1. Главный усадебный дом;
2. Карамзинский дуб;
3. Главный усадебный дом;
4. В музее;
5. Памятник А.С, Пушкину;
6. Памятник Н.М. Карамзину;
7. Памятник П.А. Вяземскому;
8. В парке;
9. Белки;
10. Пруд.
2. Карамзинский дуб;
3. Главный усадебный дом;
4. В музее;
5. Памятник А.С, Пушкину;
6. Памятник Н.М. Карамзину;
7. Памятник П.А. Вяземскому;
8. В парке;
9. Белки;
10. Пруд.
В прошлые выходные у меня был личный праздник. Я нашёл сведения о своём восьмом пра-семь раз-деде по одной из женских линий. Звали его Илья. Жил он в середине XVIII века, жил в том же селе под названием Богословское-Шушмино, в котором жили мои предки по мужской линии. Служил дьячком в сельской церкви Иоанна Богослова.
Раз служил дьячком, значит был грамотным.
Сейчас остатки села Богословского-Шушмина называются Богослово. Находится этот населённый пункт у самой границы Тульской и Орловской областей в полукилометре от Тульско-Орловской трассы.
Возле этого села была назначена встреча Тургенева и Толстого перед дуэлью, которая, к счастью, не состоялась. Кроме того, через это село проезжала Екатерина II во время путешествия на юг.
Найти сведения о моём предке стало возможно после того, как сканы документов фонда 350 Российского государственного архива древних актов, содержащие первые ревизии (переписи податного населения первых двух третей XVIII века), наконец-то стали доступны для просмотра через интернет на сайте ГИС УИАД (Государственной информационной системы удалённого использования архивных документов). Как это сделать, лучше всего написано в этом канале.
Раз служил дьячком, значит был грамотным.
Сейчас остатки села Богословского-Шушмина называются Богослово. Находится этот населённый пункт у самой границы Тульской и Орловской областей в полукилометре от Тульско-Орловской трассы.
Возле этого села была назначена встреча Тургенева и Толстого перед дуэлью, которая, к счастью, не состоялась. Кроме того, через это село проезжала Екатерина II во время путешествия на юг.
Найти сведения о моём предке стало возможно после того, как сканы документов фонда 350 Российского государственного архива древних актов, содержащие первые ревизии (переписи податного населения первых двух третей XVIII века), наконец-то стали доступны для просмотра через интернет на сайте ГИС УИАД (Государственной информационной системы удалённого использования архивных документов). Как это сделать, лучше всего написано в этом канале.
Прочитал роман Евгения Зубарева «Наш человек в Киеве», написанный в документально-художественном жанре. Действие романа проходит по большей части в Киеве в 2016 году. Российский журналист работает там на полулегальном положении, представляясь сначала болгарским, потом польским корреспондентом.
С тем, что происходило на Донбассе в постмайданные годы, мы по книгам и рассказам очевидцев более или менее знакомы. О ситуации в украинской столице в те же годы мы могли судить только по репортажам СМИ. Роман Евгения Зубарева позволяет взглянуть на происходившее в Киеве изнутри. И читать об этом ничуть не легче, чем про Донбасс. Войны тогда здесь не было, не было налётов авиации и артиллерии. Но, если в книгах о Донбассе, к примеру, у Захара Прилепина в книге «Некоторые не попадут в ад» или у Анны Долгаревой в книге «Я здесь не женщина, я фотоаппарат» описаны люди, которые борются, несмотря на тяжелейшие условия, то абсолютное большинство героев романа Евгения Зубарева – люди проигравшие и сдавшиеся. Причём все они понимают своё положение на том или ином уровне сознания. Об отчаявшихся людях читать не сильно легче, чем о погибших.
Если по жанру роман Зубарева ближе всего к упомянутой выше книге Захара Прилепина, то по содержанию она больше всего мне напомнила «Процесс» Франца Кафки. Только уровень абсурда, насилия и унижения человеческой личности здесь выше децибел на сорок шесть.
Ярким олицетворением описанного в романе служит образ собаки по кличке Бандера, миттельшнауцера, бродящего по киевским улицам с привязанной с помощью желто-голубой ленты жестяной банкой для пожертвований. Внешне собака выглядит скромной попрошайкой, но стоит ей увидеть деньги у кого-то в руках, как она тут же хватает их зубами и убегает. При этом за «свои» деньги собака готова драться. Пожелавшие забраться к ней в банку знакомятся с её зубами.
Вспоминаются «собаки» из композиции “Dogs” группы Pink Floyd:
You have to be trusted by the people that you lie to
So that when they turn their backs on you
You'll get the chance to put the knife in
Пожалуй, большинство описанных в романе киевлян вполне укладывается в концепцию Роджера Уотерса, изложенную в текстах альбома “Animals” группы Pink Floyd. В соответствии с ней люди делятся на три вида животных: собак, свиней и овец. Нацики – собаки, «злочинна влада» – свиньи, остальным достаётся роль овец.
Только два-три из описанных людей не сломались, не приняли на себя роль овец, хотя бы внутренне. Все они, так или иначе, симпатизируют коммунистам и Советскому Союзу. Один из них сказал на прощание главному герою:
«Если ты и дальше будешь таким честным, работящим и порядочным, то после смерти попадёшь в СССР».
Описывая киевский абсурд, автор романа не обошёл вниманием и экзотические представления укронацистов об истории. Кратко они звучат так: «Украина – прабатькивщина людства».
К несчастью, ситуация такова, что приверженность украинцев представлениям об Украине, как о прародине человечества, вполне может сделать её могилой человечества.
Чтобы не заканчивать совсем мрачно, приведём одну шутку из книги. Юмор здесь имеется, но специфический. Так шутят, чтобы не тронуться с тоски.
Если чёрный кот перешёл дорогу туда и обратно, то для того, чтобы понять, отменил он негативное воздействие или удвоил, надо разобраться, какой кот – скалярный или векторный. Если векторный, то отменил, если скалярный, то удвоил. [Напомню, что векторные величины имеют направления действия, а скалярные – нет.]
