В некоторых православных группах пишут о том, что якобы Апостольский (Петров) пост изначально существовал лишь для тех, кто не соблюдал Великий, поэтому для тех кто ранее постился, соблюдать его не обязательно. Это не так.
Действительно, в раннехристианском памятнике «Апостольское предание» говорится: «Если же кто, будучи в плавании или по другой необходимости, не знал дня [Пасхи], то, узнав об этом, пусть постится за прошедший пост после Пятидесятницы». Это единственное упоминание о компенсационном посте, оно не имеет отношения к Апостольскому посту и относится ко временам, когда перед Пасхой постились только два дня (совсем ничего не кушали).
История Апостольского поста длинная и сложная, однако в конце концов он был признан общеобязательным в Православной Церкви и соборно утвержден в качестве такового в XVII веке, в память о посте святых апостолов перед их выходом на проповедь (см.: Православное исповедание, Ч. 1, вопр. 88).
#дисциплина #пост
Действительно, в раннехристианском памятнике «Апостольское предание» говорится: «Если же кто, будучи в плавании или по другой необходимости, не знал дня [Пасхи], то, узнав об этом, пусть постится за прошедший пост после Пятидесятницы». Это единственное упоминание о компенсационном посте, оно не имеет отношения к Апостольскому посту и относится ко временам, когда перед Пасхой постились только два дня (совсем ничего не кушали).
История Апостольского поста длинная и сложная, однако в конце концов он был признан общеобязательным в Православной Церкви и соборно утвержден в качестве такового в XVII веке, в память о посте святых апостолов перед их выходом на проповедь (см.: Православное исповедание, Ч. 1, вопр. 88).
#дисциплина #пост
Свт. Иоанн Златоуст в первой беседе «о статуях» перечисляет духовные причины того, почему и зачем на долю праведников выпадают несчастья и беды (каждую из них подтверждает примерами из Библии):
1) чтобы они не возгордились своей праведностью;
2) чтобы их не переоценивали другие люди;
3) потому что сила Божия в немощи совершается;
4) для демонстрации их терпения и стремления служить Богу из чистой любви;
5) чтобы напоминать нам о будущем воздаянии, которое разрешит все недоумения обо всех несправедливостях;
6) чтобы укрепить нас самих в искушениях памятью о злоключениях святых;
7) чтобы мы могли подражать святым, видя в них таких же людей со своими проблемами;
8) чтобы мы верно понимали кого нужно считать блаженным, а кого несчастным.
При этом следует помнить о том, что те бедствия и проблемы, которые случаются по нашей вине – это следствие наших ошибок и нерассудительности, а не искушения от Бога. См.: https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/182
#духовнаяжизнь #мораль #иоаннзлатоуст
1) чтобы они не возгордились своей праведностью;
2) чтобы их не переоценивали другие люди;
3) потому что сила Божия в немощи совершается;
4) для демонстрации их терпения и стремления служить Богу из чистой любви;
5) чтобы напоминать нам о будущем воздаянии, которое разрешит все недоумения обо всех несправедливостях;
6) чтобы укрепить нас самих в искушениях памятью о злоключениях святых;
7) чтобы мы могли подражать святым, видя в них таких же людей со своими проблемами;
8) чтобы мы верно понимали кого нужно считать блаженным, а кого несчастным.
При этом следует помнить о том, что те бедствия и проблемы, которые случаются по нашей вине – это следствие наших ошибок и нерассудительности, а не искушения от Бога. См.: https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/182
#духовнаяжизнь #мораль #иоаннзлатоуст
❤2👍1
🔎Как соотносятся между собой естественная любовь (влюбленность, привязанность, дружба) и христианская добродетель любви?
Я думаю, что не следует противопоставлять одно другому, однако разница есть. Естественная любовь может превратиться в сверхъестественную, а может и не превратиться. Наверное, главным признаком христианской любви можно назвать ее мотив, а ее проявления перечислены в «гимне любви» апостола Павла (1Кор.13:4-7). Ради чего или ради кого я люблю? Христианская любовь всегда ради Христа, только тогда она сможет быть добродетелью и перейти в вечность. Свт. Иоанн Златоуст говорит о любви мужа к жене: «Не столько ради нее самой должно любить ее, сколько ради Христа». Св. Писание заповедует: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф.5:25). Здесь указан специфически христианский образец любви, который недоступен для неверующих. Однако это не исключает и естественных проявлений любви (романтики, дарение друг друга в интимной близости, разумной привязанности и т.п.), но все это включается в христианскую любовь, благодаря вектору своей направленности.
