чтец Сергий Федоров – Telegram
чтец Сергий Федоров
757 subscribers
378 photos
7 videos
29 files
455 links
Магистр богословия / Катехизатор / Религиовед / Клирик Русской Православной Церкви (МП)

Для тех, кто хочет быть православным и не отключать голову

Задать мне вопрос https://news.1rj.ru/str/lector_sergey_bot

Поддержать меня 5469 4000 4166 2961 (сбер)
Download Telegram
Из документа «Пастырское попечение в Русской Православной Церкви о психически больных» (документ комиссии Межсоборного Присутствия, 2020 год):

«Священники, монашествующие, социальные работники приходских общин при общении с психически нездоровыми людьми должны обращать внимание на следующие признаки психического расстройства, при которых необходимо настойчиво рекомендовать обратиться за консультацией к врачам-психиатрам:

1)                состояния с неумеренным ограничением приема пищи и воды, в том числе под видом поста, высказывание идей особой греховности с наложением на себя особых молитвенных правил, с утратой послушания священнику в отношении духовной жизни, уверенностью в своей особой правоте;
2)                депрессивные состояния с выраженным чувством тоски, безысходности, отчаянием, утратой жизненной перспективы, с идеями самообвинения и уничижения, малоценности, чрезмерной греховности;
3)                депрессивные состояния с размышлениями о бессмысленности и бесцельности жизни, антивитальными размышлениями, суицидальными мыслями и намерениями;
4)                депрессивные состояния с чувством богооставленности, утратой смысла в жизни и надежды на милосердие Божие, «окамененное бесчувствие»;
5)                упоминание о наличии «голосов» внутри головы или извне оскорбляющего, комментирующего или приказывающего характера;
6)                состояния резкой заторможенности, «сна наяву», при которых человек не реагирует на окружающих людей и попытки привлечь его внимание, длительное застывание в одном положении, отказ от пищи и воды, немота;
7)                идеи своей особой избранности, мессианского или пророческого служения, сопровождающиеся приливом сил, энергии, сокращением ночного сна;
8)                состояния беспричинной веселости с беспорядочной повышенной активностью, неконтролируемым наплывом мыслей и переоценкой своих возможностей, с неадекватными идеями общественного или церковного переустройства;
9)                эпизоды немотивированной агрессии по отношению к окружающим, ранее не свойственные человеку рискованные и антиобщественные поступки, грубые расстройства влечений (воровство, бродяжничество, сексуальные перверсии, наркомания, алкоголизм);
10)           высказывание необоснованных идей преследования, воздействия (гипнозом, радиоволнами, излучениями и т. д.), управления, угрозы жизни (особенно опасны при наличии активного поведения в соответствии с содержанием идей, поиска конкретных виновников преследования, высказываний о желании контакта с ними);
11)           ощущение нереальности и «подстроенности» окружающей обстановки, ощущение себя в центре борьбы сил добра и зла, яркие и повторяющиеся состояния «озарения», «прозрения», видения, идеи бесоодержимости с чувством овладения движениями, мыслями и поступками;
12)           появление навязчивых идей загрязнения, многократного мытья рук, длительных перепроверок, навязчивые ритуальные действия, наличие навязчивых идей хульного содержания;
13)           нарастающее падение работоспособности, чрезмерная утомляемость, не адекватная нагрузке, прогрессирующее снижение памяти и интеллектуальных способностей, утрата навыков самообслуживания (пожилой и старческий возраст);
14)           патологическая уверенность в своей избыточной полноте, сознательное ограничение в еде с целью похудания, приводящее к нарастающему физическому истощению и появлению суицидальных тенденций (особенно в молодом возрасте);
15)           отставание в развитии речи, интеллектуальном развитии и нарушение поведения в раннем детском возрасте, несвоевременное формирование навыков самообслуживания, неадекватное поведение в детском саду и школе, хроническая неуспеваемость в школе».
https://www.diaconia.ru/pastyrskoe-popechenie-o-psikhicheski-bolnykh
#проблемыцерковнойжизни
Братья и сестры, вы можете предлагать к рассмотрению конкретные темы и вопросы, связанными с Православием и христианским образом жизни (особенно те, которые волнуют и не было возможности/боязно спросить у священника), по которым вам может быть интересно мое мнение. Можете писать их в комментариях под этой записью, а я по мере возможностей постараюсь делать посты по предложенным вопросам.
👍1
чтец Сергий Федоров pinned «Братья и сестры, вы можете предлагать к рассмотрению конкретные темы и вопросы, связанными с Православием и христианским образом жизни (особенно те, которые волнуют и не было возможности/боязно спросить у священника), по которым вам может быть интересно мое…»
Часто можно слышать утверждение: «Бог один, а религии разные». С формальной стороны оно справедливо. Действительно, Бог может быть только один в принципе, но при этом в мире существуют разные религии. Ошибка происходит тогда, когда делается вывод, что эти разные религии одинаково хорошо ведут к Богу. Москва одна, но маршрутных карт может быть много. Но это вовсе не значит, что все они одинаково верны и точны и, что тот, кто пользуется ими, обязательно доберется до цели и не заблудится.
http://pravblog.ru/apologetika/ne-vse-dorogi-vedut-v-rim/
#вера
6👍2
5 фактов обо мне

