чтец Сергий Федоров – Telegram
чтец Сергий Федоров
757 subscribers
378 photos
7 videos
29 files
456 links
Магистр богословия / Катехизатор / Религиовед / Клирик Русской Православной Церкви (МП)

Для тех, кто хочет быть православным и не отключать голову

Задать мне вопрос https://news.1rj.ru/str/lector_sergey_bot

Поддержать меня 5469 4000 4166 2961 (сбер)
Download Telegram
20 убеждений, характеризующих «токсичную веру» (по книге С. Артерберна и Дж. Фелтона Toxic faith: understanding and overcoming religious addiction):

• условная любовь – любовь и милосердие Бога зависят от поведения человека*;
• мгновенный покой – настоящие верующие должны оставаться невозмутимыми при любых жизненных трагедиях;
• гарантированное исцеление – если у человека есть настоящая вера он всегда получит исцеление (либо тот, за кого оно молится);
• безупречное духовенство – всем служителям Церкви можно доверять;
• материальное вознаграждение – материальное благосостояние является знаком духовной силы человека;
• десятина как инвестиция – чем больше денег человек пожертвует Богу, тем больше ему вернется;
• злобный Бог – все жизненные проблемы являются наказанием за конкретные грехи;
• рабство верующих – верующий не должен прекращать удовлетворять потребности других;
• безрассудное подчинение – верующий всегда должен подчиняться авторитету (несмотря на любые злоупотребления с его стороны);
• христианское неравенство – Бог использует лишь «духовных гигантов»;
• пассивность – настоящая вера – это предоставить Богу все сделать за человека;
• библейская эксклюзивность – если чего-то нет в Библии, то это не имеет значимости для верующего;
• небесное сватовство – Бог сам пошлет верующим идеальную пару для брака;
• жизненный подход Полианны – нужно верить, что все, что происходит с человеком в жизни – это благо;
• пуленепробиваемая вера – крепкая вера защитит от проблем и от боли;
• карающий Бог – Бог ненавидит грешников и желает покарать;
• смертный Христос – Иисус Христос как просто великий учитель человечества;
• безличный Бог – Бог настолько велик, что Ему нет дела до человека;
• предопределенное Богом счастье – главное желание Бога – осчастливить людей при жизни на земле;
• возможность стать Богом – неадекватная убежденность в человеческих возможностях.

* Здесь есть расхождение с православным пониманием, так как Бог действительно различным образом относится к праведникам и грешникам.

Книжка протестантская, но проблемы восприятия христианской веры везде примерно одни и те же.
#проблемыцерковнойжизни #невротическаярелигиозность
8👍1
👨‍🎓Вот я и защитил свою вторую магистерскую, студенческий период жизни, кажется, завершён. Тема работы: «Невротическая религиозность и современное православие: богословско-психологический анализ».
#невротическаярелигиозность
👍9🔥63
🔎Может ли мотивом любви к животным быть христианская любовь?

«Мы можем любить неразумные твари из любви к горнему в том случае, если видим в них те блага, которые мы желаем другим, и в этом смысле хотим, так сказать, их сохранности ради почитания Бога и человеческой пользы, и в указанном смысле любит их и Бог» (Фома Аквинский. Сумма теологии. Т. 7).
#мораль #ответынавопросы
4
17 ключевых характеристик «здоровой веры» (по книге С. Артерберна и Дж. Фелтона Toxic faith: understanding and overcoming religious addiction):

