чтец Сергий Федоров – Telegram
чтец Сергий Федоров
758 subscribers
378 photos
7 videos
29 files
456 links
Магистр богословия / Катехизатор / Религиовед / Клирик Русской Православной Церкви (МП)

Для тех, кто хочет быть православным и не отключать голову

Задать мне вопрос https://news.1rj.ru/str/lector_sergey_bot

Поддержать меня 5469 4000 4166 2961 (сбер)
Download Telegram
В некоторых православных группах пишут о том, что якобы Апостольский (Петров) пост изначально существовал лишь для тех, кто не соблюдал Великий, поэтому для тех кто ранее постился, соблюдать его не обязательно. Это не так.

Действительно, в раннехристианском памятнике «Апостольское предание» говорится: «Если же кто, будучи в плавании или по другой необходимости, не знал дня [Пасхи], то, узнав об этом, пусть постится за прошедший пост после Пятидесятницы». Это единственное упоминание о компенсационном посте, оно не имеет отношения к Апостольскому посту и относится ко временам, когда перед Пасхой постились только два дня (совсем ничего не кушали).

История Апостольского поста длинная и сложная, однако в конце концов он был признан общеобязательным в Православной Церкви и соборно утвержден в качестве такового в XVII веке, в память о посте святых апостолов перед их выходом на проповедь (см.: Православное исповедание, Ч. 1, вопр. 88).
#дисциплина #пост
Свт. Иоанн Златоуст в первой беседе «о статуях» перечисляет духовные причины того, почему и зачем на долю праведников выпадают несчастья и беды (каждую из них подтверждает примерами из Библии):

1) чтобы они не возгордились своей праведностью;
2) чтобы их не переоценивали другие люди;
3) потому что сила Божия в немощи совершается;
4) для демонстрации их терпения и стремления служить Богу из чистой любви;
5) чтобы напоминать нам о будущем воздаянии, которое разрешит все недоумения обо всех несправедливостях;
6) чтобы укрепить нас самих в искушениях памятью о злоключениях святых;
7) чтобы мы могли подражать святым, видя в них таких же людей со своими проблемами;
8) чтобы мы верно понимали кого нужно считать блаженным, а кого несчастным.

При этом следует помнить о том, что те бедствия и проблемы, которые случаются по нашей вине – это следствие наших ошибок и нерассудительности, а не искушения от Бога. См.: https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/182
#духовнаяжизнь #мораль #иоаннзлатоуст
2👍1
🔎Как соотносятся между собой естественная любовь (влюбленность, привязанность, дружба) и христианская добродетель любви?

Я думаю, что не следует противопоставлять одно другому, однако разница есть. Естественная любовь может превратиться в сверхъестественную, а может и не превратиться. Наверное, главным признаком христианской любви можно назвать ее мотив, а ее проявления перечислены в «гимне любви» апостола Павла (1Кор.13:4-7). Ради чего или ради кого я люблю? Христианская любовь всегда ради Христа, только тогда она сможет быть добродетелью и перейти в вечность. Свт. Иоанн Златоуст говорит о любви мужа к жене: «Не столько ради нее самой должно любить ее, сколько ради Христа». Св. Писание заповедует: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф.5:25). Здесь указан специфически христианский образец любви, который недоступен для неверующих. Однако это не исключает и естественных проявлений любви (романтики, дарение друг друга в интимной близости, разумной привязанности и т.п.), но все это включается в христианскую любовь, благодаря вектору своей направленности.