1. Родился в многодетной семье, старший из пяти братьев.

2. Помимо школы учился 12 лет, из них 8 - очно. Имею два высших образования.

3. Проходил срочную военную службу в 24 года, уже после окончания очного обучения.

4. Женат на прекрасной девушке. Воспитываю дочь.

5. В свободное время люблю читать и проводить его с близкими людьми.

Предлагаю вам тоже написать немного о себе в комментариях под этой записью.
24
🔎Актуален ли ветхозаветный закон Моисеев после прихода в мир Спасителя?

Сам Спаситель сказал в Нагорной проповеди: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф.5:17). Однако нужно принимать во внимание, что в Ветхом Завете было три вида предписаний: нравственные, обрядовые и судебные. Первые (прежде всего, знаменитые десять заповедей) сохраняют свою актуальность для христиан в полной мере (Мф.19:17), последние два – исполнили свое предназначение с приходом Христа и мы их не должны исполнять.

Также нужно помнить, что жертва Христа не отменила обязательность исполнения библейских заповедей для нашего спасения. Напротив, она вывела нас из под проклятья закона с тем, чтобы мы, будучи оправданными от прежних грехов через веру и Крещение, получили благодатную силу для полноценной жизни по закону Божию.
#ответынавопросы #мораль #библия
👍32
Святой праведный Николай Кавасила (1322–1397/8) рассуждает о свободе и справедливости, что не теряет своей актуальности:

«Как может укрепить державу такой государственный строй, при котором в жизни нет свободы? Нет у людей ничего равного свободе — ни золото, ни земельные наделы, ни самые высокие почести не имеют такой ценности. Тому, кто правит державой, [в которой нет свободы], нужно либо всех держать под стражей и надзором, взяв в осаду собственных подданных, словно врагов, либо, дав хоть немного слабины, немедленно потерять всю власть, поскольку никто не захочет быть рабом. Если же все будут под стражей, то что пользы от них будет для них ли самих или для общественного блага? Если никто не будет господином собственного имущества, но во власти правителя будет делать с ним, что угодно; если при одном упоминании слова «государство» все будут дрожать и бояться за свое имущество, кто — какой ремесленник, землепашец, купец — станет трудиться ради дохода, сознавая, что плоды его трудов достанутся другим? Живя в нищете, кто станет упражняться в мудрости, изучать военное дело, входить в тонкости законов или осваивать искусство полководца? Да и государственным доходам откуда взяться, если повсюду господствует бедность?

Поэтому-то разумные правители считали своим [основным] делом защиту справедливости и свободы подданных. А чтобы в их городах ничто не причиняло [свободе и справедливости] ущерба — ни изнутри, ни со стороны внешних недоброжелателей — они готовились к обеим возможностям: и к войне, и к миру; для врагов они готовили стены и оружие, а для своих — суды и законы. А коль скоро это так, не кажется ли глупой нелепостью, что те, кто должен брать в руки оружие, чтобы не допустить насилия и беззакония, вооружаются путем беззаконного насилия над подданными?» (Sermo contra zelatores. Перевод П. Пашкова).
#мораль
👍3🔥1🤔1
Принося Богу молитвы, полезно помнить принцип, излагаемый свт. Григорием Великим:

«Бог не слышит молитвы тех, которые не уделяют внимания своей молитве».
#духовнаяжизнь
👍41
Для меня православно-христианский образ жизни - не набор ограничений, который обедняет и обесценивает жизнь с ее возможностями, а наоборот - цельное мировоззрение, которое позволяет наилучшим образом выстраивать жизнь, достойную человека. Мой разум и сердце согласны с мудростью и справедливостью каждой из библейских заповедей. Это мое искреннее убеждение.
#мысли #мораль
13👍3🔥1
👻Существуют ли привидения (неприкаянные души)?

