С Вознесением Господним, братья и сестры!
Путем Христа (смерть, Воскресение и Вознесение) надлежит пройти каждому христианину. Наше вознесение в последний день описано у апостола Павла:
«Мы восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1Фес.4:17).
#библия
Путем Христа (смерть, Воскресение и Вознесение) надлежит пройти каждому христианину. Наше вознесение в последний день описано у апостола Павла:
«Мы восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1Фес.4:17).
#библия
❤7
Критерий для выбора душевного отдыха предлагает свт. Амвросий Медиоланский: «Ища расслабления ума, до́лжно остерегаться нарушить ту гармонию, которая возникла из согласия добрых дел».
#мораль #духовнаяжизнь
#мораль #духовнаяжизнь
👍7❤3
Существуют ли чудотворные иконы?
Свт. Феофан Затворник поясняет:
«Иконы сии не содержат чудодейственной силы, а Господу угодно являть чудо от них, или в присутствии их, или для возбуждения веры, или в силу веры кем-либо проявляемой, или для того и другого вместе. Затем, высокое чествование сих икон уже последует естественно, как ради того, что Господу угодно было чрез эту икону явить милость Свою, так и потому, что чают и себе сподобиться подобной же милости пред сею иконою. Почему Господу угодно бывает так делать, – Его святая воля. Слепорожденного не мог разве Он исцелить словом. Но творит брение, – помазывает очи и посылает к Силоамскому источнику. Так и тут».
#ответынавопросы #феофанзатворник
Свт. Феофан Затворник поясняет:
«Иконы сии не содержат чудодейственной силы, а Господу угодно являть чудо от них, или в присутствии их, или для возбуждения веры, или в силу веры кем-либо проявляемой, или для того и другого вместе. Затем, высокое чествование сих икон уже последует естественно, как ради того, что Господу угодно было чрез эту икону явить милость Свою, так и потому, что чают и себе сподобиться подобной же милости пред сею иконою. Почему Господу угодно бывает так делать, – Его святая воля. Слепорожденного не мог разве Он исцелить словом. Но творит брение, – помазывает очи и посылает к Силоамскому источнику. Так и тут».
#ответынавопросы #феофанзатворник
❤1👍1
Свт. Феофан Затворник описывает опасное духовное состояние, свойственное людям всех времен
«Миролюбная жизнь обыкновенно течет степенно, с видимым глянцем исправности, достодолжности и величавости. Дух этой жизни богопротивен; он-то и причиною того, что очи сынов века смежены для того, чтобы узреть свет благовестия. Благовестие одной принадлежит области, а они всем строем своей жизни относятся к другой. У них нет ничего общего с благовестием, да оно и невместимо для них.
Начало действию благовестия полагает растревожение совести, а сыны века всегда самодовольны, потому что не знают за собою никакой вины и не понимают, что это за требование такое, когда говорят: покайся, приблизилось Царствие Божие (Мк.1:15). Страх суда Божия завершает действия, но сын века говорит: Что ж, жертва принесена, я поставил свечку, отслужил молебен, что ж еще? Смерть и суд далеко, поживем еще! И никак не прививается к нему мысль, что суд обрушится на него всею тяжестию правды. Следовать благовестию воодушевляет обетованный рай – вечное блаженство, но сыны века думают, что уже обладают раем, живя всегда в собственное удовольствие, погрязая в видимом и осязаемом; они никакого не могут восприять сочуствия к раю невидимому и блаженству в неосязаемом.
Эти три момента, столь существенные в настроении сынов века и столь противоположные началам благовестия, и делают то, что благовестие для них нечто темное, невнятное, невместимое. Все в нем чуждо для них; ничего в нем не могут они взять в толк как следует; никакого сочувствия не вырывается из груди их к вещаниям его: слыша не слышат, видя не видят, отолсте бо сердце людей сих (Мф.13:15). Вот настоящий смысл слов: бог века... ослепи разумы неверных (2Кор.4:4), дух сынов века, действующий в них под влиянием бога века – сатаны, сделал их неспособными внять благовестию, понять его благотворность и принять его. Они, не говоря, говорят благовестникам: Проходи дальше; это нас не касается» (Созерцание и размышление).
#мораль #духовнаяжизнь #феофанзатворник #библия
«Миролюбная жизнь обыкновенно течет степенно, с видимым глянцем исправности, достодолжности и величавости. Дух этой жизни богопротивен; он-то и причиною того, что очи сынов века смежены для того, чтобы узреть свет благовестия. Благовестие одной принадлежит области, а они всем строем своей жизни относятся к другой. У них нет ничего общего с благовестием, да оно и невместимо для них.
Начало действию благовестия полагает растревожение совести, а сыны века всегда самодовольны, потому что не знают за собою никакой вины и не понимают, что это за требование такое, когда говорят: покайся, приблизилось Царствие Божие (Мк.1:15). Страх суда Божия завершает действия, но сын века говорит: Что ж, жертва принесена, я поставил свечку, отслужил молебен, что ж еще? Смерть и суд далеко, поживем еще! И никак не прививается к нему мысль, что суд обрушится на него всею тяжестию правды. Следовать благовестию воодушевляет обетованный рай – вечное блаженство, но сыны века думают, что уже обладают раем, живя всегда в собственное удовольствие, погрязая в видимом и осязаемом; они никакого не могут восприять сочуствия к раю невидимому и блаженству в неосязаемом.