Христианский писатель К. Льюис хорошо писал об этом: «Естественную любовь, разрешенную Богом, все равно надо преобразить. В таких случаях мы не заменяем ее милосердием, не выбрасываем серебра, чтобы набрать золота, а сплавляем золото с серебром. Привязанность, дружба или влюбленность останутся собою и станут одновременно милосердием. Это вторит Воплощению, и ничего странного тут нет: замыслил их Один и Тот же. Христос — совершенный Бог и совершенный Человек; так и естественная любовь — совершенная привязанность, дружба, влюбленность и совершенное милосердие» (Любовь). Именно поэтому только супружеская любовь или дружба христиан способны сохраниться и после смерти, так как лишь Христос способен их преобразить и сделать актуальными за пределами этой земной жизни.
#мораль #ответынавопросы #иоаннзлатоуст #библия #брак #отношения
👍5
Важной ежедневной практикой для христианина является анализ прожитого дня и испрашивание прощения у Бога за повседневные грехи. Свт. Иоанн Златоуст говорит об этом так: «Невозможно, даже если мы тысячу раз будем остерегаться, не оказаться нам ответственными за многие и различные прегрешения: неуместное ли что сказали, или слушали пустые разговоры, или воздвигли в помышлении неподобающий помысел, или несдержанно взглянули, или понапрасну и впустую потратили время без всякого толка. И потому каждый вечер нам подобает просить прощения у Владыки за все это и прибегать и взывать к Божиему человеколюбию» (Огласительные гомилии).

Это исповедание достаточно для прощения обыденных грехов, так как «таковой грех не изгоняет Бога из человека и не препятствует любви [к Богу] и не делает того, кто его совершит, повинным во всех грехах. Ибо он, происходящий от человеческой немощи, а не от скверного произволения, вменяется ни во что, уничтожаемый вседневной молитвой верных» (патриарх Иерусалимский Досифей II Нотара).
#иоаннзлатоуст #духовнаяжизнь #молитва
👍43
Чтобы отрекаться от каких-то житейских благ во имя веры, нужно иметь свободное и осознанное желание. К этому нельзя принудить внешне, если происходит внешнее принуждение (даже на уровне социального неодобрения), то все превращается в глупую имитацию, без понимания самим человеком, зачем он это делает. Тоже самое можно сказать и о невротической потребности в страдании, лишениях и самоуничижении. Пока это не свободное и осознанное решение (которое предполагает возможность альтернативного выбора), то это невроз, а не добродетель.
#мысли #проблемыцерковнойжизни #духовнаяжизнь
Социальное учение Церкви о собственности и достатке

«Призывая искать прежде всего Царства Божия и правды Его (Мф.6:33), Церковь помнит и о потребностях в хлебе насущном (Мф.6:11), полагая, что каждый человек должен иметь достаточно средств для достойного существования. Вместе с тем Церковь предостерегает от чрезмерного увлечения материальными благами, осуждая тех, кто обольщается заботами, богатством и наслаждениями житейскими (Лк.8:14). В позиции Православной Церкви по отношению к собственности нет ни игнорирования материальных потребностей, ни противоположной крайности, превозносящей устремление людей к достижению материальных благ как высшей цели и ценности бытия» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. VII. 1).
#учениецеркви #мораль
👍21
В сегодняшнем евангельском чтении в честь дня всех русских святых содержатся блаженства, обещанные Христом разным категориям людей.

1. Нищие духом - смиренные; признающие, что все, что в них есть доброго - все от Бога.

2. Плачущие о своих и чужих грехах.

3. Кроткие - имеющие тихое расположение духа, соединённое с осторожностью никого не раздражать и ничем не раздражаться.

4. Алчущие и жаждущие правды - те, кто желанием и молитвой веры алчут и жаждут благодатного оправдания через Иисуса Христа.

5. Милостивые - проявляющие милосердие к людям.

6. Чистые сердцем - те, кто изгнал из сердца все злые желания и пристрастия.

7. Миротворцы - те, кто не подают повода к ненужным конфликтам и стараются примирять враждующих.

8. Изгнанные за правду Божию.

9. Гонимые за веру в Иисуса Христа.
#библия #мораль #толкование
6👍1
🍲Общие советы святых о питании:

Свт. Димитрий Ростовский: «Сохраняй пост, безвременно не ешь, без жажды не пей».

