📖Из диалога Ангела и человека по имени Ерма (раннехристианский памятник «Пастырь», II век):
– Позволь мне, господин, спросить тебя немного.
– Спрашивай.
– Если, господин, – сказал я, – муж имеет жену верную в Господе и заметит ее в прелюбодеянии, то будет ли он грешен, живя с нею?
И ответил он мне:
– Доколе муж не знает греха своей жены, он не грешит, если живет с нею. Если же узнает муж о грехе ее, а она не покается в своем прелюбодеянии, то муж согрешит, живя с нею, и сделается участником в ее прелюбодеянии.
– Что же делать, – спросил я, – если жена будет оставаться в своем пороке?
– Пусть муж отпустит ее и останется один. Если же, отпустивши свою жену, возьмет другую, то и сам примет грех прелюбодеяния.
– Что же, господин, если жена отпущенная покается и пожелает возвратиться к мужу своему, то должна ли она быть принята мужем?
– Если не примет ее муж, он совершит грех великий, – он ответил мне. – Должно принимать грешницу, которая раскаивается, но не много раз. Ибо для рабов Божиих покаяние положено одно. Поэтому ради раскаяния не должен муж, отпустив жену свою, брать себе другую. Так же делать надлежит и жене.
☝️В 3-м каноне свт. Афанасия Великого «Пастырь» причисляется к числу книг, полезных для чтения вступающим в Церковь.
#брак #мораль #дисциплина
– Позволь мне, господин, спросить тебя немного.
– Спрашивай.
– Если, господин, – сказал я, – муж имеет жену верную в Господе и заметит ее в прелюбодеянии, то будет ли он грешен, живя с нею?
И ответил он мне:
– Доколе муж не знает греха своей жены, он не грешит, если живет с нею. Если же узнает муж о грехе ее, а она не покается в своем прелюбодеянии, то муж согрешит, живя с нею, и сделается участником в ее прелюбодеянии.
– Что же делать, – спросил я, – если жена будет оставаться в своем пороке?
– Пусть муж отпустит ее и останется один. Если же, отпустивши свою жену, возьмет другую, то и сам примет грех прелюбодеяния.
– Что же, господин, если жена отпущенная покается и пожелает возвратиться к мужу своему, то должна ли она быть принята мужем?
– Если не примет ее муж, он совершит грех великий, – он ответил мне. – Должно принимать грешницу, которая раскаивается, но не много раз. Ибо для рабов Божиих покаяние положено одно. Поэтому ради раскаяния не должен муж, отпустив жену свою, брать себе другую. Так же делать надлежит и жене.
☝️В 3-м каноне свт. Афанасия Великого «Пастырь» причисляется к числу книг, полезных для чтения вступающим в Церковь.
#брак #мораль #дисциплина
❤3
На что ориентироваться христианину (христианке) при выборе одежды?
👚В каждом обществе и в каждую эпоху есть свои понятия о (не)приличии в одежде и манерах. И это приличие определяется не Церковью, а обществом. Здесь нет нужды разбирать каждую отдельную деталь гардероба. Св. Августин пишет: «Нарушений принятых норм нравственности следует избегать как у себя, так и в чужой стране, стараясь во всём следовать законам и обычаям государства или народа. Ибо всякая часть, которая не сообразована с целым, отвратительна».
🤵♂️Также важно, чтобы в выборе одежды не было тщеславных мотивов. Свт. Григорий Великий в связи с этим говорит: «Есть некоторые, которые не считают за грех одеваться в одежды тонкие и драгоценные. Но если бы это не было грехом, то Слово Божие отнюдь не стало бы с такой тщательностью выражать, что мучимый в аду богач, одевался виссоном и пурпуром. Потому что никто не желает особенных одежд для чего-либо другого, как только для суетной славы, именно для того, чтобы казаться почтеннее других. Ибо самый опыт свидетельствует, что дорогих одежд желают только для пустой славы, потому что никто не хочет одеваться в дорогие одежды там, где не может быть видим другими».
👔Мне кажется, что нет смысла заморачиваться и пытаться ориентироваться на какой-то церковный стандарт, которого не существует. Апостол Павел говорит, что следует одеваться прилично, со стыдливостью и целомудрием (1Тим.2:9). Вот и все рекомендации. Надо постараться найти середину между непристойностью и отсутствием вкуса.
👉Святейший Патриарх Кирилл об образе современного православного христианина
#мораль #ответынавопросы #библия #августин
👚В каждом обществе и в каждую эпоху есть свои понятия о (не)приличии в одежде и манерах. И это приличие определяется не Церковью, а обществом. Здесь нет нужды разбирать каждую отдельную деталь гардероба. Св. Августин пишет: «Нарушений принятых норм нравственности следует избегать как у себя, так и в чужой стране, стараясь во всём следовать законам и обычаям государства или народа. Ибо всякая часть, которая не сообразована с целым, отвратительна».
🤵♂️Также важно, чтобы в выборе одежды не было тщеславных мотивов. Свт. Григорий Великий в связи с этим говорит: «Есть некоторые, которые не считают за грех одеваться в одежды тонкие и драгоценные. Но если бы это не было грехом, то Слово Божие отнюдь не стало бы с такой тщательностью выражать, что мучимый в аду богач, одевался виссоном и пурпуром. Потому что никто не желает особенных одежд для чего-либо другого, как только для суетной славы, именно для того, чтобы казаться почтеннее других. Ибо самый опыт свидетельствует, что дорогих одежд желают только для пустой славы, потому что никто не хочет одеваться в дорогие одежды там, где не может быть видим другими».
👔Мне кажется, что нет смысла заморачиваться и пытаться ориентироваться на какой-то церковный стандарт, которого не существует. Апостол Павел говорит, что следует одеваться прилично, со стыдливостью и целомудрием (1Тим.2:9). Вот и все рекомендации. Надо постараться найти середину между непристойностью и отсутствием вкуса.
👉Святейший Патриарх Кирилл об образе современного православного христианина
#мораль #ответынавопросы #библия #августин
Telegram
чтец Сергий Федоров
Святейший Патриарх Кирилл об образе современного православного христианина
«Теперь о внешнем облике верующего человека. Расскажу такую историю. Бог благословил мою жизнь опытом общения со святым человеком. Лет шести-семи от роду я был привезен родителями…
«Теперь о внешнем облике верующего человека. Расскажу такую историю. Бог благословил мою жизнь опытом общения со святым человеком. Лет шести-семи от роду я был привезен родителями…
👍4
Можно ли христианину безгрешно судить ближнего?
Известная евангельская фраза "Не судите, да не судимы будете" (Мф.7:1) неоднократно в истории извращалась. Одним из самых ярких примеров извращения учения Христа об отношении к злодеям является интерпретация русского писателя и мыслителя Л.Н. Толстого.
