Многие люди в нашем обществе называют себя верующими в Бога, большинство из них крещено в Православной Церкви. Понятия «верующий в Бога» и «православный христианин» настолько размылись сегодня, что даже церковные люди не могут внятно сказать, что стоит за этим понятием. Поэтому и придумали такое невнятное понятие как «невоцерковленный православный». «Мои соседи/родственники, конечно, люди верующие (они же сами себя таковыми считают), просто невоцерковленные. Они приходят два раза в год в церковь, но Библию не читают, заповеди не соблюдают. Что, вы называете их неверующими? Кто вам дал право судить об этом? А вы сам-то верующий?» Типичный диалог, согласитесь.
На самом деле, существует конкретное церковное определение веры в Бога, познакомьтесь с ним и запомните. В «Пространном христианском катихизисе» читаем: Веровать в Бога значит иметь живую уверенность в Его бытии, свойствах и действиях и всем сердцем принимать откровение Его о спасении человеческого рода (О первом члене Символа веры). Итак, не существует никаких «невоцерковленных православных», «верующих в душе», «верующих, но без фанатизма», «верующих во "что-то там есть"» и т.д. Есть верующие (=знающие и всецело принимающие Откровение Бога через Иисуса Христа) и неверующие (все остальные).
#вера #духовнаяжизнь #мысли
На самом деле, существует конкретное церковное определение веры в Бога, познакомьтесь с ним и запомните. В «Пространном христианском катихизисе» читаем: Веровать в Бога значит иметь живую уверенность в Его бытии, свойствах и действиях и всем сердцем принимать откровение Его о спасении человеческого рода (О первом члене Символа веры). Итак, не существует никаких «невоцерковленных православных», «верующих в душе», «верующих, но без фанатизма», «верующих во "что-то там есть"» и т.д. Есть верующие (=знающие и всецело принимающие Откровение Бога через Иисуса Христа) и неверующие (все остальные).
#вера #духовнаяжизнь #мысли
👍7❤2
5 МАЛОИЗВЕСТНЫХ ФАКТОВ О ВЕЛИКОМУЧЕНИКЕ ГЕОРГИЕ ПОБЕДОНОСЦЕ
1. Святой Георгий называется Победоносцем не по причине военных достижений или поражения змея, а как победитель в духовной брани и мученик за веру в Иисуса Христа.
2. Поскольку житие святого имеет большое количество различных вариаций, очень трудно установить какие факты и сведения его жизни являются подлинными. Согласно апокрифическим житиям, Георгий претерпел мучения при легендарном персидском царе Дадиане (Дакиане, Датиане или даже при 72 царях) в Лидде (Диосполь в Палестине). В более поздних вариантах жития, царь Дадиан превращен агиографами в имп. Диоклетиана, а действие перенесено из Лидды в Никомидию. Вероятно, процесс трансформации был постепенным, т. к. прп. Роман Сладкопевец († после 555) упоминает имп. Диоклетиана, но местом казни еще называет Лидду. Житие Георгия продолжало перерабатываться на протяжении всего византийского периода. К сожалению, мы практически не имеем достоверных данных о его жизни, кроме того, что такой святой существовал и пострадал за веру в доконстантиновскую эпоху (возможно был воином).
3. «Чудо о змие» - одно из самых известных сказаний о чудесах, связанных со св. Георгием. В греческой традиции оно считается единственным прижизненным чудом святого, однако в славянской и др. относится к числу посмертных, как и все остальные чудеса мученика. Легенда о победе над чудовищем имеет средневековое происхождение (XII-XIII вв.).
4. На некоторых иконах совмещено два различных чуда св. Георгия - о змие и об избавлении отрока из плена. Святой, сидя на коне поражает змея, а сзади него находится молодой человек с кувшином.
5. На Руси некоторое время существовал пост перед памятью св. Георгия. В февр. 1368 г. свт. Алексий, митр. Московский, в числе благодарственных постов (вероятно, в память о неудачной осаде Москвы литовским кн. Ольгердом) установил «и к Юрьеву дню к осеннему заговети ноября 19 дня». Однако эта практика в дальнейшем не имела распространения, отчасти потому, что этот пост сливался с Рождественским постом.
📚По материалам статьи "Георгий Победоносец" в Православной энциклопедии.
#подборки #мифы
1. Святой Георгий называется Победоносцем не по причине военных достижений или поражения змея, а как победитель в духовной брани и мученик за веру в Иисуса Христа.
2. Поскольку житие святого имеет большое количество различных вариаций, очень трудно установить какие факты и сведения его жизни являются подлинными. Согласно апокрифическим житиям, Георгий претерпел мучения при легендарном персидском царе Дадиане (Дакиане, Датиане или даже при 72 царях) в Лидде (Диосполь в Палестине). В более поздних вариантах жития, царь Дадиан превращен агиографами в имп. Диоклетиана, а действие перенесено из Лидды в Никомидию. Вероятно, процесс трансформации был постепенным, т. к. прп. Роман Сладкопевец († после 555) упоминает имп. Диоклетиана, но местом казни еще называет Лидду. Житие Георгия продолжало перерабатываться на протяжении всего византийского периода. К сожалению, мы практически не имеем достоверных данных о его жизни, кроме того, что такой святой существовал и пострадал за веру в доконстантиновскую эпоху (возможно был воином).
3. «Чудо о змие» - одно из самых известных сказаний о чудесах, связанных со св. Георгием. В греческой традиции оно считается единственным прижизненным чудом святого, однако в славянской и др. относится к числу посмертных, как и все остальные чудеса мученика. Легенда о победе над чудовищем имеет средневековое происхождение (XII-XIII вв.).
4. На некоторых иконах совмещено два различных чуда св. Георгия - о змие и об избавлении отрока из плена. Святой, сидя на коне поражает змея, а сзади него находится молодой человек с кувшином.
5. На Руси некоторое время существовал пост перед памятью св. Георгия. В февр. 1368 г. свт. Алексий, митр. Московский, в числе благодарственных постов (вероятно, в память о неудачной осаде Москвы литовским кн. Ольгердом) установил «и к Юрьеву дню к осеннему заговети ноября 19 дня». Однако эта практика в дальнейшем не имела распространения, отчасти потому, что этот пост сливался с Рождественским постом.
📚По материалам статьи "Георгий Победоносец" в Православной энциклопедии.
#подборки #мифы
👍9
🔎Возможна ли в Православии деканонизация некоторых святых (прекращение их почитания)?
С канонической точки зрения деканонизация (как и восстановление в священном сане) невозможна, однако может быть признание канонизации ошибочной, если она была осуществлена органом или лицом, не имевшем на это право, либо решение о канонизации было принято с нарушением канонической процедуры.
«Деканонизации» некоторых святых, имевшие место в Русской Церкви, были явлением неканоническим и позднее были интерпретированы как «приостановление почитания» некоторых святых до соборного рассмотрения в связи с наличием сомнений в том, была ли осуществлена их канонизация. Также Архиерейский собор 2016 года определил, «что в отдельных случаях выявляемые при исследовании новые архивные данные настоятельно требуют дальнейшего изучения, до получения результатов которого может оказаться целесообразным временное приостановление общецерковного почитания некоторых лиц. В необходимых случаях имена вышеупомянутых лиц до завершения изучения не помещать в общецерковном месяцеслове, при возможном сохранении сложившейся традиции местного почитания, где таковая имеется» (Определение Освященного Архиерейского Собора об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых).
