Недавно на сайте Патриархии вышло интервью с митрополитом Павлом (Пономаревым), где на вопрос о непоминающих патриарха Кирилла в Латвийской Церкви, он изложил общий канонический принцип поведения рядовых священнослужителей и мирян в подобных случаях:
«Прекращение поминовения Святейшего Патриарха там, где таковое действительно имеет место, противоречит священным канонам, которые являются основой церковного строя. Такие действия по сути своей направлены на разделение Церкви и, в этом смысле, направлены на раскол. Это тот случай, когда каждый священнослужитель вправе отказаться исполнять подобные указания, если они поступают.
Если же говорить о церковноправовой квалификации тех или иных действий в качестве раскола, влекущей за собой те или иные церковноправовые последствия, то таковая квалификация может принадлежать только церковным судебным инстанциям, вплоть до Архиерейского Собора. Поэтому на данном этапе православным Латвии нет оснований воздерживаться от посещения храмов и участия в таинствах».
Это рассуждение, согласное с канонами Двукратного собора (13-15), в полной мере относится и к ситуации, сложившейся в Украинской Православной Церкви. Таким же образом действовало священноначалие Русской Церкви в 1992 г. при лишении сана митр. Филарета (Денисенко). Только после его низложения Архиерейский собор запретил клирикам и мирянам состоять с ним в молитвенном общении.
👉Текст интервью
#дисциплина
«Прекращение поминовения Святейшего Патриарха там, где таковое действительно имеет место, противоречит священным канонам, которые являются основой церковного строя. Такие действия по сути своей направлены на разделение Церкви и, в этом смысле, направлены на раскол. Это тот случай, когда каждый священнослужитель вправе отказаться исполнять подобные указания, если они поступают.
Если же говорить о церковноправовой квалификации тех или иных действий в качестве раскола, влекущей за собой те или иные церковноправовые последствия, то таковая квалификация может принадлежать только церковным судебным инстанциям, вплоть до Архиерейского Собора. Поэтому на данном этапе православным Латвии нет оснований воздерживаться от посещения храмов и участия в таинствах».
Это рассуждение, согласное с канонами Двукратного собора (13-15), в полной мере относится и к ситуации, сложившейся в Украинской Православной Церкви. Таким же образом действовало священноначалие Русской Церкви в 1992 г. при лишении сана митр. Филарета (Денисенко). Только после его низложения Архиерейский собор запретил клирикам и мирянам состоять с ним в молитвенном общении.
👉Текст интервью
#дисциплина
❤3👍3
Митрополит Стефан (Яворский) объясняет как мы становимся праведными через вмененную праведность Иисуса Христа:
«Непослушание Адама является причиной того, что каждый его потомок рождается грешником, не только из-за внешнего непослушания Адама, но и от внутреннего праотеческого греха, и послушание Христа является причиной того, что каждый, возрождающийся во Христе, становится праведником внутренней правдой, а не только внешней правдой Христа. Именно такое противопоставление непослушания Адама и послушания Христа является верным и истинным, что и хотел показать Апостол. Например, кто-либо стоит у огня и греется. Я спрошу, каким теплом согревается этот человек – тем, который есть в нем самом, или полученным от огня? Отвечать следует так. Человеку становится тепло от внутреннего его тепла, а тепло огня является причиной того тепла, которое возникает внутри человека. Так и правда Христа является причиной нашей внутренней правды» (Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви).
#мораль
«Непослушание Адама является причиной того, что каждый его потомок рождается грешником, не только из-за внешнего непослушания Адама, но и от внутреннего праотеческого греха, и послушание Христа является причиной того, что каждый, возрождающийся во Христе, становится праведником внутренней правдой, а не только внешней правдой Христа. Именно такое противопоставление непослушания Адама и послушания Христа является верным и истинным, что и хотел показать Апостол. Например, кто-либо стоит у огня и греется. Я спрошу, каким теплом согревается этот человек – тем, который есть в нем самом, или полученным от огня? Отвечать следует так. Человеку становится тепло от внутреннего его тепла, а тепло огня является причиной того тепла, которое возникает внутри человека. Так и правда Христа является причиной нашей внутренней правды» (Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви).
#мораль
❤5🔥1
Раннехристианский памятник "Дидахе" ("Учение двенадцати апостолов") об отношении к тунеядцам:
«Всякий, приходящий во имя Господне, да будет принят, а потом, уже испытав его, вы узнаете (как поступить), ибо вы будете иметь разумение правого и ложного. Если приходящий – странник, помогите ему, сколько можете, но он не должен оставаться у вас более двух или трех дней, и то если бы нужда оказалась. Если же он желает поселиться у вас, то, если он ремесленник, пусть трудится и ест. А если он не знает ремесла, то вы по своему усмотрению позаботьтесь (о нем, но) так, чтобы христианин не жил среди вас праздным. Если же он не желает так поступать, то он христопродавец. Остерегайтесь таковых!»
Помощь тунеядцам является пособничеством греху, а не христианским милосердием.
#мораль
«Всякий, приходящий во имя Господне, да будет принят, а потом, уже испытав его, вы узнаете (как поступить), ибо вы будете иметь разумение правого и ложного. Если приходящий – странник, помогите ему, сколько можете, но он не должен оставаться у вас более двух или трех дней, и то если бы нужда оказалась. Если же он желает поселиться у вас, то, если он ремесленник, пусть трудится и ест. А если он не знает ремесла, то вы по своему усмотрению позаботьтесь (о нем, но) так, чтобы христианин не жил среди вас праздным. Если же он не желает так поступать, то он христопродавец. Остерегайтесь таковых!»
Помощь тунеядцам является пособничеством греху, а не христианским милосердием.
#мораль
👍2
Святой Августин писал: «Всякий, кто хорошо осведомлён, знает, что даже любовь к похвале есть грех». Означает ли это, что нельзя никого хвалить и самому принимать похвалу? Нет, не означает. Священное Писание и творения святых отцов содержат примеры полезной и справедливой похвалы.