Свт. Иоанн Златоуст: «Данные нам необходимые для жизни пищу и питие мы всегда должны измерять временем и необходимостью, никогда не переходить за пределы необходимости и ничего не делать безрассудно и беспорядочно».
#мораль #духовнаяжизнь #пост #иоаннзлатоуст
5👍2
🎧Советы святых о выборе светского чтения/музыки/кино

1. Выбирать по рекомендации.

Свт. Феофан Затворник: «Когда кто из прочитавших благонамеренных людей порекомендует какую повесть, можете прочитать».

2. Следить за влиянием на духовное настроение.

Свт. Феофан: «Положите такую примету: когда, находясь в добром духовном настроении, станете читать с человеческими мудростями книгу и то доброе настроение начнет отходить, бросайте ту книгу. Это всеобщий для вас закон».

3. Избегать того, что провоцирует греховные желания.

Прп. Порфирий Кавсокаливит: «Главное, не посещать театр или кино с целью увидеть зрелище, потворствующее нашим плотским желаниям».

Свт. Феофан: «Все страстное и страсти возбуждающее не прекрасно, хотя и благозвучно».
#мораль #духовнаяжизнь #феофанзатворник
👍42
Свт. Феофан Затворник о разумном отношении к пищевому посту:

«О том, что пришлось прибавить нечто из пищи, не жалейте. Не должно привязываться даже к святым правилам, а держать себя в отношении к ним с полною свободою, распоряжаясь ими разумно. Не беда, если и еще что прибавите, только не в угоду плоти, а по нужде» (Письмо 743).

👉См. также об отсутствии универсальной меры поста https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/567
#духовнаяжизнь #дисциплина #пост #феофанзатворник
👍31🔥1
Библейский принцип отношения к превратностям жизни

«Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп.4:12-13).

Поэтому я думаю, что не нужно укорять себя за жизнь в достатке и благополучии, равно как и роптать в неблагополучных обстоятельствах. Все в жизни переменчиво. Надо просто жить и благодарить Бога за все.
#библия #мораль #мысли
👍71🔥1
20 убеждений, характеризующих «токсичную веру» (по книге С. Артерберна и Дж. Фелтона Toxic faith: understanding and overcoming religious addiction):

• условная любовь – любовь и милосердие Бога зависят от поведения человека*;
• мгновенный покой – настоящие верующие должны оставаться невозмутимыми при любых жизненных трагедиях;
• гарантированное исцеление – если у человека есть настоящая вера он всегда получит исцеление (либо тот, за кого оно молится);
• безупречное духовенство – всем служителям Церкви можно доверять;
• материальное вознаграждение – материальное благосостояние является знаком духовной силы человека;
• десятина как инвестиция – чем больше денег человек пожертвует Богу, тем больше ему вернется;
• злобный Бог – все жизненные проблемы являются наказанием за конкретные грехи;
• рабство верующих – верующий не должен прекращать удовлетворять потребности других;
• безрассудное подчинение – верующий всегда должен подчиняться авторитету (несмотря на любые злоупотребления с его стороны);
• христианское неравенство – Бог использует лишь «духовных гигантов»;
• пассивность – настоящая вера – это предоставить Богу все сделать за человека;
• библейская эксклюзивность – если чего-то нет в Библии, то это не имеет значимости для верующего;
• небесное сватовство – Бог сам пошлет верующим идеальную пару для брака;
• жизненный подход Полианны – нужно верить, что все, что происходит с человеком в жизни – это благо;
• пуленепробиваемая вера – крепкая вера защитит от проблем и от боли;
• карающий Бог – Бог ненавидит грешников и желает покарать;
• смертный Христос – Иисус Христос как просто великий учитель человечества;
• безличный Бог – Бог настолько велик, что Ему нет дела до человека;
• предопределенное Богом счастье – главное желание Бога – осчастливить людей при жизни на земле;
• возможность стать Богом – неадекватная убежденность в человеческих возможностях.

* Здесь есть расхождение с православным пониманием, так как Бог действительно различным образом относится к праведникам и грешникам.