Шутке добавляет вес тот факт, что её произносит крайне фривольно одетая женщина – преподаватель Международного института глобальных финансовых стратегий, ранее окончившая физико-механический факультет киевского университета. К слову, сам Евгений Львович Зубарев тоже является выпускником физико-механического факультета Ленинградского политехнического института.
С тем, что происходило на Донбассе в постмайданные годы, мы по книгам и рассказам очевидцев более или менее знакомы. О ситуации в украинской столице в те же годы мы могли судить только по репортажам СМИ. Роман Евгения Зубарева позволяет взглянуть на происходившее в Киеве изнутри. И читать об этом ничуть не легче, чем про Донбасс. Войны тогда здесь не было, не было налётов авиации и артиллерии. Но, если в книгах о Донбассе, к примеру, у Захара Прилепина в книге «Некоторые не попадут в ад» или у Анны Долгаревой в книге «Я здесь не женщина, я фотоаппарат» описаны люди, которые борются, несмотря на тяжелейшие условия, то абсолютное большинство героев романа Евгения Зубарева – люди проигравшие и сдавшиеся. Причём все они понимают своё положение на том или ином уровне сознания. Об отчаявшихся людях читать не сильно легче, чем о погибших.
Если по жанру роман Зубарева ближе всего к упомянутой выше книге Захара Прилепина, то по содержанию она больше всего мне напомнила «Процесс» Франца Кафки. Только уровень абсурда, насилия и унижения человеческой личности здесь выше децибел на сорок шесть.
Ярким олицетворением описанного в романе служит образ собаки по кличке Бандера, миттельшнауцера, бродящего по киевским улицам с привязанной с помощью желто-голубой ленты жестяной банкой для пожертвований. Внешне собака выглядит скромной попрошайкой, но стоит ей увидеть деньги у кого-то в руках, как она тут же хватает их зубами и убегает. При этом за «свои» деньги собака готова драться. Пожелавшие забраться к ней в банку знакомятся с её зубами.
Вспоминаются «собаки» из композиции “Dogs” группы Pink Floyd:
You have to be trusted by the people that you lie to
So that when they turn their backs on you
You'll get the chance to put the knife in
Пожалуй, большинство описанных в романе киевлян вполне укладывается в концепцию Роджера Уотерса, изложенную в текстах альбома “Animals” группы Pink Floyd. В соответствии с ней люди делятся на три вида животных: собак, свиней и овец. Нацики – собаки, «злочинна влада» – свиньи, остальным достаётся роль овец.
Только два-три из описанных людей не сломались, не приняли на себя роль овец, хотя бы внутренне. Все они, так или иначе, симпатизируют коммунистам и Советскому Союзу. Один из них сказал на прощание главному герою:
«Если ты и дальше будешь таким честным, работящим и порядочным, то после смерти попадёшь в СССР».
Описывая киевский абсурд, автор романа не обошёл вниманием и экзотические представления укронацистов об истории. Кратко они звучат так: «Украина – прабатькивщина людства».
К несчастью, ситуация такова, что приверженность украинцев представлениям об Украине, как о прародине человечества, вполне может сделать её могилой человечества.
Чтобы не заканчивать совсем мрачно, приведём одну шутку из книги. Юмор здесь имеется, но специфический. Так шутят, чтобы не тронуться с тоски.
Если чёрный кот перешёл дорогу туда и обратно, то для того, чтобы понять, отменил он негативное воздействие или удвоил, надо разобраться, какой кот – скалярный или векторный. Если векторный, то отменил, если скалярный, то удвоил. [Напомню, что векторные величины имеют направления действия, а скалярные – нет.]
Шутке добавляет вес тот факт, что её произносит крайне фривольно одетая женщина – преподаватель Международного института глобальных финансовых стратегий, ранее окончившая физико-механический факультет киевского университета. К слову, сам Евгений Львович Зубарев тоже является выпускником физико-механического факультета Ленинградского политехнического института.
Год назад я приводил отрывок из Книги Иова Ветхого Завета о добыче полезных ископаемых.
Историей металлодобычи и металлообработки, а также их представлением в искусстве, я интересуюсь давно, поэтому я и взял на заметку данный отрывок.
На прошлой неделе, перечитывая главу о поэте Фёдоре Глинке в книге Захара Прилепина «Взвод. Офицеры и ополченцы русской литературы», я обратил внимание, что среди произведений Глинки есть свободное стихотворное изложение той самой Книги Иова.
Вообще, у Глинки много религиозных стихов. Захар Прилепин написал, чтохулиган Пушкин даже называл Глинку «божьей коровкой», однако, стихи его ценил.
Приведу отрывок из Книги Иова о добыче полезных ископаемых в изложении Фёдора Глинки.
Есть место серебру, и злато
Мы плавим из драгих песков;
В земле рождается железо,
Из горных камней плавят медь. –
Безноги вы, драгие камни:
На чем вам бедным избежать
Руки пытливой человека?
Зато зарылись глубоко
Вы, по подгориям, в пещеры…
Но человек следит, следит –
И вас, отшельников, находит,
И вносит розыски и свет
Подземья в мрачные конýры. –
И докопался рудокоп
До потаенных тех заклепов,
Которые преградно свет
От древней тьмы отмежевали
И отделили нас – земных –
От забытых теней подземных:
Оттоль, из нор и тайников,
Журчит ручей металлоносный…
Земля, на коей, вместо риз,
Кипит златое море жатвы,
Внутри изведена огнем.
И там живет, в прохладных гнездах,
Лазурный камень: он скреплен
Златыми блестками. Туда
Стезю нашел землекопатель, –
Стезю, которой не видал
Ни легкий сокол островзорный,
Ни коршун. Той стези не зрел
Ни лев – ревун золотогривый,
Ни чуткий быстроногий пард…
О, чудодеен человек! –
Упорно подрывая горы,
Он подсекает корни скал, –
И с громом рушатся громады,
И тайны гор обнажены! –
Из камней он выводит реки
И запирает бег речной,
И много, многое он знает!!.