#ответынавопросы
С канонической точки зрения деканонизация (как и восстановление в священном сане) невозможна, однако может быть признание канонизации ошибочной, если она была осуществлена органом или лицом, не имевшем на это право, либо решение о канонизации было принято с нарушением канонической процедуры.
«Деканонизации» некоторых святых, имевшие место в Русской Церкви, были явлением неканоническим и позднее были интерпретированы как «приостановление почитания» некоторых святых до соборного рассмотрения в связи с наличием сомнений в том, была ли осуществлена их канонизация. Также Архиерейский собор 2016 года определил, «что в отдельных случаях выявляемые при исследовании новые архивные данные настоятельно требуют дальнейшего изучения, до получения результатов которого может оказаться целесообразным временное приостановление общецерковного почитания некоторых лиц. В необходимых случаях имена вышеупомянутых лиц до завершения изучения не помещать в общецерковном месяцеслове, при возможном сохранении сложившейся традиции местного почитания, где таковая имеется» (Определение Освященного Архиерейского Собора об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых).
#ответынавопросы
❤2
🔎Если болезни - это лекарства для души, то почему Иисус исцелял больных и зачем вообще лечиться и молиться о выздоровлении?
Многие из исцеленных Иисусом как раз благодаря своей болезни пришли к Нему и уверовали. Смысл ведь не в самой болезни, а в результате. Если через болезнь человек обратился к Богу и стал добрым христианином, то спасительная цель (выздоровление души) достигнута и, поэтому, Иисус давал выздоровление тела.
Потому что, сама по себе, болезнь — это недостаток, зло. И мы естественно стремимся к благу, здоровью. Но если даже для спасения жизни человека врачам иногда приходится идти на крайние меры и лишать человека частично здоровья (например, через ампутацию конечностей), то тем более, для спасения души человека, иногда требуется жертвовать его телесным здоровьем.
В одном из документов нашей Церкви есть утверждение, которое разъясняет эту тему:
Православное Предание не рассматривает болезнь и страдания как «плату» за наши грехи. Страдания являются следствием греховности человека и попускаются Богом, но они не обязательны для достижения спасения, ибо грех преодолевается покаянием и исполнением заповедей Божиих (Концепция участия Русской Православной Церкви в борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа и работе с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом).
Что следует из этого текста? Сами по себе болезни и страдания — недостаток, который не является чем-то необходимым для спасения. От него можно и нужно стремиться избавиться с помощью достижений медицины. Если человек приносит покаяние в своих грехах добровольно и без напоминаний, то он и спасается через это без необходимости быть наказанным. Если же он не понимает по хорошему и не собирается исправляться, то Господь, по Своей милости, может попустить ему болезнь или иное несчастье ради того, чтобы отрезвить человека и направить на путь покаяния, хотя бы такими жесткими мерами.
#учениецеркви #ответынавопросы #мораль
Многие из исцеленных Иисусом как раз благодаря своей болезни пришли к Нему и уверовали. Смысл ведь не в самой болезни, а в результате. Если через болезнь человек обратился к Богу и стал добрым христианином, то спасительная цель (выздоровление души) достигнута и, поэтому, Иисус давал выздоровление тела.
Потому что, сама по себе, болезнь — это недостаток, зло. И мы естественно стремимся к благу, здоровью. Но если даже для спасения жизни человека врачам иногда приходится идти на крайние меры и лишать человека частично здоровья (например, через ампутацию конечностей), то тем более, для спасения души человека, иногда требуется жертвовать его телесным здоровьем.
В одном из документов нашей Церкви есть утверждение, которое разъясняет эту тему:
Православное Предание не рассматривает болезнь и страдания как «плату» за наши грехи. Страдания являются следствием греховности человека и попускаются Богом, но они не обязательны для достижения спасения, ибо грех преодолевается покаянием и исполнением заповедей Божиих (Концепция участия Русской Православной Церкви в борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа и работе с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом).
Что следует из этого текста? Сами по себе болезни и страдания — недостаток, который не является чем-то необходимым для спасения. От него можно и нужно стремиться избавиться с помощью достижений медицины. Если человек приносит покаяние в своих грехах добровольно и без напоминаний, то он и спасается через это без необходимости быть наказанным. Если же он не понимает по хорошему и не собирается исправляться, то Господь, по Своей милости, может попустить ему болезнь или иное несчастье ради того, чтобы отрезвить человека и направить на путь покаяния, хотя бы такими жесткими мерами.
#учениецеркви #ответынавопросы #мораль
👍8❤1
Братья и сестры, планирую сегодня в 18.30 (по Москве) провести трансляцию на канале. Предложения по теме и интересующие вопросы можно оставлять до и во время трансляции под этой записью.
👍4
Мириться с грехом против нас и закрывать на него глаза — это определенно не христианский путь. Общаться как ни в чем ни бывало с тем, кто сделал нам явное зло и не исправился — такого требования тоже нет в Евангелии. Важно, чтобы человек попросил у нас прощения (если мы говорим о христианине), хотя бы с нашего напоминания. Но отсутствие покаяния с его стороны не избавляет нас от обязанности иметь прощающий настрой (готовность дать это прощение), и тем более, не быть злопамятными. Ведь и Бог всегда готов простить согрешивших против Него, хотя и не все готовы принять это прощение из-за своей нераскаянности.
Обоюдное примирение предполагает в идеале восстановление отношений. Когда Бог прощает кающегося грешника, то он восстанавливает с ним полное общение (см. притчу о блудном сыне). Св. Писание призывает нас подражать в этом Богу: "Прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас" (Еф.4:32).
👉Библейское учение о прощении ближнего-христианина
#мораль #мысли #библия #духовнаяжизнь
Обоюдное примирение предполагает в идеале восстановление отношений. Когда Бог прощает кающегося грешника, то он восстанавливает с ним полное общение (см. притчу о блудном сыне). Св. Писание призывает нас подражать в этом Богу: "Прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас" (Еф.4:32).
👉Библейское учение о прощении ближнего-христианина
#мораль #мысли #библия #духовнаяжизнь
Telegram
чтец Сергий Федоров
Библейское учение о прощении ближнего-христианина
«Иисус признавал, что существуют условия, которые должны быть выполнены, прежде чем может быть даровано прощение. Прощение - это часть взаимоотношений; другая часть - это раскаяние обидчика. Бог не прощает…
«Иисус признавал, что существуют условия, которые должны быть выполнены, прежде чем может быть даровано прощение. Прощение - это часть взаимоотношений; другая часть - это раскаяние обидчика. Бог не прощает…
❤4
🔎Могут ли бесы или их служители совершать чудеса?
Для ответа на этот вопрос нужно определить, что мы имеем в виду под чудесами. В «Пространном христианском катехизисе» даётся такое определение: «Чудеса есть дела, которые не могут быть сделаны посредством человеческих знаний или способностей, но только всемогущей силой Божией. Например, – воскрешение умершего» (О Священном Писании). То есть настоящее чудо должно быть явлением сверхъестественным и совершаться силой Божией.