В действительности, если воспринимать это изречение в контексте всей проповеди Христа и апостолов, далеко не всякий суд и осуждение людей запрещается в Евангелии.
О том, что это не имеет никакого отношения к судебным органам свидетельствует как то, что все наставления Нагорной проповеди обращены к частным лицам и касаются только личных взаимоотношений людей, так и то, что Спаситель и Его апостолы, не отрицали право законной власти судить и выносить приговоры (Мф. 23:23; Рим. 13:1-4).
Что касается права христианина судить поступки других людей и целых сообществ, то по объяснению свт. Иоанна Златоуста, оно законно при следующих условиях:
- он не должен быть сам виновен в таких же или больших грехах, чем его ближний (что прямо следует из Мф. 7:4-5);
- предметом суда должны быть явные и тяжёлые грехи, а не просто какие-то немощи и недостатки;
- он не должен выносить суда, не убедившись, что преступление действительно имеет место, чтобы это не стало клеветой;
- мотивами суда должно быть не желание навредить, опозорить ближнего или самоутвердиться за счёт этого, а обличение и исправление зла (но и с благими мотивами нужно действовать весьма рассудительно);
- при всем этом, христианин должен помнить, что каким судом он будет судить других, таким и сам будет судим Богом.
В Священном Писании достаточно предписаний, которые невозможно исполнить не вынеся некоторого суждения над ближним (например, Мф.18:15-17 и 1Кор. 5:9-13).
Как писал архиеп. Аверкий (Таушев), «запрещается не объективное "суждение" о ближнем, не беспристрастное осуждение его недоброго поведения, а злые пересуды, злоречие, происходящее, как это часто бывает, из каких-либо самолюбивых и нечистых побуждений – из гордости и тщеславия, из зависти или обиды. Иными словами, запрещается всякая злоба и злорадство в отношении грешащего ближнего на личной почве, а отнюдь не справедливая, чисто идейная, принципиальная, бесстрастная оценка его поступков и поведения, каковая не только не противна Евангелию и не предосудительна, а наоборот – даже необходима, дабы мы не стали, в конце концов, относиться безразлично к добру и злу, и зло не восторжествовало бы вследствие этого в мире».
#мораль #библия #ответынавопросы
Известная евангельская фраза "Не судите, да не судимы будете" (Мф.7:1) неоднократно в истории извращалась. Одним из самых ярких примеров извращения учения Христа об отношении к злодеям является интерпретация русского писателя и мыслителя Л.Н. Толстого.
В действительности, если воспринимать это изречение в контексте всей проповеди Христа и апостолов, далеко не всякий суд и осуждение людей запрещается в Евангелии.
О том, что это не имеет никакого отношения к судебным органам свидетельствует как то, что все наставления Нагорной проповеди обращены к частным лицам и касаются только личных взаимоотношений людей, так и то, что Спаситель и Его апостолы, не отрицали право законной власти судить и выносить приговоры (Мф. 23:23; Рим. 13:1-4).
Что касается права христианина судить поступки других людей и целых сообществ, то по объяснению свт. Иоанна Златоуста, оно законно при следующих условиях:
- он не должен быть сам виновен в таких же или больших грехах, чем его ближний (что прямо следует из Мф. 7:4-5);
- предметом суда должны быть явные и тяжёлые грехи, а не просто какие-то немощи и недостатки;
- он не должен выносить суда, не убедившись, что преступление действительно имеет место, чтобы это не стало клеветой;
- мотивами суда должно быть не желание навредить, опозорить ближнего или самоутвердиться за счёт этого, а обличение и исправление зла (но и с благими мотивами нужно действовать весьма рассудительно);
- при всем этом, христианин должен помнить, что каким судом он будет судить других, таким и сам будет судим Богом.
В Священном Писании достаточно предписаний, которые невозможно исполнить не вынеся некоторого суждения над ближним (например, Мф.18:15-17 и 1Кор. 5:9-13).
Как писал архиеп. Аверкий (Таушев), «запрещается не объективное "суждение" о ближнем, не беспристрастное осуждение его недоброго поведения, а злые пересуды, злоречие, происходящее, как это часто бывает, из каких-либо самолюбивых и нечистых побуждений – из гордости и тщеславия, из зависти или обиды. Иными словами, запрещается всякая злоба и злорадство в отношении грешащего ближнего на личной почве, а отнюдь не справедливая, чисто идейная, принципиальная, бесстрастная оценка его поступков и поведения, каковая не только не противна Евангелию и не предосудительна, а наоборот – даже необходима, дабы мы не стали, в конце концов, относиться безразлично к добру и злу, и зло не восторжествовало бы вследствие этого в мире».
#мораль #библия #ответынавопросы
👍9🔥4
🔎Можно ли христианину клясться и в каких случаях?
Священное Писание не возбраняет употребление законной клятвы именем Божиим, но запрещает божбу – «легкомысленное употребление клятвы в обыкновенных разговорах» (Простр. христ. катехизис. О любви, о третьей заповеди). Примечательно то, что ветхозаветные пророки, говоря о будущих мессианских временах, отмечают, что и тогда будут клясться Богом истины (Ис. 65:16), Божиим именем (Иер. 12:16). Сам Господь Иисус Христос использовал клятвенную формулу на суде (Мф. 26:63-64). Апостол Павел призывал Бога в свидетели своих слов (Рим. 1:9; 2Кор. 1:23; Флп. 1:8). Клятвопреступников он ставит на одну линию с блудниками, мужеложниками, и тому подобными грешниками (1 Тим. 1:10), потому только, что они – клятвопреступники, а вовсе не потому, что давали клятву. Каноны Церкви также порицают клятвопреступников, а не просто употребляющих клятвы (см. 29 и 64 канон св. Василия Великого).
Согласно учению Православной Церкви, «клятва в делах общественных не запрещается. Апостол Павел говорит: "Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву" (Евр. 6:16–17). Из этого следует заключить, что если Сам Бог для твёрдости обязательства употребил клятву, то тем более позволено и нужно нам в важных и необходимых случаях по требованию законной власти употреблять клятву и присягу, с благоговением и с твёрдым намерением не изменять ей» (Простр. христ. катехизис. О любви, о третьей заповеди). По объяснению свт. Феофана Затворника, «Иисус Христос не запрещает клясться именем Божиим, но научает верующих жить так свято и честно, чтобы не иметь совсем нужды в клятве и чтобы одного их слова: «ей, ей» или «ни, ни» – довольно было для уверения других в истине (Мф. 5,33–37). <…> Имя столь высокого Свидетеля должно призывать только в важнейших случаях и в такой необходимости, когда клятва остается единственным средством к утверждению истины. Притом именем Божиим должно утверждать или отрицать только то, что нам совершенно известно, и обещать то, к исполнению чего имеем твердое намерение, достаточные силы и возможность, дабы в противном случае не нарушить заповеди Божией: "Не приемли имени Господа Бога твоего всуе" (Втор. 5, 11; Исх. 20, 7). Более всего должно опасаться злоупотребления и нарушения клятвы, ибо кто Бога истины делает свидетелем во лжи, тот не только делается недостойным никакого доверия, но и подвергает себя всей строгости правосудия Божия, как оскорбитель Его величия и как враг спокойствия и благополучия общественного, которое поддерживается уважением к клятвам и присягам» (Малые произведения. М., 2008. С. 71-72).