Книжка протестантская, но проблемы восприятия христианской веры везде примерно одни и те же.
#проблемыцерковнойжизни #невротическаярелигиозность
8👍1
👨‍🎓Вот я и защитил свою вторую магистерскую, студенческий период жизни, кажется, завершён. Тема работы: «Невротическая религиозность и современное православие: богословско-психологический анализ».
#невротическаярелигиозность
👍9🔥63
🔎Может ли мотивом любви к животным быть христианская любовь?

«Мы можем любить неразумные твари из любви к горнему в том случае, если видим в них те блага, которые мы желаем другим, и в этом смысле хотим, так сказать, их сохранности ради почитания Бога и человеческой пользы, и в указанном смысле любит их и Бог» (Фома Аквинский. Сумма теологии. Т. 7).
#мораль #ответынавопросы
4
17 ключевых характеристик «здоровой веры» (по книге С. Артерберна и Дж. Фелтона Toxic faith: understanding and overcoming religious addiction):

• сосредоточенность на Боге в противовес зависимости от искаженного религиозного мышления;
• здоровая вера растет и созревает с течением времени;
• человека со здоровой верой отличает уважение к другим людям, даже к несогласным с ним;
• человек со здоровой верой свободно, а не вынужденно служит другим;
• ощущение самоценности, которая не связана со случайными преходящими вещами (деньгами, красотой и т.п.);
• здоровая вера освобождает от необходимости прятаться и дает возможность делиться своим несовершенным "я" с другими;
• здоровая вера возвращает доверие Богу, другим людям и самому себе;
• здоровая вера позволяет человеку выражать свою веру как личности, а не просто как приспособленцу системы;
• в здоровой вере акцент смещается с исполнения правил на взаимоотношения с людьми;
• здоровая вера – это личный опыт, порожденный доверием к Богу, а не внешними правилами, установленными другими людьми;
• здоровая вера сбалансирована, помогает избегать крайностей и радикальных суждений;
• здоровая вера приветствует критическую оценку убеждений и сложные вопросы как возможность учиться и общаться;
• человек со здоровой верой терпим и участлив по отношению к нуждам других людей;
• здоровая вера принимает реальность, признает сверхъестественную силу Бога и не нуждается в чудесном вмешательстве, чтобы поверить в реальность Бога. Здоровый верующий не ждет, что Бог волшебным образом изменит жизненные обстоятельства, но обращается к Нему среди испытаний;
• здоровая вера дает человеку способность адекватно принимать свои эмоции;
• здоровая вера позволяет нам принять человечность с ее несовершенствами;
• здоровая вера позволяет человеку любить Бога, себя и других.

👉 20 убеждений, характеризующих «токсичную веру»
#проблемыцерковнойжизни #невротическаярелигиозность
👍5🔥2
«Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасёмся Им от гнева».

Послание к Римлянам 5:8-9

Центральная мысль сегодняшнего апостольского чтения. Ещё до того, как мы начали делать что-то доброе, когда еще находились в болоте греха, до первых шагов к Богу, Он возлюбил нас и Иисус Христос умер за нас таких. Умер за всех преступников, негодяев и извращенцев, чтобы у всех был шанс. Он понес наше наказание и умер, чтобы мы жили по настоящему.

Божий гнев грядет на человечество за все преступления и разразится в день Суда. Но те, кто полностью оправдан Кровью Христа через веру, будут спасены от будущего гнева.
#библия
👍5
В своей диссертации я выделяю и анализирую определенные факторы сложившегося порядка в Русской Православной Церкви, которые, по моим наблюдениям (и не только моим), приводят к развитию (усилению) особенностей невротической личности.