«Оттоль, из нор и тайников, журчит ручей металлоносный…», – красиво звучит, не так ли?!
Ещё один очень интересный образ Глинка добавил в исходный текст от себя. «Безноги вы, драгие камни», поэтому приходится вам глубоко зарываться от «руки пытливой человека».
Когда читал, мне представились камни, подобные степным «каменным бабам» с ногами, убегающие от людей. Если бы так было, добыча полезных ископаемых превратилась бы в охоту.
Историей металлодобычи и металлообработки, а также их представлением в искусстве, я интересуюсь давно, поэтому я и взял на заметку данный отрывок.
На прошлой неделе, перечитывая главу о поэте Фёдоре Глинке в книге Захара Прилепина «Взвод. Офицеры и ополченцы русской литературы», я обратил внимание, что среди произведений Глинки есть свободное стихотворное изложение той самой Книги Иова.
Вообще, у Глинки много религиозных стихов. Захар Прилепин написал, что
Приведу отрывок из Книги Иова о добыче полезных ископаемых в изложении Фёдора Глинки.
Есть место серебру, и злато
Мы плавим из драгих песков;
В земле рождается железо,
Из горных камней плавят медь. –
Безноги вы, драгие камни:
На чем вам бедным избежать
Руки пытливой человека?
Зато зарылись глубоко
Вы, по подгориям, в пещеры…
Но человек следит, следит –
И вас, отшельников, находит,
И вносит розыски и свет
Подземья в мрачные конýры. –
И докопался рудокоп
До потаенных тех заклепов,
Которые преградно свет
От древней тьмы отмежевали
И отделили нас – земных –
От забытых теней подземных:
Оттоль, из нор и тайников,
Журчит ручей металлоносный…
Земля, на коей, вместо риз,
Кипит златое море жатвы,
Внутри изведена огнем.
И там живет, в прохладных гнездах,
Лазурный камень: он скреплен
Златыми блестками. Туда
Стезю нашел землекопатель, –
Стезю, которой не видал
Ни легкий сокол островзорный,
Ни коршун. Той стези не зрел
Ни лев – ревун золотогривый,
Ни чуткий быстроногий пард…
О, чудодеен человек! –
Упорно подрывая горы,
Он подсекает корни скал, –
И с громом рушатся громады,
И тайны гор обнажены! –
Из камней он выводит реки
И запирает бег речной,
И много, многое он знает!!.
«Оттоль, из нор и тайников, журчит ручей металлоносный…», – красиво звучит, не так ли?!
Ещё один очень интересный образ Глинка добавил в исходный текст от себя. «Безноги вы, драгие камни», поэтому приходится вам глубоко зарываться от «руки пытливой человека».
Когда читал, мне представились камни, подобные степным «каменным бабам» с ногами, убегающие от людей. Если бы так было, добыча полезных ископаемых превратилась бы в охоту.
Прочитал книгу Рустема Вахитова «Ленин и мы. Разоблачение мифов».
Начиная с 80-х, деятели культуры и представители СМИ взялись за разоблачение советских мифов и «мифов». Доразоблачались до того, что теперь надо разоблачать антисоветские мифы. К сожалению, многие из них за 35…40 лет уже успели внедриться на наши мозги и стать общим местом. Для тех, кто учил историю, начиная с 90-х, в книге Рустема Вахитова будет много сюрпризов. Выяснится, что Владимир Ильич Ленин не был садистом-экспериментатором, не был догматиком, ослеплённым неприменимыми на практике теориями, не был ни русофобом, ни демоном. Он был государственным деятелем планетарного масштаба. Если отказаться от его наследства, то жизнь станет сильно тоскливее.
Можно сразу привести бытовой пример. Сейчас женщины уходят в «декретный отпуск» по беременности. Знаете, когда и кем этот декрет был выпущен? Наверное, догадались.
Восьмичасовой рабочий день, который многим сейчас кажется длинным-предлинным, тоже был введён Лениным. Попробуйте поработать по двенадцать или шестнадцать часов, как наши рабоче-крестьянские предки! Кстати, свой рабочий день руководитель советского государства не нормировал. Во многом, это его здоровье и подорвало.
Бесплатное всеобщее образование и медицина – тоже детище первых лет Советской власти.
Мои дедушки и бабушки смогли получить образование только благодаря Октябрьской революции. В ином случае, буквы, возможно, они бы и узнали, но не более. Мой дед – Кабанов Михаил Иванович – работал директором школы, воевал, остался в армии и дослужился до звания полковника. В царской России ни директором школы, ни полковником он никогда бы не стал. Кстати, его друг-ровесник и односельчанин Тимаков Владимир Дмитриевич стал президентом Академии медицинских наук! Было ли это возможно без Советской власти?! Могу привести и другие примеры, причём тоже среди друзей деда.
Однако вернёмся к книге. Написана она в научно-популярном жанре, читается легко. Можно сказать, хотя она и не художественная, но за развитием сюжета следишь внимательно. Факты, приведённые в книге, при возникновении сомнений нетрудно проверить. К примеру, Ленина ныне часто обвиняют в ненависти к классической русской культуре. Несложно доказать обратное. Посмотрите, к примеру, список памятников деятелям русской культуры, которые предполагалось поставить в соответствии с декретом 1918 года «О монументальной пропаганде». Ленин лично туда вписал имена Толстого, Достоевского, Лермонтова, Пушкина, Гоголя, Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Некрасова, Новикова, Кольцова, Сковороды, Ломоносова, Менделеева, Рублёва, Врубеля, Александра Иванова, Мусоргского, Скрябина. Интересный список, не правда ли?
В книге приведено очень много фактов, подтверждающих, что Ленин изменил жизнь наших предков в лучшую сторону. К примеру, всем известно, что Сталин глубоко вникал в вопросы науки и техники, иначе руководить индустриализацией он просто не смог бы, но основы для индустриализации заложил именно Ленин. Именно ленинский план ГОЭЛРО дал стране энергию.
