чтец Сергий Федоров – Telegram
чтец Сергий Федоров
758 subscribers
378 photos
7 videos
29 files
456 links
Магистр богословия / Катехизатор / Религиовед / Клирик Русской Православной Церкви (МП)

Для тех, кто хочет быть православным и не отключать голову

Задать мне вопрос https://news.1rj.ru/str/lector_sergey_bot

Поддержать меня 5469 4000 4166 2961 (сбер)
Download Telegram
Свт. Тихон Задонский дает такое наставление о сознательном отношении к любому действию

«Какое дело ни начинаешь, рассуди, не противоречит ли оно совести и закону Божьему, и действительно ли оно тебе полезно и истинно. Если оно не противоречит закону Божьему, начинай и делай, если противоречит, отвратись от этого дела, чтобы не попасть в сеть врага, который всегда ищет человека и хочет поймать его в свою сеть. Не все тебе полезно, что покажется полезным, но только то, что здравому уму и слову Божьему соответствует» (Наставления о личных обязанностях каждого христианина).
#мораль #духовнаяжизнь
👍2
В сегодняшнем евангельском чтении содержится очередной фрагмент Нагорной проповеди Спасителя (Мф.5:33-41), на которой основывается христианская мораль. Для его понимания нужно помнить, что Христос не отменил ни одной нормы ветхозаветного нравственного закона, но дополнил их, довел до совершенства.

1. Ветхозаветный закон повелевал клясться именем Божьим. Вопреки поверхностному прочтению, Христос не отменяет это правило и не запрещает клясться. Кратко и ясно поясняет слова Христа о клятвах блж. Иероним: «Заметь, что Спаситель запретил нам клясться не Богом, а небом и землей, ибо ни для кого не тайна, что у евреев существовал дурной обычай клясться элементами». Таким образом, Христос порицает здесь злоупотребление клятвами, а не сами законные клятвы. Православная Церковь учит: «Клятва в делах общественных не запрещается. Апостол Павел говорит: "Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву" (Евр. 6:16–17). Из этого следует заключить, что если Сам Бог для твёрдости обязательства употребил клятву, то тем более позволено и нужно нам в важных и необходимых случаях по требованию законной власти употреблять клятву и присягу, с благоговением и с твёрдым намерением не изменять ей» (Простр. христ. катехизис. О любви, о третьей заповеди).

2. Заповедь «не противься злому» не следует понимать, как пассивность перед злом и отказ от сопротивления ему, чему ложно учил Л. Н. Толстой и его последователи. Призыв подставлять другую щеку — это не про самооборону, а про оскорбление словом или действием. Христос запрещает Своим последователям мстить за причиненные обиды и дает заповедь воздавать добром за зло. Здесь нет запрета на самооборону или защиту другого человека, на выставление личных границ в отношениях с людьми, на обуздание хамства и т.п. Вспомним, что Сам Иисус не подставил другую щеку, когда его ударили (Ин.18:22–23), но Он и не мстил за Себя. Тем самым показав, что Его наставление про подставление щеки не следует понимать буквально. По словам св. Августина, мы должны относить эти наставления к готовности ума и не во всех случаях поступать буквально таким образом. Это означает, что нам нужно быть всегда готовыми отказаться от своих прав и возможностей в пользу ближнего, но только тогда, когда это действительно потребуется для блага. И конечно же, никто не вправе требовать этого от других, так как заповедь адресована лично каждому. Ты можешь отдать свою одежду или свои средства, но ты не вправе отнимать это у своей семьи, подчиненных или принуждать их к этому.

Все это показывает, что евангельские заповеди не абсурдны и далеки от жизни, как кто-то может подумать при поверхностном знакомстве с ними, а очень мудры и практичны. Евангелие нигде не поощряет злоупотребления и манипуляции в чей-либо адрес, однако оно призывает всегда поступать по любви и не давать ненависти наполнить наше сердце.
#библия #мораль #духовнаяжизнь #августин #толкование
👍31👎1
Любой сознательно совершенный грех - это движение против любви. Но это не про чувственную любовь, а про ту, что желает вечного блага. Поэтому иногда "во имя любви" совершаются грехи против любви. Иногда под видом любви человек проявляет самую настоящую ненависть к любимому (например, когда соблазняет человека на блуд, чем губит его душу). Христианская любовь определяется не эмоциями и ощущениями, а долгом, когда мы исполняем заповеди, и свободными действиями, превышающими долг - когда стремимся исполнить евангельские советы.
#мораль #мысли
👍4
Поздравляю вас с днем всех святых!