#мораль #библия #ответынавопросы #феофанзатворник
Священное Писание не возбраняет употребление законной клятвы именем Божиим, но запрещает божбу – «легкомысленное употребление клятвы в обыкновенных разговорах» (Простр. христ. катехизис. О любви, о третьей заповеди). Примечательно то, что ветхозаветные пророки, говоря о будущих мессианских временах, отмечают, что и тогда будут клясться Богом истины (Ис. 65:16), Божиим именем (Иер. 12:16). Сам Господь Иисус Христос использовал клятвенную формулу на суде (Мф. 26:63-64). Апостол Павел призывал Бога в свидетели своих слов (Рим. 1:9; 2Кор. 1:23; Флп. 1:8). Клятвопреступников он ставит на одну линию с блудниками, мужеложниками, и тому подобными грешниками (1 Тим. 1:10), потому только, что они – клятвопреступники, а вовсе не потому, что давали клятву. Каноны Церкви также порицают клятвопреступников, а не просто употребляющих клятвы (см. 29 и 64 канон св. Василия Великого).
Согласно учению Православной Церкви, «клятва в делах общественных не запрещается. Апостол Павел говорит: "Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву" (Евр. 6:16–17). Из этого следует заключить, что если Сам Бог для твёрдости обязательства употребил клятву, то тем более позволено и нужно нам в важных и необходимых случаях по требованию законной власти употреблять клятву и присягу, с благоговением и с твёрдым намерением не изменять ей» (Простр. христ. катехизис. О любви, о третьей заповеди). По объяснению свт. Феофана Затворника, «Иисус Христос не запрещает клясться именем Божиим, но научает верующих жить так свято и честно, чтобы не иметь совсем нужды в клятве и чтобы одного их слова: «ей, ей» или «ни, ни» – довольно было для уверения других в истине (Мф. 5,33–37). <…> Имя столь высокого Свидетеля должно призывать только в важнейших случаях и в такой необходимости, когда клятва остается единственным средством к утверждению истины. Притом именем Божиим должно утверждать или отрицать только то, что нам совершенно известно, и обещать то, к исполнению чего имеем твердое намерение, достаточные силы и возможность, дабы в противном случае не нарушить заповеди Божией: "Не приемли имени Господа Бога твоего всуе" (Втор. 5, 11; Исх. 20, 7). Более всего должно опасаться злоупотребления и нарушения клятвы, ибо кто Бога истины делает свидетелем во лжи, тот не только делается недостойным никакого доверия, но и подвергает себя всей строгости правосудия Божия, как оскорбитель Его величия и как враг спокойствия и благополучия общественного, которое поддерживается уважением к клятвам и присягам» (Малые произведения. М., 2008. С. 71-72).
#мораль #библия #ответынавопросы #феофанзатворник
👍6👎1
Аудиоверсия моего перевода "Православного исповедания" (вероучительная часть) https://www.youtube.com/watch?v=qdo1dkrbbzk Освоив эту часть, можно получить систематическое представление о вероучении Православной Церкви с библейским обоснованием. Из недостатков: мои комментарии к тексту не отделяются чтецом от самого текста.
#учениецеркви
#учениецеркви
YouTube
Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной. Часть 1. О Вере
«Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» является первой в истории символической книгой Восточной Православной Церкви, систематически излагающей основы ее вероучения и нравственности.
У православных до определенного времени…
У православных до определенного времени…
Недавно на сайте Патриархии вышло интервью с митрополитом Павлом (Пономаревым), где на вопрос о непоминающих патриарха Кирилла в Латвийской Церкви, он изложил общий канонический принцип поведения рядовых священнослужителей и мирян в подобных случаях:
«Прекращение поминовения Святейшего Патриарха там, где таковое действительно имеет место, противоречит священным канонам, которые являются основой церковного строя. Такие действия по сути своей направлены на разделение Церкви и, в этом смысле, направлены на раскол. Это тот случай, когда каждый священнослужитель вправе отказаться исполнять подобные указания, если они поступают.
Если же говорить о церковноправовой квалификации тех или иных действий в качестве раскола, влекущей за собой те или иные церковноправовые последствия, то таковая квалификация может принадлежать только церковным судебным инстанциям, вплоть до Архиерейского Собора. Поэтому на данном этапе православным Латвии нет оснований воздерживаться от посещения храмов и участия в таинствах».
Это рассуждение, согласное с канонами Двукратного собора (13-15), в полной мере относится и к ситуации, сложившейся в Украинской Православной Церкви. Таким же образом действовало священноначалие Русской Церкви в 1992 г. при лишении сана митр. Филарета (Денисенко). Только после его низложения Архиерейский собор запретил клирикам и мирянам состоять с ним в молитвенном общении.
👉Текст интервью
#дисциплина
«Прекращение поминовения Святейшего Патриарха там, где таковое действительно имеет место, противоречит священным канонам, которые являются основой церковного строя. Такие действия по сути своей направлены на разделение Церкви и, в этом смысле, направлены на раскол. Это тот случай, когда каждый священнослужитель вправе отказаться исполнять подобные указания, если они поступают.
Если же говорить о церковноправовой квалификации тех или иных действий в качестве раскола, влекущей за собой те или иные церковноправовые последствия, то таковая квалификация может принадлежать только церковным судебным инстанциям, вплоть до Архиерейского Собора. Поэтому на данном этапе православным Латвии нет оснований воздерживаться от посещения храмов и участия в таинствах».
Это рассуждение, согласное с канонами Двукратного собора (13-15), в полной мере относится и к ситуации, сложившейся в Украинской Православной Церкви. Таким же образом действовало священноначалие Русской Церкви в 1992 г. при лишении сана митр. Филарета (Денисенко). Только после его низложения Архиерейский собор запретил клирикам и мирянам состоять с ним в молитвенном общении.
👉Текст интервью
#дисциплина
❤3👍3
Митрополит Стефан (Яворский) объясняет как мы становимся праведными через вмененную праведность Иисуса Христа:
«Непослушание Адама является причиной того, что каждый его потомок рождается грешником, не только из-за внешнего непослушания Адама, но и от внутреннего праотеческого греха, и послушание Христа является причиной того, что каждый, возрождающийся во Христе, становится праведником внутренней правдой, а не только внешней правдой Христа. Именно такое противопоставление непослушания Адама и послушания Христа является верным и истинным, что и хотел показать Апостол. Например, кто-либо стоит у огня и греется. Я спрошу, каким теплом согревается этот человек – тем, который есть в нем самом, или полученным от огня? Отвечать следует так. Человеку становится тепло от внутреннего его тепла, а тепло огня является причиной того тепла, которое возникает внутри человека. Так и правда Христа является причиной нашей внутренней правды» (Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви).