На основании Священного Писания и учения святых отцов можно твердо говорить, что бесы не способны творить настоящие чудеса, которые совершает Господь и Его святые, используя божественную силу. Так, свт. Кирилл Иерусалимский замечает об антихристе: «Будучи отец лжи, он посредством ложных действий будет обольщать воображение, так что народу представится, будто видит воскрешенного мертвеца, между тем как он не воскрешен, будет видеть хромых ходящих и слепых прозираюших, тогда как не было исцеления» (Поучения огласительные, 15). Они не могут творить чудеса даже по попущению Божию, так как попущение предполагает, что Бог не препятствует какому-либо разумному существу так или иначе употреблять свои естественные силы и способности, которые у бесов, как тварных существ, ограничены.
Итак, те места Св. Писания, где представляется, что бесы или их служители якобы творят настоящие чудеса, нужно понимать либо как прямое обольщение с их стороны, либо как совершенные при посредстве высших, тайных для нас сил духовной и вещественной природы, то есть естественные явления, лишь кажущиеся необыкновенными для людей.
#ответынавопросы
Для ответа на этот вопрос нужно определить, что мы имеем в виду под чудесами. В «Пространном христианском катехизисе» даётся такое определение: «Чудеса есть дела, которые не могут быть сделаны посредством человеческих знаний или способностей, но только всемогущей силой Божией. Например, – воскрешение умершего» (О Священном Писании). То есть настоящее чудо должно быть явлением сверхъестественным и совершаться силой Божией.
На основании Священного Писания и учения святых отцов можно твердо говорить, что бесы не способны творить настоящие чудеса, которые совершает Господь и Его святые, используя божественную силу. Так, свт. Кирилл Иерусалимский замечает об антихристе: «Будучи отец лжи, он посредством ложных действий будет обольщать воображение, так что народу представится, будто видит воскрешенного мертвеца, между тем как он не воскрешен, будет видеть хромых ходящих и слепых прозираюших, тогда как не было исцеления» (Поучения огласительные, 15). Они не могут творить чудеса даже по попущению Божию, так как попущение предполагает, что Бог не препятствует какому-либо разумному существу так или иначе употреблять свои естественные силы и способности, которые у бесов, как тварных существ, ограничены.
Итак, те места Св. Писания, где представляется, что бесы или их служители якобы творят настоящие чудеса, нужно понимать либо как прямое обольщение с их стороны, либо как совершенные при посредстве высших, тайных для нас сил духовной и вещественной природы, то есть естественные явления, лишь кажущиеся необыкновенными для людей.
#ответынавопросы
🤔1
📖Из диалога Ангела и человека по имени Ерма (раннехристианский памятник «Пастырь», II век):
– Позволь мне, господин, спросить тебя немного.
– Спрашивай.
– Если, господин, – сказал я, – муж имеет жену верную в Господе и заметит ее в прелюбодеянии, то будет ли он грешен, живя с нею?
И ответил он мне:
– Доколе муж не знает греха своей жены, он не грешит, если живет с нею. Если же узнает муж о грехе ее, а она не покается в своем прелюбодеянии, то муж согрешит, живя с нею, и сделается участником в ее прелюбодеянии.
– Что же делать, – спросил я, – если жена будет оставаться в своем пороке?
– Пусть муж отпустит ее и останется один. Если же, отпустивши свою жену, возьмет другую, то и сам примет грех прелюбодеяния.
– Что же, господин, если жена отпущенная покается и пожелает возвратиться к мужу своему, то должна ли она быть принята мужем?
– Если не примет ее муж, он совершит грех великий, – он ответил мне. – Должно принимать грешницу, которая раскаивается, но не много раз. Ибо для рабов Божиих покаяние положено одно. Поэтому ради раскаяния не должен муж, отпустив жену свою, брать себе другую. Так же делать надлежит и жене.
☝️В 3-м каноне свт. Афанасия Великого «Пастырь» причисляется к числу книг, полезных для чтения вступающим в Церковь.
#брак #мораль #дисциплина
– Позволь мне, господин, спросить тебя немного.
– Спрашивай.
– Если, господин, – сказал я, – муж имеет жену верную в Господе и заметит ее в прелюбодеянии, то будет ли он грешен, живя с нею?
И ответил он мне:
– Доколе муж не знает греха своей жены, он не грешит, если живет с нею. Если же узнает муж о грехе ее, а она не покается в своем прелюбодеянии, то муж согрешит, живя с нею, и сделается участником в ее прелюбодеянии.
– Что же делать, – спросил я, – если жена будет оставаться в своем пороке?
– Пусть муж отпустит ее и останется один. Если же, отпустивши свою жену, возьмет другую, то и сам примет грех прелюбодеяния.
– Что же, господин, если жена отпущенная покается и пожелает возвратиться к мужу своему, то должна ли она быть принята мужем?
– Если не примет ее муж, он совершит грех великий, – он ответил мне. – Должно принимать грешницу, которая раскаивается, но не много раз. Ибо для рабов Божиих покаяние положено одно. Поэтому ради раскаяния не должен муж, отпустив жену свою, брать себе другую. Так же делать надлежит и жене.
☝️В 3-м каноне свт. Афанасия Великого «Пастырь» причисляется к числу книг, полезных для чтения вступающим в Церковь.
#брак #мораль #дисциплина
❤3
На что ориентироваться христианину (христианке) при выборе одежды?
👚В каждом обществе и в каждую эпоху есть свои понятия о (не)приличии в одежде и манерах. И это приличие определяется не Церковью, а обществом. Здесь нет нужды разбирать каждую отдельную деталь гардероба. Св. Августин пишет: «Нарушений принятых норм нравственности следует избегать как у себя, так и в чужой стране, стараясь во всём следовать законам и обычаям государства или народа. Ибо всякая часть, которая не сообразована с целым, отвратительна».
🤵♂️Также важно, чтобы в выборе одежды не было тщеславных мотивов. Свт. Григорий Великий в связи с этим говорит: «Есть некоторые, которые не считают за грех одеваться в одежды тонкие и драгоценные. Но если бы это не было грехом, то Слово Божие отнюдь не стало бы с такой тщательностью выражать, что мучимый в аду богач, одевался виссоном и пурпуром. Потому что никто не желает особенных одежд для чего-либо другого, как только для суетной славы, именно для того, чтобы казаться почтеннее других. Ибо самый опыт свидетельствует, что дорогих одежд желают только для пустой славы, потому что никто не хочет одеваться в дорогие одежды там, где не может быть видим другими».
👔Мне кажется, что нет смысла заморачиваться и пытаться ориентироваться на какой-то церковный стандарт, которого не существует. Апостол Павел говорит, что следует одеваться прилично, со стыдливостью и целомудрием (1Тим.2:9). Вот и все рекомендации. Надо постараться найти середину между непристойностью и отсутствием вкуса.