Мне запомнилось это рассуждение К. Льюиса о (не)правильном отношении к похвале: «Если вы испытываете удовольствие, когда вас хвалят, это не свидетельствует о гордости. Ребенок, которого похлопали по плечу за хорошо выученный урок, женщина, чьей красотой восхищается возлюбленный, спасенная душа, которой Христос говорит: “Хорошо, верный раб”,- все они чувствуют себя польщенными, и это вполне закономерно. Ведь здесь – удовольствие вызывает не то, какой вы, а сознание, что вы сделали приятное кому-то, кого хотели (и правильно!) порадовать. Беда начинается тогда, когда вы от мысли: “Я доставил ему удовольствие; как хорошо!” – переходите к мысли: “Должно быть, я очень хороший человек, раз сделал это”. Чем больше вы нравитесь себе и чем меньше удовольствия испытываете от похвалы, тем хуже вы становитесь. Если похвала вообще перестает занимать вас и любование самим собою становится единственным источником вашего удовольствия, значит, вы достигли дна» (Просто христианство).
Вообще похвала должна поощрять человека к добру, а не быть желанной ради суетной славы.
#мораль #августин
Мне запомнилось это рассуждение К. Льюиса о (не)правильном отношении к похвале: «Если вы испытываете удовольствие, когда вас хвалят, это не свидетельствует о гордости. Ребенок, которого похлопали по плечу за хорошо выученный урок, женщина, чьей красотой восхищается возлюбленный, спасенная душа, которой Христос говорит: “Хорошо, верный раб”,- все они чувствуют себя польщенными, и это вполне закономерно. Ведь здесь – удовольствие вызывает не то, какой вы, а сознание, что вы сделали приятное кому-то, кого хотели (и правильно!) порадовать. Беда начинается тогда, когда вы от мысли: “Я доставил ему удовольствие; как хорошо!” – переходите к мысли: “Должно быть, я очень хороший человек, раз сделал это”. Чем больше вы нравитесь себе и чем меньше удовольствия испытываете от похвалы, тем хуже вы становитесь. Если похвала вообще перестает занимать вас и любование самим собою становится единственным источником вашего удовольствия, значит, вы достигли дна» (Просто христианство).
Вообще похвала должна поощрять человека к добру, а не быть желанной ради суетной славы.
#мораль #августин
👍11
🔎Можно ли одновременно любить Бога и бояться Его?
Нужно разграничить различные виды страха в отношении Бога. Существует страх перед наказанием за грехи (рабский) и страх из благоговения перед Небесным Отцом (сыновний). Оба этих страха совместимы с любовью, хотя первый и не является совершенной степенью отношений с Богом. Апостол Иоанн говорит о рабском страхе: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1Ин. 4:18). Этот страх убывает с возрастанием любви, поскольку чем больше человек любит Бога, тем меньше он боится наказания.
Сыновний страх является даром Святого Духа (Ис. 11:3) и «он должен быть подобен страху детей перед своими родителями, а не как у рабов перед господами.. Писание повелевает бояться Бога по любви, говоря: "Боящиеся Господа, восхвалите Его! Все семя Иакова, прославьте Его! Да убоится Его все семя Израиля!" (Пс. 21:24). Тот, кто так боится Господа, соблюдает Его заповеди, как сказано: "Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое" (Ин. 14:23)» (Православное исповедание, Ч. 1, вопр. 80).
#ответынавопросы #учениецеркви #библия #мораль #духовнаяжизнь
Нужно разграничить различные виды страха в отношении Бога. Существует страх перед наказанием за грехи (рабский) и страх из благоговения перед Небесным Отцом (сыновний). Оба этих страха совместимы с любовью, хотя первый и не является совершенной степенью отношений с Богом. Апостол Иоанн говорит о рабском страхе: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1Ин. 4:18). Этот страх убывает с возрастанием любви, поскольку чем больше человек любит Бога, тем меньше он боится наказания.
Сыновний страх является даром Святого Духа (Ис. 11:3) и «он должен быть подобен страху детей перед своими родителями, а не как у рабов перед господами.. Писание повелевает бояться Бога по любви, говоря: "Боящиеся Господа, восхвалите Его! Все семя Иакова, прославьте Его! Да убоится Его все семя Израиля!" (Пс. 21:24). Тот, кто так боится Господа, соблюдает Его заповеди, как сказано: "Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое" (Ин. 14:23)» (Православное исповедание, Ч. 1, вопр. 80).
#ответынавопросы #учениецеркви #библия #мораль #духовнаяжизнь
👍1
В какой мере Церковь усваивает святоотеческим сочинениям Божественный непогрешимый авторитет?
Согласно определению Иерусалимского собора 1672 г., «Церковь поистине научается Животворящим Духом, но через посредство Святых Отцов и Учителей, которых правило [веры] признано Святыми Вселенскими Соборами» (Посл. восточ. патриархов, чл. 12). В определении V Вселенского собора этот принцип конкретизирован в перечислении определенных учителей Церкви: «Последуем во всём и святым отцам и учителям Церкви Божией: Афанасию, Иларию, Василию, Григорию Богослову, Григорию Нисскому, Амвросию, Феофилу, Иоанну Константинопольскому, Кириллу, Августину, Проклу, Льву, и приемлем всё, что только написали они о православной вере и к осуждению еретиков. Приемлем также и других святых и православных отцов, которые до конца жизни своей неукоризненно проповедовали правую веру в святой Церкви Божьей» (ДВС. Т. 3. Казань, 1913. С. 313).
Таким образом, авторитет Кафолической Церкви переходит на сочинения святых отцов в той мере, в какой они признаны Вселенским собором, как точное изложение православно-кафолической веры. Соответственно, все, что в сочинениях отцов Церкви не имеет формального соборного признания, не может восприниматься как непогрешимое церковное учительство, независимо от того, сколько отцов Церкви согласны в том или ином мнении.
Как пишет патролог Н. И. Сагарда, «признание отца со стороны Церкви констатирует вообще православный характер его произведений, но не сообщает каждому отдельному положению в его учении значения действительного учения Церкви. Исключение составляют те отдельные произведения, которые были признаны на Вселенских соборах как точное выражение православного учения по тому или другому пункту, таковы например анафематизмы Кирилла Александрийского против Нестория, его второе послание к Несторию, послание его к Иоанну Антиохийскому, послание папы Льва I к Флавиану Константинопольскому» (Лекции по патрологии I–IV века: пособие по курсу патрологии для духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. М., 2004. С. 17).