#мораль
«Непослушание Адама является причиной того, что каждый его потомок рождается грешником, не только из-за внешнего непослушания Адама, но и от внутреннего праотеческого греха, и послушание Христа является причиной того, что каждый, возрождающийся во Христе, становится праведником внутренней правдой, а не только внешней правдой Христа. Именно такое противопоставление непослушания Адама и послушания Христа является верным и истинным, что и хотел показать Апостол. Например, кто-либо стоит у огня и греется. Я спрошу, каким теплом согревается этот человек – тем, который есть в нем самом, или полученным от огня? Отвечать следует так. Человеку становится тепло от внутреннего его тепла, а тепло огня является причиной того тепла, которое возникает внутри человека. Так и правда Христа является причиной нашей внутренней правды» (Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви).
#мораль
❤5🔥1
Раннехристианский памятник "Дидахе" ("Учение двенадцати апостолов") об отношении к тунеядцам:
«Всякий, приходящий во имя Господне, да будет принят, а потом, уже испытав его, вы узнаете (как поступить), ибо вы будете иметь разумение правого и ложного. Если приходящий – странник, помогите ему, сколько можете, но он не должен оставаться у вас более двух или трех дней, и то если бы нужда оказалась. Если же он желает поселиться у вас, то, если он ремесленник, пусть трудится и ест. А если он не знает ремесла, то вы по своему усмотрению позаботьтесь (о нем, но) так, чтобы христианин не жил среди вас праздным. Если же он не желает так поступать, то он христопродавец. Остерегайтесь таковых!»
Помощь тунеядцам является пособничеством греху, а не христианским милосердием.
#мораль
«Всякий, приходящий во имя Господне, да будет принят, а потом, уже испытав его, вы узнаете (как поступить), ибо вы будете иметь разумение правого и ложного. Если приходящий – странник, помогите ему, сколько можете, но он не должен оставаться у вас более двух или трех дней, и то если бы нужда оказалась. Если же он желает поселиться у вас, то, если он ремесленник, пусть трудится и ест. А если он не знает ремесла, то вы по своему усмотрению позаботьтесь (о нем, но) так, чтобы христианин не жил среди вас праздным. Если же он не желает так поступать, то он христопродавец. Остерегайтесь таковых!»
Помощь тунеядцам является пособничеством греху, а не христианским милосердием.
#мораль
👍2
Святой Августин писал: «Всякий, кто хорошо осведомлён, знает, что даже любовь к похвале есть грех». Означает ли это, что нельзя никого хвалить и самому принимать похвалу? Нет, не означает. Священное Писание и творения святых отцов содержат примеры полезной и справедливой похвалы.
Мне запомнилось это рассуждение К. Льюиса о (не)правильном отношении к похвале: «Если вы испытываете удовольствие, когда вас хвалят, это не свидетельствует о гордости. Ребенок, которого похлопали по плечу за хорошо выученный урок, женщина, чьей красотой восхищается возлюбленный, спасенная душа, которой Христос говорит: “Хорошо, верный раб”,- все они чувствуют себя польщенными, и это вполне закономерно. Ведь здесь – удовольствие вызывает не то, какой вы, а сознание, что вы сделали приятное кому-то, кого хотели (и правильно!) порадовать. Беда начинается тогда, когда вы от мысли: “Я доставил ему удовольствие; как хорошо!” – переходите к мысли: “Должно быть, я очень хороший человек, раз сделал это”. Чем больше вы нравитесь себе и чем меньше удовольствия испытываете от похвалы, тем хуже вы становитесь. Если похвала вообще перестает занимать вас и любование самим собою становится единственным источником вашего удовольствия, значит, вы достигли дна» (Просто христианство).
Вообще похвала должна поощрять человека к добру, а не быть желанной ради суетной славы.
#мораль #августин
Мне запомнилось это рассуждение К. Льюиса о (не)правильном отношении к похвале: «Если вы испытываете удовольствие, когда вас хвалят, это не свидетельствует о гордости. Ребенок, которого похлопали по плечу за хорошо выученный урок, женщина, чьей красотой восхищается возлюбленный, спасенная душа, которой Христос говорит: “Хорошо, верный раб”,- все они чувствуют себя польщенными, и это вполне закономерно. Ведь здесь – удовольствие вызывает не то, какой вы, а сознание, что вы сделали приятное кому-то, кого хотели (и правильно!) порадовать. Беда начинается тогда, когда вы от мысли: “Я доставил ему удовольствие; как хорошо!” – переходите к мысли: “Должно быть, я очень хороший человек, раз сделал это”. Чем больше вы нравитесь себе и чем меньше удовольствия испытываете от похвалы, тем хуже вы становитесь. Если похвала вообще перестает занимать вас и любование самим собою становится единственным источником вашего удовольствия, значит, вы достигли дна» (Просто христианство).
Вообще похвала должна поощрять человека к добру, а не быть желанной ради суетной славы.
#мораль #августин
👍11
🔎Можно ли одновременно любить Бога и бояться Его?
Нужно разграничить различные виды страха в отношении Бога. Существует страх перед наказанием за грехи (рабский) и страх из благоговения перед Небесным Отцом (сыновний). Оба этих страха совместимы с любовью, хотя первый и не является совершенной степенью отношений с Богом. Апостол Иоанн говорит о рабском страхе: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1Ин. 4:18). Этот страх убывает с возрастанием любви, поскольку чем больше человек любит Бога, тем меньше он боится наказания.
Сыновний страх является даром Святого Духа (Ис. 11:3) и «он должен быть подобен страху детей перед своими родителями, а не как у рабов перед господами.. Писание повелевает бояться Бога по любви, говоря: "Боящиеся Господа, восхвалите Его! Все семя Иакова, прославьте Его! Да убоится Его все семя Израиля!" (Пс. 21:24). Тот, кто так боится Господа, соблюдает Его заповеди, как сказано: "Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое" (Ин. 14:23)» (Православное исповедание, Ч. 1, вопр. 80).
#ответынавопросы #учениецеркви #библия #мораль #духовнаяжизнь
Нужно разграничить различные виды страха в отношении Бога. Существует страх перед наказанием за грехи (рабский) и страх из благоговения перед Небесным Отцом (сыновний). Оба этих страха совместимы с любовью, хотя первый и не является совершенной степенью отношений с Богом. Апостол Иоанн говорит о рабском страхе: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1Ин. 4:18). Этот страх убывает с возрастанием любви, поскольку чем больше человек любит Бога, тем меньше он боится наказания.