Мы привыкли смотреть на святых, как на героев веры, которые находятся на почтительном расстоянии от нас. Однако святость - это норма жизни для христианина, не по его заслугам, а по благодати Христовой. Всех святых объединяет любовь к Богу и твердая решимость жить по заповедям Его. А этому не является препятствием ни время, ни общество, ни прочие внешние обстоятельства. Каждому из нас надлежит быть святым, иных вариантов для христианина не предусмотрено.
👍8
6 фактов об Апостольском (Петровом) посте

1. Пост после недели Пятидесятницы известен ещё с древних времён. Впервые мы читаем о нем в «Апостольском предании» (памятник III века). Он существовал для тех, кто по какой-то важной причине не смог поститься в Великий пост перед Пасхой.

2. Первое несомненное указание на общий пост после Пятидесятницы находится в «Апостольских постановлениях» (ок. 380 г.), в которых предписывается праздновать после Пятидесятницы одну неделю, потом поститься одну неделю. Тогда он не связывался с именами первоверховных апостолов.

3. Этот пост стал связываться с апостолами после того, как в Константинополе и Риме были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла (ок. 324 года). Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (12 июля по н.ст.), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке, и на Западе. В Восточной Церкви постепенно вошло в обычай готовиться к этому празднику постом и молитвой.

4. Общеобязательным для всех верных (духовенства, мирян и монахов), Апостольский пост становится в XVII веке (см.: Православное исповедание, Ч. 1, вопрос 88).

5. Продолжительность этого поста прямо связана со временем празднования Пасхи. Чем позже день Пасхи, тем короче пост.

6. Поскольку ряд православных церквей придерживается новоюлианского календаря, данный пост бывает у них нередко менее продолжительным, чем в церквах, живущих по старому стилю. Так, в 2023 году этот пост у греков будет в половину короче, чем у русских.
#подборки #дисциплина
3👍1
В Евангелии иногда встречаются такие требования, которые сложно совместить с ни к чему не обязывающей «верой в душе». Спаситель говорит: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:37). О чем эти слова? Поскольку они сказаны в контексте темы исповедания веры, то они относятся к тем случаям, когда христианин стоит перед выбором: сохранить верность Богу, соблюсти Его заповедь или отдать предпочтение близкому человеку, которое в данный момент не может быть совмещено с верностью Богу. Пример: юноша или девушка обратились к истинной вере и перед ними встает выбор, как общаться дальше с неверующими родственниками, которые не принимают их решение. Или: любимый человек ставит ультиматум: или твой Бог, или я.

В Евангелии от Луки есть еще более шокирующая фраза: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк. 14:26). О чем это? Эта фраза про выбор отношения к людям, в зависимости от их сознательного отношения ко греху. Если близкие люди сознательно препятствуют нашим отношениям с Богом, то мы должны иметь четкую позицию по этому поводу, даже если это дойдет до открытой вражды. Блж. Феофилакт Болгарский говорит прямо: «Он заповедует нам ненавидеть родителей тогда, когда они угрожают опасностью богопочтению. Ибо тогда они уже не родители, не родные, когда противодействуют нам в столь полезном деле». Но с другой стороны, они остаются людьми, которых заповедано любить. Это значит, что любовь и ненависть здесь могут сочетаться (любить грешника, ибо он человек, и ненавидеть грешника, в той части отношений, где он выбирает грех). Прп. Иоанн Дамаскин о том же: «Кто лишает меня спасения, хорошо разгневаться и возненавидеть, а если огорчает в мирском и доставляет пользу тем, что лишает чего-то вещественного, я скорее буду его любить, чем ненавидеть» (Против манихеев).

В завершение приведу размышление К. Льюиса: «Мы должны отвергнуть близких, когда они встанут между нами и повиновением Богу. Вполне возможно, что они и впрямь сочтут это ненавистью. Я не буду рассуждать о том, трудно ли это. Одним это легко, для других невыполнимо. Трудно для всех узнать, настало ли время "ненавидеть". Люди мягкие — нежные мужья и жены, заботливые родители, послушные дети — все не могут признать, что оно наступило. Люди властные и своевольные решат, что оно пришло гораздо раньше, чем надо. Вот почему бесконечно важно так поставить дело, так настроить любовь, чтобы времени этому и наступать было незачем» (Любовь).
#мораль #духовнаяжизнь #библия #толкование
👍2🔥2
В сегодняшнем евангельском чтении есть такие слова:

«Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф.6:31-34). О чем эти слова и запрещается ли здесь забота о житейском, забота о будущем?

