чтец Сергий Федоров – Telegram
чтец Сергий Федоров
757 subscribers
378 photos
7 videos
29 files
455 links
Магистр богословия / Катехизатор / Религиовед / Клирик Русской Православной Церкви (МП)

Для тех, кто хочет быть православным и не отключать голову

Задать мне вопрос https://news.1rj.ru/str/lector_sergey_bot

Поддержать меня 5469 4000 4166 2961 (сбер)
Download Telegram
Святейший Патриарх Алексий II о предназначении Таинства Покаяния

«Человеку, пришедшему на исповедь, внушают, что он должен вспомнить и рассказать каждый грех до мельчайших подробностей. И не только грех, но даже и помысел. Результат бывает плачевным: человек, отходя от исповеди, чувствует себя неисцеленным, а то и приходит в полное отчаяние, осознавая невозможность вспомнить абсолютно все. Таким духовникам надлежало бы вспомнить первоначальное предназначение Таинства Покаяния. Здесь не требуется большой премудрости - надо только открыть Требник и посмотреть вопросы, задаваемые кающемуся в последовании исповеди. Изначально к этому Таинству прибегали в тех случаях, когда человек совершал смертный грех, через который отпадал от Церкви.

Что же касается грехов пожеланий, совершенных в мыслях (борьбы помыслов), то они открывались обычно на исповедании помыслов, совершаемом прежде в монастырях. Но исповедание помыслов не было связано с Таинством Покаяния - его принимал старец, порой не имеющий сана. При этом он давал наставления и конечно же не читал разрешительной молитвы, поскольку это была беседа».

👉См.: https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/628
#духовнаяжизнь #мораль
👍5
Внешность не важна?

В некоторых кругах бытует представление о том, что в отношениях с противоположным полом внешность не должна иметь никакого значения для христианина, ведь главное - это красота души.

Трудно не согласиться, что в приоритете украшение души, однако делать вид, что внимание к внешности - это что-то неправильное, и ссылаться при этом на Библию, вовсе неразумно. В Библии неоднократно подчеркивается красота тела, служащая дополнением добродетельной души. Иаков полюбил Рахиль за ее красоту (Быт.29:17), отмечается привлекательная внешность и внутренние достоинства Ревекки (Быт.24:16) и Иосифа (Быт.39:6). Закон Моисея упоминает о женитьбе на девушке, которая понравилась мужчине, как о чем-то обычном (Втор.21:11). Сам Господь через пророка описывает Израиль в образе девушки, украшенной одеждой и драгоценностями (Иез.16:10-13). Автор Песни Песней описывает подробно части тела своей возлюбленной (4:1-5). Премудрый Иисус, сын Сирахов призывает не засматриваться на чужую красоту (Сир.9:8), чем, по мнению св. Иоанна Златоуста, одобряет наслаждение собственной. Для него «одна девица лучше другой» и «красота жены веселит лице и всего вожделеннее для мужа» (Сир.36:23-24). Все эти примеры показывают, что хотя красивая внешность без добродетелей - скорее безобразие, все же она немаловажна.

Св. Иоанн Златоуст так выражается о значении физической привлекательности:
«И красота служит союзом брака, — потому что людей весьма привлекает тело. Так как нам дана трудная и тяжелая жизнь, то даровано и некоторое утешение, отсюда воспламеняется любовь, которая охватывает все. Господь предусмотрел и употребил много средств к тому, чтобы союз брака оставался нерасторжимым» (Толкование на книгу пророка Даниила).

Это еще раз подтверждает то, что Бог не сотворил ничего лишнего и ненужного. Если Он Творец красоты - значит она создана для человека, который может законно ею наслаждаться, если не нарушает при этом Божий закон.

👉См. размышление о корректировке внешности
#библия #иоаннзлатоуст #отношения #брак #мысли
👍81
Размышление православного моралиста проф. А. А. Бронзова об отдыхе:

«В христианском мире всегда были и теперь, конечно, встречаются лица строго-аскетического направления, допускающие только один вид наслаждений, носящий строго-религиозный отпечаток, и всецело отвергающие всякие другие виды. Но этих лиц в обязательный пример брать нельзя: они исключительное явление, они желают по мере всех своих сил всецело отрешиться от земного и тленного. Явление, конечно, более, чем просто похвальное; но всеобщим оно сделаться не может: далеко не все (с плотью и кровью) люди в силах следовать за ними. Это ясно.

