чтец Сергий Федоров – Telegram
чтец Сергий Федоров
757 subscribers
378 photos
7 videos
29 files
455 links
Магистр богословия / Катехизатор / Религиовед / Клирик Русской Православной Церкви (МП)

Для тех, кто хочет быть православным и не отключать голову

Задать мне вопрос https://news.1rj.ru/str/lector_sergey_bot

Поддержать меня 5469 4000 4166 2961 (сбер)
Download Telegram
Христианину нужно стремиться к предельной честности с Богом, с людьми и с самим собой. Свт. Григорий Великий писал: «Безрассудно то смирение, которое опутывает себя ложью». Сама специфика церковной жизни по определенному шаблону ведет к притворству и лжи. Люди привыкают общаться особыми словами, одеваться в церковь необычно для самих себя, говорить то, во что сами не верят. Типичный пример - словесное признание своей "всегреховности" и никчемности. Иногда люди признаются: я не сознаю своей ответственности за все грехи, перечисленные в тексте молитвослова, который я ежедневно читаю. Ну так и в чем проблема? Не сознаешь - не читай эту молитву или пропусти фрагмент, который не можешь отнести к себе. Этот текст создавался изначально не для тебя, автор написал его под свои нужды. Тут надо ставить более общий вопрос: что мы предпочитаем в общении с Богом - искренность или исполнение актерской роли?
#мысли #духовнаяжизнь #проблемыцерковнойжизни
4👍4
В среде верующих людей распространено мнение, что любые дурные навязчивые мысли всегда приходят от бесов. Хотя, в действительности, это не так. Свт. Иоанн Златоуст в письме к своему другу Стагирию, которого угнетали суицидальные мысли, говорит об этом следующее:

«Так как ты, по словам твоим, очень сетуешь и по другой причине, именно потому, что демон часто внушает тебе мысль погубить себя в море или пропасти, или прекратить настоящую жизнь каким-либо другим способом, то я хочу немного побеседовать и об этих помыслах. Такое внушение происходит не от него только одного, но и от твоего уныния, и даже больше от последнего, чем от первого, а может быть – и от одного уныния. Это видно из того, что многие и из тех, которые не одержимы демоном, замышляют то же только от печали. Отвергни же ее и изгони из души, тогда и демон не будет иметь силы не только на то, чтобы склонить к такому делу, но и на то, чтобы приступить к внушению. <…> Как же, скажешь ты, освободиться от этой печали, не освободившись наперед от причиняющего ее демона? Не демон причиняет уныние, но оно делает демона сильным и внушает дурные помыслы. Это может засвидетельствовать нам блаженный Павел; и он боялся не какого-нибудь демона, но чрезмерной скорби, когда писал к коринфянам, чтобы они простили наконец грешнику грех его: Да не како многою скорбию, – говорит он, – пожерт будет таковый (2Кор.2:7). Но предположим, если хочешь, что демон нападет на тебя, а уныние изгнано из твоей души: какой от этого будет вред? Какое зло, большое или малое, может причинить нам демон сам по себе? Уныние же и без него может сделать много зла, и большинство из тех, которые наложили на себя петлю, или закололись мечем, или утопились в реках, или погубили себя как-нибудь иначе, увлечены были к такой насильственной смерти унынием; если же в числе этих людей окажутся некоторые и из одержимых демоном, то и их погибель должно приписать не демону, но влиянию и силе уныния».

Уныние (ἀθυμία) в этом тексте – это не то же уныние (ἀκηδία – беспечность), которое входит в число семи главных грехов. ἀθυμία – упадок духа, отчаяние, подавленность, тревога. С естественными проявлениями этой богоданной способности (Златоуст подчеркивает, что ἀθυμία внедрена в человека Богом для определенных целей) можно и нужно справляться не только молитвой, но и при необходимости, обращаться к специалистам.
#мораль #иоаннзлатоуст
👍81🔥1
Свт. Феофан Затворник о жизни христиан в миру

«Мнение, будто в мире нельзя спастись, верно, если жить по-мирски.

