Дух исчезнувших деревень – Telegram
Дух исчезнувших деревень
190 subscribers
628 photos
5 videos
99 links
Дневник исследователя семейной истории и дневник читателя
Download Telegram
С Днём памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла!

Мама сегодня вспомнила, как бабушка Марфуша говорила, что в ближайшем к их родной деревне селе Прудки Клепиковского района Рязанской области в день Петра и Павла был престольный праздник.

В начале XX веке в селе стояло две церкви. В одной из них – Богоявленской – было два придела – Петропавловский и Никольский. Во второй церкви – Успенской – был Христорождественский придел. По числу престолов в селе было пять престольных праздников.

Сейчас в селе имеются только руины Успенской церкви.

Бабушка Марфуша не была верующей, но, родившись в 1905 году, в юности прекрасно выучила Закон Божий, так что всю жизнь соседи приходили к ней консультироваться по поводу церковных праздников.

Кстати, 22 июня было 120 лет со дня рождения нашей бабушки Марфы Ивановны Кабановой (Валиковой).

На фотографиях: Марфа Ивановна со старшей дочерью и руины церкви в Прудках.
Родственники из деревни Белая, откуда происходят предки бабушки, дополнили мою вчерашнюю заметку следующими фактами.

12 июля, в день памяти святых апостолов Петра и Павла, вся деревня выходила гулять на озеро, которое расположено рядом с деревней (и тоже называется Белое). Эта традиция сохранялась даже в 1960-х годах.

28 августа, «Успень день» – другой престольный праздник – тоже почитался особо. В это время любили играть свадьбы.

Наше озеро Белое обладает особой красотой. Предлагаю полюбоваться его фотографиями, сделанными в разное время. Особенно меня завораживают ледяные «цветы».

Первая фотография – Натальи Кабановой, вторая – моя, остальные – Любови Васиной.
Как я упоминал ранее, в Музее Победы на Поклонной горе имеется зал «Лица Победы». Здесь можно обратиться к электронной базе данных участников Великой Отечественной войны и найти там, к примеру, своих родственников. В эту же базу данных можно зайти через сайт с любого компьютера или телефона.

Среди представленных на сайте ветеранов я нашёл почти всех своих «подопечных». Я узнал свои тексты написанные для других проектов (не зря поработал). Видимо, их скопировали сотрудники Музея. Не было тут только информации о моём двоюродном деде Кабанове Иване Ивановиче. Этот пробел я ликвидировал, написав в специальную форму на сайте Музея. Правда, к сожалению, пришлось в три раза сократить исходный текст.

Теперь о Кабанове Иване Ивановиче можно прочитать тут! А, главное, его страница представлена в зале «Лица Победы» Музея Победы.

Ещё на том же сайте я обнаружил две страницы, посвящённых моему родному деду Василию Герасимовичу Овечкину, причём на одной их них информация была в сильно урезанном виде. По этому поводу я тоже написал в Музей. Мне очень быстро ответили и удалили лишнюю страницу.

Прочитать об Овечкине Василии Герасимовиче можно тут.

Все желающие могут легко проверить через сайт, есть ли в базе данных «Лица Победы» информация об их родных, и, в случае отсутствия, добавить её через специальную форму.
Брыкин Бор и «Сон Стеньки Разина»

В прошлые выходные мы посмотрели программу «Ключи Захара» о Степане Разине и узнали, что у Олега Демидова тоже есть предки из Рязанской области. Происходят они из посёлка Брыкин Бор.

По моим ощущениям, больше половины наших соотечественников имеют предков-рязанцев, особенно если учитывать территорию не только нынешней Рязанской области, но и Великого княжества Рязанского, которое включало половину Тульской области и части других областей.

В настоящее время в посёлке Брыкин Бор, расположенном в нижнем течении реки Пры, находятся центральная усадьба Окского биосферного заповедника и Музей Природы.

Помимо информации о происхождении Олега Демидова, в передаче было ещё много интересного. Прослушав её, я заказал сборник текстов песен о Степане Разине. Очень занимательное издание. При первом просмотре я обратил внимание на эволюцию текста песни «Сон Стеньки Разина». Приведу первые строки из самого старого из приведённых вариантов:

Ой, не вечор-то ли, не вечор
Мне малым-мало спалось,
Ой, мне малым-мало спалось,
Во сне виделося:
Ой, будто конь мой вороной
Разыгрался подо мной,
Ой, разыгрался, расплясался
Под удалым добрым молодцом.