Эти три момента, столь существенные в настроении сынов века и столь противоположные началам благовестия, и делают то, что благовестие для них нечто темное, невнятное, невместимое. Все в нем чуждо для них; ничего в нем не могут они взять в толк как следует; никакого сочувствия не вырывается из груди их к вещаниям его: слыша не слышат, видя не видят, отолсте бо сердце людей сих (Мф.13:15). Вот настоящий смысл слов: бог века... ослепи разумы неверных (2Кор.4:4), дух сынов века, действующий в них под влиянием бога века – сатаны, сделал их неспособными внять благовестию, понять его благотворность и принять его. Они, не говоря, говорят благовестникам: Проходи дальше; это нас не касается» (Созерцание и размышление).
#мораль #духовнаяжизнь #феофанзатворник #библия
❤1👍1
Свт. Иоанн Златоуст сравнивает нынешнее положение людей в земной жизни с игрой актеров
«Как на сцене являются принимающие на себя лица царей, и военачальников, и врачей, и риторов, и софистов, и воинов, на самом деле не будучи ничем этим; так и в настоящей жизни – и бедность, и богатство суть только маски. Посему, как ты, сидя в театре и увидев кого-либо из играющих внизу представляющим лицо царя, не называешь его счастливым и не считаешь за царя, и сам не пожелал бы быть таким, но зная, что это – кто-либо из обращающихся на торжище, может быть, веревочник, или медник, или другой кто-либо такой, не считаешь его счастливым за его маску и одежду, и по ним не судишь об его жизни, напротив – отвращаешься от него за ничтожество его в других отношениях; так и здесь в мире, как бы сидя в театре и смотря на играющих на сцене, когда увидишь многих богатеющими, не почитай их истинно богатыми, но только представляющими мнимые лица богатых. Как тем, представляющим на сцене царя и военачальника, часто бывает раб или из числа продающих на рынке смоквы и виноград; так и этот богач часто бывает беднее всех. Если снимешь с него маску, раскроешь совесть и вникнешь в душу, то найдешь там великую бедность в добродетели, и его – самым бесчестным из всех людей.
Ибо, как в театре, по наступлении вечера и по выходе сидевших там, эти представлявшиеся всем царями и военачальниками, вышедши вон и сбросив поддельный вид, являются уже тем, что они на самом деле; так и теперь, когда приходит смерть и зрелище закрывается, все отходят туда, сложив с себя мнимые виды богатства и бедности, и только, судя по делам, оказывается, кто из них истинно богатые и кто бедные, кто – досточтимые, а кто – бесчестные» (Слово второе о Лазаре).
#мораль #иоаннзлатоуст
«Как на сцене являются принимающие на себя лица царей, и военачальников, и врачей, и риторов, и софистов, и воинов, на самом деле не будучи ничем этим; так и в настоящей жизни – и бедность, и богатство суть только маски. Посему, как ты, сидя в театре и увидев кого-либо из играющих внизу представляющим лицо царя, не называешь его счастливым и не считаешь за царя, и сам не пожелал бы быть таким, но зная, что это – кто-либо из обращающихся на торжище, может быть, веревочник, или медник, или другой кто-либо такой, не считаешь его счастливым за его маску и одежду, и по ним не судишь об его жизни, напротив – отвращаешься от него за ничтожество его в других отношениях; так и здесь в мире, как бы сидя в театре и смотря на играющих на сцене, когда увидишь многих богатеющими, не почитай их истинно богатыми, но только представляющими мнимые лица богатых. Как тем, представляющим на сцене царя и военачальника, часто бывает раб или из числа продающих на рынке смоквы и виноград; так и этот богач часто бывает беднее всех. Если снимешь с него маску, раскроешь совесть и вникнешь в душу, то найдешь там великую бедность в добродетели, и его – самым бесчестным из всех людей.
Ибо, как в театре, по наступлении вечера и по выходе сидевших там, эти представлявшиеся всем царями и военачальниками, вышедши вон и сбросив поддельный вид, являются уже тем, что они на самом деле; так и теперь, когда приходит смерть и зрелище закрывается, все отходят туда, сложив с себя мнимые виды богатства и бедности, и только, судя по делам, оказывается, кто из них истинно богатые и кто бедные, кто – досточтимые, а кто – бесчестные» (Слово второе о Лазаре).
#мораль #иоаннзлатоуст
❤6
👩❤️👨Свт. Иоанн Златоуст о психологической основе любви в будущем браке:
«Обыкновенно, ничто так не укрощает юного возраста, как венец целомудрия, и то, чтобы вступать в брак чистому от всякого распутства. И жены будут им любезны, когда душа их наперед не узнает блуда и не будет растлена, когда юноша будет знать одну ту женщину, с которой он вступил в брак. Тогда и любовь бывает пламеннее, и расположение искреннее, и дружба надежнее, когда юноши вступают в брак с соблюдением этого <...> Если [юноша] научится целомудрию, то жену свою будет считать милее всех, станет смотреть на нее с великой любовью и иметь с ней большое согласие; а с миром и согласием войдут в тот дом все блага» (Слово первое об Анне).