👉Святейший Патриарх Кирилл об образе современного православного христианина
#мораль #ответынавопросы #библия #августин
👚В каждом обществе и в каждую эпоху есть свои понятия о (не)приличии в одежде и манерах. И это приличие определяется не Церковью, а обществом. Здесь нет нужды разбирать каждую отдельную деталь гардероба. Св. Августин пишет: «Нарушений принятых норм нравственности следует избегать как у себя, так и в чужой стране, стараясь во всём следовать законам и обычаям государства или народа. Ибо всякая часть, которая не сообразована с целым, отвратительна».
🤵♂️Также важно, чтобы в выборе одежды не было тщеславных мотивов. Свт. Григорий Великий в связи с этим говорит: «Есть некоторые, которые не считают за грех одеваться в одежды тонкие и драгоценные. Но если бы это не было грехом, то Слово Божие отнюдь не стало бы с такой тщательностью выражать, что мучимый в аду богач, одевался виссоном и пурпуром. Потому что никто не желает особенных одежд для чего-либо другого, как только для суетной славы, именно для того, чтобы казаться почтеннее других. Ибо самый опыт свидетельствует, что дорогих одежд желают только для пустой славы, потому что никто не хочет одеваться в дорогие одежды там, где не может быть видим другими».
👔Мне кажется, что нет смысла заморачиваться и пытаться ориентироваться на какой-то церковный стандарт, которого не существует. Апостол Павел говорит, что следует одеваться прилично, со стыдливостью и целомудрием (1Тим.2:9). Вот и все рекомендации. Надо постараться найти середину между непристойностью и отсутствием вкуса.
👉Святейший Патриарх Кирилл об образе современного православного христианина
#мораль #ответынавопросы #библия #августин
Telegram
чтец Сергий Федоров
Святейший Патриарх Кирилл об образе современного православного христианина
«Теперь о внешнем облике верующего человека. Расскажу такую историю. Бог благословил мою жизнь опытом общения со святым человеком. Лет шести-семи от роду я был привезен родителями…
«Теперь о внешнем облике верующего человека. Расскажу такую историю. Бог благословил мою жизнь опытом общения со святым человеком. Лет шести-семи от роду я был привезен родителями…
👍4
Можно ли христианину безгрешно судить ближнего?
Известная евангельская фраза "Не судите, да не судимы будете" (Мф.7:1) неоднократно в истории извращалась. Одним из самых ярких примеров извращения учения Христа об отношении к злодеям является интерпретация русского писателя и мыслителя Л.Н. Толстого.
В действительности, если воспринимать это изречение в контексте всей проповеди Христа и апостолов, далеко не всякий суд и осуждение людей запрещается в Евангелии.
О том, что это не имеет никакого отношения к судебным органам свидетельствует как то, что все наставления Нагорной проповеди обращены к частным лицам и касаются только личных взаимоотношений людей, так и то, что Спаситель и Его апостолы, не отрицали право законной власти судить и выносить приговоры (Мф. 23:23; Рим. 13:1-4).
Что касается права христианина судить поступки других людей и целых сообществ, то по объяснению свт. Иоанна Златоуста, оно законно при следующих условиях:
- он не должен быть сам виновен в таких же или больших грехах, чем его ближний (что прямо следует из Мф. 7:4-5);
- предметом суда должны быть явные и тяжёлые грехи, а не просто какие-то немощи и недостатки;
- он не должен выносить суда, не убедившись, что преступление действительно имеет место, чтобы это не стало клеветой;
- мотивами суда должно быть не желание навредить, опозорить ближнего или самоутвердиться за счёт этого, а обличение и исправление зла (но и с благими мотивами нужно действовать весьма рассудительно);
- при всем этом, христианин должен помнить, что каким судом он будет судить других, таким и сам будет судим Богом.
В Священном Писании достаточно предписаний, которые невозможно исполнить не вынеся некоторого суждения над ближним (например, Мф.18:15-17 и 1Кор. 5:9-13).
Как писал архиеп. Аверкий (Таушев), «запрещается не объективное "суждение" о ближнем, не беспристрастное осуждение его недоброго поведения, а злые пересуды, злоречие, происходящее, как это часто бывает, из каких-либо самолюбивых и нечистых побуждений – из гордости и тщеславия, из зависти или обиды. Иными словами, запрещается всякая злоба и злорадство в отношении грешащего ближнего на личной почве, а отнюдь не справедливая, чисто идейная, принципиальная, бесстрастная оценка его поступков и поведения, каковая не только не противна Евангелию и не предосудительна, а наоборот – даже необходима, дабы мы не стали, в конце концов, относиться безразлично к добру и злу, и зло не восторжествовало бы вследствие этого в мире».
#мораль #библия #ответынавопросы
Известная евангельская фраза "Не судите, да не судимы будете" (Мф.7:1) неоднократно в истории извращалась. Одним из самых ярких примеров извращения учения Христа об отношении к злодеям является интерпретация русского писателя и мыслителя Л.Н. Толстого.
В действительности, если воспринимать это изречение в контексте всей проповеди Христа и апостолов, далеко не всякий суд и осуждение людей запрещается в Евангелии.
О том, что это не имеет никакого отношения к судебным органам свидетельствует как то, что все наставления Нагорной проповеди обращены к частным лицам и касаются только личных взаимоотношений людей, так и то, что Спаситель и Его апостолы, не отрицали право законной власти судить и выносить приговоры (Мф. 23:23; Рим. 13:1-4).
Что касается права христианина судить поступки других людей и целых сообществ, то по объяснению свт. Иоанна Златоуста, оно законно при следующих условиях:
- он не должен быть сам виновен в таких же или больших грехах, чем его ближний (что прямо следует из Мф. 7:4-5);
- предметом суда должны быть явные и тяжёлые грехи, а не просто какие-то немощи и недостатки;
- он не должен выносить суда, не убедившись, что преступление действительно имеет место, чтобы это не стало клеветой;
- мотивами суда должно быть не желание навредить, опозорить ближнего или самоутвердиться за счёт этого, а обличение и исправление зла (но и с благими мотивами нужно действовать весьма рассудительно);
- при всем этом, христианин должен помнить, что каким судом он будет судить других, таким и сам будет судим Богом.
В Священном Писании достаточно предписаний, которые невозможно исполнить не вынеся некоторого суждения над ближним (например, Мф.18:15-17 и 1Кор. 5:9-13).
Как писал архиеп. Аверкий (Таушев), «запрещается не объективное "суждение" о ближнем, не беспристрастное осуждение его недоброго поведения, а злые пересуды, злоречие, происходящее, как это часто бывает, из каких-либо самолюбивых и нечистых побуждений – из гордости и тщеславия, из зависти или обиды. Иными словами, запрещается всякая злоба и злорадство в отношении грешащего ближнего на личной почве, а отнюдь не справедливая, чисто идейная, принципиальная, бесстрастная оценка его поступков и поведения, каковая не только не противна Евангелию и не предосудительна, а наоборот – даже необходима, дабы мы не стали, в конце концов, относиться безразлично к добру и злу, и зло не восторжествовало бы вследствие этого в мире».
#мораль #библия #ответынавопросы
👍9🔥4
🔎Можно ли христианину клясться и в каких случаях?