Необычно звучит, не так ли? Мелодия, кажется, сильно отличалась.

Из современных вариантов исполнения «Сна...» мне больше всего по душе вариант Кипелова. Когда я регулярно ходил на концерты группы, Валерий Александрович с командой почти каждый раз исполнял эту песню, и она неизменно вызывала горячий отклик у публики. Песню в исполнении Кипелова можно послушать, к примеру, тут.
Получил и прочитал вторую книгу Дмитрия Артиса из серии военно-патриотической прозы для детей, которая называется «Сердце дракона».

Отзыв о первой книге «Как настоящий солдат» можно прочитать здесь.

События повести «Сердце дракона» происходят на Донбассе – на фронте и в прифронтовой полосе, где местные жители налаживают жизнь после укронацистской оккупации.

Вторая книга серии сохранила все достоинства первой. Мальчикам она, наверное, будет даже интереснее, так как здесь описаны боевые действия. Маленькие читатели узнáют про БПЛА, почему на фронте безопаснее всего передвигаться в сумерки и о том, какую роль сыграли трубопроводы в нынешней войне.

«Сердце...» грустнее «Солдатика». Здесь страдают и гибнут в том числе и главные герои.

Юмора в этой повести меньше, по понятным причинам, но он тоже есть. В первой книге нас впечатляли имена и фамилии персонажей. Здесь впечатляют позывные: Длинный, Тишина, Виноватый. Особенно интересным персонажем оказался Унылый. Один раз он испугался и стал пятисотым (значение этого слова, как и других, которые могут быть непонятны детям, объяснено в сноске), а второй раз... Прочитайте!

Взрослые читатели, увидев знакомые по «Дневнику добровольца» названия (Сердце дракона, Отросток), начнут сопоставлять события двух книг и найдут общие моменты. Интересно, когда Дмитрий Артис придумал условное кодовое название «Сердце дракона», у него в голове уже был образ детской книги?..

Ещё отмечу, что даже в маленькой детской повести автор сумел показать боевое братство православных и мусульман.

Отдельно надо сказать об иллюстрациях к книге, поскольку успех детского произведения у «целевой аудитории» едва ли не на половину зависит именно от иллюстраций! Рисунки и оформление и «Сердца...», и «Солдатика» заслуживают всяческих похвал. Они выполнены в лучших традициях детской литературы советского времени.

Дмитрию Артису, художнику Дарье Семёновой и всей команде – низкий поклон за книги!

Я очень рекомендую и детские, и взрослые книги Дмитрия Артиса и буду по мере возможности их распространять.
Из романа Юрия Полякова "Совдетство. Школьные окна" о неизбирательном, небережном по отношению к истории, сносе старого жилья:

"... но зачем трогать стройные особняки с резными балкончиками, ажурными наличниками, затейливыми балясинами, ломаными крышами - настоящие терема из сказки про царя Салтана? Жалко до слëз! И вот ещё интересно: когда я прохожу мимо тех мест, где прежде стояли дома или ветвились деревья, позже срубленные, я их вижу целыми и невредимыми, несмотря на то, что теперь там громоздятся многоэтажки или зарастают крапивой неряшливые пустыри. А пока я их вижу, они не исчезли без следа, окончательно, пока я жив, они существуют, пусть только в моей памяти..."
Лунное затмение в Москве. 7 сентября 2025 года
Поездка в Зарайск

В августе мы съездили в Зарайск. Экскурсия получилась занимательной и информативной.

В Зарайске сохранился каменный кремль, построенный в первой трети XVI века. Это самый маленький каменный кремль из всех. Историки пишут, что подобная конструкция, только выполненная из дерева, была очень любима русскими зодчими, и они возводили её везде: от подмосковной Каширы, соседки Зарайска, и до Аляски.

В зарайском кремле есть музей истории города. Музей очень интересный, как, собственно, и история Зарайска. Причём, она не только интересная, но ещё и очень длинная, почти как история Китая.