#мораль #иоаннзлатоуст #брак #отношения
«Обыкновенно, ничто так не укрощает юного возраста, как венец целомудрия, и то, чтобы вступать в брак чистому от всякого распутства. И жены будут им любезны, когда душа их наперед не узнает блуда и не будет растлена, когда юноша будет знать одну ту женщину, с которой он вступил в брак. Тогда и любовь бывает пламеннее, и расположение искреннее, и дружба надежнее, когда юноши вступают в брак с соблюдением этого <...> Если [юноша] научится целомудрию, то жену свою будет считать милее всех, станет смотреть на нее с великой любовью и иметь с ней большое согласие; а с миром и согласием войдут в тот дом все блага» (Слово первое об Анне).
#мораль #иоаннзлатоуст #брак #отношения
❤8👍3
Свт. Иоанн Златоуст учит, как приносить духовные жертвы Богу в любом месте
«Наше богослужение не таково, каково было прежнее – у иудеев, имевшее в себе много чувственного и обставленное множеством обрядов. Там молящемуся нужно было и прийти в храм, и купить горлицу, и принести дрова и огонь, и взять нож, и стать перед жертвенником, и исполнить множество других постановлений. Здесь же (не нужно) ничего такого, но где бы ты ни был, везде с тобой и жертвенник, и нож, и жертва, потому что ты сам и жрец, и жертвенник, и жертва. Где бы ты ни был, везде можешь поставить жертвенник, покажи только бодрую волю, и не помешает тебе ни место, ни время; нет, хоть ты и не преклонишь колена, не станешь бить себя в грудь, и не простерешь рук к небу, а только покажешь горячую душу, ты этим исполнишь все (нужное для) молитвы.
Можно и жене, сидя за прялкой или занимаясь тканьем, обращать ум к небу и призывать Бога пламенно. Можно и мужу, выходя на площадь или идя по своим делам, совершать усердные молитвы. Другому, и сидя в мастерской, и сшивая кожи, (можно) вознести душу к Господу. Слуге можно, и покупая, и поднимаясь вверх, и сходя вниз, и занимаясь на кухне, совершать искреннюю и усердную молитву. Бог не гнушается местом: Он требует только пламенного сердца и смиренной души» (Слово третье об Анне).
#духовнаяжизнь #иоаннзлатоуст #молитва
«Наше богослужение не таково, каково было прежнее – у иудеев, имевшее в себе много чувственного и обставленное множеством обрядов. Там молящемуся нужно было и прийти в храм, и купить горлицу, и принести дрова и огонь, и взять нож, и стать перед жертвенником, и исполнить множество других постановлений. Здесь же (не нужно) ничего такого, но где бы ты ни был, везде с тобой и жертвенник, и нож, и жертва, потому что ты сам и жрец, и жертвенник, и жертва. Где бы ты ни был, везде можешь поставить жертвенник, покажи только бодрую волю, и не помешает тебе ни место, ни время; нет, хоть ты и не преклонишь колена, не станешь бить себя в грудь, и не простерешь рук к небу, а только покажешь горячую душу, ты этим исполнишь все (нужное для) молитвы.
Можно и жене, сидя за прялкой или занимаясь тканьем, обращать ум к небу и призывать Бога пламенно. Можно и мужу, выходя на площадь или идя по своим делам, совершать усердные молитвы. Другому, и сидя в мастерской, и сшивая кожи, (можно) вознести душу к Господу. Слуге можно, и покупая, и поднимаясь вверх, и сходя вниз, и занимаясь на кухне, совершать искреннюю и усердную молитву. Бог не гнушается местом: Он требует только пламенного сердца и смиренной души» (Слово третье об Анне).
#духовнаяжизнь #иоаннзлатоуст #молитва
👍4❤2
Когда христианину допустимо применять физическую силу в отношении других?
В Библии нет ни одного места, где применение силы или выражение гнева осуждалось бы само по себе. Любви к ближнему не всегда противоречит применение силы или резкого слова. Если на вас или другого человека напали, то вы имеете полное право защищаться и по закону Евангелия и по закону государства. Оба закона едины в главном относительно самообороны — она не должна переходить в неоправданную агрессию в сторону нападающего, не должно быть превышения. Евангелие добавляет: ненависти не должно быть ни к кому, должна быть любовь, желание блага ближнему.
Призыв подставлять другую щеку — это не про самооборону, а про оскорбление словом или действием. Христос запрещает Своим последователям мстить за причиненные обиды и дает заповедь воздавать добром за зло. Здесь нет запрета на самооборону или защиту другого человека, на выставление личных границ в отношениях с людьми, на обуздание хамства и т.п. Вспомним, что Сам Иисус не подставил другую щеку, когда его ударили (Ин.18:22–23), но Он и не мстил за Себя. Тем самым показав, что Его наставление про подставление щеки не следует понимать буквально.