#ответынавопросы #богословие
Согласно определению Иерусалимского собора 1672 г., «Церковь поистине научается Животворящим Духом, но через посредство Святых Отцов и Учителей, которых правило [веры] признано Святыми Вселенскими Соборами» (Посл. восточ. патриархов, чл. 12). В определении V Вселенского собора этот принцип конкретизирован в перечислении определенных учителей Церкви: «Последуем во всём и святым отцам и учителям Церкви Божией: Афанасию, Иларию, Василию, Григорию Богослову, Григорию Нисскому, Амвросию, Феофилу, Иоанну Константинопольскому, Кириллу, Августину, Проклу, Льву, и приемлем всё, что только написали они о православной вере и к осуждению еретиков. Приемлем также и других святых и православных отцов, которые до конца жизни своей неукоризненно проповедовали правую веру в святой Церкви Божьей» (ДВС. Т. 3. Казань, 1913. С. 313).
Таким образом, авторитет Кафолической Церкви переходит на сочинения святых отцов в той мере, в какой они признаны Вселенским собором, как точное изложение православно-кафолической веры. Соответственно, все, что в сочинениях отцов Церкви не имеет формального соборного признания, не может восприниматься как непогрешимое церковное учительство, независимо от того, сколько отцов Церкви согласны в том или ином мнении.
Как пишет патролог Н. И. Сагарда, «признание отца со стороны Церкви констатирует вообще православный характер его произведений, но не сообщает каждому отдельному положению в его учении значения действительного учения Церкви. Исключение составляют те отдельные произведения, которые были признаны на Вселенских соборах как точное выражение православного учения по тому или другому пункту, таковы например анафематизмы Кирилла Александрийского против Нестория, его второе послание к Несторию, послание его к Иоанну Антиохийскому, послание папы Льва I к Флавиану Константинопольскому» (Лекции по патрологии I–IV века: пособие по курсу патрологии для духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. М., 2004. С. 17).
#ответынавопросы #богословие
👍3
🔎Каким образом Тело и Кровь Христовы действуют в нас после причащения? Где проходит граница между помощью Божьей в борьбе с грехами посредством Причащения и нашей собственной волей к этому?
Церковь учит, что через причащение Святых Таин христианин «теснейшим образом соединяется с Самим Иисусом Христом и в Нем становится причастным Вечной Жизни» (Простр. христ. катехизис. О вере, о десятом члене Символа веры). Через частое и достойное участие в этом великом Таинстве он «освобождается от козней и искушений дьявола, поскольку враг души не осмеливается нанести никакого вреда тому, в ком он находит пребывающего Христа» (Прав. исповедание. Ч. 1, вопр. 107).
Действие Христа в нас после достойного причащения описано в третьей благодарственной молитве так: «Пройди в члены тела моего, во все суставы, во внутренности, в сердце, и сожги терние всех моих согрешений. Душу очисти, освяти мысли, колени утверди с костями вместе, просвети пять главных чувств, всего меня пригвозди страхом пред Тобою. Всегда защищай, охраняй и береги меня от всякого вредного для души дела и слова. Очищай, омывай и устрояй меня; украшай, вразумляй и просвещай меня. Яви меня Твоей обителью, единого Духа, и уже не обителью греха, чтобы бежали от меня по принятии Причастия всякий злодей, всякая страсть как от дома Твоего, как от огня» (пер. иеромон. Амвросия (Тимрота)).
Это действие таинственно и непостижимо, но, тем не менее, реально. Свт. Феофан Затворник описывает его так: «Душа грешная – нравственно расслабленна, но, когда принимает в себя Господа, чувствует в себе духовную крепость и силу, то есть ощущает воодушевленную ревность о всяком добре и об исполнении всякой заповеди Божией, неодолимую никакими препятствиями, ни внешними, ни внутренними, воздвигаемыми от страстей и худых привычек, и не пресекаемую ни нерадением, ни отлагательством. И всегда мы делаем понемногу добро, но делаем, когда оно само, так сказать, попадется под руки и в исполнении не требует пожертвований и особых усилий. Но тут возрождается сильная энергия с направлением всех помышлений, желаний и намерений на одно богоугодное, что выражается не только живостью, но некоторою неудержимостью в трудах доброделания и благочестия, не чувствующею усталости и сытости. Так должно быть во всяком причастнике Христовых Таин, приявшем в них Господа.. Свет ведения, сила воодушевления на добро, мир душевный, сладостная теплота – это главные свидетели водворения Господа в сердцах истинных причастников» (О покаянии, исповеди, причащении Святых Христовых Таин и исправлении жизни. М., 2013. С. 175).
Однако если мы не замечаем этих признаков в себе явно, это, по мысли святителя, может означать, как их полное отсутствие, так и присутствие в зародыше. Последнее узнается по такому признаку: «Если есть забота о спасении с трудами по исполнению всего, чем условливается спасение, ведайте, что Господь начал уже в нас Свое дело. Продолжите начатый труд с терпением и узрите, что начавший совершит. Но если уж и сего нет, значит, нет и начатков. Нерадение и беспечность о спасении – явный признак, что жизнь духа еще не начата. И надобно все сызнова переделать. He отчаивайтесь, впрочем, и в сем случае. Затем и жизнь нам еще дается, чтоб мы пришли в чувство и раскаялись» (Там же. С. 178).
Из этого мы можем заключить, что признаки действия Святого Причастия существуют и наблюдаются, однако оно тесно связано с нашим личным трудом над собой и проводить здесь четкую границу между нашей волей и благодатью не представляется возможным и полезным.
#ответынавопросы #учениецеркви #духовнаяжизнь #феофанзатворник
Церковь учит, что через причащение Святых Таин христианин «теснейшим образом соединяется с Самим Иисусом Христом и в Нем становится причастным Вечной Жизни» (Простр. христ. катехизис. О вере, о десятом члене Символа веры). Через частое и достойное участие в этом великом Таинстве он «освобождается от козней и искушений дьявола, поскольку враг души не осмеливается нанести никакого вреда тому, в ком он находит пребывающего Христа» (Прав. исповедание. Ч. 1, вопр. 107).
Действие Христа в нас после достойного причащения описано в третьей благодарственной молитве так: «Пройди в члены тела моего, во все суставы, во внутренности, в сердце, и сожги терние всех моих согрешений. Душу очисти, освяти мысли, колени утверди с костями вместе, просвети пять главных чувств, всего меня пригвозди страхом пред Тобою. Всегда защищай, охраняй и береги меня от всякого вредного для души дела и слова. Очищай, омывай и устрояй меня; украшай, вразумляй и просвещай меня. Яви меня Твоей обителью, единого Духа, и уже не обителью греха, чтобы бежали от меня по принятии Причастия всякий злодей, всякая страсть как от дома Твоего, как от огня» (пер. иеромон. Амвросия (Тимрота)).