Христианский писатель К. Льюис хорошо писал об этом: «Естественную любовь, разрешенную Богом, все равно надо преобразить. В таких случаях мы не заменяем ее милосердием, не выбрасываем серебра, чтобы набрать золота, а сплавляем золото с серебром. Привязанность, дружба или влюбленность останутся собою и станут одновременно милосердием. Это вторит Воплощению, и ничего странного тут нет: замыслил их Один и Тот же. Христос — совершенный Бог и совершенный Человек; так и естественная любовь — совершенная привязанность, дружба, влюбленность и совершенное милосердие» (Любовь). Именно поэтому только супружеская любовь или дружба христиан способны сохраниться и после смерти, так как лишь Христос способен их преобразить и сделать актуальными за пределами этой земной жизни.
#мораль #ответынавопросы #иоаннзлатоуст #библия #брак #отношения
Я думаю, что не следует противопоставлять одно другому, однако разница есть. Естественная любовь может превратиться в сверхъестественную, а может и не превратиться. Наверное, главным признаком христианской любви можно назвать ее мотив, а ее проявления перечислены в «гимне любви» апостола Павла (1Кор.13:4-7). Ради чего или ради кого я люблю? Христианская любовь всегда ради Христа, только тогда она сможет быть добродетелью и перейти в вечность. Свт. Иоанн Златоуст говорит о любви мужа к жене: «Не столько ради нее самой должно любить ее, сколько ради Христа». Св. Писание заповедует: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф.5:25). Здесь указан специфически христианский образец любви, который недоступен для неверующих. Однако это не исключает и естественных проявлений любви (романтики, дарение друг друга в интимной близости, разумной привязанности и т.п.), но все это включается в христианскую любовь, благодаря вектору своей направленности.
Христианский писатель К. Льюис хорошо писал об этом: «Естественную любовь, разрешенную Богом, все равно надо преобразить. В таких случаях мы не заменяем ее милосердием, не выбрасываем серебра, чтобы набрать золота, а сплавляем золото с серебром. Привязанность, дружба или влюбленность останутся собою и станут одновременно милосердием. Это вторит Воплощению, и ничего странного тут нет: замыслил их Один и Тот же. Христос — совершенный Бог и совершенный Человек; так и естественная любовь — совершенная привязанность, дружба, влюбленность и совершенное милосердие» (Любовь). Именно поэтому только супружеская любовь или дружба христиан способны сохраниться и после смерти, так как лишь Христос способен их преобразить и сделать актуальными за пределами этой земной жизни.
#мораль #ответынавопросы #иоаннзлатоуст #библия #брак #отношения
👍5
Важной ежедневной практикой для христианина является анализ прожитого дня и испрашивание прощения у Бога за повседневные грехи. Свт. Иоанн Златоуст говорит об этом так: «Невозможно, даже если мы тысячу раз будем остерегаться, не оказаться нам ответственными за многие и различные прегрешения: неуместное ли что сказали, или слушали пустые разговоры, или воздвигли в помышлении неподобающий помысел, или несдержанно взглянули, или понапрасну и впустую потратили время без всякого толка. И потому каждый вечер нам подобает просить прощения у Владыки за все это и прибегать и взывать к Божиему человеколюбию» (Огласительные гомилии).
Это исповедание достаточно для прощения обыденных грехов, так как «таковой грех не изгоняет Бога из человека и не препятствует любви [к Богу] и не делает того, кто его совершит, повинным во всех грехах. Ибо он, происходящий от человеческой немощи, а не от скверного произволения, вменяется ни во что, уничтожаемый вседневной молитвой верных» (патриарх Иерусалимский Досифей II Нотара).
#иоаннзлатоуст #духовнаяжизнь #молитва
Это исповедание достаточно для прощения обыденных грехов, так как «таковой грех не изгоняет Бога из человека и не препятствует любви [к Богу] и не делает того, кто его совершит, повинным во всех грехах. Ибо он, происходящий от человеческой немощи, а не от скверного произволения, вменяется ни во что, уничтожаемый вседневной молитвой верных» (патриарх Иерусалимский Досифей II Нотара).