👇
Начиная с 80-х, деятели культуры и представители СМИ взялись за разоблачение советских мифов и «мифов». Доразоблачались до того, что теперь надо разоблачать антисоветские мифы. К сожалению, многие из них за 35…40 лет уже успели внедриться на наши мозги и стать общим местом. Для тех, кто учил историю, начиная с 90-х, в книге Рустема Вахитова будет много сюрпризов. Выяснится, что Владимир Ильич Ленин не был садистом-экспериментатором, не был догматиком, ослеплённым неприменимыми на практике теориями, не был ни русофобом, ни демоном. Он был государственным деятелем планетарного масштаба. Если отказаться от его наследства, то жизнь станет сильно тоскливее.
Можно сразу привести бытовой пример. Сейчас женщины уходят в «декретный отпуск» по беременности. Знаете, когда и кем этот декрет был выпущен? Наверное, догадались.
Восьмичасовой рабочий день, который многим сейчас кажется длинным-предлинным, тоже был введён Лениным. Попробуйте поработать по двенадцать или шестнадцать часов, как наши рабоче-крестьянские предки! Кстати, свой рабочий день руководитель советского государства не нормировал. Во многом, это его здоровье и подорвало.
Бесплатное всеобщее образование и медицина – тоже детище первых лет Советской власти.
Мои дедушки и бабушки смогли получить образование только благодаря Октябрьской революции. В ином случае, буквы, возможно, они бы и узнали, но не более. Мой дед – Кабанов Михаил Иванович – работал директором школы, воевал, остался в армии и дослужился до звания полковника. В царской России ни директором школы, ни полковником он никогда бы не стал. Кстати, его друг-ровесник и односельчанин Тимаков Владимир Дмитриевич стал президентом Академии медицинских наук! Было ли это возможно без Советской власти?! Могу привести и другие примеры, причём тоже среди друзей деда.
Однако вернёмся к книге. Написана она в научно-популярном жанре, читается легко. Можно сказать, хотя она и не художественная, но за развитием сюжета следишь внимательно. Факты, приведённые в книге, при возникновении сомнений нетрудно проверить. К примеру, Ленина ныне часто обвиняют в ненависти к классической русской культуре. Несложно доказать обратное. Посмотрите, к примеру, список памятников деятелям русской культуры, которые предполагалось поставить в соответствии с декретом 1918 года «О монументальной пропаганде». Ленин лично туда вписал имена Толстого, Достоевского, Лермонтова, Пушкина, Гоголя, Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Некрасова, Новикова, Кольцова, Сковороды, Ломоносова, Менделеева, Рублёва, Врубеля, Александра Иванова, Мусоргского, Скрябина. Интересный список, не правда ли?
В книге приведено очень много фактов, подтверждающих, что Ленин изменил жизнь наших предков в лучшую сторону. К примеру, всем известно, что Сталин глубоко вникал в вопросы науки и техники, иначе руководить индустриализацией он просто не смог бы, но основы для индустриализации заложил именно Ленин. Именно ленинский план ГОЭЛРО дал стране энергию.
👇
👆
Или возьмём мою любимую радиотехнику. Радио, как известно, изобрёл Александр Степанович Попов в 1895 году, были у нас в дореволюционной России и другие изобретатели, но проблема в том, что научные изыскания требуют очень больших материальных вложений, а ещё бóльших материальных вложений требует организация серийного производства продукции. До революции изделия радиотехники предпочитали покупать на западе. Так было проще. А после революции произошёл взрывной рост радиотехники в нашей стране, произошёл благодаря вниманию к ней представителей власти и лично Ленина.
Приведу отрывок из письма Владимира Ильича Ленина Михаилу Александровичу Бонч-Бруевичу – организатору Нижегородской радиофизической лаборатории:
«Пользуюсь случаем, чтобы выразить Вам глубокую благодарность и сочувствие по поводу большой работы радиоизобретений, которую Вы делаете. Газета без бумаги и “без расстояний”, которую вы создаете, будет великим делом. Всяческое и всемерное содействие обещаю Вам оказывать этой и подобным работам».
Нижегородская радиолаборатория очень много дала нашей стране. В Нижнем Новгороде до сих пор сосредоточено немалое число важных радиотехнических предприятий, хотя 90-е их и сильно потрепали. Я сам десятки раз ездил туда в командировки по разным вопросам.
Деятельность Ленина оказала влияние не только на Россию, но и на весь мир. Про коммунистические Китай и КНДР и их отношение к нам сейчас уже почти все узнали. А что там с Африкой?
В книге упомянуто, что в 1920 году ещё не оправившийся от ранения Ленин очень заинтересовался первым африканским коммунистом, приехавшим на конгресс Коминтерна, и потребовал срочно предоставить его доклад.
Автор приводит несколько примеров африканских стран, выбравших социалистический путь развития. Наиболее подробно он описывает Эфиопию и Танзанию. На «черном континенте» работали более восьми тысяч советских советников, причём это были не только военные, но и специалисты очень разных профилей. Именно в Эфиопии и Танзании бывал один из моих старших родственников.
Пример Танзании, вообще, необыкновенно впечатляет. Более двадцати лет ею руководил Джулиус Ньерере. Он строил социализм с опорой на африканскую крестьянскую общину. Под его руководством были национализированы банки, плантации, предприятия, проведена коллективизация. Ньерере объявил землю и воду общей собственностью. До его прихода к власти в стране было всего два инженера и двенадцать медиков из местных! Через пятнадцать лет по числу педагогов и медиков Танзания превосходила все страны Африки к югу от экватора. В стране было введено всеобщее семилетнее образование. При этом удалось обойтись без массовых репрессий на этической или религиозной почве. Богатств Ньерере не скопил. После ухода в отставку занимался крестьянским трудом. Созданная им партия до сих пор правит страной.