Это действие таинственно и непостижимо, но, тем не менее, реально. Свт. Феофан Затворник описывает его так: «Душа грешная – нравственно расслабленна, но, когда принимает в себя Господа, чувствует в себе духовную крепость и силу, то есть ощущает воодушевленную ревность о всяком добре и об исполнении всякой заповеди Божией, неодолимую никакими препятствиями, ни внешними, ни внутренними, воздвигаемыми от страстей и худых привычек, и не пресекаемую ни нерадением, ни отлагательством. И всегда мы делаем понемногу добро, но делаем, когда оно само, так сказать, попадется под руки и в исполнении не требует пожертвований и особых усилий. Но тут возрождается сильная энергия с направлением всех помышлений, желаний и намерений на одно богоугодное, что выражается не только живостью, но некоторою неудержимостью в трудах доброделания и благочестия, не чувствующею усталости и сытости. Так должно быть во всяком причастнике Христовых Таин, приявшем в них Господа.. Свет ведения, сила воодушевления на добро, мир душевный, сладостная теплота – это главные свидетели водворения Господа в сердцах истинных причастников» (О покаянии, исповеди, причащении Святых Христовых Таин и исправлении жизни. М., 2013. С. 175).
Однако если мы не замечаем этих признаков в себе явно, это, по мысли святителя, может означать, как их полное отсутствие, так и присутствие в зародыше. Последнее узнается по такому признаку: «Если есть забота о спасении с трудами по исполнению всего, чем условливается спасение, ведайте, что Господь начал уже в нас Свое дело. Продолжите начатый труд с терпением и узрите, что начавший совершит. Но если уж и сего нет, значит, нет и начатков. Нерадение и беспечность о спасении – явный признак, что жизнь духа еще не начата. И надобно все сызнова переделать. He отчаивайтесь, впрочем, и в сем случае. Затем и жизнь нам еще дается, чтоб мы пришли в чувство и раскаялись» (Там же. С. 178).
Из этого мы можем заключить, что признаки действия Святого Причастия существуют и наблюдаются, однако оно тесно связано с нашим личным трудом над собой и проводить здесь четкую границу между нашей волей и благодатью не представляется возможным и полезным.
#ответынавопросы #учениецеркви #духовнаяжизнь #феофанзатворник
👍6
Нужно различать Божественное Откровение, дисциплину Церкви и церковные обычаи. Первое имеет прямое Божественное происхождение от Христа и апостолов (это вероучение, закон Божий, Таинства и основополагающие законы существования Церкви). Второе возникало в истории по подобию государственных законов, для лучшей организованности жизни верующих, и неоднократно менялось. Третье понятие имеет ещё более сложную историю, также динамично и изменчиво. Итак, Откровение (оно же Св. Предание или Апостольское Предание) никто не вправе менять или дополнять, иначе произойдет извращение самой сути Православия. А все остальное менялось, меняется и будет ещё меняться, в зависимости от нужд жизни Церкви и других факторов.
👉См. также https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/335
#богословие
👉См. также https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/335
#богословие
🔥4👍1
Блж. Феофилакт Болгарский пишет, что причиной соединения мужчины и женщины из разных родов в брачный союз, по замыслу Божию, является желание расширить область любящих друг друга людей: «С размножением рода [Господь] и пределы брака расширил, чтобы не заключить любви в тесные границы только родственных отношений».
#брак #отношения
#брак #отношения
Одно из главных преимуществ, предлагаемых христианской верой - это непобедимость человека, верующего в Бога. Христианство говорит: что бы ни случилось в жизни, в каких бы обстоятельствах человек ни находился, как бы глубоко он ни пал, выход есть всегда. В этой картине мира проиграть можно только одним способом - через нераскаянное пребывание в грехе. Все остальное не может погубить душу человека, если он верует в Бога и любит Его.
#мысли #мораль
#мысли #мораль
❤10
Христианину нужно стремиться к предельной честности с Богом, с людьми и с самим собой. Свт. Григорий Великий писал: «Безрассудно то смирение, которое опутывает себя ложью». Сама специфика церковной жизни по определенному шаблону ведет к притворству и лжи. Люди привыкают общаться особыми словами, одеваться в церковь необычно для самих себя, говорить то, во что сами не верят. Типичный пример - словесное признание своей "всегреховности" и никчемности. Иногда люди признаются: я не сознаю своей ответственности за все грехи, перечисленные в тексте молитвослова, который я ежедневно читаю. Ну так и в чем проблема? Не сознаешь - не читай эту молитву или пропусти фрагмент, который не можешь отнести к себе. Этот текст создавался изначально не для тебя, автор написал его под свои нужды. Тут надо ставить более общий вопрос: что мы предпочитаем в общении с Богом - искренность или исполнение актерской роли?
#мысли #духовнаяжизнь #проблемыцерковнойжизни
#мысли #духовнаяжизнь #проблемыцерковнойжизни
❤4👍4
В среде верующих людей распространено мнение, что любые дурные навязчивые мысли всегда приходят от бесов. Хотя, в действительности, это не так. Свт. Иоанн Златоуст в письме к своему другу Стагирию, которого угнетали суицидальные мысли, говорит об этом следующее:
«Так как ты, по словам твоим, очень сетуешь и по другой причине, именно потому, что демон часто внушает тебе мысль погубить себя в море или пропасти, или прекратить настоящую жизнь каким-либо другим способом, то я хочу немного побеседовать и об этих помыслах. Такое внушение происходит не от него только одного, но и от твоего уныния, и даже больше от последнего, чем от первого, а может быть – и от одного уныния. Это видно из того, что многие и из тех, которые не одержимы демоном, замышляют то же только от печали. Отвергни же ее и изгони из души, тогда и демон не будет иметь силы не только на то, чтобы склонить к такому делу, но и на то, чтобы приступить к внушению. <…> Как же, скажешь ты, освободиться от этой печали, не освободившись наперед от причиняющего ее демона? Не демон причиняет уныние, но оно делает демона сильным и внушает дурные помыслы. Это может засвидетельствовать нам блаженный Павел; и он боялся не какого-нибудь демона, но чрезмерной скорби, когда писал к коринфянам, чтобы они простили наконец грешнику грех его: Да не како многою скорбию, – говорит он, – пожерт будет таковый (2Кор.2:7). Но предположим, если хочешь, что демон нападет на тебя, а уныние изгнано из твоей души: какой от этого будет вред? Какое зло, большое или малое, может причинить нам демон сам по себе? Уныние же и без него может сделать много зла, и большинство из тех, которые наложили на себя петлю, или закололись мечем, или утопились в реках, или погубили себя как-нибудь иначе, увлечены были к такой насильственной смерти унынием; если же в числе этих людей окажутся некоторые и из одержимых демоном, то и их погибель должно приписать не демону, но влиянию и силе уныния».