#иоаннзлатоуст #духовнаяжизнь #молитва
👍4❤3
Чтобы отрекаться от каких-то житейских благ во имя веры, нужно иметь свободное и осознанное желание. К этому нельзя принудить внешне, если происходит внешнее принуждение (даже на уровне социального неодобрения), то все превращается в глупую имитацию, без понимания самим человеком, зачем он это делает. Тоже самое можно сказать и о невротической потребности в страдании, лишениях и самоуничижении. Пока это не свободное и осознанное решение (которое предполагает возможность альтернативного выбора), то это невроз, а не добродетель.
#мысли #проблемыцерковнойжизни #духовнаяжизнь
#мысли #проблемыцерковнойжизни #духовнаяжизнь
Социальное учение Церкви о собственности и достатке
«Призывая искать прежде всего Царства Божия и правды Его (Мф.6:33), Церковь помнит и о потребностях в хлебе насущном (Мф.6:11), полагая, что каждый человек должен иметь достаточно средств для достойного существования. Вместе с тем Церковь предостерегает от чрезмерного увлечения материальными благами, осуждая тех, кто обольщается заботами, богатством и наслаждениями житейскими (Лк.8:14). В позиции Православной Церкви по отношению к собственности нет ни игнорирования материальных потребностей, ни противоположной крайности, превозносящей устремление людей к достижению материальных благ как высшей цели и ценности бытия» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. VII. 1).
#учениецеркви #мораль
«Призывая искать прежде всего Царства Божия и правды Его (Мф.6:33), Церковь помнит и о потребностях в хлебе насущном (Мф.6:11), полагая, что каждый человек должен иметь достаточно средств для достойного существования. Вместе с тем Церковь предостерегает от чрезмерного увлечения материальными благами, осуждая тех, кто обольщается заботами, богатством и наслаждениями житейскими (Лк.8:14). В позиции Православной Церкви по отношению к собственности нет ни игнорирования материальных потребностей, ни противоположной крайности, превозносящей устремление людей к достижению материальных благ как высшей цели и ценности бытия» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. VII. 1).
#учениецеркви #мораль
👍2❤1
В сегодняшнем евангельском чтении в честь дня всех русских святых содержатся блаженства, обещанные Христом разным категориям людей.
1. Нищие духом - смиренные; признающие, что все, что в них есть доброго - все от Бога.
2. Плачущие о своих и чужих грехах.
3. Кроткие - имеющие тихое расположение духа, соединённое с осторожностью никого не раздражать и ничем не раздражаться.
4. Алчущие и жаждущие правды - те, кто желанием и молитвой веры алчут и жаждут благодатного оправдания через Иисуса Христа.
5. Милостивые - проявляющие милосердие к людям.
6. Чистые сердцем - те, кто изгнал из сердца все злые желания и пристрастия.
7. Миротворцы - те, кто не подают повода к ненужным конфликтам и стараются примирять враждующих.
8. Изгнанные за правду Божию.
9. Гонимые за веру в Иисуса Христа.
#библия #мораль #толкование
1. Нищие духом - смиренные; признающие, что все, что в них есть доброго - все от Бога.
2. Плачущие о своих и чужих грехах.
3. Кроткие - имеющие тихое расположение духа, соединённое с осторожностью никого не раздражать и ничем не раздражаться.
4. Алчущие и жаждущие правды - те, кто желанием и молитвой веры алчут и жаждут благодатного оправдания через Иисуса Христа.
5. Милостивые - проявляющие милосердие к людям.
6. Чистые сердцем - те, кто изгнал из сердца все злые желания и пристрастия.
7. Миротворцы - те, кто не подают повода к ненужным конфликтам и стараются примирять враждующих.
8. Изгнанные за правду Божию.
9. Гонимые за веру в Иисуса Христа.
#библия #мораль #толкование
❤6👍1
🍲Общие советы святых о питании:
Свт. Димитрий Ростовский: «Сохраняй пост, безвременно не ешь, без жажды не пей».
Свт. Иоанн Златоуст: «Данные нам необходимые для жизни пищу и питие мы всегда должны измерять временем и необходимостью, никогда не переходить за пределы необходимости и ничего не делать безрассудно и беспорядочно».
#мораль #духовнаяжизнь #пост #иоаннзлатоуст
Свт. Димитрий Ростовский: «Сохраняй пост, безвременно не ешь, без жажды не пей».
Свт. Иоанн Златоуст: «Данные нам необходимые для жизни пищу и питие мы всегда должны измерять временем и необходимостью, никогда не переходить за пределы необходимости и ничего не делать безрассудно и беспорядочно».