Священное Писание не возбраняет употребление законной клятвы именем Божиим, но запрещает божбу – «легкомысленное употребление клятвы в обыкновенных разговорах» (Простр. христ. катехизис. О любви, о третьей заповеди). Примечательно то, что ветхозаветные пророки, говоря о будущих мессианских временах, отмечают, что и тогда будут клясться Богом истины (Ис. 65:16), Божиим именем (Иер. 12:16). Сам Господь Иисус Христос использовал клятвенную формулу на суде (Мф. 26:63-64). Апостол Павел призывал Бога в свидетели своих слов (Рим. 1:9; 2Кор. 1:23; Флп. 1:8). Клятвопреступников он ставит на одну линию с блудниками, мужеложниками, и тому подобными грешниками (1 Тим. 1:10), потому только, что они – клятвопреступники, а вовсе не потому, что давали клятву. Каноны Церкви также порицают клятвопреступников, а не просто употребляющих клятвы (см. 29 и 64 канон св. Василия Великого).
Согласно учению Православной Церкви, «клятва в делах общественных не запрещается. Апостол Павел говорит: "Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву" (Евр. 6:16–17). Из этого следует заключить, что если Сам Бог для твёрдости обязательства употребил клятву, то тем более позволено и нужно нам в важных и необходимых случаях по требованию законной власти употреблять клятву и присягу, с благоговением и с твёрдым намерением не изменять ей» (Простр. христ. катехизис. О любви, о третьей заповеди). По объяснению свт. Феофана Затворника, «Иисус Христос не запрещает клясться именем Божиим, но научает верующих жить так свято и честно, чтобы не иметь совсем нужды в клятве и чтобы одного их слова: «ей, ей» или «ни, ни» – довольно было для уверения других в истине (Мф. 5,33–37). <…> Имя столь высокого Свидетеля должно призывать только в важнейших случаях и в такой необходимости, когда клятва остается единственным средством к утверждению истины. Притом именем Божиим должно утверждать или отрицать только то, что нам совершенно известно, и обещать то, к исполнению чего имеем твердое намерение, достаточные силы и возможность, дабы в противном случае не нарушить заповеди Божией: "Не приемли имени Господа Бога твоего всуе" (Втор. 5, 11; Исх. 20, 7). Более всего должно опасаться злоупотребления и нарушения клятвы, ибо кто Бога истины делает свидетелем во лжи, тот не только делается недостойным никакого доверия, но и подвергает себя всей строгости правосудия Божия, как оскорбитель Его величия и как враг спокойствия и благополучия общественного, которое поддерживается уважением к клятвам и присягам» (Малые произведения. М., 2008. С. 71-72).
#мораль #библия #ответынавопросы #феофанзатворник
Священное Писание не возбраняет употребление законной клятвы именем Божиим, но запрещает божбу – «легкомысленное употребление клятвы в обыкновенных разговорах» (Простр. христ. катехизис. О любви, о третьей заповеди). Примечательно то, что ветхозаветные пророки, говоря о будущих мессианских временах, отмечают, что и тогда будут клясться Богом истины (Ис. 65:16), Божиим именем (Иер. 12:16). Сам Господь Иисус Христос использовал клятвенную формулу на суде (Мф. 26:63-64). Апостол Павел призывал Бога в свидетели своих слов (Рим. 1:9; 2Кор. 1:23; Флп. 1:8). Клятвопреступников он ставит на одну линию с блудниками, мужеложниками, и тому подобными грешниками (1 Тим. 1:10), потому только, что они – клятвопреступники, а вовсе не потому, что давали клятву. Каноны Церкви также порицают клятвопреступников, а не просто употребляющих клятвы (см. 29 и 64 канон св. Василия Великого).
Согласно учению Православной Церкви, «клятва в делах общественных не запрещается. Апостол Павел говорит: "Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву" (Евр. 6:16–17). Из этого следует заключить, что если Сам Бог для твёрдости обязательства употребил клятву, то тем более позволено и нужно нам в важных и необходимых случаях по требованию законной власти употреблять клятву и присягу, с благоговением и с твёрдым намерением не изменять ей» (Простр. христ. катехизис. О любви, о третьей заповеди). По объяснению свт. Феофана Затворника, «Иисус Христос не запрещает клясться именем Божиим, но научает верующих жить так свято и честно, чтобы не иметь совсем нужды в клятве и чтобы одного их слова: «ей, ей» или «ни, ни» – довольно было для уверения других в истине (Мф. 5,33–37). <…> Имя столь высокого Свидетеля должно призывать только в важнейших случаях и в такой необходимости, когда клятва остается единственным средством к утверждению истины. Притом именем Божиим должно утверждать или отрицать только то, что нам совершенно известно, и обещать то, к исполнению чего имеем твердое намерение, достаточные силы и возможность, дабы в противном случае не нарушить заповеди Божией: "Не приемли имени Господа Бога твоего всуе" (Втор. 5, 11; Исх. 20, 7). Более всего должно опасаться злоупотребления и нарушения клятвы, ибо кто Бога истины делает свидетелем во лжи, тот не только делается недостойным никакого доверия, но и подвергает себя всей строгости правосудия Божия, как оскорбитель Его величия и как враг спокойствия и благополучия общественного, которое поддерживается уважением к клятвам и присягам» (Малые произведения. М., 2008. С. 71-72).
#мораль #библия #ответынавопросы #феофанзатворник
👍6👎1
Аудиоверсия моего перевода "Православного исповедания" (вероучительная часть) https://www.youtube.com/watch?v=qdo1dkrbbzk Освоив эту часть, можно получить систематическое представление о вероучении Православной Церкви с библейским обоснованием. Из недостатков: мои комментарии к тексту не отделяются чтецом от самого текста.
#учениецеркви
#учениецеркви
YouTube
Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной. Часть 1. О Вере
«Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» является первой в истории символической книгой Восточной Православной Церкви, систематически излагающей основы ее вероучения и нравственности.
У православных до определенного времени…
У православных до определенного времени…
Недавно на сайте Патриархии вышло интервью с митрополитом Павлом (Пономаревым), где на вопрос о непоминающих патриарха Кирилла в Латвийской Церкви, он изложил общий канонический принцип поведения рядовых священнослужителей и мирян в подобных случаях:
«Прекращение поминовения Святейшего Патриарха там, где таковое действительно имеет место, противоречит священным канонам, которые являются основой церковного строя. Такие действия по сути своей направлены на разделение Церкви и, в этом смысле, направлены на раскол. Это тот случай, когда каждый священнослужитель вправе отказаться исполнять подобные указания, если они поступают.
Если же говорить о церковноправовой квалификации тех или иных действий в качестве раскола, влекущей за собой те или иные церковноправовые последствия, то таковая квалификация может принадлежать только церковным судебным инстанциям, вплоть до Архиерейского Собора. Поэтому на данном этапе православным Латвии нет оснований воздерживаться от посещения храмов и участия в таинствах».
Это рассуждение, согласное с канонами Двукратного собора (13-15), в полной мере относится и к ситуации, сложившейся в Украинской Православной Церкви. Таким же образом действовало священноначалие Русской Церкви в 1992 г. при лишении сана митр. Филарета (Денисенко). Только после его низложения Архиерейский собор запретил клирикам и мирянам состоять с ним в молитвенном общении.