Для нас – христиан – безусловным примером могут и должны служить деяния Господни. Находясь в Кане Галилейской, Господь отдыхал на браке. Гости по случаю торжества, конечно, наслаждались. У них оказался недостаток вина. Господь по просьбе Своей Матери претворяет воду в вино (Ин. 2:1 и след.). Очевидно, что Господь ничего не имел против разумного и умеренного, а также благовременного наслаждения. В Вифании в дом Симона прокаженного одна женщина возлила на голову Спасителя драгоценное миро. Когда некоторые вознегодовали по этому поводу, именно по поводу напрасной траты мира, которое, – предполагалось, – могло бы быть продано и деньги могли бы быть розданы нищим, то Господь сказал, что женщина сделала доброе дело, так как нищие всегда – на лицо пред ним, а Он не всегда (Мк. 14:3 и след.). Наслаждение теми или иными вещами, следовательно, – по учению Господню, – не только не преступно, но наоборот: всецело дозволительно, раз оно практикуется благовременно, в должной мере и проч., и проч.

Всякое творение хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением (1Тим. 4:4). В этом последнем обстоятельств и кроется суть дела (сравн. отчасти 1Кор. 7:31). Разумно наслаждаясь, мы вникаем в сущность Божьих даров, наглядно постигаем, в какой степени Господь благ к нам (ср. Пс. 33:9). Отсюда сознательнее и глубже начинаем любить Его и т.д. Словом, отдых и наслаждение, с ним связанное, явления вполне нормальные: отдыхает и известным образом наслаждается неразумный мир, все в видимой природе, способное к этому; отдыхает и наслаждается также и разумная тварь – человек; только, в отличие от неразумной твари, он своим разумом, своею нравственною свободою старается придать рассматриваемым явлениям строго-нравственный смысл» («Христианское» самолюбие).
#мораль #библия #духовнаяжизнь
1
Простой рецепт отношений в христианской семье от свт. Иоанна Златоуста: «Ты, жена, не ожидай доброты от мужа, чтобы после того показать и свою, – в этом не будет ничего важного; и ты, муж, не ожидай благонравия от жены, чтобы после того и самому быть любомудрым, – это уже не будет подвигом; но каждый пусть первый исполняет свои обязанности» (Беседы на 1-е послание к Коринфянам, 26).
#брак #отношения #мораль #иоаннзлатоуст
6🔥3👍1
Свт. Иоанн Златоуст о ничтожестве сатаны и непобедимости ревностных христиан:

«Теперь уже не открытая борьба и не равный бой; но диавол лежит, повергнутый на землю, а ты стоишь прямо и поражаешь сверху; он обессилен, а ты крепок. Почему же он часто одерживает над нами победу? По нашему малодушию, по беспечности спящих. Если ты захочешь противостать ему, то он не посмеет идти против тебя. Если же он побеждает тебя спящего, то это происходит не от его силы, а от твоего малодушия. Кто, даже из самых слабых, не победит спящего? Но теперь крепкий связан, сосуды его расхищены (см. Мф.12:29), сила его сокрушена, убежище его разрушено, мечи у него отняты. Чего же хочешь более? Почему боишься его? Почему страшишься? Тебе повелено попирать его, обессиленного: почему же ты трепещешь, скажи мне, почему колеблешься? Разве не понимаешь, какого имеешь ты Помощника? Ведь не только враг сделался слабее, но и помощь тебе стала больше […]

Он сделал плоть покорною, даровал тебе оружие – броню правды, препоясание истины, шлем спасения, щит веры, меч Духа; дал тебе залог – плотью Своею питает тебя, кровью Своею напояет тебя; вручил тебе крест, как копье, копье никогда несокрушимое; связал диавола и поверг его на землю. Итак, ты безответен, если бываешь побеждаем; не имеешь оправдания, если терпишь поражение, потому что имеешь бесчисленные средства к победе» (Беседа на псалом 123).
#иоаннзлатоуст #духовнаяжизнь
Ничтожный сатана, не способный всерьез противостоять ревностным христианам
👍1🤔1
Forwarded from Индиктион
Служба праздника Пятидесятницы, с пояснениями к славянскому тексту в сложных местах (т.е. либо непонятных современному читателю, либо неудачно переданных древними переводчиками) и параллельным переводом на русский:
Братья и сестры, поздравляю вас с днём Святой Троицы! С днём рождения, Церковь!
17👏2
Святая Троица!