Христос осуждает здесь чрезмерную заботу о житейском в ущерб богоугождению или такой подход, при котором в житейских вещах видят цель, а не средство. Спаситель обещает, что если мы будем в первую очередь заботиться о духовных благах, наши потребности во временных благах будут удовлетворены. Здесь нет игнорирования потребностей человека или инфантильного подхода к труду, речь лишь о приоритетах.

Что касается заботы о будущем, то Христос не отвергает ее, если выполняются следующие условия:

1) забота оправданна и своевременна;
2) человек не стремится к временному так, что «прошлое» и «будущее» выступают в качестве целей;
3) его запросы не превышают потребности жизни.

Относительно разумной заботы о будущем св. Августин замечает: «Когда мы видим раба Божия, беспокоящегося о том, чтобы не испытывать нужды в необходимом, мы не должны осуждать его за заботу о завтрашнем дне, поскольку и Сам Господь изволил явить нам пример, имея денежный ящик, и в деяниях апостолов есть свидетельства о том, что они принимали меры к сбережению необходимых средств к существованию ввиду возможного в будущем голода. Следовательно, Господь осуждает не тех, кто согласно человеческим обычаям обеспечивает себя подобным, а тех, кто ради этого противопоставляет себя Богу» (О Нагорной проповеди Господа).
#мораль #духовнаяжизнь #августин #библия #толкование
🔥31
Свт. Феофан Затворник поясняет, как грешники становятся праведниками через вменение (усвоение) им праведности Господа Иисуса Христа:

«Назначенный человеку путь к цели неизменно есть хождение в законе Божием, в заповедях, или в воле Божией. Сотворивши та человек жив будет в них (Гал. 3:12). Поэтому когда человек сделался преступником закона, то не мог иначе надеяться на достижение своей цели, как через усвоение себе чужой праведности. Сия усвояемая праведность восполняет недостаток законности в нашей жизни и дает нам возможность быть близкими к Богу. Немощное бо закона, в немже немоществование плотию, Бог Сына Своего посла в подобии плоти греха и о гресе осуди грех во плоти, да оправдание закона исполнится в нас, не по плоти ходящих, но по духу (Рим. 8:3–4). Сие усвоение совершается посредством веры во Христа. Посему должно сказать: путь к цели для человека и теперь тот же – исполнение закона, но только восполняемое верою. Все грехи человека до обращения и все падения по обращении изглаждаются верою, так что вообще жизнь наша вся пред очами Божиими является праведною не иначе как через оправдание верою в Господа нашего – Иисуса Христа» (Начертание христианского нравоучения).

Это важно понимать, потому что чаще всего люди ошибочно думают, что они праведники в силу своих личных дел и усилий. Неудивительно почему при таком подходе они не понимают зачем им вообще нужен Христос, чтобы войти в рай.
#мораль #духовнаяжизнь #библия #феофанзатворник
🔥4
📖12 заповедей, переданных Ангелом человеку Ерме и всем верующим в Господа (раннехристианский памятник «Пастырь», II век):

1. Веруй в единого Бога, Творца неба и земли.

2. Живи в простоте и непорочности, не вреди ближнему даже словом, напротив, помогай всем в нуждах их, не разбирая, кто просит и кому даешь.

3. Люби истину и избегай лжи.

4. Храни супружескую верность, ибо это непреложный закон Творца, – быть чистым и непорочным перед лицом Его или в девстве или в честно хранимом супружестве. Женился, – не ищи развода, или другой жены; в случае измены оставайся один, ради возможного покаяния другой стороны. Храни чистоту и целомудрие – и будешь жить с Богом.

5. Удаляйся от гнева, но облекись в великодушие и противься всякому огорчению – и будешь в чистоте и святости, любезной Богу.

6. Помни, что при каждом человеке есть два ангела: добрый и злой. Один направляет его к делам добрым, а другой – к грехам и порокам. Внимай же себе, и к первому склоняйся, а второго отвергай, по внутренним помыслам сердца догадываясь, какой из них дает тебе сейчас уроки и хочет властвовать над тобою.

7. Бойся Господа и соблюдай заповеди Его. Дьявола же не бойся: боясь Господа, ты будешь господствовать над дьяволом, потому что в нем нет никакой силы.

8. Воздерживайся от злых дел и совершай добрые дела.