Сыновний страх является даром Святого Духа (Ис. 11:3) и «он должен быть подобен страху детей перед своими родителями, а не как у рабов перед господами.. Писание повелевает бояться Бога по любви, говоря: "Боящиеся Господа, восхвалите Его! Все семя Иакова, прославьте Его! Да убоится Его все семя Израиля!" (Пс. 21:24). Тот, кто так боится Господа, соблюдает Его заповеди, как сказано: "Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое" (Ин. 14:23)» (Православное исповедание, Ч. 1, вопр. 80).
#ответынавопросы #учениецеркви #библия #мораль #духовнаяжизнь
👍1
В какой мере Церковь усваивает святоотеческим сочинениям Божественный непогрешимый авторитет?
Согласно определению Иерусалимского собора 1672 г., «Церковь поистине научается Животворящим Духом, но через посредство Святых Отцов и Учителей, которых правило [веры] признано Святыми Вселенскими Соборами» (Посл. восточ. патриархов, чл. 12). В определении V Вселенского собора этот принцип конкретизирован в перечислении определенных учителей Церкви: «Последуем во всём и святым отцам и учителям Церкви Божией: Афанасию, Иларию, Василию, Григорию Богослову, Григорию Нисскому, Амвросию, Феофилу, Иоанну Константинопольскому, Кириллу, Августину, Проклу, Льву, и приемлем всё, что только написали они о православной вере и к осуждению еретиков. Приемлем также и других святых и православных отцов, которые до конца жизни своей неукоризненно проповедовали правую веру в святой Церкви Божьей» (ДВС. Т. 3. Казань, 1913. С. 313).
Таким образом, авторитет Кафолической Церкви переходит на сочинения святых отцов в той мере, в какой они признаны Вселенским собором, как точное изложение православно-кафолической веры. Соответственно, все, что в сочинениях отцов Церкви не имеет формального соборного признания, не может восприниматься как непогрешимое церковное учительство, независимо от того, сколько отцов Церкви согласны в том или ином мнении.
Как пишет патролог Н. И. Сагарда, «признание отца со стороны Церкви констатирует вообще православный характер его произведений, но не сообщает каждому отдельному положению в его учении значения действительного учения Церкви. Исключение составляют те отдельные произведения, которые были признаны на Вселенских соборах как точное выражение православного учения по тому или другому пункту, таковы например анафематизмы Кирилла Александрийского против Нестория, его второе послание к Несторию, послание его к Иоанну Антиохийскому, послание папы Льва I к Флавиану Константинопольскому» (Лекции по патрологии I–IV века: пособие по курсу патрологии для духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. М., 2004. С. 17).
#ответынавопросы #богословие
Согласно определению Иерусалимского собора 1672 г., «Церковь поистине научается Животворящим Духом, но через посредство Святых Отцов и Учителей, которых правило [веры] признано Святыми Вселенскими Соборами» (Посл. восточ. патриархов, чл. 12). В определении V Вселенского собора этот принцип конкретизирован в перечислении определенных учителей Церкви: «Последуем во всём и святым отцам и учителям Церкви Божией: Афанасию, Иларию, Василию, Григорию Богослову, Григорию Нисскому, Амвросию, Феофилу, Иоанну Константинопольскому, Кириллу, Августину, Проклу, Льву, и приемлем всё, что только написали они о православной вере и к осуждению еретиков. Приемлем также и других святых и православных отцов, которые до конца жизни своей неукоризненно проповедовали правую веру в святой Церкви Божьей» (ДВС. Т. 3. Казань, 1913. С. 313).
Таким образом, авторитет Кафолической Церкви переходит на сочинения святых отцов в той мере, в какой они признаны Вселенским собором, как точное изложение православно-кафолической веры. Соответственно, все, что в сочинениях отцов Церкви не имеет формального соборного признания, не может восприниматься как непогрешимое церковное учительство, независимо от того, сколько отцов Церкви согласны в том или ином мнении.
Как пишет патролог Н. И. Сагарда, «признание отца со стороны Церкви констатирует вообще православный характер его произведений, но не сообщает каждому отдельному положению в его учении значения действительного учения Церкви. Исключение составляют те отдельные произведения, которые были признаны на Вселенских соборах как точное выражение православного учения по тому или другому пункту, таковы например анафематизмы Кирилла Александрийского против Нестория, его второе послание к Несторию, послание его к Иоанну Антиохийскому, послание папы Льва I к Флавиану Константинопольскому» (Лекции по патрологии I–IV века: пособие по курсу патрологии для духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. М., 2004. С. 17).
#ответынавопросы #богословие
👍3
🔎Каким образом Тело и Кровь Христовы действуют в нас после причащения? Где проходит граница между помощью Божьей в борьбе с грехами посредством Причащения и нашей собственной волей к этому?
Церковь учит, что через причащение Святых Таин христианин «теснейшим образом соединяется с Самим Иисусом Христом и в Нем становится причастным Вечной Жизни» (Простр. христ. катехизис. О вере, о десятом члене Символа веры). Через частое и достойное участие в этом великом Таинстве он «освобождается от козней и искушений дьявола, поскольку враг души не осмеливается нанести никакого вреда тому, в ком он находит пребывающего Христа» (Прав. исповедание. Ч. 1, вопр. 107).
Действие Христа в нас после достойного причащения описано в третьей благодарственной молитве так: «Пройди в члены тела моего, во все суставы, во внутренности, в сердце, и сожги терние всех моих согрешений. Душу очисти, освяти мысли, колени утверди с костями вместе, просвети пять главных чувств, всего меня пригвозди страхом пред Тобою. Всегда защищай, охраняй и береги меня от всякого вредного для души дела и слова. Очищай, омывай и устрояй меня; украшай, вразумляй и просвещай меня. Яви меня Твоей обителью, единого Духа, и уже не обителью греха, чтобы бежали от меня по принятии Причастия всякий злодей, всякая страсть как от дома Твоего, как от огня» (пер. иеромон. Амвросия (Тимрота)).
Это действие таинственно и непостижимо, но, тем не менее, реально. Свт. Феофан Затворник описывает его так: «Душа грешная – нравственно расслабленна, но, когда принимает в себя Господа, чувствует в себе духовную крепость и силу, то есть ощущает воодушевленную ревность о всяком добре и об исполнении всякой заповеди Божией, неодолимую никакими препятствиями, ни внешними, ни внутренними, воздвигаемыми от страстей и худых привычек, и не пресекаемую ни нерадением, ни отлагательством. И всегда мы делаем понемногу добро, но делаем, когда оно само, так сказать, попадется под руки и в исполнении не требует пожертвований и особых усилий. Но тут возрождается сильная энергия с направлением всех помышлений, желаний и намерений на одно богоугодное, что выражается не только живостью, но некоторою неудержимостью в трудах доброделания и благочестия, не чувствующею усталости и сытости. Так должно быть во всяком причастнике Христовых Таин, приявшем в них Господа.. Свет ведения, сила воодушевления на добро, мир душевный, сладостная теплота – это главные свидетели водворения Господа в сердцах истинных причастников» (О покаянии, исповеди, причащении Святых Христовых Таин и исправлении жизни. М., 2013. С. 175).