"Все исполнились Святого Духа и заговорили на разных языках — так, как им было дано Духом".

👇👇👇

youtu.be/W9XCKQRb8Cc
🔥2
В сегодняшнем евангельском чтении содержится фрагмент Нагорной проповеди Спасителя (Мф.5:20-26), на которой основывается христианская мораль. Объясню несколько утверждений Спасителя.

1. Что значит «праведность книжников и фарисеев»? Это не про лицемерные дела, а про ветхозаветный уровень праведности. Церковное толкование: «Поскольку мы получили гораздо большие благодеяния от Бога, и с несравненным преимуществом пред ними (иудеями – С.Ф.) приняли благодать Святого Духа через Господа нашего Иисуса Христа, то посему и добродетели наши должны превосходить дела иудеев» (Прав. исповедание, Ч. 3, вопрос 47).

2. Что значит «гневающийся напрасно»? Это тот, кто гневается по недостойной причине или неправильно. Нельзя в гневе желать отомстить за себя, но можно и нужно гневаться на тех, кто оскорбляет Бога и обижает ближнего.

3. Поскольку запрет на гнев соотносится с заповедью «не убивай», то смертный грех гнева заключается в пожелании человеку смерти или иного тяжкого вреда. Иные степени гнева не считаются смертным грехом.

4. Блж. Августин поясняет, что слово «напрасно» относится не только к гневу, но и к словесным оскорблениям. Если бы был безусловный запрет на оскорбления, то Христос и апостол Павел бы грешили, когда называли некоторых людей обидными словами. Следовательно, говорит св. Августин, «браниться надлежит редко и только тогда, когда это крайне необходимо для того, чтобы побудить [человека] служить Богу, но никак не нам» (О Нагорной проповеди Господа).

5. Нельзя молиться и приносить Богу дары, если мы находимся в ссоре с ближними. Причем речь идет не о всякой ссоре, а когда «брат твой имеет что-нибудь против тебя», то есть виноваты мы. Без мира и любви молитвы и приношения будут напрасны.
#библия #мораль #духовнаяжизнь #августин #толкование
👍5🤔1
В сегодняшнем евангельском чтении содержится очередной фрагмент Нагорной проповеди Спасителя (Мф.5:27-32), на которой основывается христианская мораль. На этот раз речь идет о нравственности в области взаимоотношений мужчины и женщины.

1. Русский перевод «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением» неточен, так как создает впечатление, что любая спонтанная мысль о понравившейся женщине – уже грех. Славянское «ко еже вожделети ея» более точно передает указание на намеренный взгляд с нечистым пожеланием. Именно намерение и определяет греховность мыслей.

2. Христос говорит об этом в контексте заповеди «не совершай супружескую измену». Следовательно, его слова о блудном взгляде, в первую очередь, относятся к женатым лицам, которые намеренно смотрят на посторонних женщин и через это совершают мысленную измену. Однако они актуальны и для неженатых, в том смысле, что не следует развивать сексуальные фантазии относительно понравившихся лиц, которые не находятся в браке с этим человеком.

3. Заповедь Христа о хранении взгляда от чужой красоты, конечно, не относится к собственной жене или мужу. Свт. Иоанн Златоуст специально оговаривает: «Если хочешь смотреть и услаждаться взором, то смотри постоянно на свою жену и люби ее: этого не воспрещает никакой закон. Если же ты будешь назирать чужую красоту, то оскорбишь и жену свою, отвращая от нее глаза свои, и ту, на которую смотришь, так как касаешься ее вопреки закону» (Беседы на Евангелие от Матфея, 17). Христос не сказал здесь ничего принципиально нового. Еще в Ветхом Завете был известен совет мудреца: «Отвращай око твое от женщины благообразной и не засматривайся на чужую красоту: многие совратились с пути чрез красоту женскую; от нее, как огонь, загорается любовь» (Сир.9:8-9). В Новом Завете добавилось наказание за нарушение этого.