9. Отринь от себя сомнения и нисколько не колеблись просить чего-либо у Господа, говоря себе: каким образом могу я просить у Господа и получить, столько согрешив пред Ним? Не думай так, но от всего сердца обращайся к Господу и проси без сомнения – и познаешь великую благость Его, потому что Он не презрит тебя, но исполнит прошение души твоей. Ибо Бог – не как люди, которые помнят обиды, Он не помнит зла и милосерден к своему созданию.

10. Удаляй от себя всякую печаль, потому что она сестра сомнения и гнева. Всякий радующийся человек совершает добро и помышляет о добре, презирая печаль. А человек печальный всегда зол, во-первых, потому, что оскорбляет Святого Духа, который дан человеку радостным; и, во-вторых, потому, что он творит беззаконие, не обращаясь к Господу и не исповедуясь перед ним. Молитва печального человека никогда не достигает престола Божия.

11. Избегай ложных пророков-гадателей, через которых враг губит рабов Божиих. Слабые в вере обращаются к этим обманщикам, а они, отвечая им по желанию сердца их, наполняют головы их мечтательными надеждами. Тут же, к капле истины примешивая море лжи, они обольщают их и снова увлекают к язычеству. Кто искренно верует и предал себя Богу, тот не пойдет к ним, – такой неба ищет, а гадают обычно об одном земном.

12. Удали от себя всякую похоть злую и облекись в желание доброе и святое. Ибо, облекшись в желание доброе, ты возненавидишь зло и будешь управлять им, как захочешь. Злая похоть состоит в том, чтобы желать чужой жены, или жене желать чужого мужа, желать великого богатства, множества роскошных блюд и напитков и других наслаждений.

Заключение Ангела: «Вот тебе заповеди, поступай по ним и к тому же убеждай людей слушать тебя, чтобы покаяние их было чисто в остальные дни их жизни. Эти заповеди легко соблюсти, и не покажутся они трудными, если будешь убежден, что их можно соблюсти; но если закралось в сердце твое сомнение, что не по силам человеку, то не соблюдешь их».
#мораль #духовнаяжизнь
👍51🤔1
В некоторых православных группах пишут о том, что якобы Апостольский (Петров) пост изначально существовал лишь для тех, кто не соблюдал Великий, поэтому для тех кто ранее постился, соблюдать его не обязательно. Это не так.

Действительно, в раннехристианском памятнике «Апостольское предание» говорится: «Если же кто, будучи в плавании или по другой необходимости, не знал дня [Пасхи], то, узнав об этом, пусть постится за прошедший пост после Пятидесятницы». Это единственное упоминание о компенсационном посте, оно не имеет отношения к Апостольскому посту и относится ко временам, когда перед Пасхой постились только два дня (совсем ничего не кушали).

История Апостольского поста длинная и сложная, однако в конце концов он был признан общеобязательным в Православной Церкви и соборно утвержден в качестве такового в XVII веке, в память о посте святых апостолов перед их выходом на проповедь (см.: Православное исповедание, Ч. 1, вопр. 88).
#дисциплина #пост
Свт. Иоанн Златоуст в первой беседе «о статуях» перечисляет духовные причины того, почему и зачем на долю праведников выпадают несчастья и беды (каждую из них подтверждает примерами из Библии):

1) чтобы они не возгордились своей праведностью;
2) чтобы их не переоценивали другие люди;
3) потому что сила Божия в немощи совершается;
4) для демонстрации их терпения и стремления служить Богу из чистой любви;
5) чтобы напоминать нам о будущем воздаянии, которое разрешит все недоумения обо всех несправедливостях;
6) чтобы укрепить нас самих в искушениях памятью о злоключениях святых;
7) чтобы мы могли подражать святым, видя в них таких же людей со своими проблемами;
8) чтобы мы верно понимали кого нужно считать блаженным, а кого несчастным.

При этом следует помнить о том, что те бедствия и проблемы, которые случаются по нашей вине – это следствие наших ошибок и нерассудительности, а не искушения от Бога. См.: https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/182
#духовнаяжизнь #мораль #иоаннзлатоуст
2👍1
🔎Как соотносятся между собой естественная любовь (влюбленность, привязанность, дружба) и христианская добродетель любви?