Но если в мире не жить по-мирски, то для спасения от сего беды нет. Сколько есть и было спасающихся в мире?! От чего и вам не вступить в число их?

Мир – страсти, люди, живущие исключительно по страстям, и совокупность обычаев и порядков жизни, придуманных для удовлетворения страстей. Оставить все сие и есть оставить мир, хотя вокруг все живут по-мирски, или пополам – то по-мирски, то не по-мирски, – смешанно.

Жизнь семейная и гражданская не сама по себе есть мирская, а бывает такою, когда в порядки такой жизни втесняются страсти и удовлетворение их. На семейную и гражданскую жизнь есть заповеди. Если так завесть эту жизнь, чтобы в ней господствовали заповеди с прогнанием всего страстного, тогда это будет не мирская, а святая жизнь Богом благословенная».
#духовнаяжизнь #мораль #феофанзатворник
🔥63👍2
Нести ответственность перед Богом мы будем только за то, что находилось в наших возможностях. То, что от нас не зависело (из-за особенностей нашего здоровья, непреодолимых обстоятельств и т. п.), за то мы и не будем судимы. Как писал К. Льюис, «мы видим только плоды, которые получились из сырья вследствие выбора, сделанного человеком. Но Бог судит его не за качество сырья, а за то, как он использовал его. Большая часть психологических свойств зависит от физиологических особенностей, но когда тело отмирает, остается лишь нетленный истинный человек, который выбирал и теперь несет ответственность за лучшее или худшее использование того материала, что был в его распоряжении. Всевозможные добродетельные поступки, которые мы считали проявлением наших собственных достоинств, были, оказывается, результатом нашего хорошего пищеварения, и они не зачтутся нам; не зачтется и другим многое плохое, что совершали они по причине различных комплексов или плохого здоровья. И тогда, наконец, мы впервые увидим каждого таким, каков он есть. Нас ожидает немало сюрпризов» (Просто христианство).

Поэтому не все то, что внешне похоже на грех – вменяется человеку в качестве такового, также и не все похожее на добродетель – станет заслугой на Божьем суде.
#мораль #мысли
7👍4
🔎На каком основании, обеты, данные за ребенка при Крещении восприемниками, засчитываются как его собственные?

Свт. Феофан Затворник в одном из писем поясняет это так. Восприемники дают за своего крестника обеты, с тем, чтобы в будущем он сознательно и свободно от себя сказал: «Отрекаюсь от сатаны и сочетаюсь Христу». Ради такого будущего решения Господь авансом дает все блага духовные (освобождение от греха, от тирании сатаны, дары Св. Духа, доступ к остальным Таинствам, вечное блаженство) в самом акте крещения и в последующее время. Господь ждет, что крещенный в младенчестве впоследствии сам повторит решение, принесенное за него восприемниками, и вследствие этого считает его принадлежащим самому крещеному.

Об этом же пишет и св. Сергий Правдолюбов: «Мы родились во второй раз от воды и Духа, но бессознательно – по причине своего младенчества. А потому обязаны по вступлении в сознательный возраст вновь пережить свое рождение, принять уже сознательно это твердое решение – отречься от сатаны и сочетаться Христу. Переживал ли ты этот нравственный переворот? Если нет, то нужно его перечувствовать и пережить! Надо сказать Христу: "Я по вере родителей и восприемников некогда в младенчестве отрекался от сатаны и сочетался с Тобою – теперь же я сознательно отрекаюсь, уже сам, от сатаны и сочетаюсь на всю жизнь с Тобою, моим Спасителем и Господом!"» (Моим детям и внукам).
#мораль #духовнаяжизнь #ответынавопросы #дети
👍5
Свт. Феофан Затворник о познании воли Божией:

«Как волю Божию узнавать? Многое в жизни определяется прямыми заповедями. В таком случае нечего раздумывать, а прямо делать. Когда же бывает, что хотя заповедь Божия ясна, а приложение ее неясно, тогда не избежать вопроса: как быть? Иногда это решается бывшими опытами своими, иногда опытами других, иногда спросом у живущих добре, иногда наведениями и умозаключениями от известного из слова Божия, иногда молитвою, по действу коей Бог полагает на сердце, как поступить. Последнее было бы надежнее всего. Но не всегда наше внутреннее таково, чтобы в нем ясно слышалось сердцем внушение Божие. – У отцов есть правило: помолись до трех раз, и куда склонится сердце, так и делай. Узнавши волю Божию, надо помолиться о помощи к совершению ее. Избави вас Господи от самонадеянности. Самим всеусильно напрягаться надо, но успешного совершения всегда чаять от Господа, помня слово Его, без Мене не можете творити ничесоже».
#духовнаяжизнь #ответынавопросы #феофанзатворник
9👍5
В десяти заповедях в общем виде содержится весь закон Божий. Однако, поскольку они сформулированы кратко, то все остальные моральные предписания, содержащиеся в Библии, как бы растолковывают как именно следует применять десять заповедей в частных ситуациях и какие грехи существуют против них. Также следует знать что нет таких смертных грехов, которые бы не входили в противоречие с ясным предписанием какой-то из библейских заповедей:

«Смертный грех делает человек тогда, когда движимый беспорядочным пожеланием производит какое-нибудь дело, запрещенное ясною заповедью Божией, или когда не исполняет самохотно и самопроизвольно повелений Божиих, от чего охладевает любовь к Богу и ближнему» (Православное исповедание, Ч. 3, вопрос 18).
#мораль #учениецеркви
5🤔1
Что такое Таинство Покаяния?

Покаяние – это Таинство, в котором человек, который кается в своих грехах и открывает их на исповеди, при видимом получении прощения от священника, невидимо освобождается от этих грехов Самим Господом Иисусом Христом.

Что требуется от кающегося?

От кающегося требуется сокрушение (раскаяние и скорбь) о грехах, твёрдое намерение исправить свою жизнь, вера в Иисуса Христа и надежда на Его милосердие.

Как правильно исповедоваться?

Необходимо, прежде всего, назвать все смертные грехи, сделанные с момента последней исповеди. После чего желательно перечислить и повседневные грехи, насколько позволяет память. Не стоит вдаваться в излишние подробности совершения грехов, кроме тех, которые отягчают грех (например, ударить родителя или украсть из церкви – отягчающее обстоятельство, которое требуется уточнять). После этого священник может дать полезные советы или назначить епитимию. Завершается исповедь обычно чтением разрешительной молитвы и целованием креста и Евангелия.

Достаточно ли для прощения греха назвать его на исповеди?

Нет, недостаточно. Чтение молитвы над кающимся – это не магический акт, который производит автоматическое очищение души, а свидетельство произошедшего изменения в уме и поведении человека. Покаяние включает в себя сокрушение о грехах и твердое намерение их не повторять. За смертные грехи требуется еще и принесение плодов покаяния.

Что будет, если исповедовать только часть грехов, а остальные скрыть?

Если речь идет о смертных грехах, то сознательное утаение одного из них, делает покаяние недействительным полностью. Это связано с тем, что, как невозможно стать наполовину здоровым, так и невозможно частично покаяться. Если человек скрывает такие грехи, то это свидетельствует о его нежелании получить полное исцеление души от Христа.
#духовнаяжизнь #ответынавопросы
👍52
Как конфликтовать правильно: урок от апостолов

В сегодняшнем чтении на литургии из книги Деяний (15:36-41) рассказывается о том, как апостолы Павел и Варнава вступили в конфликт на почве своих планов по миссионерскому путешествию. Варнава хотел вновь взять с собой в спутники своего племянника Иоанна-Марка (будущего евангелиста), но Павел воспротивился этому, так как этот человек отстал от них в прошлом путешествии. Он посчитал неправильным брать с собой человека, который уже однажды проявил себя недолжным образом. Лука пишет, что между ними произошло παροξυσμός — раздражение, озлобление, ожесточение. В общем, острое несогласие. Свт. Иоанн Златоуст комментирует: «Многое они делали и по человеческому рассуждению: не были ведь они камнями или деревами». В итоге каждый остался при своем мнении, каждый выбрал своего спутника и маршрут путешествия. Возникает вопрос: согрешили ли они, вступив в острый конфликт? Свт. Иоанн Златоуст поясняет, что нет и показывает, что подобный конфликт иногда неизбежен и полезен.