4. Метафорическое поучение об оторванной руке и вырванном глазе указывает на бескомпромиссность христианина в борьбе с грехом. Даже если придется потерять очень многое в житейском плане, самое главное – сохранить душу для вечной жизни с Богом. Это бывает сложно, но иначе и нельзя быть по настоящему верующим, если не расставить верно приоритеты.

5. В 32 стихе содержится очень важное учение, имеющее прямое отношение к личной жизни миллионов людей. Для иудеев считалось нормальным разводиться с женами по любому поводу, также как и сегодня. Но Спаситель говорит: «Всякий, отпускающий жену свою, кроме как по причине блуда, подвергает ее опасности прелюбодеяния, и кто женится на отпущенной, прелюбодействует». Тем самым, он утверждает предельную ответственность супругов друг за друга, так что подлость одного ломает жизнь другому. Говоря простыми словами: тот, кто уходит из семьи или отпускает жену, которая не повинна в измене, тот толкает ее на грех прелюбодеяния. Оставляя ее без законного сексуального удовлетворения, он вынуждает ее саму совершать смертный грех. Но и посторонний мужчина, который берет такую отпущенную в жены, сам становится прелюбодеем. Почему? Потому что ни у кого на земле нет полномочий освободить от обязательств брака тех, кто однажды в него вступил. Те, которые думают, что разведены, остаются перед Богом связанными брачными обязательствами. Св. Иоанн Златоуст говорил об этом: «Не указывай мне на законы, постановленные внешними, дозволяющие давать запись отпущения и разводиться. Не по этим законам будет судить тебя Бог в тот день, а по тем, которые Он сам постановил» (О разводном письме).
#библия #мораль #духовнаяжизнь #иоаннзлатоуст #толкование
👍2
Свт. Тихон Задонский дает такое наставление о сознательном отношении к любому действию

«Какое дело ни начинаешь, рассуди, не противоречит ли оно совести и закону Божьему, и действительно ли оно тебе полезно и истинно. Если оно не противоречит закону Божьему, начинай и делай, если противоречит, отвратись от этого дела, чтобы не попасть в сеть врага, который всегда ищет человека и хочет поймать его в свою сеть. Не все тебе полезно, что покажется полезным, но только то, что здравому уму и слову Божьему соответствует» (Наставления о личных обязанностях каждого христианина).
#мораль #духовнаяжизнь
👍2
В сегодняшнем евангельском чтении содержится очередной фрагмент Нагорной проповеди Спасителя (Мф.5:33-41), на которой основывается христианская мораль. Для его понимания нужно помнить, что Христос не отменил ни одной нормы ветхозаветного нравственного закона, но дополнил их, довел до совершенства.

1. Ветхозаветный закон повелевал клясться именем Божьим. Вопреки поверхностному прочтению, Христос не отменяет это правило и не запрещает клясться. Кратко и ясно поясняет слова Христа о клятвах блж. Иероним: «Заметь, что Спаситель запретил нам клясться не Богом, а небом и землей, ибо ни для кого не тайна, что у евреев существовал дурной обычай клясться элементами». Таким образом, Христос порицает здесь злоупотребление клятвами, а не сами законные клятвы. Православная Церковь учит: «Клятва в делах общественных не запрещается. Апостол Павел говорит: "Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву" (Евр. 6:16–17). Из этого следует заключить, что если Сам Бог для твёрдости обязательства употребил клятву, то тем более позволено и нужно нам в важных и необходимых случаях по требованию законной власти употреблять клятву и присягу, с благоговением и с твёрдым намерением не изменять ей» (Простр. христ. катехизис. О любви, о третьей заповеди).