Я думаю, что не следует противопоставлять одно другому, однако разница есть. Естественная любовь может превратиться в сверхъестественную, а может и не превратиться. Наверное, главным признаком христианской любви можно назвать ее мотив, а ее проявления перечислены в «гимне любви» апостола Павла (1Кор.13:4-7). Ради чего или ради кого я люблю? Христианская любовь всегда ради Христа, только тогда она сможет быть добродетелью и перейти в вечность. Свт. Иоанн Златоуст говорит о любви мужа к жене: «Не столько ради нее самой должно любить ее, сколько ради Христа». Св. Писание заповедует: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф.5:25). Здесь указан специфически христианский образец любви, который недоступен для неверующих. Однако это не исключает и естественных проявлений любви (романтики, дарение друг друга в интимной близости, разумной привязанности и т.п.), но все это включается в христианскую любовь, благодаря вектору своей направленности.

Христианский писатель К. Льюис хорошо писал об этом: «Естественную любовь, разрешенную Богом, все равно надо преобразить. В таких случаях мы не заменяем ее милосердием, не выбрасываем серебра, чтобы набрать золота, а сплавляем золото с серебром. Привязанность, дружба или влюбленность останутся собою и станут одновременно милосердием. Это вторит Воплощению, и ничего странного тут нет: замыслил их Один и Тот же. Христос — совершенный Бог и совершенный Человек; так и естественная любовь — совершенная привязанность, дружба, влюбленность и совершенное милосердие» (Любовь). Именно поэтому только супружеская любовь или дружба христиан способны сохраниться и после смерти, так как лишь Христос способен их преобразить и сделать актуальными за пределами этой земной жизни.
#мораль #ответынавопросы #иоаннзлатоуст #библия #брак #отношения
👍5
Важной ежедневной практикой для христианина является анализ прожитого дня и испрашивание прощения у Бога за повседневные грехи. Свт. Иоанн Златоуст говорит об этом так: «Невозможно, даже если мы тысячу раз будем остерегаться, не оказаться нам ответственными за многие и различные прегрешения: неуместное ли что сказали, или слушали пустые разговоры, или воздвигли в помышлении неподобающий помысел, или несдержанно взглянули, или понапрасну и впустую потратили время без всякого толка. И потому каждый вечер нам подобает просить прощения у Владыки за все это и прибегать и взывать к Божиему человеколюбию» (Огласительные гомилии).

Это исповедание достаточно для прощения обыденных грехов, так как «таковой грех не изгоняет Бога из человека и не препятствует любви [к Богу] и не делает того, кто его совершит, повинным во всех грехах. Ибо он, происходящий от человеческой немощи, а не от скверного произволения, вменяется ни во что, уничтожаемый вседневной молитвой верных» (патриарх Иерусалимский Досифей II Нотара).
#иоаннзлатоуст #духовнаяжизнь #молитва
👍43
Чтобы отрекаться от каких-то житейских благ во имя веры, нужно иметь свободное и осознанное желание. К этому нельзя принудить внешне, если происходит внешнее принуждение (даже на уровне социального неодобрения), то все превращается в глупую имитацию, без понимания самим человеком, зачем он это делает. Тоже самое можно сказать и о невротической потребности в страдании, лишениях и самоуничижении. Пока это не свободное и осознанное решение (которое предполагает возможность альтернативного выбора), то это невроз, а не добродетель.
#мысли #проблемыцерковнойжизни #духовнаяжизнь
Социальное учение Церкви о собственности и достатке

«Призывая искать прежде всего Царства Божия и правды Его (Мф.6:33), Церковь помнит и о потребностях в хлебе насущном (Мф.6:11), полагая, что каждый человек должен иметь достаточно средств для достойного существования. Вместе с тем Церковь предостерегает от чрезмерного увлечения материальными благами, осуждая тех, кто обольщается заботами, богатством и наслаждениями житейскими (Лк.8:14). В позиции Православной Церкви по отношению к собственности нет ни игнорирования материальных потребностей, ни противоположной крайности, превозносящей устремление людей к достижению материальных благ как высшей цели и ценности бытия» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. VII. 1).
#учениецеркви #мораль
👍21
В сегодняшнем евангельском чтении в честь дня всех русских святых содержатся блаженства, обещанные Христом разным категориям людей.

1. Нищие духом - смиренные; признающие, что все, что в них есть доброго - все от Бога.

2. Плачущие о своих и чужих грехах.

3. Кроткие - имеющие тихое расположение духа, соединённое с осторожностью никого не раздражать и ничем не раздражаться.

4. Алчущие и жаждущие правды - те, кто желанием и молитвой веры алчут и жаждут благодатного оправдания через Иисуса Христа.

5. Милостивые - проявляющие милосердие к людям.

6. Чистые сердцем - те, кто изгнал из сердца все злые желания и пристрастия.

7. Миротворцы - те, кто не подают повода к ненужным конфликтам и стараются примирять враждующих.