Уныние (ἀθυμία) в этом тексте – это не то же уныние (ἀκηδία – беспечность), которое входит в число семи главных грехов. ἀθυμία – упадок духа, отчаяние, подавленность, тревога. С естественными проявлениями этой богоданной способности (Златоуст подчеркивает, что ἀθυμία внедрена в человека Богом для определенных целей) можно и нужно справляться не только молитвой, но и при необходимости, обращаться к специалистам.
#мораль #иоаннзлатоуст
«Так как ты, по словам твоим, очень сетуешь и по другой причине, именно потому, что демон часто внушает тебе мысль погубить себя в море или пропасти, или прекратить настоящую жизнь каким-либо другим способом, то я хочу немного побеседовать и об этих помыслах. Такое внушение происходит не от него только одного, но и от твоего уныния, и даже больше от последнего, чем от первого, а может быть – и от одного уныния. Это видно из того, что многие и из тех, которые не одержимы демоном, замышляют то же только от печали. Отвергни же ее и изгони из души, тогда и демон не будет иметь силы не только на то, чтобы склонить к такому делу, но и на то, чтобы приступить к внушению. <…> Как же, скажешь ты, освободиться от этой печали, не освободившись наперед от причиняющего ее демона? Не демон причиняет уныние, но оно делает демона сильным и внушает дурные помыслы. Это может засвидетельствовать нам блаженный Павел; и он боялся не какого-нибудь демона, но чрезмерной скорби, когда писал к коринфянам, чтобы они простили наконец грешнику грех его: Да не како многою скорбию, – говорит он, – пожерт будет таковый (2Кор.2:7). Но предположим, если хочешь, что демон нападет на тебя, а уныние изгнано из твоей души: какой от этого будет вред? Какое зло, большое или малое, может причинить нам демон сам по себе? Уныние же и без него может сделать много зла, и большинство из тех, которые наложили на себя петлю, или закололись мечем, или утопились в реках, или погубили себя как-нибудь иначе, увлечены были к такой насильственной смерти унынием; если же в числе этих людей окажутся некоторые и из одержимых демоном, то и их погибель должно приписать не демону, но влиянию и силе уныния».
Уныние (ἀθυμία) в этом тексте – это не то же уныние (ἀκηδία – беспечность), которое входит в число семи главных грехов. ἀθυμία – упадок духа, отчаяние, подавленность, тревога. С естественными проявлениями этой богоданной способности (Златоуст подчеркивает, что ἀθυμία внедрена в человека Богом для определенных целей) можно и нужно справляться не только молитвой, но и при необходимости, обращаться к специалистам.
#мораль #иоаннзлатоуст
👍8❤1🔥1
Свт. Феофан Затворник о жизни христиан в миру
«Мнение, будто в мире нельзя спастись, верно, если жить по-мирски.
Но если в мире не жить по-мирски, то для спасения от сего беды нет. Сколько есть и было спасающихся в мире?! От чего и вам не вступить в число их?
Мир – страсти, люди, живущие исключительно по страстям, и совокупность обычаев и порядков жизни, придуманных для удовлетворения страстей. Оставить все сие и есть оставить мир, хотя вокруг все живут по-мирски, или пополам – то по-мирски, то не по-мирски, – смешанно.
Жизнь семейная и гражданская не сама по себе есть мирская, а бывает такою, когда в порядки такой жизни втесняются страсти и удовлетворение их. На семейную и гражданскую жизнь есть заповеди. Если так завесть эту жизнь, чтобы в ней господствовали заповеди с прогнанием всего страстного, тогда это будет не мирская, а святая жизнь Богом благословенная».
#духовнаяжизнь #мораль #феофанзатворник
«Мнение, будто в мире нельзя спастись, верно, если жить по-мирски.
Но если в мире не жить по-мирски, то для спасения от сего беды нет. Сколько есть и было спасающихся в мире?! От чего и вам не вступить в число их?
Мир – страсти, люди, живущие исключительно по страстям, и совокупность обычаев и порядков жизни, придуманных для удовлетворения страстей. Оставить все сие и есть оставить мир, хотя вокруг все живут по-мирски, или пополам – то по-мирски, то не по-мирски, – смешанно.
Жизнь семейная и гражданская не сама по себе есть мирская, а бывает такою, когда в порядки такой жизни втесняются страсти и удовлетворение их. На семейную и гражданскую жизнь есть заповеди. Если так завесть эту жизнь, чтобы в ней господствовали заповеди с прогнанием всего страстного, тогда это будет не мирская, а святая жизнь Богом благословенная».
#духовнаяжизнь #мораль #феофанзатворник
🔥6❤3👍2
Нести ответственность перед Богом мы будем только за то, что находилось в наших возможностях. То, что от нас не зависело (из-за особенностей нашего здоровья, непреодолимых обстоятельств и т. п.), за то мы и не будем судимы. Как писал К. Льюис, «мы видим только плоды, которые получились из сырья вследствие выбора, сделанного человеком. Но Бог судит его не за качество сырья, а за то, как он использовал его. Большая часть психологических свойств зависит от физиологических особенностей, но когда тело отмирает, остается лишь нетленный истинный человек, который выбирал и теперь несет ответственность за лучшее или худшее использование того материала, что был в его распоряжении. Всевозможные добродетельные поступки, которые мы считали проявлением наших собственных достоинств, были, оказывается, результатом нашего хорошего пищеварения, и они не зачтутся нам; не зачтется и другим многое плохое, что совершали они по причине различных комплексов или плохого здоровья. И тогда, наконец, мы впервые увидим каждого таким, каков он есть. Нас ожидает немало сюрпризов» (Просто христианство).