Что касается эпизода с изгнанием торгующих, то это один из примеров законного применения силы (хотя, обратим внимание, Иисус не бил людей), но не единственный из возможных. Государственная власть имеет право на применение силы в отношении преступников: «Начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим.13:4)
Если подвести итог: оправданное применение силы в христианстве не запрещено (не путать с толстовством). Запрещена мстительность и ненависть.
#ответынавопросы #мораль #библия
В Библии нет ни одного места, где применение силы или выражение гнева осуждалось бы само по себе. Любви к ближнему не всегда противоречит применение силы или резкого слова. Если на вас или другого человека напали, то вы имеете полное право защищаться и по закону Евангелия и по закону государства. Оба закона едины в главном относительно самообороны — она не должна переходить в неоправданную агрессию в сторону нападающего, не должно быть превышения. Евангелие добавляет: ненависти не должно быть ни к кому, должна быть любовь, желание блага ближнему.
Призыв подставлять другую щеку — это не про самооборону, а про оскорбление словом или действием. Христос запрещает Своим последователям мстить за причиненные обиды и дает заповедь воздавать добром за зло. Здесь нет запрета на самооборону или защиту другого человека, на выставление личных границ в отношениях с людьми, на обуздание хамства и т.п. Вспомним, что Сам Иисус не подставил другую щеку, когда его ударили (Ин.18:22–23), но Он и не мстил за Себя. Тем самым показав, что Его наставление про подставление щеки не следует понимать буквально.
Что касается эпизода с изгнанием торгующих, то это один из примеров законного применения силы (хотя, обратим внимание, Иисус не бил людей), но не единственный из возможных. Государственная власть имеет право на применение силы в отношении преступников: «Начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим.13:4)
Если подвести итог: оправданное применение силы в христианстве не запрещено (не путать с толстовством). Запрещена мстительность и ненависть.
#ответынавопросы #мораль #библия
❤3👍1
🔎Если Христос единственный Посредник между Богом и людьми (1Тим.2:5), то почему священники также выступают посредниками?
Конечно же, в деле искупления перед Богом у людей один единственный Посредник. Но в деле усвоения плодов искупления, в Церкви есть посредники, без которых благодать Божия не преподается верующим. Так, человек не может сам себя крестить, совершить над собой рукоположение или отпустить себе грехи. Для всего этого, согласно учению Нового Завета, нужны особые люди, которых апостол Павел называет служителями Христа и домостроителями тайн Божиих (1Кор.4:1). Они это делают не своей властью, а той, что дана им от Бога, который учредил Церковь и различные служения в ней (Еф.4:11).
#библия #ответынавопросы
Конечно же, в деле искупления перед Богом у людей один единственный Посредник. Но в деле усвоения плодов искупления, в Церкви есть посредники, без которых благодать Божия не преподается верующим. Так, человек не может сам себя крестить, совершить над собой рукоположение или отпустить себе грехи. Для всего этого, согласно учению Нового Завета, нужны особые люди, которых апостол Павел называет служителями Христа и домостроителями тайн Божиих (1Кор.4:1). Они это делают не своей властью, а той, что дана им от Бога, который учредил Церковь и различные служения в ней (Еф.4:11).
#библия #ответынавопросы
👍5
Что такое евангельские советы?
Читая священные книги Нового Завета, следует различать то, что предписывается в них в качестве Божественного закона (заповеди, предписания) и что предлагается в качестве совета. Заповеди обязаны исполнять все верующие, а их сознательное неисполнение является тяжким грехом (см.: Прав. исповедание, Ч. 3, вопр. 18). Советы же, предлагаются Господом и апостолами, для тех, кто стремится к большему, чем положено законом, однако не обязывает каждого следовать ему. Самыми известными евангельскими советами являются безбрачие (1Кор.7:26-28) и совет раздать все имущество для того, чтобы иметь возможность беспрепятственно следовать за Христом (Мф. 19:21). Такое различение заповедей и советов имеет основание в святоотеческом наследии и официальном катехизисе (См.: 1 канон свт. Афанасия Великого; Простр. христ. катехизис. О вере, о браке; О любви, о восьмой заповеди).
Свт. Феофан Затворник пишет о том, что христианину следует стремиться к совершенству, не только исполняя заповеди, но и стараясь выполнять евангельские советы (то есть поступать наилучшим образом во всем, а не быть всегда на «базовом нравственном минимуме») к которым есть полная возможность. Тем не менее, это «не касается советов главнейших – безбрачия и произвольной нищеты. Эти точно не для всех. Но "могий вместити, – говорит Господь, – да вместит" (Мф. 19:12). Однако и здесь есть внутренние понуждения и внешние указания, которым противоречить небезопасно в деле спасения» (О нашем спасении. М., 2003. С. 104).
👉См.: https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/262
#библия #ответынавопросы #учениецеркви #феофанзатворник
Читая священные книги Нового Завета, следует различать то, что предписывается в них в качестве Божественного закона (заповеди, предписания) и что предлагается в качестве совета. Заповеди обязаны исполнять все верующие, а их сознательное неисполнение является тяжким грехом (см.: Прав. исповедание, Ч. 3, вопр. 18). Советы же, предлагаются Господом и апостолами, для тех, кто стремится к большему, чем положено законом, однако не обязывает каждого следовать ему. Самыми известными евангельскими советами являются безбрачие (1Кор.7:26-28) и совет раздать все имущество для того, чтобы иметь возможность беспрепятственно следовать за Христом (Мф. 19:21). Такое различение заповедей и советов имеет основание в святоотеческом наследии и официальном катехизисе (См.: 1 канон свт. Афанасия Великого; Простр. христ. катехизис. О вере, о браке; О любви, о восьмой заповеди).