8. Изгнанные за правду Божию.

9. Гонимые за веру в Иисуса Христа.
#библия #мораль #толкование
6👍1
🍲Общие советы святых о питании:

Свт. Димитрий Ростовский: «Сохраняй пост, безвременно не ешь, без жажды не пей».

Свт. Иоанн Златоуст: «Данные нам необходимые для жизни пищу и питие мы всегда должны измерять временем и необходимостью, никогда не переходить за пределы необходимости и ничего не делать безрассудно и беспорядочно».
#мораль #духовнаяжизнь #пост #иоаннзлатоуст
5👍2
🎧Советы святых о выборе светского чтения/музыки/кино

1. Выбирать по рекомендации.

Свт. Феофан Затворник: «Когда кто из прочитавших благонамеренных людей порекомендует какую повесть, можете прочитать».

2. Следить за влиянием на духовное настроение.

Свт. Феофан: «Положите такую примету: когда, находясь в добром духовном настроении, станете читать с человеческими мудростями книгу и то доброе настроение начнет отходить, бросайте ту книгу. Это всеобщий для вас закон».

3. Избегать того, что провоцирует греховные желания.

Прп. Порфирий Кавсокаливит: «Главное, не посещать театр или кино с целью увидеть зрелище, потворствующее нашим плотским желаниям».

Свт. Феофан: «Все страстное и страсти возбуждающее не прекрасно, хотя и благозвучно».
#мораль #духовнаяжизнь #феофанзатворник
👍42
Свт. Феофан Затворник о разумном отношении к пищевому посту:

«О том, что пришлось прибавить нечто из пищи, не жалейте. Не должно привязываться даже к святым правилам, а держать себя в отношении к ним с полною свободою, распоряжаясь ими разумно. Не беда, если и еще что прибавите, только не в угоду плоти, а по нужде» (Письмо 743).

👉См. также об отсутствии универсальной меры поста https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/567
#духовнаяжизнь #дисциплина #пост #феофанзатворник
👍31🔥1
Библейский принцип отношения к превратностям жизни

«Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп.4:12-13).

Поэтому я думаю, что не нужно укорять себя за жизнь в достатке и благополучии, равно как и роптать в неблагополучных обстоятельствах. Все в жизни переменчиво. Надо просто жить и благодарить Бога за все.
#библия #мораль #мысли
👍71🔥1
20 убеждений, характеризующих «токсичную веру» (по книге С. Артерберна и Дж. Фелтона Toxic faith: understanding and overcoming religious addiction):

• условная любовь – любовь и милосердие Бога зависят от поведения человека*;
• мгновенный покой – настоящие верующие должны оставаться невозмутимыми при любых жизненных трагедиях;
• гарантированное исцеление – если у человека есть настоящая вера он всегда получит исцеление (либо тот, за кого оно молится);
• безупречное духовенство – всем служителям Церкви можно доверять;
• материальное вознаграждение – материальное благосостояние является знаком духовной силы человека;
• десятина как инвестиция – чем больше денег человек пожертвует Богу, тем больше ему вернется;
• злобный Бог – все жизненные проблемы являются наказанием за конкретные грехи;
• рабство верующих – верующий не должен прекращать удовлетворять потребности других;
• безрассудное подчинение – верующий всегда должен подчиняться авторитету (несмотря на любые злоупотребления с его стороны);
• христианское неравенство – Бог использует лишь «духовных гигантов»;
• пассивность – настоящая вера – это предоставить Богу все сделать за человека;
• библейская эксклюзивность – если чего-то нет в Библии, то это не имеет значимости для верующего;
• небесное сватовство – Бог сам пошлет верующим идеальную пару для брака;
• жизненный подход Полианны – нужно верить, что все, что происходит с человеком в жизни – это благо;
• пуленепробиваемая вера – крепкая вера защитит от проблем и от боли;
• карающий Бог – Бог ненавидит грешников и желает покарать;
• смертный Христос – Иисус Христос как просто великий учитель человечества;
• безличный Бог – Бог настолько велик, что Ему нет дела до человека;
• предопределенное Богом счастье – главное желание Бога – осчастливить людей при жизни на земле;
• возможность стать Богом – неадекватная убежденность в человеческих возможностях.

* Здесь есть расхождение с православным пониманием, так как Бог действительно различным образом относится к праведникам и грешникам.

Книжка протестантская, но проблемы восприятия христианской веры везде примерно одни и те же.
#проблемыцерковнойжизни #невротическаярелигиозность
8👍1