1. Повод для их конфликта не был пустяковым.
2. Апостолы не искали личной выгоды в этом споре и не самоутверждались за счет ближнего.
3. У них не было цели нанести друг другу ущерб.
4. Апостол Павел уважал Варнаву, но не так, чтобы из-за этого пренебречь долгом.
5. Их конфликт не привел к взаимной вражде, но только к разделению путей, каждый предоставил другому поступить, как другой считал правильным (без ущерба для самих себя).

Это показывает, что христианам не стоит бояться конфликтов, если они оправданы и происходят в конструктивной манере.
#библия #мораль #иоаннзлатоуст
5
📜Некоторые мысли о сегодняшнем рядовом чтении Писания (Деян. 16:16-34)

1.  Нечистый дух говорил правду об апостолах. Зачем говорил и почему Павел запретил ему? Свт. Иоанн Златоуст говорит: «Желая запутать порядок вещей и похитить честь апостолов и убедить многих внимать ему. Если бы это произошло, легко бы они явились достойными доверия и ввели бы свое учение. Чтобы этого не произошло и ложь не приобрела власти, он заставляет замолчать их, когда они говорят истину, так чтобы во лжи никто бы не внимал им, но совершенно отвратил свой слух от того, что говорится ими».

2.  Господа служанки, лишившись дохода, решили отомстить апостолам. Это показывает, что они находились во власти дьявола, так что они в своей заботе о материальном, находились в небрежении о своей душе. Поэтому вместо того, чтобы благодарить и слушать апостолов, возвещающих Благую весть о спасении, они разозлились и решили избавиться от них. Многие и сегодня отвергают Бога, когда Он как-то потревожил их сложившийся налаженный порядок жизни, показывая этим что для них более ценно.

3.  Бог спасает темничного стража, который чуть было не совершил самую страшную ошибку, лишив себя жизни. Он как бы мгновенно располагается к своим узникам. Что же побуждает его к этому? Иоанн Златоуст считает причиной такой поразительной перемены в стражнике, благородное поведение узников. Они не воспользовались землетрясением, чтобы убить стражника и сбежать, но первым делом успокоили его, спасли его от самоубийства. Из надзирателя он становится другом. Так что людей привлекают ко Христу не только чудеса, но и жизнь, поведение верующих.

4.  Человек задает самый главный вопрос: Что мне делать, чтобы спастись? Этот человек еще не крещен, ничего не знает о Христе. Апостолы отвечают ему: Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой. От человека, который только приходит к Христу в первый раз не требуются ни дела, ни подвиги, только вера в Господа и намерение изменить жизнь по воле Его. Именно верой он спасается от вечной гибели и становится спасенным, Божьим ребенком. Труды и дела требуются от него уже после крещения, чтобы устоять и утверждаться в своем спасении.

5.  Вера главы семейства способствовала спасению всего его дома, семьи и слуг. Поэтому так важно, чтобы глава семейства стремился сам к Богу и служил в этом примером остальным домашним.
#мысли #библия
3👍1
Сегодняшнее евангельское чтение о слепорожденном показывает то, что для Бога первостепенное значение имеет спасение души человека по сравнению с физическими возможностями. Человек не имел от рождения глаз, не имел возможности полноценно жить. И все это ради явления славы Божией на нем и Его встречи с Христом. Кого-то это может возмутить, к чему такие жертвы? Но видимо оно того стоило. Через исцеление человек не только обрёл впервые глаза, но и уверовал в Спасителя. Значит ему было нужно через это пройти. Можно быть физически здоровым и не иметь веры в Господа, не жить в соответствии с Его законом. Но если человек здоров и не примирился с Богом, то в чем вообще смысл такой жизни? Божий суд неизбежен и такому человеку придется признать, что без Бога жизнь прожита зря. Не намного лучше, чем жизнь животного. Но тогда будет уже поздно что-то изменить.
#мысли #библия #мораль
БОГОСЛОВИЕ СЕМЬИ — ВСЯ «СЮЖЕТНАЯ АРКА»

Мы с Петром @scholarios Пашковым попытались понять: что может сказать богословие о браке и семейной жизни?