Снова вернёмся к Ленину. Автор не идеализирует его личность. Он прямо пишет о том, что у православных может быть много претензий к Ленину, как к воинствующему атеисту. Но не надо все грехи перекладывать исключительно на Ленина.
Квазирелигиозный культ личности Ленина тоже ставят ему в упрёк. Однако, сам Ленин, будучи противником любых культов, при жизни всячески противился собственному возвеличиванию.
Я понимаю, что после каждого абзаца книги Рустема Вахитова или моего текста можно поставить запятую, написать: «Зато…», – и дальше начать перечисление всего негатива, который принесли Советская власть и Ленин. Проблема в том, что современные антисоветчики убеждают всех, что большевики принесли стране только плохое. Это, простите, действительности не соответствует.
Автор, кстати говоря, уделил много внимания разбору альтернативных вариантов развития истории без Ленина и большевиков. Прочитайте, и будете очень рады, что история сложилась именно так, как сложилась.
Или возьмём мою любимую радиотехнику. Радио, как известно, изобрёл Александр Степанович Попов в 1895 году, были у нас в дореволюционной России и другие изобретатели, но проблема в том, что научные изыскания требуют очень больших материальных вложений, а ещё бóльших материальных вложений требует организация серийного производства продукции. До революции изделия радиотехники предпочитали покупать на западе. Так было проще. А после революции произошёл взрывной рост радиотехники в нашей стране, произошёл благодаря вниманию к ней представителей власти и лично Ленина.
Приведу отрывок из письма Владимира Ильича Ленина Михаилу Александровичу Бонч-Бруевичу – организатору Нижегородской радиофизической лаборатории:
«Пользуюсь случаем, чтобы выразить Вам глубокую благодарность и сочувствие по поводу большой работы радиоизобретений, которую Вы делаете. Газета без бумаги и “без расстояний”, которую вы создаете, будет великим делом. Всяческое и всемерное содействие обещаю Вам оказывать этой и подобным работам».
Нижегородская радиолаборатория очень много дала нашей стране. В Нижнем Новгороде до сих пор сосредоточено немалое число важных радиотехнических предприятий, хотя 90-е их и сильно потрепали. Я сам десятки раз ездил туда в командировки по разным вопросам.
Деятельность Ленина оказала влияние не только на Россию, но и на весь мир. Про коммунистические Китай и КНДР и их отношение к нам сейчас уже почти все узнали. А что там с Африкой?
В книге упомянуто, что в 1920 году ещё не оправившийся от ранения Ленин очень заинтересовался первым африканским коммунистом, приехавшим на конгресс Коминтерна, и потребовал срочно предоставить его доклад.
Автор приводит несколько примеров африканских стран, выбравших социалистический путь развития. Наиболее подробно он описывает Эфиопию и Танзанию. На «черном континенте» работали более восьми тысяч советских советников, причём это были не только военные, но и специалисты очень разных профилей. Именно в Эфиопии и Танзании бывал один из моих старших родственников.
Пример Танзании, вообще, необыкновенно впечатляет. Более двадцати лет ею руководил Джулиус Ньерере. Он строил социализм с опорой на африканскую крестьянскую общину. Под его руководством были национализированы банки, плантации, предприятия, проведена коллективизация. Ньерере объявил землю и воду общей собственностью. До его прихода к власти в стране было всего два инженера и двенадцать медиков из местных! Через пятнадцать лет по числу педагогов и медиков Танзания превосходила все страны Африки к югу от экватора. В стране было введено всеобщее семилетнее образование. При этом удалось обойтись без массовых репрессий на этической или религиозной почве. Богатств Ньерере не скопил. После ухода в отставку занимался крестьянским трудом. Созданная им партия до сих пор правит страной.
Снова вернёмся к Ленину. Автор не идеализирует его личность. Он прямо пишет о том, что у православных может быть много претензий к Ленину, как к воинствующему атеисту. Но не надо все грехи перекладывать исключительно на Ленина.
Квазирелигиозный культ личности Ленина тоже ставят ему в упрёк. Однако, сам Ленин, будучи противником любых культов, при жизни всячески противился собственному возвеличиванию.
Я понимаю, что после каждого абзаца книги Рустема Вахитова или моего текста можно поставить запятую, написать: «Зато…», – и дальше начать перечисление всего негатива, который принесли Советская власть и Ленин. Проблема в том, что современные антисоветчики убеждают всех, что большевики принесли стране только плохое. Это, простите, действительности не соответствует.
Автор, кстати говоря, уделил много внимания разбору альтернативных вариантов развития истории без Ленина и большевиков. Прочитайте, и будете очень рады, что история сложилась именно так, как сложилась.
Прочитал книгу военного корреспондента команды WarGonzo Дмитрия Селезнёва «Смерть в июле и всегда в Донецке».
Дмитрий Селезнёв работает на Донбассе с самого начала СВО. Книга состоит из отдельных журналистских заметок разного объёма и жанра, составляющих в совокупности историческое описание жизни на Донбассе и, в особенности, в Донецке с зимы 2022 года.
Значительную часть книги я бы отнёс к жанру «военного путеводителя». Здесь очень подробно описаны дороги в столице ДНР и вокруг неё, упоминаются основные гостиницы, рестораны и кафе Донецка. Среди военных «достопримечательностей» описаны, к примеру, бывшая база ЧВК «Вагнер» и терриконы.
Кстати, по поводу терриконов автор пишет, что некоторые из них в советское время специально озеленяли. Прочитав это, я вспомнил про Романцевские Горы. Здесь терриконы оставленного Подмосковного угольного бассейна озеленила сама природа. Люди обратили внимание на необычный для Тульской области ландшафт и стали купаться в затопленных карьерах. Сейчас тут известная рекреационная зона. Оказывается, даже разрушенный добычей полезных ископаемых ландшафт может со временем стать привлекательным местом отдыха.
Однако вернёмся к книге Дмитрия Селезнёва. Если эта война когда-нибудь кончится, то его книга может стать военно-историческим путеводителем по героическому Донбассу и близлежащим областям.