#мораль #духовнаяжизнь #пост #иоаннзлатоуст
❤5👍2
🎧Советы святых о выборе светского чтения/музыки/кино
1. Выбирать по рекомендации.
Свт. Феофан Затворник: «Когда кто из прочитавших благонамеренных людей порекомендует какую повесть, можете прочитать».
2. Следить за влиянием на духовное настроение.
Свт. Феофан: «Положите такую примету: когда, находясь в добром духовном настроении, станете читать с человеческими мудростями книгу и то доброе настроение начнет отходить, бросайте ту книгу. Это всеобщий для вас закон».
3. Избегать того, что провоцирует греховные желания.
Прп. Порфирий Кавсокаливит: «Главное, не посещать театр или кино с целью увидеть зрелище, потворствующее нашим плотским желаниям».
Свт. Феофан: «Все страстное и страсти возбуждающее не прекрасно, хотя и благозвучно».
#мораль #духовнаяжизнь #феофанзатворник
1. Выбирать по рекомендации.
Свт. Феофан Затворник: «Когда кто из прочитавших благонамеренных людей порекомендует какую повесть, можете прочитать».
2. Следить за влиянием на духовное настроение.
Свт. Феофан: «Положите такую примету: когда, находясь в добром духовном настроении, станете читать с человеческими мудростями книгу и то доброе настроение начнет отходить, бросайте ту книгу. Это всеобщий для вас закон».
3. Избегать того, что провоцирует греховные желания.
Прп. Порфирий Кавсокаливит: «Главное, не посещать театр или кино с целью увидеть зрелище, потворствующее нашим плотским желаниям».
Свт. Феофан: «Все страстное и страсти возбуждающее не прекрасно, хотя и благозвучно».
#мораль #духовнаяжизнь #феофанзатворник
👍4❤2
Свт. Феофан Затворник о разумном отношении к пищевому посту:
«О том, что пришлось прибавить нечто из пищи, не жалейте. Не должно привязываться даже к святым правилам, а держать себя в отношении к ним с полною свободою, распоряжаясь ими разумно. Не беда, если и еще что прибавите, только не в угоду плоти, а по нужде» (Письмо 743).
👉См. также об отсутствии универсальной меры поста https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/567
#духовнаяжизнь #дисциплина #пост #феофанзатворник
«О том, что пришлось прибавить нечто из пищи, не жалейте. Не должно привязываться даже к святым правилам, а держать себя в отношении к ним с полною свободою, распоряжаясь ими разумно. Не беда, если и еще что прибавите, только не в угоду плоти, а по нужде» (Письмо 743).
👉См. также об отсутствии универсальной меры поста https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/567
#духовнаяжизнь #дисциплина #пост #феофанзатворник
👍3❤1🔥1
Библейский принцип отношения к превратностям жизни
«Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп.4:12-13).
Поэтому я думаю, что не нужно укорять себя за жизнь в достатке и благополучии, равно как и роптать в неблагополучных обстоятельствах. Все в жизни переменчиво. Надо просто жить и благодарить Бога за все.
#библия #мораль #мысли
«Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп.4:12-13).
Поэтому я думаю, что не нужно укорять себя за жизнь в достатке и благополучии, равно как и роптать в неблагополучных обстоятельствах. Все в жизни переменчиво. Надо просто жить и благодарить Бога за все.
#библия #мораль #мысли
👍7❤1🔥1
20 убеждений, характеризующих «токсичную веру» (по книге С. Артерберна и Дж. Фелтона Toxic faith: understanding and overcoming religious addiction):
• условная любовь – любовь и милосердие Бога зависят от поведения человека*;
• мгновенный покой – настоящие верующие должны оставаться невозмутимыми при любых жизненных трагедиях;
• гарантированное исцеление – если у человека есть настоящая вера он всегда получит исцеление (либо тот, за кого оно молится);
• безупречное духовенство – всем служителям Церкви можно доверять;
• материальное вознаграждение – материальное благосостояние является знаком духовной силы человека;
• десятина как инвестиция – чем больше денег человек пожертвует Богу, тем больше ему вернется;
• злобный Бог – все жизненные проблемы являются наказанием за конкретные грехи;
• рабство верующих – верующий не должен прекращать удовлетворять потребности других;
• безрассудное подчинение – верующий всегда должен подчиняться авторитету (несмотря на любые злоупотребления с его стороны);
• христианское неравенство – Бог использует лишь «духовных гигантов»;
• пассивность – настоящая вера – это предоставить Богу все сделать за человека;
• библейская эксклюзивность – если чего-то нет в Библии, то это не имеет значимости для верующего;
• небесное сватовство – Бог сам пошлет верующим идеальную пару для брака;
• жизненный подход Полианны – нужно верить, что все, что происходит с человеком в жизни – это благо;
• пуленепробиваемая вера – крепкая вера защитит от проблем и от боли;
• карающий Бог – Бог ненавидит грешников и желает покарать;
• смертный Христос – Иисус Христос как просто великий учитель человечества;
• безличный Бог – Бог настолько велик, что Ему нет дела до человека;
• предопределенное Богом счастье – главное желание Бога – осчастливить людей при жизни на земле;
• возможность стать Богом – неадекватная убежденность в человеческих возможностях.