Однако если мы не замечаем этих признаков в себе явно, это, по мысли святителя, может означать, как их полное отсутствие, так и присутствие в зародыше. Последнее узнается по такому признаку: «Если есть забота о спасении с трудами по исполнению всего, чем условливается спасение, ведайте, что Господь начал уже в нас Свое дело. Продолжите начатый труд с терпением и узрите, что начавший совершит. Но если уж и сего нет, значит, нет и начатков. Нерадение и беспечность о спасении – явный признак, что жизнь духа еще не начата. И надобно все сызнова переделать. He отчаивайтесь, впрочем, и в сем случае. Затем и жизнь нам еще дается, чтоб мы пришли в чувство и раскаялись» (Там же. С. 178).
Из этого мы можем заключить, что признаки действия Святого Причастия существуют и наблюдаются, однако оно тесно связано с нашим личным трудом над собой и проводить здесь четкую границу между нашей волей и благодатью не представляется возможным и полезным.
#ответынавопросы #учениецеркви #духовнаяжизнь #феофанзатворник
Церковь учит, что через причащение Святых Таин христианин «теснейшим образом соединяется с Самим Иисусом Христом и в Нем становится причастным Вечной Жизни» (Простр. христ. катехизис. О вере, о десятом члене Символа веры). Через частое и достойное участие в этом великом Таинстве он «освобождается от козней и искушений дьявола, поскольку враг души не осмеливается нанести никакого вреда тому, в ком он находит пребывающего Христа» (Прав. исповедание. Ч. 1, вопр. 107).
Действие Христа в нас после достойного причащения описано в третьей благодарственной молитве так: «Пройди в члены тела моего, во все суставы, во внутренности, в сердце, и сожги терние всех моих согрешений. Душу очисти, освяти мысли, колени утверди с костями вместе, просвети пять главных чувств, всего меня пригвозди страхом пред Тобою. Всегда защищай, охраняй и береги меня от всякого вредного для души дела и слова. Очищай, омывай и устрояй меня; украшай, вразумляй и просвещай меня. Яви меня Твоей обителью, единого Духа, и уже не обителью греха, чтобы бежали от меня по принятии Причастия всякий злодей, всякая страсть как от дома Твоего, как от огня» (пер. иеромон. Амвросия (Тимрота)).
Это действие таинственно и непостижимо, но, тем не менее, реально. Свт. Феофан Затворник описывает его так: «Душа грешная – нравственно расслабленна, но, когда принимает в себя Господа, чувствует в себе духовную крепость и силу, то есть ощущает воодушевленную ревность о всяком добре и об исполнении всякой заповеди Божией, неодолимую никакими препятствиями, ни внешними, ни внутренними, воздвигаемыми от страстей и худых привычек, и не пресекаемую ни нерадением, ни отлагательством. И всегда мы делаем понемногу добро, но делаем, когда оно само, так сказать, попадется под руки и в исполнении не требует пожертвований и особых усилий. Но тут возрождается сильная энергия с направлением всех помышлений, желаний и намерений на одно богоугодное, что выражается не только живостью, но некоторою неудержимостью в трудах доброделания и благочестия, не чувствующею усталости и сытости. Так должно быть во всяком причастнике Христовых Таин, приявшем в них Господа.. Свет ведения, сила воодушевления на добро, мир душевный, сладостная теплота – это главные свидетели водворения Господа в сердцах истинных причастников» (О покаянии, исповеди, причащении Святых Христовых Таин и исправлении жизни. М., 2013. С. 175).
Однако если мы не замечаем этих признаков в себе явно, это, по мысли святителя, может означать, как их полное отсутствие, так и присутствие в зародыше. Последнее узнается по такому признаку: «Если есть забота о спасении с трудами по исполнению всего, чем условливается спасение, ведайте, что Господь начал уже в нас Свое дело. Продолжите начатый труд с терпением и узрите, что начавший совершит. Но если уж и сего нет, значит, нет и начатков. Нерадение и беспечность о спасении – явный признак, что жизнь духа еще не начата. И надобно все сызнова переделать. He отчаивайтесь, впрочем, и в сем случае. Затем и жизнь нам еще дается, чтоб мы пришли в чувство и раскаялись» (Там же. С. 178).
Из этого мы можем заключить, что признаки действия Святого Причастия существуют и наблюдаются, однако оно тесно связано с нашим личным трудом над собой и проводить здесь четкую границу между нашей волей и благодатью не представляется возможным и полезным.
#ответынавопросы #учениецеркви #духовнаяжизнь #феофанзатворник
👍6
Нужно различать Божественное Откровение, дисциплину Церкви и церковные обычаи. Первое имеет прямое Божественное происхождение от Христа и апостолов (это вероучение, закон Божий, Таинства и основополагающие законы существования Церкви). Второе возникало в истории по подобию государственных законов, для лучшей организованности жизни верующих, и неоднократно менялось. Третье понятие имеет ещё более сложную историю, также динамично и изменчиво. Итак, Откровение (оно же Св. Предание или Апостольское Предание) никто не вправе менять или дополнять, иначе произойдет извращение самой сути Православия. А все остальное менялось, меняется и будет ещё меняться, в зависимости от нужд жизни Церкви и других факторов.
👉См. также https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/335
#богословие
👉См. также https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/335
#богословие
🔥4👍1
Блж. Феофилакт Болгарский пишет, что причиной соединения мужчины и женщины из разных родов в брачный союз, по замыслу Божию, является желание расширить область любящих друг друга людей: «С размножением рода [Господь] и пределы брака расширил, чтобы не заключить любви в тесные границы только родственных отношений».
#брак #отношения
#брак #отношения
Одно из главных преимуществ, предлагаемых христианской верой - это непобедимость человека, верующего в Бога. Христианство говорит: что бы ни случилось в жизни, в каких бы обстоятельствах человек ни находился, как бы глубоко он ни пал, выход есть всегда. В этой картине мира проиграть можно только одним способом - через нераскаянное пребывание в грехе. Все остальное не может погубить душу человека, если он верует в Бога и любит Его.
