. Кто на этом одном останавливается, тот останавливается как бы на половине дела и, следовательно, не делает ничего. Истины нет здесь, ибо на самом деле не беден только есть человек и погибающ, но есть и обогащаем, и спасаем; есть такое устроение от Господа и Бога нашего, по которому над человеком гибнущим простерто Божественное осенение благодати».

Да, мы грешники, и было бы ошибкой пытаться рассчитаться с Богом, чтобы заслуженно получить Царство Небесное. Никто его не заслуживает, Христос заслужил нам его. И эта вера и надежда на Спасителя должна мотивировать нас жить по закону Божию, а не погружать в безнадежность. Помните, что Бог ищет малейшую возможность спасти человека и Он вовсе не заинтересован, чтобы губить кого-то! При всех возможностях и заботе, которыми Он окружил верующих, погибнуть можно только тому, кто не пытается ничего делать и не стремится к Богу.

«Монахи вообще говорят, что нужно идти в монастырь, потому, что в миру очень сложно спастись».

Ну это они сгущают краски. Приведу слова монаха и подвижника свт. Феофана Затворника:

«Спастися везде можно, и спасение – не от места и не от внешней обстановки, а от внутреннего настроения. Если вера жива, если нет грехов, разлучающих с Богом и благодать Божию погашающих (смертных грехов - С.Ф.), если общение с святой Церковию и исполнение всего церковного прочны, и верны, и усердны, то состояние ваше спасенное, остается вам только блюстись и хранить себя в сем чине жизни, пребывая в памяти о Боге и смерти и держа в душе всегда сокрушенное и смиренное чувство. С таким настроением и в монастыре, и без монастыря спасетесь».

Тут в кратком виде указано все необходимое, что не представляет в действительности большой сложности.

«Возможно у меня какое то извращенное понимание христианства, но для меня христианство — это жизнь в страхе, как бы не согрешить, чтобы в ад не попасть. Постоянное копание в себе, выискивание грехов, очень часто надуманных».

Да, я думаю, что здесь наложилось несколько факторов: собственная мнительность, чтение определенной литературы, отсутствие адекватного церковного окружения и рассудительного духовника. Духовник Вам определенно нужен, который бы направлял и выровнял те искажения, которые Вы уже усвоили для себя.

«Как не сделай — грех. И все это крутится и крутится в голове, и конца краю нет».

На самом деле, нет такого. Это как раз проблема Вашей мнительной совести. Тяжких грехов не так много и без них можно полноценно жить жизнь и радоваться. А если придумывать себе сложности или слушать людей, которые не ссылаются на ясные библейские предписания, а сочиняют нравственные запреты от себя, то действительно можно подумать, что живешь в тюрьме. Да, такого хватает в нашей среде, поэтому нужно максимально сознательно и критически относится к тому, что говорят люди без серьезного обоснования.

Православное наследие гораздо глубже и мудрее тех поверхностных знаний, которые Вы имеете о нем. У Вас много запутанности в голове. Поэтому Вам нужно пройти полноценный курс катехизации (изучения основ веры и нравственности) у себя в районе или онлайн, а также найти духовника, который бы помог на этом пути.
6👍3
Нормы евангельской морали абсолютно практичны и жизненны. Они ведут к созиданию, а не к разрушению человека. Если следование христианским нормам приводит Вас только к унынию и нежеланию жить, значит Вы определенно столкнулись с ложным восприятием Евангелия и делаете что-то не то.
#духовнаяжизнь #проблемыцерковнойжизни
3👍1
📖Каноны Церкви о невозможности повторного брака при жизни супруга.

48 апостольское правило: «Если который мирянин, изгнав свою жену, возьмет другую, или другим отвергнутую: да будет отлучен».

113 правило Карфагенского собора: «Угодно было, чтобы согласно с евангельским и апостольским учением ни муж, оставленный женой, ни жена, покинутая мужем, не вступали в брак с другим лицом, но либо оставались так, либо примирялись между собой. Если они пренебрегут этим, пусть их принудят к покаянию».