• сосредоточенность на Боге в противовес зависимости от искаженного религиозного мышления;
• здоровая вера растет и созревает с течением времени;
• человека со здоровой верой отличает уважение к другим людям, даже к несогласным с ним;
• человек со здоровой верой свободно, а не вынужденно служит другим;
• ощущение самоценности, которая не связана со случайными преходящими вещами (деньгами, красотой и т.п.);
• здоровая вера освобождает от необходимости прятаться и дает возможность делиться своим несовершенным "я" с другими;
• здоровая вера возвращает доверие Богу, другим людям и самому себе;
• здоровая вера позволяет человеку выражать свою веру как личности, а не просто как приспособленцу системы;
• в здоровой вере акцент смещается с исполнения правил на взаимоотношения с людьми;
• здоровая вера – это личный опыт, порожденный доверием к Богу, а не внешними правилами, установленными другими людьми;
• здоровая вера сбалансирована, помогает избегать крайностей и радикальных суждений;
• здоровая вера приветствует критическую оценку убеждений и сложные вопросы как возможность учиться и общаться;
• человек со здоровой верой терпим и участлив по отношению к нуждам других людей;
• здоровая вера принимает реальность, признает сверхъестественную силу Бога и не нуждается в чудесном вмешательстве, чтобы поверить в реальность Бога. Здоровый верующий не ждет, что Бог волшебным образом изменит жизненные обстоятельства, но обращается к Нему среди испытаний;
• здоровая вера дает человеку способность адекватно принимать свои эмоции;
• здоровая вера позволяет нам принять человечность с ее несовершенствами;
• здоровая вера позволяет человеку любить Бога, себя и других.

👉 20 убеждений, характеризующих «токсичную веру»
#проблемыцерковнойжизни #невротическаярелигиозность
👍5🔥2
«Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасёмся Им от гнева».

Послание к Римлянам 5:8-9

Центральная мысль сегодняшнего апостольского чтения. Ещё до того, как мы начали делать что-то доброе, когда еще находились в болоте греха, до первых шагов к Богу, Он возлюбил нас и Иисус Христос умер за нас таких. Умер за всех преступников, негодяев и извращенцев, чтобы у всех был шанс. Он понес наше наказание и умер, чтобы мы жили по настоящему.

Божий гнев грядет на человечество за все преступления и разразится в день Суда. Но те, кто полностью оправдан Кровью Христа через веру, будут спасены от будущего гнева.
#библия
👍5
В своей диссертации я выделяю и анализирую определенные факторы сложившегося порядка в Русской Православной Церкви, которые, по моим наблюдениям (и не только моим), приводят к развитию (усилению) особенностей невротической личности.

1. Неизменный и не подлежащий обсуждению корпус дисциплинарных правил.
2. Жестко фиксированные нормы поведения.
3. Несоответствие декларируемого и реального.
4. Страх перед открытым признанием собственной «духовной несостоятельности».
5. Взаимное отчуждение при внешней доброжелательности.
6. Нехватка священнослужителей и проблема осуществления душепопечения.
7. Универсализация духовной жизни. В современной церковной среде существует тенденция к универсализации подходов к духовной жизни, усиленному навязыванию какого-то единого стандарта.
8. Нерассудительность в преподавании некоторых христианских истин детям. Привычка пугать ребенка Богом или небесным воздаянием, к сожалению, довольно распространена, что является прямым путем к возникновению невроза.
9. Невосприимчивость к слову проповеди по причине его шаблонности и «затертости».
10. Деструктивная деятельность духовных наставников.
11. Духовно обоснованный запрет на экспрессию чувств и на внутренние переживания.
12. Культивирование ненависти к любому проявлению телесности.
13. Восприятие внешних событий, как направленных на Церковь. Это хорошо ложиться на эгоцентризм невротической личности, что порождает (усиливает) страхи, недоверие, мнительность, провоцирует на поиск врагов и враждебных влияний.
14. Страх перед внешним миром, установка на негативное восприятие всего, что за пределами Церкви.
15. Отсутствие признания самой проблемы невротической религиозности внутри церковного сообщества.

Какие факторы вы бы добавили к этому списку?
#проблемыцерковнойжизни #невротическаярелигиозность
👍8🔥3👎1🤔1
🔎Грех ли хотеть победить на соревнованиях и быть самым лучшим в своем деле?

Это определяется вашей целью. Если для вас победить является самоцелью, то это дурно. Если же это делается ради чего-то другого полезного, то это нормально. Св. Августин пишет: «Всякий, кто хорошо осведомлён, знает, что даже любовь к похвале есть грех».