* Здесь есть расхождение с православным пониманием, так как Бог действительно различным образом относится к праведникам и грешникам.
Книжка протестантская, но проблемы восприятия христианской веры везде примерно одни и те же.
#проблемыцерковнойжизни #невротическаярелигиозность
• условная любовь – любовь и милосердие Бога зависят от поведения человека*;
• мгновенный покой – настоящие верующие должны оставаться невозмутимыми при любых жизненных трагедиях;
• гарантированное исцеление – если у человека есть настоящая вера он всегда получит исцеление (либо тот, за кого оно молится);
• безупречное духовенство – всем служителям Церкви можно доверять;
• материальное вознаграждение – материальное благосостояние является знаком духовной силы человека;
• десятина как инвестиция – чем больше денег человек пожертвует Богу, тем больше ему вернется;
• злобный Бог – все жизненные проблемы являются наказанием за конкретные грехи;
• рабство верующих – верующий не должен прекращать удовлетворять потребности других;
• безрассудное подчинение – верующий всегда должен подчиняться авторитету (несмотря на любые злоупотребления с его стороны);
• христианское неравенство – Бог использует лишь «духовных гигантов»;
• пассивность – настоящая вера – это предоставить Богу все сделать за человека;
• библейская эксклюзивность – если чего-то нет в Библии, то это не имеет значимости для верующего;
• небесное сватовство – Бог сам пошлет верующим идеальную пару для брака;
• жизненный подход Полианны – нужно верить, что все, что происходит с человеком в жизни – это благо;
• пуленепробиваемая вера – крепкая вера защитит от проблем и от боли;
• карающий Бог – Бог ненавидит грешников и желает покарать;
• смертный Христос – Иисус Христос как просто великий учитель человечества;
• безличный Бог – Бог настолько велик, что Ему нет дела до человека;
• предопределенное Богом счастье – главное желание Бога – осчастливить людей при жизни на земле;
• возможность стать Богом – неадекватная убежденность в человеческих возможностях.
* Здесь есть расхождение с православным пониманием, так как Бог действительно различным образом относится к праведникам и грешникам.
Книжка протестантская, но проблемы восприятия христианской веры везде примерно одни и те же.
#проблемыцерковнойжизни #невротическаярелигиозность
❤8👍1
👨🎓Вот я и защитил свою вторую магистерскую, студенческий период жизни, кажется, завершён. Тема работы: «Невротическая религиозность и современное православие: богословско-психологический анализ».
#невротическаярелигиозность
#невротическаярелигиозность
👍9🔥6❤3
🔎Может ли мотивом любви к животным быть христианская любовь?
«Мы можем любить неразумные твари из любви к горнему в том случае, если видим в них те блага, которые мы желаем другим, и в этом смысле хотим, так сказать, их сохранности ради почитания Бога и человеческой пользы, и в указанном смысле любит их и Бог» (Фома Аквинский. Сумма теологии. Т. 7).
#мораль #ответынавопросы
«Мы можем любить неразумные твари из любви к горнему в том случае, если видим в них те блага, которые мы желаем другим, и в этом смысле хотим, так сказать, их сохранности ради почитания Бога и человеческой пользы, и в указанном смысле любит их и Бог» (Фома Аквинский. Сумма теологии. Т. 7).