48 правило свт. Василия Великого: «Покинутая своим мужем, по моему мнению, должна оставаться так. Ибо Господь сказал: Если кто-то покидает свою жену не из-за вины блуда, тот подает ей повод прелюбодействовать (см. Мф.5:32) – и тем, что назвал ее прелюбодейкой, Он запретил ей сожитие с другим. Возможно ли, чтобы муж подлежал ответственности как виновник прелюбодеяния, а жена, которую Господь назвал прелюбодейкой за сожитие с другим мужем, была безупречна?».

👉Учение Евангелия см. https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/602
#брак #мораль #отношения #учениецеркви
3
Условия выхода из депрессии

«Выход из депрессии, подталкивающей человека к [пагубной] зависимости, заключается в том, чтобы активизировать благодать Крещения, вернувшись к приверженности жизни в Церкви и привязанности ко всему доброму, помимо необходимого медицинского лечения. Бог всегда открывает дверь покаяния, и начало покаяния заключается в том, чтобы человек осознал, что он любим Богом, а затем изменился».

📖Пастырское послание «Семья, радость жизни» (принято Священным Синодом Антиохийского патриархата). URL: https://antiochpatriarchate.org/en/page/2460/
#учениецеркви #духовнаяжизнь
👍2
чтец Сергий Федоров pinned «Тезис из социального учения Константинопольского патриархата о войне («За жизнь мира», V): «Никто – даже если он призван на военную службу, – с нравственной точки зрения не обязан участвовать в действиях, которые, по его убеждению, противоречат правде и заповедям…»
Если мы посмотрим на евангельские заповеди, то увидим, что они не предписывают делать нечто позитивное, но что и так делают обычные люди, даже нерелигиозные. Господь не заповедует матери любить своего ребенка, а ребенку любить свою мать, мужу пылать страстью к жене, приглашать друзей на день рождения, радоваться простым житейским приятностям и т. п. Даже то, что считается нейтральным у людей неверующих, в Евангелии предписывается делать с особой евангельской мотивацией – ради любви к Богу и ближнему. Всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу (Кол.3:23-24). Каждая заповедь предполагает, что истинно доброе дело, которое заслуживает вечной награды от Господа, всегда связано с определенным усилием и/или мотивацией делать это ради Бога. То, что происходит естественно, без особого напряга, то и не имеет особой заслуги, не является добродетелью, как бы оно ни выглядело прекрасным. Даже любовь мужа к жене, которая естественна, заповедана в Новом Завете в особом смысле - как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (Еф.5:25).