Награды в соревнованиях и олимпиадах для христианина — это поощрение за труды и мотивация к новым достижениям на благо себе и ближним. Если же они становятся желаемыми сами по себе, то такое желание греховно, так как в таком случае человек ищет суетной славы.
#ответынавопросы #мораль
👍2
Обратил внимание, что один из самых популярных типов вопросов на православных сайтах: грех ли это, грех ли то? Это говорит о незнании людьми евангельских заповедей (что естественно порождает самые причудливые представления о грехах) и о постоянном страхе что-то нарушить. Хотя иногда бывают затруднения и у опытных людей, в большинстве случаев достаточно усвоить и соблюдать заповеди, что помогает понять дух Евангелия и избавляет от многих ненужных терзаний. Пока этого не произойдет, все так и останется на уровне «грешно-вредно-запрещено».
#мысли
7
Факторы сложившегося порядка в Русской Православной Церкви, которые приводят к развитию (усилению) особенностей невротической личности.

1️⃣Неизменный и не подлежащий обсуждению корпус дисциплинарных правил. Существование проблемы противоречивого корпуса древних дисциплинарных правил, который в последний раз пересматривался в Средневековье, и применение которого по факту не имеет никакой четкой регламентации, особенным образом преломляется в контексте исследования невротической религиозности. Одной из особенностей невротической личности является догматичность мышления, важность наличия простой и непротиворечивой картины миры. Как замечает кризисный психолог Н. Скуратовская, «невротик, страх которого иррационален и больше напоминает панику, нуждается в предсказуемой среде и четких ограничениях. Именно поэтому он стремится подчиниться установленному порядку и жестким правилам, включая их в свою систему невротических требований».

Однако, когда такой человек сталкивается с наличием большого числа одинаково авторитетных предписаний (которые заявляются как божественные), которые не только противоречат друг другу, но и зачастую находятся в вопиющем противоречии с принятой практикой, он испытывает когнитивный диссонанс и настоящий ужас от невозможности следовать каждому из них при всем желании. Отсутствие единых трактовок этих правил, а также четкого правоприменения еще более усугубляет эту проблему. Решением этой проблемы могло бы стать критическое осмысление, кодификация и выработка новых актуальных принципов на уровне церковного священноначалия.
#проблемыцерковнойжизни #невротическаярелигиозность
3👍1🤔1
Факторы сложившегося порядка в Русской Православной Церкви, которые приводят к развитию (усилению) особенностей невротической личности.

2️⃣Жестко фиксированные нормы поведения. В различных церковных общинах нормы поведения могут быть достаточно свободными или жестко регламентированными, в некоторых случаях делается чрезмерный акцент на каких-то внешних вещах (например, внешнем виде), что также способствует невротизации.
#проблемыцерковнойжизни #невротическаярелигиозность
🤔1
Факторы сложившегося порядка в Русской Православной Церкви, которые приводят к развитию (усилению) особенностей невротической личности.

3️⃣Несоответствие декларируемого и реального является значимым фактором невротизации, особенно в применении к религиозному сообществу, где декларируемое связывается с божественным авторитетом и оно может серьезно отличаться от реального положения дел.
#проблемыцерковнойжизни #невротическаярелигиозность
2
Факторы сложившегося порядка в Русской Православной Церкви, которые приводят к развитию (усилению) особенностей невротической личности.

4️⃣Страх перед открытым признанием собственной «духовной несостоятельности». Сама специфика церковной жизни по определенному шаблону ведет к притворству и лжи. Люди привыкают общаться особыми словами, одеваться в церковь необычно для самих себя, говорить то, во что сами не верят. Это приводит к определенному подстраиванию себя под ожидания других людей, для которых внешнее поведение имеет определяющее значение. Многим людям присущ страх перед внутренними кризисами, особенно когда это касается веры, сложившейся системы представлений о мире. Признать свою внутреннюю «духовную несостоятельность», наличие кризисов, перед самим собой, не «вписаться» в представления церковного сообщества, бывает чрезвычайно сложно.
#проблемыцерковнойжизни #невротическаярелигиозность
3
О том, как подменяется добродетель послушания

Человек с дефицитом субъектности, ценности себя, страхом перед ответственностью, желанием быть правильным и острой потребностью в поощрении со стороны авторитета, естественным образом вступает в зависимые отношения с авторитетным для него лицом. Он испытывает потребность в том, чтобы им руководили и поощряли за исполнение приказов. Иными словами, нужен тот, кто будет решать за человека, как ему жить. Это снимает для зависимого проблему осознания своих недостатков, избавляет от необходимости встречи с самим собой и учиться брать ответственность за свою жизнь. Религиозное пространство содержит подходящую для этого культурную модель отношений духовного наставника и его послушника (духовного чада). В созависимых отношениях принимают участие оба лица.

