ЛШ поток – Telegram
ЛШ поток
3.59K subscribers
4.33K photos
124 videos
6 files
786 links
Пресс-изба пишет тут про «Летнюю школу»! Новости, фото, научно-популярный контент от наших мастерских, а еще иногда мемы.

Афиши и объявления — @lsh_afisha.

Связь с ЛШ: запросы, потеряшки и новостные поводы — @letnyaya_shkola_bot.

letnyayashkola.org
Download Telegram
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Коллективная форма жизни

Мастерская танцевальных практик провела эксперимент: участники попробовали отказаться от личного тела и индивидуальных побуждений, чтобы объединиться в колонию и существовать по ее правилам. Они договорились, как выбирать направление движений, ориентируясь на звук, по каким поверхностям им можно и нельзя передвигаться, что делать, если потеряют контакт друг с другом.

Перформеры с завязанными глазами осваивали пространство «Летней школы». Ощупывали шишки, дорожки и стены. Переступали, перетекали, переползали, перекатывались и переносились. Распадались на несколько частей, отделялись и соединялись снова. Реагировали (и нет) на провокации зрителей, захватывали и отталкивали случайных наблюдателей.

— Интересно, как перестраивается, ломается вся перцепция с долго закрытыми глазами. Настолько проще становится перемещаться группой, что когда остаешься один, приходится привыкать заново, — рассказал Миша, участник перформанса и куратор мастерской.

Мы попросили всех участников поделиться одним словом, описывающим их колонию:
— ломкая
— любящая
— любопытная
— тянущаяся
— поддерживающая
— подползу-ка-я
— стелющаяся

А как это выглядело вживую — смотрите в видео!

Текст: Яра Гуляева
Видео: Юлия Клюкина
26🔥66❤‍🔥2😁22👎1
«Вы такие комфортики»

Корреспондентка Пресс-избы пришла в гости к мастерской «PROподростков», а спустя два часа нашла себя в кругу рефлексии, пытаясь сдерживать подступающие, непонятно почему, слезы.

Вся мастерская основана на принципе соучастия:

– Мы хотели собрать не просто людей, которые делают для подростков какие-то проекты, мы искали тех, кто делает их с подростками в соавторстве, – рассказывает директор мастерской Ольга Гапонова.

Большое внимание было уделено созданию доверительного пространства, где люди с опытом реализации проектов могли подсмотреть, прощупать, обсудить с другими, свои боли, задачи, тупики и идеи.

Доверие, надо сказать, действительно включается с первых минут. Мастерская привезла в гости подростков из Дубны, чтобы они могли задать вопросы нам, а мы – им.

Начали с упражнения Джеффа: все участники паблик-тока зачитывали утверждения, заранее написанные подростками, а потом отвечали «да», «нет» или «не знаю» и занимали соответствующую сторону беседки. Мы дискутировали, есть ли смысл воспитывать подростков, существуют ли плохие люди, и кому живется проще – детям или взрослым.

Потом было время анонимных вопросов «из шапки». Когда человек становится взрослым? Есть ли лайфхаки, чтобы прожить подростковый период? И какими подростками мы, взрослые, были?

Двух часов совсем не хватает, надо на ужин, поэтому завершающая рефлексия по кругу:

— Я не могу, вы все комфортики. Просто комфортики. И мне дико нравятся такие тренинги, мне нравятся такие взрослые, которые реально выслушивают, поддерживают, твои идеи, твои мысли, – делится одна из участниц.

Нам тоже нравятся такие взрослые, и такие подростки, которые открыты к диалогу. И что-то щемит внутри, потому что обратно в 14 уже не вернуться. Сейчас остается только старательно подбирать слова с советами для ребят, чтобы дать им поддержку, опору, веру и любовь в самого себя.

Текст: Лиза Чернецкая
Фото: Слава Замыслов
4232👍11
Как просто рассказывать о сложных вещах

Вчера вечером Григорий Тарасевич, шеф-редактор научно-популярного журнала «Кот Шредингера» и сооснователь ЛШ, в рамках междисциплинарной парадигмы прочитал лекцию о пользе дескриптивных техник в рамках образовательного контекста…

Не очень увлекательное начало, не правда ли? На этот пример того, как не стоит разговаривать с аудиторией, нас вдохновила вчерашняя золотая лекция Григория Тарасевича.

«Немножко научный журналист, немножко преподаватель» (по определению самого лектора) рассказал, как превратить сложную науку в увлекательную историю. В общем-то рецепт прост:

1. Говорите о сложном, отталкиваясь от того, что хорошо знакомо человеку

Нас всех объединяет бытовой опыт, поэтому чем вы ближе к обыденному, бытовой сфере, тем более ярким и понятным будет ваше объяснение. Порой вещи, к которым мы привыкли, таят в себе удивительные истории:

Пицца Маргарита расскажет об истории Италии и возникновении национальных государств.
Унитаз поведает о физике жидкостей и законе сообщающихся сосудов.

А меренговый рулет научит школьников работе с источниками.


2. Чаще используйте волшебное слово «например»

Аудитория плохо воспринимает информацию без конкретных примеров — их проще визуализировать.

Расскажите о результатах своей педагогической практики без зубодробительных научных терминов и определений — приведите пример:

В начале учебного года Вася залезал от меня на шкаф → к концу года он исправно садился за парту.


Однако лектор отмечает: иногда все-таки полезно напустить наукообразного тумана, особенно если вам предстоит разговор на бюрократическом языке.

3. Метафора — один из лучших способов объяснить одно через другое.

Здесь важно помнить три вещи:

— Метафора должна быть универсальной, то есть знакомой и понятной вашей аудитории.

«Мальчик в клубе склеил модель» сейчас звучит совсем не так, как 50 лет назад.

— Чем «длиннее» метафора (то есть чем больше у нее общих свойств со сравниваемым предметом), тем она лучше. Объяснить геном человека через метафору книги — отличная идея: хромосомы представим томами этой книги, кодоны сравним со словами, гены вообразим главами и так далее. У нашей «геномной книги» даже есть свои корректоры.

— Метафора — это всегда упрощение, а любое упрощение искажает реальность. «Митохондрия — энергетическая станция клетки» — всем нам знакомая, но на самом деле не очень удачная метафора из учебника.

Лекция закончилась сеансом по генерированию метафор, а также психотерапией кипящей кастрюли.

Текст: Антон Позднышев
Фото: Слава Замыслов
28🔥14❤‍🔥74🤩4👍1
Спокойной ночи, «Летняя школа»

Фото: Лена Ростунова
❤‍🔥6013118🎉2🔥11
Сможете ли вы выпить, если вы пьете как струны?

Это не мы придумали, это нам нейросети подкинули. Вернее, не нам, а участникам мастерских анализа текстовых данных и «Пиши расширяй», которые попробовали научить искусственный интеллект понимать поэзию. Летнешкольники выясняли, может ли ИИ определить пол автора стихотворения или пересказать его с сохранением смысла. А результаты вы узнаете в статье.

Поймет ли нейросеть стихи?

Фото: Люка Семенова
222