Люди часто путают естественные позитивные проявления (включая человеческую любовь) с добродетелями. Но как хорошо сказал один из персонажей К. С. Льюиса, в естественной любви есть то, что ведет в вечность, в естественном обжорстве этого нет. Но в естественной любви есть и то, из-за чего ее можно принять за любовь небесную, и на этом успокоиться. Медь легче принять за золото, чем глину. Если же любовь не преобразить, она загниет, и гниение ее хуже, чем гниение мелких страстей.. Есть только одно благо – Бог. Все остальное – благо, когда смотрит на Него, и зло, когда от Него отвернется (Расторжение брака). Поэтому ничто естественное, если оно не преобразится, не имеет ни заслуги, ни места в Царствии Небесном.
#мораль #духовнаяжизнь #библия #мысли
8👍1
Поэтому когда люди говорят про любовь, то хочется уточнить: о чем именно вы говорите? Если только о чувствах, о влечении, то это замечательно, но это не та любовь, которую можно считать добродетелью и приписывать ей какую-то заслугу или особую ценность. Для меня любовь к близкому человеку (второй половине) связана с добровольной ответственностью и пожизненно взятыми обязательствами перед ним. Любовь – это сознательный ежедневный выбор. Почему взаимные чувства, называемые любовью, не могут оправдывать добрачные интимные отношения? Да потому что люди играют словами, а связать себя раз и навсегда ответственностью и выбрать любить – не могут или не хотят. Пока парень просто говорит девушке «я тебя люблю», за этим еще не стоит ничего серьезного, кроме игры гормонов. Но когда он вступает в брак с осознанием всех последствий этого решения, о которых говорит Слово Божие, то уже демонстрирует нечто иное – «я сделал выбор любить тебя всегда и обратной дороги нет». Только в контексте такого выбора я вижу возможным приобщение ко всем бонусам брака: «Я буду не только гулять с тобой и весело проводить время, когда мне захочется, но и останусь рядом, когда тебе будет грустно и плохо. Мы будем наслаждаться телами друг друга, но также вместе будем решать бытовые проблемы, воспитывать детей, молиться вместе и т.п. Я выбрал любить тебя не только здоровой и красивой, но и в иных положениях, которые могут наступать в этой жизни». Вот про это настоящая любовь, и если люди не имеют намерения так воспринимать свои отношения, то им не нужно быть вместе.
#мысли #брак #отношения
8👍2
Из документа «Пастырское попечение в Русской Православной Церкви о психически больных» (документ комиссии Межсоборного Присутствия, 2020 год):

«Священники, монашествующие, социальные работники приходских общин при общении с психически нездоровыми людьми должны обращать внимание на следующие признаки психического расстройства, при которых необходимо настойчиво рекомендовать обратиться за консультацией к врачам-психиатрам:

1)                состояния с неумеренным ограничением приема пищи и воды, в том числе под видом поста, высказывание идей особой греховности с наложением на себя особых молитвенных правил, с утратой послушания священнику в отношении духовной жизни, уверенностью в своей особой правоте;
2)                депрессивные состояния с выраженным чувством тоски, безысходности, отчаянием, утратой жизненной перспективы, с идеями самообвинения и уничижения, малоценности, чрезмерной греховности;
3)                депрессивные состояния с размышлениями о бессмысленности и бесцельности жизни, антивитальными размышлениями, суицидальными мыслями и намерениями;
4)                депрессивные состояния с чувством богооставленности, утратой смысла в жизни и надежды на милосердие Божие, «окамененное бесчувствие»;
5)                упоминание о наличии «голосов» внутри головы или извне оскорбляющего, комментирующего или приказывающего характера;
6)                состояния резкой заторможенности, «сна наяву», при которых человек не реагирует на окружающих людей и попытки привлечь его внимание, длительное застывание в одном положении, отказ от пищи и воды, немота;
7)                идеи своей особой избранности, мессианского или пророческого служения, сопровождающиеся приливом сил, энергии, сокращением ночного сна;
8)                состояния беспричинной веселости с беспорядочной повышенной активностью, неконтролируемым наплывом мыслей и переоценкой своих возможностей, с неадекватными идеями общественного или церковного переустройства;
9)                эпизоды немотивированной агрессии по отношению к окружающим, ранее не свойственные человеку рискованные и антиобщественные поступки, грубые расстройства влечений (воровство, бродяжничество, сексуальные перверсии, наркомания, алкоголизм);
10)           высказывание необоснованных идей преследования, воздействия (гипнозом, радиоволнами, излучениями и т. д.), управления, угрозы жизни (особенно опасны при наличии активного поведения в соответствии с содержанием идей, поиска конкретных виновников преследования, высказываний о желании контакта с ними);
11)           ощущение нереальности и «подстроенности» окружающей обстановки, ощущение себя в центре борьбы сил добра и зла, яркие и повторяющиеся состояния «озарения», «прозрения», видения, идеи бесоодержимости с чувством овладения движениями, мыслями и поступками;
12)           появление навязчивых идей загрязнения, многократного мытья рук, длительных перепроверок, навязчивые ритуальные действия, наличие навязчивых идей хульного содержания;
13)           нарастающее падение работоспособности, чрезмерная утомляемость, не адекватная нагрузке, прогрессирующее снижение памяти и интеллектуальных способностей, утрата навыков самообслуживания (пожилой и старческий возраст);
14)           патологическая уверенность в своей избыточной полноте, сознательное ограничение в еде с целью похудания, приводящее к нарастающему физическому истощению и появлению суицидальных тенденций (особенно в молодом возрасте);
15)           отставание в развитии речи, интеллектуальном развитии и нарушение поведения в раннем детском возрасте, несвоевременное формирование навыков самообслуживания, неадекватное поведение в детском саду и школе, хроническая неуспеваемость в школе».
https://www.diaconia.ru/pastyrskoe-popechenie-o-psikhicheski-bolnykh
#проблемыцерковнойжизни
Братья и сестры, вы можете предлагать к рассмотрению конкретные темы и вопросы, связанными с Православием и христианским образом жизни (особенно те, которые волнуют и не было возможности/боязно спросить у священника), по которым вам может быть интересно мое мнение. Можете писать их в комментариях под этой записью, а я по мере возможностей постараюсь делать посты по предложенным вопросам.
👍1
чтец Сергий Федоров pinned «Братья и сестры, вы можете предлагать к рассмотрению конкретные темы и вопросы, связанными с Православием и христианским образом жизни (особенно те, которые волнуют и не было возможности/боязно спросить у священника), по которым вам может быть интересно мое…»
Часто можно слышать утверждение: «Бог один, а религии разные». С формальной стороны оно справедливо. Действительно, Бог может быть только один в принципе, но при этом в мире существуют разные религии. Ошибка происходит тогда, когда делается вывод, что эти разные религии одинаково хорошо ведут к Богу. Москва одна, но маршрутных карт может быть много. Но это вовсе не значит, что все они одинаково верны и точны и, что тот, кто пользуется ими, обязательно доберется до цели и не заблудится.
http://pravblog.ru/apologetika/ne-vse-dorogi-vedut-v-rim/
#вера
6👍2
5 фактов обо мне