Церковь верует, «что души умерших находятся в состоянии покоя или мучения, в соответствии со своими делами. Отделившись от своих тел, они немедленно переходят или к радости, или к печали и плачу; однако, общепризнанно, что ни их блаженство, ни осуждение не являются совершенными» (Посл. восточ. патриархов, чл. 18). Местопребыванием праведных является рай, грешников – ад. Души не бродят по земле и не живут в домах. Случаи видений блуждающих духов св. Иоанн Златоуст объясняет демоническим действием, из-за которого «многие верят, будто после смерти души постоянно блуждают. Но это – басни детей и старух, и остерегайтесь верить им, когда вас привлекают такими вымыслами» (Толкование на пророка Исаию, гл. 8).

Однако иногда души могут являться живым для особых целей, но это происходит только по велению Бога. Если бы они могли являться по своему собственному произволу, в таком случае их явления были бы, конечно, гораздо чаще, чем как есть на самом деле. Поэтому ко всему тому, что говорят и пишут о явлениях усопших, нужно относиться с большой осторожностью.
#ответынавопросы #учениецеркви #иоаннзлатоуст
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍8
В сегодняшнем евангельском чтении Спаситель говорит народу: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» (Ин.6:53-55). Эти слова звучали странно и скандально для первых слушателей, также они звучат и сегодня. Тем не менее, причастие подлинных Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина является одной из важнейших заповедей Господа для верующих в Него.

Это причастие существует только в Церкви, где есть законные апостольские преемники – епископы. В Православной Церкви нам открывается не только душеполезная теория – учение Христово, но и возможность реального (в самом прямом смысле) общения с Господом Иисусом Христом, когда Он физически входит в нас и живет. Можно быть успешным человеком, можно делать всю жизнь добрые дела людям, но если ты не причащаешься Христа, то все напрасно. Потому что Он Сам сказал: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни».
#вера #духовнаяжизнь #библия #мысли
5
Многие люди в нашем обществе называют себя верующими в Бога, большинство из них крещено в Православной Церкви. Понятия «верующий в Бога» и «православный христианин» настолько размылись сегодня, что даже церковные люди не могут внятно сказать, что стоит за этим понятием. Поэтому и придумали такое невнятное понятие как «невоцерковленный православный». «Мои соседи/родственники, конечно, люди верующие (они же сами себя таковыми считают), просто невоцерковленные. Они приходят два раза в год в церковь, но Библию не читают, заповеди не соблюдают. Что, вы называете их неверующими? Кто вам дал право судить об этом? А вы сам-то верующий?» Типичный диалог, согласитесь.

На самом деле, существует конкретное церковное определение веры в Бога, познакомьтесь с ним и запомните. В «Пространном христианском катихизисе» читаем: Веровать в Бога значит иметь живую уверенность в Его бытии, свойствах и действиях и всем сердцем принимать откровение Его о спасении человеческого рода (О первом члене Символа веры). Итак, не существует никаких «невоцерковленных православных», «верующих в душе», «верующих, но без фанатизма», «верующих во "что-то там есть"» и т.д. Есть верующие (=знающие и всецело принимающие Откровение Бога через Иисуса Христа) и неверующие (все остальные).
#вера #духовнаяжизнь #мысли
👍72
5 МАЛОИЗВЕСТНЫХ ФАКТОВ О ВЕЛИКОМУЧЕНИКЕ ГЕОРГИЕ ПОБЕДОНОСЦЕ

1. Святой Георгий называется Победоносцем не по причине военных достижений или поражения змея, а как победитель в духовной брани и мученик за веру в Иисуса Христа.