Поэтому не все то, что внешне похоже на грех – вменяется человеку в качестве такового, также и не все похожее на добродетель – станет заслугой на Божьем суде.
#мораль #мысли
Поэтому не все то, что внешне похоже на грех – вменяется человеку в качестве такового, также и не все похожее на добродетель – станет заслугой на Божьем суде.
#мораль #мысли
❤7👍4
🔎На каком основании, обеты, данные за ребенка при Крещении восприемниками, засчитываются как его собственные?
Свт. Феофан Затворник в одном из писем поясняет это так. Восприемники дают за своего крестника обеты, с тем, чтобы в будущем он сознательно и свободно от себя сказал: «Отрекаюсь от сатаны и сочетаюсь Христу». Ради такого будущего решения Господь авансом дает все блага духовные (освобождение от греха, от тирании сатаны, дары Св. Духа, доступ к остальным Таинствам, вечное блаженство) в самом акте крещения и в последующее время. Господь ждет, что крещенный в младенчестве впоследствии сам повторит решение, принесенное за него восприемниками, и вследствие этого считает его принадлежащим самому крещеному.
Об этом же пишет и св. Сергий Правдолюбов: «Мы родились во второй раз от воды и Духа, но бессознательно – по причине своего младенчества. А потому обязаны по вступлении в сознательный возраст вновь пережить свое рождение, принять уже сознательно это твердое решение – отречься от сатаны и сочетаться Христу. Переживал ли ты этот нравственный переворот? Если нет, то нужно его перечувствовать и пережить! Надо сказать Христу: "Я по вере родителей и восприемников некогда в младенчестве отрекался от сатаны и сочетался с Тобою – теперь же я сознательно отрекаюсь, уже сам, от сатаны и сочетаюсь на всю жизнь с Тобою, моим Спасителем и Господом!"» (Моим детям и внукам).
#мораль #духовнаяжизнь #ответынавопросы #дети
Свт. Феофан Затворник в одном из писем поясняет это так. Восприемники дают за своего крестника обеты, с тем, чтобы в будущем он сознательно и свободно от себя сказал: «Отрекаюсь от сатаны и сочетаюсь Христу». Ради такого будущего решения Господь авансом дает все блага духовные (освобождение от греха, от тирании сатаны, дары Св. Духа, доступ к остальным Таинствам, вечное блаженство) в самом акте крещения и в последующее время. Господь ждет, что крещенный в младенчестве впоследствии сам повторит решение, принесенное за него восприемниками, и вследствие этого считает его принадлежащим самому крещеному.
Об этом же пишет и св. Сергий Правдолюбов: «Мы родились во второй раз от воды и Духа, но бессознательно – по причине своего младенчества. А потому обязаны по вступлении в сознательный возраст вновь пережить свое рождение, принять уже сознательно это твердое решение – отречься от сатаны и сочетаться Христу. Переживал ли ты этот нравственный переворот? Если нет, то нужно его перечувствовать и пережить! Надо сказать Христу: "Я по вере родителей и восприемников некогда в младенчестве отрекался от сатаны и сочетался с Тобою – теперь же я сознательно отрекаюсь, уже сам, от сатаны и сочетаюсь на всю жизнь с Тобою, моим Спасителем и Господом!"» (Моим детям и внукам).
#мораль #духовнаяжизнь #ответынавопросы #дети
👍5
Свт. Феофан Затворник о познании воли Божией:
«Как волю Божию узнавать? Многое в жизни определяется прямыми заповедями. В таком случае нечего раздумывать, а прямо делать. Когда же бывает, что хотя заповедь Божия ясна, а приложение ее неясно, тогда не избежать вопроса: как быть? Иногда это решается бывшими опытами своими, иногда опытами других, иногда спросом у живущих добре, иногда наведениями и умозаключениями от известного из слова Божия, иногда молитвою, по действу коей Бог полагает на сердце, как поступить. Последнее было бы надежнее всего. Но не всегда наше внутреннее таково, чтобы в нем ясно слышалось сердцем внушение Божие. – У отцов есть правило: помолись до трех раз, и куда склонится сердце, так и делай. Узнавши волю Божию, надо помолиться о помощи к совершению ее. Избави вас Господи от самонадеянности. Самим всеусильно напрягаться надо, но успешного совершения всегда чаять от Господа, помня слово Его, без Мене не можете творити ничесоже».
#духовнаяжизнь #ответынавопросы #феофанзатворник
«Как волю Божию узнавать? Многое в жизни определяется прямыми заповедями. В таком случае нечего раздумывать, а прямо делать. Когда же бывает, что хотя заповедь Божия ясна, а приложение ее неясно, тогда не избежать вопроса: как быть? Иногда это решается бывшими опытами своими, иногда опытами других, иногда спросом у живущих добре, иногда наведениями и умозаключениями от известного из слова Божия, иногда молитвою, по действу коей Бог полагает на сердце, как поступить. Последнее было бы надежнее всего. Но не всегда наше внутреннее таково, чтобы в нем ясно слышалось сердцем внушение Божие. – У отцов есть правило: помолись до трех раз, и куда склонится сердце, так и делай. Узнавши волю Божию, надо помолиться о помощи к совершению ее. Избави вас Господи от самонадеянности. Самим всеусильно напрягаться надо, но успешного совершения всегда чаять от Господа, помня слово Его, без Мене не можете творити ничесоже».
#духовнаяжизнь #ответынавопросы #феофанзатворник
❤9👍5
В десяти заповедях в общем виде содержится весь закон Божий. Однако, поскольку они сформулированы кратко, то все остальные моральные предписания, содержащиеся в Библии, как бы растолковывают как именно следует применять десять заповедей в частных ситуациях и какие грехи существуют против них. Также следует знать что нет таких смертных грехов, которые бы не входили в противоречие с ясным предписанием какой-то из библейских заповедей:
«Смертный грех делает человек тогда, когда движимый беспорядочным пожеланием производит какое-нибудь дело, запрещенное ясною заповедью Божией, или когда не исполняет самохотно и самопроизвольно повелений Божиих, от чего охладевает любовь к Богу и ближнему» (Православное исповедание, Ч. 3, вопрос 18).