Этот интерес привел к небольшому богословскому исследованию с постановкой проблемы, обращением к текстам Священного Писания, творениям святых отцов, общением с современными исследователями, друзьями, наставниками и с подведением итогов.

Мы записали 9 выпусков:
- Постановка проблемы: Чем женатый похож на безногого? Августин, свт. Филарет (23 мин)
- Жена да боится своего мужа? Библия о браке (36 мин)
- Жена — лиса или пчела? Что говорили о браке и семье до христианства (15 мин)
- Святость семейной жизни. Свт. Григорий Богослов (46 мин)
- Любовь в вечности. Свт. Иоанн Златоуст (31 мин) с чт. Сергеем Федоровым @lector_sergey
- Любовь через гонения. Новомученики и исповедники Российские (24 мин)
- Лествица и семья сегодня. Разговор с прот. Николаем Емельяновым @pstgupstbi (1ч 07 мин)
- Урок от прп. Паисия. Секрет семейного счастья (8 мин)
- Итоговый выпуск: богословие семейной жизни (26 мин)

Предлагаем и вам пройти этот путь вместе с нами! Слушайте выпуски на:
- всех основных подкаст-площадках (яндекс.музыка, эппл.подкаст, гугл.подкаст....)
- YouTube
- Сайте проекта
- в ВК
- или прямо в TG на канале проекта @florilegium_pstgu

____

Мы приглашаем изучать тексты святых отцов вместе с ними:
— скоро мы запускаем краткие (месячные) курсы дополнительного образования, на которых будем делиться своим опытом чтения святых отцов!
📌Всем желающим предзаписаться — пишите мне: @nickforgo или по телефону +79773131796

— для более уверенных в своих планах — бакалаврская программа «Библейское и святоотеческое богословие»
— для профессионального роста магистратуры Богословского факультета

Подписывайтесь: @KAnt961
3
🔎Зачем человеку эмоции и чувства? Как христианину к ним относиться?

Эмоции и чувства - это часть нашей человечности, то, что служит выражением нашего внутреннего состояния. Есть заблуждение, что сами по себе негативные эмоции или чувства - это что-то греховное. Это не так. Во-первых, мы несем ответственность лишь за то, что контролируется разумом (мысли, слова, дела). Поэтому если человек испытывает какой-то негатив на уровне психофизиологии - это еще не значит, что он грешит. Грех начинается там, где мы перестаем контролировать наши эмоции и даем им волю к разрушению себя и других людей.

Во-вторых, негативные эмоции могут служить на пользу человеку. Взять, например, гнев. Может казаться, что гневаться и раздражаться всегда плохо. На самом деле, это не так. Христос говорит, что только напрасный гнев греховен (Мф.5:22). Что такое напрасный гнев? Это негативная реакция, основанная на обиде и желании отомстить. А какой гнев не будет дурным? Свт. Иоанн Златоуст поясняет: «Когда мы не за себя самих отмщаем, но обуздываем дерзких, и обращаем на прямой путь беспечных.. Но многие поступают наоборот. Они приходят в ярость, когда обижают их самих, но остаются холодны и малодушествуют, когда видят, как подвергается обиде другой». Когда обижают других рядом с нами, то христианину можно и нужно гневаться на обидчика. Если бы он этого не делал, то показывал бы свое равнодушие к происходящему злу.

Так что нужно спокойнее относиться к негативным эмоциям, помня о том, что их дал нам Бог, и злом они становятся только тогда, когда мы не управляем ими как следует.

👉См. поучение свт. Иоанна Златоуста о подражании Христу в использовании эмоций: https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/697
#ответынавопросы #мораль
👍6
Известен ли точный год сотворения мира?