#мораль #ответынавопросы
❤4
17 ключевых характеристик «здоровой веры» (по книге С. Артерберна и Дж. Фелтона Toxic faith: understanding and overcoming religious addiction):
• сосредоточенность на Боге в противовес зависимости от искаженного религиозного мышления;
• здоровая вера растет и созревает с течением времени;
• человека со здоровой верой отличает уважение к другим людям, даже к несогласным с ним;
• человек со здоровой верой свободно, а не вынужденно служит другим;
• ощущение самоценности, которая не связана со случайными преходящими вещами (деньгами, красотой и т.п.);
• здоровая вера освобождает от необходимости прятаться и дает возможность делиться своим несовершенным "я" с другими;
• здоровая вера возвращает доверие Богу, другим людям и самому себе;
• здоровая вера позволяет человеку выражать свою веру как личности, а не просто как приспособленцу системы;
• в здоровой вере акцент смещается с исполнения правил на взаимоотношения с людьми;
• здоровая вера – это личный опыт, порожденный доверием к Богу, а не внешними правилами, установленными другими людьми;
• здоровая вера сбалансирована, помогает избегать крайностей и радикальных суждений;
• здоровая вера приветствует критическую оценку убеждений и сложные вопросы как возможность учиться и общаться;
• человек со здоровой верой терпим и участлив по отношению к нуждам других людей;
• здоровая вера принимает реальность, признает сверхъестественную силу Бога и не нуждается в чудесном вмешательстве, чтобы поверить в реальность Бога. Здоровый верующий не ждет, что Бог волшебным образом изменит жизненные обстоятельства, но обращается к Нему среди испытаний;
• здоровая вера дает человеку способность адекватно принимать свои эмоции;
• здоровая вера позволяет нам принять человечность с ее несовершенствами;
• здоровая вера позволяет человеку любить Бога, себя и других.
👉 20 убеждений, характеризующих «токсичную веру»
#проблемыцерковнойжизни #невротическаярелигиозность
• сосредоточенность на Боге в противовес зависимости от искаженного религиозного мышления;
• здоровая вера растет и созревает с течением времени;
• человека со здоровой верой отличает уважение к другим людям, даже к несогласным с ним;
• человек со здоровой верой свободно, а не вынужденно служит другим;
• ощущение самоценности, которая не связана со случайными преходящими вещами (деньгами, красотой и т.п.);
• здоровая вера освобождает от необходимости прятаться и дает возможность делиться своим несовершенным "я" с другими;
• здоровая вера возвращает доверие Богу, другим людям и самому себе;
• здоровая вера позволяет человеку выражать свою веру как личности, а не просто как приспособленцу системы;
• в здоровой вере акцент смещается с исполнения правил на взаимоотношения с людьми;
• здоровая вера – это личный опыт, порожденный доверием к Богу, а не внешними правилами, установленными другими людьми;
• здоровая вера сбалансирована, помогает избегать крайностей и радикальных суждений;
• здоровая вера приветствует критическую оценку убеждений и сложные вопросы как возможность учиться и общаться;
• человек со здоровой верой терпим и участлив по отношению к нуждам других людей;
• здоровая вера принимает реальность, признает сверхъестественную силу Бога и не нуждается в чудесном вмешательстве, чтобы поверить в реальность Бога. Здоровый верующий не ждет, что Бог волшебным образом изменит жизненные обстоятельства, но обращается к Нему среди испытаний;
• здоровая вера дает человеку способность адекватно принимать свои эмоции;
• здоровая вера позволяет нам принять человечность с ее несовершенствами;
• здоровая вера позволяет человеку любить Бога, себя и других.
👉 20 убеждений, характеризующих «токсичную веру»
#проблемыцерковнойжизни #невротическаярелигиозность
Telegram
чтец Сергий Федоров
20 убеждений, характеризующих «токсичную веру» (по книге С. Артерберна и Дж. Фелтона Toxic faith: understanding and overcoming religious addiction):
• условная любовь – любовь и милосердие Бога зависят от поведения человека*;
• мгновенный покой – настоящие…
• условная любовь – любовь и милосердие Бога зависят от поведения человека*;
• мгновенный покой – настоящие…
👍5🔥2
«Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасёмся Им от гнева».
Послание к Римлянам 5:8-9
Центральная мысль сегодняшнего апостольского чтения. Ещё до того, как мы начали делать что-то доброе, когда еще находились в болоте греха, до первых шагов к Богу, Он возлюбил нас и Иисус Христос умер за нас таких. Умер за всех преступников, негодяев и извращенцев, чтобы у всех был шанс. Он понес наше наказание и умер, чтобы мы жили по настоящему.