Впрочем, по поводу сроков окончания войны автор оптимизма не испытывает. В начале книги он приводит одну из ранних заметок, где с горькой иронией замечает: «Мы рассчитывали на маленькую победоносную войну, а специальная военная операция длится уже месяц». Ближе к концу книги можно прочитать другое: «СВО, которую планировали завершить в течение нескольких недель, не завершилась. И, скорее всего, никогда не завершится...».
Язык у Дмитрия Селезнёва очень яркий, многие его слова запоминаются, многие фразы похожи на пословицы:
– летательно-летальный аппарат;
– фронт и фронтир (о Донбассе);
– орки спускаются с горки;
– стоят в защите, как броненосцы в потëмках;
– пешим беспорядком идут куда-то по своим делам бойцы с калашами.
Вероятно, некоторые из приведённых фраз могли прийти в голову и другим людям, но они точно не стали избитыми и очень оживляют книгу.
Как вы поняли по цитатам, в книге присутствует много горькой иронии и мрачного юмора. Особенно запоминается рассказ про жар-птицу! Прочитав его, описанные картины леса под Красным Лиманом и его обитателей вы не забудете никогда.
Однако юмор здесь, конечно же, не основная, а побочная составляющая, способ выжить в реальности, в которой смерть постоянно находится рядом. Эта книга – памятник нашим героическим бойцам и мирным жителям Донбасса.
Процитирую слова Дмитрия Селезнёва об интенсивности боевых действий и о вере в Бога: «Я, человек прежде всего математического склада ума, находясь уже долгие годы в военной обстановке, могу точно утверждать, что если бы не работа персональных ангелов-хранителей, приставленных к каждой душе при рождении, то по всем статистическим и математическим законам все бы здесь уже давно поубивали друг друга».
Книга своевременная, полезная и читать её интересно, но лёгкой её, конечно, не назовёшь. Война – есть война, а укронацисты – есть укронацисты. Про 2014 год автор пишет: «Тогда ещё некоторые украинские военные колебались, совершать им военные преступления или нет». А после, Донецк обстреливался так долго и так интенсивно, и столько погибло его жителей разных возрастов и статусов, что он фактически стал городом-мемориалом!
P. S. Интересно, что рассказ о «президентском чуде» я читал именно 7 октября – в день рождения нашего президента.
И ещё для рязанцев отмечу, что презентация книги Дмитрия Селезнёва в Рязани запланирована на 10 октября и пройдет в библиотеке им. Горького.
Дмитрий Селезнёв работает на Донбассе с самого начала СВО. Книга состоит из отдельных журналистских заметок разного объёма и жанра, составляющих в совокупности историческое описание жизни на Донбассе и, в особенности, в Донецке с зимы 2022 года.
Значительную часть книги я бы отнёс к жанру «военного путеводителя». Здесь очень подробно описаны дороги в столице ДНР и вокруг неё, упоминаются основные гостиницы, рестораны и кафе Донецка. Среди военных «достопримечательностей» описаны, к примеру, бывшая база ЧВК «Вагнер» и терриконы.
Кстати, по поводу терриконов автор пишет, что некоторые из них в советское время специально озеленяли. Прочитав это, я вспомнил про Романцевские Горы. Здесь терриконы оставленного Подмосковного угольного бассейна озеленила сама природа. Люди обратили внимание на необычный для Тульской области ландшафт и стали купаться в затопленных карьерах. Сейчас тут известная рекреационная зона. Оказывается, даже разрушенный добычей полезных ископаемых ландшафт может со временем стать привлекательным местом отдыха.
Однако вернёмся к книге Дмитрия Селезнёва. Если эта война когда-нибудь кончится, то его книга может стать военно-историческим путеводителем по героическому Донбассу и близлежащим областям.
Впрочем, по поводу сроков окончания войны автор оптимизма не испытывает. В начале книги он приводит одну из ранних заметок, где с горькой иронией замечает: «Мы рассчитывали на маленькую победоносную войну, а специальная военная операция длится уже месяц». Ближе к концу книги можно прочитать другое: «СВО, которую планировали завершить в течение нескольких недель, не завершилась. И, скорее всего, никогда не завершится...».
Язык у Дмитрия Селезнёва очень яркий, многие его слова запоминаются, многие фразы похожи на пословицы:
– летательно-летальный аппарат;
– фронт и фронтир (о Донбассе);
– орки спускаются с горки;
– стоят в защите, как броненосцы в потëмках;
– пешим беспорядком идут куда-то по своим делам бойцы с калашами.
Вероятно, некоторые из приведённых фраз могли прийти в голову и другим людям, но они точно не стали избитыми и очень оживляют книгу.
Как вы поняли по цитатам, в книге присутствует много горькой иронии и мрачного юмора. Особенно запоминается рассказ про жар-птицу! Прочитав его, описанные картины леса под Красным Лиманом и его обитателей вы не забудете никогда.
Однако юмор здесь, конечно же, не основная, а побочная составляющая, способ выжить в реальности, в которой смерть постоянно находится рядом. Эта книга – памятник нашим героическим бойцам и мирным жителям Донбасса.
Процитирую слова Дмитрия Селезнёва об интенсивности боевых действий и о вере в Бога: «Я, человек прежде всего математического склада ума, находясь уже долгие годы в военной обстановке, могу точно утверждать, что если бы не работа персональных ангелов-хранителей, приставленных к каждой душе при рождении, то по всем статистическим и математическим законам все бы здесь уже давно поубивали друг друга».
Книга своевременная, полезная и читать её интересно, но лёгкой её, конечно, не назовёшь. Война – есть война, а укронацисты – есть укронацисты. Про 2014 год автор пишет: «Тогда ещё некоторые украинские военные колебались, совершать им военные преступления или нет». А после, Донецк обстреливался так долго и так интенсивно, и столько погибло его жителей разных возрастов и статусов, что он фактически стал городом-мемориалом!