Точный год творения мира нам неизвестен. Все имеющиеся вычисления построены на ошибочном допущении о полноте библейских родословий до Великого потопа.

Священномученик Михаил Чельцов писал об этом:

Для исчисления времени от сотворения человека до Р.X. в 5508 лет нет в Библии прямых и ясных указаний.. период этот представляет плод вычислений и гаданий.. Библия, следящая за развитием духовной жизни древних людей, не даёт истории с хронологическими датами (Христианское миросозерцание. Основные религиозные истины).

#библия #ответынавопросы
👍2
С Вознесением Господним, братья и сестры!

Путем Христа (смерть, Воскресение и Вознесение) надлежит пройти каждому христианину. Наше вознесение в последний день описано у апостола Павла:

«Мы восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1Фес.4:17).
#библия
7
Критерий для выбора душевного отдыха предлагает свт. Амвросий Медиоланский: «Ища расслабления ума, до́лжно остерегаться нарушить ту гармонию, которая возникла из согласия добрых дел».
#мораль #духовнаяжизнь
👍73
Существуют ли чудотворные иконы?

Свт. Феофан Затворник поясняет:

«Иконы сии не содержат чудодейственной силы, а Господу угодно являть чудо от них, или в присутствии их, или для возбуждения веры, или в силу веры кем-либо проявляемой, или для того и другого вместе. Затем, высокое чествование сих икон уже последует естественно, как ради того, что Господу угодно было чрез эту икону явить милость Свою, так и потому, что чают и себе сподобиться подобной же милости пред сею иконою. Почему Господу угодно бывает так делать, – Его святая воля. Слепорожденного не мог разве Он исцелить словом. Но творит брение, – помазывает очи и посылает к Силоамскому источнику. Так и тут».
#ответынавопросы #феофанзатворник
1👍1
Свт. Феофан Затворник описывает опасное духовное состояние, свойственное людям всех времен

«Миролюбная жизнь обыкновенно течет степенно, с видимым глянцем исправности, достодолжности и величавости. Дух этой жизни богопротивен; он-то и причиною того, что очи сынов века смежены для того, чтобы узреть свет благовестия. Благовестие одной принадлежит области, а они всем строем своей жизни относятся к другой. У них нет ничего общего с благовестием, да оно и невместимо для них.

Начало действию благовестия полагает растревожение совести, а сыны века всегда самодовольны, потому что не знают за собою никакой вины и не понимают, что это за требование такое, когда говорят: покайся, приблизилось Царствие Божие (Мк.1:15). Страх суда Божия завершает действия, но сын века говорит: Что ж, жертва принесена, я поставил свечку, отслужил молебен, что ж еще? Смерть и суд далеко, поживем еще! И никак не прививается к нему мысль, что суд обрушится на него всею тяжестию правды. Следовать благовестию воодушевляет обетованный рай – вечное блаженство, но сыны века думают, что уже обладают раем, живя всегда в собственное удовольствие, погрязая в видимом и осязаемом; они никакого не могут восприять сочуствия к раю невидимому и блаженству в неосязаемом.

Эти три момента, столь существенные в настроении сынов века и столь противоположные началам благовестия, и делают то, что благовестие для них нечто темное, невнятное, невместимое. Все в нем чуждо для них; ничего в нем не могут они взять в толк как следует; никакого сочувствия не вырывается из груди их к вещаниям его: слыша не слышат, видя не видят, отолсте бо сердце людей сих (Мф.13:15). Вот настоящий смысл слов: бог века... ослепи разумы неверных (2Кор.4:4), дух сынов века, действующий в них под влиянием бога века – сатаны, сделал их неспособными внять благовестию, понять его благотворность и принять его. Они, не говоря, говорят благовестникам: Проходи дальше; это нас не касается» (Созерцание и размышление).
#мораль #духовнаяжизнь #феофанзатворник #библия
1👍1
Свт. Иоанн Златоуст сравнивает нынешнее положение людей в земной жизни с игрой актеров