Свт. Феофан Затворник пишет о том, что христианину следует стремиться к совершенству, не только исполняя заповеди, но и стараясь выполнять евангельские советы (то есть поступать наилучшим образом во всем, а не быть всегда на «базовом нравственном минимуме») к которым есть полная возможность. Тем не менее, это «не касается советов главнейших – безбрачия и произвольной нищеты. Эти точно не для всех. Но "могий вместити, – говорит Господь, – да вместит" (Мф. 19:12). Однако и здесь есть внутренние понуждения и внешние указания, которым противоречить небезопасно в деле спасения» (О нашем спасении. М., 2003. С. 104).
👉См.: https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/262
#библия #ответынавопросы #учениецеркви #феофанзатворник
👍3
Святейший Патриарх Алексий II о предназначении Таинства Покаяния
«Человеку, пришедшему на исповедь, внушают, что он должен вспомнить и рассказать каждый грех до мельчайших подробностей. И не только грех, но даже и помысел. Результат бывает плачевным: человек, отходя от исповеди, чувствует себя неисцеленным, а то и приходит в полное отчаяние, осознавая невозможность вспомнить абсолютно все. Таким духовникам надлежало бы вспомнить первоначальное предназначение Таинства Покаяния. Здесь не требуется большой премудрости - надо только открыть Требник и посмотреть вопросы, задаваемые кающемуся в последовании исповеди. Изначально к этому Таинству прибегали в тех случаях, когда человек совершал смертный грех, через который отпадал от Церкви.
Что же касается грехов пожеланий, совершенных в мыслях (борьбы помыслов), то они открывались обычно на исповедании помыслов, совершаемом прежде в монастырях. Но исповедание помыслов не было связано с Таинством Покаяния - его принимал старец, порой не имеющий сана. При этом он давал наставления и конечно же не читал разрешительной молитвы, поскольку это была беседа».
👉См.: https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/628
#духовнаяжизнь #мораль
«Человеку, пришедшему на исповедь, внушают, что он должен вспомнить и рассказать каждый грех до мельчайших подробностей. И не только грех, но даже и помысел. Результат бывает плачевным: человек, отходя от исповеди, чувствует себя неисцеленным, а то и приходит в полное отчаяние, осознавая невозможность вспомнить абсолютно все. Таким духовникам надлежало бы вспомнить первоначальное предназначение Таинства Покаяния. Здесь не требуется большой премудрости - надо только открыть Требник и посмотреть вопросы, задаваемые кающемуся в последовании исповеди. Изначально к этому Таинству прибегали в тех случаях, когда человек совершал смертный грех, через который отпадал от Церкви.
Что же касается грехов пожеланий, совершенных в мыслях (борьбы помыслов), то они открывались обычно на исповедании помыслов, совершаемом прежде в монастырях. Но исповедание помыслов не было связано с Таинством Покаяния - его принимал старец, порой не имеющий сана. При этом он давал наставления и конечно же не читал разрешительной молитвы, поскольку это была беседа».
👉См.: https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/628
#духовнаяжизнь #мораль
👍5
Внешность не важна?
В некоторых кругах бытует представление о том, что в отношениях с противоположным полом внешность не должна иметь никакого значения для христианина, ведь главное - это красота души.
Трудно не согласиться, что в приоритете украшение души, однако делать вид, что внимание к внешности - это что-то неправильное, и ссылаться при этом на Библию, вовсе неразумно. В Библии неоднократно подчеркивается красота тела, служащая дополнением добродетельной души. Иаков полюбил Рахиль за ее красоту (Быт.29:17), отмечается привлекательная внешность и внутренние достоинства Ревекки (Быт.24:16) и Иосифа (Быт.39:6). Закон Моисея упоминает о женитьбе на девушке, которая понравилась мужчине, как о чем-то обычном (Втор.21:11). Сам Господь через пророка описывает Израиль в образе девушки, украшенной одеждой и драгоценностями (Иез.16:10-13). Автор Песни Песней описывает подробно части тела своей возлюбленной (4:1-5). Премудрый Иисус, сын Сирахов призывает не засматриваться на чужую красоту (Сир.9:8), чем, по мнению св. Иоанна Златоуста, одобряет наслаждение собственной. Для него «одна девица лучше другой» и «красота жены веселит лице и всего вожделеннее для мужа» (Сир.36:23-24). Все эти примеры показывают, что хотя красивая внешность без добродетелей - скорее безобразие, все же она немаловажна.
Св. Иоанн Златоуст так выражается о значении физической привлекательности:
Это еще раз подтверждает то, что Бог не сотворил ничего лишнего и ненужного. Если Он Творец красоты - значит она создана для человека, который может законно ею наслаждаться, если не нарушает при этом Божий закон.