P. S. Интересно, что рассказ о «президентском чуде» я читал именно 7 октября – в день рождения нашего президента.
И ещё для рязанцев отмечу, что презентация книги Дмитрия Селезнёва в Рязани запланирована на 10 октября и пройдет в библиотеке им. Горького.
О старушках и письмах
Лет двадцать назад я слышал, как одна старушка просила в регистратуре поликлиники дать ей талон к «врачу сахарному». Этот случай сразу пришёл мне в голову, когда я увидел название книги архимандрита Саввы (Мажуко) «Сахарные старушки».
О трёх книгах отца Саввы я написал ещё в июне. С тех пор прочитал все остальные его книги. И все готов порекомендовать к прочтению.
Уже не за горами Рождественский пост, и лучшему осознанию его смысла очень поможет книга «Приближается Христос. Рождественские письма». Архимандрит Савва рассматривает здесь очень разные аспекты поста, начиная с «вечных» : «Что можно есть? И почему?» Дальше он переходит к существенно более важным темам.
Для чтения в главный – Великий пост отец Савва тоже написал специальную книгу – «Неизбежность Пасхи. Великопостные письма». Рискну предположить, что у читающих эту книгу в Святую Четыредесятницу плоды аскетических усилий будут обильнее.
Среди книг архимандрита-писателя особняком стоят две: «О пользе вреда» и уже упомянутые ранее «Сахарные старушки». Эти книжки целиком состоят из шуточных, подчас абсурдных, историй. Кажется, что их написал Даниил Хармс, ставший православным монахом, да простят мне такое сравнение. У Хармса были выпадающие старушки, а у отца Саввы – сахарные. Юмор и ирония отца Саввы созидательны!
Лет двадцать назад я слышал, как одна старушка просила в регистратуре поликлиники дать ей талон к «врачу сахарному». Этот случай сразу пришёл мне в голову, когда я увидел название книги архимандрита Саввы (Мажуко) «Сахарные старушки».
О трёх книгах отца Саввы я написал ещё в июне. С тех пор прочитал все остальные его книги. И все готов порекомендовать к прочтению.
Уже не за горами Рождественский пост, и лучшему осознанию его смысла очень поможет книга «Приближается Христос. Рождественские письма». Архимандрит Савва рассматривает здесь очень разные аспекты поста, начиная с «вечных» : «Что можно есть? И почему?» Дальше он переходит к существенно более важным темам.
Для чтения в главный – Великий пост отец Савва тоже написал специальную книгу – «Неизбежность Пасхи. Великопостные письма». Рискну предположить, что у читающих эту книгу в Святую Четыредесятницу плоды аскетических усилий будут обильнее.
Среди книг архимандрита-писателя особняком стоят две: «О пользе вреда» и уже упомянутые ранее «Сахарные старушки». Эти книжки целиком состоят из шуточных, подчас абсурдных, историй. Кажется, что их написал Даниил Хармс, ставший православным монахом, да простят мне такое сравнение. У Хармса были выпадающие старушки, а у отца Саввы – сахарные. Юмор и ирония отца Саввы созидательны!
Книги архимандрита Саввы содержат в тексте ценные рекомендации для душеполезного чтения. К примеру, именно в его книге я прочитал о стихотворении поэта Якова Полонского «Бэда-проповедник». Этим стихотворением я хотел бы поделиться, но сначала приведу краткую справку.
Святой Беда Достопочтенный жил в конце VII - начале VIII века. Подвизался он в бенедиктинском монастыре Петра и Павла, расположенном в англосаксонском королевстве Нортумбрия (ныне город Джарроу на северо-востоке Англии).
Беда Достопочтенный написал более 40 трудов по богословию, риторике, грамматике и другим вопросам. Среди них – «Церковная история народа англов». Благодаря этому произведению его любят упоминать в учебниках по английскому языку в качестве первого английского историка.
В конце жизни Беда Достопочтенный заболел, но не оставил учёных занятий и посещал все богослужения.
Святой Беда Достопочтенный жил в конце VII - начале VIII века. Подвизался он в бенедиктинском монастыре Петра и Павла, расположенном в англосаксонском королевстве Нортумбрия (ныне город Джарроу на северо-востоке Англии).
Беда Достопочтенный написал более 40 трудов по богословию, риторике, грамматике и другим вопросам. Среди них – «Церковная история народа англов». Благодаря этому произведению его любят упоминать в учебниках по английскому языку в качестве первого английского историка.
В конце жизни Беда Достопочтенный заболел, но не оставил учёных занятий и посещал все богослужения.
Яков Полонский
Бэда-проповедник
Был вечер; в одежде, измятой ветрами,
Пустынной тропою шел Бэда слепой;
На мальчика он опирался рукой,
По камням ступая босыми ногами, —
И было всё глухо и дико кругом,
Одни только сосны росли вековые,
Одни только скалы торчали седые,
Косматым и влажным одетые мхом.
Но мальчик устал; ягод свежих отведать,
Иль просто слепца он хотел обмануть:
«Старик! — он сказал, — я пойду отдохнуть;
А ты, если хочешь, начни проповедать:
С вершин увидали тебя пастухи…
Какие-то старцы стоят на дороге…
Вон жёны с детьми! говори им о Боге,
О Сыне, распятом за наши грехи».
И старца лицо просияло мгновенно;
Как ключ, пробивающий каменный слой,
Из уст его бледных живою волной
Высокая речь потекла вдохновенно —
Без веры таких не бывает речей!..
Казалось — слепцу в славе небо являлось;
Дрожащая к небу рука поднималась,
И слёзы текли из потухших очей.
Но вот уж сгорела заря золотая
И месяца бледный луч в горы проник,
В ущелье повеяла сырость ночная,
Был вечер; в одежде, измятой ветрами,
Пустынной тропою шел Бэда слепой;
И вот, проповедуя, слышит старик —
Зовёт его мальчик, смеясь и толкая:
«Довольно!.. пойдём!.. Никого уже нет!»