2. Поскольку житие святого имеет большое количество различных вариаций, очень трудно установить какие факты и сведения его жизни являются подлинными. Согласно апокрифическим житиям, Георгий претерпел мучения при легендарном персидском царе Дадиане (Дакиане, Датиане или даже при 72 царях) в Лидде (Диосполь в Палестине). В более поздних вариантах жития, царь Дадиан превращен агиографами в имп. Диоклетиана, а действие перенесено из Лидды в Никомидию. Вероятно, процесс трансформации был постепенным, т. к. прп. Роман Сладкопевец († после 555) упоминает имп. Диоклетиана, но местом казни еще называет Лидду. Житие Георгия продолжало перерабатываться на протяжении всего византийского периода. К сожалению, мы практически не имеем достоверных данных о его жизни, кроме того, что такой святой существовал и пострадал за веру в доконстантиновскую эпоху (возможно был воином).

3. «Чудо о змие» - одно из самых известных сказаний о чудесах, связанных со св. Георгием. В греческой традиции оно считается единственным прижизненным чудом святого, однако в славянской и др. относится к числу посмертных, как и все остальные чудеса мученика. Легенда о победе над чудовищем имеет средневековое происхождение (XII-XIII вв.).

4. На некоторых иконах совмещено два различных чуда св. Георгия - о змие и об избавлении отрока из плена. Святой, сидя на коне поражает змея, а сзади него находится молодой человек с кувшином.

5. На Руси некоторое время существовал пост перед памятью св. Георгия. В февр. 1368 г. свт. Алексий, митр. Московский, в числе благодарственных постов (вероятно, в память о неудачной осаде Москвы литовским кн. Ольгердом) установил «и к Юрьеву дню к осеннему заговети ноября 19 дня». Однако эта практика в дальнейшем не имела распространения, отчасти потому, что этот пост сливался с Рождественским постом.

📚По материалам статьи "Георгий Победоносец" в Православной энциклопедии.
#подборки #мифы
👍9
🔎Возможна ли в Православии деканонизация некоторых святых (прекращение их почитания)?

С канонической точки зрения деканонизация (как и восстановление в священном сане) невозможна, однако может быть признание канонизации ошибочной, если она была осуществлена органом или лицом, не имевшем на это право, либо решение о канонизации было принято с нарушением канонической процедуры.

«Деканонизации» некоторых святых, имевшие место в Русской Церкви, были явлением неканоническим и позднее были интерпретированы как «приостановление почитания» некоторых святых до соборного рассмотрения в связи с наличием сомнений в том, была ли осуществлена их канонизация. Также Архиерейский собор 2016 года определил, «что в отдельных случаях выявляемые при исследовании новые архивные данные настоятельно требуют дальнейшего изучения, до получения результатов которого может оказаться целесообразным временное приостановление общецерковного почитания некоторых лиц. В необходимых случаях имена вышеупомянутых лиц до завершения изучения не помещать в общецерковном месяцеслове, при возможном сохранении сложившейся традиции местного почитания, где таковая имеется» (Определение Освященного Архиерейского Собора об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых).
#ответынавопросы
2
🔎Если болезни - это лекарства для души, то почему Иисус исцелял больных и зачем вообще лечиться и молиться о выздоровлении?

Многие из исцеленных Иисусом как раз благодаря своей болезни пришли к Нему и уверовали. Смысл ведь не в самой болезни, а в результате. Если через болезнь человек обратился к Богу и стал добрым христианином, то спасительная цель (выздоровление души) достигнута и, поэтому, Иисус давал выздоровление тела.

Потому что, сама по себе, болезнь — это недостаток, зло. И мы естественно стремимся к благу, здоровью. Но если даже для спасения жизни человека врачам иногда приходится идти на крайние меры и лишать человека частично здоровья (например, через ампутацию конечностей), то тем более, для спасения души человека, иногда требуется жертвовать его телесным здоровьем.

В одном из документов нашей Церкви есть утверждение, которое разъясняет эту тему:

Православное Предание не рассматривает болезнь и страдания как «плату» за наши грехи. Страдания являются следствием греховности человека и попускаются Богом, но они не обязательны для достижения спасения, ибо грех преодолевается покаянием и исполнением заповедей Божиих (Концепция участия Русской Православной Церкви в борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа и работе с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом).