Божий гнев грядет на человечество за все преступления и разразится в день Суда. Но те, кто полностью оправдан Кровью Христа через веру, будут спасены от будущего гнева.
#библия
Послание к Римлянам 5:8-9
Центральная мысль сегодняшнего апостольского чтения. Ещё до того, как мы начали делать что-то доброе, когда еще находились в болоте греха, до первых шагов к Богу, Он возлюбил нас и Иисус Христос умер за нас таких. Умер за всех преступников, негодяев и извращенцев, чтобы у всех был шанс. Он понес наше наказание и умер, чтобы мы жили по настоящему.
Божий гнев грядет на человечество за все преступления и разразится в день Суда. Но те, кто полностью оправдан Кровью Христа через веру, будут спасены от будущего гнева.
#библия
👍5
В своей диссертации я выделяю и анализирую определенные факторы сложившегося порядка в Русской Православной Церкви, которые, по моим наблюдениям (и не только моим), приводят к развитию (усилению) особенностей невротической личности.
1. Неизменный и не подлежащий обсуждению корпус дисциплинарных правил.
2. Жестко фиксированные нормы поведения.
3. Несоответствие декларируемого и реального.
4. Страх перед открытым признанием собственной «духовной несостоятельности».
5. Взаимное отчуждение при внешней доброжелательности.
6. Нехватка священнослужителей и проблема осуществления душепопечения.
7. Универсализация духовной жизни. В современной церковной среде существует тенденция к универсализации подходов к духовной жизни, усиленному навязыванию какого-то единого стандарта.
8. Нерассудительность в преподавании некоторых христианских истин детям. Привычка пугать ребенка Богом или небесным воздаянием, к сожалению, довольно распространена, что является прямым путем к возникновению невроза.
9. Невосприимчивость к слову проповеди по причине его шаблонности и «затертости».
10. Деструктивная деятельность духовных наставников.
11. Духовно обоснованный запрет на экспрессию чувств и на внутренние переживания.
12. Культивирование ненависти к любому проявлению телесности.
13. Восприятие внешних событий, как направленных на Церковь. Это хорошо ложиться на эгоцентризм невротической личности, что порождает (усиливает) страхи, недоверие, мнительность, провоцирует на поиск врагов и враждебных влияний.
14. Страх перед внешним миром, установка на негативное восприятие всего, что за пределами Церкви.
15. Отсутствие признания самой проблемы невротической религиозности внутри церковного сообщества.
❓Какие факторы вы бы добавили к этому списку?
#проблемыцерковнойжизни #невротическаярелигиозность
1. Неизменный и не подлежащий обсуждению корпус дисциплинарных правил.
2. Жестко фиксированные нормы поведения.
3. Несоответствие декларируемого и реального.
4. Страх перед открытым признанием собственной «духовной несостоятельности».
5. Взаимное отчуждение при внешней доброжелательности.
6. Нехватка священнослужителей и проблема осуществления душепопечения.
7. Универсализация духовной жизни. В современной церковной среде существует тенденция к универсализации подходов к духовной жизни, усиленному навязыванию какого-то единого стандарта.
8. Нерассудительность в преподавании некоторых христианских истин детям. Привычка пугать ребенка Богом или небесным воздаянием, к сожалению, довольно распространена, что является прямым путем к возникновению невроза.
9. Невосприимчивость к слову проповеди по причине его шаблонности и «затертости».
10. Деструктивная деятельность духовных наставников.
11. Духовно обоснованный запрет на экспрессию чувств и на внутренние переживания.
12. Культивирование ненависти к любому проявлению телесности.
13. Восприятие внешних событий, как направленных на Церковь. Это хорошо ложиться на эгоцентризм невротической личности, что порождает (усиливает) страхи, недоверие, мнительность, провоцирует на поиск врагов и враждебных влияний.
14. Страх перед внешним миром, установка на негативное восприятие всего, что за пределами Церкви.
15. Отсутствие признания самой проблемы невротической религиозности внутри церковного сообщества.
❓Какие факторы вы бы добавили к этому списку?
#проблемыцерковнойжизни #невротическаярелигиозность
👍8🔥3👎1🤔1
🔎Грех ли хотеть победить на соревнованиях и быть самым лучшим в своем деле?