1. Родился в многодетной семье, старший из пяти братьев.

2. Помимо школы учился 12 лет, из них 8 - очно. Имею два высших образования.

3. Проходил срочную военную службу в 24 года, уже после окончания очного обучения.

4. Женат на прекрасной девушке. Воспитываю дочь.

5. В свободное время люблю читать и проводить его с близкими людьми.

Предлагаю вам тоже написать немного о себе в комментариях под этой записью.
24
🔎Актуален ли ветхозаветный закон Моисеев после прихода в мир Спасителя?

Сам Спаситель сказал в Нагорной проповеди: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф.5:17). Однако нужно принимать во внимание, что в Ветхом Завете было три вида предписаний: нравственные, обрядовые и судебные. Первые (прежде всего, знаменитые десять заповедей) сохраняют свою актуальность для христиан в полной мере (Мф.19:17), последние два – исполнили свое предназначение с приходом Христа и мы их не должны исполнять.

Также нужно помнить, что жертва Христа не отменила обязательность исполнения библейских заповедей для нашего спасения. Напротив, она вывела нас из под проклятья закона с тем, чтобы мы, будучи оправданными от прежних грехов через веру и Крещение, получили благодатную силу для полноценной жизни по закону Божию.
#ответынавопросы #мораль #библия
👍32
Святой праведный Николай Кавасила (1322–1397/8) рассуждает о свободе и справедливости, что не теряет своей актуальности:

«Как может укрепить державу такой государственный строй, при котором в жизни нет свободы? Нет у людей ничего равного свободе — ни золото, ни земельные наделы, ни самые высокие почести не имеют такой ценности. Тому, кто правит державой, [в которой нет свободы], нужно либо всех держать под стражей и надзором, взяв в осаду собственных подданных, словно врагов, либо, дав хоть немного слабины, немедленно потерять всю власть, поскольку никто не захочет быть рабом. Если же все будут под стражей, то что пользы от них будет для них ли самих или для общественного блага? Если никто не будет господином собственного имущества, но во власти правителя будет делать с ним, что угодно; если при одном упоминании слова «государство» все будут дрожать и бояться за свое имущество, кто — какой ремесленник, землепашец, купец — станет трудиться ради дохода, сознавая, что плоды его трудов достанутся другим? Живя в нищете, кто станет упражняться в мудрости, изучать военное дело, входить в тонкости законов или осваивать искусство полководца? Да и государственным доходам откуда взяться, если повсюду господствует бедность?

Поэтому-то разумные правители считали своим [основным] делом защиту справедливости и свободы подданных. А чтобы в их городах ничто не причиняло [свободе и справедливости] ущерба — ни изнутри, ни со стороны внешних недоброжелателей — они готовились к обеим возможностям: и к войне, и к миру; для врагов они готовили стены и оружие, а для своих — суды и законы. А коль скоро это так, не кажется ли глупой нелепостью, что те, кто должен брать в руки оружие, чтобы не допустить насилия и беззакония, вооружаются путем беззаконного насилия над подданными?» (Sermo contra zelatores. Перевод П. Пашкова).
#мораль
👍3🔥1🤔1
Принося Богу молитвы, полезно помнить принцип, излагаемый свт. Григорием Великим:

«Бог не слышит молитвы тех, которые не уделяют внимания своей молитве».
#духовнаяжизнь
👍41
Для меня православно-христианский образ жизни - не набор ограничений, который обедняет и обесценивает жизнь с ее возможностями, а наоборот - цельное мировоззрение, которое позволяет наилучшим образом выстраивать жизнь, достойную человека. Мой разум и сердце согласны с мудростью и справедливостью каждой из библейских заповедей. Это мое искреннее убеждение.
#мысли #мораль
13👍3🔥1
👻Существуют ли привидения (неприкаянные души)?

Церковь верует, «что души умерших находятся в состоянии покоя или мучения, в соответствии со своими делами. Отделившись от своих тел, они немедленно переходят или к радости, или к печали и плачу; однако, общепризнанно, что ни их блаженство, ни осуждение не являются совершенными» (Посл. восточ. патриархов, чл. 18). Местопребыванием праведных является рай, грешников – ад. Души не бродят по земле и не живут в домах. Случаи видений блуждающих духов св. Иоанн Златоуст объясняет демоническим действием, из-за которого «многие верят, будто после смерти души постоянно блуждают. Но это – басни детей и старух, и остерегайтесь верить им, когда вас привлекают такими вымыслами» (Толкование на пророка Исаию, гл. 8).

Однако иногда души могут являться живым для особых целей, но это происходит только по велению Бога. Если бы они могли являться по своему собственному произволу, в таком случае их явления были бы, конечно, гораздо чаще, чем как есть на самом деле. Поэтому ко всему тому, что говорят и пишут о явлениях усопших, нужно относиться с большой осторожностью.
#ответынавопросы #учениецеркви #иоаннзлатоуст
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍8
В сегодняшнем евангельском чтении Спаситель говорит народу: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» (Ин.6:53-55). Эти слова звучали странно и скандально для первых слушателей, также они звучат и сегодня. Тем не менее, причастие подлинных Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина является одной из важнейших заповедей Господа для верующих в Него.

Это причастие существует только в Церкви, где есть законные апостольские преемники – епископы. В Православной Церкви нам открывается не только душеполезная теория – учение Христово, но и возможность реального (в самом прямом смысле) общения с Господом Иисусом Христом, когда Он физически входит в нас и живет. Можно быть успешным человеком, можно делать всю жизнь добрые дела людям, но если ты не причащаешься Христа, то все напрасно. Потому что Он Сам сказал: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни».
#вера #духовнаяжизнь #библия #мысли
5