#мораль #учениецеркви
«Смертный грех делает человек тогда, когда движимый беспорядочным пожеланием производит какое-нибудь дело, запрещенное ясною заповедью Божией, или когда не исполняет самохотно и самопроизвольно повелений Божиих, от чего охладевает любовь к Богу и ближнему» (Православное исповедание, Ч. 3, вопрос 18).
#мораль #учениецеркви
❤5🤔1
Что такое Таинство Покаяния?
Покаяние – это Таинство, в котором человек, который кается в своих грехах и открывает их на исповеди, при видимом получении прощения от священника, невидимо освобождается от этих грехов Самим Господом Иисусом Христом.
Что требуется от кающегося?
От кающегося требуется сокрушение (раскаяние и скорбь) о грехах, твёрдое намерение исправить свою жизнь, вера в Иисуса Христа и надежда на Его милосердие.
Как правильно исповедоваться?
Необходимо, прежде всего, назвать все смертные грехи, сделанные с момента последней исповеди. После чего желательно перечислить и повседневные грехи, насколько позволяет память. Не стоит вдаваться в излишние подробности совершения грехов, кроме тех, которые отягчают грех (например, ударить родителя или украсть из церкви – отягчающее обстоятельство, которое требуется уточнять). После этого священник может дать полезные советы или назначить епитимию. Завершается исповедь обычно чтением разрешительной молитвы и целованием креста и Евангелия.
Достаточно ли для прощения греха назвать его на исповеди?
Нет, недостаточно. Чтение молитвы над кающимся – это не магический акт, который производит автоматическое очищение души, а свидетельство произошедшего изменения в уме и поведении человека. Покаяние включает в себя сокрушение о грехах и твердое намерение их не повторять. За смертные грехи требуется еще и принесение плодов покаяния.
Что будет, если исповедовать только часть грехов, а остальные скрыть?
Если речь идет о смертных грехах, то сознательное утаение одного из них, делает покаяние недействительным полностью. Это связано с тем, что, как невозможно стать наполовину здоровым, так и невозможно частично покаяться. Если человек скрывает такие грехи, то это свидетельствует о его нежелании получить полное исцеление души от Христа.
#духовнаяжизнь #ответынавопросы
Покаяние – это Таинство, в котором человек, который кается в своих грехах и открывает их на исповеди, при видимом получении прощения от священника, невидимо освобождается от этих грехов Самим Господом Иисусом Христом.
Что требуется от кающегося?
От кающегося требуется сокрушение (раскаяние и скорбь) о грехах, твёрдое намерение исправить свою жизнь, вера в Иисуса Христа и надежда на Его милосердие.
Как правильно исповедоваться?
Необходимо, прежде всего, назвать все смертные грехи, сделанные с момента последней исповеди. После чего желательно перечислить и повседневные грехи, насколько позволяет память. Не стоит вдаваться в излишние подробности совершения грехов, кроме тех, которые отягчают грех (например, ударить родителя или украсть из церкви – отягчающее обстоятельство, которое требуется уточнять). После этого священник может дать полезные советы или назначить епитимию. Завершается исповедь обычно чтением разрешительной молитвы и целованием креста и Евангелия.
Достаточно ли для прощения греха назвать его на исповеди?
Нет, недостаточно. Чтение молитвы над кающимся – это не магический акт, который производит автоматическое очищение души, а свидетельство произошедшего изменения в уме и поведении человека. Покаяние включает в себя сокрушение о грехах и твердое намерение их не повторять. За смертные грехи требуется еще и принесение плодов покаяния.
Что будет, если исповедовать только часть грехов, а остальные скрыть?
Если речь идет о смертных грехах, то сознательное утаение одного из них, делает покаяние недействительным полностью. Это связано с тем, что, как невозможно стать наполовину здоровым, так и невозможно частично покаяться. Если человек скрывает такие грехи, то это свидетельствует о его нежелании получить полное исцеление души от Христа.
#духовнаяжизнь #ответынавопросы
👍5❤2
Как конфликтовать правильно: урок от апостолов
В сегодняшнем чтении на литургии из книги Деяний (15:36-41) рассказывается о том, как апостолы Павел и Варнава вступили в конфликт на почве своих планов по миссионерскому путешествию. Варнава хотел вновь взять с собой в спутники своего племянника Иоанна-Марка (будущего евангелиста), но Павел воспротивился этому, так как этот человек отстал от них в прошлом путешествии. Он посчитал неправильным брать с собой человека, который уже однажды проявил себя недолжным образом. Лука пишет, что между ними произошло παροξυσμός — раздражение, озлобление, ожесточение. В общем, острое несогласие. Свт. Иоанн Златоуст комментирует: «Многое они делали и по человеческому рассуждению: не были ведь они камнями или деревами». В итоге каждый остался при своем мнении, каждый выбрал своего спутника и маршрут путешествия. Возникает вопрос: согрешили ли они, вступив в острый конфликт? Свт. Иоанн Златоуст поясняет, что нет и показывает, что подобный конфликт иногда неизбежен и полезен.
1. Повод для их конфликта не был пустяковым.
2. Апостолы не искали личной выгоды в этом споре и не самоутверждались за счет ближнего.
3. У них не было цели нанести друг другу ущерб.
4. Апостол Павел уважал Варнаву, но не так, чтобы из-за этого пренебречь долгом.
5. Их конфликт не привел к взаимной вражде, но только к разделению путей, каждый предоставил другому поступить, как другой считал правильным (без ущерба для самих себя).
Это показывает, что христианам не стоит бояться конфликтов, если они оправданы и происходят в конструктивной манере.
#библия #мораль #иоаннзлатоуст
В сегодняшнем чтении на литургии из книги Деяний (15:36-41) рассказывается о том, как апостолы Павел и Варнава вступили в конфликт на почве своих планов по миссионерскому путешествию. Варнава хотел вновь взять с собой в спутники своего племянника Иоанна-Марка (будущего евангелиста), но Павел воспротивился этому, так как этот человек отстал от них в прошлом путешествии. Он посчитал неправильным брать с собой человека, который уже однажды проявил себя недолжным образом. Лука пишет, что между ними произошло παροξυσμός — раздражение, озлобление, ожесточение. В общем, острое несогласие. Свт. Иоанн Златоуст комментирует: «Многое они делали и по человеческому рассуждению: не были ведь они камнями или деревами». В итоге каждый остался при своем мнении, каждый выбрал своего спутника и маршрут путешествия. Возникает вопрос: согрешили ли они, вступив в острый конфликт? Свт. Иоанн Златоуст поясняет, что нет и показывает, что подобный конфликт иногда неизбежен и полезен.