👉См. размышление о корректировке внешности
#библия #иоаннзлатоуст #отношения #брак #мысли
В некоторых кругах бытует представление о том, что в отношениях с противоположным полом внешность не должна иметь никакого значения для христианина, ведь главное - это красота души.
Трудно не согласиться, что в приоритете украшение души, однако делать вид, что внимание к внешности - это что-то неправильное, и ссылаться при этом на Библию, вовсе неразумно. В Библии неоднократно подчеркивается красота тела, служащая дополнением добродетельной души. Иаков полюбил Рахиль за ее красоту (Быт.29:17), отмечается привлекательная внешность и внутренние достоинства Ревекки (Быт.24:16) и Иосифа (Быт.39:6). Закон Моисея упоминает о женитьбе на девушке, которая понравилась мужчине, как о чем-то обычном (Втор.21:11). Сам Господь через пророка описывает Израиль в образе девушки, украшенной одеждой и драгоценностями (Иез.16:10-13). Автор Песни Песней описывает подробно части тела своей возлюбленной (4:1-5). Премудрый Иисус, сын Сирахов призывает не засматриваться на чужую красоту (Сир.9:8), чем, по мнению св. Иоанна Златоуста, одобряет наслаждение собственной. Для него «одна девица лучше другой» и «красота жены веселит лице и всего вожделеннее для мужа» (Сир.36:23-24). Все эти примеры показывают, что хотя красивая внешность без добродетелей - скорее безобразие, все же она немаловажна.
Св. Иоанн Златоуст так выражается о значении физической привлекательности:
«И красота служит союзом брака, — потому что людей весьма привлекает тело. Так как нам дана трудная и тяжелая жизнь, то даровано и некоторое утешение, отсюда воспламеняется любовь, которая охватывает все. Господь предусмотрел и употребил много средств к тому, чтобы союз брака оставался нерасторжимым» (Толкование на книгу пророка Даниила).
Это еще раз подтверждает то, что Бог не сотворил ничего лишнего и ненужного. Если Он Творец красоты - значит она создана для человека, который может законно ею наслаждаться, если не нарушает при этом Божий закон.
👉См. размышление о корректировке внешности
#библия #иоаннзлатоуст #отношения #брак #мысли
Telegram
чтец Сергий Федоров
💇♀️По поводу аргументов о корректировки внешности
Многие из вас, интересуясь вопросом о христианском отношении к изменению внешнего вида (бритье бороды, использование косметики, пирсинга, пластические операции, татуировки и т.п.), обязательно слышали аргумент…
Многие из вас, интересуясь вопросом о христианском отношении к изменению внешнего вида (бритье бороды, использование косметики, пирсинга, пластические операции, татуировки и т.п.), обязательно слышали аргумент…
👍8❤1
Размышление православного моралиста проф. А. А. Бронзова об отдыхе:
«В христианском мире всегда были и теперь, конечно, встречаются лица строго-аскетического направления, допускающие только один вид наслаждений, носящий строго-религиозный отпечаток, и всецело отвергающие всякие другие виды. Но этих лиц в обязательный пример брать нельзя: они исключительное явление, они желают по мере всех своих сил всецело отрешиться от земного и тленного. Явление, конечно, более, чем просто похвальное; но всеобщим оно сделаться не может: далеко не все (с плотью и кровью) люди в силах следовать за ними. Это ясно.
Для нас – христиан – безусловным примером могут и должны служить деяния Господни. Находясь в Кане Галилейской, Господь отдыхал на браке. Гости по случаю торжества, конечно, наслаждались. У них оказался недостаток вина. Господь по просьбе Своей Матери претворяет воду в вино (Ин. 2:1 и след.). Очевидно, что Господь ничего не имел против разумного и умеренного, а также благовременного наслаждения. В Вифании в дом Симона прокаженного одна женщина возлила на голову Спасителя драгоценное миро. Когда некоторые вознегодовали по этому поводу, именно по поводу напрасной траты мира, которое, – предполагалось, – могло бы быть продано и деньги могли бы быть розданы нищим, то Господь сказал, что женщина сделала доброе дело, так как нищие всегда – на лицо пред ним, а Он не всегда (Мк. 14:3 и след.). Наслаждение теми или иными вещами, следовательно, – по учению Господню, – не только не преступно, но наоборот: всецело дозволительно, раз оно практикуется благовременно, в должной мере и проч., и проч.
Всякое творение хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением (1Тим. 4:4). В этом последнем обстоятельств и кроется суть дела (сравн. отчасти 1Кор. 7:31). Разумно наслаждаясь, мы вникаем в сущность Божьих даров, наглядно постигаем, в какой степени Господь благ к нам (ср. Пс. 33:9). Отсюда сознательнее и глубже начинаем любить Его и т.д. Словом, отдых и наслаждение, с ним связанное, явления вполне нормальные: отдыхает и известным образом наслаждается неразумный мир, все в видимой природе, способное к этому; отдыхает и наслаждается также и разумная тварь – человек; только, в отличие от неразумной твари, он своим разумом, своею нравственною свободою старается придать рассматриваемым явлениям строго-нравственный смысл» («Христианское» самолюбие).