#мысли #мораль
#мысли #мораль
❤10
Христианину нужно стремиться к предельной честности с Богом, с людьми и с самим собой. Свт. Григорий Великий писал: «Безрассудно то смирение, которое опутывает себя ложью». Сама специфика церковной жизни по определенному шаблону ведет к притворству и лжи. Люди привыкают общаться особыми словами, одеваться в церковь необычно для самих себя, говорить то, во что сами не верят. Типичный пример - словесное признание своей "всегреховности" и никчемности. Иногда люди признаются: я не сознаю своей ответственности за все грехи, перечисленные в тексте молитвослова, который я ежедневно читаю. Ну так и в чем проблема? Не сознаешь - не читай эту молитву или пропусти фрагмент, который не можешь отнести к себе. Этот текст создавался изначально не для тебя, автор написал его под свои нужды. Тут надо ставить более общий вопрос: что мы предпочитаем в общении с Богом - искренность или исполнение актерской роли?
#мысли #духовнаяжизнь #проблемыцерковнойжизни
#мысли #духовнаяжизнь #проблемыцерковнойжизни
❤4👍4
В среде верующих людей распространено мнение, что любые дурные навязчивые мысли всегда приходят от бесов. Хотя, в действительности, это не так. Свт. Иоанн Златоуст в письме к своему другу Стагирию, которого угнетали суицидальные мысли, говорит об этом следующее:
«Так как ты, по словам твоим, очень сетуешь и по другой причине, именно потому, что демон часто внушает тебе мысль погубить себя в море или пропасти, или прекратить настоящую жизнь каким-либо другим способом, то я хочу немного побеседовать и об этих помыслах. Такое внушение происходит не от него только одного, но и от твоего уныния, и даже больше от последнего, чем от первого, а может быть – и от одного уныния. Это видно из того, что многие и из тех, которые не одержимы демоном, замышляют то же только от печали. Отвергни же ее и изгони из души, тогда и демон не будет иметь силы не только на то, чтобы склонить к такому делу, но и на то, чтобы приступить к внушению. <…> Как же, скажешь ты, освободиться от этой печали, не освободившись наперед от причиняющего ее демона? Не демон причиняет уныние, но оно делает демона сильным и внушает дурные помыслы. Это может засвидетельствовать нам блаженный Павел; и он боялся не какого-нибудь демона, но чрезмерной скорби, когда писал к коринфянам, чтобы они простили наконец грешнику грех его: Да не како многою скорбию, – говорит он, – пожерт будет таковый (2Кор.2:7). Но предположим, если хочешь, что демон нападет на тебя, а уныние изгнано из твоей души: какой от этого будет вред? Какое зло, большое или малое, может причинить нам демон сам по себе? Уныние же и без него может сделать много зла, и большинство из тех, которые наложили на себя петлю, или закололись мечем, или утопились в реках, или погубили себя как-нибудь иначе, увлечены были к такой насильственной смерти унынием; если же в числе этих людей окажутся некоторые и из одержимых демоном, то и их погибель должно приписать не демону, но влиянию и силе уныния».
Уныние (ἀθυμία) в этом тексте – это не то же уныние (ἀκηδία – беспечность), которое входит в число семи главных грехов. ἀθυμία – упадок духа, отчаяние, подавленность, тревога. С естественными проявлениями этой богоданной способности (Златоуст подчеркивает, что ἀθυμία внедрена в человека Богом для определенных целей) можно и нужно справляться не только молитвой, но и при необходимости, обращаться к специалистам.
#мораль #иоаннзлатоуст
«Так как ты, по словам твоим, очень сетуешь и по другой причине, именно потому, что демон часто внушает тебе мысль погубить себя в море или пропасти, или прекратить настоящую жизнь каким-либо другим способом, то я хочу немного побеседовать и об этих помыслах. Такое внушение происходит не от него только одного, но и от твоего уныния, и даже больше от последнего, чем от первого, а может быть – и от одного уныния. Это видно из того, что многие и из тех, которые не одержимы демоном, замышляют то же только от печали. Отвергни же ее и изгони из души, тогда и демон не будет иметь силы не только на то, чтобы склонить к такому делу, но и на то, чтобы приступить к внушению. <…> Как же, скажешь ты, освободиться от этой печали, не освободившись наперед от причиняющего ее демона? Не демон причиняет уныние, но оно делает демона сильным и внушает дурные помыслы. Это может засвидетельствовать нам блаженный Павел; и он боялся не какого-нибудь демона, но чрезмерной скорби, когда писал к коринфянам, чтобы они простили наконец грешнику грех его: Да не како многою скорбию, – говорит он, – пожерт будет таковый (2Кор.2:7). Но предположим, если хочешь, что демон нападет на тебя, а уныние изгнано из твоей души: какой от этого будет вред? Какое зло, большое или малое, может причинить нам демон сам по себе? Уныние же и без него может сделать много зла, и большинство из тех, которые наложили на себя петлю, или закололись мечем, или утопились в реках, или погубили себя как-нибудь иначе, увлечены были к такой насильственной смерти унынием; если же в числе этих людей окажутся некоторые и из одержимых демоном, то и их погибель должно приписать не демону, но влиянию и силе уныния».
Уныние (ἀθυμία) в этом тексте – это не то же уныние (ἀκηδία – беспечность), которое входит в число семи главных грехов. ἀθυμία – упадок духа, отчаяние, подавленность, тревога. С естественными проявлениями этой богоданной способности (Златоуст подчеркивает, что ἀθυμία внедрена в человека Богом для определенных целей) можно и нужно справляться не только молитвой, но и при необходимости, обращаться к специалистам.
#мораль #иоаннзлатоуст
👍8❤1🔥1
Свт. Феофан Затворник о жизни христиан в миру
«Мнение, будто в мире нельзя спастись, верно, если жить по-мирски.
Но если в мире не жить по-мирски, то для спасения от сего беды нет. Сколько есть и было спасающихся в мире?! От чего и вам не вступить в число их?
Мир – страсти, люди, живущие исключительно по страстям, и совокупность обычаев и порядков жизни, придуманных для удовлетворения страстей. Оставить все сие и есть оставить мир, хотя вокруг все живут по-мирски, или пополам – то по-мирски, то не по-мирски, – смешанно.
Жизнь семейная и гражданская не сама по себе есть мирская, а бывает такою, когда в порядки такой жизни втесняются страсти и удовлетворение их. На семейную и гражданскую жизнь есть заповеди. Если так завесть эту жизнь, чтобы в ней господствовали заповеди с прогнанием всего страстного, тогда это будет не мирская, а святая жизнь Богом благословенная».
#духовнаяжизнь #мораль #феофанзатворник
«Мнение, будто в мире нельзя спастись, верно, если жить по-мирски.
Но если в мире не жить по-мирски, то для спасения от сего беды нет. Сколько есть и было спасающихся в мире?! От чего и вам не вступить в число их?
Мир – страсти, люди, живущие исключительно по страстям, и совокупность обычаев и порядков жизни, придуманных для удовлетворения страстей. Оставить все сие и есть оставить мир, хотя вокруг все живут по-мирски, или пополам – то по-мирски, то не по-мирски, – смешанно.