Говоря о проблеме зависимых отношений как о подмене добродетели послушания, психолог М. С. Филоник отмечает следующее: «Прежде чем что-то отдавать, нужно это иметь. Подлинное послушание предполагает личностно зрелые отношения взрослых людей, основанные в первую очередь на любви, отношения, в которых пасомый добровольно отдает свою свободную волю в руки духовника, не теряя при этом личных отношений с Богом. И конечно, это будут психологически здоровые отношения, основанные в том числе на уважении и свободе, призванные личность взращивать, а не подавлять». Об этом же говорил в свое время патриарх Алексий II: «Подлинный старец прежде всего благодаря высокой духовности бережно относится к каждому конкретному человеку. В силу своей опытности и благодатного дара он раскрывает образ Божий в человеке теми средствами, которые созвучны его духовному устроению и возрасту».

Таким образом, вместо принятия ответственности за свою жизнь, человек с невротическим расстройством стремится переложить ее на духовного наставника, «не понимая, что им на самом деле движет компульсивность, в основе которой — страх остаться наедине со своим настоящим "я"» (прот. Павел Великанов).
#проблемыцерковнойжизни #невротическаярелигиозность
👍81
Факторы сложившегося порядка в Русской Православной Церкви, которые приводят к развитию (усилению) особенностей невротической личности.

5️⃣Взаимное отчуждение при внешней доброжелательности. В силу практически полного отсутствия общинной жизни в Русской Православной Церкви в многолюдных приходах наблюдается высокая сменяемость прихожан, большинство из которых не знакомы друг с другом. Даже постоянные прихожане в целом не сильно замотивированы на взаимное полноценное общение. При таком положении дел сложно говорить о выстраивании глубоких и безопасных доверительных отношений между людьми в церковном сообществе.
#проблемыцерковнойжизни #невротическаярелигиозность
6🤔1
Факторы сложившегося порядка в Русской Православной Церкви, которые приводят к развитию (усилению) особенностей невротической личности.

6️⃣Нехватка священнослужителей и проблема осуществления душепопечения. В Русской Православной Церкви по сей день существует серьезная нехватка священнослужителей, которые могли бы охватить ограниченное количество прихожан для того, чтобы находить время для каждого нуждающегося в совете. По ряду причин, рядовые верующие, не имея необходимой базовой подготовки, стремятся построить свою духовную жизнь на произвольных основаниях (как правило, произвольном наборе стандартной аскетической литературы, содержание которой произвольно толкуется и применяется к реальной жизни самим верующим), в результате чего происходят различные искажения, которые усугубляются в случае с лицами, склонными к невротической религиозности.

Для решения этой серьезной проблемы необходимо не только пополнение церковных кадров, но и осуществление качественного индивидуального духовного руководства верующими, которое могло бы способствовать формированию здравых понятий о Боге и духовной жизни, а также помочь в решении тех сложностей, которые неизбежно возникают на протяжении духовного пути.
#проблемыцерковнойжизни #невротическаярелигиозность
6🤔1
Священноисповедник Сергий Правдолюбов о повторном переживании взрослым христианином рождения свыше:

«Мы родились во второй раз от воды и Духа, но бессознательно – по причине своего младенчества. А потому обязаны по вступлении в сознательный возраст вновь пережить свое рождение, принять уже сознательно это твердое решение – отречься от сатаны и сочетаться Христу. Переживал ли ты этот нравственный переворот? Если нет, то нужно его перечувствовать и пережить! Надо сказать Христу: "Я по вере родителей и восприемников некогда в младенчестве отрекался от сатаны и сочетался с Тобою – теперь же я сознательно отрекаюсь, уже сам, от сатаны и сочетаюсь на всю жизнь с Тобою, моим Спасителем и Господом!"» (О постах, исповеди и приобщении Святых Христовых Тайн: завещание соловецкого узника).