Это определяется вашей целью. Если для вас победить является самоцелью, то это дурно. Если же это делается ради чего-то другого полезного, то это нормально. Св. Августин пишет: «Всякий, кто хорошо осведомлён, знает, что даже любовь к похвале есть грех».
Награды в соревнованиях и олимпиадах для христианина — это поощрение за труды и мотивация к новым достижениям на благо себе и ближним. Если же они становятся желаемыми сами по себе, то такое желание греховно, так как в таком случае человек ищет суетной славы.
#ответынавопросы #мораль
Это определяется вашей целью. Если для вас победить является самоцелью, то это дурно. Если же это делается ради чего-то другого полезного, то это нормально. Св. Августин пишет: «Всякий, кто хорошо осведомлён, знает, что даже любовь к похвале есть грех».
Награды в соревнованиях и олимпиадах для христианина — это поощрение за труды и мотивация к новым достижениям на благо себе и ближним. Если же они становятся желаемыми сами по себе, то такое желание греховно, так как в таком случае человек ищет суетной славы.
#ответынавопросы #мораль
👍2
Обратил внимание, что один из самых популярных типов вопросов на православных сайтах: грех ли это, грех ли то? Это говорит о незнании людьми евангельских заповедей (что естественно порождает самые причудливые представления о грехах) и о постоянном страхе что-то нарушить. Хотя иногда бывают затруднения и у опытных людей, в большинстве случаев достаточно усвоить и соблюдать заповеди, что помогает понять дух Евангелия и избавляет от многих ненужных терзаний. Пока этого не произойдет, все так и останется на уровне «грешно-вредно-запрещено».
#мысли
#мысли
❤7
Факторы сложившегося порядка в Русской Православной Церкви, которые приводят к развитию (усилению) особенностей невротической личности.
1️⃣Неизменный и не подлежащий обсуждению корпус дисциплинарных правил. Существование проблемы противоречивого корпуса древних дисциплинарных правил, который в последний раз пересматривался в Средневековье, и применение которого по факту не имеет никакой четкой регламентации, особенным образом преломляется в контексте исследования невротической религиозности. Одной из особенностей невротической личности является догматичность мышления, важность наличия простой и непротиворечивой картины миры. Как замечает кризисный психолог Н. Скуратовская, «невротик, страх которого иррационален и больше напоминает панику, нуждается в предсказуемой среде и четких ограничениях. Именно поэтому он стремится подчиниться установленному порядку и жестким правилам, включая их в свою систему невротических требований».
Однако, когда такой человек сталкивается с наличием большого числа одинаково авторитетных предписаний (которые заявляются как божественные), которые не только противоречат друг другу, но и зачастую находятся в вопиющем противоречии с принятой практикой, он испытывает когнитивный диссонанс и настоящий ужас от невозможности следовать каждому из них при всем желании. Отсутствие единых трактовок этих правил, а также четкого правоприменения еще более усугубляет эту проблему. Решением этой проблемы могло бы стать критическое осмысление, кодификация и выработка новых актуальных принципов на уровне церковного священноначалия.
#проблемыцерковнойжизни #невротическаярелигиозность
1️⃣Неизменный и не подлежащий обсуждению корпус дисциплинарных правил. Существование проблемы противоречивого корпуса древних дисциплинарных правил, который в последний раз пересматривался в Средневековье, и применение которого по факту не имеет никакой четкой регламентации, особенным образом преломляется в контексте исследования невротической религиозности. Одной из особенностей невротической личности является догматичность мышления, важность наличия простой и непротиворечивой картины миры. Как замечает кризисный психолог Н. Скуратовская, «невротик, страх которого иррационален и больше напоминает панику, нуждается в предсказуемой среде и четких ограничениях. Именно поэтому он стремится подчиниться установленному порядку и жестким правилам, включая их в свою систему невротических требований».
Однако, когда такой человек сталкивается с наличием большого числа одинаково авторитетных предписаний (которые заявляются как божественные), которые не только противоречат друг другу, но и зачастую находятся в вопиющем противоречии с принятой практикой, он испытывает когнитивный диссонанс и настоящий ужас от невозможности следовать каждому из них при всем желании. Отсутствие единых трактовок этих правил, а также четкого правоприменения еще более усугубляет эту проблему. Решением этой проблемы могло бы стать критическое осмысление, кодификация и выработка новых актуальных принципов на уровне церковного священноначалия.
#проблемыцерковнойжизни #невротическаярелигиозность
❤3👍1🤔1