плодотворные дебютные идеи – Telegram
плодотворные дебютные идеи
283 subscribers
403 photos
18 videos
2 files
359 links
Социологический шитпостинг.

Подписывайтесь на мой основной канал: @low_theory
Download Telegram
Подумал, что в новых профессиональных группах культивируются по сути те же самые навыки, которые нужны для активизма.

В профессиональных сферах, которые можно отнести к постфордистскому "сектору", важное место занимают разного рода мягкие навыки: мышление out of the box и креативности, умение брать и давать фидбек, навыки коммуникации, организации своей деятельности, работа в команде и др. Все эти требования обусловлены чисто экономическими потребностями, которые в свою очередь тащат за собой изменения в характере труда.

При этом почти такой же список компетенций можно увидеть и в программах неформального образования для общественных активистов. Разница только в том, что здесь эти их предполагается использовать для создания низовых сообществ, образовательных инициатив, проведения политических акций и т.п.

Добавить сюда, что и многие hard skills из новых сфер тоже связаны с активизмом. Сложно придумать как приложить в активизме навыки кирпичной кладки, а вот логисты, дизайнеры и создатели приложений очень нужны.

Конечно эта структурная близость необходимых навыков в обоих сферах не случайна. Неолиберальные бизнес-модели (как пресловутые платформы) поощряют что-то вроде самоорганизации, чтобы сократить расходы на управленческую бюрократию. Новые формы в свою очередь уже требуют от человека не просто выполнения функции, а вовлечения как личность, включая социальные навыки.

Вероятно от технологических изменений нельзя просто так отмахнуться и они так или иначе будут менять беларускую экономику и постиндустриалистские "сектора" продолжат развиваться. Это значит, что по крайне мере в аспекте необходимых для активизма навыков потенциал для движения сопротивления будет сохраняться и, вероятно, расти.
👍3
Впечатления о книге Габриэля Куна "Постанархизм без розовых очков"

Дочитал книгу и чувствую себя разочарованным. По сути из всего текста по-настоящему сильными мне показались только две идеи, а в целом книга скорее защищает постанархизм, чем критикует его.

Записал впечатления от прочитанного тут:
https://telegra.ph/Vpechatelnie-o-knige-Gabrielya-Kuna-Postanarhizm-bez-rozovyh-ochkov-08-27
👍6🤔1🙊1
Сьогодні уродини Івана Франка, постаті усім відомої і шанованої, але зовсім не простої.

Я хочу звернути вашу увагу, шановне підписництво, на одну з його заслуг. Поки що недостатньо оцінену.

Назагал вважається, що першим у світі твором у жанрі «пролетарського роману» є «Жерміналь» Еміля Золя, опублікований 1885 р. Пролетарський роман описує життя простих людей (в умовах індустріалізації, а отже і пролетарізації), а не еліти, його складність та неоднозначність. І дія відбувається на фоні соціяльного конфлікту. Сьогодні це здається нам чимось звичним і типовим, присутнім усюди, але так було не завжди.

Франкова повість (хоча подекуди автор називав це романом) «Борислав сміється» друкувалася частинами у журналі «Світ» у 1881-1882 рр. І це повноцінний і дуже вишуканий «пролетарський роман», дія якого відбувається у тогочасному Австро-Угорському донбасі - Галичині.

Головні герої - селяни, що стають тимчасовими робітниками кустарного нафтовидобування у Бориславі (типу як сьогодні курʼєри чи таксисти, що працюють на агрегаторах); бізнесмени-стартапери, технологічні візіонери, креативний клас, що вибудовує екосистему для бізнесу. Це якщо вживати сучасну термінологію)

Роман, хоч і не закінчений, але був надрукований на кілька років раніше за «Жерміналь». І я впевнений, що Франко і Золя не «списували» одне в одного. Просто ідея того, що «брудне» життя звичайної людини варте літературного опису, вже достигла. Але так чи інакше, Франко був формально першим.

Коли ми кажемо «Слава Україні!», як хочемо прославити її? Я пропоную прочитати цей видатний твір. А також поговорити про нього з друзями з-за кордону. Розповісти їм про першість Франка, його громадський і літературний спадок, а також запропонувати і їм почитати «Борислав сміється». Це буде гідний славень.
👍1
Что думаете, имеет смысл?
Концепт "изобретение традиции" в исследованиях беларуского национализма

Создатель этого термина Эрик Хобсбаум называет изобретенными традициями фиктивно связанные с историческим прошлым повторяющиеся ритуальные и символические практики [1].

Традиции выполняют три функции:
- Устанавливают и символизируют социальные связи и принадлежность к социальной группе.
- Легитимируют разницу в статусах и властные отношения.
- Социализируют индивидов, закрепляя в их сознании представления, нормы и ценности.

Примеры традиций, имеющих национальные коннотации: празднование Купалья, просмотр обращения президента на Новый год, необходимость вставать при прослушивании гимна в определенных ситуациях.