👉См. о рождении свыше https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/717
#вера #духовнаяжизнь
👍31
Факторы сложившегося порядка в Русской Православной Церкви, которые приводят к развитию (усилению) особенностей невротической личности.

7️⃣Универсализация духовной жизни. В современной церковной среде существует тенденция к универсализации подходов к духовной жизни, усиленному навязыванию какого-то единого стандарта. Это касается богослужения, молитвенных правил, участия в Таинствах, практики постов, и вообще, образа ведения жизни. За счёт того, что Церковь представляет из себя огромное сообщество разных людей, то определенная универсализация в каком-то общем деле неизбежна. Например, невозможно подстроить храмовое богослужение под индивидуальные особенности каждого молящегося, поэтому существует определенный сложившийся устав. Однако подобный подход в частной жизни ведёт к губительным последствиям. Мудрый духовный наставник, как хороший врач, не будет всем назначать одно лекарство и одну пропорцию. Он будет учитывать большое количество индивидуальных факторов: пол, возраст, состояние физического и психического здоровья, сферу деятельности и т.д. Несмотря на то, что об этой проблеме все чаще говорят в православной среде, общее положение дел остается по прежнему сложным.
#проблемыцерковнойжизни #невротическаярелигиозность
🔥32
Факторы сложившегося порядка в Русской Православной Церкви, которые приводят к развитию (усилению) особенностей невротической личности.

8️⃣Нерассудительность в преподавании некоторых христианских истин детям. Как известно, опыт полученный в детстве имеет определяющее значение для всей последующей жизни. В христианском учении есть некоторые положения, осознание и принятие которых требует определенной психологической и духовной зрелости. Сюда можно отнести учение об аде и вечных муках, а также некоторые «тяжелые» истории из Библии, демонстрирующие действие Божественного правосудия по отношению к нераскаянным грешникам. Еще в IV веке свт. Иоанн Златоуст предупреждал родителей о том, чтобы они с рассуждением подходили к ознакомлению своего ребенка с этими доктринами и сюжетами: «Расскажи ему, когда подрастёт, и более страшные рассказы. Ибо, когда рассудок ещё не прочен, не следует налагать такого бремени, чтобы не потрясти его. Когда же будет ему 15 лет или больше, пусть услышит о геенне; сверх того, когда будет ему 18 лет или меньше, пусть услышит о потопе, о том, что было с жителями Содома и Египтом – все, что исполнено наказаний, должно быть рассказано очень подробно». При том, что учитель Церкви предупреждает родителей о последствиях несвоевременности преподавания подобной информации детям (потрясение), в православной среде зачастую это напрочь игнорируется под предлогом того, что христианин с детства должен знать священную библейскую историю. Привычка пугать ребенка Богом или небесным воздаянием, к сожалению, довольно распространена, что является прямым путем к возникновению невроза.
#проблемыцерковнойжизни #невротическаярелигиозность #дети
2
Факторы сложившегося порядка в Русской Православной Церкви, которые приводят к развитию (усилению) особенностей невротической личности.

9️⃣Невосприимчивость к слову проповеди по причине его шаблонности и «затертости». Священноначалие Русской Церкви не раз обращало внимание на то, что слово пастырей должно быть актуальным, живым и понятным для современного человека. К сожалению, уровень проповедей в целом остается довольно низким и используемые слова не «цепляют» современного человека, оно не приносит надлежащих плодов. Проблемы в сфере дидактики не способствуют профилактике невротической религиозности в среде верующих.
#проблемыцерковнойжизни #невротическаярелигиозность
👍2
«Церковная социальная деятельность не может порождать иждивенчество. Совершая дела милосердия, православные христиане должны проявлять рассудительность».

📖Документ «О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви».
#мораль
👍1