2. Заповедь «не противься злому» не следует понимать, как пассивность перед злом и отказ от сопротивления ему, чему ложно учил Л. Н. Толстой и его последователи. Призыв подставлять другую щеку — это не про самооборону, а про оскорбление словом или действием. Христос запрещает Своим последователям мстить за причиненные обиды и дает заповедь воздавать добром за зло. Здесь нет запрета на самооборону или защиту другого человека, на выставление личных границ в отношениях с людьми, на обуздание хамства и т.п. Вспомним, что Сам Иисус не подставил другую щеку, когда его ударили (Ин.18:22–23), но Он и не мстил за Себя. Тем самым показав, что Его наставление про подставление щеки не следует понимать буквально. По словам св. Августина, мы должны относить эти наставления к готовности ума и не во всех случаях поступать буквально таким образом. Это означает, что нам нужно быть всегда готовыми отказаться от своих прав и возможностей в пользу ближнего, но только тогда, когда это действительно потребуется для блага. И конечно же, никто не вправе требовать этого от других, так как заповедь адресована лично каждому. Ты можешь отдать свою одежду или свои средства, но ты не вправе отнимать это у своей семьи, подчиненных или принуждать их к этому.

Все это показывает, что евангельские заповеди не абсурдны и далеки от жизни, как кто-то может подумать при поверхностном знакомстве с ними, а очень мудры и практичны. Евангелие нигде не поощряет злоупотребления и манипуляции в чей-либо адрес, однако оно призывает всегда поступать по любви и не давать ненависти наполнить наше сердце.
#библия #мораль #духовнаяжизнь #августин #толкование
👍31👎1
Любой сознательно совершенный грех - это движение против любви. Но это не про чувственную любовь, а про ту, что желает вечного блага. Поэтому иногда "во имя любви" совершаются грехи против любви. Иногда под видом любви человек проявляет самую настоящую ненависть к любимому (например, когда соблазняет человека на блуд, чем губит его душу). Христианская любовь определяется не эмоциями и ощущениями, а долгом, когда мы исполняем заповеди, и свободными действиями, превышающими долг - когда стремимся исполнить евангельские советы.
#мораль #мысли
👍4
Поздравляю вас с днем всех святых!

Мы привыкли смотреть на святых, как на героев веры, которые находятся на почтительном расстоянии от нас. Однако святость - это норма жизни для христианина, не по его заслугам, а по благодати Христовой. Всех святых объединяет любовь к Богу и твердая решимость жить по заповедям Его. А этому не является препятствием ни время, ни общество, ни прочие внешние обстоятельства. Каждому из нас надлежит быть святым, иных вариантов для христианина не предусмотрено.
👍8
6 фактов об Апостольском (Петровом) посте

1. Пост после недели Пятидесятницы известен ещё с древних времён. Впервые мы читаем о нем в «Апостольском предании» (памятник III века). Он существовал для тех, кто по какой-то важной причине не смог поститься в Великий пост перед Пасхой.

2. Первое несомненное указание на общий пост после Пятидесятницы находится в «Апостольских постановлениях» (ок. 380 г.), в которых предписывается праздновать после Пятидесятницы одну неделю, потом поститься одну неделю. Тогда он не связывался с именами первоверховных апостолов.

3. Этот пост стал связываться с апостолами после того, как в Константинополе и Риме были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла (ок. 324 года). Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (12 июля по н.ст.), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке, и на Западе. В Восточной Церкви постепенно вошло в обычай готовиться к этому празднику постом и молитвой.

4. Общеобязательным для всех верных (духовенства, мирян и монахов), Апостольский пост становится в XVII веке (см.: Православное исповедание, Ч. 1, вопрос 88).

5. Продолжительность этого поста прямо связана со временем празднования Пасхи. Чем позже день Пасхи, тем короче пост.

6. Поскольку ряд православных церквей придерживается новоюлианского календаря, данный пост бывает у них нередко менее продолжительным, чем в церквах, живущих по старому стилю. Так, в 2023 году этот пост у греков будет в половину короче, чем у русских.
#подборки #дисциплина
3👍1
В Евангелии иногда встречаются такие требования, которые сложно совместить с ни к чему не обязывающей «верой в душе». Спаситель говорит: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:37). О чем эти слова? Поскольку они сказаны в контексте темы исповедания веры, то они относятся к тем случаям, когда христианин стоит перед выбором: сохранить верность Богу, соблюсти Его заповедь или отдать предпочтение близкому человеку, которое в данный момент не может быть совмещено с верностью Богу. Пример: юноша или девушка обратились к истинной вере и перед ними встает выбор, как общаться дальше с неверующими родственниками, которые не принимают их решение. Или: любимый человек ставит ультиматум: или твой Бог, или я.