1. Неизменный и не подлежащий обсуждению корпус дисциплинарных правил.
2. Жестко фиксированные нормы поведения.
3. Несоответствие декларируемого и реального.
4. Страх перед открытым признанием собственной «духовной несостоятельности».
5. Взаимное отчуждение при внешней доброжелательности.
6. Нехватка священнослужителей и проблема осуществления душепопечения.
7. Универсализация духовной жизни. В современной церковной среде существует тенденция к универсализации подходов к духовной жизни, усиленному навязыванию какого-то единого стандарта.
8. Нерассудительность в преподавании некоторых христианских истин детям. Привычка пугать ребенка Богом или небесным воздаянием, к сожалению, довольно распространена, что является прямым путем к возникновению невроза.
9. Невосприимчивость к слову проповеди по причине его шаблонности и «затертости».
10. Деструктивная деятельность духовных наставников.
11. Духовно обоснованный запрет на экспрессию чувств и на внутренние переживания.
12. Культивирование ненависти к любому проявлению телесности.
13. Восприятие внешних событий, как направленных на Церковь. Это хорошо ложиться на эгоцентризм невротической личности, что порождает (усиливает) страхи, недоверие, мнительность, провоцирует на поиск врагов и враждебных влияний.
14. Страх перед внешним миром, установка на негативное восприятие всего, что за пределами Церкви.
15. Отсутствие признания самой проблемы невротической религиозности внутри церковного сообщества.

Какие факторы вы бы добавили к этому списку?
#проблемыцерковнойжизни #невротическаярелигиозность
👍8🔥3👎1🤔1
🔎Грех ли хотеть победить на соревнованиях и быть самым лучшим в своем деле?

Это определяется вашей целью. Если для вас победить является самоцелью, то это дурно. Если же это делается ради чего-то другого полезного, то это нормально. Св. Августин пишет: «Всякий, кто хорошо осведомлён, знает, что даже любовь к похвале есть грех».

Награды в соревнованиях и олимпиадах для христианина — это поощрение за труды и мотивация к новым достижениям на благо себе и ближним. Если же они становятся желаемыми сами по себе, то такое желание греховно, так как в таком случае человек ищет суетной славы.
#ответынавопросы #мораль
👍2
Обратил внимание, что один из самых популярных типов вопросов на православных сайтах: грех ли это, грех ли то? Это говорит о незнании людьми евангельских заповедей (что естественно порождает самые причудливые представления о грехах) и о постоянном страхе что-то нарушить. Хотя иногда бывают затруднения и у опытных людей, в большинстве случаев достаточно усвоить и соблюдать заповеди, что помогает понять дух Евангелия и избавляет от многих ненужных терзаний. Пока этого не произойдет, все так и останется на уровне «грешно-вредно-запрещено».
#мысли
7
Факторы сложившегося порядка в Русской Православной Церкви, которые приводят к развитию (усилению) особенностей невротической личности.

1️⃣Неизменный и не подлежащий обсуждению корпус дисциплинарных правил. Существование проблемы противоречивого корпуса древних дисциплинарных правил, который в последний раз пересматривался в Средневековье, и применение которого по факту не имеет никакой четкой регламентации, особенным образом преломляется в контексте исследования невротической религиозности. Одной из особенностей невротической личности является догматичность мышления, важность наличия простой и непротиворечивой картины миры. Как замечает кризисный психолог Н. Скуратовская, «невротик, страх которого иррационален и больше напоминает панику, нуждается в предсказуемой среде и четких ограничениях. Именно поэтому он стремится подчиниться установленному порядку и жестким правилам, включая их в свою систему невротических требований».

Однако, когда такой человек сталкивается с наличием большого числа одинаково авторитетных предписаний (которые заявляются как божественные), которые не только противоречат друг другу, но и зачастую находятся в вопиющем противоречии с принятой практикой, он испытывает когнитивный диссонанс и настоящий ужас от невозможности следовать каждому из них при всем желании. Отсутствие единых трактовок этих правил, а также четкого правоприменения еще более усугубляет эту проблему. Решением этой проблемы могло бы стать критическое осмысление, кодификация и выработка новых актуальных принципов на уровне церковного священноначалия.
#проблемыцерковнойжизни #невротическаярелигиозность
3👍1🤔1