Замолк грустно старец, главой поникая.
Но только замолк он — от края до края:
«Аминь!» — ему грянули камни в ответ.
<1841>
Бэда-проповедник
Был вечер; в одежде, измятой ветрами,
Пустынной тропою шел Бэда слепой;
На мальчика он опирался рукой,
По камням ступая босыми ногами, —
И было всё глухо и дико кругом,
Одни только сосны росли вековые,
Одни только скалы торчали седые,
Косматым и влажным одетые мхом.
Но мальчик устал; ягод свежих отведать,
Иль просто слепца он хотел обмануть:
«Старик! — он сказал, — я пойду отдохнуть;
А ты, если хочешь, начни проповедать:
С вершин увидали тебя пастухи…
Какие-то старцы стоят на дороге…
Вон жёны с детьми! говори им о Боге,
О Сыне, распятом за наши грехи».
И старца лицо просияло мгновенно;
Как ключ, пробивающий каменный слой,
Из уст его бледных живою волной
Высокая речь потекла вдохновенно —
Без веры таких не бывает речей!..
Казалось — слепцу в славе небо являлось;
Дрожащая к небу рука поднималась,
И слёзы текли из потухших очей.
Но вот уж сгорела заря золотая
И месяца бледный луч в горы проник,
В ущелье повеяла сырость ночная,
Был вечер; в одежде, измятой ветрами,
Пустынной тропою шел Бэда слепой;
И вот, проповедуя, слышит старик —
Зовёт его мальчик, смеясь и толкая:
«Довольно!.. пойдём!.. Никого уже нет!»
Замолк грустно старец, главой поникая.
Но только замолк он — от края до края:
«Аминь!» — ему грянули камни в ответ.
<1841>
От британского Дона до русского Гогланда
В городе Джарроу на территории бывшего монастыря Петра и Павла, где подвизался упомянутый вчера Беда Достопочтенный, ныне расположен музей. А ещё в этом же городке в реку Тайн впадает река Дон. В Англии, кстати, есть, как минимум, ещё один Дон, и в Шотландии тоже есть.
Подозреваю, что у британских Донов такие же древние языковые корни, как и у нашего, о чëм я упоминал здесь.
Если есть Дон, должны быть и казаки.
На верфях в низовьях реки Тайн в конце XIX века по заказу российского правительства был построен первый мире ледокол арктического класса, названный ... «Ермак».
Инициатором строительства «Ермака» выступил адмирал Степан Осипович Макаров. Он, вообще, много сделал для развития русского флота. В частности, именно ему мы обязаны внедрением радиосвязи на флоте.
Зимой 1899-1900 годов ледокол «Ермак» принимал участие в спасении броненосца «Генерал-адмирал Апраксин», севшего на мель у острова Гогланд. Именно в ходе этой операции изобретатель радио Александр Степанович Попов с Петром Николаевичем Рыбкиным впервые в мире организовали линию радиосвязи, имеющую практическое значение, на расстоянии 47 км. Используемое оборудование было изготовлено французской фирмой Дюкрете, с которой сотрудничал Попов. [Во Франции, между прочим, тоже есть река Дон].
В царской России была наука и были изобретатели, но промышленность была развита очень слабо.
При Советской власти и ледоколы и радиоаппаратуру мы научились строить сами. Доверять производство британцам и французам, как минимум, легкомысленно, несмотря на общие индоевропейские корни.
К сожалению, в постсоветское время независимость от иностранных комплектующих была во многом утрачена. К счастью, сейчас делаются шаги обратно в направлении независимости.
Ледокол «Ермак»
Платунов М.Г. Первое полярное плавание ледокола Ермак. 1954
Татарников Г.П. Первая радиостанция на острове Гогланд. 1953
Подковырин В.Ф. Копия картины Сорокина И.С. «Попов демонстрирует адмиралу Макарову первую в мире радиоустановку». 1950-е
В городе Джарроу на территории бывшего монастыря Петра и Павла, где подвизался упомянутый вчера Беда Достопочтенный, ныне расположен музей. А ещё в этом же городке в реку Тайн впадает река Дон. В Англии, кстати, есть, как минимум, ещё один Дон, и в Шотландии тоже есть.
Подозреваю, что у британских Донов такие же древние языковые корни, как и у нашего, о чëм я упоминал здесь.
Если есть Дон, должны быть и казаки.
На верфях в низовьях реки Тайн в конце XIX века по заказу российского правительства был построен первый мире ледокол арктического класса, названный ... «Ермак».
Инициатором строительства «Ермака» выступил адмирал Степан Осипович Макаров. Он, вообще, много сделал для развития русского флота. В частности, именно ему мы обязаны внедрением радиосвязи на флоте.
Зимой 1899-1900 годов ледокол «Ермак» принимал участие в спасении броненосца «Генерал-адмирал Апраксин», севшего на мель у острова Гогланд. Именно в ходе этой операции изобретатель радио Александр Степанович Попов с Петром Николаевичем Рыбкиным впервые в мире организовали линию радиосвязи, имеющую практическое значение, на расстоянии 47 км. Используемое оборудование было изготовлено французской фирмой Дюкрете, с которой сотрудничал Попов. [Во Франции, между прочим, тоже есть река Дон].
В царской России была наука и были изобретатели, но промышленность была развита очень слабо.
При Советской власти и ледоколы и радиоаппаратуру мы научились строить сами. Доверять производство британцам и французам, как минимум, легкомысленно, несмотря на общие индоевропейские корни.
К сожалению, в постсоветское время независимость от иностранных комплектующих была во многом утрачена. К счастью, сейчас делаются шаги обратно в направлении независимости.
Ледокол «Ермак»
Платунов М.Г. Первое полярное плавание ледокола Ермак. 1954
Татарников Г.П. Первая радиостанция на острове Гогланд. 1953
Подковырин В.Ф. Копия картины Сорокина И.С. «Попов демонстрирует адмиралу Макарову первую в мире радиоустановку». 1950-е