👉Текст интервью
#дисциплина
«Прекращение поминовения Святейшего Патриарха там, где таковое действительно имеет место, противоречит священным канонам, которые являются основой церковного строя. Такие действия по сути своей направлены на разделение Церкви и, в этом смысле, направлены на раскол. Это тот случай, когда каждый священнослужитель вправе отказаться исполнять подобные указания, если они поступают.
Если же говорить о церковноправовой квалификации тех или иных действий в качестве раскола, влекущей за собой те или иные церковноправовые последствия, то таковая квалификация может принадлежать только церковным судебным инстанциям, вплоть до Архиерейского Собора. Поэтому на данном этапе православным Латвии нет оснований воздерживаться от посещения храмов и участия в таинствах».
Это рассуждение, согласное с канонами Двукратного собора (13-15), в полной мере относится и к ситуации, сложившейся в Украинской Православной Церкви. Таким же образом действовало священноначалие Русской Церкви в 1992 г. при лишении сана митр. Филарета (Денисенко). Только после его низложения Архиерейский собор запретил клирикам и мирянам состоять с ним в молитвенном общении.
👉Текст интервью
#дисциплина
❤3👍3
Митрополит Стефан (Яворский) объясняет как мы становимся праведными через вмененную праведность Иисуса Христа:
«Непослушание Адама является причиной того, что каждый его потомок рождается грешником, не только из-за внешнего непослушания Адама, но и от внутреннего праотеческого греха, и послушание Христа является причиной того, что каждый, возрождающийся во Христе, становится праведником внутренней правдой, а не только внешней правдой Христа. Именно такое противопоставление непослушания Адама и послушания Христа является верным и истинным, что и хотел показать Апостол. Например, кто-либо стоит у огня и греется. Я спрошу, каким теплом согревается этот человек – тем, который есть в нем самом, или полученным от огня? Отвечать следует так. Человеку становится тепло от внутреннего его тепла, а тепло огня является причиной того тепла, которое возникает внутри человека. Так и правда Христа является причиной нашей внутренней правды» (Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви).
#мораль
«Непослушание Адама является причиной того, что каждый его потомок рождается грешником, не только из-за внешнего непослушания Адама, но и от внутреннего праотеческого греха, и послушание Христа является причиной того, что каждый, возрождающийся во Христе, становится праведником внутренней правдой, а не только внешней правдой Христа. Именно такое противопоставление непослушания Адама и послушания Христа является верным и истинным, что и хотел показать Апостол. Например, кто-либо стоит у огня и греется. Я спрошу, каким теплом согревается этот человек – тем, который есть в нем самом, или полученным от огня? Отвечать следует так. Человеку становится тепло от внутреннего его тепла, а тепло огня является причиной того тепла, которое возникает внутри человека. Так и правда Христа является причиной нашей внутренней правды» (Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви).
#мораль
❤5🔥1
Раннехристианский памятник "Дидахе" ("Учение двенадцати апостолов") об отношении к тунеядцам:
«Всякий, приходящий во имя Господне, да будет принят, а потом, уже испытав его, вы узнаете (как поступить), ибо вы будете иметь разумение правого и ложного. Если приходящий – странник, помогите ему, сколько можете, но он не должен оставаться у вас более двух или трех дней, и то если бы нужда оказалась. Если же он желает поселиться у вас, то, если он ремесленник, пусть трудится и ест. А если он не знает ремесла, то вы по своему усмотрению позаботьтесь (о нем, но) так, чтобы христианин не жил среди вас праздным. Если же он не желает так поступать, то он христопродавец. Остерегайтесь таковых!»
Помощь тунеядцам является пособничеством греху, а не христианским милосердием.
#мораль
«Всякий, приходящий во имя Господне, да будет принят, а потом, уже испытав его, вы узнаете (как поступить), ибо вы будете иметь разумение правого и ложного. Если приходящий – странник, помогите ему, сколько можете, но он не должен оставаться у вас более двух или трех дней, и то если бы нужда оказалась. Если же он желает поселиться у вас, то, если он ремесленник, пусть трудится и ест. А если он не знает ремесла, то вы по своему усмотрению позаботьтесь (о нем, но) так, чтобы христианин не жил среди вас праздным. Если же он не желает так поступать, то он христопродавец. Остерегайтесь таковых!»
Помощь тунеядцам является пособничеством греху, а не христианским милосердием.
#мораль
👍2
Святой Августин писал: «Всякий, кто хорошо осведомлён, знает, что даже любовь к похвале есть грех». Означает ли это, что нельзя никого хвалить и самому принимать похвалу? Нет, не означает. Священное Писание и творения святых отцов содержат примеры полезной и справедливой похвалы.
Мне запомнилось это рассуждение К. Льюиса о (не)правильном отношении к похвале: «Если вы испытываете удовольствие, когда вас хвалят, это не свидетельствует о гордости. Ребенок, которого похлопали по плечу за хорошо выученный урок, женщина, чьей красотой восхищается возлюбленный, спасенная душа, которой Христос говорит: “Хорошо, верный раб”,- все они чувствуют себя польщенными, и это вполне закономерно. Ведь здесь – удовольствие вызывает не то, какой вы, а сознание, что вы сделали приятное кому-то, кого хотели (и правильно!) порадовать. Беда начинается тогда, когда вы от мысли: “Я доставил ему удовольствие; как хорошо!” – переходите к мысли: “Должно быть, я очень хороший человек, раз сделал это”. Чем больше вы нравитесь себе и чем меньше удовольствия испытываете от похвалы, тем хуже вы становитесь. Если похвала вообще перестает занимать вас и любование самим собою становится единственным источником вашего удовольствия, значит, вы достигли дна» (Просто христианство).
Вообще похвала должна поощрять человека к добру, а не быть желанной ради суетной славы.
#мораль #августин
Мне запомнилось это рассуждение К. Льюиса о (не)правильном отношении к похвале: «Если вы испытываете удовольствие, когда вас хвалят, это не свидетельствует о гордости. Ребенок, которого похлопали по плечу за хорошо выученный урок, женщина, чьей красотой восхищается возлюбленный, спасенная душа, которой Христос говорит: “Хорошо, верный раб”,- все они чувствуют себя польщенными, и это вполне закономерно. Ведь здесь – удовольствие вызывает не то, какой вы, а сознание, что вы сделали приятное кому-то, кого хотели (и правильно!) порадовать. Беда начинается тогда, когда вы от мысли: “Я доставил ему удовольствие; как хорошо!” – переходите к мысли: “Должно быть, я очень хороший человек, раз сделал это”. Чем больше вы нравитесь себе и чем меньше удовольствия испытываете от похвалы, тем хуже вы становитесь. Если похвала вообще перестает занимать вас и любование самим собою становится единственным источником вашего удовольствия, значит, вы достигли дна» (Просто христианство).
Вообще похвала должна поощрять человека к добру, а не быть желанной ради суетной славы.
#мораль #августин
👍11
🔎Можно ли одновременно любить Бога и бояться Его?