#мораль #библия #духовнаяжизнь
«В христианском мире всегда были и теперь, конечно, встречаются лица строго-аскетического направления, допускающие только один вид наслаждений, носящий строго-религиозный отпечаток, и всецело отвергающие всякие другие виды. Но этих лиц в обязательный пример брать нельзя: они исключительное явление, они желают по мере всех своих сил всецело отрешиться от земного и тленного. Явление, конечно, более, чем просто похвальное; но всеобщим оно сделаться не может: далеко не все (с плотью и кровью) люди в силах следовать за ними. Это ясно.
Для нас – христиан – безусловным примером могут и должны служить деяния Господни. Находясь в Кане Галилейской, Господь отдыхал на браке. Гости по случаю торжества, конечно, наслаждались. У них оказался недостаток вина. Господь по просьбе Своей Матери претворяет воду в вино (Ин. 2:1 и след.). Очевидно, что Господь ничего не имел против разумного и умеренного, а также благовременного наслаждения. В Вифании в дом Симона прокаженного одна женщина возлила на голову Спасителя драгоценное миро. Когда некоторые вознегодовали по этому поводу, именно по поводу напрасной траты мира, которое, – предполагалось, – могло бы быть продано и деньги могли бы быть розданы нищим, то Господь сказал, что женщина сделала доброе дело, так как нищие всегда – на лицо пред ним, а Он не всегда (Мк. 14:3 и след.). Наслаждение теми или иными вещами, следовательно, – по учению Господню, – не только не преступно, но наоборот: всецело дозволительно, раз оно практикуется благовременно, в должной мере и проч., и проч.
Всякое творение хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением (1Тим. 4:4). В этом последнем обстоятельств и кроется суть дела (сравн. отчасти 1Кор. 7:31). Разумно наслаждаясь, мы вникаем в сущность Божьих даров, наглядно постигаем, в какой степени Господь благ к нам (ср. Пс. 33:9). Отсюда сознательнее и глубже начинаем любить Его и т.д. Словом, отдых и наслаждение, с ним связанное, явления вполне нормальные: отдыхает и известным образом наслаждается неразумный мир, все в видимой природе, способное к этому; отдыхает и наслаждается также и разумная тварь – человек; только, в отличие от неразумной твари, он своим разумом, своею нравственною свободою старается придать рассматриваемым явлениям строго-нравственный смысл» («Христианское» самолюбие).
#мораль #библия #духовнаяжизнь
❤1
Простой рецепт отношений в христианской семье от свт. Иоанна Златоуста: «Ты, жена, не ожидай доброты от мужа, чтобы после того показать и свою, – в этом не будет ничего важного; и ты, муж, не ожидай благонравия от жены, чтобы после того и самому быть любомудрым, – это уже не будет подвигом; но каждый пусть первый исполняет свои обязанности» (Беседы на 1-е послание к Коринфянам, 26).
#брак #отношения #мораль #иоаннзлатоуст
#брак #отношения #мораль #иоаннзлатоуст
❤6🔥3👍1
Свт. Иоанн Златоуст о ничтожестве сатаны и непобедимости ревностных христиан:
«Теперь уже не открытая борьба и не равный бой; но диавол лежит, повергнутый на землю, а ты стоишь прямо и поражаешь сверху; он обессилен, а ты крепок. Почему же он часто одерживает над нами победу? По нашему малодушию, по беспечности спящих. Если ты захочешь противостать ему, то он не посмеет идти против тебя. Если же он побеждает тебя спящего, то это происходит не от его силы, а от твоего малодушия. Кто, даже из самых слабых, не победит спящего? Но теперь крепкий связан, сосуды его расхищены (см. Мф.12:29), сила его сокрушена, убежище его разрушено, мечи у него отняты. Чего же хочешь более? Почему боишься его? Почему страшишься? Тебе повелено попирать его, обессиленного: почему же ты трепещешь, скажи мне, почему колеблешься? Разве не понимаешь, какого имеешь ты Помощника? Ведь не только враг сделался слабее, но и помощь тебе стала больше […]
Он сделал плоть покорною, даровал тебе оружие – броню правды, препоясание истины, шлем спасения, щит веры, меч Духа; дал тебе залог – плотью Своею питает тебя, кровью Своею напояет тебя; вручил тебе крест, как копье, копье никогда несокрушимое; связал диавола и поверг его на землю. Итак, ты безответен, если бываешь побеждаем; не имеешь оправдания, если терпишь поражение, потому что имеешь бесчисленные средства к победе» (Беседа на псалом 123).