«Как на сцене являются принимающие на себя лица царей, и военачальников, и врачей, и риторов, и софистов, и воинов, на самом деле не будучи ничем этим; так и в настоящей жизни – и бедность, и богатство суть только маски. Посему, как ты, сидя в театре и увидев кого-либо из играющих внизу представляющим лицо царя, не называешь его счастливым и не считаешь за царя, и сам не пожелал бы быть таким, но зная, что это – кто-либо из обращающихся на торжище, может быть, веревочник, или медник, или другой кто-либо такой, не считаешь его счастливым за его маску и одежду, и по ним не судишь об его жизни, напротив – отвращаешься от него за ничтожество его в других отношениях; так и здесь в мире, как бы сидя в театре и смотря на играющих на сцене, когда увидишь многих богатеющими, не почитай их истинно богатыми, но только представляющими мнимые лица богатых. Как тем, представляющим на сцене царя и военачальника, часто бывает раб или из числа продающих на рынке смоквы и виноград; так и этот богач часто бывает беднее всех. Если снимешь с него маску, раскроешь совесть и вникнешь в душу, то найдешь там великую бедность в добродетели, и его – самым бесчестным из всех людей.

Ибо, как в театре, по наступлении вечера и по выходе сидевших там, эти представлявшиеся всем царями и военачальниками, вышедши вон и сбросив поддельный вид, являются уже тем, что они на самом деле; так и теперь, когда приходит смерть и зрелище закрывается, все отходят туда, сложив с себя мнимые виды богатства и бедности, и только, судя по делам, оказывается, кто из них истинно богатые и кто бедные, кто – досточтимые, а кто – бесчестные» (Слово второе о Лазаре).
#мораль #иоаннзлатоуст
6
👩‍❤️‍👨Свт. Иоанн Златоуст о психологической основе любви в будущем браке:

«Обыкновенно, ничто так не укрощает юного возраста, как венец целомудрия, и то, чтобы вступать в брак чистому от всякого распутства. И жены будут им любезны, когда душа их наперед не узнает блуда и не будет растлена, когда юноша будет знать одну ту женщину, с которой он вступил в брак. Тогда и любовь бывает пламеннее, и расположение искреннее, и дружба надежнее, когда юноши вступают в брак с соблюдением этого <...> Если [юноша] научится целомудрию, то жену свою будет считать милее всех, станет смотреть на нее с великой любовью и иметь с ней большое согласие; а с миром и согласием войдут в тот дом все блага» (Слово первое об Анне).
#мораль #иоаннзлатоуст #брак #отношения
8👍3
Свт. Иоанн Златоуст учит, как приносить духовные жертвы Богу в любом месте

«Наше богослужение не таково, каково было прежнее – у иудеев, имевшее в себе много чувственного и обставленное множеством обрядов. Там молящемуся нужно было и прийти в храм, и купить горлицу, и принести дрова и огонь, и взять нож, и стать перед жертвенником, и исполнить множество других постановлений. Здесь же (не нужно) ничего такого, но где бы ты ни был, везде с тобой и жертвенник, и нож, и жертва, потому что ты сам и жрец, и жертвенник, и жертва. Где бы ты ни был, везде можешь поставить жертвенник, покажи только бодрую волю, и не помешает тебе ни место, ни время; нет, хоть ты и не преклонишь колена, не станешь бить себя в грудь, и не простерешь рук к небу, а только покажешь горячую душу, ты этим исполнишь все (нужное для) молитвы.

Можно и жене, сидя за прялкой или занимаясь тканьем, обращать ум к небу и призывать Бога пламенно. Можно и мужу, выходя на площадь или идя по своим делам, совершать усердные молитвы. Другому, и сидя в мастерской, и сшивая кожи, (можно) вознести душу к Господу. Слуге можно, и покупая, и поднимаясь вверх, и сходя вниз, и занимаясь на кухне, совершать искреннюю и усердную молитву. Бог не гнушается местом: Он требует только пламенного сердца и смиренной души» (Слово третье об Анне).
#духовнаяжизнь #иоаннзлатоуст #молитва
👍42