В Евангелии от Луки есть еще более шокирующая фраза: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк. 14:26). О чем это? Эта фраза про выбор отношения к людям, в зависимости от их сознательного отношения ко греху. Если близкие люди сознательно препятствуют нашим отношениям с Богом, то мы должны иметь четкую позицию по этому поводу, даже если это дойдет до открытой вражды. Блж. Феофилакт Болгарский говорит прямо: «Он заповедует нам ненавидеть родителей тогда, когда они угрожают опасностью богопочтению. Ибо тогда они уже не родители, не родные, когда противодействуют нам в столь полезном деле». Но с другой стороны, они остаются людьми, которых заповедано любить. Это значит, что любовь и ненависть здесь могут сочетаться (любить грешника, ибо он человек, и ненавидеть грешника, в той части отношений, где он выбирает грех). Прп. Иоанн Дамаскин о том же: «Кто лишает меня спасения, хорошо разгневаться и возненавидеть, а если огорчает в мирском и доставляет пользу тем, что лишает чего-то вещественного, я скорее буду его любить, чем ненавидеть» (Против манихеев).

В завершение приведу размышление К. Льюиса: «Мы должны отвергнуть близких, когда они встанут между нами и повиновением Богу. Вполне возможно, что они и впрямь сочтут это ненавистью. Я не буду рассуждать о том, трудно ли это. Одним это легко, для других невыполнимо. Трудно для всех узнать, настало ли время "ненавидеть". Люди мягкие — нежные мужья и жены, заботливые родители, послушные дети — все не могут признать, что оно наступило. Люди властные и своевольные решат, что оно пришло гораздо раньше, чем надо. Вот почему бесконечно важно так поставить дело, так настроить любовь, чтобы времени этому и наступать было незачем» (Любовь).
#мораль #духовнаяжизнь #библия #толкование
👍2🔥2
В сегодняшнем евангельском чтении есть такие слова:

«Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф.6:31-34). О чем эти слова и запрещается ли здесь забота о житейском, забота о будущем?

Христос осуждает здесь чрезмерную заботу о житейском в ущерб богоугождению или такой подход, при котором в житейских вещах видят цель, а не средство. Спаситель обещает, что если мы будем в первую очередь заботиться о духовных благах, наши потребности во временных благах будут удовлетворены. Здесь нет игнорирования потребностей человека или инфантильного подхода к труду, речь лишь о приоритетах.

Что касается заботы о будущем, то Христос не отвергает ее, если выполняются следующие условия:

1) забота оправданна и своевременна;
2) человек не стремится к временному так, что «прошлое» и «будущее» выступают в качестве целей;
3) его запросы не превышают потребности жизни.

Относительно разумной заботы о будущем св. Августин замечает: «Когда мы видим раба Божия, беспокоящегося о том, чтобы не испытывать нужды в необходимом, мы не должны осуждать его за заботу о завтрашнем дне, поскольку и Сам Господь изволил явить нам пример, имея денежный ящик, и в деяниях апостолов есть свидетельства о том, что они принимали меры к сбережению необходимых средств к существованию ввиду возможного в будущем голода. Следовательно, Господь осуждает не тех, кто согласно человеческим обычаям обеспечивает себя подобным, а тех, кто ради этого противопоставляет себя Богу» (О Нагорной проповеди Господа).
#мораль #духовнаяжизнь #августин #библия #толкование
🔥31
Свт. Феофан Затворник поясняет, как грешники становятся праведниками через вменение (усвоение) им праведности Господа Иисуса Христа:

«Назначенный человеку путь к цели неизменно есть хождение в законе Божием, в заповедях, или в воле Божией. Сотворивши та человек жив будет в них (Гал. 3:12). Поэтому когда человек сделался преступником закона, то не мог иначе надеяться на достижение своей цели, как через усвоение себе чужой праведности. Сия усвояемая праведность восполняет недостаток законности в нашей жизни и дает нам возможность быть близкими к Богу. Немощное бо закона, в немже немоществование плотию, Бог Сына Своего посла в подобии плоти греха и о гресе осуди грех во плоти, да оправдание закона исполнится в нас, не по плоти ходящих, но по духу (Рим. 8:3–4). Сие усвоение совершается посредством веры во Христа. Посему должно сказать: путь к цели для человека и теперь тот же – исполнение закона, но только восполняемое верою. Все грехи человека до обращения и все падения по обращении изглаждаются верою, так что вообще жизнь наша вся пред очами Божиими является праведною не иначе как через оправдание верою в Господа нашего – Иисуса Христа» (Начертание христианского нравоучения).