#иоаннзлатоуст #духовнаяжизнь
«Теперь уже не открытая борьба и не равный бой; но диавол лежит, повергнутый на землю, а ты стоишь прямо и поражаешь сверху; он обессилен, а ты крепок. Почему же он часто одерживает над нами победу? По нашему малодушию, по беспечности спящих. Если ты захочешь противостать ему, то он не посмеет идти против тебя. Если же он побеждает тебя спящего, то это происходит не от его силы, а от твоего малодушия. Кто, даже из самых слабых, не победит спящего? Но теперь крепкий связан, сосуды его расхищены (см. Мф.12:29), сила его сокрушена, убежище его разрушено, мечи у него отняты. Чего же хочешь более? Почему боишься его? Почему страшишься? Тебе повелено попирать его, обессиленного: почему же ты трепещешь, скажи мне, почему колеблешься? Разве не понимаешь, какого имеешь ты Помощника? Ведь не только враг сделался слабее, но и помощь тебе стала больше […]
Он сделал плоть покорною, даровал тебе оружие – броню правды, препоясание истины, шлем спасения, щит веры, меч Духа; дал тебе залог – плотью Своею питает тебя, кровью Своею напояет тебя; вручил тебе крест, как копье, копье никогда несокрушимое; связал диавола и поверг его на землю. Итак, ты безответен, если бываешь побеждаем; не имеешь оправдания, если терпишь поражение, потому что имеешь бесчисленные средства к победе» (Беседа на псалом 123).
#иоаннзлатоуст #духовнаяжизнь
Forwarded from Индиктион
Служба праздника Пятидесятницы, с пояснениями к славянскому тексту в сложных местах (т.е. либо непонятных современному читателю, либо неудачно переданных древними переводчиками) и параллельным переводом на русский:
Forwarded from Толкование Псалтири
Святая Троица! ❤❤❤
"Все исполнились Святого Духа и заговорили на разных языках — так, как им было дано Духом".
👇👇👇
youtu.be/W9XCKQRb8Cc
"Все исполнились Святого Духа и заговорили на разных языках — так, как им было дано Духом".
👇👇👇
youtu.be/W9XCKQRb8Cc
🔥2
В сегодняшнем евангельском чтении содержится фрагмент Нагорной проповеди Спасителя (Мф.5:20-26), на которой основывается христианская мораль. Объясню несколько утверждений Спасителя.
1. Что значит «праведность книжников и фарисеев»? Это не про лицемерные дела, а про ветхозаветный уровень праведности. Церковное толкование: «Поскольку мы получили гораздо большие благодеяния от Бога, и с несравненным преимуществом пред ними (иудеями – С.Ф.) приняли благодать Святого Духа через Господа нашего Иисуса Христа, то посему и добродетели наши должны превосходить дела иудеев» (Прав. исповедание, Ч. 3, вопрос 47).
2. Что значит «гневающийся напрасно»? Это тот, кто гневается по недостойной причине или неправильно. Нельзя в гневе желать отомстить за себя, но можно и нужно гневаться на тех, кто оскорбляет Бога и обижает ближнего.
3. Поскольку запрет на гнев соотносится с заповедью «не убивай», то смертный грех гнева заключается в пожелании человеку смерти или иного тяжкого вреда. Иные степени гнева не считаются смертным грехом.
4. Блж. Августин поясняет, что слово «напрасно» относится не только к гневу, но и к словесным оскорблениям. Если бы был безусловный запрет на оскорбления, то Христос и апостол Павел бы грешили, когда называли некоторых людей обидными словами. Следовательно, говорит св. Августин, «браниться надлежит редко и только тогда, когда это крайне необходимо для того, чтобы побудить [человека] служить Богу, но никак не нам» (О Нагорной проповеди Господа).
5. Нельзя молиться и приносить Богу дары, если мы находимся в ссоре с ближними. Причем речь идет не о всякой ссоре, а когда «брат твой имеет что-нибудь против тебя», то есть виноваты мы. Без мира и любви молитвы и приношения будут напрасны.
#библия #мораль #духовнаяжизнь #августин #толкование
1. Что значит «праведность книжников и фарисеев»? Это не про лицемерные дела, а про ветхозаветный уровень праведности. Церковное толкование: «Поскольку мы получили гораздо большие благодеяния от Бога, и с несравненным преимуществом пред ними (иудеями – С.Ф.) приняли благодать Святого Духа через Господа нашего Иисуса Христа, то посему и добродетели наши должны превосходить дела иудеев» (Прав. исповедание, Ч. 3, вопрос 47).
2. Что значит «гневающийся напрасно»? Это тот, кто гневается по недостойной причине или неправильно. Нельзя в гневе желать отомстить за себя, но можно и нужно гневаться на тех, кто оскорбляет Бога и обижает ближнего.
3. Поскольку запрет на гнев соотносится с заповедью «не убивай», то смертный грех гнева заключается в пожелании человеку смерти или иного тяжкого вреда. Иные степени гнева не считаются смертным грехом.
4. Блж. Августин поясняет, что слово «напрасно» относится не только к гневу, но и к словесным оскорблениям. Если бы был безусловный запрет на оскорбления, то Христос и апостол Павел бы грешили, когда называли некоторых людей обидными словами. Следовательно, говорит св. Августин, «браниться надлежит редко и только тогда, когда это крайне необходимо для того, чтобы побудить [человека] служить Богу, но никак не нам» (О Нагорной проповеди Господа).
5. Нельзя молиться и приносить Богу дары, если мы находимся в ссоре с ближними. Причем речь идет не о всякой ссоре, а когда «брат твой имеет что-нибудь против тебя», то есть виноваты мы. Без мира и любви молитвы и приношения будут напрасны.
#библия #мораль #духовнаяжизнь #августин #толкование
👍5🤔1