Что следует из этого текста? Сами по себе болезни и страдания — недостаток, который не является чем-то необходимым для спасения. От него можно и нужно стремиться избавиться с помощью достижений медицины. Если человек приносит покаяние в своих грехах добровольно и без напоминаний, то он и спасается через это без необходимости быть наказанным. Если же он не понимает по хорошему и не собирается исправляться, то Господь, по Своей милости, может попустить ему болезнь или иное несчастье ради того, чтобы отрезвить человека и направить на путь покаяния, хотя бы такими жесткими мерами.
#учениецеркви #ответынавопросы #мораль
👍81
Братья и сестры, планирую сегодня в 18.30 (по Москве) провести трансляцию на канале. Предложения по теме и интересующие вопросы можно оставлять до и во время трансляции под этой записью.
👍4
Мириться с грехом против нас и закрывать на него глаза — это определенно не христианский путь. Общаться как ни в чем ни бывало с тем, кто сделал нам явное зло и не исправился — такого требования тоже нет в Евангелии. Важно, чтобы человек попросил у нас прощения (если мы говорим о христианине), хотя бы с нашего напоминания. Но отсутствие покаяния с его стороны не избавляет нас от обязанности иметь прощающий настрой (готовность дать это прощение), и тем более, не быть злопамятными. Ведь и Бог всегда готов простить согрешивших против Него, хотя и не все готовы принять это прощение из-за своей нераскаянности.

Обоюдное примирение предполагает в идеале восстановление отношений. Когда Бог прощает кающегося грешника, то он восстанавливает с ним полное общение (см. притчу о блудном сыне). Св. Писание призывает нас подражать в этом Богу: "Прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас" (Еф.4:32).

👉Библейское учение о прощении ближнего-христианина
#мораль #мысли #библия #духовнаяжизнь
4
🔎Могут ли бесы или их служители совершать чудеса?

Для ответа на этот вопрос нужно определить, что мы имеем в виду под чудесами. В «Пространном христианском катехизисе» даётся такое определение: «Чудеса есть дела, которые не могут быть сделаны посредством человеческих знаний или способностей, но только всемогущей силой Божией. Например, – воскрешение умершего» (О Священном Писании). То есть настоящее чудо должно быть явлением сверхъестественным и совершаться силой Божией.

На основании Священного Писания и учения святых отцов можно твердо говорить, что бесы не способны творить настоящие чудеса, которые совершает Господь и Его святые, используя божественную силу. Так, свт. Кирилл Иерусалимский замечает об антихристе: «Будучи отец лжи, он посредством ложных действий будет обольщать воображение, так что народу представится, будто видит воскрешенного мертвеца, между тем как он не воскрешен, будет видеть хромых ходящих и слепых прозираюших, тогда как не было исцеления» (Поучения огласительные, 15). Они не могут творить чудеса даже по попущению Божию, так как попущение предполагает, что Бог не препятствует какому-либо разумному существу так или иначе употреблять свои естественные силы и способности, которые у бесов, как тварных существ, ограничены.

Итак, те места Св. Писания, где представляется, что бесы или их служители якобы творят настоящие чудеса, нужно понимать либо как прямое обольщение с их стороны, либо как совершенные при посредстве высших, тайных для нас сил духовной и вещественной природы, то есть естественные явления, лишь кажущиеся необыкновенными для людей.
#ответынавопросы
🤔1
📖Из диалога Ангела и человека по имени Ерма (раннехристианский памятник «Пастырь», II век):

– Позволь мне, господин, спросить тебя немного.

– Спрашивай.

– Если, господин, – сказал я, – муж имеет жену верную в Господе и заметит ее в прелюбодеянии, то будет ли он грешен, живя с нею?

И ответил он мне:

– Доколе муж не знает греха своей жены, он не грешит, если живет с нею. Если же узнает муж о грехе ее, а она не покается в своем прелюбодеянии, то муж согрешит, живя с нею, и сделается участником в ее прелюбодеянии.

– Что же делать, – спросил я, – если жена будет оставаться в своем пороке?

– Пусть муж отпустит ее и останется один. Если же, отпустивши свою жену, возьмет другую, то и сам примет грех прелюбодеяния.

– Что же, господин, если жена отпущенная покается и пожелает возвратиться к мужу своему, то должна ли она быть принята мужем?

– Если не примет ее муж, он совершит грех великий, – он ответил мне. – Должно принимать грешницу, которая раскаивается, но не много раз. Ибо для рабов Божиих покаяние положено одно. Поэтому ради раскаяния не должен муж, отпустив жену свою, брать себе другую. Так же делать надлежит и жене.

☝️В 3-м каноне свт. Афанасия Великого «Пастырь» причисляется к числу книг, полезных для чтения вступающим в Церковь.
#брак #мораль #дисциплина
3