Жизнь семейная и гражданская не сама по себе есть мирская, а бывает такою, когда в порядки такой жизни втесняются страсти и удовлетворение их. На семейную и гражданскую жизнь есть заповеди. Если так завесть эту жизнь, чтобы в ней господствовали заповеди с прогнанием всего страстного, тогда это будет не мирская, а святая жизнь Богом благословенная».
#духовнаяжизнь #мораль #феофанзатворник
🔥6❤3👍2
Нести ответственность перед Богом мы будем только за то, что находилось в наших возможностях. То, что от нас не зависело (из-за особенностей нашего здоровья, непреодолимых обстоятельств и т. п.), за то мы и не будем судимы. Как писал К. Льюис, «мы видим только плоды, которые получились из сырья вследствие выбора, сделанного человеком. Но Бог судит его не за качество сырья, а за то, как он использовал его. Большая часть психологических свойств зависит от физиологических особенностей, но когда тело отмирает, остается лишь нетленный истинный человек, который выбирал и теперь несет ответственность за лучшее или худшее использование того материала, что был в его распоряжении. Всевозможные добродетельные поступки, которые мы считали проявлением наших собственных достоинств, были, оказывается, результатом нашего хорошего пищеварения, и они не зачтутся нам; не зачтется и другим многое плохое, что совершали они по причине различных комплексов или плохого здоровья. И тогда, наконец, мы впервые увидим каждого таким, каков он есть. Нас ожидает немало сюрпризов» (Просто христианство).
Поэтому не все то, что внешне похоже на грех – вменяется человеку в качестве такового, также и не все похожее на добродетель – станет заслугой на Божьем суде.
#мораль #мысли
Поэтому не все то, что внешне похоже на грех – вменяется человеку в качестве такового, также и не все похожее на добродетель – станет заслугой на Божьем суде.
#мораль #мысли
❤7👍4
🔎На каком основании, обеты, данные за ребенка при Крещении восприемниками, засчитываются как его собственные?
Свт. Феофан Затворник в одном из писем поясняет это так. Восприемники дают за своего крестника обеты, с тем, чтобы в будущем он сознательно и свободно от себя сказал: «Отрекаюсь от сатаны и сочетаюсь Христу». Ради такого будущего решения Господь авансом дает все блага духовные (освобождение от греха, от тирании сатаны, дары Св. Духа, доступ к остальным Таинствам, вечное блаженство) в самом акте крещения и в последующее время. Господь ждет, что крещенный в младенчестве впоследствии сам повторит решение, принесенное за него восприемниками, и вследствие этого считает его принадлежащим самому крещеному.
Об этом же пишет и св. Сергий Правдолюбов: «Мы родились во второй раз от воды и Духа, но бессознательно – по причине своего младенчества. А потому обязаны по вступлении в сознательный возраст вновь пережить свое рождение, принять уже сознательно это твердое решение – отречься от сатаны и сочетаться Христу. Переживал ли ты этот нравственный переворот? Если нет, то нужно его перечувствовать и пережить! Надо сказать Христу: "Я по вере родителей и восприемников некогда в младенчестве отрекался от сатаны и сочетался с Тобою – теперь же я сознательно отрекаюсь, уже сам, от сатаны и сочетаюсь на всю жизнь с Тобою, моим Спасителем и Господом!"» (Моим детям и внукам).
#мораль #духовнаяжизнь #ответынавопросы #дети
Свт. Феофан Затворник в одном из писем поясняет это так. Восприемники дают за своего крестника обеты, с тем, чтобы в будущем он сознательно и свободно от себя сказал: «Отрекаюсь от сатаны и сочетаюсь Христу». Ради такого будущего решения Господь авансом дает все блага духовные (освобождение от греха, от тирании сатаны, дары Св. Духа, доступ к остальным Таинствам, вечное блаженство) в самом акте крещения и в последующее время. Господь ждет, что крещенный в младенчестве впоследствии сам повторит решение, принесенное за него восприемниками, и вследствие этого считает его принадлежащим самому крещеному.
Об этом же пишет и св. Сергий Правдолюбов: «Мы родились во второй раз от воды и Духа, но бессознательно – по причине своего младенчества. А потому обязаны по вступлении в сознательный возраст вновь пережить свое рождение, принять уже сознательно это твердое решение – отречься от сатаны и сочетаться Христу. Переживал ли ты этот нравственный переворот? Если нет, то нужно его перечувствовать и пережить! Надо сказать Христу: "Я по вере родителей и восприемников некогда в младенчестве отрекался от сатаны и сочетался с Тобою – теперь же я сознательно отрекаюсь, уже сам, от сатаны и сочетаюсь на всю жизнь с Тобою, моим Спасителем и Господом!"» (Моим детям и внукам).
#мораль #духовнаяжизнь #ответынавопросы #дети
👍5
Свт. Феофан Затворник о познании воли Божией:
«Как волю Божию узнавать? Многое в жизни определяется прямыми заповедями. В таком случае нечего раздумывать, а прямо делать. Когда же бывает, что хотя заповедь Божия ясна, а приложение ее неясно, тогда не избежать вопроса: как быть? Иногда это решается бывшими опытами своими, иногда опытами других, иногда спросом у живущих добре, иногда наведениями и умозаключениями от известного из слова Божия, иногда молитвою, по действу коей Бог полагает на сердце, как поступить. Последнее было бы надежнее всего. Но не всегда наше внутреннее таково, чтобы в нем ясно слышалось сердцем внушение Божие. – У отцов есть правило: помолись до трех раз, и куда склонится сердце, так и делай. Узнавши волю Божию, надо помолиться о помощи к совершению ее. Избави вас Господи от самонадеянности. Самим всеусильно напрягаться надо, но успешного совершения всегда чаять от Господа, помня слово Его, без Мене не можете творити ничесоже».
#духовнаяжизнь #ответынавопросы #феофанзатворник
«Как волю Божию узнавать? Многое в жизни определяется прямыми заповедями. В таком случае нечего раздумывать, а прямо делать. Когда же бывает, что хотя заповедь Божия ясна, а приложение ее неясно, тогда не избежать вопроса: как быть? Иногда это решается бывшими опытами своими, иногда опытами других, иногда спросом у живущих добре, иногда наведениями и умозаключениями от известного из слова Божия, иногда молитвою, по действу коей Бог полагает на сердце, как поступить. Последнее было бы надежнее всего. Но не всегда наше внутреннее таково, чтобы в нем ясно слышалось сердцем внушение Божие. – У отцов есть правило: помолись до трех раз, и куда склонится сердце, так и делай. Узнавши волю Божию, надо помолиться о помощи к совершению ее. Избави вас Господи от самонадеянности. Самим всеусильно напрягаться надо, но успешного совершения всегда чаять от Господа, помня слово Его, без Мене не можете творити ничесоже».
#духовнаяжизнь #ответынавопросы #феофанзатворник
❤9👍5