Нужно разграничить различные виды страха в отношении Бога. Существует страх перед наказанием за грехи (рабский) и страх из благоговения перед Небесным Отцом (сыновний). Оба этих страха совместимы с любовью, хотя первый и не является совершенной степенью отношений с Богом. Апостол Иоанн говорит о рабском страхе: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1Ин. 4:18). Этот страх убывает с возрастанием любви, поскольку чем больше человек любит Бога, тем меньше он боится наказания.
Сыновний страх является даром Святого Духа (Ис. 11:3) и «он должен быть подобен страху детей перед своими родителями, а не как у рабов перед господами.. Писание повелевает бояться Бога по любви, говоря: "Боящиеся Господа, восхвалите Его! Все семя Иакова, прославьте Его! Да убоится Его все семя Израиля!" (Пс. 21:24). Тот, кто так боится Господа, соблюдает Его заповеди, как сказано: "Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое" (Ин. 14:23)» (Православное исповедание, Ч. 1, вопр. 80).
#ответынавопросы #учениецеркви #библия #мораль #духовнаяжизнь
Нужно разграничить различные виды страха в отношении Бога. Существует страх перед наказанием за грехи (рабский) и страх из благоговения перед Небесным Отцом (сыновний). Оба этих страха совместимы с любовью, хотя первый и не является совершенной степенью отношений с Богом. Апостол Иоанн говорит о рабском страхе: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1Ин. 4:18). Этот страх убывает с возрастанием любви, поскольку чем больше человек любит Бога, тем меньше он боится наказания.
Сыновний страх является даром Святого Духа (Ис. 11:3) и «он должен быть подобен страху детей перед своими родителями, а не как у рабов перед господами.. Писание повелевает бояться Бога по любви, говоря: "Боящиеся Господа, восхвалите Его! Все семя Иакова, прославьте Его! Да убоится Его все семя Израиля!" (Пс. 21:24). Тот, кто так боится Господа, соблюдает Его заповеди, как сказано: "Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое" (Ин. 14:23)» (Православное исповедание, Ч. 1, вопр. 80).
#ответынавопросы #учениецеркви #библия #мораль #духовнаяжизнь
👍1
В какой мере Церковь усваивает святоотеческим сочинениям Божественный непогрешимый авторитет?
Согласно определению Иерусалимского собора 1672 г., «Церковь поистине научается Животворящим Духом, но через посредство Святых Отцов и Учителей, которых правило [веры] признано Святыми Вселенскими Соборами» (Посл. восточ. патриархов, чл. 12). В определении V Вселенского собора этот принцип конкретизирован в перечислении определенных учителей Церкви: «Последуем во всём и святым отцам и учителям Церкви Божией: Афанасию, Иларию, Василию, Григорию Богослову, Григорию Нисскому, Амвросию, Феофилу, Иоанну Константинопольскому, Кириллу, Августину, Проклу, Льву, и приемлем всё, что только написали они о православной вере и к осуждению еретиков. Приемлем также и других святых и православных отцов, которые до конца жизни своей неукоризненно проповедовали правую веру в святой Церкви Божьей» (ДВС. Т. 3. Казань, 1913. С. 313).
Таким образом, авторитет Кафолической Церкви переходит на сочинения святых отцов в той мере, в какой они признаны Вселенским собором, как точное изложение православно-кафолической веры. Соответственно, все, что в сочинениях отцов Церкви не имеет формального соборного признания, не может восприниматься как непогрешимое церковное учительство, независимо от того, сколько отцов Церкви согласны в том или ином мнении.
Как пишет патролог Н. И. Сагарда, «признание отца со стороны Церкви констатирует вообще православный характер его произведений, но не сообщает каждому отдельному положению в его учении значения действительного учения Церкви. Исключение составляют те отдельные произведения, которые были признаны на Вселенских соборах как точное выражение православного учения по тому или другому пункту, таковы например анафематизмы Кирилла Александрийского против Нестория, его второе послание к Несторию, послание его к Иоанну Антиохийскому, послание папы Льва I к Флавиану Константинопольскому» (Лекции по патрологии I–IV века: пособие по курсу патрологии для духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. М., 2004. С. 17).
#ответынавопросы #богословие
Согласно определению Иерусалимского собора 1672 г., «Церковь поистине научается Животворящим Духом, но через посредство Святых Отцов и Учителей, которых правило [веры] признано Святыми Вселенскими Соборами» (Посл. восточ. патриархов, чл. 12). В определении V Вселенского собора этот принцип конкретизирован в перечислении определенных учителей Церкви: «Последуем во всём и святым отцам и учителям Церкви Божией: Афанасию, Иларию, Василию, Григорию Богослову, Григорию Нисскому, Амвросию, Феофилу, Иоанну Константинопольскому, Кириллу, Августину, Проклу, Льву, и приемлем всё, что только написали они о православной вере и к осуждению еретиков. Приемлем также и других святых и православных отцов, которые до конца жизни своей неукоризненно проповедовали правую веру в святой Церкви Божьей» (ДВС. Т. 3. Казань, 1913. С. 313).
Таким образом, авторитет Кафолической Церкви переходит на сочинения святых отцов в той мере, в какой они признаны Вселенским собором, как точное изложение православно-кафолической веры. Соответственно, все, что в сочинениях отцов Церкви не имеет формального соборного признания, не может восприниматься как непогрешимое церковное учительство, независимо от того, сколько отцов Церкви согласны в том или ином мнении.
Как пишет патролог Н. И. Сагарда, «признание отца со стороны Церкви констатирует вообще православный характер его произведений, но не сообщает каждому отдельному положению в его учении значения действительного учения Церкви. Исключение составляют те отдельные произведения, которые были признаны на Вселенских соборах как точное выражение православного учения по тому или другому пункту, таковы например анафематизмы Кирилла Александрийского против Нестория, его второе послание к Несторию, послание его к Иоанну Антиохийскому, послание папы Льва I к Флавиану Константинопольскому» (Лекции по патрологии I–IV века: пособие по курсу патрологии для духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. М., 2004. С. 17).
#ответынавопросы #богословие
👍3
🔎Каким образом Тело и Кровь Христовы действуют в нас после причащения? Где проходит граница между помощью Божьей в борьбе с грехами посредством Причащения и нашей собственной волей к этому?
Церковь учит, что через причащение Святых Таин христианин «теснейшим образом соединяется с Самим Иисусом Христом и в Нем становится причастным Вечной Жизни» (Простр. христ. катехизис. О вере, о десятом члене Символа веры). Через частое и достойное участие в этом великом Таинстве он «освобождается от козней и искушений дьявола, поскольку враг души не осмеливается нанести никакого вреда тому, в ком он находит пребывающего Христа» (Прав. исповедание. Ч. 1, вопр. 107).
Действие Христа в нас после достойного причащения описано в третьей благодарственной молитве так: «Пройди в члены тела моего, во все суставы, во внутренности, в сердце, и сожги терние всех моих согрешений. Душу очисти, освяти мысли, колени утверди с костями вместе, просвети пять главных чувств, всего меня пригвозди страхом пред Тобою. Всегда защищай, охраняй и береги меня от всякого вредного для души дела и слова. Очищай, омывай и устрояй меня; украшай, вразумляй и просвещай меня. Яви меня Твоей обителью, единого Духа, и уже не обителью греха, чтобы бежали от меня по принятии Причастия всякий злодей, всякая страсть как от дома Твоего, как от огня» (пер. иеромон. Амвросия (Тимрота)).
