Как просто рассказывать о сложных вещах
Вчера вечером Григорий Тарасевич, шеф-редактор научно-популярного журнала «Кот Шредингера» и сооснователь ЛШ, в рамках междисциплинарной парадигмы прочитал лекцию о пользе дескриптивных техник в рамках образовательного контекста…
Не очень увлекательное начало, не правда ли? На этот пример того, как не стоит разговаривать с аудиторией, нас вдохновила вчерашняя золотая лекция Григория Тарасевича.
«Немножко научный журналист, немножко преподаватель» (по определению самого лектора) рассказал, как превратить сложную науку в увлекательную историю. В общем-то рецепт прост:
1. Говорите о сложном, отталкиваясь от того, что хорошо знакомо человеку
Нас всех объединяет бытовой опыт, поэтому чем вы ближе к обыденному, бытовой сфере, тем более ярким и понятным будет ваше объяснение. Порой вещи, к которым мы привыкли, таят в себе удивительные истории:
2. Чаще используйте волшебное слово «например»
Аудитория плохо воспринимает информацию без конкретных примеров — их проще визуализировать.
Расскажите о результатах своей педагогической практики без зубодробительных научных терминов и определений — приведите пример:
Однако лектор отмечает: иногда все-таки полезно напустить наукообразного тумана, особенно если вам предстоит разговор на бюрократическом языке.
3. Метафора — один из лучших способов объяснить одно через другое.
Здесь важно помнить три вещи:
— Метафора должна быть универсальной, то есть знакомой и понятной вашей аудитории.
«Мальчик в клубе склеил модель» сейчас звучит совсем не так, как 50 лет назад.
— Чем «длиннее» метафора (то есть чем больше у нее общих свойств со сравниваемым предметом), тем она лучше. Объяснить геном человека через метафору книги — отличная идея: хромосомы представим томами этой книги, кодоны сравним со словами, гены вообразим главами и так далее. У нашей «геномной книги» даже есть свои корректоры.
— Метафора — это всегда упрощение, а любое упрощение искажает реальность. «Митохондрия — энергетическая станция клетки» — всем нам знакомая, но на самом деле не очень удачная метафора из учебника.
Лекция закончилась сеансом по генерированию метафор, а также психотерапией кипящей кастрюли.
Текст: Антон Позднышев
Фото: Слава Замыслов
Вчера вечером Григорий Тарасевич, шеф-редактор научно-популярного журнала «Кот Шредингера» и сооснователь ЛШ, в рамках междисциплинарной парадигмы прочитал лекцию о пользе дескриптивных техник в рамках образовательного контекста…
Не очень увлекательное начало, не правда ли? На этот пример того, как не стоит разговаривать с аудиторией, нас вдохновила вчерашняя золотая лекция Григория Тарасевича.
«Немножко научный журналист, немножко преподаватель» (по определению самого лектора) рассказал, как превратить сложную науку в увлекательную историю. В общем-то рецепт прост:
1. Говорите о сложном, отталкиваясь от того, что хорошо знакомо человеку
Нас всех объединяет бытовой опыт, поэтому чем вы ближе к обыденному, бытовой сфере, тем более ярким и понятным будет ваше объяснение. Порой вещи, к которым мы привыкли, таят в себе удивительные истории:
Пицца Маргарита расскажет об истории Италии и возникновении национальных государств.
Унитаз поведает о физике жидкостей и законе сообщающихся сосудов.
А меренговый рулет научит школьников работе с источниками.
2. Чаще используйте волшебное слово «например»
Аудитория плохо воспринимает информацию без конкретных примеров — их проще визуализировать.
Расскажите о результатах своей педагогической практики без зубодробительных научных терминов и определений — приведите пример:
В начале учебного года Вася залезал от меня на шкаф → к концу года он исправно садился за парту.
Однако лектор отмечает: иногда все-таки полезно напустить наукообразного тумана, особенно если вам предстоит разговор на бюрократическом языке.
3. Метафора — один из лучших способов объяснить одно через другое.
Здесь важно помнить три вещи:
— Метафора должна быть универсальной, то есть знакомой и понятной вашей аудитории.
«Мальчик в клубе склеил модель» сейчас звучит совсем не так, как 50 лет назад.
— Чем «длиннее» метафора (то есть чем больше у нее общих свойств со сравниваемым предметом), тем она лучше. Объяснить геном человека через метафору книги — отличная идея: хромосомы представим томами этой книги, кодоны сравним со словами, гены вообразим главами и так далее. У нашей «геномной книги» даже есть свои корректоры.
— Метафора — это всегда упрощение, а любое упрощение искажает реальность. «Митохондрия — энергетическая станция клетки» — всем нам знакомая, но на самом деле не очень удачная метафора из учебника.
Лекция закончилась сеансом по генерированию метафор, а также психотерапией кипящей кастрюли.
Текст: Антон Позднышев
Фото: Слава Замыслов
Сможете ли вы выпить, если вы пьете как струны?
Это не мы придумали, это нам нейросети подкинули. Вернее, не нам, а участникам мастерских анализа текстовых данных и «Пиши расширяй», которые попробовали научить искусственный интеллект понимать поэзию. Летнешкольники выясняли, может ли ИИ определить пол автора стихотворения или пересказать его с сохранением смысла. А результаты вы узнаете в статье.
Поймет ли нейросеть стихи?
Фото: Люка Семенова
Это не мы придумали, это нам нейросети подкинули. Вернее, не нам, а участникам мастерских анализа текстовых данных и «Пиши расширяй», которые попробовали научить искусственный интеллект понимать поэзию. Летнешкольники выясняли, может ли ИИ определить пол автора стихотворения или пересказать его с сохранением смысла. А результаты вы узнаете в статье.
Поймет ли нейросеть стихи?
Фото: Люка Семенова
❤22 2
Выпуск 5. Тапки МаХуКа и несправедливость в душе́ и в ду́ше
Пока вода в душах холодеет, страсти, напротив, накаляются. Из этой байки вы узнаете, что может случиться, если ходить в душ не по расписанию. А еще — что попасть впросак на «Летней школе» может даже директор мастерской (и не один). Увлекательную историю про тапки рассказывает Мария Маслова, директор Мастерской анализа текстовых данных.
«Байки под балалайку» — это возвращение легендарных «Вечерних баек», в которых мы собираем самые удивительные и смешные рассказы летнешкольников.
Пока вода в душах холодеет, страсти, напротив, накаляются. Из этой байки вы узнаете, что может случиться, если ходить в душ не по расписанию. А еще — что попасть впросак на «Летней школе» может даже директор мастерской (и не один). Увлекательную историю про тапки рассказывает Мария Маслова, директор Мастерской анализа текстовых данных.
«Байки под балалайку» — это возвращение легендарных «Вечерних баек», в которых мы собираем самые удивительные и смешные рассказы летнешкольников.
❤23❤🔥13👍4