1. Повод для их конфликта не был пустяковым.
2. Апостолы не искали личной выгоды в этом споре и не самоутверждались за счет ближнего.
3. У них не было цели нанести друг другу ущерб.
4. Апостол Павел уважал Варнаву, но не так, чтобы из-за этого пренебречь долгом.
5. Их конфликт не привел к взаимной вражде, но только к разделению путей, каждый предоставил другому поступить, как другой считал правильным (без ущерба для самих себя).
Это показывает, что христианам не стоит бояться конфликтов, если они оправданы и происходят в конструктивной манере.
#библия #мораль #иоаннзлатоуст
❤5
📜Некоторые мысли о сегодняшнем рядовом чтении Писания (Деян. 16:16-34)
1. Нечистый дух говорил правду об апостолах. Зачем говорил и почему Павел запретил ему? Свт. Иоанн Златоуст говорит: «Желая запутать порядок вещей и похитить честь апостолов и убедить многих внимать ему. Если бы это произошло, легко бы они явились достойными доверия и ввели бы свое учение. Чтобы этого не произошло и ложь не приобрела власти, он заставляет замолчать их, когда они говорят истину, так чтобы во лжи никто бы не внимал им, но совершенно отвратил свой слух от того, что говорится ими».
2. Господа служанки, лишившись дохода, решили отомстить апостолам. Это показывает, что они находились во власти дьявола, так что они в своей заботе о материальном, находились в небрежении о своей душе. Поэтому вместо того, чтобы благодарить и слушать апостолов, возвещающих Благую весть о спасении, они разозлились и решили избавиться от них. Многие и сегодня отвергают Бога, когда Он как-то потревожил их сложившийся налаженный порядок жизни, показывая этим что для них более ценно.
3. Бог спасает темничного стража, который чуть было не совершил самую страшную ошибку, лишив себя жизни. Он как бы мгновенно располагается к своим узникам. Что же побуждает его к этому? Иоанн Златоуст считает причиной такой поразительной перемены в стражнике, благородное поведение узников. Они не воспользовались землетрясением, чтобы убить стражника и сбежать, но первым делом успокоили его, спасли его от самоубийства. Из надзирателя он становится другом. Так что людей привлекают ко Христу не только чудеса, но и жизнь, поведение верующих.
4. Человек задает самый главный вопрос: Что мне делать, чтобы спастись? Этот человек еще не крещен, ничего не знает о Христе. Апостолы отвечают ему: Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой. От человека, который только приходит к Христу в первый раз не требуются ни дела, ни подвиги, только вера в Господа и намерение изменить жизнь по воле Его. Именно верой он спасается от вечной гибели и становится спасенным, Божьим ребенком. Труды и дела требуются от него уже после крещения, чтобы устоять и утверждаться в своем спасении.
5. Вера главы семейства способствовала спасению всего его дома, семьи и слуг. Поэтому так важно, чтобы глава семейства стремился сам к Богу и служил в этом примером остальным домашним.
#мысли #библия
1. Нечистый дух говорил правду об апостолах. Зачем говорил и почему Павел запретил ему? Свт. Иоанн Златоуст говорит: «Желая запутать порядок вещей и похитить честь апостолов и убедить многих внимать ему. Если бы это произошло, легко бы они явились достойными доверия и ввели бы свое учение. Чтобы этого не произошло и ложь не приобрела власти, он заставляет замолчать их, когда они говорят истину, так чтобы во лжи никто бы не внимал им, но совершенно отвратил свой слух от того, что говорится ими».
2. Господа служанки, лишившись дохода, решили отомстить апостолам. Это показывает, что они находились во власти дьявола, так что они в своей заботе о материальном, находились в небрежении о своей душе. Поэтому вместо того, чтобы благодарить и слушать апостолов, возвещающих Благую весть о спасении, они разозлились и решили избавиться от них. Многие и сегодня отвергают Бога, когда Он как-то потревожил их сложившийся налаженный порядок жизни, показывая этим что для них более ценно.
3. Бог спасает темничного стража, который чуть было не совершил самую страшную ошибку, лишив себя жизни. Он как бы мгновенно располагается к своим узникам. Что же побуждает его к этому? Иоанн Златоуст считает причиной такой поразительной перемены в стражнике, благородное поведение узников. Они не воспользовались землетрясением, чтобы убить стражника и сбежать, но первым делом успокоили его, спасли его от самоубийства. Из надзирателя он становится другом. Так что людей привлекают ко Христу не только чудеса, но и жизнь, поведение верующих.
4. Человек задает самый главный вопрос: Что мне делать, чтобы спастись? Этот человек еще не крещен, ничего не знает о Христе. Апостолы отвечают ему: Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой. От человека, который только приходит к Христу в первый раз не требуются ни дела, ни подвиги, только вера в Господа и намерение изменить жизнь по воле Его. Именно верой он спасается от вечной гибели и становится спасенным, Божьим ребенком. Труды и дела требуются от него уже после крещения, чтобы устоять и утверждаться в своем спасении.
5. Вера главы семейства способствовала спасению всего его дома, семьи и слуг. Поэтому так важно, чтобы глава семейства стремился сам к Богу и служил в этом примером остальным домашним.
#мысли #библия
❤3👍1
Сегодняшнее евангельское чтение о слепорожденном показывает то, что для Бога первостепенное значение имеет спасение души человека по сравнению с физическими возможностями. Человек не имел от рождения глаз, не имел возможности полноценно жить. И все это ради явления славы Божией на нем и Его встречи с Христом. Кого-то это может возмутить, к чему такие жертвы? Но видимо оно того стоило. Через исцеление человек не только обрёл впервые глаза, но и уверовал в Спасителя. Значит ему было нужно через это пройти. Можно быть физически здоровым и не иметь веры в Господа, не жить в соответствии с Его законом. Но если человек здоров и не примирился с Богом, то в чем вообще смысл такой жизни? Божий суд неизбежен и такому человеку придется признать, что без Бога жизнь прожита зря. Не намного лучше, чем жизнь животного. Но тогда будет уже поздно что-то изменить.
#мысли #библия #мораль
#мысли #библия #мораль