Это действие таинственно и непостижимо, но, тем не менее, реально. Свт. Феофан Затворник описывает его так: «Душа грешная – нравственно расслабленна, но, когда принимает в себя Господа, чувствует в себе духовную крепость и силу, то есть ощущает воодушевленную ревность о всяком добре и об исполнении всякой заповеди Божией, неодолимую никакими препятствиями, ни внешними, ни внутренними, воздвигаемыми от страстей и худых привычек, и не пресекаемую ни нерадением, ни отлагательством. И всегда мы делаем понемногу добро, но делаем, когда оно само, так сказать, попадется под руки и в исполнении не требует пожертвований и особых усилий. Но тут возрождается сильная энергия с направлением всех помышлений, желаний и намерений на одно богоугодное, что выражается не только живостью, но некоторою неудержимостью в трудах доброделания и благочестия, не чувствующею усталости и сытости. Так должно быть во всяком причастнике Христовых Таин, приявшем в них Господа.. Свет ведения, сила воодушевления на добро, мир душевный, сладостная теплота – это главные свидетели водворения Господа в сердцах истинных причастников» (О покаянии, исповеди, причащении Святых Христовых Таин и исправлении жизни. М., 2013. С. 175).
Однако если мы не замечаем этих признаков в себе явно, это, по мысли святителя, может означать, как их полное отсутствие, так и присутствие в зародыше. Последнее узнается по такому признаку: «Если есть забота о спасении с трудами по исполнению всего, чем условливается спасение, ведайте, что Господь начал уже в нас Свое дело. Продолжите начатый труд с терпением и узрите, что начавший совершит. Но если уж и сего нет, значит, нет и начатков. Нерадение и беспечность о спасении – явный признак, что жизнь духа еще не начата. И надобно все сызнова переделать. He отчаивайтесь, впрочем, и в сем случае. Затем и жизнь нам еще дается, чтоб мы пришли в чувство и раскаялись» (Там же. С. 178).
Из этого мы можем заключить, что признаки действия Святого Причастия существуют и наблюдаются, однако оно тесно связано с нашим личным трудом над собой и проводить здесь четкую границу между нашей волей и благодатью не представляется возможным и полезным.
#ответынавопросы #учениецеркви #духовнаяжизнь #феофанзатворник
Церковь учит, что через причащение Святых Таин христианин «теснейшим образом соединяется с Самим Иисусом Христом и в Нем становится причастным Вечной Жизни» (Простр. христ. катехизис. О вере, о десятом члене Символа веры). Через частое и достойное участие в этом великом Таинстве он «освобождается от козней и искушений дьявола, поскольку враг души не осмеливается нанести никакого вреда тому, в ком он находит пребывающего Христа» (Прав. исповедание. Ч. 1, вопр. 107).
Действие Христа в нас после достойного причащения описано в третьей благодарственной молитве так: «Пройди в члены тела моего, во все суставы, во внутренности, в сердце, и сожги терние всех моих согрешений. Душу очисти, освяти мысли, колени утверди с костями вместе, просвети пять главных чувств, всего меня пригвозди страхом пред Тобою. Всегда защищай, охраняй и береги меня от всякого вредного для души дела и слова. Очищай, омывай и устрояй меня; украшай, вразумляй и просвещай меня. Яви меня Твоей обителью, единого Духа, и уже не обителью греха, чтобы бежали от меня по принятии Причастия всякий злодей, всякая страсть как от дома Твоего, как от огня» (пер. иеромон. Амвросия (Тимрота)).
Это действие таинственно и непостижимо, но, тем не менее, реально. Свт. Феофан Затворник описывает его так: «Душа грешная – нравственно расслабленна, но, когда принимает в себя Господа, чувствует в себе духовную крепость и силу, то есть ощущает воодушевленную ревность о всяком добре и об исполнении всякой заповеди Божией, неодолимую никакими препятствиями, ни внешними, ни внутренними, воздвигаемыми от страстей и худых привычек, и не пресекаемую ни нерадением, ни отлагательством. И всегда мы делаем понемногу добро, но делаем, когда оно само, так сказать, попадется под руки и в исполнении не требует пожертвований и особых усилий. Но тут возрождается сильная энергия с направлением всех помышлений, желаний и намерений на одно богоугодное, что выражается не только живостью, но некоторою неудержимостью в трудах доброделания и благочестия, не чувствующею усталости и сытости. Так должно быть во всяком причастнике Христовых Таин, приявшем в них Господа.. Свет ведения, сила воодушевления на добро, мир душевный, сладостная теплота – это главные свидетели водворения Господа в сердцах истинных причастников» (О покаянии, исповеди, причащении Святых Христовых Таин и исправлении жизни. М., 2013. С. 175).
Однако если мы не замечаем этих признаков в себе явно, это, по мысли святителя, может означать, как их полное отсутствие, так и присутствие в зародыше. Последнее узнается по такому признаку: «Если есть забота о спасении с трудами по исполнению всего, чем условливается спасение, ведайте, что Господь начал уже в нас Свое дело. Продолжите начатый труд с терпением и узрите, что начавший совершит. Но если уж и сего нет, значит, нет и начатков. Нерадение и беспечность о спасении – явный признак, что жизнь духа еще не начата. И надобно все сызнова переделать. He отчаивайтесь, впрочем, и в сем случае. Затем и жизнь нам еще дается, чтоб мы пришли в чувство и раскаялись» (Там же. С. 178).
Из этого мы можем заключить, что признаки действия Святого Причастия существуют и наблюдаются, однако оно тесно связано с нашим личным трудом над собой и проводить здесь четкую границу между нашей волей и благодатью не представляется возможным и полезным.
#ответынавопросы #учениецеркви #духовнаяжизнь #феофанзатворник
👍6
Нужно различать Божественное Откровение, дисциплину Церкви и церковные обычаи. Первое имеет прямое Божественное происхождение от Христа и апостолов (это вероучение, закон Божий, Таинства и основополагающие законы существования Церкви). Второе возникало в истории по подобию государственных законов, для лучшей организованности жизни верующих, и неоднократно менялось. Третье понятие имеет ещё более сложную историю, также динамично и изменчиво. Итак, Откровение (оно же Св. Предание или Апостольское Предание) никто не вправе менять или дополнять, иначе произойдет извращение самой сути Православия. А все остальное менялось, меняется и будет ещё меняться, в зависимости от нужд жизни Церкви и других факторов.
👉См. также https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/335
#богословие
👉См. также https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/335
#богословие
🔥4👍1
Блж. Феофилакт Болгарский пишет, что причиной соединения мужчины и женщины из разных родов в брачный союз, по замыслу Божию, является желание расширить область любящих друг друга людей: «С размножением рода [Господь] и пределы брака расширил, чтобы не заключить любви в тесные границы только родственных отношений».
#брак #отношения
#брак #отношения