Такое определение Хобсбаума полезно для исследований национализма тем, что добавляет в них новое измерение. Обычно беларускую нацию исследуют с точки зрения представлений людей [2, 3]: кем они себя считают, как относятся к языку, с чем ассоциируют беларускость и др. То есть изучаются аспекты, которые можно отнести к общественному сознанию. Анализ традиций добавляет сюда аспект практики: не только что думают, но и что делают люди.

В этом смысле исследование, охватывающее как сознание, так и поведение оказывается более системным и потенциально ведет к более интересным инсайтам. Например, еще со времен Дюркгейма известно, что ритуалы - важные способы культивации общих представлений. Поэтому проанализировав статистические эффекты определенных ритуалов на национальную идентичность или политическую позицию можно понять как к ним относиться.

К тому же, распространенные в Беларуси ритуалы с национальными коннотациями довольно легко раскладываются по главным национальным проектам. Например, можно предположить, что празднование 9 мая или просмотр обращений Лукашенко на Новый год могут быть связаны с российско-советским национальным проектом. В то время как почтение жертв Чернобыльской катастрофы или чтение национальной литературы могут соотноситься с национально-романтическим проектом. Традиции вроде Купалья, Радуницы и празднования 1 мая более сложные, но вероятно не будут коррелировать с приверженностью национальным проектам. Поэтому даже простой анализ распространенности и взаимопересечений различных ритуалов может многое сказать о приверженность людей тем или иным национальным проектам.

Таким образом, включение анализа "изобретенных традиций" - это одна из потенциальных точек роста для исследований беларуского национализма.

______________

1 Хобсабум, Э. Изобретение традиций / Вестник Евразии, 2000.

2 Беларуская ідэнтычнасць як асабісты набытак / Народнае апытанне, 2023.

3 Беларуская национальная идентичность в 2022 году / Филипп Биканов, 2022.
До 2020, когда я еще учился в универе, мы с соратниками и соратницами открыли в Минске анархистский кооператив "Листовка". Это была оперативная полиграфия, то есть мы занимались печатью брошюр, стикеров, флаеров, открыток и т.п. Естественно, после подавления революции пришлось закрыться, но мы успели оставить след в беларуском протестном самиздате. Вот таким образом я оказался в материале Медиазоны про самиздат, где рассказал в двух словах чем мы занимались в Листовке в 2020 году: https://mediazona.by/article/2023/08/29/samizdat
🔥71
Forwarded from NEXTA Live
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Появилось видео того, как полицейский застрелил мужчину в Днепре.

@nexta_live
😡3😢1
Агнес Каллар "Против путешествий" - https://centerforpoliticsanalysis.ru/position/read/id/protiv-puteshestvij

Замечательное эссе о путешествиях. По пафосу чем-то напоминает манифест Боба Блэка "Упразднение работы", хотя и без аналогичной глубины. Вот несколько цитат:

В свой стране или за рубежом человек старается избегать «туристических» мероприятий. «Туризмом» мы называем путешествия, когда ими занимаются другие люди.

Если вы собираетесь увидеть то, что не цените и не собираетесь ценить, то вы не делаете ничего особенного, кроме разве что перемещения. [...] Своеобразная рациональность туристов позволяет им руководствоваться как желанием сделать то, что они должны сделать в том или ином месте, так и желанием избежать именно того, что они должны сделать. [...] смысл путешествия в том, чтобы вырваться из рамок повседневной жизни. Но если вы обычно избегаете музеев, а тут вдруг решили посетить их с целью испытать перемены, что вы скажете о картинах?

Турист [...] перепоручает подтверждение своего опыта [...] открыткам, традиционным представлениям о том, что можно и чего нельзя делать в том или ином месте. [...] подобная «открытость опыту» как раз и делает туриста неспособным к опыту.

Проблема состоит [...] в дегуманизирующем эффекте самих путешествий, в результате которых турист оказывается среди людей, к которым вынужден относиться как зритель.

Самый важный факт о туризме заключается в следующем: мы уже знаем, какими мы будем, когда вернемся. [...] Если вы думаете, что к вам это не относится - что ваши путешествия волшебны и осмысленны, что они оказывают влияние на ваши ценности, расширяют кругозор, делают вас настоящим гражданином мира и т.д., - учтите, что этот феномен нельзя оценить от первого лица. [...] посмотрите на ваших друзей, которые отправились на летние приключения. [...] Они могут говорить о своем путешествии как о преображении, как об опыте, который бывает «раз в жизни», но сможете ли вы заметить разницу в их поведении, в их убеждениях, в их моральных ценностях?
👍1🤔1🥱1
Forwarded from Дзённік экстрэміста
- Анархистам нужна современная позитивная программа.
- Но у нас уже есть современная позитивная программа!

Современная позитивная программа анархистов:
🔥6👏1