Возле северных ворот кремля лежит камень, которым обозначено место раскопок, в ходе которых были обнаружены следы поселения, относившегося к каменному веку. На месте Зарайска люди жили ещё 23 000 лет назад! Тогда здесь была тундра, так как ледник отступил ещё не слишком далеко на север. Местные жители охотились на мамонтов, бизонов, северных оленей. Среди разных вещей, оставленных нам доисторическими людьми в ходе раскопок, была найдена замечательная в своей реалистичности фигурка бизона, вырезанная из кости.

Наши славянские предки жили на территории Зарайска с XII века. Известна легенда из «Повести о разорении Рязани Батыем» о том, как княгиня Евпраксия, жена местного князя Фёдора, сына рязанского князя, узнав о смерти мужа от рук татар, «низринулась» вниз с терема с малолетним сыном Иваном и разбилась (по-древнерусски «заразила себя», «умерла зараз»). От этого и произошло название города Заразска, который постепенно преобразовался в Зарайск.

Кремль в Зарайске был построен при московском князе Василии III, когда произошло окончательное «розмирье» с Крымским ханством. До этого у Руси и Крымского ханства, благодаря тонкой дипломатии московских князей, и, конечно, в связи с наличием общего врага – Большой Орды, были союзнические отношения. Но Крымское ханство победило Большую Орду, объявило себя его преемником и потребовало от Руси признания вассалитета и возобновления выплаты дани, на что Русь, конечно, пойти не могла. Началось более чем двухсотлетнее противостояние.

Русь вынуждена была укреплять свои южные рубежи. Была построена Засечная черта и ряд крепостей, в число которых входили: Зарайск, Коломна, Кашира и т.д.

Оборонное значение Зарайска в той или иной мере сохранялось примерно до середины XVII века. Дальше Зарайск стал купеческим городом. Его кремль ветшал, поскольку государство перестало его ремонтировать. Зато о нëм позаботились зарайские купцы, не пожалев денег на ремонт. Много общественных зданий и церквей было построено на частные деньги. Причëм Зарайску помогали даже московские купеческие семьи, для которых он был колыбелью рода. Среди них, к примеру, известные благотворители и меценаты Бахрушины. Помимо кремлëвского музея, в Зарайске есть Театральный музей имени А.А. Бахрушина.

В Москве на пожертвования Бахрушиных тоже построен ряд зданий. К примеру, известная больница и Храм Василия Исповедника, который я неоднократно упоминал, поскольку в начале XX века в нëм крестили моих двоюродных прабабушек.

В Зарайске, кроме того, имеется Дом-музей скульптора А.С. Голубкиной. Анна Голубкина родилась в Зарайске в купеческой семье и «не порывала с ним связь» всю жизнь. Здесь же похоронена.

Говоря о людях, чьи предки происходили из Зарайска, нельзя не упомянуть Михаила Шолохова. Его предки по мужской линии служили пушкарями в зарайской крепости.

Пушкарская слобода, если судить по названиям улиц, находилась южнее крепости. Юго-западнее располагалась стрелецкая слобода.

Есть в Зарайске ещё один музей, посетив который вы подниметесь над мирской суетой и сможете оценить красоту города во всей еë совокупности. Музей открыт в кирпичной водонапорной башне, построенной в начале прошлого века. На верхнем ярусе находится открытая смотровая площадка, с которой открываются замечательные виды на город и его окрестности.

В последние годы центр Зарайска отремонтировали, теперь он стал хорошо ухоженным, только зелени маловато. Посаженным деревьям ещё расти и расти.
1. Фигурка бизона – произведение неизвестного матера каменного века;
2, 3. Зарайский кремль;
4. Собор Иоанна Предтечи в кремле. Построен на средства Бахрушиных;
5. Никольский собор в кремле. Вокруг него сейчас ремонт;
6. Военный мемориал в начале Красноармейской улицы. За ним – Театральный музей;
7. Красноармейская улица. Справа – музей в бывшей водонапорной башне;
8. Лестница в башне. Проходит вокруг бака, куда накачивалась вода;
9, 10. Виды Зарайска со смотровой площадки