Это важно понимать, потому что чаще всего люди ошибочно думают, что они праведники в силу своих личных дел и усилий. Неудивительно почему при таком подходе они не понимают зачем им вообще нужен Христос, чтобы войти в рай.
#мораль #духовнаяжизнь #библия #феофанзатворник
🔥4
📖12 заповедей, переданных Ангелом человеку Ерме и всем верующим в Господа (раннехристианский памятник «Пастырь», II век):

1. Веруй в единого Бога, Творца неба и земли.

2. Живи в простоте и непорочности, не вреди ближнему даже словом, напротив, помогай всем в нуждах их, не разбирая, кто просит и кому даешь.

3. Люби истину и избегай лжи.

4. Храни супружескую верность, ибо это непреложный закон Творца, – быть чистым и непорочным перед лицом Его или в девстве или в честно хранимом супружестве. Женился, – не ищи развода, или другой жены; в случае измены оставайся один, ради возможного покаяния другой стороны. Храни чистоту и целомудрие – и будешь жить с Богом.

5. Удаляйся от гнева, но облекись в великодушие и противься всякому огорчению – и будешь в чистоте и святости, любезной Богу.

6. Помни, что при каждом человеке есть два ангела: добрый и злой. Один направляет его к делам добрым, а другой – к грехам и порокам. Внимай же себе, и к первому склоняйся, а второго отвергай, по внутренним помыслам сердца догадываясь, какой из них дает тебе сейчас уроки и хочет властвовать над тобою.

7. Бойся Господа и соблюдай заповеди Его. Дьявола же не бойся: боясь Господа, ты будешь господствовать над дьяволом, потому что в нем нет никакой силы.

8. Воздерживайся от злых дел и совершай добрые дела.

9. Отринь от себя сомнения и нисколько не колеблись просить чего-либо у Господа, говоря себе: каким образом могу я просить у Господа и получить, столько согрешив пред Ним? Не думай так, но от всего сердца обращайся к Господу и проси без сомнения – и познаешь великую благость Его, потому что Он не презрит тебя, но исполнит прошение души твоей. Ибо Бог – не как люди, которые помнят обиды, Он не помнит зла и милосерден к своему созданию.

10. Удаляй от себя всякую печаль, потому что она сестра сомнения и гнева. Всякий радующийся человек совершает добро и помышляет о добре, презирая печаль. А человек печальный всегда зол, во-первых, потому, что оскорбляет Святого Духа, который дан человеку радостным; и, во-вторых, потому, что он творит беззаконие, не обращаясь к Господу и не исповедуясь перед ним. Молитва печального человека никогда не достигает престола Божия.

11. Избегай ложных пророков-гадателей, через которых враг губит рабов Божиих. Слабые в вере обращаются к этим обманщикам, а они, отвечая им по желанию сердца их, наполняют головы их мечтательными надеждами. Тут же, к капле истины примешивая море лжи, они обольщают их и снова увлекают к язычеству. Кто искренно верует и предал себя Богу, тот не пойдет к ним, – такой неба ищет, а гадают обычно об одном земном.

12. Удали от себя всякую похоть злую и облекись в желание доброе и святое. Ибо, облекшись в желание доброе, ты возненавидишь зло и будешь управлять им, как захочешь. Злая похоть состоит в том, чтобы желать чужой жены, или жене желать чужого мужа, желать великого богатства, множества роскошных блюд и напитков и других наслаждений.

Заключение Ангела: «Вот тебе заповеди, поступай по ним и к тому же убеждай людей слушать тебя, чтобы покаяние их было чисто в остальные дни их жизни. Эти заповеди легко соблюсти, и не покажутся они трудными, если будешь убежден, что их можно соблюсти; но если закралось в сердце твое сомнение, что не по силам человеку, то не соблюдешь их».
#мораль #духовнаяжизнь
👍51🤔1